Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Управление качеством: кем работать и востребована ли специальность? 27.03 02 управление качеством прикладной устро

27.03.02 Управление качеством

Управление качеством – что это и зачем?

«Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет качество»

Долгое время считалось, что управление качеством сводится лишь к предупреждению брака готовой продукции. Сегодня управление качеством – это одно из важнейших направлений менеджмента, которое призвано организовать работу предприятия таким образом, чтобы потребитель всегда получал продукцию или услугу высокого качества. В международной практике выработаны специальные процедуры, методы и инструменты, в совокупности составляющие систему менеджмента качества. В мире насчитывается свыше 1 миллиона компаний, внедривших современные системы менеджмента качества. В России таких организаций пока около 30 тысяч, но их число постоянно растет.

Проблема качества никогда не теряет своей актуальности, она, по существу, постоянна. Качество, сегодня воспринимается уже не как абстрактная категория, а как стратегическая задача, от успешного решения которой во многом зависит стабильность российской экономики, ее место в мировом производстве и распределении. Именно поэтому в Кубанском государственном университете на кафедре Мировой экономики и менеджмента открыто направление подготовки бакалавров 27.03.02 «Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах».

Будущая деятельность выпускника этого профиля будет заключаться в непрерывном совершенствовании бизнес-процессов в организации (предприятия) с целью повышения ее престижа и конкурентоспособности, что требует особых знаний, умений и навыков, как инженерно-технических, так и в значительной мере экономических, организационных, социально-психологических. Особый менталитет будущих специалистов выражается в осознании миссии менеджмента качества, как фактора, непосредственно влияющего на качество жизни населения.

Краткий фильм посвященный каф. мировой экономики и менеджмента

Квалификация

Выпускники Кубанского государственного университета по направлению подготовки «Управление качеством» получают квалификацию – «бакалавр». Бакалавр по управлению качеством: – это не просто сотрудник, контролирующий качество выпускаемой продукции, это высококлассный специалист и профессионал, знающий как организовать работу предприятия, чтобы потребитель продукции был доволен, а клиент сервисной фирмы удовлетворен оказываемыми услугами; – это менеджер среднего звена, способный вовлечь всех сотрудников предприятия в улучшение качества и обладающий для этого необходимыми техническими, экономическими и организационными навыками.

Бакалавр по управлению качеством может:

  • разрабатывать, внедрять и осуществлять функционирование современных моделей систем менеджмента качества;
  • решать прикладные задачи повышения качества продукции и услуг;
  • разрабатывать и принимать участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
  • анализировать причины брака и выпуска продукции низкого качества, разрабатывать мероприятия по их предупреждению;
  • проводить консалтинг, внешний и внутренний аудит действующих систем менеджмента качества;
  • организовать работу исполнителей, находить и применять управленческие решения в условиях различных мнений.

Востребованность

Особенность профиля «Управление качеством в социально-экономических системах» связана с широкими возможностями трудоустройства. В России постоянно растет потребность в специалистах, способных разрабатывать и использовать системы менеджмента качества (СМК), как для совершенствования алгоритмов деятельности предприятий, так и для применения в их рамках наиболее эффективных процедур оценки и контроля качества продукции, позволяющих завоевать доверие потребителя.

Приобретенная квалификация позволит выпускникам работать как в службах по управлению качеством, в органах стандартизации и сертификации, так и в многоплановой системе сервиса, в том числе в системе государственных услуг:

  • руководителями, специалистами центра стандартизации, метрологии и сертификации;
  • специалистами отделов внешнеэкономической деятельности предприятий;
  • специалистами органов по сертификации;
  • экспертами, аудиторами системы менеджмента качества.

Деятельность по управление качеством распространяется практически на все бизнес – процессы предприятий различных отраслей, поэтому специалист по качеству может работать в отделах и службах:

  • управления качеством;
  • маркетинга;
  • стратегического планирования;
  • конструкторских и технологических бюро;
  • в отделе технического контроля и исследовательских лабораториях;
  • системного менеджмента и мониторинга процессов (разработка и аудит СМК);
  • продаж и обслуживания клиентов, а также в претензионном отделе;
  • в учебном центре предприятия и др.

Факультет и кафедра заботится о трудоустройстве выпускников и не прерывает связи с ними. Активные и проявившие себя во время учебы студенты рекомендуются предприятиям и организациям-партнерам в качестве потенциальных сотрудников. Тем, кто заинтересован продолжить свое образование, предоставляется возможность обучения на магистерских программах кафедры Мировой экономики и менеджмента.

Методическое и техническое обеспечение

По каждому предмету студенты обеспечиваются лекционным и практическим материалом. При обучении используются современные образовательные и компьютерные технологии (мультимедиа). На факультете имеются: локальная сеть, 4 компьютерных класса, оснащенных современными компьютерами, программным оборудованием и выходом в INTERNET, имеются мобильные ноутбуки, в учебных аудиториях находятся интерактивные доски и проекторы для проведения презентаций.

Руководство кафедры и факультета значительное внимание уделяет созданию современной материально-технической базы для обеспечения учебного процесса.

Преподаватели

Подготовку профиля осуществляет кафедра мировой экономики и менеджмента. Сотрудниками кафедры являются 13 профессоров, более 25 доцентов. Кафедра является крупнейшей в Кубанском государственном университете. С момента основания кафедру возглавляет Почетный работник высшего профессионального образования, Заслуженный экономист РФ, Лауреат премии правительства РФ в области науки и техники, декан экономического факультета, доктор экономических наук, профессор Шевченко Игорь Викторович.

В подготовке бакалавров по профилю «Управление качеством в социально-экономических системах» участвует большинство преподавателей кафедры, ведущими среди которых являются: д.э.н., профессор Зарецкий А.Д., д.э.н., профессор Дармилова Ж.Д., д.э.н., профессор Дробышевская Л.Н, д.э.н., профессор Егорова Л.И., д.э.н., профессор Кизим А.А., к.э.н., доцент Александрин Ю.Н., к.э.н., доцент Александрова Е. Н., к.э.н., доцент Бекирова С.З., к.э.н., доцент Иванова Т.Е., к.э.н., доцент Милета В.И., к.э.н., доцент Мудрова Л.И., к.э.н., доцент Поддубная М.Н., .к.э.н., доцент Толстова А.З., и другие преподаватели.

Для ведения занятий привлекаются также лучшие преподаватели других кафедр экономического факультета, а также смежных факультетов. Так, преподавание по дисциплинам математического и естественно-научного цикла осуществляют ведущие доценты и профессора физико-технического факультета, факультета химии и высоких технологий, математического факультета, факультета компьютерных технологий и прикладной математики.

Программа обучения

Основу учебной программы составляют дисциплины управления качеством, технические и экономические дисциплины, что обеспечивает широкий спектр знаний, умений и навыков выпускника.

Перечень дисциплин учебного плана направления подготовки бакалавров «Управление качеством» (профиль «Управление качеством в социально-экономических системах»):

Макроэкономика

Экономико-математические методы и модели

Иностранный язык

Инженерная и компьютерная графика

Бизнес-планирование

Безопасность жизнедеятельности

Статистика

Основы риск-менеджмента

Философия

Инновационная экономика

Организация коммерческой деятельности

Математика, в т. ч.:

Правоведение

Организационное поведение

Линейная алгебра и аналитическая геометрия

Основы права

Управление системой поставок

Дискретная математика и математическая логика

Методы и средства измерений, испытаний и контроля

Логистика

Математический анализ

Аналитические методы в квалиметрии

Управление процессами

Теория вероятностей и математическая статистика

Теоретические основы электротехники и электроники

Экономика

Материаловедение

Проектный менеджмент

Сопротивление материалов

Квалиметрия

Управление качеством в финансовой сфере

Русский язык и культура речи

Технология и организация производства продукции и услуг

Управление персоналом

Информатика

Менеджмент

Всеобщее управление качеством

Концепции современного естествознания

Маркетинг

Патентно-лицензионная деятельность

История и концепции управления качеством

Теоретическая инноватика

Бизнес-анализ

Социология

Бухгалтерский учет

Взаимодействие государства и бизнеса в обеспечении качества

Микроэкономика

Финансы и кредит

Аудит качества

Качество жизни

Налоги и налогообложение

Оценка качества государственных и муниципальных услуг

Психология и педагогика

Контроллинг в экономических системах

Качество социальных услуг и программ

История Кубани

Системный анализ, оптимизация и принятие решений

Сертификация систем качества

Информационные системы и базы данных

Теория автоматического управления

Организация системы менеджмента качества

Экология

Конкурентоспособность и бренды товаров

Товароведение и экспертиза товаров

Информационные технологии в управлении качеством и защита информации

Эконометрика

Корпоративная социальная ответственность

Средства и методы управления качеством

Метрология, стандартизация и сертификация

Физическая культура

Содержание направления подготовки
Направление подготовки ориентировано на сферу профессиональной деятельности, в рамках которой проводится анализ качества продукции (работ или услуг) и разрабатываются меры, воздействия на процесс создания продукции/услуг с целью обеспечения наиболее высоких показателей качества за счет внедрения мероприятий по контролю качества и принятию управленческих решений.

Профиль:
Управление качеством в машиностроении

Профессии, которые может выбрать выпускник:

  • Инженер;
  • Специалист по контролю и управлению качеством;
  • Ведущий работник центров стандартизации, сертификации и метрологии;
  • Эксперт органов по сертификации;
  • Аудитор систем качества.

Уровень образования: бакалавриат

Срок обучения: 4 года (очно), 5 лет (заочно)

Вступительные испытания (ЕГЭ): математика (проф.), русский язык, физика

Целевое обучение: имеется

Базовые кафедра(а): Управление качеством и исследования в области новых материалов и технологий в АО «Композит» (г. Королев);
Метрологическое обеспечение качества продукции на территории в ФГБУ «Главный научный метрологический центр» Министерства обороны Российской Федерации (г. Мытищи);
Технологии разработки, производства электронно-компонентной базы и электронных модулей в ООО «РАДИОАВТОМАТИКА» (г. Реутов)

Предприятия – партнеры:

  • ОАО «НПО ИТ»;
  • НИИ космических систем им. А.А. Максимова - филиал АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева;
  • АО «НПО Измерительной техники»;
  • Конструкторское бюро химического машиностроения - филиал АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева;
  • ФКП «НИЦ РКП».

Выпускающая кафедра: Управления качеством и стандартизации

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает разработку, исследование, внедрение и сопровождение в организациях всех видов деятельности и всех форм собственности систем управления качеством, охватывающих все процессы организации, вовлекающих в деятельность по непрерывному улучшению качества всех ее сотрудников и направленных на достижение долговременного успеха и стабильности функционирования организации.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются системы менеджмента качества, образующие их организационные структуры, методики, процессы и ресурсы, способы и методы их исследования, проектирования, отладки, эксплуатации, аудирования и сертификации в различных сферах деятельности.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

производственно-технологическая,

организационно-управленческая,

проектно-конструкторская;

производственно-конструкторская.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией, ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

непрерывное исследование производственных процессов с целью выявления производительных действий и потерь;

выявление необходимых усовершенствований и разработка новых, более эффективных средств контроля качества;

технологические основы формирования качества и производительности труда;

организация работ по внедрению информационных технологий в управление качеством и защита информации;

участие в работах по сертификации систем управления качеством;

организация действий, необходимых при эффективной работе системы управления качеством;

управление материальными и информационными потоками при производстве продукции и оказании услуг в условиях всеобщего управления качеством;

проведение контроля и проведение испытаний в процессе производства;

проведение мероприятий по улучшению качества продукции и оказания услуг;

участие в разработке современных методов проектирования систем управления качеством, формирование целей проекта, критериев и показателей достижения целей, построения структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

участие в проектировании и совершенствовании коммуникационных процессов и процедур признания заслуг качественно выполненной работы;

участие в проектировании процессов с целью разработки стратегии никогда не прекращающегося улучшения качества;

использование информационных технологий и систем автоматизированного проектирования в профессиональной сфере на основе системного подхода;

участие в проектировании моделей систем управления качеством с построением обобщенных вариантов решения проблемы и анализом этих вариантов, прогнозирование последствий каждого варианта, нахождение решения в условиях многокритериальности и неопределенности;

обеспечение технологических основ формирования качества и производительности труда;

метрологическое обеспечение проектирования, производства, эксплуатации технических изделий и систем;

разработка методов и средств повышения безопасности и экологичности технологических процессов;

организация работ по внедрению информационных технологий в управление качеством и защита информации.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью применять знание подходов к управлению качеством (ОПК-1);

способностью применять инструменты управления качеством (ОПК-2);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-3);

способностью использовать основные прикладные программные средства и информационные технологии, применяемые в сфере профессиональной деятельности (ОПК-4).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

производственно-технологическая деятельность:

способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа (ПК-1);

способностью применять знание этапов жизненного цикла изделия, продукции или услуги (ПК-2);

способностью применять знание задач своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач (ПК-3);

способностью применять проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества (ПК-4);

умением выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат (ПК-5);

способностью использовать знания о принципах принятия решений в условиях неопределенности, о принципах оптимизации (ПК-6);

организационно-управленческая деятельность:

способностью руководить малым коллективом (ПК-7);

способностью осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества (ПК-8);

способностью вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности (ПК-9);

способностью участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества (ПК-10);

способностью идти на оправданный риск при принятии решений (ПК-11);

умением консультировать и прививать работникам навыки по аспектам своей профессиональной деятельностью (ПК-12);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью корректно формулировать задачи (проблемы) своей деятельности (проекта, исследования), устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач (проблем), анализировать, диагностировать причины появления проблем (ПК-13);

умением идентифицировать основные процессы и участвовать в разработке их рабочих моделей (ПК-14);

способностью пользоваться системами моделей объектов (процессов) деятельности, выбирать (строить) адекватные объекту модели (ПК-15);

способностью применять знание принципов и методов разработки и правил применения нормативно-технической документации по обеспечению качества процессов, продукции и услуг (ПК-16);

производственно-конструкторская деятельность:

способностью применять знание этапов жизненного цикла изделия, продукции или услуги (ПК-17);

способностью идентифицировать основные процессы и участвовать в разработке их рабочих моделей (ПК-18);

способностью применять знание задач своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов для решения этих задач (ПК-19);

способностью применять проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества (ПК-20);

способностью применять знание принципов и методов разработки и правил применения нормативно-технической документации по обеспечению качества процессов, продукции и услуг (ПК-21);

способностью вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности (ПК-22);

способностью участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества (ПК-23);

способностью руководить малым коллективом (ПК-24).

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.07.2017 N 653)

абзац утратил силу. - Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 N 653.

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы бакалавриата

Объем программы прикладного бакалавриата в з.е.

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

технологическая.

Способы проведения производственной практики:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах и (или) иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 60 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 5 процентов.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).


Государственный образовательный стандарт

Основная цель обучения по данному направлению – подготовка компетентных работников, имеющих фундаментальную математическую, философскую, социологическую подготовку, а также специальную подготовку по профилю «Управление качеством в информационных системах». Особенностью профильного обучения в Институте инноватики ТУСУР является максимальное использование мирового опыта с ориентацией на международные стандарты по менеджменту качества (ISO 9000), управлению качеством окружающей среды (ISO 14000).
Наш выпускник способен вырабатывать технико-экономические решения, направленные на достижение устойчивого развития производства в инновационной рыночной экономике, формировать систему менеджмента качества организации, проводить аудит и сертификацию систем менеджмента.

Образование по данному профилю призвано:

  • дать знание философских основ качества и применения соответствующих подходов в информационных системах и других сферах деятельности;
  • научить организовывать работу по обеспечению качества продукции (услуг) путем разработки и внедрения систем менеджмента качества;
  • сформировать компетенции в области достижения устойчивого успеха организации;
  • ознакомить с основными нормативно-правовыми документами по вопросам гарантии качества, а также с современной практикой партнерских взаимоотношений организации со своими потребителями (заказчиками) и поставщиками.

Выпускники получают квалификацию «Бакалавр» и становятся:

  • руководителями и специалистами служб качества на предприятиях;
  • ведущими работниками консалтинговых организаций, центров стандартизации, сертификации и метрологии;
  • экспертами органов по сертификации в области качества продукции и международных систем менеджмента;
  • аудиторами качества.

Учебный план по направлению подготовки включает дисциплины, которые позволят студентам изучить современные материалы и технологии, современные методы и средства обеспечения качества, разработку документов по стандартизации, метрологии, сертификации. Такие дисциплины, как «Управление качеством программных систем», «Программная инженерия», которые позволят студентам лучше освоить профиль подготовки, «Финансовый и управленческий учет», «Аудит качества», «Менеджмент и маркетинг», «Делопроизводство» помогут студентам стать специалистами в области экономики и практики управленческой деятельности.

В учебный план также включена дисциплина «Наноматериалы и нанотехнологии», отражающая перспективную область науки и производства, которая в настоящий момент интенсивно развивается, и в дальнейшем ее развитие планируется на базе Томской технико-внедренческой зоны. Благодаря компьютерному оснащению кафедры студенты осваивают современные графические пакеты, предназначенные для инженерного проектирования (AutoDesk, AutoCAD, AutoDesk Inventor), работу с базами данных, активно пользуются интернет-технологиями. Усиленный курс английского языка позволяет студентам овладеть им на уровне, обеспечивающем работу с профессиональной иноязычной литературой, зарубежными стандартами и электронными источниками, а также общение с зарубежными коллегами и иностранными внешними аудиторами.

Мы ориентируем наших студентов на освоение современной методологии качества. Именно качество является основой устойчивого развития «умной» экономики в системе «тройной спирали» – эффективного взаимодействия образования, бизнеса и государственного управления. Являясь официальным партнером мирового лидера образования в области качества TUV-Akademie (Германия), Институт инноватики в своей образовательной деятельности применяет новейшие методики обучения, получившие мировое признание.
Поскольку изучаемые подходы к системному обеспечению качества являются универсальными, наш выпускник может успешно работать не только по заявленному профилю, но и в государственном управлении, социально-экономических системах, сфере быта и услуг, экологии, логистике, строительстве, информационных системах.

Прием абитуриентов осуществляется на общих основаниях по результатам экзаменов по российскому тестированию (ЕГЭ) по математике, физике и русскому языку. Сверхплановый прием проводится на платной основе по результатам экзаменов по тем же предметам.