Конспект урока. Русский язык как неродной

Латинские прилагательные согласуются с существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже. Такое сочетание называют согласованным определением. В медицинской и ветеринарной терминологии прилагательные записываются после существительного. Cогласованное определение на русский язык переводится согласованным определением. Например: musculus latus – широкая мышца; intestinum caecum – слепая кишка.

При согласовании прилагательного с существительным нужно:

1) записать существительное и прилагательное в словарной форме;

2) выбрать прилагательное, соответствующее роду существительного;

3) написать определяемое существительное и приписать выбранную родовую форму прилагательного, образовав термин в именительном падеже единственного числа.

Примеры согласования прилагательных

1-й группы в Nom . sing .

термин существительное прилагательное

cедалищный нерв nervus, i, m ischiadicus, a, um

nervus ischiadicus

скуловой гребень crista, a , f zygomaticus, a, um

crista zygomatica

правое предсердие atrium, i, n dexter, tra, trum

atrium dextrum

Если существительное и согласованное с ним прилагательное относятся к одному и тому склонению, они имеют одинаковые падежные окончания.

NB ! Окончания существительного и прилагательного не всегда совпадают. Например: oculus sinister - левый глаз.

Анатомический термин с согласованным определением

В анатомической терминологии используется не только несогласованное, но и согласованное определение. Согласованное определение выражается прилагательным и отвечает на вопросы: какой, какая, какое?. При переводе терминов с согласованным определением необходимо соблюдать правильный порядок слов: в латинском языке прилагательное стоит после существительного, в русском языке – перед существительным, к которому оно относится. Например:

Vertebra thoracica Грудной позвонок

Сущ.Nom. Пр. Nom. Пр. Им. п. Сущ. Им.п.

Наружная косая мышца. Musculus obliquus externus

Пр.Им.п. Пр.Им.п. Сущ.Им.п Cущ.Nom. Пр.Nom. Пр.Nom.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1 . Согласуйте прилагательные с существительными и просклоняйте.

Fascia (latus, a, um), palatum (durus, a, um), musculus (rectus, a,um), lamina (palatinus, a, um), membrum (dexter, tra, trum), sulcus (cavernosus, a, um).

Упражнение 2. Переведите с русского языка на латинский, запишите в Nom. и Gen. sing.

Глубокая связка, длинное ребро, правый глаз, тазовая конечность, резцовая ямка, левый угол, срединная перегородка.

Упражнение 3. Просклоняйте по-латыни и по-русски.

Nodus lymphaticus – лимфатический узел, сosta vera – истинное ребро, intestinum caecum – слепая кишка.

Контрольные задания

1. Назовите вид определения.

Fundus ventriculi, musculus obliquus, cavum cranii, septa ossea, intestinum rectum, fracturae vertebrarum, medulla rubra.

2. Переведите письменно на латинский язык.

Внутренняя и наружная артерия, истинные и ложные рёбра, блуждающие нервы, красное и жёлтое ядро, грудная и тазовая конечность, сложные переломы, глубокие поперечные связки, правый и левый желудочек.

3. Просклоняйте, согласовав прилагательное с существительным.

Фиброзная капсула, поперечная ободочная кишка, средний палец, барабанная перепонка, твердое нёбо, правая доля.

, учитель-логопед, МОУ “СОШ № 28” г.Сыктывкара.

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными . При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса учащихся.

Овладение практикой согласования имен прилагательных с именами существительными начинается с осваивания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа, затем в косвенных падежах, а также способы использования словосочетаний, построенных на основе согласования, при составлении собственного связного высказывания.

Специфическим отличием при обучении этому материалу является то, что на примере согласования ученики осваивают условия, определяющие правильность построения словосочетания: слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Специфика использования согласования в самостоятельной речи детей связана с общими

недостатками, затрудняющими освоение грамматического строя детьми с речевой патологией. В их устной речи наблюдаются многочисленные недочеты:

  • генерализация окончаний - окончание прилагательного полностью совпадает с окончанием имени существительного, например, “под большОМ дубОМ”.
  • ошибочная идентификация грамматических признаков имени существительного, приводит к тому, что эти же неправильные категории присваиваются прилагательному. Это свидетельствует не столько о недостатках согласования, сколько о неумении определять грамматические категории имени существительного, например, “под огромнОЙ дубОЙ”.
  • трудности удержания грамматической связи в дистантных конструкциях. Например, ученик, подбирая определения к слову “солнышко”, по мере удаления от этого слова теряет формальную связь между прилагательным и существительным: “солнышко яркое, блестящее, теплый, весенний и т.п.”.
  • неполноценность звуко-буквенных обобщений приводит к тому, что окончания прилагательных в сознании ребенка носят неустойчивый размытый характер. В результате в устной речи не всегда можно четко проконтролировать, какое окончание использовал ребенок. Порой наблюдается даже такое явление как “зажевывание” окончаний. Ребенок вроде бы какое-то окончание проговаривает, но оно произносится настолько смазано, что не поддается транскрибированию.

    Естественно, что эти недостатки позже проявятся на письме и могут послужить значительным препятствием при записи сочинений и изложений.

    Особенностью работы над освоением согласования является привлечение письменного материала для анализа. Это позволяет добиться наглядных представлений о явлении согласования.

    Если на уроках русского языка согласование является объектом только лингвистического анализа, то на логопедических занятиях оно прежде всего оказывается объектом практического освоения. Поэтому на уроке русского языка учат подбирать окончание имени прилагательного по вопросу, который ставится от существительного, например:

    какОЙ? деревяннЫЙ

    какАЯ? деревяннАЯ

    какОЕ? деревяннОЕ

    какОМУ? деревяннОМУ

    какОЙ? деревяннОЙ

    какОМУ? деревяннОМУ

    Алгоритм следующий: ребенок интуитивно определяет грамматическую форму имени существительного и подбирает к этой форме необходимый вопрос.

    Попытка напрямую перенести этот опыт на логопедические занятия, как правило, требует много сил и времени. Чтобы избежать проблем, необходимо разбить обучение на два этапа.

    1. На первом этапе у учащихся формируются умения ставить вопрос от существительного к прилагательному в именительном падеже.
    2. На втором этапе осваиваются способы постановки вопросов в косвенных падежах и использование вопросов в качестве вспомогательных средств.

    Остановимся подробнее на первом этапе.

    У учащихся уже должны быть сформированы представления о родовой принадлежности имен существительных на основе звукового анализа. Для этого отбираются системные формы, окончания которых указывают на род. Ученики умеют соотносить эти существительные с личными местоимениями “он”, “оно”, “она”, “они” и притяжательные местоимения “мой”, “моя”, “моё”, “мои”. На основе этого соотнесения проводится обучение согласованию. На доске и голосом в устной речи выделяются окончания, которые и являются ориентиром для образования нужной формы прилагательного:

    ложкА онА мОЯ болъшАЯ окончание).

    блюдО онО мОЁ болъшОЕ

    Выделение и соотнесение окончаний является механизмом, который впоследствии обеспечит навыки оформления согласования и в устной и в письменной речи. Далее ученикам предлагается соотнести звучание и написание окончаний имен прилагательных и окончание вопросов к ним. Ученики находят общее и отличное, выявляются варианты окончаний имен прилагательных. Формируется алгоритм грамматического действия:

    Окончание

    названия

    предмета

    Окончание

    названия

    признака

    предмета

    Постепенно вопросы начинают играть роль вспомогательного средства. По мере того, как ученики осваивают постановку вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании, номенклатура вопросов расширяется и обучающиеся осваивают постановку вопросов в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

    Для того, чтобы дети осваивали многовариативные окончания имен прилагательных, необходимо проводить длительную работу по автоматизации и дифференциации флексий. Только в ходе длительной отработки у учащихся формируются устойчивые звуко-буквенные представления о их составе. Поэтому на протяжении всего времени обучения логопед возвращается к теме согласования, предлагая ученикам выполнить различные виды упражнений:

    * Подстановочного характера :

    • дописать окончания в прилагательных по образцу /мудрая пословица, зелен... улица/ в словосочетаниях, предложениях;

    “Подбери предмет к признаку” - Морозный…, морозная…, морозное…

    “Подбери признак к предмету” - елка (какая?) - …, Дед Мороз (какой?) - …

    Подобрать как можно больше признаков к слову зима : снежная, суровая, холодная…

    Вставить в словосочетание (предложение) подходящий признак.

    *Корректорского типа, на преобразование готовых образцов

    “Исправь ошибку” - красивая сапоги, теплый шапка…

    *На классификацию

    Выбрать картинки, к которым можно поставить вопрос – Какое? (какая?, какие?)

    Из предложенных слов выписать прилагательные;

    *Составление словосочетаний и предложений

    составить словосочетание с данным словом /снежная, скользкий, морозное/;

    * Дидактические игры : “Назови цвет” - моковь (какая?)… оранжевая и т.д.

    “Назови форму” - огурец (какой?)…овальный и т.д.

    “ Подбери признак” - яблоко (какое?)…

    “Отгадай, что это?” - Круглый, полосатый, сахарный?,

    “Волшебный мешочек”, “Лото” (1: логопед – предмет, дети – цвет (материал), 2: логопед – цвет, дети – предмет).

    Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с их отвлеченной семантикой, т. е. с отсутствием жестко привязанных значений слов к признакам. Позднее появление в речи детей прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов, обусловлено тем, что для выделения из образа предмета какого-либо признака нужен достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

    Учитывая грамматические особенности прилагательных (зависимость их формы от грамматической категории существительного), удобно отрабатывать согласование данных частей речи в роде и числе через повышенное внимание к окончанию имени прилагательного.

    Предъявление материала с повышенной наглядностью и выделением составных частей слова значительно упрощает усвоение ребенком категорий рода и числа.

    Первый вариант. Отрабатывается согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода.

    Готовятся карточки, раскрашенные в основные цвета. К ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Логопед называет предмет на картинке и соответствующее ему прилагательное, но не договаривает окончание. Ребенок находит карточку соответствующего цвета. Кладет картинку к карточке и произносит прилагательное полностью.

    Картинки соответствующих цветов:

    Второй вариант.

    На карточках крупного формата (половина альбомного листа) одним из основных цветов печатаются окончания единственного и множественного числа прилагательных. В нижней части карточки крепятся прозрачные кармашки (можно прошить скрепкосшивателем прямоугольники из папок-уголков).

    Ребенку предлагается выбрать картинку определенного цвета, назвать словосочетание (например, “желтая репка”) и положить картинку в кармашек к соответствующему окончанию прилагательного.

    Третий вариант. На большой карте с изображением продуктов питания (используются карты из различных лото) под картинками печатаются соответствующие слова. На квадратиках подходящего к картинкам размера крупно пишутся окончания прилагательных “вкусный”, “съедобный” или “душистый”. Логопед спрашивает ученика: “Огурец – какой?” “Мороженое – какое?” Ребенок отвечает: “Вкусный”. “Вкусное”. Потом находит нужное окончание прилагательного и кладет карточку на картинку со словом.

    Окончания.

    Четвертый вариант. Подбираются картинки копытных животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки для чтения с названиями этих животных. На отдельной карте печатается слово “копытный” без окончания. Окончания – АЯ, – ЫЙ пишутся на квадратиках (6x6 см). Сначала ребенок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам “копытный” или “копытная” и кладет к карточке со словом без окончания.

    Тему “Животные” можно аналогично отработать с прилагательным “хвостатый”, согласуя его с существительными мужского и женского рода.

    Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее – в связной речи.

    Виды заданий.

    Подбор слов-определений к существительным.

    Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

    Подбор существительных к прилагательным.

    На полосах бумаги написаны прилагательные. Ученики должны подобрать к ним существительные.
    Свежая, свежие, свежий, свежее.
    Горошек, ягоды, молоко, ландыш, полотенце.

    Ученики узнают предмет по признакам и записывают его название.

    Весеннее, чистое, голубое … (небо).
    Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).
    Интересная, смешная, поучительная … (книжка).
    Хищный, голодный, злой … (зверь).
    Летнее, желтое, горячее … (солнце).
    Зеленый, душистый, свежий … (ландыш).

    Согласование прилагательных с существительными.

    Игра “Про что я задумала”. На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: “Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака”.

    Чудесный мешочек
    Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
    Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
    Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
    1 вариант: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
    2 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

    3 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и, не называя предмет, перечислять его свойства, дети отгадывают предмет по описанию.

    Что бывает в это время года
    Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
    Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, “Зимний лес”, “Цветущий луг” и так далее).

  • В карман таблицы ученики вставляют подходящее окончание прилагательного, читают получившееся словосочетание и записывают его в тетрадь.
    Сладк.. (печенье), легк.. (задача), мелк.. (озеро), тяжел.. (портфель).
  • К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.
    Ночь - тишина. (Ночная тишина.)
    Весна - ветер.
    Лес - озеро.
    Пух - одеяло.
    Вкус - еда.
    Чай - куст.

    Слуховой диктант.

    Ученики записывают словосочетания в единственном числе в первый столбик, во множественном - во второй.
    Новая школа. Летние дожди. Дальние поля. Летняя ночь. Высокое дерево. Дальнее поле. Высокие деревья. Летний дождь. Новые школы. Летние каникулы.

    Работа с деформированными предложениями.

    Ученики составляют предложения, записывают их в тетрадь и подчеркивают волнистой линией прилагательные, прямой - относящиеся к ним существительные.
    Душистый, на, почки, деревьях, набухли. (На деревьях набухли душистые почки.)
    По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. (Дятел забарабанил клювом по сухому дереву.)
    Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый. (Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.)
  • Логопед читает стихотворение, ученики перечисляют встречающиеся в нем прилагательные.
    Есть сладкое слово - конфета,
    Есть быстрое слово - ракета,
    Есть кислое слово - лимон,
    Есть слово с окошком - вагон,
    Есть слово колючее - еж,
    Есть слово промокшее - дождь,
    Есть слово зеленое - ель,
    Есть слово упрямое - цель.
  • Ученики описывают овощи и фрукты по плану.
    Цвет, форма, величина, вкус овоща (фрукта), блюда, которые из него можно приготовить.
  • Игра “Один - много”. Ученики образуют словосочетания во множественном числе от единственного.
    Интересная книга - интересные книги.
    Спелая груша - …
    Душистый ландыш - …
    Полное ведро - …
    Чистое стекло - …
    Сочный арбуз - …
    Дождливый день - …
    Грозовая туча - …

    Игра с мячом “Наоборот”. Один ученик называет словосочетание и бросает мяч другому. Тот называет словосочетание, противоположное по смыслу.
    Холодная вода - горячий песок.
    Светлые волосы - …
    Добрый человек - …
    Трудолюбивая девочка - …
    Ранняя весна - …
    Высокое дерево - …
    Веселая песня - …
    Глубокий пруд - …
    Солнечный день - …
    Хорошая хозяйка - …

    Работа с индивидуальными карточками.

    Ученики находят в тексте прилагательные и подчеркивают их волнистой линией.

    Работа над согласованием существительного с прилагательным
    Учитель. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
    На доске ставятся карточки со словами-признаками.
    Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.
    Солнце - теплое, ласковое, яркое.
    Облака - легкие, воздушные.
    Цветы - нежные.
    Птицы - перелетные.

    Список использованной литературы.

    1. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М.: АРКТИ, 1997
    2. Грибова О.Е. Методика развития речи учащихся вторых классов школы v вида (I отделение) на уроках “окружающий мир (развитие речи)” - ж. “ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПЕД” №4, 2009, с. 5-8
    3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 1999
    4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – М.: ГНОМ и Д, 2008
    5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
    6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - https://med-tutorial.ru/med-books/book/70/
  • Цели урока:

    закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

    развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде»

    Цели урока :

    закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

    развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

    Задачи урока:

    1. способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

    2. способствовать активизации, обогащению словаря;

    3. способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий;

    4. развитие орфографической зоркости..

    Ход урока:

    I. Психологический настрой.

    Улыбкой ясная природа,

    Сквозь сон встречает утро года.

    Синея, блещут небеса

    Еще прозрачные леса,

    Как будто пухом зеленеют.

    Собирает нас звонок

    На замечательный урок!

    II. Актуализация опорных знаний.

    Какая сегодня погода? (Хорошая, солнечная, тёплая, безветренная.)

    Как мы скажем про сегодняшний день, если у него те же признаки? Какой сегодня день? (День тёплый, солнечный, безветренный.)

    Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

    В какое время года бывает такая погода? (Весной.)

    Значит, погода какая? (Погода весенняя.)

    А как мы скажем про день? (День весенний.)

    Про небо? (Небо весеннее.)

    Про дни? (Дни весенние.)

    Слова какой части речи помогли нам точно и ярко описать сегодняшнюю погоду?

    Что вы знаете об имени существительном?

    А что вы знаете об имени прилагательном?

    Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой.

    Послушайте рассказ из книги «Веселая грамматика» (выступление ученика).

    В переводе с латыни «имя прилагательное» означает «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное». Отвечают имена прилагательные на четыре вопроса: какой? какая? какое? какие? – в зависимости от того, какие имена существительные стоят рядом с ними.

    Каждый вопрос предназначен только для одного рода имени существительного. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имени существительного. Род имени прилагательного определяют по роду имени существительного. Число тоже определяют по имени существительному.

    В.Волина.

    III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

    Итак, имена прилагательные, как вы знаете, «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к именам существительным. То есть, прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Называется эта особенность согласование.

    Кто поможет мне сформулировать тему урока?

    «Согласование имён прилагательных с именами существительными».

    Какие задачи мы поставим перед собой?

    Ребята, недавно ученики 2-го класса писали сочинение. Вот одно из них. Это сочинение мальчика.

    Как вы думаете, что сказал учитель мальчику?

    Почему вы так считаете?

    Верно, в сочинении допущены ошибки.

    А какие ошибки допустил мальчик?

    У мальчика ошибки в согласовании прилагательного с именем существительным.

    Чтобы исправить ошибки, допущенные в сочинении, надо знать, действовать. Нам нужен определённый алгоритм действий.

    IV. Открытие нового знания.

    Какие будут предложения? Что нужно сделать, чтобы правильно согласовать прилагательное с существительным? (Предположения детей)

    Вывод. Действуй по следующему алгоритму:

    определи род имени существительного;

    подбери соответствующий вопрос к имени прилагательному: мужской род – КАКОЙ?, женский род – КАКАЯ?, средний род – КАКОЕ?

    измени форму прилагательного в соответствии с вопросом.

    О б р а з е ц: солнце (яркий, яркая, яркое): солнце - ср.р. – КАКОЕ? –яркое; солнце - КАКОЕ? – жгучее, круглое, жёлтое.

    Таким образом, как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

    Это правило можно сформулировать в шутливой форме:

    Не хочешь оставаться с носом,

    Проверяй окончания вопросом.

    V. Первичное закрепление.

    Задание: используя алгоритм, подбери к существительному прилагательное.

    Погода... (дождливый, дождливая, дождливое).

    Дождь… (мелкий, мелкое, мелкая).

    Туча … (тёмный, тёмное, тёмная).

    Ветер... (холодный, холодная, холодное).

    Воздух … (свежий, свежее, свежая).

    Облако.. (белый, белое, белая).

    Солнце... (яркий, яркое, яркая).

    Настроение... (радостный, радостная, радостное).

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    А теперь внимание.

    Новое испытание.

    Вставьте окончания

    В этих словосочетаниях.

    В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание.

    утренн ___ туман

    грибн ___ дождь

    долгожданн ___ телеграмма

    красн ___ карандаш

    зимн____ природа

    ночн_____ небо

    современн____ кино

    богат ____ урожай

    модн ____ блузка

    Проверьте свою работу.

    Кто легко справился с заданием?

    У кого возникли затруднениея? Какие?

    VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    «Кто больше подберет слов-признаков к словам-предметам?»

    Поставь вопрос к этим словам.

    О б р а з е ц: березка - белоствольная, кудрявая, русская, молодая-какая?

    Погода... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

    Дождь... (мелкий, холодный, моросящий, тёплый, проливной).

    Туча… (тёмная, низкая, чёрная, тяжёлая).

    Ветер... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

    Воздух… (свежий, горячий, морозный).

    Облако… (белое, белоснежное, голубое, лёгкое, воздушное).

    Солнце… (горячее, яркое, жгучее, жёлтое).

    Настроение... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

    VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

    Итак,мы провели борльшую работу по согласованию прилагательныз с существительными. Теперь мы можем помочь ученику 2-го класса.

    Помогите отредактировать сочинение мальчика.

    «Наступила весна. По небу плывёт белая облако. Светит яркая солнышко. Тает белое снег. Дует теплая ветер. Люди рады весне!»

    Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

    Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

    Как согласуются имена прилагательные с именами существительными?

    (В роде, числе и падеже)

    Где можно применить новые знания?

    Что получилось хорошо?

    Над чем ещё надо поработать?


    Задание 7.

    Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите текст, как запомнили.

    (Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать картинки. Читая предложения, логопед должен выделять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с существительным.)

    а) Набежало... . Скрылось... . Подул... . Помялась... . Потемнел. . . . Полил. . . . Загремел. . . . Сверкнула. . .

    Слова для справок: облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

    б) Облако... Солнце... Ветер... Пыль... Лес... Дождь...Гром... Молния...

    Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

    Конспект занятия

    Тема . Согласование имени прилагательного с именем существительным.

    Цель . Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

    II. Образование имен прилагательных. Составление словосочеаний.

    Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:

    Какая сегодня погода? (Хорошая.)

    Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

    Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

    Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

    А когда нет ветра? (Безветренный.)

    Логопед. Уточним, какой сегодня день. (День теплый, соленный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия

    Тема:

    «Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже»

    Цель:

    Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именем существительными в падеже

    Задачи:

    Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Зима». Учить обобщать и делать выводы.

    Формировать практические навыки правильного употребления прилагательных, согласования их с существительными в роде, числе, падеже.

    Развивать слуховое внимание, оперативную слухоречевую память.

    Формировать и развивать УУД

    Оборудование:

    нетбук, программа компьютерный практикум по логопедии для младших школьников, проектор, рабочие тетради, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблицы с окончаниями

    Ход занятия

    1.Речедвигательный организационный момент(слайд 1)

    1.Сядет тот кто выделит гласные звуки и покажет их с помощью движений рук.

    Слова: сугроб, зима, пурга, стужа, санки,игры

    Основная часть

    Откройте свои тетради и запишите число.

    (Снег+сугроб)*Д.п

    (Снег+пурга) *Р.п

    Какие части речи вам встретились в словах -ответах?(существительные и прилагательные)А что такое существительное (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, что?), а прилагательное(признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая? какое? какие?)

    Название этого города какой частью речи является (существительное). Подберите к слову зима прилагательные.(прилагательные к слову вывешиваются на доску)

    Итак сегодня тема нашего занятия «Согласование прилагательного с существительным в падеже»

    3.В город мы вошли и попали в переулок логозаврия (слайд 3)

    Ой! Ребята куда это мы попали? (переулок логозаврия) с применением логопедического тренажера.

    Упражнение на подбор окончаний с Логошей

    С Логошей мы прощаемся, подумайте, чему он вас научил?

    4.Улица окончаний. (работа с таблицей)

    Логоша учил вас как подружить слова в падеже. Как же нам запомнить все эти окончания и не запутаться?(записать)

    5. Гимнастика для глаз

    М ы продолждаем наше путешествие и мы на дорогу потерянных слов

    6.Дорога потерянных слов. На этой дороге мы закрепим полученные знания.

    Задание: вставь в текст прилагательные в нужной форме (ученикам раздаются карточки с текстом, где пропущены прилагательные, и маркеры для заполнения)

    Великолепен вид …. леса. Все покрыто ………., ………..снегом. ……….. воздух тонок и жгуч. Снег опушил …………. деревья и кусты. По ним скользят ………, ……….лучи и обсыпают их ……….. блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость ……………неба.

    Слова для справок:

    Зимнего, белым, пушистым, зимним, заледенелые, яркие. солнечные, ярким, голубого.

    Пожалуйста поменяйтесь карточками с соседями и проверьте правильность написания.

    Какие знания мы с вами закрепили?

    Пройдя по дороге потерянных слов мы пришли на площадь рассказов.

    7.Физминутка

    8.Площадь рассказов

    Соберите слова в предложения, а предложения в рассказ.

    Зима, стояла, суровая.

    Воробушки, корма, голодные, нигде, не могли найти

    Пожалела, воробышков, добрая, девочка, Маша.

    Так, девочка, добрая, прокормила, птичек, до самой, бедных, весны.

    Итог:

    У вас на партах лежат листы со смайликами, покажите, как вы себя чувствовали на занятии?

    Комфортно ли вам было?

    Что было сложного?

    Что нового узнали?

    Что было сложного?

    прислала

    Кулагина Е.Г.

    Учитель-логопед