С помощью чего мы изучаем географию. Программа по географии составлена на основе: Федерального государственного стандарта общего образования

формы рельефа

4.Что изучает география материков и океанов

5.Гипотезы происхождения материков и океанов

6.определить географические координаты крайних точек австралии

7.истори я открытия антарктиды

8.описать по карте крупные речные системыюжной америки

9.дать характеристику климатическому поясу

10.Закономерности географической оболочки

11.Систематические пояса земли

12.определить географические координаты крайних точек материка африка

13история открытия и иследования центральной азии

14дать характеристику северному ледовитому океану

15Определить протяженность африки с севера на юг

16климатические карты особенности распределения тепла и влаги на поверхности земли

17заповедники африки

18Описать реку амазонка

19физико-географическая характеристика тихого океана

20значение природных богатств(минеральные, климатические, водные, земельные, биологичесие)

21показать моря обывающие материк евразия

22основные типы воздушных масс влияние их на климат

23необходимость международного сотрудничества в использовании природы

24описсание реки нил по плану

25потоянные ветры и условия их формирования

26характеристика стран южной европы

27описать население материка австралия

28воды мирового океана

29особенности природы великобритания

30определить географические координаты Италии

31природные зоны африки

32будущее океанов

34определить географические координаты крайних точек материка Евразия

35своеобразие органического мира австралия

36образования течений и их виды

37описание италии по плану

38изменение природы материкаюжная америка под ввлиянием действенности человека

39дать характеристику любой природной зоны

40определить протяженность материка австралии с запада на восток в километрах

41карты-второй язык географии

42внутренние воды евразии

43определить географические координаты крайних точек материка Юж.америка

45природа антарктиды

46особенности рельефа австралии

47моря омывающие материк сев.америка

48освоение земли человеком

49материковая и океаническая кора

50показать на политической карте

51особенности природы антарктиды

52изменение природыпод воздействием хозяйственной деятельности человека

53характеристика реки Дон по плану

54природные комплексы суши и океана

56современные иследования материка антарктида

57показать на карте крупные литосферные плиты

58роль атмосферы в жизни земли

59особенности географической океании

60характеристика ученого путешественника(по выбору)

61климатические пояса земли

62размещение место рождений полезных ископаемых на материке южная америка

63характеристика атлантического океана

64географическая оболочка наш общий дом

65рельеф океанов

66описать географическое положение материкаЮж.америка по плану

Урок 5. Тема: Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цели: обобщить и закрепить знания по разделу «Что изучает география»; развивать умение анализировать разные источники географической информации, выражать свои мысли в форме связного рассказа.

Формируемые УУД:

предметные: знать основные понятия и термины раздела;

метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях; составлять описания объектов; оценивать работу одноклассников;

личностные: обладать ответственным отношением к учёбе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; основами экологической культуры.

Виды деятельности: беседа с использованием различных источников информации; работа с тестовыми заданиями.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные.

Оборудование: учебник, тетрадь, атлас, физическая карта мира.

Ход урока

Ι. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

ΙΙ. Обобщение знаний по разделу

1. Рассказ с элементами беседы.

Итак, мы закончили изучение раздела «Что изучает география». Это первый из разделов в курсе географии, вы узнали, что мы будем изучать в курсе географии 5 класса.

Охарактеризуйте методы географических исследований.

2. Работа с картой.

Назовите и покажите на карте материки. Какой материк имеет наибольшую и наименьшую площади?

Покажите океаны и назовите их по площади от самого большого к самому маленькому.

3. Физминутка.

4. Работа с тестовыми заданиями.

Тестовый контроль знаний по разделу «Что изучает география».

1. К объектам живой природы относится:

а). вода;

б). гранит;

в). Солнце;

г). кит.

2. Объектом неживой природы является:

а). грач;

б). человек;

в). снег;

г). гриб.

3. К биологическим явлениям относится:

а). рождение;

б). ветер;

в). смена времён года;

г). затмение Солнца.

4. К естественным наукам не относится:

а). география;

б). математика;

в). химия;

г). экология.

5. Наука о превращении веществ:

а). химия;

б). физика;

в). астрономия;

г). экология.

6. Какая наука в переводе с греческого означает «природа»:

а). география;

б). физика;

в). астрономия;

г). экология.

7. Древние люди использовали метод:

а). статистический;

б). описания;

в). наблюдения.

