Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подвижные игры для детей с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) Игры для детей с ограниченными умственными возможностями

Рыба, зверь, птица

Играющие рассаживаются по сторонам комнаты. Выбирают водящего. Он проходит мимо них, повторяя три слова: «Рыба, зверь, птица…» Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из этих слов, например, «птица». Играющий должен немедленно назвать какую-нибудь птицу, например «ястреб». Нельзя медлить и называть тех зверей, рыб или птиц, которые уже были названы раньше. Тот, кто зазевается или ответит неверно, платит фант, а потом «выкупает» его (читает стихи, поет и т.п.)

Капкан

В этой интересной игре проверяется ловкость и сообразительность участников. Играют трое — остальные наблюдают и ждут своей очереди.
По краям стола становятся два охотника. Капканом служит двухметровая веревка или шнур, завязанный в большую петлю — делают только полуузел.
Диаметр петли 25-30 см.
Охотники держат шнур за концы так, чтобы кольцо петли касалось стола.
На расстоянии 15-20 см от петли на стол кладут приманку (кубик, игрушку).
К столу подходит игрок, делает обманные движения, проверяя реакцию охотников. Улучив момент, быстрым движением продевает руку через петлю и, схватив приманку, выдергивает обратно.
Охотники стараются в этот момент затянуть петлю, чтобы в нее попала рука. Участники игры по очереди меняются ролями.
Этот аттракцион можно проводить и между командами.
Для этого от каждой команды выделяется по два охотника, которые будут ловить всех оставшихся членов команды противника.
Каждому дается одна попытка. В случае победы он приносит своей команде одно очко.
Команда-победительница определяется по наибольшему числу набранных очков. Возможны и другие условия соревнований.

Не задень!

Играющие становятся в круг, крепко держась за руки.
В середине круга в произвольном порядке, примерно на расстоянии 50 см одна от другой, расставляются кегли.
По сигналу судьи каждый играющий, не разжимая рук, старается натолкнуть на кеглю своих соседей.
Как только первая кегля будет свалена, игра приостанавливается. Кегля ставится вновь, а игрок, сваливший кеглю, выбывает из игры.
Остальные, взявшись за руки, по сигналу возобновляют игру.
Следует помнить, что наталкивать разрешается только руками, не отпуская рук соседей. И еще: если игрок, не уронив кеглю, три раза разорвал цепь (отпустив руку), он выбывает из игры.
К концу игры, когда число участников станет небольшим, можно уменьшить количество кеглей и расстояние между ними.

Приз с секретом

Для этой игры вам понадобится большая коробка, открытки по количеству участников игры, призы на каждого участника.
Разрежьте каждую открытку пополам. На обороте одной из половинок напишите название приза (открытка, наклейка, ручка, блокнот и т. д.), а на второй половинке напишите задания.
Задания могут быть следующими:

  1. Спеть песню
  2. Рассказать стих
  3. Задать интересный вопрос
  4. Рассказать веселую историю
  5. Загадать загадку Сказать пожелание
  6. Спеть с другом дуэтом
  7. Сказать фразу, афоризм для размышления

Если у вас много участников игры, вы можете дважды написать одни и те же задания или придумать другие. Половинки открыток с заданием сложите в коробку, а половинки открыток с названием призов положите на видные места в помещении, где строится игра. Предложите каждому присутствующему взять из коробки половинки открытки с заданием и поочередно выполнить то о чем написано в открытке. После выполнения задания, игрок ищет в помещении вторую половинку своей открытки, где написано название заслуженного им приза. Когда половинка будет найдена, и половинки открытки совпадут, ведущий должен вручить этому игроку приз, обозначенный в открытке. По такому же принципу должны поступать все игроки.

Рисуем вместе

Предложите двум игрокам выйти вперед и нарисовать на одном ватмане совместный рисунок. При этом нужно выполнить одно условие: завязать игрокам глаза.Предложите тему для рисунка (природа, домашние животные и т. д.). Пусть игроки заранее договорятся о том, кто что будет рисовать. Затем завяжите им глаза и предложите нарисовать рисунок.

После того, как рисунок будет завершен, развяжите глаза игрокам и предложите посмотреть на то, что нарисовано. Скорее всего, рисунок будет неслаженным, будут допущены ошибки.

Подведите итог. Часто в нашей жизни грех закрывает нам глаза, как эта повязка. И эпизоды нашей жизни порой бывают неслаженными, мы допускаем ошибки. Но Бог снимает повязку под названием «Грех» с наших глаз и мы видим все несовершенство нашего естества. А это даже очень смешно!

Рисунок на спине

Насколько вы близки друг к другу, насколько ваша группа обладает сплоченностью и общностью? На этот вопрос вам поможет ответить следующая игра.Предложите группе сесть или встать друг за другом в одну линию. Если группа большая, разделите ее на две команды.

Ведущий на ухо должен сказать слово последнему в шеренге человеку. Слова должны быть не сложными, такими, чтобы их можно было изобразить. Например: дом, солнце, цветок, человек, стол и т. д.

Последний на спине предыдущего человека должен неотточенным карандашом «нарисовать» то, о чем сказал ведущий. Тот, на спине которого рисовали, должен понять, о чем идет речь, и нарисовать на спине своего соседа спереди то же самое и т. д. от игрока к игроку.

Когда на спине первого, стоящего в шеренге, «нарисуют» рисунок, он должен сказать ведущему то, что было нарисовано у него на спине. Ведущий сравнивает слово, которое сказал последнему человеку и услышал от первого. Если слова совпадут, т. е. «солнце-солнце», то команда близка друг к другу, они могут прочувствовать ход мыслей другого. Если же нет — то необходимо посоветовать проявлять больше доверия друг к другу, быть ближе в общении.

Шарик с пожеланиями

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

Примеры пожеланий:

Я желаю вам неба ясного,
Жить без страха, печали и зла.
Чтоб стремилась душа к прекрасному
И приют у Христа нашла.
(С. Свистун) .

Без веры жизнь темна, мучительна, несносна,
Без веры в ней отрады капли нет.
Проси себе у Бога веры плодоносной
И в жизнь твою прольется тихий свет.

Не будь коварством ослеплен,
Тщеславьем изувечен,
Коль человеком ты рожден,
Всегда будь человеком.
(Н. Хосров) .

Жизнь — это миг, всего лишь миг,
Но только он длиною в годы
Как важно все почесть за сор
И отыскать спасенье в Боге.
(С. Свистун) .

То, что проходит, тем мы не владеем,
Лишь нынешнее нам принадлежит,
Пока мы о прошедшем сожалеем,
Жизнь день грядущий в прошлый превратит.
(Р. Гамзатов) .

Не выбирай себе друзей по виду
На трудной жизненной дороге.
Ведь и красивые ботинки
Нам натирают часто ноги.
(С. Свистун) .

Когда тебе охота поворчать,
Подумай о других, кому трудней,
И научись повсюду замечать
Крупинки счастья в суматохе дней.
(Мэрай) .

Любить Христа — моей души стремленье,
Любить Его всем сердцем и душой.
И жить всегда по Божьему веленью,
Так, как велит мне Искупитель мой.
(Энон) .

Коль ты дорогой алчности пойдешь,
Погибнешь вскоре.
Богатство — лишь приманка, пропадешь
В капкане горя.
(М. Салман) .

Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
(Р. Гамзатов) .

Не грусти, улыбайся почаще,
Даже если и радости нет
И тогда в твое сердце прольется
Нескончаемый Божий свет.
(С. Свистун) .

Этот вечер пройдет и угаснет,
Как и все на земле пролетит.
Лишь Христос может дать тебе счастье,
Оправдать, успокоить, простить.
(А. Исаев) .

Вера хранит непорочного,
Тянет нечестие в грех.
Верный завету Отчему
Будем иметь успех.

Чем за общее счастье без толку страдать —
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.
(О. Хайям) .

Часто человеку уделить
Стоит нам всего лишь полчаса,
Чтобы в его сердце сотворить
Истинные чудеса!
(К. де Гаан) .

Когда твою душу сомненья
Преследуют ночью и днем.
Склони пред Богом колени —
Найдешь утешение в Нем.
(В. Кузьменков) .

Жизнь — ковер. Но ткал я неумело,
И теперь я сам себя стыжу.
Много лишних линий и пробелов
Я в своем узоре нахожу.
(Р. Гамзатов) .

В жизни не надо по многим причинам
Званьем хвалиться, хвалиться и чином.
Следует помнить и старым и юным,
И самым вознесшимся в этом числе:
Быть человеком в мире подлунном —
Высшая должность на грешной земле.
(Б. Карабаев) .

Иногда хватает слова,
Чтобы человека ободрить.
Чтоб из сердца грешного, больного
Смог родник живой воды пробить.
(С. Свистун) .

Интуиция-развлечение

Каждый игрок утверждает три вещи, относящиеся к нему. Две из них — правильные, а одна — нет (порядок произвольный). Остальные игроки пытаются угадать, что же правильно. Тот, кто угадал, получает очко. Можно играть на победителя.

Что в рюкзаке?

Игроки команд по очереди подбегают к ведущему, у которого в руках рюкзак, набитый разными вещами. По команде каждый из них засовывает руку в рюкзак (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает — для проверки. Командам даётся определённое время, и побеждают те, кто узнал как можно больше вещей.

Кря-кря! (Или хрюкай, свинка, хрюкай!)

Хорошо ли вы знаете голоса в вашей группе? Все садятся в круг на стулья или просто на пол. Человек, у которого завязаны глаза, садится посередине, у него в руках подушка. После того, как ему завязали глаза, все меняются местами и соблюдают тишину. Водящий пытается нащупать подушкой чьи-либо колени, затем кладёт подушку на эти колени и говорит: «Кря-кря!» Игрок, у которого на коленях лежит подушка, должен ему ответить также (при этом разрешается менять голос). Водящий должен определить по голосу игрока и назвать его имя. Ему даётся 3 попытки. Если водящий угадал — они меняются местами.

Проверь наблюдательность

Вариант А
3 игрока покидают комнату. Ведущий предлагает оставшимся в ней точно описать вышедших игроков (внешность, качества характера, данные о месте учебы и т.д.). Провести аналогию: обязательно кто-то окажется в стороне.Вариант Б
Игроки становятся друг против друга парами, по команде ведущего они всматриваются друг в друга в течении 15 сек., потом поворачиваются спиной и начинают отвечать на вопросы ведущего друг о друге. Выигрывает тот, кто даст наиболее полные и правильные ответы.

Вариант В
Один игрок выходит, все меняются местами. Одного игрока накрывают одеялом. Игрок заходит и пытается угадать, кто сидит под одеялом.

История из шапки

10 человек пишут на отдельных листочках одно слово по своему выбору. Листочки собираются и перемешиваются в шапке. Другие 10 человек берут из шапки по одному листочку и читают его про себя. Суть игры: рассказать связную историю, используя слова из шапки. Первый игрок начинает со слова: «Однажды…» и придумывает предложение со словом, которое он вытащил. Второй продолжает и так далее. Одновременно те, кто вытянули листы из шапки, пишут свои слова на других листках и кладут в шапку. Их вынимают те, кто первыми писали слова. Тогда историю придумывают две команды по очереди.

Произнесение слов

Вариант А
Соберите группы из 6-ти человек, пусть каждая придумает слово из шести букв (не произносить вслух!). Буквы раздаются каждому члену группы. Дети произносят все буквы одновременно, а другие команды должны отгадать слово.

Вариант Б
На листочках заранее пишутся пословицы по числу команд, учитывая, что игроков в команде должно быть столько, сколько слов в пословице, например: -Тише едешь — дальше будешь; -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; -Семь раз отмерь — один отрежь. Каждый игрок выбирает себе одно слово, и все произносят свои слова вместе. Другие команды должны угадать, что было произнесено. Вместо пословиц можно использовать названия песен или их первые строчки, библейские стихи, но всё должно быть общеизвестно.

Музыкальные инструменты

Разделите всех на несколько команд. Каждая команда получает листок с названием музыкального инструмента и должна изобразить игру на нём, дополнив её звуками и движениями. Группе даётся минута для подготовки. Затем, одна за другой, группы представляются, а остальные угадывают инструменты.

«Я»

Каждому дайте 10 орехов, тему для разговора и скажите, что надо общаться парами, рассказывая и задавая вопросы по теме. Когда один из пары произнесёт слово «я», его собеседник забирает один орех. Тот, у которого через 5 минут окажется больше всего орехов, становится победителем.

Шедевр

Понадобятся карандаши, мелки, липкая лента и большой лист бумаги. Каждой команде (не более пяти человек) дайте набор карандашей. В разных концах комнаты прикрепите к столам или на стену по листу бумаги так, чтобы не видели соперники. Каждый игрок получает только одну часть задания (описания рисунка). Каждый выбирает себе место на листе бумаги, и все начинают рисовать одновременно.Например:

1. Мужчина в голубых штанах….
2. …сильно плачет…
3. …полосатую игрушку в руке…
4. …плачет сильно…
5. …на улице под кленом…

1. Ребенок в коляске…
2. …держит бутылку с соком…
3. …пьет кока-колу…
4. …читает книгу…
5. …в бушующем море…

Собаки и петухи

Игроки садятся в круг. Водящий даёт каждому название города. Затем говорит: » Я слышал, что в городе … собаки кукарекают, а петухи лают». Игрок, чей город был назван, отвечает: «Нет, сударь, в городе … собаки не кукарекают и петухи не лают. Город, в котором собаки кукарекают, а петухи лают, называется…». Игрок, чей город был назван, отвечает таким же образом. Если кто-то отвечает не сразу или путается, он даёт залог. Когда залогов набирается много, их выкупают, выполняя какое-нибудь задание ведущего.

Электрический ток

Две команды шеренгами стоят друг против друга. Каждая команда берётся за руки, образуя за спинами цепь, так, чтобы другой команде не было видно сцепленных рук. В конце цепи стоит стул, на нём лежит небольшая вещичка, а в начале цепи стоит ведущий, который подбрасывает монетку. Капитаны команд, т.е. те, кто стоят первыми в цепи, внимательно смотрят за монетой (остальные смотрят только в сторону стула, т.е. они не видят своего капитана). В случае выпадения орла капитаны передают ток, т.е. быстро сжимают руку стоящего рядом, тот жмёт руку другого, и так — до конца «электрической цепи». Последний в цепи, получив » разряд «, быстро хватает лежащую на стуле вещицу.
В команде, которая не успела схватить вещь со стула, происходит перестановка. Тот, кто должен был хватать, становится капитаном, а бывший капитан становится вторым в цепи. Капитан может ошибиться, преждевременно сжав руку стоящего рядом. Это происходит тогда, когда капитан спешит дать «ток». В этом случае команда тоже проигрывает.

Купание слона

Участвуют четыре человека. Трое выводятся за дверь. Оставшийся разыгрывает пантомиму о том, что сейчас он будет мыть слона. Заводится один человек, он должен смотреть внимательно за всеми движениями «мойщика» и затем повторить их второму, а тот третьему игроку. В конце все четверо по очереди говорят свои версии того, что они делали.

Испорченный телевизор

Все знают про испорченный телефон. А что, если испортился телевизор? 3-4 группы по очереди показывают друг другу сценки. Что выйдет из первоначальной идеи?

Конкурс «Ее величество Картошка»

  1. По одному от отряда — кто быстрее и качественнее начистит картошку.
  2. По одному от отряда — кто быстрее съест картошку.
  3. По одному от отряда — кто точнее попадет картошкой в ведро.
  4. Отряды — написать названия блюд из картофеля.
  5. Отряд — сделать поделку из картофеля. У кого оригинальнее?
  6. Отряд — лучшая реклама картошки
  7. Представитель от отряда — посадить картошку в ведро с картошкой. Выложить ее в одну линию. Ровно. Клубень к клубню. Кто быстрее качественнее «Посадит картошку?»
  8. По представителю — кто быстрее «соберет урожай?» С закрытыми глазами, отряд может подсказывать.
  9. Эстафета — за определенное время (10 мин) отряд должен начистить как можно больше и качественнее картошки (в зависимости от того сколько у вас есть ножей или по очереди, или все вместе).
  10. Эстафета — по очереди перенести картошку на ложке во рту. Кто быстрее.
  11. Из картошки сделать сыр. Проделать за 3 мин. Как можно больше дырочек, но так, чтобы картофель не развалился.

Шар — ах — шоу

  1. Веселый шарик
    Все садятся в круг. Все хором говорят стих.
  2. Ты катись, веселый шарик,
    Быстро-быстро по рукам.
    У кого веселый шарик
    Тот исполнит песню нам.
  3. Водушные силачи
    Вызываются желающие. Ведущий предлагает им по сигналу надувать воздушные шарики. Побеждает тот, у кого шарик быстрее лопнет.
  4. Архитектор
    Построить башню из шариков
  5. Реактивный шарик
    Участники выстраиваются на одной линии. Их задача — надуть шарики и по команде отпустить их. Выигрывает тот, чей шарик улетит дальше.
  6. Воздушный мост
    Команда встает друг за другом. Необходимо передать шарик над головой от первого к последнему участнику и обратно — между ногами (можно одновременно передавать 4-5 шариков)
  7. Самые дружные
    Команда разбивается по парам. По сигналу ведущего первые пары должны добежать до заранее определенного ориентира и обратно, удерживая шарик между головами. Передать шарики следующей паре.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Чернушка"

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

методическое объединение воспитателей

Составила:

Зотова Е.В.

