Психолого педагогические основы социально культурной деятельности. Социально-культурной деятельности
Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефицита новейших современных технологических наработок в производстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здравого смысла, дефицит современных профессиональных знаний, умений и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности.
Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологические и педагогические факторы и феномены, определяющие эффективность любого вида и уровня социально-культурной деятельности.
Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэтому она объективно нуждается в научно обоснованной интерпрета-
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъпиков. Социально-культурная деятельность
ции и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкрепленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.
В основе современных концепций социально-культурной деятельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматривается совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации социально-культурной деятельности.
В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллек- тивных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той ", наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.
Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с; разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.
Существует широкая система психологических методов -приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально- ; культурной теории и практики.
В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебно-творческих коллективах он прочно утвердил себя как; идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации»
Социально-культурной деятельности
Лекция № 13. Психолого-педагогические основы
Теория социально-культурной деятельности органически связана с педагогикой и психологией как науками о человеке, о развитии личности. Между психологией как научной дисциплиной, педагогикой и социально-культурной деятельностью существуют тесные взаимосвязи, так как предметом изучения социально-культурной деятельности являются закономерности духовного и творческого развития личности путем включения ее в процесс культуроформирующей деятельности. ʼʼИсходными основаниями для разработки педагогической теории социально-культурной деятельности традиционно выступает представление о ней как социальном институте, как особой системе духовного производства, функционирующей в сфере свободного времени, как средства воспроизведения в новых поколениях достигнутого обществом уровня культурыʼʼ. Социально-культурная деятельность связана с педагогикой и психологией в том смысле, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой и психологией, но рассматриваются в определенном специфическом аспекте.
Психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления развития общества, в формировании гуманистического менталитета людей. Основы психологического знания необходимы каждому человеку в его повседневной жизни и деятельности.
Психология как наука создает необходимую научно-информативную основу для организации различных видов СКД. Теория социально-культурной деятельности включает в свою структуру следующие психологические знания: общие закономерности развития психики; психологические характеристики деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе; психологические механизмы усвоения человеком общественного и культурного опыта; психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания; взаимосвязь воспитания и психического развития человека; изучение соотношения между возрастными и индивидуальными особенностями людей; методики и технологии психологической помощи и психологической коррекции поведения личности. Осуществляя указанные общие и связанные с ними частные задачи, современная психология работает в тесном контакте с педагогикой, с социально-культурной деятельностью. Ряд конкретных отраслей психологии - педагогическая психология и возрастная психология взаимодействуют с социально-культурной деятельностью.
Общая психология. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология изучает закономерности психологического становления, развития и деятельности человека. В ее задачи входит выработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность: общие закономерности ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию, характер и темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д. Следующие понятия общей психологии используются в социально-культурной деятельности: психические процессы, психические состояния и психические свойства или особенности личности.
К психическим процессам относят познавательные процессы: ощущения и восприятие, память, воображение и мышление, эмоциональные процессы. Соответственно, управление общим механизмом психической деятельности как определенного индивида, так и целых социальных групп, к примеру, в ситуации праздника, обряда, вечера отдыха, театрализованной игровой программы и других форм СКД, строится на этой основе. Закономерности эмоциональных реакций, восприятия и отношения аудитории к происходящему, механизмы включения в ситуацию социально-культурной формы и т.д. - все это невозможно не учитывать при разработке сценария педагогической программы какой-либо массовой формы социально-культурной деятельности.
К психическим состояниям относятся проявление чувств, внимания, воли. К психическим свойствам или особенностям личности относят качества ума, мышления, устойчивые особенности волевой сферы, ᴛ.ᴇ. устойчивые качества личности. Безусловно, индивидуально-психологическое оценивается и учитывается руководителем-педагогом в работе с каждым участником досугового, художественно-творческого коллектива или социально-культурного объединения. Таюке выработка психологического понятия ʼʼатмосфераʼʼ (праздничная, клубная, спортивная) невозможна без знания общих закономерностей психологии. Социально-психологическая атмосфера досуговой аудитории проявляется в особом психическом настрое ее членов, в основе которого лежит отношение участников к происходящему, друг к другу и самому себе как члену данной аудитории.
Наряду с данными общей психологии в теории и практике социально-культурной деятельности учитываются данные ʼʼВозрастной психологииʼʼ, ʼʼПедагогической психологииʼʼ и других отраслевых психологии.
Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности - все это крайне важно для эффективной организации информационно-просветительной, художественно-творческой и других видов социально-культурной деятельности. Возрастная психология подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Психические процессы и психические качества человека, определ яемые возрастом, крайне важно учитывать при организации различных форм СКД. Методики работы с различными социально-демографическими группами, прежде всего, предполагают знание организатором особенностей психики человека в различных возрастных периодах. К примеру, для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка (ролевая игра /дошкольный возраст/, учебная деятельность /младший школьный возраст/, интимно-личностное общение /подростковый возраст/, учебно-профессиональная деятельность /ранний юношеский возраст/) . Безусловно, целенаправленное воздействие на данный процесс в детских досуговых коллективах должно основываться на знании особенностей межличностного общения ребенка в каждом возрастном периоде с применением соответствующих методик коррекции и управления деятельностью и общением.
Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Ее данные используются для:
а) управления процессом интеллектуальной и творческой деятельности в досуговых коллективах и творческих объединениях;
б) организации педагогического процесса в творческом самодеятельном коллективе или ином досуговом объединении, создания оптимальной психологической атмосферы для разви тия всех участников коллектива с учетом индивидуально-психологических различий;
в) выстраивания отношений в системе: руководитель коллектива, педагог ʼʼ- /субъект воздействия/-ʼʼ участники коллектива (объект воздействия) с учетом обратной связи;
г) управления процессом межличностного общения в ситуациях больших и малых досуговых групп (социально-ориентированное общение и личностно-ориеитированное общение).
В атмосфере совместной деятельности, к примеру, в хоровом самодеятельном коллективе, в процессе разучивания новых хоровых произведений, активного поиска решения заданий выдвигаемых хормейстером перед каждым участником, группой участников, хоровой партией, мужской и женской группами, по-новому могут раскрыться возможности и способности каждого. Активизация учебной деятельности с учетом психологических закономерностей общения и воспитания человека, будет способствовать осуществлению задач нравственного и эстетического воспитания членов коллектива.
Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем:
1. Социально-психологические явления в больших группах (в макросфере).
2. Социально-психологические явления в малых группах (вмикросфере).
3. Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности).
Все эти проблемы представлены в содержании и структуре социально-культурной деятельности.
1. Социально-психологические явления в больших группах применительно к среде социально-культурной деятельности рассматриваются следующим образом. Это механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей. Деятельность и общение участников аудитории массовых форм СКД (праздники, народные гуляния, фестивали, гостиные и др.). Иными словами, весь комплекс явлений, связанный с взаимодействием людей данной общности, -эмоциональное состояние аудитории, ее потребности и интересы, особенности межличностного восприятия, взаимодействия и взаимоотношений.
2. Социально-психологические явления в малых группах в ситуации социально-культурной практики можно квалифицировать следующим образом:
а) проблема управления и развития совместной деятельности и общения в досуговом объединении любого типа;
б) проблемы групповой атмосферы, положение лидера и ведомых в группе;
в) восприятие человека человеком в группе, ценностные ориентации, установки и т.д.
3. Социально-психологические проявления личности, их учет в организации различных форм СКД позволяют с наибольшей степенью вероятности удовлетворить и развить культурные потребности личности. Личность человека является объектом социальной психологии, аналогичной проблематикой занимается и теория СКД. При этом рассматривается, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки группой и т.д. Также проблемы социальной психологии являются основой для изучения направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, перспектив личности, которые проявляются, развиваются и закрепляются в поведении личности как результате участия в формах СКД. Указанные три круга проблем социальной психологии не бывают противопоставлены и предположены друг другу. В структуре СКД они представлены в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психология как наука создает базу необхо-‣‣‣ димой научной информации, базу базовых научных понятий для развития личности в ее общении и деятельности в различных социально-культурных ситуациях.
В случае если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Педагогика неразрывно связана с социально-культурной деятельностью, ее отраслевые теории представляют из себяоснову развития методик и технологий социально-культурной деятельности.
Современными учеными теория социально-культурной деятельности воспринимается как самостоятельная, целостная, сложноорганизованная отрасль педагогической науки. Предметом теории социально-культурной деятельности является педагогический процесс развития социокультурной активности личности и общности в социально-педагогической, образовательной, художественно-творческой и других видах досуговой деятельности. Соответственно, предметом теоретического исследования социально-культурной деятельности выступают различные ее стороны, к примеру:
Процесс или отдельные моменты подготовки тех или иных форм социально-культурной деятельности;
Взаимоотношения участников какого-либо творческого коллектива, профессионального коллектива, любительского объединения и др., объединения людей, функционирующего в процессе социально-культурной деятельности;
Отдельные компоненты целостного педагогического процесса развития личности участников культурно-досуговой, или, шире - социально-культурной деятельности;
Организационные взаимодействия, возникающие между учреждениями социально-культурной сферы по реализации каких-либо воспитательных задач;
Психолого-педагогические условия организации социально-культурной деятельности конкретных категорий населения (детей, подростков, взрослого населения, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями движения и др.).
Этот перечень не исчерпывает всех возможных аспектов социально-культурной деятельности, которые могут выступать в качестве предмета научного исследования. И каждый из указанных аспектов имеет прямое отношение к педагогике и к ее отраслевым теориям, таким как социальная педагогика, педагогика третьего возраста͵ сравнительная педагогика и другие.
Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. Социальная педагогика изучает общественное влияние на развитие личности. Личность становится объектом социальной педагогики, когда ее развитие, формирование, воспитание рассматриваются в системе взаимодействия с различными социальными общностями и когда изучаются личностные черты, качества, формы поведения, возникающие под влиянием этих воздействий. В данный круг входят следующие проблемы - развитие социальных потребностей, самосознания, социальных установок, умений и навыков межличностного общения. Применительно к социальной макросфере социальную педагогику интересуют проблемы совместной деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, ценностных ориентации, лидерства, групповой референтности, традиций, настроения. В этом качестве она безусловно связана с социально-культурной деятельностью, так как ее разработки используются в организации деятельности социально-культурных учреждений, организаций и объединений.
Ведущие институты социально-культурной сферы (музеи, парки, клубы, библиотеки и т.д.) выполняют свои задачи, разрабатывая программы деятельности на базе закономерностей поведения личности и социальных общностей, выявленных социальной педагогикой. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социально-культурная деятельность использует некоторые теории социальной педагогики, методы и средства с целью направленного влияния на поведение личности в социуме.
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которая принято называть педагогической. Она представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурного опыта͵ создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в, обществе. Педагогическая деятельность является определяющей относительно социально-культурной деятельности. В теории социально-культурной деятельности разрабатывается следующий круг проблем, связанный с педагогическими исследованиями:
‣‣‣ Педагогический процесс, формы его организации, методы осуществления, педагогические технологии;
‣‣‣ Воспитание как педагогическое явление, сущность воспитания и его особенности, общие закономерности и принципы воспитания, социальное пространство воспитательного процесса;
‣‣‣ Принципы и методы обучения;
‣‣‣ Управление педагогическим коллективом.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социально-культурная деятельность представляет собой результат развития психолого-педагогических знаний, которые составляют ее основу. Очевидно, что социально-культурная деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, однако самостоятельна и имеет свою специфику. Чтобы выявить ее особенности и связь с педагогической деятельностью, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.
Социально-культурной деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-культурной деятельности" 2017, 2018.
Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефицита новейших современных технологических наработок в производстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здравого смысла, дефицит современных профессиональных знаний, умений и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности.
Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологические и педагогические факторы и феномены, определяющие эффективность любого вида и уровня социально-культурной деятельности.
Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэтому она объективно нуждается в научно обоснованной интерпретации и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкрепленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.
В основе современных концепций социально-культурной деятельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматривается совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации социально-культурной деятельности.
В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.
Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.
Другие материалы:
Зарубежный опыт социальной защиты семьи
Различия между развитым странами в уровне рождаемости - среднем числе рождений на одну женщину - иногда достигают двукратной величины. Предполагается, что эти различия во многом зависят от того, проводится семейная политика или нет, и нас...
Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания
В термин «понимание» Вебер вкладывает свой особый смысл. Это – рациональная процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них – изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонн...
