Перспективный план развития фонематического восприятия в группе для детей с ЗПР методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему.
М80 Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя / И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 246 с. - (Библиотека логопеда).
ISBN 5-691-01510-9.
ISBN 5-691-01512-5 (Вып. 1).
Агентство CIP РГБ.
Пособие содержит планирование и разработки логопедических занятий, конспекты занятий воспитателя во второй половине дня и домашние задания для работы родителей с детьми.
Книга адресована логопедам, педагогам-дефектологам, воспитателям и родителям детей, обучающихся в средней группе специального детского сада.
УДК 376.1-058.264:811.161.1-25 ББК 74.3
© Морозова И.А., Пушкарева М.А., 2006
© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2006
© Серия «Библиотека логопеда» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2006
ISBN 5-691-01510-9
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с ЗПР»: количество дошкольников составляет 25% и 50% среди неуспевающих младших школьников.
Анализируя имеющуюся литературу по этому вопросу, как отечественную, так и зарубежную, можно выделить 5 разных подходов к проблеме изучения и обучения детей данной категории (иногда эти подходы осуществляются в сочетании).
I. В большинстве западных стран эта проблема рассматривается с чисто педагогических позиций. Соответственно, в исследованиях этого направления дети с ЗПР отмечаются как имеющие недостаточные способности к обучению, или как дети с трудностями в обучении. Сторонники этого подхода неизбежно объединяют в одну группу детей, испытывающих трудности в обучении по самым разным причинам - от поражений ЦНС до педагогической запущенности.
ІІ. Приверженцы второго подхода рассматривают трудности в обучении детей прежде всего как результат неблагоприятных условий жизни и воспитания, приводящих к ограничению сенсорного опыта ребенка и его общения с окружающими и задерживающих тем самым его интеллектуальное развитие, создающих трудности в формировании его личности (Англия, США).
III. Ряд исследователей выделяет группу детей с отставанием в развитии, нуждающихся в специальном обучении для преодоления этого отставания, как детей с нарушениями в поведении. Учение рассматривается как форма поведения, являющаяся ведущей для данного возраста (Германия).
IV.Данный подход связан с разработкой психиатрами, психоневрологами США концепции, предложенной Л. Штраусом и Л. Летинен: все разнообразие форм отставания в развитии, проявляющегося в трудностях обучения, оказывается связанным с наличием резидуальных состояний после относительно слабовыраженных органических повреждений мозга на ранних этапах развития ребенка (дети с минимальными повреждениями мозга).
V. В подходе отечественных дефектологов к задержке темпа психического развития учитываются разные аспекты этой проблемы.
Понятие задержки темпа психического развития психолого-педагогическое. Оно характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга, или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периоде жизни ребенка. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную (или хотя бы основную) его причину.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается, и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории.
В своих исследованиях П. И. Зинченко и А. А. Смирнова определяют, что существенное место в структуре дефекта принадлежит нарушениям памяти.
В работах Т. В. Егоровой (1971-1973 гг.) проведен обстоятельный анализ трудностей многих сторон преднамеренного запоминания у младших школьников, отстающих в умственном развитии.
Исследования Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева посвящены рассмотрению особенностей двух ранних форм мышления. Ученые указывают на недоразвитие у данных детей познавательной деятельности.
В исследованиях Б. Г. Ананьева констатировалась сниженная продуктивность детей с ЗПР, проявляющаяся в различных видах психической деятельности: в процессах восприятия, запоминания, мышления.
Дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которые характеризуют психологический аспект готовности к обучению:
Знания и представления об окружающем мире;
Умственные операции, действия и навыки;
Речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;
Познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивации;
Регуляция поведения.
Речь детей с ЗПР характеризуется: ограниченностью словарного запаса (Т. В. Егорова, С. Г. Шевченко), своеобразием формирования словообразовательных процессов (Е. С. Слепович, Р. Д. Тригер), трудностью в понимании и употреблении сложных грамматических структур (Г. Н. Рахманова, Л. В. Яссман).
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Овладение речью как средством общения происходит в три основных этапа.
1. На довербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в дальнейшем.
2. На этапе возникновения речи ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.
3. Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на этапе развития речевого общения.
Коррекционная работа проводится в три этапа.
1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Содержание работы. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопленных новых слов, относящихся к различным лексическим темам, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
3. Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Содержание работы. Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Коррекционные упражнения служат активизации мыслительной деятельности учащихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации принципа взаимосвязанности знаний дошкольников с умениями и навыками. И кроме того, они должны обеспечить повторяемость практических действий и применение усваиваемого материала в процессе коррекционно-учебной и практической деятельности, поэтому предлагаемые конспекты предусматривают повторяемость материала от занятия к занятию, но содержание материала при этом изменяется: привлекаются новые виды деятельности и упражнений (с опорой на полученные ранее умения и навыки).
В пособии рассматривается авторская программа коррекционной работы по развитию и формированию вербально-акустических (фонематических) процессов и грамматических категорий языка на материале лексических тем по предлагаемым перспективным планам.
Пособие содержит в себе примерные конспекты занятий по формированию звукопроизношения, лексических тем, заданий на дом для родителей.
Пособие состоит из трех выпусков, посвященных коррекционной работе во всех возрастных группах: в средней (1-й год обучения), в старшей (2-й год обучения), в подготовительной к школе (3-й год обучения). В каждом выпуске содержатся:
Конспекты по уточнению звукопроизношения и элементам обучения грамоте;
Материалы по изучению лексических тем;
Образцы домашних заданий для закрепления материала родителями с детьми.
Планирование, в котором изложена система работы по развитию речи с детьми с ЗПР 4-7 лет, составлено с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений М. А. Васильевой, учитывая рекомендации программно-методического оснащения занятий для детей с ЗПР С. Г. Шевченко (для старшей и подготовительной групп).
Календарно-тематическое планирование включает в себя разделы по формированию фонематических процессов на основе работы над уточнением звукопроизношения (вначале гласных звуков, затем согласных, произношение которых у основной массы детей не нарушено); изучение лексических тем, включающих материал по формированию грамматического строя языка.
Еженедельные занятия по уточнению звукопроизношения и устранению аграмматизмов - проявления недостаточной сформированности грамматического строя речи (одной из основных задач учителя-дефектолога (логопеда) - предусматривают работу по закреплению знаний детей во время выполнения домашних заданий с родителями.
В основе предложенных конспектов занятий лежат основные принципы дидактики: от простого - к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей дошкольного возраста с ЗПР, а также с учетом ведущей предметно-практической деятельности дошкольника.
Конспекты занятий достаточно просты в использовании, предполагают активную практическую деятельность детей, апробированы в течение достаточно длительного времени при проведении коррекционных занятий с детьми с ЗПР и ОНР.
Параллельно проводится работа воспитателя по данной теме в группе (учитывая уровень развития детей конкретной группы, воспитатель может работать по лексической теме неделей раньше). Если работа воспитателя осуществляется согласно перспективному планированию дефектолога (логопеда), то, тем не менее, должна быть организована работа по пропедевтике изучаемого материала. Кроме того, в некоторых конспектах указана предварительная работа воспитателя, которая должна быть непременно выполнена. (Например: в третью неделю февраля нужно на прогулке с детьми срезать ветку дерева, рассмотреть ее и поставить в воду; наблюдать, как набухают почки и появляются листочки. Этот материал необходим для проведения занятия по теме «Весна» -вторая неделя марта).
Несмотря на то, что работа по изучению материала лексических тем у воспитателя и дефектолога (логопеда) идет по-разному, необходим тесный контакт между ними и единство преподносимого материала. Нужно соблюдать следующие требования для работы с данной возрастной категорией детей с ЗПР: четкость и лаконичность изложения, краткость (материал не должен быть перегружен ненужными деталями, подробностями и т. д.) - этим детям необходимо усвоить и закрепить минимальные (но основные) знания. Например: при изучении темы «Домашние птицы» ребенок должен знать, что тело птицы покрыто перьями, у нее есть клюв, два крыла, две лапы; птицы несут яйца; уметь конкретизировать, какую пользу приносят людям. Это очень сложно для данной категории детей.
Для более прочного усвоения материала предлагаются домашние задания для закрепления в работе с родителями.
Рекомендуется также отслеживать результаты усвоения изучаемого материала детьми: в тетради взаимосвязи дефектолога (логопеда) и воспитателя фиксируется, как усвоил материал недели каждый ребенок. Затем проводится обследование знаний, умений и навыков по этой теме через три, шесть месяцев и в конце учебного года в речевой карте ребенка.
В старшей и подготовительной группах знания расширяются и обогащаются, базируясь на той основе, которая заложена в средней группе.
Конспект по лексической теме предлагается один, заключительный, на каждой неделе. В нем предусматривается и материал по звукопроизношению (затрачивается минимальное количество времени на этом занятии). Первое занятие по лексической теме дефектолог (логопед) проводит по своему плану-конспекту, но материал этого занятия должен подготовить детей к продуктивной работе на заключительном занятии.
Материал занятий расположен в строгой последовательности. Например, при дифференциации пар звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство:
Дифференциация в слогах, в словах, в предложениях, в тексте;
Дифференциация изучаемых звуков при составлении рассказа.
На первый план выдвигается работа по развитию фонематических процессов, что очень важно для предупреждения и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.
Пособие адресовано учителям-дефектологам и воспитателям коррекционных групп, учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп детских дошкольных учреждений, для работы с детьми с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи, соответствующего возраста, а также может быть полезно и родителям, желающим активно участвовать в процессе развития своих детей.
ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР
Предлагаемый материал рассчитан на проведение фронтальных занятий в период с сентября (второй половины) по май в средней группе детского сада. Фронтальные занятия продолжительностью 15 мин (не более 20 мин) в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН от 02.04.01. 1249 - 03» проводятся 4 раза в неделю, согласно прилагаемому перспективному планированию: 2 занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи; 2 занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и обучению грамоте.
Календарный план работы по уточнению произношения звуков и изучения лексических тем для средней (коррекционной) группы детского сада.
В работе с детьми с ЗПР необходимо:
Обогатить пассивный словарный запас;
Закрепить минимальные (но основные) знания по за планированным лексическим темам.
Например: при изучении темы «Домашние животные» ребенок должен знать, почему это - животное (тело покрыто шерстью, четыре лапы (ноги)), конкретизировать, какую пользу приносят людям;
Дать первоначальные сведения и навыки по звуковому составу слова, которые способствуют успешному формированию фонематических процессов, процессов анализа и синтеза, обучения грамоте.
Так, при изучении, например, на 4-й неделе апреля (конспекты занятий по звукопроизношению, формированию лексико-грамма-тических свойств языка под № 32) лексической темы «Правила дорожного движения (Светофор)» (звук [к] и буква К) на занятии по лексической теме после составления рассказа о светофоре, задаются вопросы: «Какой цвет обозначает опасность?» (Ответ: «Красный».), «Какой звук стоит в начале слова?» (Ответ: «Звук [к].) Какова его «тайна»?»
При изучении темы «Звук [к] и буква К» (занятие № 32.2) в одном из заданий (№ 9) проводится игра: «Выбери нужные слова (со звуком [к]) и повтори предложение. Например. Дорогу нельзя переходить на (красный, желтый, зеленый) свет. Светофор висит (высоко, низко). (Дорогу нельзя переходить на красный свет. Светофор висит высоко.)
Работа по звуковому анализу и синтезу в средней группе проводится с использованием полоски с тремя делениями (начало, конец, середина слова), букв черного цвета (гласные и согласные - в индивидуальных кассах детей и демонстрационной кассе); твердых согласных - синего цвета; гласных - красного цвета. Ребенок выкладывает букву определенного цвета на полоске к соответствующей картинке.
Применяется и второй вариант работы с указанной полоской: изучаемая буква уже находится в разных частях полоски, а ребенок должен подобрать предметную картинку к конкретной полоске.
На каждом занятии предусматривается проведение физкультурной паузы, связанной с лексической темой.
Календарный план работы по уточнению произношения звуков...
