Общественные отношения в китае при младшей династии хань. Внутренняя политика гуан у-ди

Бог войны и воинской доблести, покровитель воинов, сражающихся за правое дело. Таким является этот бог, которому поклонялись вплоть до середины XIX века.

В этом образе слились воедино древние представления о боге войны и овеянные легендами истории о действительно существовавшем доблестном воине по имени Гуань Юй, жившем в 160–219 годах.

Судя по всему, в древности Гуань ди каким то образом был связан с мифическими драконами. Во всяком случае, в Средние века были распространены сказания о том, что перед рождением Гуань Юя над домом его родителей кружил дракон. По другой версии, он был чудесно рожден из крови казненного дракона Юй ди, которую слил в свою чашу буддийский монах. Поэтому в жилах Гуань Юя текла кровь дракона.

Рассказывали, что он с детских лет обладал необычайной силой и бесстрашием. Свой первый подвиг он совершил, убив жестокого правителя уезда, который творил произвол. Чтобы его не смогли опознать, он умыл лицо водой из волшебного ручья. Впрочем, если он действительно совершил такой отчаянный поступок, благодарные земляки и без того не выдали бы его.

Возможно, что в этой истории есть доля правды, ибо дальнейшее поведение героя вполне реалистично и прозаично: он стал продавцом соевого сыра и таким образом сумел даже немножко разбогатеть. Впрочем, второе могло случиться после того, как он, поступив на службу правителю, был ему беззаветно предан.

По видимому, эпизодами биографии Гуань Юя объясняется то, что своим покровителем считали Гуань ди не только военные, но и торговцы соевым сыром и даже коммерсанты, богачи (или для них было важно иметь надежного охранника?). Буддийские монахи тоже чтили его прежде всего как защитника монастырей.

Почитание Гуань ди превратилось в настоящий культ личности, при котором реальный Гуань Юй стал мифологическим героем, а его достоинства и деяния превозносились поистине до небес. Императоры жаловали ему почетные титулы – как вечно живому. В конце XVI века при династии Мин ему был присвоен титул «ди» – государь.

В середине XIX века Гуань ди получил титул «шэн» («совершенномудрый») после того, как он будто бы появился в небе и помог правительственным войскам победить тайпинов – восставших крестьян, попытавшихся создать народное государство. Хотя в действительности правителям династии Цин в данном случае помогали англичане, американцы и французы. Впрочем, еще через полвека участники антиимпериалистического восстания 1900 года тоже молились Гуань ди.

Нет сомнения, что культ верного слуги и доблестного воина укореняли и распространяли прежде всего государи, кровно заинтересованные в такого рода пропаганде. Ему было посвящено почти тысячи больших и малых храмов, рассыпанных по всему Китаю. Его чтили представители разных религиозных направлений. Буддисты утверждали, что он был обращен в их веру. А даосы сложили легенду о том, что Гуань ди победил в бою мятежника чудище Чию, которого в Древнем Китае чтили как свирепого бога войны, зверочеловека с головой барса и когтями тигра, владевшего всеми видами оружия. По другой версии, у чудища были копыта и рога быка, тело человека, четыре глаза и шесть рук. Считалось, что он восстал против легендарного правителя Хуан ди.

По сути дела, в аллегории о победе верноподданного Гуань ди над мятежным Чию была своя правда: со временем, при значительном укреплении власти императора, в народе стали преобладать верноподданнические настроения (противоположные были опасны и искоренялись жестоко). Этому способствовало и то, что Гуань ди был примером верности долгу, а потому считался покровителем торговцев. Пользовался он популярностью и как один из богов богатства. Для конфуцианцев он стал покровителем ученых и литераторов, потому что, согласно преданию, его настольной книгой было сочинение Конфуция «Вёсны и Осени».

На примере Гуань ди особенно ясно видно, как происходит мифологизация исторической личности. Вовсе не обязательно предполагать, что тут играют важную роль какие то мистические силы, сложные философские соображения. Слишком часто объяснение лежит в плоскости реальных интересов отдельных социальных групп, общественных организаций, государственных структур.

Многое зависело и от текущей политической ситуации. Империя Хань после периода расцвета, когда она охватывала пятую часть всего населения Земли, стала расшатываться и клониться к упадку. В III веке н. э. ее постоянно сотрясали восстания и социально экономические кризисы. Остро стоял вопрос об укреплении царской власти, создании общенациональных кумиров государственников. Одному из них суждено было стать Гуань Юю, превратившемуся в мифологического героя Гуань ди.

в 23-29 гг. н.э.

Начальный период существования империи Восточной (Поздней) Хань характеризуется борьбой за достижение и удержание высшей власти первым императором Гуан-у-ди (25-57 гг.). Борьба за престол, за удержание и укрепление власти заняла период с 23 по 29 гг. н.э., она была сложной и продолжительной. Ниже мы попытались дать более подробное описание событий 26 г. и самого начала 27 г. - первых лет полноправного правления первого императора Восточной Хань.

Следует сказать, что история империи Восточной Хань, в отличие от более ранней Западной Хань, в европейской и российской историографии изучена ещё недостаточно. Единственной монографией на русском языке, посвящённой государству Восточной Хань, является монография В.В. Маля-вина «Империя учёных». Политической истории в ней посвящена только часть второй главы, а наиболее подробно в ней описан управленческий аппарат империи . Социальная сфера жизни китайского общества того времени сравнительно подробно описана в коллективной монографии Крюкова М.В., Переломова Л.С, Софронова М.В., Чебоксарова Н.И. «Древние китайцы в эпоху централизован-ных империй» . До сих пор одной из самых информативных работ по данной теме является раздел о Восточной Хань в коллективной монографии, написанный Г. Биленстайном . Основным же источником по истории этого периода в истории Китая является Хоу Хань шу («История Поздней [империи] Хань»), третья из двадцати четырёх официальных нормативных историй (чжэн ши ), которая была составлена Фань Е в V в. н.э. с привлечением большого числа более ранних произведений.

Первая глава Хоу Хань шу включает в себя недатированную преам-булу и запись событий по годам, всего в этой главе описаны события семи лет: с 23 г. н.э. по 29 г. н.э. С точки зрения структуры текст может быть разделён на две большие части: с 23 г. до шестого месяца 25 г. включи-тельно он представляет собой летописно-художественное описа-ние, а после седьмого месяца 25 г. происходит изменение характера сообще-ний и текст приобретает характер официальной хроники.

В своеобразной преамбуле к первой главе Хоу Хань шу приведены неко-торые сведения о будущем императоре Гуан-у-ди (Лю Сю) и сообща-ется о его жизни до 23 г. н.э. Указывается, что он является потом-ком Цзин-ди (156-141 гг. до н.э.), выдающегося императора государ-ства Западной Хань, но с каждым поколением знатность предков Гуан-у-ди уменьшалась: если его прапрапрапрадед был императором, то прапрапрадед - ваном , прапрадед - хоу , прадед - губернатором округа, дед - командующим округом, отец - командующим уездом . По Г. Биленстайну дата рождения Гуан-у - 5 г. до н. э. .

Описывая внешность будущего императора, автор летописи отме-чает его основные физиогномические признаки: у него на лбу был «солнечный рог», то есть костный нарост, что счита-лось признаком предрасположенности к власти . Далее рассказывается, что будущий Гуан-у в девять лет остался сиротой и воспи-тывался у своего дяди, который приходился его отцу младшим братом. У этого дяди в свою очередь был сын Лю И, прозванный Бошэ-ном . Согласно Хоу Хань шу (гл. 1А), именно Лю И на рубеже 22 и 23 гг. стал инициатором антиванмановского восстания в городе Вань , это он завязывал знакомства , по его инициативе было закуплено оружие и собран отряд воинов .

В период с 23 по 29 гг. н.э. события развивались так:

1. На первом этапе (22? - шестой месяц 23 г.) Гуан-у-ди действовал под началом своего двоюродного брата Лю И. В этот период представители крупной знати округа Наньян, откуда он был родом, собрали способное противостоять армии Ван Мана войско, и, поставив над собой возведённого ими на императорский престол Гэн-ши-ди, захватили этот округ. Конец этого периода был ознаменован первым конфликтом в их стане между Лю И и Гэн-ши-ди. Гуан-у, покинув своего родственника (родного или двоюродного брата), перешёл на сторону нового императора, получив за это чин полководца и титул хоу . Эти события говорят о непрочности коалиции мятежников.

2. Второй этап борьбы за власть продолжается с шестого месяца 23 г. по осень 24 г. В этот период Гуан-у воюет в армии Гэн-ши-ди. Следующим успехом мятежников в этот период было взятие столицы Чанъани и убийство Ван Мана. Но этот успех повлёк за собой новый конфликт в их стане: один из полководцев Гэн-ши-ди, Ван Лан, объявил себя императором. Гуан-у не без колебаний снова поддержал Гэн-ши-ди. Город Ханьдань, столица Ван Лана, была взята в четвёртом месяце 24 г. За взятие столицы Гуан-у получил титул вана , самый высокий титул после императорского. А осенью 24 г. Гуан-у напал на самого Гэн-ши-ди. То есть, получив от нового императора всё, что тот мог ему дать: самый высокий титул и испытанную в боях армию, Гуан-у предал своего покровителя. Коалиция, поддерживающая Гэн-ши-ди, была нестойкой, военные действия, которые она вела, усиливали некоторых её членов, которые не были лично преданы новому императору и откалывались от него. Пока существовала угроза со стороны Ван Мана, эти конфликты удавалось погасить, но как только Ван Ман был повержен, произошёл новый раскол, который привёл к новым военным действиям, то есть произошло нечто вроде цепной реакции. В конце концов, Гуан-у, наученный опытом предшественников, не стал ждать, когда на него пойдут войной и в удобный для себя момент первым нанёс удар.

3. Третий этап борьбы за власть Гуан-у начинается осенью 24 г. и длится до первого месяца 25 г. В течение этого времени Гуан-у подчинил себе три «банды» - вооружённых формирований местной знати, обеспечив себя обширными землями.

4. В течение четвёртого этапа борьбы за власть (второй месяц 25 г. - две-надцатый месяц 25 г.) Гуан-у сам становится императором, после того как его армия заняла столицу Гэн-ши-ди, город Лоян, и сместила его с престола. Стоит отметить, что в этот период наблюдается резкий рост числа императоров, о своих претензиях на престол объявили Лю Пэн-цзы (при поддержке вооруженных формирований «Краснобровых»), Лю Юн и Гунсунь Шу.

5. Во время пятого этапа борьбы за власть (с первого по шестой ме-сяц 26 г.) Гуан-у-ди происходит перегруппировка сил, связанная со смер-тью Гэн-ши-ди: полководцы Гэн-ши-ди перешли на сторону как Гуан-у-ди, так и других именующих себя императорами претен-дентов. В этот период Гуан-у-ди наделял титулами своих родственни-ков, представил подданным императрицу и объявил имя наслед-ника, чем значительно укрепил свое положение.

6. В течение шестого этапа борьбы за власть (шестой месяц 26 г. - вто-рой месяц 27 г.) была достигнута победа над «Краснобровыми», од-ним из самых крупных военных формирований того времени, руково-дство которого захватило бывшую столицу Западной Хань - Чанъань. После этого в руках у Гуан-у-ди оказалась государственная печать, что заметно повысило его легитимность как императора. Но борьба продолжа-лась, и наличие у Гуан-у-ди императорской печати ещё не де-лало его общепризнанным и полновластным монархом.

Расскажем более подробно о событиях 26 г. (см. Приложение ). В пер-вой половине 26 г. н.э. произошло перераспределение сил, вызван-ное смертью императора Гэн-ши-ди (23-25 гг. н.э.). Его полководцы были вынуждены искать себе нового властителя, и в первом месяце 26 года на сторону ставшего императором Гуан-у-ди перешли влиятельные военачальники Дэн И и Юй Куан . Некоторые знатные придворные, такие как Лю Си, которого Гэн-ши-ди пожаловал титулом Юаньши-вана, также перешли на сторону Гуан-у-ди (при этом Лю Си получает другой титул Сышуй-вана). Бывших сторонников Гэн-ши-ди могли подчинять и силой. Так в третьем месяце 26 г. Инь Цюнь, кото-рого Гэн-ши-ди пожаловал титулом Янь-вана, подвергся нападению со стороны одного из полководцев Гуан-у-ди и был приведён им к покорно-сти.

Этот период характеризуется не только приходом к Гуан-у-ди полковод-цев, но и попытками мятежей против него со стороны некото-рых его сторонников; мятежи быстро подавлялись Гуан-у-ди и его сторон-никами . При этом Гуан-у-ди ещё не был единствен-ным правителем, кроме него было ещё несколько «императо-ров», возведённых на престол различными вооруженными формирова-ниями и ведущих военные действия против соперников. Войска Гуан-у-ди осадили армию «императора» Лю Юна в Суйяне. Известно, что Лю Юна поддержал бывший полководец Гэн-ши-ди Су Мао, что говорит о его силе и о том, что не все полководцы Гэн-ши-ди поддерживали Гуан-у-ди.

Военные действия Гуан-у-ди вёл как с «императорами», так и с «бан-дами» - различными вооруженными формированиями, которые возни-кали во время борьбы с войсками Ван Мана. Так, в первом месяце 26 г. полководец У Хань подчинил банду Таньсян .

В первом месяце 26 года Гуан-у-ди возвел храм Гаомяо и, согласно ис-точнику, это важное деяние императора сопровождалось знамениями . «Краснобровые» же в этом же месяце сожгли дворцо-вые постройки в Чанъани и раскопали императорский могильный кур-ган, что дало повод Дэн Юю, полководцу Гуан-у-ди, вступить в Чанъань и завладеть табличками предков Гуан-у-ди, которые Дэн Юй по возвраще-нии поместил в Гаомяо.

Однако на роль императора всё ещё претендовал Лю Пэн-цзы, родствен-ник правителей Западной Хань. Поскольку он постоянно упомина-ется именно как ставленник «банды Краснобровых», то это позво-ляет сделать вывод о его намеренной дискредитации на страницах Хоу Хань шу .

Именно в этот период Гуан-у-ди укрепляет позиции членов своего рода - он жалует титулами не только полководцев, но и своих родственни-ков. Титул вана получили: дядя, у которого воспитывался Гуан-у-ди, а также два племянника, сыновья его старшего брата. Также Гуан-у-ди представляет подданным императрицу и объявляет наслед-ника престола. Причём этот наследник не был его старшим сыном, а старший сын получает титул вана . В первой половине 26 г. н.э. Гуан-у-ди укрепился в Лояне. К нему перешли некоторые полко-водцы Гэн-ши-ди, а одного из них он даже подчинил силой.

В восьмом месяце 26 г. н.э. Гуан-у-ди сам возглавил поход против «банды» Усяо («Пять военных лагерей») и разгромил её . Таким образом, к концу 26 года было разбито и разогнано пять крупных вооружённых формирований («банд»): Тунма, Гаоху и Жунлян он подчи-нил осенью 24 г., ещё будучи Сяо-ваном, «банда» Таньсян была подчинена полководцем Гуан-у-ди У Ханем в первом месяце 26 года и, наконец, «банду» Усяо подчинил сам Гуан-у-ди в восьмом месяце 26 г.

В этом же месяце продолжается борьба с другим «императором» из рода Лю, Лю Юном. Отправленный в поход против Лю Юна в третьем месяце этого же 26 г. полководец Гуан-у-ди Гэ Янь захватывает Суйян, тем самым вынуждая Лю Юна бежать в Цяо . Таким образом, в 26 г. у Гуан-у-ди уже было достаточно войск, чтобы осуществ-лять одновременно две военные операции. Также стоит отме-тить, что тогда борьба с «бандами» для Гуан-у-ди была более насущной проблемой, чем борьба с Лю Юном, которая не требовала личного уча-стия Гуан-у-ди.

В одиннадцатом месяце союз из трёх «банд»: Тунма, Цинду и Юлай - возвёл на престол Сунь Дэна. Однако этого «императора» в этом же месяце убил его собственный полководец. Стоит отметить, что одна из этих «банд», Тунма, была уже покорена Гуан-у-ди. По-видимому, вожди этой «банды» решили, что Гуан-у-ди, обосновавшемуся в Лояне, уже не до них. Однако, после убийства избранного ими «императора», этой «банде» пришлось покориться снова. «Банде» Цинду участие в этих собы-тиях стоило двух округов. Стоит напомнить, что в 24 г. «банда» Цинду вступала в союз с «Краснобровыми», таким образом, ослабление этой «банды» было ослаблением союзников «Краснобровых».

Здесь стоит также отметить и то, что одной из задач, стоявших перед автором Хоу Хань шу , было возвеличивание Гуан-у-ди. Его, например, с момента восшествия на престол представляют как единственного закон-ного императора, подтверждая это упоминанием его императорского титула. В то же время все остальные «императоры» после сообщения о том, что они стали Сыновьями Неба называются только по имени, т.е. неоднозначность ситуации с верховной властью всячески замалчивается.

Однако, наряду с Гуан-у-ди в период с 25 по 27 гг. н. э., как было пока-зано, существовал более законный император - Лю Пэн-цзы, который в 25 году занял Чанъань, столицу государства Западной Хань, и именно у него в этот период находилась государственная печать. Но о нём в источнике почти не упоминается, ведь его возвели на престол «Краснобровые». Это наводит на мысль о том, что повышенное внимание к «Краснобровым» в источнике, возможно, связано с желанием автора Хоу Хань шу показать, что Лю Пэн-цзы - не самостоятельная фигура, он ставленник каких-то «бандитов», тем самым принизив его статус как политического деятеля. Это позволяет сделать вывод, что «Краснобровые» в источнике являются инструментом дискредитации Лю Пэн-цзы как императора, они выводятся на передний план повествования, чтобы отвлечь внимание от личности Лю Пэн-цзы.

7. И наконец, во время седьмого этапа борьбы за власть (второй месяц 27 г. - конец 29 г.) завершается борьба между Гуан-у-ди и ещё одним «императором» из рода Лю, Лю Юном, и его сыном Лю Юем. После захвата в плен Лю Юя в конце 29 г., Гуан-у-ди остался единственным императором из рода Лю. К концу 29 г. кроме него оставалось ещё три «императора»: Гунсунь Шу, Ли Сянь и Лу Фан, которые были приведены к покорности в последующие годы.

Приведём наш перевод фрагмента памятника, в котором изложены события 26 - начала 27 гг.

Приложение

Фань Е. Хоу Хань шу (История Поздней [империи] Хань)


Раздел 1. Основные записи.

Глава 1А. З аписи [о правлении] императора Гуан-у-ди

[ VI ]. Второй год (26 г.). Весна. Начальный месяц. Новолуние.

[а]День цзя-цзы. Произошло солнечное затмение. Дасыма У Хань во главе девяти полководцев напал на банду Таньсян [в месте] к востоку от Е, нанёс ей сокрушительное поражение и принудил сдаться.

День гэн-чэнь. Пожаловали всем отличившимся подданным титул лехоу ; во всех четырёх уездах крупного владения (даго ) все остальные получили [вознаграждения] в зависимости от занимаемой должности. Указ гласил: «В человеческих чувствах необходимо знать меру, если предоставить дела самим себе, то желания быстро переполняют [людей] и страх перед наказаниями оказывается позабыт. Все полководцы, распространив далеко свои деяния, добились великих заслуг. Но, по сути, желания их безграничны, а ведь следовало бы [чувствовать себя парящими] над глубокой бездной, ступающими по тонкому льду - дрожать и трепетать, быть крайне осмотрительным. За свои значительные свершения [некоторые из них] всё ещё не вознаграждены. Те, чьи имена ещё не внесены в [наградные] списки, будут быстро внесены [чиновниками] дахунлу . Я намерен вознаградить их в зависимости от занимаемых должностей».

Боши Дин Гун при обсуждении сказал: «Издревле государи, наделяя землёй потомственных правителей (чжухоу ), не превышали [нормы] в сто ли , поэтому было выгодно учреждать [новых] хоу . Брали пример с крепкого ствола и слабых ветвей, благодаря этому и управляли ими. Теперь если наделить владениями всех чжухоу четырёх уездов, то это не будет соответствовать системе законов».

Император сказал: «В древности все погибшие царства становились таковыми постольку, поскольку утрачивали праведный путь. Никогда не слышал, что среди погибших [царств] были те, в которых заслуженные подданные имели много земель».

Тогда направили [чиновника] ечжэ 謁者 (церемониймейстера) немедленно предоставить [им] шнур для казённой печати. Приказ гласил: «Заняв значительный пост, не держитесь начальственно; поднявшись высоко, не грозите опасностью; соблюдайте меру, строго придерживайтесь норм; ограничивайте себя и не допускайте излишков; сохраняйте уважение, будьте сдержанными. Передавайте [земли] вашим потомкам, их разрастание послужит защитой Хань».

[b] День жэнь-у . Гэн-ши[-ди] покинули ханьский полководец Дэн И鄧 曄, [а также] помощник ханьского полководца Юй Куан 于匡. Сдались. Каждому сохранили титул [хоу ?].

[c] День жэнь-цзы . Возвели [храм] Гаомяо , соорудили алтарь духов земли и злаков в Лояне. Учредили жертвенники в предместьях к югу от городской стены. Начали почитать стихию огня и красный цвет.

[d] Тот же месяц . «Краснобровые» сожгли дворцовые здания Западной столицы (Чанъани), раскопали могильные курганы императоров [Западной Хань], вторглись во Внутризаставье и разграбили [его].

Дасыту Дэн Юй 鄧禹 вступил в Чанъань. Направил чиновников водрузить таблички духов одиннадцати императоров, возвратив их в [храм] Гаомяо.

[e] Чжэньдин-ван Ян真定王楊, Линь-и-хоу Жан 臨邑侯讓 задумали поднять мятеж; посланный полководец авангарда Гэн Чунь 耿純 покарал их.

[f] Второй месяц. День цзи-ю. [Его величество] удостоили высоким посещением [уезд] Сюйу .

[g] Дасыкун Ван Лян 王梁 был снят с должности.

День жэнь-цзы. Сун Хун宋弘, [сановник в ранге]тайчжун дафу , был назначен дасыкуном .

[h] Посланный [императором] главнокомандующий кавалерией Цзин Дань景丹 возглавил карательный поход, захватил в плен полководца Чжай Цзуня 祭遵 и ещё двух военачальников, нанёс удар по банде Хун Нуна; нанёс ей поражение. После этого [император] направил Чжай Цзуня осадить [укрывшегося в городе] Маньчжун 蠻中 разбойника Чжан Маня 張滿.

[i] Начальник (тайшоу ) [округа] Юйян 漁陽 Пэн Чун 彭寵 поднял мятеж, напал на начальника (му ) области Ючжоу 幽州 Чжу Фу 朱浮 под Цзи 薊.

[j] Янь Цэнь 延岑самовольно назвался У-ань-ваном в [округе] Ханьчжун 漢中.

[k] День синь-мао . [Его величество] прибыл [в столицу] из [уезда] Сюйу.

[l] Третий месяц . День и-вэй. Всеобщая амнистия по всей Поднебесной. Указ гласил: «Сейчас в тюрьмах много обиженных людей, пытки применяются безжалостно. Мы очень сильно тревожимся за них. Конфуций говорил: „Наказания не достигают цели, если народу некуда пристроить руки и ноги“. Сим предписываем средним чиновникам с окладом в 2 000 мер зерна, всем дафу (сановникам), учёным боши , [чиновникам] илан позаботиться об умеренности в законах о наказаниях».

[m] Посланный [императором] правитель столичного округа (чжицзиньу 執 金吾) Цзя Фу 賈復 во главе двух полководцев нанёс удар по [служившему] Гэн-ши[-ди] Янь-вану Инь Цзуню 郾王尹遵, нанёс ему поражение и принудил его сдаться.

[n] Начальник конницы Лю Чжи 劉植 напал на разбойника Ми, пал на поле боя.

[o] Послали полководца «тигрового знамени» Гэ Яня 蓋延, став во главе четырёх полководцев, выступить в поход на Лю Юна 劉永.

Четвёртый месяц. Лето. Осадили [Лю] Юна в Суйяне. Полководец Гэн-ши[-ди] Су Мао убил начальника [округа] Хуайян Пань Цзяня и примкнул к Лю Юну.

[p] День цзя-у. Младшему брату отца [императора Лю] Ляна пожаловали [титул] Гуанъян-вана; [Лю] Чжану, сыну старшего брата, пожаловали [титул] Тайюань-вана; младшему брату [Лю] Чжану [Лю] Сина пожаловали [титул] Лу-вана; наследнику Чунлин-хоу [Лю] Чжи пожаловали [титул] Чэнъян-вана.

[q] Пятый месяц. День гэн-ч э нь. [Титул] Сышуй-вана был пожалован Си, наделённому [ранее] Гэн-ши[-ди] титулом Юаньши-вана. Затем Дэ, сыну Чжэньдин-вана Яна, был пожалован [титул] Чжэндин-вана; Цзи Чану, потомку [Цзи] Чжоу, был пожалован [титул] Чжоучэнсю-гуна.

[r] День гуй-вэй. Высочайший указ гласил: «В народе есть выданные замуж жёны, проданные сыновья. Тем из них, кто пожелает вернуться к родителям, позволено дать волю. Не смеем лишать их свободы, признаём их в соответствии с законом».

[s] Шестой месяц . День моу-сюй. Возвели первую даму (гуйжэнь ) госпожу Го в императрицы, сын [императора] Цян был объявлен наследником. Была объявлена всеобщая амнистия [по всей] Поднебесной. Увеличили на один ранг чины [чиновникам] ланам , ечжэ , цунгуаням .

День бин-у. Старшему сыну [императора] Лю Чжуну пожаловали [титул] Цзычуань-вана.

[t] Осень. Восьмой месяц. Император лично возглавил поход на У Сяо.

День бин-чэнь. [ Его величество] удостоил высочайшим посещением Нэйхуан.

Нанесли Усяо крупное поражение при Ияне, принудили к сдаче.

[u] Направили военного чиновника юцзи и полководца Дэн Луна помочь Чжу Фу 朱浮 и сразиться с Пэн Чуном 彭寵 при Лу潞. Армия [Дэн] Луна потерпела поражение.

[v] Гэ Янь 蓋延 захватил [округ] Суйян 睢陽, Лю Юн бежал в Цяо譙.

[w] Разбили и захватили в плен полководца Дэн Фэна 鄧奉, завладели Юйяном.

[x] Девятый месяц. День жэнь-у. [ Его величество] прибыл из Нэйхуана 內黃.

[y] Командующий лёгкой кавалерией полководец Цзин Дань 景丹 почил.

[z] Янь Цэнь 延岑 нанес большое поражение «Краснобровым» при Дулине 杜陵.

Во Внутризаставье разразился голод, люди поедали друг друга.

Одиннадцатый месяц. Зима. Судью Верховной судебной палаты Цэнь Пэна назначили главнокомандующим «идущим походом на юг», поставили [его] во главе восьми полководцев, чтобы напасть на Дэн Фэна при Чжэсяне.

[Вооружённые формирования] «Тунма» (Медные кони), «Цинду» (Молодые бычки), «Юлай» (Отборная пшеница) и остальные разбойники совместно возвели на престол Сунь Дэна, считая его Сыном Неба, в [округе] Шанцзюнь. Юэ Сюань, полководец [Сунь] Дэна, убил [Сунь] Дэна, в силу чего вся эта толпа в пятьдесят тысяч человек сдалась.

Посланный заместитель военачальника Фэн И заменил Дэн Юя и напал на «Краснобровых».

Назначили Фу Луна, [имевшего ранг] тайчжун дафу , в качестве посла умиротворить и объединить два округа, [занятых] Цинсюй. Предложил Чжан Бу сдаться ему.

Двенадцатый месяц. День моу-у. Высочайший указ гласил: «Члены знатных родов и лехоу низвергли Ван Мана. У душ предков нет тех, на кого опереться. Мы в высшей степени сожалеем об этом. Поэтому мы восстанавливаем изначальное царство. Ежели хоу еще не умерли, но потомки их принадлежат к тем, чьи имена можно увидеть в [списках ведомства] „Шаншу“, то им пожаловать титул и предоставить высокий пост».

В тот же год. Гэ Янь и другие нанесли большое поражение Лю Юну к западу от [округа] Пэй.

Началось с того, что в конце [правления] Ван Мана в Поднебесной были засухи и набеги саранчи. Один цзинь 斤 золота обменивают на один ху 斛 проса. Дошло ведь до того, что народ кормился дикорастущими злаками. [А где-то] конопля росла обильно, дубовый шелкопряд давал коконы, а кто-то укрывался в горах и на холмах - люди таким образом получали свою выгоду.

[ VII ] Третий год (27 г.),

[a]Первый месяц. Весна. День цзя-цзы. Фланговый полководец Фэн И совершил карательный поход на четырёх полководцев. Ду Мао был назначен главнокомандующим лёгкой кавалерией. Дасыту Дэн Юй, присоединившись к Фэн И, противостоял «Краснобровым» в битве при Хуйси, [Дэн] Юй и [Фэн] И потерпели поражение.

[b] Покарали пленного полководца Чжай Цуня, разбитого при Маньчжуне, казнили Чжан Маня 張滿.

[c] День синь-сы. Возвели [в честь деда императора], государя [округа] Наньдунь, четыре храма.

[d] День жэнь-у. Всеобщая амнистия [по всей] Поднебесной.

[e] Добавочный месяц високосного года. День и-сы. Дасыту Дэн Юя отправили в отставку.

[f] Фэн И 馮異 вступил в бой с «Краснобровыми» при Яоди 崤底, нанёс большое поражение. Оставшиеся люди ушли на юг в Иян. Император лично возглавил поход на [«Краснобровых»].

День цзи-хай. [Его величество] удостоил посещением [уезд] Иян.

День цзя-чэнь. [Его величество] лично командовал шестью армиями. Первыми выставили запряжённых в боевые колесницы коней, отборные войска дасыма У Ханя находились впереди, главные силы армии следовали за ними, лёгкая конница и гвардия выстроились на флангах. «Краснобровые» увидев всё это издалека, перепугались и устрашились, направили посла просить о заключении мира.

День бин-у. Предводитель «Краснобровых», сдавшись, вручил Гао[-у-]ди императорскую печать. Был отдан приказ подчинить [Чанъань] начальнику городского гарнизона.

День у-шэнь. [Его величество]возвратились из Ияна.

День цзи-ю. Высочайший указ гласил: «Разбойники нагло своевольничали, губили народ. [Лю] Пэн-цзы присвоил титул, учинил мятеж и посеял смуту в Поднебесной. Мы, подняв армию, напали и тотчас же обрушились и разбили их. Десять с лишним тысяч человек со связанными руками покорились. В сокровищницу возвращена печать прежних императоров. Души всех этих предков, сила воинов - не достойны ли Мы пользоваться этим! Мы выбрав счастливый день новолуния в храме Гаомяо, жалуем титулами тех сыновей Поднебесной, которые относятся к отцам как потомки, [пусть будут они] обладать первым рангом [знатности]».

[g] Второй месяц. День цзи-вэй. Совершили благодарственное моление в [храме] Гаомяо, приняли передаваемую из поколения в поколение государственную печать.

Литература
1. Фань Е . Хоу Хань шу (История Поздней [империи] Хань). Пекин, 1965.
2. Крюков М.В., Переломов Л.С, Софронов М.В., Чебоксаров Н.И. Древние китайцы в эпоху централизованных империй . М., 1983.
3. Малявин В.В . Империя учёных, М., 2007.
4. The Cambridge history of China. Volume 1. The Ch’in and Han Empires, 221 B.C. - A.D. 220. London, 1984.

Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLII, ч. 3 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2012. - 484 стр. - (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 7 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 65-74.


Восстания конца I в. до н. э.- начала I в. н. э. явились показателем крайнего обострения классовых противоречий в Ханьской империи и назревания глубокого внутреннего кризиса.

