Быстрых Т.И. Пермские краеведческие традиции и пути их возрождения

«Люби и знай свой край родной» – кому неизвестен этот завет жизни?! Полюбить же свой край можно лишь тогда, когда знаешь его тайны и богатства, открываешь в нём неведомое.
На страницах книги Андрея Сергеевича Зеленина читатели узнают об основных исторических событиях, выдающихся людях, памятниках культуры и географических особенностях Перми и Пермского края.
Издание дополняют занимательные творческие задания, с одной стороны закрепляющие материал, с другой - расширяющие кругозор.
Книга предназначена в первую очередь детям 6–11 лет, а так-же студентам, педагогам для подготовки и проведения уроков краеведения, может быть использована в качестве учебного пособия по краеведению.

ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЯ.
Когда человек появляется на свет, ему дают имя. Чтобы не обращаться потом на улице: «Эй, ты!» Ведь кто это - «Эй, ты!» - непонятно!

Древние люди давали себе имена, отличающиеся от современных. Имена эти были длинными и объясняли многое. Например, одно из них могло звучать так: «Человек, поймавший медведя и убивший его, чтобы накормить свой род».

Наши предки - славяне - часто именовали себя в честь богов, которых сами себе и придумывали. Например, бог Солнца - Ярило. Если человек рождался утром, его вполне могли назвать в честь бога Солнца.

Современные имена, которые мы получаем от своих родителей, пришли к нам из разных стран - разных языков. Например, из греческого, древнеарабского, древнегерманского, древнееврейского, древнескандинавского, кельтского, латинского, старославянского.

Содержание
Слово автора
Родина и то, что с ней связано
Задание №1
Имя, отчество, фамилия
Задание №2
Город Пермь
Задание №3
Районы Перми и Пермского края, города
Задание №4
Улицы Перми
Задание №5
Пермский период
Задание №6
Пермь Великая
Задание №7
Пермская губерния
Задание №8
Пермская область
Задание №9
Коми-Пермяцкий национальный (автономный) округ
Задание №10
Пермский край
Задание №11
Национальности (народы)
Пермского края
Задание №12
Пермские реки
Задание №13
Флора Пермского края
Задание №14
Фауна Пермского края
Задание №15
Полезные ископаемые
Пермского края
Задание №16
Имена в истории
Пермского края
Задание №17
Пермяки-герои
Задание №18
Памятники Перми
Задание №19
Пермские театры, библиотеки, музеи
Задание №20
Первый. Впервые. Самая
Задание №21
Книги, которые полезно перелистать, прочитать и запомнить
Ответы на задания книги.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пермь и Пермский край, Занимательное краеведение, Зеленин А.С., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Пояснительная записка

Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.

В новых образовательных стандартах духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию отводится особая роль, а гражданско-патриотической работе с подрастающим поколением государством уделяется особое внимание.

Данная программа направлена на формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации» и проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Программа «Мой Пермский край» составлена для учащихся 5 классов общеобразовательных школ и поддерживается одноименным учебным пособием учебным пособием, выпущенным издательством «Книжный мир» в 2015 г.

Цели реализации программы: воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

Формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

Прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

Расширять исторический кругозор учащихся;

Воспитательные:

Способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям края;

Воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения с окружающим социумом;

Содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты

Освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

Ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.

Коммуникативные результаты

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности;

Проведение наблюдения под руководством учителя;

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Основы ознакомительного, творческого, усваивающего и критического чтения.

Регулятивные результаты:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Программа предполагает организацию взаимодействия с учреждениями (архивы, музеи, выставочные залы) и частными лицами (краеведы, коллекционеры), а также использование ресурсов внутреннего туризма.

Содержание программы

Введение (1час).

Включение в новый раздел знаний, связь данного курса с изучением других курсов и образовательных областей, неотрывность истории края от истории России и других стран. Знакомство с курсом, учебным пособием, его особенности, правила пользования им.

Тема 1. Древнее Прикамье. (5 часов).

Задача темы: формирование понимания исторических корней края, особенностей его заселения, неповторимость его культуры. Знакомство с особенностями истории и жизни коренного населения Прикамья, их культурой, традициями, бытом.

Основные понятия и термины: археология и археологический памятник, летоисчисление, Пермский период, геология, геологическая эра, каменный век, кроманьонец, Писаный камень, железный век, пермский звериный стиль, металлургия, священное животное, ханты, манси, коми-пермяки, топонимика, святилище, легенда, сказание, Парма, утварь, этнография, летопись, канонизация, епископ, крещение, христианство, язычество, обереги, Пермские боги (деревянная скульптура).

Персоналии: Родерик Импи Мурчисон, Стефан Великопермский (Пермский).

Посмотрим глазами историка. Что изучает наука история, вспомогательные исторические науки, почему историю нельзя исправить или написать. Кто такие историки. Счет лет в истории (летоисчисление). История народа, история края.

Пермский период. Геология – помощник истории. Геологические периоды. Пермский период и роль Р.И. Мурчисона в его открытии. Пермские ящеры.

Каменный век Прикамья. Облик края в древние времена. Открытие первобытных стоянок человека на территории Прикамья. Археологические памятники на территории Прикамья, их охрана. Жизнь древних людей в Прикамье.

Века металлов. Переход от каменного века к векам металлов, совершенствование орудий охоты и земледелия. Кто такие чуды. Понятие о пермском зверином стиле. Время создания предметов пермского звериного стиля. Причины его появления. Легенды и сказания, связанные с наиболее распространенными в Прикамье священными животными. Писаный камень и иные уральские писаницы

Кто живет, тот и названия дает. Понятие о топонимике. Происхождение слова «Пермь». Народы, населявшие Прикамье в древности и живущие здесь в настоящее время. Освоение русскими уральских земель. Переход от языческой веры к христианству. Роль Стефана Великопермского в христианизации Прикамья. Пермская деревянная скульптура.

Тема 2. Столичная эстафета (6 часов)

Задача темы: знакомство с историческими фактами возникновения и развития исторических городов Пермской земли, в разное время бывшими региональной столицей Прикамья.

Опорные понятия и термины: крепость, острог, городище, усадьба, кремль, слобода, посад, собор, амбар, зодчество, город-памятник, ремесла и ремесленники, набеги, соляной промысел, вотчина, иконопись, атаман, ханство, летописец и летопись, шатер, каменная соль, магний, ботанический сад, оранжерея. систематика, тюркские народы, тракт. благотворительность, купечество, гильдия, гостиный двор, селенит, камнерезное искусство, сталактит, сталагмит, завод-поселение, полба, крестьянская война, диорама, метеорит, герб, геральдика и др.

Персоналии: Строгановы, Демидовы, Артемий Бабинов, Иван IV (Грозный). Романовы, Петр I, Ермак, хан Кучум, К.Рылеев, Павел I, братья Калиниковы, Голицыны, А.Воронихин, М.Грибушин, А.Губкин, К.Хлебников и А.Хлебников, В.Татищев, С.Ремезов, Е.Пугачев, В.Беринг, Д.Менделеев, В.Н.Татищев, Петр I, Екатерина II, Александр I, Н.В. Мешков, И.И.Свиязев, К.Ф.Модерах, Дягилевы, Любимовы, А.С.Попов, Н.Г. Славянов, И.Лем, Н.Воронцов и др.

