Японский минимализм: Японцы в космосе. Японский космический "грузовик": что не так с ракетой Страны восходящего солнца? Японские космические корабли

Так художник представляет себе аппарат «Фазы-2» сразу после отстрела от аэростата







Комбинированная схема аппаратов «Фазы-1» и «Фазы-2»

Запуск первого образца семейства H-IIA


Поражение во Второй мировой войне стало сущим подарком для Японии, как бы дико это ни звучало. Идеи национального превосходства ушли в прошлое вместе с милитаристским угаром, и нация смогла сосредоточиться на действительно важных вопросах — прежде всего, на эффективности. Так и появилось знаменитое японское чудо, о котором слышали все. Но вряд ли многие знают, что нечто подобное происходило и в области космических разработок. Японцы выстраивали свою космическую программу не славы ради, но исключительно для достижения утилитарных, пусть и масштабных целей.

Три сестры

Японский космический бюджет (по данным euroconsultec. com) составляет не более 12% от бюджета NASA. Тем не менее на эти деньги уже несколько десятилетий живут и процветают не одно, не два, а целых три независимых гражданских космических подразделения: космическое агентство NASDA (National Space Development Agency), институт астронавтики ISAS (Institute of Space and Astronautical Science) и научная лаборатория NAL (National Aerospace Laboratory). Причем единое руководство отсутствует и у каждого из трех подразделений есть собственные исследовательские центры и пусковые установки.

Среди специалистов распространено мнение, что именно благодаря конкуренции Япония в столь сжатые сроки и при довольно ограниченном финансировании достигла больших успехов. В последние годы, на фоне ухудшающегося экономического положения, появились разговоры о слиянии трех подразделений или хотя бы о едином руководстве ими, но «сестер» по‑прежнему три и их суммарный бюджет по‑прежнему находится в районе $2 млрд.

NASDA

Японское агентство космических разработок (NASDA) было образовано в 1969 году (см. врезку «Основные вехи истории NASDA»). С самого начала ставка была сделана на максимально эффективное использование средств. Технологией помогли американцы. В довольно короткие сроки Япония освоила технологию космических полетов и научилась выводить грузы на орбиту уже самостоятельно. Здесь важно заметить, что для Японии космос — не роскошь и не предмет национального престижа. И даже не военный объект. Жизнь всего населения страны зависит от погоды и стихий. Поэтому для Японии исследования в области метеорологии — вопрос буквально жизни и смерти. На этом в основном и сконцентрированы усилия ученых и инженеров.

Космический самолет «Надежда»

Все знают, что запускать ракеты очень-очень дорого. Просто неприлично

дорого. Поэтому во всем мире и фантасты и ученые придумывают самые разнообразные способы вывода грузов на орбиту. Японцы остановились на беспилотном космическом самолете. Назвав его HOPE-X («Надежда» — в переводе с английского), или H-II Orbiting Plane Experimental, они начали активно развивать технологии, составляющие этот грандиозный проект. На примере его реализации хорошо видно, насколько рачительно использовались средства налогоплательщиков и насколько продуманным был каждый этап.

«Летающая тарелка»

Первым шагом на пути создания HOPE-X стал эксперимент по возвращению с орбиты OREX (Orbital Re-Entry eXperiment), состоявшийся в 1994 году. Суть эксперимента заключалась в отправке небольшого объекта на орбиту и возвращении его после одного витка. Больше всего он был похож на «летающую тарелку», только очень маленькую (диаметр — 3,4 м, радиус носовой части — 1,35 м, высота — 1,46 м, вес — около 865 кг при запуске и около 761 кг к моменту возвращения). Сначала ракета H-II вывела OREX на орбиту высотой 450 км. Примерно через 100 минут после запуска устройство проходило над островом Танегасима. В этот момент согласно плану сработали тормозные двигатели и начался процесс схода с орбиты. За всем этим наблюдали наземные станции островов Танегасима и Огасавара. Покинув орбиту, OREX вошел в верхние слои атмосферы где-то в центре Тихого океана. Произошло это через 2 часа после запуска. Во время снижения носовая часть нагрелась до 15700C, что привело к потере связи с устройством, потому что плазма, образовавшаяся вокруг аппарата, отражала радиоволны. В эти моменты состояние OREX фиксировалось сенсорами и записывалось в бортовой компьютер. В момент восстановления связи устройство передало данные на станции телеметрии, расположенные на самолетах и судах. Затем OREX упал в океан примерно в 460 км от острова Рождества. Весь полет занял примерно два часа и десять минут. Все поставленные цели были достигнуты: в частности, собраны данные по аэродинамике и тепловым режимам в момент возвращения с орбиты, данные о поведении материалов обшивки, проведен анализ состояния аппарата в момент потери связи с Землей и получена навигационная информация, собранная при помощи системы глобального позиционирования GPS. Самый ценный результат — данные о поведении сверхпрочных материалов обшивки, которые планируется использовать в проекте космического самолета HOPE-X. В OREX принимала участие японская Национальная аэрокосмическая лаборатория (NAL).

До пятнадцати скоростей звука

В феврале 1996 года ракета-носитель J-I вывела на орбиту следующий аппарат — HYFLEX (Hypersonic FLight EXperiment). Целями проекта было научиться строить гиперзвуковые (то есть обладающие скоростью, в 3 раза выше скорости звука) летательные аппараты и собрать данные об их поведении.

На высоте около 110 км HYFLEX отделился от ракеты-носителя и совершил свободный полет со скоростью 3,9 км/с, временами доходившей до 15 Мах (за 1 Мах принимается скорость звука в атмосфере, или около 1200 км/ч). После прохождения «мертвой зоны» и восстановления радиоконтакта аппарат передал телеметрические данные на самолеты и суда, выбросил парашюты и попытался приводниться. Однако произошла неудача — он утонул, выполнив, тем не менее, всю программу полета. Важным аспектом эксперимента стало исследование навигационной системы и системы контроля высоты. Аппарат весил 1054 кг, площадь его поверхности составляла 4,27 кв. м, длина — 4,4 м, размах крыльев — 1,36 м, высота — 1,04 м.

Аспекты автоматической посадки

Проблема автоматической посадки так и не была решена промышленно. Такие системы существовали (например, военные Ил-76, да и «Буран» садился сам), но их надежность, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Отработка системы беспилотной посадки на низких (относительно) скоростях ALFLEX стала следующим шагом на пути создания космического самолета. С июля по август 1996-го было проведено 13 экспериментов в рамках проекта ALFLEX. Аппарат, аналогичный будущему HOPE-X, поднимали при помощи вертолета на очень большую высоту и сбрасывали. Устройство захватывало посадочную линию и совершало автоматическую посадку. Все эксперименты завершились успешно. Длина устройства составляла 6,1 м, размах крыльев — 3,78 м, высота без шасси — 1,35 м, вес был 760 кг.

Как проходил эксперимент

Сначала ALFLEX прикреплялся к вертолету. Затем последний поднимался в воздух и следовал заданным курсом. Когда нос ALFLEX выравнивался с посадочной полосой, вертолет разгонялся до 90 узлов (примерно 166 км/ч) и отпускал устройство в свободный полет. Курс снижения составлял около 300. При отрыве от вертолета скорость аппарата была около 180 км/ч. В момент касания земли ALFLEX выпускал тормозной парашют, а также снижал скорость при помощи шасси. После каждого «забега» исследовались возможные повреждения вертолета и модуля ALFLEX. В результате были получены данные о поведении аппарата, по характеристикам аналогичного самолету HOPE-X в условиях низкоскоростного режима посадки. Опыт разработки системы автономного снижения и посадки был приобретен.

Как это было: «Фаза-1»

Собственно, поводом к написанию этой статьи послужило опубликование результатов эксперимента HSFD Phase-I («Фазы-1»). HSFD (Hish Speed Flight Demonstration) — это очередной шаг на пути строительства космического самолета. Уже создан аппарат с реактивным двигателем, способный разгоняться до 0,6 Мах (около 700 км/ч), который может сам взлетать, следовать заданным маршрутом и садиться в указанном месте.

Как раз такое устройство взлетело осенью 2002 года с острова Рождества. Аппарат разогнался, поднялся на высоту 5 км, затем спустился, спланировал и приземлился на ту же полосу. Он в точности выполнил программу полета, которая, кстати, может быть в любой момент изменена. Устройство «Фазы-1» является уменьшенной копией HOPE-X (составляет 25% от размера будущего самолета). Оно снабжено реактивным двигателем и шасси. Бортовой компьютер при помощи GPS и датчиков определяет параметры полета и управляет движением. Габариты аппарата «Фазы-1» такие: длина — 3,8 м, размах крыльев — 3 м, высота — 1,4 м. Вес — 735 кг. Площадь крыльев — 4,4 кв. м. Мощность двигателя — 4410 Н.

Как это будет: «Фаза-2»

Ничуть не менее интересной будет вторая фаза эксперимента HSFD. Аппарат будет такой же, как в «Фазе-1». Только вместо ракетного двигателя у него будет огромный парашют, а вместо шасси — надувные мешки, вроде подушек безопасности в автомобилях. Сначала устройство подцепят за хвостовую часть к небольшому воздушному шару. Он «донесет» аппарат до огромного аэростата, который в свою очередь вытащит его в стратосферу. Затем на высоте примерно 30 км челнок отстрелится и полетит вниз. Разогнавшись до околозвуковых скоростей, он соберет разнообразные аэродинамические данные, затем выберет направление и при помощи парашютов выйдет на посадку. Поскольку у него нет никаких двигателей, аппарат «Фазы-2» спланирует и использует для посадки только парашют и надувные мешки. Этот эксперимент планируется провести в 2003 году.

Что же дальше

Если «Фаза-2» окончится так же успешно, как и все предыдущие эксперименты, следующим шагом станет TSTO (Two-Stage To Orbit), это будет что-то похожее на «Буран», но принципиально беспилотное, то есть там даже не предусмотрена возможность пилотируемых полетов. А следующим шагом станет уже полноценный космический самолет — устройство, способное взлетать с обычного аэродрома, долетать до орбиты и возвращаться. Когда это будет — совершенно неясно, но нынешние темпы японской программы внушают уверенность в том, что когда-нибудь это обязательно произойдет.


Япония рвется на рынок. В космос
Завоевание 25% мирового рынка спутников глобального мониторинга Земли, создание собственного космического корабля многоразового использования, строительство астрономической обсерватории на Луне и сети роботизированных станций-платформ на низких и средних орбитах Земли — таковы лишь некоторые цели долгосрочной национальной космической программы Японии. Взрыв, произошедший 11 мая в космическом центре Института космоса и аэронавтики (ИКА) министерства просвещения Японии, возможно, внесет коррективы в осуществление ряда конкретных космических проектов, но, по мнению экспертов, вряд ли он скажется на темпах выполнения всей программы. Это значит, что к 2010 году Япония станет реальным конкурентом России, США и Франции не только на рынке коммерческих запусков спутников.

К практическому освоению космоса Япония приступила в феврале прошлого года, успешно осуществив запуск своей первой тяжелой ракеты "Эйч-2", создание которой стоило $2,5 млрд. Но уже в конце этого года Национальное агентство по исследованию космического пространства (НАСДА) и ИКА намерены испытать два новейших твердотопливных носителя "Джей-1" и "Мю-5". Четко определено место в национальной космической программе лишь носителя "Мю-5", о "Джей-1" — разработке НАСДА — в ней нет ни слова. В то же время "Джей-1" вполне может быть использована в качестве базового баллистического носителя, способного нести боеголовку военного назначения: ракета может забрасывать на низкие орбиты груз весом до 1 тонны. Правда, создать полноценную баллистическую ракету можно, лишь обладая соответствующим уровнем знаний в области систем ориентации и наведения. Нехватка их была не последней причиной того, что на заре ракетного ядерного противостояния СССР и США так и не рискнули применить это оружие — не было гарантий, что ракеты упадут хотя бы в нескольких километрах от цели. Быстрое накопление опыта в области наведения вызывает дополнительные опасения по поводу официально не существующего военного аспекта космической программы Японии. Как сообщает ИТАР-ТАСС, эксперименты по возвращению на Землю космических объектов, проводимые Токио в рамках программы создания многоразового корабля "Хоуп", проходят успешно — это значит, что система наведения объектов на заданный район совершенствуется, а вероятность появления у Токио баллистических ракет растет.
Но как в мирных, так и в военных целях может быть использован не только ракетостроительный аспект космической программы Японии. Совсем недавно принято решение о выделении уже в этом году $7 млн на разработку японского спутника наблюдения. Его предполагается оснастить аппаратурой с разрешающей способностью до 2,5 метра. В то же время на гражданских спутниках этот показатель равен 10 метрам — на французских "Спот" и 30 метрам — на американских "Лэндсат". Вывод в космос подобной аппаратуры на якобы гражданских спутниках (по действующему законодательству военное использование космоса Управлением национальной обороны Японии запрещено) позволит четко определять модели самолетов, ракет, кораблей и даже бронетанковой техники как днем, так и ночью, причем в условиях сплошной облачности. Численность орбитальной группировки Японии (ее формирование начнется уже в 1999-2000 годах) к 2010 году составит 30 единиц, а затраты превысят $800 млн. По утверждению официального Токио, система спутников будет предназначена исключительно для наблюдения за природными явлениями и предупреждения стихийных бедствий. Ею смогут пользоваться и азиатские соседи Японии — для решения своих хозяйственных или экологических проблем. Естественно, не бесплатно. Кстати, взрыв в центре ИКА произошел в ходе подготовки к испытаниям нового двигателя для ракеты "Эйч-2". С его помощью планируется усовершенствовать этот носитель с целью увеличения его грузоподъемности при выводе на низкие орбиты полезных грузов, в том числе спутников ALOS.
Космические амбиции Японии затрагивают в первую очередь ее ближайших соседей по региону, активно ведущих разработку собственных космических программ, — Китай и Индию. Они могут просто не успеть (и все к этому идет) выйти на региональный рынок не только коммерческих запусков спутников, но и рынок информации, полученной с их помощью. Темпы же осуществления программы создания японского "шатлла" позволяют Токио надеяться уже через 15 лет потеснить Россию и США на рынке пилотируемых полетов. Пока это трудно представить, но Япония намерена самостоятельно построить, доставить на орбиту и присоединить к международной космической станции "Альфа" свой национальный модуль "ДЖЕМ". При этом, по информации ИТАР-ТАСС, предполагается использовать собственный "челнок" "Хоуп", который будет выводиться на орбиту все тем же носителем "Эйч-2". В общем, пока Япония, несмотря на все трудности, уверенно приближается к заветной цели — полной космической независимости.

АЛЕКСАНДР Ъ-КОРЕЦКИЙ

Ну, я же не могу пропустить день космонавтики, правда? :)
Куча новостей про японский космос:)

Для начала рассказ о том, откуда летают японские корабли:
Косми́ческий центр Утино́ура (яп. Утиноура-Утю:-Ку:кан-Кансокусё?) - космодром, расположенный на побережье Тихого океана вблизи японского города Кимоцуки (бывший Утиноура), в префектуре Кагосима. До момента образования Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) в 2003 году, он обозначался как Космический центр Кагосима и работал под эгидой Института Космонавтики и Аэронавтики (Institute of Space and Aeronautical Science, ISAS). С космодрома Утиноура стартуют твердотопливные ракеты-носители «Мю», которые применялись для всех запусков японских космических аппаратов научного назначения, а также геофизические и метеорологические ракеты. Выводимые космические аппараты могут иметь наклонение орбиты в пределах от 29° до 75° к плоскости экватора. Центр располагает станциями дальней космической связи для обеспечения полётов межпланетных станций.
Строительство Космического центра Кагосима, предназначенного для экспериментальных запусков больших ракет было начато в 1961 году, и завершено в феврале 1962 года. Ранее, до основания этого стартового комплекса, испытательные запуски японских ракет «К150», «К245» и «Каппа» производились с испытательной ракетной базы Акита в Митигаве (39°34′00″ с. ш. 140°04′00″ в. д. (G) (O)), с середины 1950-ых до 1960-ых. Однако запуск крупных ракет требовал более широкую акваторию для падения отработанных ступеней, чем узкое Японское море. После оценки преимуществ и недостатков различных площадок, для строительства космодрома был выбран город Утиноура в префектуре Кагосима, расположенный прямо на побережье Тихого океана. При возведении комплекса конструкторы использовали преимущества естественного холмистого ландшафта.

Твердотопливные ракеты, созданные в Японии, как правило, получали названия по буквам греческого алфавита - «Альфа», «Бета», «Каппа», «Омега», «Ламбда», и «Мю», некоторые буквы были пропущены из-за отмены проектов. Семейство ракет «Мю», использующееся и поныне, является самым мощным и сложным.
Первым ракетным запуском, осуществлённым с новой площадки, стал запуск ракеты «К150», представлявшей собой уменьшенную копию ракеты «Каппа», в августе 1962 года. После этого начались полномасштабные испытания ракет серий «Каппа» и «Ламбда», с параллельным форсированием работ по программе «Мю». 11 февраля 1970 года, после четырёх аварий, экспериментальный спутник был успешно выведен на орбиту с помощью ракеты «Ламбда-4S» («L-4S-5»). Космический аппарат «Осуми» (названный в честь полуострова в префектуре Кагосима) стал первым японским искусственным спутником Земли. В дальнейшем, значительный прогресс в создании ракет класса «Мю» позволил осуществлять один запуск научного космического аппарата в год. Последнее поколение ракет «Мю-5» впервые продемонстрировало свои возможности запуском исследовательского спутника «MUSES-B» («Харука») в феврале 1997 года.
После перехода ISAS в состав JAXA, космодром был переименован в Космический центр Утиноура, и за ним были сохранены запуски тяжёлых твердотопливных ракет научного назначения.
Как запускался космический "грузовик" два года назад:


Группа японских корпораций во главе с «Мицубиси» строят первую в мире орбитальную электростанцию. Сейчас специалисты из университета Киото готовятся к наземным испытаниям.
Станция представляет собой группу из 40 спутников, оснащенных солнечными батареями. Они будут передавать накопленную энергию на землю бесконтактным способом с помощью электромагнитных волн. Принимать сигнал на планете будет огромное «зеркало», диаметром 3 км., которое разместят в пустынном районе океана.
Преимущество орбитальной электростанции в том, что она не зависит от погоды. По оценкам специалистов, она будет работать в 10 раз эффективнее, чем земная.

Японский экспериментальный космический парусник IKAROS («Икар») за шесть последних месяцев набрал, благодаря своему парусу, «работающему» за счет давления солнечного света, дополнительно 100 м. в секунду или 360 км. в час, сообщает японское космическое агентство JAXA.
Аппарат был запущен 21 мая 2010г. одновременно с исследовательским зондом «Акацуки», и они вдвоем отправились к Венере. В начале лета «Икар» начал раскручиваться и разворачивать свой парус – 14-метровое квадратное мембранное полотно. Парус толщиной 7,5 микрона – тоньше человеческого волоса – сделан из полиимидной смолы, укрепленной алюминием. Общая масса аппарата составляет 310 кг. Кроме того, на нем закреплены тонкие солнечные батареи и блоки из жидких кристаллов, способные при переключении менять свою отражательную способность и соответственно значение ускорения. С помощью переключения кристаллов с разных сторон паруса специалисты рассчитывали менять направление движения аппарата.
IKAROS стал первым в истории успешно заработавшим космическим парусником, отправленным в межпланетное путешествие. В наст.вр. парусник находится на расстоянии в 10,5 млн.км. от Венеры.

Успех первого в истории космического парусника омрачается провалом миссии его «попутчика» – венерианского зонда «Акацуки». Из-за нештатного срабатывания клапана топливной системы эта космическая станция не смогла выйти на орбиту вокруг Венеры и пролетела мимо. Ученые рассчитывают повторить попытку вывести аппарат на орбиту вокруг Венеры через шесть лет, когда «Акацуки» вновь окажется в окрестностях планеты. Об этом сообщает «Российский космос».

Японское министерство экономики, торговли и промышленности планирует расширить программу спутниковой разведки полезных ископаемых на Восточную и Западную Африку, сообщил информационный портал Nikkei. В наст.вр. Япония использует спутниковые технологии для поиска металлов в Южной Африке, таких как платина и РЗМ.
Замминистра указанного министерства Ешикатсу Накаяма планирует на текущей неделе призвать делегатов конференции в ЮАР по инвестициям в горную промышленность из более чем 40 африканских стран объединить усилия с Японией в сфере спутниковой геологоразведки в свете того, что существует надежда на открытие месторождений вольфрама и никеля в восточной части Африки и марганца – в западной. Также Япония стремится перехватить инициативу у Китая в Южной Африке и Замбии, где китайские фирмы скупают права на добычу хрома и меди.

Президент японского космического агентства Кейдзи Тачикава поделился с журналистами планами по участию в проекте лунной базы. Японские роботы могли бы заменить астронавтов при выполнении различных работ на поверхности спутника.
По мнению Тачикавы, роботы могут выполнять строительные и геологоразведочные работы, добывать полезные ископаемые. В качестве кандидатов рассматриваются модифицированные варианты роботов Asimo и Qrio, созданные корпорациями Honda и Sony. Кроме того, многие земные машины и механизмы могут быть адаптированы для использования на Луне.
Двадцатилетний план японского космического агентства согласуется с планом принятым в 2004 году администрацией Джорджа Буша о создании к 2025 году обитаемой лунной базы. База должна служить промежуточным пунктом для высадки человека на Марс.
Проект колонизации Луны может стать значительным подспорьем для японской космической отрасли, переживающей не лучшие времена.
Гм, гм... Особенно с поправкой, что Обама решил на Луну не летать.

ТОКИО/ЦУКУБАи (Это там, где находится ускорительный центр и лаборатория КЕК ), 12 апр - РИА Новости, Сергей Коцюба. Фотовыставка РИА Новости, посвященная 50-летию первого полета человека в космос открылась во вторник в Национальном космическом центре Японского агентства по аэрокосмическим исследованиям (JAXA), в наукограде Цукуба.
"Мы ставим своей целью провести такую выставку, которая бы подчеркнула вклад, внесенный в освоение космического пространства советскими, а затем, российскими управляемыми космическими кораблями", - заявил один из организаторов юбилейных гагаринских мероприятий Такаки Такидзаки, начальник департамента общественных связей JAXA.
Фотографы Агентства печати "Новости" (предшественника РИА Новости) были в числе первых советских журналистов, которые сфотографировали Гагарина, и сейчас в интернет-архиве агентства находится порядка 3 тысяч таких снимков.
На выставке в Японии представлены более 30 уникальных фотоснимков из архива агентства. Посетители экспозиции также могут увидеть подлинный образец скафандра российских космонавтов, наборы космического питания и выполненную в натуральную величину модель спускаемого аппарата ракетоносителя "Союз", принадлежащие JAXA.
"Гагарин был первым, сделать то, что сделал он, больше не удастся никому", - сказала сотрудница административного отдела Национального космического центра в Цукуба Киоко Ханари.

Фотовыставка проходит в Японии рамках целого комплекса мероприятий заявленных как "Главное событие нынешней весны - Космос тогда и сегодня - от 50-летия первого полета Гагарина до полета Фурукава". Японский астронавт Сатоси Фурукава в этом юбилейном году должен быть доставлен российским космическим кораблем "Союз" на международную космическую станцию (МКС), где он проработает свыше полугода.
Цукуба находится в 75 километрах к северо-востоку от Токио, недалеко от районов наиболее пострадавших от разрушительного землетрясения и цунами 11 марта. Последствия разгула стихии вынудили администрацию расположенного в Цукуба космического центра отменить часть торжественных мероприятий, в том числе Неделю науки и техники, открытие которой должно было состояться 16 апреля.

Однако, по заверениям организаторов, на фотовыставке, посвященной полету Гагарина,это никак не скажется. Выставка, как и планировалось, продлится до середины лета 2011 года.

Японский минимализм: Японцы в космосе

Поражение во Второй мировой войне стало сущим подарком для Японии, как бы дико это ни звучало. Идеи национального превосходства ушли в прошлое вместе с милитаристским угаром, и нация смогла сосредоточиться на действительно важных вопросах - прежде всего, на эффективности. Так и появилось знаменитое японское чудо, о котором слышали все. Но вряд ли многие знают, что нечто подобное происходило и в области космических разработок. Японцы выстраивали свою космическую программу не славы ради, но исключительно для достижения утилитарных, пусть и масштабных целей.

Три сестры

Японский космический бюджет (по данным euroconsultec. com) составляет не более 12% от бюджета NASA. Тем не менее на эти деньги уже несколько десятилетий живут и процветают не одно, не два, а целых три независимых гражданских космических подразделения: космическое агентство NASDA (National Space Development Agency), институт астронавтики ISAS (Institute of Space and Astronautical Science) и научная лаборатория NAL (National Aerospace Laboratory). Причем единое руководство отсутствует и у каждого из трех подразделений есть собственные исследовательские центры и пусковые установки.

Среди специалистов распространено мнение, что именно благодаря конкуренции Япония в столь сжатые сроки и при довольно ограниченном финансировании достигла больших успехов. В последние годы, на фоне ухудшающегося экономического положения, появились разговоры о слиянии трех подразделений или хотя бы о едином руководстве ими, но «сестер» по-прежнему три и их суммарный бюджет по-прежнему находится в районе $2 млрд.

NASDA

Японское агентство космических разработок (NASDA) было образовано в 1969 году (см. врезку «Основные вехи истории NASDA»). С самого начала ставка была сделана на максимально эффективное использование средств. Технологией помогли американцы. В довольно короткие сроки Япония освоила технологию космических полетов и научилась выводить грузы на орбиту уже самостоятельно. Здесь важно заметить, что для Японии космос - не роскошь и не предмет национального престижа. И даже не военный объект. Жизнь всего населения страны зависит от погоды и стихий. Поэтому для Японии исследования в области метеорологии - вопрос буквально жизни и смерти. На этом в основном и сконцентрированы усилия ученых и инженеров.

