Слово учителя как метод обучения русскому языку. Приёмы обучения русскому языку

Эффективные методы и приемы обучения в свете новых ФГОС

по русскому языку

В связи с введение ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: технологию перспективно-проблемное обучение; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологи. технологию развития критического мышления

Учитель использует и новые приёмы в работе: «Верные-неверные утверждения», «Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился», «Толстые» и «тонкие» вопросы (Ромашка Блума).

Учителя стали применять кластеры, синквейны. Чтобы сочетать элементы различных технологий, создающих комфортную среду урока, учитель использует адаптивный урок.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Учитель на каждом уроке не может обойтись без технологической карты. А технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Методы и приемы обучения в свете новых ФГОС
Методы обучения
– это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

Прием обучения
– это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –
М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.

В связи с введением ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: технологию перспективно-проблемного обучения; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления

Учитель использует и новые приёмы в работе:

«Верные - неверные утверждения»,

«Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»,

«Толстые» и «тонкие» вопросы (Ромашка Блума).

Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

Прием «Рефлексивные вопросы».

Используем знание русского языка на других уроках

Обращаемся к интернету

Используем словари русского языка

Проводим самостоятельные мини – исследование (индивидуальная, парная, групповая работа)

Подготовка ОГЭ, ЕГЭ

Приемы, направленные на развитие критического мышления.

Прием «толстые и тонкие вопросы».

Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет если…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли…?

Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Прием «Используем знание русского языка на других уроках»

Например, на уроке литературы. Определить в каких значениях употреблено слово «худой» в отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

Иностранный язык. Рассказать какие части речи выделяются в том иностранном языке, который вы изучаете в школе. В чем сходство и в чем различие в составе частей речи русского и иностранного языков?

На биологии. На рисунке представлены различные сорта капусты. Объяснить какую роль выполняют имена прилагательные в данных наименованиях. Два сорта капусты названы несклоняемыми именами существительными – брокколи, кольраби. Составить словосочетания прил. + сущ.

«Кластер» - прием графической систематизации материала. Автор приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.

Прием «Проводим самостоятельное мини – исследование»

Описание: Прочитайте вслух и определите, какими звуками различаются слова каждой пары. Затранскрибируйте все слова. Сделайте вывод о смыслоразличительной роли звука. Попробуйте дополнить перечень слов подобными примерами.

Описание: Провести мини – исследование. Почему звуки [м]? [п], [б] называют губными, звуки [т], [з], [с] – зубными, а звук [р] – дрожащими? Свой ответ обоснуйте.

Описание: Проведите мини – исследование в группе. Попытайтесь установить, какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи. Выполнив это задание, сделайте вывод.

Подготовка к ОГЭ

Описание: Прочитайте эпиграф к разделу «Графика» (Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания.). Напишите сочинение – миниатюру, как вы понимаете смысл высказывания ученого – языковеда 19 века Я.К. Грота

Описание: Письменно объясните, для чего нужно знать алфавит. Не забудьте о возможности послать СМС-сообщение с помощью современных мобильных телефонов.

Приемы и стратегии учебной рефлексии.

Прием «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).

Цель: формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон.

Плюс

минус

интересно

Этот прием используется при получении первого аналитического материала или для обратной связи.

Прием «Рефлексивные вопросы»

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

Набор рефлексивных вопросов:

Что показалось вам сегодня трудным?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

Какие новые мысли, чувства у вас появились?

Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста

Заметили ли вы свои успехи…?...

Развитие универсальных учебных навыков

Учащиеся:

Работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

Критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

Решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

Анализируют современные общественные явления и события;

Осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

Выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. Таким образом, универсальные учебные навыки развивают у школьников самостоятельность и саморазвитие.

Методы инновационного обучения русскому языку:

Метод проблемной наглядности,

Метод лингвистической аллюзии,

Метод активизации ассоциативных связей;

3. Приемы работы на уроках русского языка:

Ассоциативный,

- "немой" вопрос,

Прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.

Прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.

Прием «Мозговая атака»

Прием «Групповая дискуссия»

Опора на науку инноватику позволила разработать методику обучения русскому языку на уровне инновационной технологии, обеспечивающей функционирование поисково-технологической модели одновременно на организационном, материально-дидактическом и структурном уровнях.

Организационная сторона инновационной технологии обеспечивается реализацией способа инновационного обучения, функционирующего в двух его разновидностях:

В способе метафоризации лингвистических сведений (на уроке дидактической игре),

В способе инновационного развития речи (на уроке-исследовании).

Таким образом, организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.

«Организация домашнего задания»

Мой подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности.

Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения адекватных заданий заявленной цели.

На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова: пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить или разработать алгоритм. Предлагаю нетрадиционные домашние задания:

Уточнение определений школьного учебника;

Исследование лингвистического текста учебника;

Придумывание лингвистических задач;

Многоаспектный анализ слова.

При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.

На втором этапе учу ребят нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающих проблем, развиваю фантазию и воображение, вызываю интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь использую следующие задания:

Разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов

Исправление допущенных ошибок

Подготовка к тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из Толкового словаря.

На данном этапе использую групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение групп учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым - задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяю взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля.

На третьем этапе создаю условия для раскрытия собственного потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулирую различными средствами и приемами: использую методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).

Моя деятельность заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:

Написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;

Написание сочинений - миниатюр по пословицам (языковой анализ пословиц; описание события, обозначенного пословицей)

Монологи от имени вещей которые окружают нас

Задания на основе материалов газет, радио, телевидения;

Сочинения, рассказы, интервью с использованием регионального компонента

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Оригинальность в том, что неудовлетворительную отметку лучше не ставить; нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.

Особенность системы домашних заданий состоит в том, что в ней можно выделить оригинальные элементы:

А) учебная информация по разработанной системе включает справочные материалы, материалы газет, радио, телевидения, других школьных предметов, региональный компонент.

Б) самоконтроль, взаимоконтроль, изменение оценивания творческих работ.

В) применение различных педагогических идей: педагогика встречных усилий на уроках русского языка, творческое взаимодействие учителя и ученика, развитие творческих возможностей учащихся, совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы.

Г) Формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что разработка имеет адаптивный уровень новизны.

3. Средства обучения

4. Организационные формы обучения
1. Цели обучения определяются социальным заказом. В настоящее время учебные стандарты определяют цели обучения русскому языку – научение свободной речевой деятельности и формирование у учащихся элементарной лингвистической компетенции.

С истематический курс русского языка изучается с 5 по 9 класс. В старших классах предлагается рассматривать несколько вариантов изучения родного языка: углубленное изучение отдельных аспектов (разделов) языка; совершенствование культурноречевых умений и навыков; поддержание орфографической и пунктуационной грамотности и др.; проходит обобщение и систематизация знаний по грамматике.

В состав учебного предмета «русский язык» входят основные разделы языка: фонетика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис, стилистика. Также учащиеся знакомятся с основными сведениями из истории русского языка, диалектологии. В систематический курс русского языка входят вопросы графики, орфографии, пунктуации, призванные обеспечить правописную компетенцию школьников.

Методы и приемы обучения русскому языку
Основные вопросы

1. Понятие метода в дидактике и методике

Метод обучения (букв. «путь») – это система последовательных действий учителя и ученика в процессе овладения знаниями, умениями и навыками учащихся, «в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоения учеником содержания образования». 1

Проблема совершенствования методов обучения особенно актуальна в настоящее время, в условиях коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, в связи с реализацией идеи развивающего обучения.

Методы обучения родному языку рассматриваются как логическая основа обучения и складываются из общедидактических методов (Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Левина М.М., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Скаткин М.Н., Щукина Г.И. и др.) и частнодидактических, используемых на уроках русского языка (Баранов М.Т., Баринова Е.А., Буслаев Ф.И., Львов М.Р., Купалова А.Н., Палей И.С., Рождественский Н.С., Текучев А.В., Федоренко Л.П. и др.).

Задача учителя - сформировать у учащихся интерес к предмету, внутреннюю мотивацию учения, так как именно мотивация является основой целенаправленной деятельности обучаемых, их познавательной активности.

Мотивация учебно-познавательной деятельности в психологии рассматривается как психическое состояние, в котором проявляется отношение школьников к учебе (Л.И.Божович, А.Л.Леонтьев, П.И.Якобсон и др.). Мотивацию следует поддерживать на всех этапах обучения учитывая ее функции: побуждающую, направляющую, и смыслообразующую.

Решающую роль в реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения играет интерес , который, по словам Г.И Щукиной, «выступает в качестве внутреннего побуждения, очень яркого и значимого мотива» 1 .

В процессе обучения принято различать понятия «метод» и «прием».

Прием – это частное проявление, реализация метода в ходе изучения той или иной темы. Являясь составной частью методы, прием определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы. Одни и те же приемы могут быть использованы в различных методах обучения.

Выделяются следующие приемы обучения русскому языку: «предметных» действий, составления плана, использования обучающего диктанта, постановки проблемного вопроса и другие.

2. Классификации методов обучения

В науке существуют различные классификации методов обучения.

Проблема классификации методов обучения русскому языку всегда была в центре внимания ученых-методистов. Так, А.В. Текучев предложил классифицировать методы по следующим признакам: а) по источнику получения учащимися знаний ; б) по степени и характеру участия школьников в учебном процессе; в) по характеру и месту выполнения заданий.

В соответствии с этой классификацией выделяются следующие методы обучения: слово учителя, беседа, анализ (наблюдение, языковой разбор), упражнения, использование наглядных пособий, работа с учебником, экскурсия.

А.В.Дудников 1 рассматривал методы обучения как определенные способы мышления , с помощью которых раскрывается конкретное содержание языкового материала. В соответствии с этим А.В. Дудниковым были предложены следующие методы: индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный, дедуктивно-индуктивный.

Л.П.Федоренко 19 определяет методы обучения как способы работы учителя и ученика с отобранным для изучения языковым материалом. Основой классификации методов обучения русскому языку, предложенной Л.П. Федоренко, являются источники знаний: 1) школьники узнают основные понятия языка, правила грамматики, правописания от учителя или из учебника; 2) закрепляют эти понятия и получают навыки использования правил в практической деятельности в процессе выполнения упражнений со специально подобранным дидактическим материалом; 3) запоминают теоретические сведения и правила их использования из языкового общения и чтения литературы.

На основании трех источников получаемых знаний Л.П. Федоренко выделено три группы методов обучения русскому языку:

- методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи: упражнения, сопровождаемые языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение (реконструирование), конструирование;

- методы практического изучения языка и речи: работа по анализу текста, изложение, сочинение.
3. Методы теоретического изучения языка

Методы теоретического изучения языка используются преимущественно на уроках объяснения нового материала, при введении новых понятий.

Сообщение учителя (слово учителя) – метод, который применяется при введении новых теоретических сведений, разъяснений, дополнений к материалу учебника или учебного пособия, при обзоре изученной темы, раздела.

Сообщение может быть использовано и в процессе обобщения или повторения. Особенно применение сообщения целесообразно в том случае, когда материал изучался в несколько этапов, значителен по объему и представляет сложность с точки зрения обобщения. Например, на уроках обобщения и повторения разделов «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис» и др.

Метод сообщения предусматривает обязательное наличие следующих компонентов: наблюдение над языковым материалом, сообщение учителя об основных особенностях изучаемого языкового явления, образец рассуждения учителя о применении теоретических сведений на практике . К сообщению учителю необходимо специально готовиться. Оно должно быть логично, четко по структуре, научно и доступно по содержанию, с использованием ярких, прозрачных примеров из высокохудожественных текстов русской литературы.

Сообщение представляет собой монологическую речь учителя, что является важной посылкой формирования речевой культуры учащихся, навыков связной речи. Учителю следует помнить, что его речь является образцом для подражания, следовательно, в ней не должно быть речевых недочетов.

Большое внимание в процессе сообщения уделяется активизации учащихся. С этой целью можно прибегнуть к использованию таких приемов , как составление плана по ходу сообщения (лекции), запись основных положений (тезисов) сообщения, подбор и анализ примеров, составление таблиц, схем и др.

Беседа в отличие от сообщения представляет собой диалог между учителем и учениками. Деятельность учителя в процессе беседы сводится к постановке определенных, четко сформулированных вопросов по теме урока и контролю за деятельностью учащихся. Основой деятельности учеников является наблюдение за языковыми фактами, ответы на вопросы, обобщение материала и формулировка вывода, правила.

Преимущество данного метода заключается в том, что он активизирует учащихся, способствует выяснению уровня подготовки школьников к восприятию новых знаний, помогает выявить степень понимания учениками изучаемого материала.

Беседа состоит из следующих компонентов: наблюдение над языковым материалом, ответы на вопросы учителя, в результате которых школьники подводятся к умозаключению, обобщение и образец практического применения правила, сделанные учителем.

Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда у учащихся уже имеются предварительные знания по изучаемому материалу.

Беседа используется на уроках разного типа: на уроках объяснения, закрепления и повторительно-обобщающих уроках, одним из существенных моментов в построении беседы является методика постановки вопроса. Необходимо, чтобы вопрос был полным и четко сформулированным, недвусмысленным, предполагающим развернутый ответ.

Чтение учебника – это метод самостоятельного знакомства учащихся с новым материалом. Его можно рассматривать как контролирующий деятельность учащихся. Используется этот метод в том случае, когда изучаемая тема знакома школьникам и не представляет для них трудностей
4. Теоретико-практические методы изучения языка и обучения речи

В процессе закрепления, обобщения и повторения грамматического материала широко используется диктант.

Диктант рассматривается в методике как метод (Л.П. Федоренко), прием и вид упражнений (А.В. Текучев). Это такой вид работы, который заключается в том, что учитель диктует текст, а школьники записывают его полностью или выборочно в соответствии с задачами обучения. Особенно этот метод продуктивен при обучении орфографии и пунктуации. Различаются диктанты контрольные и обучающие . С помощью контрольных диктантов осуществляется контроль за усвоением знаний учащихся по какой-либо теме, определенному разделу. Проводится контрольный диктант в соответствии с тематическим планированием.

Среди обучающих выделяются следующие диктантов: предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный, творческий, графический, игровые и др. Обучающие диктанты проводятся на этапе закрепления, обобщения и повторения знаний. Отличительной особенностью таких диктантов является то, что они сопровождаются рассуждением – применением правила вслух. Так, в ходе предупредительного диктанта рассуждение предшествует записи, при объяснительном диктанте рассуждение дается после написания, при использовании комментированного диктанта рассуждение ведется в процессе написания. Особенностью выборочного диктанта является тот факт, что ученики записывают не весь текст, а только отдельные его части, в зависимости от задания учителя. Например, слова с непроверяемыми гласными, непроизносимыми согласными, разносклоняемые существительные и т.д.

Диктант является эффективным способом проверки орфографической грамотности школьников. Использование рассуждения в процессе обучающего диктанта способствует осознанному овладению теоретическими понятиями, развитию монологической речи.

Одним из эффективных теоретико-практических методов, применяемых на всех этапах усвоения языкового материала, является грамматический разбор , который заключается в анализе определенных языковых явлений по заданию учителя. По объему разбор может быть частичный (на этапе объяснения и закрепления) и полный (на этапе повторения и обобщения). По способу выполнения разбор может быть устным (с использованием рассуждения) и письменным (суждением – без конкретных пояснений).

В зависимости от содержания изучаемого материала различаются следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, графический, лингвостилистический.

Каждый вид грамматического разбора имеет определенный порядок, то есть схему, согласно которой анализируются грамматические категории.

