Педагогическая работа с одаренными младшими школьниками. Система работы с одаренными младшими школьниками

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»

Организация работы с одарёнными детьми

Организация внеурочной работы с одарёнными детьми

Подготовила учитель

начальных классов

Архипова Н.П.

декабрь 2018 год

Организация работы с одаренными детьми

Организация внеурочной работы с одаренными детьми

Детское время должно быть временем радости,

временем мира, игр, учёбы и роста. Жизнь детей должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт.

(Конвенция о правах ребёнка).

Согласно ФГОС образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность для учащихся, в том числе для одаренных и талантливых детей. Внеурочная деятельность одаренных учащихся в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития одаренности учащихся.

Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий достичь нового качества образования.

Требования Стандарта к организации внеурочной деятельности школьников заключается в следующем:

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность способствует в полной мере реализации требования ФГОС .

Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Творческая мастерская.

Творческая мастерская - это форма организации учебно-воспитательного процесса по развитию творческих способностей одаренных детей.

Творческая мастерская как форма внеурочной деятельности имеет очень большое значение. Её основными целями и задачами является создание дополнительных возможностей для развития юных талантов. Через творческие мастерские оказывается учебно-методическая помощь детям и преподавателям, обеспечивается расширение кругозора учащихся и совершенствование педагогического мастерства преподавателей, работающих с одаренными детьми, создаются условия для обмена педагогическим опытом.

Творческая мастерская для одаренных детей - это особая креативная среда, в которой, каждый ребенок может ощутить радость созидания.

Занятия одаренных детей в творческих мастерских стимулируют всплеск активности и повышают интерес к предметам, происходит творческое осмысление учебного материала, саморазвитие ученика и развитие креативности.

По определению Инны Алексеевны Мухиной «мастерская - это такая форма обучения детей, которая дает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности».

Мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.

Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Факультативные занятия.

В соответствии с ФГОС факультативные занятия в школах становятся основной формой дифференциации обучения.

Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Факультативы выполняют важные функции в развитии одаренности. Одна из них - предметно-повышающая функция. Одаренные учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам.

Вторая функция - это мотивирующая функция. На факультативных занятиях возникает потребность в поиске, познании, творчестве и это формирует устойчивую познавательную мотивацию к дальнейшему развитию.

Для факультативов, направленных на углубление знаний учащихся по дисциплинам учебного плана, преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Предметные кружки.

Кружок - это эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы одаренных детей нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач как привитие интереса к предмету, расширение и углубление знаний, полученных на уроке. Занятие в кружках для одаренных детей младшего школьного возраста обеспечивают формирование и совершенствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету, развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки.

Систематические занятия учащихся в предметном кружке способствует повышению качества их знаний, развитию одаренности, воспитанности. Общность интересов школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психику и характер одаренных детей.

Интеллектуальные марафоны и игры.

Интеллектуальные марафоны и игры – это еще одна форма внеклассной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность учащихся вносятся соревновательные элементы.

Такие интеллектуальные игры позволяют разнообразить обычную школьную жизнь. Дети – эмоциональны и впечатлительны, создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остается в их памяти. Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.

Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Все интеллектуальные игры делятся на два блока - викторины и стратегии. Викторины - эта форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины - здесь участники отвечают на вопрос и получают оценку в баллах. Такие игры можно увидеть по телевизору - «О, счастливчик!», «Что, где, когда?». Сюжетные викторины - более интересны. В этих играх включается воображение, применяются элементы театрализации. Примерами могут быть такие телевизионные передачи, как «Почемучка», «Колесо истории».

Стратегии - форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Ролевая стратегия развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

Научно-практические конференции .

Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы

носит тематический характер. В процессе подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовят доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.

Задача ученической конференции - привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся.

Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся умение публичного выступления. Это связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада, но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильности интонации, простоты, научности, доступности, четкости.

Олимпиады.

Олимпиады - это радость интеллектуальных соревнований и возможность испытать свои знания по школьным предметам.

Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Участие одаренных детей в олимпиадах помогает учителю показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся. Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики зачастую проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

Литература.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб. ТОО «Динамит», 1996.

2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Слуцкой Г.Б.Одаренные дети. М.: Прогресс, 2001.

4. Одаренные дети и педагогические условия их развития.

