Из опыта работы профориентация на уроках биологии. Профессиональная ориентация учащихся на уроках химии и биологии

Главная > Урок

Содержание. Стр. Введение…………………………………………………………… 3

    Профессиональная направленность обучения и пути
ее реализации на уроках химии. (Обзор литературы)……… 4 1.1. Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников………………. 4
    2. Профессиональная ориентация школьников
при обучении химии…………………………………………. 8
    3. Опыт учителей химии по организации
профориентационной работы со школьниками…………….14 2. Задачи и методы исследования…………………………… 22 3. Организация и осуществление профориентационной работы на уроках химии…………………………………… 23 3. 1. Планирование профориентационной работы..…………… 23 3. 2. Ученический демонстрационный эксперимент………….. 23 3. 3. Деловая игра ……………………………………………….. 29 4. Обсуждение результатов работы…………………………… 40 5. Аннотация. Краткие выводы………………………………… 45

Литература………………………………………………………… 46

Введение.

Современная концепция общего среднего образования предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства. Развитие науки и техники обусловливает потребность общества в высококвалифицированных специалистах новых профессий. Причем требования к уровню знаний и умений, необходимых для овладения специальностью, непрерывно повышается. Постоянно возрастает и роль школьной системы трудовой подготовки, предусматривающей формирование у обучаемых привычки и склонности к осознанию своих действий, готовности к труду. Именно учебная работа, связанная с овладением знаниями и умениями, оказывает решающее воздействие на выработку трудоспособности, привития культуры труда и навыков его организации. Человек, работающий с интересом, не только приносит радость себе, но и огромную пользу обществу. А истоки такого интереса формируются в школе, когда возникает желание понять и узнать ту или иную область науки и техники. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т. д. Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации девятые классы, так как после их окончания многие учащиеся покидают школу, поступая либо на производство, либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах. В связи с этим задачей настоящей работы явилось выявление, формирование и развитие профессиональных интересов девятиклассников средствами учебного предмета химии.

    Профессиональная направленность обучения

и пути ее реализации на уроках химии. (Обзор литературы).

1.1. Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников.

Профессиональная ориентация – сложная комплексная программа. По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни страны, т. к. «профориентация» является важнейшим средством воспроизводства рабочей силы. Ученые по-разному определяют это понятие. Представители педагогической науки считают, что под профориентацией следует понимать деятельность педагогических коллективов школ, семьи, педколлективов профессиональных учебных заведений, общественности, проводимую с целью правильного выбора школьниками будущих профессий в соответствии с их личными интересами, склонностями, способностями, психическими и физическими данными и социально-экономическими потребностями общества. Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, а выбирают себе другую. Нередко это происходит потому, что учащиеся не могут оценить свои психофизиологические возможности. В связи с этим назрела необходимость совместной работы педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников, в результате которой можно будет решить следующие задачи: 1) помочь подростку подобрать профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем; 2) предостеречь его от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма; 3) при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность минимальна. , Работа по профессиональной ориентации школьников базируется на следующих принципах: Сознательность. Она предопределяет хорошее представление о профессии: необходимые знания и умения, условия труда, заработная плата, где можно получить эту профессию, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда. Научность. Она заключается в построении всей системы профессиональной ориентации на новейших данных науки. Самостоятельность. В процессе профессиональной ориентации, предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся, следует совместными усилиями школы, семьи, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию; но окончательное право в выборе профессии остается за школьником. Свобода выбора профессии с учетом потребностей народного хозяйства и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья. Соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью своей профессии, а это в свою очередь – необходимая предпосылка трудовой удовлетворенности, возникающей в результате естественной потребности людей трудиться в соответствии со своими склонностями и способностями. В организации профориентации существуют диагностический и воспитательный аспекты. Они должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности. Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности школьников, беседу-интервью, статистический метод, аппаратурный метод, тестовый метод, педагогический эксперимент. Воспитательный аспект профориентации тесно связан с диагностическим. После изучения профессиональных интересов, способностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.

Составные компоненты деятельности по профессиональной ориентации школьников в основном определены: это предварительная профессиональная диагностика, профпросвещение, профконсультация, частично профотбор (подбор) и профадаптация. Основой профориентации школьников является трудовое политехническое обучение и воспитание, осуществляемые на протяжении всего школьного образования при усвоении основ наук, на уроках труда и факультативах, в процессе организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной и внешкольной работы.

Предварительная профессиональная диагностика направлена на изучение личности школьника в целях последующей профориентации. При этом успешно могут быть применены следующие методы: Наблюдение. Познание личности школьника происходит в процессе прямой и обратной связи между исследователем и предметом наблюдения. Анализ документов и продуктов деятельности учащихся: личных дел, результатов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений, изделий и т.д.

Анализ практических действий учащихся в школе, в общественных местах, в семье, в труде. Подведение итогов реализации жизненных планов выпускников школ.

Анкетирование . Метод анкетирования не универсален и имеет свои недостатки: в известной степени он субъективен, так как на его результатах сказываются влияние анкетера и проявление элементов субъективизма анкетируемых, последние могут дать и ложные данные.

Беседы-интервью , для которых характерна тематическая направленность.

Педагогический эксперимент . Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса и применяться для исследования эффективности различных форм профориентационной работы.

Метод обобщения независимых характеристик . Все учителя, работающие в классе, дают свою характеристику школьника и одновременно рекомендуют ему избрать ту или иную профессию. Составленные таким образом характеристики помогают им правильно выбрать факультативы и будущую профессию и учитывают индивидуальные способности учащихся.

В процессе профессионального просвещения осуществляется его основная часть – профессиональная информация, то есть ознакомление учащихся с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития.

В ходе профессиональной консультации формируется профессиональная направленность, соответствующая интересам и способностям человека. В итоге профконсультации дается заключение: ограничения в выборе профессий, рекомендации вида трудовой деятельности, профессии. ,

Составным компонентом профориентации является также профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе этого отбора (подбора) определяется профессиональная пригодность человека в зависимости от его физических и интеллектуальных особенностей.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация – это система успешного приспособления обучающихся к условиям труда.

Все звенья системы профориентации школьников тесно связаны между собой и взаимообусловлены. ,

1.2. Профориентация школьников при обучении химии.

К традициям преподавания химии в российской школе можно отнести глубокую заинтересованность вопросами, которые имеют прикладную направленность. Такое положение во многом исторически определялось миропониманием активной части общества, к которой относилась техническая интеллигенция, врачи, определенная часть предпринимателей и военных. Важная роль в развитии прикладной ориентации образования принадлежала и классикам науки, удачно сочетавшим в своих исследованиях решение фундаментальных проблем с выполнением конкретных практических задач и пропагандой знаний. В этом плане наиболее примечательна деятельность Д. И. Менделеева, особенно подготовка и прочтение им в институте благородных девиц курса земледельческой химии. Столь яркое педагогическое событие поддержало складывающиеся прагматические тенденции в учебных заведениях России и способствовало изданию новых по содержанию учебников химии. Становление советской школы ознаменовалось поиском новых методов преподавания, которые в начале 30-х годов привели к созданию сбалансированных программ. В них за химией закреплялись задачи формирования системы знаний, необходимых для понимания процессов, совершающихся в природе, и проблем химизации страны. Последняя задача в педагогической литературе связывалась с изучением школьниками основных химических производств, что трактовалось как политехнизация образования. Бесспорно, непростая задача связать изучение химии в школе с подготовкой учащихся к практическому использованию полученных знаний в технике, сельском хозяйстве, в быту была не только оправданной, но и остро необходимой. , Рассмотрение связи преподавания химии с реальностями жизни и сегодня представляется весьма сложной проблемой: она обширна, разнопланова, в известной степени противоречива, кроме того, сказывается абстрактность химических представлений, а также бытующие человеческие предрассудки. Поэтому, несмотря на энтузиазм многих преподавателей, авторов учебников и методистов, эффективность разработки этой проблемы оказалась незначительной. Действительно, даже одна из основных целей так называемой политехнизации школьной химии – профориентация учащихся из года в год выполнялась посредственно. К сожалению, недостатки не замечались и публично не комментировались. Более того, требования к политехнизации школьной химии возрастали. Так, в 70-е годы выдвигалось положение о необходимости раскрыть школьникам идеи оптимизации химического производства. Особенно поразительные установки были включены в программу, изданную в 1990г.: «В целях политехнической подготовки программа дает возможность знакомить учащихся с химическими производствами и основными направлениями их развития: освоение новых источников сырья, внедрение прогрессивных технологических процессов, аппаратов оптимальной единичной мощности, использование автоматизированных средств управления и микропроцессорной техники. Учащиеся получают сведения о конкретных мерах по защите окружающей среды. В целях профориентации учащихся им дается характеристика профессий аппаратчика, оператора, лаборанта химических производств». Конечно, обычный школьник в сложившихся обстоятельствах не был готов воспринимать большую часть программных требований. Не могли их выполнить и авторы школьных учебников. Они лишь имитировали «политехнизацию»: в учебу включались фотографии заводов, цехов, какие-то данные о том или ином процессе, дополняя параграфы в главах учебника. Успехи в обсуждаемой проблеме могут быть достигнуты не путем перетасовки программных предложений, выделением каких-либо тем среди других, либо иной стимуляцией деятельности, а путем разработки новой концепции школьной химии и реализацией ее в новых программах, учебниках и других составляющих учебно-методического комплекса. Некоторые положения, связанные с прикладной подготовкой школьников можно привести уже сегодня.

    Для обеспечения гармоничной подготовки по химии школьные курсы химии должны оставаться систематическими. Необходимо увязать между собой изучение теоретических и прикладных аспектов химии.
Прикладные вопросы не обязательно должны касаться промышленной тематики. Они могут относиться и к области сельского хозяйства, медицины, культуры, быта. Например, использование мыла можно обсудить в теме «Химические свойства карбоновых кислот», создание красок – проиллюстрировать в ряде тем неорганической и органической химии, «химия почвы» – способ подбора удобрений и другое.
    Следует очень серьезно отнестись к вопросам экологического содержания. Необходимо помнить, что человек важнейшую компоненту экологического образования получает только в школе. Школа должна не только ориентировать своих выпускников в вопросах общественной экологии, но и показывать примеры рационального природопользования, что обычно базируется на химических знаниях. Необходимо существенно улучшить преподавание химии в школе по линии прикладных знаний. Это возможно только после совершенствования подготовки студентов в педагогических вузах.

Нужно не декларативно, а реально укреплять связь между теорией и прикладной химической подготовкой учащихся современной школы. Еще А. С. Макаренко широко рассматривал проблему соединения обучения с производительным трудом. Он писал, что главная задача – научить детей любить труд, развивать физические и умственные силы. Не когда-то, а как можно скорее необходимы кардинальные изменения, поскольку успех в этой работе может по-настоящему обеспечить мотивацию к заинтересованному изучению химии в школе, снять с химии ореол абстрактности и недоверие со стороны значительной части населения, сделать возможным выполнение химией тех задач, которые объективно вытекают из потребностей современного общества.

В процессе подготовки учащихся к самостоятельному выбору профессии, связанной с химией, полезно использовать все разнообразие форм профориентационной работы: проведение производственных экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные объекты с учетом краеведческого принципа; подготовка и проведение тематических вечеров, конференций, диспутов, посвященных выбору профессии, с выступлением на них передовых рабочих, техников, инженеров; организация работы химического кружка и др. , Все формы и виды внеклассной работы должны подчиняться определенным требованиям: научности, доступности (т. е. содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, стимулировать стремление к познанию, к исследовательской деятельности), актуальности, практической значимости, связи с жизнью, занимательности. , Профориентационная работа имеет большое значение для соединения в единый процесс профессионального просвещения и профессионального воспитания школьников, для формирования у них интереса к той или иной профессии. Вместе с тем не следует забывать, что основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу. На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, подготовительных к проведению производственных экскурсий, или на итоговых уроках (в зависимости от содержания учебного материала) можно использовать следующие приемы:

    обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств; устанавливать межпредметные связи политехнического характера; решать задачи с производственным содержанием; раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля; показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства; выявлять применение химических законов и теорий в технологии;

    развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.

Учебные экскурсии являются важным средством политехнического образования, трудового образования и профориентации учащихся. Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями и химическими опытами, дает представление о практическом использовании химических веществ и химических процессов в производстве. Большое значение учебные экскурсии имеют для пропаганды массовых рабочих профессий химического профиля. Политехническое образование должно обеспечить школьникам возможность свободного выбора профессии. Для этого не достаточно знать технику и технологию производства. Необходимо, чтобы учащиеся познакомились с характером работы на отдельных производствах и получили представление о содержании труда работников хотя бы некоторых основных профессий. Выбор экскурсий на производство огромен. Это и экскурсия в кислородный цех, на водоочистную станцию, в пожарное депо, в аптеку, в отопительную котельную, на кирпичный завод, на сахарный завод, на биохимическое производство и другие.

Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.

В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей.

При обучении химии важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно

проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса.

Особое значение в ориентации учащихся на профессии, связанные с химией, имеют учебные экскурсии на местные производства промышленного и сельскохозяйственного профиля, а также в цехи базовых предприятий.

    повышать уровень и качество общеобразовательных знаний учащихся по химии, укреплять связь преподавания с жизнью, с местным производством;

    усиливать политехническую направленность преподавания химии как теоретическую основу профориентации путем освещения достижений современного производства, перспектив его развития и нерешенных проблем;

    учить школьников применять полученные теоретические знания для решения практических задач, определения оптимальных условий проведения химических реакций и управления химическими процессами на производстве;

    совершенствовать организацию, содержание и методы профориентационной работы, знакомить учащихся на уроках и с помощью экскурсий с основными отраслями производства, ведущими профессиями, трудовыми функциями работников в органическом единстве с изучением промышленного получения веществ с тем, чтобы профессия не была дополнением, а стала составным элементом политехнического образования, которое приобретают учащиеся при обучении химии;

    расширять внеклассную работу, усиливать практическую направленность химических кружков, развивать творческие способности учащихся, умение конструировать приборы, моделировать типичные производственные аппараты и установки, поощрять рационализаторскую и исследовательскую деятельность школьников;

    учитывать потребности народного хозяйства в кадрах работников определенных профессий, систематически информировать учащихся о массовых профессиях, в которых ощущают потребность предприятия, и путях приобретения соответствующей профессии, консультировать школьников и их родителей по вопросам выбора профессии и трудоустройства.

Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности. В процессе игры, примеряясь к роли конкретных специалистов: технологов, инженеров и др., учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей химических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к химии. Ролевые игры требуют использования совокупности различных методических приемов и средств обучения. При этом предполагается максимальная степень активности и самостоятельности учащихся. Этим и объясняется преимущество ролевой игры перед другими видами познавательной деятельности:
    необычность, занимательность содержания; получение практических или общественно-значимых знаний; ориентация на практическую роль каждого участника игры.

Все звенья системы профориентации школьников тесно связаны между собой и взаимообусловлены. ,
1.3. Опыт учителей химии по организации профориентационной работы со школьниками.
2. Задачи и методы исследования.
3. Организация и осуществление профессиональной
3. 2. Ученический демонстрационный эксперимент.
Реактивы и оборудование
3. 3. Деловая игра.
Житель района
Житель района
Заведующий химической лабораторией
Вопрос из зала
Главный инженер
Главный инженер
...
Полное содержание Подобный материал:
  • Тематический план профориентационной работы школы работа с педколлективом Проведение , 28.37kb.
  • Темы и основное содержание лекций Неделя I: Профориентационная работа: сущность понятия, , 56.86kb.
  • Итоги республиканского обучающего семинара «Современные технологии и активизирующие , 29.43kb.
  • Организация профориентационной работы со школьниками с учётом образовательных стандартов , 1000.44kb.
  • Задачи стк: Приобретение теоретических познаний и навыков практической работы студентов , 43.6kb.
  • Тематика творческих работ слушателей криппо по: химии формирование здорового образа , 1160.03kb.
  • 5. организация учебного процесса , 312.6kb.
  • Итаем актуальным создание условий реализации преподавания объектно-ориентированного , 92.04kb.
  • Ведомственная целевая программа «Совершенствование профориентационной работы с молодежью , 460.13kb.
  • Кулініч Іван Олексійович , 75.53kb.

Введение…………………………………………………………… 3

  1. Профессиональная направленность обучения и пути
ее реализации на уроках химии. (Обзор литературы)……… 4

1.1. Основные принципы и компоненты работы по

Профессиональной ориентации школьников………………. 4

  1. 2. Профессиональная ориентация школьников
при обучении химии…………………………………………. 8
  1. 3. Опыт учителей химии по организации
профориентационной работы со школьниками…………….14

2. Задачи и методы исследования…………………………… 22

3. Организация и осуществление профориентационной

Работы на уроках химии…………………………………… 23

3. 1. Планирование профориентационной работы..…………… 23

3. 2. Ученический демонстрационный эксперимент………….. 23

3. 3. Деловая игра ……………………………………………….. 29

4. Обсуждение результатов работы…………………………… 40

5. Аннотация. Краткие выводы………………………………… 45

Литература………………………………………………………… 46

Введение.

Современная концепция общего среднего образования предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства.

Развитие науки и техники обусловливает потребность общества в высококвалифицированных специалистах новых профессий. Причем требования к уровню знаний и умений, необходимых для овладения специальностью, непрерывно повышается. Постоянно возрастает и роль школьной системы трудовой подготовки, предусматривающей формирование у обучаемых привычки и склонности к осознанию своих действий, готовности к труду. Именно учебная работа, связанная с овладением знаниями и умениями, оказывает решающее воздействие на выработку трудоспособности, привития культуры труда и навыков его организации.

Человек, работающий с интересом, не только приносит радость себе, но и огромную пользу обществу. А истоки такого интереса формируются в школе, когда возникает желание понять и узнать ту или иную область науки и техники. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии.

Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся.

Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т. д.

Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации девятые классы, так как после их окончания многие учащиеся покидают школу, поступая либо на производство, либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.

В связи с этим задачей настоящей работы явилось выявление, формирование и развитие профессиональных интересов девятиклассников средствами учебного предмета химии.

  1. Профессиональная направленность обучения
и пути ее реализации на уроках химии.

(Обзор литературы).

1.1. Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников.

Профессиональная ориентация – сложная комплексная программа.

По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни страны, т. к. «профориентация» является важнейшим средством воспроизводства рабочей силы.

Ученые по-разному определяют это понятие. Представители педагогической науки считают, что под профориентацией следует понимать деятельность педагогических коллективов школ, семьи, педколлективов профессиональных учебных заведений, общественности, проводимую с целью правильного выбора школьниками будущих профессий в соответствии с их личными интересами, склонностями, способностями, психическими и физическими данными и социально-экономическими потребностями общества.

Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, а выбирают себе другую. Нередко это происходит потому, что учащиеся не могут оценить свои психофизиологические возможности. В связи с этим назрела необходимость совместной работы педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников, в результате которой можно будет решить следующие задачи: 1) помочь подростку подобрать профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем; 2) предостеречь его от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма; 3) при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность минимальна. ,

Работа по профессиональной ориентации школьников базируется на следующих принципах:

Сознательность. Она предопределяет хорошее представление о профессии: необходимые знания и умения, условия труда, заработная плата, где можно получить эту профессию, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда.

Научность. Она заключается в построении всей системы профессиональной ориентации на новейших данных науки.

Самостоятельность. В процессе профессиональной ориентации, предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся, следует совместными усилиями школы, семьи, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию; но окончательное право в выборе профессии остается за школьником.

Свобода выбора профессии с учетом потребностей народного хозяйства и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья.

Соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью своей профессии, а это в свою очередь – необходимая предпосылка трудовой удовлетворенности, возникающей в результате естественной потребности людей трудиться в соответствии со своими склонностями и способностями.

В организации профориентации существуют диагностический и воспитательный аспекты. Они должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности.

Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности школьников, беседу-интервью, статистический метод, аппаратурный метод, тестовый метод, педагогический эксперимент.

Воспитательный аспект профориентации тесно связан с диагностическим. После изучения профессиональных интересов, способностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.

Составные компоненты деятельности по профессиональной ориентации школьников в основном определены: это предварительная профессиональная диагностика, профпросвещение, профконсультация, частично профотбор (подбор) и профадаптация. Основой профориентации школьников является трудовое политехническое обучение и воспитание, осуществляемые на протяжении всего школьного образования при усвоении основ наук, на уроках труда и факультативах, в процессе организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной и внешкольной работы.

Предварительная профессиональная диагностика направлена на изучение личности школьника в целях последующей профориентации. При этом успешно могут быть применены следующие методы:

Наблюдение. Познание личности школьника происходит в процессе прямой и обратной связи между исследователем и предметом наблюдения.

Анализ документов и продуктов деятельности учащихся: личных дел, результатов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений, изделий и т.д.

МОУ Судиславская СОШ

Выступление на педагогическом совете учителя химии Кабановой Н.Н. на тему

«Составляющие профориентационной работы на уроках химии

и во внеурочной деятельности»

Уважаемые коллеги!

На основе анализа рабочих программ по химии основного общего и полного среднего общего образования можно сделать вывод, что более 50% уроков несут профориентационную составляющую. А именно материал 39 уроков по программе химии в 8 классах, 42 уроков - в 9 классах, 38 - в 10 классах и 33 - в 11 классах из 68 уроков соответственно в каждом классе имеет профориентационную направленность.

На уроках химии, посвященных изучению новых веществ, обязательными блоками являются «Получение» и «Применение», в ходе изучения которых, учащиеся получают первоначальные представления о технологических процессах, условиях технологии производства и применения веществ, а значит, получают первоначальные представления о профессии химика - технолога на различных химических комбинатах и других профессиях, так или иначе связанных с химической технологией. Например, в 8 классах при изучении темы «Соли», обязательно останавливаемся на солях, использующихся в производстве кондитерских изделий, медицинских препаратов, удобрений. При изучении темы «Кислоты» пропагандируем престижные рабочие профессии, такие как художник – витражист, использующий в своей работе плавиковую кислоту, при помощи которой плавится стекло, при изучении темы «Металлы» ориентируем учащихся на профессию металлурга, начиная с истории металлургического производства и до современных технологий пирро-, гидро- и электрометаллургии.

На лабораторных и практических работах при выполнении опытов учащиеся осваивают азы профессии химика – лаборанта, а при выполнении простейших анализов веществ – профессии химика-аналитика.

Если материал 8 класса направлен на формирование первоначальных представлений о профессиях, связанных с химией, то химия 9 класса значительно расширяет и углубляет данные представления, формируя знания предмета профессии. На таких темах как «Производство серной кислоты», «Производство аммиака», «Производство азотной кислоты» учащиеся примеряют роль технолога химического производства на себя, отрабатывая условия течения процессов, устройство аппаратов, предназначенных для определенных стадий того или иного синтеза.

В старших классах естественно учитывается предварительный профессиональный выбор учащихся и соответственно ему в материал урока органично включается составляющая тех профессий, которые традиционно выбирают наши выпускники. Например, ориентируясь на сформировавшуюся группу будущих военных химиков, с целью погружения их в профессию, осуществляем подбор материала к соответствующим темам уроков по отравляющим веществам, например в теме «Кислоты» останавливаемся на синильной кислоте – ОВ общеядовитого действия, и ее ядовитых солях цианидах, в теме «Галогены» - о ядовитом газе хлоре, истории его использования в качестве отравляющего вещества в периодI Мировой войны и, современных отравляющих веществах, созданных на основе хлора, таких как фосген, дифосген и иприт, а так же мерах их обезвреживания, чем непосредственно занимаются военные-химики. На уроках органической химии в 10 классах большое внимание уделяется медицине и фармакологии, так как это направление так же пользуется спросом у выпускников и наша задача расширить их кругозор. В теме «Нефть и ее переработка» обязательно осуществляем выход на производство медикаментов, перевязочных средств, антисептиков и их применение в медицинской практике. Может сложиться мнение, что вся профориентационная работа на уроках сводится к рассказу, объяснению учителя, это не так, разработана целая система творческих заданий с профориентационной направленностью, которые успешно выполняются учащимися иногда всем фронтом, чаще индивидуально, последнее время по желанию ученика, что, на мой взгляд, дает более высокий результат. Обязательно знакомим учащихся с успешно функционирующими и динамично развивающимися близлежащими предприятиями, такими как Ярославский нефтеперерабатывающий завод имени Д.И.Менделеева (АО «Менделеев Групп»), Буйский химический завод (БХЗ), Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь», ОАО «Череповецкий азот», ОАО «Галичский автокрановый завод», завод «Кронастар» и другими. С творческими работами участвуем в различных конкурсах, занимая призовые места. Например, учащаяся 10 б класса Шабалина Ольга заняла второе место в конкурсе с международным участием «Лучший реферат» проекта «Интертехинформурок». Конечно, я надеюсь, что своей урочной и внеурочной деятельностью мы в какой-то мере ориентируем учащихся на свою профессию – учителя химии, которую выпускники нашей школы успешно получают в КГУ имени Н.А. Некрасова и ЯрГУ имени П.Г. Демидова, где наряду с квалификацией учителя, им присваивается квалификация химика для работы в лабораториях и на производстве.

Манина Ольга Борисовна

Учитель химии и биологии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска

Профориентационная работа на уроках химии

Основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.

На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, можно использовать следующие приемы

    обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;

    устанавливать межпредметные связи политехнического характера;

    решать задачи с производственным содержанием;

    раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;

    показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;

    выявлять применение химических законов и теорий в технологии;

    развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.

Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.

В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей.

При обучении химии важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно

проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса.

Для учащихся 9 классов провожу курс по выбору «Химия продуктов питания», на котором учащиеся не только совершенствуют практические навыки, но и знакомятся с профессиями технолог пищевой промышленности, лаборант и др.

Выполняя первые работы практикума, учащиеся совершенствуют технику лабораторных работ. Они обращают внимание и на такие важные вопросы, как поведение в химической лаборатории, техника безопасности, содержание рабочего места, обращение с посудой, реактивами и разными приборами.

С первых же уроков учащиеся осваивают лабораторное оборудование.. Выполняя практические работы, ребята видят плоды своих трудов, у них воспитывается бережное и экономное отношение к реактивам.

Большое значение имеют задачи с практическим содержанием, имеющие отношение к реальным материальным объектам, так как они интересны и понятны школьникам. Здесь знание фактов закрепляется в прикладной деятельности творческого характера. На первом уроке изучают формулу соединения, состав, структуру. Затем физические и химические свойства – и все это основывается на эксперименте. Школьники осознают важность химических производств

Курс химии 8 класса позволяет знакомить учащихся с профессиями – растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт; в 9 класс е– химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, фотограф;10-11 классы – кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик, машинист - резиносмеситель, инженер – химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик.

При изучении производства серной кислоты в 9 классе знакомлю учащихся с экономическими терминами, что способствует знакомству с профессией экономист, рассказываю о профессии фармацевта.

При изучении темы «Силикатная промышленность» в 9 классе учащиеся знакомятся с профессиями формовщик фарфоро- фаянсовых изделий, живописец, травильщик стекла. В результате расширяются знания о силикатной промышленности, ее основных отраслях (производство керамики, цемента и стекла), формируется интерес и трудовая направленность. Технологический процесс производства железобетона, кирпича в городе Черногорске работают предприятия:Черногорский завод ЖБИ, Черногорский кирпичный завод. Предприятие по производству цветного кирпича «Колизей» .Экскурсии на эти предприятия позволили познакомить учащихся с технологическим процессом производства железобетона, кирпича.

Тема «Коксохимическое производство» позволяет применить местный материал по СУЭКу (Сибирская Угольная Энергетическая Кампания). Знакомлю учащихся с особенностями профессии аппаратчик углеобогащения.

Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности

«Сюжетно- ролевая игра «Встреча двух миров» (обобщающий урок по теме «Вода»), примеряясь к роли конкретных специалистов: геохимика, эколога, технолога, фармацевта, гидролога, искусствоведа, геохимика, метеоролога, провизора, океанолога, учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей не только химических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к определённым профессиям.