Педагогический совет «повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на фгос» методическая разработка на тему. Повышение эффективности процесса обучения Пути повышени

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

Педагогическая технология -

  • Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.)
  • Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Волков И. П.)
  • Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)
  • Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
  • Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения
    • Технология педагогических мастерских
    • Технология обучения как учебного исследования
    • Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
    • Технология эвристического обучения
    • Метод проектов
    • Вероятностное образование (А. Лобок)
    • Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
    • "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),
    • Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (),
    • Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),
    • Дизайн-педагогика.
  2. Предметно-ориентированные технологии обучения
    • Технология постановки цели
    • Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
    • Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
    • Технология концентрированного обучения
    • Модульное обучение.
  3. Информационные технологии.
  4. Технологии оценивания достижений учащихся
    • Технология "Портфолио"
    • Безотметочное обучение
    • Рейтинговые технологии
  5. Интерактивные технологии
    • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
    • Технология проведения дискуссий
    • Технология «Дебаты»
    • Тренинговые технологии

Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей, что способствует разработке и внедрению новых педагогических технологий.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.

1. Обучение в сотрудничестве

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  • Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
  • Актуализируются полученные опыт и знания;
  • Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
  • Повышается ответственность за результат коллективной работы;
  • Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более "слабых” в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

2. Дифференцированный подход к обучению

Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками”.

Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

3. Игровые технологии

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как "игры”. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети собирают своеобразную мозаику, каждый элемент которой - государство на политической карте мира, под руководством виртуальной учительницы проводят опыты по химии и физике. В программе по английскому языку можно "подслушать” диалог чайной посуды в буфете, потренироваться в произношении новых слов.

Обучающие программы предоставляют и возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Можно самому сконструировать атом, можно увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии, из семени развивается растение, развивается промышленность и инфраструктура города и т.д. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала. Интересно, например, собирать электрическую цепь, выбирая из виртуальных ящичков необходимые элементы. И если лампочка "перегорела” - можно вбросить ее в "мусорное ведро” (тоже виртуальное) и взять другую, с иными характеристиками.

Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.

4. Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.

Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятельности. Если учащийся владеет приемами программирования, то в этом случае он имеет возможность глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ. В моей практике имеются примеры разработки таких проектов - моделирование диффузии, движения броуновской частицы, баллистического движения. Один из учеников создал самостоятельно цикл виртуальных лабораторных работ по курсу физики 8 класса.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Пути повышения эффективности обучения

Рассмотрим главные пути повышения эффективности обучения:

    Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

    Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

    Наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

    Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

    Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей. Главное – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

    Сокращение времени на контроль знаний, умений и навыков учащихся, особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

    Уровень общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

В своей педагогической практике использую на уроке проектор для просмотра презентаций по определенным темам. Учебное учреждение работает по стандартной классно-урочной системе. У детей старших классов по 7 уроков ежедневно. Поэтому учащимся каждый день необходимо уделять много времени на выполнение домашнего задания по 6, а иногда и 7 предметам. Некоторым предметам необходимо уделить особое внимание, а другие необходимы для общего развития. Проблема в том, что факультативы проводятся в неурочное время, дети даже после определенного отдыха, не в состоянии воспринимать материал. Я считаю, что необходимо ввести модульное обучение, при этом классы должны быть мобильными то есть у детей должно быть право выбора предмета, который им необходим для освоения профессии в будущем.

Пути повышения эффективности учебы

Что планируете сделать

Риски

1

Модульное обучение

Вести обучение модулями по отдельным предметам.

Не все предметы можно объединить в модули

2

Мобильные классы для старшей школы

Дети должны изучать основные предметы для общего развития. Но должны быть введены профильные предметы с правом выбора, причем читаться эти предметы должны не после всех уроков, а в начале учебного дня. Например, на 2-ом уроке у части детей математика, у других – право, у третьих иностранный.

Не достаточно количество детей в старших классах для организации данного способа организации учебного процесса.

3

Допрофильное обучение в средней школе

Ввести факультативы по математике, для того чтобы привить у детей любовь к изучению математики и в дальнейшем их соорентировать на выбор будущей профессии.

Возможно выбор факультатива у детей будет не осознанный, а сделан по желанию родителей.

Дистанционное обучение

Разработать дистанционные курсы по некоторым темам для самостоятельного изучения, тем самым освободить время для изучения более сложных и важних тем

Не у всех детей есть доступ к интернету, потому не все дети свогут самостоятельно изучить предложенный курс.

Кейс-технологии ,

Наглядность просто необходима. Вводить поэтапно. и

Подготовка к уроку занимает много времени, поэтому учитель может просто не успеть подготовиться к таким урокам.

инфографика

Использовать инфографику для уплотнения информации. Учащиеся наперед должны проработать тему и составить инфографику

Необходимо время для того чтобы детей научить составлять инфографику.

Симуляции (ситуативное моделирование) – это имитационные игры, которые имеют более сложное построение. Они подразумевают созданные учителем ситуации, во время которых ученики копируют процедуры (в упрощённый вариант), связанные с деятельностью социальных институтов общества. Темами могут служить экономическая, политическая и культурная жизнь общества. Это своеобразные ролевые игры с использованием чётко определённых (за законом или традицией) ролей и шагов. Их выполняют исполнители: общественные, парламентские, судовые слушанья, ассамблеи, заседания комиссий, политические дебаты и т. п. Готовя учеников к симуляции, учитель должен не только распределить роли, но и выяснить последовательность действий и высказываний каждого исполнителя (например, беря за основу обязанности судьи или главы парламента). Регламент всей симуляции строится за чётким сценарием, который должен совпадать с протекание подобной процедуры и в реальной жизни.

Хоть симуляция и является «миниатюрной» версией реальности и приближается к ролевой игре, однако она отличается от неё. Целью её является не предоставление поведения конкретных личностей, а иллюстрирование определённых явлений и механизмов (процедура принятия решения в органах местного самоуправления, механизм роста прибыли предприятия, функционирование свободного рынка). Поэтому симуляция даёт возможность ученикам глубоко вжиться в проблему, понять её из нутрии .

Йога-нидра:

9. Приносит в жизнь человека радость, благополучие, самоосуществление и удовлетворение.

10. Пробуждает врожденный внутренний разум.

11. Приносит непоколебимую уверенность в себе.

12. Вызывает медитацию.

Мы, вероятно, могли бы перечислить еще полсотни полезных свойств, однако сказанного достаточно, чтобы показать, какую огромную пользу вы можете получить от регулярной практики йога-нидры.

Йога-нидра и крийя-йога

Йога-нидра очень полезна в качестве подготовки к крийя-йоге. Важную часть крийя-йоги составляет восприятие различных чакр и центров кшетрам в человеческой структуре. Необходимо пробуждать чувствительность к конкретным частям тела. Это можно делать с помощью метода, который мы вскоре опишем - техники 6. Мы рекомендуем ее в качестве помощи в практике крийя-йоги.

Разновидности йога-нидры

Существуют сотни различных видов йога-нидры. Почти не существует пределов разнообразия, которые учитель может вносить в свои уроки. Одни виды могут даваться для устранения болезней, другие для избавления от тупости. Некоторые даже могут преподаваться специально для вызывания глубокого сна; примером служит техника 5, которую мы описали в третьей части. Учителю следует выбирать практику в соответствии со своей интуицией и благоразумием.

Наибольший простор для разнообразия дает стадия визуализации. Вот несколько примеров:

Истории могут охватывать огромное количество различных сцен; единственным ограничением является сила вашего воображения. Вы можете описывать истории, происходящие в джунглях, горах, отдаленных странах; можно использовать даже сказочные истории и описания межпланетных путешествий - всё, что вам позволяет воображение.

Объекты для визуализации также бесконечны. Вы можете использовать любой объект, но старайтесь выбирать их, руководствуясь интуицией.

Ауру тоже полезно визуализировать. Цель состоит в том, чтобы зрительно представлять себе праническое тело и, возможно, золотой шнур, выходящий из пупка. Это более трудная практика, которую следует выполнять только продвинутым практикующим. Ее можно сочетать с практикой прана видьи (познания праны).

Путешествие во времени - прекрасная практика, в ходе которой человек старается прослеживать свою жизнь в обратном порядке. Вы должны шаг за шагом двигаться в прошлое, осознавая возникающие при этом чувства и переживания. Путешествовать во времени можно проходя через события этого же дня, затем назад к прошлому году, своему детству, рождению и, возможно, даже дальше. Практика требует глубокого расслабления и опытного учителя. Это хороший метод избавления от травм детства и высвобождения подавленных переживаний.



Музыка тоже может быть частью практики йога-нидры, особенно в сочетании с круговым движением осознания через чакры. Этой практике нельзя научиться по книге. Это очень мощный метод. Если он вас интересует, то мы рекомендуем вам обратиться к учителю, который любит музыку.

Существует еще очень много своеобразных видов йога-нидры. В трех прошлых уроках и в этом уроке мы описали шесть разных техник. Они охватывают широкий диапазон возможностей, которые послужат вам ориентирами при планировании вашей собственной практики. Однако лучше всего обратиться копытному учителю за непосредственным личным руководством.

Практика

Узелки на память

Занимаясь йога-нидрой, помните следующее:

Расслабляйтесь, но не спите.

Осознавайте; не сосредоточивайтесь.

Сохраняйте позицию свидетеля - не теряйтесь в мечтаниях ума.

Не двигайтесь.

На протяжении всей практики держите глаза закрытыми.

Не пытайтесь интеллектуализировать или понимать процесс йога-нидры. Просто следуйте ему и выполняйте практику.

Техника 6

Описанная ниже практика состоит из десяти стадий:

1. подготовка;

2. погружение тела;

3. осознание ритмичного дыхания;

4. санкальпа;

5. визуализация - осознание тела;

6. психические центры - круговое движение осознания;

7. психические центры - визуализация;

8. осознание межбровного центра;

9. санкальпа;

Завершение.

Стадия 1: подготовка

Лягте на одеяло лицом вверх.

Расстегните или распустите всю свою одежду, чтобы чувствовать себя совершенно удобно.

1. Одним из путей повышения эффективности урока (по любому учебному предмету) является создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

Периодически на страницах педагогической печати возникает проблема о перегрузке учащихся. Это объясняется порой объективными причинами (недостатки программ, перегрузка учебного плана и пр.), но есть причины, зависящие только от учителя. Рассмотрим рабочий день школьника. Обычно он проводит 5–7 часов в школе, выполнение домашнего задания даже по официальным нормам занимает от 1 до 3–4 часов. Таким образом, рабочая неделя старшеклассников составляет более 60 часов. У них почти не остается времени на занятия спортом, искусством, творческой деятельностью и пр. , а отсутствие этих видов деятельности сказывается на общем развитии учащихся. Однако, если внимательно проанализировать эту ситуацию, то можно заметить, что дело обстоит несколько иначе.

