Тематическое планирование по кружковой работе. Планирование кружка "умелые руки"

МБОУ СОШ с/п Дуди

Рабочая программа кружка

«Умелые руки»

Руководитель кружка:

Пояснительная записка

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности, изучением современных видов рукоделия и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы и дома.

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики.

Программа рассчитана на 2 час в неделю, что составляет 68 часов в год. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы кружка «Умелые руки»

Развитие творческих способностей школьников, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы

Образовательные:

Совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

Обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

Научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие;

Развивать мелкую моторику пальцев рук,

Способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

Воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

Воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». В подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей. Использование инструкционных и технологических карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность школьников и условия работы в данной группе.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

Аккуратность;

Четкость выполнения изделия;

Самостоятельность выполнения;

Наличие творческого элемента.

Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

Обучающиеся должны знать:

    названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

    правила безопасности труда при работе ручными инструментами;

    правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Обучающиеся должны уметь:

    правильно пользоваться ручными инструментами;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

    организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

    бережно относиться к инструментам и материалам;

    экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

    самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

    правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Работа с бумагой осуществляется через такие виды рукоделия как: киригами (искусство вырезания из бумаги открыток-«раскладушек»), айрис фолдинг (создание рисунка с использованием разноцветных полосок из бумаги, расположенных по спирали.), плетение из газетных трубочек, оригами.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Осваивают технику ошибана (прессованная флористика или, другими словами, живопись растениями.)

Изучение техники ганутель (вид рукоделия, в котором из тонких проволочек и различных нитей создаются различные украшения, в основном это цветы и серьги.) и канзаши (складывание изделий из шелковых лент) проходит с изготовлением авторских дизайнерских изделий. В качестве дизайнеров выступают сами учащиеся.

При работе в технике кардмейкинга (изготовление объемных открыток) и изготовлении топиариев дети используют ранее изученные техники работы с бумагой и природным материалом, при этом обучаются работать с тканями и бросовым материалом.

При изучении техники декупаж дети учатся работать с тонкой бумагой (салфетками), тканью и т.д. данный вид творческой самореализации, лежит в основе украшения разных изделий интересными мотивами. При помощи техники декупаж можно вдохнуть жизнь в устаревшие предметы и наоборот – придать налет старины современным изделиям.

Завершающим этапом изучения современных видов рукоделия является изготовление фотоальбома или книжки в технике скрапбукинг. Скрапбукинг является видом рукодельного искусства, при котором любой желающий изготавливает и оформляет фотоальбом, рассказывающий о семейной истории в виде изображений, фотографий, записей, газетных вырезок и других вещей, которые имеют памятную ценность. Возможно создание изделия при помощи ранее изученных техник рукоделия. Учащиеся создают свой проект изготовления фотоальбома или книги.

В конце каждой темы кружка проходят выставки или конкурсы изделий учащихся.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теор.

Практ.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсия в природу. Сбор материалов для работы.

Бумажные фантазии:

Волшебница природа.

Креативные штучки:

Изделия для дома

Итоговые занятия

Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие

Беседа. Правила работы и техники безопасности.

Экскурсия в природу .

Сбор природного материала.

«Бумажные фантазии»

(работа с бумагой и картоном)

Теоретические занятия;

Изготовление изделий в технике оригами, киригами

айрис фолдинг, плетение из газетных трубочек

«Волшебница природа!»

(работа с природным материалом – изготовление аппликаций; художественное конструирование)

Теоретическое занятие;

Изготовление панно в технике ошибана.

«Креативные штучки» (работа в технике ганутель и канзаши)

    Теоретическое занятие

    Изготовление искусственных букетов с технике ганутель и канзаши;

    Изготовление панно технике ганутель и канзаши;

Изделия для дома (изготовление открыток в технике Кардмейкинг, изготовление Топиариев, изучение и изготовление изделий в технике Декупаж)

Теоретические занятия;

    изготовление открыток в технике Кардмейкинг

    изготовление Топиариев,

    изготовление изделий в технике Декупаж)

Итоговые занятия:

    Теоретическое занятие по теме «Скрапбукинг»

    Изготовление фотоальбома или книги в технике скрапбукин

Список литературы

1.Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», М., 2005 г.

2.Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам», М., 1998 г.

