Презентация - возрастная периодизация психического развития человека. Презентация к занятию на тему "психологические особенности развития детей в период новорожденности и младенчества" презентация к уроку на тему Развитие мышечной системы

Возрастная периодизация. Возрастная периодизация. Свыше 90 долгожители. 75-90 старческий возраст. 60-75 пожилой возраст. 35-60 2-й период зрелого возраста. 21-35 1-й период зрелого возраста. 17-21 поздняя юность. 15-17 ранняя юность. 11-15 подростковый возраст. 7-11 младший школьный возраст. 3-7 дошкольный возраст. 1-3 ранний возраст. 0-1 младенчество. Возрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от одной ступени к другой могут возникать психологические кризисы развития - особые периоды онтогенеза, характеризующиеся психологическими изменениями. Форма длительность, и острота протекания кризисов - индивидуальны. Сущность развития – принципиальное отличие развития от других изменений - наличие не только количественных, но и качественных изменений, появление новообразований - новых механизмов.

Слайд 64 из презентации «Предмет возрастной психологии» к урокам психологии на тему «Отрасли психологии»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Предмет возрастной психологии.ppt» можно в zip-архиве размером 2206 КБ.

Скачать презентацию

Отрасли психологии

«Экзистенциальная психология» - Экзистенциальная психология. Истоки. Чувство вины. Мартин Хайдеггер. Декламация экзистенциалистов. Серен Кьеркегор. Определение. Экзистенциальная психотерапия в России. Жан-Поль Сартр. Ролло Мэй. Понимание времени. Понимание человека. Экзистенциальный анализ. Эдмунд Гуссерль. Регулярные образовательные проекты.

«Предмет возрастной психологии» - XIX век. Главные направления усилий по активизации речи ребёнка. Зарождение новых видов деятельности. Социальная ситуация развития в период зрелости. Главные линии влияния игры на развитие психики. Зависимость. Социальная ситуация развития личности в молодости. Только в XVI-XVII веках появляется специальная детская одежда.

«Юридическая психология» - Признаки поведения преступника. Стресс: виды, фазы и рекомендации по саморегуляции. Профессиональная деформация. Психологические особенности осмотра места происшествия. Общение в профессиональной деятельности юриста. Модель коммуникативного процесса. Междисциплинарные связи юридической психологии. Структура заключения судебно-психологической экспертизы.

«Инженерная психология» - Диагностические задачи. Инженерная психология связана со смежными областями знаний. Эргономика. Перспективы развития. Объект, предмет и задачи инженерной психологии. Методологические принципы. Этапы развития. Эксплуатационные задачи. Задачи инженерной психологии. Система объекта эргономики. Психодиагностические методы.

«Специальная психология» - Тифлопсихология. Отклонения в развитии очень различны. Введение в специальную психологию и педагогику. На основании данных специальной психологии строится система обучения. Во всем мире увеличивается количество детей и подростков. Исследователи. Задачи специальной психологии. Различные подходы к классификации и характеристике контингента.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Психологические особенности развития детей В ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ И младенчесТВА

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВООБРАЗОВАНИЕ КРИЗИС Показатели возрастного развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев) единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований качественные изменения в психике, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития Переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого

НОВОРОЖДЕННОСТЬ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ 0-2 МЕСЯЦА

КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ это непосредственно процесс рождения. тяжелый и переломный момент в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие: 1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания); 2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Основные симптомы: максимальная беспомощность зависимость от взрослого КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ

Безусловные рефлексы, которые помогают ребенку в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы Наличие таких рефлексов свидетельствует о зрелости ЦНС КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ

Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). Большую часть времени новорожденный спит и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др.

КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ Бондинг (Фиксация)- развитие близких избирательных отношений, например, привязанности. Связь между матерью и ребенком (mother-child bonding) предполагает наличие тесного физического контакта между матерью и ребенком в первые часы жизни ребенка. Эта связь способствует укреплению материнской любви к ребенку и развитию потребности заботиться о нем.

Общение врожденные предпосылки общения. способность избирательных контактов ребенка с человеком: предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений; способ­ность выделять человеческий голос среди других звуков; выделение голоса матери из прочих голосов; достаточно сложные лингвистиче­ские задатки. направленность взгляда в момент расположенности к общению, в закрывании глаз и отворачивании головы как сигналах свертывания общения.

На 3-4 неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращение к нему ласковый голос и улыбку взрослого - ребенок за­мирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт. В возрасте 4-5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения. Общение

Важнейшее НОВООБРАЗОВАНИЕ периода новорожденности: социальная улыбка, улыбка на обращение матери Общение

Госпитализм Госпитализм (от лат. hospitalis - гостеприимный; госпиталь - лечебное учреждение) - в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Причина-дефицит общения Симптомы госпитализма: замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти.

Комплекс оживления Комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная ре­акции, обращенная к взрослому. граница критического пе­риода новорожденности и показатель перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Наличие комплекса оживления свидетельствует что сло­жилась социальная ситуация раз­вития для младенческого возраста - ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы »)

МЛАДЕНЧЕСТВО ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ 2-12 МЕСЯЦЕВ

Ведущая деятельность младенческого периода непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной).

Объект ведущей деятельности - другой че­ловек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удо­вольствия Ведущая деятельность младенческого периода

Восприятие В 10 дней удерживает в поле зрения движущейся предмет. К концу 1 мес. по разному реагирует на звуки. В 3-5 недель немного задерживает взгляд на остановившемся предмете. С 6-7 недель развивается слежение по кругу. В 4 мес. находит источник звука, поворачивает к нему голову, устанавливается взаимосвязь между зрительным и слуховым анализаторам. В 4-6 мес. устанавливается взаимосвязь между зрительным анализатором и движениями руки К 10 - I I мес. ребенок перед тем как взять предмет складывает пальцы в соответствии с ее формой и величиной.

