Перспективный план развития фонематического восприятия в группе для детей с ЗПР методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему.

М80 Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя / И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 246 с. - (Библиотека логопеда).

ISBN 5-691-01510-9.

ISBN 5-691-01512-5 (Вып. 1).

Агентство CIP РГБ.

Пособие содержит планирование и разработки логопедических занятий, конспекты занятий воспитателя во второй половине дня и домашние задания для работы родителей с детьми.

Книга адресована логопедам, педагогам-дефектологам, воспита­телям и родителям детей, обучающихся в средней группе специаль­ного детского сада.

УДК 376.1-058.264:811.161.1-25 ББК 74.3

© Морозова И.А., Пушкарева М.А., 2006

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2006

© Серия «Библиотека логопеда» и се­рийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2006

ISBN 5-691-01510-9

Большую часть контингента детей с трудностями в обуче­нии составляет группа, которую определяют как «дети с ЗПР»: количество дошкольников составляет 25% и 50% среди неуспе­вающих младших школьников.

Анализируя имеющуюся литературу по этому вопросу, как отечественную, так и зарубежную, можно выделить 5 разных подходов к проблеме изучения и обучения детей данной кате­гории (иногда эти подходы осуществляются в сочетании).

I. В большинстве западных стран эта проблема рассматри­вается с чисто педагогических позиций. Соответственно, в ис­следованиях этого направления дети с ЗПР отмечаются как имеющие недостаточные способности к обучению, или как дети с трудностями в обучении. Сторонники этого подхода неизбежно объединяют в одну группу детей, испытывающих трудности в обучении по самым разным причинам - от поражений ЦНС до педагогической запущенности.

ІІ. Приверженцы второго подхода рассматривают трудности в обучении детей прежде всего как результат неблагоприятных условий жизни и воспитания, приводящих к ограничению сен­сорного опыта ребенка и его общения с окружающими и задер­живающих тем самым его интеллектуальное развитие, создаю­щих трудности в формировании его личности (Англия, США).

III. Ряд исследователей выделяет группу детей с отставанием в развитии, нуждающихся в специальном обучении для преодо­ления этого отставания, как детей с нарушениями в поведении. Учение рассматривается как форма поведения, являющаяся ве­дущей для данного возраста (Германия).

IV.Данный подход связан с разработкой психиатрами, пси­хоневрологами США концепции, предложенной Л. Штраусом и Л. Летинен: все разнообразие форм отставания в развитии, проявляющегося в трудностях обучения, оказывается связан­ным с наличием резидуальных состояний после относительно слабовыраженных органических повреждений мозга на ранних этапах развития ребенка (дети с минимальными повреждени­ями мозга).



V. В подходе отечественных дефектологов к задержке темпа психического развития учитываются разные аспекты этой проблемы.

Понятие задержки темпа психического развития психолого-педагогическое. Оно характеризует отставание в развитии пси­хической деятельности ребенка. Основной причиной такого от­ставания являются слабовыраженные (минимальные) органи­ческие повреждения мозга, или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периоде жизни ребенка. Неблагоприятные социальные факторы усугу­бляют отставание в развитии, но не представляют собой един­ственную (или хотя бы основную) его причину.

Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответ­ствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом прео­долевается, и тем успешнее, чем адекватнее и раньше соз­даются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории.

В своих исследованиях П. И. Зинченко и А. А. Смирнова определяют, что существенное место в структуре дефекта при­надлежит нарушениям памяти.

В работах Т. В. Егоровой (1971-1973 гг.) проведен обсто­ятельный анализ трудностей многих сторон преднамеренного запоминания у младших школьников, отстающих в умствен­ном развитии.

Исследования Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Ле­онтьева посвящены рассмотрению особенностей двух ранних форм мышления. Ученые указывают на недоразвитие у данных детей познавательной деятельности.

В исследованиях Б. Г. Ананьева констатировалась снижен­ная продуктивность детей с ЗПР, проявляющаяся в различных видах психической деятельности: в процессах восприятия, за­поминания, мышления.



Дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которые характеризуют психологический аспект готовности к обучению:

Знания и представления об окружающем мире;

Умственные операции, действия и навыки;

Речевое развитие, предполагающее владение довольно об­ширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;

Познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивации;

Регуляция поведения.

Речь детей с ЗПР характеризуется: ограниченностью сло­варного запаса (Т. В. Егорова, С. Г. Шевченко), своеобразием формирования словообразовательных процессов (Е. С. Слепович, Р. Д. Тригер), трудностью в понимании и употреблении слож­ных грамматических структур (Г. Н. Рахманова, Л. В. Яссман).

В основе всего вербального развития ребенка лежит ком­муникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Овладение ре­чью как средством общения происходит в три основных этапа.

1. На довербальном этапе ребенок не понимает речи окру­жающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечи­вающие овладение речью в дальнейшем.

2. На этапе возникновения речи ребенок начинает пони­мать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.

3. Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на этапе развития речевого общения.

Коррекционная работа проводится в три этапа.

1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

Содержание работы. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопленных новых слов, относящихся к различным лексическим те­мам, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее раз­витие и совершенствование грамматического оформления речи.

3. Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Содержание работы. Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой струк­туры высказывания; установление логики (связности, после­довательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для по­строения высказывания в тех или иных целях общения.

Коррекционные упражнения служат активизации мысли­тельной деятельности учащихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации принципа взаимосвязанности знаний дошкольников с умениями и навыками. И кроме того, они должны обеспечить повторяемость практических действий и применение усваиваемого материала в процессе коррекционно-учебной и практической деятельности, поэтому предла­гаемые конспекты предусматривают повторяемость материала от занятия к занятию, но содержание материала при этом из­меняется: привлекаются новые виды деятельности и упражне­ний (с опорой на полученные ранее умения и навыки).

В пособии рассматривается авторская программа коррекционной работы по развитию и формированию вербально-акустических (фонематических) процессов и грамматических ка­тегорий языка на материале лексических тем по предлагаемым перспективным планам.

Пособие содержит в себе примерные конспекты занятий по формированию звукопроизношения, лексических тем, заданий на дом для родителей.

Пособие состоит из трех выпусков, посвященных коррекционной работе во всех возрастных группах: в средней (1-й год обучения), в старшей (2-й год обучения), в подготовительной к школе (3-й год обучения). В каждом выпуске содержатся:

Конспекты по уточнению звукопроизношения и элемен­там обучения грамоте;

Материалы по изучению лексических тем;

Образцы домашних заданий для закрепления материала родителями с детьми.

Планирование, в котором изложена система работы по раз­витию речи с детьми с ЗПР 4-7 лет, составлено с опорой на ти­повую программу детских дошкольных учреждений М. А. Ва­сильевой, учитывая рекомендации программно-методического оснащения занятий для детей с ЗПР С. Г. Шевченко (для стар­шей и подготовительной групп).

Календарно-тематическое планирование включает в себя разделы по формированию фонематических процессов на основе работы над уточнением звукопроизношения (вначале гласных звуков, затем согласных, произношение которых у основной массы детей не нарушено); изучение лексических тем, включаю­щих материал по формированию грамматического строя языка.

Еженедельные занятия по уточнению звукопроизношения и устранению аграмматизмов - проявления недостаточной сфор­мированности грамматического строя речи (одной из основных задач учителя-дефектолога (логопеда) - предусматривают ра­боту по закреплению знаний детей во время выполнения до­машних заданий с родителями.

В основе предложенных конспектов занятий лежат основ­ные принципы дидактики: от простого - к сложному, систем­ность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей дошкольного возраста с ЗПР, а также с учетом ведущей пред­метно-практической деятельности дошкольника.

Конспекты занятий достаточно просты в использовании, пред­полагают активную практическую деятельность детей, апроби­рованы в течение достаточно длительного времени при проведе­нии коррекционных занятий с детьми с ЗПР и ОНР.

Параллельно проводится работа воспитателя по данной теме в группе (учитывая уровень развития детей конкретной группы, воспитатель может работать по лексической теме неделей раньше). Если работа воспитателя осуществляется согласно перспектив­ному планированию дефектолога (логопеда), то, тем не менее, должна быть организована работа по пропедевтике изучаемого материала. Кроме того, в некоторых конспектах указана пред­варительная работа воспитателя, которая должна быть непре­менно выполнена. (Например: в третью неделю февраля нужно на прогулке с детьми срезать ветку дерева, рассмотреть ее и по­ставить в воду; наблюдать, как набухают почки и появляются листочки. Этот материал необходим для проведения занятия по теме «Весна» -вторая неделя марта).