Мероприятия Лю Сю и политика следующих за ним императоров новой династии, получившей название Младшей династии Хань, в конечном итоге определялись теми глубокими изменениями, которые происходили в социально-экономической основе империи.

Внутренняя политика Гуан У-ди

Сразу после своего утверждения на императорском престоле, Лю Сю известный в истории под именем Гуан У-ди (25-57), провозгласил эру мира и объявил, что будет действовать по примеру своего предка Лю Бана. Он понимал, что в обстановке полыхающих по всей стране восстаний и хозяйственной разрухи нельзя действовать только силой. Решительно и жестоко расправляясь с народными движениями, Лю Сю вместе с тем издавал указы, несколько облегчающие положение угнетённых масс. В ходе восстаний 18-28 гг. многие рабы были освобождены отрядами повстанцев или сами бежали от господ. После подавления народного движения Гуан У-ди не только не предпринимал попыток возвратить рабов прежним владельцам, но и неоднократно издавал указы об ограничении рабства и облегчении положения рабов. Рядом указов 26-37 гг. были объявлены свободными люди, продавшиеся в рабство из-за голода за время гражданских войн, а также люди, насильно обращённые в это время в рабство. Изданный Гуан У-ди «закон о продаже людей» был попыткой ограничить практику насильственного захвата и продажи в рабство свободных. В 31 г. был издан указ об освобождении некоторых категорий государственных рабов. Он гласил: «Те чиновники и люди из народа, которые во времена Ван Мана были схвачены и обращены в рабов за несогласие с прежними законами, должны быть освобождены и стать свободными». В 36-39 гг. Гуан У-ди издал несколько указов, освобождающих некоторые категории частных рабов в ряде областей империи. В 36 г. п. э. был издан указ об ограничении права рабовладельцев на убийство рабов. Годом раньше императорским указом было запрещено клеймить частных рабов.

Ко времени правления Гуан У-ди хозяйственное значение областей в бассейне р. Вэйхэ, являвшихся основной житницей государства во II в.- середине I в. до н.э., значительно падает в связи с запущенностью и разрушением ирригационной системы Вэйбэй и уступает место районам, расположенным к востоку от Чанани - на территории современных провинций Хэнани, Шаньдуна и Южного Хэбэя. В этих областях ещё во второй половине I в. до н. э. местными властями были созданы ирригационные сооружения, способствовавшие их экономическому подъёму. В начало I в. п. э. области, расположенные на территории Великой Китайской равнины, стали наиболее развитыми в экономическом отношении. В связи с возросшим хозяйственным значением этих областей и упадком областей в долине Вэйхэ Гуан У-ди перенёс столицу империи на восток, в г. Лоян. Как Гуан У-ди, так и его преемники обращали большое внимание на поддержку ирригационных сооружений в бассейне нижнего и среднего течения Хуанхэ.

При Гуан У-ди правительство предпринимало энергичные меры, чтобы наладить хозяйство страны. Чиновникам были отданы распоряжения о поощрении земледелия и шелководства. Беднякам, не имевшим земли, раздавались на льготных условиях государственные земли (гун-тянь). Переселенцев на несколько лет освобождали от налогов и повинностей. Крупные владения опальных землевладельцев частично были распределены между людьми, лишившимися крова. Восстанавливалась и налаживалась государственная администрация. В многолетней напряжённой борьбе с децентрализаторскими тенденциями крупных аристократических семей, усилившихся во время восстаний и междоусобий, Гуан У-ди удалось добиться укрепления и централизации империи. Восстановление внешнеполитического могущества Ханьской империи

В I в. н. э. империя Хань снова превратилась в сильную державу. С середины I в. н. э. ханьские императоры вновь стали проводить активную завоевательную политику.

В конце 30-х - начале 40-х годов на юго-западе Ханьской империи-в северной части Вьетнама-начались восстания против китайских властей. Повстанцы перебили ханьских чиновников, и в течение нескольких лет эта область сохраняла независимость от Ханьской империи. В 43 г. сюда были посланы китайские войска, возглавляемые военачальником Ма Юанем, которые нанесли решительное поражение восставшим, после чего северная часть Вьетнама (Бакбо) признала свою зависимость от Ханьской империи.


Вскоре китайцы предприняли активные военные действия и на северо-западе. Как уже указывалось, гунны в конце I в. до н. э.- начале I в. н. э. подчинили своему влиянию Западный край и прервали торговлю по «великому шёлковому пути». В 73 г. в далёкий поход против гуннов выступила сильная армия, возглавляемая полководцем Доу Гу. Войны с гуннами преследовали в первую очередь цель восстановления китайского влияния в Западном крае и налаживания внешней торговли Китая со странами Запада по «великому шёлковому пути». В результате победоносных походов ханьских полководцев, среди которых особенно отличился Бань Чао (32-102), гунны были вытеснены из Восточного Туркестана, и государства Западного края вновь признали власть ханьского императора. Закрытый для Китая в течение 65 лет «великий шёлковый путь» был вновь завоёван Ханьской империей. В результате войн на юго-западе и особенно с гуннами в Китай притекло большое количество рабов-военнопленных. Согласно «Истории Младшей династии Хань», только за один поход 89г. было захвачено в плен 200 тыс. гуннов.

Успешная борьба китайцев за Восточный Туркестан и продвижение их на запад привели к столкновению интересов империи Хань с её ближайшим соседом на западе - Кушанской империей. В 90 г. н. э. в сражении с войсками Бань Чао посланная в Восточный Туркестан кушанская армия потерпела полное поражение, после чего Бань Чао заставил царя кушанов Канишку признать номинальную зависимость от Ханьской империи. «С этого времени,- сообщает «История Младшей династии Хань»,- юэчжи (кушаны.- Ред.) пребывали в великом страхе и ежегодно посылали дань и дары».

В вознаграждение за блистательные победы император пожаловал Бань Чао титул наместника всех завоёванных им территорий Западного края. Деятельность Бань Чао не ограничилась успешными завоевательными походами. Безотлучно находясь в Западном крае более 25 лет, он прославился не только как блестящий полководец, но и как талантливый дипломат. Бань Чао отправлял своих эмиссаров далеко на запад для установления торговых и дипломатических сношений с различными странами. Один из них со своими спутниками дошёл до берегов Персидского залива.

Международная торговля

В конце I - начале II в. Ханьская империя установила обширные связи с внешним миром. Подчинение Северного Вьетнама, через который проходил торговый путь в Индию, открывало для Китая возможность установления более регулярных связей с западными странами по южному пути. Здесь же проходил морской путь, ведущий в Индию и дальше на запад, вплоть до Римской империи. Торговые связи Китая с Римской империей по южному пути завязались ещё в последние десятилетия до н. э. Под 166 г. китайские источники сообщают о прибытии в Лоян первого посольства из Рима. Оживлённая торговля велась и по «великому шёлковому пути» Как и в I в. до н. э., особенное развитие получили торговые и культурные связи Китая со Средней Азией. Китайские торговцы везли на запад шёлк, керамику, изделия из железа и лака. Через Бактрию и Парфию китайские товары проникали в Римскую империю. Иностранные купцы доставляли в Китай мулов, лошадей, верблюдов, шерстяные вещи, ковры, кожу, стекло, драгоценные камни и художественные изделия, виноград, гранаты, шафран, люцерну.

Во внешней торговле империи Младших Хань значительное место занимала работорговля. В биографии одного из" помощников наместника Западного края, помещённой в «Истории Младшей династии Хэнь», имеются указания, что в это время в Китай привозили рабов с запада. Рабов приобретали и у пограничных северо-восточных племён. Так, по данным того же источника, в Лоян неоднократно прибывали торговцы с рабами и другими товарами из племён ухуань. Имеются сведения о привозе в это время рабов и из Японии.

Изменения в экономическом строе Китая в I-II вв.

Первые десятилетия правления Младшей династии Хань были отмечены не только восстановлением внешнеполитического могущества империи, но и некоторым подъёмом хозяйства страны. Были восстановлены важнейшие ирригационные сооружения на Хуанхэ. Оживились ремесленное производство и торговля. Однако, поскольку основные социально-экономические противоречия не были разрешены, Ханьская империя после кратковременного подъёма вступила в полосу затяжного внутреннего кризиса. Назрели глубокие изменения во всём общественном строе древнего Китая.

