Спецификация по истории (7 класс). Спецификация по истории (7 класс) Спецификация итоговой диагностической работы по истории

«_____»________________ «_____»______________ «_____»________________

Материалы для проведения промежуточной аттестации в 2016-2017 учебном году

по истории

в 7-х классах

Составитель: Скабёлкин К.Ю., учитель истории

МБОУ СОШ №7

г.Мегион пгт.Высокий

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Контрольной работы по истории

для учащихся 7-х классов

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 7-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных организаций, участвующих в переходе на ФГОС ОО.

Диагностическая работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по истории, используемые в Москве в 7-х классах. Если в образовательной программе образовательной организации не запланировано к концу 7-го класса изучение каких-то тем, которые проверяются заданиями диагностической работы, то при её проведении эти задания могут быть исключены из диагностической работы.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории (приказ Минобразования России от 17.12.2010 № 1897) .

Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.

О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 № 1122).

3. Условия проведения и время выполнения диагностической работы

Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.

На выполнение всей диагностической работы отводится 90 минут. Рекомендуется проводить предлагаемый вариант работы в течение двух учебных дней в соответствии с предлагаемыми частями работы.

4. Структура диагностической работы

Вариант диагностической работы состоит из двух частей. Первая часть ориентирована на проверку предметных результатов.

Первая часть состоит из 22 заданий: 10 заданий с выбором ответа (ВО), 12 заданий с кратким ответом (КО).

Вторая часть ориентирована на проверку сформированности метапредметных результатов обучения. Состоит из 8 заданий: 4 задания с выбором ответа (ВО), 1 задание с кратким ответом (КО), 3 задания с развернутым ответом (РО).

5. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям

Работа охватывает учебный материал по курсу «История Европы и России XVII - XVIII век», изученному в 7 классе. В таблице 1 приведено распределение заданий работы по темам учебного курса.

Таблица 1

Темы курса истории 7 класса, выносимые на проверку

Новая история зарубежных стран в конце XVI - XVIII век

История Россия в XVII - XVIII веке

Таблица 2

Распределение заданий по планируемым результатам

3.1.1

Определять во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи

3.3.1

Анализировать информацию из различных источников для всестороннего изучения событий отечественной и всеобщей истории в Новое время

3.4.1

Описывать положение и образ жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время

3.4.3

Составлять рассказ о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени

3.5.1

Систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по истории Нового времени

3.6.1

Раскрывать существенные черты экономического и социального развития России и других стран в Новое время

3.6.2

Раскрывать существенные черты эволюции политического строя через понятия: «монархия», «самодержавие», «абсолютизм»

3.6.3

Раскрыть характерные черты развития общественного движения через понятия «консерватизм», «либерализм», «социализм»

3.7.1

Объяснять причины и следствия основных событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами)

3.8.1

Сравнивать развитие России и других стран в Новое время через описание исторических ситуаций и событий

3.9.1

Оценивать события и личности отечественной и всеобщей истории Нового времени

Метапредметые результаты обучения

3.5

Устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключение и делать выводы

3.6

Строить логические рассуждения, делать выводы

6.2

Ориентироваться в содержании текста, определять главную мысль текста, используя явно заданную в тексте информацию

6.3

Отвечать на вопросы, используя не явно заданную информацию

6.5

Составлять на основании текста высказывание по заданному вопросу

Итого:

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Ответы на задания 2, 4, 5, 7-10, 12-16, 18, 23, 24, 26, 27, 28 оцениваются в 1 балл. Ответы на задания 2 3, 6, 11, 17, 19-22 оцениваются в 2 балла. Для этих заданий один балл выставляется в случае, если в представленном ответе один символ указан ошибочно.

Ответ на задания 26, 30 и 31 оценивается в соответствии с критериями оценивания.

Максимальный балл за выполнение первой части работы – 31 балл, а за выполнение второй части работы – 13 баллов. Максимальный балл за выполнение всей работы – 44 балла. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом оценивается экспертом (учителем) с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания.

(образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).

