Характеристика государственных крестьян. Категории крестьян

государственные крестьяне

в России 18-1-й пол. 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись Министерством государственных имуществ. В сер. 19 в. составляли ок. 45% крестьянства. В 1866 подчинены общей системе сельского управления, в 1886 получили право полной собственности на землю за выкуп. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение государственных крестьян Закавказья в кон. 19 в. не устранили острого малоземелья деревни.

Большой юридический словарь

государственные крестьяне

в России XVIII - первой половины XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. В 1886 г. получили право полной собственности на землю за выкуп. Г.к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886 гг.

Государственные крестьяне

особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян и половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (позднее ≈ удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.

По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европейской России и Сибири) 1 049 287 душ мужского пола, т. е. 19% всего земледельческого населения страны; по 10-й ревизии (1858), ≈ 9 345 342 души мужского пола, т. с. 45,2% земледельческого населения Европейской России. Сословие Г. к. увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединённых территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т. д. В конце 30-х гг. 19 в. средний земельный надел Г. к. в 30 губерниях из 43 был меньше 5 десятин и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 десятин в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях). Основная масса Г. к. вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее ≈ денежный. В 1-й половине 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян денежный оброк Г. к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (например, дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.

Развитие торговли и промышленности в 18≈1-й половине 19 вв. повлекло расширение прав Г. к.: им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть «ненаселенными» землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало государственные земли и стремилось обратить свободных Г. к. в своих крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й половине 18 в. правительство роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й половине 19 в. практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство. Многие дворяне требовали ликвидировать сословие Г. к., передав казённые земли с их населением в частные руки.

В результате роста малоземелья и повышения феодальных повинностей в начале 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г. к., направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисленные проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая I приступить к реформе управления государственной деревней с целью поддержать государственные финансы, подняв производительные силы государственной деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению «свободных сельских обывателей». В течение 1837≈1841 под руководством генерала П. Д. Киселева было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов. На созданную администрацию было возложено «попечительство» над Г. к. через посредство традиционной сельской общины, опекаемой правительственными чиновниками.

Программа хозяйственного подъёма государственной деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнические меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное ≈ вся система управления на началах феодальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феодальное управление государственной деревней находилось в резком противоречии с экономическими процессами 40≈50-х гг. 19 в., препятствовало росту крестьянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало рост производительных сил крестьянства. Результатом реформы был рост крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. «Картофельные бунты» , «Холерные бунты» и др.). После окончания Крымской войны 1853≈56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами правительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением ≈ с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы «попечительства». В 1857 Александр II, назначив новым министром государственных имуществ реакционера М. Н. Муравьева, одобрил проект контрреформы ≈ приближения Г. к. к положению удельных крестьян.

19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их «самоуправления», установленные законами 1838≈41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Г. к. Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.

Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1≈2, М. ≈ Л., 1946≈58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.

Н. М. Дружинин.

Википедия

Государственные крестьяне

Госуда́рственные крестья́не - особое сословие крестьянства в России XVIII - XIX века, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле.

Сибирских пашенных крестьян, однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Число государственных крестьян увеличивалось за счёт конфискации церковных владений (огромные владения Русской православной церкви были конфискованы Екатериной), присоединённых и завоеванных территориях (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), бывших крепостных конфискованных имений шляхтичей Речи Посполитой и др. Кроме того, число государственных крестьян пополняли беглые крепостные (частновладельческие) крестьяне, оседавшие на осваиваемых землях (Башкирии, Новороссии, Северном Кавказе и т. д.). Этот процесс (перехода беглых крепостных крестьян в разряд государственных) негласно поощрялся императорской властью .

Также увеличению числа государственных крестьян способствовали селившиеся в России иностранные колонисты (немцы, греки, болгары и т. п.).