Чердынь. Древнейший город Прикамья История его основания. Каменная архитектура Чердыни. Город - памятник и его охрана. Ныроб и его роль в русской истории. Ныробский узник.

Соликамск. Основание города. Его значение в истории России и Прикамья. Роль промышленников Демидовых в развитии города и края. Архитектура. Современный Соликамск. Город – памятник и его охрана. Ермак и его роль в освоении Урала и Сибири.

Усолье и соляные промыслы. Род Строгановых и история Усолья. Архитектура. Нарышкинское барокко. А. Воронихин.

Кунгур. Основание Кунгура – крупного торгового центра Прикамья. Кунгурская ярмарка. купцы Грибушин и Губкин и их вклад в развитие города. культура и искусство. Знаменитые жители Кунгура. Кунгурская ледяная пещера – памятник природы мирового значения.

Основание Перми. Основание Егошихинского завода. Роль В.Н. Татищева в освоении богатств уральских земель. Первые постройки Перми.

1780 год – переименование Егошихинского завода в город Пермь. 1781 – образование Пермской губернии. Первые улицы и каменные здания Перми. Градостроительство и архитектура XIX века. Губернаторы Прикамья, оставившие свой след в истории.

Губернский город Пермь. Особенности застройки и развития губернского города. Архитектура Перми. Ф.Х. Грааль и его деятельность. Пермский университет.

Замечательные жители Перми. Князья Макутовы. Знаменитые изобретатели – уроженцы Прикамья: А.С.Попов, Н.Г.Славянов, Н.В.Воронцов. Пароходчики И.И.Любимов и Н.В.Мешков. Д.Д. Смышляев. Дягилевы. Знаменитые гости Перми.

Тема 3. Коми-Пермяцкий округ (1 час)

Задача темы: знакомство с Коми-Пермяцким округом как неотъемлемой частью Пермского края.

Опорные понятия и термины: Кудымкар, исторические здания и постройки, коми-пермяки и коми-пермяцкий эпос. Кудым-Ош.

Персоналии: Строгановы, П.И. Субботин-Пермяк.

Тема 4. Старинные города и поселки Прикамья.

Задача темы: знакомство с историческими городами Прикамья, их особенностями, архитектурой, бытом. Роль малых городов в истории края и России.

Персоналии: Строгановы, Демидовы, Лазаревы. Савва Морозов. Дягилевы.

Оса. Основание города. Оса – старинный купеческий город. Взятие Е.Пугачевым крепости Оса и исторический мемориал, посвященный этому событию. Архитектура и ее охрана. Витус Беринг и Оса.

Оханск. Основание города. Оханск купеческий и его особенности. Путь великих людей России через Оханск. Оханский метеорит.

Ильинский. Центр управление Строгановской вотчиной. Сомодеятельная культура Ильинского. Артефакты Ильинского музея. Пожвинская роспись (уральская роза) в коллекции музея. Лесопарк Кузьминка.

Очер. История возникновения. Памятники истории и архитектуры. Ежовский палеонтологический памятник.

Добрянка. Достопримечательности города, культурная жизнь завода, современная жизнь Добрянки.

Чермоз. Лазаревы в Прикамье. Культурно-исторические памятники Чермоза.

Нытва. Культурно-исторические памятники Нытвы. Нытвенская ложка.

Лысьва. Князья Шаховски и Шуваловы в Прикамье. Лысьвенская каска.

Пожва. Пожвенские заводы, их продукция. Пароходостоение в Прикамье.

Суксун. Достопримечательности Суксуна. Суксунский самовар.

Орел. Роль городка в освоении Урала и Сибири. Прикамские изразцы.

Кын-завод. Археологические памятники и памятники культуры.

Павловский. П.А. Строганов.

Орда. Камнерезное дело в Прикамье.

Всеволодо-Вильва. Завод и имение. Роль Всеволодо-Вильвы в культурной жизни Прикамья.

Бикбарда – родовое имение Дягилевых.

Пыскор как первая резиденция Строгановых в Прикамье.

Тема 5. Горное дело и развитие Прикамья. (1 час)

Задача темы: сформировать представление о городе-заводе.

Опорные понятия и термины: город-завод, мастеровые, изобретатель-самоучка.

Города-заводы как основа металлургической промышленности в Прикамье. Устройство завода. Заводские рабочие. Жизнь и быт заводского поселения.

Тема 6. Новые города Прикамья. (3 часа)

Задача темы: знакомство с новыми городами Прикамья, их особенностями, архитектурой, бытом. Новые отрасли промышленности Прикамья.

Опорные понятия и термины: комбинат, химическая промышленность, нефтяная промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, гидроэнергетика.

Персоналии: С.С. Говорухин.

Березники. Березниковский химический комбинат. С.С. Говорухин.

Краснокамск. Краснокамский целлюлозно-бумажный комбинат.

Чайковский. Воткинская ГЭС.

Тема 7. Прикамье в военные годы (2 часа)

Задача темы: знакомство с героями войн, формирование образа защитника Родины.

Опорные понятия и термины: героизм, патриотизм, защита Родины.

Персоналии: Ю. Берглин, Н. Трухин, А. Стабровский,Т. Барамзина, А.Покрышкин и др..

Герои войны 1812 года. Герои русско-турецких войн. Герои Первой мировой войны. Герои Великой Отечественной войны.

Прикамье в годы Великой Отечественной войны.

Тема 8. Прикамье литературное.

Задача темы: знакомство литературным наследием Прикамья.

Опорные понятия и термины: писатель, поэт.

Персоналии: А. Попов, М. Осоргин, Д. Мамин-Сибиряк, П. Бажов, А. Чехов, Б. Пастернак, В. Иванов, В. Астафьев, О. Волконская, О. Селянкин, Л. Юзефович, А. Королев, В. Воробьев, Л. Давыдычев, Л.Кузьмин.

Литературное пространство Прикамья.

Детские писатели и их произведения.

Учебно-тематический план

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

Прилежание и ответственность за результаты обучения;

Готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

Наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируе-мой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

Способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

Способность к сотрудничеству и коммуникации;

Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение задач, кроссвордов и т.д.

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по обществознанию

1. Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Нормы оценки знаний за выполнение теста

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся

Отметка/

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна.

Использовано более одного ресурса.

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты

темы урока.

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы.

Изложена стратегия решения проблем.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение: Посмотрим глазами историка

11.09

11.09

Пермский период

18.09

18.09

Каменный век Прикамья

25.09

Века металлов

2.10

Кто живет, тот и названия дает

9.10

Чердынь. Соликамск Усолье Кунгур

16.10

Основание Перми

23.10

8-9

Губернский город Пермь

30.10-13.11

Коми-Пермяцкий округ

20.11

Старинные города и поселки Прикамья

27.11

Горное дело и развитие Прикамья

4.12

Новые города Прикамья

11.12

Герои войны 1812 года. Герои Первой мировой войны

18.12

Прикамье в годы Великой Отечественной войны

25.12

Прикамье - литературное

15.01

Заключительное занятие «Мой Пермский край»

22.12

Учебно-методические средства

1. Н.П.Горбацевич, Д.М. Софьин, О.В. Власова, Д.А. Кормилин. Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен. – Пермь, «Книжный мир», 2015

Телевизионные и учебные фильмы по истории Прикамья

«Пермский период Родерика Мурчисона»

«Изобретение на века. Н.Г. Славянов» «Пермь Великая». Учебно-методический фильм в 4 частях. Министерство образования Пермского края, 2008.

«Пермь. История в лицах». Учебно-методический фильм в 4 частях, 2006

1. Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. Пермь, 1958.

2. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь. Пермь, 1996.

3. Бординских Г.А. Легенды и предания земли Соликамской. Соликамск, 2006.

4. Бубнов Е. Русское народное зодчество Урала. – М., 1988

5. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1994.

6. Весновский В.А. Исторические памятники в Пермской губернии. Пермь, 1915.

7. Вишневский Б.Н. Путешественник Кирилл Хлебников. Пермь, 1957.

8. Власова О.М. Художник П. И. Субботин-Пермяк. Пермь, 1990.

9. Воеводин Л.Е. 45 народных старинных песен в заводах Пермской губернии. Пермь, 1905.

10. Воеводин Л.Е. Царствующий Дом Романовых и Пермский край // Труды Пермской Губернской Ученой Архивной Комиссии. Вып. XI. Пермь, 1914.

11. Волконская О.А. Пермская рябинка. Пермь, 1966.

12. Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Строгановские городки, острожки, села. Пермь, 2005.

13. Горовой Ф.С. О дате основания города Перми. (К вопросу о датах основания городов как исторических памятниках) // Уральский археографический ежегодник за 1970 год. Пермь, 1971.

14. Гримм Г. Архитектор Воронихин.- М.-Л., 1963

15. Дмитриев А.А. Исторический очерк Пермского края. Пермь, 1896.

16. Дмитриев А.А. Очерки из истории губернского города Перми с основания поселения до 1845 года с приложением летописи города Перми с 1845 до 1890 года. Пермь, 1889.

17. Дмитриев А.А. Пермская старина. Вып. I–VIII. Пермь, 1889–1900.

18. Золотов Е.Д. Город Кунгур в 1774 г. во время Пугачевского бунта: материалы по истории города // Золотов Е.Д. Боль души: избранное. Кунгур, 2002.

19. Золотые Звезды Прикамья. Пермь, 1975.

20. История Урала: в 2 т. / под общ. ред. И. С. Капцуговича. Пермь, 1976–1977.

21. История Урала: в 2 т. / под общ. ред. Ф. С. Горового. Пермь, 1963–1965.

22. Капцугович И. Рассказы для чтения по истории Прикамья. – Пермь, 1984

23. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. Кудымкар, 2005.

24. Корчагин П.А. Губернская столица Пермь. Пермь, 2006.

25. Кривощеков И.Я. Материалы для истории села Кудымкора Соликамского уезда Пермской губернии. Пермь, 1894.

26. Кривощекова-Гантман А. Географические названия Верхнего Прикамья. – Пермь, 1983

27. Купкель А. Страницы пермской архитектуры. – Пермь, 1999

28. Лисовский В. Андрей Воронихин. – Л., 1971

29. Лобанов Д.А., Ощепков Л.Г. История 194-го пехотного Троицко-Сергиевского полка. Пермь, 2006.

30. Лунегов И. Древняя Чердынь. – Пермь, 1969

31. Мезенина Т.Г., Мосин А.Г., Мудрова Н.А., Неклюдов Е.Г. Род Строгановых. Екатеринбург, 2007.

32. Мухин В.В. Ермак Тимофеевич. Пермь, 1957.

33. Мялицын И.А. Танки вел Алексеев. Пермь, 1978.

34. Неклюдов Е.Г., Попова-Яцкевич Е.Г. Род Лазаревых. Екатеринбург, 2013.

35. Оборин В., Чагин Г. Чудские древности Рифея. – Пермь, 1989

36. Перескоков Л.В.; Марченко А., протоиерей; Королева В.В. Православные монастыри и храмы Перми. Пермь, 2013.

37. Подвиг пермских танкистов. Пермь, 1971.

38. Попов Е., протоиерей. Святитель Стефан Великопермский. Пермь, 1885.

39. Савич А.А. Прошлое Урала: исторические очерки. Пермь, 1925.

40. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.

41. Смышляев Д.Д. Сборник статей о Пермской губернии. Пермь, 1891.

42. Спешилова Е.А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723–1917. Пермь, 1999.

43. Теплоухов Ф.А. Древности Пермской Чуди из серебра и золота и ее торговые пути. Пермь, 1895.

44. Терехин А. Архитектура Прикамья. – Пермь, 1970

45. Тынянов Ю.Н. Гражданин Очер. Уральское наследие. Пермь, 1990.

46. Унгвицкий В.Н. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Пермь, 1994.

47. Филатов С.В., Ардашов В.П. Геральдика Перми: серебряный медведь на красном поле. Пермь, 2008.

48. Фомичев М.Г. Путь начинался с Урала. М., 1976.

49. Чагин Г. Чердынь. – Пермь, 1972

50. Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь, 2003.

51. Чагин Г.Н., Шилов А.В. Уездные провинции Кунгур, Оса, Оханск. Пермь, 2007.

52. Шварц А. Академик архитектуры И.И. Свиязев. – Пермь, 1959

53. Шишонко В.Н. Пермская летопись. Периоды 1–5. Пермь, 1881–1899.

54. Шустов С.Г. Пермское имение графов Строгановых в первой половине XIX в. Пермь, 2006.

55. Юзефович Л. Рудознатцы. Пермь, 1987.

56. Юзефович Л.А. Чугунный ягненок; Казароза. Пермь, 2008.

57. Якунцов И.А. Урал в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Пермь, 1997.

Пермское краеведение имеет давнюю богатую историю. Серьезные исследовательские работы по истории края появились задолго до начала книгопечатания в Перми. А книгоиздательское дело, возникшее здесь в 1792 году, сразу же приобрело ярко выраженный краеведческий характер.
Причин столь активного краеведческого движения на Урале много. Здесь и особенности истории края; его политического и экономико-географического положения; постоянное внимание к жизни края правительства, его заинтересованность в изучении и развитии края; постоянный приток сюда (с различной целью и по разным причинам) образованных, знающих людей из столиц.

Пермское краеведение развивалось по тем же законам, что и общероссийское краеведение. Первые значительные краеведческие работы написаны исследователями Пермского края - учеными, путешественниками, государственными деятелями, писателями и пр.
Это труды, относящиеся к XVIII веку, В. Н. Татищева, П. С. Палласа, П. П. Рычкова, И. И. Лепехина, А. Г. Гумбольдта и др.

Отметим здесь работы В. Н. Татищева, стоявшего не только у основания российской науки и российского краеведения, но и у основания пермского краеведения, более того - у основания вообще истории нашего города. Напомним, что именно В. Н. Татищев определил место для строительства Егошихинского завода - будущей Перми. Пермский материал постоянно встречается в его знаменитом «Лексиконе Российском историческом, географическом, политическом и гражданском». Очень интересно его «Сказание о звере мамонте» - история Кунгурской ледяной пещеры и Кунгурского края.

Василий Никитич Татищев

Интересны и труды об Урале П. П. Рычкова, ставшего, кстати, самым первым членом-корреспондентом Академии наук - в 1759 году.

П.И.Рычков

Здесь же нужно упомянуть интереснейшее «Описание пермских заводов» Виллима де Геннина.
Многие труды из тех, что мы считаем сейчас основными источниками изучения Пермского края, созданы пермяками, но по инициативе, по заданию, как мы сказали бы сейчас, «центра».

Виллиам де Геннин

Прежде всего, это знаменитое «Хозяйственное описание Пермской губернии сообразно начертанию Санкт-Петербургского Вольного экономического общества, сочиненное в 1802 и 1802 году в городе Перми» (Пермь, 1804), составленное Н. С. Поповым под руководством губернатора К. Ф. Модераха. А также: Мозель X. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Пермская губерния. Ч. 1-2. Составил генерального штаба подполковник X. Мозель. - Спб., 1864.

Конечно, основной вклад в развитие пермского краеведения внесли сами пермяки - жители нашего края, уроженцы Пермской губернии или люди, долгое время жившие и работавшие здесь. Благодаря им, мы располагаем сейчас таким прекрасным фондом краеведческой литературы, богатейшим собранием архивных документов, одним словом, накопленными краеведческими знаниями.

Наиболее интересные краеведческие работы первой половины XIX века - уже упоминавшийся труд Н. С. Попова, и его же «Историко-географическое описание Пермской губернии, сочиненное для атласа 1800 г.» (Пермь, 1801). Здесь же нужно назвать работу В. Н. Берха «Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей» (Спб., 1821).

В числе первых пермских краеведов можно назвать также управляющего имениями Строгановых Ф. А. Волегова, священников Гавриила Сапожникова и Ипполита Словцова.

Вторая половина XIX века – расцвет пермского краеведения. Начало ему положило издание в Москве Д. Д. Смышляевым двух томов «Пермского сборника» (1859-1860). Кстати сказать, в своей рецензии на первый том сборника в журнале «Современник» критик Н. А. Добролюбов сформулировал, по существу, еще одну причину столь активного развития краеведения на Урале. Представляя читателям замечательный во всех отношениях сборник статей о Пермском крае, Н. А. Добролюбов писал: «В провинциях-то и живут люди рассуждающие, серьезно интересующиеся наукой и литературой, с любовью следящие за современным направлением мысли. В провинции-то обыкновенно и развиваются дельные, крепкие люди, оттуда-то и наезжают они в столицы «с жаждой знаний и труда», с свежими силами и любовью к делу».

Дмитрий Дмитриевич Смышляев

Нашлись в нашем крае люди, способные не только поднять краеведение на самый высокий уровень, но и заразить своей увлеченностью новых и новых последователей, - вот и родилось такое явление как пермские краеведческие традиции. Следом за «Пермским сборником» одно за другим появляются интереснейшие краеведческие издания. Заметим еще раз, что книгоиздание в Пермском крае никогда не было коммерческим - всегда производственным и краеведческим по характеру.

Попробуем сформулировать, в чем именно заключаются пермские краеведческие традиции, почему мы считаем пермское краеведение ярким явлением в культурной жизни нашего края.

Традиции - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение опыт, практика в какой-либо области общественной жизни, действительности и т. п.

Каковы же особенности краеведческой деятельности в Пермской губернии в XIX - начале XX века, позволяющие говорить о сложившемся опыте, практике в этой области?

По-видимому, можно выделить три таких особенности, три принципа, которых в той или иной мере придерживались в своей деятельности наши предшественники:

1) преемственность;
2) профессионализм;
3) организованность, координация краеведческой деятельности.

1. Преемственность.

Характерной особенностью пермских краеведов XIX-начала XX века было уважение к трудам своих предшественников. Для всех крупных краеведов естественно осознание себя не просто любителем-одиночкой, но продолжателем уже начатой работы по изучению родного края.

Один из конкретных примеров такой преемственности - хронологические летописи города Перми, охватывающие практически всю историю города до 1917 года.

Преемственность заключалась не только в стремлении продолжить работу краеведов-предшественников, но и в сознании своей ответственности за их труды, сохранившиеся в рукописном виде, разрозненные, неопубликованные, неизвестные читателю. Огромное количество таких материалов было найдено и опубликовано Д. Д. Смышляевым, А. А. Дмитриевым, В. Н. Шишонко и другими, зачастую на собственные средства.

Александр Алексеевич Дмитриев

Важно отметить, что публикации предшествовала, как правило, серьезная подготовка материала. Он сопровождался предисловием, современными примечаниями и пояснениями.

Василий Никифорович Шишонко

Более упорядоченной стала эта работа с образованием Пермской губернской ученой архивной комиссии.

Не ограничиваясь публикацией трудов краеведов и найденных ими архивных документов, наши предшественники старались как-то увековечить их память, разыскивали сведения о жизни и деятельности, публиковали посвященные им очерки, развернутые некрологи, составляли библиографию их трудов. Примеров здесь очень много. Наиболее яркий - серьезные исследовательские очерки А. А. Дмитриева о Ф. А. Волегове, П. Н. Словцове и других.

Преемственность заключалась и в том, что все крупные краеведы прошлого сознательно работали на будущее, готовили почву для будущих исследований, старались облегчить работу своим последователям.

2. Профессионализм

Двести лет назад в Перми была издана первая книга. Сейчас мы располагаем богатейшим краеведческим фондом. «Хозяйственное описание Пермской губернии» Н. С. Попова, многотомная «Пермская летопись» В. Н. Шишонко, восемь выпусков «Пермской старины» А. А. Дмитриева, географический словарь Н. К. Чупина, «повременные» или продолжающиеся издания Д. Д. Смышляева «Пермский сборник» и «Пермский край» -без этих книг не может обойтись ни один серьезный историк. А ведь почти все они созданы не учеными-историками, просто краеведами. Правда, тогда они называли себя иначе - знатоками или ревнителями Пермского края, любителями уральской старины и пр.

Любителей Пермского края много и сейчас, среди современных краеведов. Но наших предшественников, тех, чьи имена остались в истории краеведения, отличал профессионализм их краеведческой деятельности. Практически все они имели какое- то специальное образование, профессию. Д. Д. Смышляев был купцом, В. Н. Шишонко -врачом, Н. Н. Новокрещенных - горным инженером, А. Е. и Ф. А. Теплоуховы - лесоводами, Я. В. Шестаков - священником. Духовное образование было и у В. С. Верхоланцева, написавшего в автобиографии: «Краеведение считаю своей специальностью». Вместе с тем все эти люди были краеведами-профессионалами.
Стремясь достичь наилучшего результата своей работы, они в совершенстве овладевали археографией и библиографией, становились профессиональными издателями, редакторами, журналистами, музейными работниками, архивистами, археологами. Наиболее яркий пример - Д. Д. Смышляев.

Любой начинающий краевед в наше время может оценить значение всех этих умений, признать их необходимость. Сколько случается совершать ошибок из-за неумения работать с архивным документом, разобраться в библиографии. Как часто человек идет но ложному следу или повторяет уже сделанное кем- то открытие, не зная системы архивных учреждений и библиотек, не умея разыскать нужный ему материал, хотя он, случается, лежит на поверхности.

Здесь нужно отметить следующее. Не секрет, что во многих работах наших предшественников мы обнаруживаем подчас ошибки и неточности. Меньше всего хотелось бы идеализировать этих людей. Следует подчеркнуть еще раз, что говоря о профессионализме краеведов XIX - начала XX века, мы имеем в виду прежде всего их подход к делу, отношение к нему, требования, которые они предъявляли к себе как к краеведам и которым стремились соответствовать.

Одним из таких требований является безусловная объективность, честность в исследовательской работе. Без этого невозможно стать профессионалом. Профессионализм несовместим с «идеологическими соображениями».

3. Организованность, координация краеведческой деятельности

Стремление к организации краеведческой деятельности можно проследить, обратившись к документам, связанным С подготовкой к изданию уже упоминавшегося «Пермского сборника». Д. Д. Смышляев и его помощник в составительской работе преподаватель пермской гимназии Н. А. Фирсов по сути дела не только сформировали коллектив авторов, но и заложили основы организации и координации уже существующего в губернии, но разрозненного краеведческого движения. Выявив различными путями людей, занимающихся изучением истории края, Д. Д. Смышляев уже не терял с ними связи. Среди авторов сборника лесовод из Ильинского А. Е. Теплоухов, исследователь быта коми-пермяков Н. Рогов, фольклорист и этнограф А. Н. Зырянов и многие другие.

Александр Ефимович Теплоухов

Очень интересно с этой точки зрения посмотреть на листовки, распространенные тогда издателями сборника: «Объявление о предпринимаемом издании «Пермский сборник», «Объявление от редакции «Пермского сборника», «Программа повременного издания «Пермский сборник». В сущности своей эти документы являются хорошо продуманной программой краеведческой деятельности на много лет вперед. Более того, эта программа вполне может быть использована нами, современными краеведами. Осознание своей причастности к общему делу изучения и развития родного края помогало выбрать нужное направление собственных поисков. По-видимому, благодаря этому, краеведческие знания, накопленные нашими предшественниками, представляют собой комплекс, целостную структуру без особенно больших белых пятен - нетронутых исследователями областей. Мы располагаем.богатым материалом практически по всем отраслям знаний: истории, экономике, культуре, быту и народным обычаям, фольклору и пр.

Очень важно отметить, что высокий уровень пермского краеведения достигнут благодаря объединению усилий государственных учреждений, общественности, издателей. Здесь все взаимосвязано. Огромное количество краеведческих материалов издавалось губернским статистическим комитетом, земством, различными «ведомственными» учреждениями. Деятельность краеведческой направленности вообще была характерна для земских учреждений и должна стать темой специального исследования.

Большую роль в распространении краеведческих знаний играли газеты, и прежде всего «Пермские ведомости».

Важным этапом в развитии пермского краеведения стало открытие Губернской ученой архивной комиссии, Научно-промышленного музея. С их образованием организация краеведческого движения в губернии получила свое завершение. Эти учреждения естественно возглавили всю краеведческую деятельность и осуществляли их координацию.

Постепенно выкраивалась система краеведческих объединений, обществ и кружков. Одно из самых крупных - УОЛЕ - было открыто в Екатеринбурге в 1870 году. Работала его комиссия в Перми.

Способствовала развитию краеведения и церковь. Эта тема - церковное краеведение - тоже ждет своих исследователей. Многие священнослужители начинали заниматься краеведением, оставляли труды, книги, рукописи. Здсь можно перечислить множество имен: Г. Сапожников - первая Пермская летопись, Е. А. Попов - наиболее серьезный труд «Великопермская епархия (1379-1879)» и целый ряд других работ; А. Луканин - наиболее известный труд «Церковно-историческое и археологическое описание города Соликамска» (1882) и другие работы; В. С. Верхоланцев - книги о Перми; Я. В. Шестаков вообще стоит на особицу - краевед, журналист, издатель, миссионер.

Упомянутый выше Е. А. Попов был горячим проповедником любви к своему краю. Вот что говорил он, например, в своей проповеди прихожанам Воскресенской церкви в день столетия Перми 18 октября 1881 года. «Пермь и Пермская губерния составляют для нас отечество в ближайшем смысле. Отсюда следует целый ряд обязанностей наших к этой стране. Прежде всего, кто же не должен любить своей родины? Во многих эта любовь бывает бессознательною, например, сказывается «тоскою на чужой стороне». Но надобно желать, чтоб она была сознательною, разумною.

Евгений Алексеевич Попов

Нисколько не унижают нас, напротив, еще возвышают простое село или маленький городок - родина наша, равно как родопроисхождение наше от простых родителей. Странно слышать, как иногда жалуются на новое свое местопребывание люди, которые по службе или по другим обстоятельствам должны жить после столицы или другого славного города в небольшом отдаленном городке. В новом месте этим людям ничто не нравится, все не по ним, все для них низко, все их недостойны. Какая горделивость! Не везде ли Господня земля и исполнение ея? И так, если родина для каждого из нас любезна, той каждая особенность в ней, радостная или печальная, должна вызывать в нас сочувствие».

Очень результативной была и обещала быть в дальнейшем деятельность Пермского епархиального церковно-археологического общества, открытого в 1912 году. К сожалению, им издано лишь два выпуска «Известий» - в 1915 и 1917 годах.

Для всех краеведческих учреждений и обществ характерны следующие направления работы: планирование и отчетность; поддержка и поощрение членов общества; направление их поисковой деятельности; издательская деятельность; просветительская деятельность - активные выступления в печати, открытые заседания, организация выставок, чтение лекций и пр.

Для деятельности краеведов конца XIX - начала XX века характерно самое активное участие в общественной жизни. Здесь можно привести много примеров.

Итак, в конце XIX - начале XX века окончательно оформилось такое явление в жизни нашего края, как пермские краеведческие традиции. Почему мы говорим сейчас не о продолжении, а о возрождении их?

Краеведческое движение не прекращалось у нас никогда. Даже в трудные тридцатые годы оно находило какой-то выход.

В наши дни краеведение занимает все более видное место в общественной жизни страны. Заметно активизировалось оно и у нас в области. Появляются одна за другой серьезные исследовательские работы, обзорные статьи по истории краеведения, методические материалы.

И вместе с тем, даже поверхностно проанализировав состояние краеведения до и после 1917 года, мы придем к выводу, что пермские краеведческие традиции с установлением Советской власти были прекращены и со временем утрачены совершенно. Подчеркнем еще раз, что речь идет именно о традициях - опыте, практике краеведческой работы.

В самом деле, разве можем мы говорить о преемственности, если практически все советское краеведение начиналось с нуля- точкой отсчета стал 1917 год. Труды наших предшественников известны сейчас в силу ряда причин лишь единицам. Не только труды - имена их ничего не говорят населению.

Нельзя говорить и о профессионализме. О чем может идти речь, если до последнего времени были закрыты архивные фонды, упрятана в спецфонды библиотек литература. Ни к чему был навык издательской, редакторской деятельности.

Впрочем, это все касалось не только краеведения. Профессионализм вообще был не в чести в Советском Союзе.

Не стоит долго говорить о координации, организации краеведческой работы, понятно, что она осуществлялась именно в советском понимании.

Сравним лишь отношение в обществе к краеведам, существовавшее в начале XX века и сложившееся к нашим дням. Не секрет, что и сейчас еще бытует отношение к этим людям как к докучливым чудакам, хотя и заметны, наконец, перемены.

По-видимому, здесь необходимо остановиться вкратце на таком явлении, как всплеск краеведческой деятельности в 1920-е годы. С. О. Шмидт назвал эти годы «золотым десятилетием» советского краеведения. Судя по некоторым, публикациям последних лет, касающимся в т. ч. и пермского краеведения, с этим определением согласны многие исследователи. Думается, это неверно. Если согласиться с этим определением, мы должны принять за дату рождения советского краеведения 1917 год, затем подъем в 20-е годы, разгром в 30-е, постепенное возрождение в дальнейшем. Но это не так. В действительности 1920-е годы были временем, когда краеведение, в т. ч. и пермское, пыталось приспособиться к новым условиям.

В эти годы в Перми и в других городах края возникали краеведческие общества и кружки. Но руководили этими кружками и работали в них в большинстве своем люди, уже немало сделавшие в этой области до 1917 года. В сущности, они просто продолжили свою работу после перерыва в несколько лет (1918-1919-1920-1921). Перерыв же объяснялся тем, что в эти годы краеведов в Перми практически не оставалось. Вместе с подавляющим большинством пермской интеллигенции в июне 1919 года они эвакуировались в Сибирь вслед за колчаковскими войсками.
Вернувшись, пытаясь приспособиться к совершенно новым жизненным условиям, эти люди невольно тянулись друг к другу, старались объединиться и сохранить тем самым, хотя бы в какой-то мере, привычную им среду. Об этом хорошо говорит в своей статье и С. О. Шмидт: «Осознание необходимости сохранения памятников культуры сплачивало всех, кто понимал их общекультурную и историческую ценность, даже людей несходных общественно-политических взглядов. Более того, не принимающие или напуганные всем, что происходило вокруг, отторгнутые от привычного дела и привычных жизненных удобств, некоторые деятельные по натуре образованные интеллигенты находили именно в этой сфере применение своих знаний и культурных навыков, не поступаясь при этом, по существу, общественно-политическими принципами, как бы уходили от активной жизни (в прежних ее формах) в краеведение и сферу охраны памятников».

Конечно, можно прийти к выводу, что вот так, поневоле, краеведы «дореволюционной закалки» обеспечили «золотое» советское десятилетие. К сожалению, практически нет до настоящего времени всесторонних, основанных на документах исследований краеведческой деятельности в эти годы. Между тем сохранилось достаточно документов, чтобы ясно представить себе условия, в которых осуществлялась эта деятельность.

Обратимся, например, к документам одного лишь архивного дела в фонде Пермского окружного административного отдела ГАПО (ф. Р-115: «Дело Кружка по изучению Северного края при Пермском университете»).

О деятельности кружка написано много, не будем останавливаться здесь на этом.

Почему же дело о работе кружка было заведено и сохранилось в фонде административного отдела? Начиная с образования кружка, официально разрешенного ГПУ, вся его деятельность проходила под неусыпным контролем ГПУ и адмотдела. Повестка дня каждого без исключения заседания высылалась предварительно в адмотдел, затем препровождалась в ГПУ, возвращалась с резолюцией и лишь тогда утверждалась. Каждый протокол заседания, причем самый подробный, также поступал сюда и сохранился в деле. Здесь же хранятся сведения о членах кружка - регулярно составлялись списки, заполнялись анкеты, писались отчеты - сколько в кружке беспартийных, сколько комсомольцев и пр. Председателем кружка П. С. Богословским и секретарем В. Серебренниковым составлены, по-видимому, сотни таких документов. Хранится в деле и акт проверки деятельности кружка инспектором окротдела, в котором сообщается, в частности, что «порядок вербовки членов производится в точном соответствии с параграфом 5 Устава…» и т. д.


Павел Степанович Богословский

К сожалению, невозможно здесь перечислить все документы, но познакомиться с ними может теперь каждый.

Конечно, даже в таких условиях краеведы сумели добиться в 20-е годы действительно значительных результатов. Но невозможно учесть результаты их деятельности, которые могли бы быть достигнуты при нормальных условиях работы.

Такое положение дел существовало, конечно, не только в нашем крае. Именно поэтому термин «золотое десятилетие», не уместен, не верен. Приведем здесь высказывание еще одного известнейшего краеведа в 1920-е годы, В. П. Семенова-Тян-Шанского: «Краеведческое движение я называю великим потому, что это было действительно беззаветное общее движение провинциальной интеллигенции спасать от бесчисленных в то время случайностей все многочисленные памятники культуры как в городах, так и в сельских местностях».

Как можно называть «золотым» десятилетие, когда царствовали в стране разруха и разгром, а краеведы объединялись, пытаясь спасти осколки?

Может быть, это спорный вопрос, но очевидно одно: этот период истории пермского краеведения еще предстоит изучить.

В эти годы действительно рождалось, вставало на ноги, оформлялось новое советское краеведение. Совершенно новое явление в том смысле, в каком абсолютно новой была советская литература, советское искусство и пр. Оно имело свои особенности, совершенно отличные от дореволюционного краеведения. Нельзя однозначно сказать, что оно было лучше или хуже - оно было другим. Не будем здесь рассматривать его особенности - это тема другого разговора. Отметим лишь, что краеведческая литература 20-х годов представляет сейчас безусловный интерес для историков, краеведов, учителей. Методика изучения малых городов, методика краеведческого поиска, советы краеведам - все это смело можно взять на вооружение из изданий 1920-х годов.

Завершая разговор об утрате краеведческих традиций в советский период, необходимо отметить, что были и здесь исключения. Таким исключением являлась, например, деятельность Б. Н. Назаровского, работавшего как раз в соответствии с перечисленными ранее принципами краеведческой деятельности и именно поэтому так много успевшего сделать. (См.: Гражданин Перми: Сб. памяти Б. Н. Назаровского, журналиста и краеведа.- Пермь, 1993).

Борис Никандрович Назаровский

Пути возрождения пермских краеведческих традиций.

Каковы же конкретные пути возрождения краеведческих традиций? Что нужно сделать для того, чтобы поднять наше краеведение на более высокий качественный уровень, чтобы оно снова стало явлением, фактором нашей жизни?

Должна существовать преемственность в нашей краеведческой работе. Нужно восстановить прерванную «связь времен». Для этого нужно прежде всего довести до сведения широкого читателя те краеведческие знания, что были наработаны нашими предшественниками. Они и сейчас остаются недоступными: мал тираж литературы, трудно попасть в архивы. А главное - людям неизвестно о том, что эти знания существуют, поэтому нет и спроса на них, заинтересованности.

Важно отметить: здесь идет речь не только о дореволюционном краеведении. Существуют интересные исследования наших современников или недавно ушедших краеведов - нужно выявлять и пропагандировать их.

Восстанавливая преемственность краеведческой деятельности, необходимо продумать программу воспитания будущих краеведов или принять участие в выполнении уже разработанной кем-то программы, например, органами управления образованием.

Для возрождения профессионализма в краеведческой деятельности нужно обеспечить информационную, библиографическую и методическую помощь краеведам, наладить систему предоставления этой помощи.

Можно перечислить и более конкретные, первостепенные задачи, стоящие перед пермскими краеведами:

— наладить работу созданного в марте 1990 года областного общества «Краевед Прикамья»;
— организовать и провести методическое совещание всех организаций и учреждений краеведческого профиля и решить на нем проблему координации краеведческой работы;
— продумать возможности материальной и прочей помощи и поддержки издательств, выпускающих краеведческую литературу.

Решение этих задач поможет нам приступить, наконец, вплотную к возрождению пермских краеведческих традиций.

Коллекция включает в себя издания, вышедшие на территории Вятской губернии - Кировской области в XIX - XX вв. Она насчитывает более 30 тыс. документов. Объединяет книги, периодические и продолжающиеся издания, географические карты, открытки, другие иллюстративные материалы.

Культурное наследие Прикамья — это Интернет-проект, посвященный проблемам сохранения исторического и культурного наследия Пермского края, и не только. Кроме информации о памятниках, в скором времени Вы здесь найдете биографии известных пермяков, познакомитесь с новинками краеведческой литературы, узнаете много интересного о деятельности областных учреждений культуры — театров, музеев, библиотек, творческих коллективов и отдельных авторов.

Литературные путешествия по Перми. Сайт посвящён местам города Перми, которые связаны с литературой.

«Земля Уральская...» - это энциклопедия в миниатюре. Здесь вы найдете сведения о природе, геологии, географии, культуре и искусстве Прикамья с древнейших времен до наших дней.

«НАШ УРАЛ» - этот краеведческий проект посвящен Уралу: его замечательной природе, богатой истории, волнующим воображение загадкам и тайнам, великим землякам и многому-многому другому.

Пермская государственная художественная галерея — региональный художественный музей России. Коллекции составляют около 50 000 произведений изобразительного искусства с древнейших времен до современности, представляющих различные виды искусства.

Пермская летопись - сайт, посвященный интереснейшей и практически неизвестной истории Пермского края.

Пермская электронная бибилиотека - проект Пермской краевой библиотеки имени А.М.Горького , запущенный в мае 2015 года. Ресурс предлагает познакомиться с цифровыми копиями книжных изданий, хранящихся в фондах как библиотеки, так и других книжных собраний различных учреждений, в том числе и из личных собраний пермских коллекционеров.

Пермский государственный архив новейшей истории - в архиве хранятся документы, которые отражают все периоды в истории Прикамья XX и начала ХХI веков: от документов партийного, комсомольского и профсоюзного строительства до документов, связанных с политическими репрессиями. Также в архиве хранится более ста личных фондов и коллекций документов личного происхождения.

Пермский звериный стиль - ресурс целиком посвящен пермскому звериному стилю (ПЗС). Несмотря на столетнюю историю изучения, пермский звериный стиль до сих пор остается одним из самых загадочных культурных феноменов Евразии. Это связано с отсутствием письменности у цивилизации его создателей и нехваткой исторических свидетельств о Прикамье времен расцвета звериного стиля.

Пермский краеведческий музей - старейший и крупнейший музей Пермского края. Насчитывает 600 000 единиц хранения и включает более 50 коллекций регионального, российского и мирового значения, в числе объектов музея 22 памятника истории и культуры, из них 16 памятников федерального значения и 6 местного значения.

Пермский край: История на экране - это кинолетопись Перми длиной в полвека. Видеоархив дает возможность окунуться в атмосферу культурной жизни прошлых десятилетий и восстановить ощущения от любимых, но ныне забытых, концертов и спектаклей, пополнить знания об историческом и национально-культурном наследии края.

Пермский музей современного искусства — государственный музей современного искусства, созданный в Перми в 2009 году.

Пермский региональный сервер. Разделы сервера охватывают практически все стороны жизни региона: история, культура и образование, религия, бизнес, политика, туризм, спорт, СМИ. Материалы пресс-службы губернатора, справочники и др.

Писатели земли Уральской - проект Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озёрская и Челябинской областной детской библиотеки для школьников 1-9 классов.

Природа Пермского края - официальный сайт содержит информацию об экологической обстановке в Пермском крае. Особо охраняемые природные территории Пермского края регионального и местного значения. Красная книга Пермского края.

Ураловед - новости и авторские статьи о самом важном и интересном; множество направлений: путеводитель по достопримечательностям, история, архивные документы, старые фотографии, живой мир и экология Урала, выдающиеся уральцы, произведения уральских писателей и т.д.; рассматриваемая территория - весь Урал (Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Курганская, Тюменская области, Пермский край, республика Башкортостан, а также частично Коми, ХМАО и ЯНАО);

Уральская библиотека: Лучшие статьи и книги об Урале - сайте вы сможете прочесть множество статей и книг о наших удивительных местах и людях.

Энциклопедия "Пермский край" . По объему собранных материалов о Пермском крае энциклопедия не имеет аналогов и представляет интерес для всех, кого интересует богатейшее историческое и культурное наследие региона. Энциклопедия включает статьи о районах и населенных пунктах края, материалы по истории, искусству, культуре и природе. Особое внимание уделено биографиям известных пермяков, которые внесли свой вклад в развитие нашего края, его экономики, науки, культуры.

Рабочая программа

факультативного курса краеведения

Программа предназначена для реализации

в 2015-2016 учебном году

Пояснительная записка

Курс краеведения «Пермский край» рассчитан на учащихся 4-5 классов основной школы и может быть использован для предпрофильной подготовки.

Цель курса : сориентировать учащихся на эколого-краеведческий профиль, развить и закрепить уже сформировавшийся интерес детей к истории и краеведению.

По окончании курса учащиеся должны знать:

Исторические источники по истории Прикамья;

Формирование коренного населения;

Основные события отечественной истории и их влияние в Прикамье;

Историю городов и населённых пунктов;

Знаменитых людей края

По окончании курса учащиеся должны уметь:

Находить источники информации;

Располагать события в хронологической последовательности;

Соотносить события истории Прикамья с событиями отечественной истории;

Делать выводы на основе полученной информации.

Курс рассчитан на 34 учебных часа. Первая тема знакомит учащихся с происхождением, историей заселения Прикамья людьми. Остальные темы – это история населённых пунктов Пермской области: городов, посёлков, деревень. Через историю населённых пунктов учащиеся знакомятся с самыми яркими событиями, памятниками культуры, историческими деятелями, историей предприятий Прикамья.

Курс предполагает работу с историческими источниками, организацию разных видов игр, экскурсий по родному краю, просмотр видеофильмов, использование средств мультимедиа, творческую деятельность учащихся.

В процессе работы над курсом учащиеся получают представление об отдельных экономических, общественных и экологических проблемах своего края.

Большое воспитательное значение имеет материал о развитии благотворительности и меценатства в Прикамье.

К занятиям курса из разных источников подобраны в качестве эпиграфов строчки из стихотворений, тексты исторических документов, иллюстративный материал, статьи из газет: окружных «Парма», «Парма-новости».

Этапы отдельных занятий имеют профориентационную направленность. Учащиеся знакомятся с историей, факультетами и специализацией отдельных учебных заведений Пермского края.

В ход отдельных занятий включаются задания проектного характера, учащиеся работают над проектом экскурсии «По городам Прикамья».

Разнообразны формы домашних заданий:

Нарисовать рисунок по теме;

Составить викторину, кроссворд, ребус и т. п.;

Подобрать статьи и иллюстративный материал из газет и журналов по теме;

Написать стихотворение и др.

Форма факультативного курса создаёт ситуацию успеха у учащихся. Отсутствие 5-бальной системы оценивания работы учащегося способствует формированию личности ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и склонности. Одним из способов поощрения работы учащегося может стать «жетонная система», т. е. целенаправленное и последовательное использование системы поощрения через вручение жетонов за правильные ответы, проявление инициативы, умение сотрудничать в группе.

Для развития навыков самооценки будут использованы различные виды рефлексии.

Тема 1. Введение.

Что такое краеведение. Зачем нужно знать историю своего края. История возникновения Пермского края.

Тема 2. Древнее Прикамье.

Пермский край: его освоение и заселение. Памятник археологии – стоянка Талицкого. Тайна Писаного камня. Прикамье в эпоху медного, бронзового и железного века. Работа древних металлургов Прикамья. Гляденовцы – древние земледельцы земли Пермской.

Тема 3. Чердынь – древняя столица Урала.

Чердынь – самый древний город Прикамья. Чердынский кремль – первый на Урале кремль. Легенда о Полюде. Заточение. Иоанно-Богословский монастырь – первый монастырь Прикамья. Никольская церковь – памятник каменного зодчества. Преображенская церковь из села Янидор – памятник деревянного зодчества музея «Хохловка». Ныроблаг – место ссылки К. Ворошилова, О. Мандельштама.

Тема 4. Соликамск-городок – Москвы уголок.

Соликамск – главный город Прикамья в 17 веке. Именитые люди Строгановы. Уральское солеварение. Организация похода Ермака Строгановыми.

Тема 5. Усолье-град – Петербургу брат.

Архитектура Усолья: палаты Строгановых. Архитектор – уроженец Усолья. Приземление космического корабля «Восток-2» в усольской тайге.

Тема 6. Из летописи Земли Кунгурской.

Первое горнозаводское управление на Урале. В. Татищев. Кунгурские купцы – Хлебников, Егоров, Губкин, Грибушин. Архитектура Кунгура. Дом воеводы – первое каменное здание Кунгура. Гостиный двор архитектора – символ купеческой мощи. Кунгурские церкви – Тихвинская, Успенская, Преображенская, Никольская. Кунгурская Ледяная пещера: история освоения. Легенды и были Кунгурской Ледяной пещеры. в Кунгуре.

Тема 7. Пермь: от основания до наших дней.

Основание Егошихинского завода. . Пермь – губернский город. Петропавловский собор – первое каменное строение Перми. Пермь и её замечательные жители. Пермский губернатор – . «Святой доктор» . «Русский американец » . Изобретатель радио. Инженер, учёный, изобретатель. Предприниматель и меценат. Пермь сегодня.

Тема 8. Пермская художественная галерея. Пермский краеведческий музей.

Русская живопись. Зарубежное искусство. Иконопись. Русский авангард . Пермская деревянная скульптура.

Пермский краеведческий музей. Народная игрушка. Камнерезное мастерство. Предметы быта жителей Прикамья. Пермский звериный стиль.

Тема 9. Тема 10. Старинные города и поселки Прикамья

Основание Ново-Никольской крепости. Пугачёвцы под Осой. Оханский метеорит. Парк пермского периода в Очёре. Музей каски и ложке в Нытве. Суксунские самовары.

Тема 11. Молодые города Прикамья.

Березники – центр химической промышленности . Краснокамский целлюлозно-бумажный комбинат. Чайковский – самый молодой город Прикамья. Строительство Воткинской ГЭС.

Тема 12. Повторение. Игра «Горжусь тобой моё Прикамье...»

Тема 13. Уинский район.

Природные и климатические особенности Уинского района. Национальный состав. Уинский район: от первого поселения до наших дней – основные этапы истории. Знаменитые люди края.

Тема 14. Село Аспа – моя малая родина.

Природные и климатические особенности села. Национальный состав. Аспа: от основания до наших дней – основные этапы истории. Знаменитые люди села.

Тема 15. Эколого-краеведческая экскурсия по окрестностям села Аспы.

Маршрут экскурсии: школа, Михайло-Архангельская церковь, памятники погибшим героям, школа.

Тема 16. Родная сторонка.

Игра по топонимике Уинского района «Родная сторонка».

Тема 17. Итоговое повторение.

Повторение и закрепление полученных знаний по курсу «Странички истории Земли Пермской».

Тематическое планирование

Тема занятия

Предлагаемые формы и методы организации деятельности

Введение.

Древнее Прикамье.

Работа с картой, атласами Пермской области.

Чердынь – древняя столица Урала.

Мультимедийная презентация в программе PowerPoint.

Соликамск-городок – Москвы уголок.

Работа с атласами Пермской области. Работа с раздаточным материалом «Солеваренный завод»

Усолье-град – Петербургу брат.

Работа с атласами Пермской области. Сообщение учащегося о приземлении космического корабля «Восток-2» в усольской тайге.

Из летописи Земли Кунгурской.

Работа с историческим источником «Из Путевых заметок ». Мультимедийная презентация «Изделия камнерезного искусства». Сообщение учащегося о Татищеве.

Пермь: от основания до наших дней.

Работа с атласами Пермской области. Работа с историческим источником «Из указа Екатерины Великой». Сообщения учащихся о, .

Пермская художественная галерея. Пермский краеведческий музей.

Видеофильм (виртуальная экскурсия) «Пермская художественная галерея», «Пермский краеведческий музей». Работа с иллюстративным материалом.

Повторение. Викторина «Пермь – город мой, город твой, город наш».

Старинные города и посёлки Прикамья.

Работа с атласами Пермской области. Работа с учебным пособием «Мой Пермский край». Сообщения учащихся. Работа с иллюстративным материалом.

Молодые города Прикамья.

Работа с картой, атласами Пермской области. Работа учебным пособием «Мой Пермский край».

Повторение. Игра «Горжусь тобой моё Прикамье».

Командная игра по истории и достопримечательностям городов Прикамья.

Уинский район.

Сообщения учащихся о знаменитых людях Уинского района.

Экскурсия в районный краеведческий музей.

Село Аспа – моя малая родина

Беседа. Мультимедийная презентация «Аспа – моя сторонушка».

Эколого – краеведческая экскурсия по окрестностям с. Аспа.

Маршрут экскурсии: школа, музей спецпереселенцев, архитектурный памятник Преображенская церковь, памятники погибшим героям, музей деревянной скульптуры в Пармайлово, школа.

Родная сторонка.

Викторина «Родная сторонка» (по топонимике Уинского района).

Итоговое повторение.


Литература для учащихся.

Основная:

Прикамье: странички далёких и близких времён. Пермь. «Книжный мир», 2003г.

Прикамье: странички далёких и близких времён. Рабочая тетрадь. Пермь. «Книжный мир», 2004г.

Атлас Пермской области. География. История. Москва. Издательство ДИК, 1999г.

Дополнительная:

Страницы истории земли Пермской. Пермь. «Книжный мир», 1995г.

Страницы истории земли Пермской. Рабочая тетрадь. Часть первая. Пермь. «Книжный мир», 1997г.

Страницы истории земли Пермской. Часть вторая. Пермь. «Книжный мир», 1997г.

Страницы истории земли Пермской. Рабочая тетрадь. Часть вторая. Пермь. «Книжный мир», 1998г.

Книга для чтения по истории Прикамья. Пермское кижное издательство, 1984 г.

Литература для учителя.

Исторические миниатюры о Земле Пермской. Пермь, 1998г.

С. Барков. Туризм в Пермской области. -Пермь»,2002г.

В. Оборин. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермское книжное издательство, 1976г.

Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь «Пушка»,2002г.

Г. Ширякина. Далёкое близкое. Пермь, 2001г.

Преподавание истории и обществознания № 3,10. 2004г.

Т. Ромащенко. Мой дом родной. Пермь, 1984г.

Из летописи Земли Кунгурской. Пермь, 1967г.

В. Михайлюк. Город белых берёз. Пермь, 1982г.

Г. Чагин. Чердынь. Пермь, 1972г.

Основы геральдики. Пермь, 2002г.