Храбрый пингвинёнок Пинг. Антарктида: интересные факты, находки, открытия Географическая сказка про антарктиду

Путешествие это было интересное, яркое, и я сразу решила, что обязательно прокачу своих юных друзей и на полюс Южный. Вот только я понятия не имела, что мы там будем делать.

Да, там есть пингвины, да, это самое холодное место на планете, но разве на такой скупой базе далеко уедешь. Но стоило мне погрузиться в тему Антарктиды, начать читать статьи об этом месте, как все вопросы, что делать на Южном полюсе отпали сами собой. Это просто удивительное место, очень многогранное, оригинальное и совершенно восхитительное для всех, кто ищет знания и приключения. И если вы из таких, то читайте дальше, я расскажу вам все, что знаю и покажу, как интересно преподнести новую информацию детям.

1. Презентация и карта. Интеллект!

Все географические занятия лучше начинать с просмотра карты, поиска места, где мы находимся сейчас и того места, куда отправляемся. Так же сразу, как мне кажется, надо познакомить детей с основными особенностями изучаемого предмета, и лучше всего это делать по средствам презентации. Я подготовила с десяток фотографий на тему Антарктиды, которые красноречиво показывали все то, что я собиралась в скором времени рассказать ребятам. Если кому-то нужна эта подборка, то оставляйте почту в комментариях, я ее вам сброшу.

2. День-Ночь! Активность!

Как и на Северном полюсе, на Южном - полгода царит день, а полгода - ночь. Активная игра-бегалка с прошлого занятия всем пришлась по душе, поэтому в этот раз я тоже использовала ее. На слове "день" все бегают в разные стороны, а на слове "ночь" собираются все в месте. Идеально еще и свет включать-выключать:-)


3. Лето-Зима! Активность, сортировка!


И на Северном и на Южном полюсе выделяют только два сезона: лето и зиму. Антарктида - самое холодное место на Земле, хотя, вроде, как на юге:-) Самая низкая температура, которая была зафиксирована учеными -89 градусов по Цельсию, брррр...

Летом температура достигает -15 -25 градусов, что тоже несколько прохладно:-) Но именно благодаря вечному морозу не тают массивные ледники, которые представляют собой самые крупные хранилища питьевой воды в мире.

Чтобы хоть чуть-чуть коснуться с детьми этой темы я подготовила игру на сортировку. В мешочке у меня были летние и зимние карточки (нашла их в гугле по поиску winter bingo и summer bingo, их там множество самых разных). Задача ребят была понять к какому сезону относится, например, кружка какао, купальник или фигурист, и повесить карточку на соответствующий уровень на прищепку.

4. Пингвины! Творчество!


Южный и Северный полюс во многом похожи, в том числе и тем, что на обоих можно наблюдать полярное сияние - искрящиеся картины на черном небе ночи. Этот факт, а так же визитную карточку Антарктиды - пингвинов я предложила деткам обыграть творчески. Первое, что мы сделали это намочили бумагу чистой водой.



Старались красить не жалея воды. И мокрый рисунок обильно посыпали солью.


Если не переборщить с водой, то стряхнув лишнюю соль можно сразу приступать к закрашиванию шаблонов. Я вырезала маленьких пингвинчиков, и детки закрашивали пустое пространство черной гуашью.


Ну, и последний нюанс - белые пузики, вот - антарктическая картина и готова:-) Многие творцы после окончания еще соли добавили, чтобы снежно было:-)


А вот еще идея Антарктической поделки. Камилкина домашняя работа:-)


5. Яйца пингвинов! Активность!


Так просто расстаться с пингвинами было невозможно, поэтому, чтобы немного закрепить тему о том, что они птицы, хоть и не летающие, но тоже несут яйца, выводя таким образом потомство. Живут они большими семьями и выбирают пару на всю жизнь. И на яйцах сидят только самцы. Ну, а мы с детками играли в спасение яичек. На длинном куске обоев я нарисовала следы. Задача была пройти по рисункам след в след (где-то на одной ножке, где-то перепрыгивая) и донести пингвинье яйцо (киндер) на ложке в зубах до пункта назначения:-) Поиграли очень весело!