44-38

37-30

29-22

Менее 22

Приложение

План демонстрационного варианта итоговой диагностической работы

по истории для учащихся 7-х классов

Расшифровка кодов 2-го и 3-го столбцов представлена в Кодификаторе контролируемых элементов содержания (КЭС) и планируемых результатов обучения (ПРО) по истории

Используются следующие условные обозначения:

ВО – задание с выбором ответа

КО – задание с кратким ответом

РО – задание с развернутым ответом

Распределение по периодам

задания

Код

ПРО

Код

КЭС

Тип

задания

Максим.

балл

Часть 1 (на 45 минут)

3.1.1

3 .1.1

КО

2

3.5.1

3 .3.1

ВО

1

3.7.1

3 .5.1

КО

2

3.3.1

3 .6.1

ВО

1

3.5.1

3.11 .2

ВО

1

3.6.1

3.11 .1

КО

2

3.3.1

3.11 .2

КО

1

3.9.1

3.11 .1

ВО

1

3.6.3

3.11 .4

ВО

1

3.6.1

3 .5.2

ВО

1

3.6.2

3 .6.2

КО

2

3.3.1

3 .7.1

ВО

1

3.6.1

3.12. 1

ВО

1

3.7.1

3.12. 4

ВО

1

3.3.1

3.12. 2

КО

1

3.4.1

3.12. 5

ВО

3.6.1

3.12. 8

КО

3.6.2

3.12. 2

КО

3.4.3

3.12. 7

КО

3.6.1

3.12. 4

КО

3.9.1

3.11. 2

КО

3.8.1

3.12. 4

КО

Часть 2 (на 45 минут)

6.2

ВО

6.2

ВО

6.5

РО

6.3

ВО

6.2

ВО

6.3

ВО

3.5

РО

3.6

РО

КИМ по истории 7 класс

1. Указ об «урочных летах»:

а) запрещал свободный переход крестьян от одно-

го хозяина к другому

б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых

крестьян

в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день

г) установил бессрочный розыск беглых крестьян

2. Началом конца Смутного времени можно считать:

а) освобождение Москвы от интервентов

б) избрание Земским собором на царствование Михаила Романова

в) возращение из плена Филарета и становление соправителем при Михаиле Романове

г) вступление на престол Алексея Михайловича

3 . Главное направление внешней политики России

на протяжении всего XVII в.:

а) борьба за выход в Балтийское море

б) получение выхода в Черное море

в) отношения с Речью Посполитой

г) отношения с Турцией

4. О каком событии идет речь в строках А. С. Пушкина?

Суровый был в науке славы

Ей дан учитель: не один

Урок нежданный и кровавый

Задал ей шведский паладин

а) о выходе Дании из войны со Швеции

б) о снятии осады польскими войсками Риги

в) о поражении русских войск под Нарвой

г) о Прутском походе

5. Высший церковный орган при Петре I:

а) Монастырский приказ

б) Главный магистрат

в) Правительствующий сенат

г) Синод

6. Россия стала империей после:

а) Азовского похода

б) подавления восстания под предводительством К. А. Булавина

в) Прутского похода

г) Северной войны

7. Усиление роли дворянской гвардии в 1725-1762 гг.
в государственных делах:

а) способствовало укреплению самодержавия

б) стало одной из причин легкости и частоты дворцовых переворотов

в) привело к ограничению абсолютной власти российских императоров

г) привело к конфликтам и потрясениям

8. Все привилегии, данные дворянству после смерти
Петра I, были подтверждены в правление:

а) Елизаветы Петровны в) Екатерины II

б) Петра III г) Павла I

9. Усиление власти и произвола помещиков над
крестьянами в период царствования Екатерины II
привели к:

а) Медному бунту

б) восстанию под предводительством К. А. Булавина

в) восстанию под предводительством С. Разина

г) г) крестьянской войне под предводительством
Е. И. Пугачева

Выберите правильные ответы.

10. Из перечисленных мероприятий относятся царствованию ЕкатериныII:

а) секуляризация церковных земель

б) отмена указа о единонаследии

в) восстановление полномочий Правительствующего сената

г) «Жалованная грамота дворянству»

д) губернская реформа

е) «Манифест о вольности дворянства»

ж) «Жалованная грамота городам»

з) образование Канцелярии тайных розыскных дел

и) введение свободы предпринимательства

к) созыв Уложенной комиссии

11.

