Демоверсии гиа по географии. Демонстрационные варианты огэ по географии Демонстрационные варианты огэ география

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2019 году единого государственного экзамена
по ГЕОГРАФИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по географии признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по географии.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Содержание и структура контрольных измерительных материалов по географии определяются необходимостью достижения цели единого государственного экзамена: объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, для их дифференциации по уровню подготовки и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Содержание КИМ ЕГЭ по географии определяется требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационной работе ЕГЭ 2019 г., осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. В этом документе выделены основные разделы школьного курса географии, которые взяты за основу выделения блоков содержания, подлежащего проверке в ЕГЭ.

Источники географической информации

Природа Земли и человек

Население мира

Мировое хозяйство

Природопользование и геоэкология

Регионы и страны мира

География России

В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.

Количество заданий, проверяющих знание отдельных разделов школьного курса географии, определяется с учетом значимости отдельных элементов содержания и необходимости полного охвата требований к уровню подготовки выпускников.

В экзаменационной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей и включает в себя 34 задания, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. (18 заданий базового уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня сложности и 1 задание высокого уровня сложности).

В экзаменационной работе представлены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

1) задания, требующие записать ответ в виде числа;

2) задания, требующие записать ответ в виде слова;

3) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;

4) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка;

5) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;

6) задания на установление правильной последовательности.

Ответами к заданиям части 1 являются цифра, число, последовательность цифр или слово (словосочетание).

Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (2 задания повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого уровня сложности).

Распределение заданий по частям экзаменационной работы с указанием первичных баллов представлено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы

5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам действий

Экзаменационная работа предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями.

Так как достижение ряда требований в различных вариантах экзаменационной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 2 примерного распределения.

Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса географии

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2017 году основного государственного экзамена
по ГЕОГРАФИИ

1. Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

В каждый вариант КИМ 2017 г. включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса географии за основную школу и выполнение основных требований к уровню подготовки выпускников.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Значительная часть заданий КИМ для ОГЭ по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ.

В отличие от ЕГЭ, в КИМ для ОГЭ большее внимание уделяется достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для ОГЭ является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ).

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности обучающихся, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа, из них: 17 заданий с ответом в виде одной цифры, 3 задания с ответом в виде слова или словосочетания, 7 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр; 3 задания с развернутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

6. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности.

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году основного государственного экзамена
по ГЕОГРАФИИ

1. Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

В каждый вариант КИМ 2018 г. включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса географии за основную школу и выполнение основных требований к уровню подготовки выпускников.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Значительная часть заданий КИМ для ОГЭ по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ.

В отличие от ЕГЭ, в КИМ для ОГЭ большее внимание уделяется достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для ОГЭ является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ).

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности обучающихся, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа, из них: 17 заданий с ответом в виде одной цифры, 3 задания с ответом в виде слова или словосочетания, 7 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр; 3 задания с развернутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

6. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности.

Среднее общее образование

География

Демоверсия ЕГЭ-2019 по географии

Предлагаем вашему вниманию разбор демоверсии ЕГЭ 2019 года по географии. Этот материал содержит пояснения и подробный алгоритм решения, а также рекомендации по использованию справочников и пособий, которые могут понадобиться при подготовке к ЕГЭ.

География. ЕГЭ-2019. Разбор заданий экзаменационной работы

Задание 1

(«Определение местоположения объекта по его географическим координатам»). 1 балл.

Тип 1. Город Арлит имеет географические координаты 18° 44′ с.ш. 7° 23′ в.д. Определите, на территории какого государства находится этот город.

В этом задании и в других заданиях, в которых предлагается определить государство, на территории которого находится город необходимо использовать карту мира, предлагающуюся к КИМ:


Для определения местоположения объекта по его географическим координатам следует найти точку пересечения параллели (указанная в задании широта) и меридиана (указанная в задании долгота), на которых находится объект.

Важно не перепутать параллели с меридианами, северную широту с южной, а западную долготу – с восточной. Надо помнить, что широта на карте отсчитывается от экватора (обозначен на рис. римской цифрой I), к северу (на рис. вверху) от экватора отсчитывают северную широту, к югу – южную. Долгота отсчитывается от нулевого (Гринвичского) меридиана (означен на рис. цифрой II). Долгота отсчитывается от 0 до 180°. К востоку (влево) от нулевого меридиана до 180° отсчитывается восточная долгота, к западу – западная.

Параллели и меридианы на этой карте проведены через каждые 20°. В одном градусе – 60 минут, значит параллель 18º 44′ с.ш. будет проходить немного южнее параллели 20º 44′ с.ш. , меридиан 7° 23′ в.д. – между Гринвичским (см.рис.) меридианом и меридианом 20º в.д.

Параллель 18º 44′ с.ш. и меридиан 7° 23′ в.д. пересекаются на территории государства Нигер. Значит город Арлит находится на территории этого государства.

