Значение уроков изобразительного искусства в коррекционных школах. Работа с детьми на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе VIII вида Искусство для коррекционной школы 8 вида

Тема : "Рисование с натуры предмета цилиндрической формы расположенного ниже уровня зрения (стеклянная банка с водой и керамический бокал)

Цели и задачи :

Формирование навыков рисования с натуры предметов цилиндрической формы.
Задачи урока: - закрепление знаний учащихся о жанрах изобразительного искусства;
- совершенствование умений соблюдать правила и последовательность изображения предметов цилиндрической формы;
- развитие и коррекция зрительного внимания и памяти, речи, пространственного ориентирования, мелкой моторики, глазомера, графических навыков, на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы;
- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету;

Тип урока : комбинированный

Основной метод обучения: практический

Оборудование и наглядность : гуашевые краски, колонковые или беличьи кисти, палитры, баночки для воды,

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготови

тельный

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и цели урока

3.Приветствие ученикам

Приветствуют учителя

Основной

Наш сегодняшний урок я предлагаю начать с просмотра отрывка из известного детского мультфильма «Пластилиновая ворона -КАРТИНА»…
2. Актуализация опорных знаний:
По вашим лицам я вижу, что вы прекрасно поняли, о чём пойдет речь.
Конечно же о жанрах изобразительного искусства. На самом деле
существует очень много жанров: анималистический, портрет,
батальный, исторический, пейзаж, мифологический, натюрморт …
?- Попробуйте выбрать из предложенных, те жанры изобразительного
искусства, которые вы уже изучили на предыдущих уроках?
(портрет, пейзаж, натюрморт)
- Давайте попробуем дать определения этих терминов (Что такое
пейзаж, портрет, натюрморт?).

Рассмотрите внимательно предметы на столе и определите, с
каким из жанров мы продолжим нашу работу? (натюрморт).
Натюрморт – это не просто набор случайных предметов. Важно грамотно подобрать предметы, скомпоновать их в группу и красиво расположить их на плоскости. Маленькие предметы не должны заслонять большие, чтобы форма каждого была видна.
Физминутка: (упражнения на коррекцию осанки)

3. Сообщение темы и цели урока, объяснение:
- Пришло время перейти к основной теме нашего урока: Рисование с натуры предмета цилиндрической формы.
? Кто может объяснить, что значит «рисование с натуры»?
К какому из жанров изобразительного искусства относится тема
нашего урока? (к жанру «натюрморт»).
- Ввиду небольшого количества времени для работы, наш натюрморт состоит из 2 предметов и драпировки (ткани, которая расположена на вертикальной и горизонтальной плоскостях).

Какие геометрические тела вы знаете? (шар, конус, куб)

Анализ натуры: геометрическое тело – цилиндр (повтор учащимися названия
геометрического тела), цилиндр имеет нижнее основание и верхнее
основание в виде круга (работа с динамическим пособием), высота цилиндра
больше его ширины (значит рисунок будет расположен по
вертикали),цилиндр имеет (какую форму, если две его половины одинаковые?)
симметричную форму, (а как называется линия, которая проходит
посередине и делит цилиндр на две равные части?) – ось симметрии,
отношение ширины к высоте (что больше и насколько больше).
- объяснение и показ основных этапов построения
Физминутка: (расслабляющая гимнастика для глаз, разминка пальчиков)

3. Практическая работа:

Давайте вместе будем последовательно вспоминать и одновременно выполнять построение в альбоме: (показ учителем)
- сначала намечаем плоскость, на которой расположена натура, затем определяем место расположения цилиндра (посередине),строим ось симметрии, отмечаем высоту и ширину цилиндра, не забывая, что две половинки должны быть одинаковыми, строим нижний и верхний овалы (видимые линии выделяем активнее, а невидимые – оставляем слегка заметными), намечаем падающую тень и складку на ткани задней части драпировки.
своевременное оказание индивидуальной помощи учащимся, предупреждение ошибок

Отвечают на вопросы

Выполняют движения

приступают к самостоятельному рисованию

инд.работа с

Заключи

те

льный

Подведение итогов.

С какими жанрами изобразительного искусства мы сегодня работали?
- Как вы думаете, умение составлять красивые композиции из предметов, где в жизни вам могут пригодиться?
- анализ работы учащихся
- уборка рабочих мест

Отвечают на вопросы на закрепление темы. Участвуют в подведении итогов

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида (2 класс)

по теме: «Декоративное рисование узора для косынки».

Подготовила Аверьянова Надежда Анатольевна,

Учитель ОКУ ГС(К)ОУ «С(К)ОШ № 6 VIII вида

Г. Саратова»


Цель урока . Учить детей украшать узором предметы треугольной формы.
Задачи урока . Учить детей работать с трафаретом.
Приучение пальцев рук к точным, целенаправленным движениям, способствующие развитию и коррекции зрительно-двигательной координации.
Совершенствовать навыки раскрашивания рисунка, соблюдая контуры изображения при работе с акварельными красками.
Корригировать мыслительные процессы.
Оборудование урока : рисунки и иллюстрации по теме, образцы узоров,
трафареты треугольников разного размера, операционная карта, альбомы, простые карандаши, кисти, акварельные краски, баночки для воды.
Тип урока : комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент . (1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.
Беседа. (4 мин.)
(Объявляется тема урока).
Наша тема урока называется Декоративное рисование узора для косынки.
Сегодня мы будем с вами составлять узор для косыночки. Посмотрите как она выглядит. На какую геометрическую фигуру она похожа. Правильно, треугольник. Как вы догадались? Сколько углов у косынки? Ребята, вспомните, какие еще фигуры вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Покажите их на доске.
Возьмите в руки карандаши и все вмести мы сейчас попробуем их нарисовать их в воздухе. Послушайте стихотворение.
1) Быстро кружится пчела,
Ведь она нектар несла.
Делает она за кругом круг
И зовет своих подруг!
(Водим карандашом в воздухе рисуя круги)
2) Муравей домой спешил
И соломинку тащил.
Братцы строят новый дом,
Будут жить зимою в нем!
(покажите как выглядит домик у муравья. Начинаем с основания домика. Рисуем прямоугольник, над ним рисуем квадрат, затем крыша. На какую фигуру она похожа? треугольник).
У вас на партах лежат трафареты треугольник.Посмотрите внимательно сколько их и какого они размера? (три, от большего к меньшему)

3. Объяснение . (Работа с операционной картой).(9-11 мин.)
Учитель демонстрирует этапы работы, а учащиеся за ним выполняют.
1) Расположите большой треугольник в центре альбомного листа и обведите его. Молодцы! Правильно.
2) Внутри большого треугольника обведите треугольник меньшего размера.
3) Обведите последний треугольник самого маленького размера.
4) Половина нашего рисунка готово. Теперь нам необходимо нарисовать узор на косыночке. Посмотрите какие узоры могут быть выбраны для узора. (демонстрация узоров для косынки). Цветочки, кружочки, сеточка, полосочки. Какого они цвета? ...
4.
Самостоятельная работа учащихся .(15-16мин.)(музыка)
А теперь самостоятельно расписываем узор косыночки.
(Фронтальная и индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).
В процессе раскрашивания учащиеся вспоминают о способности смешивания красок.
Учитель задает вопрос учащимся.
5) . Отложили в сторону карандаши, давайте не много с вами отдохнем.

5. Физ. минутка .(2 мин.)
Под весенние напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз.
Вправо, влево головою,
Руки вверх, перед собою.
Топнем правою ногою,
Топнем левою ногою
И покрутим головою.
Голову поднимем выше
И легко подышим.

6. Выставка работ учащихся . Выставление оценок.(4 мин.)
На доске выставляются все работы учащихся, проводится анализ их выполнения и выставление отметки (отметка ставится коллективно – учителем и учениками).


7. Подведение итогов .(2-3 мин.)
Учитель задает вопросы учащимся.
― Какая была тема сегодняшнего урока?
― Что мы рисовали?
― Какую форму имеет косыночка? (треугольную)
― Что мы нарисовали на косыночке? (узор)
― Какую форму имеют узоры на косынке? (цветочки, сеточка, круги...)
― Для чего нужна косынка? (что бы летом голову не напекло)
Все молодцы. Хорошо нарисовали. На этом наш урок закончен.
Дежурные убирают рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида

Изобразительное искусство как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание школьников. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создает весьма благоприятные условия для мобилизации положитель­ных возможностей умственно отсталых детей. Однако эти усло­вия не возникают автоматически. Эффективность работы по всестороннему развитию умственно отсталых детей всецело зависит от учителя, первостепенная задача которого – сделать уроки изобразительного искусства коррекционно - направленны­ми. При этом не следует забывать, что главная цель уроков заключается не в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы макси­мально использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздействия на личность умственно отста­лого ребенка в целом.

Изобразительная деятельность требует от рисующего прояв­ления сложного комплекса различных умений. Чтобы нарисо­вать какой-либо предмет, его надо хорошо рассмотреть, опреде­лить форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято – нужны еще специальные умения, чтобы это воспринятое было передано в графической форме. Имеется в виду техническая сторона изобразительной деятельности, т. е. умение владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться графическими материалами. Практика обучения показывает, что при хорошей организации и совершенной методике преподавания учащиеся вспомогательной школы вполне могут овладеть простейшими навыками изобразительной деятельности.

На уроках изобразительного искусства у учащихся совершен­ствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность, зрительная память, вооб­ражение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют бо­лее активному формированию наглядного мышления. Требова­ние передать в рисунке сходство с изображаемым предметом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и осо­бенности, которые, как правило, не становятся объектом вни­мания при пассивном наблюдении.

Следует особо подчеркнуть, что познание формы, цвета, величины, строения и других свойств объектов становится тем полнее и точнее, чем большее количество анализаторов участ­вует в этом процессе. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений! Проводимые на уро­ках специальные упражнения должны быть направлены на вы­работку координированной деятельности этих анализаторов.


Умственно отсталые дети имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, что затрудняет овладение техникой письма. В связи с этим неизмеримо возрастает роль изобразительной деятельно­сти, поскольку в процессе занятий ею указанные недостатки сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы руки к сознательным, точным и согласованным движениям, придают гибкость и твердость кисти руки. В результате создаются благо­приятные условия и для развития навыков письма, Следует подчеркнуть, что занятия по рисованию являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму.

Под влиянием целенаправленного обучения изобразительной деятельности учащиеся значительно лучше производят сравне­ния, легче устанавливают сходство и различие предметов. По­знание свойств предметов, происходящее на уроках рисования действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей. Форма, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.

Занятия по изобразительному искусству играют значитель­ную роль и в развитии эстетического восприятия учащихся. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллекту­ального и эмоционального недоразвития первоначально воспри­нимают только элементарные проявления красоты. Под влия­нием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной ра­боты, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклас­сное время расширяется сфера их чувственного познания. На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Эстетические переживания способствуют обострению ощущений, в осо­бенности ощущений цвета, цветосочетаний, ритма.

Особое значение для развития эстетического восприятия у умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация на уроках изобразительного искусства доступных для их пони­мания художественных произведений (репродукций картин, скульптур, декоративно-прикладных изделий и т. п.), через эмо­циональное восприятие которых учащиеся вспомогательной шко­лы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетиче­ской оценке явлений окружающей действительности.

В процессе обучения изобразительной деятельности учащие­ся приобретают некоторые знания основ реалистического рисун­ка, навыки рисования с натуры и декоративного рисования. Умение рисовать помогает умственно отсталым школьникам лучше усваивать знания по другим учебным дисциплинам, так как углубляет и активизирует наблюдательность.

Рисование достаточно широко используется на уроках по другим учебным предметам. Детские рисунки облегчают учи­телю задачу обучения счету и письму. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, учащиеся глубже познают окружающую действительность.

Взаимосвязь уроков изобразительного искусства с другими дисциплинами позволяет сделать практические работы учащих­ся более целенаправленными, осмысленными и интересными. В результате этого коррекционно-воспитательное и общеобразо­вательное значение учебных предметов значительно повышается.

Наконец, необходимо отметить, что уроки рисования помо­гают изучить некоторые индивидуальные особенности умствен­но отсталых школьников. Наиболее, отчетливо это прослежи­вается в том случае, если детям дается тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Знание индиви­дуальных особенностей учащихся позволяет учителю более пра­вильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу.

Получить оптимальные результаты в процессе занятий изо­бразительной деятельностью, значительно усилить эффектив­ность коррекционно-развивающего воздействия уроков изобра­зительного искусства на личность умственно отсталого ребенка в целом можно только при условии рационального использова­ния всех возможностей, заключенных в этом учебном предмете.

Вопросы и задания

1.Какие общие и специальные задачи решаются при обучению изобразительному искусству учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида?

2. Каково значение изобразительной деятельности в общей системе обучения данных учащихся?

3. Проведите сопоставительный анализ задач обучения в массовой школе и школе восьмого вида.

4. Почему занятия рисованием оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию чувственного познания и мышления умственно отсталых школьников?

Разделы: МХК и ИЗО

При изучении особенностей развития детей-олигофренов становится явным недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально-волевой сферы и других качеств личности. В изобразительной деятельности в большей или меньшей степени участвуют и проявляются все психические процессы. В специальной литературе отражены особенности изобразительной деятельности таких детей. Подчеркивая глубокое своеобразие изобразительной и трудовой деятельности детей – олигофренов школьного возраста, их отставание от нормально развивающихся сверстников, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Н.И. Павлова указывают на большое положительное влияние на развитие восприятия формы, цвета и пространственных отношений оказывают правильно организованные уроки по рисованию.

Хорошая организация учебно-воспитательного процесса – основной залог выполнения общеобразовательных и воспитательных задач. В первую очередь сюда относится подготовка учащихся к урокам. Учитель с первого же урока приучает детей добросовестно, с любовью готовиться к каждому уроку. Ведь правильная организация подготовки к урокам служит важным условием удерживания внимания и интереса к занятиям.

На каждом уроке учащиеся должны иметь определенный набор предметов, который необходим им для работы. Это отдельные листы бумаги, размер которых может быть равен стандарту А4, А5. Важно помнить о качестве бумаги. Бумага с гладкой, блестящей поверхностью мало подходит для рисования. Необходима бумага с крупной зернистой поверхностью.

Самый распространенный и обязательный инструмент ученика это простой карандаш. В карандашнице должно быть два хорошо заточенных карандаша. Можно использовать мягкий и твердый, один для штриховки, если это графическая работа, другой для набросков, чтобы не оставалось жирных следов при закрашивании акварелью или цветными карандашами.

У каждого ученика должна быть мягкая резинка и точилка. Следует постоянно контролировать использование детьми резинок. Важно обращать их внимание на то, что от большого количества исправлений портится не только сама бумага, но и рисунок, который выполняется на ней. После долгого стирания карандашных линий нарушается поверхность бумаги, штрихи и краски наносить становится все сложнее, рисунок обретает небрежный вид.

Программа по изобразительному искусству предусматривает работу акварельными красками. Важное свойство акварельной живописи – прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя. Акварель бывает твердая, полумягкая и мягкая. Наиболее удобно использовать на уроках полумягкие разновидность акварельных красок. Они легче берутся на кисть, требуют меньше усилий при размачивании, мытье красок. Детям нужно объяснить, что при работе с красками надо быть аккуратными, не пачкать их, не смешивать прямо в чашечках. Для смешения красок должны быть палитра. Если нет настоящей палитры многоразового использования, то это может быть или листок плотной бумаги, плохо впитывающей воду, или блюдце из набора детской посуды.

Важную роль при рисовании играют кисти. Их в карандашнице должно быть не менее трех. Это крупные кисти для нанесения основного тона предметов, закрашивания крупных предметов, заливки фона. Средние кисти для уточнения средних размеров деталей, для передачи светотени и для рисования более густым цветом. Тонкие кисти необходимы для уточнения мелких деталей, рисования линий, орнаментов. За кистями надо тщательно ухаживать. В первую очередь, надо аккуратно брать краску, не давить на кисть, а пользоваться только ее кончиком. Убирать кисти можно только после того, как хорошо промыл ее и подсушил о тряпочку, которая также должна быть на столе у каждого ребенка. В крайнем случае, можно использовать салфетку. Ставить кисть в карандашницу можно только вверх рабочим концом, и ни в коем случае не оставлять кисть в воде! Неплохо иметь и кисти для клея. Они могут использоваться не только для работы с аппликацией, но и при декоративном рисовании орнаментов.

В практике работы школ могут использоваться и гуашевые краски. Кисти можно использовать те же, и щетинные в том числе. Если гуашь начала засыхать, ее необходимо размочить перед работой. Лучше сделать это за несколько дней до урока. Можно добавить в нее воды и немного канцелярского клея. Через несколько дней просто размешать.

Для работы красками каждый ученик должен иметь банку для воды. Ее объем может быть от 300 до 500 мл. Источник чистой воды лучше иметь прямо в студии или классе, где проходит занятие. Если таких условий нет, то можно использовать два ведра – одно с чистой водой, другое для грязной воды.

Рабочее место ученика не должно быть сильно загромождено посторонними предметами, поэтому лучше использовать органайзер. В одно отделение ставятся все кисти, в другое все карандаши, в том числе и цветные. В мелкие отделения можно положить резинки, точилки, поставить клей, блюдце, тряпочку или губку. Краски и баночки ставятся отдельно. Органайзер учитель может изготовить и сам. Использование такого приспособления, усложняет и вносит интерес в работу ученика. При рисовании карандашом он самостоятельно анализирует предстоящую работу и берет необходимой твердости карандаш, при рисовании красками он может самостоятельно выбирать и использовать нужные кисти, тряпочку и другие принадлежности, не отвлекая учителя и других учеников. При анализе и оценки работы учитель сразу видит результат своего труда: правильно ли ребенок выбрал средства рисования, правильно ли он их использует. В младших классах необходимо постоянное напоминание о том, как и когда использовать тот или иной предмет на уроке, можно ставить проблемные вопросы, закрепляя знания детей или развивая их мыслительную деятельность и память. В старших классах использование всех предметов, находящихся в органайзере, должно проходить самостоятельно. Если это достигнуто, то учитель может гордиться результатами своего труда.

Изобразительная деятельность школьников несет в себе огромный коррекционный заряд. Начало работы осуществляется уже при организации рабочего места ученика. Но актуальным остается вопрос и о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность детей. Чтобы уроки не сводились к простому, скучному для большинства учеников рисованию, а несли в себе заряд положительной энергии даже для тех, кто не может или не умеет рисовать. Необходимо каждый урок превращать в игру. Добиться этого можно очень простым способом. Для нас, учителей, это не трудно. А для детей - хорошая умственная гимнастика.

Каждый этап урока может нести в себе несложные дидактические игры. Коррекционные игры в начале урока могут иметь организационный характер. Прочитать тему урока можно следующим образом:

1. “Что лишнее?”. Учитель предлагает на доске рассмотреть ряд предметов, найти лишнее. То, что лишнее, то и будем рисовать.

2. “Разложи цвета”. Можно предложить раскладывать теплые и холодные цвета, яркие и бледные, по временам года и др., когда задание будет выполнено, на другой стороне карточек нужной группы цветов написано слово – тема урока. Слово тоже можно собрать.

3. “Пирамида”. Дети из разного размера кружков складывают пирамидку. На другой стороне кружков написана тема урока. Если кружки сложены верно, то слово складывается само. То же можно сделать и по цветам радуги, и по яркости – бледности оттенков одного цвета.

Цель таких упражнений привлечь внимание детей к новому рисунку, развивать их мыслительную деятельность, повторить пройденный материал, закрепить его.

После того как тема урока будет объявлена, этап урока – рассматривание образца. При рассматривании образца можно использовать следующие игры:

  1. “Найди отличия”. Предлагается два образца. Учитель дает задание, после того, как отличия найдены, учитель объявляет, что сегодня мы будем рисовать более простой рисунок, а на следующем уроке закончим его, усложняя рисунок. Это можно использовать на уроках, когда предполагается для одной темы два часа. Например, “Матрешка”. Украшение матрешки, орнаменты, платок и др., требуют отдельной работы; любой пейзаж также можно усложнять на втором уроке, добавляя кусты, птиц и другие мелкие детали.
  2. “Найди пару”. Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно. Но обязательно наличие образцов. На доске можно вывесить несколько вариантов украшения варежки, предложить найти одинаковую. При рисовании деревьев, рассматривая крону и расположение ветвей, можно предложить найти пару каждому дереву из геометрических фигур (ель – треугольник, береза – овал, садовое дерево – круг).
  3. “Подбери цвета”. Учитель предлагает не раскрашенный вариант рисунка и ряд цветных карточек. Дети подбирают нужные цвета, объясняя свой выбор. После выполнения этого задания учитель показывает раскрашенный вариант образца.

После того как образец был рассмотрен, происходит планирование работы. На этом этапе так же можно использовать ряд развивающих игр.

  1. “Собери картину”. Эту игру можно использовать и при рисовании натюрморта, и при рисовании пейзажа, орнамента и даже портрета. Учитель предлагает детям образец рисунка, а затем предлагает собрать рядом такой же, но из разрезных частей. Дети называют предметы в том порядке, в каком они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Учитель выставляет сам названные предметы на основу или предлагает это сделать это детям. Можно это задание усложнить, предлагая детали рисунка разных размеров. Тогда дети должны проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужные размеры.
  2. “Найди самое простое”. На доске образец. Учитель предлагает ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети должны расположить их от простого к сложному, Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные рисунки с доски можно не убирать.
  3. “Собери мозаику”. При рисовании сетчатого орнамента можно предложить такое упражнение, которое поможет не только понять принцип построения сетчатого орнамента, но и запомнить его особенность. Детям предлагается сетка 3 на 3, которую надо заполнить данным мотивом. Мотив, к примеру, цветочек и листик. Дети раскладывают в нужной последовательности мотивы по клеткам, учитель проверяет и исправляет. Это упражнение хорошо использовать как раздаточный материал.

После того как вся работа распланирована, учитель должен показать на доске, как выполнять работу. На данном этапе можно использовать проблемные вопросы. Например: какой карандаш нам необходим, твердый или мягкий; кисть какого размера нам будет нужна и почему; как смешать краски, чтобы получился нужный цвет и другие вопросы. Дети “помогают” учителю рисовать своими ответами, и в процессе того, как учитель с ними советуется, у учеников возникает чувство уверенности в своих способностях и возможностях, они с интересом берутся за работу и менее болезненно переносят свои неудачи при рисовании.

На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые дети со сложным диагнозом или имбецильностью нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Можно предложить упрощенный образец, уже нарисованные некоторые детали рисунка, можно использовать игру “Закончи рисунок”, “Что забыл нарисовать художник”, “Обведи по пунктирной линии”, “Соедини точки”. Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает.

При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков. Детям всегда интересно, что нарисовали их соседи. Здесь обязательно нахождение ошибок и наиболее удачных элементов. Важно сравнить с образцом по цвету, по размеру деталей, по аккуратности. Часто предлагается самостоятельно оценить свою работу и работу соседа.

От разнообразия игр и организации самого урока зависит не только интерес детей к уроку изобразительного искусства, но и качество рисования. Уроки рисования несут очень большую коррекционную нагрузку. В процессе творчества ребенок развивается, учится смотреть на мир, наблюдать, оценивать себя. Это очень важно. Любой учитель обязательно должен иметь в своем запасе несколько интересных развивающих игр, которые помогут ему в работе, привьют интерес детей к его предмету. Качество и результативность труда обязательно будут расти, дети будут стараться и развиваться. Удачи всем учителям изобразительного искусства!

Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Изобразительное искусство как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание школьников. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создает весьма благоприятные условия для мобилизации положитель­ных возможностей умственно отсталых детей. При этом эти усло­вия не возникают автоматически. Эффективность работы по всœестороннему развитию умственно отсталых детей всœецело зависит от учителя, первостепенная задача которого – сделать уроки изобразительного искусства коррекционно - направленны­ми. При этом не следует забывать, что главная цель уроков заключается не в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы макси­мально использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздействия на личность умственно отста­лого ребенка в целом.

Изобразительная деятельность требует от рисующего прояв­ления сложного комплекса различных умений. Чтобы нарисо­вать какой-либо предмет, его нужно хорошо рассмотреть, опреде­лить форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято – нужны еще специальные умения, чтобы это воспринятое было передано в графической форме. Имеется в виду техническая сторона изобразительной деятельности, т. е. умение владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться графическими материалами. Практика обучения показывает, что при хорошей организации и совершенной методике преподавания учащиеся вспомогательной школы вполне могут овладеть простейшими навыками изобразительной деятельности.

На уроках изобразительного искусства у учащихся совершен­ствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность, зрительная память, вооб­ражение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют бо­лее активному формированию наглядного мышления. Требова­ние передать в рисунке сходство с изображаемым предметом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и осо­бенности, которые, как правило, не становятся объектом вни­мания при пассивном наблюдении.

Следует особо подчеркнуть, что познание формы, цвета͵ величины, строения и других свойств объектов становится тем полнее и точнее, чем большее количество анализаторов участ­вует в данном процессе. Зрительные, осязательные, кинœестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений! Проводимые на уро­ках специальные упражнения должны быть направлены на вы­работку координированной деятельности этих анализаторов.

Умственно отсталые дети имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, что затрудняет овладение техникой письма. В связи с этим неизмеримо возрастает роль изобразительной деятельно­сти, поскольку в процессе занятий ею указанные недостатки сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы руки к сознательным, точным и согласованным движениям, придают гибкость и твердость кисти руки. В результате создаются благо­приятные условия и для развития навыков письма, Следует подчеркнуть, что занятия по рисованию являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму.

Под влиянием целœенаправленного обучения изобразительной деятельности учащиеся значительно лучше производят сравне­ния, легче устанавливают сходство и различие предметов. По­знание свойств предметов, происходящее на уроках рисования действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей. Форма, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.

Занятия по изобразительному искусству играют значитель­ную роль и в развитии эстетического восприятия учащихся. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллекту­ального и эмоционального недоразвития первоначально воспри­нимают только элементарные проявления красоты. Под влия­нием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной ра­боты, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклас­сное время расширяется сфера их чувственного познания. На базе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Эстетические переживания способствуют обострению ощущений, в осо­бенности ощущений цвета͵ цветосочетаний, ритма.

Особое значение для развития эстетического восприятия у умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация на уроках изобразительного искусства доступных для их пони­мания художественных произведений (репродукций картин, скульптур, декоративно-прикладных изделий и т. п.), через эмо­циональное восприятие которых учащиеся вспомогательной шко­лы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетиче­ской оценке явлений окружающей действительности.

В процессе обучения изобразительной деятельности учащие­ся приобретают некоторые знания основ реалистического рисун­ка, навыки рисования с натуры и декоративного рисования. Умение рисовать помогает умственно отсталым школьникам лучше усваивать знания по другим учебным дисциплинам, так как углубляет и активизирует наблюдательность.

Рисование достаточно широко используется на уроках по другим учебным предметам. Детские рисунки облегчают учи­телю задачу обучения счету и письму. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, учащиеся глубже познают окружающую действительность.

Взаимосвязь уроков изобразительного искусства с другими дисциплинами позволяет сделать практические работы учащих­ся более целœенаправленными, осмысленными и интересными. В результате этого коррекционно-воспитательное и общеобразо­вательное значение учебных предметов значительно повышается.

Наконец, крайне важно отметить, что уроки рисования помо­гают изучить некоторые индивидуальные особенности умствен­но отсталых школьников. Наиболее, отчетливо это прослежи­вается в том случае, в случае если детям дается тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Знание индиви­дуальных особенностей учащихся позволяет учителю более пра­вильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу.

Получить оптимальные результаты в процессе занятий изо­бразительной деятельностью, значительно усилить эффектив­ность коррекционно-развивающего воздействия уроков изобра­зительного искусства на личность умственно отсталого ребенка в целом можно только при условии рационального использова­ния всœех возможностей, заключенных в данном учебном предмете.

Вопросы и задания

1.Какие общие и специальные задачи решаются при обучению изобразительному искусству учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида?

2. Каково значение изобразительной деятельности в общей системе обучения данных учащихся?

3. Проведите сопоставительный анализ задач обучения в массовой школе и школе восьмого вида.

4. Почему занятия рисованием оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию чувственного познания и мышления умственно отсталых школьников?

Специальной (коррекционной) школе VIII вида - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Специальной (коррекционной) школе VIII вида" 2017, 2018.

  • - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери.... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании... .


  • - VIII. Александр Иванов и Суриков. Цветовые проблемы пленэра и картина.

    Александр Иванов 10 июня 1855 года писал: «Одним словом, я, как бы оставляя старый быт искусства, никакого еще не положил твердого камня к новому, и в этом положении делаюсь невольно переходным художником...» 1. Хотя эти слова сказаны в связи с поисками нового толкования... .


  • - VIII. ЛЮДИ

    Снова я коснулся истины и, не поняв, прошел мимо. Я уже думал - вот и гибель, предел отчаяния, и тогда-то, оставив всякую надежду, обрел душевный покой. Кажется, в такие часы и узнаешь самого себя, находишь в себе друга. Ничто не сравнится с этим ощущением душевной... .

  • - Шаблі XVI-XVIII ст. Розподіл за типами.

    Мечи эпохи Возрождения и XVII в. В XVI-XVII вв. меч претерпел некоторые изменения. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии.... .


  • - С кожаными нащечниками (XVIII в.).

    С левым крылом, в железном пластинчатом шлеме Чукотский воин в доспехе из лахтачьей кожи Чукча, отпугивающий копьем собаку (XIX в.). Реконструкция. Рисунок А. В. Сильнова 4 М е н я л о - полупереваренное содержание оленьего желудка. Из этой... .