Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Компетентностный подход в организации внеучебной деятельности учителя Компетентностный подход во внеурочной деятельности

В этом параграфе мы подробно рассмотрим сущность компетентностного подхода, остановимся на экономических (предметных) компетенциях как результатах школьного экономического образования, поговорим о том, какой вклад вносит экономическое образование в формирование ключевых (метапредметных) компетенций.

Изучаемые вопросы:

Сущность понятия «компетентностный подход».

Типология ключевых компетенций.

Предметные экономические компетенции.

2.1. Сущность понятия «компетентностный подход»

Основная идея компетентностного подхода заключается в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях Не отрицая значимости знаний, компетентностный подход акцентирует внимание на способности человека использовать полученные знания.

Начиная с середины 80-х гг. компетентностно-ориентированное образование (competence - based education - С В Е) получило широкое распространение во многих странах мира. В нашей стране основные положения компетентностного подхода были зафиксированы в двух документах: «Стратегия модернизации содержания общего образования» (2001) и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002).

Как мы уже отмечали, любой подход в образовании центрируется на его основных категориях. Для компетентностного подхода в качестве таких категорий выступают «компетенция» и «компетентность».

Термины «компетенция» (от лат. competens ) и «компетентность» (от лат. competentis ) не являются новыми. Эти понятия в русском языке широко использовались и раньше, и нам довольно часто приходилось слышать такие выражения: «это вне сферы моей компетенции» или «вам следует обратиться к компетентному специалисту» и др.

Во многих литературных источниках авторы часто используют термины «компетентность» и «компетенция» по существу как синонимы. Мы же будем разделять данные понятия. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «компетенция» – это «круг вопросов в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг полномочий, прав» Понятие «компетентный» означает «знающий, осведомленный авторитетный в какой-либо области». В русском языке значение суффикса «-ность» указывает на меру овладения определенным качеством (например, внимание – внимательность, вина – виновность, честь – честность и т. п.). По аналогии с этим компетентность – это выраженность у конкретного человека какой-то компетенции, мера овладения ею. Таким образом, компетенции являются определенным набором требований к образовательной подготовке ученика.

Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности и системы ценностей) , задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Компетентность – это деятельностная категория, т.е. проявляется только в определенной деятельности.

Компетентность интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Формирование компетенций осуществляется средствами содержания образования. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) выделяют три уровня компетенций:

                  ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

                  общепредметные компетенции – принадлежат к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

                  предметные компетенции – имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Разделы: Администрирование школы

В настоящее время меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, как отмечается в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Удовлетворение личности, общества и государства в получении качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений посредством освоения и расширения инновационной деятельности наряду с обеспечением их стабильного функционирования.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
Цели образования. развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
  • Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования.

    Сегодня необходимо не только совершенствовать свои знания умения и навыки, но и быть психологически готовым к изменившимся социально-экономическим условиям, иному образу существования в обществе. Иначе говоря, условия таковы, что личность (человек) должна занимать активную жизненную позицию, личности необходимо уметь реализовать свой жизненный потенциал, выполняя функции "свободного носителя” социальных услуг, а значит, выступать субъектом деятельности. В настоящее время возрастает ответственность самого человека за его успешное существование в обществе (получение работы, создание семьи и т.д.)

    К примеру : Количество безработных среди высококвалифицированных специалистов позволяет поставить под сомнение гипотезу о том, что существует причинная связь между уровнем образования и возможностью получить работу.

    Функции педагога
    (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само":

    • САМОактуализации,
    • САМОопределения,
    • САМОсозидания,
    • САМОреализации.

    Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!
    Согласно плану развития нашего учебного заведения мы преследуем главную цель :

    Реализация компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.

    Среди многих задач, стоящих перед школой, обозначены следующие:

    • Разработка принципов и форм организации школьного самоуправления на базе клубной деятельности и музейной педагогики, развитие системы воспитательной работы как пространства, в котором должны формироваться социальные компетенции обучающихся.
    • Развитие форм общественной составляющей в соуправлении школой, в том числе через создание молодежных объединений и организаций.

    Технология традиционного обучения не в состоянии отвечать современным требованиям. Поэтому, все чаще и чаще мы сталкиваемся с понятиями “Компетентностное образование” ,“Компетентностный подход”

    Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

    • овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности:

    1) учащийся осознает процесс управления своей деятельностью;
    2) интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно.

    • формируется персональный “ресурсный пакет”; учащийся понимает, какие средства необходимы для выполнения деятельности.
    • набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям.
    • набор осваиваемых способов деятельности является предметом запроса работодателей (и других заказчиков), который может быть актуален некоторое количество времени, а затем корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

    Чем компетенции отличаются от других результатов образования?

    • является интегрированной,
    • проявляется ситуативно, в зависимости от задачи.
    • в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач,
    • в отличие от навыка – осознана,
    • в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов.
    • в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

    Существует несколько вариантов классификации компетенций, вот одна из них:

    1. Ценностно-смысловая компетенция
    2. Социально-продуктивная компетенция
    3. Коммуникативная компетенция
    4. Общекультурная компетенция
    5. Информационная компетенция
    6. Нравственная компетенция
    7. Автономизационная компетенция

    1. Ценностно-смысловая компетенция

    Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
    Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
    От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

    2. Общекультурная компетенция

    Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности; это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени; сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

    3. Коммуникативная компетенция

    Умение вступать в коммуникацию, с целью быть понятым, овладение умениями общения.

    4. Информационная компетенция

    Владение информационными технологиями, умение работать со всеми средствами информации.

    5. Автономизационная компетенция

    Способность к саморазвитию и самопрезентации, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность.

    6. социальная компетенция

    Умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в трудовом коллективе, команде

    7. Продуктивная компетенция

    Умение работать, принимать решения и нести за них ответственность.

    8. Нравственная компетенция

    Готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам

    Ключевые компетенции:

    • Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.
    • Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

    Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…

    Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.

    Охватывая различные направления воспитательной работы, традиции приобретают статус закона, который не только связывает и упорядочивает деятельность коллектива, но и помогает эту деятельность организовать, найти в своём учебном заведении ту изюминку, которая позволяет ему выгодно отличаться от других, и видеть перспективы развития.

    Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию коллектива.

    Система традиций нашего учебного заведения такова:

    Традиции учебной и профессиональной направленности:

    • День Знаний;
    • Посвящение в гимназисты;
    • Интеллектуальный марафон;
    • Олимпиады по предметам;
    • Конкурс “Ученик года”;
    • Фольклорный праздник “Масленица ”;
    • Праздник “Труда и Талантов” (день рождения школы) “Встреча школьных друзей”;
    • Туристический поход.

    Традиции общественной деятельности:

    • месячник “Осторожно, дети!”;
    • занятия с активом по развитию самоуправления;
    • акция “Поздравь ветерана”;
    • вечера встреч с ветеранами

    Традиции общественно полезного труда:

    • дежурство по школе;
    • субботники по благоустройству школы;
    • организация дежурства в классах;
    • озеленение территории школы и рекреаций.

    Традиции работы с родителями:

    • тематические родительские собрания в классах и общешкольные;
    • родительский всеобуч по ступеням;
    • родительские дни;
    • составление социального паспорта школы;
    • мероприятия по теме “Моя семья”.

    Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода .

    Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются:

    • ценности деятельности, общения, самообразования;
    • привычка быть мобилизованным;
    • личностные умения - рефлексивные, оценочные;
    • личностные качества - самостоятельность, ответственность;
    • опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

    Одним из вариантов такой внеурочной деятельности является наша клубная деятельность, у нас существует много клубов, но полноценно и продуктивно работают два клуба: “Патриот” и “Славянские братья” .
    Все предметы, которым мы обучаем школьников, формируют целостное представление о мире. В этом смысле нам всем повезло: у нас в совокупности есть все знания, которыми должен обладать выпускник школы, поэтому нам не страшны никакие испытания, которые бы могли встретиться в пути.
    И сейчас я предлагаю рассмотреть одно из многих воспитательных мероприятий с точки зрения компетентностного подхода.
    Это мероприятие называлось:

    “Семья – это то, что с тобою всегда!”

    Цель:
    Вложить в сердца детей понятие “Семья”, разъяснить и помочь осознать ценность и важность семьи.

    Мероприятие длилось с октября по ноябрь, включало в себя несколько видов работ:

    • Написание сочинений: “Моя семья”
    • Анализ работ, специально созданной комиссией
    • Проведение классных часов “Ценности семьи”
    • Создание панно на ту же тему
    • Конкурс “Моя семья” (создание коллажей о семье)
    • Создание общего коллажа в школе, как итог проведенной работы
    • Родительское собрание по итогам проведенной работы

    Реакция на данное мероприятие была не однозначна, кто-то с удовольствием взялся за создание яркого образа своей семьи, а кто-то воспринял все происходящее негативно и посчитал, что это его личная жизнь, куда посторонним вход воспрещен. Мы не преследовали цель усмотреть что-то плохое или, наоборот, выставить на показ что-то хорошее, мы хотели создать образ нормальной полноценной семьи, с её плюсами и минусами, хотели вложить в сердца наших детей немного тепла и ярких впечатлений и цель была у нас, как я уже упоминала: “…помочь осознать ценность и важность семьи”.

    По окончании мероприятия мы создали общее панно на 3 этаже, рассказывающее маленькие истории одного большого дома под номером 37

    Анализируя то, какие коллажи создали наши дети, какие выводы они делали на классных часах, то какими вопросами они задавались при написании сочинений и как они излагали свою точку зрения по данной теме, это ли не формирование социальных компетенций, о которых мы уже несколько лет говорим.

    “Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем. – Нужно ли разрешать конфликты? – Какой стратегии придерживаться в возникшей ситуации? – Какие качества делают семью единой крепкой, а какие способствуют её разрушению? Как видим семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно, оно притягивает к себе. И все мы, и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь”.

    По сути дела, так или иначе, мы касаемся понятия “Компетентностный подход” обучая и воспитывая наших детей, иногда не осознавая этого в полной мере.

    В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

    • собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;
    • координация и отслеживание результативности деятельности учителей-предметников, работающих с классом, по формированию ключевых компетенций урочными и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;
    • организация совместных форм работы классного руководителя с учителями-предметниками.

    Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций требует истинно демократического подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача - выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки, по крайней мере, большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.

    Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

    Актуальность проекта

    Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

    В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.

    В "Концепции модернизации российского образования », выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

    К числу таких образовательных результатов относятся:

    1. Развитие способности ориентироваться:

    В окружающей действительности;

    В явлениях природы;

    В социальных явлениях;

    Во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.

    2. Формирование ключевых компетенций.

    Целью моего профессионального проекта является реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования.

    С учетом этого, свои задачи вижу в следующем :

    Изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности;

    Обоснование важности формирования информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников, учитывая возрастные особенности учащихся;

    Планирование и организация работы по формированию информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников.

    Термин "компетенция" в переводе с латинского – соответствие, соразмерность.

    Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция - это готовность действовать в ситуации неопределенности.

    Компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания.

    Выделяют пять основных компетенций:

    Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

    Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

    Социальная компетенция и толерантность – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируются на основе двух предыдущих;

    Самообразование – готовность к постоянному совершенствованию, формируется на основе четырех предыдущих.

    Я считаю, что эффективная адаптация младших школьников в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно-коммуникативной компетентности.

    Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:

    Вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомство и т.д.), учитывая его особенности;

    Поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;

    Слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

    Высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

    Стимулировать собеседника к продолжению общения;

    Грамотно разрешать конфликты в общении;

    Изменять при необходимости свое речевое поведение;

    Оценивать успешность ситуации общения;

    Корректно завершать ситуацию общения.

    Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:

    Интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;

    Делать аргументированные выводы;

    Использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации;

    Структурировать имеющуюся информацию;

    Представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

    Эти компетенции взаимообусловлены. Владение определенной информацией вызывает потребность высказаться. А для того чтобы принять участие в диалоге – нужна определенная информативность.

    Я наметила следующие пути формирования информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников.

    Программа реализации проекта

    С 1991 года я работаю учителем начальных классов. Основная цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья.

    Понятие "оптимальное развитие" носит относительный характер. Цель – не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальные способности каждого и, независимо от того, считается он "сильным" или "слабым", способствовать его развитию.

    Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением, поэтому особое внимание уделяю организации учебной деятельности и социализации детей (развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе).

    Учебники и учебные программы «Школа России» , представляют собой интегрированные курсы, которые раскрывают перед детьми целостную картину мира, соответствующую и возрастным особенностям младших школьников, и требованиям современного информационного общества. Например: в курсе

    " Окружающий мир" активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии.

    Важное значение для младшего школьника имеет развитие речи.

    Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Надо прийти к согласию в использовании понятия или заменить другим подходящим словом. Лучшим источником в этом отношении является справочная литература, словари. Таким образом, обогащение речи детей происходит за счет интенсивной словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова.

    Результатом моей работы стало то, что учащиеся:

    Научились уважительно и творчески обращаться со словом;

    Появилась потребность в самостоятельной творческой работе;

    Повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти, фантазии;

    Ученики умеют пользоваться словарями;

    Самостоятельно работают с текстом;

    Показывают неплохие результаты при проверке техники чтения.

    Таким образом, введение в лексическую систему языка поможет в воспитании речевой культуры, в лингвистическом развитии учащихся и будет способствовать процессу формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

    Важно, чтобы дети узнавали об окружающем мире не только через чтение и рассматривание картинок, но и благодаря своим непосредственным наблюдениям.

    Я тесно сотрудничаю с работниками городской детской библиотеки им. Гайдара. Они проводят беседы с детьми.

    План занятий для младших школьников на 2018-2019 учебный год.

    Сентябрь. «Страна невыученных уроков».

    «Занимательно о русском языке».

    Октябрь. «Что за прелесть эти сказки».

    Ноябрь. «Волшебник из Амстердама».

    Декабрь. «Уроки этикета».

    Январь. «Веселые истории Драгунского».

    Февраль. «Народные традиции и праздники».

    Март. «Любимые книги наших бабушек и мам».

    Апрель. «Первый полет звездного корабля».

    Май. «В небе Покрышкин».

    Изучая то или иное литературное произведение, я знакомила своих учеников с произведениями живописи. Но в какой-то момент поняла, что этого для них недостаточно знакомство с репродукциями картин. Я стала организовывать экскурсии в выставочные залы (г.Сызрань, г.Хвалынск)

    План занятий по курсу « Знакомство с искусством» для младших школьников на 2011-2012 учебный год.

    Сентябрь. И. И. Шишкин- певец русского леса.

    Октябрь. И. И. Левитан. «Золотая осень».

    Ноябрь. А. И. Куинджи. «Свет живописи».

    Декабрь. «Удаль молодецкая, сибирский характер».

    Январь. В. М. Васнецов, М. А. Врубель. «Сказка в живописи».

    Февраль. В. М. Васнецов. «Богатыри».

    Март. Русские народные игрушки.

    Апрель. Загадка синего цвета. Керамика в гжели.

    Май. Знакомство с музеем. «Здесь живут картины».

    На таких занятиях школьников учат «видеть» произведение искусства. На них учащиеся открывают для себя иные точки зрения, кроме собственной, а с другой стороны, получают возможность выразить свои мысли и чувства, а через них и себя. У школьников не только формируется художественный вкус, но и развивается вдумчивое отношение к собственному опыту, к различным жизненным ситуациям, совершенствуется умение обоснования своей точки зрения, их наблюдения становятся более конкретными и тонкими. Школьники учатся воспринимать живопись как глубоко своеобразный, отличающийся своими приемами и особенностями вид искусства, а не просто как иллюстрацию к литературным произведениям, видеть «точки соприкосновения» между разными видами искусства. Таким образом, результатом этих занятий считаю: заинтересованность большинством учащихся этим видом искусства и как следствие решение учиться рисовать.

    Доверительные отношения на уроке создают условия, в которых дети самостоятельно добывают знания, а учитель лишь помогает им. Основной формой добываний знания, решения проблемы становится дискуссия.

    Итак, общение на уроке и после него выполняет не только информативную, но и социальную, а также развивающую функцию. Оно представлено в двух аспектах: общение учителя и учащихся, общение учащихся между собой. В таком общении целенаправленно и интенсивно формируются социальные установки, образцы поведения, приобретаются навыки общественной жизни, основы информационно-коммуникативной компетентности.

    На основе содержания изучаемых дисциплин, я включаю учащихся в поиск информации, учу выделять главное. В этот период я вижу свою задачу в том, чтобы предоставить ребенку больше инициативы в организации своей познавательной деятельности.

    Выделяются следующие основные методы формирования информационно-коммуникативной компетенции.

      Поиск и сбор информации:

    Задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

    Задачи с избытком информации;

    Задачи с недостатком информации.

    2. Обработка информации:

    Задание на упорядочение информации;

    Составление планов к тексту;

    Подготовка вопросов к тексту;

    Задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

      Передача информации:

    Подготовка сообщений по теме;

    Подготовка учебных пособий по теме;

    Подготовка стенгазет, стендов и т.д.

      Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые).

      Учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования.

      Все формы учебного диалога.

      Ролевые и деловые игры.

      Обсуждения, дискуссии.

      Выступления в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д.

      Вовлечение учащихся в работу театральных студий.

    Одной из форм внеурочной деятельности по учебным предметам

    является экскурсия , которая способствует:

    Развитию внимания и познавательного интереса школьников;

    Обеспечивает здоровьесохраняющее обучение;

    Дает наглядные ответы на вопросы;

    Помогает выявить существенные и несущественные признаки предметов и явлений;

    Расширяет и систематизирует знания ребенка об окружающем мире.

    Я стараюсь организовать такую экскурсию, чтобы ученики не только расширили или получили новые знания, но и приняли непосредственное участие в работе.

    Целью проектно-технологического образования является развитие учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовка их к успешному и гармоничному функционированию в информационно - технологически насыщенном мире.

    На сегодняшний день содержание образования в школе меняется с учетом социально-экономических потребностей общества. Если раньше экономические проблемы отодвигались от школьника, то сегодня это уже невозможно.

    Использование разнообразных форм дает мне возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания интересным, доступным.

    Изучая элементы экономики с учащимися, я знакомила детей с различными профессиями.

    Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, учащиеся постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых, моделируют реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

    В дидактических играх уточняются и закрепляются представления учеников о мире экономических явлений. Совершая большое количество действий, ребята учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

    Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), Предусматриваются и другие формы проведения занятий: экскурсии на предприятия, встречи с предпринимателями и людьми различных профессий, деловые игры, выполнение творческих заданий.

    Существенное место отводится совместной деятельности школьников, направленной на развитие у них социальных умений, чувства коллективизма и взаимопомощи.

    Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием; народный фольклор; пословицы, поговорки), где значительное место отводится сказке. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини – программу ознакомления детей с экономическими понятиями. (Э. Успенский, И. Агрон «Бизнес крокодила Гены» ; Г. М. Евменова, О. И. Меньшикова «Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике» ; П. Филипов, И. Петров «Беседы об экономике» ; В. Никифоров «Субботнее путешествие или урок экономики»; Т. А. Попова, О. И. Меньшикова «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»).

    В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, информационно – коммуникативные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.

    Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают логику рассуждений.

    Формирование ключевых компетенций учащихся может решаться также через организацию взаимодействия образовательного учреждения и родителей.

    Семья в первую очередь способствует формированию гармонически развитой личности человека.

    Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек живет в семье. Здесь он проводит большую часть своего времени. Дома он отдыхает и трудится, учится, занимается любимым делом, заботится о своих близких и пользуется их заботой и вниманием. Сюда он идет и в радости и в горе. Все это происходит постоянно, многие годы и постепенно создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни человека.

    Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Я считаю, что единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания.

    При работе с семьей я ставлю перед собой следующие задачи:

    Изучение состава семей родителей: возраст, социальная принадлежность, профессия, образовательный уровень, микроклимат и условия в семье и д.р.;

    Выявление социально и профессионально состоявшихся родителей, способных работать с детьми;

    Привлечение родителей к образованию и воспитанию учащихся в школе;

    Разработка единых педагогических требований и подходов к воспитанию учащихся со стороны родителей и учителей;

    Разностороннее педагогическое просвещение родителей, формирование у родителей потребности в самообразовании.

    Я считаю, что уважение родителей учитель завоевывает прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

    Работа с родителями строится по двум направлениям:

    Участие в соуправлении школы:

    Классные(общешкольные) родительские собрания;

    Классный родительский комитет, общешкольный попечительский совет;

    Участие в делах класса.

    На первом собрании в сентябре вместе с родителями вырабатываем планы совместной работы учителя и родителей. Предлагаю каждому родителю выбрать, в каких мероприятиях он хотел бы принять участие. А разделы следующие:

      Проведение праздников.

    Родители всегда являются активными участниками всех школьных праздников. Они помогают готовить костюмы, участвуют в подготовке сценариев, знакомят детей с новыми подвижными и интеллектуальными играми, придумывают конкурсы. Причем, собираясь с инициативной группой родителей по подготовке к различным мероприятиям, обдумываем, какие задания будут даны и родителям.

      Проведение классных часов.

    Родители участвуют в подготовке и проведении классных часов.

      Организация экскурсий.

      Проведение спортивных мероприятий.

      Изготовление стенгазет к праздникам.

      Предлагайте что-то свое.

    Каждый родитель имеет право выбора и в меру своих сил и способностей принимает участие в жизни классного коллектива. А как загораются глаза ребенка, когда именно его мама проводит классный час, различные конкурсы, его папа организовал спортивные состязания.

    Эффективность реализации проекта

    Реализуя компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности, мне удалось добиться определенных результатов в формировании информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников:

    100% учащихся владеют навыками работы со справочно-энциклопедическими изданиями;

    Ученики выслушивают собеседника и в вежливой форме высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

    Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

    Умеют планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку их правильности, искать пути преодоления ошибок;

    Умеют работать с разными видами информации; есть опыт работы на компьютере;

    При итоговой аттестации ученики моего класса показывают стабильные результаты

    Четыре ученика окончили начальную школу на одни пятерки.

    Ученики моего класса участвовали в Обнинских предметных олимпиадах и показали высокие результаты.

    Дальнейшее развитие проекта

    Мои ученики, переходя в среднее звено, успешно проходят адаптацию. Показывают высокие результаты в учебной деятельности.

    Список используемых источников

    1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

    2. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1996. № 8.

    3.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.,2006.

    4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1995.

    5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1996.

    6. prepod.nspu.ru

    7.www.jurnal.org

    8.aspirant.rggu.ru

    (эссе учителя физической культуры МОУ СОШ № 40)

    Происходящие в конце ХХ и начале XXI вв. существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Компетентностный подход предполагает, что критерием оценки качества образование должны стать не усвоение учениками определенных знаний, умений и навыков, а формирование и развитие ключевых личностных компетенций, к числу важнейших из которых относят социальную компетенцию и компетенцию здоровьесбережения. В XXI веке будут востребованы такие качества человека, как индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее: умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить на новые виды деятельности , принимать решения и активно действовать даже в ситуациях неопределенности.

    Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды.

    Цель моей педагогической деятельности – обеспечить сохранение и развитие здоровья детей в период школьного обучения. При этом «здоровье» я понимаю не только как отсутствие болезней, но как полная гармония человека со своим природным и социальным окружением (определение Всемирной организации здравоохранения). Школа сегодня должна заниматься не только обучением детей, но и заботится о воспитании физически, психологически и нравственно здоровой личности и большая роль в этом отводиться именно физической культуре.


    Физическая культура – это не только комплекс определенных двигательных умений и навыков, но и высокий личностный, нравственный уровень человека.

    Учитель может способствовать личностному росту ребенка в том случае, если будет укреплять его веру в себя, формировать способность опираться на себя, раскрывать свой потенциал, для этого необходимо, прежде всего, принять ребенка таким, какой он есть сейчас, поверить в него. Относясь к ребенку как к личности, учитель помогает ему таким же образом относиться к себе, а затем и к другим людям. Таким образом, путь к открытию мира для ребенка лежит через обретение себя.

    Для успешного осуществления своей педагогической деятельности, учитель должен положительно относиться к себе, ориентироваться на внутренние, а не на внешние цели развития (признание, материальный успех) и строить учебный процесс как диалог с учениками, ориентированный на личностный рост. Очень важно, чтобы учитель отказался от авторитарной позиции, от претензии на безошибочность. Он должен стремиться создавать такую обучающую среду, в которой ребенок не теряет своего личного опыта и связей с жизнью, доверия к себе и к учителю. Гуманистическое обучение предполагает открытость будущему, способность к прогнозированию и переоценке ценностей.

    Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективов , в которых принимают участие как школьники, так и гости праздника. Сценарий праздника ежегодно обновляется с учетом главных событий школьной жизни.

    Я стараюсь стимулировать собственную активность учеников, их стремление к физическому и нравственному совершенствованию, при этом существенную роль играет самостоятельная работа школьников над собой, направляемая учителем.

    Мои ученики не только выполняют в свободное время определенные комплексы упражнений, закрепляют и совершенствуют полученные на уроках навыки, но и размышляют о значении физической культуры в жизни общества и в своей собственной жизни, читают, пишут рефераты и сочинения. «Стремиться к совершенству и идти вперед по силам каждому, для кого спорт не пустой звук», эти слова из сочинения выпускницы 2003 года Лены Масловой ярко иллюстрируют отношение моих учеников к физической культуре.

    В нашей школе ежегодно проводится научная конференция учеников «Я и мир вокруг меня». В учебном году в этой конференции принял участие мой ученик Павел Ким (11 А класс), который по собственной инициативе разработал сайт, посвященный гиревому спорту и своим спортивным достижениям. Серьезные занятия спортом не помешали Павлу закончить школу с серебренной медалью. В этом году я также планирую подготовить участника школьной конференции.

    В 2009 году мною была задумана и реализована новая форма проведения традиционного осеннего спортивного праздника «День здоровья». Особенность этого праздника в том, что в нем одновременно должны принять участие одиннадцать восьмых и девятых классов. Чтобы провести столь масштабное мероприятие, я обратилась за помощью к ученикам девятых классов. Девятиклассники заранее составили маршрутные листы, придумали конкурсы, и во время праздника каждый девятый класс организовал прием последовательно всех восьмых классов на одной станции. На каждой станции проводились конкурсы спортивного, развлекательного или познавательного характера. Девятиклассники стали не только организаторами, но и судьями. Кроме того, ученики девятых классов проводили фото - и видеосъемки, что позволило им позднее создать красочный коллаж, посвященный празднику. Все участники праздника получили большое удовольствие.

    На мой взгляд, учитель не может ограничивать себя ролью передатчика знаний, умений и навыков, а должен стремиться стать образцом для подражания, нравственным идеалом для своих учеников. Для этого педагогу необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием, самому развиваться в физическом, интеллектуальном и нравственном отношениях и тогда он сможет увлечь за собой учеников. Иными словами, ключ к личностному росту ребенка – в личностном росте учителя.