Конспекты занятий по предшкольной подготовке. "обеспечение готовности ребенка к школьному обучению в классах предшкольной подготовки" Опыт работы предшкольная подготовка детей к школе

Алтайский край Новичихинский район

МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

[email protected]://oktschool.ucoz.ru

=========================================================

Организация предшкольной подготовки в условиях общеобразовательного учреждения с учетом федеральных государственного общеобразовательного стандарта

Из опыта работы воспитателя

МКОУ «Октябрьская СОШ» Васютиной Л.А.

Появление новой ступени системы общего образования - предшкольного образования, обеспечивающей равные стартовые возможности для детей 5-7 лет предусмотрено в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы». (Концепция Федеральной программы развития образования на 2006-2010 г.г. от 03.09.2005 № 1340-р).

Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).

Предшкольное образование – это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения дошкольников старшего возраста, оно не может и не должно заменить собой дошкольное.

«Предшкола» – это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения.

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Необходимо также, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.

В чём же заключается подготовка к школе?

Вот что об этом пишет Л.А. Вегнер: “Первым условием успешного учения ребёнка в школе является наличие у него соответствующих мотивов: отношения к учению как значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к учебным действиям. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующее к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему, стремлении узнать новое”. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, наблюдении. Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек.Учение в этот список не входит.

Важно не упустить этот период активности, любознательности ребёнка, а поднять его на новый уровень развития, адаптировать к новой для него в будущем деятельности – школьника.

Чтобы готовить детей к школьной жизни, в первую очередь, учитель сам должен быть подготовлен к этому. Я имею специальность «Воспитатель в дошкольных учреждениях», квалификация по диплому «Воспитатель в дошкольных учреждениях»- закончила педагогическое училище №1. В В 1993году закончила Барнаульский педагогический институт по специальности «педагогика и психология дошкольная», квалификация «преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище. Методист по дошкольному воспитанию». Стаж педагогической работы 31 год.

Постоянно повышаю квалификацию: в 2015 году прошла курсы повышения квалификации Московского педагогического университета «Первое сентября». При АКИПКРО пройдены куры «Организация и содержание образовательной деятельности с детьми на этапе завершения дошкольного образования» по ФГОС. Пополняю свой методический уровень через вебинары, проводимые разными издательствами «Легион», «Русское слово», «Просвещение». В октября 2015года аттестовалась на первую квалификационную категорию.

Учителя, работающие в школе, знают, что дети начинают обучение в школе с разного старта. Одни уже имеют определённые умения (сосредотачиваться, работать определённое время в соответствии с целью, выполнить просьбу учителя и т.д.), другие – испытывают трудности адаптации к учебной деятельности.Отсутствие дошкольного учреждения на территории поселка, делает период адаптации ребенка к школе более сложным, болезненным, ребенок подготавливается к самообучению и самовоспитанию, а главное с большим желанием идет в первый класс.

Чтобы обеспечить более успешное привыкание к школьной жизни и деятельности, нужно активно использовать для развития учебных умений и навыков детей период дошкольного детства.

В настоящее время практикуются различные модели организации предшкольного образования. Однако более востребованной на практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе общеобразовательных учреждений.

В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам. Эти программы созданы и экспериментально проверены коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования.

Но основные позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать школе. Школа предъявляет определенные требования к поступившим в первый класс детям и таким образом навязывает общественному сознанию модель будущего успешного ученика. Поэтому целесообразнее, если она является главным организатором предшкольной подготовки и участвует в реализации своей модели.

24 года на базе нашей школы проводится предшкольная подготовка детей – будущих первоклассников в форме группы кратковременного пребывания.

Организация подобной группы отвечает потребностям и сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе. Занятия обеспечены наглядным тренировочным материалом, интересным и доступным для детского восприятия, позаимствованным у начальной школы.

К тому же она как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада.

