Геоинформационное пространство. Основы формирования единого геоинформационного пространства специального назначения с использованием web-технологий

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА МОСКВЫ А.В. Антипов (Москомархитектура) В 1980 г. окончил Московский институт инженеров землеустройства (в настоящее время Государственный университет по землеустройству) по специальности «инженерная геодезия». После окончания института занимался преподавательской деятельностью, возглавлял кафедру аэрофотогеодезии ГУЗ. С 1995 г. заместитель председателя Московского земельного комитета. С 1999 г. управляющий ГУП «Мосгоргеотрест». С 2012 г. по настоящее время председатель Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы. Кандидат технических наук. Лауреат премии им. Ф.Н. Красовского. А.В. Кошкарев (Институт географии РАН) В 1972 г. окончил географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «картография». С 1976 г. работал в Тихоокеанском институте географии ДВНЦ АН СССР (Владивосток) научным сотрудником и заведующим лабораторией. С 1987 г. работает в Институте географии РАН, в настоящее время ведущий научный сотрудник. Кандидат географических наук. Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники. Б.В. Потапов (ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы») В 1982 г. окончил Серпуховское ВВКИУ РВСН, в 2002 г. Дипломатическую академию МИД РФ. Работал в ряде НИИ МО РФ, МЧС России, Представительстве российской экономики в Баварии (Германия). С 1999 по 2005 гг. заместитель заведующего базовой кафедрой факультета аэрофизики и космических исследований Московского физико-технического института. С 2008 г. советник управляющего ГУП «Мосгоргеотрест». C 2014 г. по настоящее время советник директора ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы». Доктор технических наук. Н.В. Филиппов (ГБУ «Мосстройинформ») В 1975 г. окончил факультет теоретической физики Московского инженерно-физического института (в настоящее время Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»). С 1996 г. работал в ОАО «Московский комитет по науке и технологиям», с 2006 г. в Комитете по архитектуре и градостроительству г. Москвы. С 2013 г. по настоящее время заместитель директора ГБУ «Информационно-аналитический центр Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы «Мосстройинформ». Москва один из крупнейших городов Земли со сложной инфраструктурой, уникальный по территориальной организации, структуре и управлению мегаполис. В управлении городом принимают участие десятки ведомств, департаментов и служб, которые отвечают за различные сферы деятельности. Они тесно взаимосвязаны, поэтому принятие решений базируется на большом объеме разнородной информации. В городе существуют различные структуры, обеспечивающие своевременное поступление информации заинтересованным лицам. Созданы информационные системы, базирующиеся на современных средствах сбора и обработки информации, объемы которой постоянно растут в геометрической прогрессии, и ими нужно уметь эффективно управлять. Именно с этой целью во многих странах и городах развиваются интеграционные процессы, обеспечивающие консолидацию и упорядочение информационных потоков, создающие условия для формирования единой информационной инфраструктуры. Развитие города в целом, отдельных направлений городского хозяйства и практически всех информационных систем, которые в нем созданы и создаются, невозможно без получения пространственных данных о его территории, земельных 4

2 участках, объектах недвижимости и других сооружениях и явлениях. Получение такой информации особенно актуально для динамично развивающихся крупных городов (мегаполисов), в том числе и для города Москвы. На протяжении последних лет в городе Москве в соответствии с его Генеральным планом развития развернуто интенсивное жилищное строительство, проводятся реконструкция и капитальный ремонт существующего жилого фонда, строятся и реконструируются транспортные магистрали и инженерные коммуникации, осуществляется комплексное благоустройство и другие виды работ. В целом в городе, благодаря выполнению программных работ по сбору и обработке различной, сложилась благоприятная возможность объединения информационных ресурсов и создание на их базе новых. Международный опыт создания, развития и использования инфраструктуры пространственных данных (ИПД) показывает, что интеграцию разрозненной на национальном и региональном уровнях в общую Рис. 1 Главная страница геопортала INSPIRE сетевую распределенную структуру необходимо строить на основе геоинформационных технологий. Это позволит осуществить кардинальный прорыв в ТЕХНОЛОГИИ своевременном обеспечении достоверной и непротиворечивой информацией о территории органов власти и управления, а также население. ИПД даст возможность устранить дублирование работ за счет лучшей информированности и возможности автоматизировать координацию ее участников и более широко использовать пространственные данные в различных сферах, повышая экономическую эффективность их деятельности. Утвержденная Правительством РФ «Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации» призвана объединить и обеспечить коллективный доступ к пространственной информации на трех уровнях: федеральном, территориальном и муниципальном. Накопленный за последние годы опыт европейских стран по реализации программы INSPIRE (Infrastructure for Spatial Information in the European Community) необходимо адаптировать к российским условиям и, в первую очередь, это касается ядра нормативно-правовой базы, составляющей основу этой программы (рис. 1). В настоящее время эти задачи недостаточно исследованы как с точки зрения технологических решений, так и с точки зрения методов проектирования, поэтому разработка моделей и методов интеграции разнородных данных является актуальной. Отечественная ИПД должна иметь сервис-ориентированную архитектуру. При этом услуги ИПД следует проводить единственным провайдером услуг. Наличие единого провайдера в сервис-ориентированной архитектуре никоим образом не посягает на права владельцев отдельных информационных ресурсов. Систему технических нормативно-правовых актов для ИПД РФ целесообразно создать с учетом международных стандартов ISO серии и стандартизованных спецификаций консорциума OGC . Реализацию ИПД РФ необходимо рассматривать как общую задачу для государства на всех уровнях власти и управления. Поэтому следует активизировать деятельность по утверждению федеральных и региональных нормативно-правовых актов в области пространственных данных, утверждение состава базовых пространственных данных, внедрение в практику организационных схем с назначением ведущих ведомств и уполномоченных организацийпоставщиков данных, операторов, обеспечивающих их интероперабельность в целом на базе системы международных и национальных стандартов. На уровне законодательства РФ необходимо обеспечить регулирование отношений в сфере создания и развития ИПД. Посредством принятия подза- 5

3 конных актов Правительством РФ и соответствующими министерствами ввести в действие порядок, обеспечивающий межведомственное взаимодействие и обязательное предоставление базовых пространственных данных и их метаданных, а также требования к совместимости данных и сервисов ИПД РФ, предоставлению отчетности и иных существенных условий обеспечения эффективности их использования. Для согласования между собой разных ведомств необходимо использовать общие стандарты обмена данными. При проектировании технических компонентов ИПД РФ (включая разработку программного обеспечения для ее использования) первоначально возникает ряд научно-прикладных задач, решение которых аналогично условиям создания иных автоматизированных информационных систем. Во-первых, необходимо выполнить структурный анализ всей, используемой (реально и в перспективе) органами исполнительной власти, крупными предприятиями и другими пользователями, а также изучить источники ее возникновения и потребления, установить основные взаимосвязи и характеристики. Сложность решения этой задачи обусловлена тем, что способы, формы и форматы получения, хранения и использования в различных организациях существенно отличаются. Во-вторых, необходимо формализовать описание размещаемой в ИПД информации, ее взаимосвязей и использования. При этом, в ряде случаев, возникает самостоятельная научная задача интеграции и генерализации разнородной (по типу, формату, способу описания), распределенной по месту хранения (в различных организациях) и по принадлежности к действующим информационным системам. Доступ пользователей к информации, содержащейся в федеральных и региональных (территориальных) информационных ресурсах, должен, по мере возможности, осуществляться в режиме «одного окна». Метаданные и геосервисы ИПД должны находиться в одной точке доступа. Наличие такого единого провайдера позволит наилучшим образом включить данные в комбинации со сведениями из других источников в систему оказания электронных услуг. Основываясь на положениях Концепции создания и развития ИПД РФ, в 2009 г. Постановлением Правительства Москвы 619-ПП была принята Концепция среднесрочной программы городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства (ЕГИП) города Москвы на гг. ЕГИП города Москвы представляет собой сочетание массивов пространственных дан- Рис. 2 ИАИС ЕГИП города Москвы. Результаты космической съемки (масштаб 1:25 000) Рис. 3 ИАИС ЕГИП города Москвы. Цифровой картографический фон (масштаб 1:10 000) 6

4 Рис. 4 Базовая трехмерная цифровая модель строений ных о территории города, представленных в двухмерном и трехмерном видах, охватывающих наземное, подземное и надземное пространство, связанных между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать информацию о пространственных объектах одновременно из разных картографических массивов любых масштабов, включая базы тематических данных различных пользователей, и должна стать составной частью ИПД РФ. Требовалось в достаточно короткие сроки разработать и реализовать принципиально новый подход к обмену пространственными данными без разрушения сложившейся практики создания и использования в службах, имеющих опыт работы с геоинформационными системами (ГИС), с обеспечением возможности развития системы за счет удобного подключения и расширения числа участников. Сложность состояла в необходимости интеграции информации, создаваемой и поддерживаемой хотя и на единой картографической основе, но в разных, часто плохо сопоставимых форматах пространственных данных, на базе различных ГИС, используемых разными службами. Следует отметить, что в Москве, как и в других крупных городах, выбор конкретных информационных технологий обусловливается множеством факторов, включая не только экономическую составляющую внедрения систем, но и разновременность внедрения технологий в разных отраслях, сложившийся опыт специалистов, формат поступающих данных или даже просто спонтанное решение. Тем не менее, в данном случае перевод служб на единую ГИС-платформу не рассматривался как вариант общего решения, поскольку это не только невозможно, но и нецелесообразно. Решение искалось в новых стандартах обмена пространственной информацией на базе сервис-ориентированной архитектуры с использованием международных стандартов обмена пространственной информацией, разрабатываемых международным консорциумом OGC . Данный подход позволил не разрабатывать новое программное обеспечение или унифицировать его использование, а определить направления для связи распределенных информационных узлов для обмена сообщениями. На основании указанной выше концепции, в 2010 г. Постановлением Правительства Москвы 162-ПП была принята Среднесрочная городская целевая программа работ по развитию ЕГИП города Москвы на гг. Основными задачами программы являлись следующие. 1. Геодезическое обеспечение единой геоинформационной инфраструктуры на основе совершенствования опорной геодезической сети города Москвы и спутниковых технологий с использованием системы ГЛОНАСС/GPS. 2. Обеспечение пользователей актуализированными материалами дистанционного зондирования (рис. 2) и информационными ресурсами единой государственной картографической основы города Москвы (рис. 3). 3. Создание трехмерной цифровой модели территории города Москвы (рис. 4). 4. Инженерно-геологическое картографирование. 5. Интеграция пространственных данных городских систем для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия. 6. Совершенствование нормативного, кадрового, научного и технологического обеспечения ЕГИП города Москвы. В гг. Распоряжением Правительства Москвы от г. 566-РП создана и введена в промышленную эксплуатацию Интегрированная автоматизированная информационная система ЕГИП города Москвы (ИАИС ЕГИП). Она реализована как общегородская система для работы с пространственными данными в едином геоинформационном пространстве. Система создавалась как общегородская для работы с пространственными данными всех органов исполнительной власти города. Она представляет собой совокупность отраслевых узлов, обес- 7

5 печивающих решение задач, стоящих перед комплексами городского хозяйства, объединенных между собой центральным узлом. В первую очередь обеспечивались условия для решения задач в области градостроительных и земельных отношений. Были объединены узлы градостроительного комплекса (Москомархитектура) (рис. 5) и комплекса имущественно-земельных отношений (Департамент земельных ресурсов) (рис. 6). Логическая архитектура ЕГИП города Москвы включает следующие основные компоненты: среду межсистемного обмена и доступа к геопространственным данным органов исполнительной власти; центральный узел среды ЕГИП города Москвы; среду оперативного доступа к геопространственным данным ЕГИП города Москвы. Доступ к данным ЕГИП города Москвы осуществляется посредством среды оперативного доступа. Она включает в себя организацию доступа с использованием системы геопорталов, средств просмотра и редактирования геоданных, которыми могут быть как внешние системы, реализованные в виде «толстого» или «тонкого» клиента, так и предоставляемые средой оперативного доступа ЕГИП программные и инструментальные средства. Система геопорталов ЕГИП содержит три основных геоинформационных портала, различной степени конфиденциальности данных: геоинформационный портал ЕГИП для открытого доступа, служебный геоинформационный портал для органов исполнительной власти города Москвы, режимный геоинформационный портал органов исполнительной власти города Москвы. Рис. 5 Пространственные данные Генерального плана развития города Москвы Рис. 6 Информационный слой градостроительных планов земельных участков В 2011 г. в рамках работ по развитию ИАИС ЕГИП был создан открытый контур ЕГИП, в котором опубликованы общедоступные пространственные данные. В настоящее время публичный доступ к ним реализован с использованием «Электронного Атласа Москвы» (разработанного по заказу Департамента информационных технологий. Он включает картографические материалы и сервисы пространственных данных. В атласе размещаются: карты города Москвы, созданные на основе открытого цифрового картографического фона, входящего в состав единой государственной картографической основы города Москвы; космические снимки города Москвы; информация об отдельных объектах и территориях города Москвы и др. В 2012 г. Правительством города Москвы была принята Государственная программа города Москвы «Градостроительная политика на годы», в которую вошла подпрограмма 9 «Развитие единого геоинформационного пространства города Москвы». 8

6 В результате реализации вышеуказанных программ планируется обеспечить органы исполнительной власти, организации, органы правопорядка и обеспечения мероприятий гражданской защиты города Москвы, а также его жителей комплексными пространственными данными о территории города, включая данные о подземном пространстве, материалы дистанционного зондирования, геологическую информацию и отраслевые пространственные ресурсы. Созданием пространственных данных заняты практически все основные службы города, обеспечивающие планирование, строительство, реконструкцию, функционирование и развитие города. Пространственные данные о городской территории постоянно накапливаются в Геофонде города Москвы, который включает: картографо-геодезические, геологические материалы, данные инженерных изысканий, представляющие согласованные между собой наборы в виде совокупности карт и планов, моделей местности, отдельных слоев картографической информации, а также материалов дистанционного зондирования территории, опорно-геодезической сети и других видов информации. Пространственная информация, имеющая отраслевую принадлежность, такая как данные кадастра объектов недвижимости, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, кадастра особо охраняемых природных территорий, экологического мониторинга территории города Москвы, данные различных городских информационных систем, сформированные в результате выполнения городских программ и отдельных договоров, не являющиеся фондовой картографической информацией, накапливаются в составе тематических информационных ресурсов города Москвы или уполномоченных организаций и служб. Дальнейшее развитие ЕГИП города Москвы необходимо проводить в следующих основных направлениях: разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения работ по созданию и развитию ЕГИП города Москвы; развитие состава и полноты представляемой отраслевой органов исполнительной власти города Москвы; создание и развитие многомерного пространственного представления территории и объектов города Москвы; создание и развитие аналитических возможностей по представлению и обработке отраслевых пространственных данных. Изложенные выше положения более подробно отражены в книге «Единое геоинформационное пространство города Москвы как составная часть инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации» , подготовленной авторами этой статьи и изданной под редакцией А.В. Антипова (см. с. 43. Прим. ред.). Авторы выражают благодарность руководству ГУП «Мосгоргеотрест» за предоставленную информацию и оказанную поддержку при подготовке и издании книги. В книге приведен обзор инфраструктур пространственных данных стран Европейского союза и Российской Федерации. Рассмотрены вопросы создания Единого геоинформационного пространства города Москвы, необходимости его совершенствования на современном этапе для использования в градостроительной деятельности органов исполнительной власти ТЕХНОЛОГИИ города и организаций, а также в других сферах жизнедеятельности города. Она снабжена большим количеством приложений, раскрывающих опыт создания ЕГИП города Москвы. Во второй части книги планируется более подробно рассмотреть отраслевой узел ИАИС ЕГИП города Москвы как с точки зрения технологических решений, так и с точки зрения методов проектирования, а также вопросы, указанные в основных направлениях дальнейшего развития ЕГИП города Москвы. Список литературы 1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г р «Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации» Директива 2007/2/EC Европейского парламента и Совета Европы от 14 марта 2007 г. о создании инфраструктуры пространственной информации Европейского сообщества (INSPIRE) Open Geospatial Consortium Антипов А.В., Кошкарев А.В., Потапов Б.В., Филиппов Н.В. Единое геоинформационное пространство города Москвы как составная часть инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Часть 1 // Под ред. А.В. Антипова. М: ООО Издательство «Проспект», c. RESUME An experience of creating a single geoinformation space of the city of Moscow is considered together with the trends of its improvement for use in both urban planning by the Moscow executive authorities and city organizations, and other fields of the city life. The necessity of taking into account the international and Russian experience in the creation, development and use of spatial data infrastructures, created on the basis of geoinformation technologies is noted. 9


ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 14 ноября 2014 года 453 Об утверждении Положения об инфраструктуре пространственных данных на территории Республики Крым В соответствии со статьей 84 Конституции

Геоинформационные технологии 59 И. У. Ямалов (Агентство по информационным технологиям Республики Башкортостан) В 1986 г. окончил Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) по

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ ВСЕ ГОСУСЛУГИ ПЕРЕВЕДЕНЫ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ www.pgu.mos.ru О КОМИТЕТЕ Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура)

РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА Александр Самборский канд.техн.наук, доцент Национальный центр геодезии и картографии Семинар «Подходы и лучшая практика в

ОБ ОПЫТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГЕОСЕРВИСОВ ОПЕРАТОРА РОССИЙСКИХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЗЗ С ВЕДОМСТВЕННЫМИ СИСТЕМАМИ МОНИТОРИНГА Гусев Максим Анатольевич НЦ ОМЗ ОАО «Российские космические системы» Лунева

22 П. А. Лошкарев (ОАО «НИИ точных приборов») В 19 7 8 г. о к о н ч и л В о е н н о - к о с м и ч е с к у ю а к а д е м и ю и м. А. Ф. М о ж а й с к о г о. В н а с т о я щ е е в р е м я н а ч а л ь н и

ОАО «Научно-исследовательский и производственный центр «Природа» Роскартографии ИНФОРМАЦИОННО-КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АКТУАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТОПОГРАФИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ФЕДЕРАЛЬНЫХ И

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНЫХ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СЕРВИСОВ ОПЕРАТОРА РОССИЙСКИХ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЗЗ Н а ч а л ь н и к с е к т о р а А О «Р о с с и й с к и е к о с м и ч е с

\ql Постановление администрации города Владимира от 11.04.2013 N 1285 "Об утверждении Положения о ведении единого цифрового топографического плана муниципального образования город Владимир масштаба 1:500

Интегрированная региональная информационная система Калужской области Значимый вклад в развитие сферы геоинформационных технологий и ДЗЗ Информация о номинанте ГБУ КО «Центр «Кадастр» является учреждением,

Уважаемые коллеги! Этот номер выходит в преддверии 235-летия геодезического и землеустроительного образования в России. Редакция поздравляет преподавателей, студентов и выпускников двух старейших университетов

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ ПРИКАЗ от 14 июля 2003 г. N 124 О ГЕОФОНДЕ Г. МОСКВЫ (в редакции приказа Москомархитектуры от 8.10.2015 3618) В целях упорядочения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой Одобрен

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. 431-ФЗ О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации 5 января 2016 Принят Государственной

Принят Государственной Думой 22 декабря 2015 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года Глава 1. Общие положения О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные

Объем финансовых ресурсов Государственной программы города Москвы Приложение 4 к Государственной программе города Москвы «Градостроительная политика» на 2012-2018 гг. Государственная программа города Москвы

БАЗОВАЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА КОСМОС ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БАЗОВОЙ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ КОСМОС ПОСТРОЙ ГИС ЛЮБОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ! Максимальное использование результатов космической деятельности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 1 сентября 2015 г. 1698-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Основ государственной политики в

СОВЗОНД Компания «Совзонд» ведущий российский интегратор в области технологий ДЗЗ. Образована в 1992 году. Основными сферами деятельности компании являются: обеспечение актуальной геопространственной основой,

Департамент градостроительства администрации г. Красноярска «Импортозамещение в сфере информационно-коммуникационных технологий в государственных и муниципальных органах власти. Опыт: проблемы и решения»

Использование данных ДЗЗ 93 Региональныйцентр космических услуг Хабаровского края* Космическая деятельность занимает сегодня ключевое место не только в геополитике современных стран, определяя их статус

Геоинформационные системы Esri для лесного хозяйства России Апрель 2012 Геоинформационные системы (ГИС) являются одной из ключевых технологий эффективного управления лесным хозяйством, мониторинга лесных

Специалитет 1. Автоматизированные методы инженерно-геодезических работ (специальность «Прикладная 2. Автоматизация комплекса инженерно-геодезических работ (специальность «Прикладная 3. Аэрокосмические

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ УЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2017 2018 гг.» Уйское 2016 год Приложение 1 к постановлениюглавы

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 ноября 2012 г. N 633-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ Список изменяющих документов (в ред. постановлений

Опыт Ярославской области по созданию центра ИТ-компетенции в интересах государства Докладчик: Князикова Мария КП ЯО «Электронный регион» Место проведения: КЗЦ «Милениум» Дата: 21-22 Ноября 2013 г. Создание

Создание национальной геоинформационной системы Республики Казахстан на платформе ГИС Панорама Железняков Андрей Владиславович, первый заместитель генерального директора ЗАО КБ «Панорама» Национальная

65 Н.М. Вандышева (ФКЦ «Земля») В 1970 г. окончила математико-механический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «математика». Работала в космической промышленности, во

17 Б. А. Дворкин (компания «Совзонд») В 1974 г. окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «картография». Работал в ПКО «Картография», ООО «Картография Хубер»,

Л У Г А Н С К А Я Н А Р О Д Н А Я Р Е С П У Б Л И К А ЗАКОН Об основах градостроительства Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы градостроительной деятельности

СОЗДАНИЕ КЛИЕНТСКОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Начальник Управления информационных систем обеспечения градостроительной деятельности

Использования данных LANDSAT-7ETM при создании геоинформационной сети регионов Азербайджана С.Р. Ибрагимова Институт Космических Исследований Природных Ресурсов (ИКИПР АНАКА) AZ1106, Азербайджан, г. Баку,

О необходимости создания и функционирования региональной инфраструктуры пространственных данных в Алтайском крае Ротанова Ирина Николаевна Алтайский государственный университет, Институт водных и экологических

74 Российские федеральные и региональные геопорталы В таблице даны краткие описания некоторых федеральных и региональных геопорталов и ссылки на них в сети Интернет. РОССИЙСКИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГЕОПОРТАЛЫ Система

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 августа 2016 г. N 541 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В соответствии

Внедрение результатов космической деятельности в экономико-хозяйственную деятельность Ульяновской области и создание региональной инфраструктуры пространственных данных Опорные материалы для разработки

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 августа 2007 г. N 10078 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 74 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 120 ФЕДЕРАЛЬНОЕ

Применение геоинформационных технологий в органах государственной власти Санкт-Петербурга. Состояние и перспективы развития Докладчик: начальник отдела аналитического обеспечения информатизации Комитета

ПРОГРАММА вступительного испытания в магистратуру по направлению «Землеустройство и кадастры» Раздел 1. Геодезическое обеспечение землеустройства, кадастра и мониторинга земель. Геодезические работы в

ПРОЕКТ Об использовании Единой государственной картографической основы города Москвы для решения задач управления городским хозяйством с применением информационных технологий В соответствии с Законом города

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 16 октября 2013 г. 454-п г. Тюмень Об утверждении Порядка ведения информационного банка данных градостроительной деятельности Тюменской области В соответствии

«ИПД Регион» Универсальное решение для быстрого создания инфраструктуры пространственных данных уровня региона «ИПД Регион» Типовое программное решение для создания инфраструктуры пространственных данных

ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. 2387-р К О Н Ц Е П Ц И Я создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «УРАЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «УРАЛГЕОИНФОРМ» АКТУАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ ИНВЕСТИЦИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ ИНВЕСТИЦИЯ В УПРАВЛЕНИЕ V ВСЕРОССИЙСКАЯ

ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ проекта правил землепользования и застройки городского округа (городского, сельского поселения) (ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ) 1.Заказчик:. 2. Исполнитель: 3. Вид градостроительной документации:

Государственная программа города «Градостроительная политика» на годы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для ее достижения

Стр. 1 из 5 Приказ Министерства регионального развития РФ, Минэкономразвития РФ и Федерального агентства геодезии и картографии от 1 августа 2007 г. N 74/120/20-пр Об утверждении требований к техническим

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА М.В. Фадеева (МКУ «Городской центр градостроительства и архитектуры», Нижний Новгород) В 2003 г. окончила

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ (МИИГАИК) Описание основной образовательной программы высшего образования Направление

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 октября 2010 г. N 1344 О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ТЕРРИТОРИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 декабря 2009 г. N 1088 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ "УПРАВЛЕНИЕ" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.09.2011

П О Л О Ж Е Н И Е об отделе строительной политики управления строительства и архитектуры администрации города Мичуринска 1. Общие положения 1.1.Отдел строительной политики управления строительства и архитектуры

5718 УДК 332.1 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА З.А. Васильева E-mail: [email protected] Т.П. Лихачева E-mail: [email protected] С.А. Подлесный

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 октября 2013 г. N 358-П О государственной программе Челябинской области "Развитие информационного общества в Челябинской области на 2014-2015 годы"

7 мая 1998 года N 73-ФЗ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001

7-я Всероссийская конференция «Электронные услуги и сервисы на основе использования пространственных данных» Ульяновск 4-6 октября 2011 Повышение эффективности территориального управления за счет использования

Система управления земельно-имущественным комплексом (ЗИК) ООО «ПРАЙМ ГРУП», www.primegroup.ru Назначение Системы управления ЗИК Цель Системы управления ЗИК: автоматизированное управление процессами, связанными

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПЯТЫЙ СОЗЫВ Сорок четвертое заседание РЕШЕНИЕ от 28 июня 2011 г. N 48/44 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ "О ДЕПАРТАМЕНТЕ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И

Утверждены Комиссией по развитию информационного общества и формированию электронного Правительства Челябинской области 19.02.2013 г. На целевом уровне приоритетные направления развития информационных

ОПЫТ ПОЛУЧЕНИЯ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ А.В. АНТИПОВ, управляющий ГУП «Мосгоргеотрест», заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству, г. Москва Московский городской трест геолого-геодезических

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 21 февраля 2015 г. 151 МОСКВА О порядке взаимодействия с Государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС" В соответствии

ГЕОГРАФИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ 2013 2 С. 145 150 Научный журнал http: // www.izdatgeo.ru МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ УДК 004.75 И. В. БЫЧКОВ*, В. М. ПЛЮСНИН**, Г. М. РУЖНИКОВ*, Р. К. ФЁДОРОВ*, А. Е. ХМЕЛЬНОВ*,

УДК 528.91:004:332 А.Л. Ильиных СГГА, Новосибирск РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В статье приведено описание базы данных,

Разговор о необходимости создания единого геоинформационного пространства города Москвы.

Москва один из крупнейших городов земли со сложной инфраструктурой, уникальный по территориальной организации, структуре и управлению мегаполис. В городе существуют информационные системы, базирующиеся на современных средствах сбора информации, объемы которой постоянно растут в геометрической прогрессии. Поэтому во многих странах и городах развиваются интеграционные процессы, обеспечивающие консолидацию и упорядочение информационных потоков, создающие условия для формирования единой информационной инфраструктуры.

На протяжении последних лет в Москве развернуто интенсивное жилищное строительство, реконструкция и капитальный ремонт, строятся и реконструируются транспортные магистрали и инженерные коммуникации, осуществляется комплексное благоустройство и другие виды работ.

В целом в городе, сложилась благоприятная возможность объединения информационных ресурсов и создание на их базе новых. Международный опыт показывает, что интеграцию разрозненной информации лучше всего осуществлять на основе геоинформационных технологий.

Утвержденная правительством «концепция создания инфраструктуры пространственных данных(ИПД)» на трёх уровнях: федеральном, территориальном и муниципальном. На законодательном уровне России то же необходимо обеспечить регулирование отношений в сфере создания и развития ИПД посредством принятия соответствующих подзаконных актов.

При проектировании технических компонентов ИПД РФ возникает ряд научно прикладных задач.

1) Выполнить структурный анализ всей пространственной информации, используемой органами исполнительной власти, крупными предприятиями и другими пользователями.

2) Необходимо формализовать описание размещаемой в ИПД информации, ее взаимосвязей и использования

Доступ пользователей к информации, содержащейся в федеральных и региональных ресурсах, должен по мере возможности осуществляться в режиме одного окна. ЕГИП города Москвы представляет собой сочетание массивов пространственных данных о территории города, представленных в двухмерном и трехмерном видах, охватывающих наземное, подземное и надземное пространство, связанных между собой единой координатной основой.

В 2010г Постановлением Правительства Москвы №162-ПП была принята Среднесрочная городская целевая программа работ по развитию ЕГИП города Москвы на 2010-2012гг. Основными задачами программы являлись следующие.

  1. Геодезическое обеспечение единой геоинформационной инфраструктуры
  2. Обеспечение пользователей актуализированными материалами
  3. Создание трехмерной цифровой модели города Москвы
  4. Инженерно-геологическое картографирование
  5. Обеспечение межведомственного взаимодействия
  6. Совершенствование нормативного, кадрового, научного и технологического обеспечения ЕГИП г. Москвы.

Логическая архитектура ЕГИП города Москвы включает следующие основные компоненты:

Среду межсистемного обмена и доступа к геопространственным данным органов исполнительной власти

Центральный узел среды ЕГИП города Москвы

Среду оперативного доступа к пространственным данным

Система геопорталов содержит три основных портала различной степени конфиденциальности:

А) Портал для открытого доступа

Б) Служебный портал для органов исполнительной власти г. Мосвы

В) Режимный геоинформационный портал органов исполнительной власти г. Москва

Дальнейшее развитие ЕГИП г. Москвы необходимо проводить в следующих основных направлениях.

Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения работ

Развитие состава и полноты предоставляемой информации

Создание и развитие многомерного предоставления территории

Создание и развитие аналитических возможностей

Об интегрированной автоматизированной информационной системе «Единое геоинформационное пространство города Москвы»

В целях развития Единого геоинформационного пространства го- рода Москвы и обеспечения доступа органов исполнительной к геопространственным данным: 1. Ввести в промышленную эксплуатацию интегрированную автома- тизированную информационную систему "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП) 2. Утвердить Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство го- рода Москвы" (приложение). 3. Установить, что является оператором и государственным заказчиком про- мышленной эксплуатации ИАИС ЕГИП, а также уполномоченным органом исполнительной , ответственным за регламенти- рованное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия в рамках Единого геоинформационного пространства города Москвы. 4. Признать утратившими силу: 4.1. Распоряжение Правительства Москвы от "О создании Координационного совета по программе разви- тия единого геоинформационного пространства города Москвы". 4.2. Распоряжение Правительства Москвы от "О вводе в промышленную эксплуатацию". 4.3. Распоряжение Правительства Москвы от "О вводе в промышленную эксплуатацию интегрированной ав- томатизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (первая очередь)". 5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Ермолаева А.В. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение к распоряжению Правительства Москвы от 20 марта 2012 г. N 120-РП Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформацион- ное пространство города Москвы", способ утверждения порядка инфор- мационного взаимодействия между органами государственной и организациями (далее - участники информационного взаимодействия) в целях обеспечения межсистемного обмена и доступа к единому геоинформационному пространству города Москвы, состав участников информационного взаимодействия, их права и обязанности. 1.2. Интегрированная автоматизированная информационная систе- ма "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП) представляет собой государственную информационную сис- тему, обеспечивающую интеграцию и предоставление геопространствен- ных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов госу- дарственной и организаций. 1.3. В ИАИС ЕГИП включаются пространственные данные о терри- тории города Москвы, представленные в двухмерном и трехмерном ви- дах, охватывающие наземное, подземное и надземное пространство, связанные между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематичес- ких данных различных информационных ресурсов. 1.4. ИАИС ЕГИП является составной частью инфраструктуры пространственных данных города Москвы, которая представляет собой совокупность городских информационных ресурсов, технологий, сис- тем, правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализа- ции, хранения, распространения, обмена и использования пространс- твенных данных и метаданных. 1.5. Основными целями создания ИАИС ЕГИП являются: - развитие геоинформационных технологий в городе Москве за счет комплексного подхода в использовании пространственных данных и развития интеграционных процессов; - формирование и развитие информационной базы геопространс- твенных данных для использования органами государственной в деятельности по развитию города Москвы и повышению безопасности города в целом; - повышение качества государственного управления, оказания государственных и иных услуг за счет более эффективного использо- вания пространственных данных; - снижение бюджетных расходов на развитие и поддержание ин- формационных ресурсов единого геоинформационного пространства го- рода Москвы за счет исключения дублирования работ по созданию и актуализации пространственных данных. 2. Участники информационного взаимодействия 2.1. Участниками информационного взаимодействия с использова- нием ИАИС ЕГИП являются пользователи и поставщики информации в ИАИС ЕГИП, а также уполномоченный орган ИАИС ЕГИП (оператор ИАИС ЕГИП). 2.2. Пользователи информации - органы государственной , граждане и организации, нуждающиеся в конкретной информации, содержащейся в едином геоинформационном пространстве города Москвы, и предоставляемой другими участниками информацион- ного взаимодействия. Органы государственной являются пользо- вателями любой информации, содержащейся в ИАИС ЕГИП (в том числе информации для служебного пользования). Граждане являются пользователями информации общего пользова- ния, содержащейся в ИАИС ЕГИП. Организации являются пользователями информации общего пользо- вания, содержащейся в ИАИС ЕГИП, а также по их запросу - информа- ции для служебного пользования. 2.3. Поставщик информации - органы государственной власти го- рода Москвы и организации, являющиеся собственниками информацион- ных ресурсов, располагающие необходимой информацией и предоставля- ющие ее другим участникам информационного взаимодействия. 2.4. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП (оператор ИАИС ЕГИП) - орган исполнительной , ответственный за регла- ментированное осуществление информационного обмена между участни- ками информационного взаимодействия. 3. Структура интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" 3.1. В состав ИАИС ЕГИП входят: 3.1.1. Система оперативного доступа к геопространственным данным единого геоинформационного пространства города Москвы - ин- формационная система, предназначенная для служебного пользования имеющими к ней доступ участниками информационного взаимодействия. 3.1.2. Среда межсистемного обмена геопространственными данны- ми единого геоинформационного пространства города Москвы - инфор- мационная система, состоящая из системной базы данных геоинформа- ционных ресурсов и среды обмена геопространственными данными, включая пространственные данные, находящиеся у органов государс- твенной . 3.1.3. Автоматизированная информационная система "Электронный Атлас" - информационная система, предназначенная для предоставле- ния официальных геопространственных данных Правительства Москвы в открытом доступе. 3.1.4 Технологический портал ИАИС ЕГИП - информационная сис- тема, обеспечивающая доступ к геопространственным данным ИАИС ЕГИП и предоставляющая описание информационных ресурсов ИАИС ЕГИП. 3.2. Информационные ресурсы ИАИС ЕГИП включают базовые прост- ранственные данные и тематические (отраслевые) пространственные данные. 3.3. В состав базовых пространственных данных входят открытый цифровой картографический фон масштабов 1:25000 и 1:10000 Единой государственной картографической основы города Москвы (ЕГКО), включая схемы административно-территориального деления города. 3.4. Формирование и обновление базовых пространственных дан- ных ИАИС ЕГИП осуществляется на основании информации, предостав- ленной уполномоченной организацией по созда- нию и ведению Единой государственной картографической основы г.Москвы. 3.5. Состав тематических (отраслевых) пространственных данных определяется оператором ИАИС ЕГИП по предложению поставщиков ин- формации и утверждается уполномоченным органом ИАИС ЕГИП. 4. Порядок информационного взаимодействия и использования компонентов Единого геоинформационного пространства 4.1. Порядок информационного взаимодействия между участниками информационного взаимодействия определяется регламентом взаимо- действия, утверждаемым уполномоченным органом ИАИС ЕГИП. 4.2. Межсистемный обмен геопространственными данными и публи- кация официальных пространственных данных на официальных сайтах органов государственной в информационно-теле- коммуникационной сети Интернет осуществляется с использованием ИАИС ЕГИП. 4.3. Формирование и обновление информационных ресурсов ИАИС ЕГИП осуществляется оператором ИАИС ЕГИП на основании информации, предоставленной поставщиками информации, с использованием элект- ронно-цифровой подписи. 5. Права и обязанности участников информационного взаимодействия 5.1. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП: - обеспечивает развитие программно-аппаратной части ИАИС ЕГИП; - разрабатывает регламент взаимодействия между участниками информационного взаимодействия; - осуществляет взаимодействие с участниками информационного взаимодействия в рамках реализации настоящего положения; - осуществляет контроль за соблюдением участниками информаци- онного взаимодействия требований, установленных настоящим положе- нием. 5.2. Оператор ИАИС ЕГИП: - обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федера- ции в области информации, информационных технологий и защиты ин- формации, а также требованиями, установленными Правительством Рос- сийской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; - обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в круглосуточном режиме; - осуществляет формирование и обновление пространственных данных на основе информации, предоставляемой участниками информа- ционного взаимодействия; - обеспечивает целостность и доступность данных ИАИС ЕГИП для участников информационного взаимодействия; - осуществляет ведение ретроспективных данных; - осуществляет учетную регистрацию участников информационного взаимодействия и предоставляет им доступ к ИАИС ЕГИП; - осуществляет консультационную поддержку участников информа- ционного взаимодействия по вопросам использованию ИАИС ЕГИП. Отдельные функции оператора ИАИС ЕГИП могут быть переданы ор- гану или организации по решению в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. Оператор ИАИС ЕГИП не несет ответственность за достоверность и полноту информации, предоставляемой поставщиками информации. 5.3. Поставщик информации: - осуществляет формирование и ведение тематической составляю- щей части ИАИС ЕГИП; - обеспечивает достоверность и полноту предоставляемой инфор- мации; - соблюдает требования и правила ведения и использования дан- ных ИАИС ЕГИП. 5.4. Пользователь ИАИС ЕГИП: - осуществляет доступ к ИАИС ЕГИП в соответствии с установ- ленным регламентом взаимодействия; - направляет оператору ИАИС ЕГИП предложения по изменению по- рядка предоставления информации; - соблюдает требования эксплуатационной документации по ис- пользованию данных ИАИС ЕГИП; - соблюдает требования законодательства о защите информации ограниченного доступа и обеспечении информационной безопасности информации, передаваемой с использованием ИАИС ЕГИП.

С. А. Зубков

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил кот.

- Да мне почти все равно, - начала Алиса

- Тогда все равно, куда идти, - сказал кот.

- Лишь бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

- Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал кот, - конечно, если не остановишься на полпути.

(Л. Кэрролл, «Приключения Алисы в стране чудес»)

В отличие от главной героини знаменитого произведения Л. Кэрролла, у специалистов Департамента информационных технологий города Москвы, принимающих участие в формировании геоинформационного пространства города, есть понимание, куда они хотят прийти. Однако обо всем по порядку.

Работы по формированию Единого геоинформационного пространства (ЕГИП) города Москвы проводятся в рамках реализации Государственной программы города Москвы «Информационный город (2012–2016 годы)». Проекты, направленные на развитие ЕГИП, входят в состав приоритетных в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие информационно-коммуникационных технологий для повышения качества жизни в городе Москве и создания благоприятных условий для ведения бизнеса».

Согласно пункту 1.2 распоряжения Правительства Москвы от 20 марта 2012 г. № 120-РП «Об интегрированной автоматизированной информационной системе «Единое геоинформационное пространство города Москвы» ЕГИП представляет собой «государственную информационную систему, обеспечивающую интеграцию и предоставление геопространственных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов государственной власти города Москвы и организаций». Стоит сразу озвучить, что задача навести порядок в отраслевых базах геоданных (БГД) и обеспечить их предоставление в рамках мероприятий по формированию единой общегородской платформы открытых данных - это только первый этап в развитии геоинформационного пространства столицы.

Идеологически ЕГИП должно представлять n -мерный массив событий, последовательное и/или параллельное возникновение которых способно образовать бизнес- или технологический процесс получения, обработки и применения геоданных в рамках предоставления государственных услуг гражданам и организациям; межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти (ОИВ) города Москвы; контроля качества услуг, направленных на повышение качества жизни и обеспечение безопасности населения города; развития транспортной, культурно-досуговой и физкультурно-спортивной инфраструктур; повышения уровня доступности городской инфраструктуры для маломобильных групп граждан; охраны окружающей среды и мн. др.

Каждое событие в ЕГИП можно описать набором значений по шести основным измерениям:

  1. функциональные:
    • геоданные (отраслевые, общегородские);
    • поставщики геоданных (ОИВ, внешние организации);
    • потребители геоданных (граждане, ОИВ, внешние организации);
  2. обеспечивающие:
    • программное обеспечение (ГИС-серверы, веб-клиенты, мобильные приложения);
    • объекты системно-технической инфраструктуры (серверы, хранилища данных, каналы передачи данных);
    • механизмы передачи геоданных (веб-сервисы, файлы, реплики БГД).

Еще раз отмечу, что основной целью развития ЕГИП является формирование оптимального по составу и плотности событий геоинформационного пространства, позволяющего обеспечить геоинформационную поддержку существующих процессов оказания услуг населению города и организациям, а также позволяющего формировать новые процессы и наборы услуг, базирующиеся на геоданных.

Как говорилось выше, в рамках первого этапа (2012–2013 гг.) формирования геоинформационного пространства все силы были брошены на анализ отраслевых БГД в части структур хранения, дублирования, качества топологических связей, тематической классификации. Специалистам Департамента информационных технологий города Москвы совместно с задействованными ОИВ и другими участниками проекта удалось собрать воедино достаточно большой массив отраслевых данных, выделить на их основе общегородские геоданные, согласовать и утвердить в Аппарате Мэра и Правительства Москвы первую версию тематического классификатора. В настоящее время выделено семнадцать постоянных тематических категорий, а также отдельные категории сезонных данных. Большая часть собранных данных (около 200 слоев) предоставлена в настоящее время на суд жителей города в публичном доступе посредством первой версии общегородского интерактивного геоинформационного ресурса «Электронный атлас города Москвы» (eatlas.mos.ru). Любой пользователь ресурса имеет возможность помочь нам в корректировке данных, отправив сообщение с помощью удобных форм (рис. 1а, 1б).

Рис. 1. Формы обращения

Понимая, что отдельно геоданные, какими бы корректными они ни были, мало чем смогут помочь рядовым гражданам, в рамках второго этапа развития ЕГИП (2013–2014 гг.) основной упор будет сделан на развитие геосервисов. Помимо базовых сервисов (удобный комбинированный поиск по адресу и местоположению, прокладка маршрутов), Электронный атлас будет предоставлять информацию о доступности объектов городской инфраструктуры для маломобильных групп граждан. Уже проводится интеграция с порталом государственных услуг, и в ближайшее время станут доступны функция записи в спортивные секции и другие услуги основного и дополнительного образования. Пользователям ресурса будет доступен сервис просмотра панорам города. По поручению мэра Москвы в ближайшее время будет подготовлена англоязычная версия ресурса. В 2014 г. выйдет и первая мобильная версия Электронного атласа города Москвы.

Не менее важным направлением развития ЕГИП до 2014 г. останется геоинформационное обеспечение раскрытия тематических отраслевых баз объектов городского хозяйства и привлечение сторонних разработчиков сервисов и приложений на основе этих данных.

Теперь о тех, кто с другой стороны «баррикад» - о поставщиках данных. С целью интеграции существующих отраслевых геоинформационных систем, обеспечения средствами формирования и ведения геоданных тех ОИВ, которые ранее таковых не имели, в рамках первого этапа развития ЕГИП была создана «Подсистема оперативного доступа к геопространственным данным Единого геоинформационного пространства города Москвы». Основной задачей данного ресурса ЕГИП является обеспечение специалистов ОИВ-поставщиков геоданных средствами создания и редактирования пространственной атрибутики геоданных, а также придания им юридической значимости посредством электронной подписи ответственного лица.

В рамках второго этапа развития ЕГИП данный ресурс также не останется без внимания и будет значительно доработан в части развития API, расширения функций редактирования и визуального представления, формирования механизмов геоанализа и подготовки сложных картографических отчетов.

Все, о чем писалось выше, касается функциональной архитектуры геоинформационного пространства города Москвы. Данные изменения, конечно же, не возможны без серьезных изменений и на других уровнях архитектуры. Целевая архитектура ЕГИП представлена на рис. 2.


Рис. 2. Схема целевой архитектуры ИАИС ЕГИП

В связи с этим намечены следующие основные мероприятия в рамках дальнейшего развития ЕГИП в части прикладной и системно-технической архитектуры:

  1. переход от классической 3-уровневой модели корпоративной ИС крупного предприятия, использованной для максимально быстрого решения задач первого этапа, к решениям на основе ESB и SOA;
  2. переход в предоставлении ресурсов на основе моделей облачных вычислений - PaaS, SaaS, DaaS;
  3. формирование полноценного программно-технического комплекса анализа и управления ЕГИП.

Неотъемлемой составляющей развития архитектуры ЕГИП является формирование механизмов анализа и управления изменениями архитектуры ЕГИП, включающее в себя следующие работы:

  1. определение состава атрибутов значений по каждому измерению;
  2. разработка сводного показателя атрибутов значений по каждому измерению (для сортировки значений);
  3. формирование целевых значений по каждому измерению;
  4. разработка алгоритмов оптимизации архитектуры ЕГИП:
    • алгоритм формирования весовых коэффициентов событий;
    • алгоритм оптимизации значений по измерениям для отдельного события и группы событий (бизнес- или производственного процесса);
    • алгоритм определения состава и значений атрибутов для каждого измерения;
  5. разработка алгоритма формирования последовательности событий (бизнес- или производственного процесса) ЕГИП, обеспечивающего выполнение требований к оказанию услуг.

Не менее важным аспектом формирования ЕГИП города Москвы является качественное нормативно-правовое обеспечение. В данной части запланировано внесение изменений в текущие нормативно-правовые акты мэра и Правительства Москвы, а также разработка новых постановлений и регламентов, устанавливающих правила информационного взаимодействия в ЕГИП. Особое внимание на данном этапе будет уделено предложениям рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросу использования данных дистанционного зондирования Земли в Российской Федерации. Группа Экспертного совета была создана после доклада мэра Москвы С. С. Собянина на заседании президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию.

Common geoinformation space of Moscow city

ИСОГД города Москвы

Москва не только самый лучший, но и один из самых крупных и сложных городов Земли. Столица Российской Федерации - уникальный по территориальной организации, структуре и управлению мегаполис. В управлении городом принимают участие десятки ведомств, департаментов и служб, которые отвечают за различные сферы деятельности. Все эти сферы очень тесно взаимосвязаны, поэтому принятие решений базируется на большом объеме разнородной информации.

В Москве существуют сложные структуры по управлению информационными потоками, обеспечивающими своевременное поступление информации заинтересованным лицам. В городе созданы различные информационные системы, базирующиеся на современных средствах сбора и обработки информации. Объемы информации растут в геометрической прогрессии, и ими нужно уметь эффективно управлять. Именно с этой целью во многих странах и городах развиваются интеграционные процессы, обеспечивающие консолидацию и упорядочение информационных потоков, создающих условия для формирования единой инфраструктуры. Москва здесь не является исключением.

В российском градостроительстве намерения в формировании единой инфраструктуры информации получили развитие в концепции информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), формируемой на базе общих принципов государственной концепции инфраструктуры пространственных данных.

Пространственные данные – важная составляющая информационных потоков в городе, поскольку большая часть всей информации имеет территориальную привязку. Созданием пространственных данных заняты практически все основные службы города, обеспечивающие планирование, строительство, реконструкцию, функционирование и развитие города. В 1999 г. для лучшей сопоставимости пространственных данных Правительство города приняло решение о создании единой государственной картографической основы г.Москвы (ЕГКО), подготовка и ведение которой были поручены «Мосгоргеотресту». Эта основа создавалась на базе данных цифровых топографических планов, карт и схем масштабного ряда 1:2000 - 1:25000 и в 2002 г. введена в промышленную эксплуатацию. Информационный ресурс ЕГКО поддерживается в актуальном состоянии и предоставляется всем службам и организациям города, выполняющим проектные и инвентаризационные работы. Это существенно повысило надежность и достоверность информации, ускорило и облегчило ее совместное использование, значительно расширило информационный обмен пространственными данными. Были предприняты попытки сформировать единые процедуры создания пространственных данных и унифицировать обменные форматы, что улучшило возможность обмена данными, однако не решило проблем поддержания данных в актуальном состоянии. Регламенты обмена данными приводили к поступлению информации с опозданием и не гарантировали их актуальность в течение последующего периода использования.

Генплан г.Москвы инициировал создание единого информационного пространства

Нехватка или задержка поступления актуальных данных особо остро сказались при подготовке главного документа города – Генерального плана развития г.Москвы до 2025 г. Работа над этим документом была завершена в 2010 г. Она проводилась в нескольких проектных мастерских города и объединялась в Институте Генплана г.Москвы. Генплан г.Москвы – комплексный документ, по закону включающий 19 информационных групп пространственных данных, объединяющих более 50 картографических слоев.

Разработка Генплана базируется на множестве исходных пространственных данных, некоторые из них могут меняться в течение периода подготовки документа. Это существенно осложняло работы, требовало постоянного сопоставления с вновь поступающей пространственной информацией из других служб. Кроме того, при публичных обсуждениях Генплана и слушаниях в Городской Думе требовалась срочная дополнительная работа по конвертации данных из разных форматов для их представления в единой геоинформационной системе (ГИС).

В связи с этим, велись работы по развертыванию такой системы. И в качестве интеграционной платформы были приняты программные продукты семейства ArcGIS, установленные в двух основных центрах подготовки пространственных данных для этого документа: в Институте Генплана Москвы и Комитете по архитектуре и градостроительству г.Москвы («Москомархитектуре»).

В 2009 г. правительством города была также обсуждена и принята концепция создания единого геоинформационного пространства г.Москвы (ЕГИП), реализация которой позволила бы использовать современные технологические решения для оптимизации обмена пространственными данными. На ее основе утверждена среднесрочная целевая программа города на 2010-2012 гг.

Суть концепции заключается в стремлении к «интеграции пространственных данных, позволяющей одновременно отображать и обрабатывать пространственные объекты из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематических данных различных пользователей».

Предстояло в достаточно короткие сроки разработать и реализовать принципиально новый подход к обмену пространственными данными без разрушения сложившейся практики создания и использования пространственных данных в службах, имеющих опыт использования геоинформационных систем, и с обеспечением возможности развития системы за счет удобного подключения и расширения числа участников. Сложность состояла в необходимости интеграции информации, создаваемой и поддерживаемой хотя и на единой картографической основе, но в разных, часто плохо сопоставимых форматах пространственных данных, на базе различных ГИС-технологий и ГИС-систем, используемых в разных службах.

Следует отметить, что в Москве, как и в других крупных городах, выбор конкретных информационных технологий обусловливается множеством факторов, включая не только экономическую составляющую внедрения систем, но и разновременность внедрения технологий в разных отраслях, сложившийся опыт специалистов, формат поступающих данных или даже просто спонтанное решение. Тем не менее, в данном случае перевод служб на единую ГИС-платформу не рассматривался как вариант общего решения, поскольку это не только невозможно, но и нецелесообразно. Решение искалось в новых стандартах обмена пространственной информацией на базе сервис-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием международных стандартов обмена пространственной информацией, разрабатываемых международным консорциумом OGC (Open Geospatial Consortium). Данный подход позволил не разрабатывать новые программные продукты или унифицировать их использование, а разрабатывать направления связывания распределенных информационных узлов для обмена сообщениями.

Сервис-ориентированная архитектура ЕГИП г.Москвы

Сервис-ориентированная архитектура предполагает наличие трех основных составляющих: поставщиков сервисов, потребителей сервисов и реестра сервисов.

Исходя из этого, был рассмотрен вариант организации ЕГИП на базе геопортального решения (рис. 1). Его суть состояла в построении многоядерной (распределенной) информационной структуры с центральным узлом в «Москомархитектуре». Роль центрального узла состоит в наличии дополнительных функций оператора ЕГИП, обеспечивающего всех участников единой картографической основой и площадкой обмена информационными ресурсами.

Рис. 1. Общая схема организации ЕГИП.

В качестве такой площадки используется геопортал пространственных данных, построенный на технологии ArcGIS. Специальное серверное расширение – ArcGIS Geoportal Extension (от редакции: в ArcGIS 10 переработано в новый продукт Esri Geoportal Server) – позволило в кратчайшие сроки развернуть площадку взаимодействия в городском информационном контуре управления городом. Назначение геопортала заключается в консолидации информации об имеющихся в службах города децентрализованных пространственных данных, которые оформляются и предоставляются в пользование в виде стандартных геосервисов, а также в создании единой точки входа пользователей в эту среду.

Геопортал был встроен в общий портал Москомархитектуры, вход на который регламентирован для зарегистрированных пользователей, имеющих необходимые права (роли).

Ролевые функции позволяют: администратору – назначать роли, регулировать работу портала и одобрять или приостанавливать использование предложенных к регистрации данных; поставщикам данных – регистрировать собственные ресурсы пространственной информации на геопортале; пользователям – осуществлять поиск необходимых ресурсов, просматривать ресурсы и работать с доступными пространственными данными.


Рис. 2. Общий вид портала.

Консолидируемая на портале информация – это метаданные, которые создаются владельцами ресурсов по стандартному шаблону, предоставляемому геопорталом (рис. 2). Шаблон метаданных на пространственные данные (геосервисы и входящие в их состав информационные слои данных) создан на основе международного стандарта ISO 19115:2003 «Geographic information Metadata» (Географическая информация. Метаданные) и его отечественного профиля: стандарта РФ ГОСТ Р 52573-2006 «Географическая информация. Метаданные». В ходе работ был создан специальный профиль ЕГИП, позволивший использовать стандарты и в то же время упростить набор метаданных, необходимых для описания пространственных ресурсов города (рис. 3). В состав метаданных вошли «обязательные» элементы метаданных, относящиеся к их ядру, а также ряд элементов, не включаемых в ядро, но имеющих существенное значение для каталогизации пространственных данных.


Рис. 3. Страница геопортала для введения метаданных по разработанному профилю.

Для удобства использования в портал введены тематические разделы пространственной информации, рекомендуемые ИСОГД г.Москвы. Они позволяют упорядочивать информацию по разделам, привычным для пользователей. Распределение ресурсов по разделам происходит автоматически, после введения соответствующих метаданных о предоставляемых ресурсах.

Существенную роль в каталоге ресурсов играет система ключевых слов, облегчающих и ускоряющих тематический поиск ресурсов. Поисковая система, используемая геопортальным решением ArcGIS, построена на самом известном и популярном поисковом движке Apache Lucene, который обеспечивает индексацию и сложный поиск информационных ресурсов по любому из параметров метаданных или их сочетанию в реальном режиме времени.

Использование портала предполагает, что найденный перечень ресурсов можно сохранить для последующей работы. С этой целью в рамках портала создана система регистрации пользователей, обеспечивающая распределенный доступ к ресурсам и возможность создания и использования «личного кабинета».

Другим важным элементом геопортала является геовьюер (MapViewer) – специальное картографическое приложение, позволяющее просматривать или осуществлять полноценную работу с пространственными данными, зарегистрированными на портале. Необходимость такого приложения обусловлена и задачей предоставления пользователю на геопортале всех необходимых средств работы с картографическими сервисами.

С этой целью было разработано Web-приложение, обеспечивающее работу с геосервисами геопортала, а также возможность добавления любых других стандартных картографических геосервисов: как зарегистрированных на геопортале ЕГИП, так и не зарегистрированных, но имеющих URL-адрес, созданный по стандартам OGC.

Преимуществом приложения является возможность формирования профилей – собственных Web-проектов из имеющихся данных, а также возможность сохранять эти проекты в личном кабинете пользователя для последующей работы. Созданные профили по желанию могут быть доступны целой группе пользователей или быть индивидуальными. В распоряжении пользователей портала уже имеются собранные профили с составом данных, определенных Генпланом, системой СПРИТ (Сводный план регулирования использования территорий), МРГП (Мониторинг реализации генерального плана г.Москвы), ПЗЗ (Правила землепользования и застройки) и др. Эти данные доступны любому участнику портала с достаточным уровнем доступа для начала работы или просто в качестве базовой основы для формирования собственного профиля (рис. 4).


Рис. 4. Пример собранного профиля геопортала.

Данное Web-приложение достаточно удобно в использовании, для работы с ним не требуется специальная подготовка. При возникновении вопросов пользователь может обратиться к электронной справке, которая написана в лаконичном виде с иллюстрациями и пояснениями. Справочная система оформлена в привычном для Web-пользователей формате html с перекрестными ссылками внутри текста и развитой поисковой системой.

При внешней простоте работы функциональные возможности Web-приложения хорошо развиты. Имеются все необходимые стандартные средства работы с картой: увеличения/уменьшения, панорамирования, выбора масштаба отображения. Дополнительно разработаны инструменты измерений, выборки и получения информации по объектам любых слоев геосервисов.

Особо стоит отметить функцию адресного поиска, которая крайне важна для работы с пространственными данными в городе. Адрес можно найти, указав в поисковой строке начальные буквы названия улицы, затем выбрать из предложенного списка искомую улицу, по которой, в свою очередь, будут предложены для выбора все адреса. Если известен полный адрес, то поиск местоположения осуществляется моментально прямо на карте.

Поисковая система интерактивно связана с картой. Карту можно переместить в район найденного объекта с сохранением отображаемого масштаба или приблизить карту к выбранному объекту, можно также создать пространственную закладку.

В разделе таблицы содержания имеется дерево административных единиц города, к которым можно приблизиться, выбрав необходимый уровень иерархии, вплоть до конкретной улицы или адреса.

Поиск объектов можно осуществлять в специальном окне путем построения запроса по одному или нескольким атрибутивным значениям базы данных, на которых основываются сервисы пространственных данных.

Выбор объектов может осуществляться и графически: точкой, линией, очерченным полигоном. Информация о выбранном или найденном в результате поиска объекте поступает в карточку объекта – удобную форму для просмотра и анализа атрибутивной информации.

О реализации проекта

Для пилотного запуска портала и тестирования его функционала был определен ограниченный круг участников, удовлетворяющий нескольким требованиям:

  • располагающих пространственной информацией в цифровом виде и способных предоставить ее в виде картографических геосервисов;
  • имеющих защищенный канал передачи информации;
  • имеющих возможность использовать картографические геосервисы в ГИС-системах, применяемых для внутренних производственных целей.

Участниками тестирования стали «Москомархитектура», Институт Генплана Москвы, «Мосгоргеотрест», Департамент земельных ресурсов (ДЗР), Департамент градостроительной политики (ДГП).

У каждого участника были установлены технические средства защиты передачи информации и определен объем пространственных ресурсов, предоставляемых в ЕГИП. «Москомархитектура» выступала в роли поставщика данных и оператора ЕГИП. В Качестве оператора МКА подготовил и предоставил в информационное пространство ЕГКО, переданную «Мосгоргеотрестом», в виде ускоренного (кэшированного) картографического сервиса.

Институт Генплана Москвы подготовил ряд картографических сервисов, связанных с обеспечением Генплана города. Департамент земельных ресурсов зарегистрировал и предоставил в ЕГИП важную пространственную информацию о кадастровом учете земель города. Департамент градостроительной политики создал и зарегистрировал сервис о строящихся объектах города.

Все метаданные о названных ресурсах были внесены в геопортал и после контроля администратора геопортала поданы для их использования.

Тестирование работы портала проведено с использованием встроенного в геопортал Web-приложения MapViewer, а также в существующих собственных приложениях ДЗР и ДГП, которые подключили предоставленные на портале сервисы на рабочих местах сотрудников.

Результаты проведенного тестирования позволили высоко оценить оперативность разворачивания ЕГИП и возможность введения системы в промышленное использование без существенных дополнительных затрат.

Конечно, ни что сразу не бывает идеальным. Не все пока устраивает оператора ЕГИП и его пользователей в формируемой архитектуре ЕГИП. Основная сложность состоит в уровне разграничения доступа к данным, связанным, прежде всего, с ограничениями использования ЕГКО. Это влечет за собой существенное усложнение взаимодействия информационных узлов с формированием защищенных каналов обмена информацией, сужение числа участников информационного обмена. Так что обычному москвичу пока еще рановато становиться полноценным пользователем информации ЕГИП.

Другая сложность – разный уровень информационной и технической готовности держателей информации. Некоторые из них в ближайшем времени не смогут в оперативном режиме обеспечить ЕГИП своими геосервисами. Их информация, хотя и очень востребованная, пока останется доступной «на бумаге» или в электронных форматах и форме, непригодной для широкого использования.

Это Москва. Хочется, чтобы она была не только главным городом страны, но и самым современным в области информационных технологий. У оператора ЕГИП большие планы. Если они реализуются, то так и будет.