Формы общественного сознания. Общественное сознание и его формы

Общественное сознание. Сущность. Уровни. Формы.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов.

Практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и степени интегрированности обладает тем или иным сознанием (некоторые черты его можно обнаружить и у очереди в магазине). Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и проч. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего в социум.

Субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. Индивид способен изобрести идеологию или дать толчок некому явлению социальной психологии, но в общественное сознание оно станет лишь тогда, когда «овладеет массами».

Его структура: оно состоит из двух частей-полюсов «Идеологии» - осознанной, теоретически обработанной, отрефлектированной. «Социальной психологии» или «ментальности», которая является сферой коллективного бессознательного, характеризуется сокрытостью, глубинностью, стихийностью. (

При этом, «общественная психология и идеология находятся в некотором противоречии между собой, но не существуют друг без друга» и взаимно проникают друг в друга.

Общественное сознание это часть культуры в широком смысле слова.

Сохраняясь в культуре общества, социальная психология / ментальность отражает пройденный им исторический путь. «Менталитет отдельной личности определяется принципами и структурными особенностями языка и культуры, обусловившей ее развитие и становления< ...> Язык и культура, в свою очередь, складываются в ходе исторического развития определенного народа. Таким образом, исторический опыт, переработанный и отложившийся в языке и культуре, влияет затем на формирование глубинных особенностей психики человека, осваивающего мир через язык и культуру. Образ мышления может поэтому рассматриваться как интериоризированный опыт языковой и культурной истории». Об этом писал известный историк П.Н.Милюков: «Национальный характер сам есть последствие исторической жизни». Сказанное в данном случае об этносе может быть, на наш взгляд, распространено и на другие виды социумов.

Существование в культуре различных частей общественного сознания различно. Идеология требует специального развития, культивирования, фиксации (т.к. основывается на теоретическом, научном мышлении) и сосредоточена в силу этого в цельном виде в умах немногих. Существование социальной психологии / ментальности в большей мере стихийно (хотя существуют способы управления, манипуляции), она присуща всем членам общества.

Содержанием полюса идеологии являются теории, научные, религиозные, философские системы и учения, сознательное мировоззрение. Содержанием полюса стихийной, безотчетной социальной психологии / ментальности являются мыслительные, поведенческие, эмоциональные стереотипы; латентные ценностные установки; картины мира и восприятие себя в мире; всевозможные автоматизмы сознания; общественные представления и пр.

Механизм сохранения и передачи социальной психологии / ментальности, а также усвоение ее каждым новым членом общества похожи на механизм жизни живых естественных языков. Через среду (языковую или, соответственно, ментальную) и от старших поколений - младшим. «Культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода " матрицу" , в рамках которой формируется ментальность. Эпоха, в которую живет индивид, налагает неизгладимый отпечаток на его мировосприятие, дает ему определенные формы психических реакций и поведения, и эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в " коллективном сознании" ».

Общественное сознание исторически изменчиво. Идеология может смениться мгновенно, хотя для ее широкого распространения всегда нужно время. Что касается ментальности, то представители Школы «Анналов» всегда отмечали медленность происходящих в ней изменений. Б.Ф.Поршнев в своей «социальной психологии» выделяет более-менее стабильный «психический склад» (например, национальный характер) и динамичные «психические сдвиги», общественные настроения (например, мода).

Для постижения общественного сознания необходим анализ возможно более широкого культурного контекста: текстов и предметов «материальной культуры», системы социальных связей и взаимоотношений, быта и истории повседневности. В обратной связи: понимание ментальности и идеологии социума поможет правильно оценивать все происходящие в нем процессы, адекватно воспринимать поведение его членов и глубже понимать выработанные им культурные феномены.

Сущность общественного сознания

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Уровни общественного сознания

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь пойдет ниже.

Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца, постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим, что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п.

Формы общественного сознания

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Анализируя общественное сознание, социальная Ф особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.

Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

Понятие структуры и роль системно-структурного ме­ тода в изучении сознания. - Эмпирическая явленность сознания: активность, интенциональность, способность к рефлексии и самонаблюдению, мотивационно-ценнос- тная ориентация. - Анализ основных структурных ком­ понентов сознания: ощущение, восприятие, представле­ ние, память, эмоции, воля, левополушарное и правополу- шарное мышление. - Когнитивное и ментальное в со­ знании. Знание как способ существования сознания. - Единство объективного и субъективного в знании. - Со­ знание как целостность и рефлексия. - Функции созна­ния: отражательная, преобразовательная, ориентиро­ взаимосвязь.

Проблема структуры сознания встала в последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурного метода в различные области знания. И хотя в 20 в. стало модно говорить о сознании как о чем-то неопределимом, тот же 20 в. распространил системно-структурный анализ на языкознание, культурологию, этнографию, социологию. Захватил он и такую сложную исследовательскую область, как человеческое созна­ние. Любая структура предполагает наличие элементов, их вза­имодействие, соподчинение и иерархию. Структура (от лат. - строение, расположение, порядок) выражает совокупность ус­тойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внут­ренних изменениях.

Применение системно-структурного метода к анализу созна­ния и изучение его структуры вовсе не означает, что сознание трактуется как устройство, состоящее из "кирпичей и цемента". Эмпирически сознание предстает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. Сознание -

это особого рода целостность, где в постоянном потоке пси­хических явлений возникают и проносятся единичные состоя­ния, образы, мысли, интересы, мелькают случайные и глубокие впечатления. Они предстают перед субъектом в его "внутрен­нем опыте" и предвосхищают деятельность. Вместе с тем в этом постоянно меняющемся содержании сохраняется нечто устой­чивое и инвариантное, что позволяет говорить об общем строе сознания как личности, так и общества. Признаками сознания считается разумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствий действий, способность к самоконтро­лю. Сознание характеризуется активностью, интенционально-стью (направленностью на предмет), обращенностью к рефлек­сии и самонаблюдению, целесообразнаостью, мотивационно-ценностной ориентацией и различными уровнями ясности. Со­знание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным. Можно говорить о ясном, темном, а также о суме­речном сознании.

Когда исследователи приступают к изучению структуры со­знания, они всегда сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Сознание как чувственно-сверхчувственный объект отчетливо обнаруживает себя, но тем не менее ускользает от непосред­ственного анализа. С одной стороны, сознание немыслимо вне своего материального субстрата - головного мозга и материи, отражение которой является содержанием сознания. С другой стороны, сознание несводимо ни к самому субстрату - голов­ному мозгу, ни к материи. Даже самый искусный анатом, про­следив нерв до мозжечка, не может приблизиться к первонача­лу, дающему чувства и мысль.

Структура сознания может быть понята как диалектическое единство " Я " и "не-Я". В качестве последнего выступает бы­тие, внешняя действительность объективной реальности, соб­ственное тело, собственное "Я", другое "Я" - "Ты". Обычно принято начинать характеристику структуры сознания со сто­роны "Я". В качестве основных элементов сознания выделя­ют: ощущение, восприятие, представление, память, мышление,

эмоции, волю 61 . Но ни один названный компонент не может быть значим сам по себе. Он приобретает роль необходимого структурного элемента сознания лишь в реально функциониру­ющем сознании. Ощущения, оторванные от последующих форм сознания, теряют свой познавательный смысл. Изоляция ощу­щений от мышления, воли от чувств неправомерна. Уже Гегель считал несправедливым утверждение, что ум и воля совершен­но независимы друг от друга и что ум может действовать, не желая, а воля может обходиться без ума. Сознание - это такая динамичная система, где всякий психический акт соотнесен и взаимосвязан как с другими актами, так и с внешним внеполо-женным бытием.

Анализ структуры сознания позволяет выявить ощущение, как наиболее элементарное, далее неразложимое и не имею­щее структуры познавательное явление. "Самым первым и са­мым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно качество" (Ленин). Ощущение - это тот мостик, который свя­зывает человека и окружающую его действительность. "Ина­че, чем через ощущение мы ни о каких формах вещества, ни о каких формах движения ничего узнать не можем"(Ленин). Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздей­ствия на органы чувств. Информационно-пропускная способ­ность органов чувств человека распределена так: самый боль­шой объем информации связан со зрением, затем идет осяза­ние, слух, вкус, обоняние.

Целостный образ, отражающий непосредственное воздей­ствие на органы чувств единичных предметов, называется вос­приятием. Восприятие - это структурный образ, состоящий из комплекса ощущений. В понимании природы восприятия боль­шое место отводится двигательным процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта. Име­ется в виду движение руки, ощупывающей предмет, движение глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гор­тани, воспризводящей слышимый звук. Другой характеристикой

восприятия является интенция - направленность на какую-либо ситуацию, что обеспечивает возможность субъективных транс­формаций образа с целью приведения его к виду, годному для принятия решений.

Когда процесс непосредственного воздействия на органы чувств прекращается, образ предмета не исчезает бесследно, он хранится в памяти. Память - это структурный компонент созна­ния, который связан с механизмами запечатления, сохранения, воспроизведения и переработки поступающей в мозг информа­ции. Различают многие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, словеснологическую, а также долговременную и крат­ковременную. Многие наблюдения говорят об отсутствии жест­кой связи между повторением и долговременной памятью. Дол­говременная память во многом зависит от мотивационной сфе­ры человека.

В результате сохранения памятью внешних воздействий возникает представление. Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстановились по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов, а также образы, со­зданные усилиями продуктивного воображения. Представле­ния существуют в двух формах: в виде воспоминаний и в об­разах воображения. Если восприятия относят только к насто­ящему, то представления и к прошлому, и к будущему. Пред­ставления отличаются от восприятия меньшей степенью ясно­сти и отчетливости.

Важнейшим элементом сознания и высшей его формой явля­ется мышление, этакий вожатый по лабиринту бытия. Мышле­ние связано с целенаправленным, обобщенным и опосредован­ным отражением человеком действительности. Мышление - это организованный поисковый процесс. Он отличается от хаотичес­кой игры ассоциаций и предполагает движение по логике пред­мета. На вопрос: "Можно ли жить без мышления?" - Локк от­вечал положительно, утверждая, что есть люди, которые большую часть жизни проводят без мышления.

Раскрытие мыслью глубинных, сущностных связей неизбеж­но выводит за пределы чувственной достоверности, поэтому при характеристике деятельности мышления прибегают к его поня­тийной форме. Мышление может быть рефлектирующим и не­рефлектирующим. Рефлексия - от лат. обращение назад. Рефлектировать - значит устремлять свои помыслы на пони­мание самого себя и на то, как другие знают и понимают. Мож­но сказать, что рефлексирующий стремится достичь логичес­кого содержания, обладающего статусом всеобщности и необ­ходимости. Рефлексия появляется тогда, когда субъект пыта­ется развернуть любую мысль в форме понятия, т.е. освоить ее категориально.

Открытие функциональной асимметрии мозга показало, что информационные процессы в двух полушариях головно­го мозга протекают по-разному. На первых порах разница между функциями полушарий упрощенно трактовалась как соответствующая двум типам мышления: "левополушарное", ответственное за логику, и "правополушарное" - за худо­жественную образность. В настоящее время очевидно, что разница состоит в другом. И левое, и правое полушарие спо­собны воспринимать и перерабатывать информацию, пред­ставленную как в словесно-знаковой, так и в образной фор­ме. Основное различие сводится к тому, что левополушарное мышление так организует любой материал, что создает одно­значный контекст. Правополушарное мышление формирует многозначный контекст, который не считывается всеми уча­стниками коммуникации одинаково и не поддается исчерпы­вающей интерпретации. Таким образом, различие между пра-вополушарным и левополушарным мышлением - это разли­чие между двумя стратегиями переработки информации, про­тивоположными способами организации контекстуальных связей ее элементов 62 .

Когда человек рефлектирует, получает информацию и усваи­вает ее, он всегда чувствует и переживает. "Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого

искания истины" (Ленин). Заметим также, что нарушение созна­ния в первую очередь начинается с расстройства именно эмоци­ональной сферы, потом нарушается строй мышления, затем са­мосознание и далее идет процесс глубинного всеобщего распада сознания. Эмоции органично включены в структуру сознания. Они носят глубоко личностный характер. Сильные эмоции мо­гут вызвать даже психосоматические симптомы - головную боль, заикание, мышечную боль, язвы, кожные болезни. Объект, который воспринимается как смертельный, может вызвать даже такую реакцию, как рвота. Все это подчеркивает огромную роль эмоций в структуре сознания.

Названные элементы сознания для своей актуализации требуют обязательного выполнения одного условия: субъек­том, обладающим сознанием, может стать лишь индивид, включенный в социальную практику. Иными словами, указан­ные элементы структуры сознания составляют целостность, т.е. сознание в полном смысле слова существует лишь при включении субъекта в мир социальных отношений. Следова­тельно, кроме нормально функционирующего субстрата - головного мозга необходимо предметно-практическое взаи­модействие с миром (во-первых), коллективное деятельное -тное общение (во-вторых), совокупный потенциал культуры как прошлый труд (в-третьих).

Когда мы рассматриваем понятие "сознание", то первое, на что принято обращать внимание, это на его характерис­тику как совместно полученного знания - "со-знания". "Спо­соб, каким существует сознание и каким нечто существует для него - это знание" 63 . Поэтому в структуре сознания сле­дует выделять когнитивные пласты, связанные с познаватель­ным отношением к миру. Когнитивный пласт сознания сори­ентирован на получение знания и, таким образом, предпола­гает стремление к истине. Вместе с тем в структуре сознания есть и такие пласты, которые не имеют отношения к знанию. Это вера, надежда, любовь, радость, огорчение и пр. Все эти ментальные состояния есть переживания, и тяготеют они к

оценочным регулятивам. Вся жизнедеятельность человека проникнута сложной тканью человеческих переживаний. Из­вестный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн подчер­кивал,что сознание есть единство знания о действительнос­ти и переживания отношения к данной действительности. Именно это и обеспечивает взаимосвязь когнитивного и мен­тального начал.

Когда речь идет о функциях (от лат. - совершение, исполне­ние) сознания, анализ устремляется к выяснению той роли, ко­торую выполняет такая сложная целостность, как сознание в жизнедеятельности человеческого общества. К основным функ­циям сознания относят прежде всего отражательную функцию. Она предполагает обобщенное, целенаправленное (создание об­разов, предвосхищающих практические действия), оценочное (избирательная ориентация на выработанные обществом и при­нятые субъектом ценности) отражение действительности. Ней-рофизиологическая основа феномена целенаправленности полу­чила объяснение в учении о доминанте А.А. Ухтомского в 1923 г. Доминанта (от лат. - господствующий) понимается как времен­но господствующая рефлекторная система, придающая поведе­нию определенную направленность. Как довлеющий очаг воз­буждения, доминанта суммирует и накапливает идущие в не­рвную систему импульсы и одновременно подавляет активность других центров. Этим объясняется активный и целенаправлен­ный характер поведения.

Известный тезис о том, что сознание не только отражает, но и творит мир, раскрывает преобразовательную функцию созна­ния. Именно в изменении природы и реальности, а не в природе как таковой находит существенную и ближаюшую основу раз­витие мышления и сознания. Однако преобразовательную фун­кцию сознания можно рассматривать не только как внеположен-ную, т.е. выходящую во внешнее бытие, но и как обращенную на себя, на самопреобразование. Преобразовательная функция

сознания отличается различной степенью модальности. Она мо­жет носить конструктивный характер и быть связана с целесо­образным созиданием нового содержания; стихийно-спонтан­ный, предполагающий интуитивное смыслообразование; предна­меренно-нормативный, предполагающий строй мыслей и уста­новок, соответствующий принятым эталонам и ценностям, на­вязываемым извне целям; и как уже было сказано - самопре­образовательный, ориентированный на упорядочивание ценно­стно-смысловой шкалы внутреннего мира индивида.

Важной функцией сознания является его ориентационная функция, которая включает в себя регулирование - принятие решений в едином строю норм жизнедеятельности, а также са­моконтроль, связанный с синхронизацией внутренних и внешних оценочных критериев. Самоконтроль предполагает анализ моти­вов собственного поведения, выбор наиболее рационального спо­соба достижения поставленных целей.

Постепенно мы начинаем понимать, что события происходят с нами для того, чтобы мы учились. Мы наконец осознаем, что то, как обращаются с нами, напрямую зависит от того, как мы обращаемся с собой. Жизнь помогает нам стать чище.

Иногда, человеку сильно отождествляющему себя с какой – либо определенной точкой зрения, потребен, очень потребен, серьезный жизненный кризис, дабы он осознал, что есть другой взгляд на мир, менее энергозатратный и более продуктивный.

При столкновении со своей уязвимостью, мы отказываемся от нее и пересматриваем свои воззрения, подсознательные страхи, кои успели заложить в себя ранее. Каждый из нас придерживается собственного взгляда на мир. На наше видение влияют страхи и ожидания, верования и убеждения, идеалы и отвратительности.

Это не то с чем следует жить, лучше всего выбирать положительный взгляд на мир, который позволяет нам доверять, любить и ощущать связь со всем сущим. Мы имеем власть над своим восприятием. Дар Божий научиться ловить себя на порождении негатива, и направить мысли или ситуацию в позитивную сторону, пока это состояние не создало проблем.

Нами оперируют три формы разума:

На уровне сверхсознание На уровне подсознание На уровне сознание
1.Любовь Страх Точка выбора воли
2.Единство, благодать Разделение, защита \атака\ Точка зрения\фокусировка
3.Мудрость, истина Невежество Точка отождествления
4.Полнота, полное восприятие Частичное восприятие Кто я? я- вот это \ярлыки\
5.Коллективное сознание Изолированное сознание Допущение существования личности
6.Доверие поддержка Сомнения, привязанность Окно в мир
7.Творчество Выживание, твердые убеждения Источник двойственности
8.Свобода Полярность, конфликт Архитектор земного существования
9.Память о любви Память о страхе Нет памяти
10.Божественное Материальное Личностное

Сверхсознание и подсознание - это тот опыт, с помощью которого мы смотрим на мир. Они, выполняют роль хранилищ, разных видов памяти.

Сознание - это то место, где происходит осознанный выбор, который и творит нашу реальность.

Наше общее сознание, является орудием свободной воли и точкой, в которой происходит выбор и управляет нашей повседневной действительностью. Отношения и идеи, которые мы воспринимаем, определяют, как люди и ситуации будут проявлены для нас.

Сверхсознание - есть любовь, божественность жизни.

Подсознательные же блоки в виде негативных информаций и есть наши учителя, судьба, карма, источник страданий, наши страхи и разделения.

Сознание – есть отображение происходящего и выбор. Даже если ничего нет, все равно присутствует выбор и он свят.

Во время оперирования сверхсознания мы чувствуем удовольствие. В период активности подсознания мы начинаем дергаться, беспокоиться, раздражаться.

Ощущения, которые определяются сознанием

ПОДСОЗНАНИЕ=СТРАХ

СВЕРХСОЗНАНИЕ=ЛЮБОВЬ

РЕАКЦИЯ

ОТКЛИК

ЗАЩИТА

ИСЛЕДОВАНИЕ

АГРЕССИЯ,ИЗБЕЖАНИЕ

ОБЩЕНИЕ

УПРЯМСТВО

ОТКРЫТОСТЬ

ОТРИЦАНИЕ

ПРИНЯТИЕ

БЕСПОКОЙСТВО,

СОМНЕНИЯ

УДАЧА,

ОПТИМИЗМ

СТРЕСС, ДЕПРЕССИЯ

ВОСТОРГ, СПОКОЙСТВИЕ

БЕСПОКОЙНЫЙ,

СКУЧАЮЩИЙ

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ,

ВДОХНОВЛЕН

ОГРАНИЧЕННЫЙ,

СКАПЛИВАЮЩИЙ

ШИРОКИЙ,

ЩЕДРЫЙ

ОТДЕЛЬНЫЙ

СВЯЗАННЫЙ

ЧАСТИЧНЫЙ,

НЕПОЛНЫЙ

ЦЕЛЬНЫЙ,

ПОЛНЫЙ

НЕОСОЗНАННЫЙ,

БЛУЖДАЮЩИЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ,

БОДРЫЙ

ПРИВЯЗАННОСТИ

СВОБОДА

НЕ МОЖЕТ НАЧАТЬ,

ИЛИ ОСТАНОВИТЬСЯ

ГИБКИЙ,

ТЕКУЧИЙ

ОБВИНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

ПОНИМАЕТ,

ПРОЩАЕТ

МУЧЕННИК,

ТИРАН

УМЕЕТ СЛУЖИТЬ,

ПРИНИМАЕТ УСЛУГИ

В ПРОШЛОМ ИЛИ

В БУДУЩЕМ

НАСТОЯЩЕМ

ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ,

ТАКАЯ СУДЬБА

ТАК ПОТРЕБНО МНЕ,

ЕСЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ,

БУДЕТ ЕЩЕ ЛУЧШЕ

У МЕНЯ НЕТ________

Я НЕ МОГУ__________

У МЕНЯ ЕСТЬ

ВОЗМОЖНОСТИ

НЕТ ВРЕМЕНИ, СИЛ,

МЕСТА

ЕСТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ

МЕСТО СИЛЫ И ВРЕМЯ

СВЕРХСОЗНАНИЕ – это ясное, коллективное сознание всех живущих разумных существ. Совершенная синхронность, уместность, своевременность и достаточноть, скоординированность. Ему не знакомы препятствия, блоки, невежество, страхи.

Эта часть нас знает больше нашей личности дипломированной, видет всю картину происходящего в целом, верит, доверяет, любит. В сверхсознании содержиться информация о наших действиях во все времена, о всех наших способностях, талантах и направленности.

ПОДСОЗНАНИЕ – примитивно – тварное, в нем информация относящаяся к выживанию, мифотворчеству и архетипам. В нем заложена информация о тех моментах, когда мы реагировали, подчиняясь инстинкту выживания и принимая решения частично осознавая свое величие, не понимая ситуацию целиком, не обладая возможностью взглянуть с точки зрения высшего существа.

Страх, паника, самозащита, сомнения и недоверие – это характеристики подобных воспоминаний, из-за чего они становятся взрывоопасными и мы не хотим их касаться. Каждое подсознательное воспоминание – это не полное ощущение, которое наша душа не смогла целиком прочувствовать, испытать и извлечь урок.

Это черные пятнышки на энергетическом поле человека. Такие воспоминания на западе называют подсознательными блоками, на востоке их именуют кармой, у славянских народов их обзывают судьбой. Подсознание, есть сосредоточение нашей темной стороны и именно оттуда исходят негативные эмоции.

СОЗНАНИЕ – не обладает памятью и ничего не знает. Оно точка обзора, око души и ее органов чувств. Сознание проводник воли, точка выбора и определение личности, дает ощущение бытия и определяет их, отображает в памяти подсознания или сверхсознания. Оно архитектор нашего существования и стяжатель опыта. Сознание рационально, отделяет и разделяет, создает связку, ассоциацию, убеждение, дает ощущения личностного, навешивает логические ярлыки.

Все виды сознания важны для нашей эволюции и очень ценны и приятны, если они осознано управляются Духоконтролем человека. Любая избыточность приведет к дисквалификации энергетичности и разрушению обьекта, породившего разбалансировку.

Я ЕСМЬ Победа, пришедший к вам этим днем!
Я ЕСМЬ Космическое существо Могущественный Победа!
И поскольку Я ЕСМЬ Победа, Я победоносен!

Вся эволюция вселенной обречена на Победу. И качество победоносности или победы вам требуется развить в себе. Это качество вам просто необходимо. Потому что за весь период затхлой истории человечества именно качества победы, победоносности вам всегда не хватало.

Возможно, вы подразумеваете под Победой совсем не то качество, которое подразумеваю я. Поскольку в вашем дуальном мире каждому Божественному качеству соответствует свой антипод. И качеству Божественной победы соответствует небожественное качество победы над кем-то. Но я пришел научить вас утверждению победы.

Именно тогда, когда вы отказываетесь от любых человеческих недостатков и некачественных состояний, именно тогда вы одерживаете вашу победу над нереальным проявлением и утверждаете в себе Божественность.

И я пришел напомнить вам о вашем Божественном происхождении и необходимости одержать победу над вашей нереальной частью. Вы слишком свыклись за миллионы лет странствования по вашему миру с нереальной частью вас самих. Однако никто не может вас заставить отказаться от вашей нереальной части. Это решение вы должны принять сами в своем сердце.

Вы должны устремиться к Божественности, и вы должны расстаться с нереальностью. Потому что без этого невозможно ваше дальнейшее эволюционное развитие в этой вселенной. И если раньше мы приходили и просто рассказывали вам о ветхом человеке и другом, истинном человеке, сокрытом в вас, то сейчас время разговоров закончилось , и вы обязаны начать предпринимать конкретные действия , освобождающие вас от двойственности иллюзии и устремляющие вас к единству Божественного мира.

Поверьте мне, все иллюзорное проявление сосредоточено только в вашем сознании, и преодолеть это ваше иллюзорное сознание вы обязаны. Нет другого пути. И то, как это возможно сделать, путь преодоления вашего иллюзорного проявления составляет большую часть того Учения, которое дается вам через нашего посланника.

Вам необходимо взять за правило и начать каждый день анализировать те проявления нереальности внутри вас, которые мешают, препятствуют вашей победе. Постарайтесь абстрагироваться от того мира, который окружает вас, и представьте себе, что вы вдруг оказались в другом мире, Божественном.

В этом мире нет привычных вам форм, в этом мире нет ничего, что нужно делать руками. В этом мире не нужно заботиться о теле. Это Огненный Мир. Мир, где господствуют огненные мысли, мир, сотворенный силой мысли и существующий благодаря Божественной Любви, которая одна заполняет собой все свободное пространство Огненного Мира. Благодаря этой Любви и существует этот мир.

Теперь представьте себе, что из того, что вас окружает в вашем мире, может понадобиться вам в нашем Божественном мире?

Понадобятся ли вам окружающие вас вещи, деньги, предметы роскоши, еда, одежда?
Нет, ничто из перечисленных мной вещей не понадобится вам в нашем мире. Тогда что же остается?

Что может продолжать оставаться с вами в нашем мире?

Я вам скажу. В нашем мире с вами могут продолжить оставаться только ваши Божественные качества.Бескорыстие, преданность, любовь, сострадание, божественное милосердие, чистота… Так много качеств в Божественном мире, которые вы можете оставить при себе, но для того, чтобы вам обладать этими качествами, вам следует наработать их в вашем физическом, проявленном мире.

Иначе тогда, когда наступит время возвращения в Отчий Дом, вы окажетесь в нем без ваших блистающих одежд в виде ваших добродетелей. Негоже ходить голым по Божественному миру. Вы будете постоянно испытывать на себе сочувствующие взгляды обитателей Божественного мира.

И вам станет неудобно за бесцельное проведение времени во время ваших земных воплощений. Поэтому, основываясь на том описании Божественного мира, которое вы получаете в наших посланиях, найдите в себе силы и мужество, и расстаньтесь с вашими чисто человеческими качествами, и постарайтесь приобрести Божественные качества и совершенства.

Все, что хорошо в вашем мире, не является таковым в мире Божественном. Но есть в вашем мире место для проявления Божественных качеств. И это те состояния, которые вы иногда испытываете в виде чувства самопожертвования, божественного сострадания, безусловной любви.

Каждый из вас хотя бы раз в жизни был способен на переживание подобных состояний сознания. Вам остается только вспомнить эти мгновения и постараться распространить их в вашей жизни на как можно большее время. Таким образом, чтобы вся ваша жизнь стала состоящей из высоких, возвышенных, Божественных состояний сознания.

Я прихожу, чтобы напомнить вам еще раз о вашей Божественности. Потому что в вашей суете и суматохе дня вы слишком оторвались от реальности. Пора вспомнить о вашем истинном Доме и о вашем Божественном предназначении. Не бойтесь выглядеть смешными в глазах окружающих вас людей.

Посмотрим, кто будет смеяться тогда, когда вы попадете в Божественную реальность. И если я вам говорю, что циклы сокращаются и время ускорилось, то это означает, что у вас осталось не так много времени для вашего экспериментирования в физическом мире. Торопитесь. Потому, что то что может быть легко вами достигнуто тогда, когда вы находитесь в воплощении в физическом мире, невозможно достигнуть во время вашего пребывания в Божественном мире.

В виду плотности проявленного мира любое действие в этом мире дает практически молниеносный результат. И для того, чтобы достичь того же самого эффекта тогда, когда вы находитесь в Огненном Мире, вам потребуются миллионы лет.

Наши миры взаимодополняют друг друга и то, что возможно в вашем мире, невозможно у нас. К сожалению, вам придется поверить мне на слово. Потому что для того, чтобы достичь того мира, в котором пребываю я, вам понадобятся миллионы миллионов земных лет.

Однако я не теряю надежды на то, что найдутся те человеческие индивидуумы, для которых каждое мое слово сегодняшнего послания будет нести столь важную энергетическую и информационную составляющую, что ваша жизнь изменится так быстро, как вы даже не могли предполагать в ваших самых смелых мечтаниях.

Я желаю вам выработать качество Победы и устремиться к вашей Божественной победе всем вашим существом!

Сознание - функция мозга. Оно представляет высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность умственных и чувственных образов, предстающих перед субъектом (актуальных и потенциальных), представляющих и предвосхищающих его деятельность. Сознание и психика человека неразрывны.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания:

– ощущения;

– восприятия;

– представления;

– понятия;

– мышление.

Компоненты структуры сознания – чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность – нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

Человек осознает себя:

– через созданную им материальную и духовную культуру;

– ощущения своего собственного тела, движений, действий;

– общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

– в непосредственном общении людей друг с другом;

– в их оценочных отношениях;

– в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

– в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.

Рефлексия – размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Во время рефлексии человек осознает:

– что происходит в его душе;

– что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

Сознание и его генезис.

Сознание - не особая, отдельно от материи представляемая сущность, а идеально связанная с ней. Сознание это свойство человеческого мозга - то есть материального вещества, обладающего специфическими свойствами.

Сознание – сущностная характеристика человека (то, что делает его человеком) = способность к осмыслению (постижению, переживанию, проектированию) внешней действительности и своего внутреннего опыта.

Сознание неуловимо для внешнего наблюдения. При объективировании в языке, поведении-деятельности, мозге – нивелируется уникально-личностное. Авторы же считают, что философская реконструкция сознания должна отражать все его философские аспекты.

- субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): разум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Мирового Разума;

- функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Ленин, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания;

- экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным Я из внешних и внутренних потоков мыслей, чувств, ассоциаций;

- социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание – продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка.

Сознание - функция только человеческого мозга . Животные, даже самые развитые из них - слон, дельфин, обезьяна, собака и т.п., действуют инстинктивно, хотя может показаться, что осознанно. Однако нет, их действия обусловлены многовековой природой поведения, безусловными (естественными) рефлексами (лат.). Человек же рефлексивно (лат. reflexio) отражая в своём сознании окружающую действительность, одновременно даёт ей актуальную и потенциальную оценку и осуществляет на основе этого деятельность.

Сознание многоуровневая система из природного, личностного и социокультурного, поэтому его генезис = природная эволюция + становление культуры и общества + индивидуальное развитие.

Природное основание сознания – свойство отражения , в живой природе развивающееся так: раздражимость (недифференцированная реакция) – чувствительность (дифференцированная реакция) – психика (комплексная реакция и гибкое приспособление).

Отличие человеческого сознания от психики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык. Эти отличия продукт социо- и культурогенеза.

Первичный акт сознания как человеческого мышления – оперирование идеальными проекциями объектов. Стадии развития мышления: наглядно-действенное – образно-символическое – логико-понятийное.

Онтогенез (личное развитие) сознания – повторение филогенеза (истории развития рода). Его стадии: сенсомоторная (непосредственная реакция) – дооперационная (предварительное продумывание слов-символов) – операционная (практическая реализация - реальное комбинирование элементов сознания и языка

Существенная роль в происхождении человеческого сознания отводится труду. Около 7 млн лет назад человекоподобные существа спустились с деревьев, где они в основном обитали, на землю, и попытались встать на задние конечности. Попытка удалась, и это было великое событие в эволюции человечества, так как будущий homo sapiens освободил передние конечности животного для осуществления разнообразных целевых действий, а не только перемещения в пространстве, поиска пищи или защитных реакций. Он постепенно приступал к труду. Расширялось предметное использование передних конечностей - рук, которые представляли у примата единое целое с формирующимся сознанием.

Мозг, как орган сознания, развивался одновременно с развитием рук, как органа, осуществляющего разнообразные функции. Именно руки примата, непосредственно соприкасающиеся с разнообразными предметами, давали импульсы другим органам чувств: развивался глазомер, обогащались ощущения.

Активно действующие руки как бы "учили" голову думать, прежде чем они сами стали орудиями выполнения воли головы, то есть сознания. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. Прежде чем приступить к делу, он мысленно мог представить себе результат. Хорошо это подметил Маркс в "Капитале": "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека".

Становлению человека и его сознанию способствовали бытовые и хозяйственные потребности, в частности, охота, как развивающая деятельность, выполнение разнообразных операций, начиная с простейших и до ремесленных.

Сознание - продукт мозга человека разумного. Оно незамкнуто в самом себе, оно развивается, изменяется в процессе общественного развития. Не в мозге как материальном субстрате интеллекта заключены причины того, какие ощущения, мысли и чувства возникают у человека. Человеческий мозг становится органом сознания только тогда, когда его субъект действует в определённых условиях, которые наполняют мозг знаниями и опытом общественно-исторической практики и заставляют функционировать в определённом, социально значимом, направлении.

Общественное сознание — очень важная характеристика общества, которая выражает в первую очередь его духовную жизнь. Такое сознание отображает настроение, идеи, теории и взгляды общественного существования и рассматривается как самостоятельная система.

Общественное сознание и его значение в развитии нации

Какой бы сильной или интегрированной ни была нация (или часть населения) для нее в той или иной мере характерно общественное сознание. Субъектом здесь является не отдельный человек, а социум. Общественное сознание формируется в течение веков и в некой мере зависит от исторического развития событий. Ментальность народа можно назвать демонстрацией такого

Безусловно, такая форма сознания имеет огромное влияние на Структура общественного сознания выглядит следующим образом:

  • Общественная психология выражает побуждения, настроение и чувства социума и во многом зависит от каких-то характерных обычаев и традиций. Эта часть сознания является чувственным и эмоциональным способом познавать и реагировать на жизнь.
  • Идеология — это теоретического отражение мира, которое демонстрирует степень познания и понимания мира обществом или какой-либо его частью.

Безусловно, общественное сознание возможно только при взаимодействии идеологии и общественной психологии.

Общественное сознание и его формы

По мере роста и развития человечества люди все больше совершенствовали свои расширяли понимание и восприятие мира. Именно таким образом и возникли следующие :

  • Мораль — одна из важнейших характеристик коллективного сознания. Ведь именно она демонстрирует взгляды и представления общества, их систему норм и оценивания действий как отдельной личности, так и группы людей или социума.
  • Политическое сознание — демонстрирует совокупность настроений, идей, традиций и взглядов разных групп населения. При этом политическое сознание полностью отражает требования и интересы разных социальных слоев, а также их отношения друг с другом.
  • Право — еще одна форма сознания, которая характеризируется наличием системы норм социума. Именно таким образом общество оценивает права, создает правовую идеологию, которая затем и охраняется государством. Стоит понимать, что создать какую-то идею может один человек, но частью общественного сознания она становится только после того, как общество ею прониклось.
  • Религия — одна из самых старых форм общественного сознания, которая возникла за много веков до нашей эры. Она включает в себя веру, представления о божественном и сверхъестественном, а также религиозные чувства и действия социума.
  • Эстетическое сознание — характеризирует восприятие обществом чувственных, художественных образов.
  • Научное сознание — еще одна часть жизни и восприятия социума, которая стремится систематизировать мир на категории. Здесь во внимание берутся лишь те факты, которые нашли фактические, материальные подтверждения. Эта часть сознания отражает только рациональные факты.
  • Философское сознание — это теоретическое восприятие мира, которое изучает какие-то общие законы и характеристики как отдельного социума, так и всего Эта часть позволяет создавать новые методы познания мира. Кстати, для каждой исторической эпохи характерна какая-то собственная, уникальная система философского сознания.

Общественное сознание имеет огромное значение для развития нации и ее культуры. Ведь именно культура считается самым ярким отражателем коллективного сознания, которая демонстрирует некие традиции, идеалы, моральные ценности, образ жизни и мышления не только общества в целом, но и каждого отдельного его члена.