Принципы построения и функционирования системы образования. Система образования на современном этапе в российской федерации

Образование - это индивидуальная культура человека, которой он овладевает в процессе усвоения социального опыта, системы знаний, умений и навыков. Образование предполагает усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие.

Основные принципы современного образования

Право на образование - это одно из ведущих и неотъемлемых прав граждан России (ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Направления образовательной политики Российской Федерации:

Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;

Создание условий для повышения качества общего образования;

Создание условий для повышения качества профессионального образования;

Формирование эффективных экономических отношений в образовании;

Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством нашей страны и нормами международного права. Право на образование - это одно из ведущих и неотъемлемых прав граждан России, предусмотренных основным Законом страны.

Оно закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательной организации и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители, или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Под системой образования понимается совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных организаций и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы.

Основным элементом современной системы образования является образовательная организация.

Образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного(уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность.

Среднее профессиональное образование Подготовка квалифицированных рабочих Подготовка специалистов среднего звена

Высшее образование бакалавриат Магистратура, специалитет Подготовка научно-педагогических кадров


Типология образовательных организаций определяется уровнем получения образования и зависит от того, является ли образовательная деятельность основным видом деятельности данной организации.

Образовательные организации

Образовательные организации (образование - основной вид деятельности)

Организации, осуществляющие обучение (образование - дополнительный вид деятельности)

Дошкольные образовательные организации

Общеобразовательные организации

Профессиональные образовательные организации

Образовательные организации высшего образования

Организации дополнительного образования

Организации дополнительного профессионального образования

Научные организации

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых детей

Организации, осуществляющие социальное обслуживание

Иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы

Педагогическая психология:

1. Профессиональная подготовка и личностное развитие педагога дошкольной образовательной организации. Стили педагогического общения. Педагогический такт и эмпатия .

2. Компетентностная составляющая в профессиональной подготовке педагогов дошкольной образовательной организации. Основные стили управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Стиль общения педагога ДОО как выражение педагогического такта. Понятие и основные составляющие педагогического такта. Признаки и элементы педагогического такта. Эмпатия как профессионально значимое качество педагогов ДОО.

Профессиональная подготовка педагога

Деятельность педагога стала предметом рассмотрения в педагогической психологии неслучайно, она является точкой отсчета для изменения психических качеств ребенка в образовательных организациях. У педагога много возможностей повлиять на будущее опосредованным образом - через своих учеников.

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей:

1. Наличие потребности и умений общения, коммуникативные качества;

2. Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

3. Гибкость, оперативно-творческое мышление;

4. Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5. Умение управлять собой (мимикой, жестами, настроением, психическим состоянием, настроением и т.д.);

7. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий

8. Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9. Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение).

Средства повышения эффективности воздействия:

- «приспособления»- система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и прочее;

- «пристройки или достройки» - приспособление своего тела к интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;

Смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному;

Резкая смена способов общения.

Стили педагогического общения

Выделяют следующие виды педагогического общения (по В. А. Кан-Калику):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах.

4. Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

Модели педагогического общения

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

1. «Сократ ». Это учитель с репутацией любителя споров, дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях.

2. «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

3. «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе. Сколько в отношении к жизни вообще.

4. «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик должен беспрекословно подчиняться приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

5. «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности.

6. «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное- конечный результат, блестящий успех победа.

7. «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии: лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы.

М. Тален указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Барьеры педагогического общения:

Затруднение в общении (в деятельности) - это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Психологи отмечают факторы социально-перцептивных искажений в педагогическом процессе:

- эффект ореола - влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств и проявлений его личности;

Эффект инерционности - тенденция к сохранению однажды созданного представления о человеке;

Эффект последовательности - влияние на восприятие последовательности поступления сведений о человеке;

Влияние имплицитной теории личности - рассмотрение конкретного человека сквозь призму имплицитных представлений о том, какова должна быть личность по мнению воспринимающего;

Суждение о другом человеке по аналогии с собой - в большинстве случаев бессознательный перенос на других особенностей свойств, переживаний и т.д.;

Эффект стереотипизации - наложение на восприятие отдельного человека стереотипа, обобщенного образа некоторого класса, группы, категории людей;

Стремление к внутренней непротиворечивости - склонность восприятия «вытеснить» все аспекты образа воспринимаего человека, противоречащие сложившейся о нем «концепции»;

Влияние характеристик личности воспринимающего - воздействие на социальную перцепцию уровня когнитивной сложности воспринимающего, принимающего, уровня его притязаний, самооценки, общительности и т.п.