Тип 2 . Город Сосновоборск имеет географические координаты 56º 07′ с.ш. 93º 20′ в.д. Определите, на территории какого субъекта РФ находится этот город.

В этом задании предлагается определить субъект Российской Федерации, на территории которого находится указанный в задании город, значит для выполнения этого задания надо использовать карту административно-территориального устройства России. (см. рис. 2). Важно разобраться с расположением параллелей и меридианов на карте России.

Параллели на карте России изображаются в форме дуг, описанных вокруг Северного полюса. Меридианы представляют собой прямые, расходящиеся веером от Северного полюса. Параллели и меридианы проведены на этой карте через каждые 10 градусов.


Проводим на карте меридиан 93º 20′ в.д. (на экзамене это можно сделать карандашом по линейке прямо на карте приложения) и параллель 56º 07′ с.ш.

Задание 2

Тип 1

(Понимание закономерностей изменения с высотой атмосферного давления.)

В пунктах, обозначенных на рисунке цифрами, одновременно проводятся измерения атмосферного давления. Расположите эти пункты в порядке повышения в них атмосферного давления (от наиболее низкого к наиболее высокому).


Атмосферное давление с высотой понижается, поэтому самое низкое давление будет наблюдаться в пункте 3, а самое высокое – в пункте 2.

Ответ: 312.

Тип 2

(Понимание закономерностей изменения с высотой температуры воздуха.)

На метеостанциях 1, 2 и 3, расположенных на склоне горы на разных высотах, были одновременно проведены измерения температуры воздуха. Полученные значения показаны в таблице. Расположите эти метеостанции в порядке увеличения их высоты над уровнем моря (от наименьшей к наибольшей).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Температура воздуха с высотой понижается, значит на наименьшей высоте над уровнем моря располагается метеостанция 3, а на наибольшей – метеостанция 2.

Ответ: 312.

Тип 3

(Понимание закономерностей изменения относительной влажности воздуха в зависимости от его температуры.)

В пунктах 1, 2 и 3 были одновременно проведены измерения температуры и относительной влажности воздуха. Полученные значения показаны в таблице. Расположите эти пункты в порядке повышения в них показателя абсолютной влажности воздуха (от наиболее низкой к наиболее высокой).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Чем выше температура воздуха, тем больше в нём может содержаться водяного пара, поэтому при постоянной температуре относительная влажность воздуха будет увеличиваться при повышении содержания водяного пара (абсолютной влажности). Ответ: 321.

Задание 3

(Проверяется знание примеров рационального и нерационального природопользования, понимание влияния хозяйственной деятельности человека на природу):

При выполнении этого задания важно понимать отличия рационального (способствующего сохранению природных ресурсов и охране окружающей среды) природопользование от нерационального.

Некоторые примеры обоих видов приведены в таблице ниже.

рациональное

нерациональное

лесовосстановление

осушение болот в верховьях рек

оборотное водоснабжение

вырубка деревьев в верховьях рек

комплексное использование сырья

создание терриконов

полное извлечение сырья

распашка целины

рекультивация земель

молевой сплав леса

защитные лесополосы

(продольная) распашка склонов

расчистка леса от сухостоя, полей от валунов, русел рек от мусора и т.п.

использования тяжёлой сельхозтехники

террасирование склонов

сжигание попутного нефтяного газа в факелах

капельный полив

строительство ГЭС на равнинных реках

перевод ТЭС с угля на природный газ

Использование возобновляемых источников энергии в электроэнергетике

Использование попутного нефтяного газа (ПНГ) в качестве топлива для ТЭС или в качестве химического сырья.

использование вторичного сырья (металлы, макулатура)

Использование отходов производства для производства полезной продукции

Пример задания 3 (1)

Какие из следующих высказываний верны? Запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Примером нерационального природопользования является производство гранулированного чугуна из отходов металлургии.
  2. Ограничению выбросов в атмосферу Земли углекислого газа способствует строительство электростанций, использующих возобновляемые источники энергии.
  3. Создание крупных водохранилищ приводит к изменению режима рек.
  4. Примером нерационального природопользования является использование возобновляемых источников энергии в электроэнергетике.
  5. Примером рационального природопользования является посадка полезащитных лесополос в степной зоне.

В приведённом выше задании правильный ответ: 235.

Пример задания 3 (21)

Что из перечисленного является примером нерационального природопользования? Запишите цифры , под которыми указаны примеры рационального природопользования.

  1. создание малых ГЭС на малых реках для энергоснабжения отдалённых населённых пунктов.
  2. продольная распашка склонов
  3. избыточное орошение в засушливых районах
  4. оборотное водоснабжение предприятий
  5. производство биотоплива из отходов деревообрабатывающей промышленности

Ответ: ___________________________.

Создание малых ГЭС позволяет, используя возобновляемый источник энергии, отказаться от использования дизельных установок, использующих органической топливо, поэтому это пример рационального природопользования.

