Кем были разработаны принципы непрерывного экологического образования. Система экологического образования

Исходя из многочисленных нормативных правовых актов, составляющих определенную подсистему российского административного законодательства (по мнению ряда специалистов, составляющую самостоятельную "образовательную" отрасль российского законодательства), под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде. Требуемая правом определенность и категоричность предполагает градацию этого процесса и классификацию его отдельных стадий и частей, увязку их с регулируемыми правом природоохранными действиями.

Экологическое образование включает экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования нравственного, гуманного и бережного отношения к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. По-видимому, как и во многих других случаях, правовые нормы, обеспечивающие надлежащее экологическое образование, представляют собой элемент формирования экологической культуры. Они, не покидая материка законодательства об образовании, становятся частью суперотрасли российского права – комплексного экологического права, нуждающегося в подпорках требований из других отраслей права, не вырывающего их оттуда, но использующих для решения проблемы охраны окружающей среды мирового масштаба.

Система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование; среднее профессиональное и высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, подвергаемые как многосторонняя и распространенная образовательная деятельность соответствующему подробному правовому регулированию. Проблема заключается в том, является ли набор специфических экологических аспектов этой деятельности необходимым и достаточным для создания самостоятельных правовых требований, норм и содержащих их нормативных актов; при всей значимости этой темы нами не усматривается необходимого количества материала для них.

Немаловажное значение имеет семейное экологическое образование и воспитание, можно полагать, что при надлежащей его постановке и осуществлении оно может играть решающую роль в формировании экологической культуры. Праву принадлежит немного места в регулировании семейного экологического образования; его включение в общую систему экологического образования в большей степени зависит от нравственного климата и демографической обстановки в обществе, просвещения и экологического воспитания родителей, их взаимодействия со школой, с экологическими просветительскими организациями.

Главный акцент экологического образования должен быть сделан на общеобразовательной школе – обязательном социальном институте, через который проходит все население России, и не только дети, но и их родители, бабушки, дедушки. В ряде регионов работает узаконенная модель непрерывного экологического образования с I по 11 класс, в некоторых образовательных учреждениях экология излагается факультативно либо дополнительно. В семи субъектах РФ в школе введена экология в качестве обязательного регионального предмета. В школах Москвы изучается "Экология Москвы и устойчивое развитие", Татарстана – "Хартия Земли".

Отсутствие экологии в обязательном стандарте позволяет обеспечивать вариативность предмета, приспособление его к местным природным условиям, включение основ экологической культуры в биологию, географию, химию, основы безопасности жизнедеятельности. Экологическое образование в средней школе, не имея своего непосредственного базисного учебного предмета, обладает подвижностью и гибкостью, возможностью реагирования на изменения окружающей природной среды, носит междисциплинарный и комплексный характер, включает социальный и экономический компоненты.

В 11 субъектах РФ приняты законы об экологическом образовании, многочисленны региональные законы и нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти о целевых программах развития экологического образования. В соответствующих законах Ульяновской области, Республики Саха (Якутия), Республики Башкортостан вводится понятие "экологический образовательный минимум" как способ обеспечить государственные гарантии качества и содержания образования. В Законе Камчатской области от 15.10.2002 "Об экологическом образовании в Камчатской области" он определяется как обязательный минимум содержания основных образовательных программ по экологии, установленный в качестве компонентов государственных образовательных стандартов, включающий минимально необходимые для общества и человека знания об экосистемной организации окружающей среды и использовании ее ресурсов, взаимодействии природы, человека и общества, экологических проблемах, своевременности и устойчивом развитии сообщества людей на региональном, национальном и глобальном уровнях, опасности потери качества окружающей среды, пригодной для жизни человека, а также о природоохранном законодательстве.

Важны в этих законах не столько достаточно дискуссионные и не всегда полные определения понятий и терминов, отражающих закрепление в актах итогов научных споров, сколько установление новых правоотношений, включающих обязанности граждан по овладению экологическим минимумом, функции учреждений образования, государственных и муниципальных органов по его преподаванию .

Преподавание основ экологических знаний осуществляется, согласно ч. 1 ст. 72 ФЗ об охране окружающей среды, в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм. Всеобщность и комплексность экологического образования, постоянное изменение экологической ситуации и средств научно-технического прогресса предполагают непрерывность преподавания экологических знаний.

Это законодательное положение не подкрепляется, как это требуется теорией права об обязательном делении каждой нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию, правовыми отрицательными последствиями в случаях его неисполнения либо поощрительными мерами при надлежащей реализации законодательных предписаний, не предусматривает соответствующего механизма контроля и лишения образовательного учреждения аккредитации, лицензии при отсутствии преподавания основ экологических знаний.

При обсуждении указанного федерального законопроекта нами предлагалось усилить эту норму более категорическими предписаниями, в чем согласия не было достигнуто ввиду отсутствия подобных санкций относительно ряда аналогичных норм в законодательстве об образовании РФ. В самом экологическом праве, развивающемся в продолжение полувека, "мягком" по определению, по назначению

(что является его как положительной, так и отрицательной стороной), зачастую не совмещаются требуемые части каждой нормы права.

Нормативно-правовую базу преподавания основ экологических знаний наряду с указанными выше документами составляют Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены Верховным Советом РФ от 09.10.1992 № 3612-1) , Закон "О средствах массовой информации", ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 "О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" . Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения (утверждена Госкомэкологии и Рослесхозом в 1998 г.), Федеральная целевая программа "Экологическое образование и просвещение населения России в 1997–2010 годах".

Проблемы современного преподавания основ экологических знаний как элемента формирования экологической культуры по-разному проявляются в различных социально-возрастных группах людей, что не может не отражаться на разном правовом, пусть и недостаточном, регулировании этого преподавания. Выделение отдельных фокусных (целевых) групп населения предполагает использование различных организационных, экономических и правовых механизмов, обусловленных психофизическими особенностями, условиями жизни, объемом предыдущего опыта и знаний. Принято видеть и определять специфику преподавания основ экологических знаний для политиков и управленцев, местного населения охраняемых территорий, предпринимателей и студентов, педагогов и ученых.

Социально-экономическое противоречие между местным населением и ООПТ заключается в традиции и желании первого жить по-прежнему, во многом архаично и стремлением администрации, сотрудников вторых к ограничениям привычного природопользования и к организации экологического туризма. Здесь важны воспитание патриотизма и ответственности, реализация программ занятости и экономического развития, сохранение биоразнообразия и редких видов животных и растений, модернизация жизни.

Состоятельные люди недооценивают перспективность природоохранного направления своей благотворительности, а внебюджетное финансирование экологии представляется достаточно актуальным, но не осуществляемым. Здесь важны показы авторитетными артистами, политиками, деятелями культуры своего положительного опыта в этой области и пропаганда зарубежных примеров экологического альтруизма, целенаправленной эколого-художественной деятельности. Право здесь мало чем может помочь, но должно как регулятор (главный, но не единственный – мораль!) общественных отношений.

Молодежь, студенчество обладают задором, решительностью, поиском приложения своих сил, и в природоохранных целях этому служат добровольные студенческие дружины по охране природы, по борьбе с браконьерством, особенно в отношении новогодних елок, экологические экспедиции, помощь зоопаркам, краеведческим музеям и ботаническим садам, студенческие и школьные лесничества, клубы по экологическим интересам. Молодые неиспорченные люди, воспитанные российской школой, не подвергнутые правовому нигилизму и беззаконию социальной практикой, склонны больше доверять официальным установлениям, и поэтому стремятся выполнять правовые требования в указанных областях.

Низкая социальная активность педагогов, ученых, служащих могут преодолеваться путем их обучения методам ведения занятий, снабжения доходчивой, талантливой и понятной литературой, повышения экологопедагогической квалификации при дополнительном профессиональном образовании на курсах, семинарах, в творческих мастерских, взаимных визитах по обмену опытом. Свой путь формирования экологической культуры проходят социально незащищенные дети – учащиеся корреляционных школ, инвалиды, сироты, которые понимают, что могут "как все" и даже лучше вносить свой вклад в сбережение природы

Экологическое образование связано с национальными, мировоззренческими, религиозными традициями, отражающимися в массовых изданиях. В Республике Мордовия разработаны свои учебники по экологии, в Ханты-Мансийске ежегодно проводятся экологические месячники на базе учебных заведений, промышленных предприятий, в скверах, жилых кварталах, на площадях; при этом учитываются местные особенности, вливающиеся в общероссийскую экологическую и правовую культуру.

Со времени начала преобразования страны заполнение пустоты в воспитательной работе классных руководителей может быть осуществлено с помощью экологического образования. Список классных и внеклассных мероприятий может включать массу разнообразных природоохранных практических и агитационных акций, за которые учителям и их подопечным никогда не будет стыдно. Экологически ориентированное преподавание таких предметов, как философия, культурология, этика, социология, педагогика, этнография непосредственно влияет на мировоззрение молодого поколения.

Проблемами экологического образования и преподавания основ экологических знаний являются экологические стереотипы о бесконечной неисчерпаемости и постоянном самовосстановлении природных ресурсов ("на наш век хватит"), безразличие к состоянию природной среды и судьбе последующих поколений ("после нас – хоть потоп"), правовой нигилизм ("все так делают"), переоценка возможности человека влиять на происходящие в окружающей среде явления ("человек – царь природы"), вызванные непониманием глубины собственной некомпетентности.

Трудности экологического образования как необходимого элемента формирования экологической культуры и разработка путей их преодоления выходят за рамки непосредственно экологического права, но требуют дальнейшего осмысления с целью поиска правовых средств воздействия на активизацию этих необходимых для охраны окружающей среды процессов.

  • На пути к устойчивому развитию России. 2007. № 38; Яблоков, А. Россия: здоровье природы и людей. М.: Яблоко, 2007.
  • Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
  • Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 6. Ст. 436.

3.1. Непрерывное экологическое образование

Сущность понятия «экологическое образование». В последние годы в России и во всем мире образование рассматривается как фундаментальная категория, выполняющая функцию воспроизводства общественного интеллекта - науки и культуры в целом.

Образование может быть рассмотрено и как процесс, и как результат, и как система. Оно отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений.

Концепция модернизации российского образования и Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяют направленность образования на сохранение, распространение и развитие национальной культуры, на воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Кроме этого, в этих документах четко обозначена ориентация образования на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В России, как и в других государствах, в соответствии с решением Конференции ООН по устойчивому развитию (1992 г.) началась разработка стратегии устойчивого развития страны. Среди основных направлений перехода России к устойчивому развитию наряду с созданием его правовой основы, разработкой системы стимулирования хозяйственной деятельности и установлением пределов ответственности за ее экологические результаты указано на формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 73) указано: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации».

В постановлении Министерства образования Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994 г.) четко обозначены его приоритеты:

Создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;


Преобразование всех учебных курсов с точки зрения экологически безопасного устойчивого развития;

Наполнение реальным содержанием понятия «гражданин планеты»;

Обращение к экологическим глобально значимым проблемам;

Создание системы практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды;

Координация школьной и внешкольной систем образования; начального, среднего и высшего профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций;

Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.

Уникальность экологического образования состоит в том, что оно по-новому ставит цели образования. Важнейшей целью экологического образования выступает формирование экологической культуры личности и общества.

В настоящее время экологическая культура становится не чем- то желательным, а строго обязательным требованием жизни в мировом сообществе. Приобщение к экологической культуре сугубо обязательно не только для граждан каждой страны, но и для человечества в целом. Экологическая культура - это часть культуры, которая обусловливает соответствие социальной деятельности требованиям жизненной пригодности природной среды.

Развитая экологическая культура предполагает умение по достоинству оценить каждый компонент природы и становится необходимым условием сохранения и развития современной цивилизации. Она проявляется как совокупность идейных и морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и правил, обеспечивающих устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование.

В экологическом образовании по-новому происходит отбор учебного содержания, так как ему присущ принцип «нового синтеза», имеющий особое методологическое значение (т.е. синтез всех знаний человечества о природе, знаний по сохранению и оптимизации окружающей среды).

Экологическое образование должно быть прогностически направленным, связанным с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому оценивает эффективность образовательных систем. Кроме знаний, умений, навыков, в оценку результатов экологического образования необходимо включать действия по сохранению и улучшению качества окружающей среды, а также ценностное отношение учащихся к природе.

Экологическое образование как система представляет собой совокупность образовательных программ, государственных образовательных стандартов и реализующих их образовательных учреждений.

Структура процесса экологического образования. Внастоящее время в структуре процесса экологического образования условно вычленяют:

Экологическое обучение - целенаправленный процесс, включающий формирование системы общих экологических, социально-экологических и прикладных знаний, а также развитие способов и видов экологической деятельности и умений применять эти знания на практике;

Экологическое воспитание - формирование у учащихся отношений, взглядов, убеждений и норм поведения, характеризующихся эмоционально-нравственным, бережным и ответственным отношением к природе;

Экологическое просвещение - непрерывный процесс формирования общественного сознания экологического типа на основе активизации, расширения и поддержания в обществе интереса к проблемам окружающей среды. Это процесс распространения экологических знаний и экологической информации, повышение экологической грамотности населения в вопросах экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Непрерывное экологическое образование. Следует отметить, что в современном понимании образование должно сопровождать бытие каждого человека в течение всей его жизни. Поэтому в научный обиход вошло понятие «непрерывное образование», в том числе «непрерывное экологическое образование», направленное на усвоение системных экологических знаний, умений и навыков природоохранной деятельности и формирование экологической культуры.

В настоящее время экологическое образование осуществляется во многих учебных заведениях путем введения разнообразных форм и видов обучения. Все большее значение приобретает деятельность экологических клубов, учебных центров и кружков в системе дополнительного образования школьников.

Непрерывное экологическое образование предполагает не только обучение и воспитание личности в учебных заведениях в системе дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования, но и повышение квалификации специалистов.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб, это:

во-первых, опасное загрязнение воды, воздуха, почвы планеты;

во-вторых, вредоносное воздействие на животную и растительную жизнь; в-третьих, вымирание бесчисленных видов,

в-четвертых, нарушения в экосистеме всей планеты .

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду все в больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву. Воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, в организм человека.

Производство отходов - вовсе не уникальная особенность человека .

Всякая жизнь обязательно включает в себя обмен веществ, в ходе которого во внешнюю среду неизбежно выделяются отходы. Они не только не нужны организму, но и, как правило, прямо вредны ему: мало кто в живой природе может успешно существовать среди продуктов собственного метаболизма.

Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры представляют условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, отражают необходимость и потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения . Это должно формироваться у человека с самых ранних лет - умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.

Проблемы развития экологического образования в последней трети XX века объективно выдвинулись в число наиболее приоритетных направлений. Это было связано с экологической угрозой. В результате нарастающих негативных последствий непродуманного использования в процессе практической социальной деятельности природных ресурсов и потребительского отношения к окружающей среде человечество оказалось перед угрозой экологической катастрофы, которая потребовала безотлагательного поиска путей на основе принципиально иных мировоззренческих ориентиров и ценностей.

В связи с резким ухудшением экологической обстановки возникла необходимость в целенаправленном формировании нового менталитета экологически безопасного и устойчивого развития. Однако население России, в большинстве своем, не осознает приближение экологической катастрофы, стало безучастно к сохранению природы и защите окружающей среды. Эта неосознанность, по мнению большинства исследователей, возникла вследствие предельно низкого уровня экологического образования.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде. Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представление о единстве с природой.

Во многих областях, краях и республиках Российской Федерации муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения выдвигают экологическое образование в качестве приоритетного направления в своей деятельности. Основная работа в этом направлении осуществляется с молодым поколением в учреждениях общего среднего и начального профессионального образования.

5 июня 1995 года была принята резолюция Всероссийского съезда по охране природы. В качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено "создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания.

Новое мировоззрение не может родиться само собой. Экологическое сознание каждого гражданина в дальнейшем может статься не безразличным для жизни природы, просто, если даже он (гражданин) не станет руководителем, принимающим ответственные решения, а станет педагогом, фермером, инженером или врачом. В современном обществе сложилось мнение, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Однако даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами развития природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а, следовательно, здоровью человека.

Всестороннее осмысление экологических проблем имеет большое педагогическое значение, так как позволяет понять законы устойчивости жизни, оценить сущность и степень антропогенного воздействия на природу, выяснить характер противоречий в развитии отношений между обществом и природой. Для готовности организма к адаптации и эффективности в ее осуществлении значительную роль играют факторы, укрепляющие организм. К ним можно отнести рациональное питание, обоснованный режим, некоторые медикаментозные средства, физическую тренировку, закаливание.

В целом, стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание "глобальной сети образования". Необходимо, чтобы все школьные системы включали знакомство с глобальными проблемами, опасностями, которые угрожают человечеству, формировали понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе.

В вопросах о стратегии экологического образования существует проблема его методической организации. Одни специалисты считают необходимым разработать отдельный предмет "Экология", который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не эквивалентно биологическому, географическому и др., хотя и находится в тесной взаимосвязи. Другие утверждают, что более эффективной является "экологизация" всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер.

Следует выделить тенденцию экологического образования в сильно индустриализированных и экономически развитых странах. Так, молодые люди в Англии, Голландии, Германии и др. странах Европы практически не представляют жизни вне городов: природа как таковая занимает очень мало места в их жизни. Соответственно, стали создаваться специфические программы, занимающиеся обучением на природе, где дети узнают, как пахнет трава и что под пеньками есть специфическая жизнь насекомых и простейших. Здесь упор идет больше на прочувствование и ощущение, нежели на специфические биологические, географические или экологические знания. Это не касается подготовки специалистов- естественников. Здесь большой упор делается на знания и практическую работу.

Еще один компонент экополитический, где управленцев различных уровней учат принимать эколого- сбалансированные решения, учитывающие систему экологических рисков. В некоторых странах Запада науки об окружающей среде включают в себя не только понятия об охране природы, но и об охране исторического наследия (Hysterical preservation). Другая особенность экологического образования в США и странах Европы - это существование научных лабораторий на базе университетов, наличие механизмов реализации научных идей и их разработок в жизнь. На базе работающего экологического законодательства, привлечение студентов к исследованиям и современным достижениям экологической науки. В Нидерландах, например, разработаны специальные экологические программы, предусматривающие информирование, обучение и совместные действия по охране окружающей среды таких групп населения, как потребители, производители, политики, государственные служащие, исследователи, которые направлены на улучшение экологической обстановки.

Список литературы

1. Абдрахимов В.З. Концепция современного естествознания. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2015. 340 с.

2. Абдрахимов В.З. Вопросы экологии и утилизации техногенных отложений в производстве керамических композиционных материалов. Самара: Самарская академия государственного и муниципального управления, 2010. 160 с.

3. Кочергин А.H. Экологическое образование и воспитание в контексте современных глобальных техногенных процессов // Философия образования: Сб. науч. ст. / Отв. ред. А.Н.Кочергин. -М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2006. С. 246-264.

4. Папуткова Г.А. Послевузовское компетентностно-ориентированное -экологическое образование.Н.Новгород: Волжский государственный инженерно-педагогический институт, 2000. - 110с.

5. Папуткова Г.А. Экологическое образование в контексте проблем формирования экологического мировоззрения. - Н.Новгород: Волжский государственный инженерно-педагогический институт, 2001. - 132с.

6. Перфилова О.Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании: дис. канд. пед. Наук-М., 2007.-186с.

Введение

Обратиться к данной теме заставила с каждым днем обостряющаяся ситуация с положением ботанических садов России. Причем тут непрерывное экологическое образование (НЭО) могут спросить многие. Вот в этом-то вся проблема и самого образования и собственно ботанических садов. И вместе с ними полевых баз учебной практики вузов, полевых биостанций, полигонов, лесоопытных и т.д. и т.п. Проблема в том, что из системы НЭО выпала краеугольная его часть, неотрывный элемент всей методологии преподавания естественных знаний - практика, эксперимент, исследование. И эта тема в настоящее время может иметь весьма существенные отрицательные последствия ввиду общегосударственного призыва ко всем муниципальным, региональным органам местной власти по срочной разработке Концепций НЭО, имеющих уровень местных законодательных актов. С соответствующим финансированием и соответствующими организационно-административными действиями.

Блеск и нищета непрерывного экологического образования в России

Всеми, без исключения авторами, подчеркивается наличие устаревших технологий и изношенного оборудования многих производств, низкий уровень экологической культуры и грамотности работников, профессиональная неподготовленность специалистов и рабочих для обслуживания процессов экологического контроля, мониторинга, очистки и переработки (утилизации) отходов производств, которые также являются фактором ухудшения экологической ситуации. Основная масса людей вспоминает об экологии между другими делами, обращая внимание на какой-то вопиющий факт (загрязнение водоема и почвы нефтью и нефтепродуктами из-за аварии на нефтепроводе, сброс неочищенных сточных вод в водоем и др.), что является выражением поверхностного отношения к проблеме не только отдельных людей, но и всего общества. Причина этого - низкий уровень жизни большинства населения, повышение которого на первоочередной план выдвигает интенсивную эксплуатацию природных ресурсов без учета наносимого ущерба и практическое несоблюдение экологических нормативов промышленными предприятиями. Выявляется основное противоречие: с одной стороны, интенсивная эксплуатация природных ресурсов приводит к росту национального дохода страны, с другой стороны, ухудшение качества окружающей среды приводит к снижению качества жизни населения, росту профессиональных заболеваний и ослаблению здоровья населения. Даже на первый профессиональный взгляд просматривается основное заблуждение: на первом плане сугубо материальная проблема. Полностью исключается столь важный в социологии больших систем аспект, которым являются и нематериальные ресурсы окружающей среды, нематериальные аспекты экологии и соответственно, экологического образования и просвещения. Но при таком однобоком подходе невозможно достичь основных целей НЭО: рационального природопользования и гармоничного развития человеческого общества и окружающей среды. Налицо вопиющее игнорирование основных принципов устойчивого развития, предусматривающих взаимодействие всех элементов триады "человек-общество-природа".

В области экологического образования за последние 10-15 лет появилось немало работ. В связи с исследуемой проблемой представляют определенный интерес работы, выполненные по следующим направлениям: региональные системы экологического образования (Л.В. Моисеева, М.А. Якунчев, Р.А. Махабадарова, Р.В. Опарин, Н.Г. Троицкая, Н.В. Русакова, О.В. Попова, И.Ю. Киселева и др.); теоретико-методологические проблемы экологического образования (Е.А. Когай, Л.П. Викторова, Н.З. Смирнова, И.Т. Гайсин и др.); экологизация дисциплин и интегрированное обучение (В.А. Игнатова, В.И. Николина, Ю.В. Железнякова, И.Ф. Токарева, Е.Г. Майш, Н.Ф. Винокурова и др.); экологическое воспитание (И.Ф. Виноградова, Т.П. Южакова, Л.И. Бурова, И.В. Цветкова, И.А. Рыжова, Г.Г. Парфилова и др.); экологическое образование и воспитание в школе (Т.А. Бабакова, B. C. Шилова, Г.С. Камерилова, О.Н. Пономарева, Н.В. Скалон, О.Ю. Тимофеева и др.); формирование экологической культуры (Е.В. Никонорова, С.Н. Глазачев, В.В. Бахарев, Е.И. Ефимова, О.Г. Товстуха и др.); экологическая подготовка учителей и преподавателей (А.В. Миронов, М.А. Лигай, А.Г. Бусыгин, С.В. Алексеев, Т.М. Носова, В.Ю. Осипова, И.П. Рябинина, Л.В. Панфилова и др.); экологическое просвещение (Л.А. Коханова); экологическая профессиональная подготовка (Н.М. Александрова). В области непрерывного экологического образования регионального и федерального уровней имеются публикации авторов: С.В. Алексеева, И.Д. Зверева, Ы.М. Черновой, Е.Л. Криксунова, И.Т. Гайсина, Л.Б. Стрельцова, Л. Буркова, Н.Г. Калегиной, И.Т. Суравегиной, Л.Л. Плешакова, Л.В. Миронова, О.Г. Козьмина, Н.С. Павловой, Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, В.М. Назаренко, С.Н. Глазачева, М.Л. Якунчева, Я.Д. Вишнякова, В.С. Белова, Н.М. Александровой и др. Основами их концепций являются биологические аспекты экологии (взаимодействие растительного и животного мира с окружающей средой и их взаимовлияние, влияние вредных веществ на растительный и животный мир), преемственность экологического образования. Несмотря на столь обширный интеллектуальный запас, всеми авторами признается недоступность для учащихся общеобразовательных учреждений и вузов в системе экологического просвещения, промышленных и региональных аспектов экологии, включающих изучение причин, условий и источников возникновения вредных выбросов, их физико-химических и токсических свойств, последствий влияния на окружающую среду, возможных способов их улавливания с последующей утилизацией, обезвреживанием или ликвидацией.

При всем видимом многообразии форм школьного экологического образования их эффективность, к сожалению, низка. Причины такого положения дел - в незначительной заинтересованности, профессиональной неподготовленности руководящих и педагогических кадров системы образования к развитию экологической культуры учащихся.

В системе дополнительного образования, например, Самарской области, занято более 80% учащихся, но лишь 5 % от этого числа обучаются по программам эколого-биологической направленности. Положительные результаты развития экологического дополнительного образования детей области подтверждаются итогами межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, фестивалей, конференций, где учащиеся демонстрируют высокий уровень достижений, защищают честь области и страны, получают дипломы и грамоты самого высокого ранга.

Но, к сожалению, как отмечают сами непосредственные участники данного процесса, в дополнительном экологическом образовании больше проблем, чем успехов.

Совершенно ясно, что разработка концепции и реализация непрерывного экологического образования с учетом промышленных и региональных аспектов экологии, могут быть осуществлены исключительно на основе системного анализа, позволяющего рассматривать структуру и содержание непрерывного экологического образования как целостный объект, от активного познания окружающей природной среды в дошкольных учреждениях и преемственности полученных знаний, умений и навыков в средней школе, в вузе, в сферах просвещения до открытого экологического образования с обязательным изучением отдельно или в интегрированной форме промышленных и региональных аспектов экологии в структуре системы, с активным подключением всех слоев и социальных групп общества. В данном случае под структурой понимается совокупность устойчивых связей системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Только в рамках системного анализа и подхода возможна логическая организация непрерывного экологического образования с учетом биологических, промышленных и региональных аспектов экологии. Объединение этих направлений в единую непрерывную экологическую образовательную технологию - основа формирования и развития экологической культуры населения региона. Что собственно и декларируется Концепцией устойчивого развития в "Повестке XXI век". Но мы сталкиваемся с абсолютно российским подходом, ведомственным. Проблематикой, системным анализом указанных проблем занимаются в основной массе два отдельных, зачастую разобщенных сообщества: педагогическая общественность и исследователи проблем и вопросов устойчивого развития. Хорошо известно, что Концепция устойчивого развития носит рекомендательный характер и в отношении каждой конкретной страны, местного сообщества она должна и имеет свои особенности, свои местные приоритеты. Механистический перенос того успешного опыта, который уже имеется, к примеру, в Бразилии или Коста-Рике совершенно невозможно перенести в Россию без глубокого анализа и обдуманной, обоснованной адаптации. Всякие попытки такого переноса обречены не только на неуспех и дискредитацию самих основ Концепции устойчивого развития, но влекут за собой весьма серьезные социально-политические проблемы. Что также уже можно продемонстрировать на конкретных примерах российских "экологических общественных движений", когда их действия вступают в конкретные противоречия с местными потребностями развития, в том числе и развития гражданского общества. Нельзя исключать, что такой, привнесенный извне, исключающий запросы местного сообщества, опыт провоцирует и создает негативное отношение большой общественности страны к участию в различных "экологических инициативах". Что в первую очередь отражается на воспитании у населения страны и без того испытывающего определенные трудности, чувств либо открытой пассивности, либо выраженного протеста в отношении к властям, пытающимся, какими бы то ни было методами отрезвить адептов механистического переноса "западного типа устойчивого развития". Формальное, однобокое восприятие экологического знания, без учета его участия в геополитических вопросах по большому счету свойственно современному российскому образованию, которое на протяжении ряда лет испытывает проблему разрыва естественно-научных и гуманитарных знаний. И результаты этого разрыва самым непосредственным образом влияют на формирование не только НЭО, но и на формирование экологической политики страны в целом.

Немаловажный аспект проблемы НЭО отражен в работах Г.В. Мухаметзянова, A. M. Новикова, Н.Н. Нечаева, Н.М. Таланчук, Н.Ш. Валеевой и др., в которых концепция непрерывного профессионального образования личности определяется как условие ее социализации и профессионализации. Однако и этот весьма существенный для современного российского образования и современного российского общества вопрос также преподносится весьма односторонне. Без учета перехода мира и, соответственно, страны активно включающейся в процессы глобализации, к постиндустриальному обществу. Что само по себе требует перехода к концептуально иному уровню подготовки специалистов. Сегодняшний и завтрашний уровень это система подготовки пара - и транспрофессионалов, имеющих навыки и методологии решения соответственно как стандартных так и уникальных задач. И в процессе такого обучения вопросы формирования экологического мышления занимают едва не самое главное место. Однако и тут мнения, исследования, методологические разработки разобщены и используются не по мере необходимости их внедрения, а по факту близости к системе. Поэтому ситуация, при которой в одном регионе или даже городе, могут проходить научно-практические конференции по темам НЭО, образованию для устойчивого развития и реформе образования в стране/регионе принимает характер не анекдотичности, а вполне реального события. При этом соответственно, решения и резолюции могут быть диаметрально противоположными. Если же к этому фону добавить многочисленные аналогичные мероприятия сугубо гуманитарного направления по вопросам строительства гражданского общества (в которых вопросы экологии занимают одно из определяющих мест), молодежной политики, территориального развития страны, конференции и съезды общественных организаций и движений, то становится понятным та разноплановая среда, в которой становится практически невозможным создать что либо реальное и конструктивное. В итоге, подготавливаются и реализуются правовые акты, федеральные законы, которые не только зачастую противоречат друг другу, но и противоречат основным целям и задачам, ради которых собственно и разрабатывались. В сфере НЭО это касается, например, Законов "Об окружающей среде", "Об ООПТ", "Об образовании", Бюджетного Кодекса РФ, не считая подзаконных, ведомственных актов, и законов местных органов самоуправления. На сегодняшний день основными, уже состоявшимися проблемными объектами целостной некогда системы экологического образования и просвещения, стали ботанические сады, биостанции и другие структуры, предназначенные для изучения основ экологических знаний в непосредственно природной среде. Предназначенные изначально на проведение просветительской работы среди самых широких масс населения. Предназначенные для осуществления той самой всесторонней аналитической работы по изучению взаимосвязей и взаимодействия человека-общества-природы. Можно ли говорить об эффективности какой либо учебной работы, если в ее процессе исключен эксперимент? Исследование? Ведь достоверно доказано, что эффективность советской системы образования в отдельных блоках знания, в полной мере зависела от наличия и возможностей того или иного учебного заведения обеспечить полноценную практическую работу. Это касалось знаний физического блока, химического блока, где реализация практической работы можно было и достигалось путем внедрения специализированных кабинетов, обеспеченных в той или иной степени оборудованием, реактивами, необходимой инфраструктурой (подвод газа, воды к партам). Современное западное образование немыслимо без чрезвычайно разветвленных сетей биостанций и ботанических садов. Достаточно сказать, что сеть биостанций университетов США превышает 400 территорий. В Европе насчитывается около 400 ботанических садов. И это, не считая национальных парков и других аналогичных, сугубо заповедных территорий. В России также найти подобные примеры. Одни из признанных на сегодня вузов Московский государственный университет, Казанский государственный университет имеют аналогичную, мощную некогда, инфраструктуру. Не этим ли объясняется, помимо всего прочего, и признанный уровень подготовки выпускников этих вузов?

Исходя из вышесказанного, уже не становится таким "невинным" обоснование теоретических предпосылок по формированию "педагогической вертикали НЭО в виде: детские дошкольные учреждения - школа - колледж (техникум) - вуз - послевузовское образование. Представляется, что центральным звеном в этой цепочке является вуз, особенно, классический университет". При этом основными ресурсами, которые, якобы, должны обеспечить эффективную реализацию НЭО, обозначены исключительно "учебно-научные лаборатории, музеи, компьютерные классы университетов". Но где место полевой практики школьников, студентов? Где в этой "вертикали" место для ознакомления с природными явлениями и объектами для дошкольников или старшего поколения, вплоть до пенсионеров и людей с физическими проблемами здоровья? Где просветительская работа с большими массами населения? В музеях, с замкнутыми в ограниченном пространстве чучелами и экспонатами под стеклом? А может мы говорим о нарастающей в последнее время "виртуализации естественно-научного образования", заменяя поход в ботанический сад или зоологический парк, на особо охраняемую территорию регионального значения, знакомства с реальными учеными-биологами, работающими в реальной сфере сохранения биоразнообразия данного конкретного региона виртуальным туром за экраном монитора в душном классе/аудитории? Так и всплывает слегка видоизмененная классическая фраза: "Это ж как надо ненавидеть своих учеников, чтобы, обучая и прививая основы экологических знаний, лишить их непосредственного знакомства с природой?"

Важным представляется и такой аспект данной проблемы, что в последние годы в решение экологических вопросов "ринулось" много дилетантов (Г.Л. Рытов, 2007), которые даже провозгласили лозунг "дебиологизации" экологии! Это совершенно не допустимо, ибо нельзя только одну экологическую науку ("социальная экология") приравнивать к более общему понятию "экология", что, к сожалению, пытаются сделать, в том числе и в пределах одного региона, многие общественные организации экологической направленности в силу или финансовых, или политических, или амбициозных, или иных причин. Что самым непосредственным образом отразилось на нивелировании роли и функций и восприятии населением ботанических садов и зоологических парков исключительно как места для проведения пикников? И более того, стали широко обсуждаться вопросы "эффективности использования" этих территорий. Похоже, что и в отношении природоохранных, просветительских учреждений стал применяться тот же технократический принцип, который в настоящее время возобладал на промышленных предприятиях страны, при котором требования охраны окружающей среды вступают в противоречие с необходимостью экономии средств.

Огромная вина в этом лежит и на региональных СМИ, где вопросы экологического состояния окружающей среды находят весьма определенное освещение, но следует отметить, что зачастую они характеризуются низким профессиональным уровнем освещения экологических и природоохранных проблем. В силу малого привлечения специалистов-экологов публикации в газетах и репортажи по телевидению приобретают скорее сенсационный, сиюминутный характер, чем научно обоснованный. Нередко это порождает нездоровый ажиотаж среди местного населения, которое традиционно привыкло "верить" журналистам. Что собственно и наблюдается в отношении СМИ к проблемам тех же ботанических садов. Даже в тех случаях, когда ситуация с тем или иным ботаническим садом или дендрологическим парком, уже выходит за рамки правового поля, когда встает ребром вопрос о существовании самой уникальной территории, СМИ отнюдь не торопятся со своим анализом ситуации и донесения истинной, правдивой информации до населения. Зачастую они выполняют функции информирования с позиций той стороны "заинтересованных лиц или групп", которые и создали исходную острую проблему, исходя из своих вполне утилитарных мотивов. В качестве примера можно привести последние события вокруг Утришского дельфинария или ботанического сада Южного федерального университета.

Наверняка у читателя возникнет извечный русский вопрос "Что делать?" Делать то, что делают наши соседи. Опять таки с оговоркой насчет адаптации применительно к местным условиям. Как соединить благочестивые порывы разных министерств: образования и науки, природных ресурсов, социального развития и др.? Возможно реализовать в той форме, которая принята и работает, например, в Киргизии, где при Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций, в Департаменте экологии и мониторинга окружающей среды функционирует Отдел информационно-аналитического обеспечения и экологического образования. Одной из функций которого, является участие в организации системы экологического образования. Учитывая важность экологического образования для населения в целом, Отдел координирует работу и поддерживает тесную связь с общественными и научными организациями, общеобразовательными учреждениями, при осуществлении, в части экологического образования, ряда государственных и правительственных Программ, таких как Комплексные основы развития, Развитие экологического туризма в Кыргызстане, посвященная Году туризма и Международному Году гор и др. Одним из важных компонентов экологической политики Отдела является подготовка специалистов, способных решать экологические задачи самого разного масштаба.

Слово "экология" в настоящее время стало наиболее распространенным не только среди специалистов различных профилей, а главным образом - среди преподавателей школ и высших учебных заведений и обширной разговорной речи. Экологическое воспитание формирует личностные социально-психологические, установки активной гражданской позиций по отношению к окружающей среде и ко всему обществу. И как следствие, экологическое образование в самых различных формах является важным условием демократического развития нашего государства. Ботанические сады, биостанции, зоологические парки в структуре экологического образования, экологического воспитания, формирования экологического сознания являют собой не что иное как основные, базовые, определяющие компоненты всего процесса, определяющие в конце концов его эффективность. А, следовательно, и эффективность развития общества в целом.

Ирина Коваленко
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка

Консультация.

Тема : «Экологическое образование – непрерывный процесс обучения , воспитания и развития ребенка ».

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать : стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить лес, высушить озеро) дорога очень короткая.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения , включая и подрастающие поколение.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования , поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту и всему живому, только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Пока дети малы, все цветы и травы, жучки – паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им. Поэтому тема экологического воспитания в детском дошкольном возрасте так актуально.

Основная цель : воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи педагогов сводятся к следующему :

1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относится к растениям и животным.

2. Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и не живой природы.

3. Информировать дошкольника об экологической ситуации в городе , крае, мире и о влиянии её на здоровье людей.

Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях, не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием . Изучение материала, составляется с учетом возрастных особенностей детей. По принципу «от простого к сложному» ; С развивающим компонентом ; основывается на принципе повторяемости.

Занятия проводятся простые и комплексные. Концепция, дошкольного воспитания , нацеливает на использование, нетрадиционных форм занятий, с детьми («КВН» , «Что? Где, Когда» , «Поле чудес» , «Секреты лесовик» , «Айболит» ). Интересны комбинированные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной ) .

Формы и методы работы используются самые разнообразные . Это экскурсии; наблюдения; рассматривание картин; занятия-беседы, познавательно - эвристического характера. Разнообразные сюжетно – ролевые ; дидактические и развивающие игры ; игровые упражнения; эксперименты и опыты; экологические тесты и задачи ; видео, аудиозаписи и т. д. Детей младшей и средней группы необходимо знакомить (на конкретных примерах) . Например, связь живого организма со средой обитания (комнатные растения, животные нуждаются в пище, воде, свете, тепле) .

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение видеть, делать выводы и обобщения. Большую ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки) . Наблюдения дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные «почему» и зачем».

Очень нравятся детям народные приметы. Надо объяснять им, народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. А сколько будет радости, когда приметы эти подтвердятся собственными наблюдениями.

В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке надо учить детей видеть прекрасное, показывать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака., наблюдать за животными птицами, насекомыми в естественных условиях. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации, сами составляют рассказы и придумывают сказки.

Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей , дает возможность формировать любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. Чуковского, С. Маршака, Л. Барто, С. Михалкова и других. Очень любят малыши сказки о животных, их привлекают легкие шуточные, стихи стихи-потешки.

В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребят и проводиться в увлекательной форме. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности, в игровой форме, в «лаборатории природы» . На таких занятиях дети, узнают : «какой песок - сухой или мокрый» , «что тонет в воде – камень, песок или дерево» «что происходит с зажженной свечёй, если её закрыть банкой» , «как можно обнаружить воздух «и так далее.

Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания , совместно с музыкальным руководителем проводят музыкально – экологические развлечения и праздники , вечера досуга(«люблю березку русскую» , «на Кубани родились мы» , кукольные театры, на экологические темы , очень нравятся дошкольникам.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей природной среды : 1. Познавательному развитию ребенка . 2. Эколого – эстетическому развитию . 3. Оздоровлению ребенка . 4. Формированию нравственных качеств ребенка . 5. Формированию экологически грамотного поведения. 6. Развитию сенсорных , творческих, умственных способностей. 7. Экологизация различных видов деятельности ребенка .

В каждой группе должен находиться : * Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать) * Уголок природы. В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдения за ними (например, посажен лук) . Здесь же находятся книги, иллюстрации содержащие информацию о растениях, животных, природных явлениях. Календари природы и так далее. *Выставочный уголок. На занятиях по программе дошкольники рисуют, делают поделки, работы выставляются в уголок. Здесь же можно проводить выставки, вывешивать фотографии детей и родителей во время общения с природой.

Нетрадиционный элемент развивающей предметной среды – Альпийская горка. Это композиция из множества разнообразных растений и другого природного материала. Её можно сделать на территории детского сада или в группе «Мини – альпинарий» , например в аквариуме.

Большое значение имеет правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой, приобщение детей к регулярному труду. Выращивание цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Еще более ценное значение имеет наличие на территории детского сада огорода, где дети могут самостоятельно выращивать овощи. Дети, занимавшиеся посадкой, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. Уход за цветами и овощами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков, обучая ребят , простейшим приемам труда нужно объяснить необходимость и целесообразность этого труда . Научить испытывать радость от хорошо выполненной работы.

Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Необходимо знакомить детей с природой нашего края. Уголок «Я родился на Кубани» поможет детям больше узнать о природе родного края. Здесь можно поместить иллюстрации, фотографии с изображением природы Кубани , достопримечательностями города-курорта Анапа. Создать отдельные папки «Анапа осенью» , «Весна в Анапе» .

Чтобы расширить представления детей, усилить их впечатления, надо проводить целевые прогулки и экскурсии. Можно организовать, в выходной день, экскурсию, вместе с родителями, в дельфинарий или встречу на набережной, у моря. Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизируются. Параллельно можно проводить работу с народным календарем.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд . Здесь и слова знаменитых людей; статьи, воспитывающие добрые чувства , милосердие, бережное отношение к природе, дающие конкретные экологические знания .

На специальном родительском собрании «Природа – любовь – красота» : родителей знакомят с предметом экологии , обговаривают принципы экологического воспитания ребенка в семье .

На протяжении всего учебного года в уголке для родителей или специальных папках даются рекомендации, консультации, родителей знакомят с результатами обучения детей .

Воспитатель , проводит индивидуальные беседы с родителями, предлагает сходить с детьми рассмотреть те или иные объекты (например «Цветочные часы» , «Фонтаны» и т. д., советует какие книги прочитать, какие стихи разучить.

Организует различные мероприятия с участием родителей. Осенью «Праздник урожая» . «Птицы улетели» . Вначале апреля «День птиц» . Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дается домашнее задание : сделать дома поделку из природного материала, смастерить скворечник или осенью смастерить кормушки для птиц. Провести соревнования : «Папа, мама и я – здоровая семья» .

Таким образом , воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту – одна из важнейших задач, решая которую необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

А самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать всех детей, пробудить у них желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания.