Развитие речевого дыхания. Развитие речевого дыхания у ребенка Формирование речевого дыхания методики игры

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи - это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с элементами релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений:

руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как

правило, связаны с наклоном вниз или в стороны. 4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Упражнения для формирования диафрагмального выдоха

Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха

легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Гуси

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.

Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много (В.И. Селиверстов, 1987, и др.).

У детей более старшего возраста, подростков и взрослых тренировка диафрагмального дыхания может происходить более осознанно.

Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лежа на спине. Предлагается расслабиться. Ладонь одной руки кладется на область диафрагмы. Обращается внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе рука опускается, соответственно движению передней стенки живота.

После того, как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.

Полезно также проверить “глазом”, как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.

Длительность и сила выдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как:

1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).

2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф и др.), контролируя длительность выдоха секундомером.

3. “Прокатить выдохом” воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр. Силу диафрагмального вьвдоха можно тренировать в упражнениях типа: “Задуй пламя свечи” и др. (см. Приложение № 3).

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).

Небезуспешно используется в работе над постановкой диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой (см. Приложение № 4).

Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, создает условия для гипервентиляции.

Зачастую неправильная организация работы по развитию речевого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при работе с заикающимися над речевым дыханием все инструкции должны касаться только процесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. (Порядок введения гласных звуков и методику голосоведения смотри в разделе “Вокальный тренинг”).

После того как заикающиеся освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе А______ О______.

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А - О - У - И (эталон гласных звуков). Данный этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима.

Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Значительно успешнее развивается фонационное дыхание как у детей, так и у взрослых, при использовании компьютерных программ “Видимая речь”.

Третий этап работы над дыханием включает формирование собственно речевого выдоха. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они быстро усваивают весь набор предлагаемых им упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с заикающимися.

Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно.

Дыхание - рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, мышцы диафрагмы. Цель дыхания - насыщение тканей и клеток организма кислородом.

Дыхание это главная функция человеческого организма, основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объем воздуха, который, проходя постепенно, струей через связки, как смычок по струнам, заставляет звучать «голосовой инструмент». Дыхание должно быть активным, целенаправленным.
Дыхание, голосообразование и артикуляция – взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводят одновременно.

Речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной!
Для правильного речевого дыхания необходимо выполнять дыхательную гимнастику.

Задачи дыхательной гимнастики: регулировать правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, согласование процессов дыхания и голосоведения. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

Рекомендации при выполнении упражнений дыхательной гимнастики:
Вдыхать воздух необходимо через нос, выдыхать – через рот;
Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, плавным, длительным, экономным, без усилий, дыхание не форсировать.
«Добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;
Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;
Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, и надувать щеки;
Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри)
Выдыхать следует, пока не закончится воздух; во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
С осторожностью проводите игры, направленные на развитие дыхания у ребенка т.к. дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.
Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и лёжа.
Через несколько занятий можно усложнить упражнения: во время выдоха широкий язык положить на нижнюю губу.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную воздушную струю.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Вырезанные из бумаги фигурки (бабочки, листочки и др.)
Перед началом игры необходимо подготовить фигурки (Прикрепить к деревянной палочке или к нитке вырезанные фигурки). Можно использовать флажок или листочки на веточке.
Ход игры: Взрослый предлагает поиграть. Показывает, как можно подуть на бумажные фигурки, потом предлагает подуть ребенку.
«Подуй на бумажки, так чтобы они двигались, шевелились; как ветерок
шелестит на дереве листочки! С начало медленно, тихо дует ветерок, затем сильно дует ветер».

«Листопад»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, зелёные, оранжевые листочки.
Ход игры: Взрослый напоминает ребёнку об осени (весне или лете – в зависимости от времени года). Выкладывает на столе листочки и предлагает подуть на листочки. Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу.
При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

«Снегопад»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. И предлагает устроить снегопад.
Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть ребенок сдует ватку с ладони, не надувая щёки.
Ребёнок может подуть вместо ваты на лёгкий шарик или лежащий на столе карандаш.

«Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование; игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно.

«Кораблик»

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает
Кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
В место кораблика можно взять резиновую уточку.

«Шторм в стакане»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой (лучше использовать очищенную питьевую воду), опустите коктейльную трубочку и подуйте в неё, так, чтобы вода забурлила. Затем дайте новую, чистую трубочку ребенку и предложите ему подуть.
Лучше использовать очищенную питьевую воду. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны. Ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

«Задуй свечу»
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: маленькие свечки для торта;
Ход игры: Можно придумать сюжет игры, например «День рождения», либо просто предложить ребёнку задуть пламя. Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально, ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛОГО! Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать!

«Пёрышко»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз.
Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

«Мыльные пузыри»

Оборудование:
Ход игры: Предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость! Не допускать попадание раствора в глаза.

«Свистульки»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки.
Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Свистульки должны быть не сломанные и чистые! Дайте детям свистульки и предложите подуть в них.
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись.
Можно подуть в обычный свисток или дудочку.

Игры и упражнение для воспитания фиксированного выдоха со звуком и слогом.

Цель: обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Игра: «Пой со мной»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».
1. Поём звук «А-А-А-А…»
2. Поём звук «И-И-И-И…»
3. Поём звук «о-о-о-о-о…» т.д.
Произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Игра: «Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное пропевание на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: Предложите детям поиграть в такую игру: стоя на ковре,
расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся. Напомните детям, что следует вдохнуть больше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя!

Игра: « Шипение Змеи»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: Предложите детям поиграть в змей.
Игра проводится на ковре.
-Давайте поиграем в змей. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Игра: «Песок»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: Предложите детям поиграть в песок. Ребенок имитирует пальчиками ссыпание песка, произнося звук С-С-С-С-С на одном выдохе.

Игра: «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (МИ-МИ-МИ-МИ, ТУ-ТУ-ТУ-ТУ и др.)
Ход игры: Предложите детям спеть весёлую песенку.
«ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Дорогие мои читатели, рада видеть вас снова! Рубрика «Развивашки» продолжает помогать готовиться к школе. Сегодня тема нашего разговора – развитие речевого дыхания. Вообще, упражнениям на правильную постановку речи мы с вами уделяем немало времени, и это неудивительно. Ведь от того, насколько будущий первоклассник будет внятно и грамотно говорить, как сильно и красиво будет звучать его речь, во многом зависит, насколько он будет успешен в школе.

План урока:

Чем отличается речевое дыхание от физиологического?

Если вы считаете, что речевое дыхание – это то же самое, что и обычное физиологическое, то вы ошибаетесь.

Как мы дышим с первых дней нашей жизни? Непроизвольно! Физиологическое дыхание нужно нам для газообмена и поступления в организм так жизненно необходимого нам кислорода. Вдыхаем и выдыхаем через нос с некоторым промежутком – паузой, при этом обычные неконтролируемые нами вдохи-выдохи по продолжительности равны.

Как же тогда устроено речевое дыхание и как зависит от дыхательного процесса речь? Всё просто.

Речь – это выплывающие вместе с воздушным потоком из нас звуки. При этом при разговоре воздух выходит из лёгких не только через нос, как мы привыкли, а ещё и через гортань, ротовую полость и глотку.

Кроме того, вдох и выдох при речевом дыхании совсем не равны между собой, как это может показаться на первый взгляд. Выдох, на котором мы произносим звуки, гораздо длиннее. Если сравнить, то соотношение длительности вдоха-выдоха, то при обычном дыхании, как вы уже поняли, 1:1, а вот при речевом — 1:20. Чувствуете разницу?

Что мешает речевому дыханию и зачем его развивать?

Речевое дыхание детей отличается от аналогичного у взрослых, так как детская дыхательная мускулатура развита ещё слабо, да и объем лёгких маловат. Многие дошкольники, вплоть до подготовительной группы детсада, пользуются верхним грудным, когда их вдох сопровождается поднятием плеч. Замечали, бывая на утренниках?

Когда именно так, ключично-грудным способом, дышит человек, у него активно занята лишь верхняя часть лёгких, а главная дыхательная мышца, называемая диафрагмой, «филонит», не давая звуку опоры. При диафрагмальных вдохах-выдохах, которыми замечательно владеет большинство взрослых, поступление и выход воздуха происходит под сокращением диафрагмы. Вот такое дыхание и является залогом успешной постановки голоса.

Из-за различий в дыханиях, физиологическом и речевом, ключично-грудном и диафрагмальном, начинаются трудности, так как для неразрывной речи обычного физиологического зачастую нам не хватает. Ребёнку не хватает воздуха, чтобы окончить фразу, перед каждым словом он набирает полные лёгкие, чтобы успеть справиться и закончить то, что он хочет сказать, захлёбываясь собственной речью.

Дети нередко говорят непосредственно на вдохе либо, наоборот, на остаточном выдохе. И в результате мы имеем скачущую громкость, от шёпота до крика, неплавную речь, в которой даже и «не пахнет» мелодичностью, и полное отсутствие выразительности с полусъеденными словами.

Всё это говорит об отсутствии контроля речевого дыхания, нерациональном расходовании воздушной массы, а ведь речь требует постоянных дыхательных запасов и регулярного их пополнения.

Потому-то уже в старшей группе детского сада логопеды начинают активно заниматься с детьми и исправлять нарушения речи, чтобы придя в 1 класс, школьник с правильно поставленным речевым дыханием мог изменять громкость своей речи, говорить плавно и с выражением, делая короткие глубокие вдохи и рационально распределяя воздух на выдохе вместе с произносимыми им звукосочетаниями.

Для развития речевого дыхания логопедами на занятиях в старшей и подготовительной группах детсада используется много игр, которые не только приучают правильно дышать, но и улучшают осанку детей, укрепляют мышцы брюшного пресса, способствуют работе кровеносной и нервной систем. И все они, в первую очередь, направлены на развитие диафрагмы.

Как научиться дышать?

Обучение речевому дыханию направлено на формирование правильного выдоха. И начинают это с приучения дышать диафрагмой, чтобы натренировать брюшные и диафрагмальные мышцы и овладеть умением регулировать вдох-выдох, создавая опору звукам.

И не забудьте! Занятия на развитие речевого дыхания делаются в полуголодном состоянии, так как делать упражнения на «речевой пресс» с наполненным до отвала животом некомфортно.

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания.

Начинаем учиться дышать правильно – «животом» (хотя так говорить и ошибочно, ведь лёгких в животе нет, но именно мышцы живота при этом напрягаются), и доводим это умение до автоматизма.


Игры на формирование выдоха.

Когда мы научились без раздумий дышать только животом, накачав брюшную мышцу и наполняя лёгкие воздухом «до отвала», можно приступать контролировать расход воздуха, обеспечивая опору звукам при помощи долгого выдоха.


Упражнения на звуки.

Когда в старшей группе ребёнок осваивает все основные приёмы правильного дыхания и длинного выдоха, в подготовительной группе логопеды включают упражнения на развитие непосредственно речевого дыхания. Ведь всё, ему учили до этого, было подготовкой.

  • Произносим сочетания на выдохе, предварительно набрав полные лёгкие воздуха. Для тренировки можно взять любые типа «ба, баа, бабаба, бабабаба…».
  • Считаем, как от одного до…., увеличивая каждый раз количество цифр, так и в обратном порядке.
  • Перечисляем на долгом выдохе дни недели, названия месяцев, овощи-фрукты.
  • Читаем считалочки, делая в конце каждой строки вдохи.
  • Читаем стихи. Логопеды рекомендуют пользоваться для развития речевого дыхания четверостишья Агнии Барто.

А для продвинутых младших школьников, которые уже научились читать, и всё умеющих родителей – отдельное задание. И вас проверим, насколько вы умеете пользоваться своей диафрагмой. Вот вам стихотворение про дом, который построил Джек. Каждую строфу – без передышки и добора воздуха, на одном дыхании. Поехали!

Получилось? Ай да молодцы! Теперь вы точно знаете, что с вашим речевым дыханием все в порядке. Ну а теперь может займемся ? Или , например?

Нет, давайте сначала мультик посмотрим про того самого Джека, который построил дом...

Елена Орешонкова
Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата

Упражнения для развития у детей речевого дыхания , речевого слуха и артикуляционного аппарата

1. Упражнения для развития речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

1) «Сдуй шарик»

Цель : – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Предложите малышам поиграть в такую игру : стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика : Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его , произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

2) «Змейка»

Цель : развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят : «Ш-Ш-Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

3) «Насос»

Цель : развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Предложить малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!

Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его , произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

4) «Весёлая песенка»

Цель : развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – ЛЯ-ЛЯ.

Педагог приносит куклу или матрешку и предлагает детям спеть вместе с ней весёлую песенку.

– Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку : «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей!

Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

5) «Весёлое путешествие»

Цель : развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.

Предложите малышам подвижную игру.

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»

Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов : БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

6) «Звуки вокруг нас»

Цель : развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.

В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок , когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит : "У-У-У!" А пароход на реке гудит : "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

Взрослый обращает внимание детей на то , что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

2. Упражнения для развития речевого слуха

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

1) Упражнение «Заинька»

Цель : Научить детей узнавать , кому принадлежит произнесенная фраза. Для проведения этого упражнения дети выбирают водящего, завязывают ему глаза тонким платочком. Далее каждый ребенок по очереди, изменяя свой голос, произносит стихотворение : “Заинька, заинька, зайка-попрыгаинька, приходи ко мне на чай, я достану самовар. Но вначале угадай, кто позвал тебя, узнай!”. Те дети, чей голос опознал ведущий, сами становятся ведущими.

2) Упражнение «Мишка»

Цель : учить детей определять товарища по голосу.

Для этого упражнения выбирают водящего , которому дают медвежонка (можно взять любую другую игрушку) . Далее дети рассаживаются в небольшой полукруг, а ведущий отсаживается немного поодаль от них и поворачивается к ним спиной. Далее кто-нибудь из детей по негласной команде воспитателя зовет мишку : “Мишенька, приди”. Водящий должен угадать, кто позвал медведя повернуться и подойти к тому ребенку, прорычать ему как медведь.

Упражнение «Запомни и повтори слова»

Цель : Способствовать накоплению словарного запаса и, как следствие, развитие памяти .

Для этой игры готовятся фанты, это могут быть либо звездочки, вырезанные из бумаги, флажки и т. п. Перед началом упражнения детям раздают несколько штук фантов. Затем воспитатель объясняет детям ход игры. Игра начинается. Воспитатель произносит несколько слов подряд (5-6 слов, а дети должны их повторить в той же последовательности, как их называл воспитатель. Если ребенок ошибается при повторении, т. е. поменяет их местами или же забудет совсем, то это уже считается проигрышем и ребенок для того, чтобы дальше остаться в игре, отдает один свой фант. Выигрывает тот ребенок, у кого осталось больше фантов.

3) Упражнение «Будь внимателен»

Цель : расширять словарный запас детей и учить правильно отождествлять предмет с его действием.

Педагог объясняет детям ход данного упражнения : когда он скажет неправильно, то тогда руки поднимать не нужно, иначе это будет считаться ошибкой. Дети рассаживаются на стульчики, успокаиваются и начинают внимательно слушать воспитателя. Педагог садится напротив детей так , чтобы его было видно всем. И начинает вначале медленно, четко проговаривая каждую фразу, произносить : “Машина едет” (дети поднимают руки) . Далее : “Ворона летит, собака лает и т. п. ”. Затем воспитатель начинает “путаться”, например : “Корова лает, лошадка летит и т. п. ”, здесь дети, которые слушали внимательно, не должны поднимать рук, так как фраза не верна. Когда дети усвоят проведение данного упражнения , его можно усложнить, т. е. быть ведущим предложить ребятам.

4) Упражнение «Горячий - холодный»

Цель : Научить детей более точно пользоваться понятиями «горячий» и «холодный» .

Для его проведения детей рассаживают в полукруг на пол (на ковер, и дают им мячик. Дети должны перекатывать мяч по полу друг другу. При этом тот ребенок, который отправляет мяч, говорит : “Холодный”, это означает, что тот ребенок, которому мяч отправлен, может спокойно его взять руками. А если ребенок говорит слово “горячий”, то мяч трогать руками нельзя.

3. Упражнения для развития артикуляционного аппарата .

1) «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Раз – два – три – четыре – пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем и в песочницу пойдем.

У меня лопатка –

Широка да гладка.

2) «Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку подставляй.

3) «Стрелочка»

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай по шире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять –

Стрелку будем выполнять.

4) «Трубочка»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Язычок вперед тяни

Да края его загни.

До чего же хороша

Наша трубочка – труба!

5) «Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к небу.

Как, настоящий, лесной гриб, язык поднялся и прилип.

А в лесу растут грибы,

Очень вкусные они.

Язычок поставили как грибок достали мы.

В лес пошли мы погулять

И грибков насобирать.

Динамические упражнения для языка

1) «Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Ротик шире открываем,

Язычок вперед давай,

Влево, вправо,

Тик да так,

Время точно на часах.

Шире рот мы открываем,

Язык вправо направляем.

Еще шире открываем,

Язык влево направляем.

Влево – вправо, влево – вправо,

Кончик языка, поспевай за нами.

Язычок и так и сяк,

Это часики висят.

Ходим мы : тик – так, тик – так».

Отбиваем каждый шаг.

Очень точно мы идем,

Никогда не отстаем.

2) «Змейка»

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

Что там на скамейке?

Это наша змейка.

Тонкая, протяжная

И такая важная.

3) «Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Мы сегодня песни пели

И качались на качели,

Язычок качался тоже.

Покажите, как? Похоже.

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Язычок, не ленись!

Подбородок доставай

И про нос не забывай!

Выше дома,

На качелях

Мы взлетели.

4) «Спрячь конфетку»

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Раз – я вижу конфету за правой щекой,

Два – я вижу конфету за левой щекой,

Три – не вижу конфеты никакой!

Руку тянем мы к буфету, надо спрятать нам конфету.

5) «Катушка»

Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним боковым зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

Зовут меня катушка,

Но я вам не игрушка.

На меня мотают нитки

зашивать вам всем штанишки.

6) «Лошадка» .

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок – цок – цок!

Мы все сказали,

как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами.

Эй, а где же улыбка?

Зубки и «прилипка» .

7) «Гармошка»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

Упражнения на произношение отдельных звуков С – Сь

При правильном произнесении звука «с» губы принимают положение следующего гласного, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. При произнесении мягкого звука «с» спинка языка более выгнута по направлению к твердому небу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

Дали соску Сане,

Сидит он тихо с нами.

3 – Зь При произнесении звуков «з» , «з"» артикуляционный уклад тот же , что при произнесении звуков «с» , «с"» , только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос.

У леса за оврагами.

Ползла змея зигзагами.

Ц Звук «ц» образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с» («тс» ).

Наш Василий – молодец,

Съел солёный огурец.

При произнесении звука «ш» части артикуляционного аппарата занимают следующее положение :

–губы несколько выдвинуты вперед;

–кончик языка приподнят к небу, но не касается его, образуя щель;

–боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по краям струю выдыхаемого воздуха .

Шепчет бабушка Наташа :

«Не шали, внучонок Паша!»

На шоссе стоит машина -

Прокололась ее шина.

Ж При произнесении звука «ж» положение речевых органов то же , что при произнесении звука «щ» , только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос звучит.

Жук над травою кружит

И жужжит-жужжит-жужжит.

3 – Ж Под зеленым под кустом

Ежик строит себе дом.

Ч Звук «ч» образуется в результате быстрого соединения смычного звука «ть» с последующим щелевым «щ» .

Пятачок и Вини Пух

Начертили четкий круг.

Звук «щ» звучит как длительный звук «шь» , при этом губы выдвинуты вперед, кончик языка приподнят, как при произнесении звука «ш» , и образует щель, корневая часть языка приподнята.

Щеки щиплет нам мороз,

Щиплет лоб и щиплет нос.

При произнесении звука «л» положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается кончиком в верхние резцы или десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха . Корневая часть языка поднята, благодаря чему язык принимает форму седла.

Мягкий звук «л» отличается по артикуляции от твердого тем , что поднимается не корневая часть языка, а средняя часть его спинки.

Молоко лакает кот,

Круглым стал его живот.

При произнесении звука «р» положение губ зависит от последующих звуков. Между верхними и нижними зубами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край (кончик языка) поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха .

Мягкий звук «р» отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом спинки языка к небу и некоторым его перемещением вперед.

Рома был сегодня рад -

Ходил он с папой на парад.

На лугу гуляла Лара

И панаму потеряла.