Образовательная программа не включает в себя. Основная образовательная программа общего образования

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать

Основные образовательные программы

О реализуемых образовательных программах

В соответствии с действующей лицензией , МБОУ "Самусьский лицей" реализует идеи открытого непрерывного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профильного образования. За лицеем Учредителем закреплен микрорайон: п. Самусь, д. Семиозерки, д. Кижирово;

Что такое образовательная программа? Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответствующего уровня и направленности, а с другой - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения; содержит комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, иных компонентов.

Чему необходимо научить современного школьника? Реальность XXI века - непрерывное образование в течение всей жизни от задачи к задаче, от опыта к опыту. Пытаться угнаться за быстро меняющимися требованиями рынка труда и социума в информационном мире, вооружившись полученным ранее знанием, практически не возможно, следовательно, необходимо менять подход к ценностям, содержанию образования и технологиям обучения: не передать некий объем знаний, накопленный человечеством, а научить учиться, учиться самостоятельно. Главное требование, которое предъявляется выпускникам школ, - умение работать с информацией - умение ее находить, анализировать, преобразовывать.

Образовательные программы МБОУ "Самусьский лицей имени академика В.В.Пекарского" представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом:

  • образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; - основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования);
  • программу развития учреждения.

Образовательные программы обеспечивают:

  • освоение предметных знаний, умений и навыков через программы учебных предметов, курсов, модулей;
  • освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе и неаудиторные формы образовательной деятельности: урочные, проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части учебного (образовательного) плана лицея;
  • практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественнополезного социального опыта через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности.

Таким образом, в основу деятельности лицея положены основные образовательные программы трех ступеней образования, последовательное освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить аттестат о среднем (полном) общем образовании, а также на всех уровнях образования лицей реализует - дополнительные общеобразовательные программы (нормативный срок освоения устанавливается в зависимости от реализуемой программы) следующих направленностей: научно-техническая; физкультурно-спортивная; художественно-эстетическая, эколого­-биологическая, социально-педагогическая;

В МБОУ "Самусьский лицей" НЕ РЕАЛИЗУЮТСЯ , т.к. не предусмотрены Уставом:

  • Основные профессиональные образовательные программы.
  • Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

В лицее реализуются следующие образовательные программы:

Вид образовательной программы Уровень образовательной программы Наименование образовательной программы Нормативный срок освоения
Основная общеобразовательная Основная образовательная программа начального общего образования (2.1 МБ) 4 года
Основная общеобразовательная (3.92 МБ) 5 лет
Основная общеобразовательная Основная образовательная программа среднего общего (полного) образования (311.7 КБ) 2 года
Дополнительные общеобразовательные устанавливается в зависимости от реализуемой программы

Описание образовательных программ

Обязательным для каждой образовательной области является:

  • теоретический материал - представление ведущих идей и понятий, описывающих данную человеческую практику, историческое развитие основных предметно-деятельностных линий в этой сфере, способы и формы осуществления данной практики в современном мире, прогноз перспектив развития данной практики человеческой деятельности;
  • практическую работу (пробу) учащегося в данной сфере – реализацию творческого замысла, проведение исследования, разработку и реализацию проекта, работу с моделями, демонстрирующими отдельные элементы или сферу в целом;
  • рефлексивно-аналитическую работу учащегося (самостоятельно, или с тьютором, или с научным консультантом) – формирование целостного видения предмета, системной организации предмета, понятийных взаимосвязей и тематических обусловленностей, иерархии знаний и т.д.)

Начальное общее образование (1-4 классы, ФГОС)

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Самусьский лицей» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Целями основной образовательной программы начального общего образования являются:

Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
  • расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания и умения учиться, т.е. постоянное расширение границы своих возможностей;
  • для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей, в котором осуществляется образовательный процесс. Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом МБОУ «Самусьский лицей» и соответствуют требованиям Закона «Об образовании в РФ», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.

Цель программы: Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Основные образовательные программы начальной школы реализуются через:

  • набор обязательных учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, технологии творчества (музыка, ИЗО, хореография, словесное творчество и др.), физическая культура);
  • развивающих курсов и образовательных модулей по выбору школы и семьи (например, логика, театр, (второй) иностранный язык и др.);
  • внеучебной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии и т.д.).

Основное общее образование (5-8 классы, ФГОС), 9 классы

Основная образовательная программа основного общего образования , с одной стороны, обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста.

В основу образовательной программы положены следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации образования. Является основополагающим принципом деятельности, предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие обучающегося.
  2. Принцип развивающего обучения. Современная наука выделяет два уровня развития ребенка: актуальный и зону ближайшего развития. Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип индивидуализации обучения. Под индивидуализацией обучения понимается:
    • учет уровня развития и способностей каждого обучающегося;
    • формирование на этой основе личных планов развития и обучения;
    • программ стимулирования и коррекции способностей;
    • формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития каждого обучающегося;
    • повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
  4. Принцип дифференциации обучения. Под дифференциацией обучения понимается такая структура школы, при которой всецело учитываются индивидуальные способности обучающихся. Дифференциация обучения предполагает формирование групп внутри класса, классов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
  5. Принцип целостного образования. Под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения и воспитания обучающихся, сбалансированность отраслей знания в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
  6. Принцип непрерывности. Действует как фундаментальная основа организации целостной системы образования с 1 по 11 класс. Этот принцип формирует необходимые самостоятельные навыки, мотивацию продолжения образования.

Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения образовательной программы, сориентированы на личность ребенка, создание в гимназии условий для развития его способностей, внутреннего духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов и родителей.

Целями основной образовательной программы основного общего образования являются: Созданий условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Основные образовательные программы основной школы реализуются через:

  • набор образовательных областей (филология, математика и информатика, естествознание, обществознание, искусство, информационные и гуманитарные (исследование, проектирование, моделирование и т.д.) технологии, здоровье);
  • систему развивающих курсов, образовательных модулей, тренингов по выбору школы и семьи (например, тренинг командного взаимодействия, второй (третий) иностранный язык и др.);
  • систему внеучебной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии, полевые практики и т.д.).

В основную образовательную программу 8-9 классов включается также специальная работа учащегося с тьютором по составлению портфолио, выбору будущего профиля обучения/профессиональной подготовки, разработке индивидуальной образовательной программы на следующую ступень образования.

Среднее общее образование (10-11 классы)

Основная образовательная программа является нормативно-управленческим документом МБОУ «ГСамусьский лицей», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Назначение настоящей образовательной программы – организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов.

Образовательная программа определяет:

  • цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
  • учебно-методическую базу реализации учебных программ.

Программа разработана с учетом особенностей МБОУ «МБОУ Самусьский лицей», образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.

Образовательная программа обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего общего образования, дальнейшее становление и формирование личности обучающихся, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Целями основной образовательной программы среднего (полного) общего образования являются:

Выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для получения школьниками качественного современного образования:

  • позволяющего выпускнику поступить и успешно обучаться в выбранном вузе;
  • позволяющего занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию;
  • для социального и образовательного самоопределения старшеклассника;
  • для получения старшеклассником социального опыта.

Основной образовательной программой старшей школы является индивидуальная образовательная программа учащегося. Образовательная программа образовательного учреждения на третьей ступени общего (полного) образования должна обеспечить реализацию индивидуальных образовательных программ учащихся.

Индивидуальные образовательные программы учащихся старшей школы должны продолжить формирование и развитие общекультурной компетентности и сформировать предпрофессиональную и методологическую компетентность учащихся – теоретическое и практическое освоение ключевых сфер деятельности современного человека, в которых предстоит действовать выпускникам общеобразовательной школы, а также выбор и применение способа освоения этих сфер (творчество, исследование, проектирование, моделирование и т.д.).

Индивидуальные образовательные программы старшеклассников реализуются через:

  • набор обязательных учебных предметов (русский язык, история России, физкультура);
  • набор образовательных областей, соответствующих ключевым сферам деятельности современного человека (политика и управление, экономика и предпринимательство, социальные коммуникации, знаниевые и знаковые системы (в том числе и наука, и языки), искусство, технологии.);
  • набор профильных предметов и элективных курсов по выбору учащегося (например, традиционные предметы: литература, математика, естествознание, языки и др.; метапредметы: «знак», «проблема», «человек», «время» и др.);
  • систему предпрофессиональных (стажерских) практик;
  • систему развивающих курсов, образовательных модулей, деловых игр, тренингов по выбору учащегося;
  • систему внеучебной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии, полевые практики, проведение исследований, реализация социально-культурных проектов и т.д.);
  • систему тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы, систему работы с портфолио, набор рефлексивных ситуаций (сессий, консультаций, написания эссе и др.).

Анализ основных образовательных программ, размещённых на официальных сайтах образовательных организаций, в очередной раз подтверждает, что уровень компетентности должностных лиц, отвечающих за вопросы разработки тех или иных локальных актов ОО, в том числе основной образовательной программы, крайне низок. Главная проблема — отсутствие правовой культуры в работе с нормативно-правовыми актами.

Многочисленные мониторинги и контрольные мероприятия, проводимые уполномоченными органами исполнительной власти в сфере образования, дают право указать на распространённую ошибку образовательных организаций при разработке основной образовательной программы — копирование текста примерной образовательной программы соответствующего уровня образования без последующей «адаптации» под свою образовательную организацию. В документах некоторых образовательных организаций не удаляется даже само слово «примерная» основная образовательная программа (примерный учебный план, примерный календарный учебный график и т. д.). Обратите внимание, что Закон разводит понятия «Примерная основная образовательная программа» и «Образовательная программа»:

  • примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
  • образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Вывод 5. Образовательная организация реализует основную образовательную программу (соответствующего уровня образования), а не примерную основную образовательную программу. Проверьте в своих документах!

В ходе разработки примерных образовательных программ с их последующим одобрении Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию при Российской академии образования были использованы первоначальные тесты соответствующих приказов Минобрнауки России, которыми были утверждены ФГОСы соответствующего уровня образования. Однако в образовательные стандарты иногда вносятся изменения, а в примерные образовательные программы, к сожалению, разработчики их не вносят, т. е. на сайте http://fgosreestr.ru/ размещены примерные основные образовательные программы, которые не учитывают изменения ФГОС. К чему это приводит:

  1. Несоответствие названий предметов и предметных областей.
  2. Несоответствие требований к структуре рабочих программ учебных предметов (курсов, дисциплин и т. д.).
  3. Вносимые изменения в федеральный государственный образовательный стандарт не отражаются в образовательных программах образовательных организаций (не вносятся изменения в текст самого документа, а также не принимаются локальные акты ОО, которыми вносятся необходимые изменения (приказы, протоколы педагогических советов и т. д.).

Ярким примером является распространённая ошибка в названии предметных областей. Предметная область «Филология» исчезла из стандартов ФГОС НОО и ФГОС ООО ещё 31 декабря 2015 г., но в образовательных программах, учебных планах образовательных организаций данная ошибка допускает и по сей день.
В примерной основной образовательной программе начального общего образования указано

Вариант 1


В основной образовательной программе НОО, учебном плане образовательной организации должно быть (без слова примерный )

В примерной основной образовательной программе основного общего образования указано

Вариант № 1


В основной образовательной программе ООО, учебном плане образовательной организации должно быть (без слова примерный )

В части 7 ст.12 Закона сказано, что «организации , осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ». Таким образом, законодатель указывает на неукоснительное соблюдение требований ФГОС, а про примерные основные образовательные программы сказано «с учётом». Таким образом, ещё раз акцентируем внимание, что первоисточником для образовательной организации является ФГОС.

По вопросу несоответствия в некоторой части примерных основных образовательных программ требованиям ФГОС было направлено письмо в Российскую академию образования (Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию одобряет примерные основные образовательные программы). В официальном ответе Российской академии образования сказано, что наши «аргументы и сведения, содержащиеся в Вашем обращении, будут приняты к сведению и учтены в дальнейшей работе».

А пока аргументы и сведения не учтены в работе, рекомендуем:

  1. Проверить и привести в соответствие с требованиями ФГОС документы образовательной организации, в которых указывается ссылка на ФГОС соответствующего уровня.
  2. Внести необходимые изменения в соответствии с установленным в образовательной организации Порядке.

Помните! Надзорные органы в своей деятельности руководствуются требованиями федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования, а не примерными основными образовательными программами.

А как у вас обстоят дела с точки зрения соответствия документов, разработанных образовательной организацией, относительно учебного предмета «Астрономия»?

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

  • 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
  • 2) основные профессиональные образовательные программы:
    • а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
    • б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
  • 3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учётом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учётом их уровня и направленности (в части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Образовательная программа - это официальный документ учреждения, который определяет содержание учебной деятельности на всех направлениях и уровнях независимо от формы собственности, уровня аккредитации, количества учащихся и прочих факторов. ФГОС формирует образовательный минимум содержания программы, на основании которого впоследствии разрабатываются учебные программы по отдельным дисциплинам. В школах и вузах хорошо знают, что такое образовательные программы , которая подразделяется на:

  • общеобразовательные (начального, основного и среднего образования);
  • профессиональные.

Что такое образовательная программа: нормативная база понятия

Образовательные программы - нормативные документы, разрабатываемые на базе ФГОС и регламентирующие взаимодействие учителя и учащегося в рамках индивидуально-личностного подхода, принципа системности и последовательности и с учетом динамики развития и мотивации к обучению. Образовательные программы не включают детальную разработку уроков и занятий: эта работа уже ложится на плечи учителей и преподавателей. Они содержат ключевые характеристики образования (содержание, объем материала и планируемые результаты), форм аттестации и необходимых организационно-педагогических условий, а потому призваны:

  • формировать общую культуру личности, способствовать социальному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию подростков;
  • создавать базу для саморазвития, осознанного выбора жизненного пути и дальнейшей профессиональной деятельности;
  • оптимизировать процесс адаптации учащихся в обществе;
  • оказать содействие в развитии творческих способностей учащихся, сохранении и укреплении их физического и психического здоровья.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют, что такое образовательная программа , а также регламентируют требования к соотношению обязательной и формируемой участниками образовательных отношений частей, к результатам освоения, материально-техническим, кадровым, учебно-методическим, финансовым и прочим условиям реализации программ. Помимо положений ФГОС структуру и содержание, а также другие требованиям к образовательным программам определяет закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Следовательно, на федеральном уровне составляются примерные образовательные программы (для общеобразовательных школ - примерные основные образовательные программы), на основании которых учителя или представители школьной администрации в дальнейшем составляют и утверждают основные образовательные программы (далее -ООП).

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о разработке и внедрении образовательных программ учреждения помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Образовательная программа: что эксперты проверят на аккредитации (образовательная деятельность)
- Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования (планирование и организация)

Примерные образовательные программы - это рекомендательные документы, которыми пользуются разработчики авторских программ. Они служат ориентиром, вариацией внедрения требования ФГОС к содержанию образовательного процесса. Примерные ОП не могут служить в качестве рабочих программ, поскольку не систематизируют материал по темам и отдельным годам обучения. Они разрабатываются уполномоченными госорганами по всем предметам базисного учебного плана с учетом требований ФГОС и следуют важным дидактическим принципам:

  • природосообразности - соответствия материала, форм работы и последовательности их использования психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • преемственности уровней образования и формирования готовности к самостоятельному и дальнейшему обучению, реализации метапредметных связей;
  • интеграции теории и практики, направленности на формирования основных компетенций;
  • коммуникативности, взаимосвязи развития, обучения и воспитания, необходимой для социокультурного роста школьников.

Образовательная программа школы - это такой документ, что интегрирует внеурочную и урочную деятельность, определяет стратегические цели, реализует образовательную стратегию учреждения для всестороннего развития учащихся и раскрытия их потенциала. Выделяют следующие уровни освоения ОП школы:

  • общеразвивающие - направлены на общее развитие ребенка, на расширение его знаний о себе, социуме и природе, здесь педагог должен удовлетворить познавательные потребности учащихся, дать ему необходимую информацию конкретно по выбранному курсу, разить его коммуникативные способности и умение работать в группах;
  • специализированные - направлены на развитие способностей детей, которые имеют задатки к изучению некоторых наук, предполагает овладение учениками компетентности в конкретной области знаний;
  • профессионально-ориентированные - помогают выбрать будущую профессию ученикам старших классов, определить у них склонности к этой профессии, учат видеть проблему и находить пути ее решения, на этом уровне учащиеся знакомятся с разновидностями профессий, чтобы найти, близкую по душе себе, и максимально изучить ее еще в школе.

Разновидности образовательных программ образовательного учреждения

Образовательная программа образовательного учреждения - документ, который отражает социокультурную миссию учреждения, а также объединяет основные и дополнительные программы, воплощение которых необходимо для достижения планируемых результатов обучения. Проанализировав содержание документа, не сложно разобраться, что такое образовательная программа образовательного учреждения и выделить две разновидности - основные и дополнительные.

  1. Основные ОП - документы, регламентирующие условия организации учебно-воспитательного процесса, содержание учебного плана и календарного учебного графика, программ внеурочной деятельности и рабочих программ учебных дисциплин и курсов. ООП школы разрабатывается на базе примерной ООП, учитывая образовательные потребности учащихся, национальные, региональные и этнокультурные особенности, тип образовательного учреждения, кадровое обеспечение и его материально-техническую базу. Основные занимают намного больше учебного времени, и являются едиными для учащихся, они обязательно соответствуют стандартам образования.
  2. Дополнительные ОП - направлены на осуществление запросов участников образовательных отношений, которые выходят за рамки содержания основной программы. Дополнительные не ставит перед собой цель соответствовать федеральным стандартам. Они направлены на развитие личности, на удовлетворения ее образовательных потребностей, именно поэтому они связаны с предоставлением образовательных услуг.

Помимо двух ключевых разновидностей, различают и другие типы образовательных программ. Каждое учебное учреждение свободно в выборе ОП. Министерство может давать рекомендации к выбору, но обсуждение, рассмотрение и принятие конкретной программы осуществляется им самим. Руководство и коллегиальные органы выбирают из предложенных вариантов те, которые смогут реализовать конкретно в своем учреждения, исходя из возможностей, кадровой, методической и материально-технической базы, уровня подготовленности преподавательского коллектива и интересов общественности.

Сегодня как никогда педагоги свободны в выборе программ для реализации. Это условие позволяет каждому проявить свои творческие способности, разрабатывая авторские документы. Основные образовательные программы определяют лишь базу знаний, поэтому все педагоги могут на свое рассуждение выбирать способ подачи материала, демонстрационные средства, формы и методы работы с учащимися, самостоятельно разработать ОП для одного или несколько интегрированных курсов.

Типы дополнительных образовательных программ:

  1. Типовые - разработанные и принятые Министерством образования документы, которые могут внедряться в каждой школы, используются как база при составлении других ОП, рекомендуются к использованию соответствующими органами.
  2. Модифицированные - базируются на типовых ОП, но имеют некоторые отличия: учитель по-своему распределяет количество учебного материала, учитывая особенности учреждения, результат проверятся по базовым критериям оценки и по результатам олимпиад, конкурсов, выставок, отчетных концертов.
  3. Экспериментальные - это инновационные наработки, которые реализуются локально, их цель - разработка новых технологий при работе с детьми, они направлены на внедрение в учебный процесс современных форм и методов подачи материала, после успешного прохождения эксперимента они получают статус авторских, и могут использоваться всеми учреждениями.
  4. Авторские образовательные программы - это разработанные одним или группой педагогов документ, который отличается оригинальностью и актуальностью, в нем заложены самые острые проблемы современного общества и пути их решения, здесь есть гипотеза, критерии результатов на промежуточном и конечном уровнях, цели и задачи проекта. Авторские программы часто используются в качестве дополнительных для более детального и тщательного освоения материала курса на факультативных занятиях. Такие программы учитывают логику подачи материала, актуальные законодательные нормы и методические рекомендации.
Авторская образовательная программа в педагогике - это, в первую очередь, способ воплощения опыта работы, собственных наблюдений и изучения наследия педагогов. Если учитель разработал ее, то это является большим плюсом к его резюме, и открывает перед ним новые перспективы. В авторских программах может быть предложен собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и навыков школьников. Сегодня выделяют такие формы организации авторских разработок:
  • интегрированные - изучаются в едином ключе несколько отраслей знаний, объединенных между собой по смыслу (такая форма знакомит учеников с практической стороной учебных дисциплин, позволяет понять, что все в мире взаимосвязано, учитель может интегрировать уроки, например, изучая определенные понятия, предложить учащимся изобразить их, объединив несколько дисциплин в рамках одной темы);
  • модульные - состоят из несколько больших по охвату знаний тем, объединенных логической взаимосвязью, модули изучаются отдельно друг от друга, а по окончанию каждого из них ученики должны уметь оперировать базовыми понятиями, решать нестандартные задачи, применять полученные знания на практике.

Школа обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Индивидуализация образовательной деятельности направлена на достижение поставленной конкретной учебной цели или образовательной задачи, которая удовлетворяет потребностям, интересам и способностям учащегося. В ходе разработки индивидуальной образовательной траектории целевым ориентиром служат планируемые результаты и компетенции, которые должны быть достигнуты учащимся по итогу обучения.

Структура образовательной программы школы по ФГОС

Образовательная программа образовательного учреждения - это такой документ, который в своей структуре объединяет обязательную и вариативную части. Последняя чаще всего составляет незначительную долю от общего объема материала и формируется, исходя из образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений. Соотношение вариативной и обязательной частей предполагает суммирование компонентов программного материала.

В зависимости от ступени обучения соотношение вариативной и инвариантной частей ОП может меняться:

  • в начальной школе обязательная часть программы составляет 80 %, а вариативная - 20 %;
  • в среднем звене - пропорция меняется на 70 / 30 %;
  • в старшей школе - обязательная часть ОП составляет 60 %, а формируемая участниками образовательных отношений - оставшиеся 40 % объема.

Вариативная часть программа отражает не только образовательные потребности учащихся, но и профессиональные запросы педагогического коллектива, социальные запросы родителей школьников или их законных представителей.

Независимо от типа и предназначения образовательных программ, все они имеют схожую структуру:

  • пояснительная записка - вступительный раздел, в котором дается основная информация о целях и задачах документа;
  • ожидаемые результаты - перечень навыков и умений, универсальных учебных действий и компетенций, которыми должны овладеть учащиеся по итогам освоения программы;
  • учебный план - раздел, на основании которого педагоги осуществляют календарно-тематическое планирование, распределяя содержание учебной дисциплины;
  • блок универсальных действий - обязательная часть, которую проходят все обучающиеся без исключения;
  • блок вариативных предметов и курсов, администрация или общественность выбирают между вариативной составляющей;
  • часть, касающаяся воспитания учеников или студентов;
  • блок о формировании экологической культуры и ЗОЖ у обучающихся;
  • коррекционная часть - методы и формы работы, направлены на коррекцию результатов обучения;
  • критерии оценки - их должен знать обучающий, чтобы всегда максимально объективно оценивать результат работы своих учеников или студентов;
  • внеурочная деятельность - направлена на реализацию ОП;
  • условия, при соблюдении которых гарантируется выполнение ОП.

Учебный план - раздел ОП, отвечающий на реализацию требований ФГОС, является одним из ключевых в документе. Важно уточнить, что в одной основной программе может быть один или несколько учебных планов, которые также состоят из вариативной и инвариантной частей. В обязательной части указываются перечни учебных дисциплин, освоение которых необходимо для реализации ООП, уточняется учебное время по годам обучения. В инвариантной части плана, призванной реализовать частные образовательные потребности школьников, указывают дисциплины и курсы, удовлетворяющие языковые, академические, этнокультурные и прочие потребности учащихся. Это может быть как углубленное изучение учебных предметов из основной части, так и курсы внеурочной деятельности, дополнительных дисциплин, удовлетворяющих интересам учеников и их родителей.

В высших учебных заведениях, где точно знают, что такое образовательная программа образовательной организации , она разрабатывается для каждой специальности, и содержит такие разделы:

  • учебный план;
  • рабочая программа для конкретного курса;
  • материалы, направленные на воспитание личности студента, формирование у него социальных навыков;
  • график прохождения учебной и производственной практик;
  • учебный график;
  • учебно-методическая документация, направленная на реализацию технологий обучения.

Этапы разработки образовательной программы школы

Образовательная программа по ФГОС - это такой документ, что обеспечивает реализацию образовательных потребностей общества, родительского и педагогического сообщества. В современной педагогической практике используется два подхода к разработке образовательных программ:

  • компетентностный - документ ориентирован на формирование у выпускников определенных компетенций, навыков, умений и знаний, которые необходимы для успешной адаптации в обществе, выборе профессиональной деятельности и саморазвития (программы такого типа отличает вариативность, индивидуальная направленность);
  • модульный - гибкая система построения содержания образования, которая направлена на удовлетворение индивидуальных запросов родительской и ученической общественности.

Поскольку каждая образовательная программа - это хорошо структурированная и комплексная педагогическая система, проектирование ее предполагает реализацию трех основных этапов:

Этап Ответственные лица Характеристика
Диагностический (предварительный) Администрация школы, рабочая группа, педагогический коллектив На первом этапе разработчики мониторят потребности участников образовательных отношений, изучают возможности учреждения для реализации социального заказа, а после анализируют полученную информацию, чтобы программа была актуальной, соответствовала требованиям стандарта, не имела аналогов, обеспечивала достижение планируемых результатов и поставленных целей. Администрация школы оценивает мотивированность коллектива, методическую и финансовую базу, формирует рабочие группы.
Технологический (основной) Рабочие группы, педагоги-предметники Наработанный материал структурируется. На основном этапе осуществляется целеполагание - определение планируемых результатов (системы целевых установок и набора компетенций), которые должны быть достигнуты по итогам освоения программы, подходов и принципов формирования структуры документа. На этом этапе определяют критерии оценки планируемых результатов, условия реализации образовательной программы (материально-технические, финансовые, кадровые, учебно-методические и прочие), объем учебной нагрузки с учетом использования интерактивных и инновационных форм работы, проводят предварительную экспертизу раздела. Без этого невозможен эффективный ход управления образовательным процессом.
Корректирующий (заключительный) Администрация школы, рабочие группы Внешняя оценка модели проектируемой ОП и корректировки ОП по результатам ее освоения на уровне родительского сообщества. Внутренняя экспертиза (на уровне педагогического коллектива).

На этапе проектирования образовательных программ руководители сталкиваются с недостаточной мотивационной готовностью педагогических работников (педагоги не готовы к методической работе и реализации основной программы). Помимо этого не принимаются во внимание или учитываются не в полной мере интересы участников образовательного процесса, школьников и их родителей. В ходе проектирования текста документа затруднения возникают с формулировкой целей и задач, определением планируемых результатов, выбора критериев оценивания, в том числе для отслеживания метапредметных и личностных результатов.

Нужно сказать, что образовательная программа - это такой нормативный документ, без которого не будет выполнять свои функции ни одно учебное учреждение. На каждом этапе создания документа члены рабочей группы и представители школьной администрации должны учитывать требования ФГОС и методических рекомендаций.