Правовая система общества понятие структура кратко. Правовая система общества

Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).

Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным.

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. правовой система государство

Это понятие выражает очень важную идею, а именно:

  • - право есть комплекс;
  • - составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями;
  • - все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.

В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.При изучении правовой системы общества обычно системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

  • 1. Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.
  • 2. На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяют человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней, а также выявляют мотивы правового поведения.
  • 3. Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка.

Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы - регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

  • 4. Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.
  • 5. Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования политической системы общества.

Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как правовая система показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, правовая же система охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.

Структуру правовой системы общества составляют три базовых звена:

1. Право - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, право - это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

Во-вторых, право - это многообразное правовое явление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы.

Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.

Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, - это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, - это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются.

2. Правовая идеология, которая представляет собой совокупность идей, творений, взглядов, представлений, принципов, которые в концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность; теоретико-философское, а также обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития.

Правовые идеи или, собирательно, правовая идеология включают:

  • - представления людей о желаемых правовых нормах, о желаемых законах;
  • - их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Специфика правовой идеологии, ее отличие от других сфер идеологии заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального регулятора.

Разносторонние интересы людей - экономические, национальные и прочие - осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему - отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему - представления о желаемых правовых нормах.

Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры - это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества.

Правовая культура включает уважение к праву, правовую информированность людей, знание ими законов, готовность соблюдать и выполнять законы, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов и т.п. В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа. Поэтому для каждой страны характерен свой уровень, в нем сочетаются правовые нормы вчерашнего и сегодняшнего дня и одновременно закладывается завтрашний день развития права.

3. Юридическая практика - представляет собой полиструктурное образование, которое включает пространственную, логическую, временную и стохастическую структуры. То есть это своеобразное строение, которое позволяет обеспечить ей целостность и сохранение необходимых свойств или функций во время воздействия на нее различных факторов реальности.

Характеризуя юридическую практику необходимо иметь в виду, что ей как одной из основных разновидностей социально-исторической практики свойственны черты, присущие любой практике. Однако вовлеченная в правовую систему общества, в процесс правового регулирования,практика получает некоторые новые, в частности юридические, качества, позволяющие рассматривать ее как относительно самостоятельный тип практики. При этом действия субъектов и участников юридической практики, использование ими определенных средств и методов, способы оформления вынесенных решений и закрепление накопленного опыта урегулированы, упорядочены правовыми нормами и иными юридическими предписаниями. Без юридической практики немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы общества. Именно она играет существенную интегрирующую роль в правовой системе, связывая в единое целое правовые нормы и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения. Она же способствует целенаправленному юридическому изменению общественной жизни. Это достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих норм права, их толкования и конкретизации, использования и применения. Большинство практических действий и вынесенных в ходе рассматриваемого вида практики решений требует закрепления в строго определенных официальных актах -документах.Общественная, коллективная природа юридической практики проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами социальной практики. Во-вторых, любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. В-третьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом совместной деятельности. Юридическая практика в той или иной степени влияет на все стороны жизни общества, способствуя развитию происходящих в нем процессов либо тормозя их. Это методологически важное положение следует иметь в виду при формировании и реализации любых планов и программ экономического, политического, социального и иного переустройства общества.

В целом можно сделать вывод, что юридическая практика занимает относительно самостоятельное место в правовой системе общества и играет существенную роль в механизме правового регулирования.

Теория государства и права включает в себя такую обширную категорию, как правовая система. Для данного раздела этой дисциплины характерно сочетание исторических, правовых и социальных явлений, образующих его.

Интерес изучения темы представляет анализ составов, форм и закономерностей взаимодействия отдельных правообразующих элементов, исторических предпосылок их образования, а также социальных факторов.

Любая система, содержащая совокупность правовых аспектов жизни общества, базируется на исторических предпосылках, а поэтому рассмотрение данной темы включает в себя два больших раздела: правовой и историко-социальный.

Понятие правовой структуры общества

Правовая система общества является конкретно-исторической категорией и определена устойчивой единой совокупностью правовых институтов, формирующих своеобразный вектор социальной, экономической, политической и духовной жизни того или иного общества, основанный на историческом генезисе.

Систему права также справедливо называть "правовой действительностью", так как, по сути, первоочередное содержание первой - фундаментальные правовые основы. Любая национальная правовая система, структура которой формирует комплекс норм и правил поведения, действующих в этом обществе, является одним из наиболее значимых критериев, определяющих его развитие.

Понятие функций правовой структуры

Функции правовой системы - воздействие на общество, охватывающее всю совокупность общественной жизни и выраженное в виде взаимодействия правовых элементов по этому поводу.

В наиболее общем значении их можно разделить на 2 группы: социально-экономические и политические. Важным является то, что структура правовой системы организована в соответствии с рядом однородных целей и задач, соответственно, функции и структура зависят друг от друга.

Социально-экономические функции

Социальная и экономическая жизнь общества тесно связана с властвующей в нем правовой идеологией, которую содержит правовая система. Правовые институты создаются и существуют в рамках той же системы, а их применение обосновано ее устойчивостью во времени и пространстве. Именно правообразующая и идеологическая функции являются наиболее значимыми.

При этом, помимо идеологического соотнесения и правообразования, социально-экономические функции конкретизируются:

  1. Определение приоритетных социальных и экономических ценностей.
  2. Формирование подхода к социальному разделению.
  3. Моделирование поведения субъектов социальной и экономической жизни.
  4. Согласование интересов лиц.

Политические функции

В первую очередь относительно политической жизни общества более выражена идеологическая функция. Историческое взаимодействие правовой системы и политической власти - явление симбиотического характера: ресурсы политической власти направлены на защиту и обеспечение функционирования правовой системы, в то время как легитимность власти определяется этой же системой права.

Для политического функционирования общества необходимо исполнение следующих правых функций:

  1. Целеполагание общественного развития.
  2. Легитимизация политической власти.
  3. Организация системы власти в обществе.
  4. Идентификация государства, определение суверенитета, национальной идеологии.

Структура правовой системы общества

Использование права невозможно без соотнесения конкретных категорий общественных отношений к соответствующим правовым семьям, институтам и отраслям. При конкретизации общественных отношений возникает и усиливается правовая дифференциация. Действует правило: чем более объемна та или иная категория общественной жизни, тем шире область права, затрагивающая ее.

На основе этого факта строится структура правовой системы, схема которой формируется на основе категоризации и релевантности соответствующих областей общественной жизни. Следующая схема раскрывает структуру правовой системы.

Также структура правовой системы - это отношения, касающиеся юридической практики, которая непосредственно опирается на систему действующего права, и правовой идеологии.

Правовая идеология

Неотъемлемым элементом существования правовой системы любого общества является правовая идеология, которая вкладывается в нее в ходе историко-социального развития. В правовой идеологии содержатся основы, которые характеризуют правовые взаимоотношения в обществе, а также отличают ее от иных идеологий.

Историческая конкретизация позволяет выявить наиболее существенные на сегодняшний день правовые семьи:

  1. Романо-германская правовая семья - страны Европы, Россия, Латинская Америка.
  2. Англосаксонская правовая семья - Англия, Соединенные штаты, Австралия.
  3. Религиозные правовые семьи - государства с высокой приверженностью религиозным канонам.
  4. Социалистическая правовая семья - СССР, Китай, Куба.

Правовая культура

Существование права в обществе еще не делает его полностью правовым. Для нормального содействия общества и права необходимо наличие правовой культуры. Носителем ее является общество, именно оно выражает отношение к праву и является главным стимулом к его развитию.

Принято считать, что правовая культура выражается в правосознании людей, то есть их осведомленности по поводу действующих норм и правил поведения в форме законов. Структура правовой системы любого общества включает в себя этот элемент как дополнительный фактор, влияющий на ее существование.

Опыт взаимодействия права и общества возможен только в тех правовых системах, которые базируются на демократических постулатах, так как именно в этом случае возникает рефлексия общественного сознания и обратная связь с законом. Общество, которое отвечает этим требованиям, называется гражданским.

Уровень правовой культуры также принято относить к одному из значимых параметров, определяющих развитость того или иного общества. Чем выше уровень правовой культуры, тем больше законы актуализируются согласно реальным общественным требованиям, а значит, увеличивается и формальный объем свободы граждан.

Связь государства и правовой системы

Несомненно, государство - важный участник, выступающий в качестве посредника между обществом и правовой системой. Как говорилось выше, к функциям системы права относится организация и легитимизация системы управления обществом, а это означает, что именно через правовую систему формируются основания для осуществления власти.

Государство объединяет людей, тем самым делая их гражданами. При этом определяется специфика общества, которая заключается в его исторических, культурных, социальных и других устоявшихся правилах жизни. Справедливо положение о том, что государство выступает гарантом того, что на его территории действует правовая система. Понятие, структура, функции и другие особенности складываются на основе исторического опыта того или иного государства и образуют национальную правовую систему.

Национальные правовые системы

Как установлено выше, велика связь государств и правовых систем. Последние выступают в качестве исторического формализованного опыта, то есть являются перечнем норм и правил поведения, приемлемых обществом на территории данной страны.

Национальные правовые системы разнообразны, их множество - до 200 видов, свойственных тому или иному государству. При этом каждой отдельно взятой системе свойственна и своя структура правовой системы, которая отличает ее от остальных.

Также, помимо прочего, стоит отметить, что среди этих систем существуют синтетические и естественные, различие между которыми основано на предпосылках их формирования. Так, синтетические системы образуются преимущественно путем перенятия правовых знаний от других государств, а естественные - с помощью актуализации правовой сферы под привычные историко-социальные традиции.

Структура правовой системы современных государств образует также систему функций и целей. Дело в том, что в результате генезиса национальных правовых систем выделяются некоторые приоритеты, которые, кстати, являются специфическими атрибутами той или иной национальной правовой системы. К числу выделившихся приоритетов можно отнести следующие примеры:

  • Ориентация американской, английской, канадской и др. национальных правовых систем на судебную власть. За счет использования судебного опыта происходит расширение законодательства, а решения суда опираются на уже существующую систему прецедентного права.
  • В государствах исламского мира система божественного права имеет ряд приоритетов над формальным правом и зачастую выступает в качестве источника правосудия.
  • В Европейских государствах с социально-ориентированной экономикой, например в Финляндии, право представлено в первую очередь социально-значимыми положениями, а политические и экономические аспекты находятся на втором плане.
  • В России и ряде стран СНГ право в равной степени существует в частном и публичном видах, никакой приоритет не признается, а также основным источником законов выступает законодательная власть.

Российская национальная правовая система

Российская система права является относительно новой, возраст ее не превышает 30 лет. И хотя новизна правовой системы России позволяет говорить о незавершенности процесса формирования окончательной системы права, она может быть названа выделяющейся и самодостаточной.

Структура правовой системы России основана на 3 фундаментальных основах:

  1. Самобытность и социально-исторический детерминизм.
  2. Соединение национальной системы права с мировыми нормами права, принятыми мировым сообществом.
  3. Актуализация системы права относительно текущих социальных, экономических, политических и духовных условий жизни.

Исходя из приведенных положений, можно судить о том, что российская система права является полноценной и всеохватывающей. С одной стороны, она соответствует принятым во всем мире нормам права, в том числе Конвенциям ООН, а также межгосударственным соглашениям, выступающим источниками права. С другой же стороны, структура правовой системы реагирует на общественные изменения, происходящие в РФ, и изменяется под действием законодательной власти.

Структура правовой системы РФ состоит из множества нормативно-правовых документов, в их число входят: Конституция РФ, Федеральные и Конституционно-федеральные законы, указы и постановления Правительства, приказы Президента, 19 кодексов, локальные законы областей и муниципалитетов, внутренние уставы и правила государственных и муниципальных учреждений.

