Как называется сопереживание другому человеку. Эмпатия в психологии: понятие и примеры

Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она проявляется в форме отклика одного человека на чувства и состояния другого. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит с внутренним миром другого человека, что он переживает, как оценивает окружающую действительность. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и, безусловно, как положительное отношение к партнеру.

Иногда эмпатию отождествляют не только с сочувствием, сопереживанием, но и с симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Некоторые продавцы у нас в стране, прекрасно разбираясь в эмоциональном состоянии покупателей, используют это на пользу себе и во вред им. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и умело ее применяют в своих, часто корыстных, целях.

Человек способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако, если он никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если люди никогда не переживали аффекта, депрессии или апатии, то они, скорее всего, не поймут, что переживают другие в этом состоянии, хотя и могут иметь определенные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь знания. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена.

Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере "человек – человек" требует развития данного механизма перцепции.

Кроме того, считается, что женщины более эмпатичны, чем мужчины. Наиболее ярко это проявляется в их склонности демонстративнее выражать внешне свое понимание другого и сопереживание. Эмпатии можно научиться. Опыт мужчин, занятых работой с людьми, – психотерапевтов, психологов и т.д., – показывает, что они в результате обучения и практики достигают высокой способности к эмпатии и ее выражения. Этого может достигнуть каждый, имея желание и необходимую тренировку.

Как феномен межличностного контакта эмпатия непосредственно регулирует сначала взаимодействие, а потом и устойчивые межличностные отношения людей и определяет нравственные качества человека. В процессе эмпатического взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям.

Выраженность эмпатии и ее форма (сочувствие, сопереживание) зависят как от природных особенностей личности, например, таланта, так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта. Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, общении. В основе этого процесса лежит механизм осознанной или неосознанной идентификации. Последняя, в свою очередь, является результатом действия более фундаментальной особенности человека – способности сравнивать себя, свою личность, поведение, состояние с другими людьми.

При анализе эмпатии западные психологи особо подчеркивают два момента.

  • 1. Положительное отношение к другому означает признание личности этого человека в ее целостности. Вместе с тем, подобное отношение не исключает негативной реакции субъекта на то, что его партнер по взаимодействию и общению переживает и чувствует в данный момент.
  • 2. Испытывая эмпатию по отношению к другому, человек может оставаться эмоционально нейтральным: жить некоторое время как бы в мире переживаний и чувств других людей, не выражая ни позитивного, ни негативного отношения к ним.

Однако проведенные представителями отечественной науки эксперименты в области познания людьми друг друга доказали, что испытуемые всегда в той или иной мере проявляют свои чувства к оцениваемому человеку. И это неудивительно. Результаты исследований в нашей стране подтверждают положение о присущем человеческой психике единстве сознания и переживания: отражение действительности всегда преломляется через аффективное отношение к ней (Бодалев А. А., 1995).

Эмоциональная форма эмпатии, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживаний другого человека и в ситуации его неблагополучия переживается как жалость, печаль, сострадание.

Эмпатическое переживание может быть с любым знаком эмоционального состояния субъекта (положительным – радость, удовлетворение; отрицательным – печаль, неудовлетворенность). Вполне логично, что при переживании удовлетворенности, радости человек не так остро нуждается в эмоциональном или действенном отклике, как в случае, когда он испытывает неблагополучие. Когнитивная эмпатия других людей, тем более эмоциональная и поведенческая, позволяет справиться ему с тяжелыми переживаниями.

Чем теснее связи между людьми (например, друзьями, супругами), тем большая эмпатия возможна между ними. Более того, форма тоже зависит от типа межличностных отношений. Если когнитивная и эмоциональная эмпатии возможны при любых типах отношений, даже между незнакомыми людьми, то поведенческая, действенная характерна для близких. Естественно, действенная эмпатия свойственна человеку гуманному в принципе, но при близких отношениях она наиболее очевидна.

Эмпатия – социально позитивное качество личности, она поддерживается общественными нормами жизни, но может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда откликается на переживание не любого другого человека, а только значимого. В связи с этим становится совершенно очевидным и тот факт, что при наличии межличностной привлекательности можно ожидать и большую величину эмпатии во всех трех ее формах.

admin

Проявление эмоций к другому человеку – эта важная составляющая психологического состояния личности. Сочувствие и сопереживание помогают наладить отношения с людьми, сбросить негативные эмоции. Навык формируется в детстве и необходим для анализа ситуаций, происходящих с другими людьми. Таким образом, срабатывает инстинкт самосохранения. Что собой представляет эмпатия и почему важно уметь сопереживать?

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это способность сострадать любому живому существу, не обязательно человеку. Сопереживание проявляется при виде больного животного, к незнакомым людям, пережившим сильные потрясения. Человек сочувствует героям книг или фильмов, проникаясь сюжетной линией. Важно понимать, что эмпатия – это и считывать мимические сигналы, движения. После получения знаков, личность, способная сопереживать, разговорит страдающего и окажет поддержку.

Что же такое эмпатия? Это сходный с сочувствием навык или расхожий? Эмпатия отличается от сочувствия тем, что человек не просто жалеет, попавших в беду людей, но и полностью проникается проблемой. Этот навык помогает понять окружающих и стать к ним ближе.

Эмпатия – это не обязательно активные действия. Сопереживающий человек не обязан решать проблемы другого. Хотя уровень помощи не измеряется, здесь уже зависит от конкретной ситуации. Эмпатию можно назвать обратной стороной эгоизма. Сострадающая личность выделяется добрым нравом, способностью любить, видеть в людях хорошие качества. Таким человеком движет душевная сила, которая подключается при виде людей, попавших в беду.

Почему важно уметь сопереживать?

Сострадание проявляется по-разному. На уровень эмпатии влияет, кто перед нами – близкий или незнакомый человек. Сопереживающая личность принимает боль и проносит через себя. Вспомните, как вы реагируете на трогательные моменты в фильмах. Многие не способны . Подобные переживания снимают напряжение, помогают .

Описанное состояние называют эмоциональной эмпатией. Такие люди остро реагируют на положительные и печальные события. Теракт в другой стране вызывает слезы, победа на олимпийских играх – радость и смех. Реагируя на беды, происходящие во всем мире, человек не контролирует эмоции, его покидает душевное равновесие.

В любом вопросе требуется золотая середина. Почему важно уметь сопереживать?

Как развить эмпатию?

Для начала следует вытянуть чувства наружу. Человек, который подавляет эмоции, не понимает, когда испытывает радость или грусть, не способен сопереживать другим людям. Сострадание основывается на понимании чувств, наблюдательности, общения, участливого отношения к окружающим.

Как развить эмпатию?

Пройдя эти упражнения, переходите к сложным методам. Проявите эмпатию к незнакомцам или людям, которых не любите или не уважаете. Общаясь с человеком, участвуйте в дискуссии, задавайте встречные вопросы, а не только рассказывайте о своей жизни.

Эмпатия у детей

Чтобы проверить готов ли ваш малыш сочувствовать другим, понаблюдайте за поведением ребенка. Как он реагирует, если у сверстника поломалась игрушка. Есть три варианта развития событий: малыш расплачется или погладит «страдальца», не обратит внимания, или посмеется в ответ. Последние две реакции говорят о том, что чувство эмпатии вашему ребенку неизвестно. Возьмите на заметку и после достижения ребенком 3 лет, начинайте действовать.

Эмпатия у детей проявляется по-разному. Сочувствующий ребенок обратит внимание на слезы, расстроится или также заплачет. Детки, способные сострадать, реагируют на интонацию родителей, мимику. Эмпатия способствует развитию полезных навыков ребенка: адекватной эмоциональной оценке происходящего, заботе о природе, близких людях. Эти качества необходимы для формирования зрелой и

Развитие эмпатии у дошкольников

Не существует универсального метода, который из безразличного малыша сделает сопереживающего ребенка. Основы закладывают родители и близкие, находящиеся в окружении. На развитие эмпатии у дошкольников уйдут годы, поэтому не откладывайте прививание навыка на потом. Для формирования отзывчивости выполняйте такие правила:

Следите за эмоциональной обстановкой в семье. Ребенок копирует действия родителей, считывает с них информацию, повторяет слова, привычки. Покажите на своем примере, как общаются близкие люди. Проявляйте сочувствие, интересуйтесь, как прошел день, предлагайте помощь, заботьтесь во время болезни.
Станьте примером для подражания. Как правило, люди замыкаются в своей семье, оставаясь безразличными к бедам других. Покажите, что вы активно участвуете в жизни бабушек и дедушек, проведываете друзей. Помогаете незнакомцам, попавшим в неприятные ситуации. Достаточно начать с малого, предложить ребенку уступить место пожилому человеку и объяснить, что ему тяжело стоять.
Поощряйте ребенка за проявление чувств. Благодарите малыша, если он помог или проявил участие. Поддерживайте, если у ребенка возникло желание помочь окружающим. Пусть даже если совершаемые действия кажутся вам пустяком. Например, спасение муравья от дождя.
и не наказывайте. Если ребенок повел себя неадекватно, то не спешите ругать. Разберитесь, правильно ли малыш понял ситуацию, знает ли он, как принято реагировать. Непонимание эмоций или поступков приводит к неправильному поведению ребенка.
Давайте эмоциональную подпитку. Не скупитесь на похвалу, объятия, поцелуи. Рассказывайте ребенку, как прошел день, спрашивайте о его переживаниях. Главное при этом не жаловаться и не осуждать поступки других, а просто объяснять, плакали или грустили. Не отмахивайтесь от проблем ребенка, проявите сочувствие.

Эмпатия поддается развитию, но и неиспользование навыка ведет к снижению сопереживания. Исследования среди студентов показали, что уровень отзывчивости за последние 30 лет снизился на 40%. Поэтому понимания эмпатии недостаточно. Проявляйте участие ежедневно, заботясь о близких людях.

25 марта 2014, 17:36

В преддверии лета хочу на одном смешном примере рассказать, как можно понимать другого и делать сочувствие уместным. Есть много разных определений сочувствия, сопереживания, эмпатии, включенности, некоторые пересекаются и я уже в них запуталась, поэтому буду приводить примеры.

Когда мы разговариваем с другим человеком, мы понимаем его, как можем, и переживаем разные эмоции - сочувствуем, сопереживаем. У психотерапевтов есть свои методы слушанья - эмпатия, включенность, присутствие. В обоих случаях есть одно общее - мы позволяем другому на себя влиять: эмоционально, интеллектуально, - и отликаемся так или иначе. Иногда эмоции другого человека так сильны, что мы, глядя на телесные проявления или слыша эмоциональные звуки, реагируем на них мгновенно и бесконтрольно. Однажды на платформе на Белорусском вокзале я видела, как из электрички вышла бабушка, а маленький внук не успел, машинист закрыл двери. Я услышала стон - лицо мальчика было искажено отчаянием. Мгновенно я почувствовала боль в груди. Это сопереживание . Способность объясняется работой зеркальных нейронов. Развита у всех по-разному.

Иногда эмоции человека не настолько сильно выражены, но мы слышим его рассказ и тоже чувствуем что-то - сочувствуем . Мы с детства помним слова: «А ты поставь себя на его место!» или «А тебе бы хотелось, чтобы тебя поймали, как жука, и к маме не пускали?!». Так ближайшие родственники пытались нас сдвинуть с детской эгоцентрической позиции. Научить мысленно перемещать себя в ситуацию другого человека и что-то чувствовать, чтобы мы были добрее и социализировались.

Сегодня я предлагаю сделать еще один шаг (кто еще не сделал) и научиться тому, что умеют психотерапевты (включенности ). Перед тем как сочувствовать, они пытаются понять другого. Объясню, зачем это нужно на примере. Когда один мой клиент был маленьким, у него умерла мама. На многолюдных похоронах друзья родителей и дальние родственницы подходили к нему и с рыданиями утыкали в свои щедрые груди, говоря: «бедное дитя, как тяжело потерять мать!». Дитя же думал в этот момент следующее: «Моей мамы больше нет, я не могу в это поверить, кто все эти люди, ведь МОЯ мама умерла, почему я не плачу, а они плачут, как-будто это их мама умерла, наверное я чего-то не понимаю, я ненормальный, я здесь чужой». В итоге эффект от сочувствия был ровно обратный, потому что женщины не учли того, что люди разные, а одно и то же событие имеет разные значения, и переживается по-разному.

Чтобы попытаться понять другого, необходимо мысленно задержать превращение, не надевать его ботинок, остаться в своих и спросить: «Как ты?». А если есть возможность, расспросить о том, как человек видит ситуацию, что она для него значит, попытаться смоделировать его образ мира.

В учебнике Ж. Годфруа «Что такое психология» есть замечательный шуточный пример. На жуках тренировались, потренируемся же на клещах. Прочитайте текст.

Она взбирается на ветки кустарника, отыскивая дорогу благодаря чувствительности своей кожи к свету, и ждет, пока не появится «жертва», которую она определяет по запаху, исходящему от сальных желез млекопитающих. Когда самка находит, что источник этого запаха в пределах ее досягаемости, она падает. У нее очень развито температурное чувство, и если она приземляется на что-то теплое, то она, не теряя времени, принимается с помощью своего осязания искать участок без шерсти. Там она проталкивает голову в ткань, чтобы высасывать кровь, а напившись, падает на землю, откладывает яйца и умирает. Если при первом прыжке с куста она промахивается и попадает на что-нибудь холодное, ей ничего не остается, как опять взбираться на ветку и ждать (если потребуется - до 18 лет) в условиях полного голодания. Такова подлинная жизнь клеща…

Упражнение 1

Итак, чтобы представить образ мира клеща, закройте глаза, заткните уши, оставьте нос и ощущения на коже. Далее мысленно, вот вы оплодотворены, вам надо крови, найдите на ощупь ветки кустарника, определяете, лезете ли вы вниз или вверх по тому, есть ли ощущения на коже, что становится светлее. Залезли, сидите, ничего не думайте, включайте нос и ждите. Пахнет? Угадайте момент и падайте вниз, в темноту.

Холодно? Ищите ветку, чувствуйте свет, ползите вверх, сидите на ветке, нюхайте. Говорят, еще у вас есть рефлекс на тряску - отпускайте лапы и падайте.

Возвращайтесь в себя, вспоминайте, кто вы. Если упражнение сработало, клещ может показаться немного симпатичнее, чем раньше. Появляется торжественное ощущение прикосновения к чужому внутреннему миру. А вот пример вставания на место клеща и сочувствия.

Упражнение 2

Бедная женщина! Доставила мужчине удовольствие, а теперь должна беременная лезть на ветку. Где он теперь этот папаша? Ничего не видит, лезет наощупь, наверное, тяжело. Сидит голодная, одинокая, ждет, дожди ее поливают, солнце печет. Да еще кровь пить приходится, буэ. Ест один раз в жизни, да еще умирает сразу во цвете лет. Лучше уж подольше бы никто не приходил, пожила бы подольше. Но зато респект за силу воли - самоотверженная мать. Столько ждать, чтобы накормить детей. Наверное обидно промахнуться, я бы расстроилась, и еще подумала, лезть ли другой раз наверх, или все напрасно. А она лезет и ждет - настоящий герой! 🙂

И в заключение такой пример. У меня есть друг, он носит очки, и вот совсем недавно, когда он снял их и начал протирать, я спросила, какое у него зрение, оказалось, что -7. Потом меня озарило:

— Что ты сейчас видишь?
— Тебя вижу в блере.
— А прыщи видишь?
— Нет.
— А морщины?
— Нет.
— Круто. Чувствую себя красавицей.

Ну и торжественное чувство и все дела. 🙂

аждый человек в той или иной степени способен почувствовать эмоциональное состояние другого человека. При этом в норме человек осознает, что это не его переживание, что он лишь некоторым образом отражает чувства своего собеседника.

Это и есть эмпатия в самом общем значении этого понятия.

Термин этот появился в конце XIX века, а первое определение эмпатии дал Зигмунд Фрейд. С греческого «эв», «эм» переводится «в», а «пафос» — страсть, страдание.

Казалось бы, естественным синонимом греческого термина в русском языке может стать слово «сострадание», а также похожие на него слова «сопереживание», «сочувствие».

Однако это утверждение не совсем верно.

Например, любой ребенок чувствует и понимает, когда его мама очень расстроена из-за какого-то плохого поступка, который он совершил. Вот он пришел с детской площадки в очень грязной куртке, и мама с огорчением укоряет его. В такой ситуации дети могут вести себя по-разному. Один искренне скажет: «Мама, не расстраивайся, давай я сам почищу куртку». Другой разделит чувство матери, извинится, скажет, что не подумал о том, как она расстроится, но предлагать помощь не будет. Третий равнодушно разденется и пойдет к игрушкам.

В чем же дело? Ведь и третьему ребенку чувства матери очевидны.

Эмпатия – лишь способность, заложенная в нас природой. Она связана с определенными функциями мозга. Именно благодаря этой способности человек стремится к общению и способен к нему.

Так же как и другие способности, ее нужно развивать. Результатом развития способности к эмпатии могут стать такие высокие нравственные качества человека, как сопереживание, сострадание, сочувствие.

При сопереживании мы некоторым образом отождествляем себя с другим человеком, при этом переживая такое же эмоциональное состояние, как он. Сострадание — синоним сопереживания, с тем оттенком, что речь идет о переживании неприятного, негативного свойства, горя, страдания.

По поводу чувств близкого человека могут возникнуть и собственные эмоциональные состояния. Это собственное переживание называют сочувствием . У этого понятия нет явной эмоциональной окраски, однако чаще всего его употребляют также в связи с какими-либо горестными состояниями.

Общей чертой этих понятий является их направленность на совместное преодоление неприятностей, горя, помощь в облегчении страдания. Эта помощь может выражаться как словесной поддержкой, так и действием.

Значит, равнодушное отношение ребенка к чувствам матери, как правило, свидетельствует не о его испорченности, а о том, что родители недостаточно развивают его способность к эмпатии (причины могут быть разными).

Такой ребенок имеет большой шанс вырасти неким «толстокожим животным», который идет по миру, ненароком задевая чувства других людей и не замечая этого. В худшем варианте это – жестокий эгоист. Известно, что отсутствие способности к сочувствию психологи считают одним из признаков психического нездоровья.

Подробнее о воспитании сочувствия можно прочитать в статье .