Рекомендации по реформированию системы социальной поддержки семей с детьми
В России перед семейной политикой стоит ряд серьезных проблем.
Во-первых, это проблемы финансовые.
Наиболее интересен европейский опыт социальной политики в отношении семьи, но в таких странах как скажем, Франция и Норвегия, пример кото...
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
дипломная работа , добавлен 14.12.2010
Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.
курсовая работа , добавлен 07.10.2017
Сущность функции индивидуализации личности. Цели и задачи социально-культурных институтов, формы социально-культурной деятельности. Поколение как субъект социально-культурной деятельности. Способы передачи культурной информации в процессе инкультурации.
контрольная работа , добавлен 27.07.2012
Научные основы форм, методов и средств социально-культурной деятельности, а также общие тенденции изменения данных компонентов на современном этапе развития общества. Анализ современного технологического процесса учреждений культуры Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 03.06.2012
Структура и функции музея в системе социально-культурной деятельности. Стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни. Особенности и содержание социально–культурной деятельности в Санкт–Петербургском государственном музее "Особняк Кшесинской".
реферат , добавлен 28.01.2013
Музей как очаг социально-культурной деятельности, разработка культурной политики, экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ как ее цель. Музей "Аврора" как феномен в повседневной социально-культурной жизни общества.
курсовая работа , добавлен 07.12.2012
Понятие социально-культурной деятельности в специализированных организациях, основные подходы к оценке их функционирования. История создания и направления работы Дворца культуры, диагностика предпочтений его аудитории и пути оптимизации досуга населения.
курсовая работа , добавлен 27.11.2012
Утверждены на заседании кафедры педагогики
2010 года, протокол № ___
Зав. кафедрой _________________ Ф.В. Кадол
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Педагогические основы социально-культурной деятельности»
для студентов 1 курса специальности 1
«Социальная педагогика. Практическая психология»
учебный год
1. Генезис и развитие социально-культурнй деятельности как отрасли знаний.
2. Методологические подходы в социально-культурной деятельности.
6. Принципы и функции социально-культурной деятельности.
7. Основные компоненты социально-культурной деятельности.
8. Понятие социально-культурной деятельности, основные черты социально-культурной деятельности.
9. Закономерности и педагогические детерминанты социально-культурной деятельности.
10. Субъекты социально-культурной деятельности.
11. Особенности функционирования учреждений и организаций социально-культурной сферы.
12. Досуг как сфера социально-культурной деятельности, социально-педагогическая сущность досуга.
13. Современные концепции досуга.
15. Принципы и функции досуга.
16. Разновидности досуга, классификация видов досуговой деятельности.
17. Структурные компоненты социально-культурной деятельности.
18. Инфраструктура культуры и досуга.
19. Дифференцированный подход в организации отдыха и развлечений.
20. Социально-культурная среда и ее учет в социально-культурной деятельности.
21. Социальные технологии и методики в сфере культуры и досуга.
22. Семья как изначальный социально-культурный институт, методика работы социального педагога с семьей
23. Культура семейного досуга.
24. Особенности организации социально-культурной деятельности с учетов возрастных и индивидуальных особенностей личности.
25. Организация досуговой и рекреационной деятельности с учетом интересов и потребностей различных категорий населения.
26. Реабилитационные возможности социально-культурной деятельности, реабилитационная работа среди детей с ограниченными возможностями.
27. Культурно-воспитательная работа как важнейший компонент социально-культурной деятельности, основные направления культурно-воспитательной работы.
28. Понятие о технологии и методике культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками.
29. Образовательная деятельность как направление культурно-воспитательной работы с детьми и подростками.
30. Воспитательная работа с детьми и подростками как важнейшее направление культурно-воспитательной деятельности.
31. Организация самодеятельного творчества.
32. Социально-педагогическое взаимодействие институтов социально-культурной сферы по организации содержательного отдыха детей и подростков.
33. Методика культурно-воспитательной работы с детьми.
34. Методика культурно-воспитательной работы с подростками.
35. Культурно-воспитательная деятельность с трудными подростками.
36. Методика культурно-воспитательной деятельности по месту жительства.
37. Музеи и музейные комплексы в социально-культурной деятельности.
38. Библиотечный сервис как направление социально-культурной деятельности.
39. Молодежное волонтерское движение как вид социально-культурной деятельности.
40. Театральная педагогика и ее роль в организации социально-культурной деятельности.
41. Игра как вид социально-культурной деятельности, понятие игровой программы и ее типология .
42. Характеристика форм культурно-воспитательной работы.
43. Планирование в социально-культурной деятельности, функции и принципы планирования социально-культурной деятельности.
44. Планирование культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками.
45. Социально-культурное проектирование.
46. Основные направления самодеятельного творчества и их характеристика.
47. Классификация, виды и жанры клубных и любительских объединений.
48. Методические основы организации коллективной деятельности.
49. Технология коллективной творческой деятельности по И.П. Иванову.
50. Методика организации массовой социально-культурной деятельности.
51. Драматургия и режиссура массовой досуговой деятельности.
52. Методика просветительной работы.
53. Основные приемы активизации аудитории, критерии анализа культурно-досугового мероприятия.
54. Этапы подготовки культурно-досугового мероприятия, план подготовки и проведения культурно-досуговой программы.
55. Основы сценарной работы.
56. Требования к подготовке и проведению информационно-познавательных программ, анализ подготовки и проведения информационно-познавательных программ.
57. Социально-педагогические аспекты использования информационно-познавательных программ в учреждениях образования и культуры.
58. Технология подготовки и проведения дискуссионных программ.
59. Характеристика основных форм дискуссионной деятельности, приемы активизации аудитории.
60. Этапы проведения дискуссионных программ, их социально-педагогический и воспитательный потенциал.
61. Специфика организации культурно-рекреационной деятельности, социально-психологическая сущность рекреационной деятельности.
62. Технология моделирования культурно-рекреационных программ.
63. Инновационные комплексные формы организации отдыха и развлечений.
64. Праздники и обряды как специфические формы социально-культурной деятельности, их классификация, воспитательный и социально-педагогический потенциал.
65. Характеристика форм проведения праздников, особенности организации действий с различными целевыми группами.
66. Технология подготовки и проведения праздников, культурно-досуговых программ на основе народных традиций и обрядов.
67. Социально-культурный потенциал народных праздников и обрядов.
68. Специфика сценического воплощения фольклора при проведения праздников.
69. Особенности подготовки и проведения тематической концертной программы с использованием элементов народного творчества.
70. Основные этапы подготовки досуговых программ с элементами белорусских народных обрядов.
Ст. преподаватель _________________________ И.Т. Зайцева
1. Оставление сценарного плана игровой программы
2. Составление сценарного плана тематической игровой программы
3. Составление сценарного плана молодежной дискотеки
4. Составление сценарного плана проведения недели детской книги
5. Составление сценарного плана игровой программы, созданной на основе народных белорусских традиций
6. Составление сценарного плана конкурсной программы
7. Составление сценарного плана тематического вечера
8. Составление сценарного плана развлекательной программы в детском оздоровительном лагере
9. Составление плана проведения экскурсии
10. Составление сценарного плана празднования Нового года в детском саду
11. Составление сценарного плана празднования Нового года в школе-интернате
12. Составление сценарного плана недели музыки в общеобразовательной школе
13. Составление сценарного плана проведения встречи с известным писателем
14. Составление сценарного плана праздничной тематической программы
15. Составление плана проведения недели шуток и юмора в общеобразовательной школе
16. Составление плана проведения тематического дня в детском оздоровительном лагере
17. Составление сценарного плана празднования Дня защитника Отечества в общеобразовательной школе
18. Составление сценарного плана празднования Международного женского дня 8 марта в общеобразовательной средней школе
19. Составление сценарного плана проведения Дня здоровья в общеобразовательной средней школе
20. Составление сценарного плана проведения вечера отдыха и развлечений
21. Составление сценарного плана детского спортивного праздника
22. Составление сценарного плана фольклорной культурно-досуговой программы
23. Составление сценарного плана театральной гостиной
24. Составление сценарного плана музыкальной гостиной
25. Составление сценарного плана диспута
26. Составление сценарного плана школьного концерта, посвященного Дню учителя
27. Составление сценарного плана программы диско-ток-шоу
28. Составление сценарного плана танцевального карнавала
29. Составление сценарного плана конкурсной шоу-программы
30. Составление сценарного плана читательской конференции