Проект вулканы. Учебный проект по географии "Вулканы" проект по географии (6 класс) на тему

Урок по предмету "Окружающий мир"
с использованием ЦОР
"Внутренние силы земли.
Чудо природы - вулканы".
Козлова Светлана Михайловна, учитель начальных классов
Задачи урока:
Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
Познакомить учащихся с профессией вулканолога.
Продолжать обучение составлять доклады, используя справочную литературу.
Знакомить с территорией нашей страны по карте РФ.
Познакомить с условным обозначением вулканов.
Познакомить учащихся с правилами поведения во время извержений вулканов.
Проверить знания методом тестирования.
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитывать наблюдательность и умение слушать.
Оборудование: карта полушарий, иллюстрация картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Вулканы», эпизод телепередачи «Бибигон» (ЭОР «Почемучка» (Вулканы и гейзеры), карточки для схем, карточки для теста, кроссворд.

Форма урока: презентация /Приложение 1/

I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание-Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее-Начнем скорей урок.

II. Формулирование учебных задач урока.
Работа по картине К. Брюллова «Последний день Помпеи»
Известный художник Карл Брюллов (слайд 1) написал картину «Последний день Помпеи» (слайд 2)
-Рассмотрите картину. Что на ней изображено? (Извержение вулкана)
-Что вы можете рассказать о событии, которое изобразил художник Карл Брюллов на картине? (ответы детей)

Сообщение ученицы.
В I веке произошло одно из самых сильных за всю историю человечества извержение вулкана Везувия, расположенного в Италии на берегу Неаполитанского залива (показать на карте). В результате извержения за 2 дня погибли город Помпеи и ещё 2 города. Тучи пепла затмили Солнце, потоки лавы, грязи и камней затопили города, воздух наполнился ядовитыми парами. Люди пытались укрыться в домах и погибали там либо от удушья, либо под обвалившейся кровлей. Многие погибли во время паники, в результате давки. Извержение Везувия унесло жизни 10 тысяч человек. Спустя много веков археологи откопали города, прекрасно сохранившиеся под вулканическим пеплом. После этой катастрофы Везувий просыпался еще более 50 раз.
Эта история очень впечатлила художника Карла Петровича Брюллова, который в 1833 году закончил картину-катастрофу “Последний день Помпеи”.

Пушкин под впечатлением картины написал:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,Под каменным дождем бежит из града вон

Формулирование учебных задач.
-О чем же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Кто догадался?
-На какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы по данной теме?

Слайд 3.
Тема урока « Чудо природы – ВУЛКАНЫ»

III. Формирование новых знаний.
1.
Выше, чем гуляют тучи,
Поднимаются вулканы;
Величавы и могучи,
Словно в сказке великаны.
Пережили они много
Грандиозных извержений;
Страх внушали и тревогу
Людям многих поколений.
2.
По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. (Слайд 4) В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство (образовывались отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

А вот является ли вулкан горой на самом деле, а также как он образуется и как происходят выбросы лавы, мы узнаем, просмотрев серию познавательной передачи «Почемучка» телеканала «Бибигон».

3. Просмотр отрывка из телепередачи.
-Эпизод 1. Об опыте на уроке химии. Вулкан – бог огня. Что такое вулкан.
Рефлексия. Так как же устроен вулкан? (слайд из презентации)

Эпизод 2. Формы вулкана: конический, щитовой.
Рефлексия. Демонстрация моделей вулканов, слепленных из пластилина детьми на уроке технологии.
-Какую форму вулкана не назвали в передаче? (Трещинный вулкан)
-Где обычно можно встретить вулкан такой формы? (в океане)

Эпизод 3. Типы вулканов: действующий, потухший, спящий. Самый высокий действующий вулкан в России – Ключевская Сопка.
Рефлексия. Назовите самый высокий действующий вулкан в России? (Слайд)
В мире он четвертый по высоте вулкан. Это Ключевская Сопка (высотой 4750 метров)
Где он находится? (на полуострове Камчатка) (Слайд)

Эпизод 4. Расположение вулканов. Прогнозирование извержений с помощью спутников.
Рефлексия. С помощью чего можно предсказать извержение вулкана? Как называется профессия человека, изучающего вулканы? (Вулканолог – слайд)

Зачем изучать вулканы?
Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:
- предсказать извержение; (Толбачик предсказывали извержение 30 июня–10 июля 1975 г. Извержение произошло 6 июля 1975 г.)
- изучить внутреннее строение земли;
- узнать об образовании полезных ископаемых.
- главная задача – спасти людей.
Для этого следует:
а) оповещение населения;
б) эвакуация

Почему же люди не оставляют этих мест?
- плодородные почвы;
- пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв;
- образование полезных ископаемых.

Беседа по презентации
-Как вы думаете, много ли вулканов на Земле? (слайд)
-Существуют особо опасные участки на земном шаре – сейсмоопасные места (слайд)
-Главные вулканы России находятся на полуострове Камчатка и на Курильских островах (работа с картой) – слайд.
- Вулканическая опасность. (слайд)
Дым, пепел, вулканические бомбы выбрасываются на большие расстояния до 40км;
возникают пожары;
толщина грязевых отложений составляет 10-15 м;
гибнут люди, домашний скот;
разрушаются дома.
-Знакомство с фразеологизмом «Жить как на вулкане» (в постоянной тревоге, опасности)
-Польза вулканов.
1.Вулканы согревают.
2.Огромные запасы энергии – одно из главных их достоинств. Вырабатывать электричество их “научили” только в начале XIX века. Когда нагретые вулканами подземные воды закрутили паровые турбины.
3.В лечебных целях вулканы использовали с древности, и горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор.

IV. Закрепление изученного. Кроссворд.




4. Бог огня в мифологии. (Вулкан)

V. Итог урока.

В итоге хочу пожелать вам «Пусть никогда вам не приходится жить как на вулкане»

VI. Домашнее задание.
Составить 2-3 интересных вопроса по теме «Вулкан»
Придумать кроссворд.
Подготовить сообщение об одном из вулканов.

Фамилия
Имя
Класс

№ вопроса
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8

Вы считаете, что научились выделять корень
в словах, можете подобрать однокоренные слова,
но иногда вам ещё нужна помощь.

13PAGE 14515

Заголовок 115


7
п
о
ч
е
м
у
ч
к
а

и
а
н

1. Канал в вулкане, по которому извергается лава.
2. Вулкан, похоронивший 3 города в Италии.
3. Расплавленные в недрах Земли горные породы.
4. Бог огня в римской мифологии.
5.Полуостров России, на котором огромное количество действующих вулканов.

6. Вылившаяся из вулкана магма.

7. Ребёнок, часто задающий вопрос «почему» или передача на телеканале «Бибигон»

Кроссворд по теме «Чудо природы - вулканы»

7
п
о
ч
е
м
у
ч
к
а

·у
г
к

и
а
н

1. Канал в вулкане, по которому извергается лава. (жерло)
2. Вулкан, похоронивший 3 города в Италии. (Везувий)
3. Расплавленные в недрах Земли горные породы.(Магма)
4. Бог огня в римской мифологии. (Вулкан)
5.Полуостров России, на котором огромное количество действующих вулканов. (Камчатка)

6. Вылившаяся из вулкана магма.(Лава)

7. Ребёнок, часто задающий вопрос «почему» или передача на телеканале «Бибигон» (Почемучка)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

Проектная работа

ученик 6»а» класса

МОУ СОШ №45 Евдокимов Вадим

Руководитель проекта:

учитель географии Шаминова В.Г.

Карталы

    Цель проекта.

    Обоснование выбора темы.

    История, возникновение.

    Понятие.

    Строение.

    Виды.

    Группы.

    Типы извержения вулканов.

Самые большие вулканы.

    Последствия. Защита населения.

    Польза.

    Самооценка.

Введение

1 Цель проекта: изучить особенности вулканов как природного явления, причины их возникновения, узнать, почему люди живут в опасных местах возле вулканов.

    Обоснование выбора темы.

Во все времена люди пытались понять природу вулканов, чтоб можно было предугадать его извержение. Вулканы с древнейших времен несли угрозу человеку, разрушали цветущие города, вызывали голод, влияли на климат планеты. Они во все времена зачаровывали людей своей удивительной мощью и ужасали непредсказуемыми извержениями. Научились люди использовать вулканы и себе во благо. Поэтому наблюдение и изучение вулканических процессов остаются актуальными и в наши дни. В последние десятилетия вулканологами сделан ряд важных открытий. А современные средства наблюдения за вулканической деятельностью, высокочувствительные приборы и спутники способны предсказывать грядущие катастрофы, тем самым спасая жизни многих людей.

    История. Возникновение. Вулкан - от латинского vulcanus – бог огня и кузнечного дела.

Сверху Земля покрыта корой, сравнительно тонкой, твердой. Внутри Земли – раскаленное вещество, магма. Магма очень горячая, её температура – выше нескольких тысяч градусов. Это не совсем жидкость, магма – густая. Благодаря своей температуре иногда она может плавить некоторые твердые породы. Когда под действием высокой температуры магма кипит и бурлит, она подымает некоторые участки земной коры, прорывает их, выливается на поверхность Земли. То место, где магма вырвалась на поверхность, и будет вулканом.

    Понятие. Вулкан - геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

    Строение вулкана.

Кратер – (большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Конус – вулканическая гора, образовавшегося застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.
Магма –(от греч. – густая мазь) – расплавленная масса глубинных зон Земли.
Лава – (от лат. – обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность.

    Виды.

На форму вулкана влияет температура лавы.

В зависимости от формы вулканов различают:

Конические - классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.

Щитовые – Лава с очень большой температурой не успевает остыть и растекается по поверхности земли, протекая на многие километры широкими потоками, образует подобие щита. Так образуются щитовые вулканы.

    Вулканические расщелины или трещины – разломы в земной коре, через которые выходит на поверхность лава.

    Вулкан далеко не всегда является горой, дышащей огнем и жаром. Даже действующие вулканы могут выглядеть как прямолинейные трещины на поверхности планеты. Особенно много таких «плоских» вулканов в Исландии (самый известный из них, Эльдгья, имеет длину 30 км).

Помимо наземных лавовых вулканов существуют подводные и грязевые (извергают жидкую грязь, а не магму) вулканы. Вулканы могут находиться на дне океанов. Подводные вулканы более активны, нежели наземные, через них происходит выброс 75% извергаемой из недр Земли лавы.

    Группы.

    Типы извержения вулканов

В зависимости от вязкости лав, состава и количества продуктов извержения выделяют 4 основных типа извержения вулканов.

Эффузивный или гавайский тип – относительно спокойное извержение лавы, образовавшейся в кратерах. Выходящие при извержении газы образуют лавовые фонтаны из капель, нитей и комков жидкой лавы.

Экструзивный или купольный тип – сопровождается выделением газов в больших количествах, приводящих к взрывам и выбросам черных туч из пепла и обломков лавы.

Смешанный или стромболианский тип – обильный выход лавы, сопровождающийся небольшими взрывами с выбросами кусков шлака и вулканических бомб.

Гидроэксплазивный тип – характерен для подводных вулканов на мелководье, сопровождается большим количеством пара, выделяющегося при контакте магмы с водой.

Районы вулканической активности.

Вулканов на Земле около 500. Примерно 370 из них находятся на берегах и островных дугах Тихого океана (Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Зондские острова) и на окраинах материков Северной Америки, Центральной Америки, в Андах на западе Южной Америки. 9 действующих вулканов находятся в Антарктиде. Несколько вулканических островов находятся в Индийском океане. В Атлантическом океане их только 45.

Кроме Тихоокеанской зоны, на Земле есть две области вулканизма. Одна из них находится в Африке, где есть действующие вулканы Килиманджаро в Кении и Камерун в Центральной Африке. Известны действующие вулканы в Эфиопии, Уганде, Танзании. Другая область включает Средиземноморье и Малую Азию, а также Восточную Турцию и Иран.

На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах Камчатки и Курильских островов. Так, например вулкан Авачинский, расположенный недалеко от города Петропавловска - Камчатского, за последние 200 лет извергался 16 раз.

Самые большие вулканы

Самым высоким в мире является вулкан Охос-дель-Саладо , расположенный на границе Чили с Аргентиной. Его высота составляет 6891 м, вулкан считается потухшим. Среди активных «огненных гор» самым высоким является Льюльяйльяко – вулкан Чилийско-Аргентинских Анд высотой 6 723 м.

Самым большим (среди наземных) по занимаемой площади является вулкан Мауна-Лоа на острове Гавайи (высота – 4 169 м, объем – 75 000 км 3). Мауна-Лоа также один из самых мощных и активных вулканов мира: с момента своего «пробуждения» в 1843 году вулкан извергался 33 раза. Самым большим вулканом на планете является огромный вулканический массив Таму (площадь 260 000 км 2) , расположенный на дне Тихого океана.

А вот самое сильное извержение за весь исторический период произвел «невысокий» Кракатау (813 м) в 1883 году на Малайском архипелаге в Индонезии. Везувий (1281) – один из самых опасных вулканов мира, единственный действующий вулкан континентальной Европы – расположен на юге Италии близ Неаполя. Именно Везувий уничтожил Помпеи в 79 году.

В Африке самым высоким вулканом является Килиманджаро (5895), а в России – двухвершинный стратовулкан Эльбрус (Северный Кавказ) (5642 м – западная вершина, 5621 м – восточная).

    Последствия извержения вулканов.

Наиболее опасными явлениями для человека и окружающей среды при извержении вулканов являются образующиеся при этом продукты извержения вулканов .

Извержение вулкана часто сопровождается землетрясением, усиливающим вулканическую активность. Слышится подземный гул, усиливается выделение газов и паров, повышается их температура, сгущаются облака над вершиной вулкана, его склоны начинают вспучиваться. Потом под давлением газов, вырывающихся из недр Земли, происходит извержение. На тысячи метров выбрасываются вверх густые черные тучи газов и паров воды, смешанных с пеплом, покрывая мраком окрестности. С грохотом из кратера летят куски раскаленных докрасна камней. Из черных густых туч на землю сыплется пепел. Если в это время идет дождь, вниз льются потоки грязи, скатываясь со склонов горы с большой скоростью и затопляя окрестности.

Проживание людей вблизи вулканов иногда приводит к страшным катастрофам, примером которой может стать гибель знаменитой Помпеи при извержении Везувия в 79 г.

Защита населения.

Для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления.

Предвестниками извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы, продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы регистрируют изменения наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением меняется местное магнитное поле и состав вулканических газов, из мест выхода на поверхность Земли.

В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за вулканами.

Организуется надежная система оповещения органов управления промышленных предприятий и населения об угрозе извержения вулкана.

У подножия вулканов запрещается строительство предприятий, жилых зданий, автомобильных и железных дорог, запрещается производить взрывные работы.

Наиболее надёжным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.

    Польза.

Вступать в соседские отношения с вулканами люди стали очень давно - дело в том, что вулканические породы формируют весьма хорошие почвы, на которых потом отлично растут и плодоносят деревья и кустарники. Обычно происходило так - после извержения вулкана долгое время там никто не селился, поскольку боялись повторения. Но вулкан мирно молчал, не показывая своего горячего нрава, на нем буйно цвела растительность, что привлекало людей, которые медленно, постепенно вновь заселяли подножие вулкана - до следующего извержения.

Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
Вулканический пепел – удобрение для растений.
Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений) – возводят здания.
Горячая вода источников и гейзеров – для отопления теплиц и домов.
Пар горячих источников – для вращения турбин электростанций.
Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания.
Грязи из вулканических кратеров используют в медицине.

    Самооценка.

Работа над проектом научила меня находить необходимую информацию, отбирать материал по определенной теме и выделять главное.

Исследовав информацию о вулканах, я сделал вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов вызывает магма. Также я исследовал виды вулканов, группы и типы извержений. Узнал, какую пользу человек может извлечь из данного природного явления и как защититься от нежелательных последствий.

Цель достигнута. Я доволен результатом.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Отдел образования Администрации Ленинского района Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Отдел образования Администрации Ленинского района города Екатеринбурга.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 85 .

Что такое вулкан?

Исследовательская работа

Ученика 4 класса «Д»

Туркина Сергея

Руководитель:

Чеснокова М . А .

Екатеринбург

2014

Введение…………………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Что такое вулкан…………………………………………………………………. 3

1.1. Мифы и легенды о вулканах ………………………………………………… 4

Глава 2. Научные объяснения…………………………………………………………… 6

Глава 3. Классификация вулканов…………………………………………………... 8

3.1. Типы вулканов……………………………………………………………………..8

3.2. Типы извержений вулканов………………………………………………..9

3.3. Подводные вулканы…………………………………………………………….9

3.4. Грязевые вулканы……………………………………………………………...10

Глава 4. Расположение вулканов на Земле…………………………….……...12

Глава 5. Последствия извержения вулканов………………………….……….14

Глава 6. Интересные факты…………………………………………………….……….16

Глава 7. Вулканы на других планетах……………………………….……………..18

Глава 8. Исследовательская работа………………………………….……………..20

Заключение… …………………………………………………………………………………………..22

Список приложений………………………………………………………………….. .23

Список литературы ………………………………………………………………………………..24

Приложения… …………………………………………………………………………………………25

Введение.

Мы жители планеты Земля зачастую распоряжаемся природными ресурсами,не замечая как губительно мы относимся к природе(вырубка лесов, модернизация промышленности, создание мегаполисов, загрязнение окружающей среды и т.д.)

Всё это способствует экологическому кризису, который существует многие годы. Природа не оставляет без внимания то, как мы внедряемся в её жизнь. Она отвечает нам на данное внедрение природными катаклизмами:

Землетрясения

Наводнения

Извержение вулканов

Смерчи

Особенно меня заинтересовало извержение вулканов. Много раз видел по телевизору в новостях и кинофильмах о извержении вулканов. И я решил подробнее изучить этот вопрос.

Поставил перед собой цель: Изучить жизнь вулканов.

Для решения цели были поставлены задачи

1.Выяснить происхождение вулканов.

2.Узнать легенды и мифы разных народов.

3.Изучить строение и разновидности вулканов.

4.Определить местонахождение вулканов.

5.Попробовать сделать действующую модель вулкана.

Выдвинута гипотеза: получить извержение вулкана в домашних условиях.

Методы исследования

1.Изучение книг и сайтов Интернета.

2.Проведение опыта, показывающего, как извергается вулканы.

ЧТО ТАКОЕ ВУЛКАН

Происхождение вулканов.

200 миллионов лет назад на Земле был лишь один континент, Пангея, с одним океаном (Панталасса). Мало-помалу, континенты отделялись друг от друга, возникали новые океаны с морями. Поверхность Земли разломилась, на части пазла, называемые тектоническими плитами. Состоящие из земной коры и части мантии, называемой литосферой, они продолжают взаимно двигаться, словно льдины в море. На одной плите может находиться и континент, и океан. Например, на южноамериканской плите находится Южная Америка и часть Атлантического океана.

Земля сформировалась 4,5 миллиарда лет назад. Имея внутри горячее ядро, она выбрасывает этот жар через жерла 40 000 вулканов. Горные цепи растут, возникают океаны, континенты перемещаются, но так медленно, что эти все изменения кажутся незаметным. Но это движение порождает вулканы, которые не заметить куда сложнее.

Многие извержения происходят под водой и потому остаются незамеченными. А вот наземные вулканы отмечены в истории своей разрушительной силой. Прекрасные и могучие, уснувшие и пробуждающиеся, несмотря на разрушительную мощь.

Мифы и легенды о вулканах .

Еще в глубокой древности извержения вулканов повергали человека в ужас. Легенды различных народов донесли до нашего времени сведения о минувших вулканических извержениях.

Индейцы штата Орегон рассказывают о столкновении доброго бога снега со злым богом огня, обитавшим на высокой горе Мезама. В результате борьбы, окончившейся победой добра, верхушка горы была разрушена, и на ее месте образовалось озеро, которое сейчас называется озером Крейге. Что несет в себе эта аллегория? Описание извержения? По всей видимости, да.

Среди полинезийцев очень популярна была богиня вулканов Пеле, способная появляться перед людьми в различных обличьях. Однажды молодой вождь спускался с холма на санях с костяными полозьями (полинезийцы не знали колеса). Старая женщина, встретившаяся на его пути, попросила одолжить ей сани и получила грубый отказ. Вождь был бы, наверное, более осмотрителен, если бы знал, что встретился с богиней вулканов.

Пеле в ярости топнула ногой. Немедленно Земля разверзлась, и раскаленные камни полетели вверх. Вождь, спасая свою жизнь, бросился к морю, а Пеле кидала ему вслед обломки горячей лавы. Даже в наши дни можно получить «подтверждение» этой истории, так как на побережье острова Гавайи действительно есть холм, на склоне которого виден длинный ряд небольших конусов, сложенных из камней, которые разъяренная Пеле бросала вслед невоспитанному вождю.

Древние греки связывали деятельность вулканов с работой бога - кузнеца Гефеста, кузница которого располагалась под одним из вулканов острова Санторие.

В первом веке до нашей эры римский поэт Виргилий приписал причину извержения Этны телодвижениям титана Энцелада, который был ввергнут в недра горы Юпитером.

По-видимому, первым предложил наиболее правдоподобное объяснение вулканизма Платон, связав это явление с полостями и каналами внутри Земли. Под поверхностью Земли, утверждал он, есть огромная огненная река Пирифлегетон, из которой наружу через вулканические каналы изливаются огненные струи.

Греческий географ и путешественник Страбон, живший во II веке до нашей эры, описал извержение вулкана в Средиземном море. В результате этого извержения возник новый остров. Страбон высказал очень интересную мысль о том, что вулканы - своего рода клапаны, через которые выделяются подземные газы, и чем чаще мелкие извержения, тем меньше вероятность крупных. Это положение остается в силе и сегодня.

В I веке нашей эры Сенека выдвинул положение о том, что извержения связаны с подземными резервуарами, содержащими расплавленное вещество, - точка зрения, абсолютно совпадающая с положениями современной вулканологии. Современник Сенеки, Плиний Старший оставил потомству уникальные описания извержений. Сам он погиб в 79 году нашей эры во время катастрофического извержения Везувия, названного впоследствии в его честь плинианским. Все исторические справки об этом знаменитом извержении составлены племянником Плиния Старшего Плинием Младшим в письмах к Тациту.

Средние века можно считать шагом назад в познании вулканических процессов, так как в соответствии с наиболее распространенной точкой зрения вулканы были воротами в ад, а звуки, которые издавал вулкан, - стонами грешников.

Первое no-настоящему научное описание вулканической деятельности было составлено английским послом при дворе Наполеона сэром У. Гамильтоном. Его письма президенту Королевского общества в Лондоне, в которых рассказывается о Везувии и его извержении, были опубликованы с богатыми иллюстрациями в 1774 году.

НАУЧНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Общие сведения о вулканах. Современные ученые объясняют, что такое вулкан так:это образование на поверхности земной коры или коры другой планеты,где магма выходит на поверхность,образуя лаву,вулканические газы.

В озникновение вулканов связано со строением Земли. Наша планета состоит из нескольких слоёв: внутреннего ядра, внешнего ядра, мантии и земной коры. (Приложение

Верхний слой - земная кора - имеет неравномерную толщину. В горных районах материков она достигает 70-90 километров, а в океанических областях заметно сужается до 7-10 километров. Основные породы, из которых состоит земная кора, - это окислы кремния, алюминия, железа, щелочных металлов. Под корой находится мантия. Она занимает около 82% всего объема Земли. Мантия делится на два слоя: верхний и нижний. Верхний слой мантии вместе с земной корой образует твердую оболочку Земли и называется литосферой. Под литосферой находится астеносфера, в состав которой входят породы, находящиеся в частично расплавленном состоянии.

В самых глубинах планеты «спрятано» ядро, состоящее из внешнего, жидкого, слоя и внутреннего, твердого. Внешний слой представляет собой потоки расплавленного железа и никеля. Внутренний слой также состоит из железоникелевого сплава, который, несмотря на высокую температуру, находится в твердом состоянии, что объясняется огромным давлением в центре Земли. В тех местах, где давление верхних слоев ослабевает в связи с движением земной коры и образованием трещин, раскаленные массы переходят в жидкое состояние. Масса расплавленной породы, насыщенная газами, образующаяся глубоко в недрах Земли, называется магмой. Очаги магмы располагаются под земной корой, в верхней части мантии, на глубине не менее 50 км. Под сильным давлением выделяющихся газов магма, расплавляя окружающие породы, прокладывает себе путь и образует жерло, или канал, вулкана. Освобождающиеся газы взрывами расчищают путь по жерлу, разламывают твердые породы и выбрасывают куски их на большую высоту. Как растворенный в шипучем напитке газ при раскупоривании бутылки стремится вырваться, образуя пену, так и в жерле вулкана пенящаяся магма стремительно выбрасывается освобождающимися из нее газами. Потеряв значительное количество газа, магма выливается из кратера и уже как лава течет по склонам вулкана.

Воздух становится насыщенный пеплом и мелкими частицами, которые постепенно оседают на землю. Пепел может пролетать огромные расстояния, и покрывает собой землю на несколько сотен км.

На нашей планете на сегодняшний день отмечено более 600 активных вулканов. Континентом, свободным от них, является Австралия.

Классификация вулканов.

Изучив множество литературы мы установили,что вулканы классифицируются:

    Чилийские Анды

    6893

    Южная Америка

    Чилийские Анды

    6725

    Южная Америка

    Центральные Анды

    6159

    Южная Америка

    Экваториальные Анды

    5897

    Южная Америка

    Плоскогорье Масаи

    5895

    Африка

    Центральные Анды

    5821

    Южная Америка

    Мексиканское нагорье

    5700

    Северная и Центральная Америка

Введение
Вашему вниманию я бы хотел представить работу на тему «Вулканы». Я выбрал эту тему потому, что, однажды, прочитал книгу Жюль Верна « Путешествие к центру Земли». Я понял, что это очень интересное и необычное явление природы. И мне захотелось узнать как можно больше о вулканах.

Актуальность исследования определяется необходимостью прогноза и оценки опасности вулканических извержений.

Объект исследования: вулканы

Предмет: модель вулкана

Цель исследования: смоделировать действующую модель вулкана в домашних условиях

Задачи:
-изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том - что же это такое - вулкан;
- выяснить, как устроен вулкан;
- узнать, какие бывают вулканы;
- создать действующую модель вулкана в домашних условиях;
- провести эксперимент

Гипотеза: возможно ли создать в домашних условиях действующую модель вулкана.

Методы исследования: изучение и анализ научно - популярной литературы

Вулканы
Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Наука изучающая вулканы, - вулканология.
Вулканы - геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма (масса расплавленной каменной породы, находящаяся под землёй на очень большой глубине) выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластический поток (смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней). Скорость потока достигает иногда 700км/ч, а температура газа - 100о - 800 о С.
Вулканы бывают действующие и спящие.Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим. Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.

Строение вулкана.
Кратер - углубление в виде чаши или воронки, образовавшейся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.
Жерло - канал по которому движется лава.
Магма - вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли. Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристаллами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы.
Лава - излившаяся на поверхность магма. Температура 750 - 1250 оС.
Скорость течения 300-500 метров в час.
В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой.Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется -Извержением.
Классификация вулканов по форме
Встречаются разные формы вулканов, некоторые из них гораздо опаснее других
Щитовидные вулканы (рис.1) образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она вытекает как из центрального кратера, так и из склонов вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Как, например, на вулкане Мауна-Лоа на Гавайских островах, где она стекает прямо в океан.
Шлаковые конусы (рис.2) выбрасывают из своего жерла только такие неплотные вещества, как камни и пепел: самые крупные обломки скапливаются слоями вокруг кратера. Из-за этого вулкан с каждым извержением становится всё выше. Лёгкие частицы отлетают на более дальнее расстояние, что делает склоны пологими.
Стратовулканы,(рис.3) или «слоистые вулканы», периодически извергают лаву и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней. Поэтому отложения на их конусе чередуются. На склонах стратовулканов образуются ребристые коридоры из застывшей лавы, которые служат вулкану опорой.
Купольные (рис.4) вулканы образуются, когда гранитная, вязкая магма вздымается над краями кратера вулкана и лишь небольшое количество просачивается наружу, стекая по склонам. Магма закупоривает жерло вулкана, подобно пробке, которую накопившиеся под куполом газы буквально вышибают из жерла. Вулканы-кальдеры. (рис.5) они взрываются так яростно, что разрушают сами себя. Их извержения сопровождаются очень сильными пирокластическими взрывами. Эти вулканы погубили наибольшее число людей, а последствия их взрывов сделали безлюдными прилегающие к ним районы.

Процесс извержения.
Наша планета Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре — твердое ядро. Земную кору называют литосферой, что в переводе с греческого означает «каменная оболочка». Толщина литосферы в среднем около 1% радиуса земного шара. На суше она составляет 70-80 километров, а в глубине океанов может быть всего 20 километров. Температура мантии — тысячи градусов. Ближе к ядру температура мантии больше, ближе к коре — меньше. Из-за разницы температур происходит перемешивание вещества мантии: горячие массы поднимаются вверх, а холодные — опускаются (так же, как закипающая вода в кастрюле или чайнике, но только происходит это в тысячи раз медленнее). Мантия, хоть и разогрета до огромных температур, но из-за колоссального давления в центре Земли она не жидкая, а вязкая, как очень густая смола. Литосфера как бы плавает в вязкой мантии, немного погрузившись в нее под тяжестью своего веса.
Достигая подошвы литосферы, остывающая масса мантии какое-то время движется горизонтально вдоль твердой каменной «скорлупы», но затем, остыв, она снова опускается в направлении центра Земли. Пока мантия движется вдоль литосферы, вместе с ней поневоле движутся и куски земной коры (литосферные плиты), при этом отдельные части каменной мозаики сталкиваются и наползают друг на друга.
Часть плиты, которая оказалась снизу (на которую наползла другая плита), постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма — густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах. Они располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит.
Поведение раскаленной магмы в магматическом очаге и правда напоминает дрожжевое тесто: магма увеличивается в объеме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Это и есть извержение вулкана.
Извержение вулкана происходит из-за дегазации магмы, то есть выхода газов из нее. Процесс дегазации известен каждому: если осторожно открыть бутылку с газированным напитком (лимонадом, кока-колой, квасом или шампанским), раздается хлопок, и из бутылки появляется дымок, а иногда и пена — это из напитка выходит газ (то есть происходит его дегазация).
Продукты извержения вулканов. Извержение вызывает магма, прорывающаяся через земную кору. Большинство извержений случается, когда вулканический канал или кратер вулкана блокированы. Из-за поступающей снизу магмы давление нарастает. Когда блокирующая канал пробка прорывается и давление находит выход, газ в пузырьках магмы вскипает, словно шипучий напиток.
Именно это приводит к взрыву вулкана. При извержении вулкан разбрасывает не только жидкую лаву, но и большие куски застывшей лавы - их называют бомбами,- которые с грохотом обрушиваются на землю на расстоянии до двух миль от кратера. Пепел и вулканические газы образуют столбообразные вулканические облака, поднимающиеся иногда на большую высоту.
Основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана. Вулканы могут испускать значительное количество ядовитых газов. Вулканические газы, выделяемые вулканами, поднимаются в атмосферу, но отчасти они могут возвратиться на поверхность земли в виде кислотных дождиков. Довольно серьезные последствия кислотных дождей для организма и здоровья можно наблюдать при отравлении марганцем, который также может находиться в дождевой воде в громадных количествах..
Где распространены вулканы?
Тихоокеанское побережье Центральной Америки — одно из самых активных мест вулканической деятельности в мире. И на самом деле, в этом месте расположено более двух третей действующих вулканов, а также множество таких, что прекратили свою деятельность сравнительно недавно.
Причина вот в чем: в этих местах земная кора очень слаба, по сравнению с другими районами земного шара. Там, где есть слабый участок земной коры, появляется вулкан.
Основные районы вулканической активности (рис5.)

Моделирование действующей модели вулкана в домашних условиях
Модель вулкана своими руками

Но не терпится все потрогать своими руками и увидеть все наяву - эти брызги огня, сверкающую ползучую лаву, вырывающиеся клубы дыма и брызги фонтана из камней. Это огненное зрелище поможет нам сделать набор «Сделай сам Вулкан». Следуя строго по инструкции, с помощью ножниц, газетной бумаги, клеевой пасты, вооружившись азами геометрии, кропотливо шаг за шагом мастерим макет нашего вулкана. Макет сделан, осталось смоделировать извержение вулкана
Проведение эксперимента. Извержение вулкана.
Прочитав одну из статей в интернете, я узнал, что можно смоделировать извержение вулкана и в домашних условиях.
Мне потребовались следующие материалы для опыта:
- пищевая сода (2 столовые ложки)
- лимонная кислота(70 м.л.)
- стеклянная или железная банка(150 м.л.)
- пластилин разных цветов
- средство для мытья посуды
Ход эксперимента:
1) Берем сделанную модель вулкана
2) Насыпаем в «кратер» 2 ст.л. соды
3) Наливаем 2 ст.л. жидкости для мытья посуды
4) Вливаем 50-70 мл лимонной кислоты
5) Наблюдаю «извержение вулкана»
Поэкспериментируй:
-добавь больше жидкости для мытья посуды;
-добавь больше уксуса;
-добавь мелкие кусочки пенопласта.
Из проведенного эксперимента можно сделать следующий вывод. При соединении соды и лимонной кислоты происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края «кратера», а средство для мытья посуды заставляет «лаву» пузыриться сильнее. Данная химическая реакция имеет не только внешний эффект, но и практический: она очень востребована в кулинарии. Хозяйки «гасят» соду уксусом и добавляют в тесто, выделяемый углекислый газ делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки.
Вот так, в игровой форме, я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле.

Заключение
Подробно изучив и проанализировав научно - популярную литературу, узнал много нового и интересного про вулканы. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в ее состав, она поднимается наверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение. Также, что вулканы имеют большое значение в природе. Они несут с собой как разрушительную, так и созидательную силу. Мы можем только наблюдать и объяснять происходящее. Останавливать, изменять, даже предупреждать эти грозные явления природы человек не может.
При помощи химической реакции я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле. Тем самым удовлетворил свой познавательный интерес, а также заинтересовал своих одноклассников этим экспериментом.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гришковская средняя общеобразовательная школа»

Немецкий национальный район, Алтайский край

Учебный творческий проект

Лютов Даниил

Ученик 6 класса,

МБОУ «Гришковская СОШ»

Руководитель:

Михайлова Ирина Витальевна,

Учитель географии

2017 г.

Глава 1.Теоретическая

1.1 Происхождение слова “вулкан”

1.2 Вулкан-что это такое?

1.3 Строение вулканов

1.4 Виды вулканов

1.5 Как вулкан извергается?

1.6 Извержение вулканов- это катастрофа

Глава 2. Практическая

2.1 Модель вулкана

Заключение

Список использованной литературы

Ведение

Вулканы - это красивые и величественные природные образования. Они окутаны тайнами. Сегодня на Земле остается немало действующих вулканов. Некоторые из них могут быть опасны. Поэтому тема моего проекта кажется мне очень важной и значимой.

Основными источниками новых знаний для меня стали энциклопедии, Интернет, книги и фильмы про вулканы.

Цель: изучить особенности вулканов.

Задачи:

  1. Узнать происхождение слова “вулкан”
  2. Изучить литературу по теме “Вулканы”
  3. Собрать факты из истории существовании вулкана.
  4. Изготовить модель действующего вулкана.

Глава 1. Теоретическая

1.1 Происхождение слова “вулкан”

Вулканы образно называют огнедышащими горами. Само название этих гор происходит от имени Вулкан. Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана (от латинского слова «vulkanus» - огонь, пламя). Он был покровителем кузнечного ремесла: делал оружие и доспехи для богов и героев. Его кузница находилась в вулкане Этна на острове Сицилия. Он создавал Юпитеру (царю богов, богу неба и грозы) молнии. Согласно мифу, однажды разъярённый Юпитер выбросил Вулкана с небес. Вулкан сломал при этом обе ноги и захромал. С тех пор Вулкан живет на Земле.

1.2 Вулкан-что это такое?

Вулканы - геологические образования на поверхности коры Земли или другой планеты , где магма выходит на поверхность, образуя лаву , вулканические газы , камни (вулканические бомбы и пирокластические потоки ).

1.3 Строение вулканов

КРАТЕР- углубление в виде чаши или воронки, образовавшееся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина- от десятков до нескольких сотен метров.

ОЧАГ МАГМЫ (расплавленная огненно-жидкая масса преимущественно силикатного состава)-возникает в земной коре или верхней мантии.

ЖЕРЛО ВУЛКАНА - канал по которому магма поднимается к кратеру. (образование вулканических островов).

ЛАВА - раскалённая, огненно-жидкая или очень вязкая силикатная масса, изливающаяся на земную поверхность при извержении вулканов.

ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ГАЗЫ И ПЕПЕЛ мелкие брызги магмы, с силой выбрасываемые из жерла вулкана застывая образуют пепел газы на 95-98% состоят из воды, а так же из различных примесей, пыли, хлопьев вулканического пепла.

1.4 Виды вулканов

В зависимости от степени вулканической активности различают: действующие, условно активные и потухшие («спящие») вулканы. Деление вулканов по активности весьма условно. Известны случаи, когда вулканы, считавшиеся потухшими, начинали проявлять сейсмическую активность и даже извергаться.

В зависимости от формы вулканов различают:

  • Стратовулканы – классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.
  • Вулканические расщелины или трещины – разломы в земной коре, через которые выходит на поверхность лава.
  • Кальдеры – впадины, вулканические котлы, образовавшиеся вследствие провала вулканической вершины.
  • Щитовые – называются так из-за большой текучести лавы, которая, протекая на многие километры широкими потоками, образует подобие щита.
  • Лавовые купола – образованы скоплением вязкой лавы над жерлом.
  • Шлаковые или тефровые конусы – имеют форму усеченного конуса, состоят из рыхлых материалов (пепел, вулканические камни, глыбы и т.д.).
  • Сложные вулканы.

Помимо наземных лавовых вулканов существуют подводные и грязевые (извергают жидкую грязь, а не магму) вулканы. Подводные вулканы более активны, нежели наземные, через них происходит выброс 75% извергаемой из недр Земли лавы.

1.5 Как вулкан извергается?

В зависимости от вязкости лав, состава и количества продуктов извержения выделяют 4 основных типа извержения вулканов.

Эффузивный или гавайский тип – относительно спокойное извержение лавы, образовавшейся в кратерах. Выходящие при извержении газы образуют лавовые фонтаны из капель, нитей и комков жидкой лавы.

Экструзивный или купольный тип – сопровождается выделением газов в больших количествах, приводящих к взрывам и выбросам черных туч из пепла и обломков лавы.

Смешанный или стромболианский тип – обильный выход лавы, сопровождающийся небольшими взрывами с выбросами кусков шлака и вулканических бомб.

Гидроэксплазивный тип – характерен для подводных вулканов на мелководье, сопровождается большим количеством пара, выделяющегося при контакте магмы с водой.

1.6 Извержение вулканов - это катастрофа

24-25 августа 79 н.э. произошло извержение считавшегося потухшим вулкана Везувия, находящегося на берегу Неаполитанского залива, в 16 километрах к востоку от Неаполя (Италия). Извержение привело к гибели четырех римских городов - Помпеи, Геркуланума, Оплонтия, Стабии – и нескольких небольших селений и вилл. Помпеи, находившиеся в 9,5 километра от кратера Везувия и в 4,5 километра от подошвы вулкана, были засыпаны слоем очень мелких кусков пемзы толщиной около 5-7 метров и покрыты пластом вулканического пепла. С наступлением ночи со стороны Везувия потекла лава, повсюду начались пожары, от пепла стало трудно дышать. 25 августа вместе с землетрясением началось цунами , море отступило от берегов, а над Помпеями и окрестными городами нависла черная грозовая туча, скрывшая Мизенский мыс и остров Капри. Большая часть населения Помпей смогла спастись, но на улицах и в домах города от ядовитых сернистых газов погибло около двух тысяч человек. В числе жертв был и римский писатель и ученый Плиний Старший. Геркуланум, находившийся в семи километрах от кратера вулкана и примерно в двух километрах от его подошвы, был засыпан слоем вулканического пепла, температура которого была настолько высока, что все деревянные предметы полностью обуглились. Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 году и продолжаются до сих пор, наряду с реконструкцией и реставрацией.

Глава 2. Практическая

Изготовление модели действующего вулкана.

Изучив строение вулкана, я решил сделать модель действующей «огнедышащей горы». Для этого мне потребовался:

Пластилин;

Питьевая сода – одна столовая ложка;

Уксус 3-9% – 40-50 мл;

Немного краски;

Жидкость для мытья посуды – одна столовая ложка.

Разделить имеющийся пластилин пополам: одну половину раскатать в круглый блин, а другую – в прямоугольник, из которого свернуть потом конус с небольшим отверстием сверху и соединить его нижнюю часть с «блином», аккуратно защепив по кругу, чтобы не осталось ни одной щелочки.

Приготовить «лаву»: смешать жидкость для мытья посуды, сухую соду и краску, залить все это в «жерло вулкана». Теперь добавить туда же уксус. В результате начнется бурная реакция с выделением углекислого газа и из жерла вулкана повалит бурлящая пена.

В итоге, я увидел последствия небольшого «извержения». Мой вулкан начал действовать, и «лава» заливала окружающую местность.

Заключение:

Целью моей работы было желание разобраться в строении вулканов и влиянии вулканов на близлежащую местность.

Для достижения цели были поставлены задачи, которые я успешно выполнил. Интересные факты и сведения о вулканах, которые я собрал, помогли мне понять строение вулканов, оценить их разнообразие и построить модель действующего вулкана.

В результате проделанной работы, я выяснил, что, несмотря на достижения современной науки и техники, человек остается уязвимым перед силами природы. Сегодня десятки тысяч жизней уносят такие природные катаклизмы, как землетрясения, наводнения, цунами и, конечно, извержения вулканов. Все эти явления связаны между собой и берут свое начало глубоко в недрах Земли. На сегодняшний день устройство нашей планеты достаточно хорошо изучено, однако точно предсказать, когда Земля возмутится и извергнет из себя потоки раскаленной лавы, когда в океанских глубинах из-за землетрясения зародится огромная волна и накроет прибрежный город нельзя. Извержения вулканов были и остаются самыми зрелищными, захватывающими, но непредсказуемыми и опасными явлениями природы.

Исследовав информацию о вулканах, я сделал вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов происходит из-за сталкивания и смещения тектонических плит. Эти плиты наезжают одна на другую, их нижние слои опускаются глубже, тают и формируют магму. Извержения вызывает магма. Также я исследовал виды вулканов и извержений, познакомился с самыми красивыми вулканами на земле. В ходе исследования мной была выполнена модель вулкана, которая необходима для наблюдения процесса извержения.

Список использованных источников:

http://сезоны-года.рф/вулканы.html