Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина «Край любимый. Тема родины проект презентация есенин Скачать переводной проект по теме творчество есенина

Чеботарева К., Панферова В., Стрельников С.

Проект "Тема Родины В лирике С. А. Есенина"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект подготовили уч-ся 11 класса: Стрельников С., Панфёрова В., Чеботарева К. Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Актуализация темы Тема Родины актуальна во все времена Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков

Цели и задачи Исследовать творчество С.Есенина Отметить особенности изображения природы в стихотворениях Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

« Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин

Тема Родины в лирике Есенина Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин

Народные истоки Пейзажная лирика Философские размышления о судьбе Родины

С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье «Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника. Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями Народные истоки

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества

Природа в лирике С.Есенина Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Особенности пейзажной лирики олицетворение цветопись звукопись Пейзажная лирика

Особенности изображения природы в поэзии Есенина Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив.

Использование цветописи в лирике Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки « Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(« Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые / Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России… Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

Использование звукописи в пейзажной лирике Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных ». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов

Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл Философская лирика

Лирика последних лет жизни 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

Философские размышления о судьбе Родины Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

Исповедальность лирики последних лет Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

Заключение «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Н.С.Тихонов

Введение.

Поэзия настоящих больших мыслей и чувств всегда подлинно народна, всегда покоряет наши сердца суровой правдой жизни, неугасимой верой в Человека. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – вот то главное, что выделяет Сергей Есенин в своей поэзии, в чем видит ее пафос, гражданскую устремленность. Как глубоко, самозабвенно надо любить Родину, каким гражданским мужеством, мудростью и стойкостью души обладать, чтобы столь исповедально-бескомпромиссно размышлять о своей дальнейшей судьбе и вместе с тем как пророчески дальновидно и устремленно мечтать о стальном будущем крестьянской России.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березкам и тополям.

Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования. Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, именно так, возвышенно - просветленно, воздействуют они на нас.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь, хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя, на окружающей нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа, способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, более того, нашего гуманистического мировоззрения. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина один и неделим. Отсюда – «половодье чувств» и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха; отсюда – прозрение, нравственная высота Есенинской философской лирики. Поэт прекрасно осознает, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней, приносит обществу непоправимый урон и нравственный ущерб.



Детство и юность поэта.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки. Родился в крестьянской семье. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду. Дед был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание. Он очень любил внука. По субботам и воскресным дням он рассказывал ему библию и священную историю. Но уже в детские годы весьма ощутимо давало о себе знать и более широкое влияние – стихия народного творчества, в которой рос мальчик. Кроме деда мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. Ловил рыбу, целыми днями пропадал с мальчишками на берегу реки. Детство прошло среди полей и степей. Здесь зарождалась та великая любовь к родной природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Еще в раннем детстве у Есенина возникла искренняя и сердечная жалость ко всему живому. Любовь к животным осталась у него на всю жизнь. Когда пришла пора учиться, мальчика отдали в Константиновскую начальную школу. Есенину учение давалось легко. В свидетельстве об окончании школы говорилось: «Сергей Александрович Есенин в мае месяце сего 1909 года успешно окончил курс в Константиновском земском 4-годичном училище». Затем поступил в Спас-Клепиковское училище. Окончившие его имели право преподавать в начальных классах общеобразовательных школ, служить в гражданских учреждениях.

Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Здесь Есенина окружала преимущественно крестьянская молодежь, которая тянулась к знаниям, самостоятельно размышляя над жизнью, искала свое место в нем. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Закончив эту школу с отличием, он вышел из нее «учителем школы грамоты». Летом 1912г. Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Есенин целиком был предоставлен самому себе, не было мыслящей среды, не оказалось и человека, который мог бы стать советчиком и наставником. Отец не мог стать для Есенина таким человеком. Чисто материальные расчеты заслоняли от него духовную жизнь юноши. Между ними возникла отчужденность. Между отцом и сыном наступил разрыв.

Литературный дебют.

В поисках средств к существованию Есенин с осени 1912 года работает в книжном магазине. Но в начале 1913г. этот магазин закрывают, Есенин ненадолго едет в Константиново и в марте возвращается в Москву. На этот раз он устраивается в типографию известного издателя И.Д. Сытина, в которой работает до лета 1914 г. В этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. Тяга к самообразованию приводит его в 1913 году в Московский народный университет имени А.Л. Шанявского. Целью университета было расширить сферу высшего образования в России, сделать его доступным для малоимущих, демократических слоев. Университет быстро вырос и окреп. Преподавание велось на высоком уровне. Есенин учился на историко-философском отделении, в программу которого входили политическая экономия, теория права, история новой философии. В университете Есенин проучился около полутора лет, что было не легким делом. Один из современников поэта литератор Семен Фомин в своих воспоминаниях утверждал, что с первых же литературных шагов у Есенина не было слабых стихов. Он якобы сразу начал писать вещи яркие, самобытные, сильные.

Это не так. Поначалу и у Есенина выходили стихи бледные, невыразительные, подражательные, вроде, например таких

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

Но при всей примитивности подобных строк они шли от увиденного, пережитого. Минуют лишь два года, и чувство поэта, обретя глубину, выплеснется уже в стихе собственно есенинском, неземном: «Выткался на озере алый свет зари…» По-русски смело, размашисто, озорно перетряхнув своими золотистыми кудрями, он вошел в горницу русской поэзии, чтобы остаться там навсегда. С детства слагавший стихи (в основном в подражание А.В. Кольцову, И.С. Никитину, С.Д. Дрожнику), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке». Кружок по своему составу был довольно пестрым. Организационно кружок оформился в 1905 году. В «Суриковский кружок» Есенина привел в начале 1914 года его московский знакомый С.Н. Кошкаров. Есенин был принят в кружок. У начинающего молодого поэта появилась литературная среда. Устраивались выставки литературных работ, издавались литературные сборники, выходил литературно-общественный журнал «Друг народа». Есенин быстро освоился с обстановкой, царившей в кружке. Юношу довольно сильно захватила общественно-политическая деятельность суриковцев. Новое положение Есенина, естественно, порождало у него новые думы и настроения. Еще в 1912 году он пытался написать стихотворную декларацию, которой дает программное название «Поэт».

Тот поэт, врагов кто губит,

Чья родная правда мать,

Кто людей, как братьев, любит

И готов за них страдать.

Пребывание Есенина в «Суриковском кружке» еще не означало, что он стал сознательным революционером. Но оно помогло ему уйти от одиночества, приобщило к коллективу трудовых людей, сделало причастным к социальной жизни. Здесь произошло духовное пробуждение Есенина. Вполне самостоятельная жизнь Есенина начинается с 1914г., когда его имя уже довольно часто встречается на страницах литературно-художественных журналов. Первые печатные стихи Есенина – это стихи о русской природе. Картинки времен года, сказочные мотивы как нельзя лучше подходили для детских журналов, где Есенин преимущественно и помещал их. Главным образом, он печатался в двух из них «Проталинка» и «Мирок».

«Береза», «Черемуха», «Пороша» – таковы названия стихотворений Есенина 1914 года. Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А.А. Блоком, С.М. Городетским, А.М. Ремисовым и др., сближается с Н.А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин является публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Сборник Радуница.

Всего двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в свет в начале 1916 года. «Радуница» – восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в ней свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.