Предшкольную подготовку мы проводим с первого сентября по 25 мая.Прием детей осуществляется по заявлению родителей (законных представителей), на основании медицинского заключения (медицинская справка). Ежегодно заключается договор между МКОУ «Октябрьская СОШ» и родителями (законными представителями) ребенка,посещающего группу кратковременного пребывания, на предоставление образовательных услуг.

По действующему СанПиН для детей возраста 5 – 7 лет проводится не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249 – 03). Продолжительность обучения- 33 недели без учета каникул в ноябре, январе, феврале и марте.

Организованная образовательная деятельность проводится 5 дней в неделю с понедельника по пятницу, с 13.00 до 16.00 часов по 3 занятия в день. Перерыв между занятиями – 10 минут и посещение столовой – 30 минут.Ежедневная прогулка на свежем воздухе. В школе дети не спят, родительская плата за оказание услуг не взимается, родители платят только за питание детей в столовой.

Для осуществления образовательной деятельности в школе созданы необходимые условия:

Отдельный кабинет с мебелью (парты, стулья, доска);

Учебно-методические пособия (наборы для сюжетно –ролевых игр, наборы пальчикового театра, настольно – печатные игры, плакаты, раздаточный материал, спортинвентарь и другое);

Компьютер и копировальная техника.

Образовательная деятельность осуществляется по образовательной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Программа «От рождения до школы», является современным инновационным продуктом, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия – «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Камаровой.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Заниматься с детьми нужно обязательно!

В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, непосредственно- образовательная деятельность (НОД).Поэтому приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная, осуществляемая в ходе режимных моментов, а не занятия по типу учебных.

Предшкольное образование при школе оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку, налаживается партнерство между школой и родителями.

Система работы позволяет учителю и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, увидеть в родителях помощников, соучастников в процессе воспитания и обучения их детей. Важно, чтобы такая работа была согласованной.

С этой целью трижды в год провожу анкетирование родителей: в начале года, чтобы лучше узнать о каждом ребёнке и использовать полученную информацию в своей работе и консультировать родителей по текущим вопросам, оказываю помощь в воспитании детей, создании условий для гармоничного развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями, анкетирование в середине и в конце года позволяет судить об удовлетворенности родителей и детей проводимой работой.
В ходе подобного общения родители имеют возможность:

Познакомиться с жизнью школы;

Получить представления об успехах ребёнка;

В этом же видит преимущество предшкольной подготовки и сама школа.

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Поэтому образовательная деятельность, как показывает практика, на базе школы, при наличии необходимых условий дает свои положительные результаты:

Дети адаптированы к школьной жизни;

Готовы к новой социальной роли – роли ученика;

Заложеноразвитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности;

Дети обеспечены единым стартом будущих первоклассников;

Родители вовлечены в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.

Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования на базе общеобразовательного учреждения.

Трудность работы в организации предшкольной подготовки - отсутствие какого – либо финансирования на протяжении всего периода работы группы кратковременного пребывания детей в школе.

Елена Викторовна Капустина
Предшкольная подготовка детей

Утверждённые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Они были введены в связи с пониманием важности именно до-школьного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждо-го ребёнка, доступности для каждого качественного образования.

Для обеспечения ребёнку того самого старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Именно с этим связано введение ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Поэтому организация предшкольного образования стала весьма актуальной в настоящее время. Главная задача, которую должна решить предшкольная подготовка – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоцио-нальной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности, восприимчивости к миру, инициативности, формирование разносторонних знаний. Дети обязательно должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и взрослыми. Такой опыт дети могут получать не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе . Такие группы актуально создавать в системе дополнительного образования, или в системе учреждений культуры, или в системе дошкольных образовательных учреждений. И, в связи с ФГОС, очень важно, чтобы образовательная деятельность не свелась к развитию учебных навыков и действий : письму, счёту, чтению, не превратилась в подобие школьных уроков. Не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная творческая работа ребёнка под руководством и при помощи взрослого.

При организации предшкольной подготовки должны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками : адекватность требований возможностям ребёнка, учёт индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех направлений развития, создание ситуации успеха эмоцио-нально благополучного общения с ребёнком. Ребёнка к школе могут подгото-вить и родители , но эта система работы должна обязательно предусмотреть предварительное обучение родителей или возможность получать квалифициро-ванные систематические консультации.

