Части речи и члены предложения. Значение и грамматические признаки местоимения

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: ЧАСТИ РЕЧИ.

Цель: - введение понятия части речи как группы слов с одинаковым общим

грамматическим значением.

Задачи: обучающая – познакомить учащихся с различными частями речи,

как со словами, имеющими одинаковое общее грамматическое

значение;

развивающая – продолжить формирование орфографических и

пунктуационных навыков, развитие познавательной активности

учащихся;

воспитывающая – использовать воспитательные возможности данной

темы для повышения культуры учащихся, воспитания чувства любви и

уважения к русскому языку, показать богатство и красоту русского

языка.

Ход урока:

I . ОРГ.МОМЕНТ.

Работа по оформлению тетради.

Прочитайте сегодняшнюю дату и запишите её в тетради, выделите орфограммы.

II . МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА.

Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.

Веселый - грустный

Старый …

Горячий...

Легкий …

Умный …

Голодный …

Можно ли среди этих сочетаний выделить слова? Что они означают?

III . АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

Одинаковое ли значение имеют слова? (Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – признак предмета, а третьи – процесс.

Молодцы!

2. Создание учебной ситуации.

Распределительный диктант.

Запиши слова в три столбика.

Прекрасный, проходил,кухня, атлетический, бегал, еда, добрый, залюбовался, пуговица, тракторист, печальный, отдалялся, гладит, подготовка, местный, пишешь, тетрадь, печальный, стол, опередить, нарисую.

По какому признаку вы распределите эти слова?

IV . Самоопределение к деятельности.

1 Сколько слов в русском языке?

2 А во всех языках, вместе взятых?

Представьте коробку, из которой высыпались слова. Что делать? Наводить порядок. А как? Их надо сгруппировать. Что же делать? (слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)

Части речи

Самостоятельные Служебные

Существительные Прилагательные

Предлоги Союзы

Частицы

Числительное Местоимение Глагол

По какому признаку можно сгруппировать слова? (по частям речи)

Дополните схему.

Сформулируйте задачи урока (повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи)

3. Чтение правила в учебнике

V . ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Применение сконструированного понятия для разграничения частей речи.

На какие две большие группы можно разделить слова?

Сколько частей речи вы обнаружили? Сможете ли вы доказать, что слова Тревога, Тревожный и Тревожиться относятся к разным частям речи?

2. Перечислите служебные части речи. Приведите пример.

3. Почему эти части речи называются служебными? (они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании)

4. Выполнение упражнения 3 стр. 1. (2 часть)

Прочитайте предложения выразительно.

Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова – к самостоятельным или служебным.

Прочитайте предложения без служебных слов.

Какова роль служебных слов в предложениях?

5. Выполнение упражнения 5 стр.2.

Какую роль играют в предложении союзы и предлоги?

К какой группе частей речи относятся?

Найдите в предложении числительные.

На какой вопрос отвечают числительные?

Объясни написание слов тринадцать и шестнадцать.

Запишите слово двенадцать в словарик, подчеркни орфограммы и поставь ударение.

Проверка. Выполнить на доске звуко - буквенный разбор слова зяблик.

VI . САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Работа по карточкам.)

предмет

признак

процесс

Поднимает, синий, дерево, гордый, ясность,

разноцветный, река, блестеть, зеркало, желтый

Распределите слова по группам.

В каждую группу отнесите слова определённой части речи.

предмет

признак

процесс

Мастерит, читает, строительный, плотник, листок,

инженер, красный, ходьба, зеленеть, греет.

Работа по тетради не печатной основе. Выполнение упражнение 1 в рабочей тетради на стр 1 (2 часть)

На какие ещё вопросы может отвечать имя существительное?

Как изменяются имена существительные?

Какие постоянные признаки имеют имена существительные? (род, склонение, могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными)

Какая часть речи связана с существительным? (прилагательное)

Как изменяются глаголы? (по числам и временам)

Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение? (местоимения - существительное – личные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.) местоимения- прилагательные - никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.) , местоимения- числительное - несколько, сколько-нибудь)

v I . Рефлексия

Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Говорит попугай попугаю :

Я тебя, попугай , попугаю !

Попугаю в ответ попугай:

- Попугай, попугай, попугай !

VII . ИТОГ УРОКА.

Что нового вы узнали на уроке?

Как вы думаете, кто лучше всех отвечал на вопросы?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VIII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 2 стр. 2 (рабочая тетрадь)

Часть речи - это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные. В статье Морфологический разбор можно посмотреть многие дополнительные характеристики частей речи.

    Самостоятельные части речи (включают слова, называющие предметы, их действия и различные признаки):
  1. Имя существительное
  2. Глагол
  3. Имя прилагательное
  4. Имя числительное
  5. Местоимение
  6. Наречие
  7. Причастие
  8. Деепричастие
  9. Слова категории состояния
    Служебные части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними):
  1. Предлог
  2. Частицы
  3. Союзы
  4. Междометия, звукоподражательные слова.

Существительное

Существительное – это часть речи, с помощью которой обозначают предмет. Существительное отвечает на вопросы: кто? что? (папа, песня). Их различают по родам, а изменяются существительные по падежам и числам. Бывают одушевленными (человек) и неодушевленными (дом).

Прилагательное

Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие свойство предмета, которое может проявляться с разной интенсивностью: быстрый, белый, старый. Качественные прилагательные имеют степени сравнения и краткие формы: быстр, бел, стар. Относительные прилагательные – это прилагательные, обозначающие свойство самого предмета по его отношению к действию или другому предмету: железный, измерительный, дверной, надувной. Притяжательные прилагательные – это прилагательные, указывающие принадлежность определяемого ими предмета кому или чему-либо: сестрин, отцов, лисий.

Числительное

Числительное – это часть речи, которая обозначает:

  • количество предметов, отвечая на вопрос: сколько? , это количественные числительные: три, пятнадцать, сто тридцать пять;
  • порядок предметов при счете, отвечая на вопрос: который? , это порядковые числительные: третий, пятнадцатый, сто тридцать пятый;
  • общее количество предметов, это собирательное числительное: оба, двое, четверо, шестеро, девятеро и т. п.

Местоимение

Местоимение – это часть речи, указывающая на лицо, признак или предмет, не называя их. Местоимения подразделяются на:

  • личные: мы, я, ты, вы, она, оно, он, они;
  • возвратное: себя;
  • притяжательные: наш, мой, ваш, твой, свой;
  • вопросительно-относительные: что, кто, каков, какой, чей, сколько, который, который;
  • указательные: тот, этот, такой, столько, таков;
  • определительные: самый, сам, весь, все, вся, всё, каждый, всякий, иной, любой;
  • отрицательные: ничто, ничей, нечего, никоторый, некого;
  • неопределенные: некоторый, нечто, некий, некто, несколько, что-то, кто-то, сколько-нибудь, кое-что, какой-либо.

Подробнее о местоимении для начинающих в видео:

Глагол

Глагол – это часть речи, которая обозначает состояние или действие, отвечает на какой-либо из вопросов: что делать? , что делал? , что делает? , что будет делать? , и обладает признаками вида, лица, залога, времени, числа, рода и наклонения (в сослагательном наклонении, в прошедшем времени). Существуют такие формы глаголов: инфинитив, причастие и деепричастие.

  1. Инфинитив – неопределенная форма без признаков лица, времени, числа, залога, рода и наклонения: спать, бежать, читать.
  2. Причастие – неспрягаемая форма глагола, обозначает действие или состояние предмета в изменяемой во времени форме; причастие может изменяться по падежам, числам и родам, а также имеет признаки вида, времени и залога (этим и отличается от прилагательного). Причастия, в свою очередь, подразделяются еще на несколько видов:
  3. Действительное причастие – действие, совершаемое носителем признака: расцветший сад, читающий ученик;
  4. Страдательное причастие – признак, который возник в результате воздействия чего-либо или кого-либо на носителя признака: гонимые ветром листья, брошенный камень.
  5. Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначает действие как признак другого действия: обессилев, присел на скамью; говорил, не глядя в глаза. От причастия отличается тем, что имеет признаки залога и вида, но не изменяется.

Наречие

Наречие – это часть речи, которая обозначает признак качества, действия или предмета, отвечая на вопрос: когда? , как? , где? , почему? и т. п. Основным признаком наречия является неизменяемость: вчера, медленно, везде и др. в состав наречий входят также местоименные наречия: нигде, где, так, никак, как, когда, иногда, никогда, откуда, отсюда, туда, куда, там, почему, поэтому, потому, зачем, затем и пр.

Предлог

Предлог – это неизменяемая служебная часть речи, применяемая для соединения слов: к, в, с, из, на, у, между, сквозь, ради, во время, посредством, кругом, подобно, около, относительно, благодаря, согласно, спустя, неужели, несмотря на, в силу, в связи с, в зависимости от, по отношению к и т. д.

Союз

Союз – это неизменяемая служебная часть речи, служащая для соединения членов предложения и (или) частей сложного предложения (необходимо отличать союз от предлогов, предлог соединяет слова, а не синтаксические единицы). Виды союзов:

  1. сочинительные союзы: да, и, а, или, но, либо, также, тоже.
  2. Подчинительные союзы: прежде чем, когда, пока, чтобы, что, как, потому что, так как, благодаря тому что, будто, так что, словно, раз, если, хотя, для того чтобы, несмотря на то что, не только… но и…, не столько… сколько… и пр.

Частица

Частицы – это служебные слова, которые придают смысловые или эмоциональные оттенки отдельным словам или предложениям: ни, не, кое-, -нибудь, -либо, -то, -ся (сь), -те, -ка, же, -де, ли, бывало, бы, да, пускай, пусть, даже, лишь, уж, почти, хотя бы, только, разве, дай, неужели, знай, ну, давай, дескать, ведь, мол, ну и, как будто, будто, точно, вроде, словно, якобы, пожалуй, чай, авось, именно, просто, чуть не, что ли, едва ли не и т. п.

Связка

Связка – это служебное слово, оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола. Связка указывает на синтаксические отношения компонентов предложения. К связкам относятся слова, словосочетания, спрягаемые формы глаголов, формы глагола быть , например: это, это есть, есть, являться, значить, явиться, называться, означать. Часто связки опускаются и на их месте в предложении ставят тире, например: Автомобиль – [есть] не роскошь, а средство передвижения .

Всё для учебы » Русский язык » Части речи в русском языке

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/chasti-rechi-v-russkom-yazyke

Часть речи (лат. pars orationis ) - категория единицы языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. Согласно этим признакам, существуют разные классификации частей речи в разных языках мира. частью речи можно назвать группу слов, которая имеет:

  1. Одно грамматическое значение и общий набор морфологических признаков ;
  2. Одно общее лексическое значение ;
  3. Одни выполняемые синтаксические функции .

В разных языках мира части речи делятся на категорию имен, которая противопоставляется глаголу, а они вместе противопоставляются различным служебным частям речи. Но это деление является прежде всего условным.

Признаки классификации частей речи в русском языке.

Признаки классификации - это признаки, которые определяют принципы классификации частей речи в русском языке. Существует четыре таких признака в русском языке:

  • Семантический - этот признак определяет общее значение части речи (например, глагол имеет значение действия)
  • Синтаксический - это признак , который определяет роль части речи в предложении (например, глагол чаще всего выступает сказуемым).
  • Морфологический - это полный набор форм и парадигм слова, а также деление слов языка на изменяемые и неизменяемые.
  • Словообразовательный - этот признак характеризует набор моделей и средств словообразования той или иной части речи.

Виды частей речи в русском языке.

В русском языке есть десять основных частей речи :

Принципы классификации частей речи.

Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные части речи и служебные части речи . Самостоятельные части речи - это части речи, которые имеют собственное значение (предметность, признак, действие, количество и др.). Служебные части речи - это слова, которые не имеют собственного значения, но служат для связки слов в предложениях, сравнения, противопоставления и других целей.

К самостоятельным частям речи относятся:

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие

К служебным частям речи в русском языке относятся:

  • Предлог
  • Частица

Таковы основные части речи в русском языке , каждую из которых мы рассмотрим и изучим отдельно.

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель: Львова Светлана Алексеевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ им. И.Ф.Самаркина с. Новая Кармала

Тема. Части речи.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор , интерактивная доска, ученические ноутбуки.

Цель: формировать умение различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, частица, союз.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения. использовать в своей речи специальную терминологию.

Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации : наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном, развитие интереса к предмету .

Познавательные : умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Регулятивные : умение ставить учебную задачу с помощью учителя; планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.

Коммуникативные : развитие умения сотрудничества с учителем и одноклассниками, оценивание действий партнёров по работе; работа в группах.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети,
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать, читать и писать!

Актуализация знаний.

Орфографическая минутка.

Вспомните, ребята, что такое орфограмма. (Это написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу). Какие орфограммы вы знаете? (ответы детей)

Посмотрите на слова и определите, какую орфограмму мы будем повторять? Коллективная работа. (слайд 3)

Сапо..ки, берё..ка, ло..кий, доро..ка, жира.., пиро.., ло..ка.

Вставьте пропущенную букву. Подбор проверочного слова.

Какая это орфограмма? Как проверить парный согласный?

(ответы детей). Запись у доски с проверочным словом.

2. Индивидуальная работа. ( в это же время)

(4 ученика работают на ноутбуках)

Программа « Отличник».

Вид упражнения: «Парные согласные в слабой позиции».


Самоопределение к деятельности.

(слайд 4)

На какие группы можно разделить эти слова?

Машина, красный, ель, едет, зелёная, растёт, карандаш, пишет.

Какие части речи вы ещё знаете? (местоимение, частица, предлог и т.д.)

Какие части речи мы сегодня продолжим учиться распознавать?

(Мы будем учиться распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.)

Работ по теме урока.

Работа по учебнику стр.3. Работа в парах.

Прочитайте правила. Задайте друг другу вопросы.

(проверка работы пар) Составление рассказа о каждой части речи.

А теперь проверим, как вы запомнили правила и можете ли их применить.

(слайд 5)

Работа над стихотворением «Веселая грамматика».

Существительное — школа. Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы — местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Закрепление изученного материала.

Записи в тетради:

(слайд 6)

Физминутка.

Закрепление изученного.

Игра « Помоги Незнайке собрать правило». (слайд 7)

Работа в группах.

Ребята, Незнайка узнал, что мы изучаем тему « Части речи». В сказочной школе они тоже изучают эту тему. Он составил правила, но так спешил к нам на урок, что рассыпал их все. Давайте, поможем ему их снова собрать.

(Группам раздаются части правил. Каждая группа собирает своё правило.) Выступление каждой группы.

Самостоятельная работа с ученическими ноутбуками.

Работа по « Электронному приложению к учебнику «Русский язык 3 класс» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого.

А) Игра « Найди место».

Установить соответствие между словом и вопросом, на который оно отвечает.

Б) Игра «Распредели слова по корзинам».

В) Игра « Найди лишнее слово».

Рефлексия.

Какое задание Вам понравилось больше всего?

Какое задание вызвало у вас затруднения?

Кому потребовалась помощь учителя и товарищей?

Перед вами смайлики настроения. (слайд 8)

Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и степени понимания сегодняшнего материала.

Подведение итогов урока.

Какие части речи мы сегодня учились распознавать?

Всех благодарю за урок.

Используемая литература:

Программа « Отличник» установлена на всех ученических ноутбуках.

Электронное приложение к учебнику русский язык 3 класс. В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Вспомните! Слова в русском языке делятся на большие группы - части речи . Каждая часть речи отвечает только на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль в предложении.

1. С какими частями речи вы уже познакомились на уроках русского языка? Приведите примеры этих частей речи. Найдите в списке ниже неизвестные вам части речи.

2. Прочитайте.

      Существительное - школа ,
      Просыпается - глагол.
      С прилагательным весёлый
      Новый школьный день пришёл.

      Встали мы - местоименье,
      Бьёт числительное семь .
      За ученье, без сомненья,
      Приниматься надо всем...
      (О. Высотская)

  • Какие части речи названы в стихотворении? Какие ещё части речи вам известны?
  • Выпишите из стихотворения 1-2 слова, которые относятся к данным частям речи.

Образец. Глагол: бьёт, ... .

      Имя существительное
      Местоимение
      Имя прилагательное
      Глагол
      Имя числительное
      Предлог

3. Прочитайте.

      Тихо гаснуть стали звёзды,
      И Звезда Звезде сказала:
      «Снилось мне, что этой ночью
      На Земле я побывала!..

      Вся в огнях и ярких блёстках
      Ёлка в зале том стояла ,
      А у ёлки на верхушке
      Гордым блеском я сияла!»
      (Б. Никонова)

  • В какой день мог присниться Звезде такой сон? А вам о чём напомнили эти строки?
  • Какими частями речи являются выделенные слова? По каким признакам вы их определили?
  • Спишите слова Звезды. Проверьте себя.

Вспомните! Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает это слово.

Книга - это имя существительное, отвечает на вопрос что? , обозначает предмет .

Рисует - это глагол, отвечает на вопрос что делает? , обозначает действие предмета.

4. Прочитайте. Определите, какой частью речи является каждое слово.

  1. Горбатый, на, мост, четырёх, столбиках, стоит.
  2. Схоронился, с, клубок, пенёк, под, иголками.
  • Составьте из слов каждой группы предложение-загадку.
  • Запишите загадки и отгадки. Подчеркните в каждом предложении его основу.

5. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Я любуюсь ч..десной к..ртиной зимнего леса. См..листыми ш..шками украсились еловые ветки. Над ел..ю круж..лись клесты. Шустрые птички кривыми н..сами дост..вали из ш..шек с..мена.

  • Укажите над каждым словом первого предложения часть речи (см. Памятку 4).
  • Выберите любое предложение и разберите его устно по членам предложения. Подчеркните в нём главные члены.
  • Найдите в предложениях слова, которые не являются членами предложения. К какой части речи относятся эти слова?

6. Прочитайте.

На краю обрыва ст..яла берёза. На берёзе висело гр..чиное гнездо. Недавно там появились мал..н..кие гр..чата.

Однажды ноч..ю началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стор..ны в стор..ну.

Берёзе было трудно д..ржаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза б..ролась не только за свою ж..знь, но и за ж..знь мал..н..ких гр..чат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.

Всё кончилось х..рошо.

(В. Степанов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль.
  • О чём самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
  • Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова.
  • Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.

7. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.

  • Что изображено на рисунке? Расскажите.
  • Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст.
  • Определите, какие части речи вы употребили в своём тексте и с какой целью.