Что является предметом научного интереса социальной экологии. Предмет изучения социальной экологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Реферат по экологии

Социальная экология

Cтудентки 2-го курса

очной формы обучения

Поткина Татьяна Николаевна

Москва 2012

Введение

1. Социальная экология, ее предмет

1.1 Определения социальной экологии

1.2 Предмет изучения

1.3 Проблема выработки единого понимания к подходу к пониманию предмета социальной экологии

1.4 Принципы социальной экологии

2. Этапы развития социальной экологии

2.1 Первый этап

2.2 Второй этап

2.3 Третий этап

3. Экологическое воспитание

3.1 Суть экологического воспитания

3.2 Три составляющих экологического воспитания

3.3 Основные направления экологического воспитания

4. Технический процесс как источник социально-экологических проблем

4.1 Конфликт технологии и экологии

4.2 Социально-экологические проблемы современности

4.3 Экологическое содержание НТР

Заключение

Список источник и литературы

Введение

В 60--70е годы стало очевидно, что круг проблем современной экологии необычайно расширился, что он давно уже не вмещается в рамки традиционной биологической науки -- экологии, о которой впервые упомянул еще в 1868 г. немецкий биолог Э. Геккель в книге «Естественная история происхождения». Не вмещается хотя бы потому, что экологическая напряженность начинается еще в сфере технологии. Следовательно, и технология, и технические науки имеют прямое отношение к экологической проблеме. Но социально-экономическое начало -- еще более широкая позиция, позволяющая масштабно и всесторонне очертить истинный круг интересов и проблем современной экологии.

Приоритетным названием стало иное -- социальная экология. Этот термин, введенный в научный оборот советскими философами, получил достаточно широкое распространение, как в СССР -- России, так и на Западе. Под ним понимается междисциплинарный комплекс управления средой, принципы организации человеческой деятельности с учетом объективных экологических законов.

Концепция социальной экологии тесно смыкается с сутью учения В. И. Вернадского и Т. де Шардена о ноосфере -- сфере разума -- высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества. Именно неотделимость последнего от биосферы указывает, по Вернадскому, на главную цель в построении ноосферы. Задача заключается в сохранении того типа биосферы, в которой человек возник и может существовать как вид.

Итак, вопрос о термине «социальная экология» более или менее ясен. Однако о ее содержании и структуре продолжают спорить. Ясно, что социальная экология должна вобрать в себя соответствующие части естественных, общественных и технических наук. По такому принципу и построена схема Г. А. Бачинского -- эколога из Львова.

Связи географии с экологией традиционны и многообразны. В 20--30х годах американские географы называли географию экологией человека, в 30х годах известный немецкий географ К. Тролль ввел термин «геоэкология» и уже в 60--70х годах он получил широкое распространение на Западе. Наконец, в 70х годах академик В. Б. Сочава писал об «экологии человека как о ключевой концепции в географии». Термин «геоэкология» можно объяснить так: географы имеют дело со структурой и взаимодействием двух главных систем: экологической (объединяющей человека и окружающую среду) и пространственной (связывающей один район с другим посредством сложного объема потоков). Синтез этих двух подходов и есть суть геоэкологии. Любая глобальная проблема не может быть решена без ее предварительной «регионализации», без детального рассмотрения становой и региональной ситуации, нахождения специфический путей решения ее в данном месте и в данных условиях (природных, экономических, социальных). Не случайно первые глобальные модели (Д. Медоуз и др.) критиковали именно за «тотальную» глобальность, за отсутствие «регионализации». Однако для максимальной генерализации, выявления всеобщих и актуальнейших проблем экологии возможен и другой подход -- глобальный. Неразрывная связь таких подходов подчеркивается известным лозунгом, широко применяемым в современном мире -- «мыслить глобально, действовать локально».

1. Социальная экология, ее предмет , принципы и проблемы

1 .1 Определения социальной экологии

Социальная экология (или социоэкология) -- комплекс научных дисциплин, рассматривающий взаимоотношения в системе «общество -- природная среда» и разрабатывающий научные основы оптимизации жизненной среды человека. Терминология в данной области не вполне устоялась. С точки зрения одних ученых, социальная экология должна изучать соотношение общества с географической, социальной и культурной средами; согласно позиции других -- это раздел экологии человека, рассматривающий взаимоотношения социальных групп общества с природой и т. д. При этом в одних случаях социоэкология включает в себя экологию человека, в других -- сама социоэкология является частью экологии человека. Тем не менее, социальная экология -- признанное во всем мире научное направление. Подобного статуса в системе наук она добилась благодаря устранению биологического детерминизма при определении своего предмета. Этому способствовала перемена в понимании того, что экология -- не только естественная, но и гуманитарная наука.

Социальная экология анализирует отношение человека в присущем ей гуманистическом горизонте с точки зрения его соответствия историческим потребностям человеческого развития, в ракурсе культурной оправданности и перспективы, через теоретическое постижение мира в его общих определениях, которые выражают меру исторического единства человека и природы. Любой ученый обдумывает главные понятия проблемы взаимодействия общества и природы через призму своей науки. Понятийно-категориальный аппарат социоэкологии формируется, развивается и совершенствуется. Этот процесс многообразный и охватывает все стороны социоэкологии не только в объективном, но и в субъективном плане, своеобразно отражая научное творчество и воздействуя на эволюцию научных интересов и поисков как отдельных ученых, так и целых коллективов.

1 .2 Предмет изучения социальной экологии

Предметом изучения социальной экологии является выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, правовых и других предпосылок и условий для ее устойчивого развития. То есть предмет социальной экологии - это отношение в системе «общество-человек-техника-природная среда».

В этой системе все элементы и подсистемы однородны, а связи между ними обуславливают ее неизменность и структуру. Объектом социальной экологии является система «общество-природа».

1 .3 Проблема выработки единого подхода к пониманию предмета социальной экологии

Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания, по-прежнему, существуют различные мнения.

В школьном справочнике «Экология» А.П. Ошмарина и В.И. Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодействии человеческого общества с окружающей природной средой», а в широком науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами». Совершенно очевидно, что речь в каждом из представленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показательно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя определяется как: «1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой; 2) экология человеческой личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах». Хорошо заметна почти полная идентичность определения социальной экологии, понимаемой «в узком смысле», и первого варианта интерпретации экологии человека.

Стремление к фактическому отождествлению этих двух отраслей научного знания, действительно, по-прежнему характерно для зарубежной науки, но оно довольно часто подвергается аргументированной критике отечественными учеными. С. Н. Соломина, в частности, указывая на целесообразность разведения социальной экологии и экологии человека, ограничивает предмет последней рассмотрением социально-гигиенических и медико-генетических аспектов взаимоотношений человека, общества и природы. С подобной трактовкой предмета экологии человека, солидарны В.А. Бухвалов, Л.В. Богданова и некоторые другие исследователи, но категорически не согласны Н.А. Агаджанян, В.П. Казначеев и Н.Ф. Реймерс, по мнению которых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной организацией человеческого общества. Нетрудно заметить, что подобная интерпретация предмета экологии человека фактически приравнивает ее к социальной экологии, понимаемой в широком смысле. Такое положение в значительной мере связано с тем, что в настоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих двух дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение предметов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного использования накопленного в каждой их них эмпирического материала, а также методов и технологий социально-экологических и антропоэкологических исследований.

Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж. Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.

Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т.А. Акимова и В.В. Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социальной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой отдельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.

Некоторые исследователи при определении предмета социальной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта молодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э. В.Гирусова, социальная экология должна изучать, прежде всего, законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

1 .4 Принципы социальной экологии

· Человечество, как и любая популяция, не может расти беспредельно.

· Общество в своем развитии должно учитывать меру биосферных явлений.

· Устойчивое развитие общества зависит от своевременности перехода к альтернативным ресурсам и технологиям.

· Любая преобразующая деятельность общества должна основываться на экологическом прогнозе

· Освоение природы не должно уменьшать разнообразия биосферы и ухудшать качество жизни людей.

· Устойчивое развитие цивилизации зависит от нравственных качеств людей.

· Каждый несет ответственность за свои действия перед будущим.

· Надо мыслить глобально, действовать локально.

· Единство природы обязывает человечество к сотрудничеству.

2. Этапы развития социальной экологии

2 .1 Первый этап

Демографический взрыв и научно-техническая революция привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов. Так, ныне в мире ежегодно добывается 3,5 млрд т нефти и 4,5 млрд т каменного и бурого угля. При таких темпах потребления стало очевидным исчерпание многих природных ресурсов в ближайшее время. Одновременно отходы гигантских производств, стали всё больше загрязнять окружающую природную среду, разрушая здоровье населения. Во всех промышленно развитых странах большое распространение получили раковые, хронические лёгочные и сердечно-сосудистые заболевания. Первыми забили тревогу учёные.

Точкой отсчета современной социальной экологии можно назвать вышедшею в 1961 году книгу Р.Карсон «Безмолвная весна», посвященную отрицательным экологическим последствия применения ДДТ. Предыстория написания этой работы весьма показательна. Переход к выращиванию монокультур требовал применения ядохимикатов для борьбы с так называемыми вредителями сельского хозяйства. Полученный химиками заказ был выполнен и сильнодействующий препарат с желаемыми свойствами синтезирован. Автор изобретения швейцарский ученый Мюллер в 1947 году получил Нобелевскую премию, но уже через очень непродолжительное время стало ясно, что ДДТ поражает не только вредные виды, но, обладая способностью накапливаться в живых тканях, губительно действует на все живое, включая человеческий организм. Свободно перемещающийся на большие пространства и с трудом разлагающийся препарат был обнаружен даже в печени пингвинов Антарктиды. С книги Р.Карсон начался этап накопления данных об отрицательных экологических последствиях НТР, который показал, что на нашей планете имеет место экологический кризис.

Первый этап социальной экологии можно назвать эмпирическим, поскольку преобладал сбор эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения. Это направление экологических исследований привело впоследствии к глобальному мониторингу, т.е. наблюдению и сбору данных об экологической ситуации на всей нашей планете.

Начиная с 1968 года, итальянский экономист Аурелио Печчеи стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для обсуждения вопросов о будущем цивилизации. Эти встречи получили название Римского клуба. В первых докладах Римскому клубу были успешно применены к изучению тенденций развития социоприродных глобальных процессов имитационные математические методы, разработанные профессором Массачусетского технологического института Джеем Форрестером. Форрестер использовал методы исследования, созданные и применяемые в естественных и технических науках, для изучения процессов эволюции, как в природе, так и в обществе, протекающих в глобальном масштабе. На этой основе была построена концепция мировой динамики. Впервые в социальном прогнозе были учтены составляющие, которые можно назвать экологическими: конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовать отходы человеческой производственной деятельности.

Если прежние прогнозы, учитывавшие лишь традиционные тенденции (рост производства, рост потребления и рост населения), имели оптимистический характер, то учет экологических параметров сразу перевел глобальный прогноз в пессимистический вариант, показав неизбежность нисходящей линии развития общества к концу первой трети XXI столетия в связи с возможностью исчерпания минеральных ресурсов и чрезмерным загрязнением природной среды. Так впервые в науке была поставлена проблема возможного конца цивилизации не в отдаленном будущем, о чем неоднократно предупреждали различные пророки, а в течение весьма конкретного отрезка времени и по вполне конкретным и даже прозаическим причинам. Возникла потребность в такой области знания, которая бы обстоятельно исследовала обнаруженную проблему и выяснила путь предотвращения грядущей катастрофы.

2 .2 Второй эта п

В 1972 году вышла книга «Пределы роста», подготовленная группой Д.Медоуза, создавшей первые так называемые «модели мира», что ознаменовало начало второго модельного этапа социальной экологии. Особый успех книги «Пределы роста» определяется как футурологической направленностью ее и сенсационными выводами, там и тем обстоятельством, что впервые материал, касающийся самых различных сторон человеческой деятельности, был собран в формальную модель и изучен с помощью ЭВМ. В «моделях мира» пять главных тенденций мирового развития - быстрый рост населения, ускоренные темпы промышленного роста, широкое распространение зоны недостаточного питания, истощение невосполнимых ресурсов и загрязнение окружающей среды - рассматривались во взаимосвязи друг с другом. Авторы «Пределов роста» предложили кардинальное решение для преодоления угрозы экологической катастрофы - стабилизировать численность населения планеты и одновременно вкладываемый в производство капитал на постоянном уровне. Такое состояние «глобального равновесия», по мнению группы Медоуза, не означает застоя, ибо человеческая деятельность, не требующая большого расхода невосполнимых ресурсов и не приводящая к деградации окружающей среды (наука, искусство, образование, спорт) может неограниченно прогрессировать. Сторонники «глобального равновесия» не учитывают, однако, то обстоятельство, что возрастающая техническая мощь человека, увеличивающая его способность противостоять природным бедствия (землетрясениям, извержениям вулканов, резким изменения климата и т.п.), с которыми он пока не в силах справиться, стимулируется именно производственными целями, по крайней мере, в настоящее время.

Предположение, что правительство всех стран можно заставить или уговорить поддерживать численность населения на постоянном уровне, явно нереалистично, а отсюда, помимо всего прочего, уже вытекает невозможность принятия предложения о стабилизации промышленного и сельскохозяйственного производства. Можно говорить о пределах роста в определенных направления, но не об абсолютных пределах. Задача заключается в предвидении опасностей роста в каких-либо направлениях и выборе путей гибкой переориентации развития для возможно более полного осуществления поставленных целей.

2 . 3 Третий этап

После проведения в 1992 году международной конференции по проблемам планеты Земля в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие главы 179 государств и на которой впервые мировое сообщество выработало согласованную стратегию развития, можно говорить о начале третьего глобально-политического этапа социальной экологии.

3. Экологическое воспитание

3 .1 Суть экологического воспитания

Экологическое воспитание - это целеустремленное влияние на личность на всех этапах ее жизни с помощью развернутой системы средств и методов, что имеет целью формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности. Необходимость воспитания у членов общества определенных установок поведения по отношению к природе возникла в человечество еще на самых давних этапах его развития.

Одним из важнейших заданий экологического воспитания есть формирование в природоиспользователей, каждого гражданина и в общества в целом стойких установок на рациональное природопользование, умение видеть за решением отдельных проблем, отдалены экологические следствия вмешательства в естественные процессы, чувство ответственности перед нынешними и будущими поколениями за влияние собственных действий на способность природы быть средой существования человека.

Экологическое воспитание - это непрерывный процесс учебы, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и специальных знаний, относительно сохранения окружающей среды и природопользования, реализованных в экологически грамотной деятельности. Очень важным для понимания специфики экологического воспитания является тезис о том, что оно не должно выступать лишь системой запрещений на те или другие действия. Кроме призывов, что природу следует любить и беречь, необходимо учиться грамотному и профессионально комплексному природопользованию.

3 .2 Три составляющих экологического воспитания

При более детальном рассмотрении в процессе экологического воспитания можно выделить три относительно самостоятельных, как за методами, так и за целями, составляющих: экологическое просветительское, экологическое образование и собственно экологическое воспитание. Они являют собой определенные этапы в процессе непрерывного экологического воспитания в широком понимании.

Экологическое просветительское - это первая степень в экологическом воспитании. Оно призвано сформировать первые, элементарные знания об особенностях взаимоотношений общества и природы, о пригодности окружающей среды для обитания человека, о влиянии человеческой производственной деятельности на окружающий мир.

Экологическое образование - это психолого-педагогический процесс влияния на человека, целью которого является формирование теоретического уровня экологического сознания, что в систематизированном виде отображает разнообразные стороны единства мира, закономерности диалектического единства общества и природы, определенных знаний и практических навыков рационального природопользования.

Целью экологического образования является вооружить человека знаниями в области естественных, технических и общественных наук, об особенностях взаимодействия общества и природы, развить в ней способность понимать и оценивать конкретные действия и ситуации.

Высшей ступенью является экологическое воспитание - психолого-педагогический процесс, целью которого является формирование у индивида не только научных знаний, но и определенных убеждений, моральных принципов, которые определяют его жизненную позицию и поведение в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической культуры отдельных граждан и всего общества, в целом, В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Оно во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовности личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и умение осуществлять рядом с охраной природы также и рациональное природопользование.

Специфика экологического воспитания заключается в выработке мировоззренческого отношения к комплексной, целостной системе "общество-природа", отношение личности к которой невозможно без действенного, непосредственного и опосредствованного участия в ее функционировании. Комплексный характер экологического воспитания выплывает из специфики объекта отображения экологического сознания на уровне как общественного, так и личностного, ее функционирования.

Основным принципом экологического воспитания является принцип материального единства мира, который органически включает проблему социально экологического воспитания в систему формирования научного мировоззрения. Среди других можно также выделить принципы комплексности, непрерывности, патриотизма, сочетания личностных и общих интересов.

3 .3 Основные направления экологического воспитания

В системе экологического воспитания можно выделить такие основные направления:

1. Политический. Его важным методологическим принципом является положение о соответствии господствующих в обществе отношений между людьми и господствующего в нем отношения к природе, которая выплывает из основного закона социальной экологии. Это направление способствует формированию экологического сознания и экологической культуры и научного подхода к оценке как конкретных экологических проблем в разных социально-политических системах, так и характера, самих этих систем.

2. Естественно научный. В его основе лежит научное понимание неразрывного единства общества и природы. Общество неразрывно связано с природой, как своим происхождением, так и существованием. В социальном плане общество связано с природой с помощью производства, без которого оно не может существовать. Природа создает потенциальные условия для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Реализуются же эти потребности лишь путем целесообразной деятельности. В процессе производства человек создает собственные потоки вещества и энергии, которые дезорганизовал существующие в природе и отшлифованы миллиардами лет циклы энергетического и вещества обмена. Тем самым происходит нарушение действия механизмов самовоспроизведения основных качественных параметров биосферы, тех объективных условий, которые обеспечивают существование человека как биологического существа. Эти нарушения порождаются ограниченностью имеющихся знаний о закономерностях развития природы, неумением учитывать все возможные последствия человеческой деятельности.

3. Правовой. Экологические знания, перерастая в убеждение и действия, должны тесно совмещаться с активным участием индивида в соблюдении им самим и окружающими норм природоохранного законодательства, в которых должны быть отражены общеобщественные интересы. Государство как главный механизм регуляции и согласования общих интересов индивида и общества в их взаимоотношениях с природой имеет исключительный правый не только на создание экологического законодательства, но и принудительные действия относительно индивидов или их групп, направленные на соблюдение данных законов.

Это направление тесно связано с формированием экологической ответственности, и не только правовой, но и моральной.

4. Морально эстетический. Современная экологическая ситуация требует от человечества новой моральной ориентации в отношениях с природой, пересмотра определенных норм поведения человека в окружающей естественной среде. В обществах, которые находятся на индустриальной ступени развития, мораль ориентирует природопользователей на хищническую эксплуатацию природных ресурсов, на обеспечение потребностей членов общества, не считаясь с экологическими последствиями производственной деятельности. При переходе к индустриальной стадии развития, когда происходит качественный прыжок в производительных силах, формирование экологического императива, который должен стать нормой моральной регуляции конкретных способов освоения природы, является одним из наиболее неотложных требований.

5. Мировоззренческий. Экологическое воспитание не может быть эффективным, не формируя соответствующим образом основы мировоззрения. Для того, чтобы индивид мог действительным чином принять участие в ликвидации угрозы экологического кризиса, чтобы это стало его внутренней потребностью, необходима его способность дать научно обоснованные ответы на вопрос о сущности мира, природы, человека, о целях и пределах человеческого познания и превращения окружающего естественного мира, о смысле человеческого бытия.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, которая должна включать у себя экологический императив, систему экологических ценностей и экологическую ответственность.

4. Технический процесс как источник социально-экологических проблем

4 .1 Конфликт технологии и экологии

Если бы наши предки ограничивали свою деятельность только приспособлением к природе и присвоением ее готовых продуктов, то они никогда не вышли бы из животного состояния, в котором находились изначально. Только в противостоянии природе, в постоянной борьбе с ней и преобразовании соответственно своим потребностям и целям могло формироваться существо, прошедшее путь от животного к человеку. Человек не был порожден одной лишь природой, как это часто утверждается. Начало человеку могла дать только такая не совсем природная форма деятельности, как труд, главной особенностью которого является изготовление субъектом труда одних предметов (продуктов) с помощью других предметов (орудий). Именно труд стал основой человеческой эволюции.

Трудовая деятельность, дав человеку колоссальные преимущества в борьбе за выживание перед остальными животными, в то же время поставила его перед опасностью стать со временем силой, способной разрушить природную среду своей собственной жизни.

Неверно было бы думать, что экологические кризисы, спровоцированные деятельностью человека, стали возможны только при появлении сложной техники и сильном демографическом росте. Один из тяжелейших экологических кризисов имел место уже в начале неолита. Научившись достаточно хорошо охотиться на животных, прежде всего крупных, люди своими действиями привели к исчезновению многих из них, в том числе и мамонтов. В результате резко сократились пищевые ресурсы множества человеческих сообществ, а это, в свою очередь, привело к массовому вымиранию. По различным подсчётам, население сократилось тогда в 8-10 раз. Это был колоссальный экологический кризис, переросший в социально-экологическую катастрофу. Выход из него был найден на путях перехода к земледелию, а затем и к скотоводству, к осёдлому образу жизни. Тем самым экологическая ниша существования и развития человечества существенно расширилась, чему в решающей мере способствовала аграрно-ремесленная революция, приведшая к возникновению качественно новых орудий труда, позволявших многократно усилить воздействие человека на окружающую природную среду. Оказалась завершена эра «животной жизни» человека, он начал «активно и целенаправленно вмешиваться в природные процессы, перестраивать естественные биогеохимические циклы».

Загрязнение природы приобрело значительные размеры и интенсивность лишь в период индустриализации и урбанизации, приведших к значительным цивилизационным переменам и к рассогласованию экономического и экологического развития. Это рассогласование приобрело драматические масштабы начиная с 50 - х гг. нашего века, когда быстрое и до сих пор немыслимое развитие производительных сил вызвало такие изменения в природе, которые ведут к уничтожению биологических предпосылок жизни человека и общества. Человек создал технологии, отрицающие формы жизни в природе. Использование этих технологий ведёт к росту энтропии, отрицанию жизни. Конфликт между технологией и экологией имеет свой источник в самом человеке, являющемся одновременно и природным существом, и носителем технологического развития.

4 .2 Социально-экологические проблемы современности

Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего решения неодинаковых средств и различных по характеру научных разработок. Пример локальной экологической проблемы - завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промстоки, вредные для здоровья людей. Это - нарушение закона. Органы охраны природы или общественность должны через суд оштрафовать такой завод и под угрозой закрытия заставить его строить очистные сооружения. При этом особой науки не требуется.

Примером региональных экологических проблем может служить Кузбасс - почти замкнутая в горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, или высыхающее Аральское море с резким ухудшением экологической обстановки на всей его периферии, или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю.

Для решения таких проблем уже нужны научные исследования. В первом случае - разработка рациональных методов поглощения дымовых и газовых аэрозолей, во втором - точные гидрологические исследования для выработки рекомендаций по увеличению стока в Аральское море, в третьем - выяснение влияния на здоровье населения длительного воздействия слабых доз радиации и разработка методов дезактивации почв.

Однако антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых несколько десятков лет назад никто даже не мог подозревать. Быстрыми темпами происходит загрязнение атмосферы. Пока основным средством получения энергии остаётся сжигание горючего топлива, поэтому с каждым годом возрастает потребление кислорода, а на его место поступают углекислота, окислы азота, окись углерода, а так же огромное количество сажи, пыли и вредных аэрозолей.

Начавшееся во второй половине ХХ века резкое потепление климата является достоверным фактом. Средняя температура приземного слоя воздуха по сравнению с 1956-1957 гг., когда проводился Первый международный геофизический год, возросла на 0,7 ° С. На экваторе потепления нет, но чем ближе к полюсам, тем оно заметнее. За Полярным кругом оно достигает 2° С. На Северном полюсе подлёдная вода потеплела на 1° С и ледяной покров начал подтаивать снизу4. Одни учёные считают, что потепление - результат сжигания огромной массы органического топлива и выделения в атмосферу больших количеств углекислого газа, который является парниковым, т.е. затрудняет отдачу тепла с поверхности Земли. Другие, ссылаясь на изменение климата в историческое время, считают антропогенный фактор потепления климата ничтожным и связывают это явление с усилением солнечной активности.

Не менее сложна экологическая проблема озонового слоя. Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита. Озон не допускает опасное космическое излучение до поверхности Земли. Если бы не озон, эти лучи разрушили бы всё живое. Исследования причин истощения озонового слоя планеты не дали пока окончательных ответов на все вопросы. Быстрый рост промышленности, сопровождающийся глобальным загрязнением природной среды, небывало остро поставил проблему сырьевых ресурсов. Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода. 71% всей поверхности планеты занят водой, однако пресная вода составляет лишь 2% общего количества, и почти 80% пресной воды находятся в ледовом покрове Земли. В большинстве промышленных районов воды уже ощутимо не хватает, и её дефицит с каждым годом растёт. В перспективе тревожно обстоит дело и с другим природным ресурсом, считавшимся раньше неисчерпаемым - кислородом атмосферы. При сжигании продуктов фотосинтеза прошлых эпох - горючих ископаемых, происходит связывание свободного кислорода в соединения.

4 .3 Экологическое содержание научно-технической революции

Основой взаимодействия природной среды и человеческого общества в процессе производства материальных благ является нарастание опосредованности в производственном отношении человека к природе. Шаг за шагом человек помещает между собой и природой сначала преобразованное с помощью своей энергии вещество (орудия труда), затем преобразованную с помощью орудий труда и накопленных знаний энергию (паровые машины, электроустановки и т.д.) и, наконец, с недавних пор между человеком и природой возникает третье крупное звено опосредования - преобразованная с помощью электронно-вычислительных машин информация. Таким образом, развитие цивилизации обеспечивается непрерывным расширением сферы материального производства, которое охватывает сначала орудия труда, затем энергию и, наконец, в последнее время, информацию.

С первым звеном опосредования (изготовление орудий труда) связан скачок из мира животных в социальный мир, со вторым (применение силовых установок) - скачок в высшую форму классово-антагонистического общества, с третьим (создание и применение информационных устройств) связа­на обусловленность перехода к обществу качественно нового со­стояния в межчеловеческих отношениях, поскольку впервые появляется возможность резкого увеличения свободного времени людей для их полноценного и гармоничного развития. Кроме того, научно-техническая революция обусловливает необходимость качественно нового отношения к природе, так как до крайней степени обостряются те противоречия между обществом и природой, которые раньше существовали в неявной форме.

Вместе с тем сильнее стало сказываться ограничение со стороны энергетических источников труда, которые оставались естественными. Возникло противоречие между новыми (искусственными) средствами обработки вещества и старыми (естественными) источниками энергии. Поиски способов разрешения возникшего противоречия привели к открытию и применению искусственных источников энергии. Но само решение энергетической проблемы породило новое противоречие между искусственными способами обработки вещества и получения энергии, с одной стороны, и естественным (с помощью нервной системы) способом обработки информации -- с другой. Активизировались поиски способов снятия этого ограничения, и проблема была решена с изобретением счетно-решающих машин. Теперь, наконец, все три природных фактора (вещество, энергия, информация) оказались охвачены искусственными средствами их использования человеком. Тем самым оказались снятыми все естественные ограничения для развития производства, внутренне присущие этому процессу.

Заключение

Социальная экология изучает структуру, особенности и тенденции функционирования объектов особого рода, объектов так называемой "второй природы", т.е. объектов искусственно созданной человеком предметной среды, взаимодействующей с окружающей природной средой. Именно существование "второй природы" в подавляющем большинстве случаев порождает экологические проблемы, возникающие на стыке экологических и социальных систем. Эти, социоэкологические в своей сущности проблемы и выступают в качестве объекта социоэкологического исследования.

Социальная экология как наука имеет свои специфические задачи и функции. Ее главными задачами являются: исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды. Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему “природа--общество”, раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

Изучая причины деградации среды обитания человека и меры по её защите и совершенствованию, социальная экология должна способствовать расширению сферы свободы человека за счёт создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям.

Список источников и литературы

1. Бганба, В.Р. Социальная экология: учебник / В.Р. Бганба - М.: Высшая школа, 2004. - 310 с.

2. Горелов Анатолий Алексеевич. Социальная экология / А. А. Горелов. - М.: Моск. лицей, 2005. - 406 с.

3. Малофеев, В.И. Социальная экология: Учебное пособие для вузов / В.И.Малофеев - М.: «Дашков и К», 2004.- 260 с.

4. Марков, Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие / Ю.Г.Марков - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2004.- 544 с.

5. Ситаров, В.А. Социальная экология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов. - М.: Академия, 2000. - 280 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика экологических проблем и оценка их особенностей в выявлении критериев взаимодействия человека и окружающей среды. Факторы экологических проблем и периоды влияния общества на природу. Анализ взаимосвязи экологических и экономических проблем.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2011

    Взаимосвязь экологии и экономического развития. Анализ эколого-экономического состояния регионов Республики Казахстан. Исследование основных проблем промышленного природопользования в РК. Основные направления борьбы с экологическим загрязнением.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Глобальная экология как самостоятельная сфера экологического познания. Значение развития охраны природы для жизни человека и других организмов. Сущность и специфика основных экологических проблем. Роль окружающей среды для обеспечения здоровой жизни.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Понятие системного подхода к решению экологических проблем. Имитационное моделирование экологических моделей и процессов. Приборы для определения загрязнения почв и измерения почвенных характеристик. Прибор для экспресс-анализа токсичности "Биотокс-10М".

    курсовая работа , добавлен 24.06.2010

    Особенности влияния на человечество экологических проблем, их виды. Характеристика загрязнений воды и воздуха, последствия техногенных катастроф, особый вред радиоактивных веществ. Причины и результаты экологических проблем, главные пути их решения.

    реферат , добавлен 12.04.2012

    Глобальные проблемы окружающей среды. Междисциплинарный подход в исследовании экологических проблем. Содержание экологии как фундаментального подразделения биологии. Уровни организации живого как объекты изучения биологии, экологии, физической географии.

    реферат , добавлен 10.05.2010

    Понятие экологической проблемы, сущность, философский смысл. Условия и причины возникновения глобального экологического кризиса. Экология в Белорусии. Научные, социально-философские и этические аспекты изучения и разрешения экологических проблем.

    реферат , добавлен 02.08.2010

    Экология как наука о взаимоотношениях между организмами и средой их обитания. Знакомство с историей образования биосферы, этапы развития. Общая характеристика основных принципов функционирования экосистем. Рассмотрение глобальных экологических проблем.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2013

    Разнообразие в толковании термина "экология". Предмет, виды и объекты изучения социальной экологии. Основные задачи, виды и направления прикладной экологии. Управление ценностной ориентацией потребления как одна из наиболее сложных социальных задач.

    реферат , добавлен 29.03.2009

    Международный характер экологических проблем современности. Проблема потенциала пищевых ресурсов. Принципы международного экологического сотрудничества. Принцип возмещения ущерба непосредственно виновником загрязнения. Проблема охраны окружающей среды.

СЕМИНАР 1 ВОПРОС 1

В Конституции предусматривается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это положение является фундаментом прав и обязанностей государства, общества и землеобладателей. Кроме того, оно, вопреки нормам федеральных законов, дало повод ряду субъектов РФ объявить земли и другие природные ресурсы своей собственностью, присвоив себе некоторые функции РФ в области использования и охраны земель.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.06.2000 № 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”" рассмотрел, в частности, вопрос об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных ресурсов, находящихся на ее территории. Было признано, что субъект РФ нс вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается ее суверенитет, а также установленное Конституцией разграничение предметов ведения и полномочий.

Охрана земель как основы жизни и деятельности народов была предусмотрена в ЗК РСФСР, структура этой нормы не утратила своего значения и в настоящее время. В ЗК предусматривается экологическая составляющая охраны земель, поскольку они являются основой жизни и деятельности народов. Цели охраны земель достигаются посредством реализации системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.



В Законе об охране окружающей среды предусматривается ряд экологических требований, предъявляемых к землеобладателям, в частности:

– при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43);

– производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 47);

– использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов (ст. 48);

– использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве (ст. 49);

– обращении с отходами производства и потребления (ст. 51).

ВОПРОС 2 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).

Но подобное определение специфику данной науки не отражает. Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:

состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы;

восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования;

учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп

Таким образом, социальная экология - наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.

Задачи социальной экологии

Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Социальная экология призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественнонаучным знанием.

Социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, свидетельства об объективно имеющихся необходимых и существенных связях между явлениями, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность их предвидения, надо таким образом формулировать основные закономерности взаимодействия элементов в системе «общество - природа», чтобы это позволило установить модель оптимального взаимодействия элементов в этой системе.

Установливая законы социальной экологии, следует прежде всего указать на те из них, которые исходили из понимания общества как экологической подсистемы. Прежде всего это законы, которые в тридцатые годы были сформулированы Бауэром и Вернадским.

Первый закон говорит о том, что геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая и человечество как высшее проявление живой материи, наделенное разумом) стремится к максимальному выражению.

Второй закон содержит констатацию того, что в ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей жизнедеятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию.

Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, которые столь же фундаментальны, сколь и закономерности физические. Но сложность самого предмета исследований, в который входят три качественно различные подсистемы - неживая и живая природа и человеческое общество, и непродолжительное время существования данной дисциплины приводят к тому, что социальная экология, по крайней мере в настоящее время, преимущественно эмпирическая наука, а формулируемые ею закономерности представляют собой предельно общие афористичные утверждения (как, например, "законы" Коммонера).

Закон 1. Всё связано со всем. Этот закон постулирует единство Мира, он говорит нам о необходимости искать и изучать природные истоки событий и явлений, возникновение связующих их цепочек, устойчивость и изменчивость этих связей, появление в них разрывов и новых звеньев, стимулирует учиться эти разрывы залечивать, а также предсказывать ход событий.

Закон 2. Все должно куда - то деваться. Нетрудно увидеть, что это, по существу, просто перефразировка известных законов сохранения. В наиболее примитивном виде эту формулу можно трактовать так: материя не исчезает. Закон следует распространить и на информацию и на духовное. Этот закон нацеливает нас на изучение экологических траекторий движения элементов природы.

Закон 3. Природа знает лучше. Любое крупное вмешательство человека в природные системы вредно для нее. Этот закон как бы отделяет человека от природы. Суть его состоит в том, что все, что было создано до человека и без человека, является продуктом длительных проб и ошибок, результатом сложного процесса, опирающегося на такие факторы, как изобилие, изобретательность, безразличие к индивидам при всеохватывающем стремлении к единству. В своем становлении и развитии природа выработала принцип: что собирается, то и разбирается. В природе же суть этого принципа состоит в том, что естественным путем не может быть синтезировано ни одно вещество, если нет средства его разрушить. На этом основан весь механизм цикличности. Человек же в своей деятельности этого не всегда предусматривает.

Закон 4. Ничто не дается даром. Иными словами, за все надо платить. По существу, это второй закон термодинамики, говорящий о наличии в природе фундаментальной асимметрии, т. е. однонаправленности всех происходящих в ней самопроизвольных процессов. При взаимодействии термодинамических систем с окружающей средой есть только два способа передачи энергии: выделение теплоты и работа. Закон говорит о том, что для увеличения своей внутренней энергии природные системы создают наиболее благоприятные условия - они «пошлин» не берут. Вся произведенная работа без всяких потерь может переходить в теплоту и пополнять запасы внутренней энергии системы. Но, если мы делаем обратное, т. е. хотим произвести работу за счет запасов внутренней энергии системы, т. е. через теплоту сделать работу, мы должны платить. Всю теплоту превратить в работу нельзя. Всякая тепловая машина (техническое устройство или природный механизм) имеет холодильник, который, как налоговый инспектор, производит сбор пошлины. Таким образом, закон констатирует, что нельзя прожить бесплатно. Даже самый общий анализ этой истины показывает, что мы живем в долг, так как платим меньше реальной стоимости товара. Но, как известно, рост долга приводит к банкротству.

Понятие закона трактуется большинством методологов в смысле однозначной причинно-следственной связи. Более широкую трактовку понятия закона как ограничения разнообразия дает кибернетика, и она больше подходит к социальной экологии, выявляющей фундаментальные ограничения человеческой деятельности. Было бы нелепо выдвигать в качестве гравитационного императива, что человек не должен прыгать с большой высоты, поскольку гибель в этом случае ждет неминуемо. Но адаптационные возможности биосферы, позволяющие компенсировать нарушения экологических закономерностей до достижения определенного порога, делают экологические императивы необходимыми. Главный из них можно сформулировать так: преобразование природы должно соответствовать ее возможностям адаптации.

Одним из способов формулирования социально-экологических закономерностей является перенесение их из социологии и экологии. Например, в качестве основного закона социальной экологии предлагается закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды, который является модификацией одного из законов политэкономии. Закономерности социальной экологии, предложенные, исходя из исследования экосистем, мы рассмотрим после ознакомления с экологией.

Предмет изучения социальной экологии

Предметом изучения социальной экологии является выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, правовых и других предпосылок и условий для ее устойчивого развития. То есть предмет социальной экологии - это отношение в системе «общество-человек-техника-природная среда».

В этой системе все элементы и подсистемы однородны, а связи между ними обуславливают ее неизменность и структуру. Объектом социальной экологии является система «общество-природа».

Проблема выработки единого подхода к пониманию предмета социальной экологии

Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания, по-прежнему, существуют различные мнения.

В школьном справочнике «Экология» А.П. Ошмарина и В.И. Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодействии человеческого общества с окружающей природной средой», а в широком науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами». Совершенно очевидно, что речь в каждом из представленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показательно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя определяется как: «1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой; 2) экология человеческой личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах». Хорошо заметна почти полная идентичность определения социальной экологии, понимаемой «в узком смысле», и первого варианта интерпретации экологии человека.

Стремление к фактическому отождествлению этих двух отраслей научного знания, действительно, по-прежнему характерно для зарубежной науки, но оно довольно часто подвергается аргументированной критике отечественными учеными. С. Н. Соломина, в частности, указывая на целесообразность разведения социальной экологии и экологии человека, ограничивает предмет последней рассмотрением социально-гигиенических и медико-генетических аспектов взаимоотношений человека, общества и природы. С подобной трактовкой предмета экологии человека, солидарны В.А. Бухвалов, Л.В. Богданова и некоторые другие исследователи, но категорически не согласны Н.А. Агаджанян, В.П. Казначеев и Н.Ф. Реймерс, по мнению которых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной организацией человеческого общества. Нетрудно заметить, что подобная интерпретация предмета экологии человека фактически приравнивает ее к социальной экологии, понимаемой в широком смысле. Такое положение в значительной мере связано с тем, что в настоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих двух дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение предметов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного использования накопленного в каждой их них эмпирического материала, а также методов и технологий социально-экологических и антропоэкологических исследований.

Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж. Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.

Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т.А. Акимова и В.В. Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социальной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой отдельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.

Некоторые исследователи при определении предмета социальной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта молодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э. В.Гирусова, социальная экология должна изучать, прежде всего, законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

Принципы социальной экологии

  • · Человечество, как и любая популяция, не может расти беспредельно.
  • · Общество в своем развитии должно учитывать меру биосферных явлений.
  • · Устойчивое развитие общества зависит от своевременности перехода к альтернативным ресурсам и технологиям.
  • · Любая преобразующая деятельность общества должна основываться на экологическом прогнозе
  • · Освоение природы не должно уменьшать разнообразия биосферы и ухудшать качество жизни людей.
  • · Устойчивое развитие цивилизации зависит от нравственных качеств людей.
  • · Каждый несет ответственность за свои действия перед будущим.
  • · Надо мыслить глобально, действовать локально.
  • · Единство природы обязывает человечество к сотрудничеству.

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).

Но подобное определение специфику данной науки не отражает. Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:

Состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы;

Восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования;

Учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп

Таким образом, социальная экология - наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.

Виды социальной экологии.

Социальная экология делится на такие виды:

Экономическая

Демографическая

Урбанистическая

Футурологическая

Правовая

Основные задачи и проблемы

Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.

Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:

планетарного масштаба - глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации;

регионального масштаба - изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология);

микромасштаба - изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).

Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.

Под средой обитания обычно понимают природные тела и явления, с которыми организм (организмы) находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные элементы среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями (адаптациями), носят название факторов.

Наряду с термином «среда обитания» используются также понятия «экологическая среда», «местообитание», «окружающая среда», «окружающая природная среда», «окружающая природа» и др. Четких различий между этими терминами нет, но на некоторых из них следует остановиться. В частности, под популярным в последнее время термином «окружающая среда» понимается, как правило, среда, в той или иной (в большинстве случаев в значительной) мере измененная человеком. К ней близки по смыслу «техногенная среда», «антропогенная среда», «промышленная среда».

Природная среда, окружающая природа это среда, не измененная человеком или измененная в малой степени. С термином «местообитание» обычно связывается та среда жизни организма или вида, в которой осуществляется весь цикл его развития. В «Общей экологии» речь обычно идет о природной среде, окружающей природе, местообитаниях; в «Прикладной и социальной экологии» - об окружающей среде. Этот термин часто считают неудачным переводом с английского environment, поскольку отсутствует указание на объект, который окружает среда.

Влияние среды на организмы обычно оценивают через отдельные факторы (лат. делающий, производящий). Под экологическими факторами понимается любой элемент или условие среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями, или адаптациями. За пределами приспособительных реакций лежат летальные (гибельные для организмов) значения факторов.

Специфика действия антропогенных факторов на организмы.

Можно выделить несколько специфических особенностей действия антропогенных факторов. Важнейшие из них следующие:

1) нерегулярность действия и в связи с этим непредсказуемость для организмов, а также высокая интенсивность изменений, несоизмеримая с адаптационными возможностями организмов;

2) практически неограниченные возможности действия на организмы, вплоть до полного из уничтожения, что свойственно природным факторам и процессам лишь в редких случаях (стихийные бедствия, катаклизмы). Воздействия человека могут быть как целенаправленными, типа конкурентной борьбы с организмами, именуемыми вредителями и сорняками, так и непреднамеренные промысла, загрязнений, разрушения местообитаний и т. п.;

3) являясь результатом деятельности живых организмов (человека), антропогенные факторы действуют не как биотические (регулирующие), а как специфические (модифицирующие). Эта специфика проявляется либо через изменение природной среды в направлении неблагоприятном для организмов (температура, влага, свет, климат и т. п.), либо посредством привнесения в среду чуждых организмам агентов, объединяемых термином «ксенобиотики»;

4) ни один вид не совершает никаких действий во вред самому себе. Эта особенность присуща только человеку, наделенном разумом. Именно человеку приходится в полной мере получать отрицательные результаты от загрязняемой и разрушаемой среды. Биологические виды одновременно изменяют и кондиционируют среду; человек, как правило, изменяет среду в неблагоприятном для себя и других существ направлении;

5) человек создал группу социальных факторов, которые являются средой для самого человека. Действие этих факторов на человека, как правило, не менее значительно, чем природных. Интегральным проявлением действия антропогенных факторов является специфическая среда, созданная влиянием этих факторов.

Человек, а в значительной мере и другие существа в настоящее время живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов. Она отличается от той классической среды, которая рассматривалась в общей экологии в ранге действия природных абиотических и биотических факторов. Заметное изменение человеком среды началось с тех пор, когда он от собирательства перешел к более активным видам деятельности, таким как охота, а затем одомашнивание животных и выращивание растений. С этого времени начал работать принцип «экологического бумеранга»: любое воздействие на природу, которое последняя не могла ассимилировать, возвращалось к человеку как негативный фактор. Человек все больше отделял себя, от природы и заключал в оболочку созданной им самим среды. Контакт человека с природной средой все более и более уменьшался.

Какого цвета трава или небо в ясный летний день? Какого цвета апельсин или лимон? Наверное, на эти вопросы любой человек с раннего детства ответит, недолго думая. А вот вопрос: «Что это за цвет - «увядшей розы» или «маренго»? - заставит многих задуматься, прежде чем ответить. Хотя это один из распространённых любимых цветов в дизайне одежды. Требуется также хороший среднеобразовательный уровень, а ещё лучше - художественная специальная подготовка, чтобы отличить цвет «Помпея» от цвета «Сиракузы» или цвет «Куинджи» от «Ван-Дейк». Ну, а на вопрос: «Какого цвета «бедро испуганной нимфы» или «песня жаворонка»?» - уж точно ответят лишь авторы этих названий. Но названия этих цветов и им подобные уже не раз звучали с парижских подиумов высокой моды и, наверное, многим непарижанам хотелось бы из любопытства узнать, а может быть, и пошить себе что-нибудь в цвете «нимфы». К сожалению, ни цветная печать журналов, ни трансляция по телевидению не смогут передать подлинный цвет. И тогда на помощь приходят основные цветовые характеристики , по которым можно подобрать любой цвет. Правда, простые швеи не очень-то ими пользуются, а вот профессиональные модельеры, текстильщики, дизайнеры, а также военные и криминалисты, изготовители красок и приборов точных измерений без них не могут обойтись.

Цветовой тон, светлота и насыщенность - субъективные основные характеристики цвета. Субъективными их называют потому, что используются для описания зрительных ощущений, в отличие от объективных, определяемых при помощи приборов.

Цветовой тон - основная характеристика хроматических цветов, определяется по сходству данного цвета с одним из цветов спектра. Цветовой тон обозначает собственные цветовые ощущения человека - красный, жёлтый, жёлто-красный, и каждое из этих ощущений порождается излучением определённой длины волны (А.). Так, например, красный цветовой тон соответствует длине волны - 760 нм, а сине-зелёный - 493 нм. Когда мы смотрим на красную розу и жёлтый одуванчик, то видим, что они различаются по цветовому тону - красный и жёлтый.

У ахроматических цветов цветового тона нет. «Цветовой тон» в цветоведении и «тон» в живописи - разные понятия. Тон цвета или тональность художники изменяют при помощи белой краски, которая уменьшает интенсивность цвета, увеличивая его светлоту. Или путём наложения слоёв краски один на другой. Понятие «тон» используется и в рисовании. В изобразительном искусстве применяются также такие термины, как полутон, подтон, оттенок . Полутон - это более тёмный или светлый тон. Например, синий и светло-синий. Подтон - это примесь другого цвета в основном цветовом тоне, который и создаёт оттенок. Например, пурпурный цвет - это оттенок красного, а именно - красный цвет с синим подтоном.

Светлота. Когда мы смотрим на два зелёных листка на одной ветке дерева, то видим, что они могут быть одинаковы по цветовому тону, но один может быть светлее (освещён солнцем), а другой - темнее (в тени). В этих случаях говорят, что цвета различаются по светлоте.

Светлота - характеристика цветов, определяющая близость хроматических и ахроматических цветов к белому. Оценивается коэффициентом отражения (р), измеряется в процентах или нитами (нт). В шкале светлот самый светлый - белый цвет. Самый тёмный - чёрный, между ними - градации чисто серых. Среди спектральных цветов самый светлый - жёлтый, самый тёмный - фиолетовый.

Светлота характеризуется степенью яркости прямого или отражённого излучения, но в то же время ощущение светлоты не пропорционально яркости . Можно сказать, что яркость является физической основой светлоты. Очень часто в цветоведческой литературе путают эти понятия.

Яркость (мощность излучения) - понятие объективное, так как она зависит от количества света, попадающего в глаз наблюдателя от объекта излучающего, пропускающего сквозь себя или отражающего свет. В обиходе различие между яркостью и светлотой обычно не замечается, и оба понятия рассматриваются почти как эквивалентные. Однако можно заметить некоторое различие в употреблении этих терминов, которое отражает и различие обеих характеристик. Как правило, слово «яркость» употребляют для характеристики особенно светлых поверхностей, сильно освещённых и отражающих большое количество света. Так, например, освещённый солнцем снег - яркая поверхность, а белая стена комнаты - светлая. Термин «яркость» преимущественно используется для оценки источников света. Наконец, этот термин нередко используют для характеристики цвета, имея в виду такие качества последнего, как насыщенность или чистота.

Насыщенность. Если мы сравним два прозрачных стакана, в один из которых налит апельсиновый сок, а в другой - слегка подкрашенная оранжевым красителем вода, то мы заметим разницу оранжевого цвета по насыщенности. (Да и по вкусу эти напитки тоже очень отличаются).

Насыщенность - характеристика цветов, которая определяется содержанием чистого хроматического цвета в смешанном (Р), выражаемая в долях единицы. Чистые хроматические цвета - это спектральные цвета. Их чистота принимается за единицу. Чем меньше насыщенность хроматического цвета, тем ближе он к ахроматическим цветам, и тем легче найти соответствующий ему по светлоте ахроматический цвет, Поэтому иногда в цветоведческой литературе встречается определение насыщенности как «степени отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета». Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью .

Таким образом, все хроматические цвета оцениваются параметрами, численное определение которых позволяет характеризовать все возможные сочетания цветовых излучений.

То есть, в любой точке мира можно практически со стопроцентной точностью определить, каков же это цвет, любимый парижскими дизайнерами - «цвет бедра испуганной нимфы». (Если они, конечно, любезно сообщат миру цветовые параметры - основные характеристики этого цвета.)