В структуре предшкольной подготовки есть определённые критерии пси-хологической готовности детей к школе . Это и личностная готовность : ребёнок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной, а возможностью получить новые знания; интеллектуальная : наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к получаемым знаниям, способность понять определённые связи между явлениями, воспроизвести образец; социально-психологическая : учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний, умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых, умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнять задания) ; физиологическая готовность : уровень физиологического и биологического развития, состояние здоровья.

Новая модель предшкольного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоёв равные стартовые условия для получения начального образования, сохранить и укрепить здоровье детей и делает доступным качественное обучение на первой ступени. Внимание педагога должно акцентироваться на следующих подходах в работе с детьми :

Уход от жёстко регламентированного обучения школьного типа,

Обеспечение двигательной активности в различных формах,

Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности,

Взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции и партнёрской формы общения (сотрудничество взрослого и детей , возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образова-тельной деятельности,

Создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её, обеспечивающей развитие субъективных позиций ребёнка,

Широкое использование методов и приёмов, активизирующих мышление, воображение, введение в обучение элементов задач открытого типа, имеющих разные варианты решений,

Использование игровых приёмов, создание значимых для детей ситуаций ,

Формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.

Так как одним из главных критериев выбора педагогами форм образовательной деятельности является адекватность возрасту, то в основе предшкольного обучения ведущим видом детской деятельности и основной формой работы является продуктивно-игровая деятельность. Образование детей должно быть направленно на обогащение, а не на искусственное ускорение развития. Ведь именно в игровой форме может быть реализована большая часть содержания образовательных областей, именно в игре происходит перестройка всех по-знавательных процессов ребёнка, включая его поведение, появляются учебные мотивы. В недрах игровой мотивации зарождаются предпосылки учебной дея-тельности, имеющие результат в виде конкретных знаний, умений и навыков, развития психических процессов, а формирование предпосылок учебной дея-тельности – один из планируемых итоговых результатов освоения программы предшкольного образования .

Также адекватными формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и другое. Работа с детьми должна быть направлена на индивидуализацию предшкольного образования , то есть, педагог должен уметь работать, с одной стороны, с ориентацией как на возрастные, так и на индивидуальные особенности детей . С другой стороны - видеть своеобразие каждого из своих воспитанников, уметь индивидуализировать педагогический процесс с учётом данных тщательного и всестороннего изучения старших дошкольников, использовать потенциал интеграции всех областей деятельности для удовлетворения их образовательных потребностей и подготовки к школе .

Предшкольное образование – это , с одной стороны, целенаправленный, организованный социально-педагогический процесс обучения и воспитания де-тей предшкольного возраста , который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу. С другой стороны, этот процесс пред-ставляется , как совокупность особых практик взаимодействия различных субъ-ектов : родителей, воспитателей, учителей и самих детей . Поэтому предшколь-ная подготовка приобретает особую значимость.

Эффективность предшкольной подготовки зависит от реализации следующих педагогических условий :

Корректировки представлений педагогов , родителей и детей о сущности предшкольной подготовки в тесном взаимодействии,

Наличия установки педагогов и родителей на значимость организации предшкольной подготовки с использованием личностно-ориентированных средств,

Соблюдения поэтапности обучения,

Наличие регулярной диагностики эффективности предшкольной подготовки в соответствии с её результатом.

Таким образом, значимость предшколной подготовки существенна и име ет первостепенное значение для готовности детей к школе .

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ЧЕРЕЗ ПРЕДШКОЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

Пояснительная записка

Готовность ребенка к школьному обучению - один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Мы живем в 21 веке, и очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Для успешной реализации этой цели проводится комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Предлагаемые коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики.

Кроме того, на занятиях уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установления контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение. Однако наибольшее внимание уделяется развитию произвольности поведения.