Выделяют следующие барьеры педагогического общения:

1. Личностные :

Стереотипы мышления;

Предвзятое представление;

Неправильное отношение;

Отсутствие внимания и интереса;

Пренебрежение к фактам;

Барьер страха;

Барьер страдания;

Барьер плохого настроения;

Барьер презрения;

Барьер недостаточного понимания важности общения;

Барьер речи.

2. Физические :

Барьеры физической среды;

Барьеры физических состояний.

3. Социально-психологические:

Организационно-психологические барьеры;

Когнитивно-психологические барьеры;

Сенсорно-рецепторные барьеры;

Психомоторные барьеры;

Психосоциальные барьеры.

ДОКЛАД: «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ГИБКИЕ СЕТИ, ВЫСТРОЕННЫЕ НА БАЗЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, ЗНАНИЯМИ И КАДРАМИ

    За последние 20 лет в российском образовательном пространстве возникли и развились принципиально новые модели обучения, более гибкие и приспособленные к потребностям рынка, более открытые запросам потребителей.

    В современных условиях идет поиск форм и методов, способствующих становлению личности нового типа, не только знающей, но и способной свободно ориентироваться в сложных проблемах современного общества.

    Система образования должна помочь раскрытию творческих способностей, формированию неординарного мышления, свободной личности.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ПРИ ООН (ЮНЕСКО) ПРОВОЗГЛАСИЛА ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ" И "ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ".

В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но возникает ряд проблем. Помогает в решении проблем дистанционное образование. Что же это такое? Это обучение "на дистанции«, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов.

Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств.

ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВИДА ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

1.кейс-технология на основе бумажных носителей (учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором.)

Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах.

2. телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь.

3.интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX СТОЛЕТИЯ СОВПАДАЮТ С ОБЩИМИ ПРИНЦИПАМИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В МИРЕ И В РОССИИ. ОНИ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЕ УРОВНИ ОБЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НА ВСЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

ЭТО СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

    - интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

    - гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

    - дифференциация и индивидуализация , создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

    - демократизация , создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ФУНДАМЕНТ ВСЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБЩЕГО И ЛЮБОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

понимается как утверждение основных принципов гуманизма – уважения и доброжелательного отношения к каждому человеку, как исключение принуждения и насилия над личностью ученика.

ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

рассматривается как придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла (в первую очередь влияющих на социально-личностное развитие ребенка), увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей, а также усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов.

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ И ИНВАРИАНТНОСТИ

предполагает возможность реализации в содержании образования различных концептуальных подходов с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования, что обеспечивает право каждого ребенка – гражданина РФ – на получение равного с другими дошкольного и начального образования. Этот принцип реализуется посредством разно уровневого содержания образования, при котором верхний уровень образования значительно превышает инвариантный уровень требований.

ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

понимается как сохранение самоценности каждого этапа развития, максимальное использование приобретений предыдущего этапа развития, обеспечение возможности безболезненного перехода и успешного функционирования ребенка на следующем этапе развития.

ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

требует учета способностей и возможностей ребенка, индивидуального темпа его продвижения. Применительно к образования детей младшего школьного возраста это понимается как создание благоприятных условий для развития детей как с высокой, так и с низкой обучаемостью.

ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ

требует отбора такого содержания образования, которое обеспечит целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. А также позволит без потери качества обучения уменьшить общую учебную нагрузку ребенка.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

понимается как создание условий для общего развития детей, формирования их культуры и эрудиции, как предоставление каждому ребенку возможно более полного (с учетом возрастных особенностей) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества. Культурологический принцип позволяет формировать у каждого ребенка разнообразные познавательные интересы.

В 1996 ГОДУ НАЧАЛОСЬ ВНЕДРЕНИЕ В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ ТРЕХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ:

    – система Л.В.Занкова (система оптимального общего развития);

    – система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, которые имеют закрытые учебно-методические комплекты (далее УМК);

    –обновленная традиционная система

СЕГОДНЯ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ СУЩЕСТВУЮТ ДЕСЯТКИ ВАРИАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ

    «Гармония» (руководитель Н.Б.Истомина),

    «Начальная школа XXI века» (руководитель Н.Ф.Виноградова),

    «Школа России» (руководитель А.А.Плешаков),

    «Перспективная начальная школа» (руководитель Р.Г.Чурикова),

    «Школа 2010–» и другие,

Они направлены на реализацию принципов развивающего обучения и представляют возможность работать в системе альтернативных образцов открывают пути применения новых информационных технологий, в которых главный ориентир – ребенок, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе, а также применения технологии творческого развития А.З.Рахимова, которая основана на педагогических идеях В.В.Давыдова.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

    Принцип преемственности

    Принцип творчества

    Принцип дифференциации и индивидуализации обучения

    Принцип деятельности

    Принцип целостного представления о мире

    Принцип психологической комфортности

    Принцип вариативности

НЕЗАВИСИМЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ PIRLS , ПОКАЗАЛИ, ЧТО УМК «ШКОЛА РОССИИ» ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛУЧШИЕ В РОССИИ РЕЗУЛЬТАТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ:

    приоритет понимания текста над его воспроизведением;

    причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом;

    акцент на собственном аргументированном суждении;

    неформальный, занимательный характер вопросов;

    полноту средств, формирующих сложные умения в работе с текстом;

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ ФГОС, ПРОВЕДЕННОЙ В 15 РЕГИОНАХ РОССИИ В 2009Г.
(УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ)

Первоклассники, обучавшиеся по УМК «ШКОЛА РОССИИ», показали самую высокую подготовку по предметам «Математика» и «Окружающий мир».

Для обеспечения дальнейшей реализации задач концепции модернизации российского образования, для решения стоящих перед системой образования проблем, также для развития начальной школы определяется главная задача начального образования – реализация личностно-ориентированного образования в начальной школе.

Особенностью новой начальной школы является то, что в ней основное внимание уделяется формированию и развитию у детей учебной деятельности – умение учиться, без чего в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования; развитие творчества, саморазвитие, обретение лидерских качеств.

При этом личностно-ориентированное обучение должно стать основным.

Построение процесса обучения подобным образом принципиально изменяет позицию ученика - ученик сам отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения- принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и.т.д.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА - обучение детей младшей школы на качественно новом уровне образования, всемерное содействие духовному и гражданскому становлению детей, устойчивая мотивация на учение, познание, творчество.

ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НЕОБХОДИМО РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

    принцип деятельности, где ученик «открывает знание в процессе собственной деятельности»;

    принцип целостного представления о мире;

    принцип психологической комфортности (создание в школе доброжелательной атмосферы);

    принцип вариативности (выбор оптимального варианта);

    принцип творчества.

    Вводится дифференцированное обучение для снятия нагрузки учащихся.

Начальная школа работает по традиционной системе с развивающими элементами в обучении.

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

ещё один из основных принципов современной системы образования, хотя хорошо известен. Над его обоснованием и всесторонней проверкой работали корифеи педагогики: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко.

    Во всем мире учат и воспитывают детей в согласии с природой. Принцип природосообразности является одним из основополагающих принципов в современного образовании. Для детей с задержкой психического развития создаются отдельные классы со щадящим режимом обучения. Для выявления одаренных и талантливых детей проводятся конкурсы и олимпиады. Вузы уже в средних классах ищут и часто находят “своего абитуриента”. Но это, разумеется, только начало.

    Опора на принцип природосообразности - единственное средство избежать перегрузки детей учением, защитить их здоровье, предупредить развитие комплекса страха перед школой и ненависти к ней.

МНОГОЧИСЛЕННЫ ПОПЫТКИ РАЗРАБОТАТЬ СИСТЕМУ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В РАБОТАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

С.П.БАРАНОВ

ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

1) воспитывающий характер обучения;

2) научность обучения;

3) сознательность обучения;

4) принцип доступности;

5) наглядность обучения;

6) принцип сознательности и активности обучения;

7) прочность обучения;

8) индивидуализация обучения.

Н.А.СОРОКИН

предлагает включить в вышеперечисленную систему принцип связи теории с практикой и не считает необходимым включать в систему воспитывающий характер обучения как принцип дидактики.

И.П.ПОДЛАСЫЙ

считает, что принцип индивидуализации обучения не стоит включать в систему дидактических принципов, но как и Н.А.Сорокин вводит в данную систему принцип связи теории с практикой и принцип эмоциональности обучения.

АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫДЕЛИТЬ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ, ПРИЗНАННЫХ БОЛЬШИНСТВОМ ДИДАКТОВ,

СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

1) научности;

2) доступности;

3) сознательности и активности;

4) наглядности;

5) систематичности и последовательности;

6) прочности;

7) индивидуализации и дифференциации.

В современной дидактике устоялось положение, что прин­ципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности.

Таким образом, количество принципов, вытекающих из закономерностей процесса обучения, не может быть постоянным. Известно, что наше познание не ограничено, можно считать, что не все уже обнаруженные закономерности нашли свое отражение в формулировке принципов и, возможно, со временем мы узнаем о новых закономерностях, требующих формулировки новых принципов.

Под влиянием социального про­гресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные прин­ципы обусловливают требования ко всем компонентам учебно­го процесса - логике, целям и задачам, формированию содер­жания, выбору форм и методов, стимулированию, планирова­нию и анализу результатов.

Современные ИКТ играют огромную роль в повышении качества обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде, поэтому при обучении с использованием средств ИКТ большую роль играет принцип доступности.

ПОДВОДЯ ИТОГИ СКАЗАННОМУ, ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОДЧЕРКНУТЬ:

успех образования зависит от желания ребенка учиться, от его самостоятельной активности.

Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".

Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.

Желание учиться - это прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучие от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Соответственно потребность в них.

Другая мудрость, сформулированная древним китайским философом, учит нас: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я пойму."

Таков другой принцип обучения - СОБСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ.

Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Отсюда и приоритеты, которые все более становятся очевидными в мировой педагогике

ПОТРЕБНОСТЬ ЖЕ В ОБУЧЕНИИ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОБУСЛОВЛЕНЫ АДЕКВАТНОСТЬЮ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Если школа сумеет создать условия для воспитания самостоятельно мыслящей личности, умеющей в течении своей жизни решать проблемы профессиональной ориентации и повышения квалификации достаточно безболезненно для себя, умеющей адаптироваться в быстро меняющейся социально-экономической ситуации информационного общества, тогда и общество и каждый член этого общества осознает значимость школы как существенного структурного элемента государства, осознает потребность в таком образовании.

Мы стоим на пороге новых перемен.

Принципы построения современной системы образования закреплены в “Законе об образовании РФ”, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Эти положения обращены и к обществу, и к самой системе образования, и к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” - собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К этим условиям относятся :

Гуманистический характер образования;

Приоритет общечеловеческих ценностей;

Свободное развитие личности;

Общедоступность образования; бесплатность общего образования;

Всесторонняя защита потребителя образования,

Сохраненные единства федерального, культурного и образовательного пространства;

Свобода и плюрализм в образовании;

Открытость образования;

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

Светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях;

Получение образования на родном языке;

Связь образования с национальными и региональными культурами и традициями;

Преемственность образовательных программ;

Вариативность образования;

Разграничение компетенций субъектов системы.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся: определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования.

Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.



Основные типы учебных заведений:

· Детские сады

· Начальная школа (1-4)

· Средняя школа (неполное среднее 5-9) (полное среднее 10-11)

· Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы; лицеи)

· Высшая школа (бакалавриат, магистратура, специалитет)

· Дополнительное образование – образовательные центры, курсы, повышения квалификации и т.п. (см подробнее 77 вопрос)

· Начальное и среднее образование является обязательным для всех граждан РФ.

  • 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.
  • 4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.
  • 5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.
  • 6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  • 7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.
  • 8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.
  • 9. История образования в России.
  • 10. Учебно-методические обеспечение образования.
  • 11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.
  • 12. Международные рейтинги образовательных систем и места российских образовательных организаций.
  • 13. Дошкольное образование в России.
  • 14. Система школьного образования в России.
  • 15. Система высшего профессионального образования в р.Ф.
  • 16. Проблемы высшего образования в р.Ф. И пути их решения.
  • 17. Основные направления развития современного образования.
  • Плюсы и минусы Болонского процесса
  • 22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.
  • 23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.
  • 24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.
  • 25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.
  • 26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.
  • 27. Организационная структура науки.
  • 28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (нип, киц, рип, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.
  • 29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.
  • 30. Функции современного государства по отношению к науке.
  • 31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.
  • 32. История развития науки в России.
  • 33. Современная государственная политика в научной сфере.
  • 34. Основные проблемы развития отечественной науки.
  • 35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.
  • 1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.

    4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.

    5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.

    6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.

    8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.

    9. История образования в России.

    10. Учебно-методические обеспечение образования.

    11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.

    13. Дошкольное образование в России.

    14. Система школьного образования в России.

    15. Система высшего профессионального образования в Р.Ф.

    16. Проблемы высшего образования в Р.Ф. и пути их решения.

    17. Основные направления развития современного образования.

    18. Образование в условиях глобализации.

    19. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Основные идеи комплексного подхода в обучении.

    20. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.

    21. Проблемы реформы отечественного образования и реализация принципов Болонского процесса.

    22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.

    23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.

    24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.

    25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.

    26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.

    27. Организационная структура науки.

    28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (НИП, КИЦ, РИП, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.

    29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.

    30. Функции современного государства по отношению к науке.

    31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.

    32. История развития науки в России.

    33. Современная государственная политика в научной сфере.

    34. Основные проблемы развития отечественной науки.

    35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.

    Нет 9,10,17,18,19,20,22,24,29,35

    1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Гл. 2. Система образования. Статья 10 Структура системы образования.

    1. Система образования включает в себя:

    1) федеральные государственные образовательные стандартыи федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования .

    В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). (профессиональное обучение)

    Уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    Уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование:

    1) как дополнительное образование детей и взрослых

    2) дополнительное профессиональное образование.

    Формы обучения

    В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя);заочная.

    Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

    Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

    - сетевое обучение . Сетевая форма реализации образовательных программ - реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

    - электронноеидистанционное обучение .

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    "

    Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы . Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями страны.
    Принципы государственной политики в образовании (См Закон РФ «Об образовании» от 01.01.05, ст.2.)
    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
    единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
    общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
    светский характер образования в государственных учреждениях;
    свобода и плюрализм в образовании;
    демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

    Образовательные учреждения (См. Закон РФ «Об образовании», ст.12)

    Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов:

    Дошкольные: детские сады.
    Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии.
    Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования): училища, колледжи, УОР, академии, институты, университеты, аспирантура.
    Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: для слабослышащих, слабовидящих. Учреждения дополнительного образования для детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы.
    Учреждения для детей-сирот , оставшихся без попечения родителей (законных представителей): интернаты, детские дома.
    Учреждения дополнительного образования для взрослых: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки.
    Дополнительное образование (ст.26). Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

    Образовательные программы (См. Закон «Об образовании», ст.9).

    Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Программы подразделяются на два вида: общеобразовательные (основные и дополнительные) , направленные «на формирование общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обществе», и профессиональные (основные и дополнительные) , направленные «на решение задач последующего повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации». Образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, реализуют одну или несколько образовательных программ.
    В УОР №1 Екатеринбург реализуется три образовательные программы: основного общего образования (9 кл), среднего (полного) общего образования (10 – 11 кл), среднего профессионального образования (1 – 3 курс).
    Граждане могут использовать разные формы получения образования (ст.10): в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

    Органы управления образованием (См. Закон «Об образовании», ст.37)

    К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая ступень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление – процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб. Функции управленческих органов: разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и аттестация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Органы управления руководят выпуском учебников, учебных пособий и средств, организуют подготовку и переподготовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.
    Органы управления образованием УОР №1 Екатеринбург: Министерство образования РФ (Министр образования РФ – Фурсенко А.А.); Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (Министр МОПО-Нестеров В.В.);

    Образовательные стандарты (ст.7)

    Государственные образовательные стандарты (включающие федеральные и региональные компоненты)– это обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу. Государственный образовательный стандарт СПО для УОР №1 утвержден в 2002 году Государственным комитетом РФ по ФК и С. Содержит государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0307 «Физическая культура» (базовый уровень СПО). Квалификация – педагог по ФК и С.
    В настоящее время вузы России переходят на систему многоуровнего образования, в тот числе педагогического, в связи с вступлением России в Болонский процесс и принятия обязательных для исполнения подходов к стратегии развития профессионального образования в условиях единого европейского образовательного пространства, в т.ч. переходе к системе «бакалавр-магистр». Система включает в себя следующие уровни: 1) общее высшее образование – срок обучения 2 года; 2) базовое высшее педагогическое образование (бакалавриат ) – срок обучения 2 – 3 года; 3) полное высшее педагогическое образование (магистратура ) – срок обучения 1 – 2 года.