6. Ученые! Мелкая моторика, сенсорные ощущения!


Антарктида в отличие от Арктики - это материк, большАя часть когда-то единой земли Гондваны. Этот материк единственный, который никому не принадлежит, и на котором не живут люди. Единственные, люди, кто какое-то время проводит в этом суровом климате - ученые, которые приезжают на Южный Полюс в поисках новых знаний, в том числе и о той плодородной и богатой растениями и животными земле, которой была Антарктида до того, как разломилась Гондвана. Самый распространенный способ изучения - вырубка ледяных цилиндров, изучение которых может помочь сделать интересные открытия или обнаружить неожиданные находки.

Мои детишки тоже искали секреты в ледяных сосульках, которые получились из силиконовых икеевских формочек. В середине каждой был необычный камушек, для этого я замораживала лед в два этапа. Размораживали юные ученые свои мини-цилиндры при помощи теплой воды, соли, шприцов и ложек. И очень гордились находками:-)

7. Метеориты! Мелкая моторика!


Антарктида - лидер по части находок метеоритов! И это неудивительно, ведь заметить черное на белом всегда легче, чем, например, на зеленом или коричневом:-) Ученые очень активно изучают все находки. Вот и мои юные исследователи взяли на себя смелость доставить образцы в исследовательский центр. Я подготовила для них две коробки с материалом: в одном сухой снег из манки и соли, а во второй - любимая смесь из крахмала и подсолнечного масла. В каждом ящике куча камушков-метеоритов, трогать руками их нельзя, нужно использовать инструменты. Для сухой смеси - просеивающие ситечки из фикс-прайса для чая, а для густой - щипцы, тоже из фикс-прайса.


А это наша исследовательская станция - коробка с ячейками, можно было скрепить несколько контейнеров для яиц, но у меня нашлась готовая конструкция из под шоколадных зайцев:-)


8. Вулканы. Опыты!



Антарктида, несмотря на морозы, известна так же своими действующими вулканами. Эребус - самый большой из них. И именно его я воссоздала для деток с помощью мокрой соды плотно утрамбованной в пластиковый стакан. Вызывали мы извержение подкрашенным акварелью яблочным уксусом сначала с помощью пипеток, а потом уже черпали ложками:-) И, конечно,эта была самая эффектная часть нашего приключения:-)


9. Сухие долины и космонавты. Активность!


На Южном полюсе есть удивительные места - сухие долины, где по исследованиям ученых больше 2 млн.лет не выпадало осадков. Там не выживают животные, там голая земля и замерзшие соленые озера. Это самая большая и сухая пустыня в мире, даже Сахаре до нее далеко. Необычный климат этого места привлекает сюда космонавтов, ведь он отчасти похож на климат Марса, и именно здесь периодически проходят испытания новые модели NASA. С детками эту информацию мы обыгрывали с помощью шариков, на которых они нарисовали своих космонавтов. Задача была не дать шарикам как можно дольше опуститься на пол!

10. Полярное сияние! Впечатления!


Ну, и последнее, что мы сделали с моими юными исследователи - это создали свое собственное южное сияние при помощи бенгальских огней в темноте! Писку, визку и восторгов было, конечно, масса:-)


Приключение наше закончилось, но игровой вечер продолжался. Дети никак не могли расстаться с Антарктидой и однажды почувствовав себя учеными уже не хотели расставаться с этой ролью, поэтому они еще долго играли со снежными коробками, смешивали их состав, добавляли к содовыми вулканами... А большинство ребят еще и попросили забрать получившиеся химические составы к себе домой, и мы завернули им кусочки Южного полюса в боксы для еды:-)))
Вот такое яркое путешествие-приключение у нас получилось! Буду очень рада, если наш сценарий пригодится и вам! Ярких вам игр и незабываемых впечатлений!

Антарктида — первое, что приходит нам в голову, если мы видим землю сплошь покрытую льдом. Она расположена в Южном полушарии и является самым южным материком.

