Конвергентный подход в образовании презентация. Конвергентное образование: социальный аспект

Капранова М.Н.,
заместитель директора Инженерно-технической школы

Конвергентное обучение направлено на формирование такой образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир, как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин...

Методология преодоления междисциплинарных границ научного и технологического знания - это старт для активной жизни и труда в обществе конвергентных технологий будущего, к которым сегодня относятся информационно-коммуникационные, нано-, био- и когнитивные технологии.
Мир вокруг школы меняется гораздо стремительнее, чем она сама. Миссия образования уже не ограничивается только воспроизведением знаний, накопленных предыдущими поколениями. Очевидно, что сегодняшним ученикам во взрослой жизни придётся сталкиваться с вызовами, выходящими за рамки узких предметных областей, а значит перед современной системой образования стоят серьёзные задачи определения новых приоритетов и новых подходов в организации школьного образования.

Современный педагогический работник всё это понимает и принимает, но на практике, чем больше он погружается в тему, тем больше у него возникает вопросов:

  • Как самим педагогам и руководителям образовательных организаций «войти» в пространство конвергентных идей?
  • Как определить компоненты школьных дисциплин, которые необходимо наполнить конвергентным содержанием?
  • Как выстроить индивидуальную траекторию развития обучающегося на основе конвергентно-ориентированной образовательной программы?

Реалии таковы, что рассказать, каким образом это должно реализовываться в школе, однозначно и уверенно могут единицы.
Работать над этими вопросами, обсуждать, спорить, мы начали в Московском центре развития кадрового потенциала образования в рамках нового учебного курса повышения квалификации «Современный заместитель руководителя образовательной организации» . Курс направлен на формирование у слушателей нового восприятия содержания и перестройку взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации запросов социума и, очевидно, что конвергенция - один из важнейших его запросов.
Организация конвергентно ориентированного образовательного пространства в школе начинается с индивидуального подхода к обучающемуся . Для системы образования этот подход не является чем-то новым. Более того, в Федеральном государственном образовательном стандарте на первом месте - личностный результат школьника, значит, индивидуальный подход в организации учебной деятельности также выдвигается на первый план. Но в условиях конвергентного образования базироваться этот подход должен на таких принципах обучения, где основная модель познания - конструирование. То есть одним из обязательных компонентов современного обучения становится проектная и исследовательская деятельность. Для её реализации в школе необходимо создавать условия, при которых каждый ученик в ходе выполнения индивидуального проекта узнаёт, что такое конкурентоспособность, междисциплинарность, приобретает умение мыслить, применять школьные знания в реальной жизни и в реальных ситуациях.
Есть и ещё один важный аспект - это раздел ФГОС «Портрет выпускника», где перечислены те качества выпускника, развитие которых должна обеспечить современная школа, в нём нет ни одного качества, которое касается знаний теории, конкретных фактов или умения решать узко-направленные задачи в той или иной предметной области.
Государству и обществу нужен креативный и критически мыслящий человек, владеющий основами научных методов познания, мотивированный на творчество, готовый к сотрудничеству и осуществлению учебно-исследовательской, проектной, информационно-познавательной и инновационной деятельности . А самое главное - подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии.
Стандарт требует организации образовательного процесса, основанного на стыке наук, внедрения технологий конвергентного обучения. Именно поэтому конвергентный подход сегодня так необходим современной школе. Следовательно, необходимы изменения в построении образовательного пространства, методиках и технологиях обучения, в контроле и системе оценок образовательных результатов.
Обучение на курсе «Современный заместитель руководителя образовательной организации» помогает найти ответы на поставленные вопросы. Погружает слушателей в такие темы, как «Школа в цифровой среде», «Управление информацией», «Кадровый менеджмент и командообразование с целью создания единой школьной команды для реализации конвергентного подхода в обучении и получения качественных результатов», «Организация образовательного процесса и содержание обучения», «Как избежать монопредметного взгляда на результаты обучения школьников».
Курс предполагает анализ основных образовательных программ школ с целью выявления «точек конвергенции» - позиций, по которым возможно осуществить слияние содержания учебных предметов, уровней общего и дополнительного образования, сфер деятельности. Рассмотрены вопросы взаимодействия администрации и руководителя класса, сотрудничества педагогов, развития сетевого взаимодействия, использования образовательных ресурсов города.
Поиск и привлечение единомышленников по созданию конвергентного образовательного процесса - ещё одна задача курса. Впереди у слушателей - стажировки в школах Москвы и, как результат обучения, разработка Дорожной карты реализации в школе конвергентного подхода .

Готов ли школьник к «Миру Будущего»? Если нет, то в чём наша (учителей, управленцев, ученых) вина? Если да, то в чём наша роль? Попытаемся оставаться честными, отвечая на оба вопроса и не заниматься самовнушением, конструируя мир Будущего, удобный для нас, работников образовательного цеха. Мы хотим видеть ясные тренды, которые предсказуемо меняют мир. Но любой шаг любого тренда способен изменить всё. Тренды взаимодействуют, создают нечто новое. Мир меняется существенно неоднородно. Какие-то его части меняются непредсказуемо быстро, а другие – почти не меняются. Вот почему возникает ощущение «Разрыва», «расползания» реальности.

К.А. Скворчевский
Московский физико-технический институт,
департамент философии, профессор,
ГАПОУ «Колледж предпринимательства № 11»
Департамента образования г. Москвы,
заведующий кафедрой естественнонаучного образования,
доктор технических наук

В этой связи становится всё более очевидной нехватка целей, дефицит единых перспектив работы. Средств организации деятельности, инструментов работы вполне достаточно. Педагогический инструментарий весьма богат методиками, технологиями, образцом педагогического опыта. Дефицит лежит в пространстве целевых установок . На наш взгляд, «конвергентный подход в образовании» – именно о целях, а не о средствах самого образования.