В процессе проведения грамматического разбора реализуется один из основных принципов усвоения родной речи – принцип понимания языковых значений. Школьники учатся различать лексические и грамматические значения, что позволяет им лучше усвоить основные признаки частей речи, уяснить суть морфемы как значимой части слова, безошибочно выделять члены предложения.

Языковой разбор способствует развитию логического мышления, языкового чутья школьников, формирует у них умение строить суждение в процессе наблюдения над конкретной единицей языка, воспитывает навыки самостоятельной работы.

Наблюдение – это метод, заключающийся в «организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимися языковых явлений». 20 Наблюдение может сочетаться с беседой, словом учителя, выполнением упражнений.

Например, при изучении темы «Определение и способы его выражения» учащиеся получают задания найти в специально подобранном тексте второстепенные члены - определения, выделить их признаки и значения, указать способ выражения. Под руководством учителя школьники выясняют значения определений, способы выражения, указывают роль в построении текста.

Метод реконструирования (видоизменения) заключается в изменении словоформ, синтаксических конструкций и т.д.

При применении метода реконструирования могут использоваться следующие приемы: составление словосочетаний и предложений из данных слов, замена словоформ, перестановка частей предложений и др.

Конструирование – метод, основой которого является самостоятельная работа учащихся по составлению словосочетаний, предложений заданных типов, форм слова; составление предложений по данной теме, по определенной схеме и т.д.
5. Практические методы изучения языка и обучения речи

К практическим методам относится работа, связанная с анализом текста, с формированием умений школьников строить связное высказывание в устной и письменной форме, писать изложения и сочинения.

В процессе анализа текста выявляются знания учащихся об определенных языковых явлениях и речеведческих понятиях. Различается частичный и комплексный (полный) анализ текста.

Частичный (фрагментарный) анализ текста, или лингвистическое комментирование , вскрывает какую-либо отдельную особенность текста в связи с его идейно-художественным и эстетическим своеобразием. Проследить это можно на всех языковых уровнях, которые характеризуются разнообразием экспрессивно-эстетических ресурсов. Так, на фонетическом уровне большое внимание уделяется поэтическому благозвучию речи (аллитерации, ассонансу). На примере анализа текста разъясняется разница между звуком и буквой, усваиваются произносительные нормы русского литературного языка, анализируется интонация и ее элементы. При анализе текста на фонетическом уровне реализуются принципы внимания к материи языка и чувства языка.

При работе над лексикой текста большое внимание уделяется как лексическому значению слова, так и его употреблению в переносном значении, подбору синонимов, антонимов, характеристике фразеологических единиц. Слово и его употребление в переносном значении осмысливается школьниками как средство создания художественного образа, позволяющее чувствовать и переживать такое эмоциональное состояние, в котором находится автор. Анализ текста на лексическом уровне позволяет проследить реализацию таких принципов усвоения родной речи, как принципы понимания языковых значений, чувства языка, оценки выразительности речи. Анализ словообразовательных особенностей языковых единиц позволит учащимся лучше осознать, что значимые части слова (морфемы) придают слову новое значение. Анализируя грамматический уровень (морфологию и синтаксис), школьники не только повторяют определенные теоретические сведения, но и учатся определять роль той или иной грамматической единицы в построении текста.

Анализ текста – одно из средств совершенствования связной речи учащихся. Лингвостилистический анализ текста помогает не только обобщить и повторить теоретические сведения, полученные при изучении русского языка, но и способствует пониманию художественных особенностей текста, формирует языковой вкус школьников.

Практические методы предусматривают использование творческих заданий в процессе решения речевых задач: создание монологических высказываний, создание текста на заданную тему, стилизация (создание текста на одну тему с использованием разных стилей и типов речи).
6. Упражнения по русскому языку

Теоретико-практические и практические методы обучения реализуются в процессе выполнения упражнений по русскому языку.

Существует несколько классификаций упражнений.

Так, профессор Л.П. Федоренко, характеризуя систему упражнений, способствующих формированию речевых навыков учащихся, выделяет три типа упражнений:


  1. рецептивные (анализ готового или «чужого» текста);

  2. репродуктивные (видоизменение текста);

  3. продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний). 21
Первый тип упражнений основан на наблюдении над готовыми конструкциями, в процессе работы над которыми происходит знакомство учащихся с той или иной языковой единицей, запоминание этой единицы.

Рецептивные упражнения способствуют формированию умений узнавать, выделять в тексте определенную языковую единицу, развивают стилистическое чутье учеников, помогают запоминать норму употребления тех единиц, на которых сосредоточено их внимание.

Упражнения второй группы основаны на видоизменении текста, они связаны с формированием умений выбирать один из вариантов.

Репродуктивные упражнения позволяют школьникам увидеть стилистическую структуру текста, понять уместность употребления тех или иных языковых единиц, способствуют совершенствованию речи учащихся.

Упражнения третьей группы отличаются от предыдущих упражнений тем, что они не имеют текстовой основы. Ученики самостоятельно строят свое высказывание, подбирая определенные языковые средства. В процессе их выполнения формируются нормы литературной речи, расширяется словарный запас учащихся, происходит выработка умений отбирать языковые средства в соответствии с целевой установкой, строить собственное высказывание, используя синонимические средства языка.

В.А. Добромыслов предложил классификацию упражнений, основой которой является преобладающий вид деятельности учащихся. В соответствии с этим выделяются следующие виды языковых упражнений.

1. Аналитические упражнения , к которым относится языковой разбор, т.е. выделение частей из целого. К таким упражнениям можно отнести, например, нахождение в тексте каких-либо языковых явлений (синонимов, антонимов); выделение отдельной морфемы в слове, определение е значения и т.д.

2. Синтетические упражнения , напротив, нацеливают на объединение отдельных фактов языка в единое целое. Например, из отдельных слов составить словосочетание, из словосочетания построить предложение, текст и т.п.

3. Аналитико-синтетические упражнения – это упражнения, основой которых является анализ и синтез одновременно.

Например: найти в тексте существительные одной тематической группы (растения, мебель и т.п.) и составить с ними связное высказывание.

Профессор Г.Н. Приступа в зависимости от этапа усвоения языкового материала выделил следующие типы упражнений: пропедевтические (подготовительные), иллюстративные, основные, или закрепительные, повторительно-обобщающие и творческие.

Пропедевтические упражнения используются на первом этапе усвоения языкового материала. Цель их – довести до восприятия учащихся новые теоретические понятия (морфема, лексическое значение слова, часть речи, член предложения и т.д.).

Цель иллюстративных упражнений – показать наиболее яркие примеры изучаемых языковых явлений.

Закрепительные упражнения способствуют формированию умений школьников использовать теоретические сведения по изучаемой теме в практической деятельности, узнавать, находить определенные признаки языкового явления, формируют конкретное понятие.

Повторительно-обобщающие упражнения имеют цель систематизировать и обобщить теоретические сведения, совершенствуют умение включать новые знания в систему уже известных языковых понятий.

Творческие упражнения развивают мышление, память учащихся, формируют умение самостоятельно составлять связное высказывание.
7. Метод проблемного обучения состоит из проблемной задачи и проблемной ситуации. Проблемная задача – это задача, в ходе решения которой учащиеся открывают для себя что-то новое в изучаемом материале. Суть решаемой задачи помогают определить проблемные вопросы и задания , которые вытекают из наблюдений над языковым материалом, из анализа уже известных языковых фактов. Процесс решения проблемной задачи основывается на четких, логичных и доказательных рассуждениях, которые делаются школьниками, чтобы прийти к осмысленному результату. Проблемная задача всегда содержит проблемную ситуацию , т.е. ситуацию, побуждающую учеников к рассуждению, к решению познавательной задачи. В процессе решения проблемных задач школьники добывают новые знания в результате собственного поиска. Это свидетельствует о высокой степени осознанности и прочности имеющихся у них знаний. Приведем пример проблемной ситуации с использованием проблемных заданий при объяснении темы «Разноспрягаемые глаголы». Учащимся предлагается проспрягать глагол хотеть и ответить на вопросы: Как определяется спряжение глаголов? Какие глаголы относятся к первому и второму спряжению? Какие окончания имеет глагол хотеть в единственном и множественном числе? К какому спряжению относится этот глагол? Так в ходе решения этой проблемной задачи школьники приходят к выводу, что данный глагол имеет окончания и первого, и второго спряжения, т.е. он разноспрягаемый.

Рассмотренные методы обучения, являясь взаимосвязанными и взаимообусловленными, представляют составную часть целостной дидактической теории, соответствуют целям развивающего обучения, отражают системное рассмотрение соотнесения каждого этапа обучения с потребностями и мотивами учеников.

Эффективность метода обучения зависит от того, насколько он активизирует деятельность учащихся, стимулирует их учение, указывает ли практическую ценность изучаемого материала, предлагает ли пути самостоятельного решения проблемных задач. Решить все задачи обучения русскому языку невозможно, используя какой-либо один из методов. Прочное усвоение школьниками программного материала может обеспечить только совокупность методов обучения, например, беседа и наблюдение, сообщение с элементами беседы и др.
Средства обучения. Учебник и учебные пособия по русскому языку
Основные вопросы
1. Учебник – ведущее средство обучения

Основным средством обучения традиционно является учебник по предмету. Учебник – это книга для учащихся и учителя, в которой излагается материал в соответствии с программой по предмету.

Учащиеся используют учебник с целью получения необходимой информации, приобретения определенных умений и навыков. Для учителя учебник является «источником методической системы» (М.Т. Баранов), который помогает определить методику работы на разных этапах усвоения учебного материала. Учебник помогает ответить на вопрос чему и как учить.

Учебник по русскому языку определяет объем и систему содержания предмета, формирует знания, умения и навыки учащихся, учит их самостоятельной работе с книгой. В нем содержатся теоретические сведения по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, грамматике, стилистике, культуре речи, орфографии и пунктуации, общие вопросы о языке, а также разнообразные упражнения, задания для самостоятельной работы, вопросы для повторения. В приложениях к учебнику даются памятки, словари («Пиши правильно», «Говори правильно», «Толковый словарь» и др.), списки изученных орфограмм, схемы языкового разбора.

Учебник способствует формированию прочных знаний, умений и навыков, развитию мышления и речи учащихся, формирует умение самостоятельно работать с учебным материалом .

2. Функции учебника. Структура учебника русского языка

Учебник выполняет следующие функции: познавательную, систематизирующую, развивающую и воспитательную. В ходе работы с учебником школьники знакомятся с основами знаний по языку и речи (познавательная функция ), которые представлены в виде системы (систематизирующая функция). Развивающая функция учебника реализуется в процессе выполнения упражнений, заданий по развитию речи. Практический материал учебника предусматривает формирование и совершенствование учебно-познавательных, правописных и речевых умений, воспитывает навыки самостоятельной работы, а специально подобранный дидактический материал на основе высокохудожественных текстов способствует воспитанию любви и уважения к родному языку.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении, группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

Учебник имеет стройную структуру и состоит из следующих компонентов: теоретические сведения об основных явлениях языка, представленные в форме наблюдения, правил, вопросов и заданий; иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы и т.п.) и аппарат ориентировки (оглавление, заголовки, указатели и т.п.).

Способ подачи нового материала в учебнике обусловлен возрастными особенностями учащихся.

Использование наглядного материала способствует более эффективному усвоению знаний, активизирует внимание учащихся, развивает познавательный интерес к предмету.

С целью обучения школьников использованию знаний в практической работе в учебниках представлены образцы рассуждений, грамматического разбора, выполнения заданий и др.

Формирование лингвистической компетенции школьников проходит в связи с изучением элементов истории языка, знакомством с именами известных ученых-лингвистов: М.В. Ломоносова, В.И. Даля, В.В. Виноградова, Л.В. Щербы, Д.Н. Ушакова и др.

Для закрепления и обобщения изучаемого материала в учебнике представлены упражнения.

"Упражнения по русскому языку - виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью м н о г о к р а т н о го и в а р и а т и в н о г о (разрядка наша - Т.В.) применения полученных знаний в различных связях и условиях." 22

С помощью упражнений ученики наблюдают над языковыми явлениями, производят языковой разбор, овладевают различными способами творческой деятельности в процессе составления связных высказываний.
3. Действующие учебники русского языка
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Научный редактор Н.М. Шанский. Русский язык: 5 класс;

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Научный редактор Н.М. Шанский. Русский язык: 6 класс;

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Научный редактор Н.М. Шанский. Русский язык: 7 класс;

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8 класс;

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 9 класс.

Линию этих учебников с 2002 года пополнили новые учебники по русскому языку для VIII и IХ классов авторского коллектива Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. Научный редактор – Н.М. Шанский.

С 1992 года издается учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой, а с 1995 года – учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта (авторы Богданова Г.А., Капинос В.И., Львова С.И. и др.)

В то же время каждый учебник имеет свои особенности в расположении и подаче материала , что нашло отражение в учебных программах по русскому языку.

В связи с усилением речевой направленности при изучении каждой темы представлен материал, связанный с употреблением в речи той или иной языковой единицы, что нацеливает учащихся на осмысленное употребление единиц языка в построении высказывания.

В 10-11 классах общеобразовательной школы используется учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи», имеющий теоретико-практическую направленность.

Учебник-практикум по русскому языку для старших классов (авторы А.Д. Дейкина и Т.М. Пахнова) предназначен для повторения и обобщения теоретических сведений о языке и речи и совершенствования умений и навыков в процессе выполнения практических заданий на основе текста. Говоря об особенностях изучения русского языка в старших классах, сами авторы называют этот курс интенсивным, предполагающим погружение в языковой материал. Основное внимание в учебнике уделено особенностям использования языковых единиц в текстах разных функциональных стилей.

Преимущественно практическую направленность имеет «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» (авторы В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко). Обобщить и закрепить орфографические и пунктуационные навыки школьников призвано учебное пособие Д.Э. Розенталя «Русский язык: 10-11 классы», состоящее в основном из правил и упражнений по орфографии и пунктуации.

Каждый из комплектов учебников сопровождается методическими рекомендациями для учителя, в которых представлено поурочное планирование изучаемого материала и разработки уроков.

Итак, все учебники и учебные пособия по русскому языку построены с учетом современных достижений в области лингвистики: в них нашли отражение новые подходы в методике обучения родному языку: системный, функциональный, коммуникативный.

Новые программы и учебники позволяют решать проблемы речевого воспитания, создают благоприятные возможности для овладения лексикой, грамматикой, стилистикой русского языка.


Поскольку обучение - это двусторонний процесс, в котором активно участвуют учитель, и ученик, то, рассматривая методы обучения, нельзя говорить только о методах работы учителя, нужно учитывать и особенности учебной работы ученика.

Универсальной классификации методов школьного обучения нет, поэтому целесообразнее всего сгруппировать отдельные методы в соответствии с существующими подходами к обучению.

1 группа методов обучения с точки зрения организации учебного процесса:

1) связное сообщение учителем учебного материала;

2) метод беседы учителя с учениками;

3) самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

2 группа методов обучения по источнику знаний, получаемых учащимися :

1) словесные методы;

2) наглядные методы;

3) практическую работу.

На уроках русского языка преобладают словесные методы в соединении с практическими упражнениями, причем явное преимущество отдается упражнениям: им должно быть отведено основное место в работе. Упражнения предполагают значительное использование учебника: учебник - основной источник материалов для упражнений.

Наглядные методы предполагают использование таблиц, схем, картин, рисунков в учебнике, диафильмов и пр. Одно из важных назначений наглядных пособий состоит в том, чтобы при их помощи организовывать самостоятельную работу учащихся. Кроме того, следует выбирать для работы такие наглядные пособия, которые позволяют сравнивать и сопоставлять одни явления с другими.