память Непроизвольная Память ребенка функционирует с рождения. В 3-4мес. начинает формироваться образ предмета, ребенок начинает узнавать голос и лицо матери. В 5мес. различает людей по голосам. В 6 мес. выделяет любимую игрушку В 8-9 мес. ребенок может узнать знакомого человека через 2-3 нед. Обычно критерием для узнавания объекта является один, часто несущественный признак. Формируется двигательная память. С 6 мес. более ярко проявляется эмоциональная память. С 7-8мес. узнавание предмета опосредуется словом.

мышление к концу года формируется наглядно - действенное мышление. мышление развивается на основе возможности понять и использовать связи, показанные взрослым. замечает простейшие связи и отношения между предметами и их свойствами

речь Гукание в З месяца. Гуление в 4 месяца. Лепет в 6 месяца. Поиск предмета по слову взрослого с 6-7 месяца. Первые слова в 11 месяца.

Движения В 2 мес. поднимает и некоторое время удерживает голову. В 3 мес. удерживает голову в вертикальном положении. В 3 мес. наталкивается на игрушки, висящие над грудью. В 5 мес. берет и удерживает игрушку. В 5 мес. переворачивается со спины на живот. В 6 мес. переворачивается с живота на спину. В 7 мес. ползает. Садится в 8 мес. Ходьба в 11 мес.

Эмоции 1мес.- первая улыбка. 2-Змес. комплекс оживления. С 6 мес. эмоции адресует конкретному взрослому, различает эмоции. Страх чужих (7-9 мес.).

основные новообразования младенческого возраста Потребность в общении Базовое доверие к миру Дифференциация ощуще­ний и эмоциональных состояний Различение близких и по­сторонних людей Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) «Истинное» подражание Предметное восприятие Автономная речь Ходьба Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия

Благодарю за внимание


Физиология (гр. рfysis - природа и логия - учение)
изучает жизнедеятельность целостного организма
и частей (органов, клеток) тела, их взаимодействие,
особенности функционирования в различных ситуациях
(покое, профессиональной деятельности). Физиология
тесно переплетается с такими науками,
как анатомия, цитология, эмбриология, биохимия,
биомеханика,
медицина, психология….
Возрастная физиология сформировалась как
отдельная наука, раздел физиологии человека и
животных, изучающий закономерности становления и
развития физиологических функций, особенности роста и
развития детей и подростков. Она изучает процессы
онтогенетического развития организма с внутриутробного
периода до юношеского возраста.

Закономерности роста и развития организма

Онтогенез (от греч. опtоs – сущее, особь; gеnеsis – происхождение,
развитие) – процесс индивидуального развития организма с момента
зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти.
Выделяют преднатальный (антенатальный), перинатальный и
постнатальный периоды онтогенеза.
В процессе онтогенеза происходит рост и развитие организма.
Развитие -процесс количественных и качественных изменений,
происходящих в организме человека, приводящих к повышению
уровней сложности организации и взаимодействия всех его
систем. Развитие включает в себя три основных фактора:
рост,
дифференцировку органов и тканей,
формообразование (приобретение организмом характерных,
присущих ему форм).
Рост - количественный процесс, характеризующийся непрерывным
увеличением массы организма и сопровождающийся изменением
числа его клеток или их размеров.
Характерной особенностью процесса роста детского организма являются
его неравномерность и волнообразность.

Основной биогенетический закон – онтогенез есть краткое повторение филогенеза (истории развития вида). К основным закономерностям онтоге

Основной биогенетический закон –
онтогенез есть краткое повторение
филогенеза (истории развития вида).
К основным закономерностям
онтогенетического развития относятся
неравномерность и непрерывность роста и
развития, гетерохрония и явления
опережающего созревания жизненно
важных функциональных систем.
П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных
систем) и, вытекающее из него, – учение о системогенезе. Согласно его представлениям,
под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение
различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного
эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта
сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и
др.).
Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются,
обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

Также к основным закономерностям роста и развития относятся:

- «энергетическое правило скелетных мышц» как ведущий фактор
системогенеза (по И.А. Аршавскому).
Согласно данным Аршавского, рост и развитие скелетной мускулатуры
является ведущим фактором в объединении разных систем организма в
единое целое.
- надежность биологической системы (по А.А. Маркосяну).
Под надежностью биологической системы принято считать такой уровень
регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное
протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и
взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям
существования и быстрым возвратом к исходному состоянию.

Критические и сенситивные периоды развития

Переход от одного возрастного периода к другому является
переломным этапом развития, когда организм переходит от одного
качественного состояния в другое. Скачкообразные моменты развития
целого организма, отдельных его органов и тканей
называются критическими. Они жестко контролируются генетически.
С ними частично совпадают так называемые сенситивные периоды
(периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и
менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно
восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе
педагогическим и тренерским.
Критические периоды переключают организм на новый уровень
онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования
организма в новых условиях жизнедеятельности (например,
активация определенных генов обеспечивает возникновение
переходного периода у подростков). В критические периоды развития
чувствительность зародыша к недостаточному снабжению его
кислородом и питательными веществами, к охлаждению,
ионизирующей радиации повышена.

Сенситивные периоды приспосабливают функционирование организма
к новым условиям (оптимизируются перестроечные процессы в
различных органах и системах организма, налаживается согласование
деятельности различных функциональных систем, обеспечивается
адаптация к физическим и умственным нагрузкам на этом новом уровне
существования организма и т. п.). С этим связана высокая
чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные
периоды развития.
Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды
оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных
возможностей организма, превращению врожденных задатков в
определенные способности, а неблагоприятные задерживают их
развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в
первую очередь, нервной системы, нарушение психического и
физического развития.
Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее
эффективны. При этом возникает наиболее выраженное развитие
физических качеств - силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим
образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в
наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма.

Важной особенностью возрастного развития в настоящее время является акселерация.
Различают акселерацию эпохальную и индивидуальную.
Под эпохальной акселерацией понимают ускорение роста, физического развития,
полового созревания и психического развития организма человека. Употребляют также
термин секулярный тренд (вековая тенденция). Такое явление наблюдается в разных
странах, в различных городах и сельской местности.
Так, за последние 30-40 лет у новорожденных детей длина тела увеличилась на 1,5-1 см
и масса тела - на 100-150г. В возрасте 1 года дети стали, в среднем, длиннее на 5 см и
тяжелее на 1.5-2 кг, чем 50-75 лет назад.
Ускорилось половое созревание, раньше формируются вторичные половые признаки,
на 1.5-2 года раньше появляются первые менструации у девочек, отмечаются случаи
раннего деторождения (с 8-9 лет).
В настоящее время максимального роста девушки и юноши достигают в 16-19 лет, а 50
лет назад они достигали его к 20-26 годам.
Считают, что это явление может быть обусловлено усиленным ультрафиолетовым
облучением (гелиогенная теория), влиянием на эндокринные железы магнитных волн,
возросшей космической радиацией, увеличением потребления белков (алиментарная
теория), повышенным поступлением в организм витаминов и минеральных солей
(нутригенная теория), ростом количества получаемой информации, особенно в
условиях городской жизни. Предполагают, что природные факторы могут вызывать
периодические изменения в генетике человека, обуславливая эпохальные вспышки
акселерации.

Индивидуальная или внутригрупповая акселерация, т. е. явления
ускорения развития отдельных детей и подростков в определенных
возрастных группах. Считается, что акселерация не является этапом
прогрессирующего увеличения размеров тела человека, а
представляет лишь фазу в его развитии.
Ретардация - явление, противоположное акселерации, - замедление
физического развития и формирования функциональных систем
организма детей и подростков. На современном этапе изучения
выделяют две основные причины ретардации. Первая - различные
наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном
онтогенезе органические нарушения; вторая - различные факторы
социального характера.
Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания
процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам,
просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной
отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они
приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы
роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за
более короткий срок.

Периоды внеутробного развития организма человека

I новорожденный – 1-10 дней;
II грудной возраст – 10 дней-1 год;
III раннее детство – 1-3 года;
IV первое детство – 4-7 лет;
V второе детство – 8-12 лет – мальчики, 8-11 лет – девочки;
VI подростковый возраст – 13-16 лет – мальчики, 12-15 лет – девочки;
VII юношеский возраст – 17-21 год – юноши, 16-20 лет – девушки.
VIII Зрелый возраст 1-й период 22-35 (мужчины); 21-35 (женщины);
2-й период 36-60 (мужчины); 36-55 (женщины)
IX. Пожилой возраст 61-74 года (мужчины); 56-74 года (женщины);
X. Старческий возраст 75-90 лет (мужчины и женщины);
XI. Долгожители - 90 лет и старше.

Транспорт оплодотворенной яйцеклетки по маточной трубе вплоть
до имплантации (схема).
1 - яйцеклетка в ампуле маточной трубы; 2 - оплодотворение; 3-7 -
различные стадии образования бластомеров; 8 - морула; 9, 10 -
бластоциста; 11 - имплантация.

Имплантация. а- - бластоциста перед имплантацией; б - начальный контакт бластоцисты с децидуальной оболочкой матки, в - погружение бласто

Имплантация. а- бластоциста
перед
имплантацией; б
- начальный
контакт
бластоцисты с
децидуальной
оболочкой
матки, в -
погружение
бластоцисты в
децидуальную
оболочку, г -
завершение
имплантации.

Положение
эмбриона и
зародышевых
оболочек в разные
периоды
внутриутробного
развития человека.
А - 2 - 3 недели; Б - 4
недели:
1. полость амниона
2. тело эмбриона
(эмбриобласт)
3. желточный мешок
4. трофобласт.
В - 6 недель; Г плод 4 - 5 месяцев:
1. тело плода
2. амнион
3. желточный мешок
4. хорион
5. пупочный канатик.

Внутриутробное развитие

Особенности скелета

Особенности скелета
Первичную основу скелета составляет хрящевая ткань, которая постепенно
замещается костной, причём костеобразование происходит как внутри
хрящевой ткани, так и на поверхности.
К моменту рождения ребёнка диафизы трубчатых костей уже представлены
костной тканью, в то время как подавляющее большинство эпифизов, все
губчатые кости кисти и часть губчатых костей стопы состоят ещё только из
хрящевой ткани.
Костные фрагменты имеют своеобразное волокнистое строение, богаты
сосудами и костномозговыми элементами. Кости только к 2 годам приближаются
по строению к кости взрослого.

Особенности черепа новорожденных

Окостенение скелета

Окостенение
скелета
В течение первых
месяцев у ребенка нет
совсем запястных
костей
Прорезывание зубов.
Хорошим показателем
правильности развития
служит темп
прорезывания
молочных зубов.
Изредка имеет место
довольно раннее
прорезывание зубов, с
3-4 мес, и обычно это
является
конституциональной
особенностью детей.
Для большинства же
здоровых детей
прорезывание зубов
начинается с 6-7 мес.
Первыми
прорезываются нижние
средние резцы, в
возрасте 8-9 месяцев
прорезываются верхние
средние резцы, а через
некоторое время и
лятеральные верхние и
нижние резцы.
Годовалый ребенок
имеет 8 зубов
.

В 4–6 месяцев ребенок начинает садиться, сначала с помощью взрослых, потом и сам. По мере освоения этой позы формируется кифоз в грудном отд

В 4–6 месяцев ребенок начинает садиться,
сначала с помощью взрослых, потом и сам. По
мере освоения этой позы формируется кифоз в
грудном отделе. Позднее, в 8–12 месяцев, когда
ребенок начинает вставать и учится ходить, под
действием мышц, обеспечивающих сохранение
вертикального положения туловища и
конечностей, образуется главный изгиб –
поясничный лордоз

Развитие мышечной системы

Мышечная система у грудничков развита слабо. Вес мышц по
отношению к весу всего тела меньше:
у новорождённого - 23,3%.
Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче
водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также
экстрактивными и неорганическими веществами.
Мышцы новорожденного физиологически гипертоничны, особенно в области
сгибателей, в дальнейшем тургор несколько слабеет, но с развитием ребенка и
совершенствованием движений усиливается.
Развитие мышцу детей идёт неравномерно. В первую очередь у
них развиваются более крупные мышцы, например, мышцы
плеча и предплечья, а более мелкие мышцы развиваются
позднее.
Суставы новорожденного уже имеют все анатомические
элементы сустава. Однако эпифизы сочленяющихся костей
состоят из хрящей, окостенение которых начинается после
рождения ребенка на 1-2-ой годы жизни и продолжается до
юношеского возраста.

Развитие ребенка можно считать нормальным только в том случае, если у него правильно
развивается двигательная сфера. В первую очередь развиваются системы мышц,
предназначенные для наиболее важных в данный момент функций. Функц. развитие идет
сверху вниз. У новорожденного головка еще беспомощно свисает и болтается во все
стороны. Прежде всего ребенок научается держать и поднимать головку, затем он не только
держит ее, но и поворачивает в разные стороны под влиянием зрительных и слуховых
впечатлений. Обычно это имеет место уже на 2-м месяце.
Первое время ребенок является совершенно беспомощным; к концу первого месяца
наблюдается уже некоторое улучшение; к 2 мес. ребенок держится уже гораздо увереннее.
К 3-4 мес. ребенок уже научается сидеть с поддержкой, следовательно овладевает
функцией спинных и грудных мышц. В это же время ребенок делает первые хватательные
попытки, учится владеть своими верхними конечностями. Он умеет протягивать ручку, брать
предметы и бросать их. Первое время у него еще нет строгой диференциации отдельных
мышечных групп, движения носят массовый характер, беспорядочны, хватание
производится обычно всей рукой.
С 4-го мес. ребенок уже может переворачиваться на живот, опираться на ручки и даже
подниматься на ножки и держаться на них, если, держа его за руки, помогают ему вставать
и упираться ножками. К 5 мес. эти движения уже более уверенны.
В 6 месяцев ребенок легко стоит с поддержкой и сидит совершенно свободно без
поддержки. К 7 мес.ребенок научается ползать по кровати, сам становится на ножки.,
держась за край кроватки. В конце года жизни ребенок делает уже попытки самостоятельно
ходить, а некоторые дети ходят уже довольно прилично. Время начала хождения ребенка
индивидуально различно. Дети хорошо развитые, с которыми много занимаются и
помогают, начинают обычно ходить уже с 10-11 мес; наоборот, дети, которым уделяют
мало внимания, научаются ходить только на 2-м году.
За 3-ю и 4-ю четверти года прогрессирует значительно дифференциация отдельных
мышечных групп. Хватание делается более уверенным, начинается преимущественное
пользование.правой рукой с обособлением указательного пальца. В конце года ребенок уже
хорошо хватает и крепко держит, тонкие предметы берет двумя пальцами, но тянется еще
схватить пламя и капающую воду, начинает производить сложные двигательные комплексы,
выполнять простые действия, хлопать в ладоши и т. п.

Развитие головного мозга

Ребенок рождается с мозгом
весом около 390 г. Мозговая
субстанция быстро нарастает,
достигая к 6 мес. веса в 600-
700 г, к концу года вес мозга-
около 900 г. То есть за первый
год жизни головной мозг
увеличивается в 21/2 раза.
Ребенок рождается со
сформированным
сегментарным аппаратом и
свойственными ему
автоматическими
рефлекторными реакциями,
кора недоразвита и лишь в
поздних стадиях
сформировывается и
приобретает господствующую
роль над всеми
функциональными
проявлениями.

Образование первых условных рефлексов протекает
относительно медленно, а сами они еще
неустойчивы, что обусловлено, видимо, широкой
иррадиацией в коре процессов возбуждения и
торможения.
Если в первые дни после рождения проявляются
первые безусловные ориентировочные рефлексы, то
начиная с 3 – 4-х месяцев происходит образование
условных ориентировочных (исследовательских)
рефлексов, играющих в дальнейшем важную роль в
поведении ребенка.