8. Какие объекты изучает география? Выберите правильные варианты ответов:

а). планеты;

б). реки;

в). движение тел на Земле;

г). извержение вулканов;

д). горы.

9. Установите соответствие между объектами и науками, которые их изучают:

а). насекомые; 1. астрономия;

б). полезные ископаемые; 2. биология;

в). рельеф; 3. демография;

г). население; 4. климатология;

д). движение планет; 5. геология;

е). климат; 6. геоморфология.

10. Органическим веществом является:

а). соль;

б). вода;

в). белок;

г). песок.

III. Итог урока

Выставление оценок.

IV. Домашнее задание: повт. § 1 – 4, подготовить сообщения о древнегреческих учёных.


СОДЕРЖАНИЕ программы.

Что изучает география (5 часов).

Мир, в котором мы живем . Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле . Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Учащийся должен уметь:

Приводить примеры географических объектов;

Называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками;

Объяснять, для чего изучают географию.

Как люди открывали Землю (5ч)

Географические открытия древности и Средневековья . Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающееся результаты географических открытий и путешествий;

Показывать на карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

Приводить примеры собственных путешествий и иллюстрировать их.

Земля во Вселенной (9ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную .Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца . Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон . Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты .

Мир звезд . Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета- Земля . Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса . Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А.Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

Описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование . Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта . Изображение земной поверхности в древности.

Практические работы № 2, Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты ; 3. Самостоятельное построение простейшего плана

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Объяснять значение понятий: «Горизонт», «Линия горизонта», «Стороны горизонта», «Ориентирование», «План местности», «Географическая карта»;

Работать с компасом;

Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, местных признаков;

Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте.

Природа Земли (12ч)

Как возникла Земля . Гипотезы Ж.Бюффона,И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли . Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы . Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №4 Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

Путешествие по материкам . Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Практическая работа № 5 Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Вода на Земле . Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли . Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли . Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело . Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа . Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Объяснять значения понятий: «Литосфера», «Горные породы», «Полезные ископаемые», «Рельеф», «Гидросфера», «Море», «Океан», «Атмосфера», «Погода», «Биосфера»;

Показывать по карте основные географические объекты;

Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

Объяснять особенности строения рельефа суши;

Описывать погоду своей местности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

По результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

В процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

Представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

Строить простые планы местности;

Создавать простейшие географические карты различного содержания;

Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

Оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

Приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Материально-техническое обеспечение.

Для учителя.

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5классе содержит, кроме учебников,

методические пособия, электронные мультимедийные издания.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова). «Дрофа», 2012год.

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3.Атлас. Начальный курс географии. 5 класс.

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

Для учащихся.


  • География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова). «Дрофа», 2012год.

2.Атлас с комплектом контурных карт. Начальный курс географии. 5 класс.

3.Рабочая тетрадь по географии. 5 класс.

Дополнительная литература, источники информации:

Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.


  • Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  • Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.

  • Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

  • Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.

  • Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.

  • Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.

  • Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.

  • Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.

  • Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996.

  • Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.

  • Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь – М.: Русские словари, 1998.

  • Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.

  • Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.

  • Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.

  • Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.

  • Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

Календарно-тематический план


п/п


Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне универсальных учебных действий)


1

Тема 1: « Что изучает география » Всего часов 5 Знакомство с учебником: изучение и анализ иллюстраций. Работа с учебником и электронным

приложением, знакомство с презентацией. Составление простейших географических

описаний объектов и явлений живой и неживой природы


Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Вид контроля

Д.З.*

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

1.1

Мир, в котором мы живем.

1

Мир живой и неживой природы.

Явления природы. Человек на Земле


приводить примеры географических объектов и явлений; вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды

текущий

§ 1, р.т стр3 №3, стр5 №8

1.2

Науки о природе

Комбинированный урок


1

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология


находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности

входной

§ 2,

1.3

География- наука о ЗемлеУрок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела

географии


называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

приводить примеры,показывающие роль географической науки в решении социально-экономических, геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

текущий

§ 3, р.тстр 8 №4, уч-ик

Методы географических исследований

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический

метод. Статистический метод


получат представление о различные источниках географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

текущий

§ 4, р.тстр 10 №4;

повторить § 1- 4


1.5

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»


1

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Коммуникативны:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные:

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя


Коммуникативные:

учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию

Познавательные:

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов


тематический

р.тстр 11-12 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА, составить кластер

2

Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в

Тема 2: « Как люди открывали Землю » Всего часов 5 Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам

И описывать маршруты путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев.

Наносить на контурную карту маршруты путешествий. Исследовать и описывать по картам

маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать

сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах

изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических

исследований


2.1

Географические

открытия древности и Средневековья

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Плавания финикийцев. Великие

географы древности. Географические

открытия Средневековья


называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время

текущий

§ 5, р.тстр 13 №2, стр 14 №4 контурная карта

2.2

Важнейшие

географические

открытия

Комбинированный урок


1

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Практическая работа № 1 Работа с контурной картой, учебником, диском Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.




текущий

§ 6, р. т стр. 17 №4, подготовить сообщение и презентацию

2.3

Открытия русских путешественников

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три

моря».


называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;



текущий

§ 7 подготовить сообщение и презентацию, р.т. стр 20 № 5

2.4

Открытия русских путешественников

Комбинированный урок


1

Освоение Сибири.

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

текущий

§ 7, повторить параграфы 5-6, стр 40 №5 учебника, составить кластер

2.5

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

Урок обобщения и систематизации знаний


1

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»


Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Метапредметные : работа с текстом ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл


Регулятивные: при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

тематический

Р.тстр 21-22 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА

3

Тема 3: « Земля во Вселенной » Всего часов 9 С оставление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях,вызванных воздействием ближнего космоса на Землю. Составление характеристики планет- гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска. Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника. Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел. Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов)

3.1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею

описывать представления древних людей о Вселенной;

текущий

§ 8, р. т стр 23 заполнить таблицу, стр 45 учебника (рубрика подумайте)

3.2

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной


описывать представления древних людей о Вселенной;

текущий

§ 9, р.тстр 25 № 4-5

3.3

Соседи Солнца

Комбинированный урок


1

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс

называть и показывать планеты Солнечной системы; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты

текущий

§ 10, р.тстр 27 №5, учебник стр 56 № 2 (под рубрикой подумайте)

В переводе с греческого языка слово «география» означает «описание земли».

Понятие слова «география»

География представляет собой науку, которая изучает поверхность Земли, а также ее слои, которые образуют земную оболочку. Помимо этого, география занимается изучением взаимодействия окружающей природы и человеческого общества.

В зависимости от предмета, география бывает экономической, физической и политической. География включает в себя такие предметные направления изучения, как геосфера и геоэкология.

Геосфера представляет собой атмосферу, гидросферу, земную кору, мантию, литосферу, астеносферу, биосферу и ядро планеты.

Геоэкология - подраздел географии, которые изучает влияния антропогенного фактора на необратимые процессы в геосфере.

Также предметом изучения географии является ноосфера - совокупность людей населяющих планету, основные аспекты их жизнедеятельности (промышленность, экономика, медицина, образования, религия).

Известные ученые-географы

Первые ученые - географии появились еще во времена древнего мира, когда мореплаватели начали открывать новые земли. Впервые термин «география» ввел древнегреческий ученый географ Эратосфен Киренский (274-195гг. до н.э.).

Этому ученому удалось определить размеры Земли с довольно высокой для того времени точностью. На основе данных, предоставленных ему Александром Македонским, он сумел составить первую карту Евразии.

Большой вклад в развитие географической науки сделал Александр Гумбольт, который выделил физическую географию как самостоятельную науку. Важную роль в географических исследованиях сыграл выдающийся русский ученный М. Ломоносов, отец экономической географии.

Инструменты географа и географическая номенклатура

Для изучения географии используются разные инструменты, среди которых множество приборов, позволяющих сделать научные выводы на счет природных явлений и процессов. Учащиеся используют два инструмента, которые позволяют максимально глубоко выучить предмет географии - это географические карты и атласы.

Географические карты - уменьшенные изображения поверхности Земли, которые за счет применения проекций и масштабов, дают возможность ознакомиться с особенностями рельефа, природных комплексов, промышленностью, социальной структурой того или иного региона.

Географические атласы - это систематизированное собрание всех географических карт. В ходе изучения географии применяется также географическая номенклатура - названия материков, рек, озер и океанов. Например: Азия, Северная Америка, Байкал, Северный Ледовитый океан, Амазонка.