Учреждения оказывающие социально консультативную помощь. Консультативная помощь
Социально-консультативная помощь
Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
- - выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
- -профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
- - работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;
- - консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов;
- - обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;
- - правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
- - иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.
Организацией и координацией социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населения, которые создают для этих целей соответствующие подразделения.
Заключение
Анализ и проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:
- 1. Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
- 2. Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.
- 3. Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
- 4. Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.
- 5. Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся, если среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи ниже прожиточного минимума и только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно.
Срочное социальное обслуживание
Одной из новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является срочное социальное обслуживание. Оно заключается в оказании неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Объем социальных услуг указанной категории граждан установлен федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг. В нем предусмотрено, в частности, разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; разовое оказание материальной помощи; обеспечение остро нуждающихся одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости Муниципальные центры социального обслуживания, осуществляющие срочное социальное обслуживание (или отделения, создававаемые при органах социальной защиты населения), организуют для лиц, нуждающихся в социальной поддержке, экстренную медико-психологическую помощь, содействуют в трудоустройстве, в предоставлении временного жилого помещения (в необходимых случаях), организуют юридические консультации.
Итак, исходя из интересов граждан социальное обслуживание может носить не только постоянный или временный характер, но и при определенных условиях - разовый характер с учетом реальных потребностей лиц пожилого возраста и инвалидов.
В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-культурного обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Организация социально-консультативной помощи возложена законодательством на муниципальные центры социального обслуживания, а также на органы социальной защиты населения, которые создают соответствующие подразделения.
Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
Социально-консультативная помощь предусматривает:
1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
2) профилактику различного рода социально-психологических
отклонений;
3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;
4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;
6) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В целом социально-консультативная помощь направлена на психологическую поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов.
Особый метод психологической помощи при кризисе, называемый кризисной интервенцией, это работа с интенсивными чувствами и актуальными проблемами. Кризисная интервенция - это:
Работа, направленная на выражение сильных эмоций;
Уменьшение смятения благодаря процессу повторения;
Открытие доступа к исследованию острых проблем;
Формирование понимания текущих проблем для поддержки клиента;
Создание фундамента для принятия людьми пережитого опыта.
Как отмечает Гленис Перри, «самые лучшие специалисты по преодолению кризиса, помогая другим, никогда не следуют жестким правилам. Оказание помощи в кризисе всегда напоминает странствование по незнакомой территории, каждый раз вы обнаруживаете, что двигаетесь по новому пути. Поэтому имеет смысл говорить не о некоем алгоритме действия, а об основных принципах и подходах, которые позволят выбрать образ действий в конкретной ситуации».
Действия консультанта в кризисных ситуациях малоспецифичны и практически не зависят от характера ситуации. Напротив, в любой кризисной ситуации есть сходные черты - стресс, растерянность, различные негативные чувства: страх, вина, отчаяние и др.
Закономерности динамики любого кризиса приводят к утверждению некоторых общих правил, по которым может действовать психолог-консультант. Большинство кризисных ситуаций требуют, чтобы консультант добивался трех целей :
1. Установление отношений доверия.
2. Определение сути кризисной ситуации.
3. Обеспечение обратившемуся возможности действовать.
Первая цель - установление отношений доверия - достигается эмпатическим выслушиванием и отражением чувств клиента. При этом важно не только сочувствовать, но также выразить это сочувствие (эмпатию) хорошо подобранными словами. Клиент должен знать, что консультант его понимает и готов работать вместе с ним в поисках разрешения кризиса.
Вторая цель - установление характера и деталей кризиса. Клиенту нужно дать возможность выразить ясно иподробно, что случилось, что послужило причиной кризиса. Необходимо сфокусировать рассказ клиента так, чтобы в конечном итоге кризисную ситуацию можно было описать одним предложением.
В процессе диалога необходимо отделить те аспекты проблем, которые могут быть изменены, от тех, которые изменить нельзя. Стоит также попросить клиента описать какие-либо предыдущие попытки найти решение, а затем исследовать другие возможные решения. Например, можно спросить: «Что случится, если вы...», «А как вы будете себя при этом чувствовать?». То есть нужно помочь клиенту обдумать различные вероятные последствия возможных его решений, а также способы, которыми он может выполнить свое решение. Необходимо постараться подключить внутренние, духовные силы личности и, возможно, найти какие-либо внешние силы, способные помочь выйти из кризиса.
Третья цель кризисного консультирования - дать возможность клиенту действовать: помочь наметить определенный план действий и убедиться в том, что он реален и достижим. Если это так, и клиент принял на себя ответственность за реализацию плана, то консультант должен его ободрить и поддержать решение. Каким бы ни было это решение, клиент почувствует себя лучше после того, как примет его и начнет действовать.
Г. Хэмблиназывает такой подход «консультированием надежды и действия», призывая консультанта в случае кризиса порождать надежду и призывать клиента к действию.
Можно более детально и подробно описать кризисное консультирование, вмешательство в кризис (интервенцию).
Восемь базовых принципов кризисной интервенции. К ним относится:
Безотлагательная интервенция. Необходима, если кризис таит в себе опасности, ограничивает возможности для развития, поэтому интервенция не может быть отсрочена.
Самоопределение. Обратившийся к психологу в момент кризиса человек вполне компетентен и способен выбрать свой собственный жизненный курс.
Действие. При кризисной интервенции специалист очень активно участвует во всем, что происходит с клиентом, для того чтобы оценить ситуацию и сформулировать план действий.
Ограничение целей. Минимальная цель кризисной интервенции - предотвратить катастрофу. В более широком смысле основополагающая цель состоит в восстановлении равновесия. Конечная цель может заключаться в том, чтобы сделать и то, и другое в совокупности с элементами развития.
Поддержка. В своей работе специалист должен предоставить клиенту поддержку, а именно быть «с ним», то есть помочь ему пройти через процесс преодоления кризиса.
Фокусирование на решении основной проблемы кризиса. Как правило, кризис - это состояние, которое приводит к неопределенности все стороны жизнедеятельности индивида. В таком случае интервенция должна быть достаточно структурирована, для того чтобы сфокусироваться на основной проблеме или проблеме, приведшей к кризису.
Имидж (образ кризисной ситуации). Для мобилизации энергии клиента поддержка должна быть оказана таким образом, чтобы оценить и понять имидж (образ кризиса), который создал себе клиент.
Уверенность в себе. Изначально клиент, находящийся в кризисе, должен рассматриваться как человек, нацеленный на обретение уверенности в себе и борющийся с зависимостью. Здесь необходим выверенный баланс самостоятельности клиента и потребности в поддержке.
Кроме этого, принципы кризисной интервенции выделяют А. Бадхен и А. Родина.
1. Кризисная интервенция центрирована на проблеме, а не на личности.
2. Кризисная интервенция - это не консультирование и не психотерапия, при кризисной интервенции не нужно вскрывать старые раны, потому что у человека нет сил с ними справиться.
3. Кризисная интервенция сосредоточена на актуальной ситуации.
4. Нерешенные «исторические» проблемы вплетены в кризисную ситуацию, эмоциональные переживания прошлого подогревают актуальный конфликт. Иногда клиент осознает это, иногда - нет. Важно идентифицировать эти «исторические» проблемы, обозначить их место в нынешней ситуации, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме.
5. Для эффективной кризисной интервенции важно четко определить проблему.
6. Навыки активного слушания (перефразирование, отражение чувств, прояснение, присоединение чувств к содержанию) позволяют уменьшить хаос и облегчить восстановление контроля.
Предлагается следующая Модель решения кризисных проблем :
В чем состоит проблема (кризис)?
Выслушайте то, что клиент предъявляет как проблему (кризис). Если есть какие-то неясности, следует спросить напрямую, но спокойно, мягко, почему он (она) так считает. Не стоит забывать, что отправные точки клиентов могут существенно отличаться от система ценностей, жизненный опыта консультанта и поэтому то, что клиенты воспринимают как проблему, может показаться консультанту смешным или трудным для понимания. Если клиенты считают, что это проблема (кризис) - пусть будет так. Очень часто бывает полезно знать, почему в данный отрезок времени нечто представляется проблемой (кризисом). Это можно понять, задавая вопросы типа: «Что изменилось сегодня по сравнению со вчерашним днем?» или «Что нового произошло в последние дни (недели)?» Развитие проблемы (кризиса) почти всегда включает изменение обстоятельств и нашу способность справиться с этим. Не менее важно знать о других действующих лицах - их наличие может быть либо причиной стресса, либо ресурсом помощи в разрешении кризиса.
Что предпринималось до сих пор?
Необходимо сосредоточиться и стараться понять ситуацию. Важно знать, что клиент сделал для того, чтобы попытаться разрешить проблему (кризис). Такая линия разговора-исследования отражает уверенность консультанта в том, что человек способен найти решение. Отождествляясь с тем, что уже было испробовано, консультант помогает клиенту ощутить реалистичность и осуществимость его возможностей. Это также требует от человека переосмысления произошедшего с ним до сих пор. Нередко клиенты испуганы или смущены, и это не позволяет им ясно мыслить. Частично цель состоит в том, чтобы вернуть человеку:эту способность,восстановить умиротворенность и умение рациональномыслить.
Можно говорить с клиентом также о том, что существуют различные отправные точки в работе с кризисом:
/) посоветовать сделать то, что он может сделать сам, своими силами, например, пойти прогуляться, помедитировать, почитать, убрать в квартире;
3) подсказать ему использовать общественные ресурсы - группы поддержки, священнослужителей, доктора, консультанта.
О чем-то можно только поразмышлять, но не пытаться применить. Может так случиться, что некоторые варианты оттолкнут клиента, скорее всего из-за неточной или недостаточной информации. В отдельных случаях он не поймет, что данные услуги могут быть ему полезны. Возможно, его просто нужно подбодрить, чтобы он, почувствовав себя достаточно уверенно, сделал первый шаг и попросил помощи. В некоторых случаях человек имеет за своими плечами отрицательный жизненный опыт, который причинил ему страдания или неприятности, и желание вновь испытать то же невелико. Подбадриваемый или вдохновленный новой для него информацией клиент может «почувствовать разницу» и захочет еще раз попробовать.
Россия не только страна невыслушанных людей. По наблюдениям психоллгов, Россия еще и страна людей, которые не привыкли обращаться за помощью к каким-либо социальным службам и к иным элементам сети поддержки за исключением близких родственников или друзей. Обращение к психологу-психотерапевту по-прежнему многих пугает. А социальную защиту считают не эффективной, ей не верят.
Что же выбрать?
Что же все-таки наиболее подходит конкретному человеку? Иногда страх или ощущение, что они не могут сделать что-то определенное, подталкивает людей к принятию несвойственного им решения, будто это последняя возможность достичь успеха. Консультант должен помочь клиенту почувствовать, что он владеет собственной судьбой; клиент должен понять, что действие - это возможный путь к успеху.
При этом специалисты Метро Крайсис Лайн повторяют: «Запомните: мы не решаем проблемы клиентов, мы помогаем найти решение, которое они считают своим» (Руководство по телефонному консультированию, 1996).
Психологу-консультанту также стоит обратить внимание еще на две рекомендации этой же службы, позволяющие конкретизировать и сделать более действенным решение клиента.
Правило I. Минимальные изменения, ведущие к преодолению кризиса.
Слишком грандиозную и глобальную задачу невозможно выполнить до конца. Важно ставить перед собой реальные, достижимые цели. Использовать маленькие задачи - те, решение которых с большей вероятностью приведет к успеху. Такой подход воодушевляет людей и они легче склоняются к возобновлению попыток выйти из кризиса. Нельзя переусердствовать, призывая их сделать больше, чем они могут, - это может привести к провалу.
Правило 2. Рассмотрение конкретного плана.
В заключение нужно дать человеку возможность сказать, что он намерен сделать для выхода из кризиса. «Когда вы положите телефонную трубку (закроете дверь моего кабинета), что вы будете делать?» или «Завтра вы хотели позвонить кому-то; какой у него номер телефона?». Таким образом, психолог поддержит человека.
Необходимо также помнить, что помимо кризисных служб существуют другие элементы социальной сети. И действие этих сетей не стоит ограничивать. Помощь могут оказать родственники и друзья кризисных клиентов. По возможности взаимодействие с социальной сетью стимулируется. Никакой консультант не пробудет с клиентом 24 часа в сутки. Даже в кризисных стационарах это время ограничено. Поэтому важно реальное окружение человека, способное оказать помощь.
Еще один вариант работы с кризисом - это так называемые группы самопомощи, типа «Анонимы с депрессией», группы для переживающих потерю и т.п.
А. Бадхен и А. Родина описывают три стадии работы с кризисом .
Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить ее. Многие проблемы, порождающие и поддерживающие кризис, невозможно решить быстро.
Первая стадия: Сбор информации
1. Помогите клиенту идентифицировать и выразить чувства и связать их с содержанием. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение и, кроме того, делает возможным определение кризиса через отдельные события и проблемы. Образно выражаясь, гора, которую клиент тщетно пытался сдвинуть с места, распадается на отдельные куски породы, к которым можно подступиться.
2. Уделите время тому, чтобы максимально полно исследовать проблему вместе с клиентом. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет получить немедленное облегчение. У консультанта кризисной службы может возникнуть искушение поскорее перескочить от исследования проблемы к ее решению, чтобы снизить интенсивность переживаний клиента. При таких преждевременных попытках решения важная информация может быть упущена, и вы рискуете толкнуть клиента на повторение его же собственных ошибок.
3. Идентифицируйте событие, вызвавшее кризис, и постарайтесь отделить «исторические» проблемы от актуальной
ситуации.
Вторая стадия: Формулирование и переформулирование проблемы
1. Результатом исследования ситуации может явиться переформулирование проблемы, поскольку:
Формулируя свою проблему, клиент мог не учесть ее важных аспектов. Классическим примером может быть отрицание алкоголизма. Признание факта зависимости может полностью изменить формулирование семейной проблемы;
Проблема может быть слишком глобальной, и для того, чтобы с ней справиться, ее потребуется разделить на более мелкие;
Формулируя проблему, клиент может смешивать актуальные и «исторические» проблемы.
2. Проясните, что клиент уже предпринимал для решения проблемы. Повторение неэффективных способов решения может стать частью картины кризиса. Отделив проблему от неэффективных способов ее решения, можно переформулировать проблему и подойти к ней по-новому.
3. Спросите клиента, что помогало ему справляться с проблемой раньше. С вашей помощью клиент может обнаружить, что он владеет многими полезными навыками. Кроме того, это помогает переформулировать проблему- она уже не выглядит совершенно недоступной контролю, клиент понимает, что может с ней справиться хотя бы частично.
4. Что делать, если определение проблемы застопоривается:
Перейти от более обобщенного определения к более конкретному, частному;
Перейти от частного, конкретного определения к более обобщенному;
Проверить, не пропущено ли какое-то действующее лицо при определении проблемы;
Исследовать, нет ли каких-то подспудных, скрытых проблем.
Третья стадия: Альтернативы и решения
1. Откажитесь от попыток решения проблемы. Это часто является ключевым моментом работы, потому что иногда неудачные решения вносят существенный вклад в развитие кризиса. Переключайтесь на работу с проблемой. Такой прием имеет смысл применить в следующих случаях:
Когда клиент пытается контролировать события, которые он в принципе контролировать не может;
Когда решение усугубляет проблему.
2. Откажитесь от цели. Это полезно делать тогда, когда цели, которые ставит перед собой клиент, нереалистичны или недостижимы в данный момент.
3. Выясните, есть ли что-то такое, что мог бы предпринять клиент для улучшения ситуации, если невозможно полностью
исправить ее.
4. Спросите, что помогало раньше в аналогичной ситуации.
5. Выявите ложно направленную потребность контроля и переключите внимание клиента на работу с проблемой.
6. Избегайте попадания в ловушку преждевременных решений.
Целеполагание . Цели любой консультативной помощи должны базироваться на потребностях клиента. В этом контексте можно говорить о двух основных целях:
- 1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;
- 2) развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.
Консультирование/помощь обязательно должно включать научение клиента, т.е. привнесение в его жизнь новых ценностей, альтернативных ракурсов видения жизни, способности вырабатывать решения собственных проблем и реализовывать их на практике.
Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития. Задачи развития – это задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Например, это переход к независимому существованию, поиски партнера, воспитание детей и адаптация к старости. Для достижения целей, связанных с развитием, необходимо как подавление негативных черт, так и усиление положительных качеств. В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению душевного здоровья.
По А. Маслоу, полная самоактуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что конечная цель консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.
Как отмечает Р. Кочюнас, вопрос определения целей консультирования не является простым и потому, что зависит как от потребностей клиентов, обращающихся за помощью, так и от теоретической ориентации самого консультанта. Однако можно выделить несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ (рис. 14.5).
Рис. 14.5.
