Конспект урока "научный комплекс россии". Структура научного комплекса россии Общее число занятых в научном комплексе составляет

Научный комплекс России сейчас переживает непростой период. Начиная с эпохи перестройки, его структуры непрерывно реорганизуются, упраздняются, реформируются, оптимизируются - в зависимости от актуальных проблем в стране и обществе и компетенции тех руководителей, которые призваны эти проблемы решать.

и специфика ее развития

Современная научная сфера, как и любая социально ориентированная система, полна коллизий и структурных противоречий. При этом значительное влияние на развитие научного потенциала государства оказывает экономическая политика, реализуемая Правительством. По мнению отдельных аналитиков, системный кризис, выбивший из колеи многие, в том числе и высокоразвитые страны, рикошетом задевает научный комплекс России. Но есть повод для оптимизма - благодаря мощному внутреннему потенциалу наша страна всегда преодолевала кризисные периоды, в том числе и в прогрессивных направлениях.

Развитие науки в России осуществлялось скачкообразно, ведь страна то отражала нашествие «незваных гостей», то спешно восстанавливалась после войн и разрушений, то переживала внутренние потрясения - революции, реформы. Особым образом всегда выстраивала свою работу Российская Академия Наук - в зависимости от существовавшего в стране «дисбаланса» сил и возможностей, который следовало устранить. Взглянув назад, мы можем заметить, что проблемы научного комплекса России зародились не сегодня, но нам нужно их решать - планомерно и сообща.

Научный комплекс страны: структура и функции

Ключевые функции науки - это прогнозирование прогрессивных направлений, экспертиза результатов работ и разработка фундаментальных и прикладных исследований как основной курс в деятельности научного сообщества.

В состав научного комплекса входят все организации, которые в той или иной мере работают на перспективу и «во благо родной страны». Научный комплекс России представляет собой цельное образование, состоящее из различных областей, создающих новые технологии и продуцирующих новые знания. На территории Центрального региона нашей страны сосредоточена половина всех научно-исследовательских организаций, трудится до 70 % численности персонала (исследователи - лица с высшим образованием, кандидаты и доктора наук) и осуществляется до 75 % внутренних затрат на реализацию научных исследований.

Нормальное и результативное функционирование научных отраслей невозможно без постоянного наращивания научно-технического потенциала, прогресс которого зависит от объемов финансирования из бюджетов всех уровней, - об этом свидетельствует мировая практика. Проблемы науки тесно связаны с проблемами экономики. По мнению директора Института экономических стратегий Б. Н. Кузыка, экономика знаний на сегодняшний момент становится стержневой в стратегиях развития ведущих государств мира, а для нашей страны это вызов времени.

Научный потенциал современной России: развитие новых исследовательских направлений

Основная задача, стоящая перед «ведущими умами» - развитие науки в России, создание и рациональное ведение программно-целевого планирования, являющегося научным базисом управления развитием всех систем, входящих в научный комплекс России.

Благодаря долгосрочным научно-техническим прогнозам, а также результатам комплексного мониторинга научно-технического потенциала страны (оценка возможностей отдельных научных организаций решать поставленные проблемы) был разработан специальный перечень приоритетных направлений научно-инновационного развития и детально прописаны механизмы их реализации.

К новейшим научным областям относятся прорывные технологические направления: нано- и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, производство новых материалов, а также сферы научно-промышленного комплекса, позволяющие синтезировать базовые технологии и достижения по названным направлениям. Благодаря освоению новых технологических укладов наша страна может существенно преуспеть при переходе на новый уровень развития, ведь мировые радикальные перемены в экономической и социальной сферах планируются уже к 2020-2025 гг.

Научно-технический комплекс: приоритетные направления деятельности

Научно технический комплекс опирается на прогнозы, касающиеся перспективного развития науки и техники в интересах обороны, безопасности и эффективного развития промышленных технологий в России. В своей деятельности этот комплекс осуществляет рациональное планирование работы и обоснованное управление накопленными научно-техническим и производственно-технологическим потенциалами всех видов промышленности.

Прикладными задачами научно-технической сферы деятельности, которые сейчас - в сложный период становления многополярного мира - стоят во главе угла, являются:

  • формирование концепции военно-технической политики, научное и перспектив глобального развития современного вооружения (на 10-25 лет);
  • анализ базовых и критических военных технологий иностранных государств и формирование перечня задач по повышению возможностей собственной военной техники;
  • проведение системного проектирования систем вооружения в интересах обеспечения их сбалансированного развития;
  • создание проектов государственной программы вооружения и формирование государственного оборонного заказа, соответствующего новым экономическим условиям, на перспективный период;
  • планомерное осуществление в период до 2020 года качественного перевооружения Вооруженных Сил РФ, других родов войск, воинских формирований и органов (с опорой на потенциал ядерного сдерживания и сил общего назначения).