Несмотря на то, что работа по изучению материала лекси­ческих тем у воспитателя и дефектолога (логопеда) идет по-раз­ному, необходим тесный контакт между ними и единство пре­подносимого материала. Нужно соблюдать следующие требова­ния для работы с данной возрастной категорией детей с ЗПР: четкость и лаконичность изложения, краткость (материал не должен быть перегружен ненужными деталями, подробностями и т. д.) - этим детям необходимо усвоить и закрепить мини­мальные (но основные) знания. Например: при изучении темы «Домашние птицы» ребенок должен знать, что тело птицы по­крыто перьями, у нее есть клюв, два крыла, две лапы; птицы несут яйца; уметь конкретизировать, какую пользу приносят людям. Это очень сложно для данной категории детей.

Для более прочного усвоения материала предлагаются до­машние задания для закрепления в работе с родителями.

Рекомендуется также отслеживать результаты усвоения изучаемого материала детьми: в тетради взаимосвязи дефекто­лога (логопеда) и воспитателя фиксируется, как усвоил мате­риал недели каждый ребенок. Затем проводится обследование знаний, умений и навыков по этой теме через три, шесть меся­цев и в конце учебного года в речевой карте ребенка.

В старшей и подготовительной группах знания расширя­ются и обогащаются, базируясь на той основе, которая зало­жена в средней группе.

Конспект по лексической теме предлагается один, заклю­чительный, на каждой неделе. В нем предусматривается и ма­териал по звукопроизношению (затрачивается минимальное количество времени на этом занятии). Первое занятие по лек­сической теме дефектолог (логопед) проводит по своему плану-конспекту, но материал этого занятия должен подготовить де­тей к продуктивной работе на заключительном занятии.

Материал занятий расположен в строгой последовательно­сти. Например, при дифференциации пар звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство:

Дифференциация в слогах, в словах, в предложениях, в тексте;

Дифференциация изучаемых звуков при составлении рас­сказа.

На первый план выдвигается работа по развитию фонемати­ческих процессов, что очень важно для предупреждения и кор­рекции дисграфии и дислексии у младших школьников.

Пособие адресовано учителям-дефектологам и воспитателям коррекционных групп, учителям-логопедам, воспитателям ло­гопедических групп детских дошкольных учреждений, для ра­боты с детьми с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи, соответствующего возраста, а также может быть полезно и родителям, желающим активно участво­вать в процессе развития своих детей.

ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Предлагаемый материал рассчитан на проведение фрон­тальных занятий в период с сентября (второй половины) по май в средней группе детского сада. Фронтальные занятия продолжительностью 15 мин (не бо­лее 20 мин) в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН от 02.04.01. 1249 - 03» про­водятся 4 раза в неделю, согласно прилагаемому перспектив­ному планированию: 2 занятия по ознакомлению с окружаю­щим миром и развитию речи; 2 занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и обучению грамоте.

Календарный план работы по уточнению произношения звуков и изучения лексических тем для средней (коррекционной) группы детского сада.

В работе с детьми с ЗПР необходимо:

Обогатить пассивный словарный запас;

Закрепить минимальные (но основные) знания по за­ планированным лексическим темам.

Например: при изучении темы «Домашние животные» ребенок должен знать, почему это - животное (тело покрыто шерстью, че­тыре лапы (ноги)), конкретизировать, какую пользу приносят людям;

Дать первоначальные сведения и навыки по звуковому составу слова, которые способствуют успешному форми­рованию фонематических процессов, процессов анализа и синтеза, обучения грамоте.

Так, при изучении, например, на 4-й неделе апреля (конспекты занятий по звукопроизношению, формированию лексико-грамма-тических свойств языка под № 32) лексической темы «Правила дорожного движения (Светофор)» (звук [к] и буква К) на занятии по лексической теме после составления рассказа о светофоре, за­даются вопросы: «Какой цвет обозначает опасность?» (Ответ: «Красный».), «Какой звук стоит в начале слова?» (Ответ: «Звук [к].) Какова его «тайна»?»

При изучении темы «Звук [к] и буква К» (занятие № 32.2) в одном из заданий (№ 9) проводится игра: «Выбери нужные слова (со зву­ком [к]) и повтори предложение. Например. Дорогу нельзя пере­ходить на (красный, желтый, зеленый) свет. Светофор висит (высоко, низко). (Дорогу нельзя переходить на красный свет. Светофор висит высоко.)

Работа по звуковому анализу и синтезу в средней группе проводится с использованием полоски с тремя делениями (на­чало, конец, середина слова), букв черного цвета (гласные и со­гласные - в индивидуальных кассах детей и демонстрационной кассе); твердых согласных - синего цвета; гласных - красного цвета. Ребенок выкладывает букву определенного цвета на по­лоске к соответствующей картинке.

Применяется и второй вариант работы с указанной поло­ской: изучаемая буква уже находится в разных частях поло­ски, а ребенок должен подобрать предметную картинку к кон­кретной полоске.

На каждом занятии предусматривается проведение физ­культурной паузы, связанной с лексической темой.

Календарный план работы по уточнению произношения звуков...

Например, при изучении темы «Зимующие птицы» (5-я неделя ян­варя, № 20) проводится физкультминутка-энергизатор. Количество стульчиков - на один меньше количества детей. Дети делятся на две группы: дети-«воробьи» и дети-«сороки». Предложить изо­бразить тех и других птиц: воробьи прыгают и чирикают, сороки стрекочут - осуществление предметно-практической деятельности для лучшего запоминания детьми, кто кем является в этой игре (т. к. дети с ЗПР очень быстро забывают словесную инструкцию). По команде «Воробьи!» дети-«воробьи» меняются местами - кому не хватает стула, тот водит. По команде «Сороки!» дети-«сороки» меняются местами - кому не хватит стула, тот водит. По команде «Птицы!» меняются местами все дети.

Предварительно нужно научить детей быстро меняться местами, не сталкиваясь друг с другом.

Для более прочного усвоения материала предлагаются до­машние задания для закрепления, которые выполняются вме­сте с родителями.

Рекомендуется также отслеживать результаты усвоения изу­чаемого детьми материала: в тетради взаимосвязи дефектолога (логопеда) и воспитателя фиксируется, как усвоил материал недели каждый ребенок. Затем проводится обследование ЗУН (знаний, умений, навыков) по этой теме через три, шесть меся­цев и в конце учебного года в речевой карте ребенка.

К концу учебного года дети должны значительно расширить пассивный словарный запас, приобрести основные знания по лексическим темам, знать характерные особенности птиц, жи­вотных, рыб, насекомых (согласно перспективному планирова­нию); уметь отвечать на типовые вопросы:

1) Кто это? (Это животное - кошка.)

2) Почему животное? (Тело покрыто шерстью,....)

3) Какое это животное? (Домашнее животное.)

4) Почему это домашнее животное? (Живет рядом с чело­
веком, приносит пользу.)

5) Какую пользу приносит? (Ловит мышей.)

Также необходимо владеть навыками звукового анализа и синтеза звукосочетаний и слов. АУ

1. Какой первый звук? ([а].) Какой это звук? (Гласный.)

2. Почему?

Планирование и структурирование занятий по развитию речи в средней группе...

3. Какой второй звук? ([у].) Как называется этот звук? (Гласный.)

4. Почему? (При произнесении гласных воздух проходит свободно, не встречая преграды.)

5. Внизу выкладываем буквами.

6. Что выложили внизу: звуки или буквы? (Буквы.)

7. Почему?

8. «Ау!» - Кто так кричит? (Люди, которые заблудились в лесу.)

9. Как они кричат? ([ау].)

10. Что я произнесла: звуки или буквы? (Звуки.)

11. Почему это звуки? (Звуки мы слышим и произносим.)

12. А это что (показать буквы): звуки или буквы? (Буквы.)

13. Почему? (Буквы мы видим, пишем и читаем.)

Белёвцева Ирина Николаевна. Искренне люблю деток. Педагогический опыт с детьми - 1.


Я стараюсь максимально заинтересовать детей в изучении нового материала, раскрыть характер детей, дать уверенность в своих силах. Как приятно вместе с моими воспитанниками и их родителями радоваться маленьким победам, из которых в итоге складывается успех всей коррекционной работы. Не страшно, что процесс формирования речи длительный и непростой, но впереди всегда ждёт успех и наши совместные усилия приносят чудесные плоды. Моя профессия многогранна и интересна. Её выбирают люди, влюблённые в свое дело. Терпение и творчество,Упорство и победа - Вот главные этапы В работе логопеда.

Развитие речевого восприятия. Автор: Морозова И. А., Пушкарева М. Год: 2009 Издание: Мозаика-Синтез. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет. Описание книг, монографий, материалов конференций, авторефератов, сборников. Развитие фонематических процессов у детей среднего. Морозова, И. Развитие речевого восприятия: конспекты занятий: для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР / И. Морозова, М. Речевые нарушения у детей: профилактика и методы коррекции: аннот. Это книга логопеда-практика, написанная в форме конспектов по коррекции. Морозова, М.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир. Люблю книги Дейла Карнеги.

Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкаревой «Развитие речевого восприятия». Формат книги: 170х205 мм. Количество страниц: 16. Настоящее пособие вместе с книгой «Развитие речевого восприятия» составляет методический комплект по развитию.

Основными задачами программы по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР являются. Для работы детьми 5-6 лет с ЗПР. Морозова И.А., Пушкарева М.А.

Повесть П. Санаева. Фантастическая любовь ненормальной бабушки к ребенку, страшно переплетается с домашней тиранией. Антуан де Сент - Экзюпери. Это произведение об взаимоотношениях ребенка с окружающими, о понимании неиспользованных возможностей. Наши судьбы в наших руках. Мой взгляд на мир.

Мир удивителен. Нужно жить, бесконечно удивляясь. Нужно ценить все время, до минуты, которое нам дано. Нужно ценить людей вокруг нас. В жизни не бывает случайностей. Нужно любить близких, свою работу, свой дом, свою планету. Они не повторяются, поэтому бесценны. Мои достижения. Имею высшую квалификационную категорию, почетные грамоты и благодарственные письма управления образования администрации г.


Участвую в дистанционных конкурсах, публикую методические статьи на педагогических сайтах. Моё портфолио. Моя педагогическая деятельность: Закончила в 1. Учитель начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Общий трудовой стаж составляет 1. Педагогический стаж- 1. В 2. 00. 4 г присвоена высшая квалификационная категория. Новиковой, применяю модели артикуляции звуков по В. М. Акименко. Работаю с детьми с ОНР I- II- IIIуровень (среди них Алалия, Дизартрия, Аутизм, СНР, ЗПР.) с трех до семи лет. Использую на своих занятиях ИКТ, электронные пособия и презентации для мотивации воспитанников. Много лет углубленно работаю по теме «Формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР» Постоянно повышаю профессиональный уровень: посещаю и провожу, Мастер классы и семинары, являюсь участником М.

О. Являюсь членом аттестационной комиссии детского сада. Бабаевой, З. И. Михайловой, А.

Г. Гогоберидзе. 2. Т. В. Филичева, Г.

В Чиркина «Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»3. Н. В. Нищева « Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)4.

Т. Ю. Бардышева «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа». 5.

О. С. Ушакова «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (М. И. K. Белова, И. Н. Волкова и др. Ткаченко Если дошкольник плохо говорит 2. Нищева « Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» 3. Л. Н. Сластья « Формирование связной речи детей 4- 5 лет» 4. Смирнова « Логопедия в детском саду.

Занятия с детьми 5- 6 лет»5. Аджи « Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада»6. Громова, Г. Н. Соломатина « Конспекты занятий по развитию речи детей 5- 6 лет»7.

Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4- 8 лет» (М. Бардышева, Е. Н. Моносова « Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа». Обучение грамоте: 1. Морозова, М. А. Пушкарева « Занятия по развитию речи в специальном детском саду. Колесникова « Развитие фонематического слуха у детей 4- 5 лет»3. Костылева « Покажи и расскажи».

Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» (М. Ефименкова « Коррекция звуков речи» (М. Мелкая моторика рук: 1. Беззубцева, Т. Н.

Андриевская «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму» (М. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» (Лань, С- П, 1. Плутаева, Г. Лосев «Развитие мелкой моторики» (М. Ж- л «Дошкольное воспитание» . Галкина, Г. И. Дубинина «Пальцы помогают говорить» (М. Иншакова «Обследование устной речи детей» (М. Бабаевой, З.