Например, при изучении темы «Зимующие птицы» (5-я неделя января, № 20) проводится физкультминутка-энергизатор. Количество стульчиков - на один меньше количества детей. Дети делятся на две группы: дети-«воробьи» и дети-«сороки». Предложить изобразить тех и других птиц: воробьи прыгают и чирикают, сороки стрекочут - осуществление предметно-практической деятельности для лучшего запоминания детьми, кто кем является в этой игре (т. к. дети с ЗПР очень быстро забывают словесную инструкцию). По команде «Воробьи!» дети-«воробьи» меняются местами - кому не хватает стула, тот водит. По команде «Сороки!» дети-«сороки» меняются местами - кому не хватит стула, тот водит. По команде «Птицы!» меняются местами все дети.
Предварительно нужно научить детей быстро меняться местами, не сталкиваясь друг с другом.
Для более прочного усвоения материала предлагаются домашние задания для закрепления, которые выполняются вместе с родителями.
Рекомендуется также отслеживать результаты усвоения изучаемого детьми материала: в тетради взаимосвязи дефектолога (логопеда) и воспитателя фиксируется, как усвоил материал недели каждый ребенок. Затем проводится обследование ЗУН (знаний, умений, навыков) по этой теме через три, шесть месяцев и в конце учебного года в речевой карте ребенка.
К концу учебного года дети должны значительно расширить пассивный словарный запас, приобрести основные знания по лексическим темам, знать характерные особенности птиц, животных, рыб, насекомых (согласно перспективному планированию); уметь отвечать на типовые вопросы:
1) Кто это? (Это животное - кошка.)
2) Почему животное? (Тело покрыто шерстью,....)
3) Какое это животное? (Домашнее животное.)
4) Почему это домашнее животное? (Живет рядом с чело
веком, приносит пользу.)
5) Какую пользу приносит? (Ловит мышей.)
Также необходимо владеть навыками звукового анализа и синтеза звукосочетаний и слов. АУ
1. Какой первый звук? ([а].) Какой это звук? (Гласный.)
2. Почему?
Планирование и структурирование занятий по развитию речи в средней группе...
3. Какой второй звук? ([у].) Как называется этот звук? (Гласный.)
4. Почему? (При произнесении гласных воздух проходит свободно, не встречая преграды.)
5. Внизу выкладываем буквами.
6. Что выложили внизу: звуки или буквы? (Буквы.)
7. Почему?
8. «Ау!» - Кто так кричит? (Люди, которые заблудились в лесу.)
9. Как они кричат? ([ау].)
10. Что я произнесла: звуки или буквы? (Звуки.)
11. Почему это звуки? (Звуки мы слышим и произносим.)
12. А это что (показать буквы): звуки или буквы? (Буквы.)
13. Почему? (Буквы мы видим, пишем и читаем.)
Белёвцева Ирина Николаевна. Искренне люблю деток. Педагогический опыт с детьми - 1.
Я стараюсь максимально заинтересовать детей в изучении нового материала, раскрыть характер детей, дать уверенность в своих силах. Как приятно вместе с моими воспитанниками и их родителями радоваться маленьким победам, из которых в итоге складывается успех всей коррекционной работы. Не страшно, что процесс формирования речи длительный и непростой, но впереди всегда ждёт успех и наши совместные усилия приносят чудесные плоды. Моя профессия многогранна и интересна. Её выбирают люди, влюблённые в свое дело. Терпение и творчество,Упорство и победа - Вот главные этапы В работе логопеда.
Развитие речевого восприятия. Автор: Морозова И. А., Пушкарева М. Год: 2009 Издание: Мозаика-Синтез. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет. Описание книг, монографий, материалов конференций, авторефератов, сборников. Развитие фонематических процессов у детей среднего. Морозова, И. Развитие речевого восприятия: конспекты занятий: для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР / И. Морозова, М. Речевые нарушения у детей: профилактика и методы коррекции: аннот. Это книга логопеда-практика, написанная в форме конспектов по коррекции. Морозова, М.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир. Люблю книги Дейла Карнеги.
Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкаревой «Развитие речевого восприятия». Формат книги: 170х205 мм. Количество страниц: 16. Настоящее пособие вместе с книгой «Развитие речевого восприятия» составляет методический комплект по развитию.
Основными задачами программы по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР являются. Для работы детьми 5-6 лет с ЗПР. Морозова И.А., Пушкарева М.А.
Повесть П. Санаева. Фантастическая любовь ненормальной бабушки к ребенку, страшно переплетается с домашней тиранией. Антуан де Сент - Экзюпери. Это произведение об взаимоотношениях ребенка с окружающими, о понимании неиспользованных возможностей. Наши судьбы в наших руках. Мой взгляд на мир.
Мир удивителен. Нужно жить, бесконечно удивляясь. Нужно ценить все время, до минуты, которое нам дано. Нужно ценить людей вокруг нас. В жизни не бывает случайностей. Нужно любить близких, свою работу, свой дом, свою планету. Они не повторяются, поэтому бесценны. Мои достижения. Имею высшую квалификационную категорию, почетные грамоты и благодарственные письма управления образования администрации г.
Участвую в дистанционных конкурсах, публикую методические статьи на педагогических сайтах. Моё портфолио. Моя педагогическая деятельность: Закончила в 1. Учитель начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Общий трудовой стаж составляет 1. Педагогический стаж- 1. В 2. 00. 4 г присвоена высшая квалификационная категория. Новиковой, применяю модели артикуляции звуков по В. М. Акименко. Работаю с детьми с ОНР I- II- IIIуровень (среди них Алалия, Дизартрия, Аутизм, СНР, ЗПР.) с трех до семи лет. Использую на своих занятиях ИКТ, электронные пособия и презентации для мотивации воспитанников. Много лет углубленно работаю по теме «Формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР» Постоянно повышаю профессиональный уровень: посещаю и провожу, Мастер классы и семинары, являюсь участником М.
О. Являюсь членом аттестационной комиссии детского сада. Бабаевой, З. И. Михайловой, А.
Г. Гогоберидзе. 2. Т. В. Филичева, Г.
В Чиркина «Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»3. Н. В. Нищева « Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)4.
Т. Ю. Бардышева «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа». 5.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (М. И. K. Белова, И. Н. Волкова и др. Ткаченко Если дошкольник плохо говорит 2. Нищева « Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» 3. Л. Н. Сластья « Формирование связной речи детей 4- 5 лет» 4. Смирнова « Логопедия в детском саду.
Занятия с детьми 5- 6 лет»5. Аджи « Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада»6. Громова, Г. Н. Соломатина « Конспекты занятий по развитию речи детей 5- 6 лет»7.
Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4- 8 лет» (М. Бардышева, Е. Н. Моносова « Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа». Обучение грамоте: 1. Морозова, М. А. Пушкарева « Занятия по развитию речи в специальном детском саду. Колесникова « Развитие фонематического слуха у детей 4- 5 лет»3. Костылева « Покажи и расскажи».
Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» (М. Ефименкова « Коррекция звуков речи» (М. Мелкая моторика рук: 1. Беззубцева, Т. Н.
Андриевская «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму» (М. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» (Лань, С- П, 1. Плутаева, Г. Лосев «Развитие мелкой моторики» (М. Ж- л «Дошкольное воспитание» . Галкина, Г. И. Дубинина «Пальцы помогают говорить» (М. Иншакова «Обследование устной речи детей» (М. Бабаевой, З.
И. Михайловой, А. Г. Гогоберидзе. 3. Сербина, Н. Н. Волоскова «Дизартрия» - учебно - методическое пособие (Ставрополь 1. Бессонова, О. Е. Грибова «Дидактический материал но обследованию речи детей» («Аркти»,1. С. Д. Забрамная «От диагностики к развитию» (М.
Новая школа, 1. 99. Чаплинская «Схемы обследования детей с различной речевой патологией (Ставрополь, 2. Оборудование логопедического кабинета: 1. Настенное зеркало для логопедических занятий (5. Зеркала для индивидуальной работы (9х.
Логопедические зонды, шпатели. Шкафы для пособий – 4 шт. Мольберт для картинок. Стол канцелярский. Стулья – 1. 2 шт.
Детские столы – парты – 8 шт. Учебно – методические пособия. Настольные игры, игрушки. Магнитная и разрезная азбука. У каждого учителя есть портфолио.
Основными задачами программы по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР являются:
Формирование способа вычленения звука из слова (подчеркнутое произнесение звука в слове), умение называть выделенный звук;
Выделение отдельных звуков из слов; правильная и отчетливая артикуляция звуков;
Чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса;
Различение звуков, близких по произнесению и звучанию, твердые и мягкие согласные; звуки [а], [о], [ы], [у], [м], [м"] , [в], [в"], [к], [к], [п], [«"],[с],[с"], [и];
Условные обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков; термины «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
Ознакомление с условно-графической схемой звукового состава слова;
Последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа но, ау, мак, осы по готовой условно-графической схе^е звукового состава слова;
Ознакомление с печатными буквами А, а, О, о, У, у, Ы, ы, М, м, Н, н, В, в, К, к, П, п, С, с, И, и; соотнесение звука и буквы;
Формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов); термины слово, предложение;
Уточнение и обогащение словарного запаса; формирование умения говорить достаточно громко, не торопясь, литературно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательная область: Коммуникация. Развитие речевого (фонематического) восприятия.
Планирование составлено на основе программ:
Программы воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (М., 2011)
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общей ред. Шевченко С.Г. (М., 2005)
Методических пособий:
Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы детьми 5-6 лет с ЗПР. Морозова И.А., Пушкарева М.А. (М., 2009)
Неделя | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Литература |
|
Сентябрь |
|||||
1 неделя | Адаптация детей | ||||
2 неделя | Мониторинг | ||||
3 неделя | Мониторинг | ||||
4 неделя | Звук и буква А | Закреплять правильное произношение звука А. Упражнять выделение голосом звука А в словах, определять его место в слове. Условно обозначать гласные звуки (фишкой красного цвета). Знакомить с термином «слово», с условными обозначениями слова с помощью полоски разделенной на 3 части. Развитие мелкой моторики. | Игра – беседа «У врача» Игра «Аист» Игра «поймай звук в ладоши» Работа с картинками Работа в тетрадях. | Стр.12 |
|
Октябрь |
|||||
1 неделя | Звук и буква И | Отгадывание загадок Д.и. «назови овощи» Игра «доскажи словечко» Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.17 |
||
2 неделя | Звук и буква О | Закреплять правильное произношение звука О; Закреплять умение слышать его в словах и выделять из слова. Продолжать знакомить с термином «гласные звуки». Совершенствовать умении обозначать гласные звуки. | Игра «Кто внимательнее» Игра «дополни предложение» Игра «назови фрукты» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.19 |
|
3 неделя | Звук и буква О | Составлять предложения по предметным картинкам; Выделять слова в предложениях, состоящих из трех слов. Познакомить с термином «предложение». Закреплять умение условно обозначать гласные звуки; правильно произносить звук О. | Игра «Чудесный мешочек» Игра» Повтори не ошибись» Игра « составь предложение» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.21 |
|
4 неделя | Звук и буква А,О | Закрепление знаний о буквах А, О. Развивать артикуляционный аппарат детей. Учить придумывать слова с заданным звуком. Совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки. Развитие мелкой моторики. | Игра «Чудесный мешочек» Игра «скажи наоборот» Игра «Сигнальщики» Игра «Вспомни имена» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.24 |
|
Ноябрь |
|||||
1 неделя | Звук и буква Ы | Закреплять правильное произношение звука Ы, умение выделять его из слова. Совершенствовать умение образовывать формы мн.ч.сущ., условно обозначать гласные звуки. | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Спрячь звук в ладоши» Игра «Много - один» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.27 |
|
2 неделя | Звук и буква Ы | Закреплять правильное произношение звука Ы, умение условно обозначать гласные звуки. Совершенствовать умение составлять распространенные предложения, анализировать их, обозначить предложения с помощью условно-графической схемы. | Игра «Разложи картинки» Игра «Спрячь звук в ладоши» Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.29 |
|
3 неделя | Звук и буква Ы, А, О. Предлоги: ЗА, ПЕРЕД | Закреплять правильное произношение звуки Ы, А, О, умение условно обозначать гласные звуки. Составлять по картинкам предложения, состоящие из двух слов. Распространять предложения(до четырех слов); выделять из них слова; правильно использовать в речи предлоги за, перед. Упражняться в умении образовывать однокоренные слова. | Игра «помоги Незнайке» Дифференциация звуков Упражнение на словообразование. Игра «Много - один» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.31 |
|
4 неделя | Звук и буква У | Закреплять правильное произношение звука У, умение обозначать гласные звуки. Учить слышать звук и голосом выделять его в словах. | Игра «Кто внимательнее» Игра «Поймай звук в ладоши» Игра» Дополни предложение» Игра «Придумай словечко» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.33 |
|
5неделя | Звук и буква У | Закреплять правильное произношение звука У, умение обозначать гласные звуки; выделять слова из предложения; составлять предложения по сюжетной картинке. Развитие мелкой моторики. | Игра «Узнай по описанию» Игра «Скажи наоборот» Игра «Четвертый лишний» Составление предложений по сюжетной картине | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.35 |
|
Декабрь |
|||||
1 неделя | Звук и буква О, У | Закреплять правильное произношение звука О, У, умение обозначать гласные звуки; выделять слова из предложения; Продолжать знакомить с родственными словами. Развитие мелкой моторики. | Игра «Сигнальщики» Игра «Шифровальщики» Упражнение на словообразование Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.40 |
|
2 неделя | Звук и буква А, О, У, Ы | Закреплять правильное произношение звука А, О, У, Ы; умение обозначать гласные звуки; составлять схемы слов и предложений. Совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги за, перед, из; образовывать однокоренные слова. Развитие мелкой моторики. | Игра «Волшебный клубочек» Игра «сигнальщики» Упражнение на словообразование Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.41 |
|
3 неделя | Звук и буква М | Закреплять правильное произношение звуков М, МЬ; умение выделять их из слов. Сравнить артикуляцию звука М с артикуляцией гласных звуков А, О, У, Ы. Познакомить с термином «согласный звук». Условно обозначать согласные звуки (твердые фишкой синего цвета, мягки фишкой зеленого цвета). | Игра «Волшебный клубочек» Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.43 |
|
4 неделя | Звук и буква М. Предлоги: НА, НАД, ПОД | Закреплять правильное произношение звуков М, МЬ; умение выделять их из слов, обозначать согласные звуки. Совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги НА, ПОД, НАД; образовывать родственные слова. | Игра «Улитка» Составление схем предложений Игра «Куда спрятался котенок» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.46 |
|
Январь |
|||||
1 неделя | Рождественские каникулы | ||||
2 неделя | Рождественские каникулы | ||||
3 неделя | Звук и буква Н. | Закреплять правильное произношение звука Н; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки. Развитие мелкой моторики. | Игра « Поймай звук в ладоши» Игра « Синий- зеленый» Игра «Звуковая мозаика» Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.51 |
|
4 неделя | Звук и буква Н. Предлоги НА, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ,ПОСЛЕ. | Закреплять правильное произношение звука Н; умение условно обозначать согласные звуки; составлять предложения, их условно – графические схемы; выделять слова из предложения; использовать в речи предлоги НА, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ,ПОСЛЕ. | Игра « Узнай по написанию» Игра «Поймай звук в ладоши» Игра «Ромашка» Игра «Закончи предложение» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр. 53 |
|
5 неделя | Звук и буква В | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Синий - зеленый» Игра «Живые звуки» Игра «4й лишний» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.56 |
||
Февраль |
|||||
1 неделя | Звук и буква В | Закреплять правильное произношение звука В; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки. Развитие мелкой моторики. | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Синий - зеленый» Игра «Живые звуки» Игра «4й лишний» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.58 |
|
2 неделя | Различение твердых и мягких согласных звуков М - МЬ, Н - НЬ, В - ВЬ | Познакомить с условно-графической схемой звукового состава слова. Развивать фонематический слух, умение выделять звуки в словах. | Звуковой анализ слова АУ Игра «отгадай загадку» Игра «Сигнальщики» Звуковой анализ слова НО Игра « Кто что подарил?» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.60 |
|
3 неделя | Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки. | Закреплять правильное произношение звуков К, КЬ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-графической схеме. | Игра «Отгадай загадку» Игра «Повтори, не ошибись» Звукобуквенный анализ. Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.64 |
|
4 неделя | Предлоги В, НА, ЗА, НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД. | Закреплять умение использовать в речи предлоги В, НА, ЗА, НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД на основе наблюдений за расположением реальных предметов и действий с ними; составлять схемы предложений. | Работа с предлогами Работа с предложениями Работа по сюжетной картине Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.67 |
|
Март |
|||||
1 неделя | Звук и буква К. | Закреплять правильное произношение звука К; умение проводить звуко - буквенный анализ слов. Учить подбирать притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ к существительным. | Игра «скажи ласково» Игра «Один - много» Игра « Мой, моя, мое» Игра «Пальчики–мальчики (девочки)» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.70 |
|
2 неделя | Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных | Закреплять умение проводить звуко - буквенный анализ односложных слов без стечения согласных по готовой схеме. Развитие мелкой моторики. | Игра «прочитай слова разного роста» Игра» Угадай слово по первым звукам» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.72 |
|
3 неделя | Повторение изученных звуков | Игра «Помоги Незнайке» Игра «расшифруй слово» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.73 |
||
4 неделя | Повторение изученных звуков | Закреплять умение последовательно выделять звуки в словах, составлять схемы слов; предложения по условно - графической схеме. | Игра «Помоги Незнайке» Игра «расшифруй слово» Характеристики ранее изученных звуков. Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.73 |
|
Апрель |
|||||
1 неделя | Звук и буква П. | Закреплять правильное произношение звука П; умение придумывать слова с заданным звуком; последовательно выделять звуки из слов; условно обозначать звуки. | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Поле чудес» Игра «Живые звуки» Игра «Четвертый лишний» Работа в тетрадях. | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 |
|
2 неделя | Звук и буква П. | Закреплять правильное произношение звука П; умение производить звуковой анализ слов. Учит образовывать существительные в родительном падеже. | Игра «Угадай слово» Игра «Ромашка» Игра «Сложи картинки» Звуковой анализ слова Паук Работа в тетрадях | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.78 |
|
3 неделя | Звук и буква С | Закреплять правильное произношение звука С; закреплять умение проводить анализ односложных слов без стечения согласных; образование существительных в родительном падеже множественного числа. | Игра «Повтори не ошибись» Игра» Колодец» Игра «Рыбаки» Игра «Магазин» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 |
|
4 неделя | Повторение изученных звуков и букв. | Закреплять умение проводить самостоятельный звуко – буквенный анализ слов; условно обозначать звуки. | Игра «Какую букву я рисую?» Игра «помоги Незнайке» Игра «Разгадай ребус» Работа по преобразованию слов | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 |
|
Май |
|||||
1 неделя | Обобщающие занятие | Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки; читать проанализированные слова; составлять предложения по условно-графическим схемам. | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Синий - зеленый» Игра «Живые звуки» Игра «4й лишний» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 |
|
2 неделя | Обобщающие занятие | Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки; составлять предложения по условно-графическим схемам. | Игра «Повтори не ошибись» Игра «Синий - зеленый» Игра «Живые звуки» Игра «4й лишний» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 |
|
3 неделя | Повторение | Закреплять умение проводить звуковой анализ анализ слов; выделять звуки из слов, называть выделенные звук, относить его к гласным или согласным; условно обозначать гласные и согласные звуки; | Игра «Чудесный мешочек» Игра «скажи наоборот» Игра «Сигнальщики» Игра «Вспомни имена» | Морозова И.А Развитие речевого восприятия Стр.75 |
|
4 неделя | Мониторинг | ||||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 126» г. Саратова |
Перспективный план
непосредственно-образовательной области
образовательная область «Коммуникация» (Развитие речевого (фонематического) восприятия)
в группе детей с задержкой психического развития
Учитель-логопед:
Гарковенко А.Г.