    1632-1634 гг. а) русско-турецкая война

    1700-1721 гг. б) участие России в войне за

«польское наследство»

    1733-1735 гг. в) Смоленская война

    1768-1774 гг. г) Северная война

    Установите правильное соответствие:

1) Б. Годунов

а) Крымские походы

2)Алексей Михайлович

б) Прутский поход

3) В. В. Голицын

в)Азовские походы

4) Петр I

г) учреждение патриаршества

д) воссоединение Украины с Россией

13. Установите правильное соответствие:

    Симон Ушаков а) архитектор

    А. Ф. Зубов б) поэт

    А. П. Сумароков в) иконописец

    Г. Р. Державин г) портретист

    Ф. С. Рокотов д) мастер гравюры

14. Укажите, в каком хронологическом порядке правили Россией преемники Петра 1 -

1) Петр 3

2) Анна Иоанновна

3) Петр 2

4) Елизавета Петровна

5) Екатерина 2

Выберите правильный ответ.

1. В период Смутного времени в Россию вторглись

войска:

а) Османской империи, Крымского ханства

б) Пруссии и Дании

в) Польши и Швеции

г) Саксонии и Пруссии

2. Соборное уложение утвердило:

а) полное право феодала на землю и зависимых

крестьян

б) право помещика ссылать крестьян в Сибирь и

на каторгу

в) 15-летний сыск беглых крестьян

г) прикрепление к земле государственных крестьян

3. Необходимость обновления церковных книг и обрядов стало одной из причин:

а) конфликта между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем

б) церковной реформы середины XVII в.

в) упразднения патриаршества

г) секуляризации церковных земель

4. Главной отличительной чертой развития культуры XVII в. стало:

а) активное проникновение и насаждение западноевропейских образцов

б) возрождение и дальнейшее развитие каменного
зодчества

в) значительное расширение системы образования

г) начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви

5. При Петре I армия формировалась на основе:

а) всеобщей воинской повинности

б) сбора дворянского ополчения

в) рекрутской повинности

г) наемного войска

6. Основное значения «Табели о рангах» заключалось в:

а) ликвидации местничества

б) подтверждении принципа знатности и родовитости при продвижении по службе

в) определении правил поведения чиновников

г) возможности служебного роста служивому человеку вне зависимости от его происхождения

7. Основное значение победы русской армии под
Полтавой:

а) изгнание шведов с территории России

б) восстановление Северного союза

в) присоединение к Северному союзу Пруссии

г)перелом в войне в пользу России

8. Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха была предпринята при вступлении на престол:

а) Екатерины I б) Анны Иоанновны

в) Елизаветы Петровны г) Екатерины II

9. К политике « просвещенного абсолютизма» в период правления Екатерины II относится:

а) созыв Уложенной комиссии

б) генеральное межевание земли

в) губернская реформа

г) указ о единонаследии

Выберите правильные ответы:

10. Из перечисленных мероприятий к царствованию
Петра I относятся:

а) роспуск Верховного тайного совета

б) учреждение Сената

в) отказ от вынесения смертных приговоров

г) создание системы коллегий

д) созыв Уложенной комиссии

е) принятие «Табели о рангах»

ж) установление подушной подати

з) создание Кабинета министров

и) разделение страны на губернии

к) учреждение Святейшего Правительствующего синода

11. Установите правильное соответствие.

1)1654-1667 гг. а) участие России в

Семилетней войне

    1741-1743 гг. б) русско-турецкая война

    1757-1762 гг. в) русско-польская война

    1787-1791 гг. г) русско-шведская война

12. Установите правильное соответствие.

а) « Манифест о вольности дворянства»

2) Петр I

б) раскол русской православной церкви

3) Петр III

в) Северная война

4) Екатерина II

г) Гангутское сражение

д) присоединение к России Крыма

13. Установите правильное соответствие

    И. Н. Никитин а) композитор

    Д. Трезини б) скульптор

    Н. М. Карамзин в) портретист

    Д. И. Фонвизин г) историк, писатель

    Э. М. Фальконе д) драматург, автор комедий

    Д. С. Бортнянский е) архитектор

14. Расположите в хронологическом порядке события, относящиеся ко времени царствования Петра1 -

1) Азовские походы,

2) «Великое посольство»

3) регентство царевны Софьи

4) заключение Северного союза

5) провозглашение России империей

Ответы итоговой контрольной работы по истории. 7 класс.

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по истории в 10 классе

1. Назначение работы

Итоговая диагностическая работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 10 класса по предмету «История», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.

2. Документы, определяющие содержание итоговой диагностической работы

Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 9.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), работа также составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам.

3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований указанных выше документов, и содержат требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:

целей исторического образования в основной школе;

специфики курса истории основной школы:

ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

Содержание предмета «История» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В итоговой диагностической работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России и всеобщей истории.

4. Характеристика структуры и содержания итоговой диагностической работы

Работа охватывает содержание курса истории России и всеобщей истории (XIII - XIX вв.).

Общее количество заданий - 9.

Работа содержит 8 заданий с кратким ответом и 1 задание с развёрнутым ответом.

5. Распределение заданий итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и вилам деятельности

Задания условно разделены на тематические блоки: 1) История России и всеобщая история в VIII-XVII вв.; 2) История России и всеобщая история в XVIII - первая четверть XIX в.

Задания направлены преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. Эти задания посвящены истории России и всеобщая история в XIII - XIX вв.

Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).

Проверяемые элементы
подготовки

Число
заданий

Максимальный
первичный
балл

Процент максимального первичного балла за всю

Работу - 17

11%

11%

11%

17%

Различное содержание в разных вариантах: умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности

35%

6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.

К базовому уровню сложности относятся задания, в которых учащимся 10 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому
уровню относятся задания 1-4. К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. К повышенному уровню относятся задания 5-8. К высокому уровню сложности относятся задания, при выполнении которых учащиеся производят частично-поисковые действия, используя приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 9.

7. Продолжительность итоговой диагностической работы

На выполнение работы отводится до 45 минут.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

При проверке работы за каждое из заданий 1-5 выставляется 1 балл, если ответ правильный, и 0 баллов, если ответ неправильный. За каждое из заданий.

Полный правильный ответ на задания 6-8 оценивается 2 баллами: если допущена одна ошибка (в т.ч. отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) - 1 балл: если допущено две и более ошибок (в т.ч. отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишних цифр) или ответ отсутствует - 0 баллов.

Задание 9 оценивается по трём критериям (указание времени жизни исторического деятеля, указание и характеристика основных направлений деятельности, указание основных результатов деятельности).

Максимальное количество баллов: 5x1+3x2+1x6=17.

Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Баллы

0-5

6-8

9-11

12-17

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

9. Обобщённый план варианта контрольных измерительных материалов для проведения диагностических тематических работ в 10 классе

Уровни сложности задания: Б - базовый: П - повышенный: В - высокий.

Обозначение задания в работе

Проверяемое содержание

Проверяемые умения, виды деятельности

Уровень сложности задания

Макс. балл

VIII-XVII вв.

Знание основных фактов, процессов, явлений

VIII-XVII вв.

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

XVIII- первая
четверть XIX в.

Знание основных фактов, процессов, явлений

XVIII- первая
четверть XIX в.

Установление причинно-следственных связей

VIII - первая
четверть XIX в.

Умение определять последовательность событий

VIII - первая
четверть XIX в.

Систематизация исторической информации (множественный выбор)

VIII - первая
четверть XIX в.

Систематизация исторической информации (соответствие)

VIII - первая
четверть XIX в.

Различное содержание в разных вариантах (систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица)

VIII - первая четверть XIX в.

Различное содержание в разных
вариантах: умение представлять
результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности

Всего заданий - 9. Из них по уровню сложности: Б - 4, П - 4, В - 1. Общее время выполнения работы - 45 мин. Максимальный первичный балл - 17.

Источник диагностической работы: http://www.alleng.ru/

Итоговая диагностическая работа по истории 10 класс

Выполнена: ФИО класс __________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории отводится 45 минут. Работа включает в себя 9 заданий.

Ответы к заданиям 1-8 записываются в виде одной цифры, либо последовательности цифр, которая соответствует номеру правильного ответа. Помимо этого присутствуют задания, которые требуют краткого ответа в виде одного или двух слов, либо указания датировки событий, описанных в тексте документов. Эти цифры и слова необходимо записать в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом новый. Задания 9 требует развёрнутого ответа, ответ запишите в поле под заданием.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем удачи!

1. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке

1) Калка
3) Угра

2) Вожа
4) Нева

2. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите событие, о котором идет речь.

«Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой... Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску. Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал. И избавил Бог и Пречистая Русскую землю от нехристей...»

1) Куликовская битва

2) взятие Казани

3) «стояние на реке Угре»

4) битва на Калке

3. Участником партизанского движения в годы Отечественной войны 1812 г. был

1) Г. М. Курин

2) М. Б. Барклай-де-Толли

3) П. И. Багратион

4) М.М. Сперанский

4. Следствием разделов Речи Посполитой стало(а)

1) вхождение в состав России балтийского побережья от Гданьска до Выборга

2) передача России Левобережной Украины и Киева

3) создание антироссийской коалиции в составе Австрии и Пруссии

4) присоединение к России Западной Белоруссии и Западной Украины

5. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

1) отмена кормлений

2) Смоленская война

3) церковная реформа патриарха Никона

4) гибель царевича Дмитрия в Угличе

5) воцарение династии Романовых

Ответ:

6. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

1) бироновщина

2) Соборное уложение

3) губернии

4) земщина

5) «Табель о рангах»

6) рекрутчина

Ответ:

7. Установите соответствие между именами современников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца

ИМЕНА

ИМЕНА

А) царь Алексей Михайлович

Б) император Петр I

B) императрица Елизавета Петровна

Г) император Александр I

1) А. Курбский

2) Ф. Лефорт

3) М. Кутузов

4) А. Ордин-Нащокин

5) М. Ломоносов

А

Б

В

Г

Ответ:

8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

МОНАРХ

СОБЫТИЕ

ДАТЫ СОБЫТИЯ

Елизавета Петровна

(А)

(Б)

(В)

1727 г.

Пётр I

(Г)

1721 г.

(Д)

(Е)

1762 г.

Пропущенные элементы:

1) Пётр II

2) Анна Иоанновна

3) Пётр III

4) принятие Манифеста о вольности дворянской

5) основание Московского университета

6) учреждение Святейшего Синода

7) 1726 г.

8) 1736 г.

9) 1755 г.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ответ:

9. Выберите из предложенных вариантов одного исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна включать основные факты, относящиеся к этим направлениям. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных Вами направлений.

Ярослав Мудрый

Василий Шуйский

Мартин Лютер

Екатерина I

Ответы к заданиям 1-8

1

2

3

4

5

6

7

8

14523

356

4253

591634

Критерии оценивания задания 9

В случае, когда факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям (К1 - КЗ) выставляется 0 баллов)

Правильно указано время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века, точного указания дат жизни не требуется).

ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но указанные даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля.

ИЛИ Правильно указан век: допущена неточность при указании одного из десятилетий века, когда жил исторический деятель (или дат жизни).

В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т п.) деятельности.

Указан только век. когда жил исторический деятель.

ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано.

К2

Характеристика деятельности

Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них

Правильно указано только одно направление деятельности, без фактических ошибок дана его характеристика; второе направление в явном виде не указано, но без фактических ошибок дана его характеристика.

ИЛИ Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допущена(-ы) фактическая(-не) ошибка(-н), не приведшая(-не) к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности, без фактических ошибок дана характеристика деятельности только одного из них.

Правильно указаны одно-два направления деятельности; дана характеристика одного направления, при этом допущена(-ы) фактическая(-не) ошибка(-и), не приведшая(-ие) к существенному искажению смысла.

ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности.

ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности. Без фактических ошибок приведены только некоторые исторические факты, относящиеся к жизни или деятельности личности, которые не могут быть приняты в качестве характеристики, раскрывающей данное направление деятельности (перечень фактов не является достаточным для характеристики любого из указанных направлений деятельности).

Направления деятельности в явном виде не указаны, дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности, при характеристике деятельности допущена(-ы) фактическая(-ие) ошибка(-и), не приведшая(-не) к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны только направления деятельности.

ИЛИ Направления деятельности не указаны; приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности.

ИЛИ Основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа.

КЗ

Указание результатов деятельности.

Без фактических ошибок приведены результаты деятельности по двум указанным направлениям.

Без фактических ошибок приведён(-ены) результат(-ы) деятельности только по одному из указанных направлений.

ИЛИ Приведены результаты деятельности по двум указанным направлениям, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

Результаты деятельности не относятся к указанным направлениям.

ИЛИ Результаты деятельности даны в предельно обобщённых формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности.

ИЛИ Результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл.

ИЛИ Результаты деятельности не приведены.

Максимальный балл

СПЕЦИФИКАЦИЯ

диагностической работы по истории

для учащихся 5-х классов

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной для образовательных организаций, участвующих в переходе на ФГОС ОО.

Диагностическая работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по истории, используемые в Москве в 5-х классах. Если в образовательной программе образовательной организации не запланировано к концу 5-го класса изучение каких-то тем, которые проверяются заданиями диагностической работы, то при её проведении эти задания могут быть исключены из диагностической работы.

2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации).

–– Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 01.01.2001 г. № 000).

3. Условия проведения и время выполнения диагностической работы

Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.

На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.

4. Структура диагностической работы

Каждый вариант диагностической работы состоит из 19 заданий: 11 заданий с выбором одного правильного ответа (ВО), 6-и заданий с кратким ответом (КО) и 2-х заданий с развернутым ответом (РО).

5. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и планируемым результатам обучения

Диагностическая работа позволяет оценить степень освоения учебного материала при использовании любых УМК по истории.

Работа охватывает учебный материал по курсу «История древнего мира», изученному в . В таблице 1 приведено распределение заданий работы по темам учебного курса.

Таблица 1

Темы курса «История древнего мира» 5 класса


В таблице 2 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.

Таблица 2

Распределение заданий по планируемым результатам

Планируемые результаты обучения

Число заданий

Уметь определять последовательность событий.

Уметь объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

Уметь использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий

Уметь

Уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры

Уметь раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ

Уметь раскрывать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

Уметь раскрывать характерные, существенные черты религиозных верований людей в древности

Уметь объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства

Уметь определять причины и следствия исторических событий

Метапредметные результаты обучения

Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение

Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию.

Создавать собственные тексты на основе представленной информации.


6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 2–8, 10-13, 15-16 оцениваются в 1 балл. Задания 1, 9, 14, 17 оцениваются в 2 балла (один балл выставляется в случае, если в представленном ответе один символ указан ошибочно или дан неполный ответ).

Задания 18-19 – 3 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 27 баллов. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом оценивается экспертом (учителем) с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале через несколько дней после выполнения диагностической работы.

(образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).


Приложение

План демонстрационного варианта диагностической работы по истории
для учащихся 5-х классов

Расшифровка кодов 2-го и 3-го столбцов представлена в Кодификаторе планируемых результатов обучения (ПРО) и контролируемых элементов содержания (КЭС).


Макс. балл за выполнение

Демонстрационный вариант диагностической работы по истории

для учащихся 5-х классов


Расположите события в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.



Прочтите отрывок из исторического источника и укажите имя правителя, о котором идет речь.

«…Он сорок лет первенствовал, он не менее 15 лет обладал непрерывной, единоличной властью, хотя должность стратега дается на один год. При такой власти он остался неподкупным, несмотря на то, что к денежным делам не относился безразлично.., ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему его отец».



Небольшие самостоятельные города-государства в Древней Греции назывались


Прочтите отрывок из исторического источника и укажите страну, о которой идет речь.

«Того, кто посмеет унести эти таблицы...

пусть покарают своим гневом Ашшур и Бэллит,

а имя его и его наследников пусть

будет предано забвению в этой Стране».


В Древней Финикии впервые в истории научились


Установите соответствие между понятием и его значением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.



Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.


Решите хронологическую задачу. Итог запишите в ответе.

В 221 г. до н. э. правитель древнего царства объединил разрозненные государства под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?

Ответ: _______________

Причина поражения восстания Спартака –


После окончания Второй Пунической войны был подписан мирный договор, по которому


Установите соответствие между памятником культуры и городом, страной, где он находился: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


Г) Статуи крылатых быков

Какое сражение, героем которого был царь Леонид, обозначено на карте цифрой 1?

Прочитайте текст и выполните задания 16–19.

Первые игры состоялись в 776 г. до н. э., и затем проводились раз в четыре года по строго определенным пра­ви­лам. Гонцы оповещали страну о времени проведения игр и установлении на это время священного мира. Принимать участие в состязаниях могли только полноправные граждане. Женщинам на выступлениях ат­ле­тов присутствовать запреща­лось.

В первый день проводились торжественные жертвоприношения в честь Зевса, а затем начинались состязания по 15 ви­дам спорта, главными из которых считались бег на короткие и длинные дистанции, метание копья и диска, прыжки, борьба, кулачный бой, гонки на колесницах. Для увеличения длины прыжка пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями выбрасывались вперед. Прыжки сопровождались музыкой. Она помогала участникам состязаний соблюдать ритм. Музыка вообще была обязательна для соревнований. Интересным было состязание колесниц, запряженных четверкой лошадей. Оно проходило на ипподроме. Победителем считался не наездник, а лошадей.

Специальная комиссия следила за тем, чтобы все правила игр соблюдались. Запрещалось спорить с судьями, или подкупать их, за это наказывали плетью. Победители награждались лавровыми .

Победа на играх восприни­малась как успех всего поли­са. Поэтому победителя встречали с необыкновенной торжест­венностью. Его осыпали всяческими почестями и привилегиями, в его честь поэты слагали гимны.

Озаглавьте текст.

Ответ: _________________________________________________________

Какие из следующих положений о правилах проведения состязаний верны? Найдите в приведенном ниже списке три верных положения и запишите цифры, под которыми они указаны (в порядке возрастания).

1) Участникам состязаний разрешалось спорить с судьями.

2) На время игр устанавливался священный мир.

3) Состязание колесниц проходило на стадионе.

4) Музыка была обязательна для соревнований.

5) Победителя награждали серебряной медалью.

6) Женщинам запрещалось присутствовать на выступлении атлетов.

Чтобы кратко пересказать текст, составьте план своего выступления. План должен содержать не менее трех пунктов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте на основе содержания текста 3 вопроса для исторической викторины.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Кодификатор контролируемых

Нормативной базой подготовки проекта кодификатора являются:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки)

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (М.: Просвещение, 2011).

Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения (требования к уровню подготовки обучающих

Код

блока

(блоки умений)

Ученик научится. Получит возможность научиться (курсив)

Код

ПРО

5 класс, планируемые результаты обучения

(умения), выносимые на проверку

История Древнего Мира

определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

определять место исторических событий во времени

объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира

проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;

рассказывать о событиях древней истории;

раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;


раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);

раскрывать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

раскрывать характерные, существенные черты религиозных верований людей в древности;

объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.


Раздел 2. Перечень элементов содержания

Разделы и темы перечня элементов содержания выделены жирным шрифтом.

Коды КЭС представлены курсивом, чтобы отличить их от кодов планируемых результатов обучения.

9класс (разделы, темы)

5 класс, контролируемые элементы содержания (КЭС)

История Древнего мира

Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»).

Историческая карта

Источники исторических знаний

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Карты Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Условия жизни и занятия населения. Города-государства.

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Мифы и сказания. Письменность.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Условия жизни и занятия населения. Возникновение государства в Древнем Египте. Рабы.

Управление государством (фараон, чиновники, жрецы). Военные походы.

Религиозные верования египтян.

Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский . Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит.

Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Персидская держава: военные походы, управление империей

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение . Культурное наследие Древней Индии.

Природные условия, занятия населения.

Древние города-государства. Общественное устройство.

Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма.

Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империя Цинь.

Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Великий шёлковый путь.

Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Понятие Античный мир. Карты античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены).

Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Греческие города-государства (полисы): политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремёсел. Свободные и рабы. Греческая колонизация.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Афинская демократия при Перикле.

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Возвышение Македонии. Македонские завоевания. и её распад.

Культура Древней Греции и эллинистического мира. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Театр. Олимпийские игры.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. . Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Легенды об основании Рима. Верования древних римлян.

Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Консулы, сенаторы и трибуны.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. . Установление императорской власти; Октавиан Август.

Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон.