История растений: цветы в древнем риме. Кухня Древнего Рима: от борща к излишествам Какое дерево древние римляне

Что и как ели римляне и легионеры Рима

Большинству привычно, что в его доме мороженое, холодное пиво, замороженное мясо и креветки с другого конца света лежат постоянно. Но так было не всегда, вернее такое положение дел для США стало нормой в середине ХХ в., для СССР скорее к 70-м годам ХХ в., в во многих регионах Азии, Б. Востока и Африки до сих пор живут как в средние века или в Древнем Риме. Отчего? Потому что домашние холодильники именно тогда стали массовыми, добавим огромные промышленные холодильники, куда рефрижераторный состав заезжает и пропадает, разгружаясь в самую маленькую холодильную камеру. А как же жили до изобретения холодильной машины в 1810 году? Да, сэр Лесли сделал свою ледоделку при правлении Наполеона, я не оговорился. Жили так же, как всегда десятки тысяч лет, холодильная техника лишь к 70-м годам XIX в. позволила начать транспортировать замороженную баранину и говядину из Новой Зеландии, Австралии и Аргентины и Бразилии в Европу, а развилась только к началу ХХ века, распространение холодильников в частности помогло устроить ту бойню Первой мировой, потому как имелась возможность уже кормить такое количество солдат. А до этого основным продуктом питания были те, которые можно сразу съесть и законсервированные, а главным консервантом является соль, почему из-за неё войн и бунтов были тысячи на протяжении всей истории. То есть солёное мясо и рыба, вяленое мясо и рыба, зерно и всё, что из него можно сделать, в частности каши и сезонные овощи-фрукты. Поэтому, когда мы говорим об исторической кухне, не ждите особого разнообразия, хотя Древнему Риму есть чем удивить, причём вы удивитесь, насколько древние римляне походили в питании на русских.

Хлеб и крупы были закономерно главными продуктами в античном мире, голод считался отсутствием хлеба. Из круп готовили похлёбки и каши, такие, как маза – смесь муки, мёда, соли, оливкового масла и воды или турон – смесь муки, тёртого сыра и мёда. Многие продукты перед приготовлением посыпали ячменной мукой, добавляли бобовые, основным ранним блюдом являлся пульс - густая каша из полбы, сваренная на воде или молоке, это блюдо являлось настолько типичным для римлянина, что Плавт назвал римлян «кашеедами» (pultiphagones). К V веку до нашей эры в богатых городах античного мира начали появляться общественные пекарни и к основному продукту питания кашам – добавился хлеб. Ячменный хлеб (очень полезный) считался в то время пищей бедняков, более зажиточные предпочитали пшеничный хлеб. Известные сорта хлеба: белый пшеничный из муки тонкого помола (panis siligneus/candidus), белый среднего качества из более грубой муки (panis secundarius) и чёрный, очень твёрдый, из муки грубого помола (panis plebeius - «народный», rusticus - «крестьянский», sordidus - «грязно-тёмный»). К третьему классу относился также и походивший скорее на сухари хлеб легионеров (panis castrensis - «лагерный хлеб»), который они пекли себе во время стоянок. В зависимости от способа приготовления хлеб назывался печным или подзольным - испечённым под горячим пеплом. Первоначально под пшеницей в Древнем Риме подразумевался эммер, позднее эммер был вытеснен культивированной пшеницей. Рожь почти не была распространена в средиземноморском регионе, однако благодаря своей морозоустойчивости со II века всё больше стала выращиваться в северных провинциях империи. Овёс также считался низкосортным зерном и выращивался в основном как корм для животных, по словам Плиния, овёс культивировался в качестве продукта питания только в Германии. Ячмень употреблялся, прежде всего, как корм скоту и реже в пищу: в ранний период Рима ячменная каша была едой бедняков, для легионеров рацион из ячменя считался наказанием, легионеры для удобства транспортировки хлеб выпекали квадратным. Гладиаторам наоборот предписывалась ячменно-бобовая диета для наращивания жира, чтобы не истекать обильно кровью от ран.

Уже в бронзовом веке знали и использовали большое количество овощей. Обычно их приправляли пряностями, иногда в овощные блюда добавляли баранину или говядину, но мясо домашних животных было дорого, и широко использовались охотничьи трофеи – мясо диких зверей и птиц, водившихся тогда в изобилии. Самым любимым и распространённым мясом была свинина. Многие удивятся, особенно жители одной, претендующей на первенство в этом блюде территории: национальными супами древних римлян были разнообразные щи и борщи – специально для них в земледельческих поместьях выращивали много капусты и свёклы, а также лука. Щи и борщи готовили мясные (особой популярностью пользовались эти супы со свининой и свиным салом, менее популярны были бараньи и из иных видов мяса и птицы - но это по достатку и местным обычаям многих древнеримских провинций), а также рыбные из самых разных видов речных и морских рыб, из разнообразных морепродуктов и постные с добавкой лишь оливкового масла и всяких местных пряных трав. Ещё один удивляющий любителей поговорить о древности обычаев неких краёв: римляне готовили в качестве напитков различные квасы (наиболее часто из ячменя, ржи и свёклы), зачастую они использовали их вместо воды при варке супов для им придания приятного островатого вкуса. В зимнее время для своих щей, борщей и иных супов римляне зачастую брали квашеную капусту, которую заготовляли в больших количествах. Иногда супы заправляли по вкусу и наличию свежим молоком, кислым молоком, сливками и сметаной (скисшими сливками). Причём, в городах свежее молоко использовали сравнительно редко, оно быстро скисало в условиях тёплого средиземноморского климата. Городские жители широко пользовались разными видами кислого молока, творогом и сыром многих сортов.

Свёкла – это великое достижение древнегреческого огорода, выделывавшееся греками задолго до колонизации ими Северного Причерноморья. Древние греки дали свёкле имя второй по счету буквы собственного алфавита – «бета» по-гречески означает «свёкла». Свёклу люди знают с глубокой древности. В III веке до нашей эры древнегреческий ботаник Теофраст описал свёклу, которая росла дико на побережье Средиземного моря. Первым растением, которое стал выращивать человек, была листовая свёкла мангольд. Древние греки выращивали свёклу, в основном, как лечебное растение, древние римляне включили ещё в свой обычный рацион, причём, с удовольствием ели не только корнеплоды, но и свекольные листья, в том числе иногда завёртывая в них голубцы. Но чаще для голубцов использовали капустные и виноградные листья.