Специалисты отмечают, что развивать произвольность невозможно только в процессе занятий с детьми - она формируется в ходе ежедневного взаимодействия с взрослым.

Реализация данной программы состоит из следующих блоков:

Диагностический (в начале года и в конце года).

Индивидуальная работа и групповые занятия по содержанию программы.

Консультативный: ознакомление родителей и воспитателей с результатами обследования.

Просветительская работа: проведение «Семейной гостиной» для родителей и детей по подготовке к школе; оформление стендов «Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению», «Подготовка дошкольника к учёбе в семье», «Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению» и т.д.

Цель программы : формирование готовности к школьному обучению и положительного отношения к школе.

Задачи :

Формировать мотивационную и волевую готовность детей;

Способствовать развитию производительности поведения, эмоций и чувств детей;

Развивать психические качества (мышление, внимание, память, воображение, восприятие);

Развивать речь, словарный запас, мелкую моторику;

Способствовать развитию навыков общения, установление контакта со сверстниками, умения проявлять взаимное внимание и уважение

Данная программа предусмотрена для работы с детьми подготовительной группы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объем программы рассчитан на 4-5 месяцев. Всего 12 занятий при частоте встреч раз в неделю. При необходимости некоторые упражнения можно повторять. Продолжительность одного занятия – от 30 до 40 минут.

Комплекс занятий по подготовке детей к школьному обучению

Занятие 1

Оборудование: папка с загадками, магнитофон, диск с веселой музыкой.

I . Организационный момент.

1. Ритуал приветствия: речевка.

Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей.

Расположение участников в кругу, взявшись за руки.

Мы веселые ребята!

Мы ребята дошколята!

Скоро в школу мы пойдем,

Будем знать мы обо всем!

2. Упражнение – разминка: «Теремок» (пальчиковая игра).

На поляне теремок (двумя руками показываем крышу домика)

Дверь закрыта на замок (сомкнули руки в замок)

Из трубы идет дымок (большой палец встречается с каждым пальчиком, образуя колечки)

Вокруг терема забор (растопырили пальцы)

Чтобы не забрался вор (щелчки)

Тук – тук – тук – 2 раза (кулаками по ладони)

Открывайте (широко развели руки в сторону)

Я вам друг! (ладони сомкнули одна поперек другой)

II . Основная часть.

1. Игра «Летает, не летает»

Цель: развитие внимания, представлений об окружающем мире, умения выделять главные признаки предметов.

Дети образуют круг. Педагог называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети должны развести руки в стороны, как крылья, а если называется предмет, который не летает, дошкольники приседают.

2. Игра «Отгадай - ка»

Цель: развитие логического мышления, внимания, представлений о школьных принадлежностях.

Отгадать загадки, связанные со школой, школьными принадлежностями.

3. Игра «Не шевелись».

Цель: совершенствование внимания, регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма.

Дети двигаются под звуки бубна. Внезапно звуки обрываются. Дети должны замереть на месте. Кто пошевелится, выбывает из игры.

III . Заключительная часть.

Ритуал прощания:

Расположение участников в кругу.

Мы веселые ребята!

Мы ребята – дошколята!

На занятье мы пришли,

Чтобы знания обрести!

Занятие №2

Оборудование: игрушки (8-9 шт.), цветные фигуры в конвертах для игры «Собери квадрат», альбомы, цветные карандаши.

Структура занятия.

I . Организационный момент.

Ритуал приветствия;

Разминка «Теремок» (см. 1 занятие)

II . Основная часть.

    Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, произвольной памяти.

На столе 6-8 игрушек. Детям нужно запомнить их. Затем за ширмой менять местами игрушки, убирать, добавлять новую игрушку.

    Упражнение «Собери квадрат»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, коррекция познавательной сферы психики.

Дети за столом собирают квадраты из нескольких частей (от 3 до 8 частей).

3) Игра «Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Ход игры - играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с детьми: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, если «воздух» - руки вверх, если «огонь» - вращение руками в локтевых суставах.

Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

4)Нарисовать запомнившиеся игрушки.

III . Заключительная часть.

Итог занятия:

Чем мы сегодня занимались?

Что понравилось больше всего?

Ритуал прощания: «Речевка» (см. занятие №1).

Занятие 3

Оборудование: маленький мяч - мякиш, магнитофон, музыкальный диск с веселой мелодией.

I . Организационный момент.

1. Ритульный момент – речевка (см. занятие №1).

2. Упражнение – разминка «Яблочко» (мяч – мякиш передавать подбородком, без рук).

Цель: способствовать объединению, сплочению коллектива.

II . Основная часть.

    Речевая разминка «На горе Арарат стоит крупный виноград»:

Громко;

Тихо;

Шепотом;

С радостью,

С грустью,

Спокойно,

Индивидуально с звуком [р].

    Игра «Замри».

Цель: развитие внимания и памяти.

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжками, хлопками над головой и по бедрам);

Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.

3. Офтальмотренаж (глазодвигательные упражнения).

Нарисовать двумя руками круг в воздухе, квадрат.

4.Дыхательные упражнения «Лифт»

Представить в правой руке игрушку, опустить руки вниз, по счету от 1 до 10 поднимаем игрушку на 10-й этаж.

5.Игра «Закончи слово»

Цель: развитие речи, внимание, быстроты реакции, расширение словарного запаса.

Дети стоят полукругом. Педагог поочередно бросает мяч и называет первый слог слова.

Дети заканчивают слово: ма…, ку…, до…, но…, и т.д.

III . Заключительная часть.

а) итог занятия:

Чем мы сегодня занимались?

Что запомнилось?

б) Ритуальный момент.

Занятие №4

Оборудование: краски, альбомы, магнитофон, диск с релаксационной мелодией, веселой музыкой.

I . Организационный момент

1) Ритуал приветствия (речевка);

2) Вводная часть: упражнение – разминка «Настроение в цвете».

Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.

Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги;

Рефлексия по рисункам;

Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое.

II . Основная часть.

    Игра «Бег ассоциаций»

Цель: формирование положительного отношения к школе.

Дети делятся на 2 группы.

Педагог: какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

В конце идет обсуждение, поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».

    Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умения видеть другого.

Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

    Игра «Назови соседей»

Цель: развитие математических способностей.

Дети стоят в кругу. Ведущий поочередно бросает им мяч и называет числа от 0 до 10. Дети называют соседей этого числа.

    Игра «Запомни свое место».

Цель: совершенствование памяти, создание бодрого настроения.

Дети стоят в кругу или в разных местах зала. Необходимо заполнить свои места. Затем включается веселая музыка и дети разбегаются. С окончанием музыки они должны вернуться на свои места.

    Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»

III . Заключительная часть.

    Рефлексия.

    Ритуальный момент (речевка).

Занятие №5

Оборудование: геометрические фигуры, листы в клетку, карандаш простой, книга

С. Коноваленко.

I . Организационный момент.

1. Ритуал приветствия (речевка).

2. Вводная часть: упражнение – разминка «Кто позвал?»

Цель: объединение, раскрепощение участников.

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центре круга и закрывает глаза. Ведущий притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя ведущего. Ведущие должны угадать «Кто назвал его имя?»

II . Основная часть.

    Игра «Найди такую же форму»

Цель: закрепление знания геометрических форм, развитие внимания.

Показывается образец определенной формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Предлагается найти в комнате крупные предметы такой же формы.

    Игра «Пары слов».

Цель: развитие памяти, слухового восприятия, обучение запоминания по ассоциации.

Детям нужно запомнить второе слово из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.

Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Объясняется, как мне легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.

    Узорный диктант.

Цель: развитие волевых качеств личности (умение слушать и работать по определенному правилу).

Рисуем по клеточкам собачку (стр. 235, книга «Развитие мышления и памяти у детей с 3-х лет, С. Коноваленко).

4. Физкультминутка «Шалтай – болтай»

Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

Дети поворачивают туловище вправо – влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы, на слово «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

Показ примера, дети повторяют.

Шалтай – болтай сидел на стене

Шалтай – болтай свалился во сне.

III . Заключительная часть.

    Рефлексия.

    Ритуальный момент (речевка).

Занятие №6

Оборудование: альбомы с нарисованными фигурами, цветные карандаши.

I . Организационный момент.

1. Ритуал приветствия (речевка, см. занятие №1).

2. Вводная часть: игра «Ветер дует».

Ветер дует на того, у кого светлые волосы (все светловолосые объединяются в круг),

Кто любит мороженное,

Кто хочет в школу,

У кого есть брат или сестра,

У кого нет друзей,

Кто много плачет, и т.д.

II . Основная часть.

    Игра «Назови одним словом»

Цель: развитие логического мышления, умения классифицировать предметы и явления по определенному признаку.

Дети стоят полукругом. Ведущий поочередно бросает мяч и называет слова:

Шкаф, стол, диван …,

Лук, морковь, свекла …,

Роза, ландыш, василек …,

Корова, теленок, овечка …,

Машина, экскаватор, газель …,

Книга, тетрадь, ручка, карандаш, …,

Гармошка, бубен, пианино, …,

Подорожник, щавель, мята, зверобой, …,

Волк, лиса, заяц, медведь, … .

Подобрать обобщающие слова.

    Упражнение «Дорисуй фигуру» (по методу Дьяченко, Торренса)

Цель: способствовать развитию воображения, способности создавать оригинальные образы.

Раздать карточки с фигурами, дети должны дорисовать фигуру до картины.

    Физкультминутка «Отдых наш физкультминутка».

    Игра «Земля, воздух, вода, огонь».

Цель: развитие внимание, представление об окружающем мире, быстроты реакций.

Дети встают в круг. Ведущий поочередно бросает мяч, говоря: «Вода» («Воздух», Земля»). Ребенок возвращает мяч, называя животного, который ходит по земле (плавает в воде или летает).

При слове «Огонь», ребенок хлопает в ладоши и крутится вокруг себя.

    Игра «Путаница»

Цель: развитие навыка совместной деятельности»

Ход: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разминая рук начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разминая руки.

III . Заключительная часть.

    Рефлексия.

    Ритуал прощания - речевка.

Занятие №7

Оборудование: альбомы с 12 нарисованными кружочками, цветные карандаши.

I . Организационный момент.

Ритуал приветствия (речевка, см. занятие №1).

2. Вводная часть: игра «Менялки».

Цель: коррекция эмоциональной сферы, развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении.

Дети и педагог сидят в кругу на стульях, педагог – ведущий один стул убирает и говорит: «Меняются местами те, кто любит шоколад», тот кому места не досталось, становится ведущим и игра продолжается.

II . Основная часть

1.«Задачки в стихах»

Цель: развитие математических способностей, логического мышления.

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок – сосед

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Сколько съедено морковок?

Пошла курочка гулять,

Собрала своих цыплят.

Шесть бежали впереди,

Три остались позади.

Беспокоится их мать

Посчитайте – ка, ребята,

Сколько было всех цыплят?

У богатого волчонка

Было кваса два бочонка.

Тут еще один бочонок

Прикатил домой волчонок.

Вместе складывать их стал –

Сколь бочонков насчитал?

Три синицы на кормушке.

Две синицы на кадушке.

Мы умеем прибавлять:

Всех синичек будет … (пять)

Васька – ловкий рыбачок –

Ловит рыбок на крючок.

Трех поймал он на рассвете,

Трех поймал в вечерний час.

Три плюс три – любой ответит

То, что рыбок ….у нас. (шесть)

Рано утром у реки

Распустились васильки.

Пять – на левом берегу.

Пять – на правом берегу.

Я цветочки – василечки

Потому что пять да пять

Будет …. Как не знать?

Белка шишки собирала,

Собирала и считала.

Забиралась на сосну,

Прибавляла к трем – одну.

Было шишек три сначала,

А теперь … стало (четыре)

2.Упражнение «Дорисуй круги до предмета»

Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики.

