Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Эстетическое отношение и всестороннее развитие личности

Основным понятием, определившим и ограничившим предметное поле эстетики как научного знания, стало понятие «эстетического отношения» (М. С. Каган).

Отношение - взаимосвязь различных величин, предметов, действий, определяемая и проявляющая себя через сопоставление или сравнение.

Отношение может характеризоваться как связь объекта и субъекта. Отношение рассматривается как однонаправленное взаимодействие: от субъекта на объект. Субъектом отношения может быть, например, конкретный человек, группа людей или человечество в целом. Объектом отношения может выступать природное явление, конкретная вещь, другой человек, ipyima людей и т. д.

Эстетическое восприятие мира носит универсальный характер: все, что окружает человека, может быть предметом его эстетического отношения. Эстетическое восприятие мира как бы растворено в самой повседневности. Причем эстетические ориентации и предпочтения, возникающие в результате отношений человека с миром, проявляются в основном неявно. Человек не может на каждом шагу задумываться и анализировать, почему ему что-то нравится или нет. Поэтому эстетическое отношение в некотором смысле - трудно постигаемое разумом явление. Но с другой стороны, эстетическое отношение - это начало структурирования и упо-

рядочивания мира, так как именно эстетическое переживание для любого человека является наиболее очевидным критерием в условиях выбора.

Эстетическое отношение является проявлением и формой бытия культуры, так как эстетические предпочтения каждого человека обусловлены не только его индивидуальностью, но и той культурной средой, к которой он принадлежит. Отношение раскрывает и проявляет характер связи, существующей или возникающей между субъектом и объектом. Поэтому само отношение можно рассматривать как соотношение свойств субъекта и объекта в процессе их взаимодействия.

Объект эстетического отношения обладает рядом формальных признаков: цвет, запах, пропорции, симметричность, геометрическая форма, и т. д. Эти признаки могут восприниматься и оцениваться субъектом на разных уровнях: теоретическом, утилитарном и эстетическом. Утилитарный уровень восприятия связан с физиологическим реагированием и биологическими проявлениями человека как живого организма. Теоретический уровень характеризует сознательные процессы и обусловлен рациональной деятельностью человека. Утилитарный и теоретический уровни -это крайние полюса разных проявлений отношений, возникающих между субъектом и объектом. Между теоретическим и утилитарным уровнями отношения человека и мира возникает уровень эстетического отношения, который соединяет в себе чувственное и разумное начало человека, как субъекта восприятия.

Признаки объекта можно представить также в виде системы, расположив их по принципу существенности, важности для проявления его сущности. Наше восприятие начинается с реагирования на проявление отдельных признаков объекта (явление). Например, в сумерках вначале человек видит лишь цветовое пятно, потом форму предмета, признаки принадлежности данного предмета или явления к какому-либо виду или классу, физические характеристики и, наконец, целостное узнавание объекта. Таким образом, процесс познания начинается с восприятия явления, а потом сущности, а не наоборот.

В произведении искусства соответствующей парой понятиям сущность и явление будет пара содержание и форма. Поэтому, воспринимая произведение искусства, мы вначале воспринимаем составляющие его формы, которые, объединяясь в систему, позволяют судить уже о содержании данного произведения искусства.

Иногда конкретный признак эстетически воспринимаемого объекта может восприниматься отдельно. Слушая музыку, исполняемую на каком-то инструменте, нас может захватить особая теплота тембра, оставив в стороне нашего восприятия все другие характеристики воспринимаемой музыки.

Однако характер взаимодействия может быть разным и представляться в разных формах: от теоретического до практического (утилитарного).


Утилитарное отношение является первым признаком возникшего контакта субъекта с объектом - внутреннего и внешнего. Оно представлено чувственной реакцией субъекта на биологическом уровне. Далее происходит осознание субъектом своих ощущений. Это более сложный процесс, включающий в себя уже не только чувственно-биологическую, но и рациональную реакцию. В данном случае отношение в основном носит еще утилитарный характер.

На следующем этапе осуществляется то, что было названо гениальным Аристотелем катарсисом (переход одного в другое, качественное изменение переживаемого). Это качественное изменение и определяет переход утилитарного в эстетическое. Чувство биологического характера становится духовным. Воспринимаемое не просто рационально-теоретически оценивается, но приобретает новое качество. Признаком этого может быть возникновение реагирования субъекта на личностном уровне. Человек воспринимающий получает возможность реагирования на воспринимаемое с позиции проявления в себе Человеческого, высшего духовного начала. Поэтому эстетическое отношение связано с приобщением индивида к духовным ценностям и возможностью реализовать в мире свой личностный потенциал. Это такое отношение человека к воспринимаемому объекту, когда чувственная реакция соотнесена с критерием эстетической оценки. Эстетическое отношение - это результат соотнесения желаемого и реально воспринимаемого. При этом в эстетическом нет конкретно утилитарного, так как эстетическое отличается незаитересо-ванностью (И. Кант) или бескорыстием (Н. Чернышевский), в то время как утилитарное - проявление высшей практической заинтересованности субъекта в объекте.

С другой стороны, эстетическое не содержит в себе конкретно теоретического, так как эстетическое отношение отличается переживаемостью, а не осмысляемостью. Поэтому выделять в эстетическом отношении отдельно теоретическое и утилитарное бессмысленно, так как оба уровня синтезированы в нем в новое качество, характеризуемое как осознанное наслаждение.

Субъект эстетического отношения выступает как единство рационального и эмоционального, разума и чувства. У субъекта, как и у объекта, можно выделить наиболее существенные характеристики эстетического восприятия, которые также можно выстроить в определенной иерархии: ощущение, восприятие, представление, понятие.

Когда говорят о субъекте эстетического отношения, то имеют в виду его духовную и физическую стороны. Эстетическое отношение включает в себя сплав чувственного, интуитивного и рационального. Своеобразие этого комплекса определяет особенность человеческой личности и является основанием его эстетического реагирования на объект восприятия.

Рациональное в человеке во многом обусловлено спецификой его духовного своеобразия (идеальное). Чувственное же в человеке в большей мере представлено его физиологическими возможностями (реальное). Интуитивное обусловлено способностью человека предугадывать, образно моделировать желаемое. Человеку, как субъекту эстетического отношения, свойственно переживать разные состояния, иногда тяготеющие к рационально-духовному полюсу, а иногда - к физиологическому.

Поэтому можно считать, что эстетическое отношение имеет одно важное отличительное условие своего осуществления - оно носит незаинтересованный характер. Эстетическое отношение обеспечивает и реализует переход чувственно-биологического переживания в духовную область. Восприятие объекта связано с процессами перехода реагирования на его отдельные характеристики к рациональному осознанию объекта как целостности или чувственного реагирования на конкретный признак к сознательно-смысловому (рациональному) их осмыслению.

1

Статья содержит краткий анализ этапов становления интегративного подхода, усиления его значения в соответствии с реализацией новой концепции образования, основанной на идеях гуманизации и ценностного отношении к личности. Автором даны характеристики компетенций, необходимых ребенку для освоения культурного пространства и самореализации в нем, раскрыты возможности искусств как наиболее эффективных средств эстетического воспитания, дан анализ программ дошкольного образования, ориентированных на формирование эстетического отношения к окружающему миру и развитие творческих способностей детей. В статье раскрывается значение интеграции как принципа организации образовательной деятельности, описаны этапы интеграционного процесса, варианты интегративных связей между объектами; определены необходимые условия, представлена роль сопровождающих факторов. Автор дает описание результатов образовательного процесса по формированию эстетического отношения дошкольников к окружающему миру на основе интеграции искусств, подтверждающих его эффективность – появление у дошкольников интегративных качеств, определяющих черты творческой личности.

результат.

новые способности

детерминанта

комплекс

структура

компетенция

социокультурный опыт

искусство

дифференциация

интеграция

1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации // Интегративные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург, 1994. – С. 152.

2. Данилюк А.Я. Теория интеграции. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 440.

3. Краевский В.В. Проблема разработки образовательных стандартов модернизации образования // Модернизация образования: проблемы и перспективы. – Ч. 1. – Оренбург, 2002.

4. Краевский В.В., Лернер И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. – М., 1983. – С. 191-202.

5. Мурзина И.Я. Региональное образовательное пространство и его составляющие // Образование и наука. Известия уральского отделения Российской академии образования. – 2008. – № 5. – С. 53.

6. Щярнас В.И. Принцип интеграции в профессионально-технической педагогике // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: технологический аспект: тез. докл. / Свердловский инженерно-педагогический институт. – Свердловск, 1991. – С. 7-10.

7. Яфальян (Лобова) А.Ф. Школа самовыражения. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 444.

Сегодняшнее образование представляет собой открытую, сложную и динамичную систему, характеризуемую высоким уровнем интегративных связей между отдельными ее компонентами, выбор и взаимодействие которых основаны на обеспечении условий для целостного и гармоничного развития личности, опосредованы конкретным историческим временем, социальными и экономическими изменениями, происходящими в обществе. Первые попытки создания новой системы образования на интегрированной основе были осуществлены в начале века в США Дж. Дьюи, в Германии Г. Кершенштейнером и в 20-х гг. в Советской России С.Т. Шацким, М.М. Рубинштейном. Созданные трудовые школы представляли собой принципиально новую систему образовательного процесса, основанную на «методе жизненного комплекса», объединяющем интеграцию знаний и умений из различных предметных областей вокруг некоторой проблемы . Теория межпредметных связей прочно вошла в педагогическую практику, благодаря исследованиям П.Р. Артурова, С.Я. Батышева, О.Ф. Федорова. Определение междисциплинарного взаимодействия как одного из принципов дидактики дано в работах И.Д. Зверева, В.Н. Максимова, М.М. Левина.

История развития науки XX столетия свидетельствует о нарастающей специализации (дифференциации) научного знания, дроблении окружающей действительности на множественность элементов, каждый из которых заслуживает внимания и исследования. Одновременно с эти в период середины - конца XX столетия явно просматривается тенденция к пониманию мира как целостности, в единстве и взаимозависимости всех его составляющих, желание увидеть и осознать единство объективного и внутренне субъективного существования. В этом смысле системный подход с его объективированным взглядом на совокупность элементов в их взаимосвязи представляется как разновидность холистического (всеобщей гармонии, гуманизации отношений) . Человек и мир, в котором он живет, воспринимаются как самостоятельно существующие и взаимопроникающие социокультурные системы, обуславливающие существование друг друга на протяжении истории. Образование при этом становится процессом освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта, развития личности, раскрывающего ее творческие возможности.

Как показывает анализ теоретических источников, изучение и активное освоение механизмов интеграции в педагогической практике XX столетия осуществлялось в системе школьного и вузовского образования. И только на рубеже XX и ХXI веков проблема интеграции стала привлекать внимание исследователей и практиков дошкольного образования. Значение интегративного подхода в образовательном процессе ДОУ сегодня находит отражение в основных документах, определяющих политику развития дошкольного образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11.09 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», от 27.10.11 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»). Согласно новой образовательной концепции условием становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру является, прежде всего, ценностное отношение к самобытному миру детства как важнейшему периоду в жизни ребенка; его развитию, обоснованному индивидуальной природой. Многочисленные исследования проблемы эстетического развития в период дошкольного детства (Ю.Ф. Лаврентьева, Т.В. Демидова, Н.С. Акатова, О.Ф. Николаева) рассматривают одной из основных задач формирование способностей ребенка к самовыражению, «обеспечивающему согласование внутреннего мира ребенка с внешними проявлениями его мыслей и чувств, с его словами и поведением, что в конечном итоге определяет развитие творческих способностей» . При этом особую роль приобретают знания. Обеспечивая возможность получения детьми первичного представления о законах бытия, которые являются основой формирования общей картины мира, понимания своего места в этом мире, они служат основой деятельности ребенка, позволяют представить последствия своих действий, предоставляют возможность определенным образом отнестись к познаваемому миру, оценить его явления, а также свои действия в построении отношений с окружающим миром.

Способы познавательной деятельности, которыми должны овладеть дошкольники, представлены в виде ключевых компетенций, определяемых как осознанная способность решать жизненно важные задачи (проблемы) в конкретных ситуациях.

1. Общекультурная компетенция: владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры.

2. Социальная компетенция: присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия.

3. Коммуникативная компетенция: формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимодействие с людьми.

4. Компетенция в сфере личностного самоопределения, обеспечивающая способность самовыражения (в дошкольный период закладываются ее основы): формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий .

Опыт творческой деятельности включает в себя информацию о социальном опыте (сведения о разных видах искусства, изобретениях и открытиях человечества, доступных пониманию дошкольника), а также отражает черты творческой деятельности, обеспечивающие возможность дошкольника решать проблемы исследовательского характера:

Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

Видение новой функции предмета (объекта);

Видение проблемы в стандартной ситуации;

Видение структуры объекта;

Способность к альтернативным решениям;

Комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми .

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру в содержании познавательного процесса включает и социальную, и личностную составляющие. В социальном опыте дошкольников этот список ценностей выглядит следующим образом. Прежде всего, это - человек, его жизнь, здоровье, моральные ценности (добро, справедливость, честь, достоинство, любовь и т.д.), Отечество, культурные ценности (ценности произведений культуры, ценность языка, обычаев, традиций и т.д.), ценность свободы выбора. Важными составляющими ценностей являются ценность природы, Земли, Вселенной, ценность творческой деятельности и вообще деятельности на благо человека.

Личностная составляющая эмоционально-ценностного отношения к миру определяется ценностным выбором и связана с определением способа действия в предлагаемых ситуациях (воображаемых или жизненных).

Опыт эмоционально-ценностного отношения дошкольников к окружающему миру определяет способность к идентичности, которая «носит ценностно-ориентированный характер и может рассматриваться как одна из форм включенности человека в социально-культурное пространство».

Особую роль в формировании эмоционально-ценностного отношения дошкольников к окружающему миру играют чувства, активизирующие воображение, способности к перевоплощению, творческому преобразованию существующих объектов, явлений, отношений. Возникновение данных чувств опосредовано эмоциональным воздействием на сознание ребенка, силой которого в наибольшей степени обладают различные виды искусств. Основанное на явлении синкретизма, искусство создает условия для расширения ассоциативного поля; используемое в видовом разнообразии, обеспечивает усиление образной выразительности воспринимаемых ребенком предметов, явлений, отношений.

Рассматривая возможности взаимодействия различных видов искусства в формировании эстетического отношения дошкольников к окружающему миру, мы говорим об их интеграции. В качестве рабочего определения данного понятия нами выбрано следующее. Интеграция - есть качественно новое образование, возникающее на основе объединения в целое различных элементов, частей, функций, какой-либо системы, а также процесс, ведущий к такому образованию . Идея формирования эстетического отношения дошкольников к окружающему миру на основе использования интеграции различных видов искусств нашла отражение в многочисленных теоретических исследований (Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Л.А. Венгер, А.А. Мелик-Пашаев, З.А. Новлянская и др.), в определении содержания программ дошкольного образования (Т.Н. Доронова «Радуга», Л.А. Венгер «Развитие», Л.А. Парамонова «Истоки», В.И. Логинова «Детство» и др.), при разработке образовательных технологий (К. Орф «Шульверк. Музыка для детей», О.П. Радынова «Шедевры классической музыки», В.А. Шестакова «Росток», О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева «Путешествие в прекрасное» и др.). Однако, несмотря на достаточно высокую степень теоретической и технологической разработанности идеи использования различных видов искусств в эстетическом развитии дошкольников, анализ практики показывает, что произведения мирового искусства, являясь составляющими содержания образования, рассматриваются в основном как средства формирования познавательной сферы детей. Не достаточно используются возможности интеграции искусств в развитии эмоционального, оценочного и деятельностного компонентов системы эстетического отношения дошкольников к окружающему миру.

Реализация возможностей интеграции в построении образовательной системы, обеспечивающей развитие у дошкольников способностей активного и творческого освоения окружающего мира, строится на основе исполнения ее триединой роли: принцип, процесс, результат .

Проявляясь как принцип построения образовательного процесса, интеграция становится ведущей идеей в определении объектов интегрирования - различных видов искусств, наиболее близких и понятных детям (музыка, изобразительное искусство, художественная литература), соответствующих им видов художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, литературной); в выявлении факторов, способствующих интегрированию, а также не способствующих этому (анализ влияния внутренних и внешних детерминант на формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру) (Ю.Ф. Лаврентьева, Т.Б. Захараш, Р.Р. Денисова); в формулировке ожидаемого результата (методика формирования эстетического отношения дошкольников к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств, система соответствующих психолого-педагогических условий, личностные и деятельностные характеристики «портрета» дошкольника, определяющие активность и творчество ребенка в освоении окружающего мира).

Рассмотрим более подробно значение факторов (внутренних и внешних детерминант), влияющих на процесс формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру. Определяющими внутренних детерминант являются психические процессы дошкольников (восприятие, внимание, мышление, воображение, память), уровень развития которых на данном возрастном этапе обуславливает активность детей в освоении различных способов познания окружающего мира, систематизации полученной информации, вариативном использовании компетентностных возможностей для выражения своего отношения к явлениям и событиям, создания новых эстетических и художественных образов.

Большое значение для эстетического развития ребенка в этот период имеют навыки и умения, необходимые для осуществления продуктивных видов деятельности (музицирования, изобразительного и речевого творчества, театрализованной деятельности). Высокий уровень развития игровых умений в данном возрасте обеспечивает для ребенка возможность успешного апробирования в непринужденной и естественной для него атмосфере способностей к перевоплощению, проживания самых разных чувств, проявления самых разных эмоций. К числу используемых в образовательной работе с детьми игр относятся сюжетно-ролевые, дидактические, игры на установление эмоциональных контактов. Организуя последние, предпочтение отдается играм, представляющим этнокультурный и региональный компонент образования. Дети с интересом осваивают правила национальных игр народов Южного Урала (татар, башкир, русских, казахов), ориентированные на развитие и проявление наблюдательности (игры «Смелый охотник», «Кто быстрее», «Волшебный платок»), умение передавать красоту и пластику движений, характер эмоций и настроения («Веселые наездники», «Лиса и куропатки», «Будь ловким»), развитие ведущих психических процессов, определяющих готовность к восприятию разных видов искусств, активной и творческой деятельности по созданию самостоятельных художественных образов. Именно в процессе игры складывается система отношений с окружающим миром, развивается желание и способности к его усовершенствованию.

Определяя значение социокультурной среды в формировании эстетического отношения дошкольников к окружающему миру как внешней детерминанты, мы говорим о роли и значении следующего.

1. Микросоциум (семья ребенка, интерес, внимание и возможности родителей к использованию искусств в эстетическом развитии ребенка). На основе данных, полученных в ходе анкетирования родителей по изучению характера сотрудничества с педагогами и самоаудита педагогами взаимодействия с родителями по вопросам эстетического воспитания детей, были определены концептуальные основания данных отношений, спланировано содержание деятельности, основанное на активных формах социального партнерства участников образовательного процесса. Так, по инициативе и при активном участии самих родителей были созданы творческие клубы: «Семейное чтение», «Туристическая тропа», «Творческая мастерская», подготовлены и проведены конкурсы: «Наши семейные увлечения», «Открываем таланты», «Путешествие по генеалогическому древу нашей семьи», «Семейное портфолио», «Семья года», опубликованы родительские издания: «Азбука родительского воспитания», «Воспитываем мальчиков и девочек», «Наше творчество - юбилею родного Снежинска», организована работа разделов информационного сайта детского сада: «Галерея творчества», «Выставочные экспозиции музея детского сада «Чебурашка».

2. Социум ДОУ (определение интеграции видов искусств как концептуальной идеи в выборе и реализации содержания образования, создании предметно-развивающего пространства в ДОУ, формировании микроклимата, определяемого духом сотворчества детей и взрослых; повышение уровня профессионализма педагогических кадров, обеспечивающего возможность эффективного осуществления образовательной деятельности с детьми). Концептуальной основой программы дошкольного образования К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан «Гармония» является вариативное сочетание разнообразных видов музыкальной деятельности детей (слушание, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная игра-драматизация). Усиление эффекта восприятия дошкольниками музыкальных произведений обеспечивается за счет интеграции музыки с изобразительным искусством, художественной литературой. Их содержание в образовательном процессе определяется программой дошкольного образования Л.А. Венгера «Развитие» (раздел «Художественная литература»), образовательной технологией полихудожественного воспитания дошкольников В.А. Шестаковой «Росток». Компонент, определяющий этнокультурную и региональную составляющую образовательного содержания по формированию эстетического отношения дошкольников к окружающему миру, представлен программой воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики Е.С. Бабуновой «Наш дом - Южный Урал». С учетом требований интеграции видов искусств осуществляется выбор организационных форм образовательной деятельности, в котором равное внимание отводится как непосредственно образовательной, так и последующей самостоятельной деятельности детей. Определяя и выстраивая содержание образования в ДОУ на основе интеграции разных видов искусств, педагоги успешно реализуют метод проектов, требующий активности, целенаправленной поисковой деятельности, сотрудничества и взаимопомощи всех его участников. В организации работы творческих групп большое внимание уделяется разработке идей музейной педагогики. Успешность реализации интегративного подхода обеспечивается необходимыми условиями, содержание которых представлено соответствующим программно-методическим и дидактическим сопровождением, комплексно-тематическим планированием образовательной деятельности с детьми, разнообразными игровыми материалами и техническим оборудованием, необходимыми для творчества дошкольников.

3. Макросоциум (расширение границ познания детьми окружающего мира, освоения комплекса искусств и проявления творческих способностей в разнообразной художественно-творческой деятельности в центрах культуры и дополнительного образования города, области, страны). Используя возможности расширения границ интегративного поля воздействия искусств на формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру, ДОУ поддерживает тесную связь с Центрами дополнительного образования города (музыкальной и художественными школами, детской библиотекой, многочисленными театральными студиями). Результатом такого сотрудничества являются участие и победы воспитанников детского сада в различных конкурсах юных дарований на уровне города Снежинска, Челябинской области, России («Утренняя звезда», «Юная поэзия Снежинска», «Минута славы», «Край родной - Земля Уральская», «Молодые зодчие России» и др.).

Исследование педагогической интеграции как основного процесса формирования эстетического отношения дошкольников к окружающему миру позволяет определить характер связей между видами искусств для создания целостной образовательной системы, обеспечивающей наиболее высокие результаты развития эстетического восприятия и творческих способностей детей. В качестве основных интегративных форм данного процесса рассматриваются комплексные занятия, творческие лаборатории, мастер-классы, тематические гостиные, экскурсии, викторины, конкурсы. По сущностному основанию интеграция может быть предметно-образной, понятийной, деятельностной, концептуальной. По степени плотности между интегрируемыми компонентами может иметь форму обобщения, комплекса, системы, синтеза, по видовому - как внутрипредметная (внутри одного вида искусства), так и межпредметная (между несколькими его видами). Выбор интегрируемых компонентов и установление интегративных связей между ними напрямую зависит от образовательных задач, сопровождается процессом дифференциации, позволяющим определить функциональное назначение каждого из компонентов интегративного новообразования, степень плотности и характер связи между ними, уровень интегративного процесса - величину результата интегрирования, чаще всего представленную как модернизация и новация. Перевод процесса интеграции на инновационный уровень обеспечивается благодаря потенциальным возможностям педагогического коллектива и родителей, реализующих авторский подход в создании оптимальных условий для образовательной деятельности с детьми (организация деятельности музея, развивающих центров в учебных кабинетах и группах), принимающих активное участие в реализации образовательных проектов, проведении тематических бесед, экскурсий, конкурсов, концертов, акций.

Показателями успешности и эффективности процесса формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств являются данные о возросшей творческой активности детей. Анализ многочисленных детских работ позволяет говорить о достаточно высоком уровне и разнообразии знаний, полученных дошкольниками. Освоение навыков переноса и использования имеющейся информации в новых образовательных ситуациях определяет возможность продуцирования оригинальных идей и нестандартных решений. Говоря о развитии познавательных процессов, следует отметить совершенствование образного восприятия, ассоциативного мышления, речи, воображения; обогащение словаря, увеличение показателей концентрации внимания, долгосрочной памяти. Характеризуя особенности, эмоциональных проявлений, необходимо отметить их яркость, точность, глубину. Расширение границ социокультурного опыта обозначило устойчивую тенденцию в определении эстетических ценностей дошкольников, проявлении предпочтений и избирательности в творческой деятельности, активное осуществление которой стало возможным благодаря развитию специфических способностей: музыкальных, изобразительных и речевых.

Анализ результатов исследования процесса формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств позволил сделать следующие выводы.

1. Изменения в общественной жизни, в системе межличностных отношений, признание целостности личности определяют тенденцию к интеграционным процессам.

2. Ценностное отношение к самобытному миру детства является основным условием реализации новой образовательной концепции развития личности, формирования навыков освоения ребенком культурного опыта человечества, актуализации его личностных возможностей, развития способностей к идентификации.

3. Наличие современных программ дошкольного образования, соответствующих новой образовательной концепции, обеспечивает возможность формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств.

4. Интеграция искусств, выступающая в триединой роли (принцип, процесс, результат), определяет сущностную основу образовательного процесса по формированию эстетического отношения дошкольников к окружающему миру.

5. Учет внутренних и внешних детерминант, оказывающих влияние на интеграционный процесс, способствует получению более высоких результатов в развитии ключевых компетенций, определяющих черты творческой личности, ее способности к активному освоению и изменению окружающей действительности.

Рецензенты:

Мурзина И.Я., доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Сутырина Т.А., доктор педагогических наук, профессор инновационных образовательных теорий и технологий Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Филинкова Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7488 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Всестороннее развитие личности — цель всего коммунистического воспитания. В социально-педагогическом аспекте такое развитие предполагает возможность обеспечить одинаково активное участие человека во всех общественных отношениях, приобщить его ко всем сферам (практическая деятельность, познание, нравственные, политические, эстетические отношения), в которых проявляется жизнедеятельность людей. В психолого-педагогическом плане это требует формирования таких качеств, которые были бы основой активности, творческого труда в любой сфере человеческой деятельности. Речь идет, следовательно, об общем развитии личности как условии всестороннего ее формирования. Поэтому, чтобы понять, как взаимодействует формируемое эстетическое отношение с другими отношениями личности, как влияет на них, необходимо прежде всего рассмотреть, какой вклад вносит эстетическое воспитание, имеющее своими задачами развитие эстетических способностей, в общее развитие человека.

Эстетические способности и общее развитие личности.

Анализ общей эстетической способности, проявляющейся в духовной созерцательно-оценочной деятельности и практической деятельности по законам красоты, показывает, что она в высшей степени обобщенная, комплексная, включает в себя ряд более простых способностей, которые обеспечивают отдельные процессы эстетического взаимодействия субъекта с объектом. Но компоненты этих способностей не могут рассматриваться как «чисто эстетические»: они в какой-то мере необходимы и в других видах отношений человека с миром.

Нет такой профессии, где эстетическое чувство было бы излишним. А воображение, фантазия? «Эта способность чрезвычайно ценна,— говорил В. И. Ленин.— Напрасно думают, что она нужна только поэту... Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности...». С этой точки зрения эстетические способности, в отличие от специальных, следует отнести к общим, или генерализованным, способностям.

Следовательно, и формирование их осуществляется во всех видах деятельности человека, во всей учебно-воспитательной работе, в интеллектуальном, моральном, трудовом и других видах воспитания. Например, наблюдательность развивается в процессе познавательной деятельности и труда, а не только целенаправленным эстетическим воспитанием. А развитию эстетически-творческих способностей благоприятствует в какой-то мере всякая творческая деятельность, так как создание нового с любой целью, а не только эстетической, тренирует умение образно мыслить. И все же в формировании общих способностей особая роль принадлежит целенаправленному эстетическому воспитанию. Это не случайно.

Во-первых, эстетическое отношение человека к миру по своему характеру более широкое и универсальное, чем другие отношения, оно опирается на них, поэтому связано с развитием и более полного, более широкого комплекса способностей.

Когда школьники идут на лоно природы с познавательной целью, им предлагают определить состояние природы, охарактеризовать погоду, поведение животных, виды деятельности и заботы человека. Чтобы сделать это, обращают внимание на основные цвета и формы предметов, на звуки. Это развивает наблюдательность, обогащает память представлениями. Дети устанавливают связи и зависимости между различными явлениями природы, раскрывают их сущность, что учит их логически мыслить, рассуждать, воспитывает интерес к родной природе.

Экскурсия же с эстетической целью предполагает, кроме всего упомянутого, активную работу воображения, поэтическое видение, что немыслимо без создания образов отдельных явлений, пейзажа. Происходит активное оживление ассоциаций («На что похож зимний лес?», «О чем мечтала, засыпая на зиму, молодая елочка?»), сопоставление увиденного с бывшим в опыте, ранее известным, чтобы оценить красоту. Это порождает эмоциональное отношение, желание выразить его, «материализовать» в деятельности: «Смотрите: деревья в инее, как кружева! Давайте нарисуем их».

Во-вторых, известно, что способности, соединяясь в процессе той или иной деятельности, влияют друг на друга, обогащаясь новыми свойствами, «шлифуя», «подтягивая» друг друга по уровню развития. Поэтому, включая в работу больше способностей, эстетическое отношение имеет и сравнительно больше возможностей для их совершенствования в процессе взаимодействия.

Так, если деятельность предполагает, кроме фиксации явления, и его оценку, то это делает более точным и глубоким восприятие, оживляет прошлый опыт, тем самым тренирует память, ассоциативную способность. Если человек не безразличен, эстетически переживает — все чувства его обострены, «он видит и мыслит острее. Увеличивается емкость и качество его восприятия: во взволнованную душу впечатления проникают легче, глубже, укладываются прочнее»

Воображение развивается в любой деятельности, но, как заметил еще великий Гёте, «ничего не может быть страшнее воображения без художественного вкуса». В процессе эстетического отношения к миру воображение развивается «под контролем» эстетического вкуса, элементом которого является столь важное для воображения «чувство меры».

В-третьих, следует отметить также, что эстетическое отношение требует каждую из способностей на более высоком уровне развития, чем в других отношениях. Скажем, в практическом обиходе, в познавательной деятельности нас вполне удовлетворяет знание только основных цветов, умение различать их. Но для постижения красивого необходимо тонкое цветоразличение, улавливание всех оттенков и переходов в цвете. Ведь речь идет о совершенстве. Организуя эстетическую деятельность школьников, учитель ставит перед ними максимальные задачи: опишите увиденное не только точно, но и красиво, художественно; изготовьте изделие, удовлетворяющее не только техническими данными, но и современной отделкой и т. п. А это требует более развитых способностей восприятия, оценки, воображения.

В-четвертых, формирование потребности и привычки все подвергать оценке с точки зрения совершенства, доводить всякую деятельность до ее «эстетического увенчания», до оптимального результата, связанного, бесспорно, с более высоким уровнем трудностей, способствует выявлению и развитию индивидуальных склонностей личности, то есть раскрытию ее потенциальных возможностей, одаренности, талантов. В задачи коммунистического воспитания именно и входит формирование человека не только как носителя общечеловеческого содержания, но и как неповторимой индивидуальности.

Таким образом, развивая в процессе эстетического воспитания те способности, которые обеспечивают непосредственно эстетическое отношение с миром, мы максимально содействуем общему развитию человека. По широте, полноте, степени влияния на общее развитие с эстетическим воспитанием едва ли может сравниться другой вид воспитания.

Как же может сказаться эстетическое воспитание, ориентирующее на повышенный уровень общих способностей и обеспечивающее их совершенствование, на других сферах деятельности, на других, не эстетических, отношениях человека к миру? Обратимся к накопленным наукой и практикой фактам.

Научный руководитель: доцент кафедры педагогики Левченко Наталья Валерьевна

Согласно ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155 художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Конструированию во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Проблема развития конструктивно-модельной деятельности в дошкольном возрасте специально изучалась А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер конструктивной деятельности. Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребенка в самостоятельную творческую деятельность. Об этом говорят результаты психологических исследований А.Р. Лурия, Л.А. Венгер и другие.

Детское конструирование – это результативная деятельность дошкольников по средствам которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов. В процессе знакомства с моделированием различных построек ребенок начинает осознавать, что каждый объект может нести художественный образ, соответственно развивается воображение. Например, «Дворец Снежной королевы» имеет острые пики так, как она злая, живет в царстве холода и т.д. или «Космическая станция» представляет собой несколько построек для тренировки космонавтов и мест их проживания.

Сформировать эстетическое восприятие окружающего мира важная задача, стоящая перед педагогом. Одним из способов, способствующих решению данной задачи является художественное конструирование, которое позволяет наполнить предмет содержанием, удобством, гармонией, красотой. В качестве художественно-эстетического продукта могут выступать фигурки для игр (сюжетные, театрализованные), литературные персонажи, транспорт, поделки для украшения интерьера и т.д. Художественным конструированием ребенок способен овладеть довольно рано, но так же этот процесс требует образности мышления, развитого эстетического вкуса и воображения .

К художественному конструированию относятся: конструирование из плоских элементов конструктора, из бумаги, природного материала.

В процессе обучения художественному конструированию важно учить симметрично и красиво располагать постройку, подбирать нужный цвет. Художественное конструирование – это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа, рассмотрение эстетичности объекта. При этом имеет более высокую значимость «подталкивание» ребенка к самовыражению при использовании не только знаковых, но и символических средств.

Конструктивная деятельность является практической основой, направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

В занятиях по художественному конструированию методикавыстраивается в контексте разных видов деятельности и активно включается в целостный образовательный процесс (в ознакомление с окружающим миром, в формировании математических представлений и др.) и состоит из практического, наглядного и словестного метода. При этом методика проведения занятий включает этапы:

  • Предварительный –сбор необходимой информации посредством изучения литературы, дополнительного материала; разработка хода занятия (цели, мотивации, сюрпризного момента, физминуток, игр, принадлежностей для деятельности и пр.).
  • Организационный- проведение занятия, которое состоит из вводной части: предварительной беседы, рассматривания картинок, демонстраций, объяснений и т.д. и основной, включающей сюрпризный момент, художественное конструирование, физминутку (можно сопровождать музыкальным оформлением, привлекать сказочных персонажей в лице других педагогов).
  • Заключительный-подведение итогов, анализ наиболее удачных работ детей, создание выставок детского творчества.

Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающихся в конструкциях, постройках, поделках. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности к школе .

В подготовительной группе не дается конструирование по образцу постройки воспитателем с целью его точного воспроизведения. Актуальным остается конструирование по образованию образцов по условиям и по замыслу.

Важное значение необходимо уделять подбору учебного материала, стимулирующего развитие умственных и творческих способностей детей, использованию различных технических средств: компьютерному обучению с программами по конструированию и моделированию, самостоятельному использованию диапроекторов, видео, аудиоплееров, фотоаппаратов, караоке и пр. Немаловажно применять в работе с детьми традиции народной педагогики: народные развивающие игры, фольклор, народную декоративно-прикладную деятельность. Использовать экскурсии в педагогической деятельности, на которых наблюдая дети обогащаются впечатлениями. Например, если есть возможность, желательно осуществлять наблюдение за строительством здания, движением поездов, любоваться движением небольших катеров и т.д. Обогащать опыт детей впечатлениями, представлениями и знаниями позволяют все средства визуальной информации. Все полученные знания можно применять на занятиях, которые организуются различным способом. Например, сдвигать столы по два, на середине класть все необходимое для работы из расчета на каждого ребенка сидящего за столом. Воспитатель дает задание, обсуждает с детьми предстоящую работу, после чего дети берут то, что им необходимо в данный момент для работы и приступают к ее выполнению. Положительным показателем станет разработка в дошкольном учреждении кабинета для художественного и технического творчества, оснащенного всем необходимым для организации работы, в который можно по очереди приводить всю группу детей и на занятия, и для свободной творческой деятельности.

На прогулках, собирая природный материал для художественного конструирования, декора (листья, шишки, веточки, кора и т.д.) ребенок учится видеть прекрасное в окружающих предметах. Закладываются основы бережного обращения с природой, так как все окружающие предметы могут нести смысловой и ценностный аспект. Окружающая нас природа радует обилием цвета, форм. Каждое время года богато своими природными дарами: от ярких зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Красота природы становится участницей детских игр: дети собирают цветы и плетут из них венки, составляют букеты, по-новому распределяют лепестки на крупных цветках и т. д. Если они находят большой лист лопуха, он тут же превращается в зонтик, защищающий их от солнца. Шелковистые волокна кукурузы становятся волнистыми «волосами феи», плоды репейника служат материалом для изготовления интересных поделок и игрушек. Слыша звуки, возникающие при трении сухих камышинок, дети делают различные инструменты (скрипки, дудочки и т. п.). Однако игрушки из свежих природных материалов недолговечны; более прочны поделки из сухих плодов, но и они вскоре ломаются. Но это не так существенно. Главное - природа богата материалом, который дети могут использовать в художественном конструировании и игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает, неповторимые вещи, радующие глаз своей красоте В природных материалах ребята видят красоту и гармонию; кроме того, они узнают характерные особенности материалов.

В зимней прогулке конструирование из снега, позволяет создать любой художественный образ: будь то снеговик, либо подводная лодка с симметричными иллюминаторами. Далее, можно раскрасить эти иллюминаторы гуашью и превратить прогулку в «подводное погружение». Дети охотно участвуют в таких «погружениях».

Художественное конструирование из бумаги, так же является способом формирования отношения к окружающему миру так, как оно повторяет жизнь, отображает ее разные стороны. Подобными возможностями обладает художественное конструирование из кусочков ткани, коробок и т.д., где дети наглядно преобразуя эти предметы в художественные композиции (кукольный театр, домик Бабы-яги) учатся видеть, как окружающие предметы, приобретают ценность, художественный образ.

В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные компоненты становления личности. При этом художественное конструирование играет значительную роль. Правильно организованные занятия помогают сформировать творческие способности, воображение, художественную образность. Происходит развитие коммуникативных навыков детей, так как создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Немаловажен тот факт, что занятия по конструированию и моделированию позволяют организовать досуг детей дошкольного возраста как дома, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к самореализации. Формированию этих навыков способствует художественное конструирование. Происходит создание представлений детей о созидательном труде людей творческих и прочих профессий, связанных с созданием художественных и материальных ценностей, формируется устойчивый интерес к художественному конструированию, развивается способность к гармоничному сочетанию элементов в конструкциях и изделиях, аналитические способности, творческая активность. Важным фактором, становится формирование художественно-эстетического вкуса, который влияет на отношение к окружающему миру, так как действительность познаётся детьми через призму полученных знаний и навыков.

Эстетическое отношение к окружающему миру посредством художественного конструирования, проявляется у ребенка в созерцание прекрасного, бережного обращения с природой, аккуратности в быту. Ребенок начинает осознавать, что он творец и может менять мир вокруг себя. Эти способности играют важную роль в развитии личности, которая начинает воспринимать себя частью окружающего мира.


Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)-18с
  2. Микляева, Ю.В. Конструирование для малышей. Методическое пособие для воспитателей и родителей – М.: УЦ «Перспектива»,2012.-60 с.
  3. Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа – М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2014.-64 с.
  4. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов -.М.: Изд.- полиграф Центр «Маска»,2013.-100 с.
  5. Педагогическая диагностика по программе «Развития». Рекомендации и материалы к проведению -М.:ООО «Гном и Д», 2000.-110с.

Елена Майкова
Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей , способствующая развитию эстетических чувств ребенка , формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему , что нас окружает . Воспитание эстетического отношения к окружающему миру является сложным и длительным процессом. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями . Для того чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, ребенку необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений , зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Одним из таких средств является музыкальное искусство. Мир музыки для ребенка – это мир прекрасных звуков, мир радостных и счастливых переживаний. Чтобы он вошел в этот мир, необходимо развивать у него способности восприятия музыкального искусства. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его шумов , улавливает звуки. Он внимательно слушает мелодию, сосредотачивается, замирает на некоторое время, прислушивается, реагирует улыбкой, некоторыми движениями. Дети постарше способны осмыслить некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования : как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Например : в танце мы можем имитировать цветы, из музыкального произведения «Щелкунчик» .Музыкальные произведения подбираются с учетом возрастной группы детей и их интересов . Слушая музыку, дети учатся различать характер музыкальных произведений, чувствовать единство поэтического и музыкального выражения. Для лучшего восприятия музыки, воспитатель использует словесные пояснения, в которых отмечается связь данной композиции с жизненными явлениями. Важно, пользуясь немногими словами, точно и правильно передать поэтичные характеристики образов, вложенных автором произведения с помощью выразительных средств. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения, сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает музыка, заставляет детей прислушиваться к ее звучанию и стихам если это песня, улавливая при этом художественные образы. Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание – важная часть становления личности и развития ребенка. Высшим проявлением эстетического освоения человеком мира является художественная деятельность. Оно утверждает прекрасное в жизни. Задача искусства – раскрыть подлинную, порой не бросающуюся в глаза красоту человека, явление природы, творения рук человеческих. В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира , всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, о пейзаже, натюрморте, о портрете и т. д. у детей формируют знания о выразительных различных средствах искусства. Например, перед тем как нарисовать березу, мы рассматриваем иллюстрации или проводим наблюдения, затем на другом занятии дети сами начинают создавать на бумаге красивую березку. На последующих занятиях эту березку можно предложить нарисовать фломастерами, мелками, сочетать разные материалы, использовать разные способы вырезания ножницами, а так же предложить вылепить из пластилина и соленого теста. Провела экскурсию зимой и весной в природу. Безусловно, природа является важным средством эстетического воспитания . Именно в ней дети видят гармонию – основу красоты : разнообразие красок, форм , звуков в их сочетании. Дети полюбовались как величаво зимой береза под снегом. А весной с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений, обратили внимание, как листья окрашены в ярко зеленый цвет, на березах и появились сережки. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства, различать жанры. Детей учат понимать , что хотел рассказать художник своей картиной или скульптурой, какое передать настроение, а также выражать свое отношение . Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё, у них возникает желание самим изобразить что-либо красивое. Так зарождается творчество. Например, в старшей группе рассматривая и сравнивая репродукцию картин И. И. Левитана и А. И. Куинджи, мы привлекаем внимание детей к красоте летнего пейзажа, особенности цветовой гаммы, настроения, особенности рисунка березки и других объектов природы. Учим детей сравнивать картины , написанные на одну тему, но по-разному : каждый художник нашел свой мотив, свои средства выразительности. После предлагаем нарисовать свою березовую рощу, какая она у вас будет : веселая, грустная, солнечная, задумчивая. Дети формируют эстетическое воспитание через художественное слово (в сказках, рассказах, стихах и др) . Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа. Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного творчества (сказку от рассказа) . Активно развиваются творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки (про березу) . Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей : они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере : дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием , он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами. Таким образом : эстетическое воспитание способствует развитию ребенка и становлению его личности.

Публикации по теме:

"Детство, это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

ФГОС до: организация развивающей среды по поддержке интереса детей к окружающему миру и природе Эколого-краеведческое направление Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие на цветущую поляну» для детей раннего возраста Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру «Да здравствует мыло душистое!» для детей 6-летного возраста Тема: «Да здравствует мыло душистое» Тип занятия: Изучение нового материала. Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и.

Проектная деятельность как средство ФЦКМ и положительного отношения дошкольников к окружающему миру «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.» Китайская пословица 1 слайд Китайская пословица гласит: «Расскажи.

Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые.

Урок по окружающему миру в четвертом классе «Родственные отношения. Быт семьи. Семейное счастье» Урок № 47-48 Дата: Тема: Родственные отношения. Быт семьи. Семейное счастье. Цели и задачи: Способствовать пониманию взаимоотношений детей.

Урок по окружающему миру в 4 классе «Роль семьи. Обязанности и права детей» Урок №46 Дата: Тема: Что посеешь, то и пожнешь. Роль семьи. Обязанности и права детей. Цели и задачи: Раскрыть понятие «семья»: способствовать.

Взаимодействия воспитателей и родителей по формированию у детей любви к книге и окружающему миру в подготовительной к школе Взаимодействия воспитателей и родителей по формированию у детей любви к книге и окружающему миру в подготовительной к школе группе (рассказы.

Занятие по окружающему миру «Кошки» Цель: *Закрепить знания детей о кошке, как о домашнем животном; конкретное место обитания; назначение жизненно важных органов чувств; особенности.

Библиотека изображений: