Классификация психодиагностических методик структурная схема. Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки


ЛЕКЦИЯ № 7. Методы психодиагностики, их классификация

1. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики

В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Создание, описание и научное признание права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их экспериментального изучения психодиагностических средств. Дело в психологии как науке поправляется по той причине, что в начале XX в. в ней были официально признаны и приняты те требования, которые к понятиям и методам исследования предъявляют в наиболее развитых современных науках, в частности физике. Это требования операционализации и верификации.

Под операционализацией понимается требование, согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. Операционализация предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту. Последнее предполагает наличие методики экспериментальной диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слово «верификация» буквально обозначает «проверка». Эта проверка непустоты понятия, т. е. реальности существования явления, определяемого этим понятием, должна быть осуществлена при помощи соответствующей психодиагностической процедуры.

Если, например, мы вводим в научный оборот понятие «мотив», то сначала необходимо дать точное определение этого понятия через известные другие понятия и доступные способы диагностики явлений, входящих в содержание данного понятия (oперационализация). Допустим, что таким определением является следующее: «Мотив – это внутренний, психологический, осознанный или неосознаваемый побудительный источник действий человека, придающий им целенаправленность и поддерживающий их активность». (Предполагается, что нам уже известно, что такое «побудительный источник», «осознанный или неосознаваемый», и «активность», в противном случае необходимо было бы дополнить общее определение мотива частными определениями данных понятий, вести эту работу до тех пор, пока в определяющей части всех понятий не останется ни одного термина, требующего дополнительного разъяснения.) На следующем этапе операционализации понятия «мотив» мы обязаны были бы предложить психодиагностическую методику, с помощью которой можно было бы удостовериться в том, что то, что утверждается в определяющейся части данного понятия, действительно существует. На заключительном этапе мы должны были бы осуществить практическую проверку существования явления «мотив» во всех приписанных ему в определении свойствах. Таким образом, как операционализация, так и верификация понятий требуют обращения к психодиагностике, но только операционализация предполагает теоретический, а верификация – практический шаг на этом пути.

2. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики. Сущность и частота встречаемости. Понятие об объективно-манипуляционных методиках

Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют так называемые бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который эти ответы предложил. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются тем, что они относительно просты как для разработки, так и для использования и обработки получаемых результатов.

Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики , в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

Третье место по частоте использования занимают рисуночные психодиагностические методики . В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).

Первый и третий из описанных типов психодиагностических методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный . При ручном варианте методика с начала и до конца используется без применения средств электронно-вычислительной техники для презентации или обработки экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из указанных этапов психодиагностики применяется электронно-вычислительная техника. Например, текстовый и рисуночный материал можно предъявлять испытуемым через экран дисплея, а процессор машины использовать для производства количественных вычислений, а также вывода на печать получаемых результатов.

Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные , которые, в свою очередь, могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Следующая группа методик – объективно-манипуляционные . В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит что-нибудь сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т. п.

3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках

Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно предложить, лишь выделив общие критерии, в соответствии с которыми различные методы психодиагностики будут разделены на частные группы. Такими критериями являются следующие:

1) тип применяемых в методике тестовых задач;

2) адресат используемого в методике тестового материала;

3) форма представления тестового материала испытуемым;

4) характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики;

5) наличие в методике тестовых норм.

6) внутреннее строение методики.

По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

К примеру, для оценки психологии некоторого человека можно использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с теми или иными суждениями, результаты его устной, письменной, изобразительной, технической или иной деятельности, его произвольные и непроизвольные действия и реакции в ответ на некоторые стимулы и многое другое. Этой же цели могут служить также электроэнцефалограмма, электрокардиограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция (КГР) и другие рефлексы, включая сердечно-сосудистые рефлексы и рефлексы дыхательной системы.

По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные , апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные , направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго – проективные методики.

По форме представления тестового материала испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: в виде рисунка, схемы и т. п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео– или киноформе, а также через иные технические устройства и машины), сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму. С другой стороны, классическим примером методики субъективного типа является такая, которая в основном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе интуиции и внутреннего опыта.

По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими .

Наконец, по внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерные и многомерные . Первые характеризуются тем, что в них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство, а вторые – тем, что они предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. В последнем случае психодиагностическая методика подразделяется, как правило, на несколько частных методик – подшкал, оценивающих отдельные психологические качества. Например, известный тест Спилбергера – Ханина для оценки тревожности – это мономерная методика, а личностный тест Кеттела – многомерная методика.

Одна и та же психодиагностическая методика одновременно может рассматриваться и квалифицироваться с разных сторон, по различным критериям. Поэтому почти любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификационным группам. В этой связи выделенные и описанные выше критерии классификации психодиагностических методик следует расценивать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга в характеристике разных методик, как возможные аспекты их анализа и разделения на классы.

В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную – количественно-качественную характеристику. Например, в тесте Личко, предназначенном для диагностики акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых черт характера имеет двойную характеристику – и количественную, и качественную одновременно.

Все методы психодиагностики можно также разделить на научные и практические , хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании. Однако между ними все же есть разница, которая заключается в том, что научно-исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или иного психологического качества в целях его сугубо научного познания, а практические – на оценку степени его развития и использования в практических целях. Кроме того, научная методика может быть уникальной, трудоемкой, дорогостоящей и применяться только в рамках научного исследования, будучи из-за указанных ее качеств непригодной для широкой практической психодиагностики. Практическая же методика, напротив, должна быть универсальной, простой и относительно дешевой.

4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик

Существование множества психодиагностических методик объясняется не только большим количеством свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но также тем, что практически все методики имеют ограничения в применении , в силу которых приходится создавать и использовать другие методики, не обладающие подобными ограничениями.

Рассмотрим в этой связи достоинства и недостатки некоторых типов методик. Достоинство методик, обращенных к сознанию, в том, что они позволяют судить о психологии данного человека непосредственно на основе того, что говорит он о себе или окружающие люди о нем. Однако испытуемый может недостаточно искренне или некритично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под влиянием субъективно воспринятой инструкции, предвзятого отношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики. Словом, сознательное субъективное искажение результатов тестирования – один из самых серьезных недостатков данной группы методик. Правда, некоторые специальные приемы, используемые конструкторами подобных методик, в частности введение в ее структуру контрольных вопросов, суждений, специально оценивающих степень искренности отвечающего, позволяют существенно снизить уровень субъективности получаемых результатов. Вместе с тем заметим еще раз: полностью избежать данного недостатка в подобного типа методиках практически невозможно, что делает их не всегда валидным, надежным и однозначным измерительным инструментом.

Преимущество объективных методик, опирающихся не на словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на не зависящие от сознания человека непроизвольные действия и реакции, а также продукты его деятельности, заключается в том, что они позволяют избежать субъективности и в этой связи достаточно надежны. Вместе с тем их валидность и однозначность, а также точность иногда оставляют желать лучшего. Поясним сказанное. Объективные показатели не всегда отражают своими изменениями именно те психологические свойства, для оценивания которых они предназначаются. Например, физиологические реакции не всегда соответствуют психологическим свойствам и состояниям человека. Они, кроме того, связаны с сиюминутными физическими состояниями организма, а не только с психологическими процессами, и в этом смысле не вполне однозначны. Наконец, для показателей подобного рода трудно разработать тонкую измерительную шкалу, позволяющую выявлять различные степени проявления диагностируемого качества и дифференцированно их оценивать. Другими словами, объективные показатели не являются точными мерками силы отражаемого в них свойства. Допустим, что для выводов о наличии у ребенка определенного отношения к членам своей семьи используются особенности рисунка семьи, сделанного самим ребенком. Такой рисунок, как показано в многочисленных исследованиях, действительно может отражать сложившиеся в семье отношения, но, помимо этого, также и художественно-изобразительные способности ребенка, его желание рисовать, стремление понравиться психологу, настроение в момент тестирования и многое другое. В зависимости от всего этого может меняться характер рисунка, в том числе те признаки, по которым обычно судят об отношениях ребенка к отдельным членам семьи.

Проективные методики по сравнению со всеми уже рассмотренными имеют одно весьма существенное достоинство: они, как правило, валидны и относительно надежны при высоком уровне профессиональной подготовки пользователя. Они менее субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям. Недостатки их – трудоемкость и значительные временные затраты, необходимые для получения нужного психодиагностического результата.

Методики, позволяющие получать количественные данные, отражающие степень развитости изучаемого свойства, дают возможность использовать меры и методы количественной обработки результатов психодиагностики. В то же самое время с помощью таких методик невозможно отличить друг от друга качественно различные психологические свойства, имеющие одинаковые количественные показатели. Скажем, если с помощью методики Д. Маккелеланда , Дж. Аткинсона мы оцениваем силу мотивации достижения успехов, то, получив те или иные показатели, не в состоянии судить о том, является ли мотивация достижения успехов различной у тех испытуемых, которые имеют количественно одинаковые данные. А между тем она может быть качественно различной. В свое время X. Хекхаузен показал, что в общем показателе силы мотивации достижения успехов по Д. Маккелеланду и другим на самом деле скрываются два качественно различных мотива: мотив – стремление к успехам и мотив – стремление избежать неудачи. Два человека, имеющие одинаковые по силе мотивы достижения успехов, могут существенно отличаться друг от друга тем, что стремятся к успехам в совершенно разных сферах человеческой деятельности: один – в бизнесе, другой – в искусстве, третий – в спорте и т. п.

Федеральное Агентство по образованию и науки РФ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине :

«Психодиагностика »

по теме : «Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки»

Введение.

1.Классификация методов психодиагностики.

2. Классификации психодиагностических методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову; А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Заключение.

Список используемой литературы:

Введение

Психология - очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.

Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии - так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche - “душа” + logos - “понятие”, “учение”).

ПСИХОДИАГНОСТИКА - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.

1.Классификация методов психодиагностики

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны - с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны - с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.

Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью - они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.

Основные методы исследования и диагностики.

Одним из наиболее доступных и широко применяемых в социальной психологии методов исследования является наблюдение. Наблюдение - это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз- действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие:

Получение сведений о психическом явлении в “чистом” виде;

Сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;

Оценка фактов, полученных помощью других методов (например, анкетирования);

Другим эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент - это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся: искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующимися. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

Широко распространен опрос. Опрос - это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Моделирование. Это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа

Тестирование. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый - носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест - объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется в виду самая простая схема подсчета тестового балла).

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик. Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются

1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая, эмпирическая, внутренняя, внешняя.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

Путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

Путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

2. Классификации психодиагностических методов по Й. Шванцаре; В.К. Гайде, В.П. Захарову; А.А. Бодалеву, В.В. Столину

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре.

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

4. по психической активности испытуемых:

· интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

· экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

· проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

· исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову.

1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2. по назначению:

· общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

· тесты профессиональной пригодности;

· тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

· тесты достижений;

3. по материалу, которым оперирует испытуемый:

· бланковые;

· предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

5. по форме ответа: устные и письменные;

6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

· объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

· стандартизованные самоотчеты:

· тесты-опросники, открытые опросники

· шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация

· индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток

· проективные техники

· диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедурупроведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

Заключение

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Существует насколько классификаций методов психодиагностики. Однако ведущим основанием методической классификации психодиагностических методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной».

Не существует жесткой границы между двумя классами – объективными и субъективными методиками. Между крайними вариантами существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности.

Список используемой литературы:

1. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов н/Д: Феникс», 2003

2. Шевандрин Н.И.введение в психодиагностику личности Ростов н/Д, 1996

3.Абрамова Г.С. Практическая психология:учебник для студентов вузов – 4-е изд., перераб. И доп.- Екатеринбург, 1999

4.Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

5.Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

6. Электронная библиотека Гумер.

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

по психической активности испытуемых:

интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

по назначению:

общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

тесты профессиональной пригодности;

тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

тесты достижений;

по материалу, которым оперирует испытуемый:

бланковые;

предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

по форме ответа: устные и письменные;

по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

стандартизованные самоотчеты:

тесты-опросники, открытые опросники (см. Тема 4);

шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см. Тема 4);

индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4);

проективные техники (см. Тема 5);

диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

"Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований."

В.К. Гайда

Список литературы

Анастази А. Психологическое тестирование. Т.II. – М. : Педагогика, 1982. С. 114-119.

Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.

О. В. Белова. Классификации психодиагностических методов

Психодиагностические методики - это методики, которые позволяют количественно выражать и оценивать различные особенности людей, определяющие состояние их внутреннего природы и взаимоотношения с окружающим миром. Количественное выражение достигается через организацию специальной стимульной среды, в которую помещается испытуемый, регистрацию его показателей и реакций и преобразование данных показателей в оценку диагностируемых свойств.Психодиагностика включает широкий спектр научных подходов. Многообразие этих подходов ведет к функционированию различных типов классификаций психодиагностических методик в зависимости от атрибутов, выделяемых разными авторами в качестве релевантных и значимых для классификации.

Рассмотрим некоторые из них. По К.М. Гуревичу, средства, которыми коррелирует психодиагностика, по своему качеству разделяются на две группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные .

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Характерная черта данной группы - жесткая регламентация процедуры обследования (дословное соблюдение инструкций, строгие способы презентации стимульного материала, невмешательство исследователя в работу испытуемого), стандартизация (присутствие норм или других критериев оценки), а также валидность и надежность. Они просты и не требуют спецподготовки от экспериментатора.

Проанализируем формализованные методики в разбивке по подгруппам:

    Тесты:

    по форме проведения: индивидуальные и групповые;

    по форме ответов: устные и письменные;

    по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;

    по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;

    по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

    Опросники:

    личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);

    Проективные техники:

    методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;

    методики конструирования – создание целого из деталей;

    методики интерпретации – объяснение события или ситуации;

    методики дополнения – завершение рассказа, картинки;

    методики катарсиса – игровая деятельность, моделирование ситуации;

    методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;

    методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

К малоформализованным методикам относятся такие техники, как наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности. Они предоставляют очень ценные сведения об испытуемом, в частности при анализе таких психических явлений, которые с трудом поддаются объективизации (переживания, мотивация, личностные принципы и т.д.) или постоянно подвергаются изменениям (настроение, изменение целей и т. д.). Минус формализованных методик – их трудоемкость (наблюдения осуществляются в течение долгого времени) и основаны на опыте и интуиции психодиагноста.

В общем и целом, более или менее развернутую классификацию психодиагностических методик можно составить, лишь выявив общие критерии, в соответствии с которыми различные психодиагностические методики будут объединены в отдельные группы. Такими критериями являются следующие:

1) тип применяемых в методике тестовых заданий;

2) адресат, на которого направлен используемый в методике тестовый материал;

3) форма презентации тестового материала испытуемым;

4) характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики;

5) наличие в методике тестовых норм;

6) внутреннее строение методики.

Попробуем рассмотреть каждую группу методик отдельно. По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на:

    опросные (испытуемому задаются определенные вопросы),

    утверждающие (используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться), продуктивные (делается акцент на вид творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной и т.д.),

    действенные (испытуемому дается задание выполнить ряд практических действий, по характеру которых выполняется оценка его личности),

    физиологические (данная психодиагностика основывается на анализе непроизвольных физических или физиологических реакций человеческого организма).

Таким образом, для оценки психологического портрета определенного человека можно использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с некоторыми утверждениями, продукты его устной, письменной, моторной, сенсорной, изобразительной, технической или другой деятельности, его произвольные и непроизвольные реакции в ответ на специальные стимулы и т.д.

По адресату тестового материала методы психодиагностики можно поделить на:

    сознательные , которые обращаются к сознанию испытуемого

(опросники),

    бессознательные , которые направлены на неосознаваемые

реакции человека (проективные методики).

По форме презентации тестового материала психодиагностические методики подразделяются на:

    бланковые (тестовый материал в письменном или какой-либо ином знаковом формате: в виде рисунка, схемы и т. д.),

    технические (тестовый материал в аудио- или видеоформате, а также посредством иных технических оборудований и компьютера),

    сенсорные (материал в виде физических стимулов, направленных на органы чувств человека).

По характеру данных методики психодиагностики делятся на:

    объективные (данные, не зависящие от сознания и желания как испытуемого, так и экспериментатора);

    субъективные (данные, полностью зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого, имеющие отношение к их опыту и зависящие от него). К методикам объективного типа относятся тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или реальных продуктов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективная оценка сведена почти к нулю. Примером же методики субъективного типа является та техника, которая в частности опирается на выводы, производимые на основании интуиции и внутреннего опыта. По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на:

    имеющие подобные нормы ;

    не располагающие ими .

По внутренней структуре методики психодиагностики можно разбить на:

    мономерные ;

    многомерные .

Для первых характерно то, что в них диагностируется и оценивается единственное свойство личности, а для вторых – то, что они применяются для оценки сразу нескольких психологических качеств человека (будь то однотипных или разнотипных). В последнем случае методика диагностирования психологии личности делится на несколько специальных методик – подшкал, которые оценивают частные психологические качества. Примером мономерной методики является известный тест Спилбергера-Ханина, а примером многомерной - личностный тест Кеттела.

При этом необходимо помнить, что одна и та же психодиагностическая методика может рассматриваться и квалифицироваться с точки зрения разных аспектов и по различным критериям. Отсюда следует, что любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификациям. Как следствие, выявленные и определенные выше категории классификации методик психодиагностики важно рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга, как возможные и реально существующие аспекты их анализа и разделения на классы.

Отдельно от остальных классификаций стоят психодиагностические методики, базирующиеся на качественном и количественном анализе тестовых данных. При первом виде анализа диагностируемое свойство определяется известными научными понятиями, а во втором случае – путем сравнения развития данного человека с другими людьми. В некоторых случаях количественные и качественные виды анализа сочетаются в пределах одной и той же методики, что в итоге дает двойную характеристику – количественно-качественную.

Вдобавок ко всему все методы психодиагностики можно разделить на научные и практические . Нужно отметить, что данная классификация условна, поскольку большинство наиболее применимых психодиагностических методик используется как в практике, так и в научных исследованиях. Разница между ними состоит в том, что научно-исследовательские методики ориентированы в основном на выявление и изучение какого-либо психологического качества в сугубо научных целях, а практические – на оценку степени развития личности и использования полученных данных в практических целях. Вдобавок ко всему, научная методика зачастую является затратной, трудоемкой, дорогостоящей и используется только в рамках исследования, оказываясь по вышеуказанным причинам непригодной для повсеместной практической психодиагностики. Практическая методика, наоборот, проста в применении, универсальна.

Рассмотрев различные критерии и виды классификаций, давайте перейдем к рассмотрению отдельных видов психодиагностических методик, а именно тестов по критерию содержания.

Тесты интеллекта - тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. В западной и отечественной школах психодиагностики существуют свои отдельные тесты. Шкала Бине представляет собой проверку коэффициента интеллектуальности (IQ). В нем определены границы нормы, которые свидетельствуют о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного возраста - от 84 до 116 (ниже 84 - показатель низкого интеллекта, выше 116 - показатель высокого развития). Тесты интеллекта широко распространены в западных странах: в системе образования, а также при приеме на работу.

Школьный тест умственного развития – ШТУР (разработан Психологическим институтом РАО) для учащихся 7-9-х классов является примером отечественной шкалы интеллекта. Следом за ним идет специальный тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников – АСТУР (основан на материале школьных программ и учебников для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы). Он включает в себя ряд субтестов на проверку таких умений и знаний как: осведомленность, двойные аналогии, лабильность, классификации, обобщение, логические схемы, числовые ряды и геометрические фигуры.

Тесты способностей представляют собой выявление потенциальной предрасположенности индивида к успешному выполнению определенного вида деятельности. Они широко применяются в практике, в частности в психологической профориентации. Тесты способностей разделяются: а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты, б) по видам деятельности - технические и профессионализированные тесты.

Моторные тесты проверяют ловкость, координацию движений, моторику и т.д.). К данной группе можно отнести тест ловкости Стромберга, тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда, тест М. И. Гуревича и Н. И. Озерецкого и т.д.

Сенсорные тесты используются для определения остроты органов чувств: зрения, слуха, тактильности и т.д. Здесь выделяют таблицу Снеллена, тест музыкальной одаренности Сишора, тест Винга и т.д.

Тесты технических способностей анализируют особенности, которые позволяют эффективно работать с разнообразным оборудованием или его компонентами. Наиболее яркий пример - тест Беннета.

Тесты достижений рассматривают учебные достижения индивида. Их еще называют тестами успешности, дидактическими тестами, тестами учителя. Тесты достижений оценивают успешность овладения определенными знаниями, они более объективно показывают уровень обученности, чем оценка.

Тесты достижений стоят отдельно от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта):

    с их помощью анализируется успешность овладения конкретным учебным материалом, который ограничен определенными рамками;

    тесты различаются целями их применения. Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта тем, что последние не направлены на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от испытуемого умения обращаться с понятиями, совершать определенные умственные действия, такие как классификации, обобщение, аналогии и т.д.

Выделяют три вида тестов достижений:

1) тесты исполнения (тесты действия),

2) образцы выполнения работы,

3) письменные и устные тесты.

Тесты действия – это ряд заданий, наиболее значимых для успешного осуществления определенной профессиональной деятельности (тренажеры, моделирование реальной трудовой деятельности). Сюда относятся Блэкстонский тест оценки квалификации стенографисток, тест адаптации к конторской работе Пурдье, тест изучения навыков печатания на машинке Терстона и т.д.

Письменные тесты нацелены на то, чтобы проверить специальные знания, информированность (узкая профессиональная направленность), осведомленность и представляют собой комплекс вопросов, которые представлены испытуемому на специальных бланках. Преимущество данного метода - это возможность одновременной проверки целой группы людей.

Устные тесты профессиональных достижений представляют собой серию вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний, которые задаются в форме интервью. Они удобны в применении, универсальны и просты в интерпретации.

Личностные тесты – это психодиагностические тесты и процедуры, специально нацеленные на изучение личностных структур. Они изучают особенности мотивации, личностные черты, установки, саморегуляции, особенности внутреннего мира человека, систему его ценностей или побуждающих факторов. К большинству личностных тестов невозможно применить критерии надежности, валидности и стандартизации. На самом деле личностных тестов множество, рассмотрим лишь самые известнее из них:

1) Шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла, или 16-PF - измерение 16 факторов личности – личностных черт;

2) Опросник Г. Айзенка - трехфакторная модель, включающая шкалы Р, Е и N, по первым буквам английских названий терминов «психотизм», «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм»;

3) Диагностика мотивационных тенденций или тест А.Эдвардса - опросник на основании 225 пар суждений, образующих 15 шкал: мотивация достижений, принятие авторитетов, любовь к порядку, демонстративность, автономия, терпимость, самовосприятие, принятие опеки, доминирование, чувство вины, готовность опекать других, радикализм, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессивность.

4) Тест репертуарных решеток Келли – методика исследования индивидуальной категориальной структуры личности (24 ролевых персонажей: учитель, жена, руководитель, отец, мать и т.д., относящиеся к семи группам: «Я», «семья», «отношения», «близкие», «авторитет», «ситуативные персонажи», «ценности»);

5) Методика распределения времени - С. Я. Рубинштейн – определение предпочтений, интересов и установок личности посредством свободного распределения времени опрашиваемым по его усмотрению.

Проективные техники предназначены для диагностики личности. Это самая сложная и одновременно интересная группа методик, для которых характерен комплексный подход к оценке личности, а не выявление отдельных черт.

Испытуемый должен сам интерпретировать, развивать и определять стимулы. При этом диагностируются такие качества, как интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и т.д.

Для данной группы методик характерно следующее:

1) неоднозначность стимульного материала, который испытуемый должен решать;

2) малая стандартизованностъ проведения процедуры обследования;

3) проективные методы требуют большого опыта, высокой профессиональной квалификации, творческого подхода.

Группы проективных методик:

1) Методики структурирования: интерпретирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха).

Тест Роршаха: Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс.

2) Методики конструирования: создание из деталей единого целого (тест мира). Тест мира: обследуемому предлагается более 200 моделей разнообразных предметов (людей, животных, машин, домов и т.д.), и он создает из моделей некий мир.

3) Методики интерпретации: истолкование события, ситуации (тематический апперцептивный тест (ТАТ)). ТАТ: обследуемому дается набор картинок, его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

4) Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности (проективная игра, психодрама). Психодрама: терапевтический групповой процесс, в котором используется драматическая импровизация для изучения внутреннего мира человека, развития потенциала человека и расширения возможностей. Исследуются особенности человека, отражающиеся в определенном написании букв и слов.

5) Импрессивные методики: предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера). Тест Люшера: из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится.

6) Адаптивные или методики дополнения: завершение неоконченного предложения, рассказ (тест Сакса-Леви). Тест Сакса-Леви: обследуемому дается задача закончить предложения.


Тема 20. Классификации психодиагностических методик

Ведущим основанием этой классификации является мера «объективности – субъективности», которой обладают результаты психодиагностического исследования. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта психолога. При использовании объективных и субъективных методик от психолога требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной». Между двумя классами – объективными и субъективными методиками – не существует жесткой границы.

1. Объективные методики:

Приборные психофизиологические методики;

Аппаратурные поведенческие методики;

Тесты-опросники;

Методики субъективного шкалирования.

2. Субъективные методики или методики экспертной оценки:

Проективные методики;

Стандартизованное аналитическое наблюдение;

Контент-анализ (анализ содержания);

Психологическая беседа (интервью);

Ролевая игра;

Активный (обучающий) эксперимент.
Операциональный принцип (способ получения психодиагностической информации) положен в основу классификации психодиагностических инструментов, предложенной В. В. Столин ым (1987, а):

1. Объективные тесты.

2. Стандартизованные самоотчеты:

Тесты-опросники;

Открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;

Шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала и методики классификации;

Индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток.

1. Проективные техники.

2. Диалогические (интерактивные) техники.
Рассматривая проблему классификации методик в контексте их объективности – субъективности, В. В. Столин (1987, а) отмечает, что различные методические приемы и методики можно расположить на одной шкале, если за единое основание классификации принять меру вовлеченности психолога в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики: влияние минимальное, среднее, максимальное. Если ввести одновременно два основания – меру вовлеченности психодиагноста, его влияние на результаты обследования, с одной стороны , и предметную направленность – с другой, то можно получить определенную матрицу, при рассмотрении которой окажется, что:

Способности и психические функции диагностируются в основном методами, влияние психодиагноста в которых выражено минимально (в основном объективными тестами и тестами-опросниками);

Когнитивная организация, другие индивидуальные свойства – преимущественно методиками среднего уровня влияния психодиагноста на процесс диагностики (репертуарными решетками);

Мотивация, отношения диагностируются преимущественно проективными техниками, которые так же, как диалогические методики, характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста.


В зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений формализованные методики делятся на тесты скорости и тесты результативности [Бурлачук , Морозов, 1999]; формы проведения психодиагностических исследований могут быть групповыми и индивидуальными. Л. Ф. Бурлачук выделяет в качестве самостоятельного психодиагностический метод, обобщающий множество конкретных методик.
Планирование психодиагностической работы.

1. Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.

2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

3. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

4. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.
Основные принципы обработки результатов


  1. Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.

  2. Принцип компетентности, то есть знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.

  3. Принцип профессиональной тайны, то есть ограничение распространения психодиагностических методик.

  4. Принцип обеспечения суверенных прав личности, то есть каждый человек имеет право на тайну, и принцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования;

  5. Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.

  6. Принцип объективности, то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.

  7. Принцип конфиденциальности, то есть неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности.

  8. Принцип благополучия испытуемого, который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.

  9. Принцип морально-позитивного эффекта обследования, заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения.

  10. Принцип гражданственности и патриотизма, заключающийся в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.

  11. Принцип профессиональной кооперации, представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики.
Основные этические принципы психолога-диагноста:

Благополучие обследуемого индивида;

Ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе ;

Моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;

Корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

Конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;

Отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;

Неразглашение результатов обследования;

Меры предосторожности в обследованиях;

Ограничения в публикациях методик;

Полная и правильная интерпретация диагностических результатов.