В альбомах детей заранее нарисованы 12 кружочков, которые необходимо дорисовать до предмета.

3.Офтальмотренаж «Лабиринт»

4.Динамическая пауза «Буратино»

5.Упражнение «Фигуры Бернштейна»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Предлагается детям за 30 сек. запомнить фигуры и зарисовать в альбомах, затее произвести самопроверку.

III . Заключительная часть

1.Рефлексия.

2.Ритуальный момент – речевка.

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ТЕМПОВСКАЯ ООШ
«Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».
  • Что такое предшкольное образование
  • «Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».
  • От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка.
  • Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности.
  • Актуальность проблемы
  • Аргументы против
  • несозревшая мотивация “шестилеток” к обучению
  • ухудшение здоровья детей
  • преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей
  • Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз. 18.5 % шестилеток являются “зрелыми”, более 49 % - “среднезрелыми”, а 32,2 % - незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.
  • Аргументы
  • В возрасте пяти лет дети получают «определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере».
Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
  • Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности.
  • Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
  • Это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).
  • Предшкольное образование
  • социальная цель - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
  • педагогическая цель - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
  • ЦЕЛИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Понятие «Готовность к школе»:
  • Понятие «Готовность к школе»:
  • предпосылки учебных умений;
  • новые социальные роли ученика;
  • познавательные интересы будущего школьника;
  • умственные операции (сравнение, классификация, анализ, обобщение и пр.
  • Особенности предшкольного образования
  • Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми.
  • А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же - в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре).
  • Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития:
  • 1 линия – формирование произвольного поведения;
  • 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами);
  • 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации;
  • 4 линия – мотивационная готовность».
  • Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения».
  • Наука о готовности к
  • дошкольному образованию
  • Чему и как учить детей предшкольного возраста.
  • ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе;
  • ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников;
  • ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника;
  • НЕОБХОДИМО:
под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
  • Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе.
  • под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
  • Физическая готовность
  • это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
  • активность, инициативность, самостоятельность, ответственность;
  • умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия;
  • руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе;
  • это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной);
  • Личностная готовность
  • Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления,
  • овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр)
  • Интеллектуальная готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации);
  • выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.
  • Психологический портрет выпускника ДОУ
Группа здоровья
  • 1. Здоровье и физическое развитие
  • Группа здоровья
  • соответствие антропометрических показателям возрастной норме
  • 2. Проявление эмоциональных состояний в движении:
  • свобода,
  • непринуждённость движений,
  • плечи расставлены,
  • корпус прямой,
  • походка естественная, упругая,
  • естественность и разнообразие а позах, их сменяемость;
  • взгляд прямой, открытый, заинтересованный;
  • мимика живая, выразительная, спокойная.
  • 3. Развитие движений:
  • перекладывание двумя пальцами группы мелких предметов (спичек) по одному в коробку;
  • сохранение статического равновесия, стоя на начерченной линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой);
  • бег с преодолением препятствий (обегание предметов змейкой);
  • подбрасывание мяча и ловля его (не прижимая к груди, не менее 10-20 раз);
  • прыжок в длину с места (длина прыжка не менее 100 – 120 см).
  • Способен вступать в общение со знакомыми взрослыми;
  • Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входят в разнообразные объединения по интересам);
  • Чувствует настроение близких и сверстников.
  • Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.
  • Регулирует своё поведение на основе усвоенных правил и норм.
  • Имеет представление о себе и своих возможностях.
  • 5. Развитие речи и речевого общения:
  • Правильно произносит все звуки родного языка.
  • Умеет выделить звуки в слове.
  • Говорит простыми распространёнными предложениями.
  • Правильно строит сложные предложения.
  • Составляет связный рассказ по сюжетной картинке.
  • Поддерживает диалог, умет привлечь внимание своей речью.
  • Речь лексически богата (обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения).
  • Имеет представление о природе, о рукотворном мире, о своём городе, стране.
  • Знаком с культурой быта;
  • Задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи.
  • Раскладывает по величине десять и более предметов одинаковой формы.
  • Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.).
  • Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов.
  • 6. Познавательное развитие.
  • Использует незаконченную фигуру (неполное изображение или недостроенную конструкцию) как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации).
  • Может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре.
  • Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности.
  • Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира.
  • Осуществляет деятельность по образцам и по правилам.
  • Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе.
  • Компетентности:
  • социальная,
  • коммуникативная
  • интеллектуальная
  • физическая.
  • Черты характера:
  • эмоциональность
  • креативность
  • произвольность
  • инициативность
  • самостоятельность
  • ответственность
  • самооценка
  • свобода поведения
  • рефлексивность
  • Критерии качества образования ЛИЧНОСТИ предшкольного возраста
  • Умение управлять своими эмоциями;
  • Проявление способности к учебным действиям;
  • умение принять учебную задачу
  • Адекватное отношение к самому себе.
  • кризис 7 лет

Что такое предшкольное образование «Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».




Аргументы против несозревшая мотивация шестилеток к обучению ухудшение здоровья детей преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз % шестилеток являются зрелыми, более 49 % среднезрелыми, а 32,2 % незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.




Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности. Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности. Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.






Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми. А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре). Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития: 1 линия – формирование произвольного поведения; 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами); 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации; 4 линия – мотивационная готовность». Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения».


Чему и как учить детей предшкольного возраста. ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе; ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников; ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника; НЕОБХОДИМО НЕОБХОДИМО:


Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе. школьной зрелостью под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.


Физическая готовность это состояние здоровья, определенный уровень морфо- функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.


Активность, инициативность, самостоятельность, ответственность; умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия; руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе; это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); Личностная готовность


Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) Интеллектуальная готовность


Возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации);возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.






2. Проявление эмоциональных состояний в движении: свобода, непринуждённость движений, плечи расставлены, корпус прямой, походка естественная, упругая, естественность и разнообразие а позах, их сменяемость; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, выразительная, спокойная.


3. Развитие движений: перекладывание двумя пальцами группы мелких предметов (спичек) по одному в коробку; сохранение статического равновесия, стоя на начерченной линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой); бег с преодолением препятствий (обегание предметов змейкой); подбрасывание мяча и ловля его (не прижимая к груди, не менее раз); прыжок в длину с места (длина прыжка не менее 100 – 120 см).


4. Социальное развитие: Способен вступать в общение со знакомыми взрослыми; Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входят в разнообразные объединения по интересам); Чувствует настроение близких и сверстников. Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения. Регулирует своё поведение на основе усвоенных правил и норм. Имеет представление о себе и своих возможностях.


5. Развитие речи и речевого общения: Правильно произносит все звуки родного языка. Умеет выделить звуки в слове. Говорит простыми распространёнными предложениями. Правильно строит сложные предложения. Составляет связный рассказ по сюжетной картинке. Поддерживает диалог, умет привлечь внимание своей речью. Речь лексически богата (обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения).


6. Познавательное развитие: Имеет представление о природе, о рукотворном мире, о своём городе, стране. Знаком с культурой быта; Задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи. Раскладывает по величине десять и более предметов одинаковой формы. Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.). Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов.


6. Познавательное развитие. Использует незаконченную фигуру (неполное изображение или недостроенную конструкцию) как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации). Может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре. Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности. Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира. Осуществляет деятельность по образцам и по правилам. Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе.


7. Эстетическое развитие: Знаком с литературными произведениями Может сочинить сказку. Создаёт индивидуальные художественные образы с помощью выразительных средств (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности; самостоятельно, творчески воплощает замысел в рисунке, лепке, аппликации; уверенно владеет техническими навыками и умениями; Эмоционально воспринимает музыку


Компетентности: социальная, коммуникативная интеллектуальная физическая. Черты характера: эмоциональность креативность произвольность инициативность самостоятельность ответственность самооценка свобода поведения рефлексивность Критерии качества образования ЛИЧНОСТИ предшкольного возраста