Положение государственных крестьян

Государственные крестьяне жили на государственных землях и платили подати в казну. По данным 1-й ревизии (), их насчитывалось в европейской России и Сибири 1,049 млн душ мужского пола (то есть 19 % всего земледельческого населения страны), по 10-й ревизии () - 9,345 млн. (45,2 % земледельческого населения) . Предположительно, образцом для юридического определения положения государственных крестьян в государстве послужили коронные крестьяне в Швеции. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами - они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля на которой работали такие крестьяне считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования - на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли . Однако помимо того с 1801 года гос. крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян) . Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин - в многоземельных. Фактические наделы были значительно меньше: к концу 1830-х годов - до 5 десятин в 30 губерниях и 1-3 десятин в 13 губерниях; в начале 1840-х годов 325 тыс. душ не имели надела.

Основная масса государственных крестьян вносила в казну денежный оброк ; на территории Прибалтики и Царства Польского казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину ; сибирские пашенные крестьяне сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк (позже денежный). В 1-й половине XIX века оброк колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере увеличения повинностей удельных и помещичьих крестьян денежная рента государственных крестьян становилась относительно меньше, чем повинности других категорий крестьян. Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой .

Реформа Киселёва

В результате роста малоземелья и увеличения повинностей в начале XIX века обнаружилось прогрессирующее обеднение государственных крестьян. Чаще стали происходить волнения государственных крестьян против сокращения наделов, тяжести оброков и др. (например, «Холерные бунты », «Картофельные бунты » 1834 и 1840-41). Вопрос об изменении управления государственными крестьянами вызвал многочисленные проекты.

В 1830-х годах правительство приступило к реформе управления государственной деревни. В 1837-41 годах была проведена реформа, разработанная П. Д. Киселёвым : учреждено Министерство государственных имуществ и его местные органы, на которые было возложено «попечительство» над госкрестьянами через посредство сельской общины. Были ликвидированы барщинные повинности госкрестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращена сдача госимений в аренду, душевой оброк заменён более равномерным земельно-промысловым сбором.

Убежденный противник крепостного права, Киселёв полагал, что свободу следует вводить постепенно, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства».

Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле. Радикальное реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенность преобразований, они наталкивались на сопротивление, поскольку помещики опасались, что чрезмерное освобождение государственных крестьян даст опасный пример владельческим крестьянам.

Киселёв намеревался регламентировать наделы и повинности помещичьих крестьян и частично подчинить их Министерству государственных имуществ, но это вызвало возмущение помещиков и не было реализовано.

Тем не менее, при подготовке крестьянской реформы 1861 составители законодательства использовали опыт реформы Киселёва, особенно в вопросах организации крестьянского самоуправления и определения правового положения крестьян.

Освобождение государственных крестьян

См. также

Источники и ссылки

  • H. М. Дружинин Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, М.-Л., 1958.
  • Л. Г. Захарова, Н. М. Дружинин, статья «Государственные крестьяне» в энциклопедии «Отечественная история»
  • А. Б. Мучник, Социальные и экономические аспекты картофельных бунтов 1834 и 1841-43 годов в России, в сборнике: Народные восстания в России. От Смутного Времени до «Зелёной Революции» против Советской Власти, изд. Х.-Д. Лёве, Висбаден, 2006, стр. 427-452 (на немецком языке). (A. Moutchnik: Soziale und wirtschaftliche Grundzüge der Kartoffelaufstände von 1834 und von 1841-1843 in Russland, in: Volksaufstände in Russland. Von der Zeit der Wirren bis zur «Grünen Revolution» gegen die Sowjetherrschaft, hrsg. von Heinz-Dietrich Löwe (= Forschungen zur osteuropäischen Geschichte, Bd. 65), Harrassowitz Verlag, Wiesbaden, 2006, S. 427-452)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственные крестьяне" в других словарях:

    В России 18 1 й пол. 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись Министерством… … Большой Энциклопедический словарь

    В России XVIII первой половины XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. В 1886 г. получили право… … Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, В 18 1 й половине 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и других. Г. к. жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841… … Русская история

    Особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян (См. Черносошные крестьяне) и половников (См. Половники) Северного Поморья, сибирских пашенных… … Большая советская энциклопедия

    В России XVIII первой половине XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись… … Энциклопедический словарь

    Особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из остатков незакрепощенного земледельч. населения черносошных крестьян и половников Сев. Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья).… … Советская историческая энциклопедия

    См. Крестьяне … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - особая категория крестьян в России в XVIII–XIX вв., сформирована по результатам податной реформы 1724 г., общей численностью в 1 млн душ мужского пола, которые ранее платили налог в пользу государства наравне с прочими категориями податного… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Государственные крестьяне в Ярославской губернии появились согласно указу 1724 о введении подушной подати.

В губернии существовало шесть основных источников их пополнения: вольные люди из других сословий; вольноотпущенные от помещиков и свободные хлебопашцы; крестьяне выморочных имений; переведенные в казну за долги; перешедшие из одной подгруппы сословия в другую; крестьяне помещичьих имений, которые были заложены, но не проданы с публичного торга.

За период сер. XVIII — 1-й половины XIX вв. прирост государственных крестьян в губернии был значительным и составлял 54,2%. Если в 1762 в губернии проживало 3344 государственных крестьян, то к 1858 их численность увеличилась до 124 905. В середине XIX в. на долю государственных крестьян приходилось 27,94% всего мужского населения губернии. В XVIII — первой половине XIX вв. государственные крестьяне состояли из: собственно государственных крестьян, поселенных на казенной земле(казенные крестьяне), ямщиков, крестьян, водворенных на собственных землях(свободные хлебопашцы), которые уже не платили феодального оброка на землю. К 1858 государственные крестьяне губернии проживали в 18 волостях и 90 сельских обществах. Из 3716 казенных селений 2057 находились на казенной земле(102 178 душ), а 550 — на собственных землях(12 338 душ).

Государственные крестьяне как лично, так и по имуществу пользовались всеми правами лиц свободного состояния. В 1801 казенные поселяне получили право покупать земли без крестьян. Этот указ стал узаконением начавшегося процесса нарушения монополии дворянства и казны на владение землей и открывал возможности для возникновения крестьянской земельной собственности. К середине XIX в. в губернии было 12 338 душ государственных крестьян — собственников земли, что составило 9,2% от их общего количества.

Права государственных крестьян в сфере землепользования в конце XVIII — первой половине XIX вв. не изменялись. Указом 1799 казенным крестьянам определялась норма надела в 15 десятин в многоземельных губерниях и в 8 десятин в малоземельных. Ярославская губерния принадлежала к малоземельным, и государственные крестьяне испытывали постоянный недостаток надельной земли. Общий уровень крестьянских хозяйств оставался низким: катастрофически не хватало удобрений, скота, кормов. Общее малоземелье обострялось повсеместным изменением размера надельной пашни. В нечерноземной зоне надел пашни для обеспечения сельскохозяйственного производства должен был составлять не менее 6 десятин на душу. А в Ярославской губернии средний размер общего надела на рубеже XVIII — XIX вв. составлял около 5 десятин, к 1832 он уменьшился и составил 2,3 — 3,4 десятин. В казенных имениях губернии были и практически безземельные селения, где на 1 душу приходилось 2 десятины земли. Для увеличения площади пашни крестьяне расчищали участки леса, но сам размер расчисток был ограничен: можно было расчищать не более 1 десятины на душу. Самовольные расчистки в казенных лесах были строжайше запрещены.

Наряду с надельной землей в казенной деревне существовали и другие формы землевладения — аренда и покупка земли. Арендовали большей частью пашни и сенокосы. В 1837 — 1839 государственные крестьяне за наём чужих, в т. ч. помещичьих земель, платили ежегодно 179 448 руб. К 1858 государственные крестьяне 89-ти сельских обществ арендовали 50 799 десятин вненадельной земли. Земледелие в большинстве уездов не обеспечивало крестьянам даже простого воспроизводства. В 1846 губернатор замечал, что более достойными и зажиточными являются свободные хлебопашцы, за ними следуют крестьяне крупных вотчин. Казенные крестьяне — на последнем месте по причине малоземелья.

Важным процессом в хозяйственной жизни государственных крестьян губернии в середине XIX в. стал рост торгового земледелия. Основными направлениями этого производства были льноводство, картофелеводство и торговое огородничество. Там, где позволяло плодородие почвы, государственные крестьяне старались расширить традиционные рамки земледелия, особенно если обнаруживался повышенный спрос на те или иные земледельческие культуры. Посевы льна за период 1802 — 1850 увеличились на 66 тыс. четв. Рост посевов картофеля привел к возникновению нового вида промысла — картофеле-паточного производства. В Ярославской губернии уже в 40-е XIX в., т. е. значительно раньше, чем в других губерниях Центрального промышленного района, сложились необходимые предпосылки для успешного развития торгового картофелеводства, а с начала 50-х XIX в. — товарного его производства. Крупным центром торгового огородничества был Ростовский уезд, где в 40−50-е XIX в. государственные крестьяне перестали заниматься хлебопашеством и начали выращивать овощи на продажу.

Усовершенствованию производственных навыков и орудий труда способствовала деятельность практической школы в имении помещика Е. С. Карновича и деятельность Северной Вологодской земледельческой школы. Развитие торгового земледелия было ярким показателем роста общественного разделения труда, связи крестьянских хозяйств с рынком, превращения торгового земледелия в капиталистическое хозяйство. Вместе с тем, районы торгового земледелия были островками в сельском хозяйстве и их влияние на социально-экономическое развитие государственной деревни было ограниченным, имело локальный характер.

Малоземелье и скудность почвы предопределили широкое развитие отходничества среди государственных крестьян. Они имели право открывать торговые заведения, брать и выдавать векселя, заниматься казенными подрядами, учреждать мануфактуры и заводы. Законодательство об отходничестве было наиболее подвижным. Государство, заинтересованное в регулярном получении податей, поощряло деятельность казенных крестьян по изысканию дополнительных средств. В силу своей личной свободы государственные крестьяне уходили на длительные сроки в отход. В среднем по губернии паспорта получал каждый 12-й из государственных крестьян и каждый 18-й из помещичьих. За период 1842 — 1852 паспорта отходников получили 222 545 государственных крестьян, причем многие неоднократно.

Профессии отходников были различными, но неустойчивыми. Они менялись в зависимости от спроса на труд. В губернии к началу XIX в. сложилась специализация по отдельным уездам: Ярославский уезд поставлял каменщиков, плотников; Даниловский — штукатуров, лепщиков; Мологский — коноводов; Мышкинский — крючников, извозчиков; Ростовский — огородников; Угличский — ткачей, колбасников; Любимский — служителей трактиров, харчевен. Преобладали рабочие строители, что объяснялось развитием казенного и частного строительства. Широко был развит у государственных крестьян огородный отхожий промысел. К началу 50-х XIX в. почти 12% отходников были заняты огородничеством: из ростовских — 3295 государственных крестьян, 1975 — помещичьих. Среди них было 418 женщин: 306 из государственных крестьян, 112 — из помещичьих. В Петербурге ¾ огородов арендовали государственные крестьяне из Ярославской губернии.

Исторически сложившаяся роль Ярославля как одного из крупных торговых центров в значительной мере подготовила почву для массового торгового отхода, который к 50-м XIX в. охватил более 10 тыс. ярославских крестьян — 16,83% всех уходивших на промыслы. Большая численность торговцев среди отходников объясняется тем, что эта отрасль деятельности была широко развита и, вместе с тем, не требовала квалификации. Поэтому именно в сфере торговли приходившим крестьянам легче было найти работу.

К середине XIX в. усилилось значение торгово-промышленной деятельности, товарно-денежных отношений. Они глубже и всестороннее охватили хозяйственную деятельность крестьян. Острее обнаружилось малоземелье, и, вместе с тем, промысловый характер района. Ярославская губерния по процессу отрыва крестьян от земледелия занимала второе место после Московской. Государственные крестьяне губернии занимали видное место среди отходников. В их среде начиналось социальное расслоение, связанное с ростом торгово-промысловой деятельности, с развитием новых капиталистических отношений в деревне. Чем больше государственных крестьян уходило на заработки, чем дольше, чем прочнее была связь с городом, тем быстрее, основательнее подрывались основы феодального способа производства.

Государственные крестьяне Ярославской губернии занимались и неземледельческими промыслами: обслуживание водного транспорта(коноводный, бурлацкий, лоцманство), переработка сельскохозяйственного сырья(овчинно-шубный, картофеле-паточный, маслобойный). Эта деятельность явилась следствием избытка рабочих рук, который составлял 51%. Такая ситуация имела место даже тогда, когда на 100 душ приходилось 57 работников. Рабочие кадры на водном транспорте, связанном с самой тяжелой, неквалифицированной и малооплачиваемой работой, были представлены наиболее трудоспособными государственными крестьянами.

Неземледельческие занятия государственных крестьян по переработке сельскохозяйственного сырья отличались разнообразием переходных форм от ремесла до мануфактуры включительно. Наиболее распространенным было мелкотоварное производство: в этой группе промыслов значительная часть крестьян располагала собственным сырьем. В 1853 у государственных крестьян губернии было в собственности 14 картофеле-паточных предприятий, в 1855 — 15, в 1856 — 17. Семейный труд в картофеле-паточном промысле, особенно к началу 50-х XIX в., постепенно вытеснялся наёмным. На этих предприятиях было занято около 300 промышленных рабочих. Развитие картофеле-паточного производства у государственных крестьян губернии являлось примером разложения натурального хозяйства и вовлечения крестьян в рыночные отношения.

У государственных крестьян губернии во владении были и предприятия других отраслей. В 1855 они имели две политурных мануфактуры, восемь кирпичных заводов, десять цикорных, одно — снастопрядильное. Вместе с картофеле-паточными во владении государственных крестьян губернии к 1856 находилось 45 предприятий. Всего в губернии было около 500 промышленных заведений, т. е. предприятия государственных крестьян составляли 9%.

В государственной деревне Ярославской губернии в 1854 — 1858 было 42 921 наличных промышленников, т. е. крестьян, отрывавшихся от собственного хозяйства в поисках дополнительного дохода от торговли, промышленности, сельского хозяйства(батрачество). Они составляли 34,3% от общей численности государственных крестьян губернии или 75,8% от числа государственных крестьян — работников. На каждый из 36 468 дворов приходилось 1,18 промышленников, а работников — 1,55. Таким образом, на три двора найдется едва один работник, не занимающийся промыслами. Неземледельческие занятия государственных крестьян на местах, т. е. в пределах губернии, к середине XIX в. носили массовый характер. Происходило углубление и расширение в мелкой промышленности общественного разделения труда: в конце XVIII в. в губернии насчитывалось свыше 100 видов промыслов, а к середине XIX в. только у государственных крестьян их было уже свыше 500.

Развитие производственных сил, их рост в результате совершенствования трудовых навыков на основе углубления общественного разделения труда не изменили характер хозяйства в государственной деревне. Он по-прежнему оставался потребительским.

Положение государственных крестьян в немалой степени зависело от размеров и способов взимания повинностей. К государственным повинностях относились подушная подать, земская, мирские сборы, подать на устройство путей сообщения, рекрутская. Феодальной повинностью являлся поземельный оброк. Наряду с развитием хозяйств государственных крестьян росли повинности. Подушная подать с 1798 по 1818 выросла в 3 раза, оброк — в 2 раза. Земская повинность отправлялась в натуральной форме: подводная, дорожная. Размеры мирских сборов устанавливались в каждой волости самостоятельно.

С 1840 был установлен общественный сбор с государственных крестьян, который заменил земские и мирские сборы. В среднем он составлял 7 руб. серебром. Различные селения при одинаковой сумме платежей имели далеко не одинаковые земельные наделы и по размеру и по качеству. Между различными селениями, волостями и тем более уездами усиливалась неравномерность в отбывании повинностей. Сельское и волостное начальство нередко злоупотребляло властью. В казенных деревнях царил разгул« ограбления» и со стороны крестьянского начальства и со стороны чиновников. За период 1841 — 1844 были судимы начальники семи сельских обществ.

Самым распространенным видом правонарушений среди государственных крестьян Ярославской губернии были действия против имуществ и доходов казны в форме нарушений уставов о казённых надобностях. В губернии годовые лесосеки были отведены 987-ми казенным селениям(41 887 душ), а 929 селений(50 106 душ) остались без леса. Следствием такого положения стали массовые самовольные порубки. По мнению чиновников Министерства государственных имуществ, истребление лесов имело троякий

Государственные крестьяне

особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян (См. Черносошные крестьяне) и половников (См. Половники) Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (См. Однодворцы), нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (См. Дворцовые крестьяне) (позднее - Удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.

По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европейской России и Сибири) 1 049 287 душ мужского пола, т. е. 19% всего земледельческого населения страны; по 10-й ревизии (1858), - 9 345 342 души мужского пола, т. с. 45,2% земледельческого населения Европейской России. Сословие Г. к. увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединённых территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т. д. В конце 30-х гг. 19 в. средний земельный надел Г. к. в 30 губерниях из 43 был меньше 5 десятин и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 десятин в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях). Основная масса Г. к. вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее - денежный. В 1-й половине 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб . 50 коп . до 10 руб . с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян денежный оброк Г. к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (например, дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.

Развитие торговли и промышленности в 18-1-й половине 19 вв. повлекло расширение прав Г. к.: им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть «ненаселенными» землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало государственные земли и стремилось обратить свободных Г. к. в своих крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й половине 18 в. правительство роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й половине 19 в. практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство. Многие дворяне требовали ликвидировать сословие Г. к., передав казённые земли с их населением в частные руки.

В результате роста малоземелья и повышения феодальных повинностей в начале 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г. к., направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисленные проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая I приступить к реформе управления государственной деревней с целью поддержать государственные финансы, подняв производительные силы государственной деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению «свободных сельских обывателей». В течение 1837-1841 под руководством генерала П. Д. Киселева (См. Киселёв) было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов. На созданную администрацию было возложено «попечительство» над Г. к. через посредство традиционной сельской общины, опекаемой правительственными чиновниками.

Программа хозяйственного подъёма государственной деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнические меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное - вся система управления на началах феодальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феодальное управление государственной деревней находилось в резком противоречии с экономическими процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту крестьянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало рост производительных сил крестьянства. Результатом реформы был рост крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. «Картофельные бунты », «Холерные бунты » и др.). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами правительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением - с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы «попечительства». В 1857 Александр II, назначив новым министром государственных имуществ реакционера М. Н. Муравьева (См. Муравьёв), одобрил проект контрреформы - приближения Г. к. к положению удельных крестьян.

19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их «самоуправления», установленные законами 1838-41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Г. к. Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.

Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М. - Л., 1946-58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.

Н. М. Дружинин.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Государственные крестьяне" в других словарях:

    В России 18 1 й пол. 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись Министерством… … Большой Энциклопедический словарь

    Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, В 18 1 й половине 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и других. Г. к. жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841… … Русская история

    Государственные крестьяне особое сословие в XVIII XIX века в России, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя … Википедия

    В России XVIII первой половине XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись… … Энциклопедический словарь

    Особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из остатков незакрепощенного земледельч. населения черносошных крестьян и половников Сев. Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья).… … Советская историческая энциклопедия

    См. Крестьяне … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - особая категория крестьян в России в XVIII–XIX вв., сформирована по результатам податной реформы 1724 г., общей численностью в 1 млн душ мужского пола, которые ранее платили налог в пользу государства наравне с прочими категориями податного… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    государственные крестьяне - в России XVIII первой половины XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. В 1886 г. получили право… … Большой юридический словарь