Образ двоечника в русской литературе. А.П

Быть двоечником стыдно или почетно?

  • Исследовательская работа.
  • Автор -Ягодкин Сергей.
  • Руководитель -Вострикова В.П,учитель русского языка и литературы.
Ф.П. Решетников «Опять двойка» ГИПОТЕЗА: Быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно ОБЪЕКТ предмет ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Факты биографии знаменитых людей
  • ДОВАНИЯ

Отношение учащихся МКОУ МСОШ

к выдвинутой проблеме

Цель и задачи исследования: ЦЕЛЬ: изучить причины плохой учебы и при этом достижение высоких жизненных успехов на примере жизни и деятельности знаменитых людей мира ЗАДАЧИ: провести социологический опрос среди моих ровесников и одноклассников, учителей, чтобы узнать, что они думают об этой проблеме; изучить различные источники, содержащие сведения по проблеме неуспеваемости учеников; выяснить какие факторы негативно влияют на учебу в школе; Методы исследования: Метод социологического опроса. Анкетирование. Метод сбора и анализа информации. Метод наблюдения. Моделирование Это - не документы, Это - песня... 1(единица) – высшая мера наказания Результаты анкетирования - 40% учащихся без желания идут в школу, без настроения учатся. -85% опрошенных редко или нечасто получают двойки. -80% опрошенных заявили, что им несправедливо ставят плохие отметки, -20% учащихся считают, что требования учителей завышены. 100% отметили, что причина неуспеваемости – это лень. На вопрос: «Зачем хорошо учиться?» ответили, чтобы получить хорошую профессию. А некоторые хотели бы быть любимчиками учителей. Результаты анкетирования педагогов

  • 70% не любят ставить двойки, ставят их в крайнем случае.
  • Причинами неуспеваемости называют лень, отсутствие контроля со стороны родителей,
  • а также безнаказанность.
  • Двойку рано или поздно «закроют» другой оценкой.
  • Они занимаются с такими учащимися, чтобы повысить успеваемость
Великие двоечники: Уинстон Черчиль.
  • Не отличался в юные годы хорошей дисциплиной Уинстон Черчиль. С интеллектом у этого ученика, было все в порядке. А вот английская система обучения парню не нравилась.
  • В итоге среди учителей он заслужил звания самого безнадежного тупицы. Что впрочем не помешало ему позже возглавить Великобританию во время тяжелейшего исторического периода, а также получить Нобелевскую премию по литературе.
Великие двоечники: Ричард Брэнсон
  • Мультимиллионер Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin Group и частного космического туризма, проходит как раз по этой части.
  • На уроках будущий финансовый магнат не мог связать двух слов – мычал, заикался и отчаянно краснел всякий раз, как его вызывали к доске.
Великие двоечники: Билл Гейтс и Стив Джобс Состоятельные люди, построившие многомиллионный бизнес, но не отличившиеся в школе. Среди них – основатели всемирно известных IT-корпораций Билл Гейтс и Стив Джобс Эти парни не всегда успевали в учебе.. А вот с высшим образованием у обоих не сложилось совсем. Джобс бросил Рид-колледж, не проучившись и одного года. А Гейтса отчислили из Гарварда на втором курсе. Парни не растерялись и открыли свое дело, которое принесло им состояние с огромным количеством нулей. А для всех нас их отчисление из вуза открыло эру высокотехнологичного программного обеспечения и сверхумных IT-технологий. Великие двоечники: Константин Циолковский
  • Основной причиной, по которой отец космонавтики попал в мой скорбный список, является его тугоухость – последствие скарлатины, перенесенной в десятилетнем возрасте.
  • Мальчик, воспринимавший только обрывки фраз учителя, был обречен на хроническую неуспеваемость.
  • Во втором классе 13-летний гимназист остался на второй год. Из третьего был исключен за неуспеваемость.
  • Он больше нигде и никогда не учился, однако система образования не смогла отделаться от Циолковского так легко: через шесть лет он успешно сдал экзамены на звание учителя и получил официальное направление от Министерства просвещения.
ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН Создатель теории относительности и лауреат Нобелевской премии по физике не отличался большими успехами в учебе,а в 1895 году он бросает гимназию, так и не получив аттестата зрелости. Блестяще сдав вступительный экзамен по математике в Цюрихский Политехникум, молодой человек проваливается на экзаменах по ботанике и французскому языку. Только на следующий год ему удается поступить на педагогический факультет, но из-за бедственного материального положения Эйнштейну не сразу удается попасть в мир науки ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: Томас Эдисон Миллионер и один из самых плодовитых изобретателей в американской истории уже на второй день он сказал, что в школе ему не нравится. К концу первого месяца Томас стал круглым двоечником. . Все свои знания основатель General Electric получил дома. Мать научила его читать (правда, не писать – с этим у Томаса были проблемы всю жизнь) ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: А.П. ЧЕХОВ

В школе Антоша отнюдь не блистал. Его даже дважды оставляли на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности в его тетрадях красовался трояк.В старших классах страдальцу повезло: отец окончательно разорился и семья переехала в Москву, где Чехов поступил в медицинский институт, стал писать рассказы и прямо-таки начал новую жизнь.

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: Л.Н. Толстой.

Учился без особого старания.На первом курсе университетаЛьва Николаевича оставили на второй год из-за неудовлетворительных оценок по российской истории и немецкому. До третьего курса дело не дошло.

В итоге Толстому так и не удалось получить хоть какой-то формальный дип-лом

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

Первые три класса Володя провел «весь в пятерках». Он был любознательным и бойким мальчиком, его любили родители и учителя.

В 11лет попал в революционный кружок.

Горлопанить на сходках было гораздо интереснее, чем зубрить уроки. Напуганные учителя делали «большакам» всякие поблажки и даже перевели двоечника Маяковского в следующий класс.Он забросил учебу в 5 классе, ушел из школы.

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: Андрей Тарковский Начальную школу мы смело можем вычеркнуть из биографии классика мирового кинематографа Андрея Тарковского из-за войны. В старших классах Тарковский вместе с элитой школьных двоечников стал стилягой.. Занудная школа рассматривалась как временное недоразумение, настоящая жизнь начиналась за ее стенами. В аттестате «4» по литературе, а по химии и черчению в документе красуются двойки. Поступил в Московский институт востоковедения, однако уже через год бросил это безнадежное дело Не оправдали!!!(вундеркинды, из которых ничего не вышло…) Ника Турбина

Зера Колберн

Кристофер Ланган

ГИПОТЕЗА ВЕРНА!!! Быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно. Из двоечников вырастают гении!

Товарищи взрослые, а не хотите ли подурачиться? Вдруг вы и в детстве были серьёзными, отличниками круглыми, а может, квадратными? Вдруг вы упустили что-то очень важное-преважное, детство прошло, а вы так и не встали посреди урока на парту и не прокукарекали, и не спели в 8:27 утра под окнами школы упражнение №43, а потом упражнения №44, 45, 46, изложение, диктант и наконец — сочинение на тему «Образ двоечника в художественной литературе второй половины двадцатого века», а потом таблицу умножения, Менделеева и строение клетки. А в ванной девятый вал не устраивали, а усилием воли температуру на градуснике до 39 не поднимали? Как зачем? Чтобы в школу не ходить. Ведь учителя там заставляют повторять то, во что ты не веришь.

— Слушай, Серёжа, — сказала как-то учительница по физике, — я же не зверь. Если ты знаешь что-нибудь по физике — скажи, я тебе пятёрку поставлю.
— Что сказать-то? — спросил Серёжа.
— Ну например, что на все тела действует сила тяжести. Скажи. Ну давай... повтори. На все тела-а-а...
— Не могу, — пробормотал Серёжа. — Не могу я повторять то, во что не верю.
— А во что же ты веришь?! — закричала учительница?
— В леших верю, в Бабу-ягу, в Кощея Бессмертного, в Эрэкэ-Дьэрэкэ, в летающие парты, — спокойно сказал Серёжа.
После чего его парта приподнялась над полом и полетела к выходу.
— Садись, Гаврилов, — сказала учительница по физике, — два!

Ну и как после этого в школу ходить?! Лучше почитать о школьной жизни «Записки выдающегося двоечника» Артура Гиваргизова и проникнуться его искрящимся, как лимонад в стакане, юмором, немножко колючей, но милой и доброй как ёжик иронией, посмеяться над детскими проделками, которые не что иное, как бунт ребёнка против забывчивости взрослых. Да-да, взрослые порой предают забвению тот факт, что сами были детьми, становясь слишком скучными, озабоченными и совсем далёкими от своих любимых деток. Только дедушка понимает одинокую детскую душу:

— Дедушка, а что такое старость? — спросил как-то Коля.
— Это всё равно что детство, — ответил дедушка, брызгая в Колю из водяного пистолета, — только поясница болит.
— Хватит! — рассердился Коля и отнял у дедушки пистолет. — Давай лучше гараж построим.
— Давай, — согласился дедушка: ему было всё равно, во что играть. — Когда я был маленький, у меня пластмассовых лёгких кубиков не было, и я строил всё из кирпичей.
— Здорово! — восхитился Коля. — Тебя, наверно, родители за это хвалили.
— Нет, — вздохнул дедушка, — ругали. Говорили, что потолки низкие, прихожая маленькая, санузел совмещённый, линолеум, обои надо переклеивать, лестница на второй этаж узкая, рамы плохо подогнаны...
— Да-а-а, — качал головой Коля, — я тебя понимаю, родителям не угодишь.
— Не угодишь, — согласился дедушка, схватил водяной пистолет и стрельнул в Колю.

Чтобы не стать родителями-буками, родителями-привередами и не прокиснуть в повседневном быту, рекомендуется каждый день читать вместе со своими дочками и сыночками школьного возраста прозу Артура Гиваргизова. Этому писателю можно доверять: будучи преподавателем по гитаре, он знает о школьной жизни изнутри. Желательно откинуть скепсис, не искать логику, а расслабиться, погрузиться в абсурд, смеяться, шутить и делать мудрые выводы. Коротенькие рассказы о школьных буднях обычных мальчиков и девочек, их родителей и учителей обладают поразительной многомерностью. Понятные и смешные для детей, они могут открыться вдумчивому родителю во всей глубине. Автор в краткой форме, словно художник-график, штрихами создаёт необыкновенную иллюстрацию жизни, на которой хочется рассматривать привычные явления под разными углами, фантазировать и, может быть, даже снимать шоры, смотреть на действительность по-новому, более радостно, оптимистично, оставляя место шуткам и веселью.

Однажды Серёжа решил угодить сразу двум учителям – по русскому языку и по пению.

В 8.27, с гитарой, он встал под окнами школы и запел упражнение № 43. Потом Серёжа спел: упражнения 44, 45, 46, изложение, диктант и наконец – сочинение на тему: "Образ двоечника в художественной литературе второй половины двадцатого века". Учителя выглядывали из окон и, кажется, были довольны.

Вдохновлённый тем, что на него не кричат, Серёжа спел английский алфавит. Потом он спел параграф № 18 – "Рабовладельческий строй в Древнем Риме", "Животный и растительный мир средней полосы", таблицы Менделеева, умножения, строение клетки.

И когда Серёжа спел всё, из школы вышли довольные учителя и поставили ему пятёрки. Кроме учителей по физкультуре и по труду, которые вышли очень недовольные и поставили двойки.

"Всем не угодишь", – подумал Серёжа.

Обычно Серёжа списывал

Обычно Серёжа списывал уроки у Сереберцевой и относился к этому спокойно: "Ну и что? Ерунда. Она же меня любит". Но иногда с Серёжей что-то происходило, и нехорошие мысли – а вдруг Сереберцева меня разлюбит? – не давали ему уснуть.

И тогда он ночью вставал с постели, садился за письменный стол и пробовал решить задачу по математике или выучить наизусть стихотворение. Но у него ничего не получалось.

Тогда Серёжа начинал волноваться и звонил Сереберцевой.

– Алло, – говорил папа Сереберцевой хриплым голосом.

– А Лену можно? – спрашивал Серёжа.

– Что?! Опять?! В четыре часа ночи?! – кричал папа Сереберцевой. – Я тебе покажу Лену! Безобразие! – и бросал трубку.