- 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
- 2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
- 3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
- 4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
- 5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Блошср в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
Р. Мэй указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи.
Вышеприведенный список целей во многом совпадает с перечнем типовых запросов клиентов и их ожиданий от результатов консультативной помощи:
- – лучше понять самого себя или ситуацию;
- – изменить свои чувства;
- – суметь принять решение;
- – утвердиться в решении;
- – получить поддержку при принятии решения;
- – суметь изменить ситуацию;
- – приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изменится;
- – дать разрядку своим чувствам;
- – рассмотреть возможности и выбрать одну из них.
Нередко клиентов интересуют результаты, не связанные непосредственно с консультированием: информация, новые навыки или же практическая помощь.
В основе всех этих запросов лежит идея изменения. Независимо от характера запроса или типа проблемы существуют четыре основные стратегии.
Первая ситуация – изменение самой ситуации.
Вторая ситуация – изменение себя для адаптации к ситуации.
Третья ситуация – выход из ситуации.
Четвертая ситуация – нахождение способов жить с этой ситуацией.
При этом еще раз следует подчеркнуть необходимость повышения личной ответственности клиентов за решение проблемной ситуации и, в целом, дальнейшее развитие своего жизненного сценария. Клиенту, как отмечает Н. Линде, нужно помочь освободиться от состояния объектности и активизировать качества субъекта, готового и способного к изменениям, принятию решений и их реализации.
Типология консультативной помощи. Консультативная помощь может осуществляться в разных формах и видах. Существует широкое разнообразие форм консультативной практики и классификаций этих форм по разным основаниям (рис. 14.6). Так, по критерию объекта помощи различают индивидуальное ("один на один" или "лицом к лицу"), групповое и семейное консультирование.
Рис. 14.6.
По критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми.
Пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) взаимодействия. Последнее может осуществляться в рамках телефонного консультирования (хотя это в определенной степени и контактное консультирование), письменного консультирования, а также через печатные материалы (научно-популярные издания и руководства по самопомощи).
По критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.
Существует также несколько типологий консультативной помощи, ориентирующихся на содержание запроса клиента и характер проблемной ситуации. Так, различают интимноличностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование.
Консультирование может быть реакцией на ситуацию клиента ("кризисное консультирование") либо стимулом для роста и развития клиента ("развивающее консультирование"). Традиционно о консультировании говорят применительно к ситуации во время или после кризиса, однако следовало бы также помочь людям предвидеть возможные проблемы в будущем, научить их распознавать признаки надвигающегося кризиса и вооружить их навыками подавления кризисов в зародыше.
Любое успешное консультирование подразумевает личностный рост, однако в кризисной ситуации человек находится в ее тисках, под давлением обстоятельств, и поскольку консультирование ограничивается рамками существующей проблемы, концептуальный и поведенческий арсенал клиента может пополниться в весьма небольшом объеме.
Херон (1993) выделяется несколько категорий консультативных воздействий в зависимости от их целей и содержания (рис. 14.7).
Предписывающее воздействие сфокусировано на поведении клиента вне рамок консультативного взаимодействия.
Информирующее воздействие предоставляет клиенту знания, информацию и смыслы.
Конфронтационное воздействие имеет своей целью осознание клиентом каких-либо ограничительных установок или поведения.
Фасилитирующие – катарсические, каталитические, поддерживающие.
Катарсическое воздействие своей целью имеет помочь клиенту разрядиться, дать выход подавляемым болезненным эмоциям (абреакция), главным образом таким, как горе, страх или гнев.
Каталитическое воздействие ориентировано на стимулирование самопознания, самоуправляемого бытия, научения и решения проблем.
Поддерживающее воздействие ориентировано на подтверждение значимости и ценности личности клиента, его качеств, установок или поступков.
Фасилитирующие виды воздействия ориентированы на большую автономность клиентов и принятие ответственность за самих себя (помогая в облегчении душевных страданий и боли, уменьшающих силу “Я”, способствуя самостоятельному научению, подтверждая их значимость как уникальных существ).
Выбор того или иного типа и вида воздействия зависит от типа личности клиента (а также типа личности консультанта) и специфики его ситуации. Соотношение авторитарных и фасилитирующих видов воздействия связаны главным образом с темой власти и контроля:
- – консультант полностью контролирует клиента;
- – контроль поделен между консультантом и клиентом;
- – клиент полностью автономен.