Представим, например, традиционный урок по гуманитарному предмету (история, литература и пр.): в течение 15–20 мин. учитель опрашивает двух-трех учащихся, весь класс в лучшем случае слушает. Потом около 20 мин. учитель пересказывает содержание параграфов из учебника, учащиеся опять только слушают. После этого – задание на дом и несколько вопросов на закрепление. Но в этом случае и закреплять нечего, учащиеся на уроке ничего не изучили, они только слушали, они могут лишь механически повторить полученную информацию, поэтому они вынуждены дома учить все заново, многие и дома не учат. Это пример плохого урока, но такие еще встречаются и довольно часто.

Поэтому при подготовке к уроку учитель должен не только продумать объем информации, с которой будет знакомить учащихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволят учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и пр.), а не второстепенный материал. С этой целью педагоги-новаторы (В. Ф. Шаталов, например) с успехом используют опорные сигналы, схемы-конспекты и проч. средства, предотвращающие забывание. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. Тогда и учащимся не нужно будет тратить его впустую, тогда у них появится возможность заниматься спортом, искусством и т. д.

2. Следующий, не менее важный путь повышения эффективности урока – это создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

Как правило, учитель в процессе подготовки к уроку ориентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учащихся (большее количество задач для них, например), а какие-то иные приемы работы с ними. Не случайно В. Ф. Шаталов при проведении уроков ориентируется не на средних учащихся, а на слабых. У него своеобразная методика, к которой учащиеся привыкли. Он, например, дважды и трижды повторяет новый материал. Более сильные учащиеся, если они осмыслили материал с первого раза, мысленно повторяют его вместе с учителем, а слабые следят за логикой учителя второй раз (или третий), чтобы уловить момент, где они чего-то не поняли. Необходимо наряду с фронтальными формами работы (работа с классом) использовать групповые формы (взаимопроверка, консультирование и пр.).

3. Следующий путь повышения эффективности урока – это наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

Структура урока – это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся.
А это, в свою очередь, зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке. Если учитель хочет «рассказать», «показать», «ознакомить» (из таких целей исходят, по данным И. П. Раченко, около 60 % учителей), то он планирует только характер своей деятельности, если же исходит из целей типа: «установить», «уяснить», «найти», «определить», «сформулировать», то это значит, что он ориентируется на активную работу самих учащихся.

4. Следующий путь повышения эффективности урока – это увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке . Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

Главной парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают.

5. Повышению эффективности урока во многом способствует соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.

Рассматривая сущность процесса обучения мы отмечали, что главное здесь – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи – это постоянное повторение пройденного материала. Опытные учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а увязывают изучаемый материал и с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления. Постоянное осуществление внутрипредметных связей позволяет учащимся усваивать определенные понятия, законы не только в процессе непосредственного изучения, но и при изучении других тем, т. е. всегда помнить о важнейших положениях изучаемого предмета.

Осуществление межпредметных связей зависит от специфики других учебных предметов (гуманитарные, естественно-матема-тические). Каждый учитель должен знать, что изучают его ученики в данный момент по другим предметам. Для этого учителя должны постоянно обмениваться информацией о том, что проходят их ученики в данный момент.

6. Одним из своеобразных путей повышения эффективности урока является сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся , особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки. С этой целью необходимо использовать разнообразные технические средства (компьютеры, различного рода карточки-задания, анкеты с вопросами, где учащимся надо выбрать нужный ответ или ответить словами да нет), можно использовать взаимопроверку (без выставления оценок, как это делает В. Ф. Шаталов). Каждый учитель может разработать собственную систему контроля.

7. Эффективность урока во многом определяется уровнем общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

С развитием телевидения резко стал падать удельный вес книги в образовательном процессе, а, значит, у учащихся менее эффективно развивается воображение. Поэтому надо учить работать с книгой (учебником) именно на уроке, именно на уроке школьники должны учиться находить нужный материал в учебнике, уметь выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, тезисы прочитанного, уметь конспектировать и т. п.

Не требуется сегодня также производить даже простые арифметические действия, для этого с успехом применяются калькуляторы. Но ведь процесс умственных вычислений способствует развитию интеллекта учащихся, поэтому каждый учитель должен способствовать формированию соответствующих навыков у учащихся на уроке.

Это лишь некоторые, наиболее общие пути повышения эффективности урока, которые показывают, что учитель не должен ограничиваться сообщением определенного объема учебной информации в готовом виде, что изложение учебного материала должно учить учащихся думать, которые не только должны получать информацию, но познавать способы усвоения сведений об окружающем мире, овладевать процессом познания, получать элементарные представления об общих и частных методах познания. В процессе изложения материала на уроке необходимо постоянно ставить задачи перед учащимися: «попробуй предположить», «докажи, сколько здесь возможных решений», «какие решения более рациональны» и т. п.

Требования к уроку

Для реализации вышеназванных путей повышения его эффективности необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к современному уроку:

1. На каждом уроке должно соблюдаться единство образовательной, развивающей и воспитывающей целей. Каждый урок должен способствовать реализации важнейших закономерностей процесса обучения .

Сообщая определенные знания на уроке, необходимо развивать мышление учащихся, способствовать их умственному развитию и формировать соответствующее отношение к окружающей их действительности, прививать им навыки поведения на основе этих отношений. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретаемые знания определяли поведение учащихся, чтобы у них формировались качества личности, необходимые для любого будущего вида трудовой деятельности (культура на рабочем месте, ответственное отношение к качеству выполнения задания, преодоление трудностей при их выполнении и т. п.).

Повышение эффективности процесса обучения истории на основе использования информационных технологий (педагогический эксперимент)

Общая характеристика опыта

Сущность эксперимента заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения истории посредством широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении, возможность самореализации через исследовательскую деятельность, создание презентаций; приобрести знания об особенностях работы с историческими источниками, умения анализировать различную информацию, работать в сети Интернет, пользоваться электронными учебниками и электронными энциклопедиями; совершать виртуальные экскурсии в лучшие музеи мира.

Обновление исторического образования, появление новых педагогических технологий, внедрение которых немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов, крайне важно для подрастающих поколений. Выпускник XXI в. будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому и возникла потребность превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него качества, необходимые для успешной интеграции в общество.

Актуальность опыта не вызывает сомнений, поскольку позволяет разрешить противоречия, возникающие между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, с теми целями, которые ставит перед собой ученик, способный достичь высоких результатов обучения, полезные практические навыки, самореализоваться; между базой знаний, умений и навыков и современными требованиями, предъявляемыми к личности.

С целью разрешения противоречий возникла необходимость повышения эффективности исторического образования, которая позволит поставить во главу угла педагогического развития личности непосредственное участие учащихся в выработке стратегии и тактике учебной деятельности, обеспечить индивидуальное продвижение учащихся, создать исследовательскую атмосферу урока, позволит развивать творческие способности личности.

Итак, основная цель работы с учащимися - определение путей повышения эффективности обучения истории на основе широкого внедрения информационных технологий. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи :

  • 1. развитие учебно-информационных навыков;
  • 2. повышение уровня обученности учащихся за счёт обеспечения индивидуального продвижения и применения активных методов обучения;
  • 3. расширение исторического кругозора за счет включения в изучение исторических процессов документального материала, видеоматериалов, ресурсов сети Интернет;
  • 4. воспитание информационной культуры.

Теоретической основой опыта является теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю. К. Бабанского, в частности, выделенные им общие способы оптимизации обучения, такие, как комплексное планирование задач, конкретизация всех компонентов учебного процесса, выделение главного, существенного, дифференцированный подход к ученикам, сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего для данной ситуации, оперативная коррекция методов, средств и форм обучения, ориентация на экономное расходование времени, условий и средств. Однако достичь наивысших результатов при наименьших затратах времени возможно лишь при наличии высокого познавательного интереса. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только «от случая к случаю» провести интересный урок. Здесь, как и во всём остальном, необходим комплексный подход. Познавательный интерес - один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счёт деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в рамках исторического образования. Структура учебной деятельности в общей структуре деятельности (А. Н. Леонтьев) представлена тремя основными компонентами: учебная задача; учебные действия и операции; действия оценки и контроля (В. В. Давыдов, А. К. Маркова Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983. - С. 45., Д. Б. Эльконин и др.). Учебная задача представлена как цель учебной деятельности, сформулированная перед учащимися в виде обобщённого задания на предметной основе. Учитывая, что использование приёмов исследовательской и учебной деятельности в обучении способствует развитию учащихся и овладению методами познания, оптимизации процесса обучения по времени, а также формирует у школьников навыки учебного труда, было предположено, что сочетание этих двух видов деятельности будет способствовать повышению эффективности процесса обучения учащихся истории. Применение компьютерных технологий на уроках истории повышает качество образования через оптимизацию организации учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, экономию времени за счёт ускорения процесса отбора и систематизации информации, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе средств мультимедиа.

Отсюда ведущей педагогической идеей опыта является концепция интерактивного обучения на основе внедрения информационных технологий, так как средства мультимедиа способны «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог.

При этом компьютер используется на всех этапах обучения:

  • - как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;
  • - как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков;
  • - как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности;
  • - как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;
  • - как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений;
  • - для осуществления дистанционного обучения с учащимися.

Ведущими принципами педагогической деятельности являются:

  • 1. Опора на субъективный опыт учащихся.
  • 2. Учёт индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы, класса и каждого ученика в отдельности, как в личностном развитии в целом, так и во владении компьютером в частности.
  • 3. Системность использования компьютера на уроках разных типов.
  • 4. Установление взаимосвязи материалов электронных учебников и других средств мультимедиа с традиционным учебником.
  • 5. Организация сотрудничества учителя и учащихся, предполагающая планирование, реализацию и оценку, как процесса, так и результата обучения.
  • 6. Реализация творческих возможностей ученика.
  • 7. Организация самоконтроля по этапам работы в соответствии с объективными требованиями.
  • 8. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.

Новизна опыта состоит в комбинации известных методик и в усовершенствовании некоторых сторон процесса обучения, в том, что он позволяет увидеть пути повышения эффективности преподавания истории посредством включения информационных технологий в каждый урок и во внеклассную деятельность.

Трудоёмкость опыта заключается в отборе материала для каждого урока и необходимости обучения учащихся новым для них видам деятельности. коммуникационный электронный обучение познавательный

Доступность опыта проявляется в том, что выпущено достаточно много средств мультимедиа по истории, поэтому каждый учитель имеет возможность в контексте изучения всемирной истории их использовать и тем самым повышать интерес к истории, оптимально строить учебный процесс.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ средние школы №№

Работа по теме опыта была организована в 7-х - 11-х классах. При решении задач исследования и проверке результатов опыта использовался ряд взаимодополняющих общенаучных и педагогических методов.

  • 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование, проектирование, обобщение, научное прогнозирование.
  • 2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок; опросно-диагностические методы, включающие анкетирование, тестирование, интервьюирование; обобщение собственного опыта и опыта передовых учителей; анализ результатов письменных самостоятельных, контрольных и творческих работ учащихся; опытно-экспериментальная работа.
  • 3. Математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Перед началом работы у учащихся были исследованы учебно-информационные навыки по методике П. И. Третьякова, несколько модифицированной на подготовительном этапе эксперимента.

Методика определения уровня обученности школьников (автор П. И. Третьяков)

Уровни обученности, согласно П. И. Третьякову, таковы.

  • 1) Различение . Ученик только отличает данный учебный элемент от аналогов. Остановка на этом этапе означает, что в дальнейшем ученик сможет лишь констатировать, что знания были получены, но не сможет их воспроизвести. На вопросы учителя отвечает односложно, пытаясь угадать правильный ответ.
  • 2) Запоминание . Обучающийся может пересказать содержание учебного материала механически, отвечает на вопросы только репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии.
  • 3) Понимание. Предполагает нахождение существенных признаков и связей предметов и явлений, вычленение их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различия, сопоставление с имеющимися знаниями.
  • 4) Простейшие умения и навыки . Характеризуется тем, что умения проявляются как закреплённые способы применения знаний в практической деятельности, навыки как умения, доведённые до автоматизма. Обучающийся умеет применять на практике полученные знания, решает учебные задачи на основе усвоенных законов и правил, а также алгоритмов деятельности, вскрывает причинно-следственные связи.
  • 5) Перенос. Предполагает обобщение, перенос ранее освоенных закономерностей в новую ситуацию, решает проблемные учебные задачи, в том числе и нетрадиционными способами.

Кроме того, существует и другая классификация уровней обученности: катастрофический, критический, допустимый, или тревожный, и оптимальный. Следуя методикам П. И. Третьякова и Н. Н. Решетникова, в диагностический анализ введено четыре уровня обученности учащихся:

  • 1. оптимальный (красный цвет) - с заданиями справляются 95-100 %;
  • 2. тревожный (зелёный цвет) - 75-94 %;
  • 3. критический (синий цвет)- 55-74 %;
  • 4. катастрофический (жёлтый цвет) - ниже 55 %.

Диагностика по индикатору «Отношение к предмету «История» была построена на основе анкеты для учащихся 7-х - 11-х классов «Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам», представленной в работе П. И. Третьякова.

  • 1. Укажите Ваш пол.
  • 2. В таблицах 2, 3 укажите балл, соответствующий варианту вашего ответа: 4 - всегда;
  • 3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда.

Оценка уровня интереса к предмету: 1,6-2,6 (40-64 %) - низкий уровень; 2,7-3,4 (65-84 %) - достаточный уровень; 3,5 и более (более 85 %) - оптимальный уровень.

Методика обработки анкеты

  • 1. Для каждого ученика вычислить средний балл по каждому критерию.
  • 2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе критериев и соотнести с числом анкетируемых.
  • 3. На основании полученных данных построить диаграммы уровня интереса к предмету:

Начальный период работы с детьми характеризовался следующими показателями: Допустимый уровень обученности имели 32 % учащихся 10-х - 11-х классов, 24 % - 7-х - 9-х классов, критический - 44 % учащихся 10-х - 11-х классов и 60 % - 7-х - 9-х классов, оптимальный - 24 % учащихся 10-х - 11-х классов и 16 % учащихся 7-х - 9-х классов. Уровень интереса учащихся к предмету история также оказался в целом невысоким: низкий уровень - у 50 % старшеклассников и 63 % 7-х - 9-х классов, достаточный - у 29 % старшеклассников и 26 % учащихся 7-х - 9-х классов, оптимальный - у 21 % и 11 % учащихся 7-х - 9-х классов. Предполагаемые причины сложившейся ситуации: 1) недостаточное использование педагогами природного потенциала учащихся; 2) недостаточное использование педагогами развивающих технологий; 3) низкий уровень учебной мотивации учащихся. С учащимися, имеющими критический уровень, была организована дополнительная работа по их развитию.

Технология опыта

Педагогами и методистами были намечены пути реализации концепции интерактивного обучения на основе внедрения информационных технологий:

  • - вводить мультимедийные средства в перспективное планирование через выделение специального раздела в тематическом плане;
  • - определить цели, задачи, содержание деятельности по теме опыта;
  • - определить виды деятельности по возрастам в урочное и внеурочное время;
  • - спрогнозировать результат обучения;
  • - определить методику работы на уроке и во внеурочное время.

Осуществлялся отбор методик, с помощью которых осуществляется мониторинг учебного процесса. Отслеживание результатов проводилось по трём параметрам:

Параметр

Чем измеряется

Как измеряется

Сроки проведения

Обученность

Контрольно-методические срезы по методике П. И. Третьякова.

Тематические итоговые контрольные работы.

Нулевой срез.

Четверть

Полугодие

Обучаемость

  • 1-й уровень
  • 2-й уровень
  • 3-й уровень

Контрольно-методические срезы по модифицированной методике П. И. Третьякова и И. Б. Сенновского.

Сентябрь

Уровень развития

общеучебных умений и навыков

Мыслительные.

Информационно-коммуникативные.

Организационные и рефлексивные.

Контрольно-методические срезы на сформированность навыков. Наблюдения на уроках и при самоподготовке.

Сентябрь

К мыслительным общеучебным умениям и навыкам в данном случае были отнесены умения: 1) разделять процессы на этапы, звенья; 2) выделять характерные причинно-следственные связи; 3) определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого; 4) сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; 5) определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; 6) комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

К числу информационно-коммуникативных были отнесены следующие ОУУН: 1) передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде, в соответствии с целью учебного задания, 2) проводить информационно-смысловый анализ текста; 3) использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 4) создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно); 5) составлять план, тезисы конспекта; 6) владеть монологической и диалогической речью, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); 7) приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы; 8) и др.

Под организационными и рефлексивными ОУУН понимались умения учащихся: 1) самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), 2) оценивать её результаты; 3) определять причины возникших трудностей и пути их устранения; 4) осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Была разработана программа работы учителя истории с применением компьютерных технологий:

  • - проведение уроков с использованием медиаресурсов;
  • - организация работы по созданию ученических презентаций;
  • - осуществление контроля качества знаний учащихся, как итогового, так и текущего;
  • - организация проектной деятельности учащихся;
  • - организация самостоятельной работы учащихся по различным направлениям в урочное и внеурочное время.

Были предусмотрены следующие виды деятельности:

  • - знакомство с историческими событиями, которое сопровождается показом видеофрагментов, фотографий;
  • - изучение истории культуры через показ репродукций картин художников, «посещение» крупнейших музеев мира;
  • - изучение нового материала и обобщения на основе демонстрации графического материала (таблицы, схемы);
  • - работа с картой, которая предусматривает её «оживление»;
  • - «погружение» с помощью видеоматериалов в историческое пространство и историческое время;
  • - активизация учащихся с различными типами восприятия за счёт прослушивания различного рода аудиозаписей, просмотра видеофрагментов, одновременного прочтения и прослушивания.

Компьютер при этом не только восполняет недостаток информации, но и даёт возможность стать участником сетевых олимпиад, викторин, конкурсов, участвовать в творческих проектах.

  • · мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории, которые обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта и предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся;
  • · электронные библиотеки по курсу истории, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединённых единой системой навигации и ориентированных на различные виды познавательной деятельности, в том числе исследовательскую и проектную. В состав электронных библиотек входят тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов, фотографии, анимации, таблицы, схемы, диаграммы, графики, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы;
  • · электронные базы данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для фронтальной и индивидуальной работы. Эти программные продукты включают в себя комплекс заданий по истории и системы комплектования тематических и итоговых работ, с учётом индивидуальных особенностей учеников;
  • · игровые компьютерные программы. Они используются для внеклассной работы.

Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий является применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории. Достоинствами их является наличие большого количества анимированных исторических карт, использование видеофрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что, в конечном итоге, отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

При этом урок предполагает несколько стадий в изучении материала:

  • 1) Информационная стадия, в процессе которой ученику предлагаются готовые исторические понятия, но без неё невозможно обучение исследовательским навыкам, так как, по мнению Л. С. Выготского, осознание проходит через усвоение научных понятий. На этом этапе у учащихся формируется понятийный аппарат.
  • 2) Мотивационная стадия. Её главная задача - вовлечение в процесс обучения, принятие учащимся учебной задачи. Большую роль здесь отводится проблемным вопросам, логическим заданиям, заданиям на сравнение текстов, работе с картами, документами, таблицами.
  • 3) Диалогическая стадия. Она строится на высказывании мнений, диалоге. Организуется в форме работы в группах. Включает в себя поиск компромиссов, формирование выводов, обобщений.
  • 4) Проективная стадия, предполагающая групповую проектно-исследовательскую работу. Эта стадия допускает минимальную роль учителя.

Отбор методов обучения на уроке также соответствует поставленным задачам и предполагает активную позицию ученика. Урок сопровождается презентацией, подготовленной учителем совместно с учащимися (Приложение № 2).

В процессе педагогической деятельности учитывались рекомендации психолога И. А. Зимней, которая предлагает для повышения эффективности обучения учитывать следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:

Создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний. Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение уже имеющихся в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Лёгкий материал не вызывает интереса. Однако трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, поэтому необходимо научить школьника пользоваться имеющимися ресурсами, помочь ему приобрести необходимые учебно-информационные навыки, навыки работы с различными программами и различными ресурсами, элементарные навыки создания собственных ресурсов.

Эмоциональная окраска достигается за счёт включения в процесс обучения ярких эпизодов исторического прошлого в сочетании с живым словом учителя Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., 2001. - С. 226..

Активные методы обучения. Необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности с применением мультимедийных и аудиоучебников, ресурсов Интернета, тематических компакт-дисков. Активную поисковую деятельность, к примеру, можно организовать по материалам Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (БЭКМ). Например, обращаем внимание учащихся на термин «хроника» и просим объяснить его с помощью «Словаря» БЭКМ. Ученики находят разъяснения в «Толковом словаре иностранных слов Л. П. Крылова» БЭКМ. По ходу работы с материалами энциклопедии предлагаем им составить конспект (хронологический - оценка «4», синхронистический - оценка «5»).

Хронологический конспект «Главные события Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.»

Синхронистический конспект «Главные события Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.»

На уроке учащиеся работают в индивидуальном режиме. Учитель выполняет роль консультанта, направляет, корректирует учебную деятельность учащихся. В качестве консультанта иногда выступают школьники. С этой целью даются индивидуальные задания:

Для организации диалогической стадии урока, для побуждения к высказыванию мнений была предусмотрена работа в группах. Она включает в себя поиск компромиссов, формирование выводов, обобщений на основе представленных на экране мультимедийного проектора различных точек зрения на одну и ту же проблему. К примеру, даются три точки зрения на начало и основные этапы Гражданской войны в России 1917 - 1922 гг. и вопросы для обсуждения.

1) По Александру Данилову:

2) По Юрию Полякову:

3) В советской историографии:

Вопрос для обсуждения: Каков подход историков к анализируемому событию: к началу, к этапам гражданской войны? Аргументируйте ответ.

Возникает диалог, и рождаются новые аргументы в анализе события.

На основе информационных технологий проводились уроки-практикумы. Для этого, при использовании дифференцированного подхода, составлялась система заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями обучения.

Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста, узнавание в нём изученных фактов, событий, явлений, заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста, составление простого плана по известному ученикам типу.

На преобразующем уровне вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нём основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учениками для раскрытия изучаемой темы); составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем, подготовка небольших рефератов, докладов.

На творческо-поисковом уровне предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения, положений нескольких документов; выявление линий сравнения таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильная поисковая деятельность по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, подготовка творческих сочинений См.: Градова А. Управление познавательной деятельностью учащихся//Учитель. - 2004. - № 6. - С. 76-80; 2005. - № 2. - С. 67-72..

Урок-практикум проводится с целью показать, что исторический документ - главный источник исторических знаний, научить школьников работать с ним. Нетрадиционная форма урока даёт ряд преимуществ, как для ученика, так и для учителя. Суть их заключается в следующем: электронная форма документов снижает психологическое напряжение, вызванное условиями работы с новым источником, и он приступает к работе в более спокойном и уравновешенном состоянии, чем во время обычного практикума. Учитель, со своей стороны, во время практикума только направляет учащихся, помогая им формулировать ответы на поставленные в начале урока вопросы Кузина А. Учебные задачи на уроках истории//Учитель.2002. - № 6. - С. 24-25.. Таким образом, происходит значительная экономия физических и душевных сил, а также времени, как со стороны учителя, так и со стороны учащегося.

В 10-х - 11-х классах проблема оптимизации обучения истории осложняется концентрической системой построения курса, принятой в школах, где проводился данный педагогический эксперимент. С учётом сокращения часов, отводимых на преподавание истории, становится понятно, что изучать различные исторические периоды можно только бегло. Известно, что к 10-му классу многие ученики забывают фактический материал, и изучать историю на проблемном уровне (как предполагает третий концентр) достаточно сложно. У учеников зачастую нет ни времени, ни желания восполнить «потерянные» знания, в частности, из-за перегрузок, которые испытывают ученики старших классов. Обычно дополнительно занимаются историей те ученики, которым это нужно для поступления в ВУЗы См.: Островский О. Б. О формировании интереса учащихся к истории//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. - № 10. - С.17-27.. Повысить интерес к предмету и эффективность обучения в ходе эксперимента удавалось через создание мультимедийных презентаций. Устойчивый интерес, который проявляли в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:

  • - необычностью предложения, которое само по себе привлекательно;
  • - необходимостью работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию;
  • - возможностью использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет;
  • - публичностью защиты, т. е. тем, что работа будет оценена не только учителем. Такая открытость результатов повышает у школьников чувство ответственности за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку учащихся, с другой стороны;
  • - создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества, что само по себе привлекательно для старшеклассников;
  • - для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний.

Презентации создавались как подведение итогов пройденного материала, при изучении нового материала, как подбор медиаресурсов к определённой теме урока, при помощи которых можно «конструировать» урок, создавать контрольные тесты. Для создания презентаций учащиеся объединялись в микрогруппы, что дало возможность работать в сотрудничестве, а значит, взаимно обогащать друг друга. При создании таких групп, разумеется, учитывались уровень общеобразовательной подготовки учащихся по истории и взаимные симпатии и антипатии школьников, чтобы те чувствовали себя комфортно. Что касается ролей, то они могут быть следующими:

  • 1. Главный редактор - распределяет работу, контролирует процесс создания презентации.
  • 2. Редактор текста - подбирает, редактирует текст, создаёт текстовые файлы.
  • 3. Редактор программы EXCEL - создаёт диаграммы, графики, таблицы.
  • 4. Редактор программы POWER POINT - вставляет в текстовые файлы звук, фото, видеофрагменты.

Каждый учащийся осуществляет поиск информации в различных источниках по своему «профилю». Главный редактор изучает возможности информационной среды для поиска необходимой информации, получает консультацию учителя (или же получает её в информационном центре школы).

