Путем вытеснения воды нельзя собрать хлороводород. Анализ распределения физических сил при использовании химических приборов

ХИМИЯ

Довывод

Задача 1.

Даны газообразные вещества: H2, HCl, CO2, CO, O2, NH3.

1. Определите, какие из них легче воздуха, а какие тяжелее (ответ обоснуйте).

2. Определите, какие из них нельзя собрать методом вытеснения воды.

3. Определите, что будет происходить с этими газами, если их пропустить через раствор кислоты, щёлочи (ответ подтвердите уравнениями реакций).

Решение.

1. Легче воздуха, те, молярная масса которых меньше 29 г/моль (молярная масса воздуха). Это H 2 , CO , NH 3 . Тяжелее: HCl , CO 2 , O 2 .

2. Методом вытеснения воды можно собирать газы, которые нерастворимы или плохо растворимы в воде. Это H 2 , CO 2 , CO , O 2 . Нельзя методом вытеснения воды собирать газы: HCl , NH 3 .

3. С кислотами реагируют вещества, обладающие основными свойствами:

NH 3 + HCl = NH 4 Cl

Со щелочами реагируют вещества, обладающие кислотными свойствами:

HCl + KOH = KCl + H2O

Есеп 1.

Газ тәрізді заттар берілген: H2, HCl, CO2, CO, O2, NH3.

1.Олардың қайсысы ауадан ауыр және қайсысы жеңіл екенін анықтаңыздар (жауаптарыңызды дәлелдеңіздер).

2. Олардың қайсысын суды ығыстыру әдісімен анықтауға болмайтынын анықтаңыздар.

3. Егер оларды сілтінің, қышқылдың ерітінділері арқылы өткізгенде осы газдармен не болатынын анықтаңыздар (жауаптарыңызды реакция теңдеулері арқылы дәлелдеңіздер).

Шешуі.

1. Ауадан жеңіл, яғни молярлық массасы 29 г/мольдан (ауаның молярлық массасы) кіші болатын газдар: H2, CO, NH3. Ауыр: HCl, CO2, O2.

2. Суды ығыстыру әдісімен суда ерімейтін немесе суда аз еритін газдарды алуға болады. Олар Это H2, CO2, CO, O2. Суды ығыстыру әдісі арқылы жинауға болмайтын газдар: HCl, NH3.

3. Қышқылмен негіздік қасиет көрсететін заттар әрекеттеседі:

NH3 + HCl = NH4Cl

Сілтілермен қышқылдық қасиет көрсететін заттар әрекеттеседі:

HCl + KOH = KCl + H2O

CO2 + 2KOH = K2CO3 + H2O или CO2 + KOH = KHCO3

Задача 2.

Ранней весной ранним утром, когда температура окружающего воздуха была ещё 0 °С, а давление 760 мм рт. ст., три товарища, прогуливая своих собак, увидели пустую бутылку на газоне. "Она пуста", - сказал один из них. "Нет, она полна до краёв, и я знаю формулу вещества, которым она наполнена", - сказал другой. "Вы оба не правы", - сказал третий.

1. Кто из товарищей, по вашему мнению, был прав (ответ обоснуйте)?

2. Рассчитайте количество вещества и число частиц, содержащихся в бутылке, если её объём равен 0,7 дм3.

3. Рассчитайте молярную массу газа, содержащегося в бутылке.

Решение.

1. Прав третий, так как в бутылке воздух (она не пуста – первый неправ), а воздух является не индивидуальным веществом (второй тоже неправ). Воздух представляет собой смесь газов:

2. Т. к. условия нормальные, то V M = 22,4 л/моль. Рассчитаем количество вещества n = V / V M = 0,7 / 22,4 л/моль = 0,03125 моль. Число частиц N = N A · n = 6,02·1023 моль-1 · 0,03125 моль = 1,88·1022 частиц.

3. Молярную массу воздуха можно рассчитать, зная состав воздуха. В воздухе содержится примерно 78% N 2 , 21% O 2 , 0,5% Ar и 0,5% CO 2 . Средняя молярная масса будет равна M ср = x 1 · M 1 + x 2 · M 2 + x 3 · M 3 + x 4 · M 4

Есеп 2.

Ерте көктемде таңертең ерте қоршаған ортаның температурасы 0 °С, қысым 760 мм сын. бағ. болып тұрған кезде үш адам өздерінің иттерін қыдыртуға шықты және олар газондағы бос құтыны (бутылка) көрді. «Ол бос» - деді оның біреуі. «Жоқ, аузына дейін заттармен толы» деді екіншісі, себебі ол құтының ішіндегі заттардың формуласын біледі. «Сендер екеулерің де дұрыс таппадыңдар» - деді үшіншісі.

1. Сіздердің ойларыңызша, осы үш адамның қайсысы дұрыс ойлады (жауаптарыңды дәлелдеңдер)?

2. Егер құтының (бутылканың) ішіндегі заттың көлемі 0,7 дм3 – ге тең болатыны белгілі болса, зат мөлшерін және молекулалар санын табыңыздар.

3. Құтының ішіндегі газдың молярлық массасын есептеңіздер.

Шешуі.

1. Үшінші адам дұрыс айтты, себебі оның ішінде ауа бар (ол бос емес, ендеше бірінші адам дұрыс таппады), ал ауа жеке зат емес (сол себепті екінші адам да дұрыс таппады). Ауа бірнеше газдардың қоспасынан тұрады: N 2 , O 2 , Ar , CO 2 , H 2 O и др.

2. Яғни жағдай қалыпты, ендеше V M = 22,4 л/моль. Зат мөлшерін есептейміз n = V / V M = 0,7 / 22,4 л/моль = 0,03125 моль. Молекула саны N = N A · n = 6,02 ·1023 моль-1 · 0,03125 моль = 1,88·1022 бөлік.

3. Ауаның құрамын біле отырып ауаның молярлық массасын есептеуге болады. Ауа шамамен төмендегі газдар қоспасынан тұрады: 78% N 2 , 21% O 2 , 0,5% Ar және 0,5% CO 2 . Орташа молярлық массасы тең болады M ср = x 1 · M 1 + x 2 · M 2 + x 3 · M 3 + x 4 · M 4 = 0,78·28 + 0,21·32 + 0,05·40 + 0,05·44 ≈ 29 г/моль.

Задача 3.

У вас в распоряжении имеются карбонат кальция и соляная кислота. Предложите способы синтеза не менее 6 новых веществ, среди которых 2 простых. В синтезах можно использовать только исходные вещества, продукты их взаимодействия, необходимые катализаторы и электрический ток.

Решение.

1. CaCO 3 = CaO + CO 2 (при нагревании)

2.

3.

4. CaO + H2O = Ca(OH)2

5. CaCl 2 = Ca + Cl 2 (электролиз расплава)

6. 2 HCl = H 2 + Cl 2 (электролиз раствора)

7. 2H2O = 2H2 + O2 (электролиз)

8. Ca + H2 = CaH2

9. Ca(OH)2 + Cl2 = CaOCl2 + H2O (при 0ºC)

10. при нагревании )

11. Cl2 + H2O = HCl + HClO (при 0ºC)

12. 3 Cl 2 + 3 H 2 O = 5 HCl + HClO 3 (при нагревании)

Есеп 3.

Сіздерде кальций карбонат ы және тұз қышқылы бар. Осы заттар арқылы 6-дан кем емес жаңа заттарды, оның ішінде 2 жай заттарды қалай алуға болады? Синтезде тек қана бастапқы заттарды, олардан алынған өнімдерді қолдануға болады, катализатор және электр тоғы қажет.

Шешуі .

1. CaCO 3 = CaO + CO 2 (қыздырғанда )

2. CaCO3 + HCl = CaCl2 + CO2 + H2O

3. CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2

4. CaO + H2O = Ca(OH)2

5. CaCl 2 = Ca + Cl 2 (балқыма электролиз і )

6. 2 HCl = H 2 + Cl 2 (ерітнді электролиз і )

7. 2 H 2 O = 2 H 2 + O 2 (электролиз)

8. Ca + H 2 = CaH 2

9. Ca(OH)2 + Cl2 = CaOCl2 + H2O (0ºC -де )

10. 6Ca(OH)2 + 6Cl2 = 5CaCl2 + Ca(ClO3)2 + 6H2O (қыздырған кезде )

11. Cl2 + H2O = HCl + HClO (0ºC -де )

12. 3Cl2 + 3H2O = 5HCl + HClO3 (қыздырған кезде )

Задача 4.

Газовая смесь, содержащая два галогеноводорода, имеет плотность, по водороду равную 38. Объем этой смеси при н. у. был поглощен равным объемом воды. На нейтрализацию 100 мл образовавшегося раствора было израсходовано 11,2 мл 0,4 моль/л раствора гидроксида натрия.

1. Определите, какие галогеноводороды могли содержаться в данной смеси.

2. Рассчитайте состав газовой смеси в объёмных процентах.

3. Предложите способ определения качественного состава газовой смеси.

Решение.

1. Масса 1 моль газовой смеси при н. у. составляет 38·2 = 76 г. Таким образом, в газовой смеси не могут присутствовать одновременно HBr и HI (M (HBr ) = 81 г/моль, M (HI ) = 128 г/моль). Также одновременно не могут присутствовать HF и HCl (M (HF ) = 20 г/моль, M (HCl ) = 36,5 г/моль). В смеси должен быть галогеновородод с M меньше 76 г/моль и галогеноводород с M больше 76 г/моль. Возможные составы смесей: 1) HF и HBr ; 2) HF и HI ; 3) HCl и HBr ; 4) HCl и HI .

Концентрация галогеноводородов в растворе составляет (11,2·0,4):100 = 0,0448 моль/л. Это значение достаточно хорошо соответствует расчётному значению 1:22,4 = 0,0446 моль/л для процесса растворения 1 л газа (н. у.) в 1 л воды (при условии, что молекулы галогеноводорода мономерны). Таким образом, газовая смесь не содержит фтороводород, который и в газовой фазе находится в виде (HF ) n , где n = 2-6.

Тогда условиям задачи соответствуют только два варианта смесей: HCl + HBr или HCl + HI .

2. Для смеси HCl + HBr : пусть x моль – количество HCl в 22,4 л смеси (н. у.). Тогда количество HBr составляет (1- x ) моль. Масса 22,4 л смеси составляет:

36,5 x + 81(1- x ) = 76; x = 0,112; 1- x =0,888.

Состав смеси: HCl – 11,2%, HBr – 88,8%.

Аналогично для смеси HCl + HI :

36,5 x + 128(1- x ) = 76; x = 0,562.

Состав смеси: HCl – 56,2%, HI – 43,8%

3. Так как обе смеси должны содержать хлороводород, то качественно остаётся определить бромоводород или иодоводород. Это определение удобнее сделать в форме простых веществ – брома или иода. Для перевода галогеноводородов в простые вещества водный раствор можно окислить хлором:

2HBr + Cl2 = 2HCl + Br2

2HI + Cl2 = 2HCl + I2

Полученные растворы галогенов можно отличить по окраске раствора в неполярном растворителе (при экстракции) или по более чувствительной реакции окраски крахмала.

Также исходные галогеноводороды можно различить по различающейся окраске галогенидов серебра:

HBr + AgNO 3 = AgBr ↓ + HNO 3 (светло-жёлтый осадок)

HI + AgNO 3 = AgI ↓ + HNO 3 (жёлтый осадок)

Есеп 4.

Екі галогенсутектен тұратын газ қоспасының сутек бойынша тығыздығы 38. Осы қоспаның қ.ж.-дағы көлемі судың көлемімен бірдей. Алынған 100 мл ерітіндіні бейтараптағанда 11,2 мл 0,4моль/л натрий гидроксидінің ерітіндісі жұмсалды.

1. Осы қоспада қандай галогенсутек барын анықтаңыздар.

2. Газ қоспасының құрамын көлемдік процентпен анықтаңыздар.

3. Газ қоспасының сапасын анықтайтын жағдайды ұсыныңыздар.

Шешуі.

1. 1 моль газ қоспасының массасы қ.ж. құрайды: 38·2 = 76 г. Сондықтан газ қоспасында бір мезгілде HBr және HI (M (HBr) = 81 г/моль, M (HI) = 128 г/моль) бола алмайды. Сонымен қатар бір мезгілде HF және HCl (M (HF) = 20 г/моль, M (HCl) = 36,5 г/моль) бола алмайды. Қосапада М массасы 76г/мольдан аз галогенсутек болуы керек. Мүмкін болатын газ қоспалары: 1) HF және HBr; 2) HF және HI; 3) HCl және HBr; 4) HCl және HI.

Ерітіндідегі галогенсутектердің концентрациясы (11,2·0,4):100 = 0,0448 моль/л. Бұл мән 1 л суға (галогенсутек молекуласы мономерлі болған жағдайда) 1 л газды (қ.ж.) еріту процесі үшін төмендегі есептеу нәтижесіне жақын: 1:22,4 = 0,0446 моль/л. Ендеше, газ қоспасында фторсутек болмайды, себебі ол газ фазасында (HF)n түрінде болады, мұндағы n = 2-6.