5. Работа школы с одарёнными детьми.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Плотникова Светлана Владимировна учитель начальных классов МОУ Лицей №15 Заводского района г.Саратова В нашем динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Одаренные дети ­ наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они судьбы, лепи из них, что хочешь. Но считают, что одаренные дети – это подарок это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: «не навреди» Что такое одаренность?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками. ­ одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе.Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее. ­ они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; ­ отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её. ­ одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. ­ наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ. ­ некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении. ­ они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи. ­ одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

­ они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. ­ живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей. ­ они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. ­ им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты. ­ порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих. ­ эгоцентризм, как и у обычных детей. ­ нередко у одарённых детей возникают трудности общения со сверстниками. Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело. Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле помогут тесты­анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии. Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно­ обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия оказываются относительно безразличными для развития способностей.

Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать Как же работать с такими детьми? В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе. В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности Формы работы с одаренными учащимися:  индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;   факультативы;  кружки по интересам;

 дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам; занятия исследовательской и проектной деятельностью;   конкурсы;  интеллектуальный марафон;  научно­практические конференции  участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;  работа по индивидуальным планам;  использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);  создание детских портфолио. Основные формы внеурочной образовательной деятельности Форма Задачи Факультатив  Учет индивидуальных возможностей учащихся.  Повышение степени самостоятельности учащихся.  Расширение познавательных возможностей учащихся.  Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.  Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно­ популярной, учебной и справочной литературой.  Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Ученическая конференция  Формирование информационной культуры учащихся. Предметная  Представление широкого спектра форм внеурочной

неделя (декада) деятельности. Научное общество учащихся  Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.  Развитие творческих способностей учащихся.  Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.  Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. Кружки, студии, объединения  Развитие творческих способностей учащихся.  Содействие в профессиональной ориентации.  Самореализация учащихся во внеклассной работе. Организация исследовательской работы учащихся в школе Подготовительный этап: Формы:  Формирование навыков научной 1. Урок. организации труда.  Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.  Формирование познавательного интереса.  Выявление способных учащихся. 2. Внеклассная работа. 3. Кружки эстетического цикла. 4. Секции. Творческий этап: Формы:  Совершенствование навыков научной 1. Урок. организации труда.

 Формирование познавательного интереса. 2. Внеклассная работа.  Творческое развитие учащихся. 3. Предметные недели.  Индивидуальная работа со способными 4. Школьные олимпиады. школьниками. 5. Факультативы. 6. Кружки. 7. Секции. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по­ своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная задача учителя – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в педагогической деятельности с этими детьми. Литература. 1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети 2. Дереклеева Н.И. Научно­исследовательская работа в школе 3. Савенков А.И. одаренные дети: методики диагностики и стратегия обучения 4. Панютина Н.И. система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 5. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

Младший школьный возраст -- период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  • -исследовательский;
  • -частично-поисковый;
  • -проблемный;
  • -проективный;

Формы работы:

  • - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
  • - консультирование по возникшей проблеме;
  • - дискуссия;
  • - игры.

Очень важны: -интеллектуальные марафоны;

  • -различные конкурсы и викторины;
  • -словесные игры и забавы;
  • -проекты по различной тематике;
  • -ролевые игры;
  • -индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

  • -высокая продуктивность мышления;
  • -легкость ассоциирования;
  • -способность к прогнозированию;
  • -высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров.

Учитель должен быть:

  • -непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
  • -профессионально грамотным;
  • -интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  • -владеть современными педагогическими технологиями;
  • -психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • -иметь позитивную Я - концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

  • -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • -стимулировать познавательные способности учащихся;
  • -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  • -принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
  • -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  • -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы « сходят на нет», другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Так скажем есть дети - вундеркинды.

Вундеркинды -- дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится.

Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни -- напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка.

Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

Но одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.

Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, -- упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.

Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество -- они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.

Другое - одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения. Если же, последнее отсутствует, значит проблема появилась раньше, чем мы успели это заметить.

Возможно ли восстановить процесс падения современной молодежи, вылечить его? Или может на данном этапе важнее оберегать настоящее, вдруг глядя на высокий интеллект и уровень развития, кто нибудь обратит внимание и восстановится сам?! Ведь одаренные дети есть, и всегда будут.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность -- познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в вуз школьника тринадцати или четырнадцати лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10-11 лет всего 6-7 лет. Чаще всего необыкновенно развитый ребенок поступает, как и все, в шесть -- семь лет в первый класс, но потом его ускоренно, иногда в первом же учебном году, переводят в последующие классы. Бывает и так, что «перескок» через класс или несколько таких «перескоков» происходят уже в подростковом возрасте.

Несмотря на то, что теперь в общеобразовательной школе разрешено сдавать экстерном это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности.

Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении. Во-вторых, приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Тут и физкультура, и трудовое обучение, и наконец, этика и психология семейной жизни... Как в этих условиях идет формирование самооценки, отношений с одноклассниками и взрослым? Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные учебные программы и планы? Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку. Иначе члены педагогического коллектива, прежде всего руководители школы, будут относиться к «перескакиванию» с большими опасениями.

Второй путь -- создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Это не плохое решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс в лицеях и гимназиях будет построен на научных принципах и достаточно разнообразной методической базе.

Третий путь -- создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школы. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

Здесь уместно вспомнить о трудах наших психологов. В частности в Украинском Республиканском научно-практическом центре «Психодиагностики и дифференцированного обучения» под руководством доктора психологических наук Ю.3. Гильбуха разработана система дифференцированного обучения в общеобразовательной школе. Она предполагает создание, начиная с первого года учения, трех типов классов. Дети зачисляются в эти классы в соответствии со степенью их психологической готовности к школьному обучению. Последняя же определяется актуальным (то есть имеющимся на данный момент) уровнем развития их умственных способностей. Определяя контингент классов ускоренного обучения в таком составе, необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития всех детей с повышенными умственными способностями. Во-первых, это позволяет создать классы ускоренного обучения во всех сколько-нибудь крупных школах. Во- вторых, обеспечивает более благоприятные условия развития всем детям, чьи умственные способности превышают возрастную норму. В-третьих благотворно сказывается на умственном и нравственном развитии одаренных детей.

Какие же это типы классов? Первый -- классы ускоренного обучения, предназначенные для наиболее развитых 15% контингента детей, поступающих в школу. Эта группа первоклассников имеет КИ (коэффициент интеллекта) 120 баллов и выше; в нее, естественно, входят и одаренные.

Наряду с классами ускоренного обучения создаются классы возрастной нормы (65% всего ученического контингента) и классы повышенного индивидуального внимания (последние -- для слабо подготовленных учеников, составляющих примерно 20%). В классах этих двух типов учебный процесс строится по обычным программам, но в классах повышенного индивидуального внимания наполняемость в два раза меньше обычной.

Направление ребенка в класс того или иного типа, зависит исключительно от степени его готовности к школьному обучению и желания родителей. Они присутствуют при кратковременном (в пределах 25 минут) психологическом обследовании, которое проводится двумя специально подготовленными педагогами (экзаменатором и ассистентом). Проверка осуществляется в игровой форме, в атмосфере дружелюбия и эмоциональной раскованности, что позволяет ребенку раскрыть свои интеллектуальные возможности. Психологическая проверка ограничивается теми сторонами психической индивидуальности ребенка, от которых в решающей степени зависит успешность его школьного старта.

Критическими зонами, определяющими степень готовности к школьному старту являются: фонематическое восприятие (слух), саморегуляция учебных действий, словарное развитие, кратковременная память и способность осуществлять элементарные умозаключения. Шестым показателем служит рейтинг экзаменатора и ассистента в отношении умственной активности ребенка, определяемый на основании наблюдений за его поведением при выполнении всего комплекса тестов.

Что касается творческих способностей как неотъемлемого качества одаренного ребенка, то главное внимание на данном этапе уделяется проявлениям интеллектуальной инициативы. Например, ребенок выполняет тест словаря. И вот первые три слова, значение которых он должен объяснить: велосипед, молоток, книга. Но если вдобавок к этому ребенок еще и пытается как-то связать друг с другом объясняемые слова, хотя это от него и не требуется (например: молоток -- вид инструмента, которым наносят удары по разным материалам и деталям; его можно использовать при ремонте велосипеда; книга -- вид учебного пособия; из нее можно узнать, как с помощью молотка отремонтировать велосипед, и т. д.), значит, этот ребенок с неординарным мышлением и воображением.

Применяются и специальные тесты творческой одаренности. Дети, которые получают высокие оценки по всему комплексу тестов и не страдают медлительностью (флегматический темперамент), рекомендуются в класс ускоренного обучения, где развитию творческих способностей уделяется повышенное внимание.

В методике обучения акцент делается на формировании умения учиться. Учащимся регулярно предоставляется возможность выступать на уроке в роли учителя. Широко применяются разного рода творческие, в том числе конкурсные задания, ролевые тренинги, групповые дискуссии. Поскольку классы данного типа имеют лишь относительно однородный состав, учебный процесс во многих случаях строится на основе внутри классной дифференциации. Это предполагает использование групповых форм организации учебной работы, возможность для одаренных детей самостоятельно, работать по индивидуальному плану. Большое значение в классах этого типа придается самостоятельному чтению художественной и научно-популярной литературы.

При реализации дифференцированной программы обучения не ставится задача, чтобы ребенок с повышенными умственными способностями окончил школу на год раньше (хотя само по себе это тоже определенное благо). Ускорение -- это, прежде всего, средство оптимально загрузить способности одаренного ребенка, создать благоприятные условия для их дальнейшего плодотворного развития. При этом следует подчеркнуть, что для таких детей более быстрое прохождение учебных программ, собственно, и ускорением не является. Ведь для них этот темп совершенно естественен, нормален. Многие придерживаются той точки зрения, что раз одаренные дети проходят отдельные темы в более короткие сроки, то образующиеся излишки времени можно использовать для дополнительных предметов эстетического цикла, иностранных языков, ритмики и т. п. Но проблема не в том, чтобы как-то занять время детей или даже расширить их эстетическое образование. Проблема в том, чтобы оптимально загрузить умственные способности. А это значит обеспечить одаренному ребенку возможность безостановочно продвигаться вперед к усвоению все более сложных понятийных структур. Нельзя забывать и о сензитивных периодах. Ведь у одаренных детей каждый из этих периодов наступает, как правило, значительно раньше. Следовательно, раньше должен наступить и момент овладения соответствующими знаниями, уменьями и навыками.





Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

1. Причины изучения одаренности.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

2. Характеристика одарённых детей.

Начнем с того, что определимся с самим понятием:

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

Отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

Одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

Они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

Эгоцентризм, как и у обычных детей.

Нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

Одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

3. Специальные виды одарённости, проявляющиеся в отдельных областях деятельности.

Музыкальное дарование.

С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.

Художественная одарённость.

Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.

Математическая и шахматная одарённость.

Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.

Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных комбинаций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.

Литературное дарование.

Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Социальная одарённость.

Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле помогут тесты-анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии

3. Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

4. Урочная деятельность

Проблемно-развивающее обучение,

Проектно-исследовательская деятельность,

Игровые технологии (деловые игры и путешествия),

Информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

Развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

Творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт

5. Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

Факультативы,

Предметные недели,

Театрализованные праздники,

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели . При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

6. Система работы.

Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.

После выявления обязательно согласуйте свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказывают помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делятся опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.

Ежегодно подводятся итоги работы, и в план работы вносятся соответствующие коррективы.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

Видом одарённости;

Возрастом ребёнка;

Социальным статусом семьи ребёнка;

Уровнем одарённости;

Активностью самого ребёнка;

Профессиональной подготовкой педагога;

В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

Таким образом, одарённый ребёнок с самого детства может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Оценка одарённости не должна основываться только на тестировании: её степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Одарённость на ранних возрастных этапах следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность.

Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.

ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

В своей работе на уроке учитель может использовать:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения . Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы… ». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

1. «И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

Оба слова - из четырех букв;

В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

И то и другое может блестеть;

Из них иногда льется вода;

Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание : нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

3. «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

5. « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.

Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.

Упражнения для развития творческого восприятия

Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».

Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

«Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».

«Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.

«Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.

«Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

«Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

«Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

«Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

«Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

1. Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2. Поддерживайте способность ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы....". В этом случае, как бы не старался ребенок, результат его всегда будет недостаточно хорош.)

3. Будьте терпимее к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они за гранью или кажутся дикими.
4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он этого желает, самому заниматься своими делами. Избыток шефства может затруднить творчество. Желания и цели детей принадлежат им самим, и советы родителей могут восприниматься как вторжение в личную жизнь ребенка. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем желании разделить с ребенком его радость живого творческого воображения.
5. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей - чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим.
6. Помогайте справиться с разочарованиями и сомнениями, когда он остается один в процессе творческого поиска: пусть он находит для себя награду в самом себе и не обращает внимание на мнение сверстников. Дать возможность детям ознакомиться с автобиографиями известных творческих личностей, дать понять ребенку, что он не одинок в своей борьбе.

7. Объясните ребенку, что не на все его вопросы есть однозначные ответы.
8. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.

9. Помогайте ребенку глубже познать себя, чтобы не упустить мимолетную (подсознательную) идею.

10.Помогайте ребенку стать разумным авантюристом, порой полагаться в творческом поиске на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это позволит совершить истинное открытие.

11.Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы они ни были неудачны.

12.Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу. Помогайте ребенку избегать общественного неодобрения, уменьшить социальное трение, справляться с негативной реакцией сверстников.

14.Найдите своему ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Для ребенка школьного возраста важно иметь друга того же возраста и пола.

Занятия, игры

1. Составь рассказ от имени другого персонажа: «Представь, что ты стал игрушкой, предметом мебели, деревом, животным. Расскажи об одном дне воображаемой жизни».

2. «Сколько значений и предмета?» Кирпич, газета… найти как можно больше вариантов реального использования предмета.

3. Поиск причин событий

4 . Сочини сказку. Сочините сказку, которая начинается с фразы: "Мама купила в магазине рыбу …”, и заканчивается фразой: "…Поэтому вечером пришлось зажигать свет”.

5. Придумай животное с заданными свойствами (машину, дом…)

6. На что похоже? На карточках изображены различные фигуры. Придумайте как можно больше предметов, явлений на которые они похожи.

7. Эксперименты с водой, воздухом, красками, металлами и магнитом, с лучом света, с отражением…

8. Графические игры: «Колябушки» на листе бумаги педагог или дети рисуют линии любой конфигурации, необходимо используя линию, завершить ее так, чтобы получилось изображение предмета, человека, сказочный или фантастический образ. «Пять точек» - На листе бумаги педагог или ребенок ставит пять точек, и выполняет задание нарисовать человека или зверя, используя все эти точки: одна точка должна быть на носу, две на любых частях рук или лап. Так как точки находятся в разной удаленности, у детей исчезает статичность, однотипность образа.

9. "Переделай один предмет в другой” (развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями). Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.

ДВЕРЬ-ВЕЛОСИПЕД, КЛУМБА-БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ, БУТЫЛКА-ДОМ, ДЕРЕВО-БОТИНОК.

10. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл…)

Блестящими, синими и твердыми

Большой, блестящий, металлический, новый

Живые существа добрые, шумные, подвижные и сильные

11. Учебное исследование. Этапы: первый – выбор темы. Второй – постановка вопросов. Третий – проведение исследования. Четвертый – подведение итогов. Дети могут делать несложные заметки – рисунки (схематичные), знакомы буквы или специальные знаки. Сбор информации может быть сложным для детей, поэтому мы можем заранее приготовить карточки с символами, отражающими способы получения информации: ПОДУМАТЬ, СПРОСИТЬ У ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, УЗНАТЬ ИЗ КНИГ, ПРОВЕСТИ НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕН, УЗНАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ. В конце дети делают сообщение.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена.

Недостаточный психологический уровень подготовки учителя для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство), истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам и. Непереносимость регламентации, монотонии расценивается как глупость, упрямство, лень. Психологи считают, что такие оценки часто являются следствием неадекватного понимания учителем личности и развития одаренного ребенка. В частности, исследования П. Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями, как упрямство, лень или глупость. Сложность, по мнению Д. Вебба, Э. Мекстрота и С. Толана, состоит как раз в том, что сам одаренный ребенок без специальной помощи психолога или квалифицированного учителя не может понять, в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми.

Одаренный ребенок все делает быстрее других учеников и ему становится скучно на уроке. Тогда он начинает шалить, позже – хулиганить – возникает конфликт. Ведь учитель направлен на обучение группы детей и в такой ситуации одаренный ребенок остается в проигрыше. Если такой ребенок находится в группе продолжительное время и учителя ничего не делают, чтобы поддержать и дать возможность адекватно развиваться дальше, происходит стагнация, наступает остановка развития, снижается мотивация учения. В конечном варианте мы имеем отъявленного лентяя. Но может быть и более неблагополучная ситуация, когда ребенок попадает в преступный мир, где его талант будет востребован.

2. Потребность во внимании взрослых . В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

3. Нетерпимость . Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

4. Игнорирование специальной одаренности при возникновении проблем в области академической успешности (большие трудности при овладении письмом и грамотой, неспособность написать контрольную, ответить на поставленный вопрос).

5. Неспособность к регулярной «рутинной» работе, недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел «неспособных». Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только «лень» делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей).

6. Коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Впоследствии, в профессиональной деятельности это приводит к неспособности эффективно работать в команде. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности.

7. У многих одаренных детей выявляются также недостаточный уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха.

8. Игровые интересы . Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

9. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

10. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

11. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

12. Страх ошибки, взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций.

13. Проблемы саморегуляции – занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие.

14. Проблемы быта, самообслуживания, решения самых простых жизненных проблем. Необходим человек, который бы был всегда рядом и помогал.

15. Проблема общения со взрослыми. Родители, порой обнаружив талант ребенка, с жаром начинают его развивать, ограничивая другую деятельность, игры, общение с детьми, считая, что это навредит ребенку. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, родители буквально загоняют ребенка в прокрустово ложе собственных амбиций и нереализованных способностей, а в итоге невроз. Ребенок начинает болеть, убегает из дома и даже в худших случаях бывают попытки суицида.

16. Проблема толерантности окружающих к одаренному человеку. Одаренные люди, как правило, яркие индивидуальности, а большинству людей признать право за другим человеком быть «другим» бывает очень трудно. Но и одаренному человеку порой трудно принять, что вокруг другие люди, не похожие на него.