Проблема познавательной активности. Теоретические основы развития познавательной активности

Педагогическая статья на тему: «Формирование познавательной активности младших школьников».


Проблема формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения является одной из важнейших в современной педагогической науке, т.к. от ее разрешения во многом зависит повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов. Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Познавательная активность – это активная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности (И.В.Метельский). Познавательная активность – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г.И.Щукина).
Уровни познавательной активности учащихся.



Нулевой уровень – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
В основе структуры общего интеллектуального развития детей младшего школьного возраста можно выделить определенные принципы успешной реализации познавательной активности:
- принцип субъектности - максимальное содействие педагога развитию способности ребенка к осознанию собственного «Я» во взаимоотношении с другими субъектами сообщества и миром в целом;
- принцип самостоятельности, обусловленный формой активного отношения к изучаемому материалу. Познавательная самостоятельность младшего школьника представляет собой комплекс следующих качеств: интерес к познавательной деятельности, эмоционально-волевая направленность, развитость познавательной деятельности, умение анализировать и корректировать работу, умение использовать имеющиеся знания и умения в новой ситуации, умение найти дополнительную информацию и т.д.;
- принцип креативности, помогающий не только активному восприятию учащимися учебного материала в процессе его изложения учителем, но и его творческому преображению.
- принцип ориентации на самореализацию, включающий обеспечение психологического комфорта на уроке; создание диалоговых отношений учитель-ученик; опора на личный опыт обучаемых как одного из источников активизации познавательной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; учет эмоций и ценностных ориентаций учеников; постоянное стимулирование познавательной активности и творческой самостоятельности и др.
- принцип педагогической поддержки - особая система педагогической деятельности, раскрывающей индивидуальный потенциал каждого школьника как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
У младших школьников формированию и развитию познавательной активности благоприятствуют следующие условия: разнообразие, эмоциональность, яркость учебного материала, его посильность и целесообразность, связь с ранее усвоенными знаниями, частая проверка и оценка работы школьников, их вовлечение в процесс самостоятельного поиска, решение задач проблемного характера и др.
Под познавательной активностью традиционно понимаются все виды активного отношения к учению как к познанию; наличие значимости для ребенка учения как познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, средствам их приобретения, влечение к самообразованию); реализующие эти познавательные мотивы и обслуживающие их эмоции цели.
Изучив проблему активизации познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе на основании теоретических фактов и результатов их применения на практике, мы убедились в том,что данная проблема является актуальной в современной школе. Наиболее эффективными путями и средствами по развитию познавательной активности являются занимательные упражнения. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. познавательная активность – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. При учете педагогом типа темперамента у школьника более развивается познавательная активность и, как следствие происходит более продуктивное усвоение материала.

Отношение школьников к учению учителя-практики обыч­но характеризуют активностью. Активность (учения, освоения содержания и т. п.) определяет степень (интенсивность, проч­ность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его дея­тельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и другие. С активностью непосредственно сопрягается еще одна важ­ная сторона мотивации учения школьников - самостоятель­ность, связанная с определением объекта, средств деятельно­сти, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как пра­вило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью школьников традиционно называ­ют активизацией. Ее можно определить как постоянно теку­щий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активиза­ции - формирование активности обучаемых, повышение ка­чества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая прак­тика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимули­руют активность и самостоятельность школьников.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают си­туации, в которых обучаемые должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и учителям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым ученикам непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения по­знавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных позна­вательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного при­менения известных им способов решения.

Можно утверждать, что все новые технологии самостоятель­ного обучения имеют в виду прежде всего повышение активно­сти школьников: истина, добытая путем собственного напряже­ния усилий, имеет огромную познавательную ценность. Боль­шие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных учебных пособий, вы­нуждающих обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, специализированных компьютерных программ, мультимедийных обучающих систем, постоянно текущего тестового контроля достижений. Режим обучения, создаваемый этими средствами, иногда бывает настолько актив­ным, что вызывает обеспокоенность учителей чрезмерным на­пряжением органов чувств и умственных сил обучаемых.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов чело­веческой деятельности является интерес. Интерес - реальная причина дейст­вий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес - как бы естественный двига­тель детского поведения, он является верным выражением ин­стинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспита­тельной системы на точно учтенных детских интересах. ...Пе­дагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ре­бенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, поза­боться о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятель­ности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».

В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, - писал Л.С. Выготский, - насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторон­ним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, что­бы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как дол­жно направлен. Наконец, третий, и последний, вывод исполь­зования интереса предписывает построить всю школьную сис­тему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естест­венно возбуждает их интерес».

Первой общей закономерностью является зависимость ин­тересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформиро­ванности способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость инте­ресов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сначала пе­дагог, а потом его предмет - незыблемая зависимость, опреде­лившая судьбу многих людей.

Специальные исследования подтверждают эту зависимость. В одном из них получены данные о взаимосвязи отношения к учителю и предмету, которому он учит. Среди многообразия путей и средств, выработанных прак­тикой для формирования устойчивых познавательных интере­сов, выделим: увлеченное преподавание; новизну учебного материала; историзм; связь знаний с судьбами людей, их открывших; показ практического применения знаний в связи с жиз­ненными планами и ориентациями школьников; использование новых и нетрадиционных форм обучения; чередование форм и методов обучения; проблемное обучение; эвристическое обучение; обучение с компьютерной поддержкой; применение мультимедиа-систем; использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах); тестирование знаний, умений; показ достижений обучаемых; создание ситуаций успеха; соревнование (с товарищами по классу, самим собой); создание положительного микроклимата в классе; доверие к обучаемому; педагогический такт и мастерство педагога; отношение педагога к своему предмету, обучаемым; гуманизация школьных отношений и т. д.

Конечной целью формирования учебной деятельности является становление школьника как ее субъекта, дости­жение такого уровня развития учащихся, когда они оказы­ваются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; когда они могут планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотно­сить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществить учебную деятельность.

Ребенок, переступающий порог школы, вышеуказан­ными умениями не владеет. В процессе обучения он дол­жен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справить­ся с разными заданиями, добывать новое в процессе ре­шения учебных задач;

Бесспорным представляется факт, что повышению степени самостоятельности школьников в учебной дея­тельности, во-первых, способствует расширение области приложения формируемых знаний, действий и отношений на уровне реализации межпредметных связей, который предусматривает переход от внутрипредметных связей к межцикловым и от них к межпредметным связям. Причем существенно важно, чтобы усложнение содержания, спо­собов деятельности осуществлялось не только в процессе перехода от внутрипредметных к межцикловым и от них к межпредметным, но и на каждом из названных этапов, приводящим ко все более широким связям.

Во-вторых, повышение степени самостоятельности до­стигается за счет такого построения обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий.

В-третьих, формирование учебной деятельности школьников должно предусматривать такую организацию работы, при которой учащиеся переходят от формирова­ния отдельных операций выполняемых действий к форми­рованию всего действия. Подобная работа должна иметь место как по отношению к конкретным, так и общим учебным действиям, по отношению к отдельным процес­суальным компонентам учебной деятельности и к процес­су решения учебной задачи в целом.

В-четвертых, степень самостоятельности учащихся бу­дет возрастать и в том случае, если они будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятель­ному открытию отдельных действий и их систем. Причем очень важно, чтобы и здесь предметом деятельности уча­щихся были конкретные и общие действия, структура конкретной деятельности и учебной деятельности в ее специфическом значении.

В-пятых, повышение степени самостоятельности должно иметь в виду переход учащихся от осознания не­обходимости овладения данным конкретным умением к;

осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности.

В-шестых, переход от задач репродуктивного характе­ра к задачам творческим, требующим использования зна­ний и действий междредметного характера.

Нетрудно заметить, что во всех случаях речь идёт о постепенном соращении меры помощи учащимся в осу­ществлении учебной деятельности, о превращении их в субъектов этой деятельности.

информационный общество школьник

Проблема развития познавательной активности младших школьников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Познавательная активность как педагогическое явление -- это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, познавательная активность - это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны - познавательная активность рассматривается как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.

Следовательно, определяя познавательную активность, мы должны иметь представление, о каком виде или о какой стороне познавательной активности идет речь. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в самостоятельную активность, в процесс самообразования. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

В психологических и педагогических трудах 50 - 70 годов определения понятия «познавательная активность» прежде всего, характеризуют позицию учащегося в познавательной деятельности.

Проблема изучения познавательной активности в ряде исследований рассматривалась в контексте творчества. В частности важнейшие закономерности в развитии ученика установлены Л.В. Занковым. Отличительные черты системы Л.В. Занкова является направленность на высокое общее развитие школьников; высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; быстры темп прохождения учебного материала; резкое повышение удельного веса теоретических знаний. Л.В. Занков подчеркивал, что неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные однообразные повторения, по-видимому, не могут способствовать интенсивному развитию школьников. Изменения должны быть в углублении учебного материала, в большем объеме теоретического анализа, обобщения, развивающих теоретическое мышление ученика. Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание материала .

И.Ф. Харламов познавательную активность трактовал как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями» . В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и существенных положений. Уже в младшем школьном возрасте полезно приучать ребят самостоятельно выделять само существенное в объяснении учителя и формировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Прежде всего, не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит много стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. К ним относится новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к рассмотрению сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений.

Г. И. Щукина рассматривала познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности». Автор трансформировала элементы характеристики мыслительной деятельности, названные И. Ф. Харламовым, виды активного отношения к учению, перечисленные А. К. Марковой, личностное отношение ученика к происходящему, выделенное И. С. Якиманской, в качественно новое терминологическое понятие «ценное и сложное личностное образование школьника». Источником познавательной активности является познавательный интерес. Интерес - это активное эмоционально-познавательное отношение человека к чему-либо. Познавательный интерес активизирует все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности. Черты познавательной активности - самопроизвольное включение в деятельность, поисковый характер деятельности, инициатива в отборе содержания и способов деятельности, активность в принятии условий, побуждающих заниматься познавательной деятельностью. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» - все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которых лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания .

А.К. Маркова под проявлениями познавательной активности понимала «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...»/39, с.48/. К видам познавательных мотивов относятся: широкие познавательные (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний) мотивы и мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Организация обучения как фасилитации, то есть облегчения, способствования, стимулирования, активизации развития учащихся, неизбежно связана с предоставлением им большей свободы и ответственности, с актцентированием внутренних и произвольно контролируемых факторов успешности учения, ощущений и переживаний личностной причинности в деятельности, с общей гуманизацией межличностного общения в школе.

М.Д. Виноградова и И.Б. Первин считали что, в развитии познавательной активности играет важную роль коллективная познавательная деятельность. Ее различные формы стимулируют творчество, фантазию, воображение, познавательную активность и самостоятельность. Школьника необходимо учить работать в коллективе. Каждый ученик должен владеть навыками делового общения, уметь оказывать помощь и принимать ее. Не менее важно создать в классе атмосферу взаимоуважения, доброжелательности, внимания и чуткости друг к другу, тогда каждый ученик будет иметь положительное отношение к учению и активно участвовать в нем .

Е.Н. Кабанова-Меллер в развитии познавательной активности особо рассматривает систему формирования обобщенных приемов учебной работы, которые, как справедливо считает автор, является важными компонентами эффективной учебной деятельности учащихся. Приемы познавательной деятельности - это способы умственной работы, обеспечивающие овладение знаниями, умениям и навыками, их самостоятельное применение и активное преобразование. Использование системы средств активизации познавательной деятельности учащихся, от осознания цели деятельности на этапе формирования познавательного мотива до творческого использования умений в самостоятельных работах продуктивного характера, способствует формированию обобщенных учебных умений .

З.И. Калмыкова ведущим условием в развитии познавательной активности считала проблемное обучение. Принцип проблемности, с его направленностью на открытие новых знаний, является ведущим принципом развивающего обучения. Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения системы задач - проблем, протекающего под общим руководством учителя. Проблемны только те задачи, решение которых предполагает хотя и управляемый учителем, но самостоятельный поиск еще неизвестных школьнику закономерностей, способов действия, правил. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися «открытие» приносит им эмоциональное удовлетворение .

В 70-80-ые годы в научные исследования познавательной активности широкий вклад внесла И. С. Якиманская . Не всякое обучение, по ее мнению, имеет подлинно развивающий эффект, хотя и не исключает познавательной активности учащихся. Познавательная активность только тогда является важнейшим источником умственного развития, когда она становиться самоактивностью. Формирование этой самоактивности - важнейшая задача развивающего обучения. И.С. Якиманская отмечала, что «умственная активность» определяется личным, пристрастным «отношением ученика к усваиваемым знаниям», подобное отношение характеризует субъектную позицию. Ученик не только объект, но и субъект обучения. Он не просто ассимилирует требования учителя, а внутренне их адаптирует, избирательно на них реагирует, активно их усваивает, перерабатывает с учетом своего личного опыта, уровня интеллектуального развития. При этом она пользовалась термином «умственная», а не «познавательная» активность, но рассматривала их как синонимичные.

На наш взгляд, эти понятия необходимо развести, так как термин «умственная активность» характеризует скорее определенный уровень владения мыслительными операциями и является результатом познавательной деятельности. Что же касается «познавательной активности», то она не является завершенной и включает в себя сам процесс овладения знаниями.

С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т.И. Шамовой: «Активность в учении... не просто деятельностное состояние школьника, а... качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели» . Данное определение представляется наиболее полным, так как в нем отражены не только психологические аспекты познавательной активности (деятельностное состояние, качество этой деятельности), но и социальные (личность ученика и его отношение к содержанию и характеру деятельности), а также названы средства, способные активизировать познавательную деятельность: интерес, развитие мотивационной сферы, волевых качеств (стремление мобилизировать свои нравственно-волевые усилия) и конкретный адресат приложения этих усилий (достижение учебно-познавательной цели).

Т.И. Шамова не сводит познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматривает ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за отптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Активизация познавательной деятельности, или познавательная активность, как понимают ее педагоги и психологи, предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания и развития.

Подлинные возможности развивающего обучения и его влияния на познавательную активность раскрыл В.В. Давыдов .Эффективность развивающего обучения и воспитания обнаруживается тогда, когда их содержание, как средство организации воспроизводящей деятельности ребенка, соответствует ее психологическим особенностям, а также тем способностям, которые формируются на ее основе.

Структура развивающего обучения включает такие компоненты, как учебно-познавательные потребности, мотивы, учебная задача, соответствующие действия и операции.

Интересы выступают как психологические предпосылки возникновения у ребенка потребности в усвоении теоретических знаний. В процессе формирования у младших школьников потребности в учебной деятельности происходит ее конкретизация в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий, то есть познавательной активности. Реализация такого способа усвоения предполагает особую активизацию познавательной деятельности. В ее основе лежит преобразование учебного материала, ознакомление ученика с происхождением знания, путем выделения наиболее фундаментальных, основных понятий.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности, учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа разнообразны. В настоящее время накоплен обширный фонд знаний (подходов) к активизации познавательной деятельности учащихся.

Остановимся на наиболее значимых из них.

1. Деятельностный подход, в основе которого лежит теория деятельности. Главный ее постулат гласит: личность формируется в деятельности.

Для учителей, организующих процесс обучения, важно знать структуру деятельности. Ее основные компоненты: мотивы, цель, задачи, содержание, средства, формы, методы и приемы, результат. Это значит, что учитель многообразными средствами должен воздействовать на эмоционально-мотивационную, умственную, практическую сферу личности учеников.

Педагогам также важно знать основные виды деятельности, в которые включаются школьники: учебно-познавательная, социальная, трудовая, игровая, эстетическая, спортивно-оздоровительная. Очень важно взаимосвязывать эти виды деятельности.

2. Личностно-ориентированный подход на идеях гуманистической психологии и педагогике. В условиях личностно ориентированного обучения учитель в большой мере - организатор познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Личностно-ориентированноеобучение достигается в настоящее время вариантными программами, дифференцированными методами, творческими домашними заданиями, внеучебными формами организации деятельности учащихся.

3. Исследовательский подход к процессу обучения связан с предыдущим. Именно его реализация обеспечивает продуктивную самостоятельную познавательную деятельность учащихся, развивает умственные способности, готовит к самообразованию. Для привлечения школьников к исследовательскому поиску используются различные эвристические методы: поисковая беседа, самостоятельный вывод правил, формул, понятий, решение нестандартных задач, наблюдения и опыты.

Проблемное обучение - важнейшее средство исследовательско-поисковой познавательной деятельности. Современные исследования педагогов психологов по проблемному обучению убедительно доказывают, что познавательная деятельность учащихся в решении поисковых исследовательских задач иная, чем в решении задач стандартизированных.

Весь смысл проблемного обучения состоит в создании особых ситуаций в учебном процессе, когда ученик не может оставаться безучастным, не может ориентироваться только на то решение, которое указано учителем. В проблемной ситуации обнажаются противоречия между имеющимися знаниями ученика и поставленной перед ним задачей, между задачей, которую предстоит решить, и способами решения, которыми он владеет.

М.И. Махмутов. в своей монографии по проблемному обучению отмечает: «учебная проблема понимается нами как отражение (форма проявления) логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия»

4. Алгоритмизация обучения утверждает необходимость жестких предписаний при выполнении задач определенного типа. Алгоритмы учебных действий способствуют их организации, более легкому и быстрому их осуществлению, в силу чего познавательная деятельность становится ясной, более продуктивной.

С алгоритмизацией тесно связано программированное обучение, сущность его составляет предельно четкий и точный выбор информации, подаваемой учащимся небольшими дозами. В пределах пошагового движения устанавливается обратная связь, позволяющая сразу видеть, понята или решена задача.

5. Компьютеризация обучения. Использование компьютеров в качестве орудия познания человека увеличивает возможности накопления и применения знаний, создает условия для развития новых форм мыслительной деятельности, интенсифицирует процесс обучения.

На первом этапе компьютер выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой учащиеся приобретают знания о работе этой машины, изучают языки программирования, усваивают навыки оператора. На втором этапе компьютер превращается в средство решения учебных задач.

Компьютер является не просто техническим устройством, дополняющим, например, наглядность в обучении, он предполагает соответствующее программное обеспечение

6. Одним из направлений активизации учения учащихся является коллективная познавательная деятельность. Коллективная познавательная деятельность - это совместная деятельность учащихся, которая организуется учителем таким образом, что учащиеся получают возможность при выполнением общего задания согласовать свои действия, распределить участки работы, уточнить функции, то есть создается атмосфера деловой зависимости, организуется общение друг с другом в связи с добыванием знаний, происходит обмен интеллектуальными ценностями.

Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Познавательная активность можно рассматривать как проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения.

Поиск эффективных путей активизации познавательной деятельности школьников характерен и для педагогической практики. Учитель начальной школы Л.К. Осипова рассматривает проблемы понижения познавательной активности у первоклассников. Учеба - труд, и труд нелегкий.

Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Поэтому необходимо пробудить такие мотивы, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. В учебной деятельности ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Результат - это изменение самого ученика, его развитие. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него занятие.

Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы» .

Познавательная активность, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления. Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению, инициативность, познавательная деятельность, поэтому процесс обучения определяется стремлением учителей активизировать учебную деятельность учащихся. Добиваться этого можно различными методами, приемами и формами обучения, которые мы и рассмотрим далее.

Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи? Учитель начальных классов Т.М. Головастикова утверждает, прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед, находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеб .

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.

Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением. Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей .

Но, как утверждает Л.Л. Тимофеева, далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный двигатель познавательной активности - сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему может лежать через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Например, с целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации /66/.

Подлинная активность проявляется не только в адаптации ученика к обучающим воздействиям, сколько в их самостоятельном преобразовании на основе субъективного опыта, который у каждого уникален и неповторим. Эта активность проявляется не только в том, как ученик усваивает нормативно заданные образцы, но и в том, как он выражает свое избирательное отношение к предметным и социальным ценностям, заданному содержанию знаний, характеру их использования в своей теоретической и практической деятельности. Выражение этого отношения происходит в учебном диалоге. Диалог учителя нередко строится на признании того, что ученик не понимает, ошибается, не знает, хотя у ученика своя логика. Игнорирование этой логики приводит к тому, что ученик стремиться угадать, чего хочет от него учитель, и угодить ему, поскольку учитель «всегда прав». Чем старше становиться ученик, тем меньше задает вопросы, повторяя за учителем схемы, образцы действий. Несостоявшийся диалог превращается в скучный монолог учителя. Учителю необходимо учитывать это, ведь игнорирование субъективного опыта ученика приводит к искусственности, к отчуждению ученика от процесса познания и ведет к нежеланию учиться и потери интереса к знаниям. Таким образом, диалог также является важным средством активизации познавательной активности учащихся .

Другим условием формирования познавательной активности является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес, к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал .

Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра - увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по подготовке ученик может стать первым в игре, что существенно повлияет на его активность. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Изучение педагогического опыта учителей показывает, что чаще всего они обращаются к настольно-печатным и словесным играм - викторинам, тренажерам, лото, домино, кубикам и пятнашкам, шашкам, ребусам, головоломкам, загадкам, кроссвордам. Прежде всего, использование игр на уроках направленно на повторение и закрепление изученного материала.

Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Поэтому для активизации познавательной деятельности часто используется проблемное обучение. Суть активизации познавательной активности младшего школьника посредством проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству.

Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на активности школьников и их отношении к учению.

Учитель начальных классов М.А. Копылова для развития познавательной активности, прежде всего, предлагает использовать в учебном процессе ситуацию успеха. На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснения, на нем некоторое время сосредотачивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение: во-первых, у ребенка возникает прилив энергии, он стремится еще и еще раз отличиться. Стремление к похвале и всеобщему одобрению вызывает активность и неподдельный интерес к самой работе; во-вторых, успех, вызванный на долю ученика. Производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу, поэтому весь класс включается в активную учебную деятельность .

Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями, поэтому развитию познавательной активности также способствует применение на уроках новых информационных технологий, о которых будет изложено немного позже.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал:

Проблема развития познавательной активности является актуальной для педагогической теории и практики;

Несмотря на длительное изучение и разработку различных способов развития познавательной активности школьников (проблемное, развивающее, личностно-ориентированное обучение, активные методы и т.д.) возможности информационных технологий в данном процессе изучались недостаточно.

В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема познавательной активности студентов становится особенно актуальной. Чтобы определить, как формируется это качество в юношеском (студенческом) возрасте, необходимо выявить сущность понятий «активность» и «познавательная активность».

В психолого-педагогической литературе (Т.А. Гусева, С.А. Мышкин) появление понятий «активность», «познавательная активность» связано с пониманием постулата: предъявление учебного задания не предполагает его автоматического выполнения, а эффективность обучения зависит не столько от характера системы предъявляемых заданий, сколько от характера активности обучающегося .

Исследование проблемы активности и активизации познавательной деятельности обучающихся в педагогической науке имеет глубокие исторические корни. Принципы познавательной активности обучающихся, ещё до соответствующего терминологического оформления, находят свое отражение в педагогических учениях мыслителей древности, развиваются Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом . Значительный вклад в разработку идей и методов развития познавательной активности внесли отечественные педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский и др.

Ян Амос Коменский писал, что всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и к учению .

К.Д. Ушинский определял непременным условием, предпосылкой

развития ученика его активность в учении . Он отмечает, что хорошее развитие ученика обеспечивается активной деятельностью, в которой ученик полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность.

Анализ научной и методической литературы по теме исследования показал, что проблема активности обучающихся рассматривается с различных точек зрения в рамках целого ряда научных отраслей: философии, психологии, педагогики, социологии, биологии и др. В частности исследование данной проблемы опирается на общепсихологическую теорию деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я Гальперин, А.Н. Леонтьев), психолого-педагогические концепции развитая личности (М.Н.Акимова, А.М.Матюшкин, Н.Г.Морозова, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.), теорию воспитывающего обучения (Л.Ю.Гордин, Б.Т.Лихачев, Г.Н.Филонов) .

Чаще всего характеризуя понятие активность, отмечают, что это важнейшая черта человека, его способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности в труде, учении, общественной жизни, различных видах творчества, в играх и т.п.

Признавая, что активность в широком смысле является биологически обусловленным свойством человека, особое внимание придается её направленности на определенный вид деятельности и способах удовлетворения. В отношении познавательной деятельности это означает формирование у студентов мотивации учения и обучения их навыкам добывания и использования информации, т.е. навыкам мыслительной деятельности, которые определяют возможность осуществления продуктивной учебно-познавательной деятельности. Результативность деятельности, вызывая положительные эмоции и гностические чувства, тем самым способствует сохранению и упрочнению познавательных интересов, стимулируя дальнейшую познавательную деятельность.

В педагогической энциклопедии активность личности рассматривается как деятельностное отношение к миру, способность человека производить социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно – исторического опыта.

Способами проявления активности служат творческая деятельность, волевые действия, общение. В отношении познания, активность выражается в наличии познавательных интересов, освоения навыков получения информации и оперирования ею, сформированности саморегуляции поведения. Г.И. Щукиной познавательная деятельность характеризуется как интеграция поисковой направленности в учении, познавательного интереса и его удовлетворения, при помощи различных источников знаний, благоприятных условий осуществления деятельности .

Т.А. Гусева, Л.С. Выготский и А.К. Маркова, говоря об активности в широком понимании этого слова, отмечают, что она присуща ребенку с момента его рождения, – отдельные активные проявления в учении (часто импульсивного характера – поднятие рук, реплики и др.) заметны с первых дней пребывания в школе и, говоря об уровне собственного активного отношения, следует иметь в виду уровень, когда учение направляется новыми, возникающими у самого ученика целями и задачами и осуществляется новыми, найденными самим учеником способами.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, В.И. Лозовая), взаимоотношений обучающихся со сверстниками и педагогом (Т.А. Борисова, Н.П. Щербо); роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности обучающихся (А.А. Андреев, Т.Н. Разуваева, Ю.И. Щербаков, Ю.Н. Кулюткин, Л.П. Хитяева. Е.А. Сорокоумова, Л.К. Гребёнкина). В связи с этим среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова), как естественное стремление учащегося к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Н.А. Половникова), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина, А.И. Раев, Г. Ц. Молонов, А.З. Иоголевич, Т.Д. Сарториус, З.Ф. Чехова, Г.И. Щукина).

Изучение психолого-педагогической литературы (Е.В. Прокопенко, И.Ф. Харламов) показывает, что чаще всего под познавательной активностью понимаются интеллектуальные способности человека, его готовность и стремление своими силами продвигаться в овладении знаниями. Педагоги отмечают, что познавательная активность учащегося характеризуется поисковой направленностью в учении, интересом к знанию и эмоциональным подъемом .

В.П. Беспалько и Э.А. Красновский отмечают, что познавательная активность – сложное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если находится лишь в одной плоскости – деятельности, готовности, умений . Значение познавательной активности заключается не только в объёме прочно усвоенных и глубоко осмысленных знаний, но и в формировании жизненной позиции личности. Познавательная активность характеризуется такими проявлениями, как саморегуляция познавательной деятельности, синтез познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивое положительное отношение учащихся к познанию.

И.Ф. Харламов понимает познавательную активность как «деятельное состояние обучающегося, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями».

Ю.П. Правдин и Т.И. Шамова рассматривают познавательную активность как качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения .

По мнению, Акиф Гызы Лала Маммадли и С.А. Севенюк познавательная активность – это, с одной стороны, качество личности, выражающееся в её способности организовывать свою познавательную деятельность, с другой стороны, это - потребность и умение человека овладевать знаниями и быть готовым к решению подобных задач без посторонней помощи .

На наш взгляд, наиболее полно определяет понятие «познавательная активность» В.И. Орлов. Он пишет, что активность – это проявляемое обучающимися отношение к учебно-познавательной деятельности, которое характеризуется стремлением достичь поставленной цели в пределах заданного времени.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что как не существует единого подхода к характеристике понятия «познавательная активность», так и нет единого мнения относительно её структурных компонентов.

Наиболее часто в литературе можно встретить описание структурных компонентов Е.Р. Стаценко и А.М. Матюшкина . Комплексный анализ научно-теоретических данных позволил исследователям определить познавательную активность (самостоятельность) обучающегося как интегративный комплекс качеств, характеризующих его личность и деятельность и отражающих направленность на получение новых знаний об окружающей действительности. В соответствии с этим были обозначены следующие структурные компоненты познавательной активности:

1. Информационный объём (система базовых знаний, умений и навыков).

2. Организаторские умения (соблюдение культуры труда; планирование работы; умение найти дополнительную информацию, в том числе умение работать с книгой).

3. Развитость познавательных процессов; владение методами познавательной деятельности (умение воспринимать, отбирать информацию в соответствии с целью деятельности; умение выделять проблему; умение анализировать, сравнивать, контролировать и корректировать работу; умение переносить и использовать имеющиеся знания и умения в новой ситуации; умение аргументировать свои суждения и действия).

4. Интерес к познанию и поисково-творческой деятельности (активность и инициативность в выполнении задания, стремление к самостоятельности; попытки творческого подхода к работе; любознательность, интерес к нестандартным, проблемным заданиям).

5. Эмоционально-волевая направленность (стремление доводить начатое дело до конца, при необходимости исправить и переделать работу, найти дополнительную информацию) .

Несколько схожий подход, но, тем не менее, имеющий и отличия, мы находим в работах Е.В. Прокопенко .

По мнению учёного, наиболее аргументировано выделение в структуре познавательной активности пяти компонентов: эмоционального, волевого, мотивационного, содержательно–операционального.

1. Эмоциональный – положительно окрашенное отношение к деятельности. 2. Волевой – стремление доводить дело до конца

3. Мотивационный – развитие познавательных интересов.

Проанализировав представленные подходы, мы считаем, что рассмотренные точки зрения дополняют друг друга, а поэтому структуру познавательной активности можно представить следующими компонентами: 1. Мотивационно–целевой – развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию на основе исследования проблем и потребностей.

2. Когнитивный – усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению.

3. Эмоционально-волевой – способность к преодолению познавательных трудностей; удовлетворенность деятельностью по разработке оригинального и качественного идеального или материального продукта, самооценка; 4. Деятельностно–практический – самостоятельность реализации собственных возможностей, творчество (полнота исследований, разнообразие идей, оригинальность и сложность разработки), качество продукта, самоопределение.

Мы также считаем, что необходимо в структуре познавательной активности определить и такой компонент, как субъектно-позиционный. Объясняется это тем, что для высокой результативной необходимо проявления субъектности обучающегося в управлении своей учебно-познавательной деятельностью.

Характеризуя понятие «познавательная активность» необходимо остановиться и на вопросе относительно её уровней. В психолого-педагогической литературе нет единого подхода к уровням познавательной активности. Например, И.Э. Унт выделяет уровни познавательной активности с опорой на психологические процессы (активность на уровне запоминания, активность на уровне мыслительной деятельности, активность на уровне творческого мышления) .

В.И. Орлов утверждает, что мерилом познавательной активности является результативность познавательной деятельности в пределах данного промежутка времени, соотнесенная с познавательными возможностями обучающихся на данный момент.

Т.И. Шамова выделяет уровни с опорой на характер познавательной деятельности (воспроизводящая активность, интерпретирующая и творческая).

На основе анализа психолого-педагогической литературы (Э.А. Красновский) можно заключить, что существует три положения, основываясь на которые многие учёные отдают предпочтение классификации познавательной активности через характеристику познавательной деятельности. Во-первых, деятельность для исследователя более «наглядна», чем психологические процессы. Во-вторых, результативность деятельности с ценностной позиции определяется не столько временем выполнения задания, сколько оригинальностью, рациональностью решения, тем, как познавательная деятельность способствует развитию ученика, его психологических и личностных особенностей. И, наконец, результативность в пределах заданного времени сложно оценить, а так же этот параметр (результативность в данном промежутке времени) не учитывает такой параметр как сложность задачи.

А.М. Матюшкин, И.Т. Огородников, И.И. Родак под уровнем познавательной деятельности обучающихся в обучении подразумевают степень их восхождения к творчеству. При этом каждая ступень характеризуется и уровнем овладения научными знаниями, методами познавательной и практической деятельности, а так же уровнем активности .

В психолого-педагогической литературе, как правило, выделяют три уровня познавательной активности: низкий, средний и высокий. В работах Б.Г. Ананьева, С.П. Баранова, А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой, А.К. Марковой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной уровни познавательной активности описываются через такие критерии, как уровень вопросов обучающихся, уровень сосредоточения ими внимания на учебном материале, наличие целенаправленного наблюдения и совершение эксперимента, свободный выбор в выполнении учебных заданий различного характера (репродуктивного, продуктивного, творческого), степень самостоятельности в выполнении заданий, наличие навыков контроля и самоконтроля, уровень мобилизации учеником необходимых знаний для построения гипотез, проблем и способов их решения.

Анализируя вышеизложенное, все выделяемые исследователями (Д.Б. Богоявленская, B.C. Данюшенков, А.А. Кирсанов, А.Т. Ковалев, А. И. Крупнов, В.И. Лозовая, A.M. Матюшкин, А. П. Прядин, И.А. Петухова, И.А. Редковец, Т.Н. Шамова, Г.И. Щукина) уровни познавательной активности можно классифицировать по следующим основаниям.

1. По отношению к деятельности :

– Потенциальная активность, характеризующая личность со стороны готовности, стремления к деятельности.

– Реализованная активность характеризует личность через качество деятельности, выполняемой в данном конкретном случае. Основные показатели: энергичность, интенсивность, результативность, самостоятельность, творчество, сила воли.

2. По длительности и устойчивости:

– Ситуативная активность, которая носит эпизодический характер.

– Интегральная активность, определяющая общее доминирующее отношение к деятельности.

3. По характеру деятельности:

– Репродуктивно-подражательная. Характеризуется стремлением студента понять, запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу. Низкий уровень собственной активности личности.

– Поисково-исполнительская, которая характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

– Творческая. Совершение деятельности путем поиска, разработки самостоятельной программы действий. Высший уровень активности.

П.В. Гора и его последователи также сделали вывод о том, что существует переходный уровень от репродуктивного к творческому. Т.И. Шамова подчеркивает, что в живой человеческой деятельности почти невозможно разделить репродуктивную и творческую деятельность, однако для образовательной практики необходимо выделять промежуточный уровень. Она назвала его интерпретирующим. П.В. Гора называет этот уровень познавательной деятельности преобразующим. При организации познания на этом уровне педагог не только сообщает содержание задания для воспитанника и выделяет предмет исследования, но и называет план исследования, определяет гипотезу, предполагает источники информации. Обучающийся самостоятельно определяет методы исследования и составляет план изучения объекта, анализирует объект и представляет полученные результаты.

Предлагается и другая формулировка трёх уровней познавательной деятельности как стереотипной, вариативно-репродуктивной и продуктивной (необязательно творческой), соответственно которым определяется необходимость формирования специальных исторических, коммуникативных, рациональных и интеллектуальных умений.

На основе определения признаков познавательной деятельности: отношение к учению (смысл учебы, регулярность и качество подготовки домашних заданий); особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности); отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность, истинность, направленность), вычленено три уровня развития познавательной активности (высокий, средний, низкий) и представлена характеристика каждого их них .

Таким образом, в педагогике нет единого мнения о трактовке понятия познавательной активности. Анализ исследований 3.А. Абасова, Л. П. Аристовой, В.С. Данюшенкова, М.А. Данилова, В.И. Лозовой, Н.А. Половниковой, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других ученых показал, что существующие в педагогике определения базируются на различных философских и психологических подходах.

Познавательная активность – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности студентов во всех её структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.

Уровни познавательной активности можно классифицировать по следующим основаниям: по отношению к деятельности, по длительности и устойчивости, по характеру деятельности (репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительская, творческая).


В настоящее время перед образованием стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности личности. Преподавателю, работающему в образовании, необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность обучаемых и способствовать ее развитию. Современная ориентация образования на воспитание творческой, активной личности предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

Познавательная активность является важным качеством личности. Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обусловливающее эффективность учения и профессиональной деятельности. Познавательная активность является высшим проявлением общей активности.


Активность - общая характеристика живых существ. Для человека активность всегда есть форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности, источник непрерывного развития в процессе онтогенеза.


Взгляды на природу активности изменялись в процессе развития самой психологической науки. Активность в своем становлении и развитии проходит ряд уровней, а познавательная активность относится к самому высокому, четвертому уровню (П.Я. Гальперин).


Проблему познавательной, или умственной, активности рассматривали в исследованиях Д. Б. Богоявленская, Д. Годовикова, Н. С. Лейтес, М. И. Лисина.


Понятие умственной активности используется Н. С. Лейтесом при раскрытии понятия одаренности. Н. С. Лейтес в своих работах делает вывод о качественном преобразовании умственной активности с возрастом.


В работах М. И. Лисиной познавательная активность рассматривается в контексте познавательной деятельности. Познавательную активность автор определяет как состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.


Большое значение и важное место среди исследований познавательной активности личности имеют работы Д. Б. Богоявленской. Результатом этих исследований стало раскрытие специфики познавательной активности обучаемых и ее содержательная характеристика.


Таким образом, все вышеупомянутые, а также некоторые другие авторы, занимавшиеся исследованием вопроса познавательной активности личности (Б. Г. Ананьев, Т. М. Землянухина, Т.А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие человека.


Целенаправленное развитие познавательной активности будущих специалистов - один из путей повышения уровня их подготовки. Познавательная активность выступает при этом как качество личности будущего специалиста и важное условие его самореализации.


В современных условиях основная цель образования состоит в формировании компетентной, социально активной творческой личности. Поэтому возникает необходимость в создании такой воспитательно-образовательной среды вуза, которая позволит студенту овладеть навыками самостоятельной активной деятельности. Причем характер обучения должен обеспечивать творческое развитие личности, а внедряемые в вузе методы обучения способствовать реализации на практике активной позиции студента.


Федорович Наталья Яковлевна