С названием сборника связаны многие стихи, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда и по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики.

Я вижу – в просиничном плате,

На легкокрылых облаках

Идет возлюбленная мать

С пречистым сыном на руках...

В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона. Однако подобные стихи гораздо чаще идут у Есенина не от Евангелия, не от канонической церковной литературы, а как раз от тех источников, которые отвергались официальной церковью, от так называемой «отрешенной» литературы – апокрифов, легенд. Апокриф – это значит тайный, скрытый, сокровенный. Апокрифы отличались большой поэтичностью, богатством мысли, близостью к сказочной фантазии. Апокрифическое сказание лежит в основе такого, например, стихотворения Есенина, наполненного отнюдь не религиозным, а житейско – философским содержанием:

Шел господь пытать людей в любви,

Выходил он нищим на кулужку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Ведь это не столько христианская, сколько чисто человеческая мораль. Старик проявляет человеческую доброту, а образ Христа лишь оттеняет ее, подчеркивает гуманистическую идею. На первом месте не идея бога, а идея человечности. Слова Есенина и его Исусах и Миколах были сказаны им уже после революции, но это не было запоздалой попыткой оправдаться перед советскими читателями. Еще тогда, когда Есенин писал стихи с религиозной оболочкой, им владели настроения далеко не религиозные. Религиозность в стихах Есенина по-разному проявляется в разные периоды его творческой деятельности. Если в стихах 1914г. довольно легко улавливается ироническое отношение Есенина к религии, по позже, в 1915-1916 годах, поэт создает немало произведений, в которых религиозная тема берется, так сказать, всерьез. Победа реальной жизни над религиозными легендами весьма ощутима в «Радунице». Значительная часть этого сборника – стихи, идущие от жизни, от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенского быта. Мирно протекают ничем не примечательные крестьянские будни в хате. Но он показывает деревню лишь с одной, бытовой стороны, не касаясь социальных процессов, происходивших в крестьянской среде. Есенин, несомненно, был знаком с социальной жизнью деревни. И нельзя сказать, что он не делал попыток отразить ее в своих стихах. Но материал такого рода не поддавался у него подлинно поэтическому воплощению. Достаточно привести такие, например, стихи:

Тяжело и прискорбно мне видеть,

Как мой брат погибает родной.

И стараюсь я всех ненавидеть,

Кто враждует с его тишиной.

Здесь Есенин не нашел еще собственного голоса. Эти стихи напоминают плохое переложение Сурикова, Никитина и других крестьянских поэтов. С другой стороны, нельзя оставить без внимания то, в чем признавался сам поэт, когда говорил, что он «происходит не из рядового крестьянства», а из «верхнего слоя». В «Радунице» отразились первые детские и юношеские впечатления Есенина. Эти впечатления не были связаны с тяжестью крестьянской жизни, с подневольным трудом, с той нищетой, в которой жило «рядовое» крестьянство и которая рождала чувство социального протеста. Все это не было знакомо поэту по собственному жизненному опыту, не было пережито и перечувствовано им. Основная лирическая тема сборника – любовь к России. В стихах на эту тему сразу же отходили на задний план действительные и кажущиеся религиозные увлечения Есенина, ветхая христианская символика, все атрибуты церковной книжности. В стихотворении «Рой ты, Русь моя родная…» он не отказывается от таких сравнений, как «хаты – в ризах образа», упоминает о «Кротком Спасе», но главное и основное в другом.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Если даже допустить, что здесь не в условном, а в прямом смысле взяты «Спас» и «рать святая», то тем сильнее звучит в этих стихах любовь к родному краю, победа жизни над религией. Сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Но любовь Есенина к Родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России. Он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы.

«Я молюсь за алы зори,

Причащаюсь у ручья».

Великий Октябрь в творчестве С.А. Есенина.

Великий Октябрь… Есенин увидел в нем события, с которого началось новая эра. («Второй год первого века» – так обозначил он дату выхода трех своих книг – 1918 год). Уже в преддверии ее – после Февральской революции – поэт был полон радостных предчувствий.

О Русь, о степь и ветры,

И ты мой отчим дом!

На золотой повети

Гнездится вешний гром, -

Восклицал он воодушевленно.

В «маленьких» (так он называл) поэмах «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих» Есенин, как и многие поэты той поры, использует церковную лексику, библейские образы. Это было время широких жестов, ораторских интонаций, торжественных песнопений…

Поэт ликует, весь он – в восторге, восхищение. Его думы – о счастливом и неисходном часе отчизны.

Тебе, твоим туманам

И овцам на полях

Несу, как сноп овсяный,

Я солнце на руках...

Современники, встречавшиеся с поэтом в те бурные дни вспоминают о его внутреннем подъеме, о его стремлении быть в гуще народа, впитывает в себя все, что волновало самых разных людей, открывших сердца ветру революции.

Через несколько дней после Октябрьского восстания Есенин присутствует на митинге «интеллигенция и народ», слушает речь А.В. Луначарского. Оглядывая переполненный зал, улыбается:

Да, это аудитория!

Учащаются встречи с Александром Блоком, с которым он познакомился по приезде в Петроград (март 1915 года). При всей разности их путей к революции, их миропонимания поэтов сближали раздумья о судьбе России, веру в ее великое будущее. То, что Блок и Есенин встали на сторону восставшего народа, сразу же отмежевало от них многих буржуазных литераторов. «Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России» в тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: «изменники». Не подают руки», - заносит Блок в записную книжку 22 января 1918 года и добавляет: «Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили!»

Те же слова мог адресовать «господам» и Есенин. Ему, крестьянскому сыну, было отрадно чувствовать себя близким людям, разбившим рабские оковы. «Мать моя – родина, я – большевик». Пусть это утверждение в устах Есенина звучало слишком категорично, но правдой чувств он не поступился ни на йоту. Ему казалось, что революция, разрушив старый мир, сразу же воздвигнет «чаемый град», страну Инонию (от слова оно – ладно, хорошо), крестьянский рай. В этой стране нет податей за пашни, вся земля крестьянская, «божья», нет помещиков, чиновников, попов, вольные хлебопашцы живут в достатке, исповедуя свою «свободную» религию, поклоняясь своему «коровьему богу». Да, царь и все его прихвостни были изгнаны, земля стала крестьянской, народ стал свободен. Но «земной рай», каким он рисовался в произведениях Есенина, не наступил. Хозяйственная разруха. Голод. Нехватка топлива. Наступление интервентов, разгул белогвардейских и анархистских банд…

«Кто это? Русь моя, кто ты? Кто? – в растерянности спрашивал поэт, вглядываясь в обезображенный войной и лишениями лик родной земли.

О, кого же, кого же петь

В этом бешеном зареве трупов?

И над этим страшным видением, как в годину бед и несчастий «трубит, трубит погибельный рог»… Город, протягивающий руку деревне, представляется поэту железным чудовищем, «страшным вестником», бездушным врагом лугов и пашен, всего живого. Тревожными, тяжелыми чувствами и мыслями наполнены есенинские стихотворения «Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Мир таинственный, мир мой древний…»

Стынет поле в тоске волоокой,

Телеграфными столбами давясь, -

В стихах этих сама мука поэта как бы обретает плоть и кровь, становится зримой и поэтому особенно впечатляющей. И отчаянье это, внутренняя боль подчас прикрывались напускным ухарством, бездумной бравадой, цинизмом. Но добрая, отзывчивая душа не могла укрыться ни под какими масками. И поэтому так естественен и глубок вздох:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину.

Ответ на вопрос: «куда несет нас рок событий?» – ему должны были подсказать сама жизнь и это чувство – в сердце хранимое, неизбывное.

Так оно и получилось.

Встреча с Айседорой Дункан.

Поездки за границу

В 1921 году во время своего пребывания за границей А.Луначарский имел беседу с американской танцовщицей Айседорой Дункан, слава которой облетела весь мир. Дункан (1878 – 1927) ирландка по происхождению, родилась в Калифорнии, став американской подданной. Она была зачинательницей новой школы танцев, возрождавшей хореографические традиции древней Греции, пластической гимнастики. Дункан терпеливо изучала античный танец по изображениям на древних вазах. Она предложила А. Луначарскому организовать танцевальную школу в Москве, полагая, что самый дух свободного античного танца отвечает настроениям, господствующим в Советской России. В 1921 году Дункан прибыла в Москву. Это ее решение было совершенно бескорыстным. Ее школе был отведен один из просторных московских особняков. Она с энтузиазмом взялась обучать молодежь античному танцу, начала разрабатывать хореографическое воплощение таких тем, как «Красное знамя». Айседоре Дункан сравнительно нетрудно было привыкнуть к московской обстановке, так как до этого она уже дважды гастролировала в России. Осенью 1921 года на квартире художника Г. Якулова она познакомилась с Есениным. Они быстро сблизились. 2 мая 1922 года был зарегистрирован их брак. Ко времени их встречи Дункан была чуть ли не вдвое старше Есенина. Это, конечно, не могло не отразиться на их отношениях. Были и другие обстоятельства, говорившие о ненадежности их быстрого сближения. Дункан не говорила по-русски, Есенин не знал ни одного европейского языка. Кроме того, слишком разными были и их жизненные взгляды и привычки. Все это невольно создавало впечатление неестественности их совместной жизни.

Дункан несколько раз была замужем. У нее были дети, которых она заботливо растила. И оба они – мальчик и девочка – погибли в Париже, когда автомобиль, в котором они совершали прогулку, неожиданно упал в Сену. Когда она встречалась с Есениным, ей показалось, что его лицо чем-то напоминает черты ее сына. Это придало ее привязанности к Есенину несколько болезненный характер. Дункан была внимательна к Есенину, всегда тревожилась о нем. Есенин расстался с Дункан осенью 1923г. В последнем письме к ней он признавался: «Часто вспоминаю тебя со всей моей благодарностью к тебе». Встреча Есенина с Дункан явилась одной из причин его заграничной поездки. Отправившись в турне по Европе и Америке, Дункан пригласила с собой Есенина. Но в решении поэта побывать за рубежом большое значение имели и чисто литературные соображения.

10 мая 1922 года Есенин и Дункан отправились самолетом в Германию. Очевидно, для того чтобы легче получить визу у заграничных чиновников, Есенин и Дункан, будучи уже мужем и женой, вынуждены были вторично вступить в брак за границей. Есенин писал 21 июня 1922 года из Висбадена: «Исидора вышла за меня замуж второй раз и теперь уже на Дункан – Есенина, а просто Есенина. Вскоре в Берлине выходит его сборник стихотворений. Поездка оказалась для Есенина беспокойной. Как жалоба звучат его слова: «Если бы Изадора не была сумасбродной и дала мне возможность где–нибудь присесть. Она же как ни в чем ни бывало скачет на автомобиле то в Любек, то в Лейпциг, то во Франкфурт, по в Веймар».

Побывав в Америке, Есенин снова оказался в Париже. На этот раз на него кинулся сам Д. Мережковский. 16 июня 1923 года он опубликовал в газете «Eclair» статью, в которой истерически заклинал французов не поддаваться пропаганде «представителей большевистской тирании». Мережковский отнес и «Изадору Дункан и ее мужа, мужика Есенина». Он выражал надежду, что Дункан «не удастся заразить Париж» «своей пляской, приукрашенной пропагандой», о Есенине сообщались жуткие подробности, вроде того, что он пытался ограбить в гостинице американского миллионера.

Вдали от Родины Есенин чувствовал себя тоскливо и одиноко. Вслед за Европой Есенин посетил Америку. Она показалась ему тесной, неуютной и бездушной. Есенин пробыл в Америке четыре месяца. Уже вскоре после их приезда в Америку начались неприятности, связанные с выступлениями Дункан, Дункан придавала своим выступлениям агитационный характер: каждый раз она исполняла разработанный ею в Москве танец «Интернационал», что порою кончалось вмешательством полиции. Всю эту сложную политическую операцию Есенин определил простыми словами, сообщив в письме, что его и Дункан «попросили обратно».

Возвращение в Россию.

В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву. «Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию», - писал он вскоре после приезда из-за границы. Все, кому в ту пору приходилось встречаться с Есениным, видели, как теперь особенно пристально всматривался поэт в жизнь, в те преобразования, которые произошли на его родной земле во время его заграничных странствий. Из Америки, как отмечал Маяковский, Есенин вернулся «с ясной тягой к новому». Утратили во многом для поэта интерес его прежние литературные связи. «Мне кажется, - писал один из современников поэта, - что Есенин, изъездив Европу и Америку, начал задыхаться в узком кругу. Есенин все больше пытается понять, осмыслить, что происходит в эти годы в России, во всем мире. Расширяются горизонты, масштабы его поэзии. С радостью говорит теперь Есенин в стихах о своем «прозрении», о той великой исторической правде, которая ныне все полнее открывается ему:

Я вижу все

Я ясно понимаю,

Что эра новая –

Не фунт изюма вам.

Это строки из «Стансов», написанных в 1924г. «В нашем литературном строительстве со всеми устоями на советской платформе», - скажет Есенин о своей гражданской позиции еще раньше, в очерке «Железный Миргорода», осенью 1923 г.

Тема двух Россий – уходящей и советской, - уже ясно обозначенная Есениным в «возвращении на родину», получает свое дальнейшее развитие в его маленьких поэмах, названия которых – «Русь Советская» и «Русь уходящая» – полны глубокого внутреннего смысла. Эти маленькие поэмы, емкие и масштабные по мысли, воспринимаются как этические произведения большого общественно-социального накала. Намеченный еще в стихотворении «Сорокоус» мотив состязания старого и нового («Красногривый жеребенок» и «на лапках чугунный поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна». Поездка Есенина в страны Западной Европы и в США (май 1922 – август 1923 г.г.) заставила его о многом задуматься. Из мира, где «в страшной моде Господин доллар», где душу «сдали за ненадобностью под смордяковщину», он яснее увидел смысл преобразований в Советской России. «…Жизнь не здесь, а у нас, - со всей определенностью писал он из Германии своему московскому другу. За рубежом ему не работалось. А то, что ложилось на бумагу, было внутренне связано с воспоминаниями об отчей земле. Он мог бы повторить стихи Некрасова:

Не небесам чужой отчизны –

Я песни родине слагал!

Такой «песней родине», Советской России стал монолог комиссара Рассветова из неоконченной драматической поэмы «Страна негодяев», набросанной в Америке. В «Стальной» Америке капитализм опустошил душу человека, поставив надо всем доллар, наживу. Мир стяжательства, чистогана породил предприимчивых дельцов, бизнесменов.

Эти люди – гнилая рыба

Вся Америка – жадная пасть.

Но Россия…. Вот это глыба…..

Лишь бы только Советская власть.

В «стальной» России Советская власть, социализм возвысят человека, ибо во имя его счастья и строится новая жизнь – «в республике будет, что кому надо». Поэту явно по душе комиссар Рассветов, убежденный коммунист, собранный, волевой человек, знающий, что он отстаивает, за что борется. Ему нравилось, что «бывшие» считали его «агентом большевиков», «красным пропагандистом», «сотрудником Чека». За границей был сделан решительный шаг к тому, чтобы прочь отогнать «черного человека». Отогнать зловещее порождение «Москвы кабацкой», душевной сумятицы, трагических заблуждений. В раздумьях о родной земле, своей жизни его «сердце напилось кровь отрезвляющею брагой». Первыми словами, которые он сказал дома, были: «Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию». Лирика – самая сильная сторона есенинского дарования.

Славу Есенину принесли не поэмы, а его лирические стихотворения. Даже в лучшей из его поэм, «Анне Снежиной», лирик одержал верх над эпическим поэтом. Вплоть до сегодняшнего дня бытует мнение, что, любовная лирика Есенина изолирована от эпохи, лишена каких-либо примет времени, что в ней нет связи с общественной биографией поэмы, а есть связь лишь с фактами узко личными. С этой точки зрения, Есенин предстает целиком погруженным в себя «чистым лириком». Его любовная лирика никогда не была оторвана от общих настроений и размышлений, владевших поэтом, она всегда была обусловлена его общественными взглядами, которые властно накладывали свой отпечаток на его стихи самого интимного содержания. Эта растерянность, подавленное состояние, пессимистические мысли накладывали тогда трагический отпечаток на любовную лирику поэта. Вот характерные строки одного из стихотворений этого цикла:

Пой же, пой. На проклятой гитаре.

Пальцы пляшут твои в полукруг.

Захлебнуться бы в этом угаре,

Мой последний, единственный друг.

К началу 1923 года становится заметным стремление Есенина выйти из кризисного состояния, в котором он оказался. Постепенно он обретает все более твердую почву, глубже осознает советскую действительность, начинает себя чувствовать не приемным, а родным сыном Советской России. Это в сильнейшей степени отразилось не только в политической, но и в любовной лирике.

Именно к 1923 году относятся его стихи, в которых он впервые пишет о настоящей, глубокой любви, чистой, светлой и подлинно человечной.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я затем про любовь,

Первый раз отрекаюсь скандалить.

Нельзя не обратить внимание на строку:

«В первый раз я запел про любовь». Ведь о любви Есенин писал и в «Москве кабацкой». Значит, сам поэт не признавал настоящей ту любовь, о которой он писал в своем мрачном цикле стихотворений. В эту пору (1923-1925) в его произведениях появляется один настойчивый мотив, к которому он неоднократно возвращается, - поэт более строго судит о настоящей любви, которую не следует смешивать со случайными порывами:

Этот пыл не называй судьбою,

Легкодумна вспыльчивая связь, -

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь спокойно разойдясь.

В «Персидских мотивах» Есенин силой своего поэтического воображения создал реально осязаемую атмосферу Востока: Есенин как бы конструирует его из своих личных впечатлений о советском Востоке и книжных представлений о Востоке древнем. Этот условный Восток обозначен как Персия. В основе «Персидских мотивов» лежат впечатления от его длительных поездок по Кавказу (Тифлис, Батуми, Баку). В книге видное место занимала лирика таких крупнейших поэтов, как Фирдоуси, Омар Хаям, Саади. В их лирике содержится большой жизненный опыт. Излюбленная тема прославленных лириков – тема любви, согретая чувством дружбы и уважения к женщине. Это любовь без роковых страстей, испепеляющих душу. Такова общая атмосфера древней персидской лирики, она занимает господствующее положение и в «Персидских мотивах» Есенина. Вспомним одно из характернейших стихотворений цикла:

Я спросил сегодня у менялы,

Что дает за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной дамы

По-персидски нежное «люблю»..?

Помимо того в «Персидских мотивах» есть внутренние соотношения с персидским материалом. Так, например, Есенин пишет: «Если перс слагает плохо песнь, Значит, он вовек не из Шираза». Это переложение персидской поговорки, которую Есенин хорошо знал и проводил в одном из писем: «И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шуму, если он не пишет, значит, он не из Шираза». Мы помним, что во время своей заграничной поездки на Запад Есенин почти ничего не написал. Его мучила тоска по Родине, западный мир показался ему антипоэтическим. «Персидские мотивы» Есенин создавал в совершенно иных условиях: он находился на советском Востоке, ему был близок романтический и поэтический мир восточной жизни. Есенин углубляет этот принцип. У него березка «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого. Поэт говорит о ней так, как можно говорить только о человеке, наделяет ее конкретными человеческими приметами «Зеленокосая, в юбочке белой стоит береза над прудом». В некоторых стихах Есенина мы встречаем даже с фактами «биографии», с «переживаниями» березы:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Такой принцип изображения необычно приближает природу к человеку. В этом одна из сильнейших сторон лирики Есенина – он как бы заставляет человека полюбить природу. Творчество Есенина двух последних лет его жизни не оставляет сомнений в том, что поэт обрел прочную почву под ногами. Современная Есенину критика отмечала обозначившийся процесс духовного выздоровления поэта. Значительные перемены во внутреннем облике поэта были заметны и в его стремлении окончательно порвать с нездоровым бытом, омрачавшим жизнь, пересилить старые привычки, подчинить свои действия рассудку. В стихах того же 1925г мы довольно часто встречаем прямое выражение любви и привязанности Есенина к жизни, бодрого настроения, душевного равновесия. Об этом, например, можно судить хотя бы по таким его поэтическим признаниям:

«Снова я ожил и снова надеюсь

Так же, как в детстве, на лучший удел»,

«Мне все равно эта жизнь полюбилась,

Так полюбилась, как будто вначале»,

«И земля милей мне с каждым днем».

Смерть поэта.

Самым опасным было то, что в результате постоянного перенапряжения сил начали обнаруживаться признаки душевной неуравновешенности Есенина. В нем стала развиваться крайняя мнительность: он постоянно ощущает угрозу заболевания неврастенией, грудной жабой, скоротечной чахоткой, ему кажется, что за ним следят, даже покушаются на его жизнь, у него начинают появляться болезненные фантазии. В медицинском заключении психиатрической клинике Московского университета от 24 марта 1924г. говорилось, что он «страдает тяжелым нервно-психическим заболеванием, выражающимся в тяжелых приступах расстройства настроения и навязчивых мыслей и влечениях». Близким человеком, другом, товарищем, помощником стала Бениславская для Есенина. Участие Бениславской в судьбе Есенина особенно возросло в 1924 – 1925 годах. Во время частых отлучек Есенина из Москвы Бениславская ведала всеми его литературными делами: публиковала его произведения в периодической печати. С огромным интересом относилась Бениславская к каждому новому произведению Есенина, высказывала ему свои мнения о них. Ее оценки носили нелицеприятный характер, и Есенин считался с ними. Во время своих отъездов из Москвы Есенин узнавал все литературные новости главным образом от Бениславской, которая интересовалась современной литературой и хорошо разбиралась в ней. Он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз – в Константиново. Горячо любимая поэтом природа, для которой он всегда находил яркие, радостные краски и тона, все чаще в его стихах становится мрачной, печальной и зловещей:

Снежная равнина, белая луна,

Саванном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Появляются мысли о том, что кончилась творческая пора, иссякли поэтические силы, поэту начинает казаться, что «Потеряла тальянка голос, Разучившись вести разговор». Неверие в собственные силы было самым страшным для Есенина. Но и в этом тяжелом состоянии Есенин еще боролся с самим собой. В минуты просветления он выражал надежду, что справится с положением, в которое попал. Стремясь вырваться из мрака, окружавшего его, он пытался переломить течение событий, решительно переломить жизнь.

В очередной раз пытается начать семейную жизнь, 18 сентября 1925 года был зарегистрирован брак Есенина и Софьи Андреевны Толстой (внучкой Л.Н. Толстого). За короткую совместную жизнь с Есениным Толстая сделала многое: она стремилась оторвать Есенина от нездоровой среды, наладить семейный очаг. И все же их совместная жизнь не ладилась. Видно, не просто было Есенину привыкать к новому, упорядоченному быту. И поэтому брак распадается. Его отъезд из Москвы похож на побег. Он торопливо собирает вещи, телеграфирует своему ленинградскому другу В. Эрлиху «Немедленно найди две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить в Ленинград». Еще в Москве было решено, что к Есенину в Ленинград переедут сестры. Для того чтобы всем обосноваться, Есенин и просил найти две-три комнаты. Прибыв в Ленинград 24 декабря, Есенин с вокзала заехал к В. Эрлиху и, не застав его дома, оставил записку, на обороте которой написал веселый экспромт. Да, действительно он ехал в Ленинград жить, а не умирать. Однако все то, что вселяло надежду, желание верить в будущее поэта, что вызывало радость истинных друзей, рухнуло в ночь с 27 на 28 декабря. Этой ночью Есенин покончил жизнь самоубийством в гостинице «Англетер».

Он повесился на трубе парового отопления, не сделав из веревки петли, а обмотав ее вокруг шеи. Одной рукой он держался за трубу, - может быть, в последние мгновения у него еще мелькнула мысль о жизни. Но было уже поздно. Есенин умер не от удушья, а от разрыва шейных позвонков.

Трагическая смерть поэта, безусловно, была связана с его неуравновешенным душевным состоянием. Она произошла в один из жесточайших приступов меланхолии и пессимизма.

Заключение.

Истинная поэзия всегда глубоко человечна. Она покоряет наши сердца любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души; она помогает человеку в самые трагические минуты его жизни. Поэзия ведет вечный бой за Человека! Великие художники – всегда великие гуманисты. Как негасимый огонь, проносят они через века свою неколебимую любовь и веру в человека, в то, что будущее его светло и прекрасно. По своей творческой сути, по своим убеждениям и идеям они великие мыслители и революционеры духа; они постоянно и настойчиво вслушиваются в биение народного сердца, в могучее дыхание своей родины, чутко улавливая при этом нарастающие раскаты новых революционных бурь и потрясений. Глубоко национальная основа поэзии Есенина всегда волновала Алексея Толстого. После смерти Есенина он написал: «Умер великий национальный поэт. Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину». «Большое и дорогое мы все потеряли. Такой это был органический ароматный талант, этот Есенин, вся эта гамма простых и мудрых стихов – нет ей равного в том, что у нас перед глазами» – писал Александр Серафимович о своем друге. Многие поэты, чья лира зазвучала уже после Есенина, пережили радость первой встречи с его стихами, у каждого из них в душе. «Свой Есенин», каждый из них сказал свое живое, взволнованное слово о великом поэте. Поэзия Есенина близка и дорога всем народам нашей страны. Стихи его звучат на разных языках, например: грузинском и казахском, молдавском и узбекском.

Восхищение Есениным звучат в словах литовского поэта ЮстинасаМарцинкявичюса: «Есенин – чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца». Наполненная любовь к людям, к человеку, к красоте земной земли, проникнуться душевностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и народов других стран и наций, гуманистическая поэзия Есенина активно живет и действует в наши дни, помогая сохранению и управлению мира во всем мире. Глубоко человечное, свободолюбивое в высшей степени патриотическое поэтическое слово Есенина доходит ныне до сердец миллионов людей во всех уголках нашей планеты, пробуждая в них все лучшие человеческие черты, объединяя их нравственно, духовно, помогая им познать и открывать для себя еще полнее Родину поэта – страну октябрьской революции, первую страну социализма, давшую миру самого «человечного человека». «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и ярость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».Творчество Есенина, очень противоречивое и неоднородное, порою беспросветно грустное и безысходное, порою бодрое и смеющееся. Мне кажется, что именно в лирике выражено все то, что составляет душу Есенинского творчества. А это до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы – «половодье» самых сокровенных человеческих чувств и желаний.

Список литературы.


1. Избранные стихи - М.: «Огонек», 1925

2. «Березовый ситец» – М.:, ГИЗ, 1925

3. С. Есенин. Образ, стихи, эпоха – 1979

4. С. Есенин. Стихотворения и поэмы – 1988

5. С. Есенин. Собрание сочинений в пяти томах: Т 1-Ш, художественная литература – 1966-1967

И литературы

Тема проекта

«Есенин - это вечное»

Творческое название

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Есенин»

М. Осоргин

Основополагающий вопрос:

Откуда берутся таланты?

Учебные предметы

Русский язык и литература, музыка, мировая художественная культура.

Участники проекта

Учащиеся 11 класса

Вопросы учебной темы (проблемные):

(«Тема Родины в поэзии Есенина»)

· Отчего так «дороги мне люди, что живут со мною на земле»?

· Какого цвета луна в стихах Есенина? (Роль цветовых прилагательных в лирике Есенина).

· Почему так грустно «В стране берёзового ситца»?

· Есть ли мир, «где всё живое равноправно»? («Братья наши меньшие»).

· «Персидские мотивы» о любви?

Аннотация проекта

Среди особенно дорогих нашему народу имён по праву занимает своё место имя Сергея Есенина, великого русского поэта. Его «песенное слово» обращено к русской природе, душа поэта распахнута людям, его стихи - откровенный доверительный разговор с другом. «Мне кажется,- говорил поэт,- что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей».

Наш проект о том, как сегодняшние «добрые друзья» поэта ищут и находят свой ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?» Кто-то соглашается с: «От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить-он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью». А кто-то к этой абсолютно точной и меткой характеристике добавляет: любим народной любовью, потому что «на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин». Наша кропотливая творческая работа и есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Всем классом мы решили: «Наш проект о том, как в юном сердце Сергея Есенина зарождалось и крепло, обретало силу «чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого»- любовь к Родине. Эти слова когда-то написал великий. Трудно не согласиться с гением.

Рождение любви к Родине–тайна великая, требующая и тишины великой… Поэтому предпочтём же путь неторопливых раздумий и вопросов. Это ведь и есть труд души… Это и есть прикосновение к тайне. К тайне таланта. Таланта - любить Родину…».