Официально Антарктида была открыта в 1820 году в ходе русской кругосветной экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

Только на 2% материка видно землю, остальная поверхность покрыта льдом, который содержит 70% запасов всей пресной воды на планете.

В Антарктиде проживают животные, которые смогли адаптироваться к холодным климатическим условиям, в основном это пингвины и тюлени.

Рядом с ними сосуществуют водоросли, бактерии, грибки и некоторые виды растений. Высота ледяного покрова, покрывающего Антарктиду, достигает 2040 метров, это более чем в 2,5 раза больше средней высоты поверхности всех остальных материков. Вблизи Южного полюса толщина ледяного покрова достигает практически 4000 метров.

Айсберги


Крупнейшие, самые высокие и самые большие айсберги в мире были найдены именно в Антарктиде. Кроме того, B-15, который является крупнейшим айсбергом в мире и имеет 295 км в длину и 37 км в ширину, так же найден в Антарктиде.

Условия, аналогичные Марсу


Было объявлено, что Антарктида похожа на Марс климатическими условиями и многими другими факторами. Здесь, так же, как на Марсе, бывает длительная темнота, нет природных ресурсов, а некоторые сухие долины Антарктиды напоминают пейзажи Марса. Условия настолько похожи, что ученые из Национального научного фонда и NASA используют Антарктиду в качестве модели Марса, проверяя технологии и модели техники, которые в скором времени будут отправлены на Марс.

Только 2 сезона



Антарктида считается самым сухим, холодным и ветреным местом на Земле. Самая низкая зафиксированная температура составляет -89,4 C, а средняя температура составляет -34,4 С. Антарктида считается самой большой пустыней, так как практически лишена осадков. Кроме того, здесь бывает только два сезона — зима и лето. В течение 6 летних месяцев в Антарктиде светит солнце, 6 зимних месяцев она проводит в темноте. Именно зимой размер материка увеличивается, а летом — уменьшается.

Уникальное биоразнообразие





В Антарктиде живет множество других животных, которых можно найти только здесь. Так, проживает только на этом материке. Самые известные жители Антарктиды — пингвины, морские котики и тюлени — здесь находится самая большая популяция этих животных. Императорский пингвин является единственным видом, который размножается зимой. Голубые киты, обитающие в водах Антарктиды, больше по размеру, чем синие киты, живущие в других морях.

Никакой экономики

В Антарктиде существует туризм, но он возможен только на самой окраине материка. Кроме того, рыбаки вылавливают рыбу тоже только у самых берегов. В Антарктиде базируются несколько научно-исследовательских станций, но они занимаются исключительно научной деятельностью. Существует «Антарктический доллар», но он не имеет юридической силы и, следовательно, не может быть использован, как денежная единица.

Никаких правительств


Антарктида считается зоной, свободной от любого вида собственности. Многие страны пытались установить свои права на этот материк, но не получили никакого признания. Антарктида — политически нейтральная земля и может использоваться только в научных целях.

Жизнь человека



Антарктида — материк без населения, так как низкая температура и тяжелые климатические условия не пригодны для постоянного проживания. На материке можно встретить только туристов и научных сотрудников. В 1978 году правительством Аргентины на материк были отправлены семь семейств, чтобы проверить возможность выживаемости на этой земле. Эмилио Маркос Пальма — первый мальчик, родившийся на самой окраине Антарктического полуострова, а Сольвейг Якобсен — первая девочка, увидевшая свет на материке. На острове Кинг-Джордж, около станции Беллинсгаузен, построена Русская Православная Церковь.

Лучшее место для метеоритов


Антарктида является самым лучшим местом для изучения и исследования метеоритов. Первый метеорит был обнаружен в 1912 году. Сегодня Антарктида признана природной галереей разнообразных типов метеоритов.

Не существует стандартного времени

В Антарктиде невозможно установить стандартное время, поэтому ученые, живущие на станциях, следуют часовым ритмам своей страны.

