Рост продолжительности образования. Образование в современном мире

1. Сущность образования . Образование – процесс и результат передачи от поколения к поколению знаний, умений и ценностей. Образование включает обучение (передача знаний и умений) и вос­питание (передача ценностей).

2. Виды образования:

· По способу организации: – институциональное (очное, очно-за­очное, заочное, семейное, экстернат, дистанционное) и самообразова­ние

· По финансированию – бюджетное и внебюджетное

· По уровню – дошкольное, общее (начальное, основное, среднее полное), профессиональное (начальное, среднее, высшее, послеву­зовское).

· По направленности: социально-гуманитарное, естественное, техническое, математическое, духовное…

· По юридическому статусу: государственное и негосударствен­ное, но, в любом случае, на основе государственных образователь­ных стандартов и государственной лицензии.

3. Принципы образования в РФ : общедоступность, светскость, демократизм управления, гуманистический характер, единство и многообразие (сочетание федерального, регионального и местного компонентов).

4. Тенденции развития современного образования:

Тенденция Ее сущность
Демократизация системы образования Во многих странах ликвидирована неграмот­ность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступ­ным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
Рост продолжительности образования Современное общество нуждается в высококва­лифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образова­ния В условиях научно-технической революции ра­ботник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образова­ния Внимание школы, педагогов к личности учащего­ся, его интересам, запросам, индивидуальным осо­бенностям
Гуманитаризация образо­вания Повышение роли общественных дисциплин в об­разовательном процессе - таких, как экономиче­ская теория, социология, политология, основы пра­вовых знаний
Интернационализация процесса образования Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем (например Болонский процесс в Европе)
Компьютеризация про­цесса образования Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационного масштаба

Функции образования



Экономические: формирование профессиональной структуры об­щества, приносит доход как самому человеку, так и государству, дает возможность профессиональной самореализации; люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использо­вать их в профессиональной деятельности

Социальные : социализация, воспроизводство социальной структу­ры общества, шкала социальной стратификации, канал социальной мобильности

Культурные – формирует мировоззрение, иной взгляд на мир, поз­воляет использовать достижения культуры для дальнейшего развития как отдельного человека так и общества в целом

В современном обществе роль образования непрерывно растет. Сож­ность и постоянные изменения общественной жизни требуют от человека не только высокого уровня знаний и умений но и способно­сти и постоянной готовности к их совершенствованию.

Религия

Что такое религия?

А. Проблема определения. Термин происходит от лат глагола religare – связывание

Варианты определений:

«вера в сверхъестественное»? – но и НЛО сверхъестественное

«вера в Бога» ? – но в конфуцианстве бога нет

вера – это субъективная убежденность человека в чем либо, на основе личной значимости, не требующая доказательств (но можно верить в дружбу, в любовь, в коммунизм).

Зависимость от убеждений человека:

«опиум для народа» – атеисты

«общение с Богом» – верующие

Б. Структура

В итоге лучше всего определять религию через е ё структуру – это совокупность догматов (положений); чувств (вера), действий (культ) и организаций (община, секта, конфессия, церковь), с помощью которых осуще­ствляется связь людей с потусторонним миром

В. Теории происхождения религии. Время появления – верхний па­леолит. Рождается из мифа. Версии происхождеия: теологическая, психологическая, материалистическая, социологическая.

Виды религий

По историческому признаку религии делят на 3 вида:

А. Первые формы религии

В первобытном обществе возникают такие формы религиозных представлений как тотемизм (вера в связь с божественным предком), фетишизм (вера в свойства предметов), анимизм (вера в духов и душу) и магия (вера в возможность действиями повлиять).

В первых цивилизациях – языческая религия (=политеизм – многобожие) – много богов, но каждый имеет четкие очертания – вид, характер, историю, сферу действия. Формируется пантеон богов – их общая совокупность и иерархия. Боги являются олицетворени­ем явлений природы, предков и общественной жизни. Выделяется главный.

Складывается единобожие первая попытка – Атон в Египте. Первой монотеистической религией признан иудаизм (культ бога Яхве)

Б. Исторические религии сначала возникают как национальные, но потом некоторые из них переходят границы государств и превраща­ются в мировые.

Национальные религии : индуизм, джайнизм – религия индусов, иудаизм – религия евреев, синтоизм – религия японцев, конфуци­анство и даосизм – китайские религии; зороастризм – религия пер­сов.

Мировые религии крупная общность людей, наличие последова­телей во многих странах и среди различных народов. Под такие кри­терии подходят христианство, ислам, индуизм, буддизм и иудаизм (ЮНЕСКО). В России принято выделять три мировые религии – буд­дизм, христианство и ислам. (учитываются дополнительные крите­рии – религия не может служить признаком национальной принад­лежности (как в иудаизме); в ней должна быть сложена достаточно четкая философская школа (нет в индуизме), она должна оказывать существенное влияние на ход развития мировой истории, искусство.

Отдельно выделяют ветхозаветные или авраамические религии, которые признают священной книгой Ветхий Завет и его сюжеты – это иудаизм, христианство и ислам.

В. Новые религиозные движения постоянно возникают и развива­ются. Обычно появляются как секта – вид религиозной организации. Могут быть как деструктивными (Аум Синрикё), так и позитивными (экуменизм – движение за объединение всех христианских конфес­сий; бахаизм – движение за объединение всех религий – 6 млн. по­следователей)

Мировые религии

Название Буддизм Христи­анство Ислам
перевод Просветле­ние Спасение Покорность
Время появле­ния VI-V вв до нэ, I в н.э. VII в н.э.
Место появле­ния Индии, Палестине (Рим империя); Аравийском полуострове
Бог Иисус един в трех лицах Аллах.
пророк Гаутама Моисей и др. Мухаммед и др. (в т.ч. Иисус)
цель жизни нирвана аб­солютное спо­койствие рай и воскрешение
Путь достиже­ния избавление от желаний избавление от грехов
4 истины и 8 ступеней 10 заповедей 5 столпов
Священная книга «Трипитака» Библия: Ветхий Завет, Новый Завет Коран, Сун­на
Число верую­щих 800 млн 2 млрд 1,8 млрд
Основной регион распро­странения Центральная и Восточная Азия Европа, Се­верная и Юж­ная Америка Сев.Африка, Западная Азия
направления махаяна и хинаяна католицизм, православие, протестантизм сунниты и шииты

Католицизм и православие разделились в 1054, главное противоре­чие – происхождение святого духа. Протестантизм возник в Герма­нии в XVI веке, как реакция на перегибы католической церкви. Глав­ная черта – возможность непосредственного общения человека с Бо­гом. Все верующие могут сами трактовать Библию, поэтому очень много школ и сект (кальвинизм, лютеранство, англиканская церковь, пресвитериане и т.д.).

Читайте также:
  1. II блок 19. Социальное воспитание в воспитательной организации. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании
  2. Адаптивная физическая культура в системы высшего профессионального образования.
  3. Административно-правовое регулирование отношений в области образования.
  4. Активное и реактивное сопротивление элементов сети (физический смысл, математическое определение), полное сопротивление сети.
  5. Анна Каренина». Смысл эпиграфа. Трагедия женщины в конфликте с сословной моралью. Проповедь труда и любви.
  6. Б.8.Характеристика содержания музыкального образования.
  7. Безаффиксные способы словообразования. Проиллюстрируйте эти способы примерами из текста. Приведите примеры окказиональной субстантивации в тексте.
  8. Билет 29.Столыпинские преобразования. Общественно-политическое и экономическое развитие России в 1907-1914гг.
  9. Билет 5. Цель задачи и принципы высшего проф. образования. характеристика и перспективы развития высшего проф.образования в россии

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.
Функции образования :

Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

Социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

Культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).

Сеть образовательных учреждений в России:

дошкольные (ясли, детские сады);

начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);

дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);

среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);

высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);

постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);

подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);

духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)

Общие тенденции в образовании:

демократизация образования;

рост продолжительности образования;

непрерывность образования;

гуманизация образования;

гуманитаризация образования;

интернационализация образования;

компьютеризация образования.

Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования :

Обеспечение доступности качественного общего образования

Повышение качества школьной учебной литературы

Повышение уровня оплаты труда работников образования

Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования



Повышение качества профессионального образования

Расширение общественного участия в управлении образованием

Развитие сети общеобразовательных учреждений

Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений.

Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражается в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое поколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.



Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленным бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. В настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности ООН. Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.


«Панорама» об упрощенном гражданстве для оралманов
«Коммерсантъ» об отмене шенгенских виз для Молдавии
«Vesti.ua» о молдавском гражданстве для украинцев
«Независимая газета» об украинских оборонщиках в России
«Бизнес & Балтия» о новой цене ВНЖ в Латвии
«ZoomNews» о поощрении китайцев к эмиграции
«Независимая газета» об антимиграционизме в Европе
«Yeni Asya» о судьбе беженцев
«Ведомости» об экономике образования
«Огонек» о росте продолжительности обучения
«Ведомости» о спросе на высшее образование
«Зеркало недели» о высшем образовании в Украине

о росте продолжительности обучения

Вечные студенты

Мы учимся все дольше, утверждают эксперты: к 2060 году продолжительность образования может составить четверть века

Мы - участники и свидетели образовательной революции: если в 1950-е в мире насчитывалось менее миллиарда грамотных людей, то сейчас их 3,5 млрд. Об этом говорится в докладе научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина. Глобальные изменения затронули не только среднюю школу: социальной нормой становится высшее образование. А когда-нибудь таким "пропуском в элиту" будет уже магистратура или аспирантура.
Однако, пожалуй, самые любопытные выводы доклада связаны с продолжительностью обучения в современном мире. Оказывается, этот период постоянно растет и, согласно прогнозам, к 2060 году может составить в России 20 лет (речь идет о среднем и высшем образовании). Для сравнения - в США тот же показатель будет равняться 25 годам.
Ключевая причина - экономическая. Одновременно с ростом продолжительности жизни возникают и более высокие требования к квалификации тех, кто выходит на рынок труда, объяснил "Огоньку" Исак Фрумин.
- Среднее образование слишком короткое, и 16-летний мальчик или девочка просто не способны конкурировать за рабочие места,- говорит он.- Ну и, конечно, современный человек должен постоянно учиться, подстраиваясь под быстрые перемены.
Однако, как показывают исследования, феномен вечных студентов связан не только с потребностями рынка труда или, скажем, с особенностями современного образования. В последнее время на рост числа людей, которые никак не расстанутся со студенческой скамьей, повлияли экономические трудности. На это не так давно обратили внимание в Италии: там нестабильность на рынке рабочей силы сильнее всего ударила... по людям с университетскими дипломами. Проблема коснулась 55,9 процента магистров и 83,2 процента бакалавров гуманитарных наук, согласно данным исследовательского института Eurispes. Как результат - многие студенты предпочли остаться в вузах, лишь бы не пускаться в свободное плавание. Только в начале 2000-х, согласно данным той же организации, 68 процентов итальянских выпускников задержались в университетских стенах, чтобы продолжить обучение. Схожую ситуацию еще несколько лет назад фиксировали и в США: там вырос средний возраст студентов - до 27 лет, а кое-где - до 35-37. Среди основных причин - отсутствие работы и попытки людей переждать лихие времена в студенческих аудиториях.
Но, пожалуй, самая серьезная проблема с вечными студентами возникла в Греции. По местным законам пока человек учится, он имеет право на множество бесплатных опций - от еды до проживания. При этом, по данным портала Greek Reporter, в стране больше университетов, чем во многих других европейских государствах, например во Франции, а вот число выпускников - значительно меньше, всего около 10 процентов от общего числа студентов. В марте этого года греческие власти потребовали от вузов в течение года избавиться от вечных студентов, то есть тех, кто поступил до 2006 года. Однако экономический кризис, как ни странно, оказал на самих молодых греков прямо противоположное воздействие: многие из них, сидевшие на студенческой скамье годами, сейчас стараются побыстрее закончить учебу... чтобы уехать и работать за рубежом. Можно ли говорить об этом как о тенденции, вопрос пока открытый.
Постоянный автор "Огонька", специалист по контролю качества программ высшего образования Анна Прийдак поясняет: даже после неблагоприятных изменений в экономике ряда европейских стран студенты здесь могут рассчитывать на различные формы финансовой поддержки.
- В Евросоюзе действует единая программа непрерывного образования, на которую с 2007 по 2013 год было потрачено около 7 млрд евро,- говорит Прийдак.- Дополнительно каждая страна заметно субсидирует вузы и выплачивает студентам стипендии, иногда в виде льготных кредитов, чтобы обучение оставалось доступным. Расходы немаленькие - на образование в целом идет от 10 до 15 процентов госбюджета.
Но есть и психологические причины. Как отмечает эксперт, нередко выпускники вузов оказываются ментально не готовы к ответственности, связанной с выходом на полноценную работу. Стараясь отодвинуть этот новый этап в своей жизни, они выбирают продолжение образования (магистратуру или аспирантуру), объясняя себе и окружающим, что просто хотят лучше подготовиться к жестким требованиям рынка труда.
Здесь феномен вечных студентов смыкается с другим глобальным явлением - появлением так называемого поколения бумеранга. В последнее время эксперты фиксируют: все больше взрослых детей возвращаются под одну крышу к своим родителям из-за финансовых трудностей. Первыми удивились в США: по данным исследователей из Pew Research Center, резко выросло число "молодых взрослых", обосновавшихся в многопоколенных домохозяйствах. Если в 1980 году их было всего 11 процентов, то в 2010-м этот показатель вырос до 21,6 процента. Похожий тренд зафиксировали и в Италии, Испании, Великобритании... Собственно, нечто похожее происходит и в образовании, где университет действительно становится для многих вторым домом - там можно спрятаться от трудностей большого мира.
Занятно, что и в Азии сегодня тоже столкнулись с проблемой вечных студентов, но там она обусловлена другими причинами: так, в Южной Корее перфекционизм в учебе стал зашкаливать, а репетиторов в стране, где ценятся только высшие баллы, больше, чем учителей. Дошло до того, что в Сеуле недавно ввели комендантский час: запрет на занятия на всевозможных подготовительных курсах после 10 вечера. Мир вечных студентов для многих стран уже реальность.

Выше не прыгнешь


Опрос

С каждым годом россияне все более скептически относятся к высшему образованию

Не засиживаться!

Экспертиза

28.04.2014, 00:00
Даниил Александров, заведующий лабораторией "Социология образования и науки" НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)
Время, которое человек учится в вузе, постоянно растет. Именно поэтому в Европе (в частности, в Великобритании) все больше склоняются к платному образованию по примеру США. Там не просто хотят заработать. Задача: чтобы человек учился ровно столько, сколько ему действительно нужно. Не засиживался в вузе. В США долго учатся лишь немногие. В Европе, напротив, сама система образования способствует появлению многочисленных вечных студентов. И на это есть несколько причин.
Прежде всего период детства и юности во всем мире увеличился, и это увязано с системой образования. Занятно, что сама категория "молодежь" (уже не дети, но еще не полноценные взрослые, так как не вышли на рынок труда) появилась лишь с широким распространением вузов. Сейчас период молодости длиннее и учеба дольше.
Однако не стоит забывать и о социальной политике. Например, мои коллеги из Норвегии рассказывали, что во время кризиса в стране выросла безработица. Так вот, чтобы сгладить социальный эффект, там просто увеличили число мест в вузах. Это была совершенно сознательная социальная политика.
Что же касается России, то высшее образование у нас и правда становится социальной нормой. Этот процесс начался давно: еще в 2000-е проводили широкомасштабные опросы о доступе к высшему образованию. Тогда выяснилось, что получить его хочет подавляющее большинство детей. И главное, с этим уже ничего не поделаешь.
Рост системы образования, который сам себя разогревает, описан великим социологом Джоном Мейером из Стэнфорда: чем выше уровень образования родителей, тем более образованными они хотят видеть своих детей. Как удовлетворять этот спрос? На излете советских времен число студентов сдерживали искусственно. Теперь его ничего не сдерживает, и в последние 20 лет мы все время открывали новые вузы. Однако это наложилось на недостаток квалифицированных преподавательских кадров: в результате вузов много, а качество образования низкое.
Мы, правда, не одиноки, похожая ситуация, например, сложилась в Индии и во многих других странах: огромный спрос на вузы, неудовлетворительное качество обучения, попытки государства взять эту сферу под контроль. И на противоположном берегу - США, где сфера образования саморегулируется. Мы пока идем по индийскому пути (противоречивой смеси дикого рынка и жесткого госрегулирования), отчего страдает и качество образования, и, что важнее, отношение к нему. А вот проблемы с тем, что у людей, получающих высшее образование, необоснованно растут потребности (что не всегда соответствует их способностям), я не вижу. От этого не может застраховать ни одна образовательная система в мире. В конце концов, счастливый брак тоже не всегда получается, хотя все о нем мечтают.

Идут на рекорд

У каждого из самых знаменитых вечных студентов мира своя причина оставаться в родных университетских стенах

Университет Висконсина в Уайтуотере (США)
Несколько лет назад журналисты отыскали вечного студента в Университете Висконсина в Уайтуотере: некий Джонни Лечнер умудрился проучиться целых 12 лет. Изучал все - от театра до коммуникаций. Он даже удостоился особого закона, принятого в этом штате и носящего его имя: согласно этому закону, оплата за учебу для таких, как он, долгожителей вырастает в 2 раза. При этом сам вечный студент уверял, что не прячется за университетскими стенами от реального мира: просто время еще не пришло. Сегодня он известен как актер и не фигурирует в онлайн-поиске на сайте университета.

Университет Западного Мичигана (США)

Еще один человек, претендовавший на звание самого знаменитого вечного студента, тоже родом из США. Успеть за Майклом Николсоном из городка Каламазу (штат Мичиган) невозможно: например, в 2009 году в прессе писали, что у него 27 дипломов, а на студенческой скамье он провел последние 50 лет. И вот три года спустя у него было уже 29 дипломов, причем он получал 30-й. Круг научных интересов Майкла Николсона тоже оказался широк - от уголовного судопроизводства до библиотечного дела. Свою страсть к учебе пожилой студент объяснял просто: она делает жизнь интересней.

Университет Патры (Греция)

Имя этого греческого студента не называется, однако он тоже может претендовать на мировой рекорд. Этот человек прожил в студенческом общежитии Университета Патры в Греции целых 22 года. Два года назад, когда в стране жестко взялись за вечных студентов, власти с радостью рапортовали, что выселили-таки его. Занятно, что студент был, что называется, не один такой: многие университетские долгожители также оставались в своих комнатах по многу лет, а кое-кто даже нашел способ на этом заработать - сдавал эти самые комнаты другим учащимся. Естественно, за деньги.

Сергей Зуев,

ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук
Высшее образование в России превратилось в высшее среднее. И точно так же, как положено получить среднее образование, вот уже 100 процентам населения положено получить высшее. А дальше возникает низшее высшее образование, среднее высшее и высшее высшее. Это процесс идет по всему миру... Для высшего высшего, для элиты, кризиса нет. Более того, они принимают ограничительные меры: например, не более 30 процентов бюджета университета должно поступать от платы за обучение. Если больше чем 30 процентов, то университет превращается в провайдера (услуг - "О" ).


Образование:
1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями;
2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

Просвещение – распространение знаний, образования.
Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта.
Образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации.

Функции образования:
1) экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками);
2) социальная, личностная (социализация личности);
3) культурная (использование ранее накопленной культуры);
4) укрепление национальной безопасности (военной, экономической, экологической); 5) укрепление демократического общества.

Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
1) гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;
2) гуманитаризация означает усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;
3) интернационализация образования понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;
4) компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).
В XX веке произошла
5) демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения.
Наблюдается 6) тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей.
Образование стало 7) непрерывным, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии.

Цели (тенденции) образования.
В основу целей образования в ряде стран (в том числе в ЕС) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по образованию для XXI века. Они характеризуют и тенденции развития образования:
1) научиться познавать, уменье учиться;
2) научиться делать, научиться работать, приобретать компетентность = практикоцентризм;
3) научиться жить вместе, сосуществовать (возрастание роли образования в формировании гражданских качеств личности);
4) повышение роли образования в раскрытии творческого потенциала личности.

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Российская система образования.

Ступени:

1) дошкольное образование;
2) общее образование:
а) начальное общее;
б) основное общее (5-9 классы);
в) среднее (полное) общее (10-11 классы);
3) профессиональное:
а) начальное профессиональное;
б) среднее профессиональное;
в) высшее профессиональное;
г) послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).

Принципы:

1) гуманистический характер;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) единство федерального образования при праве на своеобразие национального и регионального образования;
4) общедоступность образования;
5) приспособление системы образования к потребностям обучаемых;
6) светский характер государственного образования;
7) свобода и плюрализм;
8) демократический характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию.

Основные положения Болонской декларации:

1) принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
2) введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
3) внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни»;
4) существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования;
5) содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;
6) внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей;
7) содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

Цели Болонского процесса:

1) построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
2) формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
3) обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
4) повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Недостатки Болонского процесса.
Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ECTS (англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
Болонский процесс – то есть приватизация высшего образования – приводит не только к снижению качества преподавания, но и создает преграды для получения этого образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
Во многих европейских странах (например, во Франции, Греции, Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования. В том числе в Греции и Сербии им удалось вынудить правительства отказаться от навязывания приватизации образования.
По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров. Ведь четырёхлетный бакалавриат продолжает воприниматься как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс – недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

Переход к практике непрерывного образования (век живи – век учись!). «Образование через всю жизнь» вместо «образования на всю жизнь».

Функции непрерывного образования:

1) компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании);
2) адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся ситуации);
3) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста личности).