Воспитатель 1 квалификационной категории

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Игра выполняет следующие функции: 1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.6 3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи.

Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.

Название

игры

Описание игры

Что коррегирует

Что формирует, развивает

Методика освоения детьми

Зоопарк

Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

Коррекция эмоциональной отгороженности

Развитие воображения, раскованности в движениях

Количество: 4-10 человек

Дети садятся в круг. Один из учащихся показывает животное, остальные пытаются отгадать.

Где стереть?

На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Коррекция зрительного восприятия, мышления

развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости

(для слабовидящих и нормально видящих детей)

Количество:4-10 человек.

На листе бумаги А4 дети рисуют рожицы-смайлики. Закрывают глаза. По команде ведущего стирают,

те фрагменты рисунка, которые называет ведущий

Котёл

«Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые, внимательные и ловкие.

Развитие координации движений

способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние;

Количество: неограниченно.

Участники встают на ограниченное пространство. По команде ведущего начинаются двигаться в хаотичном порядке в соответствии с командами ведущего. Главное условие –

не задевать друг друга, не выходить за пределы обозначенной территории.

Найди и промолчи

Дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

Коррекция внимания, нетерпимости

развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества

Количество: не менее 5 человек

Дети стоят в хаотичном порядке. Закрывают глаза.

Ведущий ставит какой-то новый предмет в комнате. Задача детей взглядом найти предмет.

Коробка переживаний(

релаксационное упражнение)

Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

коррекция речи, снятие психологического напряжения

снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы

Количество: не ограничено

Дети высказывают «в коробку» свои переживая, обиды,огорчения.

Тень

Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д

развитие двигательной координации

быстроты реакции; установление межличностных контактов

Количество: не ограничено.

Выбирается один ведущий, который становится путником. Остальные учащиеся – его тень.

Задача детей максимально точно повторять движения ведущего.

Властелины кольца

Потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку.

Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

Коррекция координации совместных действий

Развитие коллектива, обучение поиску способов коллективного решения проблемы

Колочество:3-5 человек.

Участники становятся по кругу, держа в руках один конец веревки. А другой конец привязан к концу одного кольца.

Задача игроков опустить кольцо на мишень(бутылка, игрушка, монетка и т.д)

Создание рисунка

Все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают.

коррекция мелкой моторики, развитие воображения

Количество: 4-8 человек.

Дети сидят в кругу.У каждого лист бумаги и карандаш. Каждый ребёнок рисует что-нибудь на своем листке в течении 1 минуты, затем по команде ведущего передает соседу по кругу.

Апплодисменты

(релаксационное упражнение)

Дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель

Коррекция эмоционально-волевой сферы

установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата

Количество: не ограничено.

Дети стоят в широком кругу. Начиная с ведущего,выбирают по одному и ребёнку и хлопают ему и т.д по цепочке, пока на «соберут» всех учащихся.

Кто кого

Группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

Коррекция нетерпимости по отношению к другим людям

снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения

Количество: не ограничено.

Дети делятся на две команды.

По сигналу ведущего ученики начинают выполнять определенную команду(топать, хлопать)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Составитель: инструктор

по физической культуре

1. Мотальщики ».

Инвентарь : деревянная палка – длина 20 см, диаметр – 1 – 1,5 см, веревка – 1 – 1,5 м. Веревка привязана к палке.

Игра сначала проводится на качество:

1 вариант – палку держать двумя руками;

2 вариант – одной рукой палку, другой рукой веревку.

Затем игру можно проводить на скорость.

2. «Вратарь ». Игра проводится для развития быстроты реакции и подвижности рук.

Инвентарь : гимнастическая палка, 2 стойки, мяч.

Занимающийся сидит на полу, выполняя роль вратаря. Ворота определенных размеров – как удобно ребенку. Для того чтобы отбивать мяч, он держит в руках гимнастическую палку горизонтально. Сначала мяч направляют прямо на вратаря, затем немного изменяют направление мяча влево, вправо.

3. «Поймай мяч» Игра проводится для развития реакции и укрепления мышц плечевого пояса.

Инвентарь: большой резиновый мяч, подвешенный в сетке к перекладине.

Занимающийся сидит на стуле (на скамейке, на полу). Ему передают мяч, который он ловит на уровне груди. Поймав мяч, старается отправить мяч назад партнёру.

Когда ребенок начнёт уверенно ловить мяч, можно использовать не подвешенный, а затем

Использовать мячи разные по размеру.

4. «Дартс». Игра поводится для развития умения метать и коррекции зрения.

Инвентарь : мишень и дротики.

Учащийся сидит на стуле или на скамейке. Мишень лежит на полу. Из этого исходного положения ребенок сначала учится бросать дротик так, чтобы он воткнулся в мишень. Затем старается набрать наибольшее количество очков.

5. «Мушкетёры».

Инвентарь: пластмассовые гимнастические палки.

Проводится в стиле фехтования. Чтобы занимающемуся было проще выполнять движения с палкой, он держит её двумя руками. Палка расположена вертикально.

6. «Готов – падаю!». Игра проводится для установления доверительного контакта между учащимся и педагогом.

Ребёнок сидит на полу или на скамейке спиной к преподавателю. Он задаёт вопрос педагогу: «Готов?». Педагог отвечает: «Готов!». Ученик предупреждает: «Падаю!». Педагог: «Падай». После этого учащийся, отклоняясь назад, падает на руки сзади сидящему преподавателю.

7. «Рыбалка». Игра проводится для развития вестибулярного аппарата.

Инвентарь: фитбол, предметы различной величины, палка с крючком.

1 вариант – учащийся ложится животом на фитбол. Преподаватель страхуя его за ноги, опускает вниз головой. Занимающийся должен поочередно поднимать предметы с пола, которые находятся перед мячом левой рукой, правой рукой, двумя руками одновременно.

2 вариант – учащийся сидит на стуле, двумя руками держит палку, на конце которой крючок. С помощью крючка он должен достать предметы, которые расположены на полу, на скамейке, на уровне коленей.

8. «Штангист». Игра проводится для развития плечевого пояса.

Инвентарь: 2 стойки, гимнастическая палка.

Учащийся лежит на полу на спине, палку держит двумя руками. Стойки стоят слева и справа. Занимающийся должен сначала поочередно поддеть палкой стойки, а затем выпрямляя руки переставить стойки.

9. «Кегельбан». Игра проводится для развития мышц плечевого пояса и нижних конечностей.

Инвентарь: кегли, мячи, клюшка, 2 стойки.

1 вариант – занимающийся сидя на стуле или скамейке, толкает подвешенный мяч от груди двумя руками. Старается сбить, стоящие впереди на определенном расстоянии кегли.

2 вариант – сидя на стуле или на полу метает мяч, чтобы сбить наибольшее количество кеглей. На полу мяч можно катать.

3 вариант – сидя на стуле, перед ногами большой резиновый мяч. Пнув одной ногой или двумя ногами мяч, сбить кегли. Кегли ставят близко к играющему. По мере успешного выполнения упражнения кегли можно отставлять дальше.

4 вариант – учащийся сидит на полу или на стуле, в руках у него клюшка. Перед ним расположены ворота, в которых стоят кегли. Отбивая клюшкой мяч, ребенок должен сбить кегли. Клюшка должна быть по размеру занимающемуся

10. « Подоить корову». Игра проводится для развития мелкой моторики.

Инвентарь : резиновая перчатка с дырочкой в указательном пальце, ведро, вода.

В перчатку наливают воду и завязывают. Импровизированное вымя подвешивают на верёвке. Учащийся должен, нажимая на перчатку, освободить её от содержимого.

Задание можно выполнять одной рукой, двумя руками, медленно и на время.

11. «Музыкант». Игра проводится для развития мышц внешней и внутренней сторон бедра, для мышц шеи.

Инвентарь: музыкальные тарелки, шляпа с колокольчиками.

1 вариант – учащемуся к внутренней стороне колена привязывают музыкальные тарелки. Разводя в стороны колени и приводя их обратно, занимающийся должен исполнить заданный ритм.

2 вариант – ребёнку одевают шляпу с колокольчиками. Он выполняет повороты вправо – влево, круговые движения, наклоны головы вперед – назад.

Можно создать какую – нибудь мелодию.

12. «Завязать узел». Игра проводится для развития мелкой моторики.

Инвентарь : платок, веревка 30 см.

Ученику завязывают платком глаза и дают в руки верёвку. Он должен сделать как можно больше узелков на верёвке. Можно проводить игру на качество, количество и скорость. Так же это можно сделать в паре.

13. «Волшебный узелок». Игра проводится для развития мелкой моторики.

Инвентарь : гимнастическая палка, несколько узелков.

Учащийся должен достать гимнастической палкой узелок. Развязать его и найти внутри узелка сюрприз за хорошее поведение и старание, которое он проявил на занятиях. Узелков может быть несколько, но сюрприз только в одном. Игра проводится в конце занятий.

14. «Грибники». Игра проводится для развития быстроты реакции.

Инвентарь : 2 корзинки, паралоновые грибы и ягоды.

1 вариант – собрать грибы и ягоды в одну корзину. Можно на время.

2 вариант – поочерёдно ягоды в одну корзину, грибы в другую, рукой которой удобно.

3 вариант – правой рукой собирают ягоды, левой рукой грибы и наоборот.

4 вариант – собрать всё с завязанными глазами.

15. «Составь своё имя».

Инвентарь: карточки, на которых написана каждая буква имени и фамилии ученика.

Учащийся лежит на полу на спине. По бокам слева и справа лежат карточки. Например: Иванов – И справа, В слева и т. д. Выполняя перекат влево, ребёнок должен найти определенную букву, то же вправо. Таким образом составить свои имя и фамилию. Если карточек нечетное количество, можно добавить знаки препинания, например – восклицательный знак «!».

16. «Переправа». Игра проводится для развития силы плечевого пояса.

Инвентарь: гимнастическая стенка, веревка, гимнастическая палка.

1 вариант - учащийся сидит в кресле лицом к гимнастической стенке на расстоянии от неё 1 м, 2 м и т. д. К стенке привязывают верёвку, за которую ученик держится двумя руками. Переставляя по верёвке правую левую руки, подъехать к стене.

2 вариант – веревку накручивать на палку. Занимающегося зафиксировать к спинке кресла и страховать.

17. «Кольцо Сатурна». Игра проводится для развития ловкости.

Инвентарь : малый резиновый мяч.

Учащийся сидя на скамейке, должен обвести мяч вокруг шеи и вокруг туловища. Задание можно выполнять на качество, а затем на скорость.

18. «Паутина».

Инвентарь: 2 верёвки.

Учащийся сидит на стуле или в кресле. Педагог фиксирует веревочки слева и справа, так чтобы они перекрещивались. Сделав поворот вправо, ребёнок должен левой рукой отцепить верёвку, то же в другую сторону.

19. «Пчёлка». Игра проводится в подготовительной части.

Инвентарь: 6 жёлтых бумажных полосок.

Учащийся сидит в кресле. Педагог прикрепляет полоски справа и слева, так чтобы они были параллельно друг другу. Ученик, поворачиваясь то влево то вправо, должен отцепить полоски по порядку: сверху – вниз и снизу – вверх.

20. «Выбей шар».

Инвентарь: обруч, мячи, деревянные бруски.

1 вариант - на пол кладут обруч, в него мячи. Учащийся, сидя на полу, должен оттолкнуть мяч от себя, так чтобы выбить из обруча мячи.

2 вариант – сложить из мячей пирамиду, которую ребенок должен сбить.

3 вариант – то же, «Городки».

21. «Встреча». Игра проводится в основной части.

Инвентарь: 2 резиновых мяча.

Педагог и учащийся сидят друг против друга. Их задача прокатить мячи так, чтобы они встретились.

22. «Путешествие». Игра проводится в подготовительной части.

Инвентарь: 6 пирамид, флажки, воздушные шарики .

В зале располагают 6 станций, обозначенные пирамидами.

1 вариант – за одной из пирамид кладут флажок. Учащийся в кресле должен поочереди объехать все станции и найти заданный предмет.

2 вариант – маршрут выбирает сам ученик.

3 вариант – за пирамидами кладут разные предметы, но найти надо только флажок.

4 вариант – к каждой пирамиде привязывают воздушные шары, которые ребёнок должен собрать.

5 вариант – на каждой станции ученик должен выполнить заданное упражнение.

23. «Настольные городки». Игра проводится для развития глазомера и ловкости.

При броске игроку надо управлять битой – катапультой – это дощечка с двумя стояками высотой до 80 мм, между которыми натянута резинка. С помощью этой катапульты городошник и направляет свою биту в городки. Городошная бита - это палочка длиной 4-5 см. Катапульта переносная, её можно ставить на дальнюю линию боя и на ближнюю. Для того, чтобы палочка – бита не улетела далеко, к краю стола за квадратом, где ставятся городки, крепиться бортик размером 20x20 см.

Городки – круглые палочки длиной 3 -4 см. Городки устанавливаются в фигуры, как в обычных городках.

24. «Игольное ушко». Игра проводится для развития ловкости.

Для игры требуется деревянная планка длиной 40 – 50 см, прикреплённая к стойке высотой 50 – 60 см. Снизу для устойчивости стойка крепится на плоском диске или крестовине. К перекладине на крючках подвешиваются вырезанные из тонкой фанеры «иголки». Длина ушка иголки 12 – 14 см. В это ушко должен пройти «верблюд », который расположен на палочке – «нитке». Высота верблюда 10 – 11см.

Под каждой иголкой подвешен колокольчик. Задача игрока – провести верблюда через игольное ушко, не задев при этом иголку. Если игрок проведет верблюда вперёд и назад, получает 1 очко, за второй ход – 2 очка, за третий – 3 очка.

25. «Воротца». Игра проводится для развития ловкости.

На столе устанавливается деревянный брусок с вырезанными в нём пятью арками-воротцами различной ширины. Над каждой аркой пишется цифра – от 1 до 5. Эти цифры обозначают число очков, которые начисляются игроку, загнавшему ударом своего шара белый игровой шарик в арку.

Чтобы шарик не улетал за пределы игрового поля, по краям стола устанавливаются защитные бортики. Для игры нужно несколько разноцветных шариков (по числу игроков) и один белый, игровой.

Игровой шарик помещают в центре поля. По нему нужно ударить своим шариком сначала с открытыми глазами, потом с закрытым правым глазом, затем с закрытым левым глазом, выполнить с закрытыми глазами. Если белый шарик не попал в арку, играющий теряет право хода и в игру вступает следующий. В случае попадания в воротца игроку начисляется то количество очков, которое значится над аркой. Игра ведётся до 50 очков.

26. «Корытце». Игра проводится для развития ловкости.

Для игры требуется продолговатое деревянное корытце (его можно заменить прямоугольным удлинённым ящиком с невысокими стенками). Внутри корытца устанавливаются восемь перегородок. Они образуют секторы под номерами от «0» до «9».Высота перегородок равна высоте стенок корытца, но перегораживают они его лишь на половину ширины.

Перед началом игры следует положить в нулевой сектор 10 шариков. Взяв корытце в руки, осторожно покачивать его так, чтобы шарики перекатились из нулевого сектора во второй, потом в третий и т. д., причём делать это нужно так, чтобы ни один шарик не попал в девятый сектор. Как только один из шариков попадает в штрафной сектор, игра прекращается. Корытце ставят на стол и подсчитывают очки. Например, если во втором секторе находятся 2 шарика, значит, игрок получает 4 очка (2x2). В пятом секторе оказались три шарика, следовательно, игроку начисляется 15 очков (3x5). Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков за один ход.

27. «Точный бросок».

Для игры используются малые резиновые мячи и сделанный из картона домик. Задача выполняющего метание мяча попасть в окно домика. Учащийся сидит на стуле. Расстояние определяется возможностями ребёнка. Сначала стул от домика расположен близко. Учащемуся дают 5 попыток, чтобы он попал в окно. Если 4 попытки из 5 удачные, стул можно отодвинуть на несколько см.

28. «Теннис».

При игре в настольный теннис занимающийся держит ракетку двумя руками, локтями опирается о стол. Педагог посылает шарики один за другим прямо по направлению относительно учащегося. Ребёнок должен постараться отбить каждый шарик.

Для того, чтобы ученик выполнил подачу, педагог набрасывает ему шарик невысоко вертикально вверх. Так же можно использовать приспособление, к которому подвешивают шарики. Учащийся старается нанести точный удар по шарику.

29. «Воздушный бильярд». Игра проводится для развития ловкости.

Для игры изготавливают раму и стойки из деревянных планок. Высота рамы 50 см, длина 60 -70 см. К горизонтальной перекладине рамы на бечёвке подвешиваются 10 деревянных шаров. Они висят на одном уровне, в 25 см от поверхности стола. Шары размещают на равном расстоянии друг от друга. Каждый шар имеет свой номер. К центру перекладины прикреплена деревянная стойка высотой 25 см. К ней привинчена подвижная рейка длиной 60 см. С её конца на шнуре длиной 75 см свисает ударный шар. Этим шаром играющий должен попасть в шары, подвешенные к раме. Ударный шар посылается кием.

Играющий должен попасть в шары в порядке их номеров. Перед ударом он объявляет номер шара, по которому бьёт. После удачного попадания получает право ещё на один ход. Если он совершил промах или попал в шар с другим номером, он теряет ход и уступает место следующему игроку.

Победителем считается игрок, который первым попадёт во все шары.

30. «Ягоды, овощи, фрукты».

Инвентарь: три карточки – красная, зелёная, синяя.

Перед учащимся кладут три карточки: красная – ягоды, зеленая – фрукты, синяя – овощи. По заданию педагога ученик выполняет движение (например, повороты вправо – влево). Внезапно педагог произносит одно из слов (например, «груша»), занимающийся должен поднять зелёную карточку.

31. «Вперёд – назад». Игра проводится на внимание, а также при разминки.

Педагог называет любое число: если оно чётное, ученик должен проехать вперёд; если число нечётное, то играющий должен проехать назад.

32. «Внимание – начинаем».

Педагог показывает в определённой последовательности упражнения под номерами 1, 2, 3, 4, 5 и т. д. Затем даёт команду: «Упражнение 3 начинай!» Занимающийся должен выполнить упражнение 3.

33. «Простая арифметика». Игра проводится на внимание в заключительной части занятий.

Педагог называет одно за другим разные числа, а ученик после каждого числа называет следующее по порядку. Если в этом числе окажется нуль – поставить руки на пояс, два нуля – руки вперёд, три нуля – руки к плечам.

34. «Всё наоборот». Игра проводится в подготовительной части занятий.

Педагог показывает упражнения, а занимающийся повторяет за ним, но в противоположном направлении. Например, педагог выполняет наклон вправо, а ученик влево.

35. «Чуткий часовой».

Инвентарь: мячи, кегли, кубики, платок.

Ученик с завязанными глазами сидит на полу, вокруг него раскладывают мячи, кегли, кубики. Педагог осторожно приближается к предметам, чтобы взять один из них. Занимающийся, заслышав шаги или шорох, должен указать направление, откуда доносится звук.

Можно привлечь к игре родителей, присутствующих на занятиях.

36. «Приставь нос». Игра проводится для развития ориентировки в пространстве.

Инвентарь: ватман, на котором нарисовано лицо клоуна, бумажный нос с кусочком пластилина, платок.

Ватман с лицом клоуна без носа располагают на стене таким образом, чтобы ученику было легко дотянуться до листа. Игроку завязывают глаза, поворачивают кресло три раза.

После того как кресло поставят напротив листа, ученик должен подъехать к нему и приставить нос клоуну.

Педагог осуществляет страховку и руководит действием ученика (подсказывает сколько ему проехать и когда остановиться).

37. «Штрафной бросок». Игра проводится при обучении метанию.

Инвентарь: обруч, мяч, платок.

Занимающийся сидит на стуле. Перед ним на полу кладут обруч. Затем завязывают ученику глаза и дают мяч. Игрок должен выполнить бросок и попасть в обруч.

38. «Чувство времени». Игра проводится в заключительной части занятий.

Педагог даёт ученику задание, которое он должен выполнить втечение определённого времени. Когда время, по его мнению, истекает, он должен завершить упражнение. Например, выехать из зала и вернуться обратно через одну минуту; переложить мячи справа налево втечение 20 секунд и т. д. Педагог засекает время.

39. «Чёрный ящик». Игра проводится в заключительной части занятий.

Инвентарь: ящик, мяч и т. д.

В ящик кладут предмет (например, мяч). Ученик задаёт вопросы педагогу, на которые он отвечает только «Да» или «Нет». Игрок может задать 10 вопросов, после чего должен сказать, что лежит в ящике.

40. «Солнце, заборчик, камешки». Игра проводится на внимание и в подготовительной части занятий.

Педагог постепенно увеличивая темп в любом порядке, даёт ученику команды: «Солнце», «Заборчик», «Камешки». Занимающийся по команде «Солнце!» растопыривает пальцы на руках, по команде «Заборчик!» смыкает пальцы и выпрямляет ладони, руки сжимает в кулаки по команде «Камешки!».

41. «Так и этак». Игра проводится на внимание, в подготовительной и заключительной частях занятия.

При выполнении упражнения педагог произносит слово «так», ученик должен повторить задание. Если педагог скажет «этак» и выполнит какое – нибудь движение, то игрок не повторяет это движение.

42. «Разложи вслепую». Игра проводится в заключительной части.

Инвентарь: 3 комплекта палочек, в каждом комплекте по 15 штук. Каждый комплект разного цвета и разной длины.

Ученику завязывают глаза. Задача игрока состоит в том, чтобы рассортировать палочки по размерам и разложить их в отдельные кучки.

Игру можно усложнить, если палочки будут отличаться по двум признакам: например, по длине и по толщине. Также можно в игру привлечь родителей, присутствующих на занятиях.

43. «Кто летит?». Игра проводится для развития реакции и внимания.

Педагог произносит: «Голубь летит», - и поднимает руки вверх, ученик делает то же самое. Затем он называет других птиц и насекомых. Неожиданно он вставляет: «Корова летит» или «Стол летит». В этих случаях руки поднимать не нужно.

44. «Репка». Игра проводится для развития силы рук.

Инвентарь: набивной мяч весом 1 кг, верёвка длиной 3 м. Верёвку привязывают к набивному мячу.

Ученик сидит на стуле. Мяч кладут напротив на расстоянии 2,5 м. Конец верёвки дают занимающемуся. По сигналу игрок должен перетянуть мяч к себе.

45. «Что изменилось?». Игра проводится на внимание.

Инвентарь: игрушки.

На видном месте ставят в беспорядке 10 -15 различных игрушек (или других предметов), Играющий должен внимательно их рассмотреть, после чего отворачивается. Педагог в это время переставляет 2 – 3 игрушки на другие места (или снимает, добавляет, заменяет другими). После сигнала ученик поворачивается и определяет, что изменилось.

Педагог выполняет разные движения и ученик должен их выполнять вместе с ним. Но одно движение – запретное, его нельзя выполнять. Например, запрещено выполнять движение «руки к плечам». Когда педагог выполнит запретное движение и ученик повторит его, то он должен будет ладошками исполнить заданный ритм.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом). Методическое пособие / Под редакцией.- СПб, СПбГАФК им. , 2003, - 228с.

2. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа. / Автор составитель / Под общей редакцией. – СПб, СПбГАФК имени, 2003, - 240с.

3. риентирование по тропам. – Екатеринбург, 1998, - 68 с.

4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. . – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.

5. Социально – педагогическая реабилитация детей с ДЦП / Под редакцией. – М.: МГСУ, 2001. – 198 с.

6.Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Авторы составители, / Под ред. . – М.: Советский спорт, 2004.- 296 с.: ил.

7. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. . – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

8. портивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Пер. с нем. ; Науч. ред. рус. текста. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 112 с.

Дополнительная литература

1. Литвинова народные подвижные игры: Пособие для

воспитателя дет. сада / Под ред. . – М.: Просвещение, 1986. – 79 с., ил.

2. Подвижные игры для 2 класса , как дополнительный материал в содержании третьего урока физической культуры / Сост. . – Петрозаводск: 1995. – 48 с.

3. Развивающие игры. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с.

4. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники, . – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.: ил.

Анастасия Клягина
Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

«Игры на развитие мышления детей 3 - 4 лет»

Дружные фигу рки

Цель: развить образное мышление, произвольную память.

Как играем: Нарисуйте на листе бумаги круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них - две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как - пусть придумает сам. Самое главное - не выходить за контуры.

Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много.

Пригласим на день рожде ния

Цель: учить соотносить группы предметов по их количеству, развивать наглядно-образное мышление

Необходимый инвентарь: бумага, карандаш.

Как играем: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах - это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.

Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество - больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

Делим - собир аем

Цель: учить вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу)

Как играем: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, - машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.

Играем наоборот: стул - спинка, ножки, сиденье. Телефон - кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?.

Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, - попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет. Покажите часть предмета - ребенок должен определить, что это такое.

Нужные в ещи

Цель: знакомить с многофункциональностью некоторых вещей

Как играем: с показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» - «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» - «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?

Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» - «Рисовать, для постового, для флажка».

Заколдованные ска зки

Цель: развиваеть наглядно-образное мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: кружочки разного размера и цвета.

Как играем: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их - определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом - оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал - придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.

Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки - ищите в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек - это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра»

Игра «Дает корова.

Цель: развивать внимание, память.

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Как играем: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Сравнение велич ин»

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Необходимый инвентарь: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

Как играем: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

Игра «Как же их отличит ь?»

Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Необходимый инвентарь: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).

Как играем: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика «Сердитый еж ик»

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шар ик»

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Гуси лет ят»

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пуш ок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Ж ук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петуш ок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Воро на»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Игры на снятие тревожности

«Дра ка»

Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук

Как играем: «Дети, представьте, что вы поссорились с другом. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко сожмите челюсти. Пальцы рук сожмите к кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц

Как играть: Ребята разбейтесь по парам. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос надувает этот большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на согнутых ногах, руки, шея, расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «С». С каждой подачей воздуха мяч становиться больше. Услышав звук «С», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги, после 2 - выпрямилось туловище, 3 – поднимается голова, 4 – надулись щеки, и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча насос. Из мяча выходит воздух «Шшш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются местами.

«Слепой тан ец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения

Как играть: «Разбейтесь на пары, один из вас будет «Слепой». Другой останется «Зрячим» и сможет водить слепого. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку. Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать глаза.»

«Скульпту ра»

Цель: снижение мышечного напряжения

Как играть: Дети разбиваются на пары. Один – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого скульптор лепит из «глины» скульптуру:

Ребенка, который ничего не боится

Ребенка, который все доволен

Ребенка, который выполнил сложное задание и тд.

После проведения игры обсудить, что чувствовали в роли скульптора, скульптуры. Какую фигуру было приятно изображать, а какую нет.

«Ласковый мел ок»

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений

Как играть: Модификация для тревожных деток:

«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я нарисовал? Солнышко? Хорошо». Мягким прикосновеньем пальцев изображается солнцу. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я тебе нарисую солнце «Ласковым мелком? А хочешь чтобы белка или лиса нарисовала своим «ласковым» хвостиком?»

После окончания взрослый нежными движениями руки стирает все, что нарисовал.

«Гусеница»

Цель: учить доверять

Как играть: «ребята, мы сейчас с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом и спиной детей зажимается мяч. Дотрагиваться руками запрещено. Первый в цепочке держит свой мяч на вытянутых руках. Дети должны пройти по определенному маршруту.»

Упражнения в переключении с одной позы на другуюb]

[/b]«Колеч ко»[ /b]

Инструкция: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак - ребро – ладо нь »[[ i] /b]

Цель: развитие мелкой моторики рук

Инструкция: Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (,кулак - ребро - ладонь, произнося их вслух или про себя.

b]«Зеркальное рисован}