6 о7 учебный авиаполк уральский во. Части центрального подчинения

УЧЕБНЫЕ АВИАПОЛКИ

Директивой Генерального штаба РККА № 4/3/34338 от 13 февраля 1936 года было решено в мае 1936 года приступить к формированию школы летчиков-наблюдателей нормального типа со сроком обучения 3 года и номером воинской части 3858. Школа получила наименование «15-я военная школа летчиков-наблюдателей» с первоначальным штатом формирования 789 человек, из них 275 курсантов. Формирование школы было поручено полковнику Э.Ю. Лепину.

Школа укомплектовывалась командным составом, прибывающим из других летных военно-учебных заведений и частей.

В 1936/37 учебном году курсанты проходили теоретический курс, школа не имела штатного состава самолетов. До осени 1937 года в школе был один самолет У-2, на котором иногда поднимали в воздух курсантов-отличников учебы в качестве поощрения. До весны 1937 года самолет базировался на аэродроме «Заречье» (ОСОАВИАХИМа), где летчики и техники его изучали и выполняли полеты. В мае 1937 года на весенней экзаменационной сессии курсанты В.И. Кириллов, Л.И. Кондратьев и В.Д. Смирнов получили только отличные оценки. Начальник училища полковник Э.Ю. Лепин объявил им благодарность, поощрил полетами на самолете У-2 и лично совершил с каждым из них полет.

Осенью 1937 года школой было получено 7 самолетов У-2, но они поступили без необходимого оборудования. На них не было бомбодержателей, фотоустановок, пулеметов, радиостанций. Отсутствие необходимого оборудования и недостаток материальной части вносили в обучение летчиков-наблюдателей много условностей, что влияло на качество их подготовки. Существенным недостатком в подготовке летчиков-наблюдателей в годы становления школы была явно недостаточная летная практика на учебных самолетах. Чтобы восполнить пробелы в летной подготовке курсантов в 1937 - 1940 годы в школе активно работал планерный кружок. Инициатором его создания и неизменным руководителем был красноармеец В.Н. Белоцерковец. До призыва на срочную службу он работал инструктором-планеристом в Магнитогорском аэроклубе. Прибыв в октябре 1937 года для прохождения срочной службы, он предложил начальнику училища создать планерный кружок. За время работы кружка в нем подготовлено 24 планериста, в их числе был А.П. Крупин ставший впоследствии Героем Советского Союза.

К зиме 1937 года в школу стали поступать самолеты У-2 и Р-5 из авиационных частей и соединений, других авиационных школ и училищ. Они были специально оборудованы для обучения курсантов самолетовождению, бомбометанию, воздушной стрельбе и ведению радиосвязи с землей. Постоянный летный состав, в основном, прибывал из Ворошиловградской и Борисоглебской летных школ, технический состав прибывал из Иркутской и Вольской авиационно-технических школ. Была сформирована учебная авиаэскадрилья. В ее состав вошли 12 самолетов У-2 и 1 самолет Р-5. Командиром эскадрильи был назначен майор В.И. Смирнов. Директивой начальника ВВС РККА № 122420 от 26 апреля 1937 года на усиление 15-й военной авиационной школы летчиков-наблюдателей отдавалась эскадрилья Ейской школы летчиков и «летнабов». Сроки формирования были определены с 1 октября по 31 декабря 1937 года.

В мае 1938 года 15-я военная школа летчиков-наблюдателей приказом НКО СССР № 067 от 13 мая 1938 года была переименована в Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей.

С 1 октября 1938 года училище перешло на новый штат № 20/612-А четырех-эскадрильного состава. К концу года были сформированы еще две учебные авиационные эскадрильи под командованием майоров А.А. Сапрыкина и П.В. Абрамова, которые укомплектовывали по мере прибытия в школу летного и технического состава, а так же самолетов. В 1939 году сформирована четвертая аэ под руководством майора Д.С. Юденкова. Она базировалась на запасном аэродроме «Першино», а с 1942 года на аэродроме «Баландино».

С 1 января 1941 года Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей директивой Генерального штаба от 16 января 1940 г. переименовано в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров. Срок подготовки стрелков-бомбардиров устанавливался один год. Выпускникам присваивалось воинское звание «сержант».

15 мая 1941 года школа приняла в свой состав эскадрилью курсантов Краснодарской школы стрелков-бомбардиров. Командиром эскадрильи был один из лучших летчиков школы, участник боев в Испании, орденоносец капитан К.В. Яровой. 23 июня 1941 года начальником училища был назначен полковник Василий Павлович Белов. Талантливый организатор, энергичный руководитель, он сыграл большую роль в мобилизации всех сил личного состава на выполнение поставленных перед училищем задач. Ближайшей задачей было ускоренная подготовка для фронта стрелков-бомбардиров.

С 27 июня 1941 года училище перешло на обучение курсантов по программе военного времени. Переход на новую программу потребовал быстрой перестройки всей учебной и воспитательной работы применительно к требованиям войны. Программа военного времени предусматривала подготовку штурманов за 8-12 месяцев.

15 сентября 1941 года в училище влилась Павлоградская авиашкола стрелков-бомбардиров в составе двух эскадрилий во главе с начальником подполковником В.Н. Кулаковым-Павловым, и с этого момента училище перешло на штат семи-эскадрильного состава со сроком обучения 6 месяцев.

В октябре 1941 года в училище начали формироваться 685-й, 686-й и 688-й боевые авиационные полки ночных бомбардировщиков на базе самолетов Р-5, Рзет, Р-5ССС и одна эскадрилья тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. Командирами были назначены подполковник В.Н. Кулаков-Павлов, майор П.Д. Бондаренко, капитан К.В. Яровой командиром отдельной эскадрильи - капитан В.П. Зайцев. В боевые полки направлялись лучшие летчики и техники учебных авиаэскадрилий. Штурманами, стрелками-бомбардирами полков стали лучшие выпускники, воспитанники училища. Получив опыт формирования и подготовки авиационных полков, училище продолжало эту работу и в 1942 году. В сентябре-ноябре 1942 года из состава училища были сформированы и подготовлены для фронта два авиационных полка ночных бомбардировщиков: 373-й на самолетах Р-5 и 990-й на самолетах У-2. Командирами полков были назначены лучшие командиры учебных эскадрилий: майор И.В. Сильвестров и капитан М.Н. Афанасьев. Полки в короткий срок были подготовлены для роевых действий ночью в составе звена и одиночными экипажами и 19 ноября 1942 года вылетели на фронт.

В 1943 г. в составе училища сформировали полки на ДБ-3 и Р-5, курсантов свели в учебные батальоны. В апреле 1944 г. сформирован внештатный авиационный отряд на самолетах ДБ-3. 18 мая 1944 г. полкам школы были присвоены номера:

Легкому авиаполку - 25-й учебный авиаполк (Р-5, «Шагол»);

Тяжелому полку - 26-й учебный авиаполк (ДБ-3, «Баландино»).

В декабре училище вошло в состав 18-й Воздушной Армии ВВС Красной Армии. Директивой Генерального штаба от 26.12.1944 г. и директивой ВВС КА от 29.12.1944 г. училище переименовано в «Челябинское Военное Авиационное Краснознаменное училище штурманов и стрелков-радистов ВВС КА». Полкам училища присвоены новые номера:

38-й учебный авиационный полк (на самолетах Р-5);

39-й учебный авиационный полк (на самолетах ДБ-3).

37 и 38 учебные авиационные полки, это бывшие 25 и 26 уап школы. 39 учебный авиационный полк (на самолетах ДБ-3) - вновь формируемый полк. Формирование полка было поручено заместителю командира 25 уап подполковнику Сильверстову Ивану Васильевичу. Полк укомплектовывается личным составом и авиационной техникой 25 и 26 уап школы и других летных военно-учебных заведений и авиационных частей Красной Армии.

11 октября 1946 г. училище перешло на штат 2-х полкового состава с численностью 720 человек переменного состава, 1140 человек постоянного состава и 553 человека вольнонаемного состава.

Полкам присвоены номера:

37-й учебный авиационный полк (на самолетах ЛИ-2);

39-й учебный авиационный полк (на самолетах ЛИ-2 и Б-25).

Основным учебным самолетом стал УчШЛи-2. На УчШЛи-2 вместо пассажирских кресел в салоне оборудовались учебно-рабочие места для курсантов, монтировались радиолокационные бомбардировочные прицелы РБП-4, оптические прицелы ОПБ-1р, другое навигационное и бомбардировочное оборудование.

Директивой Генерального штаба ВС Союза ССР от 4.10.1947 года училище переименовано в Челябинское Военное Авиационное Краснознамённое училище штурманов и специалистов связи Дальней Авиации. Срок обучения - два года.

В 1947 г. на вооружение училища поступил самолет Ту-4. На этом самолете курсанты штурманской профессии летали в период с 1947 по 1952 г. и с 1957 по 1963 г. В мае месяце 1953 г. училище выведено из подчинения Командующего ДА и принято в состав ВВС УралВО; с мая училище перешло на новый штат с тремя учебными полками - два на Б-25 и один на Ли-2; по новому штату вновь сформирован 691-й уап.

В октябре 1954 г. в училище поступил новый самолет - Ил-28, с 1 июля 1955 г. началась плановая летная работа по обучению курсантов-штурманов на Ил-28. В декабре 1954 г. училище перешло на трехгодичный цикл подготовки и стало именоваться Челябинским военным авиационным Краснознаменным училищем штурманов, в училище сохранили отдел подготовки воздушных стрелков-радистов. В состав училища входили:

Один авиационный полк на самолетах УчШЛИ-2 (604-й учебный авиационный полк);

Два авиационных полка на Ил-28 (605-й и 691-й);

Три батальона аэродромно-технического обеспечения.

В январе-феврале 1957 г. 605-й учебный авиационный полк с самолетов Ил-28 был перевооружен на самолеты Ту-4 (две эскадрильи по девять самолетов в каждой). Материальная часть (самолеты Ту-4) поступила из частей Дальней Авиации с выработанным ресурсом не более 50%. 11 марта 1957 г. начались первые учебные полеты курсантов-штурманов 3-го курса на самолетах УШС Ту-4. Правильнее говорить о формировании нового полка, так как «старый» полк самолетов Ил-28 в количестве 28 единиц вместе с личным составом под командованием подполковника Лопаткина улетел на укомплектование 740-го АП 45-й Воздушной Армии. В 1957 г. училище переходит на подготовку только штурманского состава по двум профилям: фронтовой бомбардировочной авиации на самолетах Ил-28 и Дальней авиации на самолетах Ту-16 и Ту-4.

