Образовательный стандарт магистратура юриспруденция 40.04 01. VI

Российский университет дружбы народов

учебно-методический комплекс

Москва  2017
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский университет дружбы народов
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА И МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

направление 40.04.01 ФГОС ВО «Юриспруденция»

квалификация (степень) магистр

рецензент

доктор юридических наук, профессор БЕЗБАХ ВИТАЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Проблема защиты граждан от противоправных действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления становится с каждым годом все актуальнее. Количество дел, вытекающих из публичных правоотношений, рассмотренных в арбитражных судах и судах общей юрисдикции РФ, продолжает неуклонно расти. Это свидетельствует о росте доверия к судебной системе и повышению уровня грамотности населения. Однако, данная категория споров является одной из проблемных. Это связано со сложностью административного, налогового, избирательного права, противоречивостью многих правовых норм, отсутствием устоявшейся судебной практики.

Программа является учебно-методическим комплексом, который способствует формированию у студентов представлений о системности процессуальных (гражданского, арбитражного) и материальных (налогового, административного, финансового) отраслей права. Позволяет изучить принципы, стадии, институты процессуального права, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность судов при рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений. Проанализировать компетенции, структуру и деятельность административных органов в контексте судебной защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц.

Помогает обучить студентов анализировать и обобщать судебную практику, подготовке и ведению судебных дел при обжаловании решений государственных органов, в том числе налоговых органов и должностных лиц по взысканию задолженности и иным обязательным платежам, написанию процессуальных документов.

The problem of protection against the actions (or inaction) of state authorities, local self-government is becoming more actual every year. The number of cases arising from public relations, reviewed in arbitration courts and courts of general jurisdiction of the Russian Federation, continues to grow steadily. This indicates on a growing confidence in the judicial system and improving of literacy. However, this category of disputes is one of the most difficult. This is due to the complexity of the administrative, fiscal, electoral law, many inconsistencies in the law and an absence of established jurisprudence. The program is a tutorial that makes students understand the systemic process (civil, arbitration) and material (fiscal, administrative, financial) areas of law. It let students learn the principles, stages, institutions of procedural law, regulations governing the operation of courts in disputes arising from public relations. It helps to analyze the competence, structure and activities of administrative bodies in the context of judicial protection of legitimate rights and interests of individuals and entities. It also helps to teach students an analysis and synthesis of judicial practice, the preparation and conduct of litigation in an appeal against decisions of public bodies, including the tax authorities and officials to recover the debt and other mandatory payments.

Задания для самостоятельной работы по темам курса. 38

Перечень рефератов и / ли курсовых работ по темам: 38

Тренинговые задания. 38

Перечень вопросов итоговой аттестации по курсу 41

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ПРОГРАММА
РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ, Возникающих ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ (ИЙ) ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ЕЙ)

по направлению 40.04.01 ФГОС ВО «юриспруденция»

специализация «Гражданский процесс, арбитражный процесс»

квалификация (степень) ВЫПУСКНИКА магистр ЮРИСПРУДЕНЦИИ

2017

Цели и задачи дисциплины

Цель курса

Формирование системных представлений у студентов о законодательных способах и методах защиты публичных прав в досудебном и судебном порядке, процессуальных особенностях ведения и рассмотрения административных дел в суде, структуре судебных органов осуществляющих рассмотрение споров, вытекающих из публичных правоотношений.

Задачи курса

Разъяснить основные особенности рассмотрения судами публичных споров, изучить историю возникновения и развития административной юстиции в России и зарубежом, ознакомить с принципиальными положениями оспаривания актов административных органов и действий их должностных ли, исследовать тенденции развития процессуальных норм, сформировать представления о базовых способах защиты прав и интересов заинтересованных лиц по публичным спорам, развивать у студентов практические навыки судебной защиты права и умения досудебного урегулирования споров.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Курс направлен на формирование у слушателей навыков самостоятельного, юридически грамотного, научно обоснованного подхода к анализу теоретических и практических вопросов, возникающих в защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц при возникновении споров в сфере публичных правоотношений, обучению применения соответствующих юридических понятий и категорий, правильного и системного применения норм гражданского процессуального права и законодательства регулирующего публичные правоотношения. Курс разработан с учётом последних достижений науки и практики в данной области знаний. Знания и компетенции, полученные слушателями в рамках данного курса, могут быть использованы ими при изучении следующих дисциплин: «Гражданское процессуальное право», «Арбитражное процессуальное право», «Гражданское право», «Конституционное право», «Административное право» «Налоговое право», «Финансовое право».
мЕСТО ДИСЦИПЛИН В СТРУКТУРЕ ооп.
Вариативная часть студент должен иметь твердые знания в сфере гражданского процессуального права, отраслей национального и зарубежного частного и публичного права, обладать устойчивыми практическими навыками представления и защиты интересов в суде.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1 – ОК-5; ПК-1-ПК-15.

По результатам изучения дисциплины студенты должны:

- овладеть культурой мышления, поведения, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; основными правовыми методами защиты интересов заинтересованных лиц.

- обладать способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; анализировать значимые правовые проблемы и процессы; принимать необходимые решения с учетом требований процессуального и материального права; обладать достаточным уровнем профессионального правосознания; оказывать содействие гражданам, юридическим лицам, государственным органам в соответствии с требованиями законодательства; грамотно применять на практике нормативные правовые акты; юридически правильно оценивать факты и обстоятельства и делать надлежащие выводы и обобщения; оформлять правовые документы в соответствии с правовыми нормами и обычаями делового оборота; анализировать различные правовые акты; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- быть готовыми к коллективному достижению профессионального результата; к выполнению профессиональных обязанностей на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; в своей работе комплексно и системно применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук; способствовать соблюдению законодательства субъектами права; обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок; уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; эффективно осуществлять правовое воспитание; участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии.

В результате изучения курса студент будет:

иметь представление :

О тенденциях возникновения, формирования и развития административной юстиции;

О процессуальных особенностях защиты прав и законных интересов в сфере публичных правоотношений;

О эффективных методах и способах ведения процесса;

О современных проблемах, тенденциях рассмотрения споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений.

знать :

Источники действующего международного и российского права в области регулирования административной юстиции;

Структуру государственных органов и судебной системы РФ;

Механизмы контроля за судейской деятельностью;

Способы и методы обжалования решений государственных органов и действия (бездействия) должностных лиц;

уметь :

Свободно оперировать соответствующим понятийным аппаратом;

Анализировать и применять нормы действующего права, а также доктрины наиболее квалифицированных специалистов по вопросам разрешения споров, вытекающих из публичных правоотношений;

Знать и исследовать судебную практику;

Разрабатывать предложения по совершенствованию национального законодательства и правоприменительной практики с учётом международных доктрин и стандартов;

Анализировать документы, представляемые заинтересованными лицами;

Формировать правовые позиции на основании представленных документов, правовых норм и судебной практики;

Исследовать существующие пробелы и противоречия действующего законодательства и готовить рекомендации по их устранению;

Самостоятельно выявлять спорные правовые вопросы, сферу публичных правоотношений;

Самостоятельно изучать научную литературу.

владеть навыками :

Работы с нормативно-правовыми актами;

Составления процессуальных документов на основе анализа юридических фактов, правовых норм и сложившейся судебной практики;

Анализа представляемых документов и формирования доказательственной базы;

Определения надлежащих способов защиты с использованием досудебных и судебных методов;

Определения эффективной стратегии досудебного урегулирования спора

Разработки эффективной стратегии ведения судебного процесса.

Объем дисциплины и виды учебной нагрузки

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Семинары

Форма учебных практических занятий, при которой студенты при участии преподавателя обсуждают сообщения, доклады, рефераты и иные виды самостоятельной работы. Общий объем семинарских занятий составляет 34 ак. часов. Семинары проводятся в следующих формах: 1) обсуждение теоретических проблем и вопросов для практических занятий; 2) анализ и обсуждение научных работ, список которых содержится в настоящей программе, и выступление с аналитическими докладами по ним 3) исследование и анализ судебной практики.

Интерактивные занятия: учебные занятия, которые строятся на межличностном взаимодействии всех участников образовательного процесса в процессе работы над общей учебной темой.

Методические модели процесса обучения

На семинарских занятиях применяются следующие методики и методы: опрос, дискуссия, дебаты, имитационные игры.

Самостоятельная работа

В широком смысле под самостоятельной работой студента следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории, и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). Сюда же и входит работа с первоисточниками: конспектирование, устные выступления с анализом первоисточника. Самостоятельная работа составляет 72 ак. часов

Формы контроля

Под формами контроля подразумеваются рубежная и итоговая аттестации в виде тестирования и написание творческих работ. При этом итоговая аттестация проводится в период сессии, а творческая работа сдается в конце семестра.

Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

1.

Аудиторные занятия (ак.часов)

36

36

В том числе:

1.1.

Лекции

1.2.

Прочие занятия

В том числе

1.2.1.

Практические занятия (ПЗ)

1.2.2.

Семинары (С)

36

36

1.2.3.

Лабораторные работы (ЛР)

Из них в интерактивной форме (ИФ)

36

36

2.

Самостоятельная работа (ак.часов)

76

76

В том числе:

2.1.

Курсовой проект (работа)

2.2.

Расчетно-графические работы

2.3.

Реферат

2.4.

Подготовка и прохождение промежуточной аттестации

Другие виды самостоятельной работы

Творческая работа

Консультации с преподавателем

3.

Общая трудоемкость (ак.часов)

72

72

Общая трудоемкость (зачетных едениц)

3

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры)

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования
и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 000 (Собрание законодательства Российской Федерации , 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702;
2014, № 2, ст. 126; официальный интернет-портал правовой информации http://www. *****, 3 февраля 2014 г.), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 000 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры).

2. Признать утратившими силу:


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уровень высшего образования

МАГИСТРАТУРА

Направление подготовки

40.04.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (далее соответственно – программа магистратуры, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВО – высшее образование;

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

СЕТЕВАЯ ФОРМА – сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1.Получение образования по программам магистратуры допускается только в образовательных организациях высшего образования и научных организациях (далее – организации).

3.2. Обучение по программе магистратуры в организациях осуществляется
в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее - з. е.)
вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе магистратуры:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости
от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з. е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода (по усмотрению организации), по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы магистратуры в очно-заочной или заочной формах обучения, реализуемый за один учебный год, определяется организацией самостоятельно;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения.


Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении
по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з. е.

При реализации программы магистратуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение
и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы магистратуры возможна в сетевой форме.

Образовательная деятельность по программе магистратуры осуществляется
на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ

правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

экспертно-консультационная деятельность:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций;


проведение научных исследований правовых проблем;

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин;

осуществление правового воспитания.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4).

5.3. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОПК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-2);

способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3);

7.1.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека)
и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории организации, так и вне ее.

7.1.4. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению). В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должен быть обеспечен удаленный доступ к использованию программного обеспечения, либо предоставлены все необходимые лицензии обучающимся.

7.1.5. В случае реализации программы магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы магистратуры в сетевой форме.

7.1.6. В случае реализации программы магистратуры на созданных
в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.7. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 000),и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.8. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.9. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных «Web of Science» или «Scopus», и не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования.

7.1.10. В организации, реализующей программы магистратуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры

7.2.1. Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 90 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

80 процентов для программы магистратуры, ориентированной на научно-исследовательский или научно-педагогический вид профессиональной деятельности выпускников;

65 процентов для программы магистратуры, ориентированной

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

5 процентов для программы магистратуры, ориентированной на научно-исследовательский или научно-педагогический вид профессиональной деятельности выпускников;

5 процентов для программы магистратуры, ориентированной
на организационно-управленческий или консультационно-экспертный вид профессиональной деятельности выпускников.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения
и профилактического обслуживания учебного оборудования. Помещения для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий должны быть укомплектованы специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения лекционных занятий предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий , обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин, учебно-методическим комплексам.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам), содержащим все обязательные и дополнительные издания учебной, учебно-методической и иной литературы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 50 экземпляров дополнительной литературы
на 100 обучающихся.

7.3.2. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека)
и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры.

7.3.3. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.4. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ магистратуры

7.4.1. Программа финансируется с учетом следующих корректирующих коэффициентов:

по очной, очно-заочной и заочной форме обучения (п.3.2. настоящего ФГОС ВО);

по сетевой форме (п.3.2. настоящего ФГОС ВО);

по применению дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения (п.3.3. настоящего ФГОС ВО).

7.4.2. Нормативы финансирования программы рассчитываются с учетом следующих требований:

по способам проведения практик: стационарные и выездные практики
(п.6.5. настоящего ФГОС ВО).

7.4.3. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. № 000 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный № 000).

VIII. Оценка качества освоения программ магистратуры

8.1. Ответственной за обеспечение качества подготовки обучающихся
при реализации программы магистратуры и получения обучающимися требуемых настоящим ФГОС ВО результатов освоения программы является организация.

8.2. Уровень качества программы магистратуры и его соответствие требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) может устанавливаться при профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

8.3. Оценка качества освоения программы магистратуры обучающимися включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине (модулю) и практике устанавливаются организацией самостоятельно (в том числе особенности процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья) и доводятся до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах организации.

8.4. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся организация создает фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение запланированных в программе магистратуры результатов ее освоения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

В целях приближения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности, организация должна разработать порядок и создать условия для привлечения к процедурам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств внешних экспертов – работодателей из числа действующих руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также преподавателей смежных образовательных областей, специалистов по разработке и сертификации оценочных средств.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик, а также работы отдельных научно-педагогических работников.

8.6. Государственная итоговая аттестация в качестве обязательного государственного аттестационного испытания включает защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению организации.

Организация самостоятельно устанавливает требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии).

Организация устанавливает требования к процедуре проведения государственных аттестационных испытаний, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями с учетом состояния их здоровья, на основе Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 000 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4378).

Часть 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562).

Магистратура

Второй уровень системы высшего образования. Магистратура выпускает профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных задач.

ИГСУ реализует магистерские программы двух видов:

1. Магистратура как второе (для кого-то третье и т.д.) высшее образование. Речь идет о возможности для специалистов, работающих в системе государственного и муниципального управления, экономике, науке, бизнесе получить новую специальность и новые знания.

С 2010 года из системы образования России были исключены программы «второго высшего образования», но потребность обучения и получения новых знаний и компетенций сохранилась. В этих условиях программы второго высшего образования были заменены на программы более высокого качественного уровня — Магистратуру.

Если сравнивать программы прежнего второго высшего образования и магистратуры, то очевиден приоритет последних — практическая направленность, специализированная подготовка, значительное количество дисциплин по выбору студента, защита магистерской диссертации.

2. Магистратура как первое высшее образование — программы для выпускников бакалавриата профильных вузов, желающих углубить свои знания по выбранному ранее направлению подготовки, а также выпускников-бакалавров непрофильных вузов, которые хотят продолжить образование по новому направлению подготовки и расширить свои компетенции. Магистерские программы ИГСУ ориентированы как на выпускников бакалавриата ИГСУ, так и других факультетов РАНХиГС и ВУЗов России.

Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в системе государственного и муниципального управления, международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

В отличие от второго высшего образования обучение в магистратуре завершается защитой магистерской диссертации. Магистерская диссертация, несомненно, работа более высокого уровня, нежели традиционные дипломные. Выпускники магистратуры ИГСУ получают реальную возможность развить свои магистерские диссертации до уровня кандидатских диссертаций. В ИГСУ функционирует разветвленная сеть аспирантуры и 8 диссертационных советов.

Очевидное достоинство программ магистратуры ИГСУ — традиционно высокий профессиональный и человеческий уровень обучающихся. Магистратура ИГСУ — это не только площадка для получения знаний, но и возможность общения с состоявшимися в жизни людьми, налаживания новых человеческих и деловых контактов.