Научно технологический комплекс и проблемы его работы

Научно-технологический комплекс опирается на наукоемкие технологии и тесно взаимосвязан с экономической отраслью. В связи с тем, что в XXI веке возрастает спрос на генерацию знаний, эффективность инноваций и высокоточных разработок, окупающихся со стороны экономики, усилия ученых и инженеров направлены на преодоление фрагментарности и обособленности уже созданной инновационной инфраструктуры:


Традиционно «сильные» стороны научно-технологического комплекса России - ядерные и лазерные технологии; значительных успехов добились наши ученые в разработке и применении технологий новых материалов, двигательных установок. Требуют значительного вложения сил и средств для достижения мирового уровня микро-, нано-, радио- и оптоэлектронные, компьютерные технологии, в значительной мере устаревает и требует современной замены промышленное оборудование. Упомянутые приоритетные технологические разработки получают поддержку со стороны заинтересованных сторон - по большей части, конечно, государства (так называемые, ФЦП - федеральные целевые программы).

Научно образовательный комплекс: реформы и коллизии

В настоящее время понятие «научно-образовательный комплекс» обозначает совокупность организаций высшей школы, которые занимаются разнонаправленной деятельностью: собственно образовательной, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной. Сюда же можно отнести сетевые сообщества вузов-партнеров, научно-образовательных центров, академических институтов.

Научно-образовательный комплекс страны - это «кузница кадров», ныне рассматриваемая как компонент рыночной экономики, «субъект рыночных отношений», производитель и поставщик научных, образовательных, инновационных продуктов, товаров и услуг. Современный экономический курс страны, соответственно, требует от него своевременного реагирования и подготовки «узких» специалистов «широкого профиля», то есть людей, не обремененных «знаниями, умениями, навыками», но обладающих «компетенциями» и являющихся «мощными источниками инновационных идей, технологий, проектов».

К сожалению, требования, выдвигаемые к системе образования, а также процессы, вызванные некомпетентным процессом реформирования, ничего, кроме сожаления, не вызывают. Уровень подготовки специалистов (которые, впрочем, впоследствии не идут работать по специальности) крайне низок. Конечно, такое состояние было сформировано не за один год, но создавалось планомерно. Уже со школьной скамьи в вуз приходят неподготовленные абитуриенты (но с высшим баллом по ЕГЭ!), а с таким «запущенным» вариантом сложно «выдать» что-то инновационное.

Что необходимо сделать, чтобы научно-образовательные кадры страны были качественно подготовлены? Образование является важнейшим элементом построения фундамента инновационной экономики. На современном этапе необходимо уделять должное внимание подготовке реально мыслящих, квалифицированных специалистов, разбирающихся в особенностях социально-экономической обстановки Нужно признать, что работа «эффективных менеджеров» не имеет никакого отношения к реальности, что их следует менять на специалистов, знающих особенности работы в своей области на всех уровнях, причем делать это на государственном уровне. Также необходимо уделить внимание системе непрерывного образования, в том числе послевузовскому и повышению квалификации, соответствующему обеспечению учебной литературой и организации доступа к источникам информации обучающихся всех ступеней.

Научно промышленный комплекс: приоритеты и перспективы

Научно промышленный комплекс страны как совокупность видов экономической деятельности народного хозяйства тесно связан с деятельностью отдельных производственных комплексов, разделенных в соответствии с критериями отраслевой принадлежности:

  • аграрно-промышленным;
  • оборонно-промышленным;
  • аэрокосмическим;
  • атомным, топливно-энергетическим;
  • высокотехническими производствами химико-фармацевтической, микробиологической и химической отраслей; научным приборостроением, производством сложного ;
  • строительно-производственным, и т. д.

Оптимальным итогом устойчивого развития является интеграция комплексов научных организаций и промышленных предприятий с использованием потенциала научно-технического сегментирования. Такая структура позволяет постепенно перейти к изменению механизмов научного поиска и передового инженерно-технического творчества, сделать их максимально адаптированными к нуждам действующих промышленных предприятий. Созданные по такому типу кластеры научных организаций (типа НИЦ «Курчатовский институт») и промышленных предприятий (атомно-энергетический кластер) по критерию инновационности способны обеспечивать выбор оптимальных параметров и циклов процессов модернизации научно-промышленного комплекса страны.

Распространение современных информационно-коммуникационных технологий позволит расширить сферу высокотехнологичных услуг на гуманитарные области - здравоохранение, образование, финансовый сектор.