После тех сдвигов в развитии производительных сил, которые произошли в период Чжаньго (V-III вв.) и явились основой дальнейшего развития рабовладельческих отношений, на протяжении последующих веков не наблюдалось заметного прогресса в развитии орудий производства и техники земледелия и ремесла. Те усовершенствования, которые появились в Китае с I в. до н. э., не получили сколько-нибудь значительного распространения. Судя по археологическим материалам и данным письменных источников, в широком употреблении находились весьма примитивные орудия труда. Для помола зерна, например, широко использовались ручные мельницы типа зернотерок. Ни плуг, ни пахота на волах, даже в Северном Китае, не имели действительно широкого и повсеместного распространения. Об общем уровне развития производительных сил в этот период может свидетельствовать и тот факт, что до начала нашей эры наряду с железным оружием всё ещё продолжало находиться в употреблении оружие из бронзы. Так, например, при У-ди, как сообщают источники, существовали крупные государственные оружейные мастерские, где изготовлялось оружие из бронзы. О довольно широком использовании при Старшей династии Хань бронзового оружия свидетельствуют и археологические находки.

С I - II вв. в Китае вновь намечаются существенные сдвиги в развитии производительных сил. Получают более широкое распространение плужное земледелие и пахота на волах, особенно на юго-востоке - в бассейне реки Янцзыцзян. Если в источниках I в. до н. э. мы находим лишь краткое упоминание о введении грядковой культуры и системы переменных полей, то с середины I в. н. э. появляются свидетельства об их распространении и развитии. Ряд усовершенствований был сделан в области производства железа. В частности, в это время был изобретён способ приведения в действие воздуходувных кузнечных мехов при помощи водяного колеса с вертикальным валом. Вслед за тем сила воды стала использоваться для размалывания зерна-появилась примитивная водяная мельница. В конце Младшей династии Хань была изобретена водоподъёмная машина - насос, поднимающий воду на поверхность земли, что сыграло большую роль в деле орошения полей. В III в. н. э. был усовершенствован ткацкий станок.

Хотя отмеченные выше усовершенствованные орудия производства начали входить в употребление в этот период, заметное распространение они получили лишь начиная с III-IV вв. н. э. Однако сам факт их появления и постепенного внедрения в ремесло и земледелие свидетельствовал о глубоких изменениях в экономике и общественных отношениях и имел далеко идущие последствия.

В империи Младших Хань рабский труд продолжал ещё находить довольно широкое применение, однако рабство в целом уже изживало себя.

Спрос на рабов был ещё достаточно велик. Источники, относящиеся к I-II вв., приводят данные о рабовладельцах, имевших по тысяче и даже более рабов, и о существовании в это время крупных рабовладельческих хозяйств. В «Истории Младшей династии Хань» в биографии Фань Чжуна описывается рабовладельческое хозяйство одной из аристократических семей. Эта семья приобрела более 300 цин (1383,9 га) необработанной земли, на которой она произвела ирригационные работы. Обширное земледельческое хозяйство было основным источником обогащения семьи Фань Чжуна, но помимо этого она владела рыбными промыслами, пастбищами и плантациями, где выращивались камфорные и лаковые деревья. Имея большое количество рабов (тун-ли), эта семья использовала их всех в своём хозяйстве, в результате чего её богатства, по свидетельству «Истории Младшей династии Хань», ежегодно удваивались.

Однако усовершенствование орудий производства и прогресс в технике земледелия и ремесла делали всё менее выгодным использование труда рабов в основных отраслях хозяйства. Показательно, что ещё в трактате 81 г. до н. э. «Янь те лунь» появляются жалобы на непроизводительность рабского труда; в нём отмечается, что рабы в государственных мастерских изготовляют крайне плохие земледельческие орудия, так как «находятся в угнетённом состоянии и применяют свою силу далеко не полностью».

Развитие в древнем Китае культуры полеводства, основанной в это время, как правило, на искусственном орошении, требовало очень напряжённого и тщательного труда. Это само по себе должно было в известной мере ограничивать возможность применения труда рабов в этой отрасли сельского хозяйства. Чем выше поднималась техника земледелия, тем очевидней становились преимущества свободного труда перед рабским.

Наряду с рабовладельческими хозяйствами типа хозяйства Фань Чжуна в это время получили развитие сложные хозяйства крупнейших собственников земли, где во всё более возрастающих размерах использовался труд арендаторов и зависимых земледельцев.

Процесс концентрации частной земельной собственности, вызывавший серьёзную тревогу у современников ещё в конце I в. до н. э., теперь принял огромные размеры. Количество земли у отдельных землевладельцев исчислялось многими сотнями цин. По сведению источников, их земли тянулись «от области до области». Хотя они не имели чиновничьих должностей, их влияние и власть были сильнее, чем у многих крупных чиновников.

Эти крупнейшие хозяйства земельных магнатов, появившиеся ещё в конце Старшей династии Хань, при Младшей династии Хань получили исключительно большое распространение. Их называли «сильными домами». «Сильные дома» владели тысячами рабов. Многие из них имели основанные на рабском труде ремесленные мастерские. Они вели обширную торговлю и в том числе работорговлю, занимались ростовщичеством. «Их плодородные поля,- сообщается в «Истории Младшей династии Хань»,- занимают всю землю, рабов и рабынь (ну-бэй) у них считают тысячами толп... Их лодки, телеги и торгаши разъезжают по всей стране... Гор и долин не хватает для табунов их коней, для стад коров, баранов и свиней». Вести земледельческое хозяйство на огромных землях этих магнатов силами рабов не было возможности хотя бы уже потому, что в столь обширных имениях трудно было осуществить необходимый надзор за трудом рабов, без которого он не был мало-мальски производительным.

Хозяйства «сильных домов» представляли собой хозяйства нового типа. Рабский труд хотя и продолжал находить в них применение, однако он использовался преимущественно в ремесле, в то время как в области сельского хозяйства основную массу производителей этих поместий составляли различные категории зависимых земледельцев.

В это время всё более вызревают различные формы зависимости земледельцев-общинников. В конце I в. до н. э. получила широкое распространение кабальная аренда. Источники сообщают, например, что чиновник Нин Чэн, получив отставку, возвратился в Наньян, где сдавал в аренду более 1 000 цин (около 4 613 га) земли, заставляя работать на своих полях тысячи семей бедняков - невидимому, своих должников. К 9 г. н. э. относится указ Ван Мана, сообщающий, что сильные и богатые люди захватывают поля бедняков, вынужденных обрабатывать земли богачей за половину урожая. Уплата половины продукта была самым лёгким условием. Имеются свидетельства об уплате шести, семи и восьми десятых долей урожая.

Вместе с тем в I-II вв. получили развитие и новые формы зависимости. Крупные собственники стали в значительных размерах использовать в своих хозяйствах труд так называемых кэ, или бинъ-кэ, бу-цюй и других работников. Кэ, или бинь-кэ, буквально значило «гость», «приживальщик». У крупных собственников жили сотни кэ. Среди них были и образованные люди, к советам которых хозяева прислушивались, и многочисленная челядь, прислуживавшая в доме, развлекавшая хозяев и выполнявшая различные поручения. Сведения об этих «гостях» имеются в источниках начиная с III в. до н. э. Во II-I вв. в ряде случаев в источниках встречаются выражения ну-кэ, тун-кэ, где кэ приравниваются к рабам. Однако со II в. н. э. в понятия кэ и бинь-кэ уже явно вкладывается новое содержание. Кэ и бинь-кэ теперь означают зависимых земледельцев, посаженных на землю. Подобным же образом крупные землевладельцы начинают сажать на землю и бу-цюй - личную стражу, среди которой были и рабы. Эти категории производителей не являлись свободными, но в то же время их положение отличалось от положения рабов. Известно, что кэ и бу-цюй можно было передавать по наследству и дарить, однако в отличие от рабов их нельзя было продавать. Вместе с тем в источниках даже более позднего времени встречаются сведения об указах, освобождающих кэ и рабов, как если бы они находились в одинаковом положении.

Позднее на положение зависимых земледельцев - кэ, и-гии-кэ (кэ, получающие, одежду и еду) и дянъ-кэ (кэ, возделывающие или арендующие землю) - стали переходить стоящие перед угрозой полного разорения мелкие и средние свободные производители.

По мере развития новых форм эксплуатации постепенно изменялось и положение рабов. Во II в. предпринимаются некоторые меры, смягчающие условия жизни раба. К ним в первую очередь надо отнести законодательные акты Гуан У-ди, запрещающие убийство и клеймение частных рабов.

Историки - сторонники существования в этот период рабовладельческого строя - полагают, что эти акты Гуан У-ди, наряду с такими явлениями, как распространение испольщины, кабальной аренды и других форм зависимости, появлением жалоб на непроизводительность труда рабов и симптомов дальнейшей натурализации хозяйства, являлись одним из признаков разложения рабовладельческих отношений и назревающего кризиса рабовладельческого строя. В качестве аналогии они обращают внимание на законы о рабах римских императоров Адриана и Антонина Пия во II в. н. э., имевших место в период начинающегося разложения римского рабовладельческого общества. Однако ряд исследователей, считающих, что во времена правления обеих династий Хань в Китае существовало феодальное общество, рассматривает законы Гуан У-ди о рабах как свидетельство окончательного уничтожения рабовладения, которое, по их мнению, с этого времени даже как уклад перестало играть сколько-нибудь значительную роль.

Став императором и приняв имя Гуан У-ди, Лю Сю во многом продолжил начатые Ван Маном преобразования. Он активно преследовал практику порабощения людей и даже освободил казенных рабов. Позаботился он и о том, чтобы крестьяне получили земли и успешно их возделывали, причем частично для этого были использованы пустующие земли государства и некоторых из сильных домов. Была заметно укреплена централизованная администрация, снова сокращен земельный налог до 1/30 урожая. Все эти меры дали результат, и экономика страны быстрыми темпами стала восстанавливаться. Вслед за ней стабилизировалась внутренняя и внешняя политика, что проявилось, в частности, в отражении гуннов (сюнну) и открытии вновь для торговли Великого шелкового пути в результате походов знаменитого полководца и умелого китайского дипломата Бань Чао. Однако эта стабилизация продолжалась сравнительно недолго. Уже с начала II в. положение в стране начало заметно ухудшаться.

Здесь уместно сказать несколько слов об особенностях китайского династийного цикла, наиболее наглядно проявивших себя именно в годы существования империи, начиная с Хань. Как правило, каждая династия сменяла предшествующую в обстановке тяжелого экономического кризиса, социальных неурядиц и ослабления политической централизованной власти, что проявлялось в форме мощных народных движений, подчас в виде вторжений с севера и иностранных завоеваний. Механизм цикла, в ходе которого возникал очередной кризис, достаточно сложен; здесь играли свою роль и экономические причины, подчас и демографическое давление, и экологические, и иные объективные факторы. В самом общем виде дело обычно было связано со следующими процессами.

Китайская сельская община как сильный и тем более эффективно отстаивающий свою автономию институт была разрушена еще в древности. Перед лицом казны каждый двор отвечал сам за себя, при всем том, что казна была заинтересована в облегчении и гарантировании сбора налогов и с этой целью искусственно поддерживала некоторые традиционные формы, взаимной ответственности в рамках общинной деревни. Относясь к общине как к важной социальной корпорации, каковой она и была, власти еще во времена реформ Шан Яна в Цинь и затем во всей циньской империи ввели удобный для них метод круговой поруки, создав искусственные объединения дворов в пятидворки, в пределах которых каждый отвечал за выполнение налоговых и иных обязательств четырьмя остальными, вплоть до обязанности восполнять недобор за собственный счет. И хотя этот жесткий метод функционировал в империи не всегда, о нем всегда вспоминали, когда следовало укрепить позиции власти. В частности, это было и при Ван Мане. Сказанное означает, что перед лицом казны все землевладельцы были налогоплательщиками и все были равны в социально-сословном плане. Это касалось и сильных домов. Исключение делалось лишь для некоторых категорий привилегированных лиц - для чиновников и высшей знати из числа родственников императора.

Соответственно для государства существовали лишь две формы земельного владения - государственные (они же общинные) земли, на которых жили и работали обязанные выплачивать ренту-налог в казну и нести различные повинности земледельцы, и казенные служебные земли, фонд которых предназначался для содержания двора, высшей знати и чиновничества, в основном на началах временного, условного и служебного владения. Земли первой категории чаще всего именовались термином минь-тянь (народные*), вторые - гуань-тянь (казенные, чиновные). Вторая категория была сравнительно небольшой, обычно не более 15-20 %. Все остальное приходилось на долю минь-тянь. Предполагалось, что земли минь-тянь более или менее равномерно распределены между земледельцами, вследствие чего каждый пахарь имеет свое поле и аккуратно платит налог в казну (земли гуань-тянь тоже обрабатывались крестьянами, но налог с них шел их владельцу - чиновнику, двору и т.п.). Практически, однако, это было лишь в идеале. Реально жизнь складывалась иначе. У одних земли было больше, у других меньше, богатые теснили малоимущих, правдами и неправдами присоединяли к себе их земли и становились еще богаче, превращались в сильные дома, тогда как бедняки лишались последнего клочка земли («некуда воткнуть шило», по выражению китайских источников). Что все это означало для государства, для казны?

* Иногда этот термин смущает исследователей, упускающих из виду, что реально это были земли, верховную власть на которые имело государство, время от времени свободно ими распоряжавшееся, в частности, наделявшее ими крестьян после кризисов.

Традиционное китайское государство с глубокой древности было едва ли не классическим воплощением принципа власти-собственности и централизованной редистрибуции. Именно за счет редистри-буции избыточного продукта существовал веками тот хорошо продуманный и почти автоматически воспроизводившийся аппарат власти, который управлял империей. Пока крестьяне имели наделы, обрабатывали землю и платили ренту-налог в казну, структура китайской империи была крепкой и жизнеспособной. Но коль скоро земли в значительном количестве переходили к богатым землевладельцам - а это рано или поздно всегда случалось, - ситуация начинала меняться. Богатые владельцы земли, сдававшие ее в аренду нуждающимся за высокую плату, отнюдь не всегда с готовностью брали на себя выплату в казну причитающегося ей налога. Напротив, богатые земледельцы обычно уменьшали ту долю налога, которую должны были платить в казну. И они имели для этого немало возможностей, начиная с того, что из их числа выходили чиновники, в руках которых была власть (своя рука всегда владыка), и кончая возможностью дать взятку тем же чиновникам и с их помощью избавиться от большей части налога.

Результат всегда был однозначным: казна недополучала норму прихода, аппарат власти был вынужден довольствоваться меньшим, т.е. затягивать пояса, причем это нередко, как упоминалось, компенсировалось усилением произвола власти на местах (новые поборы, принуждения к взятке и т.п.). Это, в свою очередь, вело к углублению кризисных явлений как в сфере экономики (потеря имущества, затем и земли), так и в социальных отношениях (недовольство крестьян и их побеги, появление разбойничьих шаек, восстания), а также в области политики (неспособность правящих верхов справиться с положением, возрастание роли временщиков, заботившихся лишь о том, чтобы половить рыбку в мутной воде, и т.п.). Собственно, именно к этому и сводился обычно в истории Китая династийный цикл.

Циклы такого рода были не только в Китае, и об этом уже шла речь, когда говорилось о смене периодов централизации и децентрализации в различных государствах Востока, начиная с Древнего Египта. Но в китайской истории династийные циклы всегда были наиболее наглядны, это своего рода эталон, с помощью которого лучше всего можно вычленить и проанализировать само явление как таковое. Цикл завершался обычно воцарением новой династии, что вело к ликвидации кризиса частично за счет уничтожения в огне мятежей и войн богатых собственников, отчасти за счет общего уменьшения погибшего в годы войн и неурядиц населения страны, а также возникавшей вследствие этого благоприятной возможности вновь раздать каждому из уцелевших надел земли, дабы они исправно работали и платили налоги, вначале заметно уменьшенные.

Можно добавить ко всему сказанному, что иногда привычный цикл усложнялся за счет предпринимавшихся властями более или менее удачных реформ, с помощью которых кризис временно снимался усилиями сверху. В этих нередких случаях династийный цикл как бы прерывался посредине. Но вскоре процесс начинался заново, завершаясь, как обычно. К числу удачных реформ относились те, которые реально гасили кризисные явления. Реформы Ван Мана, при всей их комплексности и потенциальных возможностях, к ним отнести нельзя. Первая династия Хань пала жертвой кризиса. Начало второй династии Хань было связано с его преодолением. Но прошло немного более века - это довольно обычный срок в рамках цикла, о котором только что шла речь, - и состояние процветания, в котором находилось ханьское государство, вновь пришло к концу. Во второй четверти и особенно с середины II в. стали все ощутимее проявлять себя симптомы дестабилизации, а затем и нового приближающегося кризиса.

Процесс обезземеливания крестьян с начала II в. шел все возраставшими темпами, как за счет поглощения земель богачами, так и в процессе своего рода коммендации, т. е. добровольной отдачи своих земель, себя и своей семьи под покровительство сильного дома с целью получения от него защиты в смутное время, связанное с ослаблением эффективности власти центра. Явление это, хорошо знакомое и другим обществам в периоды феодальной раздробленности и междоусобиц, приводило к формированию устойчивых патронажно-клиентных связей, что в конечном счете опять-таки усиливало позиции сильных домов и ослабляло позиции казны. Процесс протекал на фоне очередного острого политического кризиса в ханьском императорском доме: начиная с II в. власть правителей ослабевала за счет усиления временщиков из числа родни влиятельных императриц. Активную роль в политике вновь стали играть евнухи, имевшие уникальную возможность быть опосредующим звеном между внутренними покоями двора и внешними связанными с гаремом силами. Усиление временщиков и евнухов влекло за собой неизбежное ослабление позиций служилой конфуцианской бюрократии, вплоть до высших сановников империи.

Следствием всего этого был не просто упадок власти, но также и рост произвола и беззаконий, особенно со стороны влиятельных временщиков, стремившихся не упустить свой час. Беззакония и произвол в свою очередь рождали в народе резкое недовольство, находившее свое наиболее заметное отражение как в росте волнений и восстаний, так и в усилении так называемой чистой критики со стороны влиятельных конфуцианцев, включая и многие сильные дома. Центром критики стали учащиеся столичной школы Тай-сюэ, где готовились кадры чиновников. В 60-70-е годы II в. борьба между чиновниками и сочувствовавшими им конфуцианцами с их чистой критикой, с одной стороны, и временщиками и евнухами - с другой, обострилась до предела. Страна была на грани политического краха.

Именно в это время начал набирать силу все возраставший социальный протест, принявший форму сектантского движения под лозунгами даосизма. Последователи философского даосизма Лао-цзы и Чжуан-цзы к этому времени трансформировались в сторонников даосизма религиозного, в центре которого оказались извечные крестьянские идеалы «великого равенства» (тай-пин) и надежды на мистические методы достижения долголетия и бессмертия. Глава секты «Тайпиндао» Чжан Цзюэ, прославившийся искусством врачевания и, по преданию, спасший в тяжелые годы эпидемии множество стекавшихся к нему и веривших в его чудодейственную силу людей, на рубеже 70-80-х годов неожиданно оказался во главе многочисленной и активной секты сторонников нового «желтого» неба, которое в 184 г. (начало очередного 60-летнего цикла, игравшего в Китае роль века) должно было прийти, по представлению сектантов, на смену погрязшему в пороках «синему» нео Хань. Покрывшие свои головы желтыми повязками сторонники секты планировали именно в этот сакральный момент поднять восстание, о чем было известно уже всем в Китае.

Власти попытались было предупредить восстание, которое вследствие этого началось преждевременно, что сказалось на его ходе и результатах. Первые успехи восставших оказались недолгими и в конечном счете движение потерпело поражение. Однако подавление восстания Желтых повязок оказалось пирровой победой для Хань: имперская администрация и двор вскоре после этого потеряли всякое влияние на ход событий, а главную роль в деле окончательного подавления рассеявшихся по стране мятежников и во всей последовавшей за этим политической борьбе стали играть удачливые военачальники, опиравшиеся на сильные дома. Можно считать, что с этого момента - с конца II в.- на передний план в жизни Китая на несколько веков вышли военные, а военная функция стала ведущей в политической жизни распавшейся на части бывшей империи.

Восстания конца I в. до н. э.- начала I в. н. э. явились показателем крайнего обострения классовых противоречий в Ханьской империи и назревания глубокого внутреннего кризиса.

Мероприятия Лю Сю и политика следующих за ним императоров новой династии, получившей название Младшей династии Хань, в конечном итоге определялись теми глубокими изменениями, которые происходили в социально-экономической основе империи.

Сразу после своего утверждения на императорском престоле, Лю Сю, известный в истории под именем Гуан У-ди (25-57), провозгласил эру мира и объявил, что будет действовать по примеру своего предка Лю Бана.

Он понимал, что в обстановке полыхающих по всей стране восстаний и хозяйственной разрухи нельзя действовать только силой. Решительно и жестоко расправляясь с народными движениями, Лю Сю вместе с тем издавал указы, несколько облегчающие положение угнетённых масс...

В ходе восстаний 18-28 гг. многие рабы были освобождены отрядами повстанцев или сами бежали от господ. После подавления народного движения Гуан У-ди не только не предпринимал попыток возвратить рабов прежним владельцам, но и неоднократно издавал указы об ограничении рабства и облегчении положения рабов.

Рядом указов 26-37 гг. были объявлены свободными люди, продавшиеся в рабство из-за голода за время гражданских войн, а также люди, насильно обращённые в это время в рабство. Изданный Гуан У-ди «закон о продаже людей» был попыткой ограничить практику насильственного захвата и продажи в рабство свободных.

В 31 г. был издан указ об освобождении некоторых категорий государственных рабов. Он гласил: «Те чиновники и люди из народа, которые во времена Ван Мана были схвачены и обращены в рабов за несогласие с прежними законами, должны быть освобождены и стать свободными».

В 36-39 гг. Гуан У-ди издал несколько указов, освобождающих некоторые категории частных рабов в ряде областей империи. В 36 г. н. э. был издан указ об ограничении права рабовладельцев на убийство рабов. Годом раньше императорским указом было запрещено клеймить частных рабов.

Ко времени правления Гуан У-ди хозяйственное значение областей в бассейне р. Вэйхэ, являвшихся основной житницей государства во II в.- середине I в. до н. э., значительно падает в связи с запущенностью и разрушением ирригационной системы Вэйбэй и уступает место районам, расположенным к востоку от Чанани - на территории современных провинций Хэнани, Шаньдуна и Южного Хэбэя.

В этих областях ещё во второй половине I в. до н. э. местными властями были созданы ирригационные сооружения, способствовавшие их экономическому подъёму. В начале I в. н. э. области, расположенные на территории Великой Китайской равнины, стали наиболее развитыми в экономическом отношении.

В связи с возросшим хозяйственным значением этих областей и упадком областей в долине Вэйхэ Гуан У-ди перенёс столицу империи на восток, в г. Лоян. Как Гуан У-ди, так и его преемники обращали большое внимание на поддержку ирригационных сооружений в бассейне нижнего и среднего течения Хуанхэ.

При Гуан У-ди правительство предпринимало энергичные меры, чтобы наладить хозяйство страны. Чиновникам были отданы распоряжения о поощрении земледелия и шелководства. Беднякам, не имевшим земли, раздавались на льготных условиях государственные земли (гун-тянь).

Переселенцев на несколько лет освобождала от налогов и повинностей. Крупные владения опальных землевладельцев частично были распределены между людьми, лишившимися крова. Восстанавливалась и на. лаживалась государственная администрация.

В многолетней напряжённой борьбе с децентрализаторскими тенденциями крупных аристократических семей, усилившихся во время восстании и междоусобии, Гуан У-ди удалось добиться укрепления и централизации империи.