Родина капусты – тёплые районы Средиземноморья. Именно там от дикорастущего сородича образовались семь классических видов, существующих ныне. В I веке нашей эры, по свидетельству учёного и писателя Плиния Старшего, использовалось уже около восьми разновидностей капусты, в том числе листовая, кочанная и брокколи. Из капусты древние греки готовили не только борщ и другие блюда, но и делали голубцы, причём, в том виде, в котором они известны нам и поныне. На зиму капусту римляне солили и квасили в больших глиняных бочках. Квашеную капусту ели с оливковым маслом, употребляли ещё в разные блюда, готовили из неё щи мясные и рыбные. Позднее свёкла и капуста на греческих триерах добрались до далёких берегов Понта Эвксинского – то есть до греческих колоний в Северном Причерноморье. Тут они, как и в Древней Греции, были добрыми огородными соседками. Продукт местных греческих огородов пришёлся по вкусу скифам и сарматам, готам и славянам. Именно древние римляне внесли основной вклад в совершенствование капусты как овощной культуры.

Многочисленные раскопки на месте имперских гарнизонов в Херсонесе, Евпатории, Феодосии и Керчи свидетельствуют, что древние римляне знали толк в солдатском харче. Каждая палатка на восемь- десять легионеров (контуберний (contubernium) - сополаточники) получив со склада продукты самостоятельно готовила овощные, мясные и рыбные щи и борщи. Среди римских легионеров было особенно много фракийцев – больших любителей овощной похлёбки, практически точно повторяющей рецепт современного классического борща. На месте раскопок находят характерную кухонную и столовую утварь, причём не только керамическую, но и металлическую, применявшуюся легионерами Рима, на них они готовили себе яичницу.

Для приготовления многих блюд выращивали горох, который использовали как начинки пирогов. Горох в диком виде сейчас не отыскать, это растение возделывали со времён каменного века вместе с пшеницей, ячменём и просом. Фасоль, родственница гороха, появилась Европе вместе с томатами, кукурузой, картофелем, тыквой и какао только после путешествия Колумба, фасоль была одним из главных растений древнего земледелия Перу, Мексики и других стран Южной Америки. По поводу тыквы, тыкву римляне могли употреблять африканскую. Морковь была знакома людям ещё за 2 тысячи лет до нашей эры. В диком виде она встречается в Америке, Австралии, Новой Зеландии, в Средней Азии и на Кавказе. Римляне употребляли морковь и как сладкое лакомство на десерт, приправляя мёдом, посыпая дроблёными орехами и изюмом. Кроме мёда, римляне в качестве сладости в больших количествах использовали уваренный в металлических чанах до густоты мёда сладкий виноградный сок. Очень древнюю историю – как культурный овощ – имеет репа, её родина - Средиземноморье. В Древней Греции репу употребляли в пищу, на корм скоту и как лечебное растение. У древних римлян печёная репа была любимым лакомством, а также добавкой ко многим блюдам. О редисе упоминал ещё Геродот: он сообщал, что строителям пирамид Хеопса (2900 лет до нашей эры) добавляли в пищу редис, лук и чеснок. В культуру он введён не менее 5 тысяч лет назад. Римляне с давних времён выращивали редис на своих огородах. На римских огородах рос сельдерей, хотя римляне, зачастую, использовали в питании и его дикие разновидности. И ныне сельдерей можно отыскать диком виде по всей Европе, в Передней Азии, Северной и Южной Америке.

Древним римлянам был известен способ приготовления изделий во фритюре. Так готовили очень популярные тогда «глобули» – шарики из теста, обжаренные в оливковом масле или топлёном сале, смазанные мёдом и посыпанные маком, а также многие другие изделия из теста или морепродуктов. Из Древнего Рима в международную кухню пришли и салаты, где под салатом вначале понималось одно-единственное блюдо, состоявшее из порезанных эндивия, петрушки и лука, приправленных мёдом, солью, уксусом, иногда с добавкой оливкового масла, а после I века н.э. и с добавкой молотого чёрного перца.

Широко использовались изделия из рубленого мясного фарша (иногда с добавкой в фарш лука, чеснока, зелени петрушки и укропа), из которого на решётках жарили плоские круглые (диаметром около 8-10 см и толщиной 2-3 см) подобия современных рубленых бифштексов. Такие "котлеты" были древнеримским вариантом современного фаст-фуда – их обычно жарили прямо на улице и тут же продавали, выкладывая горячими на кусок хлеба. Эта трапеза на скорую руку сопровождалась кружкой разведённого горячей или холодной водой (по погоде) вина. Вино в Древней Греции и в Древнем Риме широко использовалось вместо современной чайной заварки и, приблизительно, в таких же количествах по отношению к воде. Из Древней Греции было заимствовано и творчески обогащено множество рецептов колбасных изделий, приготовленных в естественных животных оболочках, – сразу употребляемых варёных и варено-копчёных, а также колбасных изделий длительного холодного копчения с подсушиванием для обеспечения их долгой сохранности. Последнее имело особое значение в снабжении стойким в хранении мясным продовольствием удалённых римских гарнизонов. Особенно распространён был простой вид botulus - кровяная колбаса, которую продавали на улице. Самой популярной была луканская колбаса - копчёная свиная колбаса, богато приправленная специями. Римляне были большими умельцами в приготовлении различных видов свиного сала, а также хорошо сохраняемых окороков и копчёностей, которые обязательно входили в рацион легионеров. Древнеримские легионеры варили с этой свининой свои щи и борщи, что позволяло избегать отравлений даже при некоторой порче этих продуктов. И поныне итальянцы непревзойдённые специалисты в приготовлении множества разных видов свиного сала и продуктов из свинины. Богатые римляне из мяса предпочитали молочного поросёнка, баранину, козлятину, дичь, морскую рыбу, устрицы. А вот бедные слои и армия в основном питались мясом буйвола, поэтому именно к I в. до нашей эры относится массированное разведение этого животного. Римляне первыми поняли, что хорошее питание и уход напрямую связаны с весом животного. Буйволы эпохи Древнего Рима были необыкновенно велики, а их поголовье стало настолько значительным, что этот вид стал основной статьёй экспорта в провинции. Счета из британского лагеря Виндоланда говорят, что легионеры ели много ветчины. Одна прелесть при отсутствии холодильной техники – едите всегда свежее, только забитое мясо (иначе оно испортится).

Рыбу варили в солёной воде, поджаривали на гриле, тушили, готовили на углях, запекали и делали фрикасе. Апиций советовал к устрицам соус из перца, любистока, яичного желтка, уксуса, гарума, оливкового масла, вина, мёда. Устрицы, по мнению Апиция, подходили для приготовления запеканки из варёной курицы, луканской колбасы, морских ежей, яиц, куриной печени, филе трески и сыра, а также овощей и приправ. Римляне готовили различные острые рыбные соусы: гарум из макрели, мурия из тумаков, алекс из остатков макрели и тумаков или из обычной рыбы.

Античные народы любили молочные блюда и сыры. Любопытно, что пить цельное молоко считалось излишеством, вредным для здоровья взрослых, и его всегда разбавляли водой. Это был один из распространённых напитков, наряду с ячменной водой (вроде современного кваса) и разбавленным вином. Римляне усиленно развивали виноградарство, и обычно пили вино, разбавленное холодной или горячей водой – в горячем виде этот напиток служил им вместо нашего чая, который они не знали. Римляне считали пиво напитком презренных варваров, вино подогревали зимой в подобии самовара, делали аналоги глинтвейна.

Особенно был популярен широко производимый в Римской империи знаменитый острый соус гарум (в некоторых древнеримских провинциях его называли гарон) – его готовили из рыбы, которую заливали рассолом и оставляли в нём на 2-3 месяца. Гарум применялся как к солёным, так и к сладким блюдам, был очень популярен в римской кухне простых граждан и знати, в римской поваренной книге Апиция I века н. э. гарум входил в состав большинства рецептов (Апиций употребляет второе название соуса - liquamen, которое означает «жидкость»). Этот соус приготавливался методом ферментации солёной рыбы: анчоуса (хамсы), тунца, скумбрии, иногда моллюсков в сочетании с ароматическими травами, ферментация проводилась в больших каменных ваннах под действием солнца. В соус также добавлялись уксус, соль и оливковое масло, перец или вино. Гарум также считался лекарственным средством и применялся при укусах собак, нарывах, поносе. Приготовление соуса из-за распространения отвратительного запаха было запрещено в городах. По всей империи соус рассылался в маленьких амфорах и в некоторых регионах полностью заменил соль, поскольку был весьма солёным. В эпоху Рима кислое значило в первую очередь уксус, сладкое значило мёд. Многие рецепты Апиция предусматривают одновременное употребление обоих этих продуктов.

Из пряностей римская кухня использовала «laser», смолу с чесночным вкусом и едким запахом, которая добывалась из корня ферулы, а позднее (это растение исчезло по неизвестным нам причинам уже в I веке н.э.) - из растения «аsa foetida», которое и сегодня используют на Востоке, а также нард, сумах дубильный, соссюрею и миртовые ягоды. В I веке стремительно распространяется перец, хотя Плиний в Естественной истории ещё изумляется успеху этой приправы. В книге Апиция перец входит почти во все рецепты, включая сласти и даже вина. Другие пряности используются почти исключительно в медицинских целях и при изготовлении духов. Между V и VI веками появляются новые специи, в том числе имбирь и шафран, причём последний – со специфической целью окрашивания, которая позже станет типической чертой средневековой кухни, «propter colore». В одной из средневековых рукописей, сохранивших текст кулинарной книги Апиция, в приложенных к нему списках продуктов упоминается также гвоздика.

Некоторые города и провинции были известны своими продуктами: например, в Венафро и Казине изготавливали первосортное оливковое масло, в Помпеях было крупное производство гарума, из Пицена поставляли в Рим лучшие сорта столовых маслин. В долине реки По и Галлии производили превосходное копчёное сало, свинину и ветчину, из Брундизия завозили устрицы, из Тарента, Аричча и Остии - порей, Равенна славилась спаржей, Помпеи - капустой, Лукания - колбасой. Молочные продукты, поросята и ягнята, домашняя птица и яйца в Рим поступали из окрестных пригородных имений, а из области вестинов в Центральной Италии, из Умбрии и Этрурии - сыры. Леса около Циминского озера и под Лаврентом поставляли в изобилии дичь.

Традиционно римляне употребляли в пищу груши, черешни, сливы, гранаты, айву, фиги, виноград и яблоки (существовало до 32 видов культивированной яблони). В I веке до н. э. в садах Италии появились восточные фрукты: вишни, персики и абрикосы. Фрукты употреблялись в свежем виде, законсервированные в меду или виноградном соке, сушёные, а также в составе вторых блюд и закусок; например, у Апиция описаны рецепты персиковой и грушевой запеканок. Долгое время в городе бедняки имели возможность выращивать овощи на грядках: женщины выращивали «грошовые овощи», Плиний Старший называл огород «рынком бедняка». Позднее с началом быстрого роста городского населения, бедняки были вынуждены покупать овощи.

В эдикте Диоклетиана о максимальных ценах (начало IV века н. э.) устанавливались твёрдые цены на продукты питания и расценки на работу ремесленников и других профессий (например, пекарь получал 50 денариев в день, уборщик канала - 25, художник по фрескам - 150). Цены на некоторые продукты питания по категориям:

Птица, цена в денариях за штуку: откормленный фазан - 250, откормленный гусь - 200, павлин - 300 за самца, 200 за самку, пара кур - 60, утка - 20.
Морепродукты, цена в денариях за либру (327,45 г): сардины - 16, маринованная рыба - восемь, но одна устрица за один денарий.
Мясо, цена в денариях за либру (327,45 г): галльская ветчина - 20, луканская колбаса - 16, свинина - 12, матка свиньи - 24, говядина - восемь.
Овощи, цена в денариях за штуку: морковь - 0,24; огурец - 0,4; тыква - 0,4; капуста - 0,8; артишок - 2.
Фрукты, цена в денариях за штуку: яблоко - 0,4; персик - 0,4; фига - 0,16; лимон - 25.
Жидкие продукты, цена в денариях за секстарий (0,547 л): оливковое масло - 40, гарум - 16, мёд - 40, уксус винный - 6.

Завтрак являлся самым лёгким приёмом пищи римлянина и зависел от вида работы, распорядка дня и социального положения. Обычно завтрак проходил между 8-9 часами утра, первоначально римляне употребляли на завтрак похожие на хлеб лепёшки с солью, яйцами, сыром, мёдом, а также иногда оливки, финики, овощи, в богатых домах также мясо и рыбу. К напиткам на завтрак относилась вода, редко молоко и вино. Обедом у римлян назывался лёгкий обед или перекус в 12-13 часов: подавались на обед по большей части холодные закуски, такие как ветчина, хлеб, оливки, сыр, грибы, овощи и фрукты (финики), орехи. Обед был разнообразнее завтрака, но всё же не имел особой важности, поэтому некоторые римляне перекусывали стоя, иногда в качестве обеда разогревалась пища, оставшаяся с ужина прошлого дня. В качестве напитка подавалось вино с мёдом. После обеда жарким летом начиналась, по крайней мере для представителей высшего сословия и солдат, сиеста (meridiatio) продолжительностью 1-2 часа, школы и лавки также закрывались в обеденное время. В высших сословиях, представители которых не работали физически, было принято улаживать дела до обеда. После обеда завершались последние дела в городе, затем шли в термы, и между 14-16 часами начинался ужин. Иногда ужин затягивался до поздней ночи и заканчивался выпивкой. Во времена царей и ранней республики во всех сословиях ужин был очень простым: состоял из каши из зерна - пульса. Более богатые слои населения ели кашу с яйцами, сыром и мёдом. Изредка к пульсу подавали мясо или рыбу. Позднее для большинства населения ничего не изменилось, мясо подавалось лишь на праздники. Многие питались в дешёвых забегаловках или покупали еду на улице, так как не имели возможности готовить в узких квартирах.

Первоначально древние римляне ели в атриуме, сидя у очага, только отец имел право возлежать, мать сидела в ногах его ложа, а дети размещались на скамейках, иногда за особым столом, на который им подавались небольшие порции. Рабы находились в той же комнате на деревянных скамейках или же ели вокруг очага. Позднее стали устраивать особые залы - триклинии - для званых обедов, в которых стали принимать участие и жёны с детьми, им также было позволено есть лёжа. Первоначально этим словом обозначали установленные буквой П трёхместные обеденные кушетки (клинии), затем название закрепилось за самим помещением столовой комнаты. В богатых домах бывало по несколько столовых для разных времён года. Зимний триклиний часто помещался на нижнем этаже, на лето столовая переносилась в верхний этаж, или же обеденное ложе ставилось в беседке, под навесом из зелени, во дворе или в саду. Римляне переняли от греков обычай есть лёжа (около II века до н. э. после походов на Восток). С этой традицией в Древний Рим пришла и мебель: клинии и триклинии - три клинии, окружавшие с трёх сторон небольшой столик для блюд и напитков. Каждое из лож в триклинии имело собственное обозначение: посередине lectus medius, справа от центральной клинии lectus summus и слева lectus imus. На нижней (левой) клинии располагался хозяин дома со своей семьёй, две других предназначались гостям, причём на среднем ложе размещали наиболее важных гостей. Самым почётным местом на каждом ложе было левое, за исключением среднего ложа, где почётным местом считалось правое, которое находилось рядом с местом хозяина. Каждая клиния была рассчитана максимум на трёх человек. К концу существования республики стали входить в употребление круглые и овальные столы. Вокруг такого стола стали устраивать одно ложе в виде полукруга - сигму (ложе для 5-8 человек, изогнутое в форме греческой буквы сигма) или стибадий (полукруглое ложе, на котором могли разместиться только шесть или семь человек). Места на ложе не отделялись подушками, вокруг всей сигмы шла одна подушка в виде валика, на которую и опирались все возлежавшие. Само ложе по-прежнему устилалось коврами. На сигме почётными местами были крайние; первое место было на правом краю, второе - на левом; остальные места считались слева направо.

В большинстве древнеримских хозяйств посуда была из дешёвого дерева или глины, в состоятельных из тонкого стекла, олова, бронзы, серебра, золота, существовала посуда из свинца. Ложки были вроде суповых и десертных для яиц и улиток, но больше ели руками, потому их мыли до еды и во время еды, ещё перед едой могли поменять одежду и помыть ноги. Для напитков использовались: cantharus - кубок с двумя ручками на ножке, cymbium - чаша без ручек в форме лодочки, patĕra- плоская чаша, применявшаяся прежде всего в культовых обрядах; calix - кубок с ручками; scyphus - кубок без ручек; phiăla - чаша с широким дном; scaphium - чаша в форме лодочки. Имелся в обиходе зубной порошок. Кости, листья салата, скорлупа орехов, косточки винограда и прочее - бросались на пол, затем рабы подметали так называемое «собранное», любили делать мозаики на полу в виде объедков, чтобы пьяные их пинали и потешали пирующих.

Заведения быстрого питания в Древнем Риме посещали простые люди из низших сословий (рабы, вольноотпущенные, матросы, носильщики, ремесленники, подёнщики, а по представлению Ювенала, также бандиты, воры, беглые рабы, палачи и гробовщики, которые не имели возможности готовить в своих тесных жилищах, а также рабочий люд и путешественники. Лишь изредка аристократы появлялись в таких заведениях, и те, кого узнавали, могли потерять уважение общества, этот факт могли использовать политические противники. Закусочные и бары служили не только для приёма пищи, но и для общения и развлечения, практиковались игра в кости, выступления танцоров или певцов. Бары и закусочные наполнялись скорее к вечеру и до ночи были открыты, многие были открыты и днём, особенно находившиеся вблизи терм (в имперский период - также и в термах) или других мест массового увеселения. В тавернах подавали недорогое итальянское вино, в Галлии также и пиво, оливки или другие закуски; ели стоя или сидя за столиком. В попинах подавали горох, бобы, лук, огурцы, яйца, сыр, фрукты в зависимости от сезона, несколько мясных блюд для более состоятельных клиентов, пироги и выпечку. В Помпеях было раскопано множество термополиев и попин - забегаловок с прилавками, выходящими на улицу: в помещении находились глубокие сосуды, в которых были котлы с пищей, в попинах зачастую предлагали свои услуги проститутки.

В I веке до н. э. появляются три первых специализированных кулинарных труда Гая Матия о поварском деле, о рыбе и о заготовках. Единственная дошедшая до нас римская кулинарная книга гурмана Апиция появляется в I веке. Произведения Плутарха являются одним из важных источников информации об античном быте и традициях. В «Этике» Плутарх описывает в том числе триклинии, поведение за столом, а также темы для разговоров и развлечения. В V веке в «Сатурналиях» Макробий подробно обсуждает названия многочисленных орехов и фруктов, известных в те времена, и рассказывает об исторических пирах. В VII веке Исидор Севильский в 10-й книге «Этимологии» описывает пищу римлян.

государство Сан-Марино

В Древнем Риме почитание растений было связано с богиней весны, цветов и полевых плодов - Флорой. В ее честь ежегодно устраивали празднества, которые назывались флоралиями. Люди облачались в цветастые наряды, веселились и танцевали, а все вокруг буквально утопало в живых цветах.

Римляне стремились окружать себя живыми цветами и растениями не только в праздники. В период расцвета величайшей цивилизации повсеместное распространение получило садовое искусство. По сохранившимся письмам писателя и философа Плиния Старшего можно восстановить внешний облик сада на его собственной вилле: «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина - Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен ».

Такой вот плющелистный ноябрь

«Деревья переселились в город», - так говорил о садах Древнего Рима поэт Марциан. Сады располагались даже на крышах домов, где имелись вазы для цветов, изящные статуи и небольшие водоемы. Кстати, в Древнем Риме появилась мода на зимние сады. Известно, что действовал особый закон, который запрещал возводить жилые постройки так, если бы они закрывали солнечный свет, что падал в окна соседних домов. В жилых комнатах устанавливались широкие подоконники для того, чтобы можно было иметь небольшой собственный садик. В богатых же домах была возможность обзавестись садом с колоннадой во дворе. Там выращивали фиалки, лилии, розы. Цветы, как правило, ввозились из Египта, Греции и Карфагена. Стены домов украшали различными фресками.

город Неми

Кроме декоративных садов выращивались плодовые деревья и виноградники. Садовники были настоящими мастерами своего дела, прививая культуры. Знаменитого древнеримского поэта Вергилия это вдохновило на создание целой поэмы. Приведу четверостишье:

Плод ореха привить к земляничному дереву можно,
Бесплодный платан здоровую яблоню носит,
Бук - каштана плоды; на ясене диком белеет
Грушевый цвет; и свинья под вязами жёлуди давит.

Но все же декоративные сады преобладали, и поэт «золотого века» древнеримской литературы Гораций возмущался, что бесполезные розы вытеснили по-настоящему полезные и необходимые оливки и виноград. Но розы имели гораздо большее значение, чем просто украшение. Роза являлась символом богини любви и красоты - Венеры. Сказать, что в Риме существовал культ этого цветка - не сказать ничего. Влюбленные юноши одаривали цветами девушек, которые, в свою очередь, принимали ванны с розовой водой, сохраняя таким образом молодость кожи. А если в доме над столом висит розовая веточка - это знак того, что все сказанное здесь сохранится в тайне. Поэтому в обиход вошло выражение Sub rosa dictum - с латинского «сказано под розой», а значит, должно остаться в секрете. Даже суровые гладиаторские бои не обходились без роз: в честь победителя устраивали «звездопад» из лепестков. Римские воины наделяли хрупкий цветок огромной силой и мужеством, поэтому их щиты украшали изображения роз, а вместо шлемов на головах появлялись венки.

С прекрасными цветами связана и трагичная история. Юный римский император Марк Аврелий Антонин Гелиогабал из династии Северов во время пира приказал осыпать веселящихся людей лепестками роз. Но их оказалось так много, что пирующие просто задохнулись под благоухающими цветами. Эта история легла в основу сюжета для картин «Розы Гелиогабала» Лоуренса Альма-Тадемы и «Погребение в цветах» П.А. Сведомского. По другой легенде, жестокий правитель собрал своих врагов в зале и засыпал их лепестками цветка Венеры до смерти.

Еще одно примечательное растение с символическим значением - фиалка. Жители Древнего Рима считали фиалку целебным цветком, поэтому она была важным компонентом в составе вина. Основные религиозные праздники сопровождались букетами фиалок, а их выращиванием и культивированием занимались специальные люди.

Цветение мака римляне связывали с хорошим урожаем. Богиня плодородия Церера во время путешествий по свету не могла найти себе покоя и отдыха. Боги вырастили для Цереры маки, она увидела их, набрала себе букет и уснула. Проснувшись, богиня обнаружила целую поляну красных цветов.

Римская кухня времен империи, о которой сообщают множество источников, а позднее, уже на закате империи, весьма полно описанная в кулинарной книге Апиция (около 400 года н.э.), на первый взгляд кажется невероятно далекой от нас. Дистанция, впрочем, уменьшается, когда мы осознаем, что к ней восходят основные черты и средневековой кухни, и кухни Возрождения, а многое, в своем развитии, дошло и до наших дней, став основой общепризнанной средиземноморской кухни - самой здоровой и полезной в мире.

Разнообразие

К V веку до нашей эры в богатых городах античного мира начали появляться общественные пекарни. Ячменный хлеб (очень полезный) считался в то время пищей бедняков. Более зажиточные предпочитали пшеничный хлеб.
Хлеб и крупы были главными продуктами в античном мире. Из них готовили похлёбки и каши, такие, как маза - смесь муки, мёда, соли, оливкового масла и воды; турон - смесь муки, тёртого сыра и мёда. Многие продукты перед приготовлением посыпали ячменной мукой. Обильно использовались фасоль и другие бобовые растения.

Уже в бронзовом веке знали и использовали большое количество овощей. Обычно их приправляли пряностями. Иногда в овощные блюда добавляли баранину или говядину, но мясо домашних животных было дорого, и широко использовались охотничьи трофеи - мясо диких зверей и птиц, водившихся тогда в изобилии.

Национальным супом древних римлян был борщ - специально для него выращивали много капусты и свёклы. Даже великий поэт Гораций считал своим основным делом выращивание капусты. Впоследствии этот прекрасный суп распространился среди многих народов мира. (Приписывать изобретение борща украинцам или блинов русским, или шашлыка кавказским народам - то же самое, что приписывать кому-либо из наших современников изобретение колеса; эти древние блюда появились задолго до возникновения современных народов).

Древним римлянам был известен способ приготовления изделий во фритюре. Таким образом готовили очень популярные тогда «глобули» - шарики из теста, обжаренные в оливковом масле или топленом сале, смазанные медом и посыпанные маком, а также многие другие изделия из теста или морепродуктов.

Из Древнего Рима в международную кухню пришли и салаты. Под салатом вначале понималось одно единственное блюдо, состоявшее из нарезанных эндивия, петрушки и лука, приправленных медом, солью, уксусом, иногда с добавкой оливкового масла (а после I века н.э. и с добавкой молотого черного перца). Таким образом, салаты были известны 2500 лет назад, хотя только в конце XVI - начале XVII века салаты вышли за пределы Апеннинского полуострова и попали во Францию, вначале как изысканное придворное блюдо, подаваемое к жаркому. Обогащенные французской кулинарией, разнообразные салаты быстро распространились по всему миру, став непременным блюдом международной кухни. Во второй половине XIX века салаты вошли и в состав китайской императорской кухни, а затем стали обычным блюдом кухонь всей юго-восточной Азии.

Античные народы любили молочные блюда и сыры. Любопытно, что пить цельное молоко считалось излишеством, вредным для здоровья взрослых, и его всегда разбавляли водой. Это был один из распространённых напитков, наряду с ячменной водой (вроде современного кваса) и разбавленным вином.

Широко использовались и изделия из рубленого мясного фарша, из которого на решетках жарили плоские круглые (диаметром около 8-10 см и толщиной 2-3 см) подобия современных рубленых бифштексов. Такие «котлеты» были древнеримским вариантом современного фастфуда - их обычно жарили прямо на улице и продавали, выкладывая на кусок хлеба.

Разумеется, в древнеримской кулинарии в изобилии применялось всё богатство свежей рыбы и морепродуктов, которым щедро снабжало море. Так что даже питание бедняков было и разнообразным, и полноценным.

Меню всегда завершали молоко, сыр, мёд и оливковое масло. В I веке до н. э. в садах Италии появились восточные фрукты: вишни, персики и абрикосы. Лимоны и апельсины попали в Италию гораздо позднее - из Испании, куда их завезли арабы.

Римляне усиленно развивали виноградарство, и обычно пили вино, разбавленное холодной или горячей водой - в горячем виде этот напиток служил им вместо чая, которого они не знали. Римляне считали пиво напитком презренных варваров («Вино - напиток героев, пиво - напиток варваров») и в своих колониях на Средиземноморском побережье распространяли виноградарство и виноделие. Во время римского господства Галлия превратилась в страну виноделия (за что современные французы древним римлянам весьма признательны). Как в Испании, так и в Галлии, исконным напитком местных нецивилизованных народов было пиво, которое вышло там из употребления лишь в первые столетия нашей эры, когда дикие жители этих провинций приблизились по уровню развития к римлянам и грекам.

Пряности, приправы и вкусовые оттенки

В Древнем Риме пряности называли «salsu» - едкие, острые, вкусные. То же самое значение имеет и латинское слово «scitamente» - название семейства пряных растений. Оно означает «лакомое, отборное, вкусное кушанье». Это относилось к пряным растениям тропиков - кардамону, имбирю, галганту и др.

Древние римляне знали большинство известных нам теперь экзотических пряностей и, кроме того, некоторые совершенно вышедшие теперь из употребления, вроде нарда и коста. Из Южной Азии они получали черный перец, пипул, кубебу, корицу, кинамон и кассию, гвоздику, имбирь, со Среднего Востока - асафетиду, из Африки - мирру и амомум, из Малой Азии - шафран, из Средиземноморья - лавровый лист и либанотис (иссоп).

Также в качестве пряностей римская кухня использовала «laser», смолу с чесночным вкусом и едким запахом, которая добывалась из корня ферулы, а позднее (это растение исчезло по неизвестным причинам уже в I веке н.э.) - из растения «аsa foetida», которое и сегодня используют на Востоке, а также нард, сумах дубильный, соссюрею и миртовые ягоды.

В I веке стремительно распространяется перец, Плиний в «Естественной истории» изумляется успеху этой приправы. В книге Апиция перец входит почти во все рецепты, включая сладости и даже вина. Другие пряности используются почти исключительно в медицинских целях и при изготовлении духов.

Панорама применения специй расширяется уже в «Excepta», приложении к кулинарной книге Апиция, представленном как выдержки из того же текста, но в действительности написанном веком позднее (между V и VI веками) неким Винидариусом, вероятно, остготом, жившим в Северной Италии. Здесь появляются новые специи, в том числе имбирь и шафран, причем последний - со специфической целью окрашивания, которая позже станет типической чертой средневековой кухни. В одной из средневековых рукописей, сохранивших текст кулинарной книги Апиция, в приложенных к нему списках продуктов упоминается также гвоздика.

Приобретение пряностей в древнем Риме составляло одну из важнейших статей расходов, ибо ценились они чрезвычайно высоко. Плиний жаловался, что ежегодно на экзотические ароматические снадобья тратится до 50 миллионов сестерций (около 4 миллионов рублей золотом) и что эти товары продаются на рынках Империи в 100 раз дороже первоначальной стоимости.

Однако, несмотря на это, никто из римских купцов не отваживался самостоятельно отправиться в далекие земли за пряностями, и выгодная для восточных купцов посредническая торговля продолжала процветать вплоть до заката Римской империи.

Тем не менее, даже через посредническую торговлю рабовладельческий Рим в течение нескольких столетий аккумулировал со всего света не только сокровища в виде золота, серебра и драгоценных камней, но и несметные по тем временам количества пряностей из Азии и Африки. Интересно, что когда полчища варваров вестготского короля Алариха I обрушились в 408 году на Рим, они потребовали в качестве дани не только 5000 фунтов золота, но и 3000 фунтов перца - как еще большую драгоценность!

Особенно популярен был широко производимый в Римской империи знаменитый острый соус гарум - его готовили из рыбьих потрохов, вымоченных в оливковом масле с разными травами и выдержанных в течение 3-4 месяцев. Римляне всё приправляли гарумом. В городах изготовление соуса было запрещено из-за распространения запаха. По всей империи соус рассылался в маленьких амфорах и полностью заменил в некоторых регионах соль.

В эпоху Рима кислое значило в первую очередь уксус, сладкое значило мед. Многие рецепты Апиция предусматривают одновременное употребление обоих этих продуктов.

Таким же образом смешиваются сладкое и соленое, и во многих блюдах мед соседствует с гарумом. В большинстве рецептов Апиций рекомендует его со специфической целью - посолить блюдо. Он пишет: «Если блюдо пресно, добавь гарум; если солоно - немного меда».

Кисло-сладкий вкус и вообще тенденция смешивать вкусы передавалась из поколения в поколение, адаптируясь к исторической ситуации, но никогда не исчезая вовсе. То же самое можно сказать об употреблении пряностей, резких и острых вкусов, смешанных со сладкими, солеными и кислыми: это тоже отличительная черта кухни Средневековья и Возрождения, чьи истоки следует искать в кулинарных традициях Древнего Рима. Иными словами, если германская культура и сыграла первостепенную роль в становлении последующих средневековых предпочтений, касающихся ресурсов и продуктов питания, то на уровне вкусового восприятия она, напротив, не ввела новых по существу элементов: здесь, как и в других областях, римская традиция одержала победу, завоевав германских завоевателей.

Следы римской кулинарной модели видны в послании «De observatione ciborum» , написанном в начале VI века греческим врачом Антимом, прибывшим в Италию к равеннскому двору Теодориха, короля готов. Это первый трактат по диететике и гастрономии в средневековой Европе.

Упоминание таких ароматических растений, как нард и сумах, обычай варить в меду и уксусе, описание типично римских соусов, например, «ossimele» (на основе меда и уксуса) или «enogaro» (на основе вина и гарума), использование меда как приправы к вину и воде - все это признаки культуры, не просто не похороненной, а прочно вошедшей в обиход.

Она просуществует еще многие века: в VIII веке купцы из Комаккио торговали гарумом вдоль реки По; еще в IX веке инвентарные описи монастыря в Боббио (в пьячентинских Апеннинах) регистрируют приобретение двух сосудов с гарумом на рынке в Генуе для нужд пропитания братии. Возможно, речь шла об импортных продуктах: на эту мысль наводит упоминание Комаккио и Генуи, центров морской торговли. Кроме того, производства гарума определенно располагались в Адриатическом бассейне, в Истрии - как мы знаем из письма Кассиодора (VI век) - и в Византии. Этим путем - через торговые отношения с Византией, прямо унаследованные от Рима, - также поддерживалась связь с римской гастрономической традицией.

Как приготовить...

Caroenum (Кароенум)
Кипяченое виноградное сусло. Молодое вино или виноградный сок кипятится до тех пор, пока жидкость не выкипит наполовину.

Defritum (Дефритум)
Очень густой сироп из инжира. (По другим сведениям его готовили также и из винограда). Сок кипятится до тех пор, пока не выкипит две трети.

Passum (Пассум)
Очень сладкий винный соус. Еще более густой, чем кароенум и дефритум. Готовится из молодого вина или виноградного сока. Его кипятят, пока не загустеет.

Garum (Гарум) - соленый рыбный соус. Вот его приблизительный рецепт:
Взять мелкую рыбу или скумбрию, положить в лохань, засыпать солью из расчета на 9 частей рыбы 1 часть соли (по объему). Хорошо все размешать. Оставить на ночь. Затем все переложить в глиняный сосуд и поставить на солнце. Выдерживать, периодически помешивая 2-3 месяца. Можно добавить выдержанное вино из расчета: 2 части вина на одну часть рыбы.

Откуда произошло слово «монета»?

Римская богиня Юнона имела титул Монета, что в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого титула произошло общее название денег - ‘money’. Кстати, первоначальное значение слова «монета» вступает в силу, когда мы подбрасываем её в поисках совета.

Что, прочно ассоциируемое у нас со Швейцарией, умели делать древние римляне?

Швейцарский армейский нож, появившийся в конце 19 века, имеет гораздо более ранний прототип. В одном из кембриджских музеев представлен универсальный складной инструмент родом из Древнего Рима. В его состав входят ложка, вилка, лезвие, шпатель, зубочистка и даже специальный шип для выковыривания мяса из улиток.

Жена какого римского императора содержала публичный дом и сама работала там проституткой?

Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.

Как связаны между собой Канарские острова и канарейки?

Ошибочно считать, что Канарские острова получили своё название от большого количества живущих там канареек. На самом деле наоборот - именно птицы были названы в честь островов. А название Канарские восходит к латинскому слову canis - собака. Так назвали остров римляне, когда столкнулись с его обитателями, обожествлявшими собак. И сегодня на гербе Канарских островов щит поддерживают именно собаки.

Чем катапульта отличается от баллисты?

Изначально в античные времена термином «катапульта» называли орудие, которое метало стрелы по настильной траектории, а термином «баллиста» - орудие, метающее камни или ядра по навесной траектории. К закату Римской империи значения поменялись: теперь баллистами стали называть стреломёты, а катапультами вообще любые метательные машины с торсионным принципом действия. Эта путаница с названиями и пониманием книг о древнем оружии царит по сей день.

Какое назначение имели древнеримские монеты с изображёнными на них сценами половых актов?

В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток - спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты - как правило, люди в различных позах в момент полового акта.

Кто в Древнем Риме не имел личных имён?

Древнеримские женщины не имели личных имён. Они получали лишь родовое имя, например, Юлия, если она родилась в роде Юлиев. Если в одной семье было несколько дочерей, к их родовым именам добавляли порядковые преномены: Сегунда (вторая), Терция (третья) и т.д.

Какой юридический термин в древности означал просто «кусок дерева»?

Латинское слово codex означало «кусок дерева». Именно на деревянных дощечках, смазанных воском, были изготовлены первые книги в привычном нам формате, а не в форме свитка. Позже вместо дерева римляне для кодексов стали использовать пергамент. В 3 веке в виде кодекса было издано собрание императорских конституций. Сегодня в русском языке слово «кодекс» используется именно для названий сводов законов.

Где появились первые варвары?

Слово «варвар» возникло в Древней Греции. Им называли всех чужаков, не говорящих по-гречески (для греков непонятная речь этих чужаков сливалась в звуки «вар-вар»). Римляне заимствовали это слово, называя варварами все народы, кроме себя и греков. Хотя арабы тоже попадали в данный список, они адаптировали это слово и прозвали всех не-арабов Северной Африки берберами. Позднее слово «варвар» вошло во множество других языков в аналогичном значении - для обозначения иностранцев, представителей чужой и непонятной культуры.

Каких животных назвали так же, как называли привидений в Древнем Риме?

В Древнем Риме лемурами называли души умерших, не нашедших покоя в царстве мёртвых и возвращавшихся по ночам в мир живых, пугая и преследуя людей. Когда в 16 веке первые европейцы попали на Мадагаскар и встретили небольших зверьков с огромными светящимися в темноте глазами, то вспомнили о римских суевериях и тоже назвали их лемурами.

Каким жестом древние римляне приказывали убить поверженного гладиатора?

Мнение о том, что древнеримские зрители в Коллизее выбирали жизнь или смерть для побеждённого, направляя большой палец вверх или вниз, ошибочно. Оно возникло после появления картины ‘Pollice Verso’ художника Жана-Леона Жерома, который неправильно перевёл латинский текст. На самом деле отогнутый в любом направлении (вверх или вниз) большой палец означал смерть для побеждённого, символизируя обнажённый меч. А чтобы даровать жизнь, зрители показывали сжатый кулак, намекая на меч, спрятанный в ножны.

Где и когда в театре совершались настоящие убийства на сцене в соответствии со сценарием?

Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.

Какое заклинание древнеримские врачи считали исцеляющим?

Заклинание «абракадабра» впервые было упомянуто в трудах Серена Саммоника, который жил во 2 веке и был врачом римского императора Каракаллы. Это слово нужно было записать на амулете в столбик 11 раз, каждый раз отнимая последнюю букву. Такая запись должна была постепенно ослаблять силу злого духа и способствовать выздоровлению больного.

Почему древние римляне при записи имён всегда сокращали их?

У римлян было мало личных имён - примерно 70, из которых реально использовались порядка 20. В записи они сокращались до 1-3 букв. Например, имя Публий сокращалось до P., так как других распространённых имён на эту букву не было, и все понимали, что имеется ввиду.

Почему в Риме сохранилась только одна бронзовая дохристианская статуя?

Когда римляне приняли христианство, они массово стали уничтожать дохристианские статуи. Единственная бронзовая статуя, пережившая средневековье, - это конная статуя Марка Аврелия, и только потому, что римляне принимали его за первого христианского императора Константина.

Когда и где в армии применялась казнь по жребию?

В древнеримской армии существовал высший вид казни под названием децимация - казнь каждого десятого. Наказываемое подразделение разделялось на десятки независимо от ранга и срока службы. Каждая десятка бросала жребий, и того, на кого он выпадал, казнили его же девять товарищей.

Когда Рим более 40 дней был совершенно пустым?

В 547 году готы под предводительством вождя Тотилы разрушили Рим и выгнали всех его жителей. Более 40 дней Рим был совершенно пустым.

Какая война сделала Рим союзником Карфагена?

Первая пуническая война завершилась поражением Карфагена от Рима и Сиракуз. Сразу после неё вспыхнуло восстание карфагенских наёмников, которым перестали платить жалованье. По разным причинам и Рим, и Сиракузы оказали недавнему врагу помощь в подавлении восстания. А ещё через 20 лет они вступили с Карфагеном в новую войну.

Где построили храм лысой Венере?

В древнеримском городе Аквилея был построен храм Венере, уникальный в своём роде - в нём размещалась статуя лысой Венеры. Этот храм стал благодарностью женщинам города, пожертвовавшим свои волосы для луков и катапульт во время длительной осады города, в результате чего удалось удержать оборону.

Где сыновья могли получить в качестве имени порядковое числительное?

В Древнем Риме существовала традиция давать личное имя только четырём старшим сыновьям, а остальным в качестве личного имени могли служить порядковые числительные: Quintus (пятый), Sextus (шестой), Septimus (седьмой) и так далее. Со временем эти имена стали общеупотребительными, и как следствие, человек, носящий имя Секст, не обязательно был шестым сыном в семье.

Каким образом римляне переманивали чужих богов?

При войнах с другими народами древние римляне нередко проводили обряд эвокации. Он заключался в обращении к богам соперника с предложением оставить этот народ и перейти на сторону римлян, которые обязуются установить необходимую службу этим богам.

Какому богу объявил войну Калигула?

Римский император Калигула однажды объявил войну богу морей Нептуну, после чего привёл войско к берегу и приказал солдатам бросать свои копья в воду.

Откуда взялось выражение «деньги не пахнут»?

Когда сын римского императора Веспасиана упрекнул его в том, что он ввёл налог на общественные уборные, император показал ему поступившие от этого налога деньги и спросил, пахнут ли они. Получив отрицательный ответ, Веспасиан сказал: «А ведь они - от мочи». Отсюда произошло выражение «деньги не пахнут».

Когда существовали рабы, волосы которых использовались как салфетки?

Древние римляне ели руками. У богатых граждан были специальные рабы, о волосы которых вытирали руки после еды.

Почему Цезарь любил носить лавровый венок?

Гай Юлий Цезарь с удовольствием пользовался присвоенным ему правом постоянно носить лавровый венок, так как быстро лысел.

Как в Древнем Риме забывали о злодеяниях преступников?

В Древнем Риме к государственным преступникам применялось особое посмертное наказание - проклятие памяти. Любые материальные свидетельства о существовании преступника - статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях - подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем. Могли быть уничтожены и все члены семьи преступника.

Кто ввёл високосный год?

Високосный год ввёл Гай Юлий Цезарь. 24-ое февраля называлось «шестой день перед мартовскими календами», а дополнительный день пришёлся на следующие сутки и стал «вторым шестым днём», по-латински «bis sextus», откуда и произошло слово «високосный».

Итальянская кухня всемирно известна благодаря своим макаронным изделиям и пицце. Но, что же встречалось на трапезных столах в Италии несколько тысячелетий назад, что ели древние римляне на завтрак, обед и ужин? Все о меню древних римлян разузнала корреспондент .

Каждый человек не раз принимал участие в торжественных трапезах с обильным угощением и выпивкой. Примерно то же самое, только в больших масштабах делали и жители Древнего Рима. Завтрак и обед проходили незаметно, зато ужину уделялось огромное внимание. Давайте окунемся в атмосферу древнеримской трапезы и узнаем, от чего ломились торжественные столы? Активное развитие кулинарного искусства в Риме началось еще III веке до нашей эры. Уже тогда были разработаны основные принципы здорового питания, изобретены ставшие традиционными сочетания продуктов и необычные для тех времен блюда. Кстати, некоторыми из этих античных кулинарных открытий мы пользуемся и сегодня. Пища небогатых жителей древнего Рима была проста и практически не менялась веками, а вот среди богатого населения была мода на изысканную пищу и многочасовые (!) пиры.
Вечерняя трапеза иногда длилась до десяти часов, а традиционный пир в древнем Риме состоял из трех частей. На пирах сначала подавали закуски, а затем - обильное второе и лишь в конце наступало время полакомиться десертом. В принципе, все как и сейчас.

Еду в столицу Империи везли со всех концов богатой и могущественной страны, а столы ломились от ароматных яств. Поджаренный питон, начиненный дикими утками и лебедями, жираф, слоновьи хоботы, груды засахаренных языков фламинго, запеченные аисты и новорожденные мышата, запеченные в меду, - это только малая часть той экзотики, которая встречалась на богатых столах древних римлян. И, конечно, все это обильно запивалось реками вина.

Древнеримский рог изобилия

Хлеб и разные крупы - основные продукты Древнего Рима, которые в своей массе использовались в приготовлении различных похлебок и каш. Кроме того, перед приготовлением большинство продуктов посыпали мукой из ячменя, а еще во многие блюда входили фасоль и бобовые.

Древние римляне пользовались и таким популярным в наше время способом готовки, как фритюр. Во фритюре они готовили всеми любимое тогда блюдо «глобули» - своеобразные мячики из теста, обжаренные в оливковом масле, обмазанные медом и посыпанные сверху маком. Часто готовили во фритюре и морепродукты.

Именно Древний Рим можно считать родиной полюбившихся нам салатов. Прообраз современных салатов был известен еще две с половиной тысячи лет тому назад. Однако изначально салатом называли смесь из нарезанного эндивиля, лука и зелени петрушки, которую приправляли медом, посыпали солью, поливали уксусом и иногда - оливковым маслом.


Кроме того, древние римляне очень любили блюда из рубленого мяса. Подобие современных котлет или бифштексов поджаривали на решетке прямо на улице. Затем такие котлеты клали горячими на кусок хлеба и сразу же подавали к столу. Наверное, это и был первый в мире фаст-фуд. В первую очередь, ценилось свиное и козье мясо, говядина использовалась очень редко, только тогда, когда быков приносили в жертву богам. В любом случае мясо было очень жестким, его очень редко жарили, зато долго разваривали в бульонах.


Популярной на праздничных столах была и дичь, которая украшала великолепное застолье. Специально для пиров богатые римляне разводили фазанов, цесарок и даже павлинов. Кстати, при императоре Августе для пиров готовили блюда из аистов, а при римском императоре Тиберии особенно популярны были соловьиные языки!


Конечно, в изобилии древнеримской кухне использовалась вся свежая рыба и множество морепродуктов. Рыба стоила намного дороже мяса, поэтому ели ее только богатые римляне. Самой лакомой и дорогой рыбой считалась «mullus», потому что ее единственную из всех не удавалось откормить в неволе. Нам эта рыба известна как «барабулька», правда, более красочный ее вариант.

Любимыми национальными супами древних римлян были различные щи и борщи. Специально для этого выращивали много капусты, свеклы, а также лука. Жители древнего Рима также любили и молочные продукты, сыры. Молоко добавляли в разные блюда, в том числе и в выпечку. Со временем распространенным занятием стало изготовление сыров, их могли себе позволить даже самые бедные римляне.

А вот пить цельное молоко считалось роскошью, причем вредной для здоровья взрослого человека, поэтому оно всегда разбавлялось питьевой водой. Это был обычный повседневный напиток, так же как и разведенное вино.