Научно исследовательский комплекс: высокие материи и земные недра

Научно-исследовательский комплекс объединяет организации, которые ведут экспериментальную работу по получению новых знаний, их применению и практическому использованию при создании нового продукта - изделия или технологии.

Как правило, такие организации носят название «научно-исследовательский институт», но в комплекс также входят архивы, различные научные и информационные центры, территориальные опытные экспедиции, отраслевые отделы, секции и службы, научно-производственные объединения и лаборатории, а также обсерватории, ботанические сады, ветеринарные станции, отдельные экспериментальные образцы (например, Международный термоядерный экспериментальный реактор).

Научная работа, апробация, испытания в данных организациях проходят на специальном оборудовании. Так, например, научно-исследовательский флот России как важнейшая составная часть системы обеспечения национальной безопасности государства в сфере изучения, освоения и использования минеральных ресурсов Мирового океана применяет для своей работы соответствующие суда, оснащенные необходимым оборудованием и приборами.

Реформирование Российской Академии Наук

Создание Академии наук - прямое свидетельство реформаторской деятельности Петра I и Екатерины I (1725 г.), направленной на укрепление экономической и политической независимости России. Император высоко оценивал потенциал научной мысли, значимость качественного образования и культуры для процветания государства. Создаваемая Академия первоначально объединяла функции научно-исследовательского и учебного заведения (университет и гимназия). В дальнейшем - на протяжении почти трех веков - научная работа Академии служила делу преумножения потенциала страны. Достаточно упомянуть имена таких известных ученых, трудившихся в ее стенах, как Л. Эйлер, М. В. Ломоносов, С. П. Паллас, К. Г. Разумовский.

«Провалы» в деятельности РАН начались с конца XVIII века, когда ее стали критиковать за излишнюю увлеченность теоретическими разработками, самоизолированность, оторванность от насущных проблем страны и в целом - «бесполезность». А в 1870-80-х гг. Академия привлекла к себе внимание общественности в связи с отказом наградить академическими премиями выдающихся ученых И. Мечникова, И. Сеченова и Д. Менделеева. Зазвучали обвинения в «антирусской» направленности деятельности этой научной структуры.

После Революции сосредоточила свои усилия на инженерных и прикладных исследованиях - все достижения народного хозяйства создавались под ее руководством. Однако в период с 90-х гг. прошлого века и по настоящее время Российская Академия Наук переживает состояние перманентного кризиса. Ее структуры то расширяются и начинают работать, то вдруг упраздняются.

С 2013 г. наступило время глубоких реформ и реорганизации РАН. Суть проводимой реформы, по словам Д. А. Медведева, - «дать возможность учёным заниматься прежде всего наукой и исследованиями и избавить их от несвойственных функций управления имуществом и коммунальным хозяйством». Однако научное сообщество резко осудило те механизмы, которые предложило Правительство, ведь они «навязываются в радикальной и разрушительной форме». Так, предлагается реорганизация, а на деле - необоснованное объединение различных структур РАН, которое в итоге приведет научный комплекс России как «самоорганизующуюся» систему к краху.

В Открытом письме к В. В. Путину академик Ж. Алфёров отмечает те выдающиеся достижения, которые появились в нашей стране благодаря РАН: «создание ядерного щита; атомной энергетики и атомного флота; освоение космоса и Северного морского пути; Сибири и Дальнего Востока с организацией там новых научных центров; радиолокация и полупроводниковая «революция» и многие другие». Эффективное реформирование необходимо, но только при содействии ведущих ученых и прозрачном принятии решений внутри структуры - вот основная идея протеста, зародившегося в июле 2013 г.

Проблемные области в жизни современной российской науки и образования

Основная задача научного сообщества - оказание полноценной экспертной поддержки государству по приоритетным направлениям. Явными проблемами, которые выделяются на фоне современного развития научного комплекса России, стали:

Экономические просчеты, проникновение в управленческие круги недобросовестных «эффективных менеджеров», коррупция в создаваемых организациях (например, фонд «Сколково»);

Деструктивные механизмы реформирования науки и образования, в частности предложенной реформы РАН, перспективы разрушения научного потенциала институтов РАН и страны в целом;

Корпоративно-административное лоббирование научных разработок и поголовная коммерционализация;

Наряду с нецелевым использованием средств есть недостаток финансирования высокотехнологичных исследований.

Таким образом, решать проблемы науки - это дело не одних лишь ученых, но и аналитиков, экономистов, государственных служащих.

Урок 27. Научный комплекс

20.08.2014 11423 0

Цели: Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Пока­зать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие тех­нополис.