Цели проекта

Дидактические цели:

· формирование исследовательских навыков с применением компьютера для анализа структуры поэтического текста, для осознания целостности и своеобразия художественного мира Есенина.

Методические цели:

· научить оформлять информацию, собранную самостоятельно, находить максимально приближённый к идее художественного текста вариант технического воплощения.

Проблемы (темы) самостоятельного исследования

1) Есенин и Блок. Уроки Блока.

2) Цвет в лирике Есенина.

3) «Есенин – это вечное» («Тебе, о Родина, сложил я песню ту»).

4) Какого цвета луна в стихах Есенина?

5) Мир Есенина в рисунках.

6) «И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…»

7) «Мы теперь уходим понемногу».

Структура учебно-методического пакета

Описание учебного проекта.

Работы творческих групп -

презентации:

«Тебе, о Родина, сложил я песню ту»,

«О чём говорят цвета в поэзии Есенина?»,

«Братья наши меньшие»,

«В сердце светит Русь»,

«Стихи свежие…».

Дидактические материалы: фотоальбом, иллюстрации, сделанные учащимися к стихам,- «Мир Есенина в рисунках», газетные и журнальные вырезки разных лет, альбом «О Русь, малиновое поле…», пластинки, диафильм «Раздумья о Сергее Есенине».

Методические материалы (презентация проекта), план оценивания проекта,

Web-сайт проекта «Есенин - это вечное».

Дополнительные материалы для учителя (Диски программы «Intel», список информационных ресурсов).

Этапы и сроки проведения проекта.

Подготовительный этап (80 мин.). Проходит на уроке по теме: «Художественный мир »

1. Актуализация проблемы-5 мин.

2. Объявление темы проекта, сроков работы над проектом -5 мин.

3. Определение целей работы над проектом-5 мин.

4. Формирование рабочих групп по интересам (6 групп по 3 – 4 ученика)-10 мин.

5. Предложить перечень вопросов для исследования на выбор учащихся, консультация по темам - 45 мин.

6. Обсуждение со всеми участниками проекта форм представления результатов учебной деятельности : презентации, публикации, Web – сайта. Обсуждение критериев оценки-10 мин.

Практический этап (4 часа)

1. Сбор сведений из различных источников.

2. Изучение лирики под девизом «Искать надо сердцем».

3. Домашнее сочинение «Зорко одно лишь сердце».

4. Оформление результатов работы с целью систематизации и структуризации материала.

Этап защиты проекта (1 час 20 мин.)

Цели этапа: развивать умения учащихся представить полученную информацию.

1. Знакомство с регламентом процедуры защиты проекта и ходом ведения защиты-5 мин.

2. Представление проекта каждой группой - 10 мин.

3. После выступления всех групп – этап обсуждения. Оппонирующие группы задают подготовленные вопросы выступающим – 10 минут.

4. Этап рефлексии (самооценка деятельности учащихся, группы по очереди говорят о своих преимуществах и недостатках, допущенных в работе) –10 минут.

5. Учитель подводит итоги работы. Награждение активных и инициативных участников выполнения проекта. Приглашение к участию в издании книги «Зорко одно лишь сердце».

Формы представления результатов (В скобках-выводы по итогам ученических исследовательских работ, выполненных авторами в электронном виде в соответствующих программах).

Презентации:

ü «Тебе, о Родина, сложил я песню ту». (Наша работа-бесспорное доказательство того, что «искать надо сердцем». Наше сердце подсказало нам, какие есенинские стихи с их неподдельной искренностью, душевной теплотой говорят о любви поэта к родине. Настоящая презентация-есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Остаётся добавить: их питает родная земля, в которую они влюблены с колыбели).

ü «О чём говорят цвета в поэзии Есенина?». (Образ родины занимает центральное место в лирике Есенина. Образ этот многолик, и средства изображения различны. Даже цветовые прилагательные голубой и синий становятся символами родины).

ü «Братья наши меньшие…» («Зорко одно лишь сердце»,- под таким девизом я проводила свои исследования и сделала следующие выводы:
-Вальяжный, умный, почти по-человечески понимающий Джим, почти сродни человеку, он почти его второе «Я». Никого не оставляет равнодушным трогательное обращение поэта к благородным животным, представляющим отряд домашних и бездомных четвероногих, к которым Есенин всегда испытывал особую симпатию. Они ведь не столько о меньших братьях человека, сколько о нём самом, о его безграничной любви к Родине).

ü «Персидские мотивы» (В «Персидских мотивах» поэт охотно рассказывает о России. Во всем цикле преобладает атмосфера сердечной дружбы русского человека с людьми Востока. Даже тогда, когда поэт любуется Востоком, ему приходят на память картины родного края.)

ü «В сердце светит Русь». («Россия-мать! Прости меня, прости!» - эти слова принадлежат поэту, для которого было важно быть самим собой и остаться человеком в самые жестокие для России годы. Пройдут десятилетия, а благоуханный сад есенинской поэзии будет цвести и плодоносить, он поможет нам сохранить родную землю такой же прекрасной, какой её видел когда-то поэт Сергей Есенин).

ü «Стихи свежие…». (Но главным-то, главным для Есенина было другое: то, что первый поэт России увидел в нём, деревенском пареньке, талант. И талант большой, новый, самобытный. «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые», - отмечает Блок на записке Есенина...).

Web – сайт «Есенин - это вечное» включает:

вступление;

полезные ресурсы;

критерии оценивания;

общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты;

мероприятия, имеющие отношение к организации учебного проекта;

текущие классные мероприятия;

работы учеников: сочинения, иллюстрации, музыка к некоторым слайдам;

список использованных материалов.

Информационные ресурсы

Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1972 .

Есенин, М.: Просвещение, 1986.

Наумов Есенин. – Ленинград; Жизнь и творчество, 1960.

Дорогие участники проекта! Вы успешно завершили самую любимую тему старшеклассников нашей школы и заслуживаете самой высокой оценки. Руководители групп получат специальные грамоты, изготовленные юнкорами кружка «Репортёр». А все мы получили огромное удовольствие не только от мастерски выполненных презентаций, публикаций, но и от выразительного чтения стихов любимого поэта, от иллюстраций ваших классных художников, от вашего умения публично выступать. Вы аргументированно доказали, что поэт был прав, сказав: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве». Это чувство связывает воедино все лирические произведения Есенина: любовную лирику и стихи о природе, лирический цикл, посвящённый семье, лирику философских раздумий… В этом заключалась своеобразная цельность поэта, его своеобразный талант-талант самому любить Родину и талант влюбить человека в природу, значит, в родину. Спасибо вам всем! Спасибо за труд души, за трепетное прикосновение к тайне таланта, талант любить поэзию! Я уверена, что каждый из вас знает ответ на вопрос: «Откуда берутся таланты?» и сможет принять участие в создании школьной книги «Зорко одно лишь сердце».

Ирина Ким

"Край любимый "

Интерактивные методы обучения.

Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина

Тип проекта : познавательно – творческий .

