Спонтанная апперцепция. Примеры апперцепции в психологии

Восприятие. Обратили и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них - разная апперцепция.

Другое определение апперцепции - это психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта , от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств , аттитюдов и т. д.).

Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией - ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия.

Апперцепция, по Лейбницу, включает и и является необходимым условием высшего познания и . В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность и источник единого потока . Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого нового материала под влиянием запаса представлений - предыдущих знаний и , названных им апперцептивной массой. Вундт , превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция - начало всей психической жизни , «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая .

Представители сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. - активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный определенным . Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции , которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.

АППЕРЦЕПЦИЯ - свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Он развел перцепцию - как смутную презентацию некоего содержания, и апперцепцию - как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания, как состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем‑то. В гештальт‑психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает собственно процессы когнитивные. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях. Различаются:

1) апперцепция устойчивая - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.;

2) апперцепция временная - в ней сказываются ситуативно возникающие состояния психические: эмоции, экспектации, установки и пр.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - к + perceptio - восприятие) - старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов ) его текущей деятельности , от личностных особенностей (чувств , аттитюдов и т. д.).

Термин «А.» ввел в науку Г . Лейбниц . Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. - ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания . В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И . Кант , И . Гербарт , В . Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания . Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений - предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. - начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия , зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Добавление: А. - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие - активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез . Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д . Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Наш прошлый опыт, цели и играют одну из главных ролей в восприятии окружающего мира, его предметов и явлений.

История понятия

Само понятие «апперцепция» ввел психолог Г.Лейбниц. Д.С. Брунер предложил термин «социальная апперцепция». Это групп, народов, рас, отдельных людей. Психолог обратил внимание на субъективность принятия окружающих людей, в отличие от предметов и явлений. Философ поднял вопрос о трансцендентальном единстве апперцепции, суть которого состоит в том, что осознание своей личности не может быть отделено от осознания окружающей среды.

Считал, что апперцепция - это жизненный стиль, выработанный человеком. На этом основании психолог разработал схему, представив этот термин как одно из основных звеньев в восприятии. И.Ф. Гербарт апперцепцию перенес в педагогику, называя ее осознанием субъектами материала под влиянием предыдущих знаний и опыта. Вильгелм Вундт представил данный термин как особую внутреннюю психическую силу, которая обуславливает поведение человека.

Перцепция и апперцепция

Апперцепция - это одно из важных психических свойств человека, действием которого является условное восприятие предметов и явлений в окружающем мире, в зависимости от его взглядов, интересов и опыта. Что касается перцепции, то это понятие включает в себя прием и преобразование сенсорной информации, с помощью которой формируется субъективный образ объекта. Понятие объясняет понимание себя и другой личности, и на этой основе установление взаимодействия и взаимопонимания. Эти два термина разделил известный ученый Г.Лейбниц. Психолог показал, что апперцепция является основным условием самосознания. И добавил в понятие память и внимание. Таким образом, апперцепцией называется сочетание главных психических процессов.

Физиология восприятия

Предметы окружающего мира имеют способность воздействовать на Чтобы информация переродилась в целостный образ, задействуются сложные нервные связи. Осмысление восприятия осуществляется во вторичных корковых полях. Взаимосвязь всех анализаторов дает возможность при работе лишь одного из них собрать весь образ предмета целиком. Например, увидев камень, мы чувствуем его твердость, холод, гладкую или шероховатую поверхность, хотя даже не прикасались к нему. Немаловажной частью деятельности восприятия является движение. Так, если специальным прибором остановить глаза, то человек перестанет видеть предмет. Умение назвать объект, то есть воспользоваться речью, дает возможность вызвать образы и с легкостью узнать их. Таким образом, апперцепция - это взаимосвязь восприятия и ранее полученных знаний, опыта, интересов и установок человека.

Особенности

Восприятие обладает определенными свойствами. Их можно обозначить как осмысленность, константность и предметность. Первое свойство заключается в различном восприятии разными людьми одного и того же предмета. Причина такого феномена в том, что у каждой личности свой накопленный опыт, на который она опирается. Второе - несмотря на меняющиеся условия, восприятие свойств предмета остается относительно независимым. Третье свойство говорит о том, что все впечатления окружающего мира люди относят к различным предметам и явлениям (синее небо, звук человеческого голоса и так далее). С предметностью связана осмысленность. К полученным новым впечатлениям всегда примешиваются прошлый опыт, знания, на их основе человек узнает предмет.

Восприятие в психологии

Помимо объединения ощущений в некий цельный образ, который личность опознает, происходит его понимание и осмысление. Все действия осуществляются благодаря прошлым знаниям. Таким образом, можно выделить особые свойства сознания:

  1. Категоризация. Любой предмет воспринимается как член обобщенного класса. Специфические свойства группы переносятся на сам объект.
  2. Вербальное опосредование. За счет этого свойства происходит абстрагирование и обобщение индивидуальных свойств предметов.
  3. Влияние установок. Можно сказать, что это почти неосознаваемая способность чувствовать, реагировать и воспринимать так, как подсказывает опыт и мотивы.
  4. Субъективность. В зависимости от своих индивидуальных факторов, разные люди воспринимают один и тот же предмет по-разному.
  5. Апперцепция. Восприятия любых содержаний обуславливается прошлыми впечатлениями и знаниями.

Один из основателей гештальтпсихологии, М.Вертгеймер, вывел шесть К ним относятся:

  1. Эффект близости (объединение близлежащих фигур).
  2. Эффект сходства (предметы, сходные по цвету, форме и так далее, группируются).
  3. Фактор «общей судьбы» (предметы объединяются по изменениям, которые в них происходят).
  4. Фактор замкнутости (лучшее восприятие фигур, которые замкнуты).
  5. Фактор группировки без остатка (ряд предметов стараются сгруппировать так, чтобы отдельных фигур не было).
  6. Фактор «хорошего продолжения» (выбор менее искривленной линии из двух пересекающихся или касающихся).

Психика личности

К понятию «психика» относится способность субъектов отражать объекты окружающего мира, выстраивать картину реальности и на ее основе регулировать свое поведение и деятельность. Основные свойства психики можно выделить в следующие заключения:

1. Психика - свойство живой, высокоорганизованной материи.

2. Психика способна воспринимать информацию об окружающем мире и рождать образ материальных объектов.

3. На основе полученной информации извне происходит регуляция внутренней среды личности и формируется ее поведение.

Самыми распространенными методами исследования восприятие в психологии являются тесты. В основном это представители двух видов - апперцепции символов и тематической апперцепции.

Первый тест состоит из 24 карточек с символами, взятыми из сказок и мифов. Испытуемый группирует карточки как ему удобно. Следующим этапом исследования является предложение дополнить символы еще одним недостающим. Далее опять происходит группировка, но уже на известные категории: «любовь», «игра», «власть», «познание». Испытуемый должен объяснить принцип своей систематизации и значение символов. Результатом будет выявление приоритетов и ценностной направленности человека.

Второй тест представлен в виде набора таблиц с черно-белыми фотографиями, которые выбираются с учетом возраста и пола испытуемых. Задача тестируемого - составить сюжетный рассказ, опираясь на каждую картинку. Используется данная методика в случаях психотерапевтической и дифференциальной диагностики при отборе кандидатов на важные посты.

Тест для исследования детей

Детской апперцепции тест был создан Л.Беллак и С.С.Беллак. Исследование по этой методике проводится с детьми в возрасте от 3 до 10 лет. Суть его в демонстрации различных картинок, на которых изображены животные, занятые разной деятельностью. Ребенку предлагается рассказать историю, опираясь на картинки (чем заняты животные, что происходит на изображении и так далее). После описания психолог переходит к уточняющим вопросам. Важно показывать картинки в определенной последовательности, в порядке их нумерации.

Данная методика дает возможность выявить следующие параметры:

  1. Ведущие мотивы и потребности.
  2. Отношения с родственниками (братьями, сестрами, родителями).
  3. Внутриличностные конфликты.
  4. Особенности защитных механизмов.
  5. Страхи, фобии, фантазии.
  6. Поведение среди сверстников.

Беря за основу понятие «апперцепция» (это осознанное, осмысленное, вдумчивое восприятие реальности исходя из прошлого опыта), важно вовремя подкорректировать влияние полученных знаний у ребенка, чтобы в дальнейшем у него сложились правильные понятия об объектах мира.

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad – к и perceptio – восприятие) – понятие, выражающее осознанность восприятия, а также зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин «апперцепция» ввел Г.В.Лейбниц, обозначив им сознание или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том, что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). «Таким образом, следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния...» (Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 406). Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого даже «укрепились... во мнении о смертности душ»...

Апперцепция (Головин, 2001)

АППЕРЦЕПЦИЯ - свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания.

Трансцендентальное единство апперцепции

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ (нем. transzendentale Einheit der Apperzeption) - понятие философии Канта, введенное им в «Критике чистого разума». Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную (чистую) апперцепцию. Эмпирическая апперцепция имеет временной характер, это взгляд на самого себя глазами внутреннего чувства. Объект эмпирической апперцепции - душа как явление, поток переживаний, в котором нет ничего устойчивого.

Апперцепция (Юнг)

Апперцепция. Психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько приобщается к уже имеющимся содержаниям, что его обозначают, как понятое, постигнутое или ясное. Различают активную и пассивную апперцепцию; первая есть процесс, при котором субъект от себя, по собственному побуждению, сознательно, со вниманием воспринимает новое содержание и ассимилирует его другими имеющимися наготове содержаниями; апперцепция второго рода есть процесс, при котором новое содержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (из бессознательного), и до известной степени принудительно завладевает вниманием и восприятием. В первом случае акцент лежит на деятельности (см.), во втором - на деятельности нового самонавязывающегося содержания.

Апперцепция (Рапацевич)

АППЕРЦЕПЦИЯ - свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и др. личностных особенностей его психической деятельности. Например, художник видит ландшафт как объект художественного отражения, архитектор - как объект возможной застройки и т.д.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 16.

Апперцепция (Шапарь)

АППЕРЦЕПЦИЯ (лат. ad - при, к + perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека, а также от психического состояния человека в момент восприятия. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях.

Трансцендентальная апперцепция

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ - термин кантовской теории познания; означает априорное единство самосознания, составляющее условие возможности всякого знания. Это единство есть, по Канту, не результат опыта, а условие его возможности, форма знания, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое «Я» и составляющего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к некоему «Я», как его центру.

Апперцепция (Конт-Спонвиль)

АППЕРЦЕПЦИЯ (APERCEPTION). Восприятие восприятия, т. е. восприятие себя в качестве воспринимающего, иными словами, самосознание, без которого невозможно осознание чего бы то ни было. Кант называет трансцендентальной апперцепцией самосознание, понятое как чистое, прирожденное, неподвижное сознание, благодаря которому все наши представления могут и должны сопровождаться единым «я мыслю» и без которого мы не могли бы воспринимать их как свои представления («Критика чистого разума», «О дедукции чистых рассудочных понятий», §§ 16-21).

) - старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т.д.).

Термин «Апперцепция» ввел в науку Г. Лейбниц . Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. - ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания.

В дальнейшем понятие Апперцепция развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант , И. Гербарт , В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант , не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как Осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений - предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. - начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Апперцепция (от лат. ad - к, perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, Апперцепция - универсальный объяснительный принцип, «внутренняя духовная сила», обусловливающая ход психических процессов.

В противовес этим представлениям об А. как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует А. как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие . Различают устойчивую А. - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции , экспектации, установки и т.п.).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Апперцепция (лат. ad - к, до, при, perceptio - восприятие) - свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. восприятие действительности не является процессом пассивным - способность к А. позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями.

Понятие Апперцепция широко применяется в медицинской психологии, в частности в патопсихологии.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Апперцепция (от лат. perception – восприятие) - свойство психики человека воспринимать ситуации, а также принимать решения, основываясь при этом на интуиции и собственном жизненном опыте.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Апперцепция

  1. В первоначальном смысле, как употреблялось Лейбницем (1646-1716), обозначает заключительную, "ясную" фазу восприятия, когда наступает узнавание, идентификация или понимание того, что было воспринято. Некоторые другие известные теоретики философии и психологии использовали этот термин с небольшими вариациями в его основном значении.
  2. Для И.Х. Гербарта (1776-1841) оно характеризовало то, что он считал основным процессом приобретения знаний, посредством которого воспринятые качества нового объекта, события или идеи ассимилируются и связываются с уже существующими знаниями. Он использовал термин апперцептивная масса для обозначения предварительно приобретенного знания. В той или иной форме это основное представление о том, что научение и