Головной мозг новорожденного отличается относительно большой величиной,
крупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую высоту и
глубину. Мелких борозд мало, и они появляются после рождения. Развитие
борозд и извилин в основном происходит до 5 лет. Размеры лобной доли
относительно меньше, чем у взрослого человека, зато больше затылочная доля.
Мозжечок развит слабо. Серое вещество слабо отдифференцировано от
белого. Миелиновая оболочка волокон развита слабо.
Спинной мозг к рождению более развит, чем головной.
В течение первых двух лет жизни головной мозг интенсивно растет (к 2 годам
достигает 70 проц.). В основном увеличение массы мозга происходит не за счет
образования новых клеток, а в результате роста и разветвления дендритов и
аксонов. За первые два года жизни площадь коры больших полушарий
увеличивается в 2,5 раза, в основном путем углубления извилин. Увеличивается
и толщина коры больших полушарий.
С первого дня жизни у ребенка могут быть обнаружены ориентировочные и
защитные рефлексы на болевые, звуковые, световые и др. раздражения.
Однако эти реакции плохо скоординированы, нередко беспорядочны, медленно
протекают и легко распространяются на большое количество мышц.
Считается, что в первые дни жизни реакции организма осуществляются без
участия коры больших полушарий и подкорковых ядер.
У новорожденных процессы, протекающие в нервных клетках, замедлены.
Медленнее возникает возбуждение, медленнее оно распространяется по
нервным волокнам. Длительное или сильное раздражение нервной клетки легко
приводит ее к состоянию торможения.

В период новорожденности отмечается еще полное отсутствие высших психических
функций и наличие лишь низших органов чувств и элементарных движений: сосание,
причмокивание, зевание, глотание, кашель, плач, импульсивные, рефлекторные и
инстинктивные движения. Осязательная сфера, вкус и обоняние развиты достаточно,
зрение несовершенно в силу отсутствия координации, слух первые дни несовершенен
К концу месяца ребенок уже в состоянии поворачивать головку к интересующим его
предметам; крик принимает более выразительный характер; начинает появляться улыбка.
В течение 2-го мес. на лице ребенка уже можно уловить проявление удовольствия,
неудовольствия, испуга, удивления, в конце 2-го месяца ребенок пытается смеяться, при
плаче появляются слезы. За этот период возникают определенные доминантные реакции,
выражающиеся в быстром и полном торможении бывших до воздействия двигательных
реакций.
На 3-м месяце происходит дальнейшее совершенствование, интенсивно развиваются
мускульные ощущения, и ребенок все хватает и тянет в рот. Приятные мелодичные звуки
возбуждают интерес и удовольствие ребенка.
С 4 до 6 мес. проявляется интерес к окружающему, узнавание знакомых лиц, предметов.
Усиливается произвольное внимание, совершенствуется память. Наступает период
экспериментирования. Ребенок уже способен понимать некоторые акты, совершать
простые обдуманные движения, в особенности в виде подражания другим. Гуление
усиливается, давая сочетание гласных и согласных. Эмоциональная жизнь проявляется в
виде страха, гнева, проявления любви.
С 6 до 9 месяцев ребенок знакомится с величиной, формой и расстоянием, мускульноосязательным путем -изучает части своего тела. Зрительная и слуховая сферы
совершенствуются, начинается различение цветов. Память и внимание
совершенствуются, подражание и копирование звуков и жестов усиливается. Ребенок
любит быть в обществе, реагирует на похвалу, проявляет чувство зависти, ревности. Он
способен понимать речь; поддерживает разговор взглядом, мимикой, движением,
начинает лепетать первые слоги.
За время 4-й четверти понимание слов увеличивается, ребенок произносит много слогов
и отдельные простейшие двусложные слова. Он способен производить сложные
двигательные комплексы.

Особенности зрения у новорожденных

На 3-й недели внутриутробного развития происходит закладка глаза. При
рождении ребенка визуально можно видеть, что глаза ребенка относительно
больше массы тела.
зрение новорожденного подчиняется формуле 20/100 - это означает, что кроха
может видеть предмет, если тот находится на расстоянии 20–30 см от его лица и
на уровне глаз - не больше. Малыш видит предметы несколько размытыми.
Первые две недели малыш видит очень плохо, его глазки способны различать
только цвета только на уровне "ярче–темнее" - это происходит потому, что мышцы
глазок крохи еще очень слабые, кроме того, не сформированы до конца и
нейронные связи между зрительным нервом и затылочной частью коры головного
мозга.
Движения глаз при появлении на свет еще не скоординированы. С каждым днем
кроха учится фокусировать зрение на интересных ему объектах. У новорожденных
малышей глазки могут немного косить: сходиться "в кучку" или разбегаться в
разные стороны - впоследствии это должно пройти.
И только ко 2 неделе можно наблюдать у ребенка так называемое «зрительное
сосредоточение». Слежение взором за предметом или движущимся объектом
функционирует ко 2 месяцу, а в 3 месяца уже развито бинокулярное зрение, то
есть ребенок фиксирует взглядом предмет и прослеживает его движение двумя
глазами. Реакция зрачка на свет проявляется у плода уже в 6 месяцев.
Некоторые исследователи считают, что в период первых недель малыш видит
«плоскую» картинку, отсутствует эффект перспективы, и она перевернута.
всем новорожденным присуща дальнозоркость, вот почему они лучше видят
удаленные предметы. Небольшая ширина поля зрения позволяет младенцу
видеть только предметы "перед собой", если же переместить их вбок от лица
крохи - он перестанет их видеть.
Способность поднимать и опускать глаза, чтобы видеть предмет в вертикальной
плоскости придет к нему чуть позже - ближе к четвертому месяцу жизни.