Космический самолет «Надежда»

Все знают, что запускать ракеты очень-очень дорого. Просто неприлично
дорого. Поэтому во всем мире и фантасты и ученые придумывают самые разнообразные способы вывода грузов на орбиту. Японцы остановились на беспилотном космическом самолете. Назвав его HOPE-X («Надежда» - в переводе с английского), или H-II Orbiting Plane Experimental, они начали активно развивать технологии, составляющие этот грандиозный проект. На примере его реализации хорошо видно, насколько рачительно использовались средства налогоплательщиков и насколько продуманным был каждый этап.

«Летающая тарелка»

Первым шагом на пути создания HOPE-X стал эксперимент по возвращению с орбиты OREX (Orbital Re-Entry eXperiment), состоявшийся в 1994 году. Суть эксперимента заключалась в отправке небольшого объекта на орбиту и возвращении его после одного витка. Больше всего он был похож на «летающую тарелку», только очень маленькую (диаметр - 3,4 м, радиус носовой части - 1,35 м, высота - 1,46 м, вес - около 865 кг при запуске и около 761 кг к моменту возвращения). Сначала ракета H-II вывела OREX на орбиту высотой 450 км. Примерно через 100 минут после запуска устройство проходило над островом Танегасима. В этот момент согласно плану сработали тормозные двигатели и начался процесс схода с орбиты. За всем этим наблюдали наземные станции островов Танегасима и Огасавара. Покинув орбиту, OREX вошел в верхние слои атмосферы где-то в центре Тихого океана. Произошло это через 2 часа после запуска. Во время снижения носовая часть нагрелась до 15700C, что привело к потере связи с устройством, потому что плазма, образовавшаяся вокруг аппарата, отражала радиоволны. В эти моменты состояние OREX фиксировалось сенсорами и записывалось в бортовой компьютер. В момент восстановления связи устройство передало данные на станции телеметрии, расположенные на самолетах и судах. Затем OREX упал в океан примерно в 460 км от острова Рождества. Весь полет занял примерно два часа и десять минут. Все поставленные цели были достигнуты: в частности, собраны данные по аэродинамике и тепловым режимам в момент возвращения с орбиты, данные о поведении материалов обшивки, проведен анализ состояния аппарата в момент потери связи с Землей и получена навигационная информация, собранная при помощи системы глобального позиционирования GPS. Самый ценный результат - данные о поведении сверхпрочных материалов обшивки, которые планируется использовать в проекте космического самолета HOPE-X. В OREX принимала участие японская Национальная аэрокосмическая лаборатория (NAL).

До пятнадцати скоростей звука

В феврале 1996 года ракета-носитель J-I вывела на орбиту следующий аппарат - HYFLEX (Hypersonic FLight EXperiment). Целями проекта было научиться строить гиперзвуковые (то есть обладающие скоростью, в 3 раза выше скорости звука) летательные аппараты и собрать данные об их поведении.

На высоте около 110 км HYFLEX отделился от ракеты-носителя и совершил свободный полет со скоростью 3,9 км/с, временами доходившей до 15 Мах (за 1 Мах принимается скорость звука в атмосфере, или около 1200 км/ч). После прохождения «мертвой зоны» и восстановления радиоконтакта аппарат передал телеметрические данные на самолеты и суда, выбросил парашюты и попытался приводниться. Однако произошла неудача - он утонул, выполнив, тем не менее, всю программу полета. Важным аспектом эксперимента стало исследование навигационной системы и системы контроля высоты. Аппарат весил 1054 кг, площадь его поверхности составляла 4,27 кв. м, длина - 4,4 м, размах крыльев - 1,36 м, высота - 1,04 м.

Аспекты автоматической посадки

Проблема автоматической посадки так и не была решена промышленно. Такие системы существовали (например, военные Ил-76, да и «Буран» садился сам), но их надежность, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Отработка системы беспилотной посадки на низких (относительно) скоростях ALFLEX стала следующим шагом на пути создания космического самолета. С июля по август 1996-го было проведено 13 экспериментов в рамках проекта ALFLEX. Аппарат, аналогичный будущему HOPE-X, поднимали при помощи вертолета на очень большую высоту и сбрасывали. Устройство захватывало посадочную линию и совершало автоматическую посадку. Все эксперименты завершились успешно. Длина устройства составляла 6,1 м, размах крыльев - 3,78 м, высота без шасси - 1,35 м, вес был 760 кг.

Как проходил эксперимент

Сначала ALFLEX прикреплялся к вертолету. Затем последний поднимался в воздух и следовал заданным курсом. Когда нос ALFLEX выравнивался с посадочной полосой, вертолет разгонялся до 90 узлов (примерно 166 км/ч) и отпускал устройство в свободный полет. Курс снижения составлял около 300. При отрыве от вертолета скорость аппарата была около 180 км/ч. В момент касания земли ALFLEX выпускал тормозной парашют, а также снижал скорость при помощи шасси. После каждого «забега» исследовались возможные повреждения вертолета и модуля ALFLEX. В результате были получены данные о поведении аппарата, по характеристикам аналогичного самолету HOPE-X в условиях низкоскоростного режима посадки. Опыт разработки системы автономного снижения и посадки был приобретен.

Как это было: «Фаза-1»

Собственно, поводом к написанию этой статьи послужило опубликование результатов эксперимента HSFD Phase-I («Фазы-1»). HSFD (Hish Speed Flight Demonstration) - это очередной шаг на пути строительства космического самолета. Уже создан аппарат с реактивным двигателем, способный разгоняться до 0,6 Мах (около 700 км/ч), который может сам взлетать, следовать заданным маршрутом и садиться в указанном месте.

Как раз такое устройство взлетело осенью 2002 года с острова Рождества. Аппарат разогнался, поднялся на высоту 5 км, затем спустился, спланировал и приземлился на ту же полосу. Он в точности выполнил программу полета, которая, кстати, может быть в любой момент изменена. Устройство «Фазы-1» является уменьшенной копией HOPE-X (составляет 25% от размера будущего самолета). Оно снабжено реактивным двигателем и шасси. Бортовой компьютер при помощи GPS и датчиков определяет параметры полета и управляет движением. Габариты аппарата «Фазы-1» такие: длина - 3,8 м, размах крыльев - 3 м, высота - 1,4 м. Вес - 735 кг. Площадь крыльев - 4,4 кв. м. Мощность двигателя - 4410 Н.

Как это будет: «Фаза-2»

Ничуть не менее интересной будет вторая фаза эксперимента HSFD. Аппарат будет такой же, как в «Фазе-1». Только вместо ракетного двигателя у него будет огромный парашют, а вместо шасси - надувные мешки, вроде подушек безопасности в автомобилях. Сначала устройство подцепят за хвостовую часть к небольшому воздушному шару. Он «донесет» аппарат до огромного аэростата, который в свою очередь вытащит его в стратосферу. Затем на высоте примерно 30 км челнок отстрелится и полетит вниз. Разогнавшись до околозвуковых скоростей, он соберет разнообразные аэродинамические данные, затем выберет направление и при помощи парашютов выйдет на посадку. Поскольку у него нет никаких двигателей, аппарат «Фазы-2» спланирует и использует для посадки только парашют и надувные мешки. Этот эксперимент планируется провести в 2003 году.

Если «Фаза-2» окончится так же успешно, как и все предыдущие эксперименты, следующим шагом станет TSTO (Two-Stage To Orbit), это будет что-то похожее на «Буран», но принципиально беспилотное, то есть там даже не предусмотрена возможность пилотируемых полетов. А следующим шагом станет уже полноценный космический самолет - устройство, способное взлетать с обычного аэродрома, долетать до орбиты и возвращаться. Когда это будет - совершенно неясно, но нынешние темпы японской программы внушают уверенность в том, что когда-нибудь это обязательно произойдет.

Основные факты в развитии космоса:

1969 Июнь 61-я сессия Парламента одобрила закон о создании NASDA.
Октябрь NASDA получает прописку - Космический центр на острове Танегасима, два филиала в Токио - «Кодиара» и «Митака» и две станции слежения - «Кацура» и «Окинава».
1970 Октябрь Начато создание ракеты N-I. Это трехступенчатый носитель, построенный по американской технологии Тop-Delta.
1972 Июнь Основан Космический центр в городе ученых Цукуба.
1975 Сентябрь Ракета N-I вывела на орбиту первый японский спутник «Кику-1», который проработал в космосе до 28 апреля 1982 года.
1976 Сентябрь Начато создание ракеты N-II, тоже трехступенчатой и тоже по американской технологии Тop-Delta.
1977 Февраль Запуск первого японского геостационарного спутника «Кику-2». Осуществлен ракетой № 3 серии N-I.
1978 Октябрь Основан Центр наблюдения Земли.
1979 Август Открыт музей в Космическом центре «Танегасима».
1980 Июль Основан Центр изучения реактивного движения в городе Какуда.
1981 Февраль Начало запусков ракет N-II и разработки ракет H-I.
Сентябрь Завершение серии запусков ракет N-I (всего было запущено 7 спутников). Начало строительства в Центре «Танегасима»
пусковой площадки для ракет H-I.
1985 Август Отобраны трое кандидатов на роль специалиста по полезной нагрузке для полета на шаттле. Ими стали Мамору Мори,
Такао Дой и Тиаки Наито. Начало предварительных разработок космической станции.
Сентябрь Начало строительства в Центре «Танегасима» пусковой площадки для ракет H-II.
1986 Август Начало разработки ракет серии H-II и запусков ракет серии H-I.
1987 Февраль Завершение серии запусков ракет N-II (всего было запущено 8 спутников).
1988 Сентябрь Подписано межправительственное соглашение (IGA) о разработке и совместном использовании космической станции. Страны-участницы: Япония, США, Канада и некоторые европейские. Окончание строительства полигона на острове Танегасима, где впоследствии испытывался ракетный двигатель LE-7.
1989 Июнь IGA утверждено японским парламентом.
Октябрь Празднование 20-летия NASDA.
1990 Апрель Отбор специалиста по полезной нагрузке для шаттла.
1991 Июль Начало процесса отбора кандидатов на роль первого японского астронавта (любопытно, что первый японец, побывавший в космосе, Акияма Тоёхиро, не имел отношения к NASDA, а летал с русскими космонавтами в 1990 году по инициативе
телекомпании TBS, в которой работал редактором и ведущим международных новостей).
1992 Февраль Завершение серии запусков ракет H-I (всего запущено 9 спутников).
Апрель Принято решение о кандидатуре первого космонавта. Им стал Мамору Мори.
Сентябрь Во время полета на шаттле Мори провел 34 эксперимента в рамках проекта «Fuwatto′92» - разработки в области создания новых материалов в условиях микрогравитации.
Октябрь Отбор второго специалиста по полезной нагрузке для продолжения исследований в области микрогравитации.
1993 Апрель Начало разработки ракет серии J-I.
1994 Февраль Начало запусков ракет серии H-II. Запущено устройство OREX (эксперимент по возвращению с орбиты) и VEP (система оценки полезной нагрузки).
Июль Второй международный эксперимент по изучению микрогравитации.
Август Запуск спутника «Кику-6» при помощи ракеты H-II № 2 (окончился неудачей из-за отказа БДУ, бортовой двигательной
установки, также называемой маневровыми двигателями).
1995 Март Ракета H-II № 3 выводит на орбиту SFU (возвращаемый исследовательский спутник) и геостационарный метеорологический спутник GMS-3.
1996 Январь Шаттл возвращает на Землю модуль SFU.
Февраль Ракета J-I № 1 выводит на орбиту гиперзвуковой тестовый модуль HYFLEX.
Июль-август Выполнено 13 экспериментальных полетов в рамках проекта автоматической посадки ALFLEX.
1996 Август Четвертая ракета серии H-II выводит на орбиту спутники «Мидори» в рамках проекта наблюдения за окружающей средой ADEOS.
1997 Ноябрь Впервые японский астронавт, Такао Дой, совершает выход в открытый космос.
1998 Февраль Пятая ракета H-II выводит на орбиту радиоретрансляционный спутник COMETS.
1999 Ноябрь Неудачный старт восьмой ракеты серии H-II.
2001 Август Запуск первой ракеты серии H-IIA.

19:32 05/02/2018

0 👁 802

Самое важное, чему научились японцы после приведения их в чувство мировым сообществом в 1945 году – это маскировать свои военные приготовления. Тогда «варвары» очень быстро опустили их на грешную землю, с заоблачных высот самооценки. Хотя до этого, страна «восходящего », целое десятилетие наводила животный ужас, своей «цивилизованностью, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

И надо отдать им должное, в настоящее время они, находясь в оккупации, умудряются не сильно отстать технологически, в ряде критически важных отраслей. Не трудно догадаться, что страна способная строить и эксплуатировать АЭС, без сомнения справится (рано или поздно) и с созданием ядерного оружия. Авария на Фукусиме, открыла эту внешне не заметную деталь.

В свою очередь, космическая программа Японии преследует другую фундаментальную цель – создание (разных), и под ядерное оружие в том числе. Просто все это маскируется под мирное и даже местами коммерческое (порой откровенно клоунское) изучение и освоение космоса.

Причем, Северной Корее (КНДР) – это нельзя в принципе, хотя она не уничтожала десятки миллионов людей, а Японии – это можно. С учетом исторических знаний, даже сомнений не возникает – они, в отличие от корейцев, уже бы применили ОМП (оружие массового поражения). Опыт имеется, причем колоссальный, правда химический и бактериологический, но это тоже весьма неприятно.

Позор и унижение, от своего поражения, японцы не забыли и не простили – они затаились. Япония напоминает хитрую лисицу, которая медленно, буквально по частям (лапка, хвостик, носик), попадает в домик зайца погреться. Что происходило дальше вы в курсе. И «лисице» конечный результат тоже понятен. Но амбиции и инстинкты хищника, снова толкают её (в итоге), под увесистую лапу медведя, который обязательно вступится за зайца.

А пока, 3 февраля 2018 года, японская ракета успешно вывела на микроспутник TRICOM-1R, весом 3 кг. Сама ракета весит около 2,6 тонн, при этом её диаметр – 52 см, длина – 9,54 м. Публика от восторга фонтанирует кипятком.

Предыдущая попытка, в январе 2017 года, закончилась провалом, однако определенные выводы были сделаны. И все подается в СМИ таким образом, чтобы сложилось впечатление, что это все не серьезно, а понарошку. Японцы очень наловчились пускать пыль за прошедшие годы. Они с наигранной наивностью сообщают, что в ракете используются аккумуляторные батареи, предназначенные, в том числе, и для обычных бытовых целей.

А малые размеры ракеты, это для экономичности (расходы составляют 3,6 млн. долларов). Хотя тут они лукавят. Вывод на орбиту груза весом 3 кг, за 3,6 млн. долларов – это все что угодно, но не экономия. Достаточно поинтересоваться, во сколько обходится доставка на орбиту 1 кг груза в других странах. Вас ждут поразительные открытия.

По вполне понятным причинам, «самураи» не могут открыто заявить об окончании оккупации. Объявить о создании ракет малой и средней дальности и разместить их на колесных пусковых установках, они тоже не могут. У них нет главного компонента – ядерной боеголовки. Фукусима все «наломала».

А обычные боеприпасы не помогут Японии, а лишь навредят. Старательно выстраиваемый имидж миролюбивой нации, сползет как поломавшаяся маска. Поэтому они продолжают возить ракеты на обычных грузовиках.