Училище с 1 октября 1958 года перешло на новый штат. Учебным авиационным полкам присвоены общеармейские номера:

Учебному авиационному полку самолетов УчШЛи-2 - 604-й учебный авиационный полк;

Учебному авиационному полку самолетов УШС-ТУ-4 - 605-й учебный авиационный полк;

Учебному авиационному полку самолетов УШС-ТУ-4 - 691-й учебный авиационный полк

В 1960 г. училище подверглось очередной реорганизации. 691-й учебный полк был расформирован, но в составе училища все равно осталось три учебных полка: из 23-го ВАУШ был передан 909-й уап. В училище теперь входили следующие учебные полки:

604-й учебный авиационный полк самолетов Ли-2 3-х эскадрильного состава; личный состав и авиационная техника третьей эскадрильи принята из 903-го уап 23 ВАУШ. Место базирования - аэродром Шагол;

605-й учебный авиационный полк самолетов Ту-4 3-х эскадрильного состава; на формирование третьей эскадрильи обращен личный состав и авиационная техника 691-го уап. Место базирования - аэродомы Шагол и Упрун;

909-й учебный авиационный полк самолетов Ил-28; на формирование полка обращен личный состав и авиационная техника 23-й ВАУШ. Место базирования - аэродром Шадринск. В том же 1960 г. полк был перебазирован из Шадринска в Кустанай.

В соответствии с приказом Главнокомандующего ВВС от 24 ноября 1962 г. 605-й уап приступил к переучиванию на самолете Ту-124ш. Полк получил девять таких самолетов. В 1963 г. завершилось переучивание девяти командиров кораблей и 17 штурманов. Всего на заводах промышленности и методом сбора в училище на новую технику переучено 19 летчиков, 38 штурманов, 82 человека инженерно-технического состава.

Во исполнение директив Генерального Штаба от 14.01.1964 г. и Главного Штаба ВВС от 25.01.1964 г. с 15 марта 1964 г. 605-й учебный авиационный полк перешел на самолет ТУ-124 при штатной численности 30 машин. В 1964 г. весь летный состав 605-го полка переучился на Ту-124ш; в полку тогда имелось 15 Ту-124. В 1965 г. летный состав 605-го уап освоил на самолете Ту-124 полеты ночью в простых и сложных метеоусловиях.

В 1966 г. к освоению Ту-124 приступила одна эскадрилья 604-го уап: В 1966 г. в училище были проведены экспериментальные полеты на Ту-124 с целью отработки бомбометания с предельно малых высот. В 1967 г. руководящий состав училища приступил к испытанию серийного учебного самолета Ту-124ш для обучения курсантов. В 1968 г. эскадрилья самолетов Ли-2 604-го полка была перевооружена самолетами Ту-124ш, а в 1969 г. училище получило дальние бомбардировщики Ту-16, поступившие на вооружение двух эскадрилий 605-го уап. С 1970 г. курсантов-штурманов профиля ДА начали готовить на Ту-16. Полностью перевооружение 605-го полка самолетами Ту-16 (четыре эскадрильи) завершилось в июне 1970 г.; полк был перебазирован в Каменск-Уральский.

14 мая 1970 г. 108-й уап доведен до полного штата на самолетах Ту- 124ш, укомплектование 108-го уап произведено личным составом и техникой 2-й и 3-й авиационной эскадрильи 605- го учебного авиац. полка ЧВВАУШ. Постоянным местом базирования 108-го уап определен Шадринск, но до ввода аэродрома в строй полк вместе с 605-м уап базировался на аэродроме Каменск-Уральский. 909-й уап 32 экипажами бомбардировщиков Ил-28 в июне 1970 г. с оценкой «хорошо» обеспечил учение сухопутных войск УрВО.

В 1974 г. училище получило новую технику - самолеты Ан-26ш и Ту-134ш. Из 605-го уап исключили три Ту-16, из 909-го уап - 18 бомбардировщиков Ил-28 с прицелами Рым-С и ПСБН-М. Две эскадрильи 604-го уап частично переведены с Ли-2 на Ан-26ш, при этом десять Ли-2 сняты с вооружения полка, взамен получено десять Ан-26ш. 108-й уап частично перевооружен на Ту-134ш с сохранением Ту-124ш. В 1975 г. с аэродрома Мигалово (Калинин) в Кустанай был передислоцирован 45-й уап, который вошел в состав Челябинского ВВАУШ; 909-й полк в сентябре 1975 г. расформировали.

В 1975 г. 604 уап полностью перешел на турбореактивные Ту-124ш и турбовинтовые Ан-26ш. В том же году на аэродроме Шагол ввели в строй бетонную ВПП, ранее полеты самолетов Ту-124ш выполнялись с грунтовой, а самолетов Ли-2 — с железной ВПП.

С 1978 г. полным ходом началось освоение учебно-штурманского самолета Ту-134ш: в 1978 г. личным составом 108-го уап, а в 1979 г. - 604-м полком, где на 1 января 1980 г. имелось восемь Ту-134ш.

Во второй половине 1979 г. одна из эскадрилий, не прекращая полеты на Ту-124ш, приступила к освоению Ту-134ш. В 1980 г. самолеты Ту-124ш передали в Тамбовское ВВАУЛ, а к переучиванию на Ту-134ш приступила вторая эскадрилья 604 уап, параллельно переучивая на Ту-124ш летно-технический состав из Тамбова. Через два года летный и технический состав 604 уап помогал тамбовцам осваивать Ту-134ш.

1-я авиационная эскадрилья 604-го полка, командиром которой был назначен капитан М.К. Новиков, приступила к переучиванию на самолет Ту-134ш, на котором летал Шадринский полк. В 1980 г. закончил полностью переучивание на самолет Ту-134ш личный состав 1-й эскадрильи 604-го уап. Две учебные авиационные эскадрильи 108-го уап в 1980 г. были передислоцированы с аэродрома Шадринск на аэродром Упрун. 15 декабря 1980 г. расформирован 45-й учебный авиационный полк.