Естественная детская дальнозоркость

Особенности слуха

Звуковые восприятия прослеживаются во
внутриутробном развитии. Этот факт
подтверждается, когда сильный звуковой
раздражитель, который воспринимает мать,
соответствует шевелению плода и учащению у
него сердцебиения. При рождении - реакция
на звук - вздрагивание, мимические
подергивания мышц лица, открывание рта,
выпячивание губ и изменения ЭКГ и ЭЭГ.
Острота слуха у новорожденного снижена и
улучшается к концу 2-го года жизни.
У грудных детей слуховая труба отличается от
слуховой трубы взрослых рядом признаков.
Слуховая труба прямая, без кривизны и
изгибов, широкая, направлена горизонтально,
цилиндрической формы, короткая (у
новорожденных длиной 2 см, у взрослых -
3,5 см).
Рост в длину сопровождается сужением ее
просвета с 0,25 см в возрасте 6 мес до 0,1 см
у детей старшего возраста.
Перешеек трубы отсутствует, а глоточное
устье окаймлено хрящевым кольцом, зияет и
имеет вид овальной или грушевидной щели
глубиной 3-4 мм. У старших детей и
взрослых она раскрывается только при
глотании.

Особенности кровообращения плода

Движение крови через плаценту является частью большого круга
кровообращения плода. Из плаценты кровь ребенка попадает в нижнюю полую
вену, оттуда в правое предсердие. Отсюда кровь попадает частично в правый
желудочек, а частично через имеющееся у плода овальное отверстие между
предсердиями в левый желудочек. Из правого желудочка кровь поступает в
легочную артерию. Затем часть крови идет в легкие, но большая часть через
артериальный проток изливается в аорту и затем опять идет по большому кругу.
Таким образом, оба желудочка выполняют одинаковую работу, нагнетая кровь в
аорту. Левый непосредственно, а правый через артериальный проток. Поэтому
толщина их мышечного слоя приблизительно одинакова.
После рождения и перерезки пуповины нарушается связь с матерью.
Вследствие наступившего кислородного голодания наступает возбуждение
дыхательного центра и происходят первые дыхательные движения.
Растяжение легких приводит к расширению легочных капилляров. Кроме этого,
сильно сокращаются кольцевые вышечные волокна в стенке артериального
протока, смыкая его. В результате кровь из правого желудочка целиком или почти
целиком направляется в легкие. Оттуда по легочным венам кровь поступает в
левое предсердие, и, заполняя его, давит на клапан овального отверстия,
препятствуя попаданию крови из правого предсердия в левое.
Уже к концу внутриутробного периода артериальный проток начинает
суживаться из-за разрастания внутреннего слоя его стенки. После рождения
процесс суживания идет еще быстрее, а через 6-8 недель он полностью зарастает.
Постепенно зарастает и овальное отверстие путем прирастания к нему клапана.
Окончательное закрытие овального отверстия происходит к 9-10 месяцу жизни, но
иногда и значительно позднее. Нередко небольшое отверстие остается на всю
жизнь, что не очень нарушает его работу. Пупочные артерии и вена также быстро
зарастают.

Особенности сердца грудного ребенка

У детей происходит непрерывный рост и функциональное
совершенствование сердечно-сосудистой системы.
Сердце новорожденного имеет уплощенную овальную или шарообразную
форму из-за недостаточного развития желудочков и сравнительно больших
размеров предсердий. В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце
новорожденного расположено горизонтально. Правый и левый желудочки
одинаковы по толщине, их стенки равны 5 мм. Сравнительно большие
размеры имеют предсердие и магистральные сосуды.
У детей раннего возраста мышца сердца недифференцированна и
состоит из тонких, плохо разделенных миофибрилл, которые содержат
большое количество овальных ядер. Поперечная исчерченность
отсутствует. Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек
значительно увеличивает свой объем, уже к 4 месяцам он по весу вдвое
превышает правый. Косое положение сердце принимает к первому году
жизни.
К концу первого года вес сердца удваивается. У детей сердце расположено
выше, чем у взрослых. Масса сердца у мальчиков в первые годы жизни
больше, чем у девочек.
Только к 10–14 годам сердце приобретает такую же форму, что и у взрослого
человека.

ЧСС у детей грудного возраста
-
у новорожденных 135 - 140 ударов\мин;
- в 6 месяцев 130 - 135 ударов\мин;
- В 1 год 120 – 125 ударов\мин.
показатели кровообращения
возраст
Минутный
объем,мл
Систо-личес-кий
объем,мл
Новорожденный
(масса тела 3000г)
560
4,6
1 месяц
717
5,3
6 месяцев
1120
9,3
1 год
1370
11,0
Артериальное
давление, мм
рт. cт.
80-90/50-60

Особенности дыхательной системы ребенка

Нос, как и вся лицевая часть черепа, у ребенка раннего возраста имеет
относительно малые размеры. Носовые ходы узкие. Нижний носовой ход
у детей 1-го года жизни почти отсутствует, так как нижняя раковина
выступает в виде небольшого валика. Хоаны относительно узки, что
предрасполагает к ринитам.
Слизистая оболочка носа у детей раннего возраста имеет нежную
структуру. Она богато снабжена мелкими кровеносными сосудами, в
связи с чем даже небольшая гиперемия ведет к ее набуханию и еще
большему сужению носовых ходов, что затрудняет дыхание через нос.
Слезно-носовой проток в раннем возрасте широкий, что способствует
проникновению инфекции из носа и возникновению конъюнктивитов.
У новорожденных лимфатическое кольцо развито недостаточно. У детей
1-го года жизни миндалины расположены глубоко между дужками и не
выступают в полость зева.
Гортань у новорожденных и детей раннего возраста, по сравнению со
взрослыми, относительно короткая и широкая, воронкообразной формы,
с нежными, податливыми хрящами и тонкими мышцами. Расположена
она высоко. Гортань растет особенно интенсивно на 1-м году жизни и в
период полового созревания.
Трахея у новорожденного располагается несколько выше, чем у
взрослого Бронхи являются продолжением воздухопроводящих путей.
На первом году жизни число мышечных бронхов невелико.

Развитие легких

У новорожденных объем легких равен 65–67 мл.
Легкие растут непрерывно, в основном за счет
увеличения альвеолярного объема. Масса легкого
больше всего возрастает в первые 3 месяца жизни и в
13–16 лет. Почти параллельно росту массы идет
повышение и общего объема легких. Гистологическая
структура легочной ткани у детей раннего возраста
характеризуется значительным количеством рыхлой
соединительной ткани и бедностью эластичных
волокон.
Основные структурные единицы легкого – ацинусы,
состоящие из респираторных бронхиол первого,
второго и третьего порядка, у детей раннего возраста
имеют широкие просветы (саккулюсы) и содержат
мало альвеол.
Число альвеол у новорожденного наполовину меньше,
чем у 12-летнего ребенка, и составляет 1/3 количества
их у взрослого человека.

Особенности желудка у детей

Особенности желудка у детей
В грудном возрасте желудок расположен горизонтально. По мере роста и
развития в период, когда ребенок начинает ходить, желудок постепенно
принимает вертикальное положение, и к 7- 10 годам он располагается так же,
как у взрослых. Емкость же лудка постепенно увеличивается: при рождении она
составляет 7 мл, в 10 дней - 80 мл, в год - 250 мл, в 3 года - 400-500 мл, в
10 лет - 1500 мл.
Особенностью желудка у детей является слабое развитие его дна и
кардиального сфинктера на фоне хорошего развития пилорического отдела. Это
способствует частому срыгиванию у ре бенка, особенно при попадании воздуха
в желудок во время сосания.
Слизистая оболочка желудка относительно толстая, на фо не этого
отмечается слабое развитие желудочных желез. Дей ствующие железы
слизистой оболочки желудка по мере роста ребенка формируются и
увеличиваются в 25 раз, как во взрос лом состоянии. В связи с этими
особенностями секреторный аппарат у детей первого года жизни развит
недостаточно. Состав желудочного сока у детей схож со взрослыми, но
кислотная и ферментативная активность его значительно ниже. Барьер ная
активность желудочного сока низкая.
Основным действующим ферментом желудочного сока является сычужный
фермент химозин (лабфермент), который обеспечивает первую фазу
пищеварения - створаживание молока.
Всасывание в желудке незначительное и касается таких ве ществ, как соли,
вода, глюкоза, и лишь частично всасываются продукты расщепления белка.
Сроки эвакуации пищи из желуд ка зависят от вида вскармливания. Женское
молоко задерживается в желудке на 2-3 ч.
ПЕЧЕНЬ: особенности у детей
Печень новорожденного - самый большой орган, занимающий 1/3 объема

Особенности желез внутренней секреции

Щитовидная железа является одним из первых органов,
которые удается различить у человеческого эмбриона. Зачаток
ее появляется на 3-й неделе эмбрионального развития в виде
утолщения энтодермы, выстилающей дно глотки.
У зародыша длиной 23 мм щитовидная железа теряет свою
связь с глоткой.
У новорожденного масса щитовидной железы колеблется от 1
до 5 г. Она несколько уменьшается к 6 месяцам, а затем
начинается период быстрого ее увеличения, продолжающийся
до 5 лет.
Суммарная масса паращитовидных желез у новорожденного
колеблется от 6 до 9 мг. В течение первого года жизни их общая
масса увеличивается в 3-4 раза.
У новорожденного масса гипофиза 0,1-0,2 г, в 10 лет он
достигает массы 0,3 г, а у взрослых – 0,6-0,9 г. Во время
беременности у женщин масса гипофиза может достигать 1,65

Слайд 1

Тема: «Возрастная периодизация психического развития человека»

Слайд 2

Кризис новорожденности 0 - 2 месяца
Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Слайд 3

Младенчество 2 месяца - 1 год
Социальная ситуация развития Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы») Ведущая деятельность Непосредственно –эмоциональное общение Общение С родным взрослым - ситуативно-личностное

Слайд 4

:
Потребность в общении Базовое доверие к миру Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний Различение близких и посторонних людей Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) «Истинное» подражание Предметное восприятие Автономная речь Ходьба Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия

Слайд 5

Ключевые понятия
Биологическая беспомощность, опережающая инициатива взрослого, бондинг, Безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, максимально социальное существо, комплекс оживления, госпитализм, дефицит общения, потребность в новых впечатлениях, доречевое общение, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковые движения, простые манипуляции и др.

Слайд 6

Кризис 1 года
Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции: первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируется воля и аффект (Л.С.Выготский), которые особенно выявляются, когда ребенку в чем - то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.)

Слайд 7

Раннее детство 1-3 года
Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения), или «Я и другой», или Ребенок – Предмет- Взрослый. Познание мира человеческих предметов. Ведущая деятельность Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) Общение со взрослым – ситуативно-деловое, со сверстниками - начальные формы, взаимное подражание.

Слайд 8

Психологические новообразования
Овладение предметными действиями Символическое, замещающее действие Предметная игра Начальные этапы изобразительной и других - видов продуктивной деятельности Активная речь Наглядно-действенное мышление Личное действие Сознание «Я сам» Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними

Слайд 9

Ключевые понятия
Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, полифункциональные предметы, ситуативная речь, пассивная речь, стадия каракулей, стадия головоногов, агрессивность, непроизвольное внимание, непроизвольная память и др.

Слайд 10

Кризис 3 лет
«Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм, психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение»

Слайд 11

Дошкольное детство 3 - 7 лет
Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений Ведущая деятельность Игра (сюжетно-ролевая игра) Общение Общение со взрослыми: 3-5 лет - внеситуативно-познавательное; 5-7 лет - внеситуативно-личностное. Общение со сверстниками - игровое сотрудничество,сопереживание

Слайд 12

Психологические новообразования
Воображение Наглядно-образное мышление Начала понятийного мышления Картина мира Новые мотивы поведения Соподчинение, иерархия мотивов Произвольность поведения Первичные этические инстанции Самосознание Самооценка Практическое овладение речью, развитие функций речи

Слайд 13

Ключевые понятия
эгоцентрическое мышление, эгоцентрическая речь, контекстная речь, артификализм, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов), игровая роль, содержание игры, сюжет, игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра, идентификация, и т.д.
Способность к замещению, символическая функция сознания, условно-динамическая позиция, ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека,

Слайд 14

Кризис 7 лет
Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, занятии. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции

Слайд 15

Младший школьный возраст 6-7-10 лет
Социальная ситуация развития Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя Ведущая деятельность Учебная деятельность Общение Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебных проблем

Слайд 16

Психологические новообразования
«Умение учиться» Понятийное мышление Внутренний план действий Рефлексия - интеллектуальная и личностная Новый уровень произвольности поведения Самоконтроль и самооценка Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности

Слайд 17

Ключевые понятия
Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, латентный период и др.

Слайд 18

Кризис предподростковый
«Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя

Слайд 19

Подростковый, отроческий возраст 10-11-14-15 лет
Социальная ситуация развития Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензитивность) для проявления индивидуальности Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Ведущая деятельность Интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин.)Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) Общение Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Слайд 20

Психологические новообразования
Чувство взрослости - новый уровень самосознания Стремление к самоутверждению Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей «Я-концепция» Формально-логическое (рассуждающее) мышление Рефлексия

Слайд 21

Ключевые понятия
«Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «личный миф», «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты, стержневые интересы

Слайд 22

Кризис перехода к юности (15-18 лет)
Становление человека как субъекта собственного развития

Слайд 23

Юность Ранняя - 15-17 лет. Поздняя - 17-21 год.
Социальная ситуация развития Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития Ведущая деятельность Учебно - профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение Общение Потребность в неформальном, доверительном общении со старшими. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь

Слайд 24

Психологические новообразования
Потребность в самоопределении Готовность к личностному и профессиональному самоопределению Жизненные планы Устойчивое самосознание Идентичность Ценностные ориентации Мировоззрение Внутренняя позиция мужчины или женщины

Слайд 25

Ключевые понятия
Взрослость, жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, ролевое смешение, диффузия идентичности, психосоциальный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлексия, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм

Слайд 26

Кризис перехода к взрослости (18-20 лет)
«Отрыв от родительских корней»

Слайд 27

Взрослость: молодость и зрелость Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») - 20-30 лет. Средняя взрослость (зрелость) - 30-60 лет
Социальная ситуация развития Принятие на себя полноты ответственности Ведущая деятельность Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных сфер деятельности - труд, семья, общение - остается постоянным, но изменяется их соотношение Общение Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений

Слайд 28

Психологические новообразования
Построение стратегии жизни Феномен акме Смысложизненные решения Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление) Материнство/отцовство

Слайд 29

Ключевые понятия
Взрослость, зрелость, самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, индивидуальный жизненный стиль, акме, акмеология, карьера, профессионализм, генеративность, стили родительства, система социальных ролей, автобиографический метод, модель кризиса, модель перехода

Слайд 30

Нормативные кризисы зрелости
Кризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; кризис 40-летия (кризис середины жизни) - осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 лет (Кризис «пустого гнезда) - Взрослые дети покидают родительскую семью и начинают автономную жизнь, супружеская пара теряет смысл существования. Угасание физической привлекательности и сексуальной активности.

Ключевые понятия
Геронтология и ортобиотика – науки о старости и правильном образе жизни, пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассивное старение, типологии старости, освобождение от «сексуального рабства», изменения памяти, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние или счастливая старость.

Слайд 34

Кризис индивидуального существования
Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти

Слайд 35

ЗАДАНИЕ:
Темы докладов: Психологические особенности подросткового возраста. Психологические особенности юношеского возраста. Взрослость и акме. Возрастные кризисы. Отражение психологии различных возрастов в произведениях мирового искусства. Возрастные особенности в народной культуре и фольклоре.

Слайд 36

Рекомендуемая литература (в наличии в библиотеке РГСУ)
Шаповаленко, Ирина Владимировна. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / И. В. Шаповаленко; рец. : Л. Ф. Обухова, О. А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2009. - 349 с. Кулагина, Ирина Юрьевна. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. высших спец. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий; рец. : В. П. Зинченко. - 2-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2008, 2009. - 464 с. : ил. 70 Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. вузов / сост. и науч. ред. : В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 7-е изд., перераб. и испр. - М. : Академия, 2008. - 624 с. 50 Обухова, Людмила Филипповна. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Высшее образование: МГППУ, 2009. - 460 с. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. : И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 368 с. 61 Эльконин, Даниил Борисович. Детская психология: учеб. Пособие для студ. вузов / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 384 с. 34МО Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Носкова Марина Владимировна; РГСУ. - М. : [б. и.], 2010. - 21 с. Вопросы психологии: журнал Вестник Московского университета. Серия 14: Психология: журнал // eLibrary.ru Психологический журнал: журнал // eLibrary.ru