3 группа методов с точки зрения учебных задач, стоящих перед учителем на различных этапах урока или системы уроков :

1) сообщения новых знаний;

2) закрепления знаний и автоматизации умений и навыков;

3) учета и про верки знаний, умений и навыков.

Сообщение новых знаний и их·закрепление организуются с помощью наблюдения, когда дети под руководством учителя ведут наблюдения над языком, делая на их основе самостоятельные выводы, что способствует активизации внимания учащихся. Для автоматизации навыков необходимо регулярное повторение пройденного и достаточное количество упражнений.

Теоретики и практики прошлого делили методы обучения на две группы: догматические (методы готовых знаний) и эвристические .

Первые методы делали установку на заучивание учебного материала, а вторые предполагали активную работу ученика, рассчитывали на возможность ребенка мыслить и самостоятельно работать.

Современной школой используются эвристические методы, направленные на активизацию познавательных процессов.

Раскрывая содержание эвристического метода, ученые различают его разновидности:

1) проблемный;

2) поисковый (или частично поисковый);

3) исследовательский.


Сущность проблемного метода заключается в создании учителем проблемной ситуации, в постановке такого вопроса, который стал бы для учащихся проблемой, задачей. Такие вопросы предполагают несколько ответов-догадок, а ученик должен найти ключ к решению этой задачи и выбрать лишь один, верный ответ. Поиск правильного пути решения проблемы активизирует мыслительную деятельность ребенка. В начальной школе чаще всего применяется проблемно-поисковый метод, исследовательский метод младшему школьнику пока недоступен.

Методы обучения, в том числе грамматике и правописанию, следует рассматривать и с точки зрения тех познавательных операций, которые дети выполняют в процессе приобретения знаний по языку под руководством учителя. Всякий изучаемый предмет или явление, для того чтобы его познать, расчленяют на составные элементы (анализ), которые затем объединяют в одно целое (синтез). При этом анализ и синтез соединяются с другими мыслительными операциями (сравнение, сопоставление, классификация и т.д.).

Аналитико-синтетический метод является основным при обучении всем учебным предметам; вся познавательная работа ученика - это прежде всего анализ и синтез. Успех обучения заключается в правильном соотношении анализа и синтеза в зависимости от природы изучаемого материала, от этапа и задач обучения. К концу работы по той или иной теме аналитическая работа постепенно сокращается, а доля синтетических упражнений увеличивается:

Дидактика и методика, говоря о методах обучения, рассматривают их также с точки зрения хода мыслей школьников при изучении материала. Различаются два метода: индуктивный и дедуктивный .

Индукция - форма мышления, при которой человек, идя от частных случаев, единичных вещей; приходит к общему правилу, от фактов - к обобщению. При пользовании индуктивным методом учащиеся наблюдают за явлениями языка, затем делают вывод или формулируют правило.

Дедукция - такая форма мышления, когда от общих положений, правил, законов идут к менее общим, конкретным положениям. При дедуктивном методе мысль идет от общих положений (определений или правил) к конкретному материалу, который затем анализируется.

При обучении родному языку учителю приходится использовать совокупность методов, помогающих детям осмысленно и прочно усвоить изучаемый материал.

Практические методы предполагают выполнение учащимися практических упражнений. Классификация упражнений может быть проведена с учетом различных признаков.

1. По характеру языкового материала - фонетические, орфоэпические, графические, грамматические, орфографические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и т.д.

2. По характеру умственной деятельности - аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, классификация, группирование, сопоставление, сравнение, обобщение и т.п.

З. По форме проведения - устные и письменные.

4. По уровню самостоятельности - с объяснением до выполнения упражнения, с проверкой после выполнения, полностью ·самостоятельные.

Особым упражнением аналитического характера является разбор (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

Общедидактические принципы обучения русскому языку в школе. В основе обучения любому предмету лежатпринципы – исходные теоретические положения, определяющие траекторию деятельности педагога. Эти положения могут использоваться в обучении всех школьных предметов и характеризоваться как общедидактические , а также они могут способствовать качественной организации усвоения одного из предметов и классифицироваться какчастнодидактические (общеметодические) . В работе над усвоением каждого лингвистического раздела предполагается также учет частнодидактических принципов, о которых будет сказано ниже.

Применительно к конкретной дисциплине принципы первой группы интерпретируются. Так, содержание принципа научности при усвоении лингвистической теории предполагает достоверность, точное соответствие излагаемого тому, что реально установлено в науке; сущность явлений при опоре на этот принцип раскрывается аргументированно, на основе характеристики отношений и связей. Принцип развивающего обучения ориентирует на формирование устойчивого интереса к предмету, создающего мотивацию учения и активность детей. Экстралингвистический подход к работе над учебным материалом создает дополнительные возможности для формирования нравственных, социально-общественных, интернациональных, патриотических и трудовых качеств субъекта и свидетельствует о важности принципа единства обучения и воспитания .

Принцип связи теории с практикой также имеет свою специфику при усвоении языковых дисциплин: лингвистическая теория служит той базой, на основе которой формируются навыки использования единиц языка в различных условиях общения. Реализация этого принципа находит яркое выражение при усвоении языка: каждое теоретическое положение экстраполируется в речевую ситуацию. Степень сознательности в усвоении лингвистической теории обусловлена активностью обучаемых, их заинтересованностью. Принципы доступности, сознательности и активности будут соблюдаться, если учитель русского языка умеет заинтересовать детей, выбирая из общего арсенала методических приемов такие, эффективность которых призвана способствовать качественному усвоению сведений, их трансформации в навыки.

Принцип последовательности дает представление о способах связи новых сведений с ранее пройденным материалом и соотносится с принципом преемственности : при таком подходе осуществляется не просто взаимосвязь тем и разделов, а соотнесенность в использовании тех навыков познавательной деятельности, которые были сформированы у обучаемых ранее. Важную роль играет грамотное и целенаправленное следование принципуиспользования наглядных средств обучения: тщательное продумывание содержания каждого его компонента и способов применения на различных формах занятий – одно из важнейших условий правильной организации познавательного процесса.

Следует напомнить, что знание педагогом индивидуальных особенностей учащихся, внимательное наблюдение за учебными действиями каждого, умение использовать различные подходы и различные по степени сложности задания, учет психологических характеристик памяти, внимания, работоспособности связаны с принципом индивидуализации обучения , выполнение которого призвано положительно повлиять на качество усвоения материала. Только на основе дифференциации обучения может быть реализован принцип доступности , который определяется и возрастными особенностями обучаемых, и уровнем их развития.

Частнодидактические принципы дают представление о тех общих положениях, которые определяют подходы к обучению конкретному предмету. Так в обучении русскому языку приоритетными положениями будут:

– экстралингвистический (сопоставление единиц языка и жизненных реалий);

– функциональный (показ роли и функции языкового явления в речи);

– структурно-семантический (рассмотрение языковых явлений как с точки зрения структуры, так и с точки зрения значения);

– межуровневые и внутриуровневые связи;

– нормативно-стилистический подход к использованию единиц языка;

– обращение к историческим комментариям.

Классификационные характеристики методов обучения. Метод – это сочетание способов и форм, направленных на достижение определенной учебной цели. Метод содержит указание на способ и характер организации познавательной деятельности обучаемых. В дидактике существуют разные подходы к характеристике соотношения понятий метод и прием . Будет правомерным определить метод как способ работы обучающего и обучаемого, направленный на передачу и усвоение знаний, на овладение навыками и умениями эти знания применять. Отбирая активные рациональные методы, в качестве отличительного признака рекомендуется использовать показатель степени активности обучаемых, а также характер их учебно-познавательной деятельности. Учитываются при этом и следующие отличительные признаки:

– источники познания (вербальные, наглядные, практические);

– методы логики (аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные);

– характер обучения (объяснительный, иллюстративный, проблемный);

– уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивный, продуктивный, эвристический);

– степень проблемности предлагаемого материала (эвристическая, исследовательская, алгоритмическая, с ориентиром на программирование);

– дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);

– вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Такое многообразие подходов свидетельствует о том, что одни и те же познавательные действия, рассмотренные с различных точек зрения, могут быть охарактеризованы по нескольким параметрам. Если же говорить о степени востребованности, то каждый из них будет эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, в ходе выполнения конкретных дидактических функций.