Окончательно переход с самолета Ту-124ш на Ту-134ш завершился в 1982 г., в том же году из состава 605-го полка была исключена 4-я эскадрилья на самолетах Ту-16.

В 1982 г. согласно Директиве Генерального штаба ВС СССР на базе двух авиационных эскадрилий 108-го уап (Ту- 134ш) создался 607-й учебный авиационный полк в г. Южноуральск (Упрун). В 1984 г. Ту-134-ми заменили Ан-26ш в двух эскадрильях 604-го полка.

Курсанты набора 1989 года (1 курс) по профилям не распределялись. Летную практику курсанты 3 и 4 курсов обучения проходили в авиационных полках училища, курсанты 2-го курса - в учебных авиационных полках Оренбургского и Тамбовского ВВАУЛ.

В 1990 г. курсанты набора 1990 года уже были распределены по профилям. Летную практику курсанты 3-го и 4-го курсов обучения проходили в авиационных полках училища, курсанты 2-го курса в учебных авиационных полках Оренбургского и Тамбовского ВВАУЛ. Практика курсантов 3-го курса была организована на аэродроме Шагол составом 12-15 человек в летной группе; летное обучение на четвертом курсе проводилось на аэродромах Каменск-Уральский (профиль ДА и МРА) и Упрун (профиль ФБА); состав летной группы 2-4 человека.

В 1989 г. в училище были расформированы 108-й авиационный полк и части обеспечения, дислоцирующиеся в городе Шадринске. Сложным для училища стал 1990 г.: серьезные изменения общественно-политической обстановки в стране наложили отпечаток на работу всего личного состава училища. Директивой Главного штаба ВВС в 1992 г. продолжилось сокращение частей училища - был расформирован 607-й учебный авиационный полк и части обеспечения на аэродроме Упрун. В 1995 г. расформировали две эскадрильи учебного авиационного полка авиагарнизона Шагол, в 1998 г. - батальон курсантов и 605-й учебный авиационный полк с частями обеспечения в городе Каменск-Уральск, а также авиационный полигон в Туринске.

В 1998 г. Челябинское высшее авиационное Краснознаменное училище штурманов имени 50-летия ВЛКСМ переименовано в Краснознаменный филиал Балашовского военного авиационного института. До 1998 г. 604-й уап учебный авиационный полк работал составом 2-х авиационных эскадрилий, в июне была сформирована третья авиационная эскадрилья на самолетах Ту- 134ш.

В 2001 г. лидерная группа курсантов-штурманов 5-го курса выполняла полеты на самолете Ту-134УБЛ, которые используются для обучения курсантов - летчиков Балашовского ВАИ. В качестве эксперимента в этом году проведена подготовка курсантов-штурманов профиля ВТА на самолете Ан-26ш. В соответствии с Директивой ГШ ВС РФ от 13 августа 2002 года в учебном полку приступили к формированию 4-й учебной авиационной эскадрильи на самолетах Ан-26ш.

В 2002 г. Краснознаменный филиал Балашовского военного авиационного института переформирован в Челябинский военный авиационный Краснознаменный институт штурманов.

31 декабря 2004 г. - переименован в «Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (военный институт)» (распоряжение Правительства РФ от 9 июля 2004 г. № 937р, приказ Министра обороны РФ от 9 августа 2004 г. № 235, директива Главного штаба Военно-воздушных сил от 11 декабря 2004 г. №314/10/3417).

В 2008 г. - присоединено в качестве обособленного структурного подразделения к «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», позднее было объявлено филиалом Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (распоряжение Правительства РФ от 2008 г. № 1951-р).

19 октября 2011 г. - образован 5 факультет Краснодарского военного авиационного института имени Серова (приказ Министра обороны РФ от 12 июля 2011 г. № 1136).

1 июля 2013 г. - сформирован Челябинский филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) (приказ Министра Обороны РФ от 30 марта 2013 г. № 252, директива Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 24 мая 2013 г. №314/10/2969).

Работа авиационного училища всегда была немыслима без учебного авиационного полка, который в 2011 году был переименован в 221 учебно-авиационную базу 2 разряда и возвращен в училище с 1 декабря 2017 г.

604 уап единственный в ВВС, некогда освоил бомбометания даже с Ан-26ш, а обучение курсантов бомбометанию выполнялось на всех типах (Ту-124ш, Ту-134ш, Ан-26ш) от малых высот до практического потолка с проходом в одном полете через три полигона. Сегодня 604-й учебный авиационный полк, сохраняя исправный парк самолетов Ту-134ш и Ан-26ш, остается единственной авиационной частью в России, занимающейся практическим обучением курсантов-штурманов.

814-й учебный авиационный полк (в/ч 19110, Оренбург-2).

1 октября 1945 года при переходе 1-го Чкаловского училища летчиков им. К. Е. Ворошилова на новые штаты на аэродроме Меновый двор был сформирован 1-й учебный авиационный полк в составе 3-х эскадрилий. Основой формирования полка явился летный и инженерно-технический состав 1-й учебно-авиационной эскадрильи 3-й Чкаловской авиационной школы пилотов. Задача – обучение курсантов полетам на самолетах Ут-2 и Ил-2.

С 30 января 1946 года при 1-м Чкаловском военном авиационном училище сформирован 1-й учебный авиационный полк 4-эскадрильного состава с дислокацией на аэродроме Меновый двор. Задача – обучение курсантов полетам на самолетах Ут-2 и Ил-2.

С 1 апреля 1947 года полк перешел на новый штат 3-эскадрильного состава. Задача – обучение курсантов (нашей страны и Югославии) полетам на самолетах Ут-2 и Ил-2. С 1948 года курсанты обучались на самолетах Ут-2 и Ил-10. В 1949 году полк начал обучение курсантов на самолете Як-18.

В 1949 году 1-е Чкаловское военное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова перешло на новый штат № 20/124 и с 1 марта этого года в его состав организационно вошел 814-й учебный авиационный полк переходных самолетов (в/ч 19110). Основой формирования полка явились кадры первого авиационного полка. Базирование – аэродром Меновый двор. Задача – обучение курсантов, прибывших из аэроклубов и военных авиационных школ первоначального обучения летчиков на самолетах Як-18 по переходной программе. В своем составе полк имел 5 авиаэскадрилий. С сентября 1954 года полк приступил к переучиванию постоянного состава на самолеты Як-11. С марта 1955 года 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова перешло на новый штат №20/503, учебный авиационный полк продолжал организационно входить в него. Базирование – аэродром Меновый двор. Задача – обучение курсантов, прибывших из аэроклубов и военных авиационных школ (училищ) первоначального обучения летчиков на самолетах Як-18, а с 1956 года Як-18у.

С марта 1957 года полк перешел на новый штат учебного авиационного полка по подготовке летчиков-истребителей на реактивных самолетах МиГ-15. Состав – 3 авиаэскадрильи. Основа формирования – летный состав 814, 811, 817 УАП.

С 25 марта 1958 года 1-е Чкаловское военное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова переименовано в Оренбургское военное авиационное училище летчиков.

В 1960 году Оренбургское военное авиационное училище летчиков переформировано в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков по подготовке летчиков-бомбардировщиков по штату 20/925, учебный авиационный полк вошел в его состав. Базирование – аэродром Оренбург-3 (Меновый двор). Задача – обучение курсантов полетам на самолете Як-18а. Основной формирования явились кадры 811, 814, 817 УАП, на вооружении которых были самолеты МиГ-15бис. Полк состоял из 4-х авиаэскадрилий. Материально- техническое обеспеченье полка с 1 января 1961 года осуществлялось 923 батальоном аэродромно-технического обеспечения.

С 31 декабря 1964 года 814-й УАП перевооружен с самолетов Як- 18а на учебные реактивные самолеты Л-29 и переведен на самостоятельный штат 20/333. Основой формирования явились кадры этого же полка. На базе системы связи и РТО организована самостоятельная часть – 2006 обс и РТО (в/ч 2006).
С 31 декабря 1992 года 814-й учебный авиационный полк расформирован.

5 июня 1961 года полк посетил воспитанник полка и училища – первый летчик-космонавт, Герой Советского Союза майор Гагарин Ю. А.

Годовой праздник – День формирования части – установлен Приказом Министра обороны СССР № 0217 от 31 августа 1968 года и отмечается 26 января.


Полком командовали:

декабрь 1945 г. – ноябрь 1947 г. – п/п-к Калинин Н. Ф.
ноябрь 1947 г. – октябрь 1952 г. – полковник Панков Василий Иванович.
октябрь 1952 г. – декабрь 1953 г. – полковник Веселов Валентин Васильевич.
декабрь 1953 г. – ноябрь 1958 г. – полковник Рябиков Константин Иванович.
ноябрь 1958 г. – август 1960 г. – полковник Зарин Рудольф Августович.
август 1960 г. – декабрь 1965 г. – полковник Медведев Алексей Захарович.
декабрь 1965 г. – февраль 1967 г. – полковник Горбачев Владимир Алексеевич.
февраль 1967 г. – октябрь 1968 г. – полковник Букотин Иван Фролович
октябрь 1968 г. – март 1971 г. – полковник Кобец Дмитрий Кузьмич.
март 1971 г. – ноябрь 1972 г. – п/ п-к Крутов Игорь Николаевич.
ноябрь 1972 г. – декабрь 1973 г. – п/п-к Шабанов Виктор Иванович.
декабрь 1973 г. – фе6враль 1979 г. – полковник Дубровский Борис Григорьевич.
февраль 1979 г. – январь 1981 г. – п/п-к Деревянко Виктор Иванович.
январь 1981 г. – январь 1987 г. – полковник Лебедев Анатолий Алексеевич.
январь 1987 г. – полковник Жарких Михаил Тихонович.

10 августа 2002 г. ахтырчане отпраздновали 50-летие 809 УАП. Данный учебный авиационный полк существовал с 1945 года, но свое наименование получил 6 февраля 1952 года. Собрание офицеров в феврале решило торжественное празднование провести в августе.

Праздник был разделен на три части:
- открытие памятного знака авиаторам 809 УАП
- праздничный концерт в дворце культуры завода "Нефтепроммаш"
- встреча с аэродромом и праздничный ужин.

Начал митинг бывший командир полка полковник Макоцеба Сергей Николаевич.
Здесь прошли молодые годы, здесь меня сделали офицером, здесь познал мудрость полета, здесь выросли мои дети, здесь я трудился. Хочу выразить личную благодарность всему личному составу, с которым мы летали, учили, строили, обслуживали, осваивали лагеря за 300 км. От имени военного совета руководства учебно-авиационного командования я поздравляю всех с праздником
Мне приятно, как старшему офицеру, что в Ахтырке, сохраняют традиции и уважают их. Здесь создан памятный знак воинам-авиаторам, потому что мы службе отдали очень много труда, здоровья. Со своей стороны, находясь на служебном посту, я готов оказать помощь патриотическому авиационному движению.

Мы сделаем все, чтобы наши молодые люди любили авиацию, потому что без авиации не может быть в целом государства и конкретно Вооруженных сил
Начальник военного гарнизона привел некоторые цифры: "Летный состав на протяжении многих лет успешно готовил высококвалифицированных пилотов, 35 лет из 50-ти часть базируется на аэродроме вблизи Ахтырки. В славном полку получили путевку в небо более 5000 летчиков, 9 летчиков космонавтов, 9 Героев Советского Союза, из которых - 5 Дважды. Небо Ахтырки стало родным для 13 заслуженных летчиков-испытателей, 23 заслуженных военных летчиков. Жаль сегодня, мы с вами не слышим рев авиационных двигателей, не видим в небе стремительных боевых машин.

Право открытия памятного знака воинам-авиаторам предоставили командирам полка разных лет полковникам Дударь Леониду Семеновичу (1970-1975 г.г.), Данилову Александру Викторовичу (1984-1987 г.г.), Макоцебе Сергею Николаевичу (1987 - 1990 г.г.) и Картузу Александру Ивановичу (1990 - 1999 г.г.)

Второй этап празднования прошел в дворце культуры завода "Нефтепроммаш". Командиров полка разных лет пригласили на сцену где они и остались до конца концерта.

Концертная программа гармонично сочеталась с воспоминаниями ветеранов.
Будущего космонавта Леонова Алексея Архиповича в 1956 году на самолете Як-11 обучал летчик-инструктор Гончаров Станислав Петрович. Космонавт Ляхов Владимир Афанасьевич в 1965 году также учился у Станислава Петровича. Сегодня, бессменный участник художественной самодеятельности Гончаров С.П. спел песни "О ночных полетах" и "Где же вы мои, друзья однополчане"
В данном полку умели не только летать. Среди авиаторов были прекрасные поэты, художники, исполнители.

Майор Литовченко Анатолий Николаевич в полку с 1976 года. Чтобы полк налетывал до 30000 часов в год, немалая заслуга ТЭЧ, где служил Анатолий Николаевич. Ведь все самолеты необходимо было отремонтировать, сделать профилактику, выполнить регламентные работы. За месяц через ТЭС проходило до 47 самолетов. В перерывах Анатолий Николаевич писал стихи. Написал "Марш Ахтырского полка". Вот одно из его произведений, посвященный сегодняшней дате.



Авиаполк наш 809-й


И нет воспоминаньям их конца.
Хоть постарели нынче ветераны
Но молоды их души и сердца.




Нести во славу Родины своей







Завершил второй этап праздника самый молодой командир полка - полковник Картуз Александр Иванович.

За пять последних лет полк четырежды переименовывали, каждый год мы меняли печать, форму: советская, украинская, украинская белая, полынь, синяя.

Я не могу сказать про авиационные династии. Онищенко и два сына летчика, Терешин и два сына летчика, Авдеев - отец, жена, дочь, сын - летчик - все в полку. Сытник, Чехута, Коваленко, Мажара, Гончаров… я займу два часа перечислением. Это уникальный полк, где служили такие династии.
И вот автобусы везут гостей на аэродром. Открыты ворота КПП и ветераны окунулись в молодость. Привычно подбрасывает на стыках плит взлетной полосы. Чудесная разметка осевой линии, по периметру расположились привычные колпаки. В салоне автобуса оживленный разговор - все делятся впечатлением от увиденного. Но как только автобус сворачивает с ВПП на стоянку, разговоры сразу прекращаются. Как будто, кто-то нажал на невидимый выключатель. За окном проплывает унылая картина - несколько рядов плит уже сняты и вывезены. На их месте остался песок с отпечатком плиты.

Здание тренажерного корпуса, площадью 625 кв. метров сиротливо стоит около дороги. Дорожка постепенно зарастает. Без привычного шума тренажеров ТЛ-39, это здание скоро начнет разрушаться.

Это не первое закрытие аэродрома. До 1961 года здесь базировалось ПВО, летали самолеты МиГ-15, МиГ-15 бис. Затем некоторое время здесь располагались ракетчики. После чего территорию вместе с полосой отдали колхозу. Здесь держали кур, овец. Железная полоса пришла в негодность. С 1967 года вновь приехали военные, полосу свернули в огромные рулоны. Положили 15013 бетонных плит. Качественных плит, потому что при строительстве полосы все плиты проверяли и негодные браковали. Бракованные плиты покупала "Сельхозтехника", колхозы по 101 рублю. Сейчас цены повыше.

Кудинов Василий Никитович рассказал об обучении летчиков на современном этапе. Пропускная система на аэродром очень жесткая - тренажерная подготовка, экзамены по теоретической подготовке и только после этого курсант попадает на аэродром. Раньше в отряд космонавтов наверное было проще попасть, чем сейчас на летный факультет.

Помнит Василий Никитович и 14 апреля 1968 года, когда парами на аэродром садились самолеты. Зрелище было неописуемое. Все машины, которые ехали по трассе Ахтырка - Кириковка остановились. Дети на велосипедах приехали на аэродром. Жаль что в то время не было видеокамер.

За праздничным столом, в честь юбилейной даты,
В честь прожитых не зря ночей и дней,
Авиаполк наш 809-й
Собрал своих крылатых сыновей.

И вот они - счастливы и желанны,
И нет воспоминаньям их конца.
Хоть постарели нынче ветераны
Но молоды их души и сердца.

Нелегким путь был каждого пилота,
Не в сладость были будни "технарей",
Чтоб честь полка на крыльях самолета
Нести во славу Родины своей

Нам памятны рассветы и закаты,
Жара и стужа, хмурость облаков.
И радость жизни, и печаль утраты
Хранят сердца отважных мужиков.

Сегодня есть за что поднять бокалы,
Не грех с них выпить и еще налить,
Чтоб нам от этого гораздо лучше стало,
И, дай нам Бог, до новых встреч дожить!

Г. Ахтырка А. Н. Литовченко

Ахтырский полк
Родной наш полк
Мы все твои
Сыны и ветераны
Ты - наша честь
И твой знаменный шелк
Храним в сердцах
Как память неустанно.

1. Главный штаб ВВС, Балашиха (Заря), Московская область.

2. 132-й центральный узел связи, Балашиха (Заря), Московская область. Начальник - генерал-майор Сергей Филатов.

3. 8-я авиадивизия особого назначения, Чкаловский, Московская область. Командир - генерал-майор Владимир Беляев.

4. 353-й авиаполк особого назначения, Чкаловский, Московская область. Самолеты Ил-18, Ил-76, Ан-12, Ан-72, Ту-134 и Ту-154. Командир - полковник Александр Шалыгин.

5. 354-й авиаполк особого назначения, Чкаловский, Московская область. Самолеты Ил-18, Ил-76, Ан-12, Ан-72, Ту-134 и Ту-154.

6. 206-я авиабаза особого назначения, Малино, Московская область. Вертолеты Ми-8. Командир - полковник Владимир Грязнов.

7. 223-й летный отряд, Чкаловский, Московская область.

8. Российский государственный научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов, Звездный городок, Московская область. Начальник- генерал-лейтенант Василий Циблиев.

9. 70-й отдельный испытательно-тренировочный авиаполк особого назначения, Чкаловский, Московская область. Самолеты Ил-76.

10. 2457-я авиабаза боевого применения самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, Иваново-Северный. Самолеты ДРЛО А-50, А-50М. Командир - подполковник Игорь Плохих.

11. 929-й Государственный летно-испытательный центр, Ахтубинск, Астраханская область. Начальник - генерал-лейтенант Юрий Трегубенков.

12. 13-й воздухоплавательный испытательный центр, Вольск, Саратовская область. Начальник - полковник Алексей Гниденко.

13. 267-й центр подготовки летчиков-испытателей, Ахтубинск, Астраханская область.

14. 368-я отдельная смешанная авиаэскадрилья, Нальчик. Транспортные самолеты Ан-12.

15. 1338-й испытательный центр, Чкаловский, Московская область. Самолеты Ил-22М, Ил-80 и Ил-82.

16. Высокогорный научно-исследовательский испытательный центр авиационной техники и вооружения, Нальчик.

17. 4-й центр боевого применения и переучивания летного состава им. В. П. Чкалова, Липецк. Начальник - генерал-майор Александр Харчевский.

18. 968-й Севастопольский инструкторско-исследовательский смешанный авиаполк, Липецк. Истребители МиГ-29, Су-27, Су-27СМ, Су-30, бомбардировщики Су-24М, Су-24М2, Су-34, разведчики Су-24МР, постановщики помех Су-24МП, штурмовики Су-25, Су-25Т, Су-25СМ. Командир - полковник Сергей Прокофьев.

19. 3958-я гвардейская Керченская авиационная база, Саваслейка, Нижегородская область. Истребители МиГ-31.

20. 4020-я база резерва самолетов, Липецк.

21. 185-й центр боевой подготовки и боевого применения, Астрахань. Начальник - генерал-майор Владимир Градусов.

22. 42-й учебный центр боевого применения, Ашулук, Астраханская область.

23. 116-й учебный центр боевого применения, Астрахань. Истребители МиГ-23, МиГ-29.

24. 344-й центр боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации, Торжок, Тверская область. Начальник - генерал-майор Александр Черняев.

25. 696-й инструкторско-исследовательский вертолетный полк, Торжок, Тверская область. Вертолеты Ка-50, Ми-28, Ми-8, Ми-24, Ми-26.

26. 92-я инструкторско-исследовательская вертолетная эскадрилья, Клин, Московская область. Вертолеты Ми-8, Ми-24.

27. 924-й центр боевого применения и переучивания личного состава частей беспилотных самолетов, Егорьевск, Московская область.

28. 275-я отдельная исследовательско-инструкторская эскадрилья беспилотных средств разведки, Егорьевск, Московская область. Беспилотные летательные аппараты "Стриж".

29. 11-й учебный центр зенитных ракетных войск, Учхоз (Гатчина-3), Ленинградская область. Начальник - полковник Александр Добровольский.

30. 357-й учебный центр, Белгород. Начальник - полковник Виктор Баранов.

31. 834-й учебный центр войск связи и радиотехнического обеспечения, Новгород (Новоселицы). Начальник - полковник Василий Федосов.

32. 874-й центр подготовки специалистов (расчетов) радиотехнических войск, Владимир. Начальник - полковник Юрий Балабай.

33. 902-й центр подготовки специалистов (расчетов) зенитных ракетных войск, Костерево-1, Владимирская область.

34. Военно-воздушная академия им. Ю. А. Гагарина*, Монино, Московская область. Начальник - генерал-полковник Аркадий Барсуков.

35. Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского*, Москва. Начальник - генерал-лейтенант Анатолий Максимов.

36. Военная академия воздушно-космической обороны им. маршала Советского Союза Г. К. Жукова, Тверь. Начальник - генерал-лейтенант Олег Балаян.

37. Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт), Воронеж. Начальник - генерал-майор Геннадий Зибров.

38. Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт), Ейск, Краснодарский край. Начальник - генерал-майор Евгений Кругликов.

39. Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт), Иркутск, Иркутская область. Начальник - генерал-майор Игорь Величко.

40. Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт), Краснодар. Начальник - полковник Валерий Лашко.

41. 704-й учебный авиаполк, Котельниково, Волгоградская область. Учебные самолеты Л-39.

42. 627-й гвардейский учебный авиаполк, Тихорецк, Краснодарский край. Учебные самолеты Л-39.

43. 797-й учебный авиаполк, Кущевская, Краснодарский край. Учебные самолеты Л-39, Су-25, Су-27, МиГ-29.

44. 783-й учебный авиационный центр, Армавир, Краснодарский край. Начальник - полковник Юрий Семянив.

45. 713-й учебный авиаполк, Армавир, Краснодарский край. Учебные самолеты Л-39, МиГ-29.

46. 761-й учебный авиаполк, Майкоп. Учебные самолеты Л-39, МиГ-23.

47. 785-й учебный авиационный центр, Балашов, Саратовская область.

48. 606-й учебный авиаполк, Балашов, Саратовская область. Учебные самолеты Ан-26.

49. 666-й учебный авиаполк, Ртищево, Саратовская область. Учебные самолеты Л-410 и Ан-26.

50. 786-й учебный авиационный центр, Борисоглебск, Воронежская область.

51. 160-й учебный авиаполк, Борисоглебск, Воронежская область. Учебные самолеты Су-27.

52. 644-й учебный авиаполк, Мичуринск, Тамбовская область. Учебные самолеты Л-39, Су-24, Су-25, МиГ-29.

53. Санкт-Петербургское высшее военное училище радиоэлектроники (военный институт), Санкт-Петербург.

54. Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт), Ставрополь. Начальник - генерал-майор Дмитрий Медяный.

55. Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт), Сызрань, Самарская область. Начальник - генерал-майор Виктор Уколов.

56. 131-й учебный вертолетный полк, Саратов (Сокол). Вертолеты Ми-2, Ми-8.

57. 484-й учебный вертолетный полк, Сызрань (Троекуровка), Самарская область. Вертолеты Ми-24.

58. 626-й учебный вертолетный полк, Пугачев, Саратовская область. Вертолеты Ми-2, Ми-8, Ми-24.

59. Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники (военный институт), Тамбов. Начальник - полковник Евгений Халдин.

60. Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (военный институт), Челябинск-15. Начальник - и. о. полковник Евгений Салтанов.

61. 604-й учебный авиаполк, Шагол (Челябинск), Челябинская область. Учебные самолеты Ту-134УБЛ.

62. Ярославское высшее зенитное ракетное училище противовоздушной обороны (военный институт), Ярославль. Начальник - генерал-майор Владимир Мартынов.

63. Центральная авиационная база ракетного вооружения и боеприпасов, Сергиев Посад, Московская область.

64. Авиационный склад ракетного вооружения и боеприпасов, Йошкар-Ола.

65. База снабжения и хранения зенитного ракетного вооружения, Серпухов, Московская область.

66. База хранения и ремонта беспилотных летательных аппаратов, Ярославль (Туношна).

67. 502-й завод по ремонту военно-технического имущества, Фрязево (Ногинск-5), Московская область.

68. 1015-й завод по ремонту военно-технического имущества, Нижние Серги-3, Свердловская область.

69. 1019-й завод по ремонту военно-технического имущества, Онохой-2, Бурятия.

70. 1253-я центральная ремонтная база радиолокационного вооружения, Самара-28.

71. 2227-я база ремонта и хранения вооружения, Трудовая, Московская область.

72. 2503-я центральная ремонтная база автоматизированных систем управления, Янино-1, Ленинградская область.

73. 2529-я центральная база ремонта вооружения, Хабаровск.

74. 2633-я база ремонта и хранения вооружения, Люберцы, Московская область.

75. 3821-я база ремонта и хранения вооружений, Тосно, Ленинградская область.

76. 20-й авиационный ремонтный завод, Пушкин-3, Ленинградская область.

77. 150-й авиационный ремонтный завод, Люблино-Новое, Калининградская область.

78. 419-й авиационный ремонтный завод, Горелово, Ленинградская область.

79. 695-й авиационный ремонтный завод, Арамиль, Свердловская область.

80. 99-й завод авиационно-технологического оборудования, Остафьево (Щербинка), Московская область.

81. 2-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ, Тверь. Начальник - генерал-майор Сергей Ягольников.

82. 13-й Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ, Люберцы-3, Московская область. Начальник - генерал-майор Александр Крутилин.

83. 30-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ, Щелково-10, Московская область. Начальник - полковник Юрий Балыко.

84. Государственный научно-исследовательский институт авиационной и космической медицины, Москва. Начальник - генерал-майор Игорь Ушаков.

85. 5-й центральный военный научно-исследовательский авиационный госпиталь, Красногорск-3, Московская область.

86. 7-й центральный военный научно-исследовательский авиационный госпиталь, Москва.

87. Санаторий ВВС, Чемитоквадже, Краснодарский край. Начальник - полковник Федор Баранцев.

88. Центральный спортивный клуб ВВС, Самара. Начальник - полковник Дмитрий Шляхтин.

89. 361-й центр психофизиологической подготовки личного состава, Агой, Краснодарский край.

90. 709-й центр психофизиологической подготовки личного состава, Анапа, Краснодарский край.

91. 464-й учебно-тренировочный центр физкультуры и спорта, Уфа, Башкирия.

*Согласно распоряжению правительства РФ N283-р от 7 марта 2008 года, с 1 сентября 2008 года обе академии объединяются в единую структуру - Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, которая будет располагаться в городе Монино Московской области.