3. Еременко Т.И. «Иголка-волшебница», М.,1987 г.

4. Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе»,

Волгоград.«Учитель», 2010 г.

5. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М., 1990г.

6. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов», Ярославль.

«Академия развития», 2006 г.

7. Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками», М., 2008 г.

8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», М., 1990 г.

9. Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», Ярославль. 2004 г.

10.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология - Умные руки». Самара.

«Учебная литература», 2007 г.

11. «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы,

из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы. М., «Просвещение», 2009г.

12. Журнал «Веселый художник» № 1-18, 2010 г.

13.Интернет – ресурсы.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №19

г.о. Коломна Московской области»

в 7«А»,7 «Б» классах

Разработала воспитатель:

Фоменко С.Г., I КК

2016-2017 учебный год

Программа кружка декоративно - прикладного творчества «Мир фантазии».

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой, пластиковыми бутылками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка «Мир фантазии» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 12-14лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические представляет широкие возможности работы включают изготовление, разметку, раскрой, крепеж и оформление поделок.

Программа кружка для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности. Позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы : Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно - прикладному творчеству.

Формы контроля:

Наблюдение

Беседа, объяснения учащихся.

Практический контроль.

Условия реализации программы

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения. Беседа - метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения - целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию .

Программа рассчитана на 18 часов (2 часа в месяц) и предусматривает теоретическую часть и практическую

Тематический план кружка декоративно - прикладного творчества «Мир фантазии»

на 2016-2017 учебный год в 7 «А»,7 Б» классах

п/п

Наименование темы

Форма

Дата

«Краски осени»

Работа с природным материалом, пластилином.

Презентация с последующей творческой работой.

06.09.16г.

«Открытка педагогу». Аппликация

Ручной труд

27.09.16г.

«Мои фантазии».

Работа с пластилином, бросовым материалом.

Беседа с последующим ручным трудом.

11.10.16г.

Изготовление макета машины из картона

Выполнение чертежей с последующей творческой работой

01.11.16г.

«Подарок маме»

Аппликация

22.11.16г.

«Новогодний вернисаж» Работа над праздничными украшениями в комнатах.

Коллективная творческая работа

13.12.16г.

20.12.16г.

Продолжение работы над макетом машины

Коллективная творческая работа

10.01.17г.

Декоративное панно «Природные пейзажи» Работа с бросовым материалом

Презентация. Индивидуальный ручной труд.

24.01.17г.

Панно: «Наши защитники».

Аппликация

Индивидуальный ручной труд.

07.02.17г.

Панно: «Наши защитники».(завершение)

Индивидуальный ручной труд.

14.02.17г.

Картина: «Зимушка - зима».

Индивидуальный ручной труд.

28.02.17г.

Панно: «Весеннее вдохновение». пластилинография

Индивидуальный ручной труд.

07.03.17г.

«Коломенские колокола» конкурсная зарисовка

Коллективная работа

21.03.17г.

Панно: «Весеннее вдохновение». пластилинография(завершение)

Индивидуальный ручной труд.

04.04.17г.

«Береги здоровье»

конкурсная зарисовка

18.04.17г.

Коллаж: «Мы дети твои земля».

Конкурсная коллективная работа

25.04.17г.

«Не играй с огнем»

зарисовка

Коллективная конкурсная работа

16.05.17г.

Итоговое занятие. Оформление выставки работ «Мир фантазии»

Творческое занятие.

23.05.16г.

Итого:

18 часов

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса

Должны знать:

· Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

· Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

· Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

· Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

· Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами

· Инструменты и приспособления.

· Технологию выполнения изделий в технике аппликации, пластилинографии.

· Приемы оформления работы в рамку.

· Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.

· Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Литература

1. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек - подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 64 с.

2. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. - Волгоград? Учитель, 2008 - 250 с.3. А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.4. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги» , М.Просвещение, 1983г, с132.

3. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.

4. Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М.Просвещение,1983г,191с.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8 -11 лет, 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа кружка «Своими руками»

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с новой техникой.

При обсуждении технологии изготовления используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.

Вводная беседа (1 час). Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Работа с природным материалом(4 часа).

Изготовление композиций из засушенных листьев.

Составление композиции (коллективная работа).

Мозаика, коллаж (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с бумагой и картоном (11+4 часа).

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

Изготовление поделок к празднику.

Изготовление поздравительных открыток, упаковок (по образцу).

Работа с бросовым материалом (4 часа).

Игрушки из проволоки.

Работа с солёным тестом.(3 часа).

Лепка по замыслу детей.

Работа с тканью, с бисером.(5 часа)

Подведение итогов

К концу обучения учащиеся должны знать:

Название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

Правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

Приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

Способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

Применение пастели и бисера в окружающем мире.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

Правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;

Выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

Организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

Понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

Выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;

Самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

Изготовлять изделия из бисера.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы - изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

дата

название

количество часов

цель

результаты

Вводный урок

Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами.

Соблюдает правила безопасной работы. Знает материалы и инструменты, необходимые для работы.

Организовывает свое рабочее место;

Удерживает организованное поведение во время урока

Вступает в диалог под руководством учителя

Работа

С природным материалом

Правила пользования материалами и инструментами.

Знакомство с техникой коллаж

Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

Работа

С бумагой

И картоном.

Знакомство с техникой декупаж, пергамано

Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями; - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

Различать материалы по их назначению;

Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

Качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью

Оригами

Термины, принятые в оригами. Понятие базовых форм: двойной квадрат, двойной треугольник, конверт. Складывание изделий на основе базовых форм. Оформление композиций.

Складывает базовые формы: двойной квадрат, двойной треугольник, конверт.

Выполняет простые изделия на основе базовых форм. Оформляет композиции.

Умеет слушать и понимать речь других;

Оказывает взаимопомощь в сотрудничестве под руководством учителя-понимает учебную задачу

Составляет элементарный план действий при работе;

Осуществляет контроль выполненной работы по образцу

Пользуется моделями, схемами

Работа с бросовым материалом

Конструирование дома для сказочных героев.

Конструирование игрушек из коробок.

Игрушки из пластмассовых материалов, проволоки.

Оформляет цветочные композиции. Умеет пользоваться инструментами.

Умеет выражать свои мысли в устной форме;

Умеет задавать простые вопросы по учебному материалу

Высказывает предположение по поводу способа действия;

Сравнивает и группирует предметы и их образы

Умеет строить рефлексивные высказывания

Работа

С солёным тестом

Аппликация на картоне по желанию детей.

Лепка по замыслу детей.

Подведение итогов (1 час).

Находит и использует дополнительную информацию

Находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

Работа с тканью, с бисером

Оформляет композиции.

С помощью различных инструментов они умеет обрабатывать и соединять детали из различных материалов, знает их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков.

Выставки детских работ

Результатом реализации данной учебной программы, как местные (на базе школы) Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, ветеранов, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздников.

В течении года

Учится оценивать работы

Способствует развитию конструкторской деятельности детей, учится оценивать работы. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дата

Тема

Оборудование

Результат

Беседа. Вводный урок

Тетрадь

Знание техники безопасности.

Рассказ о флористике. Природа.

Сухие листья, клей, картон, ножницы

Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой

Осенний букет из кленовых листьев.

Кленовые листья, нитки

Умение организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

Сказка из листьев.

Сухие листья, клей, картон, ножницы, шаблоны рисунков

Выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Коллаж. Знакомство с техникой.

Сухие листья, клей, картон, ножницы, шаблоны рисунков, цветы

Самостоятельно анализировать предложенное учебное задание;

Беседа «История создания бумаги».

Бумага, клей

Выбирать темы для практических работ;

Чудесные животные.

Бумага, клей

Аппликация при помощи торцевания, экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

Обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

10-11

Остров чудес.

Бумага, клей, пластилин

Объёмная конструкция, выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

12-14

Волшебные салфетки.

Салфетки, акриловые краски, клей

Знакомство с новой технологией «Декупаж»,выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

15-16

Живые бабочки.

Калька, ножницы, карандаш, крючок

Знакомство с новой технологией «Пергамано», выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

Знакомство с техникой оригами

Бумага

Качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием

Упаковочная коробка.

Бумага, бусинки, ленты

Формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

Выдвигать возможные способы их решения;

Цветочная композиция.

Бумага, бусинки, ленты

Выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

Оформление. Выставка.

Бумага, бусинки, ленты

Оценивает свою работу по совместно выбранным критериям

21-22

Коробок.

Работа с бросовым материалом

Развитие конструкторской деятельности детей

23-24

И снова бабочки.

Капрон, проволока.

Развитие воображения, технических навыков, расширение круга знаний детей об окружающем мире

Лебединое озеро.

Перья

Развитие воображения,умение оценивать свою работу по совместно выбранным критериям

Цветы к 9 маю. Оформление выставочных работ

Развитие воображения, технических навыков, расширение круга знаний детей об окружающем мире.

27-29

Солёное тесто. Мои фантазии.

Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; развитие конструкторского мышления

30-34

Загадочный бисер.

Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей

Список литературы:

А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

М.А.Гусакова “Аппликация”

М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”

М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

Н.М.Конышева “Умелые руки”

О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

А.Петрунькина “Фенечки из бисера”


Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края

ГКОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат №23 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»

Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по ВР Горшкова Н.И. Директор «____»______________20___г. Доманов А.И.

Протокол № «____»______________20___г.

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол №

____________________

«___»_______________20___г.

Художественная направленность

Дополнительная общеобразовательная программа по декоративно-прикладному творчеству

«Напёрсток»

Возраст обучающихся: 12-16 лет

Г.Невинномысск,2016 г.

1. Пояснительная записка ……………………………………………………..2-3

2. Учебно-методический план…………………………………………

2.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения 4

2.2. Учебно-тематический план 2-го года обучения 4

3. Календарно-тематический план

3.1 Календарно-тематический план на текущий учебный год 9-12

4. Обеспечение…………………………………………………………………

4.1. Методическое обеспечение 12

4.2. Материально-техническое обеспечение 12

5. Мониторинг образовательных результатов………………………………

5.1. Мониторинг образовательных результатов 1-го года обучения 13

5.2. Мониторинг образовательных результатов 2-го года обучения 13-14

6. Список информационных источников……………………………….. 15

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы,а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены

Курс кружка «Напёрсток» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Актуальность программы:

    Стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.

    Даёт возможность допрофессиональной подготовки.

    Способствует развитию творческого потенциала, навыков адаптации и социализации к современному обществу.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья среднего школьного возраста.

Направленность: художественная

Вид: Адаптивная программа (адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимостей и обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальной адаптации обучающихся).

Цель данной программы: развивать творческие способности обучающихся и содействовать самореализации в процессе занятий при работе с различными материалами.

Задачи обучения

Задачи развития

    Развивать моторику рук, умения и навыки при работе с различными материалами.

    Развивать творческие способности обучающихся, фантазию.

    Развивать память, воображение, внимание.

Задачи воспитания

    Формировать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

    Формировать эстетические ценности, креативность.

    Формировать коммуникативные качества, культуру сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

Знание теоретических и практических основ при работе с бумагой, тканью, бросовым материалом.

Особенности организации образовательного процесса :

Программа рассчитана на 2 года реализации по 6 часов в неделю, для учащихся 12-16 лет. На практические занятия отводится подавляющее количество учебных часов (не менее 70% всего учебного времени).

Обучение осуществляется на основе кружковой работы. Кружковая деятельность ориентирована на самостоятельную работу – индивидуальную, групповую, коллективную.

Учебно-методический план

Раздел

Количество часов

обучения

обучения

теория

практика

всего

теория

практика

всего

Введение

Работа с бумагой

Работа с бросовым материалом

Работа с тканью

Работа с природным материалом

Подведение итогов

Итого:

Количество учебных часов на год

1-й год обучения

1. Вводное занятие

2. Экскурсия на природу.

3.Заготовка природного материала.

Практическая работа.

4. Основы композиции.

Практическая работа.

Работа с бумагой

1.Введение.

Практическая работа.

Практическая работа.

4.Цветочные композиции

Практическая работа.

Работа сбросовым материалом

1. Введение

Практическая работа.

Практическая работа.

4. Дефиле

Работа с тканью

1. Введение

2. Виды ручных работ.

Практическая работа.

3. Изготовление декоративных цветов.

Практическая работа.

Практическая работа.

2-й год обучения

Работа с природным материалом

1. Вводное занятие

Ознакомление обучающихся с планом работы кружка. Закрепление рабочих мест. Инструменты, приспособления и материалы. Правила техники безопасности при работе в мастерской.

2. Экскурсия на природу.

Экскурсия на природу по сбору природного материала.

3. Заготовка природного материала.

Виды растений и материалов и материалов. Хранение растительного материала.

Практическая работа. Заготовка собранного материала на природе.

4. Основы композиции.

Понятие «композиция». Средства композиции. Основные правила и приёмы построения цветочной композиции.

Практическая работа. Изготовление открыток, панно, композиций, букетов.

Работа с бумагой

1.Введение.

Знакомство с видами бумаги. Инструменты и приспособления. Свойства бумаги. Правила техники безопасности при работе в мастерской.

2.Изготовление простых, несложных цветов.

Изготовдение цветов по шаблону и с помощью фигурного дырокола.

Практическая работа. Изготовление открыток, сумочек, туфелек, панно, топиарий, игрушек-мобиле, новогодних поделок.

3. Изготовление сложных цветов

Виды бумажных цветов. Изготовление шаблонов.

Практическая работа. Изготовление розы. Хризантемы, ромашки, сирени.

4.Цветочные композиции

Замысел, конструкция, масштаб, пропорция, равновесие. Выразительные средства цветочной композиции (масштабность, расположение, симметрия, равновесие, группировка, линия, форма, пропорции, контраст, свет и цвет, тени и фон). Основные формы композиции: симметричные, асимметричные, круг, прямоугольник, треугольник. Тенденции современной флористики и аранжировки.

Практическая работа. Изготовление цветочных композиций на бумажных трубочках: «Бархатные лепесточки», «Поющие колокольчики», «Летний мотив»

Работа сбросовым материалом

1. Введение

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы. Просмотр иллюстрированного материала и использование в работе.

2. Изготовление цветов и листьев из пластика

Виды цветов выполненных из пластиковых бутылок. Виды листьев и стебельков. Дополнительная фурнитура.

Практическая работа. Изготовление цветов, листьев, стеблей.

3.Украшение одежды цветами из пластика

Выбор названия коллекции. Подбор цветов и фурнитуры к изделию. Способы крепления цветов к изделию

Практическая работа. Создание коллекции одежды, украшенное цветами выполненных из пластиковых бутылок.

4. Дефиле

Подбор музыки. Подготовка к выступлению. Показ коллекции.

Работа с тканью

1. Введение

Программа и задачи раздела. Правила безопасной работы. Инструменты и материалы.

2. Виды ручных работ.

Терминология ручных работ. Правила выполнения. Ткани. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Правила раскладки деталей на ткани.

Практическая работа. Выбор ткани. Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкроек на ткани, раскрой.

3. Изготовление декоративных цветов.

Технологическая обработка цветка, декоративная отделка. Технология изготовления цветов из кусочков ткани. Роза из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной и сосборенной ленты. Георгин из капроновой ленты.

Практическая работа. Выполнение простых цветов.

4. Оформление цветочной композиции.

Выполнение эскизов. Выбор и утверждение наиболее удачных эскизов.

Выбор названия композиции. Фурнитура и материалы.

Практическая работа. Построение цветочной композиции

Календарно-тематический план

Количество часов

Работа с природным материалом 48ч

Вводное занятие 1ч

Ознакомление обучающихся с планом работы кружка. Закрепление рабочих мест. Инструменты, приспособления и материалы. Правила техники безопасности при работе в мастерской.

Экскурсия на природу 2ч

Экскурсия на природу по сбору природного материала.

Заготовка природного материала 13ч

Виды растений и материалов и материалов. Хранение растительного материала.

Практическая работа. Заготовка собранного материала на природе

Основы композиции 32ч

Понятие «композиция». Средства композиции. Основные правила и приёмы построения цветочной композиции.

Практическая работа. Изготовление открыток, панно, композиций, букетов.

Работа с бумагой 54ч

Введение 1ч

Знакомство с видами бумаги. Инструменты и приспособления. Свойства бумаги. Правила техники безопасности при работе в мастерской.

Изготовление простых, несложных

цветов 21ч

Изготовление цветов по шаблону и с помощью фигурного дырокола.

Практическая работа. Изготовление открыток, сумочек, туфелек, панно, топиарий, игрушек-мобиле, новогодних поделок.

Изготовление сложных цветов 19ч

Виды бумажных цветов. Изготовление шаблонов.

Практическая работа. Изготовление розы. Хризантемы, ромашки, сирени.

Цветочные композиции 13ч

Составление цветочных композиций. Принципы построения композиций. Гармония и ритм. Фокус. Баланс и контраст. Фон. Значение цвета в композиции.

Практическая работа. Изготовление цветочных композиций на бумажных трубочках: «Пожелание счастья», «Зимняя фантазия», «Ажурная снежинка» «Нежность», «Весенний привет», «Летний мотив».

Работа с бросовым материалом 60ч

Введение 1ч

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы.

Изготовление цветов и листьев из пластика 23ч

Виды цветов выполненных из пластиковых бутылок. Виды листьев и стебельков. Дополнительная фурнитура.

Практическая работа. Изготовление цветов, листьев, стеблей.

Украшение одежды цветами из пластика 22ч

Выбор названия коллекции. Подбор цветов и фурнитуры к изделию. Способы крепления цветов к изделию

Практическая работа. Создание коллекции одежды, украшенное цветами выполненных из пластиковых бутылок.

Дефиле 14ч

Подбор музыки. Подготовка к выступлению. Показ коллекции.

Работа с тканью 38ч

Введение 1ч

Программа и задачи раздела. Правила безопасной работы. Инструменты и материалы.

Виды ручных работ 6ч

Терминология ручных работ. Правила выполнения. Ткани. Правила раскладки деталей на ткани.

Практическая работа. Выбор ткани. Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкроек на ткани, раскрой.

Изготовление декоративных цветов 20ч

Технологическая обработка цветка, декоративная отделка.

Практическая работа. Выполнение простых несложных цветов.

Оформление цветочной композиции 11ч

Выбор названия композиции. Фурнитура и материалы.

Практическая работа. Построение цветочной композиции

Подведение итогов 2ч

Методическое обеспечение

Формы и методы.

Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, дефиле и др.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и др.)

    наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др)

    практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

    объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

    репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

    частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

    фронтальный – одновременная работа с учащимися;

    идивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

    групповой – организация работы в группах;

    индивидуальный – индивидуальное выполнение задания. Решения проблем.

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в классе профессионально-трудового обучения.
В наличии имеются подсобное помещение, учебная доска, столы, стеллажи, швейные машинки, а также инструменты (линейки, ножницы, фигурные дыроколы, клеевой пистолет) и материалы (клей, бумага, цветной картон, цветные карандаши, офисная бумага фломастеры, шаблоны, рисунки, ткань, нитки, бисер, пуговицы).

Мониторинг образовательных результатов 1-й год

Задачи

Критерии

Показатели

Методы

Практические навыки

Задачи развития

Уровень развития способностей

Задачи воспитания

Наблюдение

Мониторинг образовательных результатов 2-й год

Задачи

Критерии

Показатели

Методы

Обучать теоретическим основам техник декоративноприкладного творчества

Соответствие обучающегося программным требованиям

Формирование практических умений в развитии творческих способностей обучающихся и содействие самореализации в процессе занятий при работе с различными материалами

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Практические навыки

Задачи развития

Развивать художественно-эстетические способности

Уровень развития способностей

Задачи воспитания

Формирование личностных качеств обучающихся

Уровень развития личностных качеств обучающихся

Наблюдение

Список информационных источников

1. Тойбнер,А. Лучшие поделки. – 2010 - 48с.

2. Дагмар Хайн. Игрушки-мобиле/Дагмар Хайн. -: Айрис-пресс, 2010. – 32с.

3. Васина,Н.С. Бумажная симфония/Надежда Васина. -: Айрис-пресс, 2010. – 128с.

4. Богатова,И.В. Оригами.Цветочные композиции. – М.: Мартин, 2011. – 176с:ил.

Тема Количество часов

П/П теория практика всего

  1. 1. Техника безопасности

При работе с пиломатериалами 2 2 4

При работе с электрооборудованием 2 4 6

При работе с электроинструментами 2 4 6

2. Введение

История искусства обработки древесины 4 - 4

Свойства древесины, породы, строение. 4 8 12

Рабочее место столяра 2 - 2

3.Основы столярного дела 2 28 30

4.Работа со станками 4 18 22

5.Резьба по дереву 4 24 28

6.Выпиливание лобзиком 2 10 12

7.Сборка изделий 1 7 8

8.Выжигание 2 6 8

9.Часы отведённые на мероприятия(экскурсии,

Встречи с народными умельцами.) - 18 18

Всего: 37 133 170

Ожидаемые результаты:

1.Столярка

Воспитанник должен знать: строение, признаки область применения древесных пород. Должен уметь: заготовить материал, определить влажность и подготовить его к сушке, а также уметь заделывать трещины и удалять сучки. Кроме того, воспитанник должен уметь аккуратно и правильно пользоваться столярным инструментом, выполнять столярные работы.

  1. 2. Резьба по дереву

Воспитанник должен уметь правильно пользоваться ножом-косячком, стамесками, а также должен уметь различать и выполнять контурную и геометрическую резьбу.

  1. 3. Выпиливать лобзиком

Воспитанник должен уметь подготавливать материал к выпиливанию, переводить рисунок, а также правильно пользоваться лобзиком.

  1. 4. Выжигание

Воспитанник должен уметь подготовить материал для выжиганию, переводить рисунок, правильно и аккуратно пользоваться выжигателем и уметь выполнять простые (несложные) рисунки.

По окончании каждой темы проводятся выставки работ воспитанников. К концу учебного года каждый воспитанник должен изготовление изделия, в котором бы сочетались все виды обработки древесины, обозначенные в учебном плане.

Методическое обеспечение

Для организации учебного процесса используются наглядные пособия по столярному делу. Инструкция по работе на станках. Образцы, позволяющие наглядно видеть стадии обработки древесины.

Ресурсное обеспечение

Для организации учебного процесса используются:

Наборы столярных инструментов;

Станок токарный;

Станок токарно-винторезный;

Учебный класс общей площадью 72 м?

Список используемой литературы

Для воспитанников:

  1. 2. А.Ф. Афанасьев «Поделки из древесины» - Знание, 1989
  2. 3. Э.В. Ривхк «Мастерим из древесины» - Просвещение, 1988
  3. 4. А.Ф. Пронин «Резьба и мозаика по дереву» Фактория, 2001

Для педагога:

  1. 1. В.И. Рыженко «Работы по дереву» - Знание, 2004
  2. 2. Г.Б. Вебер «Современная мебель своими руками» - Лесная промышленность, 1980
  3. 3. Л.Н. Крейдлин «Столярные работы» - Высшая школа, 1982
  4. 4. А.Н. Черепанин «История художественной обработки древесины» - Высшая школа, 1982
  5. 5. Б.М. Буглай «Технология отделки древесины» - Лесная промышленность, 1973
  6. 6. А.Ф. Афанасьев «Домовая резьба» - Культура и традиции, 2000
  7. 7. А.Е. Глозман, Е.С. Глозман «Школа резьбы по дереву» Москва Эксмо, 2007
  8. 8. Справочник по трудовому обучению М.А. Карабанов, Н.А. Деркачев, В.А. Юдицкий. М.: Просвещение, 1991

Тематическое планирование кружковой работы

«Юный столяр»

Название темы

Кол-во час

Дата

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с пиломатериалами.

Подготовка рабочего места, комплектование инструментом.

Породы древесины, группы, виды и разновидности пороков древесины.

История искусства обработки древесины.

Сучки и трощены. Грибные поражения, биологические повреждения. Инородные включения, механические повреждения и пороки обработки.

История искусства обработки древесины.

Влажность и сушка древесины

История искусства обработки древесины.

Свойства древесины. Покоробленности.

Техника безопасности при работе с пиломатериалами. Лесоматериалы и пиломатериалы.

Техника безопасности при работе с инструментом. Свойства древесины. Шпон и фанера. Производство и технология.

Техника безопасности при работе с пиломатериалами. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты.

Заготовка материалов. Ошкуривание чураков топором. Техника безопасности.

Заготовка материала. Распиловка чураков на доски на ленточной пиле. Техника безопасности при работе с ленточной пилой.

Заготовка материалов. Строгание круглых чураков электрорубанком. Подготовка под распиловку. Техника безопасности при работе с электрорубанком.

Заготовка материала. Окрашивание торцов древесины. Подготовка к естественной сушке, распиловка на бруски и доски.

Заготовка материала. Изготовление заготовок для токарных изделий определенной длины и толщины.

Заготовка материала. Отесывание круглых чураков топором.

Рабочие место столяра. Комплектация инструментом. Техника безопасности при работе с электроинструментами.

Столярные инструменты. Название, назначение и принцип действия

Столярные инструменты. Смена режущих частей (свёрел, фрез, пил)

Экскурсия в парк «Лосиный остров» с целью ознакомления с видами деревьев

Заготовка материала. Ошкуривание и уборка отходов.

Основы столярного дела. Измерение и разметка. Измерение штангенциркулем

Основы столярного дела. Разметка с помощью линейки и столярного угольника. Понятие кронциркуля и транспортира.

Пиление древесины. Хватка пилы и рабочая поза. Приемы пиления. Виды брака при разметке.

Строгание рубанком. Наладка рубанков. Приемы и контроль в строгании.

Сверление и сверла. Приспособления для сверления в ручную.

Закрепление заготовки для сверления. Закрепление сверла. Приемы сверления и возможный брак при сверлении.

Зенкование. Правила сверления и зенкования. Техника безопасности при работе со сверлами и зенкерами.

Изготовление изделий из древесины по индивидуальным проектам (скворечники, кормушки, скамейки, табуретки, разделочные доски и т.д.)

Техника безопасности при работе с пиломатериалами. Определение темы, формирование идеи для индивидуальных проектов.

Виды и приемы фрезерования древесины ручным и электрическим инструментом.

Правила работы с ручным электрорубанком.

Отделка изделий из древесины. Зачистка напильником. Зачистка и шлифование шкуркой.

Прозрачная отделка (лакирование) древесины. Непрозрачная отделка (крошение) древесины.

Соединение деталей на гвоздях. Приемы забивания и вытаскивания гвоздей. Способы соединения деталей гвоздями.

Соединение деревянных деталей саморезами. Выбор и расстановка саморезов

Склеивание. Виды клеев. Последовательность склеивания. Приготовление столярного клея.

Шиповые соединения. Виды шиповых соединений. Шиповые соединения с применением шкантов и нагилей.

Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву. Способы крепления заготовок.

Устройство токарного станка по дереву. Исторические сведения.

Подбор материала и приемы точения по дереву.

Работа на токарном станке по дереву, точение, виды стамесок для точения по дереву.

Точение цилиндрических поверхностей

Точение конических поверхностей.

Точение фасонных поверхностей.

Точение шаровидных поверхностей.

Точение изделий с различными типами поверхностей по готовым образцам.

Точение сложных составных изделий.

Графическое изображение тел вращения. Точение изделий различных форм.

Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву. Пропильная резьба.

Контурная резьба.

Плосковыемочная резьба.

Материалы и инструменты применяемые для выполнения резьбы.

Виды орнаментов и элементы геометрической резьбы.

Мотивы образования геометрической резьбы.

Геометрический орнамент «розетка» с делением окружности на 6 частей, 12 частей, 18 частей.

Основные правила и приёмы выполнения геометрической резьбы.

Техника резьбы сколышей наколка и подрезка.

Резьба сколышей поперёк волокон.

Резьба сколышей вдоль волокон.

Резьба треугольников с углублением в центре. Техники – в проводку, качалка, перо на себя, перо от себя.

Резьба лучей, розетки «сияние».

Резьба «вертушек» и миндалевидные углубления.

Экскурсия в этнографический музей Глозмана Е.А.

Выпиливание лобзиком. Техника безопасности. Устройство электролобзика. Пилки и их разновидности.

Правила замены пилок, выпиливание прямых линий, изготовление восьмигранных крышек для табуретов

Выпиливание криволинейных контуров, изготовление заготовок табуретов, используя готовые шаблоны.

Выпиливание заготовок для табурета из фанеры толщиной 21 мм.

фанеры толщиной 21 мм.

Выпиливание заготовок для табурета из

фанеры толщиной 21 мм.

Сверление отверстий в заготовках, зенкование отверстий под шляпки саморезов.

Сборка табуретов, покрытие лаком заготовок.

Сборка табуретов, покрытие лаком заготовок.

Сборка табуретов, покрытие лаком заготовок.

Выжигание. Техника безопасности при работе с выжигателем.

Выжигание. Подготовка поверхности материала.

Выжигание. Копирование картинки.

Техника глубокого выжигания.

Экскурсия в «Вернисаж»

Экскурсия на выставку резьбы по дереву.

Встреча с профессиональным резчиком по дереву.

Подготовка работ к выставке.

Выставка работ участников кружка.