Глобальное потепление



Антарктида сталкивается с серьезными последствиями глобального потепления и разрушения озонового слоя. Если таяние ледникового покрова будет продолжаться такими темпами, в один далеко не прекрасный день вода затопит всю Землю. Глобальное потепление и истощение озонового слоя также вызывает вымирание пингвинов и многих других антарктических видов. Таким образом, мы должны принимать меры, которые помогут снизить разрушение озонового слоя и предотвратить глобальное потепление.

Последнее время, когда нам удаётся выкроить парочку часов из этого самого времени, мы с дочкой говорим про Антарктиду. Кому-то может показаться, что кроме снега и льда там не о чем и говорить, но благодаря проекту «Путешествие вокруг света» у нас столько идей, что играть можно хоть целый месяц. Я же от себя добавляю вот такую Антарктическую сказку:

Храбрый пингвинёнок Пинг

Далеко-далеко, на Южном полюсе, там, где находится материк Антарктида, появился на свет пингвинёнок Пинг. Его мама и папа, вместе со стаей императорских пингвинов приплыли в Антарктиду в начале лета, которое здесь длится полгода. Здесь мамы-пингвины отложили яйца, которые высиживали папы пингвины, здесь и появился на свет Пинг. Вылупились из яиц и другие пингвинята. У каждой пары пингвинов появилось по одному младенцу, за которым поочерёдно ухаживали папа и мама. У соседей-пингвинов тоже вылупился любознательный малыш, которого назвали Вин. С самых первых дней жизни Пинг и Вин вместе играли, вместе подрастали, вместе пошли в пингвиньи ясли. Они стали и не могли прожить один без другого и нескольких минут.

В пингвиньих яслях пингвинята учились правильно ходить, скатываться со снежных гор на животе, плавать и ловить рыбу. Учились они и спасаться от своих врагов: чаек-поморников, морских леопардов и касаток.

Взрослые пингвины предупреждали маленьких пингвинят о том, что в одиночку им ходить опасно, особенно к морю. Плавали пингвинята ещё плохо, а там того и гляди появится касатка или морской леопард. Пингвинята обычно взрослых слушали и везде ходили вместе со стаей. Но как бывает у всех детей, иногда они шалили и делали то, чего не следует, забывая о предупреждениях.

Один раз Вин сказала своему другу Пингу:

— Пошли к ! Посидим на берегу, посмотрим, как рыба в воде плавает.

— Пошли! – согласился его друг.

Так, два маленьких пингвинёнка, одни, совсем без взрослых, отправились в своё первое путешествие к морю.

— Только ты на небе смотри, — предупредил Пинг Вина. Если вдруг появится поморник, нам надо будет быстрее прятаться.

— Хорошо, — кивнул его друг.

В тот день погода стояла просто отличная! Солнышко светило, как никогда. Пингвинята вперевалочку добрались до берега моря и устроились там, на краю льдины. Малыши весело болтали и смотрели на рыбок, резвящихся в воде. Им, конечно, очень хотелось поймать хоть одну, но плавать без взрослых они пока не решались.

— Посмотри, как сверкает лёд на солнце! – воскликнул Вин.

— Красиво…, — произнёс Пинг.

А лёд, и правда, играл и переливался под солнечными лучами. И, конечно, таял, как и положено льду под солнцем. Увлечённые играми и разговорами пингвинята не заметили, как на льдине появилась трещина. Трещина становилась всё больше и больше, пока в какой-то момент кусок льдины, на которой стоял Вин не отломился. Пинг увидел, как его лучшего друга уносит в открытое море.

— Прыгай в воду и плыви к берегу, пока льдина ещё недалеко, — крикнул он Вину.

— Я не могу, я боюсь, — ответил испуганный пингвинёнок.

Понимая, что помощи ждать неоткуда, храбрый пингвинёнок Пинг прыгнул в воду и поплыл вслед за льдиной, на которой стоял его лучший друг. Когда он догнал её и взобрался, льдина оказалась уже достаточно далеко от берега.

— Нам нужно плыть к берегу, — сказал Пинг. – Прыгай в воду вместе со мной. Я помогу тебе.

Несмотря на то, что Вин боялся, он понимал, что это единственный шанс спастись. Ему надо было прыгнуть в воду. Он подошёл к краю льдины, уже собираясь это сделать, как вдруг прямо перед ним возникла страшная зубатая пасть.

— Морской леопард! – воскликнул он.

Морской леопард – страшный зверь, очень опасный для таких маленьких пингвинят. Ему ничего не стоило поймать их на этой маленькой льдине и съесть. Тем более, что Вин не мог пошевелиться от страха. Пинг же, не задумываясь, подскочил к леопарду и стал изо всех сил бить его своим клювом. Хищный зверь опешил. Он совсем не ожидал такой встречи от маленького пингвина. Морской леопард повернул голову к Пингу.

— Видимо, придётся сначала съесть тебя, — произнёс он.

— Вин, Вин, уплывай, — прошептал Пинг своему другу, но тот не знал, что делать. Он не мог оставить Пинга на съедение этому зверю.

Казалось, что пингвинят уже ничего не спасёт, но вдруг произошло чудо. Мощная волна отбросила морского леопарда от льдины, и пингвинята увидели впереди огромного голубого кита, который и был причиной такой сильной волны. Из спины его бил высокий фонтан.

— Кажется, я успел вовремя,- произнёс кит. – Хорошо, что этот зверь не успел причинить вам вреда. Взбирайтесь ко мне на спину, храбрые малыши. Я отвезу вас домой.

Когда родители увидели Пинга и Вина живыми и невредимыми, они не знали что делать: толи ругать их, толи обнимать. Чуть позже вожак стаи произнёс речь.

— Пинг, ты – настоящий герой. Ты спас своего друга. Мы все гордимся тобой! Теперь ты не просто маленький пингвинёнок, а храбрый молодой пингвин. Надеюсь, что произошедшее послужит всем молодым пингвинам хорошим уроком. Никогда нельзя отдаляться от взрослых пингвинов в одиночку. Сила пингвинов – в стае!

Пинг был очень счастлив, что им с Вином удалось спастись. Вин же был горд за своего друга и благодарен ему за спасение. А ещё Пингу досталась самая большая рыба, которой он, конечно, поделился со своим лучшим другом.

Элеонора Рябкова

Холодная сказка -легенда Антарктиды.

Цель: Сформировать представления о географическом положении, климате, животных Антарктиды, повторить особенности строения птиц, провести опыт, доказывающий приспособленность животных к среде обитания. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать у детей умение слушать. Умение познавать. Закрепить умение детей лепить пингвинов, передавая их характерные особенности: форму туловища, головы, опираясь на представления и полученные ранее знания. Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, интерес к результату своей деятельности.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты.

Чтение книг об Антарктиде.

Ход мероприятия:

Ребята сегодня мы с вами узнаем много интересного про самое холодное место на земле.

Я вам расскажу сказку-легенду про Антарктиду. Мы проведем опыт и сделаем коллективную поделку.

Садитесь удобней и ближе друг к другу, чтоб теплее было.

Играет тихая зимняя музыка. Включен зимний ночник.

Сказка-легенда. Антарктида.

Тысячи лет назад около Антарктиды был маленький чудный островок. На нем цвели душистые цветы, летали красивые птицы, на небе всегда была радуга. А вокруг островка в океане плавали льдины и айсберги. И вот однажды к островку прибилась льдина, а на ней лежал бочонок. Внутри бочонка кто-то был. Бочонок катался и пищал на льдине.

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что там?

Игра: развитие мелкой моторики «Найди предмет и отгадай».

Цель. Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки. Массаж ладоней и кончиков пальцев.

Описание игры. В бочонок с разными видами круп спрятано яйцо, а в яйце пингвин. Дети находят яйцо, отгадывают, кто в яйце.

Воспитатель: Ребята давайте откроем яйцо и посмотрим, кто там спрятался!

Но сначала я вам загадаю загадки.

1. Я недавно из яйца, и похож я на птенца.

Что за птица моя мать?

Где ее мне отыскать?

Я не гусь и не павлин.

Догадайтесь - я. (пингвин) .

2. Далеко на самом юге,

Где лишь лед, мороз и вьюги,

Не снимая черный фрак,

В море прыгает рыбак. (пингвин).

Продолжение…

Вдруг из бочонка выкатилось яйцо, а из яйца вылупился пингвиненок.

Вот так на острове появился маленький житель.

Однажды на остров обрушилась такая вьюга, что замело все на острове.

Дыхательная гимнастика: «Вьюга».

Задачи: увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.

Описания гимнастики: Весит мобиль со снежинками. Дети встают в круг и дуют на снежинки.

Продолжение….

Это зима пролетала над Антарктидой, проверяя свои владения. Пролетая над океаном, она увидела островок небывалой красоты, где цвели цветы, пели птицы, и была самая красивая радуга. Зима была возмущена, что на ее белом покрывале вдруг появились цветные краски. Она замела весь остров и забрала радугу.

Увидев, что зима уносит радугу, пингвиненок полетел за ней. Он пытался клювиком ухватиться за радугу, но ему это никак не удавалось. С третьей попытки он поймал хвостик радуги, но тут зима дунула на него, и он полетел вниз в океан.

А зима произнесла заклинание «Пусть пингвины потеряют возможность летать и никогда не смогут подниматься в небо». Здесь будут всегда холода и все покрыто снегом.

Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная-

Царство холода и тьмы

Царство матушки-зимы.

Физминутка:

Бело черные пингвины.

Далеко видны на льдинах.

Вот они шагают дружно.

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки,

И попрыгали немножко.

Руки вверх чуть приподняли

И на коврик побежали.

Продолжение….

Но тут из сугробы выпорхнула птичка, и дрожа от холода тихо произнесла волшебные слова: «Пусть пингвины не будут взлетать в небо, но зато они будут летать в море - ловить рыбу, играть в воде». А чтобы пингвиненку не было одиноко, у него будет много друзей. Они не замерзнут, у них будет шубка, которая не промокает и согреет даже в самый лютый мороз. И вместо украденной радуги их будет радовать цветной занавес.

Воспитатель: Ребята отгадайте, что это за занавес?

Даже летом снег не тает,

Солнцу силы не хватает!

Небо радугой цветной

Наряжается порой!

Что за чудо-одеянье?

Это - северное сияние.

Опыт-эксперимент: «Теплая шубка для пингвина».

Цель: стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов. Воспитывать познавательный интерес детей к окружающим нас явлениям и предметам. Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Описание экспериментального опыта: ватные шарики обмакиваем в масло и опускаем в воду.

Продолжение….

Все так и получилось.

Антарктида стала самым холодным местом на земле, так решила зима.

На глобусе Антарктида обозначена белым цветом, цветом снега, льда, холода. Теперь там нет цветов, и никогда не бывает тёплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идёт снег, и метут метели.

Антарктида, Антарктида! Холодна ты даже с виду,

Ты на глобусе цветном, ледяным лежишь пятном.

Но там остался наш пингвиненок у которого появились друзья, как и обещала птичка.

Пингвины играют, ловят рыбу и любуются северным сиянием.

Вот и нашей сказке-легенде подошел конец.

Давайте попробуем сделать этот волшебный остров. Слепим пингвинов и поселим их туда.

НОД. Лепка.

Цель: знакомить детей с пластилином и его свойствами. Формировать у детей интерес к лепке.

Задачи: закреплять знания детей о животных и птицах Антарктики, о пингвинах.

Развивать фантазию, творческие способности, память. Учить детей лепить пингвина из четырех частей (голова, тело, два крыла)

развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Играет тихая музыка, ребята лепят пингвинов.


Заключение:

Мы теперь знаем, что пингвины- птицы, а летать не умеют. Зато отлично ныряют и плавают и не мерзнут. Живут в северных широтах, где есть волшебный занавес «Северное сияние».

Публикации по теме:

Тема: «Снеговик» Конспект НОД средней группы с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Автор-составитель: Нарожная О. А. ,.

Задачи: Расширять знания детей о празднике «День Матери», упражнять детей в умении подбирать слова-признаки, закреплять умение отвечать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Моя семья» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе