Изменение общества. Социальные изменения и развитие общества На все изменения в общественной

В условиях революции органы печати работали с перебоями, и свежие газеты в Курган не поступали, поэтому информация о событиях в столице приходит в город с некоторой задержкой. Первыми на события в столице реагируют солдаты 34-го запасного Сибирского полка: уже к 5 марта они занимают все социально значимые объекты в городе, а именно, телефонную станцию, железнодорожную и почтово-телеграфную конторы. 6 марта на Троицкой улице Кургана проходит демонстрация, поддержавшая достижения революции и свержение монархии. В отставку уходит городской голова Фёдор Васильевич Шветов, полиция и судебные учреждения распускаются.

Образование Советов стало важнейшим результатом революции: в первых числах марта был образован Курганский Совет солдатских депутатов, вслед за ним Совет рабочих депутатов. 12 марта 1917 года они объединились в единый орган – Курганский Совет рабочих и солдатских депутатов.

В Шадринске к середине марта 1917 года был создан Военный комитет. Его организатором стала группа большевиков 139-го запасного полка во главе с военнослужащими А.А. Ждановым и Н.М. Уфимцевым. Шадринская партийная группа с самого начала работала под руководством Уральского комитета большевиков, который находился в Екатеринбурге. Члены партийной группы вели активную работу среди солдат гарнизона и рабочих города, яро пропагандируя сопротивление и неприязнь к внутренней и внешней политике Временного правительства.

В первой половине апреля 1917 года в состав военного комитета вошли представители рабочих Шадринска. 22 мая 1917 года фактически на базе военного комитета был образован Шадринский Совет рабочих и солдатских депутатов.

В апреле-мае 1917 года возникли Советы рабочих депутатов в Мишкино, Шумихе, Щучье, Чумляке и других местах.

В противовес Советам 7 марта офицерский состав курганского гарнизона создаёт Комитет общественной безопасности или КОБ, который поддерживает Временное правительство. КОБы создавались по всей стране также активно, как и Советы, и на первом этапе революции сотрудничали с ними. Кроме поддержки Временного правительства КОБы обеспечивали общественную безопасность, осуществляли контроль за работой типографий, пресекали монархические выступления.

Позднее других организовалось зауральское крестьянство: первое заседание Курганского совета крестьянских депутатов состоялось 15 июля, председателем Совета был избран прапорщик 34-го Сибирского стрелкового запасного полка Константин Матвеевич Петров .

В течение всего марта и апреля в крае велась активная работа по созданию всевозможных съездов и союзов. Например, кроме Советов и КОБов появились съезд представителей кооперативов Западной Сибири, крестьянский уездный съезд, общество солдаток. Происходит оживление профсоюзов. Для защиты своих интересов в нашем крае создаются Союз учащихся, профсоюз плотников, Союз увечных воинов, легковых извозчиков, городских служащих. Идея самоорганизации захватила даже те слои населения, которые ранее никогда не проявляли общественную активность, например, домашняя прислуга. На 11 июня в Кургане было назначено собрание всех кухарок, сторожей, кучеров, дворников, нянек, прачек, горничных и т.п., чтобы организовать свой профессиональный союз – союз домашней прислуги.

Временное правительство учредило на местах должности своих полномочных представителей – комиссаров. Например, Курганский уезд должен был подчиняться комиссару Временного правительства по Кургану и Курганскому уезду. Им стал Иосиф Антонович Михайлов .

Вскоре начинается подготовка к введению земств в Курганском уезде.

В эти месяцы продолжали работать и привычные для местного населения органы государственной власти: городские думы, городские и уездные управы. И старые, и разнообразные новые органы местной власти действовали одновременно, то находя компромиссы, то противоборствуя друг с другом. Это позволяет называть политическую систему региона не просто двоевластие м, как в центре страны, а многовластием.

Оживляется деятельность политических партий: многопартийность – характерная черта общественно-политической жизни страны в 1917 году. Эсеры, социал-демократы, кадеты – все эти и другие партии были представлены в политическом спектре Южного Зауралья.

В начале мая начинается подготовка к выборам в Курганскую городскую думу, которые состоялись 2 июля 1917 года. Предвыборная кампания была хорошо освещена в местных газетах, в которых публиковались списки кандидатов по каждому округу, подробно сообщалось о проведении собраний и агитационной работы. О заинтересованности и отклике населения можно судить по данным о регистрации и явке избирателей: «По спискам гражданским – 12682, по военным – 2837. В выборах участвовало 5150 избирателей. Избрано 40 гласных от пяти партий». Таким образом, можно заметить, что явка на выборы была невелика и составила около 33% от зарегистрированных избирателей. Возможно, сказалось недоверие населения к этому органу местного самоуправления.

Большинство курганцев доверили свои голоса «Объединенным социалистам» , которые получили в Городской Думе 29 мандат ов. «Граждан-избирателей 3-го участка г. Кургана» в обновленном органе самоуправления представляли 5 гласных , «Группу торгово-промышленников и домовладельцев» – 2 гласных и «Трудовую группу мещан» – 1 гласный. Социальный и профессиональный состав народных избранников был весьма разнообразен: это учителя и чиновники, врачи и общественные деятели, священник и рабочий депо. Гласными были избраны Курганский уездный комиссар Временного правительства эсер И.А. Михайлов и председатель Совета рабочих и солдатских депутатов эсер Т.П. Белоногов. В состав Думы вошли наиболее уважаемые представители общественности, многие из которых уже имели большой стаж работы в качестве депутатов: М.К. Сажин, П.П. Успенский , Г.М. Легких. Таким образом, по политическому составу Дума оказалась социалистической.

13 июля 1917 года состоялось первое заседание обновленной Курганской городской думы. Городским головой единогласно был избран Михаил Константинович Сажин. Предстояло выбрать городскую управу и членов Продовольственного комитета, создать думские комиссии по разным отраслям хозяйства, назначить начальника милиции. Только после этого можно было приступить к непосредственной деятельности или, как называли это сами гласные, решать задачи «культурного благосостояния города».

Почти одновременно формируется новый состав Шадринской Думы. В выборах, которые прошли 9 июля 1917 года, участвовали 55% избирателей. Активность шадринцев, таким образом, оказалась чуть выше, чем курганцев. 26 июля 1917 года состоялось первое заседание Шадринской городской Думы, которую возглавил социалист Н.М. Притыкин.

«Общество в Средневековье» - Последствия походов. 1096 г.- 1099 г. Тяжелейший удар был нанесен по Византии. Крестовые походы. Некоторые Крестоносцы остались в Палестине и основали государства по европейскому образцу. 1202-1204. Торговые связи между Востоком и Западом укрепились. Досуг – турниры, охота. 1188-1192. Рыцарство. Католический Запад не сумел удержать христианские святыни.

«Одежда Средневековья» - Внимание уделяется ювелирным украшениям. Сравните. Повседневная и праздничная одежда. Доспехи. Женские средневековые платья. Матерчатый доспех. Стиль одежды. Тенденция к созданию облегающей одежды. Период готики. Одежда Средневековья. Пластинчатые доспехи. Кольчужные доспехи. Доспех предоставлял достаточьно неплохую защиту.

«Возникновение средневековых городов» - Возникновение городов. Мясник. Изменения в хозяйстве. Почва стала реже истощаться. Феодалы и горожане. Развитие хозяйства и его последствия. Возникновение Средневековых городов. Выделение ремесла из сельского хозяйства. Деньги. Торговцы и ремесленники. Европейские города. Дайте правильный ответ.

«Европа в Средние века» - Короли. Роль церкви в Средние века. Абсолютная монархия. Корпорация. Раннефеодальная монархия. Вассалы. Сеньоры. Структура средневекового общества. Отношения между феодалами и крестьянами. Сословно-представительная монархия. Понятие « Средние века». Феодализм, его основные черты. Натуральное хозяйство.

«Викторина «Средние века»» - Горожане – это выходцы из деревни. Открытия, изобретения. Крестьянское восстание во Франции. Средневековый город. Участники крестовых походов. Сеньоры стремились привлечь в город больше людей. Что такое крестовые походы. Военные походы. Церковь владела огромными территориальными богатствами. Борьба чешского народа.

«Средневековое общество» - Сословие. Экономическая зависимость. Социальный строй. Владелец поместья. Замок. Принудительные обязанности. Жители деревни. Крестьянский дом. Крестьянский скот. Жизнь Средневековой деревни. Вынесение судебного приговора. Средневековая деревня. Феодал. Крестьяне. Деревенская церковь. Поместье повинности.

Всего в теме 15 презентаций

Всемирная История. Том 1

Разложение первобытно-общинного строя и древнейшие рабовладельческие государства в долине Нила и в Двуречье

Общие черты периода

Изменения в общественной жизни племён

Освоение техники выплавки меди, которое произошло в течение IV тысячелетия до н. э. дало древним земледельцам более совершенные орудия. При помощи этих орудий значительно улучшилось изготовление деревянных изделий. Медная мотыга с деревянной рукоятью, лопата и другие орудия позволяли создавать оросительные каналы. Уже в начале и середине III тысячелетия кое-где, как, например, в Двуречье, в Египте, а несколько позже-и на Иранском нагорье (городище Тепе-Гиссар), изготовлялись деревянные плуги; одомашнение осла и коровы, происшедшее ещё раньше, позволило запрягать в плуг животных, что значительно повысило производительность труда. Развилось теперь и ремесленное производство-ткацкое, литейное, гончарное. Был изобретён, хотя не всюду получил ещё широкое применение, гончарный круг. На лодках начинают ставить паруса, кое-где появляются повозки на сплошных колёсах. Усложнившееся производство потребовало большей специализации; в общинах начинают выделяться специалисты-ремесленники; начинается второе великое общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства.

Это обстоятельство вызвало развитие обмена - сначала между отдельными общинами и племенами, специализировавшимися на том или ином производстве. Предметы производства отдельных племён, оказавшихся в более благоприятных природных условиях для изготовления тех или иных изделий, переходя из рук в руки, распространяются теперь на большие расстояния. Например, в долину Евфрата и Тигра попадает кавказский обсидиан, иранская медь, в Египте используется медь, привозимая с соседнего Синая. Связи с отдалёнными районами обнаруживаются при изучении археологических памятников земледельческих племён Ирана, юга Средней Азии, долины великой китайской реки Хуанхэ. Но обмен начинает, вероятно, возникать и внутри общин - между специалистами-мастерами и земледельцами. Во всех случаях это был ещё обмен продуктами, без посредства денег.

Накопление продуктов, умножение богатства, происходившее, разумеется, в различных общинах неравномерно, приводят к возникновению междуобщинных и межплеменных войн с целью грабежа. Медное оружие увеличило военную силу его обладателей; столкновения между племенами, перешедшими уже к энеолиту, превращаются в настоящие войны. Война становится, в свою очередь, средством обогащения; военные вожди приобретают всё большую власть, а захватывая себе наибольшую добычу, они получают всё большие экономические преимущества перед своими соплеменниками.

По данным этнографии, на самых ранних ступенях развития земледелия применялось коллективное вскапывание полей деревянными палками. Однако мотыжное и особенно плужное земледелие постепенно становилось, даже в пределах общины, делом отдельных семей. Земледельческий труд, со времени развития плужного земледелия, перешёл из рук женщин в руки мужчин, и мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причём каждая из них, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к его детям; закладываются основы частной собственности на средства производства. От счёта родства по материнской линии переходят к счёту родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчинённое положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускалась полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья рисуют такое положение сложившимся к концу IV - началу III тысячелетия до н. э. У племён предгорий Передней Азии, Китая и т. д. та же картина обнаруживается древнейшими памятниками письменности, появляющимися у некоторых из них во II тысячелетии до н. э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - всё это вело к возникновению имущественного расслоения среди земледельческих племён. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, в руках которой фактически находилось ведение всех дел. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов.

Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. Выделяются, с одной стороны, сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые - в подчинённые. В результате войн могли оказаться в подчинённом положении целые племена или даже группы племён.

Однако долгое время наряду с советом - органом родовой знати - большую роль продолжает играть и собрание всех взрослых общинников-воинов. Несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати ещё должна считаться с мнением всей общины. Обычно заседание совета происходило в присутствии всех воинов, которые, как это рисуют эпические песни древнейших обитателей Двуречья, активно выражали своё одобрение или неодобрение решениям вождя и совета. Военные успехи ещё в известной мере обогащали всю данную общину, но главным образом её верхушку. Такие порядки на последнем этапе развития первобытно-общинного строя обыкновенно называют военной демократией.

Внутренние связи в общине в этот период ещё не были разрушены. Памятники последнего этапа первобытно-общинного строя повсеместно свидетельствуют о силе коллективного труда. Когда участившиеся войны потребовали укрепления обороны поселений, создавались мощные крепости, стены которых были сложены из громадных необработанных глыб камня (так называемая циклопическая кладка), вырубить которые и доставить наместо можно было только коллективным трудом многих людей. Там, где не было камня, воздвигались толстые стены из кирпича-сырца. Устройство оросительных каналов также требовало слаженного труда всего коллектива членов общины. Общинники ещё участвуют в общественных делах своего коллектива, будучи членами народного собрания. Но всё чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

Общественная активность племенной массы сказывается в описываемое время и в художественном творчестве. К этому периоду восходят в конечном счёте многие замечательные эпические памятники народной поэзии древнего Востока. Одной из главных областей художественного творчества было также ремесло, что хорошо нам известно на примере гончарного производства. На всём протяжении зоны земледельческих очагов в IV и III тысячелетиях до н. э. получает распространение великолепная расписная посуда, украшенная одноцветными или многоцветными орнаментами и стилизованными изображениями животных и символов земледельческих божеств - солнца, воды, колоса. По этим изделиям, распространённым на огромном протяжении от берегов Чёрного и Средиземного морей до Китая, через Иран и Среднюю Азию, энеолитические культуры этих территорий получили название культур крашеной керамики. Те же стилистические черты проявлялись в искусстве резьбы по камню и, надо полагать, в изделиях ткацкого ремесла, которым явно подражают многие росписи на посуде.

Изменения в общественной жизни земледельческих племен

Знакомство с техникой выплавки меди, которое произошло в течение IV тысячелетия до н. э., помогло древним земледельцам значительно совершенствовать свои орудия. При помощи них во многом улучшилось изготовление деревянных изделий. Медная мотыга с деревянной рукоятью, лопата и другие орудия позволяли создавать оросительные каналы.

Уже в начале и середине III тысячелетия в некоторых районах, например, в Двуречье, в Египте, а немного позже - и на Иранском нагорье, изготовлялись деревянные плуги.

Приручение осла и коровы, которое произошло еще раньше, позволило запрягать в плуг животных, что, несомненно, значительно повысило производительность труда.

Теперь развилось и ремесленное производство - ткацкое, литейное, гончарное. Был изобретен (правда, еще не всюду получил широкое распространение) гончарный круг.

На лодках начали ставить паруса, а кое-где стали появляться повозки на сплошных колесах.

Усложнившееся производство потребовало большей специализации. В общинах начали выделяться специалисты-ремесленники.

Началось второе великое общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства.

Это в свою очередь привело к развитию обмена - вначале между отдельными общинами и племенами, которые специализировались на том или ином производстве. Предметы производства отдельных племен, оказавшихся в более благоприятных природных условиях для изготовления тех или иных изделий, получили большое распространение, в том числе и на соседние территории.

Например, в долину Евфрата и Тигра попал кавказский обсидиан, иранская медь. В Египте обнаружена медь, которую привозили с соседнего Синая. Связи с отдаленными районами обнаруживаются при изучении археологических памятников земледельческих племен Ирака, юга Средней Азии, долины великой китайской реки Хуанхэ.

Вместе с тем, очевидно, обмен происходил и внутри общин, например, между специалистами-мастерами и земледельцами.

Во всех случаях это еще был обмен продуктами, без посредства денег.

Увеличение количества продуктов, умножение богатства происходило в различных общинах неравномерно, что и приводило к возникновению междуобщинных и межплеменных войн с целью грабежа. Медное оружие увеличивало военную силу его обладателей, и вскоре столкновения между племенами, перешедшими уже к неолиту, превратились в настоящие войны. Война превратилась в средство обогащения. Военные вожди стали приобретать все большую власть, а захватывая себе наибольшую добычу, они получали все большие экономические преимущества перед своими соплеменниками.

Как считают археологи, на самых ранних ступенях развития земледелия применялось коллективное вскапывание полей с помощью деревянных палок. Однако мотыжное и особенно плужное земледелие со временем становилось - пусть и в пределах общины - делом отдельных семей. Земледельческий труд, со времени развития плужного земледелия, перешел из рук женщин в руки мужчин. Мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи.

Накопление в разных семьях происходило по-разному. Причем, каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к его детям. Закладываются основы частной собственности на средства производства. От счета родства по материнской линии древние люди постепенно переходят к счету родства по отцу. Так начал складываться патриархат.

Глиняная модель финикийского храма. Кипр. Вторая половина I тысячелетия до н. э.

Соответственно меняется и форма семейных отношений. Появляется патриархальная семья, в которой женщине отводится подчиненная роль. Это, в частности, проявляется в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчины же вполне допустимо многоженство (полигамия).

Древнейшие документы Египта и Двуречья рисуют такое положение сложившимся к концу IV - началу III тысячелетия до н. э. У племен предгорий Передней Азии, Китая и т. д. нечто подобное обнаруживается древнейшими памятниками письменности, которые появляются у некоторых из них во II тысячелетии до н. э.

В это время происходит имущественное расслоение среди земледельческих племен, вызванное ростом производительности труда, усилением обмена, постоянными войнами. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Начала складываться верхушка родовой, аристократии, в руках которой находилось ведение практически всех дел. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов.

Вместе с тем происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются богатые и сильные роды, с другой стороны появляются обедневшие и ослабевшие. Постепенно первые из них превращаются в господствующие, а вторые - в подчиненные. Кроме того, благодаря частым войнам в подчинении иногда могли оказаться целые племена или даже группы племен.

Однако на протяжении долгого времени наряду с советом - органом родовой знати - большую роль продолжает играть и собрание всех взрослых общинников-воинов. Верхушке родовой знати все еще приходится считаться с мнением общины, несмотря на общественное и имущественное расслоение общины.

Как правило, заседание совета происходило в присутствии всех воинов, которые, если принимать во внимание эпические песни древнейших обитателей Двуречья, активно выражали свое одобрение или же наоборот неодобрение решением вождя и совета. В известной мере военные успехи еще обогащали всю общину.

Такие порядки на последнем этапе развития первобытно-общинного строя обыкновенно называют военной демократией.

Памятники последнего этапа первобытно-общинного строя свидетельствуют, что внутренние связи в общине в этот период еще не были разрушены. Например, когда участившиеся войны потребовали укрепления обороны поселений, создавались мощные крепости, стены которых были сложены из огромных необработанных камней, вырубить которые и доставить на место было только с помощью многих людей. Если камней не было, воздвигались толстые стены из кирпича-сырца.

Часть обшивки с древневосточными изображениями и изображениями в скифском стиле. Найдена около Саккыза.

Коллективный труд использовался и при устройстве оросительных каналов.

Общинники все еще участвуют в общественных делах своего коллектива, являясь членами народного собрания.

К этому периоду относятся многие замечательные эпические памятники народной поэзии древнего Востока.

Одной из широко распространенных областей художественного творчества также было ремесло, о чем свидетельствует гончарное производство. На всем протяжении зоны земледельческих очагов в IV и III тысячелетиях до н. э. получает распространение замечательная расписная посуда, украшенная одноцветными или многоцветными орнаментами и стилизованными изображениями животных и земледельческих божеств - солнца, воды, колоса. По этим изделиям, которые обнаружены на огромных территориях от берегов Черного и Средиземного морей до Китая, через Иран и Среднюю Азию, энеолитические культуры этих территорий получили название культур крашеной керамики.

Такие же стилистические черты обнаруживаются и в искусстве резьбы по камню, а также в изделиях ткацкого ремесла, которым явно подражают многие росписи на по суде.

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Изменения в общественной жизни германцев во II-V вв. Рост производительных сил у германцев нашел свое выражение в усовершенствовании орудий производства и агрикультуры, в развитии и более широком распространении различных ремесел, промыслов, в росте торговли.

Из книги Ислам в Аравии (570-633) автора Большаков Олег Георгиевич

Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович

«Аще кто речет: Бога люблю, а брата своего ненавижю – ложь есть»: общие принципы общественной и политической жизни Начнем разбор древнерусских взглядов на общие принципы общественной и политической жизни с известной теории «казней Божиих». В «Повести временных лет»

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Из статьи Л.В. Черепнина «Еще раз о феодализме в Киевской Руси» (Из истории экономической и общественной жизни России. ML, 1976) Вопрос о генезисе феодализма на Руси принадлежит к числу важнейших проблем отечественной истории. Это проблема рождения классового общества,

Из книги От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе автора Буассонад Проспер

ГЛАВА 6 Деятельность церкви и государства по реорганизации труда и восстановлению экономики и общественной жизни Западной Европы в Темные века В течение тех столетий, которые последовали за вторжением варваров и их расселением в захваченных землях, христианский Запад

Из книги Интеллигенция на пепелище родной страны автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Постулат пятый. Революция означает переход к более высоким интеллектуальным стандартам общественной жизни Бесспорны некоторые методологические характеристики нового политического мышления, которые с очевидностью выявляют его тождественность с научным

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

1. Приход нацистов к власти. Унификация общественной и политической жизни (1933-1934) 30 января 1933 г. президент Германии Пауль фон Гинденбург подписал указ о назначении Адольфа Гитлера рейхсканцлером. Эта дата считается началом нового, «национал-социалистического» периода в

Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

Из книги История балтийских славян автора Гильфердинг Александр Фёдорович

LXII. Застой и распад в общественной жизни балтийских славян; причины его Мы рассмотрели, таким образом, общественную жизнь балтийских славян в разных ее проявлениях. Недостаток известий не позволял нам составить себе полную ее картину, но везде мы находили ее верной одним

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Нормализация общественной жизни после оккупации В мае 1945 г. было создано коалиционное правительство, которое состояло из девяти министров, представлявших политические партии, и девяти министров от Совета свободы. Возглавил его социал-демократ Вильгельм Буль; министром

Из книги Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи автора Кандель Феликс Соломонович

Очерк тридцать седьмой Евреи во внутренних губерниях Российской империи. Участие в русской общественной‚ научной и культурной жизни Про Исаака Левитана говорили с восторгом и изумлением: «Из какого-то глухого провинциального угла пришел этот тщедушный еврейский

Из книги Римские легионы вне полей сражений (Эпоха ранней Империи) автора Колобов А В

Глава III Место легионеров в общественной жизни Империи В научной литературе распространена точка зрения, согласно которой после реформ Гая Мария римская армия превратилась в особую общественно-корпоративную систему, оторванную от гражданского общества и чуждую

Из книги Русское масонство в царствование Екатерины II [Илл. И.Тибиловой] автора Вернадский Георгий Владимирович

Глава четвертая. Масонство в общественной жизни

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Изменения в общественной структуре Расширение Ассирийской державы, чьи границы охватили почти весь Ближний Восток, привело и к изменениям внутри такого крупного государственного образования. Дары критян египетскому фараону Тутмосу III. Роспись из гробницы в Фивах.

Из книги Срывайте маски!: Идентичность и самозванство в России автора Фицпатрик Шейла

Из книги Александр II. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: сборник статей автора Коллектив авторов

Наталия Родигин, Мария Коркина. ЮБИЛЕЙ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Феномен юбилеемании второй половины XIX - начала XX в. привлекал к себе внимание таких историков, как К.Н. Цимбаев, Р. Уортман, А.И. Буслаев{592}. Однако до сих

Никогда ещё изменения в жизни общества, и отдельно взятого индивида не происходили столь стремительно! Меняются моральные нормы, взаимоотношения между людьми, семейные традиции, образовательные стандарты. Появляются новые профессии, социальные институты, политические партии. Ежедневно на человека обрушивается огромный поток информации. Не все могут выдержать бешеный ритм жизни. Многие находятся в состоянии постоянного стресса и испытывают страх или растерянность перед будущим.

Вконтакте

Одноклассники

Но жизнь не остановить. Развитие и трансформация являются неотъемлемыми характеристиками любого общества.

Понятие и основные причины

Единого определения этого понятия в силу его абстрактности в науке нет. В общем смысле под социальными изменениями понимают перемены, происходящие в течение короткого или длительного промежутка времени с общественными структурами и социумом в целом.

Выделяют следующие причины преобразований в современности:

Изменения в политической, культурной, социальной жизни общества могут реализовываться постепенно, плавно, иногда даже незаметно для простого обывателя, что позволяет характеризовать происходящие перемены, как эволюционные.

Стремительные преобразования , приводящие к качественным изменениям в одной или нескольких сферах социума, называют революционными.

Современная наука, помимо эволюционных и революционных, выделяет циклические изменения общества, при которых социальные явления (процессы) повторяются в другое время и при иных условиях.

Взгляды ученых

Главную причину перемен, происходящих в социуме, учёные представляли по-разному.

О. Конт видел её в прогрессе человеческого разума, в переходе от военного общества к индустриальному.

Г. Спенсер основополагающим условием трансформации считал усложнение структуры социума, рост самосознания и свободы личности.

К. Маркс главную роль в преобразовании общества отводил производительным силам.

Основная причина социальных изменений по М. Веберу - социальные структуры, необходимые для общественного развития. При создании этих структур каждый человек опирается на свои нравственные и политические установки, а также на религиозные взгляды.

Именно религии, Вебер отводил ключевую роль в прогрессе человечества, признавал её движущей силой в развитии общества.

Подвергнув глубокому анализу основные мировые религии (конфуцианство, буддизм, иудаизм), Вебер пришёл к выводу, что именно верования накладывают отпечаток на способы ведения хозяйства, структуру общества, развитие цивилизации в целом. Например, погружение в собственные ощущения, стремление к приобретению духовного опыта, свойственные конфуцианству и буддизму, мешают продвижению капитализма на Востоке.

Причины быстрого развития западного общества социолог также видит в религиозных взглядах и личностных характеристиках, свойственных европейцам: рациональность мышления, склонность к бюрократии.

Изменение структуры общества и появление новых социальных институтов в социологии Вебера связано с понятием харизмы. Именно это качество, присущее некоторым общественным лидерам и полководцам, отличает выдающуюся личность от простых людей. Обладателю харизмы приписываются исключительные, сверхчеловеческие способности (Будда, Христос). Харизматический вождь, по мнению ученого, может внести изменения даже в устойчивую социальную структуру, лишённую динамизма.

Факторы, способствующие социальным изменениям

При всем своём разнообразии основные факторы социальных изменений можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, политические, технологические.

Характеристики каждой группы представлены в таблице.

Таблица. Факторы изменения социума

Какие социальные изменения происходят в современном обществе

Преобразование в одной области жизни социума влечёт за собой перемены и в других сферах. Трансформации происходят в политической (избрание новых государственных лидеров, смена форм правления), культурной (возрождение обычаев, переосмысление истории), социальной сфере (появление новых социальных групп, профессий).

В современном обществе происходит установление тесных политических и экономических связей между государствами, создание единого информационного поля. Мировые державы становятся взаимосвязаны и взаимозависимы. Этот процесс называется глобализацией . Он имеет, как позитивные (технологический рост, создание новых рабочих мест, свободный доступ к информации), так и негативные (экологические проблемы, беспрецедентное увеличение миграционных потоков, неравномерность экономического развития государств) стороны.

В современной России

Рассматривая преобразования, происходящие в нашей стране, нельзя забывать, что Российская Федерация не является изолированным государством. Все процессы, характерные для мирового сообщества, затрагивают и Россию.

В течение последних нескольких десятилетий серьёзные изменения произошли и в структуре общества, и в мировоззрении россиян.

Многие социологи, характеризуя тенденции изменений в жизни россиян, особое значение придают процессу компьютеризации и использованию Интернета. Выделяют следующие основные аспекты:

  1. автоматизация некоторых этапов трудового процесса , т. е. часть функций, ранее осуществляемых людьми, теперь выполняются механизмами;
  2. возможность быстрого получения разноплановой информации . Оптимистично настроенные исследователи полагают, что доступ к Интернету повлечёт за собой повышение грамотности населения. К сожалению, наличие знаний, не всегда означает их правильное применение;
  3. изменение форм и способов общения между людьми . Дружеские беседы все чаще происходят посредством обмена сообщениями через мобильные приложения или посланиями по электронной почте. Для передачи эмоций собеседники используют язык идеограмм и смайлов;
  4. создание информационных компьютерных баз данных . Сведения личного характера, предоставляемые человеком для одних целей (покупка через Интернет, оплата товаров банковской картой и т. д.), потенциально могут быть использованы не по назначению. Некоторые исследователи видят в этом опасность несанкционированного наблюдения за частной жизнью граждан.

Человек, живущий в постоянно меняющихся обстоятельствах, вынужден развивать новые качества, помогающие приспосабливаться к окружающему миру. Чтобы чувствовать себя комфортно и успешно адаптироваться к любой ситуации, не подвергаясь постоянному стрессу, необходимо обладать не только знаниями и навыками, но и гибкостью мышления, мобильностью и умением критически оценивать поступающую информацию.