Характеристика современных правовых систем

Современная картина мира в отношении правовых систем достаточно разнообразна. В современности выделяется 4 правовых семьи, каждая из которых включает до 50 национальных правовых систем, образующихся из-за более узкой специфики по сравнению с правовыми семьями.

Из-за разделения на столь большое количество правовых систем остается актуальной проблема градации юридических систем разных государств, и, как следствие, проблемы социального и экономического содействия. Хотя для устранения юридических барьеров, препятствующих сотрудничеству, реализуется идея международного законодательства, включающего положения, действующие во всех государствах.

Однако с другой стороны, как показывает структура правовой системы современных государств, в современных национальных системах права сочетаются исторические особенности и актуальные проблемы общества. Это позволяет сформировать наиболее эффективную систему права.

Исторически так сложилось, что в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юридические институты (юрисдикционные органы), сформировались национальные особенности правового менталитета и правовой культуры народов. Эти различия и специфика правовой культуры и менталитета вытекают из самобытности народов, осваивающих правовой способ существования, бытия в мире. Правовое своеобразие народов, проживающих в различных странах, позволяет говорить о том, что они по своей сути образуют собственный правовой уклад жизни - правовую систему, т. е. совокупность всех правовых явлений общества (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках.

В юридической литературе сложилось представление о правовой системе как о правовой реальности, охватывающей всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регуля- тивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкция и т. д.). Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это «вместилище, сосредоточие разнообразных юридических явлений» . Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного

(или позитивного) права, то его значение было сомнительным .

Категория правовой системы - относительно новая в нашей литературе, она вошла в научный обиход лишь в 1980-е гг. и раньше практически не использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно французские и американские, уже давно и активно оперируют этим понятием. Сама эта конструкция почти не была представлена в учебных программах и курсах по теории государства и права, другим дисциплинам.

Наиболее крупной работой, посвященной современным правовым системам, является книга известного французского юриста Р. Давида, выдержавшая у нас три издания. В советское время был выпущен двухтомник, в котором давалась подробная характеристика существовавшей тогда социалистической правовой системы . Историко-культурные и генетические аспекты российской правовой системы обстоятельно исследованы В. Н. Синюковым .

Современная теория права вполне способна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Во-первых, отдельные компоненты юридической среды уже достаточно хорошо изучены (право, правоотношения, правосознание, законность, правопорядок, субъективные права, нормативные акты и т. д.). Пришло время синтезировать все это в одном понятии «правовая система общества», чтобы получить возможность лучше отразить и представить общую картину с учетом постоянно происходящих в указанной системе сложных интеграционных и дезинтеграционных процессов.

Во-вторых, возникли новые задачи, в решении которых должны быть задействованы все правовые рычаги в их согласованном, а не разобщенном виде. Только комплексное, совокупное их воздействие на общественные отношения может дать желаемый социальный эффект, привести к достижению поставленных целей.

В-третьих, рассматриваемое понятие дает возможность творчески применить системно-структурный подход к исследованию правовой действительности, а также использовать сравнительный метод. Системное же видение любого явления - залог его адекватного и глубокого осмысления .

Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить и о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства.

Помимо права как стержневого элемента правовая система включает множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы. Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения.

Понятия правовой системы и правовой надстройки очень близки, но не идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая система более гибко и полно отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи, «капилляры», в то время как правовая надстройка традиционно понимается как единство трех компонентов: взглядов, отношений, учреждений.

Правовая система и правовая надстройка различаются по содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструк- турна, иерархична.

Если бы указанные понятия совпадали, то сама идея правовой системы не возникла бы. Но суть как раз в том, что одной категории надстройки оказалось недостаточно, чтобы можно было адекватно отразить усложнившуюся правовую жизнь. Для более сложного объекта понадобилась и более сложная, комплексная категория, возникновение которой было связано прежде всего с потребностями практики. Наука получила в свое распоряжение эффективный инструмент системно-структурного анализа. Предмет отражения один, но отражается он указанными понятиями неодинаково (по ракурсу видения, глубине, объему, целям и т. д.). Категория надстройки «раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры» . Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости - со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного общественного строя. Понятия правовой надстройки и правовой системы охватывают в принципе одинаковые рамки правовой реальности, однако они не могут заменить друг друга, ибо характеризуют, во-первых, различные аспекты одного и того же момента реальности, во-вторых, различный уровень проникновения в нее. Надстройка отражает самый общий уровень правовой системы, поэтому здесь внимание концентрируется на наиболее обобщенных проявлениях правовой действительности - правовых идеях (правосознание), правовой деятельности (правоотношения), правовых институтах (правовые нормы) .

Любопытную характеристику правовой системы и ее роли в жизни общества дает американский юрист Л. Фридмэн. По его мнению, в современном американском обществе правовая система сопровождает человека во всех его делах. Не проходит и дня - даже часа - без взаимодействия личности с правом в самом широком смысле слова. Автор пишет, что правовая система вездесуща, хотя зачастую ее присутствие человек не замечает. Не ощущает, что правовая система, подобно «Большому брату», пристально наблюдает за ним, заглядывая через плечо. Но в известном смысле закон постоянно смотрит на нас. Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как другая. В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы - принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и определенность целому.

Термин «право» относится обычно только к нормам. Но необходимо проводить демаркационную линию между нормами как таковыми и теми институтами и процессами, которые вдыхают в них жизнь. Эта расширенная сфера и есть правовая система. Ясно, что эта система - нечто большее, нежели просто набор норм. Право - это способ правительственного социального контроля. Субъект не совершит ошибки, если включит в него правила поведения. Необходимо разграничивать понятия «право», «правовая система» и «правовой процесс». Дать точное определение праву - довольно сложная задача. «Право» - слово для ежедневного употребления, часть разговорного словаря. Оно имеет большое количество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время.

Сказанное не означает, что мы постоянно ощущаем на себе свинцовую тяжесть права. Право - атмосфера; оно легко, как воздух, когда все идет нормально. Неправильно было бы считать право паутиной запретов. Большинство законов предназначено для того, чтобы сделать жизнь легче, безопаснее, счастливее. Правовая система - часть общесоциальной системы. В современном мире существует поразительное многообразие правовых систем. Каждая страна имеет свою систему; в США, кроме того, каждый штат - собственную и все это венчает общенациональная (федеральная) система. Нельзя назвать ни одной пары полностью адекватных правовых систем. Но это не значит, что каждая правовая система не имеет ничего общего с какой-нибудь другой

Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования », «система права », «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.

Противоречия и закономерности развития правовой системы

Естественно-правовая сторона (часть) правовой системы отражает истоки права как неотъемлемого качества человеческого бытия. В ней заложена та мера свободы, обусловленная природой и человеческим общением, которая необходима для нормального существования человека и продолжения его рода. Отсюда комплекс естественных прав и обязанностей:

  • право на жизнь, собственность , личную независимость, счастье;
  • обязанность не покушаться на жизнь, собственность, свободу другого человека.

Государственно-правовое начало правовой системы характеризует три основных момента:

а) какие естественные права и обязанности человека и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство;

б) какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояния общества, закрепило государство в нормативно-правовых актах ;

в) какие правовые привилегии или правовые ограничения установлены государством для людей, принадлежащих к определенному слою, классу, нации, расе, придерживающихся той или иной идеологии, исповедующих ту или другую религию.

Это внутреннее диалектическое противоречие глубинного, сущностного порядка, предопределяющее все другие аналогичные явления. Его разрешение зависит от уровня развития экономики , политики и культуры общества; разрешаясь, оно каждый раз возрождается в новом качестве. От того, насколько полно и точно учтены законодателем (государством) естественно-правовые начала в правотворческой деятельности, насколько адекватно выражена в правовых установлениях воля народа, зависит характеристика правовой системы как справедливой или несправедливой, демократической или антидемократической.

К внутренним следует отнести и противоречия между объективными субъективным правом , между объективными закономерностями функционирования правовой системы и субъективными пределами ее архитектурного и технологического построения, между правом и законом , между структурными элементами и компонентами правовой системы.

В качестве основного систематизирующего внешнего противоречия выступает противоречие между правовой системой в целом как формой существования экономических, социально-культурных и политических отношений и самими фактическими отношениями как содержанием права. Ф. Энгельс подчеркивал, что ход правового развития «состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия». В общественной жизни, отмечал Г.В. Плеханов, «всякое правовое учреждение рано или поздно превращается в свою собственную противоположность: ныне оно способствует удовлетворению известных общественных нужд; ныне оно полезно, необходимо именно ввиду этих нужд. Потом оно начинает все хуже и хуже удовлетворять эти нужды; наконец, оно превращается в препятствие для их удовлетворения: из необходимого оно становится вредным, и тогда оно уничтожается».

Основное внешнее противоречие предопределяет и другие, более конкретные противоречия и проявляется в них. Например, это противоречие между формальным равенством, равным масштабом устанавливаемого нормами права поведения людей и фактическим неравенством людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью правовой системы, между общим характером правовой нормы и индивидуальными особенностями конкретных отношений и их участников.

В ходе разрешения противоречий, созидательного воздействия на правовую сферу людей выкристаллизовываются закономерности развития правовой системы. Будучи обусловленными всем комплексом потребностей общественного производства, тенденциями общеполитического развития, они отражают активную роль права в формировании гражданского правового общества.

В качестве одной из основных закономерностей можно признать постепенное и последовательное сближение естественно-правовых и государственно-правовых начал в правовой системе, происходящее по мере роста общечеловеческой культуры, реализации нравственно-гуманистических общественных идеалов.

Конституирование этой закономерности связано с характеристиками права как меры свободы, гарантии социальной справедливости. Реализация ее зависит от осуществления таких взаимосвязанных и взаимодействующих тенденций, как: повышение степени выраженности в праве общенародной воли и претворения ее в жизнь, в поведение и деятельность субъектов права ; усиление роли правового регулирования ; перенос центра тяжести в правовом регулировании с запретительных мер на меры дозволения, расширение и интенсивное применение методов убеждения, мер профилактики, позитивного стимулирования. Данная закономерность носит общеисторический характер, однако проявляется неодинаково в различных общественных системах и на разных этапах их развития. В одних странах она действует последовательно, с нарастающей силой (Швейцария, Голландия, США), в других этот процесс развивается скачкообразно (Россия, Германия, Испания).

Еще одной основной закономерностью развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений фактическим общественным отношениям. Данная закономерность также многоаспектна, включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, пробивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей. Для ее реализации необходим специальный организационно-правовой механизм.

Кратко данный механизм можно представить следующим образом: новые или изменившиеся фактические отношения, требующие правового оформления правовые экспериментальные нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных моментов) оценка правового эксперимента на основе данных социологии, статистики , подготовка и издание нормативного акта компетентными органами (с обязательными процедурами и экспертной оценкой проекта) изучение эффективности действия акта внесение в него изменений, дополнений, а в необходимых случаях его отмена. Последовательность действия элементов такого механизма, возможность корректировки, номенклатуру правотворческих органов, службы социологического сопровождения и все другое можно предусмотреть в законе о порядке разработки, принятия и реализации нормативно-правовых актов.

Важное значение для правовой системы приобретает требование соблюдения правовой технологии, в том числе выполнения соответствующих процедур и правовых стандартов, сочетания динамизма и стабильности правовых явлений, торможения и стимулирования в праве, разрешительного и дозволительного типов правового регулирования, императивного и диспозитивного регламентирования, оптимального конструирования норм, институтов, системы в целом.

Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества

Здесь на первый план выходят следующие моменты.

1. Социальное значение конкретной правовой системы зависит прежде всего от того, как разрешается ее главное противоречие между естественно-правовыми и государственно-правовыми началами. То общество , которое смогло создать благоприятные (демократические) условия для последовательного и успешного разрешения этого противоречия, испытывает благотворное влияние правовой системы в деле утверждения общечеловеческих ценностей и идеалов. А с учетом того, что право выступает и средством разрешения общественных противоречий, есть основание утверждать: правовые явления в своей совокупности выступают в качестве если не источника, то своеобразного мощного катализатора формирования гражданского общества .

2. Важное значение для нормального функционирования общества в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов и идеалов, свободного развития личности имеет система специальных юридических гарантий, закрепленных в Конституции и других нормативно-правовых актах . Это придает гражданам и общественным структурам качество правовой защищенности, уверенности в беспрепятственном и полном осуществлении своих прав и свобод, несении обязанностей.

3. Благодаря своим системным и государственно-властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни. Причем если при административно-командных, авторитарных режимах государство , используя право как орудие принуждения и идеологическое прикрытие, пытается проникнуть во все поры общественной жизни и подчинить ее своему влиянию, обеспечивая таким образом целостность оощества, то развитая демократическая правовая система способна связать само государство, установить пределы государственной власти и создать правовые условия для единения общественного организма на добровольных, гуманистических началах.

4. Правовая система аккумулирует в себе и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В ней отражаются многие этические, религиозные, традиционные, позитивные устои, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Даже наиболее жестокие тоталитарные режимы, появляющиеся в силу разных причин на исторической сцене, вынуждены считаться с этим и помимо прямых ограничений, закрепленных в законе , декларируют общесоциальные правовые ценности. Природа всего правового в том и состоит, чтобы нормативно обобщить и гарантировать доминирующие начала человеческой цивилизации - свободу человека , упорядоченность и справедливость социальных отношений, стабильность общества.

5. Правовая система, благодаря своим внутренним общегуманистическим качествам, четкой структурированности, идеологической и психологической ауре, активно воздействует на формирование субъективных установок у людей, способствует установлению нормальных взаимоотношений в обществе.

6. Весьма важное общественное значение имеют правовые явления в культурологическом плане. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт культурного развития, сохраняет его, выступая в роли консерванта. С другой - в силу своей специфики она вырабатывает собственные культурные ценности (логически выверенные правовые конструкции, четкую терминологию, емкий и лаконичный язык и др.), которые становятся достоянием всего общества. Освященные нравственно-гуманистическими идеями правды и справедливости, правовые ценности органично вписываются в человеческое бытие, выступая важной частью межчеловеческих отношений.

Правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

1) правосознание;

2) правовая идеология;

3) правовая культура;

5) законодательство (религиозные трактаты!);

6) правоотношения;

7) правопорядок;

8) юридическая практика и т. д.

Признаки, характеризующие элементы

структуры правовой системы:

1) неоднородность;

2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

4) отражение состава юридических явлений;

5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

7) функциональная взаимосвязь;

8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.

Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.

Классификация правовых систем:

1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.

2) правовая семья – это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.

Виды правовых семей:

а) англосаксонская (система общего права);

б) романо–германская (система континентального права);

в) традиционная (система обычного права);

г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);

3) группа правовых систем – группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).

32 Правовые семьи

Англосаксонская правовая семья – система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Структура англосаксонской правовой семьи:

1) общее право;

2) «право справедливости»;

3) статутное право.

Основной источник системы общего права – правовой прецедент.

– статутное право и юридические обычаи.

Основатель права в англосаксонской правовой семье – суд.

Романо–германская правовая семья – система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др.

Основной источник системы континентального права – писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.

Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты.

Вспомогательные и дополнительные источники права – правовой обычай и юридический прецедент.

Традиционная правовая семья – система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.

Основной источник системы обычного права – обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.

Религиозная правовая семья – система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).

Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).

Основные источники мусульманского права:

1) Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;

2) Сунна – мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;

3) Иджма – соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;

4) Кияс – современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.

Основные источники индусского права:

1) Дхармашастры – религиозные правила поведения и древние законы;

2) Веды – священные тексты брахманизма;

3) Законы Ману – собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.

Творец права в религиозной правовой семье – Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.