В 60-70-е годы известные дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделяют пять основных методов:о бъяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский Эта классификация в частных методиках соответствующим образом корректируется. Так, из трех проблемно-поисковых методов, по мнению Н. З. Бакеевой. и З. П. Даунене, два – проблемного изложения и исследовательский – не находят себе заметного применения при обучении русскому языку как неродному. На уроках русского языка в этих условиях они практически совпадают с одним из двух методов, которые И. Я. Лернер и М. Е. Скаткин называют соответственно объяснительно-иллюстративным и частично-поисковым. В то же время репродуктивный метод, выделяемый в этой же типологии, нуждается в дальнейшем членении, поскольку он связан с разными типами мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Представляет интерес классификация методов активного обучения, разработанная А. М. Смолкиным, поскольку она оказывается наиболее приемлемой при обучении неродным языкам. Ученый различает имитационные методы активного обучения, т. е. такие способы работы, в которых учебно-познавательная деятельность школьников построена на имитации. Все остальные методы относятся к неимитационным (например, подача материала в форме лекции). Имитационные методы, в свою очередь, делятся на игровые и неигровые. К первой группе относятся проведение деловых игр, игрового проектирования, выполнение ситуативных упражнений, а ко второй – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.

Классификация методов по источнику получения знаний представлена в фундаментальном учебнике А. В. Текучева «Методика русского языка» (М., 1987): 1) слово (рассказ) учителя; 2) беседа; 3) анализ языка (наблюдения над языком, грамматический разбор); 4) упражнение; 5) использование наглядных пособий (схем, таблиц); 6) работа с учебной книгой; 7) экскурсия .

М. Н. Вятютневым предложена классификация методов, используемых на уроках неродного языка:

грамматико-переводный (отобранные тексты иллюстрируют различные грамматические явления);

прямой (усвоение звуков иностранной речи, отработка правил произношения, структурирование предложений по моделям);

фонетический (материал для чтения представляется в фонетической транскрипции, отрабатывается изолированное произношение звуков и слов);

натуральный (отрабатывается техника угадывания и структурирования умозаключений на основе уже известного);

психологический (сочетание прямого и натурального методов с проигрыванием изучаемых диалогов);

аудио-визуальный (усвоение базисных слов и конструкций, максимальное использование зрительно-слуховой техники);

аудио-лингвальный (основное внимание уделяется устной речи, организуется заучивание диалогов и их поэтапная адаптация);

метод чтения (обучение детей аналитическому и синтетическому видам чтения);

структурный метод (основное внимание – построению грамматических образцов).

Говоря о тренировочных методах применительно к языковым занятиям, следует особо выделить методы речевой тренировки . Так, метод речевой имитации призван сформировать автоматизированные речевые навыки: от обучаемого требуется повторение, подражание услышанному или написанному. При использовании оперативного метода обучаемые производят какие-либо речевые действия, связанные с нахождением, выделением, дополнением, изменением, введением или исключением определенных единиц языка. Коммуникативный метод предполагает осознание и самостоятельное образование единиц общения – предложений или связных текстов. Здесь используется пересказ, конструирование, перевод, написание изложений, сочинений, рецензий, рефератов.

Разработка методов обучения тесно связана с появлением новых подходов к изучению языков. Поскольку любой метод ориентирован на обучение конкретной языковой функции, то система обучения языку предполагает комплексное использование различных методов при превалирующей роли коммуникативного, направленного на формирование умений адекватно излагать чужие мысли и выражать свои на конкретном языке. Методическое обоснование возможностей коммуникативного метода дается в работах Е. И. Пассова, утверждающего, что «коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации». Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, поскольку путь к этой цели есть само практическое пользование языком, основанное на принципе речемыслительной активности. Коммуникативность связана с важным общедидактическим принципом – принципом индивидуального подхода к процессу обучения, однако при обучении языку этот принцип имеет свою специфику: поскольку отношение к окружающей действительности всегда индивидуально, то индивидуальной, личностной является и речь.

В 90-ые годы А. В. Дудниковым разработан еще один подход к характеристике методов обучения, в основе которого лежит характеристика способа мышления. Использование дедуктивных, индуктивных, дедуктивно-индуктивных и индуктивно-дедуктивных способов организуется с учетом позиции изучаемого языка (родной, неродной, иностранный). Индуктивный метод – это движение мысли от частного к общему, от наблюдений над отдельными особенностями изучаемой языковой категории к пониманию закономерностей, лежащих в основе определения или правила. В качестве приема здесь может быть использована беседа эвристического характера, а также слово учителя. Для индуктивного начала типична аналитическая работа мысли: вычленение частей в составе языковой характеристики, наблюдение над элементами, выявление их специфики на основе сравнения и сопоставления. Дедуктивный метод предполагает движение мысли от общего к частному, от формулировки определения или правила к конкретным признакам, подтверждающим исходные положения. Здесь важное место также отводится слову учителя, при этом учитель идет от выводов и обобщений к подбору доказательств их истинности. Дедукция дает представление о новом понятии в готовой словесной формулировке, после чего это понятие делится на составляющие, которые усваиваются путем сравнений и сопоставлений. Тесное соприкосновение индуктивного и дедуктивного методов, по мысли А. В. Дудникова, рождает комбинации, которые в практике преподавания языка используются достаточно часто: к индуктивной основе подключаются элементы дедукции или к дедуктивному способу мышления присоединяются элементы индукции.

В методике обучения неродному языку в последнее десятилетие большой популярностью пользуютсяинтенсивные методы обучения, послужившие основой для создания цельной и результативной технологии обучения, имеющей свои особенности:

– используются приемы, активизирующие сознательные и подсознательные процессы психики для создания прочной языковой базы;

– вся система заданий направлена на коммуникативную деятельность;

– создаются условия для коллективного взаимодействия.

Особое место в современных условиях обучения языку занимает метод блоков, который характеризуется следующими особенностями: 1) тема или ситуация для разговора предлагается всей группе; 2) подготовка к диалогу (полилогу) идет на родном языке обучаемых; 3) организуется процесс перевода диалогов; 4) диалоги разучиваются и отрабатываются в ходе ролевых игр; 5) выполняются разноуровневые творческие тренировочные упражнения; 6) усваиваются грамматические характеристики типовых конструкций; 7) для контроля используются специальные тесты; 8) практикуется проведение изложений и сочинений.

Прием как составная часть метода. Прием рассматривается как составная часть метода, своего рода шаг к учебной цели. Если метод характеризуется как способ мыслительной деятельности, то прием служит средством реализации избранного метода. Иначе говоря, метод – это стратегия, а прием – это тактика работы над языковым материалом. Среди приемов наиболее четко выделяются в лингводидактической литературе две основные группы: 1) дидактико-методические и 2) предметные.

Приемы первой группы – это методические разновидности действий учителя и учащихся, ведущие к усвоению материала. Такие приемы носят общедидактический характер, поскольку могут быть использованы при усвоении любого учебного предмета. Одни из них соответствуют различным целям, этапам и методам работы (применение наглядности, организация коллективной или индивидуальной деятельности, использование учебных алгоритмов); другие как бы реализуют, уточняют, конкретизируют определенные учебные методы (сообщение обучаемого или обучающегося, выполнение упражнений и др.).

К числу дидактико-методических следует отнести логические приемы обобщения, сопоставления, сравнения, систематизации, алгоритмизации, анализа, синтеза, организации и проведения лингвистического эксперимента и т. д. Среди методических приемов в условиях изучения неродного языка особенно большое значение имеет прием сопоставления (или сравнения) явлений языков. Неправомерным представляется утверждение, что этот прием не связан с определенными методами в силу своей универсальности: в определенной мере его востребованность проявляется в каждом из учебных методов. Предметные методические приемы специфичны для языковых дисциплин. Они зависят, прежде всего, от характера изучаемого материала. Примерами таких приемов на языковых занятиях могут служить приемы выделения корня слова, подбора родственных слов, анализа звуков, различения наречий и существительных с предлогами, предлогов и союзов, структурирования предложений и т. д.

При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения. Учитывая то, что каждый из методических приемов имеет свои достоинства и недостатки, учитель не может отдавать предпочтение одному из них, он использует их в системе, во взаимосвязи, стремясь достигнуть наилучших результатов в усвоении студентами знаний, выработке у них умений и навыков, развитии мыслительной активности. При этом каждый из методов будет включать в свой состав не только общие, и частные приемы, но и индивидуальные (авторские), а эффективность работы педагога будет определяться рациональностью их системного применения.

Выработка методики преподавания русского языка в образовательных учреждениях должна учитывать эмоциональную нагрузку урока, ценность подобранного материала, его воспитывающие функции. При этом на уроках русского языка учитель может вести работу практически по всем направлениям воспитания:

Развитие речи, мышления, воображения школьников;

Нравственное воспитание (осознание учащимися норм и требований общественной морали, выработка нравственных убеждений, воспитание чувства уважения к старшим, товарищества, дружбы, выработка умения сопереживать, формирование умения жить и трудиться в коллективе и т.д.) ;

Гражданское и патриотическое воспитание (воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, уважительно относиться к представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям, прививать чувство любви и гордости за свою родину);

Эстетическое воспитание (формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности, искусстве, развитие творческих способностей детей).

В пособии предлагается материал, призванный способствовать усвоению студентами специальности 5В011800 знаний и формирования практических навыков по методике преподавания русского языка. В содержании и структуре пособия нашли отражение основные требования к организации обучения на основе кредитной технологии. Приоритетными направлениями являются: учет перспектив освоения предмета, связь теории с практикой, научность материала, последовательность изложения, ориентир на сознательность в работе по формированию профессиональных знаний.

Тема 3. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку

Общедидактические принципы обучения русскому языку в школе. В основе обучения любому предмету лежат принципы – исходные теоретические положения, определяющие траекторию деятельности педагога. Эти положения могут использоваться в обучении всех школьных предметов и характеризоваться как общедидактические , а также они могут способствовать качественной организации усвоения одного из предметов и классифицироваться как частнодидактические (общеметодические) . В работе над усвоением каждого лингвистического раздела предполагается также учет частнодидактических принципов, о которых будет сказано ниже.

Применительно к конкретной дисциплине принципы первой группы интерпретируются. Так, содержание принципа научности при усвоении лингвистической теории предполагает достоверность, точное соответствие излагаемого тому, что реально установлено в науке; сущность явлений при опоре на этот принцип раскрывается аргументированно, на основе характеристики отношений и связей. Принцип развивающего обучения ориентирует на формирование устойчивого интереса к предмету, создающего мотивацию учения и активность детей. Экстралингвистический подход к работе над учебным материалом создает дополнительные возможности для формирования нравственных, социально-общественных, интернациональных, патриотических и трудовых качеств субъекта и свидетельствует о важности принципа единства обучения и воспитания .

Принцип связи теории с практикой также имеет свою специфику при усвоении языковых дисциплин: лингвистическая теория служит той базой, на основе которой формируются навыки использования единиц языка в различных условиях общения. Реализация этого принципа находит яркое выражение при усвоении языка: каждое теоретическое положение экстраполируется в речевую ситуацию. Степень сознательности в усвоении лингвистической теории обусловлена активностью обучаемых, их заинтересованностью. Принципы доступности, сознательности и активности будут соблюдаться, если учитель русского языка умеет заинтересовать детей, выбирая из общего арсенала методических приемов такие, эффективность которых призвана способствовать качественному усвоению сведений, их трансформации в навыки.

Принцип последовательности дает представление о способах связи новых сведений с ранее пройденным материалом и соотносится с принципом преемственности : при таком подходе осуществляется не просто взаимосвязь тем и разделов, а соотнесенность в использовании тех навыков познавательной деятельности, которые были сформированы у обучаемых ранее. Важную роль играет грамотное и целенаправленное следование принципу использования наглядных средств обучения: тщательное продумывание содержания каждого его компонента и способов применения на различных формах занятий – одно из важнейших условий правильной организации познавательного процесса.

Следует напомнить, что знание педагогом индивидуальных особенностей учащихся, внимательное наблюдение за учебными действиями каждого, умение использовать различные подходы и различные по степени сложности задания, учет психологических характеристик памяти, внимания, работоспособности связаны с принципом индивидуализации обучения , выполнение которого призвано положительно повлиять на качество усвоения материала. Только на основе дифференциации обучения может быть реализован принцип доступности , который определяется и возрастными особенностями обучаемых, и уровнем их развития.

Частнодидактические принципы дают представление о тех общих положениях, которые определяют подходы к обучению конкретному предмету. Так в обучении русскому языку приоритетными положениями будут:

– экстралингвистический (сопоставление единиц языка и жизненных реалий);

– функциональный (показ роли и функции языкового явления в речи);

– структурно-семантический (рассмотрение языковых явлений как с точки зрения структуры, так и с точки зрения значения);

– межуровневые и внутриуровневые связи;

– нормативно-стилистический подход к использованию единиц языка;

– обращение к историческим комментариям.

Классификационные характеристики методов обучения. Метод – это сочетание способов и форм, направленных на достижение определенной учебной цели. Метод содержит указание на способ и характер организации познавательной деятельности обучаемых. В дидактике существуют разные подходы к характеристике соотношения понятий метод и прием . Будет правомерным определить метод как способ работы обучающего и обучаемого, направленный на передачу и усвоение знаний, на овладение навыками и умениями эти знания применять. Отбирая активные рациональные методы, в качестве отличительного признака рекомендуется использовать показатель степени активности обучаемых, а также характер их учебно-познавательной деятельности. Учитываются при этом и следующие отличительные признаки:

– источники познания (вербальные, наглядные, практические);

– методы логики (аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные);

– характер обучения (объяснительный, иллюстративный, проблемный);

– уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивный, продуктивный, эвристический);

– степень проблемности предлагаемого материала (эвристическая, исследовательская, алгоритмическая, с ориентиром на программирование);

– дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);

– вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Такое многообразие подходов свидетельствует о том, что одни и те же познавательные действия, рассмотренные с различных точек зрения, могут быть охарактеризованы по нескольким параметрам. Если же говорить о степени востребованности, то каждый из них будет эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, в ходе выполнения конкретных дидактических функций.

В 60-70-е годы известные дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделяют пять основных методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский Эта классификация в частных методиках соответствующим образом корректируется. Так, из трех проблемно-поисковых методов, по мнению Н. З. Бакеевой. и З. П. Даунене, два – проблемного изложения и исследовательский – не находят себе заметного применения при обучении русскому языку как неродному. На уроках русского языка в этих условиях они практически совпадают с одним из двух методов, которые И. Я. Лернер и М. Е. Скаткин называют соответственно объяснительно-иллюстративным и частично-поисковым. В то же время репродуктивный метод, выделяемый в этой же типологии, нуждается в дальнейшем членении, поскольку он связан с разными типами мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Представляет интерес классификация методов активного обучения, разработанная А. М. Смолкиным, поскольку она оказывается наиболее приемлемой при обучении неродным языкам. Ученый различает имитационные методы активного обучения, т. е. такие способы работы, в которых учебно-познавательная деятельность школьников построена на имитации. Все остальные методы относятся к неимитационным (например, подача материала в форме лекции). Имитационные методы, в свою очередь, делятся на игровые и неигровые. К первой группе относятся проведение деловых игр, игрового проектирования, выполнение ситуативных упражнений, а ко второй – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.

Классификация методов по источнику получения знаний представлена в фундаментальном учебнике А. В. Текучева «Методика русского языка» (М., 1987): 1) слово (рассказ) учителя; 2) беседа; 3) анализ языка (наблюдения над языком, грамматический разбор); 4) упражнение; 5) использование наглядных пособий (схем, таблиц); 6) работа с учебной книгой; 7) экскурсия .

М. Н. Вятютневым предложена классификация методов, используемых на уроках неродного языка:

грамматико-переводный (отобранные тексты иллюстрируют различные грамматические явления);

прямой (усвоение звуков иностранной речи, отработка правил произношения, структурирование предложений по моделям);

фонетический (материал для чтения представляется в фонетической транскрипции, отрабатывается изолированное произношение звуков и слов);

натуральный (отрабатывается техника угадывания и структурирования умозаключений на основе уже известного);

психологический (сочетание прямого и натурального методов с проигрыванием изучаемых диалогов);

аудио-визуальный (усвоение базисных слов и конструкций, максимальное использование зрительно-слуховой техники);

аудио-лингвальный (основное внимание уделяется устной речи, организуется заучивание диалогов и их поэтапная адаптация);

метод чтения (обучение детей аналитическому и синтетическому видам чтения);

структурный метод (основное внимание – построению грамматических образцов).

Говоря о тренировочных методах применительно к языковым занятиям, следует особо выделить методы речевой тренировки . Так, метод речевой имитации призван сформировать автоматизированные речевые навыки: от обучаемого требуется повторение, подражание услышанному или написанному. При использовании оперативного метода обучаемые производят какие-либо речевые действия, связанные с нахождением, выделением, дополнением, изменением, введением или исключением определенных единиц языка. Коммуникативный метод предполагает осознание и самостоятельное образование единиц общения – предложений или связных текстов. Здесь используется пересказ, конструирование, перевод, написание изложений, сочинений, рецензий, рефератов.

Разработка методов обучения тесно связана с появлением новых подходов к изучению языков. Поскольку любой метод ориентирован на обучение конкретной языковой функции, то система обучения языку предполагает комплексное использование различных методов при превалирующей роли коммуникативного, направленного на формирование умений адекватно излагать чужие мысли и выражать свои на конкретном языке. Методическое обоснование возможностей коммуникативного метода дается в работах Е. И. Пассова, утверждающего, что «коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации». Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, поскольку путь к этой цели есть само практическое пользование языком, основанное на принципе речемыслительной активности. Коммуникативность связана с важным общедидактическим принципом – принципом индивидуального подхода к процессу обучения, однако при обучении языку этот принцип имеет свою специфику: поскольку отношение к окружающей действительности всегда индивидуально, то индивидуальной, личностной является и речь.

В 90-ые годы А. В. Дудниковым разработан еще один подход к характеристике методов обучения, в основе которого лежит характеристика способа мышления. Использование дедуктивных, индуктивных, дедуктивно-индуктивных и индуктивно-дедуктивных способов организуется с учетом позиции изучаемого языка (родной, неродной, иностранный). Индуктивный метод – это движение мысли от частного к общему, от наблюдений над отдельными особенностями изучаемой языковой категории к пониманию закономерностей, лежащих в основе определения или правила. В качестве приема здесь может быть использована беседа эвристического характера, а также слово учителя. Для индуктивного начала типична аналитическая работа мысли: вычленение частей в составе языковой характеристики, наблюдение над элементами, выявление их специфики на основе сравнения и сопоставления. Дедуктивный метод предполагает движение мысли от общего к частному, от формулировки определения или правила к конкретным признакам, подтверждающим исходные положения. Здесь важное место также отводится слову учителя, при этом учитель идет от выводов и обобщений к подбору доказательств их истинности. Дедукция дает представление о новом понятии в готовой словесной формулировке, после чего это понятие делится на составляющие, которые усваиваются путем сравнений и сопоставлений. Тесное соприкосновение индуктивного и дедуктивного методов, по мысли А. В. Дудникова, рождает комбинации, которые в практике преподавания языка используются достаточно часто: к индуктивной основе подключаются элементы дедукции или к дедуктивному способу мышления присоединяются элементы индукции.

В методике обучения неродному языку в последнее десятилетие большой популярностью пользуются интенсивные методы обучения, послужившие основой для создания цельной и результативной технологии обучения, имеющей свои особенности:

– используются приемы, активизирующие сознательные и подсознательные процессы психики для создания прочной языковой базы;

– вся система заданий направлена на коммуникативную деятельность;

– создаются условия для коллективного взаимодействия.

Особое место в современных условиях обучения языку занимает метод блоков, который характеризуется следующими особенностями: 1) тема или ситуация для разговора предлагается всей группе; 2) подготовка к диалогу (полилогу) идет на родном языке обучаемых; 3) организуется процесс перевода диалогов; 4) диалоги разучиваются и отрабатываются в ходе ролевых игр; 5) выполняются разноуровневые творческие тренировочные упражнения; 6) усваиваются грамматические характеристики типовых конструкций; 7) для контроля используются специальные тесты; 8) практикуется проведение изложений и сочинений.

Прием как составная часть метода. Прием рассматривается как составная часть метода, своего рода шаг к учебной цели. Если метод характеризуется как способ мыслительной деятельности, то прием служит средством реализации избранного метода. Иначе говоря, метод – это стратегия, а прием – это тактика работы над языковым материалом. Среди приемов наиболее четко выделяются в лингводидактической литературе две основные группы: 1) дидактико-методические и 2) предметные.

Приемы первой группы – это методические разновидности действий учителя и учащихся, ведущие к усвоению материала. Такие приемы носят общедидактический характер, поскольку могут быть использованы при усвоении любого учебного предмета. Одни из них соответствуют различным целям, этапам и методам работы (применение наглядности, организация коллективной или индивидуальной деятельности, использование учебных алгоритмов); другие как бы реализуют, уточняют, конкретизируют определенные учебные методы (сообщение обучаемого или обучающегося, выполнение упражнений и др.).

К числу дидактико-методических следует отнести логические приемы обобщения, сопоставления, сравнения, систематизации, алгоритмизации, анализа, синтеза, организации и проведения лингвистического эксперимента и т. д. Среди методических приемов в условиях изучения неродного языка особенно большое значение имеет прием сопоставления (или сравнения) явлений языков. Неправомерным представляется утверждение, что этот прием не связан с определенными методами в силу своей универсальности: в определенной мере его востребованность проявляется в каждом из учебных методов. Предметные методические приемы специфичны для языковых дисциплин. Они зависят, прежде всего, от характера изучаемого материала. Примерами таких приемов на языковых занятиях могут служить приемы выделения корня слова, подбора родственных слов, анализа звуков, различения наречий и существительных с предлогами, предлогов и союзов, структурирования предложений и т. д.

При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения. Учитывая то, что каждый из методических приемов имеет свои достоинства и недостатки, учитель не может отдавать предпочтение одному из них, он использует их в системе, во взаимосвязи, стремясь достигнуть наилучших результатов в усвоении студентами знаний, выработке у них умений и навыков, развитии мыслительной активности. При этом каждый из методов будет включать в свой состав не только общие, и частные приемы, но и индивидуальные (авторские), а эффективность работы педагога будет определяться рациональностью их системного применения.

Задания для СРС

1. Составить опорную таблицу, в которой отразить общедидактические, общеметодические, частнометодические принципы, охарактеризовать их.

2. Дать определение понятию метод , рассказать о различных классификациях методов. Выбрать оптимальную классификацию, доказать ее преимущества.

3. Определить соотнесенность понятий метод и прием , рассказать о классификации приемов.

4. Анализируя поурочные планы (см. приложение), определить характер используемых в них методов и приемов.

5. Подготовить сообщение-аннотирование лингводидактических источников по данной теме.