Пахота вдоль склонов, является примером нерационального природопользования, потому что она приводит к созданию бороздок, по которым дождевые воды ускоренно стекают вниз по склону, размывая почву – происходит развитие водной эрозии почв.

Избыточное орошение в засушливых районах приводит к засолению почв и снижению их плодородия, поэтому это пример нерационального природопользования.

Использование систем оборотного водоснабжения позволяет полностью исключить сброс сточных вод в водоемы, поэтому это пример рационального природопользования.

Использование отходов деревообрабатывающей промышленности для получения биотоплива является примером рационального природопользования, потому, что это использование возобновляемого источника энергии.

Правильный ответ: 23.

Задание 4

(Проверяется знание и понимание основных процессов и явлений в геосферах, владение географической терминологией)

Пример 1

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Зона тундры

Природная зона тундры расположена к северу от природной зоны тайги. Граница между ними проводят по июльской изотерме + 10 °С. Атмосферных осадков на территории зоны выпадает _______________(А), чем в природной зоне тайги, увлажнение избыточное. Низкие температуры воздуха _______________(Б) развитию древесной растительности климат. Тундрово-глеевые почвы имеют ______________(В) содержание гумуса.

один раз.

Список слов:

  1. больше
  2. препятствовать
  3. меньше
  4. низкий
  5. способствовать
  6. высокий

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В

В зоне тундр осадков выпадает меньше, чем в зоне тайги, развитию древесной растительности низкие температуры воздуха мешают, в условиях небольшого количества растительного опада и вымывания из почвы продуктов их разложения гумуса в почве очень мало.

Правильный ответ : 124.

Пример 2

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Территория России расположена в основном в _____________(А) широтах. Европейская часть страны подвержена влиянию Атлантики, определяющей активную _____________(Б) деятельность с частой сменой погодных условий. Центральные районы Сибири имеют резко континентальный климат, а крайние восточные регионы страны – _____________________(В).

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, вставляя на места пропусков слова (словосочетания) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список слов (словосочетаний):

  1. антициклонический
  2. арктический
  3. умеренный
  4. муссонный
  5. пассатный
  6. циклонический
А Б В

Большая часть территории нашей страны находится в умеренных широтах. Частая смена погодных условий, о которых говорится в тексте, может быть связана только с деятельностью циклонов. Дальний Восток расположен в области муссонного климата. Правильный ответ: 364.

Задание 5

(Проверяется знание и понимание закономерностей распределения температур воздуха атмосферных осадков на Земле и на территории России, положения на карте климатических поясов)

Пример 1

Расположите приведённые ниже города в порядке повышения средней многолетней температуры воздуха самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой воздуха.

  1. Ростов-на-Дону
  2. Пермь

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

При выполнении этого и подобных заданий необходимо помнить, что континентальность климата на территории нашей страны усиливается с северо-запада на юго-восток, поэтому зимой средние месячные температуры воздуха на территории нашей страны понижаются при движении в этом направлении, а повышаются при движении на северо-запад. Если вы не помните положения на карте указанных в задании городов, то примерно определить его можно с помощью политико-административной карты России из справочных материалов КИМ. (см. задание 1)

Правильный ответ: 321.

Пример 2

Установите соответствие между точкой, обозначенной на карте мира, и климатическим поясом, в котором она расположена: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


А Б В

Правильный ответ: 321.

Задание 6

(Проверяется понимание закономерностей изменения продолжительности дня и положение Солнца над горизонтом на разных широтах в зависимости от времени года)

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

  1. 40º с.ш.
  2. 10º ю.ш.
  3. 30º ю.ш.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

При выполнении этого и подобных заданий важно помнить, что на экваторе продолжительность дня всегда равна продолжительности ночи, при этом в летние месяцы в Северном полушарии продолжительность дня при удалении от экватора увеличивается, а в южном – уменьшается. В зимнее время зависимость обратная.

Правильный ответ: 321.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью.

  1. 55° ю. ш.
  2. 35° ю. ш.
  3. 15° ю. ш.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

В июне в Южном полушарии лето, и продолжительность дня увеличивается при удалении от экватора.

Правильный ответ: 321.

Задание 7

(Проверяется знание географической номенклатуры: положения и взаиморасположения наиболее крупных и значимых географических объектов)

Установите соответствие между заливом и его обозначением на карте мира:
к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В

Правильный ответ: 241.

Расположите перечисленные части Мирового океана с запада на восток в том порядке, в котором они располагаются на карте мира, начиная с самого западного.

  1. Аравийское море
  2. Бенгальский залив
  3. Гвинейский залив

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Правильный ответ: 312.

Задание 8

(Проверяется знание и понимание особенностей демографической ситуации и показателей уровня жизни населения в странах с разным уровнем социально-экономического развития)

Пример 1

Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя средней ожидаемой продолжительности жизни населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

  1. Республика Конго
  2. Великобритания
  3. Бразилия

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

При выполнении этого и подобных заданий важно помнить, что наименьшие показатели уровня жизни характерны для стран Африки, а наиболее высокие – для экономически развитых стран Северной Америки, Европы, Австралии и Японии.

Ответ: 132

Пример 2

Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателяестественного прироста населения (на 1 тыс. жителей), начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

  1. Канада
  2. Нигерия
  3. Финляндия

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

При выполнении этого и подобных заданий надо помнить, что самые низкие показатели естественного прироста населения характерны для большинства стран Западной Европы. В США, Канаде и Австралии они выше, чем в Западной Европе. Наиболее высокие показатели характерны для развивающихся стран, но при этом в большинстве стран Азии и Латинской Америки эти показатели несколько ниже, чем в развивающихся странах Африки.

Правильный ответ: 312.

Задание 9

(Проверяется знание и понимание географических особенностей размещения населения по территории России и мира.)

Пример 1

Какие три из перечисленных регионов России имеют наибольшую среднюю плотность населения? Запишите в таблицу цифры

  1. Республика Коми
  2. Тульская область
  3. Забайкальский край
  4. Республика Бурятия
  5. Свердловская область
  6. Ростовская область

Для выполнения таких заданий нужно представлять положение на карте России основной полосы расселения. Представив положение указанных регионов на карте может помочь политико-административной карты России из справочных материалов КИМ (см. задание 1) – нужно определить, какие из них находятся в пределах основной полосы расселения.

Правильный ответ: 256.

Пример 2

Какие три из перечисленных стран имеют наибольшую среднюю плотность населения? Запишите в таблицу цифры , под которыми указаны эти страны.

  1. Вьетнам
  2. Канада
  3. Индонезия
  4. Ливия
  5. Монголия
  6. Германия

Правильный ответ: 136.

Задание 10

(Проверяется знание и понимание особенностей структуры хозяйства стран имеющих различных уровень социально-экономического развития.)

Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В

При выполнении таких заданий достаточно помнить, что наиболее высокая доля занятых в сельском хозяйстве характерна для наименее развитых стран, а наименьшая – для наиболее высокоразвитых.

Ответ: 321.

Задание 11

(Проверяется знание и понимание особенностей природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.

Франция

Франция – одна из наиболее развитых в экономическом отношении стран мира и одним из лидеров стран Европейского союза. В зарубежной Европе страна является первой по размерам территории и ___________(А) по численности населения.

Страна имеет месторождения различных полезными ископаемых, среди такие как бокситы, железные и цинковые руды, каменный уголь. Однако их разработка (кроме урановых руд) в настоящее время прекращена и практически всё необходимое ей промышленное сырье страна импортирует.

Страна имеет современную многоотраслевую экономику. Характерной особенностью промышленности Франции является доминирование __________(Б). Франция производит большое количество разнообразной сельскохозяйственной продукции. Страна относится к числу мировых лидеров по производству не только продукции виноградарства но и зерна, и такой продукции как_____________(В)

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетания) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список слов (словосочетаний):

  1. первая
  2. вторая
  3. сахарный тростник
  4. сахарная свёкла

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

А Б В

Выполнение заданий подобного типа требует привлечения знаний об особенностях природы населения и хозяйства не только отдельно излучавшихся стран, но и знаний по темам «Население мира» и «Мировое хозяйство» В графе А правильный ответ 2, так как крупнейшей по численности населения страной Европы является Германия. В графе Б правильный ответ 4, так как Франция является единственной в мире страной, в которой на атомных электростанциях производится более 80% электроэнергии. В графе В правильный ответ 6, так как Франция является мировым лидером по производству именно этой культуры умеренного пояса.

Правильный ответ: 246.

Задание 12

(Проверяется знание наиболее крупных городов (городов-миллионеров) России)

Какие три из перечисленных городов России имеют наибольшую численность населения? Запишите в таблицу цифры , под которыми указаны эти города.

  1. Рязань
  2. Казань
  3. Тверь
  4. Самара
  5. Новосибирск

Среди перечисленных городов городами миллионерами являются Казань, Самара и Новосибирск. Из перечисленных городов России наибольшую численность населения имеют именно эти города.

Правильный ответ: 246.

Задание 13

(Проверяется знание географических особенностей размещения основных отраслей сельского хозяйства, промышленности и транспорта России.)

Пример 1

Какие три из перечисленных регионов России являются крупными производителями кукурузы на зерно? Запишите в таблицу цифры , под которыми указаны эти регионы.

  1. Республика Карелия
  2. Белгородская область
  3. Воронежская область
  4. Тюменская область
  5. Краснодарский край
  6. Республика Тыва

Кукуруза дает хорошие урожаи в условиях тёплого (с высокой суммой активных температур) климата и плодородных почв. Такие условия имеются в Центральной России и на Кубани.

Правильный ответ: 235.

Пример 2

Выберите из предложенного списка три города, которые являются крупными центрами цветной металлургии. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

  1. Норильск
  2. Череповец
  3. Владимир
  4. Красноярск
  5. Хабаровск
  6. Братск

Для выполнения этого и подобных заданий необходимо при помощи карт атласа хорошо выучить наиболее крупные центры производства алюминия, меди и никеля. (для выполнения других заданий потребуется знание центров черной металлургии, химии, целлюлозно-бумажной промышленности и т.п)

Правильный ответ: 146.

Задание 14

(Проверяется знание и понимание особенностей природы, населения и хозяйства крупных географических районов России и природно-хозяйственных зон)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

Географические особенности природы Европейского Севера России

Бòльшая часть территории района расположена в природной зоне________________(А), для которой характерны подзолистые почвы. Средние температуры воздуха в июле изменяются от +8 °С на севере до +18 °С на юге района. Средние температуры воздуха в январе в пределах территории района изменяются от –8 °С до –18 °С: они становятся ниже при продвижении на __________________(Б)

Среднегодовое количество атмосферных осадков __________________(В) до в 850 мм в предгорьях Урала.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово может быть использовано только один раз.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетание). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Список слов (словосочетаний):

  1. увеличивается
  2. уменьшается
  3. тайга
  4. тундра
  5. восток
  6. запад

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

А Б В

В зоне тундры находится только небольшая часть района, расположенная за полярным кругом, поэтому в графе А правильный ответ 3, при движении на восток климат становится более континентальным, поэтому в графе Б правильный ответ 5. Количество осадков на наветренных склонах всегда больше, чем на соседних равнинах, поэтому в графе В правильный ответ 1.

Правильный ответ: 351.

Задание 16

(Проверяется умение определять и сравнивать по статистическим данным тенденции развития различных социально-экономических процессов и явлений)

На основе анализа данных приведённой ниже таблицы укажите области,
в которых в период с 2013 по 2015 г. ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства. Запишите цифры , под которыми указаны эти регионы.

Динамика объёмов промышленного производства
(в % к предыдущему году)

Ответ: ___________________________.

При выполнении этого и подобных заданий следует обратить внимание, что все данные в таблице приводятся в сравнении с предыдущим годом. Если значение показателя меньше 100, то это говорит о спаде, уменьшении, сокращении производства. Если показатель больше 100, то речь идет о росте, увеличении производства.

Данные по Брянской и по Белгородской областях все превышают 100%, что означает постоянный рост объемов производства.

Данные по Мурманской области в 2013 и в 2014 гг. меньше 100%, что означает уменьшение объемов производства.

Данные по Ярославской области в 2013, меньше 100% падение. Это означает, что в том году объем промышленного производства был меньше, чем в 2012, рост не наблюдался

Верный ответ: 23.

Задание 17

(Проверяется умение извлекать информацию из карт, на которых используется способ изолиний.)

С помощью карты сравните значения средних многолетних минимумов температуры воздуха в точках, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3. Расположите точки в порядке повышения этих значений.

Средние многолетние минимумы температуры воздуха (в °С)


Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Для сравнения температур в указанных пунктах, нужно по изотермам (линиям равных температур) определить, в каком направлении происходит их понижение или повышение. По данной карте видно, что в точке 1 значение температуры составляет примерно -38 °С, в точке 2 – -53 °С, в точке 3 – -46 °С. Самой низкой из данных температур является -53 °С, а самой высокой -38 °С. Правильный ответ: 231.

Задание 18

(Проверяется знание столиц стран мира, столиц республик РФ и административных центров краёв и областей РФ.)

Установите соответствие между субъектом РФ и его административным центром: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В

При выполнении таких заданий нужно знание политико-административной карты РФ.

Верный ответ: 324.

Задание 18

(Проверяется знание географических особенностей размещения наиболее важных отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта мира.)

Какие три из перечисленных стран являются крупными производителями нефти?

  1. Нидерланды
  2. Швеция
  3. Китай
  4. Швейцария
  5. Мексика

Запишите в таблицу цифры, под которыми эти страны указаны.

Для выполнения этого и подобных заданий следует знать крупнейших мировых производителей нефти. Ими являются Россия, Саудовская Аравия, США, Китай, Канада, Иран, Ирак, Мексика, Кувейт и ОАЭ. К крупным производителям нефти также относят Бразилию, Венесуэлу, Нигерию, Катар, Анголу, Норвегию и Алжир.

Верный ответ: 246.

Кроме того, необходимо знать крупных производителей и экспортёров природного газа, каменного угля, железных и медных руд, бокситов, крупных производителей таких видов сельскохозяйственной продукции как пшеница, кукуруза, рис, кофе, чай, хлопок, сахарная свёкла, сахарный тростник.

Задание 20

(Проверяется умение определять различия в зональном времени на территории России.)

В соответствии с Законом о возврате к «зимнему» времени с 26 октября 2014 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту). Исходным при исчислении местного времени часовых зон служит московское время – время II часовой зоны.


Самолёт вылетел из Москвы (II часовая зона) в Волгоград (III часовая зона) в 10 часов 30 минут по московскому времени. Расчётное время полёта составляет 1 час 30 минут. Сколько времени будет в Волгограде, когда самолёт приземлится? Ответ запишите в виде числа..

Ответ: ___________________________ ч.

По карте видно, что разница во времени между часовыми зонами Москвы и Волгограда составляет +1 час. Это означает что, вылетевший из Москвы в 10.30 самолёт приземлится в Волгограде в 12 часов по московскому времени или в 13 часов по местному времени Волгограда.

Правильный ответ: 13 часов.

Задание 21

(Проверяется умение определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития, социально- экономических и, процессов и явлений.)

Пример 1

Используя данные диаграмм, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Амурской области в 2015 г. Ответ запишите цифрами.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА МИГРАНТОВ ПО ОСНОВНЫМ ПОТОКАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ в 2015 г.


Ответ: ___________________________ тыс. чел.

Миграционным приростом является разница между числом прибывших в регион на постоянное место жительства из регионов России и из зарубежных стран других и числом выбывших. В данном случае эта будет равна (8,8 + 3,8) – (13 + 3,4) = –3,8. Важно правильно записать ответ в бланк ответов в соответствии с инструкцией:

Пример 2

Используя данные таблицы, определите, на сколько стоимость товаров, вывезенных из Краснодарского края в страны дальнего зарубежья, превышала стоимость товаров, вывезенных из Краснодарского края в страны СНГ, в 2015 г.

Ответ запишите в виде числа (по образцу, указанному в инструкции по выполнению работы).

Внешняя торговля Краснодарского края по группам стран в 2015 г.

Ответ: ___________________________ млн долл.

Стоимость вывезенных товаров указана в графе «экспорт». Для того чтобы, узнать, на сколько стоимость товаров, вывезенных из Краснодарского края в страны дальнего зарубежья, превышала стоимость товаров, вывезенных из Краснодарского края в страны СНГ, в 2015 г. необходимо от из 5856 вычесть 420.

Правильный ответ: 5436.

Задание 22

(проверяется умение определять и сравнивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира)

Пример 1

Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Для определения ресурсообеспеченности пахотными землями необходимо площадь пашни каждой страны разделить на количество жителей. Наименьшее значение будет получено для Бразилии, а наибольшее – для Австралии.

Верный ответ: 321.

Пример 2

Используя данные таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Для определения ресурсообеспеченности каким либо видом полезных ископаемых необходимо величину запасов каждой страны разделить на величину добычи. Наименьшее значение будет получено для США, а Нигерии.

Верный ответ: 321.

Задание 23

(Проверяется знание последовательности этапов геологической истории.)

Запомнить их последовательность поможет следующее мнемоническое правило:

геологические периоды

мнемоническое правило

К ембрий

К аждый

О рдовик

О тличный

С илур

С тудент

Д евон

Д олжен

К арбон (Каменноугольный)

К ушать

П ермь

П ельмени.

Т риас

П алеоген

П ринеси

Н еоген

Ч етвертичный

Ч ебурек.

Пример

Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

  1. кембрийский
  2. палеогеновый
  3. триасовый

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Правильный ответ: 132.

Задание 24

(Проверяется умение определять страну по её краткому описанию на основе выделения её существенных географических признаков.)

Пример

Определите страну по ее описанию.

Эта страна не имеет сухопутных границ с другими государствами. Является конституционной монархией. Собственные минеральные ресурсы невелики, почти все минеральное сырье импортируется. Несмотря на высокую долю лиц пожилого возраста страна обладает значительным человеческим капиталом – численность населения более 125 млн человек, и высокая квалификация трудовых ресурсов создают хорошие возможности для развития экономики.

Ответ:_________________ .

Тот факт, что страна не имеет сухопутных границ означает, что она расположена на острове (архипелаге). Островными странами, по форме правления являющимися конституционными монархиями, являются Бахрейн, Япония, и Великобритания. Однако ни Бахрейн ни Великобританию не подходят по значению численности населения. Корме того, Бахрейн имеет собственные значительные запасы нефти и газа, а Великобритания имеет границу с Ирландией. Следовательно, это описание Японии.

Правильный ответ: Япония.

Задание 25

(Проверяется умение определять регион России по его краткому описанию на основе выделения его существенных географических признаков.)

Важно внимательно проанализировать указанные в условии характеристики, последовательно исключая возможные варианты ответа.

Пример

Определите регион России по его краткому описанию.

Территория этого региона омывается водами двух морей. Существенной особенностью экономико-географического положения является отсутствие железнодорожного сообщения с другими регионами страны. Немногочисленных пока туристов сюда привлекает возможность увидеть уникальные природные объекты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ответ:_________________ .

На карте (можно использовать карту из справочных материалов (см. зад. 1) видно, что водами двух различных морей омываются территории целого ряда регионов России. Однако железнодорожного сообщения с другими регионами страны пока не имеют только Камчатский край и Магаданская область. Магаданская область омывается только одним морем, и на её территории пока нет объектов, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Правильный ответ: Камчатский край.

Задания 26–28 выполняются с использованием приведенной в варианте КИМ карты.


Задание 26

(Проверяется умение определять расстояния с помощью масштаба.)

Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Ответ: ___________________________ м.

Измеряем линейкой расстояние на карте от дома лесника до родника. Полученный результат (2,7 см). Масштаб данной карты – в 1 см 100 м. (в заданиях разных вариантов может быть разным). Умножаем 2,7 на 100 и получаем ответ.

Правильный ответ: 270.

Для того чтобы измерить азимут по карте, нужно через начальную точку определяемого направления провести линию, параллельную направлению север – юг. Затем также через точку провести линию, соединяющую точку и объект, на который требуется определить азимут. А затем с помощью транспортира измерить образовавшийся угол (азимут), учитывая, что азимут всегда отсчитывается по часовой стрелке.

Задание 27

(Проверяется умение определять азимуты по плану местности и по топографической карте.)

Азимут – угол, образуемый в данной точке или на карте между направлением на север и какой-либо предмет и отсчитывающийся по часовой стрелке. Измерения азимутов по картам производят с помощью транспортира.

Так, если предмет находится строго к северу от точки, в которой находится наблюдатель, то азимут на него составит 0°, к востоку – 90°, к югу – 180°, к западу – 270°. Азимуты могут иметь значения от 0° до 360°. Для того чтобы измерить азимут по карте, нужно через начальную точку определяемого направления провести линию, параллельную направлению север – юг. Затем также через точку провести линию, соединяющую точку и объект, на который требуется определить азимут. А затем с помощью транспортира измерить образовавшийся угол (азимут), учитывая, что азимут всегда отсчитывается по часовой стрелке. Важно помнить, что если объект расположен в западной полусфере (угол между направлением на север и на объект развёрнутый), то азимут будет больше 180 градусов:

Пример

Определите по карте азимут от родника на дом лесника. Ответ запишите
в виде числа.

Ответ: ___________________________ град.

Правильный ответ: 270.

Задание 28

(Построение профиля рельефа.)

Для построения профиля рельефа по карте определяют высоту каждой горизонтали и расстояния между горизонталями.

Пример

Постройте профиль рельефа местности по линии А–В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение родника.


Масштаб карты в задании в 1 см 100 м. Значит, горизонтальный масштаб профиля в два раза больше масштаба карты. Следовательно, измерив расстояние между горизонталями на карте, при переносе на профиль их нужно удваивать. Горизонтами на карте проведены через 5 м, а при построении профиля нужно использовать масштаб в 1 см 10 м. Значит, горизонтали на профиле будут отмечаться через 0,5 см. Расстояние на карте между точками А и В составляет 4 см. По условию горизонтальный масштаб в два раза больше, следовательно, длина основы профиля будет 8 см. При переносе основы профиля в бланк ответов нужно внимательно посмотреть, на какой высоте показаны точки А и В). По высоте подписанных горизонталей видно, что территория от точки А сначала (до родника) понижается, затем повышается, а затем снова понижается к точке В. Необходимо следить, чтобы общее направление изменения рельефа на карте совпадало с показанным на профиле. Чем ближе расположены горизонтали, тем круче склон.

Правильный ответ


Задания 29

(Проверяется умение объяснять различные природные и социально-экономические объекты, процессы и явления)

В этих заданиях требуется указать две причины того или иного явления.

Пример 1

На побережьях океанов, как правило, атмосферных осадков выпадает больше, чем во внутренних районах материков. Однако на Атлантическом побережье Южной Африки в тропических широтах среднегодовое количество атмосферных осадков очень незначительно. Укажите две причины, объясняющие это явление.

Основными причинами препятствующими образованию облаков и выпадению атмосферных осадков на атлантическом побережье Южной Африки являются холодное течение, проходящее у берегов и преобладание в течение всего года повышенного атмосферного давления.

В некоторых заданиях на позиции 29 требуется установить цепочку причинно-следственных связей:

Пример 2

Учёные проанализировали данные наблюдений за уровнем воды в Ниле, которые велись в Каире с 622 г. нашей эры. Эти данные были сопоставлены с периодами вулканической активности в древности, информацию о которых учёные получили по результатам исследования ледяных кернов в Гренландии. Выяснилось, что во время крупных извержений паводки были на Ниле слабее из-за ослабления в это время ветров, приносящих влагу с океана. Ветры ослабевали из-за меньшего прогрева материка в летнее время.

Назовите звенья цепочки связей между увеличением содержания в атмосфере продуктов вулканической деятельности и уменьшением прогрева материка, обозначенные на схеме цифрами 2 и 3.


Образец ответа на такие задания: Из-за увеличения содержания продуктов вулканической деятельности (пепла) уменьшается прозрачность атмосферы, что приводит к уменьшению солнечной радиации, достигающей земной поверхности, поэтому поверхность материка прогревается меньше.

Задание 30

(Проверяется умение использовать географические знания и умения для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов. Это могут быть задания, в которых требуется дать несложный географический прогноз или путем логических рассуждений определить территорию или объект с заданными в условии свойствами.)

Пример 1

На рисунке показан профиль, проведённый через находящийся в Тихом океане остров по параллели 20° ю.ш. В каком из пунктов, обозначенных на профиле буквами A, Б, В, и Г, будет выпадать наибольшее количество атмосферных осадков? Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.


В тропических широтах преобладают ветры пассаты, дующие с в южном полушарии с юго-востока. Они будут приносит с океана атмосферные осадки на восточное побережье острова. Чем выше воздух будет подниматься по горному склону, который ветры встречают на своем пути, тем сильнее воздух будет охлаждаться, и тем больше будет выпадать осадков. Значит больше всего осадков будет выпадать в пункте В.

Раньше всего Солнце поднимется над горизонтом в точке А, которая расположена восточнее находящейся с ней на одной параллели точкой В (Солнце раньше встает на Востоке), по при этом ближе к экватору чем точка Б, расположенная с точкой А на одном меридиане (в августе продолжительность дня в Южном полушарии уменьшается с удалением от экватора).

Задание 31

(Проверяется умение оценивать и сравнивать по статистическим данным роль сельского хозяйства в различных странах)

Пример

Используя данные таблицы, приведённой ниже, сравните доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельского хозяйства в общих объёмах ВВП Израиля и Ирана. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.

Социально-экономические показатели развития Израиля и Ирана в 2016 г.

Обратите внимание, что доли населения, занятого в сельском хозяйстве в странах указаны в таблице соответствующем столбце в «Структура занятости населения», а доли сельского хозяйства в общих объёмах ВВП Израиля и Ирана необходимо вычислить самостоятельно, разделив показатель объема ВВП, созданного в сельском хозяйстве на показатель общего объема ВВП. Сравнить доли означает указать в какой страны доля больше. Кажется очевидным, что 16 больше чем один, но если не написать этого можно недополучить балл за выполнение задания. Ответ на задание может быть записан так:

Доля населения, занятого в сельском хозяйстве в Иране (16%) выше чем в Израиле (1%), и доля ВВП, созданного в сельском хозяйстве Ирана (10%) тоже выше, чем в Израиле (2,3%). Следовательно, в экономике Ирана сельское хозяйство играет большую роль, чем в экономике Израиля.

Задание 32

(Задачи на определение географической долготы точки по её солнечному времени или на определение географической расстояния между географическими объектами по данным об их географической широте)

Пример 1

Определите географическую долготу точки, если известно, что в 22 часа по солнечному времени меридиана 30° з.д. местное солнечное время в ней 01 час следующих суток. Запишите решение задачи.

Одному часу разницы во времени соответствует разница в 15° долготы.

Разница во времени с меридианом 30° з.д. составляет 3 ч., значит, разница в долготе составляет: 15° х 2 = 45°

Время в точке больше времени на меридиане 30°в.д., значит, точка расположена восточнее меридиана 15°в.д.

Ответ: 15° в.д.

Пример 2

С корабля, находящегося в точке с координатами 13° с.ш. 73° з.д., поступило радиосообщение о неисправности двигателя. Какое расстояние (в км) до неисправного судна пройдёт ремонтный корабль из порта Риоача
(11° с.ш. 73° з.д.), если известно, что корабль будет идти строго по меридиану, а неисправное судно останется в той же точке, откуда было передано сообщение? Ответ округлите до целого числа. Запишите решение задачи.

Среднегодовая численность населения, человек

Нет данных

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год

Нет данных

Задание 33

Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2017 г. для Саратовской области.

При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Для решения этого задания необходимо значение показателя естественного прироста за 2017 г. –10150 разделить на 12 471 105; –10150: (12 471 105: 1000) = –4,107474. Так как требуется определить значение показателя в ‰ (на 1 тыс. человек), очень важно не забыть разделить значение среднегодовой численности населения, указанной для 2017 г., на 1000. В результате деления получаем –4,107474 и округляем полученный результат до десятых долей промилле. Правильный ответ: –4,1‰. Не забудьте записать все ваши вычисления. В случае их отсутствия балл будет снижен.

Задание 34

На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Саратовской области в 2017 г. Запишите решение задачи.

Эта задача решается в два действия. Сначала узнаем, на сколько изменилась численность населения региона в искомом году. Поскольку в данной задаче требуется определить показатель за 2017 г., то необходимо от значения численности населения на 1 января 2018 г. отнять значение численности населения на 1 января 2017 г.:

2 462 950 – 2 479 260 = –16310

Это значение является суммой естественного и миграционного (механического) прироста населения в 2017 г. Следовательно, чтобы узнать величину миграционного прироста, необходимо найти разность между данным значением и величиной естественного прироста, указанной в таблице:

–16310 – (–10150) = –6160. Таким образом, миграционный прирост населения составил –6160 человек (миграционная убыль 6160 человек).