Следующий этап - определение темы, целей и прогнозируемых результатов деятельности учащихся. Тема определяется учителем. Любая работа начинается с постановки цели. Так, например, при изучении темы «Смутное время в России», учащимся было предложено подготовить презентацию для урока изучения нового материала. Конкретные вопросы по теме касались деятельности русских монархов эпохи Смутного времени. От учащихся требовалось:

  • - знать основные события Смутного времени;
  • - уметь самостоятельно осуществлять поиск информации в различных источниках, анализировать и отбирать главное, грамотно и лаконично оформлять мысль, воплощая её в тексте файла, формировать собственную позицию, то есть проявлять творчество.

Изучая вопрос смены правителей, учащиеся обращались к причинам этого явления и основным событиям. В процессе работы школьники учились сотрудничать, сосредотачиваться над работой, сопоставлять свои знания и умения с тем, что знают и умеют товарищи, согласовывать свои действия.

При работе над презентацией использовались обычные для традиционной школы печатные ресурсы, которые можно задействовать для создания текстовых файлов, сканировались рисунки, фотографии. Кроме того, были даны рекомендации по поиску информации в следующих мультимедийных продуктах и сети Интернет: «Энциклопедии истории России. 862 - 1917» (комплексное справочное издание) и сайте «Смутное время на Руси». При этом поощрялся поиск собственных источников информации.

Большой интерес проявили учащиеся к работе над презентациями-«конструкторами». В этом случае, работая над презентацией, ученики создают систематизированный набор иллюстраций, статистических данных, описаний, подборку документов к определённой теме программы. Из полученного материала можно конструировать уроки в разноуровневых классах и разных параллелях по одинаковым темам. Такие задания можно давать и после изучения темы как демонстрационный материал для повторения пройденного материала, и как опережающее задание при подготовке к новому уроку. Привлекательны эти задания тем, что результат работы можно использовать в основной и средней школе в ходе изучения совпадающих тем. При этом у учащихся повышается чувство ответственности за результат работы, так как им предлагается провести вместе с учителем урок изучения нового материала в классе основной школы. В сущности, создаётся своеобразная база данных по определённой теме программы. Презентацией она является потому, что учащиеся должны представить ученической общественности (классу) оформленные результаты своего труда. При этом, учитывая все требования к мультимедийным ученическим презентациям, учащиеся должны ответить на вопросы, если они возникнут (требование избыточности). Например, в курсе всеобщей истории в разных параллелях есть близкие темы «Великие географические открытия и их последствия» (6-й класс) и «Великие географические открытия и начало колониальной экспансии» (10-й класс), где одним из вопросов является освещение доколумбовых цивилизаций Америки. Иллюстративный материал по этому вопросу достаточно скуден. Поэтому в ходе эксперимента ученикам было предложено создать презентацию, основанную на иллюстративном материале по теме «Цивилизации доколумбовой Америки». Задание дано было трём группам по следующим темам: «Цивилизация майя», «Ацтекская цивилизация» и «Цивилизация инков». Для учеников 10-х классов такая работа предполагает повторение базовых знаний по теме; самостоятельный поиск информации, анализ и синтез полученных данных при создании презентации; применение полученных знаний на практике. При создании презентаций вырабатываются требования к информации, тексту, оформлению работы, представлению работы (Приложение № 1).

Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и повышения эффективности обучения, является проектный метод. В ходе педагогического эксперимента был обогащён опыт использования компьютерных технологий в проектной деятельности школьников. Подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска позволили повысить эффективность обучения, так как в ходе ученического исследования самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Использование информационных технологий позволяют создать условия, способствующие саморазвитию личности ученика. Каждый учебный год следует организовывать исследовательскую практику по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основная цель исследовательской деятельности по истории видится в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т. е. способность учащихся выделять события из потока информации, критически их оценивать, подвергать анализу источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Учебное исследование по предмету разворачивалось как дополнительная работа во внеурочное время. Тематикой исследования стал курс истории России, где на выбор было предложено более 50 тем. С каждым учащимся тема обсуждалась, дорабатывались вопросы исследования. Определить учебную проблему, в ходе решения которой тот или иной школьник максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, оказалась достаточно сложно. На данном этапе задача педагогов, участвовавших в проведении эксперимента, состояла в том, чтобы помочь сделать выбор, который он считал бы своим. При выборе темы исследования крайне важно учитывать наличие литературы и других источников информации, так как её недостаток приведёт к тому, что некоторые работы окажутся поверхностными См.: Гольденберг М. Л. Технология метода проектов при обучении истории//Преподавание истории в школе. - 2001. - № 4. - С.71-72; Кочетов Н. С. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы). - Волгоград, 2002. - С. 4-5.. Работами, которые можно выделить из общего ряда, оказались те, авторы которых активно использовали компьютерные технологии. В процессе разработки тем основными направлениями использования возможностей информационных технологий стали: ресурсы сети Интернет; обработка текстов, записей, числовой и графической информации, карт; создание презентаций со звуковым сопровождением, фото- и видеомонтажом.

Таким образом, овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией - одна из целей современного образовательного процесса. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его интенсификации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяют во многом реализовать информационные технологии. Одним словом, они позволяют оперировать большим объёмом информации и работать со значительной скоростью, притом не в ущерб качеству, тем самым способствуя лучшему усвоению материала, оптимизации учебного процесса и, разумеется, усилению мотивации учащихся к учебной деятельности. Развитию мыслительных и информационно-коммуникативных умений и навыков, на мой взгляд, более всего способствует применение в процессе обучения истории метода проектов, предполагающего самостоятельный поиск (в том числе в Интернете) и анализ информации, преобразование её в форму, адекватную учебной задаче.