Длительность проекта : Долгосрочный (реализуется в течение 9 месяцев)

Участники : Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители

Есенин принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю : как взрослым, так и детям. Но впечатления, полученные от соприкосновения с лирикой Есенина именно в раннем возрасте, обычно бывают самыми яркими и незабываемыми. Поэзия Есенина благотворно воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви к Родине, расширяют знания о своём народе. Рязанская земля, где «мужики косили, и сеяли свой хлеб» , была страной его детства. Русская природа, крестьянский уклад жизни , народное творчество , великая русская литература - все это является источниками его поэзии, это то, что способствовало становлению его великого таланта в раннем детстве. Именно в этом возрасте формируется полноценная личность ребёнка. И поэтому одной из важных задач нашего детского сада № 119 города Рязани является приобщение детей к искусству, к художественной литературе, в частности к поэзии Есенина , которая оказывает огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение на детей.

И уже на первых этапах работы в этом направлении я вижу, что интерес детей к поэзии и к народному творчеству достаточно велик . С этой целью в нашем детском саду в народном стиле оформлена специально отведённая комната, где ребята знакомятся со старинным русским бытом. Детям интересно увидеть самовар, чугунки и крынки, стол с расшитой скатертью, покачать куклу в зыбке, рассмотреть прялку.

Процесс освоения детьми различных тематических блоков изучения поэтического наследия Есенина осуществлялся в разнообразных формах детской образовательной деятельности : беседы о жизни поэта «Есенин – наш земляк » ; развлечение, посвященное 120-летию со дня рождения поэта «» , на котором дети знакомятся с русской песней, частушками, поговорками, загадками, где разыгрываются старинные народные игры, здесь же звучат лирические песни на стихи Есенина , в которых воспевается красота русской природы, родного края, отражается крестьянский уклад жизни русского человека ; в познавательной экскурсии «Путешествие в село Константиново» дети с помощью видеозаписи узнали старинный быт крестьянской глубинки, увидели дом, где жил поэт; проводила конкурс чтецов «Край любимый » и конкурс рисунков по творчеству Есенина ; были оформлены папки передвижки и альбом о жизни и творчестве поэта , ребята выступали в детской библиотеке, где проводились мероприятия, посвященные празднованию 120-летия со Дня рождения поэта. В ходе работы использовался наглядный материал : фотографии семьи поэта, репродукции картин по сезонам, слайды, фонотека песен , написанных на стихи Сергея Есенина .

Формирование чувств патриотизма в моем проекте в течение года осуществлялось через интеграцию разных видов детской деятельности (познавательной , художественно-изобразительной, музыкальной) и носило развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для начала на прогулках со своей группой я веду беседу на темы : «Времена года» , «Природа рисует красками» , провожу речевые упражнения : «Оденем веночек из красивых листиков-слов, у кого получится самый пышный венок», «Скажи красивые слова о заснеженном лесе» .

Затем, продолжаю знакомить ребят с поэзией Есенина и пытаюсь в устной форме составить с ними «Синквейн» .

Синквейн - стихотворение , состоящее из пяти строк, в котором ребёнок, выражает своё отношение к предмету, показывает свои чувства, ассоциации.

Порядок написания синквейна :

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Так после составления всех пяти строк получится небольшой белый стих.

И вот после прочтения стихотворения «Черёмуха» и «Берёза» у нас детьми получилось следующее :

СИНКВЕЙН

Для следующих этапов занятий я привлекаю к работе родителей и предлагаю им выучить вместе с детьми понравившееся стихотворение , а затем подобрать иллюстрации или нарисовать вместе с ребенком картину природы к выбранному ими произведению поэта. И уже на следующих занятиях дети читают выученные стихотворения , демонстрируя свои рисунки. Из собранного материала я составляю альбом о природе «Времена года» . А на занятиях по окружающему миру я использую картинки из этого альбома при составлении «Диаграммы Венна» .

Диаграмма строится на двух или нескольких пересекающихся кругах. Этот приём помогает провести анализ и синтез при рассмотрении двух или трёх предметов, имеющих различные и общие черты. В данном случае я черчу на доске два пересекающихся круга и помещаю над ними два дерева : рябину и березу, нарисованные родителями и детьми. Ребята сравнивают деревья, а я записываю в кругах (или выставляю в картинках) те части дерева, которыми они отличаются : ствол, ветки, листья цветы, плоды. Затем, в линии соприкосновения окружностей, мы помещаем всё, что объединяет эти растения : питание (корнями, солнцем и водой, летние и осенние краски листвы и т. д.

«Диаграмма Венна»

(Схема 1)

Можно дать ребятам и третий круг диаграммы, но только после того, как они заполнят два круга, т. е. надо идти постепенно от простого к сложному.

Эту работу можно проводить и на интерактивной доске (на экране)

Работа по данному методу способствует активной мыслительной деятельности , улучшению памяти, совершенствует умение анализировать, учит сравнивать и отличать.

Итак, постепенно от соприкосновения с прекрасным миром природы я подвожу ребят к жизни Есенина , и мы заочно отправляемся на экскурсию под названием «Путешествие в Константиново» (здесь при помощи мультимедийной системы демонстрируется видеоролик, составленный мной непосредственно на родине поэта, в селе Константиново). На экране показывается дом, в котором изображён крестьянский быт, школа, где учился поэт, ведётся рассказ о детстве Есенина , здесь же изображается природа, окружающая его с раннего детства, звучит нежная музыка, которая мелодично сливается со стихами в единое целое. (Приложение1) . Весь видеоматериал разбиваю на разделы, т. е. этапы жизни поэта . В перерывах между отрывками провожу вопросно-ответную беседу по просмотренному материалу. В заключение виртуальной экскурсии мы с детьми рассматриваем памятники поэту, говорим об их местонахождении и предназначении. (Приложение №2) .

Вся работа по проходила в тесном взаимодействии с родителями. В ходе совместной деятельности родители знакомились с работой, которая проводилась в течение года, присутствовали на различных мероприятиях, помогали создавать предметно-развивающую среду, принося предметы старинного быта. Были оформлены папки-передвижки для родителей, проведено родительское собрание на тему «Патриотизм в творчестве Есенина » . А затем вместе с родителями мы собираем фото и открытки о жизни Есенина , из которых составляем альбом под названием «Жизненный путь Сергея Есенина » . Всё это способствует формированию творческих качеств ребёнка , развитию эстетического вкуса, вызывает интерес к художественной литературе и образному мышлению, а главное, формирует патриотические чувства, чувство любви к малой родине и творчеству нашего земляка Сергея Есенина .

В процессе систематической работы дошкольники научились понимать поэзию Есенина , расширился их литературный кругозор, проявился интерес к истории родного края.

Когда у ребят уже накопился определенный объём знаний в этом направлении, я составляю с ними кластер «Детство Есенина » .

В центре магнитной доски под ключевым словом «ЕСЕНИН » размещаю портрет юного поэта. Затем в разных направлениях от опорного слова провожу стрелочки. Рядом на столе лежат, заранее подготовленные к ответам детей, карточки : мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя, друзья, школа. Задаю вопрос : «Кто окружал Есенина в детстве Ребята выбирают нужные слова и прикрепляют их к стрелочкам. На следующем этапе игры дети вынимают из альбома по одной картинке, которая соответствует тому или иному слову на карточке, и поочерёдно вывешивают их на доске, рассказывая о своём персонаже или предмете. Так к концу оформления кластера ребята составляют целый рассказ о детстве поэта, о его доме, школе.

(Схема 2)

«Кластер» позволяет детям, раскрепоститься, свободно размышлять, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает организовать и развить диалоговое общение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию.

Использование в своей практике интерактивных методов обучения помогает мне организовать учебный процесс таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания , они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность ребят в процессе познания , освоения материала означает , что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности . Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность .

Вся работа по ознакомлению детей с творчеством Есенина способствовала формированию патриотических чувств, ребята научились любить родной край , тонко чувствовать природу, замечать её красоту, проявлять заботу об окружающей среде.

Сам поэт верил в то, что все доброе и лучшее в человеке идет из детства и сохраняется в его сердце на всю жизнь . А главное сокровище детской и взрослой души – способность творить , радоваться и удивляться миру. И только через духовное развитие и развитие творческих способностей дети прославят наше любимое Отечество так же , как славят родную землю уже 120 лет стихи великого русского поэта, замечательного уроженца Рязанского края Сергея Есенина .

«Край берёзовый – край Есенина »

«Собери красивые слова из листьев уходящей осени» .


«Оденем веночек из красивых листиков-слов, у кого получится самый пышный венок»

Конкурс чтецов по творчеству Сергея Есенина


Ребята собирают кластер о детстве С. Есенина

Проект для младших школьников "Есенинская Русь"

Паспорт проектной работы.
1. Название проекта: Есенинская Русь.
2. Руководитель проекта: педагог
3. Консультанты проекта: педагог, родители, библиотекарь.
4. Предметная область: изобразительное искусство.
5. Возраст учащихся: 7 – 10 лет.
6. Тип проекта: коллективный, локальный.
7. Актуальность: повысить интерес учащихся к жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина, посвятить мероприятие 120-летию со дня рождения
С. Есенина.
8. Цель проекта: Повысить интерес учащихся к жизни и творчеству известного русского поэта Сергея Александровича Есенина.
9. Задачи проекта: Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве С. Есенина.
Создать рисунок (изделие декоративно-прикладного творчества) по мотивам жизни и творчества С. Есенина.
Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
10. Вопросы проекта:
11. Необходимое оборудование и материалы: бумага, акварель, гуашь, восковой мелок, школьный мелок, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пастель, кисти белка, пони № 1-4, щетина №8, 20, непроливайка, салфетки, ватные палочки.
12. Предполагаемые продукты проекта: выставка рисунков, участие в конкурсе, итоговое мероприятие.
13. Этапы работы над проектом.

Организационно-подготовительный этап.
1 этап. Погружение в проект.
2 этап. Цели и задачи проекта. Определение источников информации.
3 этап.Организация деятельности. Сбор и обработка информации. Выбор варианта выполнения проекта. Конкретный замысел: что будет происходить, к какому результату приведет.
4 этап. Планирование работы: определяются основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий. Выбор критериев самооценки итога проектной деятельности. Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.
5 этап. Последовательная реализация проекта и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Оформление продукта проекта.
6 этап. Предварительная презентация. Оформляется мини-выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый обучающийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «Есенинская Русь».
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось и почему.
Заключительный этап.
7 этап. Итоговая презентация. Анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности. Выставка рисунков. Награждение победителей конкурса. Музыкально-литературная композиция.

Ход проекта.

Организационно – подготовительный этап.
Первый этап: погружение в проект.
Знакомство обучающихся с темой данного проекта. Описание ситуации, постановка проблемы. Получена информация: исполняется 120 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина. Проводится опрос обучающихся для мотивации к предстоящей деятельности:
- что вы знаете о поэте С. Есенине?
- что мы можем изобразить в память о жизни и творчестве поэта?
- какие материалы мы можем применить?

Куда применить лучшие рисунки?
Проводится совместное обсуждение и выбор названия предстоящего проекта, формулируется его цель и задачи.

Цель проекта:
Повысить интерес учащихся к жизни и творчеству известного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Задачи проекта:
1. Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве С. Есенина.
2. Создать рисунок (изделие декоративно-прикладного творчества) по мотивам жизни и творчества С. Есенина.
3. Закрепление умений работать с акварелью, гуашью, восковыми и школьными мелками, используя разные техники.
4. Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
После формулировки цель и задач педагог предлагает обучающимся ознакомиться с дополнительной информацией:
1. Жизнь и творчество Сергея Есенина (отдельные эпизоды биографии).
2. Стихи (песни) Сергея Есенина.

Определение источников информации :
книги, интернет, библиотека, наглядный материал.
Второй этап: организация деятельности.

Сбор и обработка информации .
При выполнении данного проекта, обучающиеся активно пользовались литературными источниками, наглядными материалами, интернет – ресурсами.
Выбор варианта выполнения проекта. Исходя из полученной информации, творческих способностей, собственных навыков и умений, обучающиеся запланировали выполнить творческие работы на темы поэтических произведений С. Есенина, эпизоды биографии поэта.
Обсуждение организационных, содержательных моментов предстоящей деятельности для решения поставленной цели.

Коллективный анализ плана работы :
1. Выбрать технику изобразительной деятельности, формат и т.п.
2. Тематика художественного произведения.
3. Расположение работы: вертикальное, горизонтальное; содержание.
4. Выбор материала и оборудования.
5. Выполнение творческой работы.
В результате коллективного анализа должно сложиться представление, что цель может быть достигнута разными способами. Педагог контролирует работу учащихся, корректирует возможные ошибки, приглашает к сотрудничеству.

Планирование работы.
После коллективного анализа предстоящей проектной деятельности, учащиеся приступают к непосредственному планированию своей работы:
- выбор техники изобразительной деятельности;
- последовательность выполнения работы;
- необходимое оборудование и материалы;
- выбирают способ презентации.
Выбор критериев устной самооценки итога проектной деятельности. Обсуждаются критерии, по которым в дальнейшем будут подводиться итоги проектной деятельности.
Основные критерии оценки проекта:
- соответствие тематике проекта: иллюстрация жизни и творчества Сергея Есенина;
- оригинальность сюжета, фантазия, юмор, патриотизм;
- качество исполнения, самостоятельность выполнения работы;
- творческий замысел (рассказ учащегося, что он пытался передать в своем рисунке);
- активность учащихся в планировании своей работы, в подготовке и проведении презентации.
Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.
Основной этап (продуктивный).

Третий этап: реализация проекта.
Последовательная реализация намеченных планов и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Самостоятельное выполнение работы. Оформление продукта проекта.
Предварительная презентация. Оформляется мини-выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый обучающийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «Есенинская Русь».
Заключительный этап.

Четвертый этап: итоговая презентация.
В кабинете оформляется выставка из выполненных работ с последующим обсуждением, каждый участник устно оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее. Приглашаются родители, педагоги посмотреть и оценить выставку проектной деятельности.
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось, и почему.

Приобретенные учащимися в ходе работы над проектом умения:
- умение прогнозировать, представлять итог работы;
- умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности;
- умение составлять свой план работы и следовать ему;
- умение искать необходимую информацию в различных источниках.

Навыки, которые были оценены в ходе работы над проектом:
- творческие навыки;
- коммуникативные навыки;
- навыки анализа собственной деятельности.
Награждаются победители конкурса, дипломами отмечаются наиболее выразительные работы.
Для гостей проводится музыкально-литературная композиция по творчеству Сергея Есенина.