Само понятие «подхода» здесь перестаёт претендовать на роль системы средств, технологий или техник образовательной деятельности. Принципиально важным становится использование любой образовательной технологии во имя достижения искомого результата. Весь акцент, все усилия разработчиков переносятся в область формирования ясных контуров того мира, в котором будет жить сегодняшний школьник через 5-10 лет.

Понятного нам самим «образа будущего» у нас нет. Это первая проблема, не решая которую хотя бы в первом приближении, невозможно осмысленно наращивать технологические средства.

Другой вопрос – ка оценить уровень адекватности наших средств деятельности требованиям «мира будущего»? Как разобраться в том, что у нас уже есть? Есть ли у нас эффективный инструментарий для подобного анализа? «Межпредметность», «междисциплинарность», «интегративность» – хорошо известные понятия, не одно десятилетие на слуху. Можно ли их существенно модернизировать, приспособив к требуемому движению в сторону будущего? Можно сколько угодно разбираться с каждой отдельно взятой технологией или методикой, но суть в том, что, на наш взгляд, только их взаимодействие, переплетение, взаимозависимость способны создать эффект подобия образовательной среды среде реальной жизни – столь же запутанной и непонятной.

Ключевым понятием должна стать категория «готовности» к будущему. Готовности и учителя, и ученика. Только через призму «готовности» мы должны видеть всё имеющееся у нас многообразие методологических средств образования. В большинстве случаев, в условиях укрупненных образовательных комплексов присутствуют в том или ином виде многие из тех элементов, которые необходимы для формирования соответствующей образовательной среды. Но между этими элементами не установлена адекватная система связей, не создана соответствующая топология, которая, в свою очередь, определяется системой целеполагания всей образовательной деятельности. И если целеполагание школы заключается в достижении высоких баллов ЕГЭ и успехах на предметных олимпиадах, то связи в системе элементов конфигурируются соответствующим образом. Но если целью становится готовность выпускника к успешному движению в мире конвергентных технологий, то и образовательная среда школы обязана структурироваться совершенно иначе. Как? Как всегда, это ключевой вопрос. Но на него, скорее всего, нет прямого, «технологического» ответа. И это, в данном случае, вполне соответствует логике решаемой проблемы. Выскажем осторожное предположение, что «прямого», логически выверенного пути к вхождению в мир будущего просто не существует. Как, собственно, нет логики и у самого будущего. Неопределенность, многовариантность будущего требует от своих участников готовности именно к неопределенности и многовариантности. Если угодно, готовности к тому, что все может прекратиться в любой момент. И ничего пугающе-страшного в этом нет. Логики и определенности будущего нет, но есть люди как носители замыслов, целей, идеальных представлений и возможностей коммуникации. Поэтому первый шаг, предлагаемый нами, не содержит в себе особой премудрости: максимально расширить число и разнообразие коммуницирующих субъектов образовательной среды. Сделать их коммуникацию неформальной и внесистемной, что не означает хаотичности и беспредметности. Внутри современного образовательного сообщества, несмотря на его постоянное внешнее расширение, сохраняется слишком много внутренних границ – коммуникативных барьеров. Не всегда полезно разрушать все барьеры, но естественное размывание границ уже идёт, вне зависимости от нашего желания. Информационные потоки цифрового мира всё увереннее ликвидируют главную границу – между имеющими и не имеющими доступ к информации. Универсальность доступа к информации существенно меняет статус учителя. Причём путей возможного изменения два.

Первый. Учитель теряет статус единственного носителя и транслятора знаний и постепенно трансформируется в организатора учебных коммуникаций, главная задача которого сформировать чёткую последовательность самостоятельных действий по освоению содержания изучаемой дисциплины.

Второй путь – стать для учеников «Мастером» с большой буквы, показывающим Собственным примером, что уметь гораздо важнее, чем знать. Трансляция не суммы знаний, а собственной личности в этом случае становится главным приоритетом. Что произойдёт с фигурой учителя, мы до конца не знаем. Скорее всего, реализуется какой-то смешанно-промежуточный вариант. Не исключено, что в некой перспективе снова возникнет запрос на фигуру учителя в самом её традиционно-классическом смысле. Но в любом случае образовательное сообщество перестанет быть замкнутой иерархизированной структурой, в содержательном плане ориентированной на воспроизводство собственных представлений о мире Будущего. Есть ли что-то или кто-то, кто мог бы помочь образовательному сообществу в нелёгком процессе собственной трансформации? Да, есть. Это, прежде всего, представители многих профессиональных сообществ – инженеры, учёные, врачи – которые начинают понимать, что без постоянного притока мотивированных, подготовленных учеников развитие собственной профессиональной деятельности становится невозможным. А таких ребят может дать только школа. Научно-технологическая элита готова сделать шаг в сторону школы (и ни один шаг). Но и школа должна продемонстрировать свой запрос, свою степень проблематизации.

Итак, установив, что конвергенция наук и технологий формирует ту основу пространства целей, ради которого работает и развивается современное образование, попытаемся достаточно кратко и предварительно охарактеризовать ключевые черты «мира Будущего» именно как мира конвергенции.

По мысли одного из главных идеологов концепции конвергенции М.В. Ковальчука, будущее связано, прежде всего, с преодолением традиционно сложившихся в сознании человека и научной культуре дисциплинарных границ. В реальной природе подобных границ нет, и человечеству также предстоит ликвидировать подобные границы, тем самым приближаясь к воспроизводству в подлинном смысле «природоподобных объектов». Интересно отметить, что на ранних этапах развития европейской науки, так как она была задумана в трудах Аристотеля, исходная междисциплинарность, интегративность знания выступала в качестве обязательного требования. Целостный космос просто не мог быть разделен на отдельные «предметы», изучаемые по отдельности узкими специалистами. Однако научная революция Нового Времени (1543-1687 гг.) коренным образом изменила базовые установки. Галилеевско-ньютоновский идеал естествознания предполагал не только тотальную математизацию и внедрение экспериментальных практик, но и установление дисциплинарных границ между различными областями знания. Интересно, что декларируемоеединство научного метода могло бы стать непреодолимым препятствием на пути междисциплинарной разобщенности, но от науки Нового Времени потребовалось нечто другое, а именно – технологическая полезность Науки, ее практический выход.

Превращение фундаментального знания в мир технологий искусственно сузил границы самого знания, способствовал выделению из мира знания пригодных для практического использования областей предметных сведений. Достаточно быстро стала нарастать предметная дезинтеграция естественнонаучного знания. Не все деятели того времени видели опасность подобного предметного расщепления науки. Например, Огюст Конт – отец позитивизма и социологии – полагал, что чем больше разных наук, тем лучше. Объединение различных предметных областей знания таит в себе опасность подчинения науки некой единой метафизической Идее, Концепции, наподобие гегелевской. Этого допустить нельзя, поэтому дисциплинарное дробление наук необходимо всячески поощрять. Но уже в конце XIX века возникает достаточно мощное движение за междисциплинарное взаимодействие и междисциплинарную интеграцию. И здесь, как и в первом случае, роль «задающего генератора» сыграли технические науки. Реализация крупных межотраслевых проектов в химической, электротехнической и радиотехнической промышленности заставило по-иному взглянуть на границы научных дисциплин. Само понятие фундаментальной глубины и проработанности отдельных вопросов неизбежно отходило на второй план по сравнению с конкретными умениями сконструировать работоспособное техническое устройство или технологию.

С идеологической точки зрения первопроходцем идей междисциплинарного синтеза следует, конечно, признать В.И. Вернадского (1863-1945). Если говорить о развитии именно отечественной традиции междисциплинарности, то очень серьезный следующий шаг, связанный с широким внедрением математических методов моделирования различных по своей природе процессов, был сделан выдающимся советским математиком, академиком Н.Н. Моисеевым. Моисеев не без оснований полагал, что единство принципов организации природы дает возможность единого математического описания и предсказания поведения самых различных природ. Дальнейшее движение в данном направлении стимулировала сама жизнь, которая выдвинула на повестку дня разработку и практическую реализацию небывалых по масштабу и материальной затратности проектов середины ХХ века – ядерного, ракетно-космического, кибернетического, радиолокационного. Коренным образом изменилась система организации труда ученых и инженеров, их возможность претендовать на авторство в конечных результатах работы.

Прежде всего, возникли укрупненные межотраслевые научные коллективы, в которых междисциплинарность стала нормой. С другой стороны, новейшие достижения в области микроэлектроники и молекулярной биологии принесли с собой новые технические возможности, связанные с возможностями управления отдельными атомами или молекулами. Пионером в данном направлении выступил японский специалист в физике конденсированного состояния вещества Нориро Танигути, который первый стал говорить об управлении отдельными атомами и атомными структурами с нанометровой точностью. И вот уже небезызвестный Эрик Дрекслер выдвигает проект создания наномашин, выполняющих полезную работу внутри человеческого организма. Постепенно к началу 2000-х годов складывается концепция НБИК-конвергенции.

В основе такой конвергенции лежит идея некоего фундаментального структурного элемента, которым человек уже умеет неплохо управлять. Что позволяет в целом, применяя одновременно все способы управления, конструировать природоподобные объекты. В твердотельных структурах – это атом, в биологических – ген, в информационных – бит, в когнитивных – нейрон. В целом получается нано-био-инфо-когито-конвергенция (НБИК). Предпринимались также попытки добавить еще и социальные технологии. Но они пока не получили широкого распространения. Проблема включения социальных технологий в структуру НБИК-конвергенции во многом определяется неопределенностью базового структурного элемента гуманитарного знания, управление которым способно трансформировать социальные области знания в режим конкретных технологий. Помимо достаточно футуристических планов преобразования человеческой природы средствами НБИК- технологий уже сейчас реализуются ряд направлений, которые существенно меняют характер развития «человек-машинных» систем. Что происходит в этой сфере?

Во-первых, меняется уровень сложности интерфейсов «человек-машина». Человеческий интеллект все глубже проникает в электронную начинку компьютеров, делая свое общение с компьютером все более эффективным.

Во-вторых, предпринимаются все более смелые попытки внедрения наноустройств и наномашин в тело человека. Эти устройства призваны восполнить недостающие возможности человеческого организма, вылечить ранее не поддающиеся лечению болезни.

И, наконец, человеческий разум перестает бытовать как отдельно взятый, а все глубже включается в глобальные корпоративные информационные сети, позволяющие ему как овладевать новыми информационными возможностями, так и управлять самыми отделенными техническими системами. Вся мощь глобальных корпоративных информационных сетей заключается именно в их всеобщности, в том, что каждый житель Земли может принимать участие в ее создании.

Интересно, что во всех футурологических прогнозах 70-х годов считалось, что на Марс человек высадится быстрее, чем будет создано единое всемирное хранилище информации. Но прогнозы ошиблись и понятно почему. Проектирование полета на Марс в традиционном ключе понималось как деятельность некоей ограниченной проектной группы инженеров и специалистов. В таком темпе, такими ресурсами глобальное хранилище информации создавалось бы очень медленно. Но оказалось, что мировую информационную сеть, в отличие от межпланетного космического корабля, могут создавать все граждане Земли без исключения. Отсюда колоссальная скорость наращивания мощности информационных систем. И здесь же коренятся все опасности превращения человека в информационный придаток глобальной сети, утраты свободы целеполагания. Причем самые большие проблемы стратегического характера возникают у тех, кто берет на себя смелость направлять движение информационного мира, определять перспективы его движения. Стать во главе неопределенности и многовариантности – вот что предстоит руководителю Будущего. И если мы хотим, чтобы их в этом отношении не постигло полное фиаско, то готовить к такого рода миссии нужно уже сегодня.

