Национальный совет по аккредитации программ «Государственное и муниципальное управление. Начал работу национальный аккредитационный совет Апгрейд стандартов аккредитации

Уже традиционно учебный год завершился заседанием Национального аккредитационного совета (НАС). Оно состоялось 25 июня на базе НИУ «Высшая школа экономики». Рассмотрению материалов по аккредитации предшествовали два важных вопроса, вынесенных на обсуждение: анализ результатов федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) и обсуждение проекта новых стандартов международной профессионально--общественной аккредитации.

Как помочь дедушке

Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата был инициирован Ассоциацией ведущих вузов по экономике и менеджменту (АВВЭМ), в частности, НИУ ВШЭ, Финансовым университетом при Правительстве РФ, РАНХиГС при Президенте РФ и другими ведущими вузами страны. Испытание проводилось по 10 направлениям подготовки в течение десяти дней, с 20 по 30 апреля 2015 года.

Экзамен добровольный, но ряд вузов всерьез обсуждает возможность ввести его как обязательный, - предварил обсуждение вопроса председатель совета, академик Виктор Болотов.

Это и понятно, целый ряд правительственных документов и нормативные акты профильного ведомства прописали необходимость введения процедуры независимой оценки результатов обучения не только на уровне среднего общего образования, но и для выпускников среднего профессионального и высшего образования. Кроме того, в этом году выпуск в высших учебных заведениях составляет 1,5 млн. бакалавров и специалистов, и, следовательно, уже назрела необходимость в объективной внешней оценке качества их подготовки.

С анализом результатов, принципами и технологией проведения экзамена членов совета ознакомил генеральный директор Научно-исследовательского института мониторинга качества образования Владимир Наводнов.

Это был действительно экзамен, а не тестирование. Для каждого участника сформировали практически индивидуальный экзаменационный билет из двух частей. Первую, полидисциплинарную, - студент мог составить сам по принципу выбора не менее четырех дисциплин из предложенных пяти-десяти по направлению подготовки. Казалось бы, немного, но для этого было создано 86 банков заданий! Вторая часть представляла собой кейс-задания. Это совершенно новый подход в системе оценивания, который позволяет предложить студенту квазиреальную задачу для оценки не только знаний и навыков, но и полученных компетенций.

Чтобы понять, что такое квазиреальная задача, В.Г. Наводнов привел пример: внук по просьбе деда должен предложить наиболее выгодный и надежный вариант размещения средств на депозит одного из известных банков страны. Выполнить такую просьбу можно, имея хорошие знания, аналитические способности и практические навыки. Кейс--задания составлены таким образом, чтобы оценить степень сформированности у выпускника практических компетенций.

В отличие от ЕГЭ, который до сих пор проходит с использованием специальных бланков и сканеров, экзамен для бакалавров разработан на основе современных информационных технологий в режиме on-line и без привлечения экспертов для оценки. Это утяжелило разработку самих заданий, но существенно сократило расходы на привлечение человеческих ресурсов.

Для проведения экзамена были организованы 70 базовых площадок по всей стране - от Владивостока до Калининграда, к которым предъявлялись серьезные требования: наличие не менее 100 компьютеров с подключением к сети интернет, ведение веб--трансляции, квалифицированный и мотивированный персонал.

Всего в экзамене приняли участие 4281 студент из 106 вузов страны. Первые строчки в рейтинге успешности заняли студенты Финансового университета при Правительстве РФ, Высшей школы экономики, Тверского государственного университета, РАНХиГС при Президенте РФ, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Однако формировать рейтинги вузов по результатам экзамена было бы некорректно: по каждому направлению подготовки лидируют разные вузы, и количество студентов от вуза, принимавших участие в экзаменах, тоже различно.

Кроме того, составление рейтингов не является (и не должно являться) целью экзамена. Главный результат такого эксперимента в том, что впервые в федеральном масштабе был осуществлен эксперимент по прямому измерению качества образования - до настоящего времени в высшей школе оценка проходила скорее опосредовано: например, в мониторинге эффективности, где оценивается число иностранных студентов, потраченных на науку денег и прочее.

Главным мотивирующим фактором для участия в экзамене, по утверждению первого проректора Финансового университета при Правительстве РФ Н.М. Розиной, являлось решение вуза по зачету при поступлении в магистратуру золотых сертификатов, полученных на экзамене.

Это и элемент портфолио для рынка труда, работодателя, - поддержал В.А. Болотов. - И он будет работать. Попробуйте сегодня устроиться бухгалтером без сертификата «1С», который выдают учебные центры - между прочим, негосударственного. Или сертификаты TOEFL принимаются фирмами, в которых активно используется английский.

Важные замечания для развития проекта высказала директор центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Е.Ю. Карданова:

Нужно не скрывать качество измерительных материалов - наоборот, рассчитать степень их надежности, а также учитывать уровень сложности разных задач в разных дисциплинах, которые вправе выбрать студент.

Советник ректора РАНХиГС при Президенте РФ Е.А. Карпухина отметила, что необходимо усиливать часть экзамена с «case-study». Независимо от того, по каким стандартам мы будем работать - ФГОС ВО или стандартам четвертого поколения - содержательное ядро подготовки студентов будет единым, без этого не может состояться ни один профессионал. Это дает возможность использовать материалы для всех вузов. Кроме того, результаты экзамена - это важная аналитика для руководства вузов.

Мы никому не навязывали и никого не заставляли участвовать в экзамене. Мы провели опрос студентов, и выяснилось, что те, кто профессионально ориентирован и хочет карьерного роста, очень заинтересованы в сдаче таких экзаменов. Они понимают, что в дальнейшем им придется сдавать множество профессиональных экзаменов, и это для них дополнительная тренировка. И второе… Выяснилось, что по отдельным дисциплинам студенты справились блестяще, а в междисциплинарных бизнес-кейсах провалились. Это потрясающий инструмент для оценки качества подготовки и понимания того, как мы учим студентов учиться и решать практические задачи. Качество подготовки - это персональная ответственность каждого студента, основа для профессионального тренинга и роста.

Решение Нацаккредсовета содержало ряд конструктивных предложений.

  1. Признать, что создан и апробирован один из механизмов прямой и независимой оценки подтверждения качества образования.
  2. Продолжить апробацию федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата в 2016 году.
  3. Привлечь ассоциации образовательных организаций, работодателей и УМО к определению по каждому направлению (специальности) минимума знаний, который должен иметь выпускник бакалавриата, для использования при разработке заданий для ФИЭБ в 2016 году.
  4. При проведении профессионально--общественной аккредитации и принятии аккредитационного решения учитывать результаты ФИЭБ.

Апгрейд стандартов аккредитации

Необходимость пересмотра стандартов и критериев для аккредитации, проводимой Нацаккредцентром, связана с утверждением новых Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества (ESG) на Девятой конференции министров образования Европейского пространства высшего образования в Ереване (Армения) 14-15 мая. С анализом внесенных изменений и степени переработки европейских стандартов членов совета познакомила заместитель директора Нацаккредцентра Галина Мотова.
Европейские стандарты впервые были приняты в 2005 году. Таким образом, это вторая, существенно переработанная версия стандартов.

Больше всего подверглась изменениям первая часть стандартов - для внутренних систем гарантии качества. Она включает теперь десять стандартов вместо семи. Но главное не в их количестве, само содержание стандартов содержит основные принципы и направления развития Болонского процесса. Например, введены требования согласования образовательных программ вуза с национальной структурой квалификаций и соответственно европейской структурой. Выпуск студентов по программе должен сопровождаться автоматической выдачей европейского приложения к дипломам. Принцип студентоцентрированного обучения отражен в стандартах требованием активного участия студентов в «совместном построении учебного процесса», учета потребностей всех групп учащихся.

Во второй части стандартов более детально сформулированы требования к организации и проведению внешней экспертизы образовательных программ. Впервые среди прочих стейкхолдеров в стандартах прописано участие профессиональных сообществ в оценке качества образования. И более настоятельно - привлечение студентов и международных экспертов к внешней экспертизе и принятию решений. Особые требования - к отчету по экспертизе. Он должен содержать примеры хорошей практики и рекомендации и, кроме того, публиковаться полностью. Рекомендуется также подготовка и публикация сжатого отчета для более широкого ознакомления общественности с результатами экспертизы.

Требования к деятельности аккредитационных агентств в третьей части стандартов также более четко прописаны. По-прежнему основным остается требование к независимости агентства - организационной, функциональной и в принятии решения. А также требования к достаточному наличию материальных, финансовых и человеческих ресурсов, внутренней гарантии качества деятельности органи-зации и профессиональному поведению сотрудников. Необходима и регулярная публикация аналитических отчетов о развитии образования для их использования на инсти-туциональном, национальном и международном уровнях.

Новые стандарты обсуждались в течение двух лет во всех европейских структурах и официально приняты министрами образования стран-участниц Болонского процесса, в том числе и Россией. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов лично принимал участие в Ереванской конференции министров образования и состоявшемся там же Четвертом Болонском политическом форуме. Этот факт стал основанием для пересмотра стандартов аккредитации на заседании Национального аккредитационного совета.

Поступившие замечания и предложения членов совета по проекту обновленных стандартов, разработанных на основе европейских, и критериев, адаптированных и учитывающих национальный контекст, были проанализированы и систематизированы.

Это не новые стандарты, это своего рода «апгрейд», то есть не принципиально новый документ, а то, с чем мы уже работали много лет, - отметил председатель совета Виктор Болотов. - Среди небольших замечаний - необходимость преамбулы к документу, корректировка формата и дублирования критериев в разных стандартах.

Более серьезные замечания к обновленным стандартам были высказаны ректором Самарской гуманитарной академии Натальей Ворониной:

Дискуссию вызвало предложение президента Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Николая Максимова:
- Мы совсем забыли о воспитании. Говорим об образовании и научной деятельности, но не упоминаем о воспитательной деятельности, это неправильно.

Не следует измерять воспитанность наших студентов, нужно оценивать среду, содействующую развитию социальной адаптации и позитивной самодеятельности, - обобщил единодушное мнение участников заседания Виктор Болотов.

Итогом обсуждения обновленных стандартов стало предложение доработки проекта с целью его введения с января 2016 года в практику и разработка дополнительного документа о порядке принятия решения по новым десяти стандартам по мере накопления статистики выполнения стандартов.

Высокий уровень ведущих университетов

На заседании были рассмотрены материалы по аккредитации двух кластеров образовательных программ Новосибирского государственного технического университета и двух кластеров образовательных программ Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

Для САФУ это была довольно привычная процедура - университет уже в третий раз выводил свои программы на международную профессионально--общественную аккредитацию. Требование реализации программы развития университета, а главное - польза, которую дает такая аккредитация (общение с российскими и зарубежными экспертами, представителями работодателей и студентов, их предложения и рекомендации), мотивируют к прохождению независимой внешней оценки качества образовательных программ. Эту пользу в полной мере отметил и Новосибирский государственный технический университет, впервые заявив на международную аккредитацию два непрофильных направления подготовки: экономику и социологию. А эксперты, в свою очередь, отметили высокую востребованность выпускников, несмотря на то, что эти классические программы дублируются в Новосибирском государственном университете.

НГТУ - градообразующий университет, об этом говорили все выпускники и представители бизнеса и предприятий, - отметила Наталья Тихомирова, заместитель председателя экспертной комиссии, проводившей экспертизу кластера программ по экономике.
Члены аккредитационного совета согласились с выводами и предложениями экспертных комиссий и утвердили решение по аккредитации.

28 сентября состоялось внеочередное заседание президиума Национального аккредитационного совета делового образования (НАСДОБР).

На открытии заседания приветственное слово произнес ректор РАНХиГС, председатель Ректорского наблюдательного совета НАСДОБР Владимир Мау , который объявил о начале нового этапа в истории НАСДОБР: аккредитационный совет бизнес-образования перешел в ранг организации с расширенным спектром полномочий. В ходе собрания было объявлено об организации в рамках НАСДОБР двух новых направлений – совета по аккредитации программ «Государственное и муниципальное управление» и совета по аккредитации программ «Менеджмент».

В связи с расширением сферы деятельности организации на заседании прошло переизбрание президиума НАСДОБР. Председателем президиума НАСДОБР был избран первый заместитель председателя Государственной Думы РФ Александр Жуков.

Проректор РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Сергей Мясоедов сохранил полномочия исполнительного директора совета по направлению «Бизнес-образование» и был избран заместителем председателя президиума НАСДОБР.

Совет по аккредитации программ ГМУ возглавил директор Департамента государственной службы и кадров Правительства РФ Андрей Сороко.

Руководителем совета по аккредитации программ направления «Менеджмент» стал Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив.

Была переизбрана на пост генерального директора НАСДОБР.

Вновь избранный председатель президиума НАСДОБР Александр Жуков поблагодарил коллег за оказанную честь и отметил высокую практическую ценность опыта и знаний, накопленных за несколько лет работы НАСДОБР: «Совет создавался при участии делового и бизнес-сообщества. Предыдущий опыт НАСДОБР показывает, что его деятельность востребована, и потенциала организации должно быть достаточно для решения задач управленческого образования в целом».

Далее слово взял руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. «Улучшение качества образования по направлению “Государственное и муниципальное управление” – это стратегическая задача. Теперь все образовательные учреждения, осуществляющие деятельность по данному профилю, будут проходить государственную аккредитацию, и НАСДОБР будет принимать активное участие в этой деятельности. Для нас очень важен экспертный потенциал НАСДОБР», – отметил Сергей Кравцов.

Руководитель Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин подчеркнул высокую эффективность деятельности НАСДОБР в сфере бизнес-образования и отметил важность задач, которые легли на его плечи в связи с избранием его руководителем направления «Менеджмент»: «Я очень ценю оказанное мне доверие и готов его оправдать».

По словам вице-президента общественной организации «Деловая Россия» Николая Остаркова, «новые стандарты образования, которые будут формироваться под эгидой НАСДОБР, позволят избежать исключительно теоретической подготовки менеджеров и позволят новому поколению руководителей принять вызов бизнес-сообщества, стать более адаптированным к современным экономическим реалиям».

Вице-президент Ассоциации российских банков Анатолий Милюков, в свою очередь, заявил: «Сегодня был сделан новый шаг в бизнес-образовании, расширенные полномочия аккредитационного совета позволят “подтянуть” бизнес-школы до более высокого уровня, потому что все будут брать пример с лучших. Качество образования, безусловно, должно быть безупречным у тех, кто прошел аккредитацию, и в этом смысле у всей нашей системы образования замечательные перспективы».

НАСДОБР – общественная организация, созданная для оценки качества делового образования, в экспертный совет которой входят ведущие ассоциации делового сообщества России: Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО); Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП); Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ); Ассоциация менеджеров России (АМР); Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»; Ассоциация российских банков (АРБ). НАСДОБР создал первую в России профессиональную систему оценки качества программ делового образования. Теперь совету предстоит такая же ответственная работа по аккредитации качества программ по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент».

7 декабря состоялось заседание Национального аккредитационного совета для принятия независимого коллегиального решения о качестве образовательных программ двух федеральных университетов и возможности сопоставления их уровня с уровнем ведущих европейских университетов: Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта и Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

«Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое».

П. Друкер

Сегодня российская высшая школа сталкивается с целым комплексом вызовов и задач. Это и изменение законодательства об образовании, и влияние демографической ситуации, и практическая реализация положений Болонского процесса, меняющая всю структуру и содержание образовательного процесса, а также технологию оценки его качества. Это и поиски оптимальных форм сотрудничества с работодателями.

В связи с этим, проблема качества вузовского образования в России является самой обсуждаемой. Во многих высших учебных заведениях каждого региона специальности дублируются, но в каждом из них качество абсолютно разное. Тот факт, что абсолютное большинство вузов успешно проходит по установленным формальным критериям процедуру государственной аккредитации, свидетельствует о том, что она стала массовым явлением, перестала быть механизмом мотивации вузов к развитию и повышению качества образования - как для студента: сдать экзамен и забыть!

Закон «Об образовании» Российской Федерации предусматривает наряду с государственной аккредитацией учреждений наличие процедуры общественно-профессиональной аккредитации, результаты которой рассматриваются при государственной аккредитации вуза. Это диктует необходимость разработки процедур общественно-профессиональной аккредитации, создания организаций по проведению аккредитации и независимых коллегиальных органов для принятия решений.

Кроме того, необходимо предпринять ответные шаги на Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования» и Указ от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в которых ставится задача развития новых форм общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ вузов, ведущих подготовку студентов в области экономики, юриспруденции, управления, социологии. Сам факт появления таких указов отмечен впервые и свидетельствует о важности и приоритетности решения проблем качества образования в вузах страны. Общественно-профессиональная аккредитация, как минимум, может и должна реализовать возможности, которые не могут быть реализованы в процедуре государственной аккредитации: привлечение зарубежных экспертов в работу экспертных комиссий, а также работодателей и студентов.

Учитывая чрезвычайную актуальность разработки механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, программы развития всех федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и ведущих вузов страны в той или иной степени содержат индикаторы числа программ, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию.

7 декабря состоялось заседание Национального аккредитационного совета для принятия независимого коллегиального решения о качестве образовательных программ двух федеральных университетов и возможности сопоставления их уровня с уровнем ведущих европейских университетов. Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта были представлены 14 образовательных программ, объединенных в пять кластеров (т.е. несколько программ одного профиля подготовки). Экспертиза качества программ была проведена пятью комиссиями, в состав которых входили по три европейских и три российских эксперта, в числе которых были представители производственной практики (работодателей) и студентов. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова представили на экспертизу 7 программ, оценку которых проводили две комиссии.

Процедуры общественно-профессиональной аккредитации проводились Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации. Специфика такой аккредитация связана с использованием европейских стандартов к оценке качества образования; привлечением высококвалифицированных экспертов, прошедших специальную подготовку и входящих в Гильдию экспертов в сфере профессионального образования, а также представителей работодателей и студентов; процедурой заключения прямых соглашений с европейскими аккредитационными агентствами с целью номинации зарубежных экспертов в состав российских комиссий и проведения совместных (международных) аккредитаций; широким распространением информации о лучших практиках и аккредитованных программах в электронных и печатных СМИ на двух языках.

Первый пилотный проект по проведению общественно-профессиональной аккредитации был проведен в 2011 году совместно Нацаккредцентром и УМО по прикладной математике в экономике. Аккредитация программ Московского университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) проводилась комиссией, имеющей в своем составе европейских экспертов, номинированных аккредитационными агентствами Германии. Еще один пилотный проект по совместной (международной) аккредитации был проведен Нацаккредцентром и Европейской ассоциацией консерваторий при активном участии Российской ассоциации музыкальных образовательных учреждений и Министерства культуры РФ. Такую совместную аккредитацию прошли программы Российской академии музыки имени Гнесиных и Академии хорового искусства имени В.С. Попова .

Необходимо отметить, что право прохождения общественно-профессиональной и совместной аккредитации получают программы, вошедшие в число лучших по результатам всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», а значит, уже получившие общественную оценку качества программ. Этот проект реализуется уже в течение трех лет, с каждым годом привлекая все большее число участников. В 2012 году было получено свыше 4000 ответов по результатам интернет-опроса. Статистика показывает, что если в настоящее время в высших учебных заведениях и их филиалах Российской Федерации реализуется 32 544 образовательные программы, то в число лучших может быть включено только 2 330 программ, т.е. 6,25%. К проекту впервые были привлечены самые широкие слои академической и профессиональной общественности, что дает по-настоящему объективный взгляд на состояние высшего образования в России.

Следующий шаг - подтвердить общественное мнение оценкой профессионалов. Одними из первых на такой шаг отважились БФУ им. И. Канта и С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова. Работа экспертных комиссий вызвала массу вопросов не только к условиям реализации программ в университетах, но и к организации и содержанию высшего образования в России. Европейские эксперты обратили внимание на чрезмерную, по их мнению, аудиторную нагрузку преподавателей, что лишает их возможности заниматься научной деятельностью и повышением квалификации, и нагрузку на студентов - это сокращает объем самостоятельной работы студентов. Даже ведущие вузы нашей станы не дотягивают в вопросах информатизации учебного процесса до европейских вузов, несмотря на достаточность современного технического оборудования. И даже для «приграничных» университетов мобильность студентов и преподавателей (не на неделю, а на семестр или год) остается большой проблемой. Тем не менее, эксперты дали достойную оценку качеству подготовки специалистов с БФУ и С(А)ФУ.

Но такая оценка не будет являться завершенной без принятия решения Аккредитационным советом, в состав которого должны входить специалисты из числа представителей академической общественности, государственных органов власти, работодателей и студентов, имеющие широкое признание в России и за рубежом. Принципиально важными для принятия совместных решений и реализации требований Болонского процесса является объективность, прозрачность и независимость коллегиального органа. В состав Национального аккредитационного совета вошли президенты и ректоры ведущих государственных и негосударственных вузов, научных организаций, представители Государственной Думы и Общественной палаты России, Администрации президента, специалисты имеющий большой управленческий опыт в системе образования на высших руководящих должностях и представитель студенчества. Возглавил деятельность Совета вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. Заместителем председателя Совета избран Президент Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Юрий Карабасов. Организационное и техническое сопровождение работы Совета возложено на директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Владимира Наводнова.