И. Михайловой, А. Г. Гогоберидзе. 3. Сербина, Н. Н. Волоскова «Дизартрия» - учебно - методическое пособие (Ставрополь 1. Бессонова, О. Е. Грибова «Дидактический материал но обследованию речи детей» («Аркти»,1. С. Д. Забрамная «От диагностики к развитию» (М.

Новая школа, 1. 99. Чаплинская «Схемы обследования детей с различной речевой патологией (Ставрополь, 2. Оборудование логопедического кабинета: 1. Настенное зеркало для логопедических занятий (5. Зеркала для индивидуальной работы (9х.

Логопедические зонды, шпатели. Шкафы для пособий – 4 шт. Мольберт для картинок. Стол канцелярский. Стулья – 1. 2 шт.

Детские столы – парты – 8 шт. Учебно – методические пособия. Настольные игры, игрушки. Магнитная и разрезная азбука. У каждого учителя есть портфолио.

Основными задачами программы по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР являются:

Формирование способа вычленения звука из слова (под­черкнутое произнесение звука в слове), умение называть вы­деленный звук;

Выделение отдельных звуков из слов; правильная и от­четливая артикуляция звуков;

Чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в поло­сти рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие го­лоса;

Различение звуков, близких по произнесению и звуча­нию, твердые и мягкие согласные; звуки [а], [о], [ы], [у], [м], [м"] , [в], [в"], [к], [к], [п], [«"],[с],[с"], [и];

Условные обозначения гласных, твердых и мягких со­гласных звуков; термины «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;

Ознакомление с условно-графической схемой звукового состава слова;

Последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа но, ау, мак, осы по готовой условно-графической схе^е звукового состава слова;

Ознакомление с печатными буквами А, а, О, о, У, у, Ы, ы, М, м, Н, н, В, в, К, к, П, п, С, с, И, и; соотнесение звука и буквы;

Формирование умения составлять предложение и выде­лять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов); термины слово, предложение;

Уточнение и обогащение словарного запаса; формирова­ние умения говорить достаточно громко, не торопясь, лите­ратурно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область: Коммуникация. Развитие речевого (фонематического) восприятия.

Планирование составлено на основе программ:

Программы воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (М., 2011)

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общей ред. Шевченко С.Г. (М., 2005)

Методических пособий:

Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы детьми 5-6 лет с ЗПР. Морозова И.А., Пушкарева М.А. (М., 2009)

Неделя

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Литература

Сентябрь

1 неделя

Адаптация детей

2 неделя

Мониторинг

3 неделя

Мониторинг

4 неделя

Звук и буква А

Закреплять правильное произношение звука А. Упражнять выделение голосом звука А в словах, определять его место в слове. Условно обозначать гласные звуки (фишкой красного цвета). Знакомить с термином «слово», с условными обозначениями слова с помощью полоски разделенной на 3 части. Развитие мелкой моторики.

Игра – беседа «У врача»

Игра «Аист»

Игра «поймай звук в ладоши»

Работа с картинками

Работа в тетрадях.

Стр.12

Октябрь

1 неделя

Звук и буква И

Отгадывание загадок

Д.и. «назови овощи»

Игра «доскажи словечко»

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.17

2 неделя

Звук и буква О

Закреплять правильное произношение звука О; Закреплять умение слышать его в словах и выделять из слова. Продолжать знакомить с термином «гласные звуки». Совершенствовать умении обозначать гласные звуки.

Игра «Кто внимательнее»

Игра «дополни предложение»

Игра «назови фрукты»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.19

3 неделя

Звук и буква О

Составлять предложения по предметным картинкам; Выделять слова в предложениях, состоящих из трех слов. Познакомить с термином «предложение». Закреплять умение условно обозначать гласные звуки; правильно произносить звук О.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра» Повтори не ошибись»

Игра « составь предложение»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.21

4 неделя

Звук и буква А,О

Закрепление знаний о буквах А, О. Развивать артикуляционный аппарат детей. Учить придумывать слова с заданным звуком. Совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки. Развитие мелкой моторики.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «скажи наоборот»

Игра «Сигнальщики»

Игра «Вспомни имена»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.24

Ноябрь

1 неделя

Звук и буква Ы

Закреплять правильное произношение звука Ы, умение выделять его из слова. Совершенствовать умение образовывать формы мн.ч.сущ., условно обозначать гласные звуки.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Спрячь звук в ладоши»

Игра «Много - один»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.27

2 неделя

Звук и буква Ы

Закреплять правильное произношение звука Ы, умение условно обозначать гласные звуки. Совершенствовать умение составлять распространенные предложения, анализировать их, обозначить предложения с помощью условно-графической схемы.

Игра «Разложи картинки»

Игра «Спрячь звук в ладоши»

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.29

3 неделя

Звук и буква Ы, А, О.

Предлоги: ЗА, ПЕРЕД

Закреплять правильное произношение звуки Ы, А, О, умение условно обозначать гласные звуки. Составлять по картинкам предложения, состоящие из двух слов. Распространять предложения(до четырех слов); выделять из них слова; правильно использовать в речи предлоги за, перед. Упражняться в умении образовывать однокоренные слова.

Игра «помоги Незнайке»

Дифференциация звуков

Упражнение на словообразование.

Игра «Много - один»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.31

4 неделя

Звук и буква У

Закреплять правильное произношение звука У, умение обозначать гласные звуки. Учить слышать звук и голосом выделять его в словах.

Игра «Кто внимательнее»

Игра «Поймай звук в ладоши»

Игра» Дополни предложение»

Игра «Придумай словечко»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.33

5неделя

Звук и буква У

Закреплять правильное произношение звука У, умение обозначать гласные звуки; выделять слова из предложения; составлять предложения по сюжетной картинке. Развитие мелкой моторики.

Игра «Узнай по описанию»

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Четвертый лишний»

Составление предложений по сюжетной картине

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.35

Декабрь

1 неделя

Звук и буква О, У

Закреплять правильное произношение звука О, У, умение обозначать гласные звуки; выделять слова из предложения; Продолжать знакомить с родственными словами. Развитие мелкой моторики.

Игра «Сигнальщики»

Игра «Шифровальщики»

Упражнение на словообразование

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.40

2 неделя

Звук и буква А, О, У, Ы

Закреплять правильное произношение звука А, О, У, Ы; умение обозначать гласные звуки; составлять схемы слов и предложений. Совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги за, перед, из; образовывать однокоренные слова. Развитие мелкой моторики.

Игра «Волшебный клубочек»

Игра «сигнальщики»

Упражнение на словообразование

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.41

3 неделя

Звук и буква М

Закреплять правильное произношение звуков М, МЬ; умение выделять их из слов. Сравнить артикуляцию звука М с артикуляцией гласных звуков А, О, У, Ы. Познакомить с термином «согласный звук». Условно обозначать согласные звуки (твердые фишкой синего цвета, мягки фишкой зеленого цвета).

Игра «Волшебный клубочек»

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.43

4 неделя

Звук и буква М.

Предлоги: НА, НАД, ПОД

Закреплять правильное произношение звуков М, МЬ; умение выделять их из слов, обозначать согласные звуки. Совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги НА, ПОД, НАД; образовывать родственные слова.

Игра «Улитка»

Составление схем предложений

Игра «Куда спрятался котенок»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.46

Январь

1 неделя

Рождественские каникулы

2 неделя

Рождественские каникулы

3 неделя

Звук и буква Н.

Закреплять правильное произношение звука Н; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки. Развитие мелкой моторики.

Игра « Поймай звук в ладоши»

Игра « Синий- зеленый»

Игра «Звуковая мозаика»

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.51

4 неделя

Звук и буква Н. Предлоги НА, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ,ПОСЛЕ.

Закреплять правильное произношение звука Н; умение условно обозначать согласные звуки; составлять предложения, их условно – графические схемы; выделять слова из предложения; использовать в речи предлоги НА, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ,ПОСЛЕ.

Игра « Узнай по написанию»

Игра «Поймай звук в ладоши»

Игра «Ромашка»

Игра «Закончи предложение»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр. 53

5 неделя

Звук и буква В

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Синий - зеленый»

Игра «Живые звуки»

Игра «4й лишний»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.56

Февраль

1 неделя

Звук и буква В

Закреплять правильное произношение звука В; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки. Развитие мелкой моторики.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Синий - зеленый»

Игра «Живые звуки»

Игра «4й лишний»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.58

2 неделя

Различение твердых и мягких согласных звуков М - МЬ, Н - НЬ, В - ВЬ

Познакомить с условно-графической схемой звукового состава слова. Развивать фонематический слух, умение выделять звуки в словах.

Звуковой анализ слова АУ

Игра «отгадай загадку»

Игра «Сигнальщики»

Звуковой анализ слова НО

Игра « Кто что подарил?»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.60

3 неделя

Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки.

Закреплять правильное произношение звуков К, КЬ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-графической схеме.

Игра «Отгадай загадку»

Игра «Повтори, не ошибись»

Звукобуквенный анализ.

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.64

4 неделя

Предлоги В, НА, ЗА, НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД.

Закреплять умение использовать в речи предлоги В, НА, ЗА, НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД на основе наблюдений за расположением реальных предметов и действий с ними; составлять схемы предложений.

Работа с предлогами

Работа с предложениями

Работа по сюжетной картине

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.67

Март

1 неделя

Звук и буква К.

Закреплять правильное произношение звука К; умение проводить звуко - буквенный анализ слов. Учить подбирать притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ к существительным.

Игра «скажи ласково»

Игра «Один - много»

Игра « Мой, моя, мое»

Игра «Пальчики–мальчики

(девочки)»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.70

2 неделя

Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных

Закреплять умение проводить звуко - буквенный анализ односложных слов без стечения согласных по готовой схеме. Развитие мелкой моторики.

Игра «прочитай слова разного роста»

Игра» Угадай слово по первым звукам»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.72

3 неделя

Повторение изученных звуков

Игра «Помоги Незнайке»

Игра «расшифруй слово»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.73

4 неделя

Повторение изученных звуков

Закреплять умение последовательно выделять звуки в словах, составлять схемы слов; предложения по условно - графической схеме.

Игра «Помоги Незнайке»

Игра «расшифруй слово»

Характеристики ранее изученных звуков.

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.73

Апрель

1 неделя

Звук и буква П.

Закреплять правильное произношение звука П; умение придумывать слова с заданным звуком; последовательно выделять звуки из слов; условно обозначать звуки.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Поле чудес»

Игра «Живые звуки»

Игра «Четвертый лишний»

Работа в тетрадях.

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

2 неделя

Звук и буква П.

Закреплять правильное произношение звука П; умение производить звуковой анализ слов. Учит образовывать существительные в родительном падеже.

Игра «Угадай слово»

Игра «Ромашка»

Игра «Сложи картинки»

Звуковой анализ слова Паук

Работа в тетрадях

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.78

3 неделя

Звук и буква С

Закреплять правильное произношение звука С; закреплять умение проводить анализ односложных слов без стечения согласных; образование существительных в родительном падеже множественного числа.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра» Колодец»

Игра «Рыбаки»

Игра «Магазин»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

4 неделя

Повторение изученных звуков и букв.

Закреплять умение проводить самостоятельный звуко – буквенный анализ слов; условно обозначать звуки.

Игра «Какую букву я рисую?»

Игра «помоги Незнайке»

Игра «Разгадай ребус»

Работа по преобразованию слов

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

Май

1 неделя

Обобщающие занятие

Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки; читать проанализированные слова; составлять предложения по условно-графическим схемам.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Синий - зеленый»

Игра «Живые звуки»

Игра «4й лишний»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

2 неделя

Обобщающие занятие

Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки; составлять предложения по условно-графическим схемам.

Игра «Повтори не ошибись»

Игра «Синий - зеленый»

Игра «Живые звуки»

Игра «4й лишний»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

3 неделя

Повторение

Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки;

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «скажи наоборот»

Игра «Сигнальщики»

Игра «Вспомни имена»

Морозова И.А Развитие речевого восприятия

Стр.75

4 неделя

Мониторинг

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 126» г. Саратова

Перспективный план

непосредственно-образовательной области

образовательная область «Коммуникация» (Развитие речевого (фонематического) восприятия)

в группе детей с задержкой психического развития

Учитель-логопед:

Гарковенко А.Г.