Оборудование: Политико-административная карта России, дополнительная ли­тература.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

-Повторим изученное на прошлых уроках:

Межотраслевые комплексы - это группы отраслей, связанных в блоки, выпол­няющих общую народнохозяйственную функцию.

Задание :

Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функ­ции каждого комплекса по табл. 21 и рис. 30, с. 86-87, уч. Д. (Учащиеся называют МОК - межотраслевые комплексы (1 колонка табл. 21) и называют функции каж­дого МОК (2 колонка табл. 21)).

-Первый МОК - научный. Мы живем в век НТР (научно-технической револю­ции), когда значение научных знаний резко возрастает. Научный комплекс включает

3,5млн человек, из которых научными исследованиями занимались в 1990 году - 1 млн ученых, что составило 18% научных работников мира.

Проблемами научного комплекса являются:

1)сокращение числа научных организаций;

2)слабое финансирование науки;

3)сокращение численности работающих в науке;

4)«утечка умов» - выезд ученых за рубеж.

Задания :

1. По табл. 22 (уч. Д.) определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 1999 гг. (Общая численность организа­ций уменьшилась с 4555 до 4022. Особенно уменьшилось число конструктор­ских бюро с (с 865 до 337), проектных организаций (с 495 до 97)).

2. По табл. 23 (уч. Д.) определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработками с 1992 года по 1999 год. (Численность ученых сократилась с 1533 тыс. человек до 861 тыс. человек, т. е. почти в два раза. В два раза со­кратилась численность исследователей, в 2,5 раза - техников.)

3. По рис. 31 (уч. Д.) проанализируйте структуру научного комплекса России. (1. 60% научных кадров составляют ученые отраслевого сектора: это ученые науч­ных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий. Отраслевой и заводской сектора обслуживали оборонный ком­плекс, т. е. большая часть ученых России работали на ВПК; 2. Научно- исследовательские учреждения (НИИ РАН) составляют 10% от научных ра­ботников и занимаются теоретическими исследованиями.)

-Какова география российской науки? Научные учреждения и ученые сконцен­трированы в крупнейших городах. Главный центр науки и образования - Москва. Здесь находятся - РАН, академии: медицинская, сельскохозяйственная, образования и др., 80 академических институтов, работают 30% докторов наук.

Около Москвы расположены научные центры: Дубна, Обнинск, Жуковский, Зе­леноград и др.

Второй центр науки России - Санкт-Петербург. Здесь 15% научных кадров Рос­сии. В Санкт-Петербурге находится институт Арктики и Антарктики.

Задания:

1. Объясните причины такого размещения. (1. Учреждения науки и образования исторически первоначально создавались в столицах; 2. В крупнейших городах сосредоточены наукоемкие производства, т. е. потребители научных разра­боток; 3. Научные учреждения имеют тесные связи (кооперируются) для ор­ганизации исследований, поэтому они взаимопритягивают друг друга.)

Вывод: Научный комплекс России размещается крайне неравномерно.

2. Пользуясь рис. 32 (уч. А.), назовите центры науки в Поволжье, на Урале, в Си­бири, на Дальнем Востоке.

3. Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис? (Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предпри­ятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополи­сах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро вне­дрять в жизнь научные достижения (изобретения)).

- В оборонном комплексе (ВПК) созданы десятки закрытых городов-технополисов. В этих городах научные институты, конструкторские бюро работали над созданием и совершенствованием вооружения (атомного оружия, ракет и т. д.). Города не зна­чились на картах. Они имели шифр-цифру к названию крупного города, от которого закрытые города располагались иногда на расстоянии 100 км.

Назовите по рис. 38 (уч. Д.) закрытые города. Укажите их новые названия:

Арзамас-16 - Кремлев (или Саров)

Пенза-19 - Заречный

Свердловск-44 - Новоуральск

Челябинск-65 - Озерск и т. д.

Называют еще такие города - городами-призраками. Как призрак выплывает из тумана, так и эти города вдруг появились на картах России.

Вопрос к классу:

- Можно ли отнести закрытые города к городам-технополисам? (Да. Технополи­сы - это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями. Предприятия оборонной промышленности являются особенно наукоемкими.)

III.Закрепление

- Назовите сектора научного комплекса.

- Какие сектора включают наибольшее число ученых? (Отраслевой и заво­дской.)

- Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?

- Почему центрами науки России являются Москва и Санкт-Петербург?

- Назовите наукоемкие отрасли промышленности. (Машиностроение , химиче­ская, цветная.)

- Что такое технополис?

- Что такое закрытый город, город-призрак?

- Какие закрытые города находятся в вашей местности?

- Какие учреждения научного комплекса имеются в вашем городе, области, крае, республике?

Домашнее задание

По уч. Д.: §16, вопросы с. 93.

Дополнительный материал

Подготовить сообщение об одном из таких городов, например, г. Кремлев (Саров). Поскольку материалов по закрытм городам мало, стоит воспользоваться всеми воз­можными источниками, СМИ, Интернет и пр. Сообщение может быть небольшим и выглядеть следующим образом:

Город-призрак Кремлев (Саров)

Город Кремлев, он же Саров, он же Арзамас-16, город-призрак, город- невидимка, «закрытый город».

Это один из многих городов науки, технополисов, в которых велись секретные разработки оружия. В Арзамасе-16 (Кремлеве) был создан Федеральный Российский ядерный центр - ФРЯЦ. Здесь находится научный институт, который занимается фун­даментальными научными исследованиями в области экспериментальной физики.

Город Кремлев имеет еще одно название - Саров. Рядом находился старинный Са­ровский монастырь. Монастырь Саровская пустынь был основан в XVIII веке. Мона­стырь способствовал распространению православия среди мордовского населения. В конце XVIII в. - начале XIX в. в монастыре жил монах-подвижник, канонизированный Русской православной церковью как Преподобный Серафим Саровский.

В 1927 году монастырь закрыли, и до Великой Отечественной войны здесь была колония малолетних преступников, а после окончания войны был создан Всесоюз­ный научно-исследовательский институт экспериментальной физики. Одним из ос­нователей института был академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Здесь создавали атомное и водородное оружие.

В центре Сарова на берегу р. Саровки расположен монастырь, где в храме Всех Святых в 1993 г. возобновлено богослужение.

В городе своеобразный состав населения. Здесь высокая доля ученых, специали­стов. В строительной индустрии занято около 8000 работающих. Каждый десятый житель города - строитель. Здесь построены уникальные научно-экспериментальные и производственные комплексы, жилые дома. В городе есть Дом ученых, Театр дра­мы, Дворец культуры, Дом строителя, музей «Саровская пустынь», музей при ВНИИФ, 20 школ. Вокруг города леса Мордовского государственного заповедника. Леса скрывали «атомград», а он «защищал» леса, способствовав объявлению их за­поведником.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Научный комплекс России и ускорение свободного падения

Межотраслевые комплексы представляют собой сложное сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых общей целью развития.

Научный комплекс – это совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.

Проблемы научного комплекса Сокращение числа научных организаций Слабое финансирование Сокращение численности работающих в науке «Утечка умов» - выезд ученых за рубеж

Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки.

География российской науки Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях

Технополис – это соединение науки с наукоемкими предприятиями

Город Географическая широта Ускорение св. падения, м/с 2 Хабаровск ≈ 48 0 с.ш. 9,8095 Волгоград ≈ 48 0 с.ш. 9,8095 Салехард ≈ 66 0 с.ш. 9,8216 Новый Уренгой ≈ 66 0 с.ш. 9,7808

Гравиметрия Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел. Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения. Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений. Г равиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.

1 2 3 4 5 6 2 2 1 1 2 4

Критерии оценивания 4б- «3» 5б- «4» 6б- «5»

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Гавриленко Наталья Фёдоровна, учитель географии

Полюх Наталья Александровна, учитель физики

Место работы

МАОУ «Средняя школа № 3 имени А.С. Пушкина»

Класс

Тема урока

Научный комплекс России и ускорение свободного падения.

Базовый учебник

А. В. Перышкин, физика-М.: Дрофа, 2012;

В.П. Дронов, В.Я. Ром, География- М.: Дрофа, 2013

Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России, показать значение научного комплекса в экономике России. Вывести формулу для расчёта ускорения свободного падения, показать его практическое применение.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты:

метапредметные

регулятивные : учатся определять и формулировать цель деятельности; составлять задачи, способствующие достижению цели, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

познавательные : выделяют и формулируют проблему. устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение:

коммуникативные : учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; договариваться, находить общее решение;

личностные : испытывать чувство гордости за свою малую Родину; осознавать себя гражданином и частью мира; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология.

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС ООО: представление карты самодиагностики и самооценки.

Необходимое техническое оборудование: проектор и экран; компьютер,

Этап урока

Время

Деятельность

Планируемый результат

учителя

Учащихся

  1. Организационный момент

15сек

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь пожалуйста. Итак прежде чем начать урок, желаем вам в течение урока положительных эмоций и хорошего настроения.

Учащиеся включаются в деятельность на личностно значимом уровне «хочу, потому что могу», настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии)

  1. Актуализация знаний

2 мин

Учитель географии Повторение изученного материала.

Итак, давайте вспомним материал, который мы изучили на прошлом уроке:

1. Назовите этапы развития общества и экономики. В чём их отличие?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный, отличия….

Коммуникативные УУД:

умение другого корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии, умение выдвигать контраргументы

Регулятивные УУД:

уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД : систематизация и дифференцирование полученных знаний.

2. Что является переходным этапом от одного этапа к другому?

Промышленная революция и НТР- переход от индустриального к постиндустриальному

3. В чём особенности структуры экономики России.

Преобладание промышленности в экономике

4. На какой стадии развития экономики находится Россия сегодня?

На рубеже индустриальной и постиндустриальной стадий

5. Каковы пути развития экономики России в ближайшем будущем?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Развитие новейших наукоёмких производств, создание технополисов, приоритет науке и образованию.

Или

Развитие науки.

Можно сказать, что научный фактор будет ведущим в развитии экономики России в ближайшем будущем

  1. Постановка учебной задачи

4 мин.

6. А для всех ли отраслей экономики на современном этапе развития важен научный фактор? Приведите примеры.

Т. е. в комплексе?

Итак, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

Для отдельных является наиболее важным, например, для конструирования метеоспутников.

Ну, оно же идёт вместе, как бы в совокупности: сделали какое-нибудь научное открытие и применили его в производстве.

да

Научный комплекс.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

И тема нашего урока?

Запишите в тетрадь по географии число и часть темы урока.

Уч-ся формулируют одну из частей темы урока.

«Научный комплекс России….»

Учитель физики:

Почему шарик падает?

Т.к на него действует сила тяжести

Назовите величины, входящие в формулу?

F=mg

Масса, ускорение свободного падения

Что вы знаете про ускорение свободного падения?

g=9,8 м/с 2

А знаем мы от чего зависит ускорение свободного падения?

нет

А чему рано ускорение свободного падения на других планетах?

нет

Сформулируйте тему урока.

«Научный комплекс России и ускорение свободного падения»

Итак тему мы сформулировали, какие цели вы перед собой будете ставите при её изучении?

Записывают цели на доску.

  1. «Открытие нового знания»

25 мин

Учитель географии.

- Итак, как вы знаете термин «комплекс» означает совокупность или группы явлений, или предметов. Так в структуре народного хозяйства России по отраслям, выделяются межотраслевые комплексы.

Межотраслевые комплексы представляют собой сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых между собой.

Слайд 2

Задание.

1. Назовите межотраслевые комплексы России……. и определите хозяйственную функцию научного комплекса.

2. Запишите в тетрадь определение МОК

Работа с учебником стр.57 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России»

Задание.

«Состав научного комплекса»

Перечислите состав научного комплекса и

Попытайтесь дать определение научному комплексу.

Работа с учебником стр.57 рис. 24

……. запиши нам пож. на доске данное определение.

О-т: Научный комплекс – это научные учреждения, организаций, которые занимаются научными разработками.

Прочитайте 1 и 2 абзацы § 13 на стр. 57-58 и

определите основные проблемы комплекса и запишите их в тетрадь.

О-т:

1.Сокращение числа научных организаций

2.слабое финансирование

3.сокращение численности, работающих в науке

4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж. Слайд 4

Итак: давайте подытожим.

Так что же такое научный комплекс?

Хорошо, запишите это определение в тетрадь.

О-т:

Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки.

Слайд 5

Записали в тетрадь

Учитель физики.

Одна из целей, которую вы ставили перед собой в начале урока, был вывод формулы для определения ускорения свободного падения. Я предлагаю провести исследование. Для этого применим наши знания.

- По какой формуле можно рассчитать силу притяжения?

F=mg

да

Запишите ЗВТ.

Если равны левые части, то что мы можем говорить о правых?

Что можно сделать?

Сократить массу тела и получить:

Учитель физики.

От каких величин зависит ускорение свободного падения?

от массы и радиуса Земли.

- Как зависит ускорение свободного падения от массы?

Чем больше масса, тем больше ускорение.

- Как зависит ускорение свободного падения от радиуса?

Чем больше радиус, тем меньше ускорение.

А как определить ускорение свободного падения, например, на Луне?

По формуле

Рассчитайте ускорение свободного падения на Луне, используя данные таблицы 14 сборника.

g=1,6 м/с 2

- Как определить ускорение свободного падения для тела, находящегося на некоторой высоте над Землёй?

Слайд 5

  1. Физкультминутка

1 мин

Надо: 25 конвертов, 25 пёрышек, 25 кубиков Лего.

Упражнения:

  1. Бросить Лего, наклониться и поднять.

Учитель физики комментирует действия уч-ся ориентируясь на пройдённый материал «Закон всемирного тяготения».

- Бросить пёрышко, присесть и поднять.

Бросить Лего, наклониться и поднять.

IV/«Открытие нового знания»

25мин

Учитель географии.

Работа со слайдом и

  1. Определите по карте в учебнике крупнейшие центры науки и образования.

Слайд 6 карта стр 60, рис 26

Работа с картой уч-ка стр. 60, рис. 26.

О-т:

Москва и С-П

Личностные УУД : формирование познавательного, интереса, развитие творческих способностей.

Познавательные УУД : овладение универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез для объяснения известных фактов

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.

Регулятивные УУД:

выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат.

  1. Назвать и покажите (к доске) центры науки

на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

На Камчатке находится единственный в мире институт вулконологии.

Урал - Екатеринбург, Сибирь - Новосибирск, Дальний Восток - Владивосток

Учитель географии.

Итак, какой можно сделать вывод о географии российской науки?

Вывод:

или

Вывод запишите в тетрадь.

Вывод: Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях. Слайд 7 «география российской науки:

или

Т.о. Научный комплекс России размещён не равномерно, преимущественно в крупных городах.

Учитель географии.

Итак городами-центрами, в которых апробируются исследования на практике, и внедряются в производство различные научные открытия являются технополисы.

Найдите в учебнике определение «технополис» и выпишите к себе в тетрадь.

Выписывают или читают вслух, в зависимости от времени.

Прочитайте.

Выписали определение «технополис», стр. 63.

Технополис – это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями.

Учитель географии.

Как вы думаете, в чём п реимущество подобного соединения науки и производства?

В быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.

Учитель физики.

Какую форму имеет Земля?

Приплюснутую у полюсов

Вопрос на засыпку: ускорение свободного падения на полюсах и на экваторе одинаковое или разное?

разное

А на одной широте, например: Новый Уренгой и Салехард, Волгоград и Хабаровск? Почему?

Сравнивают, используя табличные данные

Слайд 9

Аномальные значения ускорения свободного падения наблюдаются в местах залежи полезных ископаемых.

Слайд 10

Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел.

Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения.

Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений.

Гравиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.

Учитель физики.

Итак, где можно использовать знания об ускорении свободного падения?

В геологии, в поисках полезных ископаемых

Учитель географии:

Какие цели, которые вы ставили перед собой для изучения темы, вы достигли?

Уч-ся отвечают.

VI.Закрепление знаний и умений учащихся

(самопроверка)

Самостоятельная работа:

Тест (приложение 1)

Учащиеся решают тест

Личностные УУД : формирование познавательного интереса, разветвите творческих способностей.

Познавательные УУД : систематизация и дифференцирование полученных знаний.

VII.Постановка домашнего задания

1 мин.

физика § 15, Упр.16(3)

география §13,

Ученики записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно.

Регулятивные УУД : организация учащимися своей учебной деятельности

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

1 мин.

Что нового вы сегодня узнали?

– Чему научились?

Какие новые факты вызвали интерес лично у вас?

Где мы можем применять полученные знания?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы.

Личностные УУД:

оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения. Познавательные УУД :

умение обобщать, формулировать вывод

Приложение 1

  1. в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
  1. Столичные города.
  1. Научный комплекс – это:
  1. Межотраслевой комплекс.
  2. Все варианты верны.
  3. Не верны все варианты.

Приложение 1 (ответы)

  1. Где разрабатываются научные идеи технополиса?
  1. в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения на поверхности планеты?
  1. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?
  1. Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.
  2. Столичные города.
  3. Находятся предприятия, которые используют научные разработки.
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения тела, находящегося на некоторой высоте над поверхностью планеты?
  1. Где будет наименьшее значение ускорения свободного падения?

1)Земле; 2) Луне; 3) Нептуне; 4) Юпитере

  1. Научный комплекс – это:
  1. Совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
  2. Совокупность организаций, которые занимаются.
  3. Межотраслевой комплекс.
  4. Все варианты верны.
  5. Не верны все варианты.

Используемая литература:

1. География: Приложение к учебнику География 9 класс Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова

2. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами, для подготовки к ГИА (ОГЭ)/ состовитель Н.В. Болотникова-Волгоград: изд. Учитель. 2015.

3. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России, 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006, 288с.

4. УМК. В.П. Дронов, В.Я. Ром, География России. Население и хозяйство. 9кл. - М.: Дрофа, 2013-285

5. Интернет ресурсы

Физика:

1.УМК О.И. Громцева Тесты по физике Издательство «Экзамен» Москва 2010

2. Интернет ресурсы


Тест: «Научный комплекс России» 1 вариант.

    Как изменилась численность ученых в 90-ые годы?

А) сократилась; Б) увеличилась.

2. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?

А) Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.

Б) Столичные города.

В) Находятся предприятия, которые используют научные разработки.

3. Центр Уральского отделения РАН:

А) Уфа; Б) Челябинск; В) Екатеринбург.

4. В каком регионе России наблюдается концентрация технополисов?

А) Подмосковье; Б) Урал; В) Сибирь.

5. Где воплощаются научные идеи технополиса?

А) в научном центре; Б) на опытном предприятии; В) в промышленности.

6. Закрытый город Арзамас – 16, теперь можно найти на карте как:

А) Заречный; Б) Саров; В) Лесной.

А) Технический Б) Медицинский В) Государственный

8. Государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова находится:

А) в Ульяновске; Б) в Казани; В) в Самаре.

Тест: «Научный комплекс России» 2 вариант.

    Общее число занятых в научном комплексе составляет:

А) 4 млн. чел.; Б) 3,5 млн. чел.; В) 5 млн. чел.

2. Институт Арктики и Антарктики находится в:

А) Москве; Б) Мурманске; В) Санкт-Петербурге.

3. Вершиной Научного комплекса является:

А) отраслевой сектор; Б) сектор вузовского образования; В) академический сектор.

4. Центр Дальневосточного отделения РАН:

А) Новосибирск; Б) Владивосток; В) Екатеринбург.

5. Где разрабатываются научные идеи технополиса?

А) в научном центре; Б) на опытном предприятии; В) в промышленности

6. Закрытые города занимаются главным образом:

А) космическими разработками; Б) медицинскими технологиями;

В) созданием и совершенствованием вооружения

7. Какой университет есть в Самаре и Казани, но отсутствует в Ульяновске?

А) Технический Б) Архитектурно – строительный В) Сельско-хозяйственный

8. Государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королёва находится:

А) в Ульяновске; Б) в Казани; В) в Самар

Оценка достигнутого уровня эффективности исполнения полномочий. Государственная инвентаризация лесов. Характеристика среднего лесничества. Развитие системы охраны лесов от пожаров. Организация системы управления охраной лесов от пожаров. Распределение площади лесов. Основные планируемые объемы работ по воспроизводству лесов. Территориальные органы государственной власти. Организация оценки эффективности исполнения.

«Химико-лесной комплекс России» - Тяготение к сырью. Какова в России площадь, покрытая лесом. Особенности химической промышленности. Выберите из перечисленных регионов те, которые являются лесоизбыточными. Химико-лесной комплекс. Фактор, который является определяющим. База ресурсодефицитная. Какая база химико-лесного комплекса обладает богатейшими запасами. Тяготение только к сырьевым источникам. База является наиболее сбалансированной.

«Современная экономика России» - Леонид Канторович. Экономика мира. Особенности современной экономики России. Василий Немчинов. Организация производства на большинстве российских предприятий. Вехи экономического развития России. Вызовы экономическому развитию. Экономика России прошла длительную историческую эволюцию. Расширение участия в международной экономике. Россия продолжает сталкиваться с серьезными экономическими проблемами.

«Хозяйство РФ» - Добыча и использование каменного угля. География пищевой промышленности. Циклы Кондратьева. Комплекс товаров народного потребления. Развитие и размещение лесной промышленности. Факторы размещения отраслей промышленности. Состав и структура народного хозяйства. Особенности развития машиностроения. Размещение предприятий машиностроения. Производство минеральных удобрений. Черная металлургия. Перспективы черной металлургии.

«Химико-лесной комплекс» - Химические волокна. Производство пластмасс и синтетических смол. Химико-лесной комплекс. Лесная промышленность. Концентрация производства удобрений. Химическая промышленность. Механическая обработка древесины. Большая часть фосфорных удобрений. Химия органического синтеза. Общий объем заготовок древесины. Производство синтетического каучука. Комплекс отраслей, связанный с переработкой древесины. Истощение лесов.

«Отрасли машиностроения» - Ракетно-космическая промышленность. Приборостроение. Основные центры машиностроения. Отрасль тяжёлой промышленности. Среднее машиностроение. Отрасли машиностроения. Диаграмма. Автомобильная промышленность. Железнодорожное машиностроение. Электротехническая промышленность. Тракторостроение. Производство электронной техники. Точное машиностроение. Судостроение. Авиационная промышленность. Тяжёлое машиностроение.