Какие подсказки есть уже сегодня? Во-первых, становятся все более отчетливыми глобальные трансформации одной из древнейших категорий в культуре человечества – категории труда. Цифровой мир решительно размывает традиционные границы трудовой деятельности отдельно взятого профессионала. Все привычные границы в трудовых отношениях попросту исчезают. Растворяется граница между трудом и отдыхом, между местом работы и территорией отдыха. И, самое главное, исчезают границы между отдельными профессиями и специальностями. Человек вынужден практиковать профессиональные навыки во множестве смежных областей. И это зачастую приводит к еще большей запутанности его действий, утрате перспектив и смыслов движения в логике профессиональной траектории. Попытка перенаправить собственную ответственность узкой группе управляющих не приведет ни к чему хорошему. Узкая группа не будет в состоянии справиться с неопределенностью Будущего, что будет порождать дополнительный хаос и трагическое мировосприятие. Молодежи надо готовиться «брать бразды» управления в свои руки. Это звучит банально, но именно в подобной готовности и заключается основная смысловая нагрузка современной школы.

С другой стороны, логика современной глобализации также требует «своего». Глобализационные процессы завоевали почти все. Произошла почти полная унификация принципов и технологий организации деятельности. Внедрение единых технологий менеджмента, в свою очередь, потребовало столь же жесткого нормирования и унификации правил коммуникативной деятельности. Формируется единое пространство обмена информацией. Но остается еще нечто, до конца не схваченное процессом глобализации. Это – человеческие ценности, критерии оценки ситуации. Ценности становятся точкой опоры всего единого глобализационного процесса. И в этом вопросе пока что решительного продвижения нет. Даже с учетом того, что человечеству удается навязать единые нормы потребления, это еще не дает полной власти над миром ценностей.

Европейское сознание по природе своей слишком дихотомично, бинарно, не терпит раз и навсегда заданной целостности и определенности. В данном контексте именно это обстоятельство не дает европейскому человеку остановиться на чем-то понятном и завершенном. Оно требует истории, движения, развития. И всякий мир Будущего всегда будет восприниматься как неокончательный, незавершенный, «недоделанный». В нашем случае это спасительный момент, поскольку лишает нас необходимости абсолютно четкого прочерчивания контуров грядущего. Европеец ощущает себя комфортно лишь в условиях исторического бытия. И это надо иметь в виду, когда мы заботимся о будущем мире конвергенции наук и технологий. Очень важно, чтобы конвергенция продолжалась, не останавливалась, и каждый мог бы принять в ней участие. На фундаменте данного обстоятельства можно построить конкретные технологии организации готовности школьников к жизни в конвергентном мире.

Современная школа остается верной наукоцентричному идеалу Научной Революции Нового Времени. Предметная организация учебного материала и наращивание узкого профессионализма и поныне являются краеугольными камнями школьной дидактической системы. Даже внедрение элементов проектной и исследовательской деятельности в структуру отдельных предметов или метапредметов не решает проблему в принципе. Даже полноценная реализация проектного подхода оказывается недостаточной с точки зрения подготовки школьника к миру конвергенции наук и технологий. Что остается за кадром? Самое главное – умение работать в командах предельно широкого типа, взаимодействовать не только с себе подобными, понятными, профессионально близкими. Такое взаимодействие уже не воспроизводит условия реальной конвергенции. Только там, где школьник сталкивается с непонятным для себя, с инаковым, быть может, даже чуждым опытом содержания может произойти возникновение внутренних предпосылок работы в условиях конвергентного мира. С чего начать? Как построить такое взаимодействие? И нужно ли для этого разрушать традиционную структуру уроков, занятий, классно-урочную систему и т.д.? Вопрос непростой. Соблазн велик и опыт подобного разрушения уже имеется. Правда, в истории везде приходилось вновь возвращаться к традиционной школе. Пока что можно осторожно предположить, что имеет смысл формировать параллельный режим создания особых метапроектных школьных коллективов. Обязательно с участием разных возрастов и направлений деятельности. Своего рода мастерских , в которых каждый, с одной стороны, занимается своим делом, но также легко может изменить вид деятельности, освоить то, что делает его сосед. Руководство мастерской осуществляют взрослые наставники, но их участие минимально и происходи в режиме подсказывания и «подыгрывания». Другой вариант – ставить перед коллективами мастерских задачи, заведомо не решаемые на данном уровне развития детей. При этом оснащать мастерскую оборудованием, экспериментальными установками, хотя бы минимальное освоение которых уже будет являться выходом в «иное измерение» для юных участников проекта.

Начинать можно с определенного профиля деятельности – Инженерного, Медицинского, Материаловедческого. Каждый из этих профилей разворачивается в систему нестандартных задач, связанных с освоением аналитического оборудования (масс-спектрометров, хроматографов, фурье-спектрометров и т.д.). В конечном итоге, сложение различных усилий – есть главная цель.

Творцы конвергентного мира все продумали замечательно, кроме одного: новой системы организации деятельности участников проектов. Оказалось, что носители предметных областей знаний привыкли эффективно работать только на те задачи, которые им лично интересны. Но как обеспечить совместность усилий в процессе конвергенции? Что будет определять деятельность сообщества, формировать его границы? И это в настоящее время – задача из задач. Можно сказать, что творцам конвергенции не хватает не конвергентного образования, а, если можно так выразиться, «конвергентного воспитания» , т.е. способности к совместной продуктивной деятельности. Способности преодолеть узкопрофессинальные и узкопредметные интересы, на минуту забыть о собственном рейтинге и индексе цитирования и вместе со своими коллегами направить все усилия на решение общей задачи. Именно формирование принципов и методологии «конвергентного воспитания», на мой взгляд, станет в ближайшем будущем естественным «человеческим» фундаментом как для успешного возведения здания конвергентных наук и технологий, так и для реализации на практике идей «конвергентного образования».

Конвергентный проект в начальной школе.

Главное направление новых образовательных стандартов – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать ребенка и в урочное, и во неурочное время. Конвергентное образование – основа новой системы организации современного образования и науки. С его помощью у учащихся формируется целостное представление о природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук.

В основе конвергентного образования лежит учебно-исследовательская деятельность, под которой понимается процесс поисковой творческой деятельности учащихся, направленный на получение новых знаний и на реализацию дидактических целей обучения, предполагающий самостоятельность обучающихся при выполнении исследовательских задач. Цель проекта – создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию и развитию современной естественнонаучной грамотности учащихся.

Условиями формирования естественнонаучной компетентности младших школьников можно выразить словами: «Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь ». Эта идея лежит в основе исследовательской направленности образовательного процесса в начальной школе.

Принципами конвергентного образования в начальной школе являются:

    Взаимосвязь теории и практики.

    Гуманизация обучения.

    Сотрудничество педагога и обучающегося.

    Обучение ребёнка пользоваться и самостоятельно получать знания.

    Межпредметность и метапредметность в обучении.

    Исследовательский принцип.

Ориентируясь на исследовательский принцип конвергентного образования и взаимосвязь теории и практики, мы осуществили общешкольный конвергентный проект:

«Космические дали».

Проект «Космические дали» был приурочен к пятидесятилетию запуска первого искусственного спутника Земли. Наши ученики совместно с учителями и родителями проделали большую работу по изучению космической тематики, истории советской космонавтики, ее успехов и грандиозных планов на будущее.

1 сентября во всех классах прошел урок о полете первого искусственного спутника Земли «ПС» - 1

и ребята с воодушевлением взялись за сбор материала по выбранным темам проекта.

Школьники посещали Московские Планетарии, изучали тайны космических далей в Музее Космонавтики:


Встречались с инженером научно – исследовательского космического центра «Орион» – Кулаковым Александром, который приоткрыл нам секреты создания новых летательных аппаратов.


А на возникшие у ребят вопросы о космических исследованиях ответил Александр Иванович Лавейкин, Герою Советского Союза, Летчик - космонавт СССР.У нас получился интересный фильм с вопросами ребят и ответами космонавта на них.


По материалам исследований ребятами были выполнены интересные проекты о космонавтах, кометах, астероидах и метеоритах, о звездах и созвездиях. Первоклассники своими работами украсили стенды на 2 этаже школы, а ученики 2- 4 классов организовали стендовую защиту проектов:

Коллектив 1 «А» класса- «Первый космонавт Ю. Гагарин».

Чичерин Василий 2 «Б» класс- «Первый человек в открытом космосе».

Червонкина Екатерина 3«Б» класс-«Использование роботов в освоении космоса».

Лексин Александр 4 «Б» класс - «Загадки солнечной системы».

На протяжении всего года ребята, под руководством учителей и родителей, разрабатывали чертежи, макеты, дизайн будущих аппаратов для проведения заключительного этапа проекта конвергентного образования «Космические дали» - инженерно-конструкторский Фестиваль «Построим ракету будущего».

Это был настоящий космический праздник. В течении 2-х часов ребята вместе с родителями и классными руководителями мастерили космические корабли.


Космический аппарат первоклассников «Восток Салют – 7» поднимается в небо с помощью воздушных шаров.

Ракета 2 «А» класса «Восток – 2» унесет в полет информацию об истории космических побед России.

Межзвездный аппарат 2 «Б» класса «Сверкающий» расскажет другим мирам о красоте нашей Земли.

Ракеты 4 «А» класса «Движение вверх» и 4 «Б» класса «Стрела» - о неординарности и креативности нашего подрастающего поколения.


А ракета 3-их классов «Жар –птенчик» поведает о замечательной школе «Жар-птица» и добрых, отзывчивых ее учениках.

У нас все еще впереди. Мы будем расти, учиться, совершенствовать и развивать свои способности. Но никогда не забудем свои первые шаги в «космические дали».



Учитель начальных классов ГБОУ Школа № 324 «Жар –птица» г. Москва Коровякова Галина Викторовна.

Понятие и определение конвергентного образования

Конвергенция

1) это взаимопроникновение и взаимовлияние различных предметных областей;

2) это новый научнотехнологический уклад, который базируется на НБИКС-технологиях, где Н – это нано, Б – био, И – информационные технологии, К – когнитивные технологии, С-социальные технологии.

Конвергентные технологии « большая четверка» технологий, новый вид интеграционной системы, в которую входят информационнокоммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии.

Конвергентное образование- это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий

Методология конвергентного образования:

Взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;

Реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;

Взаимопроникновение наук и технологий.

Ключевые принципы конвергентного образования:

Междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;

Переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;

Модель познания – конструирование;

Сетевая коммуникация;

Обучение не предметам, а различным видам деятельности;

Надпредметные знания через НБИК-технологии

Ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.

Конвергентное обучение это процесс взаимодействия субъектов конвергентной образовательной среды, формирующий знания, умения и навыки в области конвергентных технологий. Конвергентно-ориентированная образовательная программа основная образовательная программа общего образования, при разработке которой учтены принципы конвергентного образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» проект интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметно-интегративной основе. В рамках проекта каждый учащийся к моменту окончания школы имеет возможность к окончанию школы получить востребованную квалификацию (профессию) специалиста среднего звена или углубленные профильные профессиональные знания по будущей специальности высшего образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» включает:

Медицинский класс в московской школе

Инженерный класс в московской школе

Кадетский класс в московской школе

Курчатовский проект – научнотехнологические классы

World Skills – классы, Junior Skills - классы

Тематические субботы

Дополнительное образование (технологическая и ественнонаучная направленность)

Предмет «Технология» - новые подходы

«Школьные знания для реальной жизни»

Метапредметные олимпиады

НТТМ

Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших инженерные классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов. Цель проекта - обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения инженерной направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору инженерных специальностей Курчатовский проект

Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» объединяет усилия более 500 учителей из 37 образовательных организаций г. Москвы, представляющих все административные округа г. Москвы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, специалистов НИЦ «Курчатовский институт». Проект реализуется в соответствии с принципами: * Образование на основе фундаментальных понятий. * Конвергентное образование в лабораторных комплексах. * Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт». * Развитие межрайонных ресурсных центров конвергентного образования. * Оценка эффективности реализации проекта на основе высоких достижений обучающихся.

Медицинский класс в московской школе Проект «Медицинский класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших медицинские классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и лучших специалистов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Цель проекта – обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения медицинской направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору медицинских специальностей.

Пример конвергентной образовательной технологии STEAM-технология

(S – science, T – technology, E – engineering, A – arts, M – mathematics)

Сочетает междисциплинарный и прикладной подход,

Является инструментом развития критического мышления,

Исследовательских компетенций

Навыков работы в группе. Данная технология нацелена на будущие профессии, основанные на высокотехнологичном производстве на стыке естественных наук (био- и нанотехнологии), гуманитарных наук, искусства.


Исмагилов Раис Миргалимович,кандидат технических наук, доцент кафедры экономики транспорта, логистики и управления качествомФГБОУ ВПО «Омскийгосударственный университетпутей сообщения», г.Омск[email protected]

О конвергентном образовании

Аннотация.Статья посвящена образовательной технологии, направленной на то, чтобы знания и умения от изучения смежных предметов максимально эффективно использовались в освоении конкретной дисциплины в целях формирования компетенций, позволяя обучающимся приобретать системные знания, универсальные навыки и приемы в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.Ключевые слова:образование, образовательная технология, компетентность, конвергенция.

Модернизация экономики в рамках разработки программы импортозамещения в условиях расширяющихся санкций и соответствующая подготовка кадров для предприятий, прежде всего оборонной промышленности, озвученные руководством нашего государства требуют начинать работать по новому, не полагаясь, как было ранее, на госприемку и военных представителей -следовательно, надо учить работать поновому. В своем недавнем телевизионном интервью вицепремьер Д. Рагозин озвучил необходимость организации целевого обучения, потому что «…нам нужныне тысячи универсалов, а десятки узких высококвалифицированных специалистов» для решения конкретных задач ведущих отраслей народного хозяйства. Эта глобальная задача в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС 3 и ФГОС 3+) и постоянно растущем спросе на рабочих и технических специалистов для промышленных предприятий требуют существенного пересмотра образовательных программ и технологий. Например, пермский опыт по подготовке кадров для промышленности региона на основе дуальной системы образования по договорам с учебными заведениями о подготовке специалистов конкретного профиля был обусловлен необходимостью кадрового укомплектованияпромышленных предприятий края определенным «набором» дефицитных профессий. Однако, будучи явлением несомненно положительным, данный опыт не решает проблемы реформирования профессионального образования в целом, поскольку фактически представляет собой курсы краткосрочной целевой подготовки (переподготовки) с очевидным акцентом закрепления получаемых знаний на конкретных рабочих местах. Но известно, в годы СССР учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования всегда уделяли практическому закреплению знаний необходимое и достаточное время. С тех лет подобную практику сохранили некоторые предприятия, к числу которых можно отнести ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».В последние годы, руководствуясь правилом «все новое –давно забытое старое» и двигаясь во встречном направлении, в регионе свои ресурсные центрысоздали Омский государственный технический университет, Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий и ряд других образовательных учреждений; благодаря центрам у студентов появилась своя собственная производственная база. В рамках нашего университета приемлемые условия закрепления теоретических знаний для базовых технических дисциплин создают структурные подразделения ОАО «Российские железные дороги». В данной статье речь пойдет о дальнейших поисках путей реализации компетентностного подхода в образовании. Ранее автором рассматривался известный вариант непрерывного образования, заключающийся в модернизации образовательных процессов свыделением двух направлений: вертикальноинтегрированное -это «школа –колледж –ВУЗ»игоризонтальноинтегрированное или профильное (специализированное) обучение.Сейчас предлагается более детально рассмотреть технологию горизонтальноинтегрированного обучения, так как в школах и в профессиональных образовательных учреждениях возникают сложности с оптимальным распределением нагрузки по учебным периодам и предметам (дисциплинам). Очевидно, общий объем учебной нагрузки не может быть беспредельным, при этом объем информации по дисциплинам ежегодно растет, как и их количество, поскольку появляются новые: современные информационные системы, методы защиты информации и прочие. Порой, как и прежде, возникают казусные ситуации, когда «сначала читают дисциплину «экономический анализ», а затем «экономику предприятия»;преподается дисциплина «методы неразрушающего контроля» студентам, не получившим необходимых знаний по физике и т.п.» . Следовательно, первая насущная задача заключается в том, как наилучшим образом «вместить» все необходимые дисциплины в учебный план, вторая –как увязать их между собой и в необходимой последовательности, причем так, чтобы знания смежных предметов максимально эффективно использовались в освоении конкретной дисциплины в целях формирования компетенций, давая обучающимся (школьникам, студентам) системные знания, универсальные навыки и приемы. Такое увязывание позволит согласовыватьдисциплины по тематикеи последовательности изложения, попутно снижая нагрузку на обучающегося и давая ему возможность в итоге овладетькомпонентами интегративной деятельности . В советские годы «продвинутые» педагоги школ и техникумов учили составлять кроссворды на уроках по географии, биологии; на иностранном языке сочинять стихотворения; на физике и других прикладных дисциплинах использовать умения, приобретенные на уроках труда, при изготовлении макетов и моделей; на уроках труда рассчитывать размеры, параметры и изготавливать рабочие чертежи инструментов и макетов устройств с целью их последующего изготовления в условиях производственных мастерских; проводить тематические (по различным направлениям профессиональных знаний) КВН, таким образом, вовлекая учащихся в учебный процесс, мотивируя их на повышение уровня своей подготовки и т.п.Перевести такой индивидуальный подход на постоянную основу, сделать его неотъемлемой частью учебного процесса –видимо, это современный путь реального овладения учащимися необходимыми компетенциями. Выше отмечалось, что надо учить работать по новому, причем, на наш взгляд, начиная со школьной скамьи.Но для этого потребуется, как минимум, обучение самих педагогов обучению учащихсяпоновому, чтобы не отдельные энтузиастыноваторы реализовывали свои идеи, а вся система образования наполнялась творческим содержанием -это, в свою очередь, требует другой подготовки педагогов школьного и профессионального образования.При этом процесс естественного обновления материальнотехнической базы образовательных учреждений не должен доводиться до абсурда, когда изучение микрошлифов, изготовливаемых обучающимися собственноручно, с использованием микроскопов (как на производстве) заменяется на изучение микрошлифов… на экране монитора, а микроскопы при этом списываются … за ненадобностью. То есть современные технические средства обучения должны способствовать освоению, а не подменять реально используемые предметы и средства труда. Математическое моделирование должно ускорять и повышать эффективность макетного моделирования и доводку опытных образцов, а не подменять собой. Известно, что некоторые патенты на изобретения грешат излишней теоретической направленностью, поскольку не ориентированы на практическое применение. Типичный пример приведен на рис. Для опытного специалиста, эксплуатирующего подобное оборудование, очевидно, что надежность данного устройства не высока. Учитывая, что патентные законодательства различных стран или групп стран не «согласованы» между собой, новые незавершенные идеи становятся лакомой добычей, а патентование -лазейкой для заимствования чужих идей и их практической реализации странами с лучшим инвестиционным климатом. А ведь сама история изобретательства показывает, что нередки случаи, когдаэффективно используются прототипыиз других сфер человеческой деятельности; но это становится возможным, если человек владеет разнообразными способами и методами, формируясь как разносторонний «специалист» еще в школе.Притчей во языцех стали «компьютерные дети», не умеющие применять полученные знания изучаемых предметов (дисциплин) в практической плоскости. Что мешает подключить их пытливые умы к автоматизации многих школьных проблем, начиная с документооборота и опытного конструирования? Ничего, кроме нежелания либо неумения педагогов заниматься малопонятным и бесплатным трудом.

Рис.1.Пример инженерного незавершенного решенияЧтобы показать отличия от прежних подходов в образовании и подчеркнуть существенность использования нововведений, рассматриваемую образовательную технологию, акцентированную на взаимное проникновение дисциплин при их изучении, можно условно назвать «конвергентным образованием». Её суть очевидна: знания и навыки, полученные учащимися при освоении предшествующих и смежных дисциплин, надо планомерно и творчески использовать при дальнейшем обучении, закладывая их в учебные планы. В настоящее время если это и делается в рамках внедрения компетентностного подхода, то чисто формально: многие преподаватели не знают, какой конкретно материал дается коллегами и каким способом закрепляется: отсюда, нередки повторы изученного, либо «междисциплинарные пробелы».В этой связи следует вспомнить, что в 90е годы в России на смену комплексной системе управления качеством продукции, которая разрабатывалась и была реализована в обороннопромышленном комплексе, пришли международные стандарты серии ISO9000, Благодаря им удалось устранить «бреши» в управлении качеством выпускаемой продукции между разными функциональными подразделениями предприятия, поскольку в управленческом менеджменте был реализован процессный подход. К сожалению, принципы всеобщего менеджмента качества по сей день не нашли должного примененияв российской действительности, о чем можно судить по низкому качеству отечественной продукции и неудовлетворительному спросу на специалистов по управлению качеством со стороны работодателей. Проще оказалось «обзаводиться» сертификатами соответствия, нежели вести методичную работу по разработке, внедрению и поддержанию на должном уровне системы менеджмента качества, имеющей в своей основе статистическое управление процессами, т.е. ежедневный скрупулезный труд.В образовательных учреждениях своеобразную роль «владельца процесса», на наш взгляд, играет учебная часть (деканат), но контроль внешний и выборочный никогда не заменит регулярного внутреннего самоконтроля, осуществляемого каждым педагогом в условиях реализации новой технологии. Полагаем, если мы заимствовали для сферы услуг стандарты серии ISO9000, изначально разработанные применительно к сфере материального производства ,то и дальнейшее их совершенствование следует осуществлять по аналогичным принципам, естественно, с учетом специфики сферы предоставления образовательных услуг. В частности, внедрением в образовательный процесс самооценки преподавателя и студента. В той же работебыло отмечено, что «современная политика государства, направленная на глубокую модернизацию экономики, никоим образом не может осуществляться без глубокого реформирования системы образования в нашей стране, поскольку «…сама система образования становится частью инновационной экономики…» ».Другая сторона существенности нововведения заключается в том, что работодатель (в лице государства или частных компаний) будет обязан создаватьвозможности для проведения практических работ в условиях реального производства, доля которых должна существенно возрасти и поддерживаться на достаточном для формирования навыков уровне. «Приемочный» или выходной контроль компетентности выпускников должен стать обязательной частью деятельности организацииработодателя. Понятно, что для заинтересованности предприятий для них надо создавать различные методы стимулирования: льготное налогообложение, привлечение инвестиционных ресурсов и пр.Таким образом, мы создадим предпосылки для организации массового целевого обучения, о чем высказался Д. Рагозин, когда каждый студент будет овладевать необходимыми компетенциями в интересах организацииработодателя и на её территории. Свою положительную роль должно сыграть начавшееся в ряде регионов страны создание Центров для независимой оценки и сертификации квалификаций «…тем самым создавая механизмы внедрения и признания новых профессиональных стандартов в различных общественных секторах: в реальном секторе экономики, в сфере подготовки высококвалифицированных кадров, в области регулирования потоков трудовых ресурсов на внутренних и внешних рынках труда и др.» .В противном случае мы будем продолжать «тиражирование» невостребованных экономистов, юристов и прочих специалистов, усугубляя диспропорцию спроса и предложения на рынке труда исходя из образовательных возможностей учебных заведений и искусственного спроса со стороны абитуриентов, а точнее, их родителей, формируемого еще на уровне общеобразовательных учебных заведений путем «разделения» учащихся на «технарей» и «гуманитариев» и соответствующего натаскивания на сдачу «профильных» ЕГЭ.Почему в ВУЗе студентов обучают на физикоматематическом факультете, присуждают соответствующие ученые степени, подразумевая очевидную связность этих понятий, а в школе преподаватели математики могут либо не преподавать физику либо преподавать её абы как, точнее, как второстепенный предмет? Отсюда искусственная «гуманизация» образования, когда без достаточных знаний в технических предметах выпускник общеобразовательной школы вынужден в дальнейшем выбирать специальности гуманитарного направления. В ряде школ, и не только школ, нет наглядных пособий, приборов и расходных материалов на уроках по физике, химии, биологии.Может, следует на примере автошкол, которым запретили привлекать курсантов для обучения без надлежащей материальной базы, строже контролировать выдачу лицензий на образовательную деятельность подобным учебным заведениям? Не на пустом месте появились высказыванияо целесообразности предоставленияпонекоторымвидампрофессий возможности получения высшего технического образования для дальнейшей углубленной подготовкилишь после завершения среднего профессионального учебного заведения и определенного стажа практической работы по специальности для овладения необходимыми компетенциями.И главное, чтобы эта образовательная технология не превратилась, говоря словами А. Новикова в «новую «креативную» педагогику» , а дала свои результаты в нынешних условиях ввода санкций в отношении российских компаний. Сами ограничительные санкции, которые ведущие страны мира применили против России, вопреки положениям Всемирной торговой организации и собственным экономическим интересам, будут стимулировать развитие отечественных отраслей только лишь при более ответственном и целенаправленном реформировании профессионального образования, учитывая уже существующую тенденцию создания образовательнопроизводственных кластеров в виде взаимосвязанныхобъединенийобразовательных учреждений разного уровня, организаций и промышленных предприятий, при которой на новом уровне придется восстанавливать некогда существовавшие взаимовыгодные отношения между образовательными учреждениями и организациямиработодателями.Тогда не будут появляться «режущие слух»сообщения, что «…В Омске наместе агрегатного завода построят жилой комплекс с25ти этажными домами. Технопарк наместе завода строить передумали…».Таким образом, на наш взгляд, назрела необходимость такой реорганизации образовательных технологий,когда дальнейшая узкая специализация будет осуществляться на базе разносторонних знаний и умений, закладываемых на каждом этапе жизненного пути каждого гражданина нашей страны во имя её дальнейшего процветания.

Ссылки на источники1.Дуальное образование: Президент одобрил пермский опыт/ И. Суворова// Профессиональное образование. Столица 2014. № 6. С. 122.Исмагилов Р.М. К созданию интегрированных образовательных процессов. Качество и инновации основа современных технологий: / Cб. тр. Всерос. науч.практ. конф. Новосибирск: НГАСУ, 2012. С. 6266.3.Исмагилов Р.М. О формировании конкурентной среды процесса обучения. / Конкурентоспособность региональной экономики/ Вестник фил. ГОУ ВПО ВЗФЭИ, 82007. С. 325 –328.4.Новиков А.М. О структуре компетенций./ А.М. Новиков// Специалист. 2014. № 1. С. 27.5.Исмагилов Р.М. Совершенствование корпоративной культуры организации в условиях функционирования системы менеджмента качества. / Р.М. Исмагилов // Омский научный вестник, ОмГТУ, 2012. –С. 8083.6.Сорокина, Н. Д. Управление новациями в ВУЗах (социологический анализ): науч. моногр. / Н. Д. Сорокина//–М.: Канон +; РООИ Реабилитация, 2009. 255с.7.Лейбович А.Н., Волошина И.А., Перевертайло А.С., Прянишникова О.Д. / Под общей ред. А.Н. Лейбовича:Независимая оценка и сертификация квалификаций: Сборник документов и материалов. –М.: АНО «НАРК», 2014. –М.: Издательство «Перо», 2014 –132 с.8.Исмагилов Р.М. О проблемах кластеризации при модернизации системы профессионального образования Омской области.//Современные научные исследования. Выпуск 2 –Концепт. –2014. –ART54264. –URL: http//ekoncept.ru/2014/ 54264.htmlГос. рег. Эл № ФС7749965.ISSN2304120X/Дата обращения: 30.09.2014.