Как сделать интересный урок в школе. Как сделать урок английского языка интересным и увлекательным

Одной из глобальных проблем современной школы считается резкое снижение, а иногда и полное отсутствие интереса учеников к изучаемым предметам, в частности к русскому языку. В итоге мы имеем снижение уровня грамотности, распространенное косноязычие и неумение логично и грамотно выражать мысли.

Мнение многих психологов гласит, что интерес ом принято называть в науке эмоциональное отношение учеников к предмету, вызывающее у них желание познавать изучаемый материал, и стимулирующее увлечение им. Такое отношение внешне проявляется в любознательности и внимании, в активности на уроках.

Вопрос как сделать урок интересным увлекательным и добиться, чтобы он развивал творческую активность ребенка, пробуждал познавательный интерес, сегодня волнует не только учителей. Над проблемой, какие образовательные технологи способствуют лучшему раскрытию ребенку знаний, которые учитель оценит по заслугам, работает сегодня множество педагогов.

В наши дни разработано много разнообразных приемов в проведения занятий, помогающих учителю более интересными и эффективными, а детям максимально проявить индивидуальные способности. Одним из самых эффективных сегодня, по мнению многих ученых, считается интерактивный метод обучения.

Это способ познания, который базируется в основном на диалоговых формах взаимодействия всех участников процесса обучения. Это обучение, полностью погруженное в общение, в процессе которого у дети приобретают навыки командной деятельности. В таком процессе происходит взаимное обучение каждого и всех.

За последние годы приобрело популярность внедрение в процесс обучения новой технологии ЧПКМ развития критического мышления. Ее суть заключается в моделировании условий, ситуаций, способствующих творческой самореализации ребенка. В основе этой технологии лежит трехфазная структура композиции урока (от вызова к осмыслению и к рефлексии), повторяющая сам процесс восприятия и усвоения любого вида информации. Именно она в большой степени отвечает на вопрос, как сделать урок интересным , эмоциональным, продуктивным и эффектным.

С постоянно нарастающим объемом изучаемого материала, включая его теоретический уровень, метод простого заучивания и запоминания текстуального вызывает к учебе лишь отрицательное отношение. А если этот теоретический сложный для восприятия материал сгруппировать в блоки, или опорные схемы, то можно существенно увеличить объемы материала и без особой перегрузки учеников и таким образом сделать уроки по русскому языку практически несложными, а даже привлекательными.

Немаловажная роль в формировании в учащихся заинтересованности уроками русского языка принадлежит грамотному подбору дидактических материалов. Он обязательно должен быть доступным, занимательным, интересным и воспитывающим,.

Неотъемлемой составляющей любого современного процесса образования, в том числе и урока, стало применение информационно-коммуникационных технологий. Сейчас у педагогов появилась возможность на уроке использовать разные медиасредства: от компьютера, до специальных обучающих программ. Бесспорно, на таких уроках изученный материал останется в памяти ребенка в виде ярких образов, что учителю помогает в дальнейшем активизировать познавательную деятельность школьника.

Общеизвестно, что интерес любой деятельности резко возрастает у детей, когда они включаются в игровые ситуации. По мнению психологов, дети особенно младшего и подросткового школьного возраста имеют большую потребность в игровой деятельности. Поэтому для них даже фраза родителей: « После игры сделай уроки !», как правило, является дополнительной мотивацией. Так почему бы на уроках по русскому языку с этой целью не применять дидактические игры, в разумных пределах, разумеется.

Особо следует отметить и популярные сегодня нетрадиционные формы проведения уроков, например, урок-праздник, урок-концерт, урок-путешествие и т.п. После такой игры сделать уроки любому ребенку будет только в удовольствие. А все ученики ведь, прежде всего, дети, поэтому игра - это мощный инструмент для пробуждения их интереса!

С введением в технологии обучения элементов исследовательской деятельности у педагога появилась возможность не столько традиционно учить, сколько просто помогать школьникам учиться, направляя его познавательную деятельность в нужном направлении. Одним из самых популярных видов такого рода исследовательского труда учащихся сегодня принято считать метод проектов. Таким образом, современный урок - это своего рода педагогическое произведение искусства, в которое учитель вносит и свое индивидуальное творчество, методический почерк.

Как сделать процесс обучения легким и интересным.

Все мы знаем о том, что учиться полезно, без диплома сложнее найти работу, а дополнительные курсы повышают шанс получить хорошее место. Но иногда не хватает даже самой сильной мотивации. Мы устаем, зубрежка надоедает, а на улице отличная погода, и хочется все бросить и уйти гулять. Ниже вы найдете способы подстегнуть свое трудолюбие и сделать процесс обучения не таким пресным.

1.​ Превратите задачи в квест

Когда впереди долгая кропотливая работа: курсовая, подготовка к экзаменам или выполнение большого количества домашней работы, - хочется бросить, даже не начиная. Разум пасует из-за того, что дело слишком масштабное, и кажется, что его просто невозможно выполнить.

С этим можно справиться, если превратить учебу в квест - серию мелких, связанных друг с другом заданий. Разбейте всю работу на отдельные задачи . Они должны быть небольшими, каждая - с четкой, понятной целью: найти нужную главу, прочитать пять страниц, сделать конспект и т. д. А дальше нужно будет лишь планомерно продвигаться от одной задачи к другой.

Как правило, человек замечает начало и конец работы, а не сам процесс. Разбивая дело на мелкие части, вы создаете у себя постоянное ощущение движения вперед. Отмечайте - мысленно, а лучше на бумаге или в телефоне - завершение очередного дела из списка. Удовлетворение от выполнения задачи подстегнет вас поскорее взяться за новую, и вы сами не заметите, как трудная работа останется позади.

2.​ Используйте для учебы игры

Современные технологии подарили нам множество способов сделать обучение интереснее. Вместо того, чтобы корпеть над скучными таблицами и схемами, можно поискать ту же информацию в виде инфографики или видеолекций. Для запоминания иностранных слов используйте игры и приложения с карточками. Многие нужные для учебы факты можно запомнить, проходя тематические викторины.

Если ваш предмет слишком специфический, вы можете сами придумать для себя обучающую игру наподобие уже существующих. Можно играть на время, стараясь как можно быстрее назвать 100 неправильных глаголов; можно стараться без ошибок записать 10 формул по физике или перечислить по порядку понтификов. Отнеситесь к изучаемому предмету чуть менее серьезно, и выполнение самых скучных заданий станет веселее.

3.​ Вознаграждайте себя


Когда не хватает внутренней мотивации, на помощь придет внешняя.
Договоритесь с родителями или пообещайте себе сами награду за выполнение скучного или неприятного задания. В зависимости от его сложности это могут быть совершенно разные вещи - от конфеты до нового телефона или поездки в другой город.

Придумайте подходящую для вас методику. Вы можете назначать поощрения за выполнение даже самых маленьких дел, чтобы вдохновить себя на решение задач, или создать целую систему наград с накапливающимися баллами, которые затем будут тратиться на крупные призы.

Такой метод создает у вас постоянное положительное подкрепление. Особенно хорошо он работает, когда задача слишком масштабная, а результат будет нескоро или цель нелегко вычленить. Сложно каждый раз напоминать себе, что необходимо сдать ненавистный предмет хотя бы на минимальные баллы, потому что иначе не получишь аттестат. Мотивация «если сделаешь сегодня домашнюю работу по алгебре, то получишь пирожное» гораздо проще и нагляднее.

4.​ Создайте вдохновляющую атмосферу

Любимым делом можно заниматься в полумраке, скрючившись на захламленном диване. Но если вы садитесь за выполнение скучного домашнего задания, неприятная обстановка только усилит нежелание работать.

Попробуйте выйти на улицу и позаниматься в парке или обустройте себе уютное рабочее пространство. Купите удобные и красивые письменные принадлежности, выберите забавные тетради и блоки с разноцветными листами. Если учеба не идет, не заставляйте себя сидеть в положенном месте, придумайте что-то новое, вплоть до самых неожиданных вариантов: заучивать стихи в ванной может быть и странным, но такая перемена обстановки способна подстегнуть вашу память.

Не забывайте и о том, чтобы все необходимые предметы были под рукой. Когда вам не приходится постоянно отвлекаться, чтобы найти нужную книгу или запись, работа идет лучше.

5.​ Визуализируйте

Используйте для обучения наглядные методы. Записывайте слова или формулы на отдельных карточках, рисуйте картинки и блок-схемы, чтобы лучше разобраться в новом материале. Возьмите на вооружение технику «ментальных карт» , которая позволяет разбить большой массив информации на отдельные понятные элементы. Ее можно использовать как для структурирования школьных заданий, так и для визуального представления запутанного упражнения или главы в учебнике.

Делайте заметки во время лекций или объяснения учителя, выделяйте разноцветными маркерами самую важную информацию - все это поможет сразу хорошо запомнить материал, а в дальнейшем лучше ориентироваться в конспектах.

6.​ Учитесь вместе

Даже самую трудную работу выполнять веселее, когда делаешь ее с компанией друзей. Если вы объединяетесь с кем-то, сложнее увильнуть от выполнения заданий или уговорить себя на время отложить их. Вы также можете использовать сильные стороны друг друга, и тогда тот, кому лучше дается определенный вид работы, быстро объяснит ее остальным. Например, один следит за выполнением заданий по русскому, другой - по алгебре, третий помогает выучить биологию и т.д.
Единственное, за чем нужно жестко следить, - это то, чтобы действительно заниматься, а не переходить на обсуждение личной жизни или компьютерных игр.

7.​ Устройте соревнование

Конкуренция - отличный способ подстегнуть себя, вдохновить на более качественную и упорную работу. Поспорьте с другом, кто быстрее выполнит домашние задания или подготовится к экзамену, кто получит большее количество баллов на ЕГЭ или лучше напишет курсовую. Можно соревноваться и с разными списками целей - кто успешнее или скорее завершит свой список.

Каждый урок – это время, которое ученик должен провести интересно. Да, да, именно интересно, а не скучно. Как показывает практика, интересные уроки позволяют лучше осваивать школьникам материал по любым предметам, в том числе и тем, которые для многих учеников кажутся чрезвычайно скучными и не заслуживающими их внимания. Обратите внимание, уважаемые преподаватели, что сделать интересным можно, как урок истории, так и английского языка. Невзирая на то, что эти два предмета совершенно не схожи между собой, существуют общие правила, которые подскажут вам, как интересно провести урок.

Урок истории

Историю своей страны, историю развития нашей цивилизации должен знать каждый человек. Изучение истории, как раздела науки, начинается со школьной скамьи. Именно от качества проведенных уроков по этому предмету будет зависеть. Насколько ученик полюбит историю. Возможно, этот предмет станет основным видом деятельности ученика в его взрослой жизни. Перед тем, как сделать урок интересным, обратите внимание, что каждый ваш урок должен условно делиться на три части - проверка домашнего задания, изложение нового материала и работа по проверке того, как ученики освоили изложенный материал.

Как известно, история – это множество исторических событий, которые происходили в разных частях нашей страны или мира (если мы говорим о мировой истории), поэтому интересное начало урока может быть только в том случае, когда вы будете не спрашивать у учеников домашнее задание, а начнете изложение нового материала. Обязательно в своем докладе руководствуйтесь картами и схемами, всевозможными таблицами и прочим прикладным материалом. В каждой школе создан компьютерный класс, который вы можете использовать для того, чтобы представить своим ученикам презентацию по конкретному историческому событию.

Старайтесь больше импровизировать на своих уроках, и, конечно же, вы должны знать материал по событию не только тот, который изложен в учебнике. Если вы не будете знать ответа на вопросы учеников, то самый интересный урок может превратиться в скучный, и при этом, вы потеряете авторитет в глазах своих учеников. Поэтому добавляйте к школьной программе по истории новые факты, которые намного интереснее тех, которые изложены в учебнике. Интересные факты можно найти в Интернете, или же регулярно просматривая исторические фильмы, ведь в них описаны не только события, но и судьбы личностей, изменивших ход истории нашего государства.

Урок английского языка

Неважно, в каком классе – в первом или в девятом вы преподаете английский язык, вы должны понимать, что он дается ученикам достаточно сложно. Поэтому ваша задача – провести интересные игры на уроках, которые позволят усвоить новый материал и закрепить старый. Кроме того, психологи утверждают, что мозг каждого ребенка глубоко индивидуален. И, если одному ученику достаточно однократно прочитать предложение, чтобы запомнить его, то другому – понадобится час, а то и более изучать учебный материал. Самым действенным способом запоминания учебного материала являются наглядные пособия. Если вы изучаете с младшими школьниками овощи или фрукты, то постарайтесь принести их на урок (можно использовать муляжи вместо настоящих фруктов). Одновременно слыша иностранное слово и видя его наяву, ребенок быстрее запомнит его название на английском языке.

Найдите в Интернете интересные видео-уроки по английскому языку, чтобы предложить их своим ученикам в качестве дополнительного материала, который поможет быстрее изучить английский язык. Каждый урок можно начинать с небольшой сценки, которую вы разработаете сами, и регулярно будете давать детям слова персонажей сценки. Внимание! Разрабатывая сценку, не забывайте, что все слова, которые вы даете ученикам, должны быть пройденным материалом. Унылое изложение урока приведет к тому, что ученик, которому не нравился английский язык, еще больше его не полюбит.

Перед тем, как интересно начать урок, вы можете поинтересоваться у своих учеников, какими они хотят видеть ваши уроки. И пусть это будет небольшой опрос среди учеников, но он поможет вам привлечь внимание школьников к обучению. Обязательно учтите при разработке своих уроков пожелания ваших подопечных, ведь, если их интересы и методика проведения ваших уроков полностью совпадут, то обучением им будет намного легче. При этом вы повысите успеваемость в классе, что немаловажно для каждого учителя и каждой школы.

Конечно же, ученики с охотой будут ходить на уроки того учителя, который им нравятся, в котором они видят человека, представляющего интерес для них. Как в личностном, так и в профессиональном плане. Вы должны подружиться с учениками, и тогда ваши уроки не будут вызывать у них отвращения. Особенно эти правила касаются обучения в старших классах.

Как часто мы сталкиваемся с проблемой, как интересно и необыкновенно начать урок?! Ведь известно, что "хорошее начало урока - это половина его успеха". Каждому из нас необходима та копилка лучших идей и находок, которые помогли бы решить эти непростые задачи. Известные американские педагоги и тренеры Гордо Драйден и Джаннет Вос в своей книге "Революция в обучении" пишут о том, что существующую модель обучения необходимо заменить на индивидуальный подход к обучению каждого ученика. Она должна базироваться на принципах: обучение через самостоятельные открытия, осмысление понятий, активное участие в процессе обучения и адекватная оценка собственных достижений.

Главное задание, которое стоит перед обществом XXI столетия - научить их учиться и мыслить, как применять знания для решения любой жизненной или производственной проблемы. Джаннет Вос пишет: "Обучение должно быть захватывающим, быстрым и наполненным. А еще одно должно охватывать релаксацию, действия, стимулы, эмоции и удовлетворение".

В мировой педагогической практике существует множество рецептов настоящего обучения. Новизна: - в интеграции хорошо знакомых элементов педагогических методик и приёмов, что в целом формирует интересный, эффективный подход.

Оптимальные условия обучения

Творческий учитель понимает, что огромное значение имеют условия, в которых учатся дети: ставим свежие цветы, вешаем на стену цветной плакат и таблицы, подчеркивая основные тезисы словесно или с помощью рисунков.

Многие учителя используют музыку в начале урока для создания соответствующего настроения. Выявлено, что именно музыка вводит в специальное состояние релаксации, когда мозг открыт для восприятия и информации. Можно использовать "Четыре времени года" Вивальди, "Музыка на воде" Генделя и т.п.

Методические приёмы, которые влияют на формирование мотивации

Удивляй. Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. "Что произойдёт, если:?" В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Ученики сами могут предложить подобные ситуации для обсуждения.

Например.

- "Что было бы, если бы в 1920 г победили "белые", а не красные?".

- "Что было бы, если бы Россия не вступила в "Антанту" и не воевала бы в Первую Мировую войну?" и т.д.

Отсрочка отгадки

В начале урока учитель дает загадку, отгадку на неё можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Пример:

"Христианство пришло в Киевскую Русь из Византии, поэтому практически все внешние атрибуты повторяли византийские образцы. Но единственным непохожим элементом храмовых сооружений стали крыши. В Византии крыша храма имела форму полусферы, в Киевской Руси - форму "луковицы". Как объяснить такое отступление от архитектурных канонов?"

(Полусферические крыши не выдерживали натиска снега зимой).

Фантастическая добавка

Учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики.

Пример. Рассмотреть историческую ситуацию глазами древнего грека или жителя Киевской Руси. Универсальный подход - написать фантастический рассказ ("Один день из жизни феодала", "Один день из жизни средневекового рыцаря" и т.д.), эссе, стихи, используя знания из предмета.

Кроссворды.

Можно предложить такие работы:

  1. Разгадать кроссворд.
  2. Составить вопросы к словам в заполненном кроссворде.
  3. Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение.
  4. Создать кроссворд самостоятельно, используя термины, которые были изучены раньше.

Читаем!

Отрывки из художественной и научно-популярной литературы можно использовать на наших этапах уроках и разной целью: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление полученного материала, на формирование мотивации.

Легко быть смелым:
Если разрешили.
А как же мы до этого все жили?
Рукоплескали глупостям не раз
И это так объединяло нас.
Кричали, что идём вперёд,
А думали совсем наоборот.

(Стихотворение к теме "Годы застоя" (1964-1985 год))

а) С 18 лет Александр Македонский участвовал в сражениях и прославился как воин, но всю жизнь он безуспешно пытался доказать свою непричастность лишь к одной смерти. Чьей?

(Своего отца).

б) Александр Македонский в юности был отличным бегуном, и отец предложил ему выступить на Олимпийских играх. Какое условие не мог выполнить его отец, чтобы честолюбивый юноша принял его предложение.

(Александр согласен был состязаться только с царями .)

в) Собираясь в 22-х летнем возрасте на войну, Александр раздал друзьям и подданным всё своё имущество. На вопрос, что он оставил себе, по-царски, "скромно" ответил: "Мне будет достаточно:" Чего?

("Азии", по другой версии - "надежды". Многие его друзья отказались от подарков, вдохновленные его ответом и желая походить на полководца).

Творчеству учителя нет предела и поэтому надо стараться, чтобы уроки не просто обучали, но и увлекали.

Митрофанова З.И., учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 села Чекмагуш

Хороший учитель, как и хороший артист эстрады,

для начала должен завладеть вниманием своей аудитории.

После этого он может начинать урок

(Хенрик Джон Кларк)

Воздействие урока не будет максимальным, если он не подкреплен мастерски преподнесенным учебным материалом. Необходимо строить урок таким образом, чтобы он притягивал наших учеников какой-то волшебной или магнетической силой. Способность заинтересовать требует планирования, подготовки и правильного преподнесения материала.(1)

Подготовка урока – задача с множеством решений, ведь способов подачи материала очень много. И, конечно же, во-первых, необходимо заинтересовать детей, овладеть их вниманием и в течение всего урока постараться удержать это внимание. Самым главным помощником учителя становится прием – составная часть метода, ведущая к достижению частных задач.

Какие же приемы есть, чтобы внимание детей, участие их на уроке было максимальным?(2)

    «Черный ящик» или «Таинственный мешок».

У человека всегда вызывает интерес то, что он не может увидеть. Нам до смерти интересно узнать то, что от нас скрывают. По этому принципу работают подарки на Новый год или в день рождения. Что в подарках делает их интригующим и привлекает к ним внимание? То, что они завернуты! Вы не видите, что лежит внутри, но хотите это увидеть! Первое, что мы делаем с подарком, это берем его в руки, чтобы узнать, насколько он тяжел. Мы можем потрясти его. Если бы нам дарили подарки без упаковки, получать их было бы совсем неинтересно.

Мы можем применять на уроке этот универсальный принцип привлечения внимания. Если ученики зайдут в класс и увидят там закрытый пакет, они зададут массу вопросов. Что же может лежать в черном ящике? Все зависит от темы урока и от творческого подхода учителя к нему. Например, при изучении темы «Корень слова» можно положить в «Черный ящик» корень какого-либо растения, либо фрукт или овощ, потому что их бы не было, если не этот корень. При изучении нанайской сказки «Айога» - игрушечного гуся или пластилин, чтобы в конце урока слепить из него гуся. При изучении темы «Уравнение»- игрушечный шпионский набор, который так любят дети.(3)

    Прием «Миссия невыполнима».

Как провести такой урок, чтобы ученики попытались раскрыть какую-нибудь тайну? Как можно задействовать шифры, разгадать которые можно только с помощью изучения соответствующей темы?

Например, при изучении темы «Сложение с переходом через десяток », в начале урока дать тайный шифр, который будет разгадан в процессе изучения материала.

    Прием «Актуальность».

Какие текущие события связаны с этим уроком? Было ли что-нибудь интересное в новостях или в школе, что можно использовать для привлечения интереса учеников?

Связь учебного материала с тем, что происходит сегодня, не только повышает степень заинтересованности и участия учеников, но также помогает им больше узнавать о глобальных проблемах, мы даем им возможность научиться критическому мышлению.

    Прием «Реквизит».

Какой объект можно принести на урок, чтобы задействовать его в преподавании материала? Какое изображение можно показать? Что можно принести такого, что ученики могли бы подержать в руках и передать по рядам?(4)

    Прием «Удивительное рядом»

О каком удивительном явлении можно рассказать в рамках этого урока?

Есть ли какой-нибудь магический эффект, который сможет помочь донести новый материал?

    Прием «Моцарт».

Как можно использовать музыку в преподавании этого материала?

Тексты каких песен можно привязать к этому уроку?

Как можно использовать музыку для того, чтобы завершить свой урок в позитивном ключе и оставить учеников в хорошем настроении?

Что стоит слушать, пока ученики работают по одному или в группах?

Музыка способна невероятно менять состояние и настроение. Мало, что еще может так сильно трогать душу. Правильный выбор музыки способен придать происходящему серьезный и медитативный тон или же создать шумную и разнузданную атмосферу.

    Прием «Умелые руки».

Как можно использовать ручной труд на уроке?

Что смогут смастерить ученики, что было бы связано с учебным материалом?

Возможно ли такое, чтобы ученик, владеющий определенными навыками, сам смастерил что-нибудь, созвучное учебному материалу и одновременно позволившее ему проявить себя как умельца?

Например, на уроке литературного чтения при изучения научного рассказа

« Воздушный богатырь», можно смастерить свой летательный аппарат.

    Прием «Польза в жизни».

Как можно показать своим ученикам, что материал будет полезен для них в будущем?

Как они смогут применить его в жизни?(4)

    Прием «Конкурс».

Как включить в классную работу конкурс для того, чтобы оживить урок и мотивировать учеников?

Какую игру с повторением пройденного материала можно придумать, чтобы поднять настроение класса?

Какое конкурсное задание для класса можно предложить, чтобы использовать стремление учеников к первенству?

    Прием «Любовь к технике».

Каким образом можно опереться на техническую подкованность учеников?

Как можно воспользоваться тем, что ученики в карманах и рюкзаках носят электронные устройства?

Как можно использовать то, что большинство современных мобильных телефонов оснащены фото- и видеокамерой, а также доступом в Интернет?

Технологическая революция заканчиваться не собирается. Ученики привыкли к возможности связываться друг с другом и иметь доступ к информации в любое время. Мы можем либо бороться с этой необузданной силой, либо использовать ее.

    Прием «Мнемонический крючок»

Существуют ли какие-то важные части материала, которые ученики должны знать назубок?

Можно ли обратить внимание учеников на какой-нибудь шаблон, который поможет запомнить важную информацию?

Могут ли ученики придумать мнемоническое правило?

Как можно использовать мнемонику при подаче этого материала, чтобы помочь ученикам удержать его в памяти?

12. Прием «Обратное направление»

Можно ли рассказать ученикам конец истории, а затем позволить им догадаться, что было в начале и в середине?

Можно ли показать им какой-то конечный продукт, после чего они захотят узнать, как он был сделан, и освоить соответствующие навыки? (2)

На определенном этапе своей карьеры приходится решать, что важнее – учить сдавать всевозможные тесты, или учить, воспитывать и развивать детей. Нельзя делать чрезмерный акцент на подготовке к контрольным работам и терять возможность для обучения. Учитель должен быть страстно увлечен своим предметом, вдохновлять, воспитывать, направлять, находить подход. Мы, учителя, обязаны каждый день вдохновлять самую сложную аудиторию – детей. Напоследок хочется привести слова великого Микеланджело: «Если бы люди знали, как тяжело я трудился, постигая секреты своего ремесла, они бы вовсе не удивлялись моему мастерству».

Мы – учителя, мы – учителя начальных классов, мы те люди, которые должны находить ключик к каждому маленькому сердцу, чтобы он полюбил школу, научился не только читать, писать, считать, но и научился быть ответственным, целеустремленным, успешным и счастливым человеком, умеющим радоваться каждому новому дню, умеющему находить чудо в обычном и неприметном!

Список использованной литературы

1.Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М.: Изд-во Рос. открытого ун-та,1995. –139 с.

2.Берджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными. – М.: Альпина Паблишер, 2015.- 238 с.

3.Гиршман М.М. Обучение в начальной школе: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 160 с

4. « Современные приемы и формы обучения» на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки. URS:http://www.bоокsitе.indех.htm