После таких разговоров Серёже становилось ещё хуже. К счастью, эти нехорошие мысли приходили не каждый день, а только по воскресеньям и четвергам.

Как учительница по физике хотела поставить пятёрку

– Слушай, Серёжа, – сказала как-то учительница по физике, – я же не зверь. Если ты что-нибудь знаешь по физике – скажи, я тебе пятёрку поставлю.

– Что сказать-то? – спросил Серёжа.

– Ну например, что на все тела действует сила тяжести. Скажи. Ну давай… повтори. На все тела-а-а-а…

– Не могу, – пробормотал Серёжа. – Не могу я повторить то, во что не верю.

– Как не веришь! – удивилась учительница по физике. – Ну хорошо, не веришь – не надо, – улыбнулась она. – Ты только повтори, и я тебе сразу пятёрку в журнал, а? И отпущу домой, а? Дам сто рублей, а?

– Не могу, – твёрдо сказал Серёжа, – не верю.

– А во что же ты веришь?! – закричала учительница.

– В леших верю, в Бабу-ягу, в Кощея Бессмертного, в Эрэкэ-Дьэрэкэ, в летающие парты, – спокойно сказал Серёжа.

После чего его парта приподнялась над полом и полетела к выходу.

– Садись, Гаврилов, – сказала учительница по физике, – два!

Серёжа поймал парту и сел.

Учителя терпеть не могут

Всем известно, что учителя друг друга терпеть не могут – они только делают вид, что любят, – потому что все считают свой предмет самым главным. А самым‑самым главным считает свой предмет учительница по русскому языку. Поэтому она и задала сочинение на тему "Самый-самый главный предмет". Достаточно было написать всего одно предложение: "Самый главный предмет – это русский язык", даже с ошибками, – и получишь пятёрку. И все так и сделали, кроме Серёжи, потому что Серёжа не понял, о каких вообще предметах идет речь. Он думал, что предмет – это что-то твёрдое, и написал о зажигалке.

– "Самый главный предмет, – читала вслух Серёжино сочинение учительница, – это зажигалка. Без зажигалки не прикуришь". Подумаешь, – остановилась она, – не прикуришь. Попросил огонька у прохожего, и всё.

– А если в пустыне? – спокойно возразил Серёжа.

– В пустыне и от песка можно прикурить, – спокойно ответила учительница. – В пустыне – раскалённый песок.

– Хорошо, – спокойно согласился Серёжа, – а в тундре, при минус пятидесяти?

– В тундре – да, – согласилась учительница по русскому языку.

– Тогда за что два? – спросил Серёжа.

– Потому что мы не в тундре, – спокойно вздохнула учительница по русскому языку. – А не в тундре, – вдруг закричала она, – самый главный предмет – это великий и могучий русский язык!

Однажды учителя пригласили выдающегося двоечника, трижды ученика 4 класса "Б" Гаврилова Серёжу выступить на педсовете с докладом: "Почему дети не хотят учиться и не делают уроки".

– В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить с пользой от недеяния. В этом закон небесного Дао, – начал Серёжа. – Когда будет уничтожена учёность, тогда не будет и печали, – сказал Серёжа и глубоко вздохнул.

– А физика?! – закричала с места учительница по физике. – Без физики ты бы, Гаврилов, даже не знал, что Земля круглая!

– Какая же она круглая? – удивился Серёжа.

– Как какая! – не выдержала учительница по географии и вынула из сумочки чугунный глобус, который всегда носила с собой как средство самозащиты. – Вот как глобус!

– Ну хорошо, – усмехнулся Серёжа и показал пальцем на океан, – а почему тогда вода не выливается?

– А Земля её притягивает, как магнит! – снова вскочила раскрасневшаяся от волнения учительница по физике.

– Магнит не притягивает воду, – сказал Серёжа и устало прикрыл глаза. – Я это знал ещё в детском саду.

– Что же, по-вашему, Сергей Сергеевич, – вежливо обратился к Серёже директор школы, – учёные ошиблись, и все жертвы были напрасны?

– Эррарэ хуманум эст – ошибаться – человеческое свойство. Цицерон, – сказал Серёжа и развёл руками. – Я вас понимаю, и, поверьте, мне очень жаль.

– Как-как? – переспросил учитель по истории. – Повторите ещё, я не успел записать. – Эррарэ хуманум кто?

– Эст, – сказал Серёжа.

Разговаривал на уроке

Однажды Серёжа в одной книге про разведчиков прочитал, что надо уметь отвлекать внимание врага.

Ну, мама и папа, конечно, хорошие и не совсем враги, но научиться отвлекать их внимание надо обязательно. Например, от дневника, когда там записано: "РАЗГОВАРИВАЛ НА УРОКЕ!".

Пришёл Сережа из школы и, пока мама не успела спросить про дневник, стал мыть пол. И так сильно отвлёк мамино внимание, что она даже ущипнула себя за ногу, потому что думала, что спит.

А потом Серёжа вымыл посуду и полез белить потолок, и родители про дневник забыли совсем. Они даже забыли, какое сегодня число и как их зовут.

А Серёжа за месяц сделал ремонт в квартире и в подъезде, посадил под окнами двадцать две ёлки… Потому что он разговаривал на уроках каждый день – то на одном, то на другом.

А потом учителя узнали о ремонте и тоже стали просить: кому надо было кухню покрасить, а кому крышу на даче… За это учителя обещали больше не записывать "разговаривает на уроке". Правда, Серёжа уже и не разговаривал, а спал, потому что уставал очень – на работе.

Как директор Серёжу спасал

Однажды Серёжа попросился выйти из класса. Вышел он в коридор, посмотрел вокруг и подумал: "Хорошо-то как! Тихо! Не то что на перемене!" И так ему не захотелось возвращаться в класс, что решил он остаться в коридоре до конца урока. Лёг под батарею, закрыл глаза и представил себя на пляже.

"Эх, почаще надо выходить", – думал Серёжа и переворачивался на другой бок.

А в это время по коридору шёл директор школы.

Вдруг директор видит, что какой-то мальчик валяется на полу с закрытыми глазами и еле-еле дышит. Испугался директор, что в его школе что-то случилось с мальчиком, подбежал и стал Серёжу бить по щекам и лить на него нашатырный спирт.

Закричал Серёжа от неожиданности, вскочил и побежал. А директор за ним, чтобы искусственное дыхание сделать.

Бегали они по школе полчаса, пока директор не устал.

Но с тех пор Серёжа никогда больше во время урока из класса не выходил.

Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники!

Представляю свою работу «Образ двоечника в литературе 20 века».

Основными произведениями, которые рассматриваются в работе, стали:

Слайд «Витя Малеев в школе и дома» Н.Носова,

«Баранкин, будь человеком!» В.Медведева,

«В стране невыученных уроков» Л.Гераскиной,

цикл Б.Заходера «На задней парте»,

«Про одного ученика и шесть единиц» и «Кот и лодыри» С.Маршака,

«Сказка о потерянном времени» Е.Шварца,

повесть Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова».

Слайд Цель данной работы: рассмотрение образа двоечника в каждом произведении изучение причины плохой учебы. .

Тема является актуальной в современной жизни. Практическая значимость заключается в том, что серьезного исследования темы «Образ двоечника в русской художественной литературе» не встречалось, критическая литература отсутствует.

В этих произведениях слово «двойка» становится ключевым, а мотив исправления школьной успеваемости выходит на первый план.

Слайд Задачи данной работы:

    Объяснить лексическое значение слов «двойка», «двоечник»;

    Сформулировать причины неуспеваемости;

    Рассмотреть образ двоечника в указанных произведениях.

    Провести социологический опрос среди одноклассников, учителей, чтобы узнать, что они думают об этой проблеме;

    Изучить различные источники, содержащие сведения по проблеме неуспеваемости учеников;

Объект исследования: наиболее популярные тексты детской литературы, главный в которых двоечник, факты биографии из жизни знаменитых людей.

Предмет исследования : отношение главного героя текста и отношение одноклассников к выдвинутой проблеме.

Гипотеза: быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно.

Считаю, что постепенное решение поставленных задач приведет к достижению цели.

Слайд Ученые выделяют несколько типов двоечников:

    Двоечник-лентяй постоянно зевает, не хочет даже открывать учебник, бесконечно смотрит на часы. Ему неинтересно.

    Двоечник-хулиган. Этот типаж доставляет массу хлопот всей школе своим поведением.

    Креативщик - распространённый типаж мальчика - не отличника, выдумывающего различные штуки, приборы, каверзы и приколы.

    Профи – это такой двоечник, который по виду похож на классического отличника, но у него патологическое пять по литературе и такое же патологическое два по математике.

Слайд Двоечники могут хорошо учиться. Им просто нужна адекватная помощь, писатели, кажется, куда лучше, чем учителя и родители, понимают, что творится в головах и душах двоечников и чем им можно помочь.(слайд с героями)

Среди таких же «неучей» есть богатые и знаменитые люди, успеху и настойчивости которых мог бы позавидовать каждый. Одарённость не всегда проявляется в высокой успеваемости.

В детстве будущий гений Альберт Эйнштейн учился так плохо, но в 1921 году он стал Нобелевским лауреатом.

Будущие великие писатели Александр Герцен, Байрон, Эдгар По, Оноре де Бальзак, Николай Гоголь, в школе считались неспособными учениками.

Исаак Ньютон в школе был одним из самых неталантливых, но спустя десятилетия о нём стали говорить другое: «Никогда ещё ничего подобного не было создано силами одного человека».

У Пушкина был совершенно нечитаемый почерк; кроме того, Александр Сергеевич был неуспешен в математике.

Таким образом, не все известные люди были успешны в прошлом.

Слайд Мною было проведено исследование среди обучающихся 5 класса Голдыревской школы и коллектива педагогов школы.

Выявлено, что 40% учащихся без желания идут в школу, без настроения учатся. 85% опрошенных редко или нечасто получают двойки. 80% опрошенных заявили, что им несправедливо ставят плохие отметки. 20% учащихся считают, что требования учителей завышены. 100% отметили, что причина неуспеваемости – это лень. На вопрос: «Зачем хорошо учиться?» ответили, чтобы получить хорошую профессию. А некоторые хотели бы быть любимчиками учителей.

Учителям тоже было предложено ответить на ряд вопросов. На вопрос, любите ли вы ставить двойки, 70% ответили, что ставят их в крайнем случае. Причинами неуспеваемости называют лень, отсутствие контроля со стороны родителей, а также безнаказанность. Двойку рано или поздно «закроют» другой оценкой. Учителя занимаются с такими учащимися, чтобы повысить успеваемость.

Таким образом, и учителя, и ученики по-своему относятся к двойке и двоечникам.

Слайд Исследуемые произведения позволяют сделать вывод о том, что чтобы добиться успеха в любом виде деятельности, необходимо трудиться. Бедные двоечники не могут заставить себя начать работу, мысли их разбегаются, тетради украшены кляксами, на рабочих столах беспорядок. Всем известно, что успех – это 99% пота и только 1 % успеха.

Но в конце концов они берутся за ум сами или при помощи волшебства. Одному Семену Панталыкину чуда не досталось: «На второй год остаюсь в классе. Отец выдерет, ружья не получу, «Вокруг света» мама не выпишет…». А помочь им можно даже без чуда.

Успешность в жизни не всегда связана с успеваемостью, и часто зависит от личных качеств человека. Необычный ход мыслей, умение делать выбор и приспосабливаться к новой обстановке – все ступеньки той лестницы, которая ведет к успеху. Двоечниками не рождаются, ими становятся.

Таким образом, быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно. Из двоечников вырастают гении!

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.

«ПРОБЛЕМА «ДВОЕЧНИКОВ».
Мой взгляд на данную проблему.

Она не нова. Вечный вопрос: почему? И что делать? Я хочу начать с тех причин, которые, на мой взгляд, влияют на возникновение сегодняшней проблемы. И как с ней бороться.
1. В образовании изменилось многое, мы это видим и чувствуем на себе. Ежегодные эксперименты, компании заставляют перестраиваться не только нас, но и учащихся. Приведу пример. Раньше Государственная программа была рассчитана не только на объяснение нового материала, но и на его закрепление давалось от 2 до 4 часов. Сейчас же, что очевидно, каждый день новая тема, а то и две. Но всем известно, что обучение любому делу – это прежде всего тренинг. Чем больше тренируешься – тем выше результат. Ученики имеют разный уровень восприятия материала – отсюда и разный уровень знаний.
2. Нам рекомендуют программы подчас перегруженные, в которых много «неприкладного» материала, который в жизни никогда не пригодится.
3. По статистике, общее количество страдающих какими – либо заболеваниями учащихся доходит до 85%., программы этого не учитывают. Перед ЕГЭ и краевыми все равны.
4. В защиту учащихся хочу сказать, что старшекласснику, чтобы выучить все уроки, необходимо 10 – 12 часов и об этом тоже говорит статистика. Вот и представьте: 10 страниц по литературе, 20 по истории, разобраться в химии, физике, математике и т.д. Все ли ученики могут с этим справиться? Ответ ясен.
5. Образуется много пробелов из-за болезни учащихся и учителей. Ученик, не освоивший несколько тем, теряет связь с предыдущим материалом, на уроке ему не интересно, он нарушает дисциплину, в лучшем случае под нажимом педагога слепо спишет у соседа или с доски.
6. Следующая причина- учащиеся очень мало читают. Буквально все предметы связаны с пониманием материала, логической связи. Общеизвестный факт - мало читающие дети отстают в своем развитии, отсюда неусвоение, казалось бы, простого материала, по физике, географии, истории, биологии. Одним словом, образующиеся в связи с этим пробелы, приводят в итоге к плачевным результатам.
7. Среди учащихся есть, безусловно, такие ученики, которые не хотят учиться. Причин этому много.
8. Хочу остановиться еще на одной из проблем: отношение ученик – учитель. Это проблема не только в нашей школе. Это проблема - недоброжелательность. Подчас мы играем в одни ворота – против ученика. Почему-то мы работаем не на успех, а, наоборот, на неуспех. Нам не нужны плохие ученики. Но удивительно, складывается впечатление, что нам не нужны и хорошие ученики. Нам нужны «серые» мышки. Почему? Да с ними меньше проблем. Сидят себе и сидят, никуда не лезут, ни на что не претендуют… Переползают изо дня в день. Ну и ладно. Но мы приходим в класс и, не задумываясь ни о чем, ругаем, упрекаем, уличаем, преследуем, злорадствуем, а порой унижаем и оскорбляем детей. Великий педагог Ушинский писал: «Если ребенку каждый день говорить, что он плохой, он таким станет». Если приходить в класс и всему классу, без разбора, говорить, что он хуже всех, они такими и станут... Отсюда отношение к учителю и его предмету. Или учитель приходит в класс и ставит частоколом двойки. Здесь уже идет речь о другом: о профессионализме учителя. Он не учит, он преподает, равнодушно, забывая о том, что перед ним разные дети. Мы смотрим на них с высоты своих лет, хотим впихнуть их в наш стандарт, в наш футляр, в свои рамки, и страшно радуемся, если у нас все получается. А если не получается, начинаем «ломать» ученика – это у нас зовется «строгостью». Поэтому дети относятся к нам так, как мы заслуживаем.
КАК БОРОТЬСЯ С ДВОЙКАМИ.
1.Самое простое - их не ставить. Но так не получается. Я делю класс на три группы: тружеников, лентяев и учащихся, не желающих вообще учиться. Тем кто трудится, и если что-то у них не получается или что-то не выполнили по какой-то причине, то я никогда такому ребенку не ставлю «2». Позднее он непременно приносит работу, отвечает и т.д. Но если это в системе, то ленивым ставлю «2» в свой журнал, даю срок отработать, принести письменную работу. А тому, кто ничего не делает изо - дня в день, не реагирует ни на что – ставлю «2».
ЧТОБЫ лучше усваивался материал, провожу контрольные срезы (теоретическая и практическая работа с целью выявить уровень усвоения учащимися данной темы). Если 50% справляются плохо, то возвращаюсь к этому уроку еще раз.