Ендеше есептің шарты тек екі нұсқаға сәйкес келеді: HCl + HBr немесе HCl + HI.

2. HCl+HBr қоспасы үшін: 22,4 л қоспадағы (қ.ж.) HCl мөлшері – х. Онда HBr мөлшері (1-x) моль болады. 22,4 л қоспаның массасы:

36,5x + 81(1-x) = 76; x = 0,112; 1-x=0,888.

Қоспа құрамы: HCl – 11,2%, HBr – 88,8%.

Қоспа үшін HCl+HI:

36,5x + 128(1-x) = 76; x = 0,562.

Қоспа құрамы: HCl – 56,2%, HI – 43,8%

3. Ендеше бромсутек және иодсутек екі қоспа да болуы қажет. Бұл анықтама жай зат түрінде – бром немесе иод анықтауға ыңғайлы. Галогенсутекті жай затқа айналдыру үшін оның ерітіндісін хлормен тотықтыру қажет:

2HBr + Cl2 = 2HCl + Br2

2HI + Cl2 = 2HCl + I2

Галогендердің алынған ерітінділерін неполярлы еріткіштегі ерітіндінің түсі бойынша (экстаркция кезіндегі) немесе крахмалдың әсері арқылы анықтауға болады.

Сондай-ақ галогенсутектерді күміс галогенидіндегі әртүрлі түстері арқылы анықтауға болады:

HBr + AgNO3 = AgBr↓ + HNO3 (ашық-сары тұнба)

HI + AgNO3 = AgI↓ + HNO3 (сары тұнба)

Задача 5 (Термохимические расчеты, примеси).

При сжигании 1,5 г образца цинка выделилось 5,9 кДж теплоты. Определите, содержал ли образец цинка негорючие примеси, если известно, что при сжигании 1 моль цинка выделяется 348 кДж теплоты.

Есеп 5 ( Қоспалар, т ермохими ялық есептеулер ). 1,5 г мырыш үлгісін жаққанда 5,9 кДж жылу бөлінді. 1моль мырышты жаққанда 348 кДж жылу бөлінетінін біле отырып мырыш үлгісінде жанбайтын қоспалар барма, жоқпа анықтаңыздар.

Решение:

Шешуі :

ХИМИЯ

Вывод

Задание 1 .

Расшифруй цепочку превращения и осуществи химические реакции:

position:absolute; z-index:2;margin-left:218px;margin-top:91px;width:16px;height:55px">

Дополнительно известно:

Вещество А – корунд

Вещество B – самый распространенный металл (Ме) в земной коре

Вещество С – соединение, содержащее 15,79% Ме, 28,07% S , 56,14% О

Вещество Е – белое студенистое вещество, плохо растворимое в воде. Продукт взаимодействия вещества С со щелочью

Вещество D – натриевая соль самого распространенного металла, молекула которой содержит 40 электронов.

Решение:

А – Al 2 O 3

B – Al

C - Al2(SO4)3

D - NaAlO2

E – Al(OH)3

За каждуюопределенную формулу вещества – 1 балл

За каждое правильное написанное уравнение химической реакции (с условиями осуществления) – 2 балла

ИТОГО: 5·1+8·2 = 21 балл

1 тапсырма .

Айналулар тізбегін ашып, химиялық реакция теңдеулерін жазыңыздар:

position:absolute; z-index:15;margin-left:218px;margin-top:91px;width:16px;height:55px">

Қосымша белгілі болғаны:

А заты – корунд

B заты жер шарында ең көп таралған метал (Ме)

С заты – 15,79% Ме, 28,07% S , 56,14% О тұратын қосылыс

Е заты – ақ қоймалжың зат, суда нашар ериді. Заттың сілтімен әрекеттесуінің өнімі С

D заты – ең көп таралған металдың натрий тұзы, молекуласы 40 электроннан тұрады.

Шешуі :

А – Al2O3

B – Al

C - Al2(SO4)3

D - NaAlO2

E – Al(OH)3

Әрбір заттың формуласын анықтағанға – 1 ұпайдан

Дұрыс жазылған әрбір химиялық реакция теңдеуіне (шарты көрсетілген) – 2 ұпайдан

БАРЛЫҒЫ: 5·1+8·2 = 21 ұпай

Задание 2. В шести пронумерованных бюксах (химических стаканах) находятся твердые вещества (в виде порошков): гидрокарбонат натрия, хлорид натрия, сульфат цинка, фосфат калия, карбонат кальция, сульфат железа(II ). Используя имеющиеся на столе реактивы и оборудование, определите содержимое каждого бюкса (химического стакана). Приведите химическую формулу каждого вещества и напишите уравнения проведенных химических реакций.

Реагенты: 2 M HCl, 2 M NaOH , H 2 O дистиллированная, 2М раствор AgNO 3

Оборудование: штатив с пробирками (7-10 штук), шпатель, пипетки.

Решение:

Этапы работы

Наблюдения

Уравнения реакции, выводы

Растворить пробы веществ в воде

Не растворилось одно вещество

Это CaCO3

Добавить в пробы растворенного и нерастворенного вещества HCl

В двух пробирках выделяется газ.

NaHCO3 + HCl =

CaCO3 + HCl =

Добавить в пробы веществ раствор гидроксида натрия (не избыток)

В двух пробирках выпадают осадки зеленого (болотного) цвета и белого аморфного.

Это FeSO4 и Zn(NO3)2

FeSO4 + NaOH =

Zn(NO3)2 + NaOH=

Добавляем в пробы веществ по каплям нитрат серебра

В двух пробирках выпадают белый творожистый и желтый осадки.

Это NaCl и K3PO4

NaCl +AgNO3 =

K3PO4 + AgNO3=

За определение каждого вещества по 1 баллу.

За уравнение реакции – 2 балла

Итого: 6·1+6·2 = 18 баллов

Примечание: Если в уравнении реакции не расставлены все коэффициенты, но сущность химической реакции отражена – 1 балл

2 тапсырма. Алты номерленген бюксте (химиялық стакан) қатты зат бар (ұнтақ түрінде): натрий гидрокарбонаты, натрий хлориді, мырышг сульфаты, калий фосфаты, кальций карбонаты, темір (ІІ) сульфаты. Столдағы реактивтерді және құралдарды пайдалана отырып, әрбір бюкстегі затты анықтаңыздар. Әрбір заттың химиялық формуласын және химиялық реакция теңдеулерін жазыңыздар.

Реагенттер: 2M HCl, 2M NaOH, дистилденген H2O, 2М AgNO3 ерітіндісі

Құрал-жабдықтар : пробиркалары бар штатив (7-10 дана ), шпатель (ұстағыш) , пипетк алар .

Шешуі :

Жұмыс этаптары

Құбылыс

Реакция теңдеулері

Заттың сынамасын суда еріту

Бір зат та еріген жоқ

Бұл CaCO3

Еріген және ерімеген заттың сынамасына НСІ қосу

Екі пробиркада газ бөлінеді

NaHCO3 + HCl =

CaCO3 + HCl =

Заттың сынамасына натрий гидроксидін қосу (аз мөлшерде)

Екі прробиркада жасыл түсті (саз балшық тәрізді) және ақ түсті аморфты тұнба пайда болады

Бұл FeSO4 және Zn(NO3)2

FeSO4 + NaOH =

Zn(NO3)2 + NaOH=

Сынамаға тамшылатып күміс нитратын қосамыз

Екі пробиркада ақ ірімшік тәрізді және сары тұнба түседі.

Бұл NaCl және K3PO4

NaCl +AgNO3 =

K3PO4 + AgNO3=

Әрбір затты анықтағанға 1 ұпайдан.

Әрбір реакция теңдеуіне – 2 ұпайдан.

Барлығы : 6·1+6·2 = 18 ұпай

Ескерту: Егер реакция теңдеуінде барлық коэффиценттер қойылмаған болса, бірақ химиялық реакцияның мәні анықталған болса – 1 ұпай беруге болады

Если для опыта необходима сухая газоотводная трубка, то поступают следующим образом. На свободный конец газоотводной трубки надевают резиновую трубку со стеклянным наконечником. При испытании герметичности прибора намокнет съемный наконечник, а газоотводная трубка останется сухой.

Собрать газ в сосуд можно разными методами. Наиболее распространенны два – метод вытеснения воздуха и метод вытеснения воды. Каждый из них имеет свой достоинства и недостатки, и выбор метода во многом обусловлен свойствами того газа, который нужно собрать.

Метод вытеснения воздуха

Этим методом можно собрать любой газ, но здесь возникает проблема точного определения того момента, когда весь воздух из сосуда-приемника будет вытеснен собираемым газом.

Прежде чем собирать газ вытеснением воздуха, необходимо выяснить, тяжелее он или легче воздуха. От этого будет зависеть положение сосуда-приемника (рис.). Для этого рассчитывают относительную плотность газа по воздуху по формуле: D возд. (X) = Mr(X)/29, где Mr ­– относительная молекулярная масса собираемого газа, 29 – относительная молекулярная масса воздуха. Если рассчитанная величина окажется меньше единицы, то газ легче воздуха, и сосуд-приемник нужно располагать отверстием вниз (рис. 57, а). Если же относительная плотность газа по воздуху больше единицы, то газ тяжелее воздуха, и сосуд-приемник следует располагать отверстием вверх (рис. 57,б).

Рис. 57. Положение сосуда-приемника (1): а – для газа, который легче воздуха; б – для газа, который тяжелее воздуха.

Контролировать наполнение сосуда можно по-разному в зависимости от того, какой газ собирают. Например, окрашенный оксид азота(IV) легко обнаружить по красно-бурому цвету. Для обнаружения кислорода используют тлеющую лучинку, которую подносят к краю сосуда, но не вносят внутрь.

Метод вытеснения воды.

При использовании этого метода значительно легче контролировать наполнение сосуда-приемника газом. Однако этот метод имеет серьезное ограничение – его нельзя использовать, если газ растворяется в воде или вступает с ней в реакцию .

Для собирания газа вытеснением воды необходимо иметь широкий сосуд, например кристаллизатор, наполненный на 2/3 водой. Сосуд-приемник, например пробирку, наполняют доверху водой, закрывают пальцем, быстро переворачивают вверх дном и опускают в кристаллизатор. Когда отверстие пробирки окажется под водой, отверстие пробирки открывают и вводят в пробирку газоотводную трубку (рис. 58).

Рис. 58. Прибор для собирания газа методом вытеснения воды: 1 – пробирка-приемник, наполненная водой; 2 – кристаллизатор.

После того, как вся вода будет вытеснена из пробирки газом, отверстие пробирки закрывают под водой пробкой и извлекают из кристаллизатора.

Если газ, который собирают методом вытеснения воды, получают при нагревании, нужно неукоснительно соблюдать следующее правило:

Нельзя прекращать нагревание пробирки с исходными веществами, если газоотводная трубка находится под водой!

Оформление результатов эксперимента

Форма записи результатов, полученных при выполнении химического эксперимента, никем не регламентирована. Но протокол эксперимента обязательно должен включать следующие пункты: название эксперимента и дату его проведения, цель эксперимента, перечень оборудования и реактивов, которые были использованы, рисунок или схему прибора, описание действий, которые были выполнены в ходе работы, наблюдения, уравнения протекающих реакций, расчеты, если они производились при выполнении работы, выводы.

Форма отчета о проведенной практической работе.

    Запишите дату проведения эксперимента и название опыта.

    Сформулируйте самостоятельно цель эксперимента.

    Кратко запишите все, что вы делали.

    Выполните рисунок опыта или нарисуйте прибор, которым вы пользовались. Старайтесь, чтобы рисунок получился четким. Обязательно сделайте к рисунку пояснительные надписи. Для изображения окрашенных веществ используйте цветные карандаши или фломастеры.

    Запишите свои наблюдения, т.е. опишите условия протекания и признаки химических реакций.

    Составьте уравнения всех химических реакций, которые произошли в ходе эксперимента. Не забудьте расставить коэффициенты.

    Сделайте вывод из опыта (или работы).

Оформить отчет о работе можно как последовательное описание действий и наблюдений, или в виде таблицы:

Опыт № …

Описание опыта

Рисунок опыта

Признаки реакций

Выводы.

Уравнения реакций

При решении экспериментальных задач, связанных с распознаванием и идентификацией веществ, отчет удобно оформлять в виде другой таблицы:

Порядок действий

Реактив

Номер пробирки

Вывод

Тема 1. Основные понятия и законы химии.

Лабораторные опыты.

Примеры физических явлений .

Опыт № 1. Нагревание стекла (стеклянной трубки)

в пламени спиртовки.

Оборудование и реактивы: стеклянная трубка, спиртовка, спички, асбестовая сетка.

1. Возьмите стеклянную трубку за ее концы двумя руками.

2. Внесите среднюю часть трубки в пламя спиртовки. Помните, что верхняя часть пламени самая горячая.

3. Вращайте трубку, не вынося из пламени спиртовки (рис. 59).

4. Когда стекло сильно накалится (через 3–4 минуты), попытайтесь трубку согнуть, не прилагая чрезмерных усилий.

Рис. 59. Сгибание стеклянной трубки.

    Положите стеклянную трубку на асбестовую сетку. Будьте осторожны: горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного!

1) Изменилось ли стекло?

2) Получилось ли новое вещество при нагревании стеклянной трубки?

Опыт № 2. Плавление парафина.

Оборудование и реактивы: тигель илистеклянная пластина, спиртовка, спички, тигельные щипцы или пробиркодержатель, асбестовая сетка, парафин.

Инструкция к выполнению опыта.

1. Положите небольшой кусочек парафина в тигель (или на стеклянную пластину).

2. Возьмите тигель (или стеклянную пластину) тигельными щипцами (или укрепите его в держателе для пробирок).

3. Внесите тигель с парафином (или стеклянную пластину) в верхнюю часть пламени спиртовки. Внимательно наблюдайте за происходящими изменениями.

4. После расплавления парафина поставьте тигель (или стеклянную пластину) на асбестовую сетку и погасите спиртовку.

5. Когда тигель (или стеклянная пластина) охладится, рассмотрите вещество, которое находится в тигле (или на стеклянной пластине).

1) Изменился ли парафин?

2) Получилось ли новое вещество при нагревании парафина?

3) Какое это явление: физическое или химическое?

Примеры химических явлений.

Опыт № 3. Прокаливание медной пластинки или проволоки

в пламени спиртовки.

Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, тигельные щипцы или пробиркодержатель, асбестовая сетка, медная проволока или пластина.

Инструкция к выполнению опыта.

1. Возьмите медную пластину (или медную проволоку) тигельными щипцами.

2. Внесите медную пластину в верхнюю часть пламени спиртовки и накалите ее.

3. Через 1-2 минуты выньте пластину из пламени и счистите с нее ножом или лучинкой образовавшийся черный налет на чистый лист бумаги.

4. Повторите нагревание и снова счистите получившийся налет.

5. Сравните образовавшейся черный налет с медной пластинкой.

1) Изменилась ли медная пластинка при накаливании?

2) Образовалось ли новое вещество при накаливании медной пластинки?

3) Какое это явление: физическое или химическое?

Опыт № 4. Действие соляной кислоты на мел или мрамор.

Оборудование и реактивы: химический стакан объемом 50 мл, мрамор (мелкие кусочки или крошка), раствор соляной кислоты (1: 3), спички.

Инструкция к выполнению опыта.

1. В химический стакан поместите 2-3 небольших кусочка мрамора величиной с горошину. Будьте осторожны: не разбейте дно стакана.

2. Налейте в стакан столько соляной кислоты, чтобы кусочки мрамора были полностью покрыты ею. Что наблюдаете?

3. Зажгите спичку и внесите ее в стаканчик. Что наблюдаете?

4. Выполните рисунок опыта, запишите свои наблюдения.

1) Образовалось ли новое вещество при приливании соляной кислоты к мрамору? Какое это вещество?

2) Почему потухла спичка?

3) Какое это явление: физическое или химическое?

Типы химических реакций.

Анализ распределения физических сил
при использовании химических приборов

Демонстрационный эксперимент и многие практические работы основаны на использовании простых химических приборов. Кроме знакомства с химическими превращениями веществ, учащиеся должны разобраться в физической сущности того, что происходит, и уметь по рисунку прибора объяснить суть происходящего: что куда движется и что где происходит.

Один из приборов в кабинете химии – газометр. На рис. 1 изображен газометр, наполненный газом. Это может быть кислород, как указано на рисунке, углекислый газ или просто воздух. Краны 1 и 2 в этот момент закрыты. Газ в соответствии с законом Паскаля оказывает давление на стенки сосуда и воду. Открываем кран 1 , столб воды из воронки оказывает давление на газ, поджимая его, но т.к. внутреннее давление газа и давление воды уравновешены, ничего не происходит. Открываем кран 2 , газ устремляется в выходное отверстие (скорость потока регулируется осторожным поворотом крана). Давление внутри сосуда падает – и вода из воронки поступает в газометр. После закрытия крана 2 отбор газа прекращается, уровень воды устанавливается на более высокой отметке, т.к. наступает новое равновесие сил. Для прекращения давления воды перекрывается кран 1 .

Второй прибор, сходный с газометром, – аппарат Киппа (рис. 2). В этом приборе можно получать водород из цинка и соляной кислоты (см. рис. 2), сероводород из сернистого железа, углекислый газ из мрамора. В позиции а прибор находится в рабочем состоянии, кран открыт. Крепкий раствор соляной кислоты устремляется в нижнюю часть прибора, заполняет его и смачивает металлический цинк, лежащий на медной сетке. Цинк растворяется в кислоте, реагирует с ней, образующийся водород устремляется в среднюю сферу прибора, вытесняет воздух, смешиваясь с ним. Поэтому выходящий газ надо проверить на чистоту. Распределение физических сил в приборе показано на рис. 2 при помощи стрелок.

Закрываем кран. Водород продолжает образовываться, его количество увеличивается. Поскольку выход газу перекрыт, внутри сферы увеличивается давление. Оно и выдавливает кислоту из средней сферы до тех пор, пока кислота перестанет покрывать поверхность цинка. Химическая реакция прекращается (смоченный кислотой цинк продолжает некоторое время реагировать с ней). Внутреннее давление в приборе, создаваемое водородом, и давление, создаваемое гидравлическим затвором, уравновешиваются.

Рассмотрим методы собирания газов. На рис. 3 показано, как собирать газ методом вытеснения воздуха. Если газ токсичный, эта операция проводится в вытяжном шкафу. Газы, которые тяжелее воздуха, – СО 2 , О 2 , HCl, SO 2 , поступая в банку или химический стакан, вытесняют воздух.

При изучении углекислого газа: его физических свойств и неспособности поддерживать горение органических веществ – демонстрируется занимательный опыт гашения горящей на воздухе парафиновой свечи (рис. 4). Углекислый газ, как более тяжелый, под действием силы тяжести опускается вниз. Он заполняет емкость и вытесняет воздух, который в ней содержится. Свеча в атмосфере углекислого газа гаснет.

Прибор, изображенный на рис. 5, учащиеся собирают на практической работе «Получение кислорода и изучение его свойств». Этот прибор иллюстрирует метод собирания газа путем вытеснения воздуха (физическое обоснование понятия «относительная плотность»).

Другой способ собирания газов связан с вытеснением воды из сосуда. Таким путем можно собирать газы, мало растворяющиеся в воде, в частности оксид азота(II) (рис. 6). Газ из реактора 1 поступает в газоотводную трубку 2 , подведенную под перевернутый вверх дном цилиндр 3 . Проходя через толщу воды, газ собирается в зоне дна цилиндра. Под давлением газа вода выталкивается из цилиндра.

Если газ плохо растворяется в воде, то этим газом мож

но насыщать воду, как показано на рис. 7. В таком приборе можно получать хлор (см. рис. 7) или сернистый газ, добавляя к кристаллам сульфита натрия концентрированную серную кислоту. Газ, получаемый в колбе Вюрца, поступает в газоотводную трубку, концом погруженную в воду. Частично газ растворяется в воде, частично заполняет пространство над водой, вытесняя воздух.

Если газ хорошо растворяется в воде, то его нельзя собирать методом вытеснения воды. На рис. 8 и 9 показано, как собирают хлороводород и аммиак методом вытеснения воздуха. На тех же рис. 8 и 9
(cм. c. 22) изображено растворение газов при погружении пробирок с HCl и NH 3 отверстием в воду.

Если насыщать хлороводородом из пробирки (с реагентами) с газоотводной трубкой, опущенной в воду (рис. 10), то первые порции газа мгновенно растворяются в воде. В 1 л воды растворяется около 500 л хлороводорода, следовательно, поступающий газ не создает избыточного давления. На рис. 10 отмечено последовательное изменение давления газа p внутр в реакционной пробирке по отношению к атмосферному давлению p атм. Давление внутри прибора становится меньше внешнего давления, и вода стремительно заполняет газоотводную трубку и сам прибор. Кроме того, что эксперимент испорчен, еще и пробирка может треснуть.

При изучении химических свойств металлического натрия (рис. 11) важно не только наблюдать его поведение в реакции с водой, но и объяснять наблюдаемые явления. Первое наблюдение – натрий остается на поверхности воды, следовательно, его плотность меньше единицы (плотность воды). Второе наблюдение – натрий «мечется» по воде по причине отталкивающего действия выделяющегося газа. Третье наблюдение – натрий плавится и превращается в шарик. Реакция взаимодействия натрия с водой – экзотермическая. Выделяющейся теплоты достаточно, чтобы расплавить натрий, следовательно, он – легкоплавкий металл. Четвертое наблюдение – реакция сопровождается вспышками, следовательно, теплоты реакции достаточно и для самовозгорания натрия, и для микровзрыва водорода. Если реакцию проводить в узком пространстве (в пробирке), да еще и с крупным кусочком натрия, то взрыва водорода не избежать. Чтобы не было взрыва, реакцию проводят в кристаллизаторе или в большом по диаметру химическом стакане и с использованием маленького кусочка натрия.

Необходимо уделить большое внимание правилу растворения концентрированной серной кислоты в воде (рис. 12). Кислота, как более тяжелая жидкость, устремляется на дно круглодонной колбы. Все остальное показано на рис. 12.

Формированию физико-химического мышления способствует изучение кислорода (как в начальном курсе химии, так и в курсе органической химии). Речь идет об использовании кислорода и ацетилена при сварке и автогенной резке металла (рис. 13). При сварке высокотемпературное пламя горящего в кислороде ацетилена (до 2500 °С) направляется на металлический провод и свариваемое место. Металл плавится, получается шов. При автогенной резке пламя подплавляет металл, а избыток кислорода его выжигает.

Не в каждом кабинете химии имеется кремний как простое вещество. Проверим его на электропроводность при помощи простейшего прибора: щуп с упругими удлиненными железными концами, лампочка (смонтированная на подставке), и электропровод с вилкой (рис. 14). Лампочка светится, но не ярко – видно, что кремний проводит электрический ток, но оказывает ему значительное сопротивление.

Химический элемент кремний – аналог углерода, но радиус его атомов больше, чем радиус атомов углерода. Кремний, как простое вещество, имеет такую же (как алмаз) кристаллическую решетку (атомную) с тетраэдрической направленностью химических связей. В алмазе ковалентные связи прочные, он не проводит электрический ток. В кремнии, как показывает даже грубый эксперимент, какая-то часть электронных пар распаривается, что обусловливает некоторую электропроводность вещества. Кроме того, кремний разогревается (у некоторых учащихся есть возможность в этом убедиться), что тоже свидетельствует о сопротивлении вещества электрическому току.

С большим интересом учащиеся наблюдают за исследованием физических и химических свойств бензола (рис. 15). К небольшому количеству воды приливаем слой бензола толщиной ~2 мм (см. рис. 15, а ). Видно, что две бесцветные жидкости не смешиваются. Интенсивным встряхиванием перемешиваем эту расслоенную смесь, получаем «седую» эмульсию. Фиксируем пробирку в вертикальном положении. Учащиеся наблюдают постепенное расслоение бензола и воды, причем сначала прозрачным становится нижний уровень содержимого, и через непродолжительное время получаем исходное распределение. Молекулы воды легче молекул бензола, но ее плотность несколько больше. Взаимодействие между неполярными молекулами бензола и полярными молекулами воды незначительное, очень слабое, поэтому большая часть бензола выталкивается на поверхность воды (см. рис. 15, б ).

Теперь приливаем бензол к нескольким миллилитрам бромной воды (небольшой интенсивности окрашивания) (см. рис. 15, б ). Жидкости не смешиваются. Интенсивно перемешиваем содержимое пробирки и даем возможность системе отстояться. Бром, прежде растворенный в воде, экстрагируется в слой бензола, что видно по изменению окраски и увеличению ее интенсивности.

К содержимому пробирки прильем несколько миллилитров слабого раствора щелочи
(см. рис. 15, б ). Бром вступает в реакцию со щелочью. Слой бензола обесцвечивается, а образовавшиеся неорганические вещества и вода переходят в нижний (водный) слой.

В данной статье мы ограничились примерами, которые иллюстрируют не просто связь преподавания химии с физикой, а компенсируют недостаток учебников, в которых названные физические явления, как правило, не находят отражения.

Собирание газов

Способы собирания газов определяются их свойствами: раст­воримостью и взаимодействием с водой, с воздухом, ядовитостью газа. Различают два основных способа собирания газа: вытеснением воздуха и вытеснением воды. Вытеснением воздуха собирают газы, которые не взаимодействуют с воздухом.

По относительной плотности газа по воздуху делают заключе­ние, как расположить сосуд для собирания газа (рис. 3, а и б).

На рис. 3, а показано собирание газа с плотностью по воздуху более единицы, например оксида азота(IV), плотность которого по воздуху равна 1,58. На рис. 3, б показано собирание газа с плотностью по воздуху менее единицы, например водорода, аммиа­ка и др.

Вытеснением воды собирают газы, которые не взаимодействуют с водой и плохо в ней растворяются. Этот способ называется соби­ранием газа над водой , которое осуществляют следующим образом (рис. 3, в). Цилиндр или банку заполняют водой и закрывают стек­лянной пластинкой так, чтобы в цилиндре не оставалось пузырьков воздуха. Пластинку придерживают рукой, цилиндр переворачивают и опускают в стеклянную ванну с водой. Под водой пластинку удаляют, в открытое отверстие цилиндра подводят газоотводную трубку. Газ постепенно вытесняет воду из цилиндра и заполняет его, после чего отверстие цилиндра под водой закрывают стеклянной пластинкой и цилиндр, заполненный газом, вынимают. Если газ тяжелее воздуха, то цилиндр ставят дном на стол, а если легче, то дном вверх на пластинку. Газы над водой можно собирать в про­бирки, которые, так же как и цилиндр, заполняют водой, закрывают пальцем и опрокидывают в стакан или в стеклянную ванну с водой.

Ядовитые газы собирают обычно вытеснением воды, так как при этом легко отметить момент, когда газ целиком заполнит сосуд. Если есть необходимость собрать газ способом вытеснения воздуха, то для этого поступают следующим образом (рис. 3, г).

В колбу (банку или цилиндр) вставляют пробку с двумя газо­отводными трубками. Через одну, которая доходит почти до дна, впускают газ, конец другой опускают в стакан (банку) с раствором, поглощающим газ. Так, например, для поглощения оксида серы(IV) в стакан наливают раствор щелочи, а для поглощения хлороводорода - воду. После заполнения колбы (банки) газом вынимают из нее пробку с газоотводными трубками и сосуд быстро закрывают пробкой или стеклянной пластинкой, а пробку с газоотводными трубками помещают в газопоглощающий раствор.

Опыт 1. Получение и собирание кислорода

Соберите установку по рис. 4. В большую сухую пробирку поместите 3-4 г перманганата калия, закройте пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в штативе наклонно отверстием чуть вверх. Рядом со штативом, на котором укреплена пробирка, поставьте кристаллизатор с водой. Пустую пробирку заполните водой, закройте отверстие стеклянной пластиной и быстро переверните в кристаллизатор вверх дном. Затем в воде выньте стеклянную пластину. В пробирке не должно быть воздуха. Нагрейте в пламени горелки перманганат калия. Опустите конец газоотводной трубки в воду. Наблюдайте появление пузырьков газа.

Через несколько секунд после начала выделения пузырьков подведите конец газоотводной трубки в отверстие пробирки, заполненной водой. Кислород вытесняет воду из пробирки. После заполнения пробирки кислородом закройте ее отверстие стеклянной пластиной и переверните.

Рис. 4. Прибор для получения кислорода В пробирку с кислородом опустите тлеющую

1. Какие лабораторные способы получения кислорода вам известны? Напишите соответствующие уравнения реакций.

2. Опишите наблюдения. Объясните расположение пробирки в ходе опыта.

3. Составьте уравнение химической реакции разложения перманганата калия при нагревании.

4. Почему в пробирке с кислородом тлеющая лучинка вспыхивает?

Опыт 2. Получение водорода действие металла на кислоту

Соберите прибор, состоящий из про­бирки с пробкой, через которую прохо­дит стеклянная трубка с оттянутым кон­цом (рис. 5). Положите в пробирку не­сколько кусочков цинка и прилейте разбавленный раствор серной кислоты. Плотно вставьте пробку с оттянутой трубкой, укрепите пробирку вертикально в зажи­ме штатива. Наблюдайте выделение газа.

Рис. 5. Прибор для получения водорода Выходящий через труб­ку водород не должен содержать примеси воздуха. На газоотводную трубку наденьте перевернутую вверх дном пробир­ку, через полминуты снимите и, не перево­рачивая, поднесите к пламени горелки. Если в пробирку поступил чистый водород, он загорается спо­койно (при загорании слышен слабый звук).

При наличии в пробирке с водородом примеси воздуха про­исходит небольшой взрыв, сопровождающийся резким звуком. В этом случае испытание газа на чистоту следует повторить. Убедившись, что из прибора идет чистый водород, зажечь его у отверстия оттянутой трубки.

Контрольные вопросы и задания:

1. Укажите способы получения и собирания водорода в лаборатории. Напишите соответствующие уравнения реакций.

2. Составьте уравнение химической реакции получения водорода в условиях опыта.

3. Подержите над пламенем водорода сухую пробирку. Какое вещество образуется в результате горения водорода? Напишите уравнение реакции горения водорода.

4. Как проверить полученный в ходе эксперимента водород на чистоту?

Опыт 3. Получение аммиака

Рис. 6. Прибор для получения аммиака В пробирку с газоотводной трубкой поместите предварительно растертую в ступке смесь хлорида аммония и гидроксида кальция (рис. 6). Отметьте запах смеси. Пробирку со смесью закрепите в штативе, чтобы дно ее было чуть выше, чем отверстие. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, на изогнутый конец которой наденьте пробирку вверх дном. Слабо нагрейте пробирку со смесью. К отверстию перевернутой пробирки поднесите лакмусовую бумажку, смоченную водой. Отметить изменение цвета лакмусовой бумажки.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие водородные соединения азота Вам известны? Напишите их формулы и названия.

2. Опишите происходящие явления. бъясните расположение пробирки в ходе опыта.

3. Составьте уравнение реакции взаимодействия хлорида аммония и гидроксида кальция.

Опыт 4. Получение оксида азота(IV)

Соберите прибор по рис. 7. В колбу положите немного медных стружек, в воронку налейте 5-10 мл концентрированной азотной кислоты. Кислоту вливать в колбу небольшими порциями. Соберите выделяющийся газ в про­бирку.

Рис. 7. Прибор для получения оксида азота(IV)

Контрольные вопросы и задания:

1. Опишите происходящие явления. Каков цвет выделяющегося газа?

2. Составьте уравнение реакции взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой.

3. Какими свойствами обладает азотная кислота? От каких факторов зависит состав веществ, до которых она восстанавливается? Приведите примеры реакций между металлами и азотной кислотой, в результате которых продуктами восстановления HNO 3 являются NO 2 , NO, N 2 O, NH 3 .

Опыт 5. Получение хлороводорода

В колбу Вюрца поместите 15-20 г хлорида натрия; в капельную воронку - концент­рированный раствор серной кислоты (рис. 8). Конец газоотводной трубки введите в сухой сосуд для собирания хлороводорода так, чтобы трубка дохо­дила почти до дна. Закройте отверстие сосуда рыхлым комоч­ком ваты.

Рядом с прибором поставьте кристаллизатор с во­дой. Из капельной воронки наливайте раствор серной кислоты.

Для ускоре­ния реакции колбу слегка подогреть. Когда над

ватой, кото­рой закрыто отверстие сосуда, появится туман,

Рис. 8. Прибор для получения хлороводорода нагревание колбы прекратите, а конец газоотводной трубки опустите в колбу с водой (держать трубку близко над водой, не опуская ее в воду). Вынув вату, тотчас закройте отверстие сосуда с хлороводородом стеклянной пла­стинкой. Перевернув сосуд отверстием вниз, погрузите его в кристаллизатор с водой и выньте пластинку.

Контрольные вопросы и задания:

1. Объясните наблю­даемые явления. Какова причина образования тумана?

2. Какова растворимость хлороводорода в воде?

3. Испытайте полученный раствор лакмусовой бумажкой. Чему равно значение рН?

4. Напишите уравнение химической реакции взаимодействия твердого хлорида натрия с концентрированной серной кислотой.

Опыт 6. Получение и собирание оксида углерода(IV)

Установка состоит из аппарата Киппа 1 , заряжен­ного кусками мрамора и соляной кислотой, двух последовательно соединенных склянок Тищенко 2 и 3 (склянка 2 заполнена водой для очистки проходящего оксида углерода(IV) от хлороводорода и от механических примесей, склянка 3 - серной кислотой для осушки газа) и колбы 4 емкостью 250 мл для собирания оксида углерода(IV) (рис. 9).

Рис. 9. Прибор для получения оксида углерода(IV)

Контрольные вопросы и задания:

1. Зажженную лучину опустить в колбу с оксидом углерода(IV) и объяснить, почему гаснет пламя.

2. Составить уравнение реакции образования оксида углерода (IV).

3. Можно ли для получения оксида углерода(IV) использовать концентрированный раствор серной кислоты?

4. Выделяющийся из аппарат Киппа газ пропустить в пробирку с водой, подкрашенной нейтральным раствором лакмуса. Что наблюдается? Напишите уравнения реакции, протекающей при растворении газа в воде.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные характеристики газообразного состояния вещества.

2. Предложите классификацию газов по 4-5 существенным признакам.

3. Как читается закон Авогадро? Каково его математическое выражение?

4. Объясните физический смысл средней молярной массы смеси.

5. Рассчитайте среднюю молярную массу условного воздуха, в котором массовая доля кислорода составляет 23 %, а азота - 77 %.

6. Какие из перечисленных газов легче воздуха: оксид углерода(II), оксид углерода(IV), фтор, неон, ацетилен С 2 Н 2 , фосфин РН 3 ?

7. Определите плотность по водороду газовой смеси, состоящей из аргона объемом 56 л и азота объемом 28 л. Объемы газов приведены к н.у.

8. Открытый сосуд нагревается при постоянном давлении от 17 о С до 307 о С. какая част воздуха (по массе), находящегося в сосуде, при этом вытесняется?

9. Определите массу 3 л азота при 15 о С и давлении 90 кПа.

10. Масса 982,2 мл газа при 100 о С и давлении 986 Па равна 10 г. Определите молярную массу газа.

Аппарат Киппа используют для получения водорода, углекислого газа и сероводорода. Твердый реагент помещают в средний шарообразный резервуар аппарата на пластмассовый кольцевой вкладыш, предохраняющий попадание твердого реагента в нижний резервуар. В качестве твердого реагента для получения водорода используют цинковые гранулы, углекислого газа - куски мрамора, сероводорода - куски сульфида железа. Куски насыпаемого твердого вещества должны быть размером около 1 см 3 . Пользоваться порошком не рекомендуется, так как ток газа получится очень сильным. После загрузки твердого реагента в аппарат через верхнее горло заливают жидкий реагент (например, разбавленный раствор соляной кислоты при получении водорода, углекислого газа и сероводорода). Жидкость наливают в таком количестве, чтобы её уровень (при открытом газоотводном кране) достигал половины верхнего шарообразного расширения нижней части. Пропускают газ в течение 5-10 минут, чтобы вытеснить воздух из аппарата, после этого закрывают газоотводный кран, в верхнее горло вставляют предохранительную воронку. Газоотводную трубку соединяют с тем прибором, куда нужно пропускать газ.

При закрытом кране выделяющийся газ вытесняет жидкость из шарообразного расширения аппарата, и он перестает работать. При открывании крана кислота вновь поступает в резервуар с твердым реагентом, и аппарат начинает работать. Это один из самых удобных и безопасных методов получения газов в лаборатории.

Собирать газ в сосуд можно различными методами. Наиболее распространены два метода: метод вытеснения воды и метод вытеснения воздуха. Выбор метода обусловлен свойствами газа, который нужно собрать.


Метод вытеснения воздуха . Этим методом можно собрать практически любой газ. Прежде чем отбирать газ, надо определить, легче он воздуха или тяжелее. Если относительная плотность газа по воздуху больше единицы, то сосуд-приемник следует держать отверстием вверх, так как газ тяжелее воздуха и будет опускаться на дно сосуда (например, углекислый газ, сероводород, кислород, хлор и др.). Если относительная плотность газа по воздуху меньше единицы, то сосуд-приемник следует держать отверстием вниз, так как газ легче воздуха и будет подниматься вверх сосуда (например, водород и др.). Контролировать наполнение сосуда можно по-разному, в зависимости от свойств газа. Например, для определения кислорода используют тлеющую лучину, которая при поднесении к краю сосуда (но не внутрь!) вспыхивает; при определении углекислого газа горячая лучина потухает.


Метод вытеснения воды . Этим методом можно собирать только газы, которые не растворяются в воде (или мало растворяются) и не реагируют с ней. Для собирания газа необходим кристаллизатор, на 1/3 заполненный водой. Сосуд-приемник (чаще всего пробирку) наполняют до верху водой, закрывают пальцем и опускают в кристаллизатор. Когда отверстие сосуда окажется под водой, его открывают и вводят в сосуд газоотводную трубку. После того, как вся вода будет вытеснена из сосуда газом, отверстие закрывают под водой пробкой и вынимают сосуд из кристаллизатора.


Проверка газа на чистоту . Многие газы горят на воздухе. Если поджечь смесь горючего газа с воздухом, то произойдет взрыв, поэтому газ нужно проверять на чистоту. Проверка заключается в сжигании небольшой порции газа (около 15 мл) в пробирке. Для этого газ собирают в пробирку и поджигают от пламени спиртовки. Если газ не содержит примесей воздуха, то горение сопровождается легким хлопком. Если же раздается резкий лающий звук, то газ загрязнен воздухом и необходима его очистка.